Влияние христианства на развитие государства и права в Киевской Руси icon

Влияние христианства на развитие государства и права в Киевской Руси



НазваниеВлияние христианства на развитие государства и права в Киевской Руси
Дата конвертации14.07.2012
Размер298.9 Kb.
ТипРеферат
Влияние христианства на развитие государства и права в Киевской Руси


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИИ Кафедра Государственно-Правовых дисциплин. РЕФЕРАТПо курсу: История отечественного государства и права.На тему: Влияние христианства на развитие права и государства в КиевскойРуси. Выполнил: студент группы № 312 Тойсов С.Ю. Преподаватель: Доцент Павлов В.С. Санкт-Петербург. 1998 год. ПЛАН:1.Влияние Церкви на развитие общества в Средние века.2.Принятие христианства в Киевской Руси.3.Становление и развитие Церкви в русском государстве.4.Монастыри в Киевской Руси.5.Влияние Церкви на становление государственности.6.Церковь и право.7.Киевская Русь – первое Российское государство.8.Список литературы. 1.Влияние церкви на развитие общества в Средние века. Период возникновения Киевской Руси пришелся на время начала такназываемого Классического Средневековья. В этот период происходилозарождение и формирование современных народов: французов, немцев, англичан,поляков, болгар и, конечно же русских. Средневековье создало новыйгородской образ жизни, высокие образцы духовной и художественной культуры,в том числе институты научного познания и образования. Средневековое общество – это, по преимуществу, аграрное общество,базирующееся на ручном труде и феодальных общественно-экономическихотношениях. Для данного общества характерна устойчивая и малоподвижнаясистема ценностей и представлений, основанная на религиозных заповедях иучении церкви. Церковь в эпоху Средневековья представляла собой практическинезависимую, автономно управляющуюся политическую и духовную организацию. Всвоей деятельности она руководствовалась собственными, для себявыработанными на базе библейских преданий и христианской традицииправилами, которые сложились в особую систему канонического права. В силузначимости христианских правил для средневекового религиозного обществаканоническое право обязывало своими требованиями не толькосвященнослужителей и людей церкви, но и всех верующих, включаягосударственные и политические установления “христианских государств”.Такое особое значение церковных правил опиралось на доктринуисключительной, “единоспасающей роли церкви”, разработанной одним из отцовцеркви, крупнейшим духовным и политическим мыслителем IV века св.Августином. Для выполнения этой великой миссии Церковь изначально наделенане только правами духовного научения, но и принуждения, обязанностью“искоренять греховность дел и помыслов” верующих. Источники каноническогоправа были едины для всех содержательных канонов христианства. Отправнымсчиталось Священное писание, включая Ветхий и Новый заветы. Произведениямиотцов церкви Василия Великого, Григория Богосолва, св. Августина было данорастолкование Евангелия и богословской доктрины Писания, установленыосновные обряды и догматы церкви, правила исполнения епископской исвященнической должности, критерии церковных таинств, в том числе брака,расписаны главнейшие нарушения церковных правил.
Постановлениями церковныхсоборов (съездов епископов) были установлены важнейшие правила ввероучении, оценке еретических учений и отступлений от церковного канона.Созданные на основе позднего римского права кодексы были прямо заимствованыв практике церковных судов. В Европе Средневековье – это период становления новой формы Западнойцивилизации – европейской христианской цивилизации. Она формируется натерритории бывшей Римской империи, которая раскололась на две части:Восточную (Византийскую) и Западную Римскую империю. Христианство и во времена античности не представляло собой единойорганизации. На территории Римской империи существовал ряд христианскихцерквей, имевших вероучительные, обрядовые и организационные отличия. Междуруководством этих церквей велась ожесточенная борьба за гегемонию вхристианском мире. Наиболее активно эту борьбу вели глава Западной Римскойцеркви – папа Римский и глава Византийской церкви – Константинопольскийпатриарх. В IX веке началось догматическое и административное обособлениевосточной церкви, которое завершилось в XI веке. Формальным актом расколахристианства на католическую и православную церковь была взаимная анафема(церковное проклятие), которому предали друг друга папа Римский иКонстантинопольский патриарх 16 июня 1054 года. Несмотря на внутренние противоречия христианских церквей, духовнойосновой всей Европейской цивилизации является христианство. В условияхраспада Римской империи, ее политических и хозяйственных институтов, упадкакультуры христианство и его организации – католическая и православнаяцерковь – в течение многих веков были единственными общими для всех стран инародов Европы духовным и социальным институтом. Христианство формировалоединое мировоззрение, нравственные нормы, ценности и образцы поведения, акатолическая и православная церкви были не только духовные, но и весьмавлиятельные политические организации. Поэтому процесс становленияЕвропейской цивилизации в значительной мере представлял собой процессхристианизации – приобщения языческих народов к христианской культуре,верованиям и обычаям, вступления в христианские организации – католическиеи православные церкви. 2.Принятие христианства в Киевской Руси. Российское государство, в котором мы живем, ведет свое начало от IXвека. Племена, образовавшие это государство, существовали еще ранее. Вначале своей исторической жизни они занимали только область р. Днепр с егопритоками, область озера Ильмень с его реками, а также лежащие впромежутках между Днепром и Ильменем верховья Западной Двины и Волги. Кчислу русских племен, составлявших одну из ветвей великого Славянскогоплемени, принадлежали: поляне – на среднем Днепре, древляне и дреговичи нареке Припять, радимичи – на реке Сож, кривичи – на верховьях Днепра, Волгии Западной Двины, словене – на озере Ильмень. Между этими племенами вначалебыло очень мало взаимных связей”; еще меньше близости к ним было уокраинных племен: вятичей – на реке Ока, тиверцев и уличей – на реке Днестри у Черного Моря и других. В это время начинается история первоначального Киевского государства,объединившего все мелкие племена вокруг одной столицы – Киева. В периодобразования и развития национальной государственности – Киевской Руси –славянство вышло на европейскую и мировую арену. Славянские истоки доминируют в древнерусской религии. Религиозныеверования и культовые обряды Древней Руси принято называть Язычеством.Язычество – это ранняя форма религиозного освоения мира. Языческие религиипредставляют собой многобожие. Как и у других народов, формированиерелигиозных представлений древнерусского народа, прошло определеннуюэволюцию. На первом этапе обожествлялись силы природы. Религиозные системыэтого этапа носят анимистический характер. В этих представленияхобожествлялись силы природы и в форме богов и различных духов. Славянепоклонялись Матери-Земле, довольно развиты были водяные культы русалок,водяных, морян и т.д. Почитались леса и рощи, их считали жилищами богов идухов. Особо важные культовые действия совершались в честь бога Солнца –Даждь-бога и бога Ветра – Стрибога. На следующем этапе значительное развитие в древнерусских верованиях иобрядах получает культ предков, который связывался с богом Родом. Родолицетворял начало жизни, продолжение рода. Не случайно корень “род”является основой многих русских слов (народ, родина, родник, урожай ит.д.). Прародительницы Рода именовались Рожаницами и почитались также какРод. С этим культом связаны культы богини Мокоши – хозяйки рога изобилия иЛеды – покровительницы весенней пробуждающей силы. С выделением семьи вкультовой системе древних руссов значительной место занял семейный предок –домовой – охраняющий дом, его жителей и хозяйство. Далее в развитии языческой религии Древней Руси формируется иерархиябогов и создается их пантеон. Главным богом этого пантеона признавалсягромовержец Перун. Все другие боги включаются в этот пантеон, частичнорасширяя и изменяя свои функции. В целом верования народа Древней Русипредставляли довольно сложную мировоззренческую систему, в которой нашлисвое выражение весь накопленный опыт, знания и нравственные устоистановящегося русского государства. Наследницей Древней Руси и следующим этапом в становлении Российскогогосударства и является Киевская Русь, завершение формирования которой вкачестве политического и культурного центра происходит при Владимире IСвятославовиче (980-1015). Важнейшей вехой на пути становления Российскогогосударства является принятие христианства в форме православия в качествегосударственной религии Киевской Руси. Крещение Руси явилось поворотнымсобытие в истории нашего народа. Конкретным актом принятия православияявилось знаменитое крещение на Днепре населения города Киева княземВладимиром в 988 году. Русь приняла христианство от Византии, стоявшей нарубеже тысячелетий на вершине христианской цивилизации. Тем самым Русьвключилась в орбиту влияния центра мировой культуры, который в ту порунаходился на Босфоре. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические,экономические, культурные связи Киевской Руси с Византией. Христианская православная Русь родилась не в одночасье: крещениекиевлян и последовавшее за ним обращение в христианство всей Русской землиимело свою предысторию. Но то, что произошло в Киеве в 988 году, былоподлинно глубинным переворотом, тектоническим сдвигом в отечественнойистории, когда Русь обрела свое духовное лицо. “История русской культурыначинается с Крещения Руси. Языческое время остается за порогом истории”, -писал протоиерей Георгий Флоровский. Очевидно, в этих словах естьпреувеличение. Можно высказаться более осторожно: предыстория христианствана Руси была одновременно предысторией Русского государства и русскойкультуры. Князь Владимир, княжеская семья и дружина, киевляне крещены былисвященниками-греками, но Славянская Русь, в отличие от германских народов,которые усваивали Евангелие на чужом, латинском, языке, воспринималахристианское просвещение в кирилло-мефодиевской редакции. Она получаласвященные, богослужебные и святоотеческие книги на родном языке, которыйтогда был одинаково понятен на Дунае и на Влтаве, на Висле и на Днестре.Тем органичней и естественней совершалось воцерковление нашего народа, темглубже заронялись в сердца людей семена христианского благовестия, темскорее Русь языческая преображалась в Русь православную. Но утверждение православия в качестве государственной религии КиевскойРуси было сопряжено со значительными трудностями. Религия – это не простовера в каких-то богов и духов, система обрядов. Это образ жизни,определенная система идей, верований, представлений о человеке, его месте вжизни и т.д. С религиозными верованиями связаны также такие важнейшиестороны жизни, как брачные и семейные отношения, нравственные нормы.Поэтому процесс христианизации означал ломку сложившегося образа жизни,мировосприятия, культуры, быта. Христианизация повсеместно встречала сопротивление населения. КнязюВладимиру, его дружинникам, родовой знати пришлось приложить немало усилий,а иногда и применять прямую силу для того, чтобы утвердить христианскиеобряды, верования, образ жизни. 3.Становление и развитие Церкви в Русском государстве. Принятие христианства имело огромное значение для всего русскогообщества. Оно создало широкую основу для объединения всех народов,постепенно начало вытеснять языческие обряды и традиции. Но крещение Русине следует представлять, как простую перемену верований. Христианство, ставгосподствующей религией, выразилось в целом ряде новых установлений иучреждений. Из Греции пришла на Русь иерархия, в Киеве стал житьмитрополит, поставленный Константинопольским патриархом. Киевскиймитрополит был главой церкви на Руси. Свою власть он осуществлял с соборомепископов. Как высшие пастыри всей русской земли митрополиты имели правоадминистративного надзора над всеми епархиями (“епархия” – греч.“провинция”) русской церкви; вместе с собором они вершили суд надепископами, обвиненными в канонических преступлениях. О большинстве митрополитов XI столетия до нашего времени дошли крайнескудные сведения, об одних – просто упоминание в Летописи, о другихизвестно чуть больше. Почти все митрополиты киевской эпохи были греками, тоесть людьми греческой культуры. По мнению историка XIX века Е.Е.Голубинского “митрополиты, вступление которых на кафедру отмечено влетописях и о вступлении которых говориться как о приходе “придемитрополит”, все были греки”. Вероятно, многим из них славянский язык быллибо совсем неизвестен, либо они им овладевали им уже на Руси. Незнаниеязыка не могло не затруднять их отношений с духовенством и народом. Но греческое происхождение первых митрополитов Киевских имело и благиепоследствия для Церкви и Русского государства. Их независимость от местноговеликого князя в известной мере ограждала церковь от неправомерноговмешательства в ее внутренние дела со стороны княжеской власти. А в эпоху,когда началось дробление русской земли на уделы, независимые от князеймитрополиты оставались средоточием и символом единства Руси. В княжескихмеждоусобицах они являли себя миротворцами, гарантами соблюдения княжескихдоговоров. В других городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы.Вначале они тоже были греческого или южнославянского происхождения. Но ужек середине XI их большинство стали составлять русичи. Что касается прав иобязанностей епархиального епископа Киевской Руси, то он, как этоготребовали каноны, был верховным учителем паствы, первосвященником и главнымначальником над клириками своей церкви. Кроме того, епископ был обыкновенносоветником удельного князя в государственных делах. В княжеских распряхепископы выступали гарантами незыблемости договоров. Своими свидетельствамиони скрепляли договоры, при этом обычно давали мирящимся князьям крест дляцелования. Епископы участвовали и в поставлении князей на великокняжеский иудельные престолы. Таким образом, церковь через епископа благословлялакнязя на княжение. В князьях епископы видели защитников и слуг церкви, икогда те совершали клятвопреступления, беззакония и насилия, церковь ихобличала. Коллегиальным помощником древнерусского епархиального архиереябыл своеобразный пресвитериум – епархиальное духовенство собиралось в такназываемое соборное воскресенье на “соборики”, которые обсуждали важнейшиецерковно-административные и пастырские дела. Для ведения церковно-судебных,хозяйственных и финансовых дел привлекались и светские чиновники из бояр. Приходское духовенство на Руси через несколько десятилетий после еекрещения стало весьма многочисленным. Об этом можно судить по количествусуществовавших тогда церквей. Из летописей известно, что киевский пожар1124 года истребил 600 церквей. Это известие говорит о том, что Киев висторически малое время после крещения Руси по числу церквей сравнялся сдревними центрами христианства. И в Киеве и во всех епархиях такжеустраивались монастыри, которые были основными поставщиками русскогоепископата. 4.Монастыри в Киевской Руси. Монастыри сыграли значительную роль в христианизации Руси. В нихготовились кадры священнослужителей, происходило осмысление вероучения,формировались духовно-нравственные основы новой обрядности, христианскогобыта и т.д. Монастыри играли существенную роль в распространении грамоты,являлись хранителями и передатчиками культурного наследия. В российской церковной литературе история монастырей и монашестватрадиционно выделялась в качестве особого раздела церковной истории. Пословам святителя Феофана Затворника “монашество есть, с отрешением отвсего, непрестанное пребывание умом и сердцем в Боге”. Однако, монашескоеотречение от мира ради идеала совершенства не имеет ничего общего с уходомиз мира, отрицанием бытия, которое проповедуют буддизм и некоторые другиевосточные вероучения. Греческое слово “монах” (“один”, “живущий вуединении”) нашло себе в русском языке очень выразительный синоним –“инок”, то есть человек, живущий иным образом, нежели остальные люди. Такойобраз жизни не ограничивается пределами личного бытия уединенногоподвижника. Уходя из мира, монашествующие осуществляют высокую миссиюслужения спасения тех, кто пребывает в мире. Первые монашеские обители возникли на Руси одновременно с принятием еюкрещения. Важную роль сыграли в первоначальной истории российскогомонашества выходцы из Византии. Его становление испытывало на себенепосредственное влияние процессов, происходящих в жизни православия,центром которого в то время была Византия. Со времен Крещения Руси Киев,как ни был он территориально удален от главных центров Православного мира,отнюдь не находился в положении его далекой периферии, потому что процессформирования славяно-византийского общества был одним из важнейших в жизниПравославного мира той эпохи. Вопросы, волновавшие христианское обществоВизантии, нашли в жизни киевского христианства живой отклик. В середине XIвека проблемы Православного востока оказываются центральными и в русскойдуховной жизни. Именно к этому времени относится возникновение Киево-Печерского монастыря, из стен которого к началу XIII века вышло более 50архиереев. Этот монастырь, особый, “старейший” не по возрасту, а подуховной значимости, стал совестью Киевской Руси. Осуществляя идеал жизнипо закону духа подвижники не только не изолировали свою общину от жизнимирского общества, но, напротив, поставили монастырь в самую тесную связь сним. Отношения между обителью и миром выражались в попечении игумена оспасении мирян. Другой обязанностью иноков было пастырство и учительство. Киево-Печерская Лавра в киевский период русской истории была центромне только духовной образованности, но и народного просвещения. С первыхдней существования обители возникает монастырская библиотека, куда затемстекаются книги из славянских стран и с греческого Востока, усердноотыскиваемые и собираемые заботами ее игуменов. В ступающие в монастырь каклучшую часть своего имущества приносили книги. Большинство оригинальных памятников древнерусской письменности XI –XIII веков было создано в стенах Киево-Печерского монастыря. Среди нихПовесть временных лет, созданная в начале XII века иноком этого монастыряпреподобным Нестором, прозванным за это летописцем. Она стала одной изсамых любимых, читаемых и нравственно действенных книг, источникомдуховного и культурного воспитания русского народа. Всего было известно 68 монастырей до монгольского периода. Почти дветрети их было построено князьями, боярами, богатыми горожанами.Благотворным нравственно преобразующим влиянием подвижничества и святостижизни иноков был обусловлен тот факт, что в киевскую эпоху русский народусвоил аскетическое, чисто монашеское понимание христианства. 5.Влияние Церкви на становление государственности.О религиозно-нравственном облике древнерусского человека, может быть,вернее всего можно судить по хрестоматийному “Поучению” Владимира Мономаха.Это сочинение не епископа, не монаха, не духоносного избранника из мирян, акнязя, церковью не прославленного, воззрения которого были типичны для всейкняжеско-боярско-дружинной среды и близки к общенародным представлениям ожизни и ее высших ценностях. То обстоятельство, что Владимир Мономах былвеликим государственным деятелем, ничего не меняет, не выделяет его изсреды, к которой он принадлежал, в которой складывался его нравственныйоблик. Чему же учит этот умудренный опытом человек своих детей? “Страхимейте Божий в сердци своем и милостыню творя неоскудну, то бо есть начатоквсякому добру”. “Всего же паче убогих не забывайте, но елико могуще по силекормите, и придайте сироте, и вдовицю оправите сами, и не вдайте сильнымпогубити человека. Ни права, ни крива не убивайте, не повелевайте убитиего“. Даже если по тяжести своих деяний кто и будет достоин смерти - “ащебудет повинен смерти”, то все равно “не погубляйте никакоже христьяны”. Вовсех спорных случаях он советует отдавать предпочтение миру, так как невидит причин для братоубийственных войн. Все споры можно решать добром. Стеми же, кто жаждет войны (“мужами крови”), достойным князьям не по пути.При решении вопроса о взаимоотношениях светской и духовной властей Мономахотводит ей почетное место. И так же понимали жизнь, свое назначение и сойдолг современники Владимира Мономаха, русские люди XI – XII веков. Дляспасения необходимо жить по совести. Нравственно, духовно Русь за одно столетие претерпела глубинныйпереворот, равного которому она уже не знала. Как писал А.И. Солженицын“Русь не просто приняла христианство, она полюбила его всем сердцем, онарасположилась к нему всей душой, она излегла к нему всем лучшим своим. Онаприняла его себе в названии жителей, в пословицы и приметы, в строймышления, в обязательный угол избы, его символ взяла себе во всеобщуюохрану, его поименными святцами заменила всякий другой счетный календарь, сним соразмерила весь план своей трудовой жизни, его храмам отдала лучшиеместа своих окружий, его службам – свои прдрассветья, его потам своювыдержку, его праздникам – свой досуг, его странника – свой кров ихлебушек”. На основе христианизации происходило становление нового типагосударственности в Киевской Руси. Устанавливается тесная взаимосвязь междусветской и церковной властью, при главенстве первой над второй. В первойполовине XI века начинается оформление церковной юрисдикции. В ведениецеркви передаются дела о браке разводе, семье, некоторые наследственныедела. К концу XII века церковь стала осуществлять надзор за службой мер ивесов. Значительная роль отводилась церкви в международных делах, связанныхс углублением отношений с христианскими государствами и церквями. Митрополит и духовенство управляли и судили подчиненных им людей так,как это делалось в греческой церкви, на основании особого сборника законов,Номоканона, получившего на Руси название Кормчей (одной из частей которойявлялась потом Русская Правда). В этом сборнике заключались церковныеправила Апостольские и вселенских соборов, также гражданские законыправославных Византийских императоров. Церкви принадлежали земли, накоторых духовенство и монастыри вели хозяйство по-своему, руководствуясьвизантийскими обычаями и законами, устанавливая такие юридические отношенияк земледельцам, какие были приняты в Греции. Таким образом на Руси вместе с новым вероучением появились новыевласти, новое просвещение, Новые землевладельцы, новые землевладельческиеобычаи, новые законы и суды. Для того, чтобы оценить какие происходилиизменения, необходимо ознакомиться с некоторыми чертами общественного бытаРуси в дохристианское время. Государство, в котором мы живем, имеет право и в то же времяобязанность карать виновных за преступления и проступки и по возможностипредупреждать всякое нарушение порядка и права. Вор или убийца отыскиваетсяи наказывается независимо от того, просят об этом или не просят потерпевшиелюди. В древнейшее время это было не так. Князья не имели ни склонности, нивозможности вмешиваться в общественную жизнь и поддерживать порядок, когдак ним не обращалось за этим само население. Преступление тогда считалось“обидой”, за которую должен был отплатить, отомстить, сам обиженный или егород. Человека защищал не князь, а свои, близкие ему, люди. Обычай “кровноймести” и вообще мести был так крепок и широко распространен, что егопризнавало даже тогдашнее законодательство. Иначе и быть не могло в такомобществе, где княжеская власть была еще слаба, где князь бывалиноплеменником и жил, окруженный дружиной таких же иноплеменников. Самиславяне имели такие же союзы и сообщества. Они жили или родами илиобщинами. Человек, принадлежавший к какому-нибудь союзу, пользовалсязащитой рода, общины, дружины, товарищества, и мало надеялся на князя.Лишенный покровительства своих близких, прогнанный из какого-либосообщества, человек становился беззащитным, потому что никто не считал себяобязанным прийти к нему на помощь. Его можно было убить и остаться безвсякого наказания и возмездия. Такие беспризорные и беззащитные людиназывались изгоями, они были как бы “изжитые”, выкинутые из жизни люди. Роды жили замкнуто, чуждались один другого и враждовали между собой.Семейный быт отличался грубостью, тем более, что везде существовал обычаймногоженства. Предание говорит, что сам князь Владимир до своего крещениятоже придерживался этого обычая. Положение женщины в семье, особенно примногоженстве, было очень нелегко. В языческое время на Руси было лишь одно общественное различие: людиделились на свободных и несвободных, или рабов. Это существовало снезапамятных времен. Главным источником рабов был плен. Свободныеназывались термином княжи мужи, рабы носили название челядь (в единственномчисле – холоп). Положение рабов было очень тяжело, они рассматривались, какрабочий скот, не могли иметь собственного имущества. Холоп мог найти себезащиту только у своего господина, когда господин его прогонял или отпускал,раб становился изгоем и лишался покровительства и пристанища. В языческом обществе княжеская власть не имела той силы и значения,какое имеет государственная власть теперь. Общество делилось насамостоятельные союзы, которые лишь своими силами охраняли и защищали своихчленов. Вышедший из своего союза человек оказывался бесправным ибеззащитным изгоем. Семья имела грубый языческий характер. Рабство былоочень распространено. Грубая сила господствовала в обществе и человеческаяличность сама по себе в нем не имела никакого значения. Христианская церковь не могла примириться с таким порядком. Вместе сХристианским учением о любви и милости церковь принесла на Русь и началакультуры. Уча язычников вере, она стремилась улучшить их житейские порядки.Через свою иерархию и примером ревнителей новой веры церковь действовала нанравы и учреждения Руси. Проповедью и церковной практикой она показывала,как надо жить и действовать в делах личных и общественных. Церковь старалась поднять значение княжеской власти. Князей она учила,как они должны управлять: “воспрещать злым и казнить разбойников”. Князь неможет оставаться безучастным к насилию и злу в своей земле, он долженблюсти в ней порядок. Церковь требовала от подданных князя, чтобы они“имели приязнь” к князю, не мыслили на него зла и смотрели на него, как наизбранника Божия. Церковь всячески поддерживала авторитет князей, смотря наних, как на прирожденных и богоданных государей. Когда князья роняли своедостоинство в грубых ссорах и междоусобицах, духовенство старалось мирить иучить, чтобы они чтили старейших и не переступали чужого предела. Такдуховенство проводило в жизнь идеи правильного государственного порядка,имея перед собой пример Византии, где царская власть стояла очень высоко. Найдя на Руси ряд союзов, родовых и племенных, церковь образоваласобою особый союз – церковное общество; в состав его вошло духовенство,затем люди, которых церковь опекала и питала, и, наконец, люди, которыеслужили церкви и от нее зависели. Церковь опекала и питала тех, кто не могсам себя кормить: нищих, больных и убогих. Церковь давали приют ипокровительство всем изгоям, потерявшим защиту мирских обществ и союзов.Изгои и рабы становились под защиту церкви и делались ее работниками. И какбы ни был слаб или ничтожен церковный человек, церковь смотрела на него по-христиански – как на свободного человека. В церкви не существовало рабства:рабы, подаренные церкви, обращались в людей лично свободных; они былитолько прикреплены к церковной земле, жили на ней и работали на пользуцеркви. Таким образом церковь давала светскому обществу пример нового,более совершенного и гуманного устройства, в котором могли найти себезащиту и помощь все немощные и беззащитные. Церковь влияла на улучшение семейных отношений и вообще нравственностив русском обществе. На основании церковного закона, принятого иподтвержденного первыми русскими князьями в их церковных уставах, всепроступки и преступления против веры и нравственности подлежали суду некняжескому, а церковному. Применяя в своих судах законы, более развитые,чем грубые юридические обычаи языческого общества, духовенство воспитывалолучшие нравы на Руси, насаждало лучшие порядки. В особенности восставалодуховенство против грубых форм рабства на Руси. В поучениях и проповедях, вбеседах и разговорах представители духовенства деятельно учили господ бытьмилосердными с рабами и помнить, что раб – такой же человек и христианин. Впоучениях запрещалось не только убивать, но и истязать раба. Постепенноизменялся и смягчался взгляд на раба, дурное обращение с рабами сталопочитаться “грехом”. Оно еще не каралось законом, но уже осуждалосьцерковью и становилось предосудительным. Очень широко было влияние церкви на гражданский быт языческогообщества. Оно охватывало все стороны общественного устройства и подчинялосебе одинаково как политическую деятельность князей, так и частную жизньвсякой семьи. В то время, как княжеская власть была еще слаба и киевскиекнязья, когда их становилось много, сами стремились к разделениюгосударства, - церковь была едина и власть митрополита простираласьодинаково на всю Русскую землю. Настоящее единовластие на Руси явилосьпрежде всего в церкви, и это сообщало церковному влиянию внутреннееединство и силу. В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь была включена вевропейский христианский мир, а значит и стала равноправным элементомевропейского цивилизационного процесса. Политическая структура и экономические отношения Киевской Русипретерпевали изменения. На первом этапе своего существования она былаотносительно централизованным государством. Во главе его стоял киевскийкнязь, которому подчинялись князья подвластных земель. При жизни князя-отца сыновья его сидели наместниками в главных городах и платили дань. На Русипризнавался родовой сюзеренитет. Власть над территорией принадлежалаправящему роду Рюриковичей, т.е. носителем верховной власти в Русской землебыл весь княжеский род, отдельные князья считались только временнымивладельцами княжеств, достававшихся им по очереди старшинства. Но это неозначало коллективного руководства, должен быть человек, который былстаршим – киевский князь, т.е. была система принципата – старейшинства. Имстановился старший в роду. Наследование шло по прямой нисходящей мужскойлинии (Но этот принцип постоянно нарушался, что чрезвычайно запутывалоситуацию). Это старшинство давало ему, кроме обладания лучшей волостью,известные права над младшими родичами. Он носил титул великого, т.е.старшего князя, названного отца своей братии. Он судил младших родичей,которые ходили в его послушании, разбирал между ними ссоры, заботился обосиротелых семьях, был высшим попечителем Русской земли. Великий Князьявлялся законодателем, военным предводителем, верховным судьей и сборщикомналогов. Государственный строй Киевской Руси можно определить какраннефеодальную монархию. Во главе стоял киевский великий князь. В своейдеятельности он опирался на дружину и совет старейшин. Управление на местахосуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности). Великий князь находился в договорных или сюзеренно-вассальныхотношениях с другими князьями. Эти отношения ставили всех подчиняющихсякнязю феодалов в положение служилых людей. В наибольшей зависимости откнязя находилась младшая дружина и “слуги под дворским”. Крупные феодалы-землевладельцы пользовались большей автономией. Местное управление осуществлялось доверенными людьми князя, егосыновьями и опиралось на военные гарнизоны. Ресурсы для своегосуществования местные органы управления получали через систему кормлений(сборы с местного населения). Органом местного крестьянского самоуправленияоставалась территориальная община – вервь. В ее компетенцию входилиземельные переделы, полицейский надзор, налогово-финансовые вопросы,решение судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний. В раннефеодальной монархии важную государственную и политическуюфункцию выполняет народное собрание – вече. В качестве организационногоцентра действуют старейшины, Определяется компетенция веча: решалисьвопросы налогообложения, обороны города и организации военных походов.Исполнительным органом вече был совет, состоявший из “лучших людей”. Становление княжеской администрации происходило на фоне первыхадминистративных и правовых реформ. В Х веке княгиней Ольгой была проведена“налоговая” реформа: были установлены пункты (погосты) и сроки для сборадани, регламентированы ее размеры (уроки). В начале XI века княземВладимиром устанавливается “десятина” – налог в пользу церкви. Это былоопределено церковным уставом. Составными частями “десятины” были отчисленияот даней разных видов, от судебных платежей и торговых пошлин. Это былозаписано в устав, там же оговаривался церковный судебный иммунитет иопределялись пределы церковной судебной юрисдикции. Церковные уставы князейВладимира Святославовича и Ярослава Владимировича содержали нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против церкви, нравственности и семьи. Вуставах определялась юрисдикция церковных органов и судов. 6.Церковь и право. Главной идеей этапа Киевской Руси в развитии Российского государствабыло превосходство церкви над государством, и благодати над законом.Судебная власть церкви устанавливалась над всем христианским населениемРуси, по определенным делам. Над некоторыми группами населения (церковныелюди) церковный суд устанавливался по всем делам, так же как суд наднаселением церковных земель (вотчин). В целом ряде случаев действиецерковных уставов накладывалось на сферу действия государственногозаконодательства, основным источником которого была Русская Правда. Частная юридическая жизнь Древней Руси наиболее полно и верноотразилась в этом древнейшем памятнике русского права, первая частькоторого была составлена по инициативе Ярослава Мудрого. В Русской Правдене раз встречаются замечания, что так “судил” или “уставил” Ярослав. Но вПравде можно встретить несколько постановлений, изданных преемникамиЯрослава, его детьми и даже его внуком Владимиром Мономахом. Русская Правдабыла плодом законодательной деятельности не одного Ярослава. В Русской Правде нет одной важной особенности древнерусского судебногопроцесса, одного из судебных доказательств – судебного поединка или поля.Между тем сохранились в древних источниках истории России следы,указывающие на то, что поле практиковалось как до Русской Правды, так идолго после нее. Этот документ игнорирует его, не хочет признавать. Можнообъяснить это непризнание: духовенство настойчиво на продолжении вековпроповедовало против судебного поединка, как языческого остатка, обращаясьдаже к церковным наказаниям, чтобы вывести его из практики русских судов,но долго его усилия оставались безуспешными. По разным спискам, Русская Правда является в нескольких основныхредакциях. Краткая редакция попадается чаще в памятниках чистолитературного свойства, не имевших практического судебного употребления, влетописях. Пространная Правда встречается большей частью в Кормчих, иногдав сборниках канонического содержания, которые носили название Мерилаправедного. Эта редакция Русской Правды встречается среди юридическихпамятников церковного или византийского происхождения, принесенных на Русьдуховенством и имевших практическое значение в церковных судах. Древняярусская Кормчая – перевод византийского Номоканона, о чем уже говорилосьвыше. Номоканон – свод церковных правил и касающихся Церкви законоввизантийских императоров. Этим сводом и руководствовалась древнерусскаяЦерковь в своем управлении и особенно в суде по духовным делам.Византийский Номоканон, наша Кормчая, является в нашей письменности с целымрядом дополнительных статей. Одной из них, а не самостоятельным судебником,является Русская Правда, которая составлялась под влиянием памятниковвизантийского права. Составители, ничего не заимствуя дословно из этихпамятников, ими руководствовались. Читаемый нами текст Русской Правды сложился в сфере не княжеского, ацерковного суда, в среде церковной юрисдикции, нуждами и целями которойруководствовались ее составители в своей работе. Этим объясняется, почему вРусской Правде нет постановлений о политических преступлениях, которые неподлежали церковному суду, об оскорблении женщин и детей и об обидахсловом, которые разбирались исключительно церковным судом на основании неРусской правды, а особых церковных законов. Со времени принятия христианства русской церкви была предоставленадвоякая юрисдикция. Церковь, во-первых, судила всех христиан, духовных имирян, по некоторым делам духовно-церковного характера; во-вторых онасудила некоторых христиан, духовных и мирян, по всем делам, церковным инецерковным, гражданским и уголовным. Для церковного суда над этимихристианами по нецерковным делам и был необходим церковным судьям писаныйсвод местных законов. Эта необходимость обуславливалась двумя причинами: 1)первые церковные судьи были греками или южными славянами, не знавшимирусских юридических обычаев; 2) этим судьям был нужен такой свод законов, вкотором были бы устранены или изменены некоторые обычаи, особенно претившиенравственному и юридическому чувству христианских судей, воспитанных навизантийском церковном и гражданском праве. Этими потребностями и былавызвана в церковной среде попытка составить кодекс, который воспроизводилбы действовавшие на Руси юридические обычаи применительно к изменившимсяпод влиянием Церкви понятиям и отношениям. Плодом этой попытки была РусскаяПравда. Юридическими источниками Русской Правды были: “закон русский”, то естьобычное право древней языческой Руси, который и лег в основу РусскойПравды, был основным ее источником. Так же составители пользовались идругими источниками, которыми служили постановления, изменявшие илиразвивавшие древний юридический обычай Руси. Такими источниками были:законодательные постановления русских князей, судебные приговоры князей почастным случаям, законодательные проекты духовенства, принятые князьями. Главное содержание Русской Правды составляет юридическое определениедеяний, которыми одно лицо причиняет вред другому. За некоторые из техдеяний закон полагает лишь частное вознаграждение в пользу потерпевшего, задругие сверх того и правительственную кару со стороны князя. Деяния первогорода – гражданские правонарушения, деяния второго рода – уголовныепреступления. Русская Правда отличала личное оскорбление, обиду, нанесеннуюдействием лицу, от ущерба, причиненного его имуществу, но и личная обида,физический вред, рассматривался законом преимущественно с точки зренияущерба хозяйственного. Она строже наказывала за отсечение руки, чем заотсечение пальца, потому что в первом случае потерпевший становился менееспособным к труду, т.е. приобретению имущества. Смотря на преступленияпреимущественно как на хозяйственный вред, Правда карала за них возмездием,соответствующим тому материальному ущербу, который они причиняли. РусскаяПравда обращает мало внимания на мотивы преступления и не заботится ни опредупреждении преступлений, ни об исправлении преступной воли. Она имеет ввиду лишь непосредственные материальные последствия преступления и караетза них преступника материальным же, имущественным убытком. Правда не знаетпреступлений нравственного характера, ей чужда мысль о нравственнойсправедливости. Русская Правда была верным отражением русской юридическойдействительности XI – XII веков, но неполным отражением. Она воспроизводитодин ряд частных юридических отношений, построенных на материальном,экономическом интересе. Но в эти отношения все глубже проникал с конца Хвека новый строй юридических отношений, который создавался на ином начале,на чувстве нравственном. Эти отношения проводила в жизнь Церковь. Церковный Устав князя Владимира определяет положение Церкви в новомдля нее государстве. Церковь на Руси ведала в то время не только одно делоспасения душ: на нее было возложено много чисто земных забот, близкоподходящих к задачам государства. Она является сотрудницей мирскойгосударственной власти в устроении общества и поддержании государственногопорядка. С одной стороны, Церкви была предоставлена широкая юрисдикция надвсеми христианами, в состав которой входили дела семейные, дела понарушению неприкосновенности и святости христианских храмов и символов,дела о вероотступничестве, об оскорблении нравственного чувства, опротивоестественных грехах, о покушениях на женскую честь, об обидахсловом. Церкви было предоставлено устраивать и блюсти порядок семейный,религиозный и нравственный. С другой стороны, под ее преимущественное попечение было поставленоособое общество, выделившееся из христианской паствы и получившее названиецерковных или богоделенных людей. Общество это во всех делах, церковных инецерковных, ведала и судила церковная власть. Это общество состояло: 1)издуховенства черного и белого с семействами, 2)из мирян, служивших Церквиили удовлетворявших разным мирским ее нуждам, например, врачи, повивальныебабки, и т.д., 3)из людей бесприютных и убогих, призреваемых Церковью,странников, нищих, слепых, вообще неспособных к работе. В ведомстве Церкви состояли и сами учреждения, в которых находилиубежище церковные люди: монастыри, больницы, богадельни. Все это ведомствоЦеркви определено в Уставе Владимира общими чертами, часто одними намеками.Церковные дела и люди обозначены краткими и сухими перечнями. Практическоеразвитие начал церковной юрисдикции, изложенных в этом Уставе, можно найтив церковном Уставе его сына Ярослава. Это уже довольно пространный истройный церковный судебник. Он повторяет почти те же подсудные церкви делаи лица, какие перечислены в Уставе Владимира, но сухие перечни последнегоразработаны в тщательно сформулированные статьи со сложной системойнаказания и, по местам, с обозначением самого порядка судопроизводства. Эта система и этот порядок построены на соотношении понятий греха ипреступления. Грехами ведает Церковь, преступлением – государство. Всякоепреступление Церковь считает грехом, но не всякий грех государство считалопреступлением. На комбинации этих основных понятий построен порядокцерковного суда в Уставе Ярослава. Все дела определяемые в Уставе, можносвести к трем разрядам: 1)дела только греховные, без элемента преступления,например, употребление запрещенной церковными правилами пищи, судилисьисключительно церковной властью без участия княжеского судьи; 2)делагреховно-преступные, воспрещенные и церковными правилами, и гражданскимизаконами, например, умычка девиц, разбиралась княжеским судьей с участиемсудьи церковного; 3)дела третьего разряда, преступления, совершенныецерковными людьми, как духовными, так и мирянами. По Уставу Владимира,всеми делами таких людей ведали церковная власть, но и князь оставлял засобою некоторое участие в суде над ними. Наиболее тяжкие преступления,совершенные церковными людьми, душегубство, татьбу с поличным, судилцерковный суд, но с участием княжеского, с которым он делился денежнымипенями. Устав Ярослава внес новые понятия в русское право и юридическоесознание. Во-первых, он осложнил понятие о преступлении, о материальномвреде, причиняемом другому, мыслью о грехе, о нравственной несправедливостиили нравственном вреде, причиняемом преступником не только другому лицу, нои самому себе. Во-вторых, подвергал юридическому вменению греховные деяния,которые старый юридический обычай не считал вменяемыми, такие как умычкадевиц, обида словом. В-третьих, согласно новому взгляду на преступление,осложнял действовавшую систему наказаний, состоявшую из денежных пеней,нравственно-исправительной кары, епитимьи и заключения в церковном доме,соединенного с принудительной работой в пользу Церкви. Церковь оказывала большое воздействие на быт и нравы русского обществав первые века его христианской жизни. Церковь не изменила ни форм, ниоснований политического порядка, который она застала на Руси, она толькостаралась устранить некоторые тяжелые его следствия, например, княжескиеусобицы, и внушить лучшие политические понятия, разъясняя князьям истинныезадачи их деятельности и указывая наиболее пригодные и чистые средствадействия. Точно также, не касаясь ни форм, ни начал русского юридического быта,она прививала к нему новые, лучшие юридические понятия и отношения и спомощью их изменяла быт и нравы общества. Особенно глубоко было еевоздействие на дух и формы частного гражданского общежития. Здесь онаразрывала старый языческий родовой союз создавая новый – христианскуюсемью. Средством для этого было церковное законодательство о браке.Церковными правилами были точно определены степени родства, в которыхзапрещались брачные союзы. Точными и строгими предписаниями об отношенияхмежду мужем и женой, между родителями и детьми Церковь очищала нравы,вносила право и дисциплину туда, где прежде господствовали инстинкт ипроизвол. 7.Киевская Русь – первое Российское государство. К середине XII века все территории “полугосударств”, составлявшихКиевское государство, слились воедино. Название “Русская земля”, преждеотносившееся только к южной Руси, распространяется на всю территориюгосударства, объединяющего более 20 народов и племен. Это свидетельствует о том, что в Киевской Руси уже были заложеныначала правильного гражданского порядка и что языческий быт значительноуступил влиянию христианства и образованности, принесенной на Русьхристианством. В развитии государства на Руси в XII веке нужно отметить ещеодну важную сторону. В то самое время, когда начало нарушатьсягосударственное единство Руси и начался упадок южных волостей, в обществезародилось национальное чувство и сознание народного единства. Жителиразличных волостей знали, что эти волости составляют части единой “Русскойземли”, и они готовы были в минуты опасности лечь костьми за всю землюРусскую. Летописец, составляя в Киеве свою летопись, желал рассказать вней, откуда пошла “Русская земля”; он понимал, что его родной город Киевесть средоточие не одной волости Киевской, а всей Русской земли, единой ивеликой. С начавшимся процессом раздробленности общественное мнение долго немогло примириться. Воспитанные в лучших традициях древнерусской мысли,идеалом которой было сохранение единства русской земли, мыслители пыталисьпредотвратить или хотя бы замедлить распадение единого русского государствана отдельные государства-княжества. Певец “Слова о полку Игореве”рассказывает о походе и поражении окраинных северских князей, но онпостоянно зовет их самих и их дружины “русичами” и “русскими полками”. Повыражению “Слова”, когда Игорь попал в плен, плачет по нем вся Русскаяземля, а не одна его Северская волость, точно так же, как стонет вся земля,поминая своих первых князей, при которых не было усобиц. Деятельность первых варяжских князей объединила племена русских славянв одно государство. Это объединение было чисто внешним механическимсоединением чуждых взаимно областей. Но новая религия и принесенная еюобразованность имели сильное внутреннее влияние на Русь и сплотили русскиеволости в одно целое церковными и культурными связями. Государственноеединство пало от междоусобиц княжеского рода, но эти связи оказались оченькрепкими и создали из русских племен один, сознающий свое единство, народ.В этом заключается главное историческое значение Киевского периода русскойистории и становления христианства на Руси. Литература:1. “Всеобщая история государства и права”. О.А.Омельченко, 1998 год,Москва.2. “История России. Россия в мировой цивилизации”. Курс лекций подредакцией А.А.Радугина, 1997 год, Москва.3. “История государства и права России”. И.А.Исаев, 1996 год, Москва4. “История политических и правовых учений”. И.Л. Честнов, 1996 год, Санкт-Петербург.5. “История политических и правовых учений”. П/ред. В.С. Нерсесянца, 1997год, Москва.6. “Краткое пособие по русской истории”. В.О.Ключевский, 1998 год, Санкт-Петербург.7. “Монастыри и монашество на Руси (X-XII вв.)”. Иеромонах Никон, “Вопросыистории”, № 12, 1991 год, Москва.8. “От Крещения Руси до нашествия Батыя”. Протоиерей В.Цыпин, “Вопросыистории”, № 4-5, 1991 год, Москва.9. “Хрестоматия по истории государства и права России”, Ю.П. Титов, 1997 г.Москва.10. “Учебник Русской истории”. Профессор С.Ф.Платонов, 1913 год, Санкт-Петербург.




Похожие:

Влияние христианства на развитие государства и права в Киевской Руси iconВлияние христианства на развитие права и государства в Киевской Руси
В этот период происходило зарождение и формирование современных народов: французов, немцев, англичан, поляков, болгар и, конечно...
Влияние христианства на развитие государства и права в Киевской Руси iconТематика курсовых работ 2011/2012 учебного года История отечественного государства и права Государственный строй Киевской Руси
«Русская Правда» – кодекс феодального права Киевской Руси (происхождение, основные редакции, общая характеристика)
Влияние христианства на развитие государства и права в Киевской Руси iconПравославие и соцкультурное развитие, особенности Древней Руси
Западе и Востоке. Особенности восточного и западного вариантов христианства выявляются в пределах его общего типа как мировой религии....
Влияние христианства на развитие государства и права в Киевской Руси iconПравославие и соцкультурное развитие, особенности Древней Руси
Западе и Востоке. Особенности восточного и западного вариантов христианства выявляются в пределах его общего типа как мировой религии....
Влияние христианства на развитие государства и права в Киевской Руси iconЗарождение и развитие учётно-статистических работ до XVIII века
Учётно-статистические работы в России зародились прежде всего с фискальными целями. Принятие христианства крещение Руси в 988 г ускорило...
Влияние христианства на развитие государства и права в Киевской Руси iconКрещение Руси историческое событие не только отечественного, но и общеевропейского значения
Западе и Востоке. Особенности восточного и западного вариантов христианства выявляются в пределах его общего типа как мировой религии....
Влияние христианства на развитие государства и права в Киевской Руси iconТема возникновение и развитие науки теории государства и права специализация юридических знаний: ее причины, достоинства и недостатки. Потребность в обобщенном знании государства и права
Закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как предмета теории государства и права. Основные закономерности...
Влияние христианства на развитие государства и права в Киевской Руси iconЦель проекта: на основе проведенных исследований и использования современных технологий познакомиться с историей крещения Руси. Задачи
Определить основные направления политики князя Владимира, показать значение его деятельности для укрепления государства на Руси,...
Влияние христианства на развитие государства и права в Киевской Руси iconВизантийское влияние на культуру Киевской Руси

Влияние христианства на развитие государства и права в Киевской Руси iconПо истории древняя Русь IX xiii вв
Основные этапы становления государственности. Особенности социально-экономического и политического развития Киевской Руси. Внутренняя...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы