Налоговая система РФ и пути ее совершенствования icon

Налоговая система РФ и пути ее совершенствования



НазваниеНалоговая система РФ и пути ее совершенствования
Дата конвертации14.07.2012
Размер353.02 Kb.
ТипРеферат
Налоговая система РФ и пути ее совершенствования


Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Белгородская Государственная Технологическая Академия Строительных Материалов кафедра экономической теории КУРСОВАЯ РАБОТА по курсу «Экономическая теория» на тему: «Налоговая система России и пути её совершенствования» Выполнил: Пашнев Владислав Александрович студент 1 курса ФЭМ гр. ЭК - 11 Руководитель: Агарков Петр Данилович к.э.н., доцент - Белгород 1997 г. - [pic] План.Введение.Сущность понятия «налог» и объективная необходимость его существования. а) определение понятия «налог»; б) роль налогов в экономике. 3. Развитие, роль и функции налогов. 4. Некоторые трудности при сборе налогов.Структура налоговой системы РФ. Службы - Налоговая инспекция и Департаментналоговой полиции.Принципы и механизм налогообложения. а) современные принципы налогообложения; б) принцип получения благ; в) принцип платежеспособности.Виды налогов, их классификация. 9. Усовершенствование налоговой системы в 1997г. 10. Заключение. 1. ВВЕДЕНИЕ. С 1992 года в нашей стране действует новая налоговая система.Основные принципы её построения определил закон об "Основах налоговойсистемы в РФ" от 28.12.91 (введён с 01.01.92). Он устанавливает переченьидущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей,определяет плательщиков, их права и обязанности, а также права иобязанности налоговых органов. Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, атакже льгот их плательщикам осуществляется высшим органом законодательнойвласти и в соответствии с вышеуказанным законом. В новом налоговом законодательстве много нововведений,соответствующих современной рыночной экономике. Впервые юридические ифизические лица, перепродающие автомобили, вычислительную технику иперсональные компьютеры будут платить налоги. Взимается сбор со сделок,производимых на товарных биржах и при продаже и скупке валюты. Суммы сделкиместными органами власти устанавливаются путём приобретения разового талонаили временного платежа и полностью зачисляются в местный бюджет. Ещё одинважный налог - на рекламу. Его должны платить юридические и физическиелица, рекламирующие свою продукцию и услуги. Законом установлено, что система налогообложения действует безизменения вплоть до принятия специального решения налоговой реформы обизменении перечня налогового объекта налогообложения и методов их взимания. 2. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «НАЛОГ» И ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ. Что такое налог ? Налог - это то, что мы привыкли платить за всё. Завсё, что потребляем, получаем или чем пользуемся. Например, только длятого чтобы заработать деньги на буханку хлеба и купить её мы уже платимналоги с зарплаты, налоги которые входят в потребительскую стоимость товара- хлеба и др. И с учётом налогов, установленных государством выходит, чтомы фактически должны заработать в 2 и более раз больше потребительнойстоимости хлеба. Налог, а также сбор, пошлина - это обязательные взносы в бюджетсоответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемыеплательщиками в порядке и на условиях, определённых законодательнымиактами. Налоги возникли вместе товарным производством, разделением общества наклассы и появлением государства, которому требовались средства насодержание армии, флота, чиновников и других нужд. «В налогах воплощено экономически выраженное существованиегосударства», - справедливо подчёркивал К. Маркс.[1] Изъятие государством в свою пользу определённой части валовоговнутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущностьналога. Основные элементы налога: 1. кто платит. (работник предприятия, население и т.д.) 2. что облагается налогом. (доход, имущество, товар, деятельность) 3. источник уплаты налога. (з/п, прибыль, %) 4. Ед. измерения объекта налогообложения. (ден. сумма, гект. земли, лошад. сила) 5. Величина налоговой ставки. (доля на единицу налогообложения) 6. Налоговые льготы. За счёт налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства,аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах (социальногострахования, пенсионный фонд, фонд занятости населения, фонд обязательногомедицинского страхования). Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе.Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаетсяпреобразованием налоговой системы. В настоящее время налоги - основнаяформа доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используетсядля экономического воздействия государства на общественное производство,его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса. 3. РАЗВИТИЕ, РОЛЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ. В рыночной экономике любой страны налоги выполняют столь важную роль,что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четкодействующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественногопроизводства, эффективная рыночная экономика невозможна. В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какиефункции они выполняют в хозяйственном механизме? Отвечая на эти вопросы,обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая роль вформировании доходной части государственного бюджета. Это, конечно,так. Но не это главное для характеристики роли налогов: государственныйбюджет можно сформировать и без них. Хотя бы с помощью экономическихнормативов отчислений от прибыли в бюджет, применявшихся в нашей странеряд лет. На первое место следует поставить функцию, без которой вэкономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись.Эта функция налогов - РЕГУЛИРУЮЩАЯ. Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемаяэкономика. Споры по этому поводу, которым отдала дань наша печать,беспредметны. Представить себе эффективно функционирующую рыночнуюэкономику в современном мире, не регулируемую государством, невозможно.Иное дело - как она регулируется, какими способами, в каких формах и т.д.Здесь, как говорят, возможны варианты. Но каковы бы ни были эти формы иметоды, центральное место в самой системе регулирования принадлежитналогам. Государственное регулирование осуществляется в двух основныхнаправлениях: . регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано; . регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении. В условиях рынка отмирают или, по крайней мере, сводятся к минимумуметоды административного подчинения предпринимателей, постепенно исчезаетсамо понятие "вышестоящей организации", имеющей право управлятьдеятельностью предприятий с помощью распоряжений, команд и приказов. Нонеобходимость подчинять деятельность предпринимателей целям сочетания ихличных интересов с общественным не отпадает. В то же время приказать,заставить нельзя. А как же можно? Адекватной рыночным отношениям является лишь одна форма воздействия напредпринимателей и наемных рабочих, продавцов и покупателей - системаэкономического принуждения в сочетании с материальнойзаинтересованностью, возможностью заработать практически любую сумму денег.В рыночной экономике отмирает привычное нам слово "получка", там люди неполучают, а зарабатывают (исключение составляют безработные), да и тосвое пособие они, как правило, заработали трудом в предшествующем периоде. Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системыналогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентнымиставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций,государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ ит.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимаютналоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условияналогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создаетусловия для ускоренного развития определенных отраслей и производств,способствует решению актуальных для общества проблем. Так, в настоящеевремя нет, пожалуй, более важной для нас задачи, чем подъем сельскогохозяйства, решение продовольственной проблемы. В связи с этим в РоссийскойФедерации освобождены от налога на прибыль колхозы (включаярыболовецкие), совхозы, другие сельскохозяйственные продукции. Если долядоходов от несельскохозяйственной деятельности в колхозе или совхоземенее 25 %, то и они освобождаются от налогов, если более 25 %, топрибыль, полученная от такой деятельности, облагается налогом в общемпорядке. Приведенные положения могут служить примером использованиягосударством возможностей налоговой системы для воздействия на развитиеэкономики в необходимом обществу направлении. Другой пример. Хорошо известно, что эффективно функционирующуюрыночную экономику невозможно себе представить без развития малого бизнеса.Без него трудно создать благоприятную для функционирования товарно-денежных отношений экономическую среду. Наши крупные и сверхкрупныепредприятия, "мастодонты" промышленности, кооперирующиеся, как правило, стакими же "мастодонтами" из смежных отраслей, плохо приспособлены кконкуренции, не обладают характерной для рынка гибкостью и маневренностью. Государство должно способствовать развитию малого бизнеса, всемерноподдерживать его. Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных фондов финансирования малых предприятий, льготное кредитование ихдеятельности и т.п. Но главное средство оказания содействия маломубизнесу - особые льготные условия налогообложения. В России к малым относятся предприятия всех организационно-правовыхформ, имеющих среднесписочную численность работающих в промышленности истроительстве до 200 чел., в науке и научном обслуживании - до 100 чел.,в других отраслях производственной сферы - до 50 чел., в отрасляхнепроизводственной сферы - до 15 чел. Для таких предприятий установленыдве очень существенные налоговые льготы. Первая из них состоит в том, чтоприбыль, направляемая малыми предприятиями на строительство,реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоениеновой техники, полностью освобождается от налогов. Не менее существенна другая льгота, предусматривающая учетодновременно двух параметров - не только размеров предприятия, но и родадеятельности: освобождаются от налога на прибыль в первые два года работыпредприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции,производству товаров народного потребления, строительные, ремонтно-строительные и по производству строительных материалов при условии, чтовыручка от указанных видов деятельности составляет более 70 % в общей суммевыручки от реализации продукции (работ, услуг). В отличие от первойльготы, предоставляемой малым предприятиям, последняя ограничена вовремени: предприятие пользуется ею в течение двух лет со дня егорегистрации. Очевидно, она направлена на то, чтобы помочь малымпредприятиям окрепнуть, стать, как говорится, на ноги. Другая функция налогов - стимулирующая. С помощью налогов, льгот исанкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числарабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др.Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется преждевсего в том, что сумма прибыли, направленная на техническоеперевооружение, реконструкцию, расширение производства товаровнародного потребления, оборудование для производства продуктов питания иряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, кончено, очень существенная. В прежнем Законе о налогахэтой льготы не было. Сделан очевидный шаг вперед. Очевидный, нонепоследовательный. Во многих развитых странах освобождаются отналогообложения затраты на наyчно-исследовательские и опытно-констрyкторские работы. Делается это по-разномy. Так, в Германии указанныезатраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматическиосвобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью иличастично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Аналогичная нормабыла предусмотрена и у нас в прежнем законодательстве: облагаемаяприбыль уменьшалась на сумму, составлявшую 30 % затрат на проведениенаyчно-исследовательских и опытно-констрyкторских работ. Было быцелесообразно и сейчас установить, что в состав затрат, освобождаемых отналога, полностью или частично (например, 50 %) входят расходы на НИИ иОКР. Другой путь - включать эти расходы в затраты на производство. Идея всемерной поддержки сельскохозяйственного производства,стремление способствовать возрождению российской деревни пронизывает всенаше налоговое законодательство. Например, Законом "О налогообложениидоходов банков" предусмотрено, что ставка налога на доход банкасоставляет 30 %. В то же время установлено, что коммерческим банкам,имеющим удельный вес кредитных вложений в сельскохозяйственнуюдеятельность не менее 50 % всех вложений, ставка налога на доходыустанавливается на треть ниже общей - 20 %. Объективно это значит, что если при типовой процентной ставке,например, 18 % можно предоставлять ссуды сельскохозяйственным предприятиями фермерам под 15 % годовых и при этом кредитор (банк) не только не теряетчасть прибыли, но даже выигрывает за счет льготного налогообложения. Следующая функция налогов - распределительная, или, вернее,перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджетеконцентрируются средства, направляемые затем на решениенароднохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных,финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - наyчно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибылипредприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции икапиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемостизатрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции идр. В современных условиях значительные средства из бюджета должны бытьнаправлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставаниекоторого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики ижизни населения. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярковыраженный социальный характер. Соответствующим образом построеннаяналоговая система позволяет придать рыночной экономике социальнуюнаправленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах.Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения,направления значительной части бюджета средств на социальные нуждынаселения, полного или частичного освобождения от налогов граждан,нуждающихся в социальной защите. Наконец, последняя функция налогов - фискальная, изъятие частидоходов предприятий и граждан для содержания государственногоаппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы,которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры- библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечениядолжного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многиеучебные заведения и т.п. Указанное разграничение функций налоговой системы носит условныйхарактер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнеесистема налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель:он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффектосуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки,финансовой операции и т.п. Неопределенность - враг предпринимательства.Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степеньриска по крайней мере удваивается, если к неустойчивости рыночнойконъюнктуры прибавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечныеизменения ставок, условий налогообложения, а в условиях нашей печальнойпамяти перестройки и самих принципов налогообложения. Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения впредстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемойприбыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю. Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов,ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда."Застывших" систем налогообложения нет и быть не может. Любая системаналогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономикистраны, устойчивость социально-политической ситуации, степень довериянаселения к правительству - и все это на момент ее введения в действие. Помере изменения указанных и иных условий налоговая система перестаетотвечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие собъективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим вналоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т.п.)вносятся необходимые изменения. Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системыдостигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключениемустранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы(перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение несколькихлет. В условиях нашей страны с ее прежней приверженностью к пятилетнимпланам (хотя с позиции хозяйственной целесообразности трудно определитьпреимущества наших пятилеток перед французскими, например,четырехлетками) период относительной стабильности целесообразно принятьравным 5 годам. Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно,благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаютсянеизменными основные принципы налогообложения, состав налоговойсистемы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этомставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности). Частные изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно,чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы замесяц до начала нового хозяйственного года. Например, состояние бюджета наочередной год, наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могутопределить целесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимостьповышения на 2-3 пункта ставок налога на прибыль или доход. Такиечастные изменения не нарушают стабильности системы хозяйствования, авместе с тем не препятствуют эффективной предпринимательскойдеятельности. Стабильность налогов означает относительную неизменность в течениеряда лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболеезначимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей ипредприятий с государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налоге наприбыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав системыналогообложения могут и должны меняться вместе с изменениемэкономической ситуации в стране и в общественном производстве. Например, налог на перепродажу вычислительной техники иперсональных компьютеров носит конъюнктурный характер: уляжется "бум" вобласти реализации указанных товаров, отечественные цены на них приблизятсяк мировым, и налог этот потеряет смысл. Сейчас в России действует почтитри десятка налогов и сборов, не считая различных пошлин. Не все из нихвыдержат испытание временем, но в целом нынешняя система налогообложениянаиболее близка к принятой на Западе, учитывая, что и там имеютсясущественные различия по странам, и налоговая система Швеции отличаетсяот действующей в Германии, а налоги в Англии заметно отличаются от принятыхв Дании и т.п. Правда, в странах ЕЭС налоговая система унифицировалась и с1 января 1993 года остались лишь несущественные различия. Но стабильность системы налогообложения - не догма и не самоцель.Ради нее нельзя жертвовать ни одной из присущих этой системе ивыполняемых ею функций - регулирующей, стимулирующей и др. Еслиэкономическое положение страны, решаемые в данном периоде задачи требуютвнесения определенных изменений в налоговую систему, то они, естественно,должны быть внесены, но по возможности - с нового хозяйственного года. За последние годы система взаимоотношений предприятий сгосударственным бюджетом претерпевала неоднократные серьезные изменения.Хотя эти изменения были различными по своему характеру, но можноутверждать, что они отличались определенной внутренней логикой. Этоутверждение базируется на том факте, что каждое последующее изменение былошагом вперед по пути предоставления предприятиям широкой хозяйственнойсамостоятельности. Началось это движение с экономической реформы 1965-1966гг., когда впервые в нашей хозяйственной практике предприятиям былоразрешено создавать за счет своей прибыли фонды экономическогостимулирования: фонд развития производства, фонд социально-кyльтyрынхмероприятий и жилищного строительства, фонд материального поощрения. Посравнению с прежним порядком, когда предприятия были совершенно бесправны враспоряжении своей прибылью, это был принципиально важный шаг, впервыеподводивший под юридически провозглашенные лозунги самостоятельностипредприятий реальную экономическую базу. Реальную, но явно недостаточную,так как отчисления от прибыли в государственный бюджет не ограничивалисьустановленными нормативами, в него отчислялся "свободный остаток прибыли",то есть часть прибыли, оставшаяся после отчислений в бюджет, вышестоящиморганам и в фонды экономического стимулирования предприятий. Это означало,что принятый порядок распределения прибыли предприятий явно отдавалпредпочтение государственному бюджету. Следующим существенным шагов в совершенствовании системывзаимоотношений предприятий с государственным бюджетом был переход к такназываемому полному хозяйственному расчету и самофинансированию. Егоглавное достоинство, на мой взгляд, состояло в том, что порядокраспределения прибыли приобретал нормативный характер: не часть, а всяприбыль предприятий распределялась по утвержденным вышестоящими органамиэкономическим нормативам, в результате чего автоматически устранялся такраздражавший предприятия "свободный" остаток прибыли, никогда вдействительности не являвшийся свободным. Одновременно признавалосьравенство интересов предприятия и государства при распределении прибыли,поскольку нормативы формировались с учетом потребностей предприятий всредствах не только на простое, но и на расширенное воспроизводство, атакже на содержание социально-бытовой сферы (принадлежащего предприятиюдетского сада, пионерлагеря, базы отдыха) и жилищное строительство. Однако, система экономических нормативов страдала существенныминедостатками. Прежде всего, нормативы, которые по идее должны бытьедиными, то есть предъявлять ко всем предприятиям одинаковые общественныетребования, не деле были не только дифференцированными, но и практическииндивидуальными. Вместо еденных требований ко всем предприятиям получалосьнаоборот: сами эти требования как бы приспосабливались к положению,возможностям каждого предприятия. Единство принципов формированиянормативов было подменено явным субъективизмом, размеры нормативов большезависели от взаимоотношений с министерскими чиновникам, чем от объективныхусловий и требований. Поэтому замена экономических нормативов распределения прибыли налогомна прибыль была логическим продолжением курса на устранение из системыэкономических взаимоотношений предприятий и государства элементовсубъективизма и волюнтаризма. Налоги - это те же экономические нормативы, но только подлинноединые и стабильные, независящие от воли отдельных лиц. Индивидуализацияналоговых ставок, льгот и санкций запрещена, их можно дифференцировать поотраслям, производствам, регионам, но никак не по отдельным предприятиям. Налоги относятся к классу экономических нормативов, они формируются попринципам, присущим нормативам. Например, ставку налога на прибыльможно рассматривать как норматив отчислений от прибыли в бюджет, ноустановленный на общегосударственном уровне. Замена нормативов отчислений от прибыли в бюджет системойналогообложения прибыли была целесообразна, даже необходима, независимоот перехода к рыночным отношениям в стране, но последний ускорил эту замену и сделал ее неизбежной, так как предпринимательская деятельностьне может развиваться эффективно в условиях неопределенности экономическихвзаимоотношений с государством, с бюджетом. Нормально функционирующая система налогов является одним из средствборьбы с теневой экономикой: ведь уплата налога с того или иного доходаозначает признание его легальности, законности, в то время как наличиедохода, укрываемого от налогообложения ввиду его незаконности преследуетсягосударством. Повышение роли налогов в нашей стране, превращение их в основнойспособ изъятия части доходов физических и юридических лиц вгосударственный и местные бюджеты - свидетельство роста финансовойкультуры общества. При достижении определенного уровня грамотностинаселения налоги будут восприниматься им с пониманием, как форма участиясвоими средствами в решении общегосударственных задач, прежде всего -социальных. Переход от нормативов отчислений от прибыли в бюджет к налогамозначает также демократизацию экономической жизни страны. Перед налогомвсе равны. Это не означает, что нельзя дифференцировать ставки, наоборот, можно и нужно, но дифференциация проводится по экономическим,социальным, региональным категориям плательщиков, но никак не по отдельнымфизическим лицам или предприятиям. Ставка налога может зависеть откатегории, к которой относится плательщик, от того, к какой социальнойгруппе относится гражданин или к какой по размерам группе относитсяпредприятие, но она не зависит и в принципе не может зависеть от того,кто именно непосредственно платит. А фиксированный размер ставок и их относительная стабильностьспособствует развитию предпринимательской деятельности, так как облегчаютпрогнозирование ее результатов. Налоги органически вписываются в формируемую в нашей стране системуэкономических отношений, основанную на действии прежде всего законастоимости. При разумных ставках налоги являются средством сочетанияинтересов предпринимателей, граждан и государства, общества в целом. 4. НЕКОТОРЫЕ ТРУДНОСТИ ПРИ СБОРЕ НАЛОГОВ. Известно, что при сборе налогов у налоговой инспекции возникаютнекоторые трудности. Так, например, наиболее легко осуществлять сборналогов с заработной платы и с жалованья. Здесь налоги взимаютсяавтоматически в момент выплаты причитающихся денег; никакой отсрочки вуплате налогов не предоставляется и практически нет возможностей укрытия отналогов. То же самое относится и к остальным социальным взносам (социальным налогам). Легко взимать акцизы и налоги на добавленнуюстоимость, но, хотя они дают поступления немедленно, существует при этомвозможность искусственного материальных издержек и приуменьшенияоблагаемого прироста стоимости. При нормальной организации таможенной службы сбор таможенных пошлинтакже не связан с серьёзными проблемами. Наибольшие трудности возникают при взимании налогов с корпораций (фирм) в связи с разнообразными возможностями снижения облагаемой балансовойприбыли за счёт искусственного завышения издержек и использования различныхльгот, скидок, отсрочек, инвестиционных премий, необходимых отчислений вразличные фонды, разрешаемых государственными органами, ответственными зарегулирование экономики. Существуют проблемы объективной оценки земли и другой недвижимости привзимании налогов с этого вида капитала. Много трудностей и хлопот доставляет налоговым инстанциям налог наличные доходы, получаемые не от наёмного труда, т.е. на доходыпредпринимателей, рантье, лиц свободных профессий. Окончательная сумманалога на эти доходы определяется по итогам года, и налог они часто вносятв течение текущего года как бы авансом в размере налогового платежа запрошлый год. Окончательный перерасчет производится на основе налоговойдекларации по итогам года, фактически же эти налогоплательщики получаютотсрочку уплаты частит налога и имеют возможность существенно сократить еговеличину. Кроме того, проверка правильности уплаты налогов на личные доходыот предпринимательской деятельности, прибыль корпораций и на недвижимостьтребует содержания значительного штата финансовых инспекторов, а в рядестран даже финансовой полиции. 5. СТРУКТУРА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ. СЛУЖБЫ - НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ И ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ. Налоговая система - это совокупность взимаемых в государстве налогов,сборов, пошлин и других платежей, а также форм, методов их проведения ипринципы построения. В России создана организационная структура системы взимания налогов -Государственная налоговая служба, подчиненная Президенту и ПравительствуРФ. Она состоит из государственных налоговых инспекций в республиках,краях, областях, автономных областях, городах, районах. Налоговая система России базируется на следующих основных принципах: . полное равенство существующих форм собственности; . учёт всех видов получаемых юридическими и физическими лицами доходов, независимо от вида и характера деятельности; . единый подход при определении размеров налогообложения, установления льгот и налоговых ставок; . однократность налогообложения; . обеспечение учёта специфики объектов налогообложения. Система управления налогообложением в РФ представляет собой единуюцентральную систему, построенную по принципу многоуровневой иерархическойорганизации: республиканского, областного и районного уровней. Каждыйуровень имеет свои уровни и специфику. Органом (субъектом) управления системой налогообложения в РФ являетсяГосударственная налоговая служба РФ, состоящая из подразделений,осуществляющих методологическое руководство и контроль за налогообложениемпо видам (отраслям) налогов. К областному уровню относятся государственные налоговые инспекции,входящих в состав РФ республик, краёв, областей, городов республиканскогоподчинения. Районный уровень охватывает государственные налоговые инспекции городовкраевого, областного подчинения, сельских районов, районов в городахреспубликанского и областного подчинения. Главной задачей налоговых служб РФ является контроль за соблюдениемзаконодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой исвоевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогови других платежей, установленных законодательством РФ и республик в еёсоставе, органами государственной власти краёв, областей, автономныхобразований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, городов, районов в городахв пределах их компетенции. Низовые налоговые службы осуществляют непосредственное взаимодействие сналогоплательщиками посредством реализации определённых функций. Основные функции государственной налоговой инспекции по районам,городам без районного деления и районах в городах являются: 1) осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет; 2) обеспечение своевременного, правильного и полного учёта исчисления налогов и платежей в бюджет, а также возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и др. платежей в бюджет; 3) взаимодействие с соответственными органами исполнительной власти, правоохранительными и финансовыми органами, банками по вопросам контроля за правильностью реализации и исполнения налогоплательщиками законодательных и др. распорядительных документов; 4) получение от предприятий, банков и др. документов, на основании которых ведут оперативно бухгалтерский учёт сумм налогов и других платежей в бюджет, финансовых санкций и административных штрафов, а также приостановление операций предприятий, организаций и граждан по расчётным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в противном случае; 5) осмотр, фиксация и изъятие у предприятий, учреждений и организаций документов, свидетельствующих о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или иных налогов от налогообложения; 6) учёт, оценка и реализация конфискованного и бесхозного имущества, а также кладов и имущества переходящего по праву наследования к государству; 7) предоставление отчёта о ежемесячных фактически поступивших сумм налогов и других платежей в бюджет - вышестоящим государственным налоговым органам; 8) рассмотрение заявлений, предложений и жалоб граждан, предприятий и организаций по вопросам налогообложения и жалоб на действия должностных лиц государственной налоговой инспекции. Налоговые органы имеют следующие права: а) возбуждать в установленном порядке ходатайства о запрещении заниматься предпринимательской деятельностью; б) предъявлять в суд или арбитражный суд иски: . о ликвидации предприятия по основаниям, установленным законодательством РФ; . о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам; . о взыскании неосновательно приобретённого не по сделке, а в результате незаконных действий; . о признании регистрации предприятия недействительной в случае нарушения установленного порядка создания предприятия или несоответствия учредительных документов требованиям законодательства и взыскании доходов, полученных этим предприятием; в) другие права, предусмотренные законодательством. Налоговые органы и их сотрудники обязаны сохранять коммерческую тайну,тайну сведений о вкладах физических лиц и выполнять другие обязанности,предусмотренные законом Российской Федерации «О государственной налоговойслужбе Российской Федерации». Ущерб (включая упущенную выгоду), причинённый налогоплательщикамвследствие ненадлежащего осуществления налоговыми органами и ихсотрудниками возложенных на них обязанностей, подлежит возмещению вустановленном порядке. Налоговые органами совместно с финансовыми органами осуществляютконтроль за исполнением доходной части бюджета. Защита прав и интересов налогоплательщиков и государства осуществляетсяв судебном прядке. Налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, вустановленных законом случаях несёт ответственность в виде: а) взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтённый объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении - соответствующей суммы и штрафа в двукратном размере этой суммы. При установлении судом факта умышленного сокрытия или занижения дохода (прибыли) приговором либо решением суда по иску налогового органа или прокурора может быть взыскан в федеральный бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы дохода (прибыли); б) штрафа за каждое из следующих нарушений: . за отсутствие учёта объектов налогообложения и за введение учёта налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшие за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период, в размере 10 процентов доначисленных сумм налога; . за непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога - в размере 10 процентов причитающихся к уплате по очередному сроку сумм налога; в) взыскании пени с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога в размере 0,7 процента неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога, если законом не предусмотрены иные размеры пени. Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от других видов ответственности. Должностные лица и граждане, виновные в нарушении налоговогозаконодательства, привлекаются к административной, уголовной идисциплинарной ответственности. Для борьбы с налоговыми преступлениями в Российской Федерации созданаспециальная служба - Департамент налоговой полиции, действующая наосновании Закон РФ от 24.06.93 г. «О федеральных органах налоговойполиции». Задачей налоговой полиции является выявление , предупреждение ипресечение налоговых преступлений и правонарушений; обеспечениебезопасности деятельности государственных налоговых инспекций и защита ихсотрудников. Налоговая полиция наделена очень широким объёмом прав: . проводить оперативно-розыскные мероприятия и дознание; . исполнять принятые судами решения; . налагать административный арест на имущество юридических и физических лиц. Согласно статьи 162-2 Уголовного Кодекса РФ за сокрытие полученныхдоходов (прибыли) в особо крупных размерах (если налог с сокрытых объектовпревышает 1000-кратный размер минимальной оплаты труда) виновный может бытьнаказан лишением свободы до 5 лет и конфискацией имущества либо штрафом от300 до 500 размеров минимальной оплаты труда. 6. ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимостьопределённых товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков,операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имуществоюридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимостьпроизведённых товаров и услуг и другие объекты, установленныезаконодательными актами. На протяжении всей истории человечества ни одно государство не моглосуществовать без налогов. Налоговый опыт и подсказал главный принципналогообложения: «Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца», т.е. как бывелики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых инемыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованностьналогоплательщиков в хозяйственной деятельности. Современные принципы налогообложения: 1) Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учётом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. А так как возможности разных физических и юридических лиц различны, то для них должны быть установленные дифференцированные налоговые ставки, т.е. налог с дохода должен быть прогрессивным (см. ниже). 2) Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, когда обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, когда вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации. В результате каждая надбавка к цене сырья, возникающая по мере прохождения по производственной цепочке вплоть до конечного продукта, облагается налогом только один раз ( в отличие от налога с оборота). В этом одно из главных преимуществ НДС. 3) Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система штрафов и санкций, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы неуплата или не своевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами. 4) Система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги. 5) Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся общественно-политическим потребностям. 6) Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом ГЭП. Этот принцип относится к регулирующей функции налогообложения. Сумма, с которой взимаются налоги, называется налоговой базой. В случаеналогов на доходы её можно назвать налогооблагаемым доходом. Последнийравен разности между полученным доходом (прибылью) и налоговыми льготами. Налоговая льгота - устанавливается, как и налог, в порядке и наусловиях, определяемых законодательными актами. Распространены следующие виды налоговых льгот: . необлагаемый минимум объекта налога; . изъятие из обложения определённых элементов объекта налога; . освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; . понижение налоговых ставок; . вычет из налоговой базы (налоговый вычет); . налоговый кредит ( отсрочка взимания налога или уменьшение суммы налога на определённую величину). Льготы по всем налогам применяются только в соответствии с действующимзаконодательством. Запрещается предоставление налоговых льгот, носящихиндивидуальных характер, если иное не установлено законодательными актамиРоссийской Федерации. Часть налоговой базы, которую налогоплательщик обязан выплатить ввиде того или иного налога, называется налоговой ставкой ( нормойналогообложения). Существуют минимальные, максимальные и средние налоговыеставки. Существуют и такие два взгляда на проблему распределения налоговогобремени в экономике как принцип получения благ и концепцияплатежеспособности. ПРИНЦИП ПОЛУЧЕНИЯ БЛАГ. Кто получает большую выгоду от предлагаемых государством товаров иуслуг, должны платить налоги, необходимые для финансирования этих товаров иуслуг. Некоторая часть общественных благ финансируется главным образом наоснове принципа налогообложения благ. Например, налоги на бензин обычнопредназначаются для финансирования строительства и ремонта автодорог. Те,кто получает выгоду от хороших дорог, оплачивает затраты на эти дороги. Темне менее, если точно и широкомасштабно применить принцип получения благ, товозникнут следующие проблемы: 1) Как определить количество получаемых благ, которые отдельные предприниматели или хозяйства получают от системы образования, национальной безопасности, милицейской, пожарной и др. служб и т.д. 2) По этому принципу получается, что те, кто получают блага от государства должны платить с них налоги. Но было бы просто нелепо брать налоги с пособий, которые даёт государство малоимущим и безработным. КОНЦЕПЦИЯ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ. Принцип платежеспособности базируется на идее, что тяжесть налоговдолжна быть поставлена в зависимость непосредственно от конкретного доходаи уровня благосостояния. Т.е. отдельные лица или предприниматели с болеевысокими доходами будут выплачивать более высокие налоги - как вабсолютном, так и в относительном выражении, - чем те, кто имеет болеескромные доходы. Защитники этой теории приводят доводы, что каждая дополнительнаяденежная единица, полученная физическим или юридическим лицом, будет влечьза собой всё меньшее и меньшее приращение удовлетворения. Это происходит всилу рациональности потребителей: первые денежные единицы полученногодохода в любой период времени будут потрачены на товары первойнеобходимости, т.е. на те товары, которые принесут наибольшую пользу, акаждые последующие не на столь важные и необходимые товары или услуги.Отсюда следует, что денежная единица изъятая у лиц с большим доходом будетиметь меньший удельный вес в его доходе, чем у лица с меньшим доходом.Поэтому с социальной точки зрения налоги должны быть распределены всоответствии с получаемым доходом. Но сразу видны некоторые трудности этого принципа. В частности - восколько именно раз большую возможность платить налоги имеет первое лицо посравнению со вторым ? Должен ли более богатый человек выплачивать в виденалогов ту же долю своего более большего дохода или большую ? Проблема заключается в том, что не имеется научного подхода в измерениичьей-либо возможности платить налоги. А на практике ответ строится тольколишь на предположениях и догадках. 6. ВИДЫ НАЛОГОВ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. В основу классификации налогов положены следующие признаки и видыналогов: 1. По объекту обложения: . налоги с дохода (прибыли); . с имущества; . при совершении сделок с ценными бумагами, на биржах и т.п.; . при экспорте и импорте товаров. 7. По субъекту обложения: . с юридических лиц; . с физических лиц. 10. По механизму формирования: . прямые, устанавливаемые непосредственно на доход или имущество; . косвенные, взимаются в сфере реализации или потребления и включаются в виде добавки в цену товаров, работ, услуг, т.е. в конечном счете оплачиваются потребителем. 13. По источникам обложения: . с заработанных доходов (зарплата, гонорар, доход или прибыль предприятий); . с дивидендов и процентов по вкладам; . ресурсные платежи (на землю, недра и т.п). 17. По характеру и моменту обложения: . в момент выплаты или получения дохода; . после получения дохода; . при расходовании доходов; . по кадастру, когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. . таможенные пошлины: а) фискальные; б) протекционные, целью которых является защита отечественных предпринимателей от иностранных; в) антидемпинговые, целью которых является вытеснение заграничных конкурентов с отечественного рынка; г) преференциальные, т.е. - льготные (льготы на товары, интересующие государство). 23. По органам взимания: . федеральные (общегосударственные); . региональные (областные, краевые и т.п.); . муниципальные (местные - городские, районные). 27. По использованию: . общего назначения; . целевого назначения (в специализированные внебюджетные фонды). В Российской Федерации взимаются: . Федеральные налоги; . Налоги субъектов федерации; . Местные налоги. К Федеральным относятся следующие налоги: . Подоходный налог с физических лиц. Платежи за пользование природными ресурсами. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды. Налог на добавленную стоимость. Налог на прибыль предприятий. Акцизы на отдельные группы и виды товаров. Налог на операции с ценными бумагами. Таможенная пошлина. Сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация».... Сбор за перекачку, перевалку и налив нефти. Сбор за отпускаемую электроэнергию предприятиям материального пр-ва. Сбор за регистрацию банков и их филиалов. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Транспортный налог. Налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения. Государственная пошлина. Гербовый сбор. Платежи во внебюджетные фонды РФ К налогам Субъектов Федерации относятся: . Налог на имущество предприятий. Сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц. Сбор за регистрацию предприятий. Плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем. Лесной доход К местным налогам, установленным Федеральным законодательством (ставки которых определяются региональными и местными органами власти), относятся: . Налог на имущество физических лиц. Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Земельный налог К местным налогам, которые могут вводиться местными органами власти относятся: . Налог на рекламу (до 5 %). Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и компьютеров (до 10 %). Лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями. Сбор за открытие игорного бизнеса. Сбор за участие в бегах. Лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей (до 10 % стоимости товаров). Целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство, нужды образования и др.. Сбор с владельцев собак (до 1/7 от размера мин. зарплаты). Сбор за уборку территории. Сбор за выдачу ордера на квартиру (3/4 от размера мин. зарплаты). Сбор с биржевых сделок ( до 0,1 %). Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (до 1,5 %). Сбор за право торговли. Сбор за право использования местной символики (0,5 %). Сбор за выигрыш на бегах ( до 5 %). Сбор с лиц, играющих на тотализаторе на ипподроме (до 5 %). Сбор за проведение кино- и телесъёмок. Сбор за парковку автотранспорта. Гостиничный сбор К местным налогам, которые могут вводиться органами власти курортной зоны относятся: . Курортный сбор . Налог на промышленной строительство в курортной зоне Налоги на доходы и имущество. Эти налоги называются прямыми, потомучто они взимаются с конкретного юридического или физического лица, это:подоходный налог с граждан; налог на прибыль корпораций (фирм); налог насоциальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (такназываемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, втом числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость;налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и др. Налоги на товары и услуги. Эти налоги называются косвенными, потомучто они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги, это:налог с оборота, который в большинстве развитых стран в настоящее времязаменён налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемыев цену товара или услуги); налог на наследство, на сделки с недвижимостью иценными бумагами и др. Особенности прямых и косвенных налогов.|№ |Объект |Прямые налоги |Косвенные налоги ||1 |Объект обложения |Доход и имущество |Потребительские товары ||2 |Адресный характер |Да |Нет ||3 |Путь изымания |Часть дохода или стоимости |Включение в цену товара || | |имущества | ||4 |Учитывается ли | | || |величина дохода и |Да |Нет || |семейное положение| | ||Прямые налоги бывают: |Косвенные налоги бывают: ||Реальные налоги |Акцизы ||(поземельный, промысловый, на ц/б) |(на товары и услуги частных || |предприятий) и НДС ||Личные налоги |Фискальные и монопольные ||(подоходный, на прибыль, с наследства |(на товары массового потребления ||и др.) |производимые государством) || | | Ещё налоги можно классифицировать по принципу их взимания. Так например,налоги бывают прогрессивными, пропорциональными, регрессивными идигрессивными. Прогрессивный налог - чем выше доход, тем непропорционально большуючасть его составляет налог, т.е. прирост нормы налогообложения в одинаковойпрогрессии. Пропорциональный налог - взимается пропорционально полученному доходуи не зависит от его величины. Регрессивный налог - обратный прогрессивному, т.е. при увеличениидохода взимаемый налог составляет непропорционально меньшую его часть. Дигрессивный налог - при увеличении дохода норма взимаемого налогарастёт в убывающей прогрессии. Пример.|№ |Доход |Прогрессивный |Пропорциональный |Регрессивный |Дигрессивный || | |Норма|Прирост|Норма |Прирост |Норма |Прирост|Норма|Прирост||1 |50 |2 % |- |2 % |- |4 % |- |2 % |- ||2 |100 |4 % |2 % |2 % |0 |3,5 % |- 0,5 %|3 % |1 % ||3 |200 |6 % |2 % |2 % |0 |3,2 % |- 0,3 %|3,5 %|0,5 % | 9. УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В 1997г. Из Указа Президента РФ: «Ключевым элементом в создании благоприятной среды дляпредпринимательства и инвестиций является налоговая реформа. При подготовке нормативных актов, относящихся к налоговой системе,необходимо предусмотреть следующие направления ее реформирования: — кардинальное упрощение налоговой системы, сокращение общего числаналогов и установление исчерпывающего перечня налогов, применение которыхдопустимо на территории Российской Федерации: — выравнивание условий налогообложения за счет резкого сокращения числаналоговых льгот; — расширение базы налогообложения за счет распространения реальногоналогового бремени на сферы, в которых больше всего практикуется уклонениеот налогов; — выравнивание фактического уровня налогообложения заработной платы идругих видов доходов (с учетом отчислений во внебюджетные фонды); — установление предельных ставок для региональных и местных налогов; — снижение ставок штрафов и пеней; — кодификация правил, регламентирующих взаимоотношения налогоплательщика иналоговых органов с целью устранения противоречий гражданского и налоговогозаконодательства, обеспечения защиты прав налогоплательщиков. Для реализации этих принципов поручаю правительству в марте текущегогода внести в Государственную Думу проект Налогового кодекса. Настоятельнорекомендую депутатам принять его в этом году, чтобы как можно скорее датьроссийским предприятиям долгосрочные налоговые ориентиры. После принятия Налогового кодекса любые изменения в системуналогообложения будут вноситься не чаще одного раза в год, причемодновременно с принятием закона о федеральном бюджете на соответствующийгод.»[2] Некоторыми примерами совершенствования налоговой системы РоссийскойФедерации может служить следующее: Президент издал указ № 1214 от 18.08.1996г «О признании утратившим силупункта 7 Указа Президента РФ от 22.12.1993г. №2268 «О формированииреспубликанского бюджета РФ и взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ в1994г.», согласно которому органы власти субъектов РФ и местные органывласти имели полномочия вводить произвольные налоги и сборы, которыеюридические лица должны уплачивать из и так уже многократно обложеннойприбыли. Теперь, с 1.01.1997г. указанные органы должны привести принятыеими решения в соответствие с перечнем местных налогов, сборов и ограниченийпо размеру отдельных налогов и сборов. В результате выполнения УказаПрезидента РФ № 1214 налогообложение в РФ станет более предсказуемым,несколько облегчится положение предпринимателей. Из Указа Президента РФ: «... Считать основными направлениями государственной политики вобласти налоговой реформы в Российской Федерации: построение стабильной налоговой системы в Российской Федерации,обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность финансового годасистемы налогов и неналоговых платежей; сокращение с 1 января 1997г. числа налогов (обязательных платежей)путем их укрупнения и отмены целевых налогов, не дающих значительныхпоступлений; консолидацию в федеральном бюджете начиная с 1997г. государственныхвнебюджетных фондов с сохранением целевой направленности использованияденежных средств и нормативного порядка формирования доходной частибюджета; облегчение налогового бремени производителей продукции (работ, услуг)и недопущение двойного налогообложения путём четкого определенияналогооблагаемой базы с одновременным ведением механизмов, повышающихуровень собираемости налогов; развитие налогового федерализма, в том числе установление с 1 января1997г. минимальных значений долей поступления доходов от каждого налога вбюджеты разных уровней, имея в виду, что указанные доли будутустанавливаться ежегодно в федеральном законе о федеральном бюджете, но нениже минимальных значений, указанных в приложении к настоящему Указу; сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения; расширение практики установления специфических ставок акцизов, кратныхустанавливаемой законодательством Российской Федерации минимальной величинемесячной оплаты труда, и таможенных пошлин в ЭКЮ на единицу товара внатуральном измерении; замену акцизов на отдельные виды минерального сырья ресурснымиплатежами в форме соглашений о разделе продукции или стабильных ежемесячныхплатежей по каждому месторождению в натуральных единицах измерениядобываемого ресурса (продукта) с пересчетом в рубли по средним экспортнымценам за предыдущий месяц и по курсу, устанавливаемому Центральным банкомРоссийской Федерации на дату платежа; увеличение роли экологических налогов и штрафов...»[3] Приложение. Минимальные значения долей поступления доходов от налогов в бюджеты разных уровней [4]|Вид налога |Распределение налоговых поступлений в бюджеты || |разных уровней ( в процентах) || |федеральный |бюджет субъекта |местный бюджет || | |Российской Федерации | || |бюджет | | ||Н Д С |30 |20 |5 ||Акцизы на спирт, водку и |30 |30 |5 ||ликеро-водочные изделия | | | ||Акцизы на минеральные виды| | | ||сырья, бензин, автомобили,|100 |- |- ||импортные подакцизные | | | ||товары | | | ||Акцизы на остальные виды |- |60 |10 ||подакцизных товаров | | | ||Налог на прибыль |10 |15 |5 ||предприятий (по ставке) | | | ||Подоходный налог с |10 |30 |5 ||физических лиц | | | ||Ресурсные налоги |30 |30 |5 ||Экологические налоги |30 |30 |10 ||Федеральные лицензионные |100 |- |- ||сборы | | | ||Сбор за использование |100 |- |- ||государственной символики | | | ||РФ | | | ||Налог на землю (с учётом |100 |20 |30 ||центра лизации) | | | ||Налог а имущество |10 |40 |40 ||предприятий и организаций | | | ||Транспортный налог |- |10 |40 | Глобальное понижение налогов ведёт к увеличению чистых прибылей,усилению стимула хозяйственной деятельности, росту капиталовложений,спроса, занятости и оживлению хозяйственной конъюнктуры. Я придерживаюсь такой точки зрения, что именно это необходимо России нанынешнем этапе экономического положения. А что происходит ? Происходитзадавливание юридических и физических лиц всё новыми и новыми налогами. Аведь действий




Похожие:

Налоговая система РФ и пути ее совершенствования iconНалоговая система России и пути ее совершенствования

Налоговая система РФ и пути ее совершенствования iconНалоговая система Российской федерации и направление ее совершенствования

Налоговая система РФ и пути ее совершенствования iconНалоговая система и пути её совершенствованияроль в регулировании рынка
Российской Федерации. На его основе строится налоговая система Российской Федерации. Он установил перечень идущих в бюджетную систему...
Налоговая система РФ и пути ее совершенствования iconНалоговая система РФ и пути ее реформирования

Налоговая система РФ и пути ее совершенствования iconНалоговая система Российской федерации и направление ее совершенствования
Противоречия действующей налоговой системы России стр. 22
Налоговая система РФ и пути ее совершенствования iconИталия. Налоговая система
Современная налоговая система Италии сформировалась в конце 1980-х годов. Она создала финансовые условия для включения итальянской...
Налоговая система РФ и пути ее совершенствования iconКонтрольная работа по дисциплине: «Налоги и налогообложение» на тему: «Налоговая система Российской Федерации»
Налоговая система – совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительной властью, а также методы...
Налоговая система РФ и пути ее совершенствования iconНалоговая система
От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства
Налоговая система РФ и пути ее совершенствования iconДокументы
1. /Nalog_system/Налоговая система Российской федерации и направление ее совершенствования.doc
Налоговая система РФ и пути ее совершенствования iconСеминар «Пути совершенствования коррекционно-образовательного процесса на современном этапе развития специального (коррекционного) образования»
Городской семинар Пути совершенствования коррекционно-образовательного процесса на современном этапе развития специального
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы