Свободные экономические зоны в России icon

Свободные экономические зоны в России



НазваниеСвободные экономические зоны в России
Дата конвертации14.07.2012
Размер342.36 Kb.
ТипРеферат
Свободные экономические зоны в России


Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации Кафедра “Менеджмент” Курсовая работа на тему: "Свободные экономические зоны в Российской Федерации: проблемы создания и функционирования" Выполнил: студент Научный руководитель: Москва 1997 ОГЛАВЛЕНИЕВведение 3I. Анализ истории создания и функционирования свободных экономических зон в Российской Федерации 4 1.1. Сущность, объективная необходимость создания, основные черты и классификация СЭЗ4 1.2. Требования по размещению СЭЗ 5 1.3. История организации СЭЗ в России 6 1.4 Мировой опыт и возможности его использования в России 8II. Современное состояние и проблемы развития отечественных СЭЗ12 2.1 Типы СЭЗ, организуемых в России12 2.2. Свободные экономические зоны в России: современное состояние13 2.3. Проблемы функционирования СЭЗ в РФ14III. Сравнительная характеристика "старейших" СЭЗ России 16 3.1. Приморская "Находка" 16 3.2 Балтийский "Янтарь"19Заключение 24Список литературы25Приложения 1, 2 ВВЕДЕНИЕСвободные экономические зоны (СЭЗ) прочно вошли в мировую хозяйственнуюпрактику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, по разнымданным, от 400 до 2000 СЭЗ, но, как отмечено в [29], к этому перечнюнельзя с полным основанием отнести ни одну российскую, поскольку теобразования, которые в России называются "свободными экономическимизонами", не удовлетворяют международным требованиям, предъявляемым ктакого рода зонам.Более того, несмотря на неоднократные попытки создания реальнофункционирующих СЭЗ в России, они остаются в отечественной экономикеявлением скорее экзотическим, вокруг которого на протяжении уже почти 10-тилет ведутся острые, но далеко не всегда приносящие реальные плодыдискуссии. Судя по остроте этих дискуссий, а также по отсутствию значимыхпрактических результатов деятельности российских СЭЗ, до сих пор нельзясчитать вполне ясным: целесообразно и возможно ли вообще их широкоесоздание в наших переходных условиях? В какой мере эти зоны смогутполучить развитие в России, как именно должна при этом сказаться ееспецифика? Не являются ли зоны свободного предпринимательства своеобразной"естественной монополией" лишь отдельных приграничных районов РоссийскойФедерации? Насколько обширными могут быть их границы? На каком уровнедолжны приниматься решения об образовании таких зон, какие процедуры приэтом целесообразно применять?Для ответа на подобного рода вопросы требуется ознакомиться с существующеймировой и отечественной практикой, попытаться проанализировать накопленный (в том числе - и отрицательный) опыт. Это позволит объективно оценитьвозможности и перспективы создания и развития свободных зкономических зонв российской экономике. I. АНАЛИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1. Сущность, объективная необходимость создания, основные черты и классификация СЭЗВ соответствии с документами международной конвенции по упрощению игармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г.
), под свободнойзоной (или "зоной-франко") понимается часть территории страны, на которойтовары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальнойтаможенной территории (принцип "таможенной экстерриториальности") и поэтомуне подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению. Инымисловами, СЭЗ - это часть территории страны с особым действующим режимом.Выражающее этот режим специальное законодательство, которое регулируетдеятельность хозяйствующих субъектов в СЭЗ, охватывает следующий кругвопросов: таможенное регулирование; налогообложение; лицензирование;визовое оформление; банковскую деятельность; имущественные и залоговыеотношения (в том числе - касающиеся прав собственности на землю);предоставление концессий; управление свободной зоной. Определеннуюспецифику в СЭЗ могут иметь также акты трудового и социальногозаконодательства.В современных теоретических работах, посвященных проблемам свободных зон,их сущность трактуется более широко: они определяются как инструментвыборочного сокращения масштабов государственного вмешательства вэкономические процессы. Эта формулировка понятия "свободная зона"охватывает весь спектр явлений, связанных с действием преференциальногорежима хозяйствования. При таком подходе свободная зона - это "не только ине столько обособленная географическая территория, но, скорее, частьнационального экономического пространства, где введена и применяетсяопределенная система льгот и стимулов, не используемая в других егочастях" [21, с.126].Отмечу следующие характерные черты СЭЗ:а) применение различных видов льгот и стимулов, в том числе:внешнеторговых (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин, упрощенныйпорядок осуществления внешнеторговых операций);фискальных, связанных с налоговым стимулированием конкретных видовдеятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль или доход,стоимость имущества и т.д.), отдельные ее компоненты (амортизационныеотчисления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт), уровеньналоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения отналогообложения;финансовых, включающих различные формы субсидий, предоставляемых как впрямом виде - за счет бюджетных средств и преференциальных государственныхкредитов, так и косвенно - в виде установления низких цен накоммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельнымиучастками и т.п.административных, упрощающих процедуры регистрации предприятий, режимавъезда-выезда иностранных граждан.В результате применения льгот норма прибыли в СЭЗ составляет 30-35%,а иногда и больше: например, транснациональные компании получают вазиатских СЭЗ в среднем 40% прибыли в год. Существенно сокращаются (в 2-3раза) сроки окупаемости капитальных вложений (считается нормальным дляСЭЗ, когда эти сроки не превышают 3-3,5 года).б) наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной,наделенной правом принимать самостоятельные решения в широком экономическомспектре;в) всесторонняя поддержка со стороны центральной государственной власти.Создание СЭЗ - действенное направление развития экономики отдельныхтерриторий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретныхприоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ ипроектов. При зтом, как показывает практика, система льгот,устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и тесно связанас реализуемыми на ее территории программами. (Впрочем, как отмечено в [28],согласно мировому хозяйственному опыту, первоначальные цели и задачи,декларированные при создании СЭЗ, почти всегда не совпадают с тем, чтопроисходит в результате фактического развития.)В мировой практике существует множество разновидностей СЭЗ. Вместе с тем,общепринятой типологии свободных зон в настоящее время не существует. Ихвозможная классификация приведена в приложении 1, а типовые размеры, составльгот и регионы распространения - в приложении 2. 1.2. Требования по размещению СЭЗИсходя из задач, поставленных при формировании той или иной зоны,предъявляются соответствующие требования и к ее размещению. К наиболееобщим из них относятся:5. благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам и наличие развитых транспортных коммуникаций;6. развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры;7. существенный по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал (в первую очередь - запасы углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.).Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют,как правило, приграничное положение по отношению к зарубежным странам, (ав России, в том числе, - и к бывшим союзным республикам), а такжерасполагают морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью(железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными,научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценныхприродных ресурсов.В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в районахнового хозяйственного освоения, не располагающих изначально развитойпромышленностью, производственной и социальной инфраструктурой, нопозволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные программы(укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны идр.). 1.3. История организации СЭЗ в РоссииПроцесс создания свободных зон в нашей стране, начавшийся еще в конце80-х годов, может быть разделен, как отмечено в [21], на несколькоэтапов.На первом этапе (конец 80-х - 1990 г.) происходило зарождение самой идеи. По инициативе правительства СССР была разработана так называемая единаягосударственная концепция свободных зон. Свободные зоны рассматривалиськак элемент государственной внешнеэкономической политики и способстимулирования межгосударственных отношений СССР с зарубежными партнерами.По форме они должны были быть зонами совместного предпринимательства,точнее, компактными территориями с высокой концентрацией предприятий синостранным участием. Предполагалось, что такие зоны будут создаваться врегионах с развитым научно-техническим потенциалом с целью производстванаукоемкой продукции на базе соединения советских технологий и иностранного капитала. Хозяйственно-правовые льготы на территории зонпредусматривались только в отношении предприятий с иностранным участиеми в пределах, определяемых действовавшими в СССР нормами регулированияиностранных инвестиций.К началу 90-х годов государственная концепция свободных зон дополниласьмножеством региональных инициатив. Эти инициативы получили свое развитие,как только в ходе суверенизации союзных республик рассмотрение вопроса осоздании зон было официально перенесено на республиканский уровень: в июле-сентябре 1990 г. ВС РСФСР принял предложения 11-ти региональных советовнародных депутатов об объявлении их территорий зонами свободногопредпринимательства. Зоны учреждались в городах Ленинграде, Выборге,Находке, Калининградской, Сахалинской и Читинской областях, в Алтайскомкрае, Кемеровской и Новгородской областях, г. Зеленограде, Еврейскойавтономной области [1,2]. В 1990-91 гг. Совет Министров или ВерховныйСовет РСФСР утвердили по каждой зоне отдельное положение, закреплявшее еехозяйственно-правовой статус (например, [4,5]). (Заметим при этом, что вположениях зоны именовались "свободными экономическими зонами", а не"зонами свободного предпринимательства", как в вышеупомянутыхпостановлениях об их учреждении.) Набор предоставленных зонам льгот былпрактически одинаковым, а сами зоны рассматривались уже не только каквнешне-, но, скорее, как внутриэкономический феномен, призванный создатьпротивовесы централизованной системе хозяйствования.Хотя принятые решения способствовали притоку в зоны иностранного капитала(росло число совместных предприятий в Находке, Калининграде, на Сахалине),они не были до конца продуманы ни с точки зрения их реализуемости, ни посвоим последствиям.Во-первых, предполагаемые масштабы зон, когда они охватывали не тольконебольшие территории, но и обширные области и целые края, были заведомонереальными из-за требуемых колоссальных капиталовложений и проблемсоблюдения на больших территориях особых таможенных процедур.Во-вторых, массовая раздача зональных преференций отдельным территориальным образованиям без четких на то критериев спровоцировала волну самостийноговозникновения новых зональных структур, когда та или иная территория(город, область, морской порт, центр науки или просто российская глубинка)объявляла о принятии ею соответствующего статуса, лоббируя егоутверждение в верхах. Как отмечено в [23], руководство России оказалосьпод массированным давлением: в 1991 г. около 150 регионов добивалисьобразования на своих территориях свободных зон. Такая активность местныхвластей отражала их стремление хоть как-то бороться с кризиснымипроцессами, отгородиться с помощью статуса зоны от массы различныхпроблем, нахлынувших, как им представлялось, из центра.В конце 1991-начале 1992 гг., когда российское руководство приняло курс наширокое открытие экономики в целях ее стабилизации [6,7], выборочнаялиберализация предпринимательского климата на уровне отдельных зональныхтерриторий во многом лишалась своего смысла. Принятые в этот период вРоссийской Федерации нормативно-правовые акты по регулированиювнешнеэкономической деятельности не предусматривали должных изьятийприменительно к зональным территориям. И хотя действовавшие в зонахстатусные положения формально никто не отменял, налоговые службыистолковали их как утратившие силу, что фактически упраздняло значительнуючасть ранее предоставленных зонам льгот.Такая неопределенность в законодательно-правовом положении СЭЗ вызвалобеспокойство иностранных инвесторов, расценивших сложившуюся ситуацию как принципиальный отход правительства от линии на создание зон. Это, атакже просьба руководителей зональных администраций (официальное обращениев федеральные органы власти весной 1992 г.) гарантировать действие ранеевведенной в зонах системы льгот способствовали выходу в июне 1992 г.указа президента [8], в котором было подтверждено действие прежнихзональных преференций для иностранных предприятий и предприятий синостранными инвестициями, сохранены отдельные льготы в областивнешнеэкономической деятельности для российских предприятий и дажепредусмотрены некоторые общие дополнительные льготы, нацеленные наоблегчение финансирования объектов инфраструктуры в зонах (предоставлениедля этих целей бюджетных кредитов, направление в специальные зональныефонды части средств от приватизации федеральной собственности и др.).Принятие указа способствовало тому, что в отдельных, наиболее "продвинутых"зонах (Находка, Калининград) началась практическая разработка стратегииразвития территории и конкретных инвестиционных проектов по ееобустройству.Тем не менее, к началу 1993 г. в правительстве возобладала линия наликвидацию "суперзон". Подготовленный проект Закона РФ "О свободныхэкономических зонах" предусматривал формирование преимущественно микрозондвух разновидностей - свободных таможенных зон и зон экспортногопроизводства. В основу отбора зональных территорий был положен принципсочетания их выгодного географического положения с минимизацией затрат наих инфраструктурное обустройство, что обосновывалось необходимостью болеереалистичного подхода к масштабности зональных проектов.На фактическое закрытие ранее созданных зон были направлены решения,принятые в июне 1993 г.: законодательное урезание предоставленных зонамтаможенных льгот (Закон РФ "0 таможенном тарифе") и очередная отменаналоговых преференций (письмо ГНС и Минфина РФ [11]). И хотяиностранным инвесторам указом президента [14] были даны гарантии посохранению прежних условий деятельности на три года вперед, над зонаминависла атмосфера бесперспективности.Такое развитие событий прежде всего отражало стремление правительстваудержать те или иные территории, претендующие на статус свободной зоны, впределах национального экономического пространства.В результате, к осени 1994 г. наметились следующие контуры российскойзональной политики:урезание (до 1-2 кв.км) возможных размеров свободных зон, исключающеесоздание относительно крупных комплексных зон свободногопредпринимательства;формальное заимствование и перенос на российскую почву простейшихобразцов из мировой зональной практики без учета ее перспективныхтенденций и увязки с национальной промышленной политикой;усложненная система управления зонами, сопряженная с многочисленнымибюрократическими согласованиями и невозможностью создания зон по инициативе"снизу".Ряд регионов, не дожидаясь соответствующих законодательных решений,начал интенсивную работу по реализации проектов точечных и локальных стаможенных зон (обустройство территории, создание Компании развития ит.п.). Они сумели мобилизовать необходимые стартовые средства (кто -частные, а кто - государственные), и это предопределило их ближайшийуспех. Первая по такому пути пошла СЭЗ "Находка": опираясь направительственное постановление о принципиальной возможности создавать насвоей территории таможенные зоны [13], а также - специальнопредоставленным на эти цели бюджетным кредитом Минфина (март 1995 г.),она образовала первую подобную зону уже к лету 1995 г. В том женаправлении, но уже без федеральной государственной поддержки, действовалиправительство Московской области (проект СЭЗ "Шерризон"), мэрия Санкт-Петербурга (свободная таможенная зона "Гавань"), администрация Ульяновска(аналогичная зона в районе городского аэропорта).Напротив, другие крупные территории активизировали усилия по лоббированиюэксклюзивных правительственных решений, гарантирующих им либо воссозданиепрежних, либо получение принципиально новых индивидуальных преференций.Следует отметить, что правительство - вразрез с собственным курсом наорганизацию исключительно локальных СЭЗ - поддалось этому давлению: былвосстановлен режим беспошлинной торговли в пределах Калининградской области [12,15], а в июле 1994 г. была создана [17] зона экономическогоблагоприятствования в Ингушетии - "своеобразная модель оффшорной зоны,весьма далекая от общепринятых стандартов" [35, с.17]. Причем, когда вмарте 1995 г. все индивидуальные таможенные льготы в РФ были вновьофициально отменены [19,20], борьба территорий за особые привилегии неопрекратилась. В частности, Калининградская область добилась принятия вноябре 1995 г. Госдумой РФ отдельного федерального Закона "Об Особойэкономической зоне в Калининградской области", возвращавшего ей режимтаможенной экстерриториальности. 22 января 1996 г. этот Закон был подписанПрезидентом. 1.4. Мировой опыт и возможности его использования в РоссииСейчас в мире, как уже было сказано, функционирует, по разным данным, от400 до 2000 свободных экономических зон. Впервые СЭЗ были созданы в США поакту 1934 г. в виде зон внешней торговли. Целью их была активизациявнешнеторговой деятельности посредством использования эффективныхмеханизмов снижения таможенных издержек.При этом главным образом предполагалось сокращение импортных тарифов надетали и компоненты для производства автомобилей. В зоны внешнейторговли были превращены склады, доки, аэропорты. Предприятия, действующиев указанных зонах, выводились из-под таможенного контроля в США, еслиимпортируемые в зону товары затем направлялись в третью страну. Таможенныеиздержки снижались и тогда, когда в зоне осуществлялась "доводка" продукциифирм США для последующего экспорта. Если же товары из зоны шли в США, онив обязательном порядке проходили все таможенные процедуры, предусмотренныезаконодательством страны.Успешным вариантом свободной экономической зоны стало создание зоныблагоприятствования в Ирландии в 1957 г. с центром в аэропорте "Шеннон".Территория зоны составляла всего 15 га. Цель ставилась скромная: получить дополнительно 300 новых рабочих мест. Здесь, однако, тот случай, когдарезультаты значительно превзошли ожидания. Еще один удачный примерсвободной экономической зоны, центром которой являлся аэропорт, - "Дог-Айленд" (Англия, 1982 г.). Площадь этой СЭЗ составила 2000 га. Подреализацию намеченной программы было привлечено более 1 млрд. ф.ст.В 1967 г. в Бразилии была создана свободная экономическая зона иноготипа - "промышленный округ свободной зоны Манаус" (Амазония). Выделеннаядля этой СЭЗ площадь - 3,6 млн. кв. км; цель - стимулирование развития промышленного производства; основное средство достижения цели -налоговые льготы. Эта зона получила быстрое развитие, что взначительной степени повлияло на оздоровление экономики всей Бразилии.Ядро СЭЗ составили примерно ЗО сырьевых и топливно-энергетическихотраслей, продукция которых потреблялась в самой Бразилии. Экспорт зоныдостигал только 3 - 5% производства.В 1978 г. в Китае были созданы свободные экономические зоны в 14прибрежных городах. Цель - развитие внешней торговли. Основнойинструмент - налоговые и таможенные льготы. На каждый гектар зоны в периодее становления ежегодно вкладывалось примерно 15-17 млн. долл. США.Всего с момента создания по 1987 г. в СЭЗ Китая было привлеченоприблизительно 22 млрд. долл. Через них проходило 2/3 внешнеготоварооборота страны. В 1990 г. экспорт только одной зоны Шеньчженьсоставил 3 млрд.долл.Несколько слов следует также сказать о расположенных в Южной Корее,Малайзии, Сингапуре, Гонконге "точечных" зонах, ориентированных на экспорттоваров: ими охватывается до 90% всего его объема в развивающихся странахмира.Происходит ускоренное развитие и научно-технических зон. В 1973 г. в США ихнасчитывалось 84; здесь было занято 142 тыс. рабочих и 45 тыс. ученых.Наиболее крупная в США научно-техническая зона - Силикон-Вэллс("Силиконовая долина") . Она осуществляет 20% мирового производства средстввычислительной техники и компьютеров. В ближайшее время в США планируетсясоздать до 1000 СЭЗ. Объем инвестиций должен при этом составить более 3млрд. долл., а число дополнительных рабочих мест - 100 тысяч.В Голландии и ФРГ в 1985 г. было соответственно 45 и 50 технопарков,причем планировалось образовать еще по 100 в каждой стране. В Японии в 14районах создается 18 технополисов на базе ведущих научных подразделений.Крупнейший технополис "Цикуба" обеспечивает работой 145 тыс. человек. ВАнглии имеется более 25 зон и технопарков, за счет чего создано в общейсложности 18,4 тыс. рабочих мест.Наконец, можно выделить еще одну разновидность свободных зон, котораяраспространена в мире, - оффшорные зоны, которые служат своего рода"налоговыми оазисами", обслуживающими международные финансовые операции. Примерами офшорных центров являются, прежде всего, островные территории- Антильские, Багамские, Бермудские, Виргинские, Каймановы, Барбадос,Гернси и Джерси, Кипр, Мальта, Мадейра, а также Гонконг, Западное Самоа,Ирландия, Либерия, Ливан, Лихтенштейн, Панама, Сингапур и ряд других.Оффшорные зоны дают использующим их хозяйственным агентам следующиепреимущества: налоговые льготы, значительную свободу, практическоеотсутствие валютного контроля, возможность проведения операций срезидентами в любой иностранной валюте, списание затрат на месте,анонимность, секретность финансовых операций (главным образом действуетлишь требование информировать власти о сомнительных операциях, связанныхс наркобизнесом). При этом внутренний рынок ссудных капиталов зоныизолируется от счетов резидентов. Дело в том, что классический вариантоффшора предполагает хозяйственную и финансовую деятельность в оффшорнойзоне только нерезидентов.По налоговым льготам, в свою очередь, воэможны варианты. В оффшорных зонахИрландии, Либерии налоги не взимаются. В Швейцарии взимаются, но явнонизкие. В оффшорных зонах Лихтенштейна, Антильских островов и Панамы вмомент регистрации фирм в качестве налога выплачивается единая сумма(паушальный налог). В таких зонах обычно также взимаются ежегодныерегистрационные взносы компаний, сборы за предоставление банковских истраховых лицензий, лицензий на трастовую деятельность. Можно такжедобавить, что если в Ирландии, Швейцарии от оффшорных компаний требуетсялишь минимальный бухгалтерский учет, то на Антильских островах, вЛиберии, Панаме, Лихтенштейне отсутствует даже такое требование. В ЗападномСамоа форма и порядок бухгалтерского учета не регламентированы и выбираютсявладельцем компании.Интересен опыт Венгрии. В этой стране был реализован режим классическогооффшора. Оффшорные компании получают скидку на налог на прибыль в размере85%, что позволяет сократить реальную ставку налога до 5,4%. Оффшорнойкомпании предоставляется право вести операции с иностранной валютой;получать иностранные займы и кредиты без специального разрешениявластей, регулирующих операции с иностранной валютой; иметь счета виностранных банках при условии, что определенная доля счетов приходится наВенгерский банк. Посредническая деятельность таких компаний в Венгрииограничена внешней торговлей с Россией, а также посредничеством междуроссийскими компаниями. Принцип такого ограничения простой -ориентировать оффшорные льготы на основные, преобладающие во внешнейторговле товарные потоки и широкий круг хорошо известных деловых партнеров.Аналогичная идея вполне может быть использована и при созданииоффшорных зон в регионах России. Так, для оффшорных компаний льготы могутбыть целенаправленно ориентированы на основных торговых партнеров того илииного региона (для Республики Татарстан это, например, Германия, США,Венгрия, Швейцария, Австрия, Китай, Турция, Великобритания, Нидерланды,Финляндия); данная рекомендация, разумеется, небесспорна и нуждается вдополнительной проработке.По наблюдениям специалистов, многие СЭЗ прошли свой "путь", трансформируясьсначала иэ складских и транзитных зон в экспорто-производственные, а затем- и в комплексные. Мировой опыт свидетельствует, что при отсутствииэкспортных зон рост вывоза из страны товаров и услуг увеличивается всреднем в год на 7%, при наличии же их - на 20%.Как мы видим, СЭЗ в мировой практике создаются с какими-то определеннымицелями, которые направлены на повышение благосостояния как в самих зонах,так и на территории целой страны. К таким целям, как правило, относятся:активизация внешнеторговой деятельности, увеличение объемов экспорта,создание дополнительных рабочих мест, стимулирование промышленногопроизводства, привлечение в страну иностранных инвестиций, подъемдепрессивных территорий, выравнивание межрегиональных различий. Способыдостижения этих целей чаще всего одинаковы - это налоговые и таможенныельготы, различные преференции.Россия, в общем, переняла этот опыт у других стран, но, к сожалению,вместо инструмента модернизации экономики и привлечения в странуиностранных инвестиций зональные льготы стали средством скрытогосубсидирования отдельных лоббистских группировок и способомпервоначального накопления капиталов, впоследствии утекающих за рубеж.Важно сейчас создать такие условия, чтобы преференциальные режимыприменялись не ради раздачи льгот определенным предприятиям, отраслям илитерриториям, а с целью стимулирования новых форм хозяйствования,промышленного производства развития внешнеэкономических отношений,обеспечивающих технологический прорыв России в ХХI век. Другоестратегически оправданное направление - реализация преимуществ транспортно-географического положения России и потенциала ее припортовых территорий.Создание в некоторых районах широкой сети свободных таможенных зон ускорилобы интеграцию России в мирохозяйственные связи, а также притянуло бы к нейогромные потоки товаров и капиталов, пока что направляющихся в аналогичныезоны зарубежных стран Черноморья и АТР [36].Таким образом, рассмотрение мирового и отечественного опыта созданиясвободных экономических зон позволяет заключить следующее:1. Мировая практика показывает, что создание СЭЗ - весьма действенноенаправление развития экономики отдельных территорий и регионов. Восновном, создание и развитие свободных экономических зон ориентировано нарешение конкретных приоритетных экономических задач, реализациюстратегических программ и проектов.2. Территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, какправило, приграничное положение, а также располагают развитойтранспортной, производственной и социальной инфраструктоурой. Вотдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в районахнового хозяйственного освоения, не обладающих указанными преимуществами,но располагающих высокой концентрацией ценных природных ресурсов,позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные задачи.3. Вопрос о свободных экономических зонах в России до сих пор решалсянедостаточно последовательно, при отсутствии конструктивной концептуальнойосновы и достаточной правовой базы. Основной чертой этого процесса былаего жесткая политизированность в ущерб экономической сути. II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СЭЗ 2.1. Типы СЭЗ, организуемых в РоссииПрактика создания имеющихся и проекты будущих СЭЗ на территории Россиипоказывают, что в зависимости от целей и задач их можно разделить наследующие основные типы:комплексные зоны производственного характера;внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортногопроизводства и транзитные);функциональные, или отраслевые (технологические парки, технополисы,туристические, страховые, банковские и др.).Эти типы зон могут быть охарактеризованы следующими основнымипризнаками.Комплексные зоны многопрофильны. Они формируются и на ограниченнойтерритории, и в границах областей и других территориальных образований. Вних создаются условия для привлечения крупного капитала с обязательнымразвитием необходимой инфраструктуры.К комплексным зонам может быть отнесена (по крайней мере, по замыслам ихсоздателей) большая часть СЭЗ, создаваемых в России, в том числе - СЭЗ вНаходке, Калининградской области, Санкт-Петербурге и др.Внешнеторговые зоны обеспечивают валютные поступления, в том числе и засчет консигнационных складов, сдачи в аренду помещений, выставок,перевалки грузов и их транзита.К внешнеторговым зонам относятся, в частности, зона свободной торговли"Шерри-зон" (около аэропорта "Шереметьево") [9], свободные таможенные зоны"Московский Франко-Порт" (около аэропорта "Внуково"), "Франко-ПортТерминал" (на территории московского Западного речного порта [10].Отраслевые зоны (технологические парки, технополисы и др.) выполняют какнароднохозяйственные, так и внешнеэкономические функции. Они, в частности,способствуют ускорению научно-технического прогресса в отдельных отрасляхна основе активизации внешнеэкономического сотрудничества, внедрениюрезультатов отечественной науки, а также разработке наукоемких технологий, новых видов готовой продукции и расширению экспорта.К отраслевым зонам научно-технического характера относится СЭЗ вЗеленограде, которая должна специализироваться в областимикроэлектроники, информатики и связи; к зонам финансового ("оффшорного")характера может быть отнесена зона экономического благоприятствования вИнгушетии; к зонам туристическо-курортного типа - особая экономическая зона"Кавказские Минеральные Воды" [18].На выбор типа зон для конкретных территорий влияют не только общие, но илокальные факторы. Так, для транспортных, экспортно-импортных зоннеобходимо наличие крупного транспортного узла. Они, как правило,размещаются в приморских городах, располагающих морскими портами,железнодорожным сообщением, аэропортом. Эти же условия желательны дляразмещения торговых, банковских и других зон. Для создания зон типатехнопарков и технополисов нужна развитая научно-производственная база иквалифицированная рабочая сила. Организация туристическо-рекреационных зонтребует наличия культурных и исторических центров, бальнеологическихкурортов, привлекательных для туризма ландшафтов, развитой инфраструктуры. 2.2. Свободные экономические зоны в России: современное состояниеКак было показано в разделе 1, основной отличительной чертой процессасоздания СЭЗ в России является его политизированность в ущербэкономической сути, вопросы создания зон решаются стихийно, приотсутствии четких критериев и достаточной нормативно-правовой базы.Если в самом начале (еще на этапе существования СССР) замысел создания зониспользовался руководством союзных республик в качестве инструментаполитического противодействия союзному центру, а в преддверии выборовроссийского президента раздача "зональных полномочий" была символомлиберального отношения руководства РСФСР к регионам, то затем, собретением Россией суверенитета, "выбивание" этих полномочий сталосредством аналогичной борьбы, теперь уже - со стороны руководителейрегионов по отношению к федеральным властям. И сегодня эта идея все ещеостается средством политического давления регионов на правительство,хотя практические усилия по организации зон все более смещаются на местныйуровень.В отношении вопроса о свободных зонах российское руководство до сих пордействовало весьма непоследовательно. Оно то, поддаваясь давлениюрегионов, щедро раздавало льготы, то отбирало их, обосновывая этообщегосударственными интересами. В результате большинство СЭЗ,организованных в начале 90-х годов, фактически лишились сегодня основнойчасти ранее предоставленных федеральных преференций. Решения о созданииновых СЭЗ продолжают приниматься так же, как и ранее, т.е. чистодекларативно, без концептуального обеспечения и механизма реализации. Витоге остается нереализованной главная экономическая идея СЭЗ -стимулирование предпринимательской активности через выборочнуюлиберализацию инвестиционного климата.Вместе с тем, исходя из мирового опыта, курс на организацию СЭЗ мог быспособствовать решению ряда приоритетных для страны проблем в областистабилизации и подъема экономики, возрождения регионов, укрепленияфедерализма, развития внешнеэкономической деятельности и международныхконтактов. Однако отсутствие в РФ надежной правовой базы по созданию ифункционированию СЭЗ, а у правительства - четкой концепции о роли СЗЗ вроссийской экономике переходного периода не позволяет вопросу о свободныхзонах находится в контексте важнейших направлений текущей политики.Устройство свободных зон должно регламентироваться четко сформулированнымзаконом, а не постоянно меняющимися решениями исполнительной власти.Без базового федерального закона о СЭЗ реализация любых принимаемых повопросу о зонах правовых решений (будь то президентские указы,постановления правительства или даже парламентские акты) будет неизбежноупираться в приоритетность более общих норм регулирования хозяйственнойдеятельности, установленных специальными разделами федеральногозаконодательства (что и подтвердила российская практика). Принятие жетакого закона позволило бы упорядочить многочисленные нормативно-правовыеакты, принятые по вопросу о СЭЗ, открыв таким образом новый специальныйраздел в федеральном законодательстве - раздел о СЭЗ, а также внести вдругие специальные разделы законодательства (налоговый, таможенный,валютный, банковский и т.д.). те дополнения и изъятия, без которых реальное развертывание зональной практики не представляется возможным [30,31].Таким образом, принятие базового федерального закона о свободных зонах,учитывающего интересы развития как Федерации в целом, так и ее субъектов,можно считать сегодня краеугольным камнем в деле успешного "строительства"здания СЭЗ. 2.3. Некоторые проблемы развития российских СЭЗПри разработке и принятии закона о СЭЗ, что, как показано выше, являетсясамой насущной задачей для развития зональной практики, прежде всегонеобходимо разрешить следующую проблему.Функционирование СЭЗ в режиме свободной таможенной зоны (а именно этопривлекает большинство регионов, добивающихся статуса СЭЗ) означает, чтотерритория зоны подпадает под условия таможенной экстерриториальности.Между тем, конституционность норм таможенной экстерриториальностипринципиально не ясна сегодня даже в отношении небольших участковгосударственной территории РФ (площадью в несколько кв. км), не говоряуже о регионах размером с целую область, поскольку Конституция РоссийскойФедерации запрещает образование таможенных границ внутри территории страны:"На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободногоперемещения товаров, услуг и финансовых средств" ([16], статья 74, часть1). Исключения допускаются лишь в целях "...обеспечения безопасности,защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей"([16], статья 74, часть 2). Уже одно это обстоятельство ставит под вопросправомерность принятия решений об образовании различных СЭЗ на территорииРоссии.Госдума РФ приостановила ввиду этой неясности процесс прохождения черезроссийский парламент федерального Закона "0 свободных экономических зонах",направив весной 1995 г. по инициативе Комитета по экономической политикесоответствующий запрос в Конституционный суд РФ с просьбой датьофициальное толкование указанной статьи российской Конституции.Вторая проблема состоит в отсутствии четко сформулированных целей созданиязон, не противоречащих как интересам регионов, так и Федерации в целом.Руководители регионов видят, как правило, в таких зонах лишь однусиюминутную привлекательную сторону - перспективу получения льгот пополному или частичному освобождению от налогов. Многие полагают, что СЭЗпомогут им избавиться от проблем, решить которые сами они не в состоянии:плохого состояния инфраструктуры, развала производства, безработицы,тяжелой социальной обстановки, экологических проблем. И при этом не думаюто том, кто же тогда в такую "свободную зону" придет со своим капиталом?Между тем, как отмечено в [21], система предоставляемых свободной зонельгот должна служить инструментом реализации имеющихся сравнительныхпреимуществ данной территории, а не механизмом компенсации имеющихсянедостатков или отсутствующих здесь факторов развития. Более того, принынешних широких масштабах распространения свободных зон в мировомхозяйстве налоговые льготы - далеко не главный стимул для притока взону иностранного капитала. Существеннее в этом отношении могут оказатьсясегодня такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционныегарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощениеадминистративных процедур. Там же высказано мнение, что первые российскиезоны могут привлечь иностранных инвесторов "не широтой фискальных льгот идаже не дешевизной рабочей силы, но, скорее, перспективой освоенияобширного отечественного рынка. Именно последнее должно быть поставлено вцентр конкретных зональных проектов" [21, с.137].В-третьих, все претенденты на создание СЭЗ стремятся взять под своююрисдикцию как можно больше территории, не понимая, что чем ее больше,тем хуже для предпринимательского успеха зоны. Ведь, по зарубежному опыту,для нормального обустройства 1 квадратного километра экспортопроизводящейзоны требуются вложения порядка 40-45 млн. долларов США, таможенно-торговой - 10-15 [29]. Где возьмет эти средства администрация, например,Читинской области, заявившая о намерении создать СЭЗ на всей территории -432 тыс.кв.км, или Алтайский край - 262 тыс.кв.км? (А общая площадьтолько первых 11 учрежденных СЭЗ составляет 1 млн. кв.км, или 7%территории России.)Вот почему большая часть действующих в мире СЭЗ ограничена пределамипредприятия, нескольких производственных объектов, авиа- или морскогопорта, в исключительном случае - небольшого по территории города илирайона. Проблема разумного ограничения начальных вложений на обустройствосвободной зоны особенно актуальна для современной России, учитывая нынешнююострейшую нехватку инвестиционных средств.В практике развития российских СЭЗ есть и другие проблемы, как общие(например, отсталость инфраструктуры), так и частные, но эти трирассмотренные - неурегулированность нормативно-правовой базы, отсутствиечетко сформулированных целей и противоречия между сиюминутными интересами отдельных регионов и перспективами развития Федерации в целом и недостаток(и на федеральном, и на региональном уровне) средств на обустройствосоздаваемой зоны - являются, по моему мнению, основными факторами,тормозящими эффективную работу существующих и создание новых СЭЗ.В результате, как отмечено в [28,29], в настоящее время из 18 формальноучрежденных в России СЭЗ можно, да и то с большими натяжками, можноназвать "работающими" лишь две зоны - в Калининградской области и Находке.Да и то не как экспортопроизводящие, ради чего, собственно, они исоздавались, а, в основном, как экспортовывозящие, т.е. используемыероссийским и иностранным капиталом для вывоза из России стратегическихтоваров и сырья.Некоторые характеристики, преимущества и проблемы указанных зонприведены в следующем разделе. III. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА "СТАРЕЙШИХ" СЭЗ РОССИИ 3.1. Приморская "Находка"СЭЗ "Находка", первая в России, была образована в октябре 1990 года [3,4].Целями создания СЭЗ, согласно указанным документам, являются развитиеторгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежнымистранами, обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранногокапитала, технологии и управленческого опыта, а также потенциалапредприятий к решению задач социально-экономического развития ДальнегоВостока, комплексное освоение его природных ресурсов, увеличениеэкспортных возможностей региона и страны в целом, развитие производствавысококачественной импортозамещающей продукции трансконтинентальноготранзита, отработка новых форм хозяйствования в условиях перехода крыночной экономике.Основные нормативно-правовые документы по этапам создания и развития зоны,ее территория, области специализации, а также основные преимущества инедостатки рассматриваемой СЭЗ приведены в таблице 1.Отмечу главные отличительные особенности этой зоны:14. выгодное географическое положение и развитая транспортная сеть (конечный пункт Транссибирской магистрали, четыре крупных действующих порта);15. отсутствие сегодня реальных конкурентов на российском Дальнем Востоке в части осуществления внешнеторговой деятельности со странами Азитско-Тихоокеанского региона;16. наличие определенного опыта внешнеэкономической деятельности: до недавнего времени Находка была единственным открытым портом на Дальнем Востоке, через нее проходило до четверти годового экспорта России;17. достаточно ограниченная (по сравнению с некоторыми "гигантскими" российскими СЭЗ) территория (менее 5 тыс. кв.км).Потенциал СЭЗ "Находка" характеризуют следующие данные. Ежегодно внезамерзающие порты - нефтеналивной, рыбный, торговый и Восточный -приходят до 1000 судов, общий грузооборот составляет 25 млн.т. ПортВосточный занимает второе место в АТР (после Гонконга). Здесь действуютугольные причалы на 8 млн. т и контейнерный комплекс на 2 млн. т. Ежегодноперерабатывается до 400 тысяч контейнеров. После реконструкции порт будетиметь до 60 причалов, способных перерабатывать более 40 млн. т грузов вгод. На очереди сооружение мощного угольного терминала, комплекса попереработке 4 млн. т импортного зерна. Получен кредит "Дойче Банка" вразмере 100 млн. долл. На возведение причала для экспорта 3 млн. тудобрений. По оценкам, поток грузов через порт в ближайшие пять летвозрастет на 8 млн. т., а ежегодный доход составит 5 млрд. долл.В СЭЗ зарегистрировано несколько сот предприятий с иностраннымиинвестициями - более половины всех образованных на Дальнем Востоке. Поданным [28], кредитная масса инвестиционных средств превысила 200 млн.долл. В рамках проекта создания российско-корейского индустриальногопарка площадью 300 га планируется дополнительно привлечь 700 млн. долл.,российско-американского парка площадью 175 га - от 200 до 500 млн. долл.Безработица в зоне "Находка" составляет 0,19% от уровня безработицы в крае.Однако, несмотря на имеющийся потенциал, есть и ряд существенных помехдальнейшему развитию СЭЗ. Про общие из них (пробелы законодательной базы,дефицит нормативных актов, защищающих права участников СЭЗ, недостатоксредств на обустройство инфраструктуры и т.п.) уже говорилось. Вчастности, как отмечено в [33], в результате отмены "задним числом"таможенных льгот СЭЗ "Находка" потеряла до 30% инвесторов. Есть испецифические проблемы, в том числе: высокие транспортные тарифы,"отрезающие" Приморье от Центра страны, необходимость больших (порядка 1млрд.долл.) капиталовложений в реконструкцию железной дороги от Находки доХабаровска, связывающей воедино всю транспортную "цепочку". 3.2. Балтийский "Янтарь"Согласно положению о СЭЗ "Янтарь" [5], принятому в сентябре 1991 года, скоторого началась история свободной зоны в Калининградской области, целямисоздания СЭЗ были ускорение решения задач социально-экономического развитияКалиниградской области, повышение жизненного уровня населения области наоснове развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничествас зарубежными странами, обеспечение благоприятных условий для привлеченияиностранного капитала, технологии и управленческого опыта, потенциалапредприятий для увеличения экспортных возможностей региона, развитияпроизводства экспортной и импортозамещающей продукции,трансконтинентального транзита, отработки новых форм хозяйствования вусловиях перехода к рыночной экономике.Свободная экономическая зона создавалась в пределах всей Калининградскойобласти с прилегающими к ней районами континентального шельфа, заисключением территории объектов, имеющих оборонное и стратегическоезначение для России.Основные нормативно-правовые документы по этапам создания и развития зоны,ее территория, области специализации, а также основные преимущества инедостатки СЭЗ приведены в таблице 1.Отмечу главные отличительные черты рассматриваемой зоны:18. выгодное экономико-географическое положение на пересечении торговых путей между Евразией и Европой, наличие незамерзающего морского порта;19. уникальные залежи янтаря (до 90% мировых запасов);20. изолированность области от остальной территории России границами других государств, что повышает транспортные расходы и одновременно увеличивает политические риски хозяйственной деятельности в регионе;21. использование для военных нужд значительной части территории, втрое большей, чем площадь территорию гражданского заселения, что создает неблагоприятный климат для его внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранных капиталов.В январе 1996 года Президентом РФ был подписан закон "Об особойэкономической зоне в Калининградской области" [32]. Подробный анализ опытафункционирования области в качестве СЭЗ "Янтарь" и прогноз последствийпринятия нового закона, проведенный в [35], показывает, что, несмотря наналичие определенного потенциала области и на то, что преференциальныйрежим хозяйственной деятельности в ней был более стабилен, чем в других"старых" СЭЗ (в частности, режим беспошлинного, безлицензионного ибезрегистрационного экспорта, а также беспошлинного импорта с одновременнойотменой НДС и спецналога действовал в области на протяжении 16,5 месяцев -ситуация, не имеющая аналогов на территории России), дополнительныеправа и привилегии, предоставленные области в 1991-1995 гг., оказалисьмалоэффективными для решения ее социально-экономических проблем. Приэтом:22. годовая динамика роста доходов области оказалась практически нулевой;23. зависимость области от бюджетных дотаций центра не только не ослабла, но и усилилась, причем - на фоне сокращения ее вклада в национальный доход страны;24. довольно динамичное развитие сферы услуг (прежде всего, торгово- посреднических) не смогло уравновесить упадок производственной сферы и создать ощутимые заделы для постепенного экономического подъема в регионе;25. положение с привлечением иностранных инвестиций оказалось хуже, чем у ряда других "старых" СЭЗ и регионов, не имевших льготного режима: область заняла лишь 18-ое место среди российских регионов по обьему реально вложенных капиталов, а в расчете на душу населения ее показатели существенно меньше, чем в среднем по России;26. ожидаемого усиления внешнеэкономического потенциала области не произошло: хотя по объему импорта на одного жителя она существенно (в полтора раза) превзошла среднероссийский уровень, подушевой объем ее экспорта оказался на 1/3 меньше, чем в среднем по России;27. режим свободной торговли потребовал усиления административного контроля над экономической деятельностью в регионе, что было вызвано ростом контрабандны.В результате остались нереализованными практически все цели,сформулированные при создании СЭЗ "Янтарь".В [35] отмечено, что в новом законе фактически не учтен опыт работы СЭЗ"Янтарь" и высказано мнение, что этот закон не только не создает вКалининградской области привлекательного инвестиционного климата, а можетдаже ухудшить его.Отмеченные "результаты" функционирования Калининградской области в режимеСЭЗ (а ее опыт, пожалуй, наиболее "богатый" из всех СЭЗ) важны тем, чтоони могут служить определенным ориентиром для других российских территорий, уже имеющих или претендующих на звание "СЭЗ", с тем, чтобы избежатьповторения сделанных ошибок.Таким образом, две "старейшие" и, судя по всему, наиболее активнодействующие СЭЗ России имеют много сходного как в преимуществах (восновном, обусловленных их выгодным экономико-географическим положением),так и в недостатках. К общим для всех российских СЭЗ проблемам (ониохарактеризованы выше) здесь добавляются высокие транспортные издержки, связанные: для Находки - со значительной удаленностью от центральнойРоссии, для Калиниграда - с "оторванностью" региона от остальнойроссийской территории.Вновь следует подчеркнуть, что без комплексного подхода к решениюуказанных проблем будущее рассмотренных регионов как настоящих СЭЗпредставляется весьма туманным. Если же будет сохранен только ихформальный статус "свободных зон", через некоторое время они могут остаться лишь пунктами перевалки контрабандного товара и центрами наркобизнеса (чтоначинает подтверждаться уже сегодня более чем 6-кратным ростомпреступности в этих городах [29]). Таблица 1 Сравнительные характеристики СЭЗ "Находка" и ОЭЗ в Калининградской области| | | ||Основные |СЭЗ "Находка" |ОЭЗ в Калининградской области||характеристи| | ||ки | | || | ||Этапы |Решение о создании - 14.07.90 г. (постановление ВС РСФСР) ||созда- | ||ния и |Положение о СЭЗ - 23.11.90 г. |Положение о СЭЗ "Янтарь" - ||разви- | |25.09.91 г. ||тия (по |Фактическая отмена налоговых льгот для совместных предприятий||норма-тивным|в СЭЗ - Закон РФ "Об основах налоговой системы", 1.01.92 г. ||доку- | ||ментам) |Дополнительные финансовые льготы зонам и гарантии иностранным|| |инвесторам - указ Президента РФ от 4.06.92 г. || |Новая редакция Положения о |Кредитные льготы - || |СЭЗ - постановление |постановление Правительства, || |Правительства от 26.02.92 г. |август 92 г. || | |Подтверждение таможенных || | |льгот - указ Президента от || | |23.12.92г. || |Упразднение таможенных льгот - Закон РФ "О таможенном тарифе"|| |от 21.05.93 г. Фактическая отмена налоговых льгот - письмо || |ГНС || |Дополнительные финансовые |Восстановление и расширение || |льготы (кредиты), поручение о|налоговых льгот - указ || |создании свободных таможенных|Президента РФ от 7.12.93 г. || |зон и передача местного |Дополнительные финансовые || |аэродрома для совместного |льготы (кредиты, субвенции) -|| |использования в военных и |постановление Правительства РФ|| |гражданских целях - |от 25.05.94 г. || |постановление Правительства | || |РФ от 8.09.94 г. | || |Отмена налоговых льгот - Закон РФ "О финансировании || |государственных расходов..." от 1.02.95 г. || |Отмена всех льгот, ранее предоставленных участникам || |внешнеэкономической деятельности - Закон РФ от 24.02.95 г. || | |Отмена таможенных льгот - || | |указ Президента РФ от 6.03.95 || | |г. || | |Льготы для компенсации || | |потерь участникам ВЭД - || | |постановление Правительства РФ|| | |от 10.05.95 г. || |Создание специализированной |Восстановление таможенных, || |зоны экспортного производства|финансовых и, в перспективе, || |на территории СЭЗ "Находка" |налоговых льгот - Закон РФ || |- указ Президента РФ "О |"Об особой экономической зоне || |некоторых мерах по |в Калининградской области", || |стимулированию инвестиционной |подписан Президентом РФ || |деятельности в |22.01.96 г. || |СЭЗ "Находка" от 11.03.96 г. | || | | || | | ||Территория |г. Находка и Партизанский |Калининградская область, || |район Приморского края, |площадь ок. 15000 кв. км || |площадь ок. 4600 кв. Км | || | | || | | ||Специализаци|Добыча и глубокая переработка |Радиоэлектроника и ||я |местных ресурсов (биоресурсов|электронная промышленность, || |океана, леса, лекарственных |судостроение, производство || |трав, стройматериалов), |оборудования для пищевой и || |судоремонт, машиностроение, |целлюлозно-бумажной || |электронная промышленность, |промышленности, глубокая пере|| |международный туризм, отрасли |работка рыбы и других || |агропромышленного комплекса, |морепродуктов, производство || |в перспективе - легкая |товаров народного потребления,|| |промышленность. |международный туризм. || | | || | | ||Преимущества|1. Выгодное |1. Выгодное ||региона для |экономико-географическое |экономико-географическое ||создания |положение: близость от |положение на пересечении ||свободной |крупнейших центров АТР, |торговых путей между Евразией ||экономическо|фактически сложившаяся |и Европой. ||й зоны |"монополия" Находки на |2. Наличие незамерзающего || |внешнюю торговлю России со |морского порта. || |странами региона. |3. Уникальные залежи || |2. Развитая транспортная |янтаря (до 90% мировых || |инфраструктура - крупные |запасов). || |незамерзающие порты, |4. Высококвалифицированная || |оконечный пункт |рабочая сила, высокая || |Транссибирской магистрали. |концентрация учебных || |3. Наличие некоторого |заведений. || |промышленного потенциала |5. Наличие || |города. |машиностроительных производств|| |4. Хорошие климатические |высоких технологий (в составе || |условия для сельского |ВПК). || |хозяйства. |6. Наличие предпосылок для || |5. Опыт внешнеторговой |создания || |деятельности. |курортно-туристического || | |комплекса международного || | |значения (район Куршской || | |косы). || | |7. Наличие некоторого || | |опыта внешнеэкономической || | |деятельности (в качестве СЭЗ || | |"Янтарь"). || | | ||Недостатки |1. Недостаточная степень |1. Использование для военных ||региона для |развития транспортно-дорожной |нужд большей части ||создания |инфраструктуры (необходимость |территории, высокая степень ||свободной |реконструкции портов и |милитаризованности ||экономическо|железной дороги от Хабаровска |промышленности. ||й зоны |до Находки). |3. Узкая специализация на || |2. Удаленность от |рыбной промышленности (40% || |центральных районов России, |объема производства), большая || |высокие транспортные издержки|доля ресурсоемких производств || |на доставку экспортных и |(переработка древесины, || |импортных грузов. |целлюлозно-бумажная || |3. Неразвитость АПК и |промышленность), неразвитость|| |легкой промышленности. |АПК и легкой промышлен- || |4. Наличие в регионе уже |ности. || |действующих СЭЗ (Китай, |4. Изношенный и || |Тайвань, Юж.Корея, Гонконг, |технологически устаревший || |Сингапур), привлекательных |парк промышленного || |для потенциальных инвесторов.|оборудования, повышенная || | |энергоемкость хозяйства. || |5. В перспективе возможна |5. Повышенная || |конкуренция местным портам |транспортоемкость хозяйства || |со стороны модернизируемого |из-за зависимости области от|| |порта Зарубино, |удаленных регионов России и || |предоставляющего выход к |стран СНГ по снабжению сырьем || |морю, в том числе, |и комплектующими (до 90% || |севеверо-восточным провинциям|ввоза) и по сбыту || |Китая. |продукции || | |(более 70% вывоза). || | |6. Неразвитость || | |транспортно-дорожной, жилищной|| | |инфраструктуры. || | |7. Дефицит электроэнергии, || | |зависимость от Литвы в || | |сфере энерго- (80%) и || | |газоснабжения (100%). || | |8. Наличие сильных || | |конкурентов местному порту || | |(страны Балтии, в перспективе || | |- новый российский порт в || | |Финском заливе) для || | |обслуживания || | |экспортно-импортных потоков || | |грузов. | ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведенное рассмотрение дает основания полагать, что ответ на вопрос:есть ли перспективы у свободных экономических зон




Похожие:

Свободные экономические зоны в России iconСвободные экономические зоны России и перспективы их развития

Свободные экономические зоны в России iconСодержание Введение Глава Свободные экономические зоны как явление в экономике
Свободные экономические зоны как явление в экономике
Свободные экономические зоны в России iconСвободные экономические зоны Казахстана

Свободные экономические зоны в России iconСвободные экономические зоны в мировом хозяйcтве

Свободные экономические зоны в России iconСвободные экономические зоны: оффшорные центры

Свободные экономические зоны в России iconСвободные экономические зоны в мировом хозяйстве

Свободные экономические зоны в России iconСвободные экономические зоны в рф: проблемы создания и функционирования

Свободные экономические зоны в России iconСвободные экономические зоны и проблемы их становления в Молдове

Свободные экономические зоны в России iconСвободные экономические зоны: виды и цели создания

Свободные экономические зоны в России icon"Свободные экономические зоны как одно из направлений развития регионов Беларуси"
Тема: “Свободные экономические зоны как одно из направлений развития регионов Беларуси”
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы