Философия как наука и тип мировоззрения icon

Философия как наука и тип мировоззрения



НазваниеФилософия как наука и тип мировоззрения
Дата конвертации14.07.2012
Размер120.21 Kb.
ТипРеферат
Философия как наука и тип мировоззрения


Московский гуманитарно-экономический институт Нижегородский филиал Факультет психологии РефератПо дисциплине: «Философия»Тема: «Философия как наука и тип мировоззрения» Выполнила: студентка I курса факультета психологии Ладугина Наталья Александровна Проверила: декан факультета, зав. каф. психологии Волкова Вера Олеговна Нижний Новгород, 2001 План 1. Введение 2. Философия как тип мировоззрения 3. Философия как наука 4. Заключение Введение Философия - одна из самых увлекательнейших областей человеческогознания, духовной культуры. Зародившись в VII—VI веках до и. в Индии. Китае,Древней Греции, она стала устойчивой формой общественного сознания на всепоследующие века. Однако, как ни странно, до сих пор окончательногосогласия в отношении того, является ли философия наукой ли нет, а также оее связи с естественнонаучными дисциплинами, среди ученых нет. Начинаяпримерно с середины двадцатого столетия наблюдается повышенный интерес кфилософии в среде физиков, - интерес, обусловленный развитием квантовойтеории и необходимостью интерпретации полученных результатов, для чегоформальный физический аппарат оказался бесполезен. Примечательны слова известного отечественного физика и философаС.Сипарова (цитата из предисловия к физическим страницам сайта «Со-знание»): «Я пишу его (предисловие – Н.Л.) потому, что хотелось бы, чтобывозникло некое связующее звено между тем, что написано в "гуманитарной"части сайта, доступной практически всем, но, возможно, неинтересной людям сестественнонаучным складом ума или характера, и тем, что написано ниже.Фокус тут в том, что физические результаты, полученные в следующих далеестатьях, имеют непосредственное отношение к мировосприятию, которомупосвящена гуманитарная часть. Я ответственно заявляю, что сначала выдумывалответы, а потом придумывал, как их получить (по ходу дела они обрасталиколичественными подробностями). После чего они из "фантазий" становились"научными результатами" и подвергались публикации в соответствующихжурналах. Это представляет собой прямую иллюстрацию того процесса, которыйбыл доведен до алгоритма в статье "Физический мир как функция сознаниянаблюдателя".» Как говорится, no comments... В данной работе сделана попытка обобщения различных взглядов нафилософию, приведения их «к единому знаменателю». Особый акцент делается навопросах научности философского знания. Философия как тип мировоззрения Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место в нем человека.Русский философ XIX в. Владимир Соловьев в статье «Идея «сверхчеловека»определил мировоззрение как «умственное окошко». В своей статье Соловьевсравнил три таких «окошка»: экономический материализм К. Маркса,«отвлеченный морализм» Льва Толстого и теорию «сверхчеловека» Ф. Ницше. Онписал: «В окошко экономического материализма мы видим один задний, или какфранцузы говорят, нижний двор...
истории и современности; окно отвлеченногоморализма выходит на чистый, но уж слишком, до совершенной пустоты чистыйдвор бесстрастия, опрощения, непротивления, неделания и прочих без и не; нуа из окна ницшеанского «сверхчеловека» прямо открывается необъятный простордля всяких жизненных дорог, и если, пускаясь без оглядки в этот простор,иной попадает в яму, или завязнет в болоте, или провалится в живописную,величавую, но безнадежную пропасть, то ведь такие направления ни для когоне представляют безусловной необходимости, и всякий волен выбрать вон туверную и прекрасную горную дорожку, на конце которой уже издалека сияютсредь тумана озаренные вечным солнцем надземные вершины». Таким образом, «умственное окошко», или мировоззрение зависит оториентации личности. Последняя тоже в свою очередь зависит от многихфакторов: исторических условий, социальных перемен. Мировоззрение — это убеждение. Однако важным фактором убежденияявляется сомнение, готовность к скепсису. Сомнение необходимо для того, ктохочет продвигаться по пути знания и истины. В противном случае он попадаетна дорожку застоя, в болото. Фанатичное, безоговорочное следованиеизбранной доктрине называют догматизмом. Избежать догматизма помогаютсомнение, творческая мысль, критичность. «Мировоззрение скрывает в себе философию, идет, как и она, к целому,универсальному, последнему, конечному и включает в себя не только знание окосмосе, но также и оценки, переживаемые субординации ценностей, формыжизни» (Г. Мейер); Обобщая, мировоззрение есть совокупность взглядов, оценок, принципов,определяющих общее видение, понимание мира, места в нем человека; этожизненная позиция, познавательная, ценностная и поведенческая ориентация. Различают следующие типы мировоззрения: миф, религия, философия.Исторически первым был мифологический взгляд на мир. Миф — это: 1) общественное сознание, способ самовыражения древнего общества. 2) наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, в которой соединены зачатки знаний, элементы верований, политических взглядов, различных видов искусства, собственно философии. 3) единая, синкретическая форма сознания, выражающая миропонимание и мировосприятие тогдашней эпохи. В мифах такого рода содержатся попытки ответа на вопросы опроисхождении и строении Вселенной, о важнейших явлениях природы —солнечных и лунных затмениях, наводнениях, падениях метеоритов и др., омировой гармонии. Многочисленные мифы о происхождении человека, стадиях егожизни, проблеме жизни и смерти. Библия — одно из важнейших явлений духовнойкультуры — тоже базируется в известных пределах на мифологическомфундаменте. Особое место принадлежит в мифах проблеме культурных достиженийчеловека; мифологический — это не значит полностью оторванный от реальнойпрактики, смысла, элементов науки и т. д. Для мифологического мировоззрения характерны следующие черты: 1) эмоционально-образная форма, 2) очеловечивание природы, 3) отсутствие рефлексии, 4) утилитарная направленность. Очеловечивание природы в мифах проявлялось в переносе человеческихчерт на окружающий мир, в олицетворении и одушевлении космоса, природныхсил. Мифологии свойственны нежесткие разграничения мира природы и человека,мысли и эмоций, художественных образов и научного знания. Рефлексия (работа сознания, мысли человека над собственным сознанием;размышление над своими взглядами, психическим состоянием, их оценка, т. е.размышление над собственными размышлениями) в мифологическом мировоззренииотсутствует. Утилитарная направленность мифологии проявляется в том, что решаемыеею мировоззренческие проблемы тесно связаны с практическими задачами: наудачу, счастливую жизнь, защиту от голода, болезней, нужды и т. д. В мифологии практически создавалась система ценностей, принятая вданном обществе, осуществлялся поиск единых оснований природы и человека,природы и общества. Религия (от лат. religio — благочестие, святость) есть формамировоззрения, фундаментом которого служит вера в наличие тех или иныхсверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в окружающем человекамире и конкретно в судьбе каждого из нас. Миф и религия взаимосвязаны. Религия опирается на образно-эмоциональную, чувственно-наглядную формувосприятия. Верующий человек — субъект религиозного сознания. Такой человекпереживает в реальных эмоциях свое видение Бога, различных картин,связанных с особенностями того или иного религиозного направления.Важнейшими атрибутами религии являются вера и культ. Религия - нерефлексивный тип мировоззрения. Вера — это способ осознания мира религиозным сознанием, особыесостояния религиозного сознания субъекта. Религиозных течений много. Только в России их свыше 40. В рамкахрелигиозных систем, религиозного сознания большое значение приобретаютэтические представления, нормы, идеалы, ценности (этика конфуцианства,десять заповедей в христианской религии и т. д.). В религиозном сознании культивируются чувства любви человека кчеловеку, терпимости, сострадания, совести, милосердия. Религия формируетдуховный мир человека. Несмотря на близость религии и философии, они различны — идеализмфилософский есть теоретическая основа религии. Идеализм и религия как мировоззрения часто решают сходные задачи пообъяснению мира, а также воздействия на сознание и поведение человека. Их различие состоит в том, что философия есть отражение мира втеоретической, рационально понятной форме. В философии сформировалсяжесткий категориальный аппарат: логос, причинность, закон, идея,необходимость и т. д. Язык философии — не образы, не картинки, а категории, понятия.Философия обычно сводит дело к логичности, к доказательствам. Положенияфилософии не просто утверждаются, а выводятся, доказываются всоответствующей систематизированной, логически упорядоченной форме. Философия Согласно историческим свидетельствам, слово «философ»впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.)по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образужизни. На олимпийских играх, говорил Пифагор, можно видеть людей трехосновных типов. Одни приходят, чтобы торговать — они стремятся к роскоши ибогатству. Другие хотят прославиться — это рабы славы. Третьи — мудры, онидовольствуются наблюдениями. Их не терзает страсть к богатству и славе, онисвободны от страстей, а потому это свободные люди. Развитие философии означало не только отмежевание от мифологии, но ивыход от тесных рамок обыденного сознания, преодоление его ограниченности. Любовь к истине и мудрости представляла из себя совершенно новуюценностную ступень развития духовной культуры. Именно мудрость, истинастановились высшей ценностью). Философия относится к рефлексивному типу мировоззрения. е. такому, вкотором содержатся размышления над собственными представлениями о мире иместе человека в этом мире. Взгляд на свое мышление, свое сознание состороны — одна из черт философского сознания. По своей природе философия требует размышления, сомнения, допускаеткритику идей, отказ от веры в те догматы и постулаты, которые утверждаютсямассовой практикой верующих. Философия ставит под сомнение предельныеоснования бытия, включая само существование мира, в том числе такой вопрос— как возможен мир? Философия формировалась в борьбе с религиозно-мифологическим сознанием, она рационально объясняла мир. Исходные типымировоззрения сохраняются на протяжении всей истории. «Чистые» типы мировоззрения практически не встречаются, во всякомслучае, они редки и в реальной жизни образуют сложные и противоречивыесочетания. Философия как наука Непосредственной целью науки является описание, объяснение ипредсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ееизучения, на основе открываемых ею законов. Философия всегда в той или инойстепени выполняла по отношению к науке функции методологии познания имировоззренческой интерпретации ее результатов. Философию объединяет снаукой также и стремление к теоретической форме построения знания, клогической доказательности своих выводов. Европейская традиция, восходящая к античности, высоко ценившаяединство разума и нравственности, вместе с тем прочно связывала философию снаукой. Еще греческие мыслители придавали большое значение подлинномузнанию и компетентности в отличии от менее научного, а порой и простолегковесного мнения. Такое различие имеет принципиальный характер длямногих форм человеческой деятельности, в том числе и для философии. Так чемже являются результаты интеллектуальных усилий философов: надежным знаниемили только мнением, пробой сил, своего рода игрой ума? Каковы гарантииистинности философских обобщений, обоснований, прогнозов? Вправе лифилософия притязать на статус науки или же такие притязания беспочвенны?Попробуем ответить на эти вопросы обратившись к истории. Первую попытку обрисовать круг задач философии, перед лицомсуществующих и только начинающих формироваться конкретных наук, в своевремя предпринял Аристотель. В отличии от частных наук, каждая из которыхзанята исследованием своей области явлений, он определил философию какучение о первопричинах, первопринципах, самых общих началах бытия. Еетеоретическая мощь представилась Аристотелю несоизмеримой с возможностямичастных наук и вызывала его восхищение. Он назвал эту область знания«госпожой наук», считая что другие науки, как рабыни, не могут сказать ей ислова против. В размышлениях Аристотеля отражено характерное для его эпохирезкое расхождение философской мысли и специальных дисциплин по уровню ихтеоретической зрелости. Такая ситуация сохранялась в течении многих веков. Подход Аристотеля надежно утвердился в сознании философов титулами«королева наук» и «наука наук». В Древней Греции философия зародилась в качестве всеобъемлющей науки -само слово «философия» означает «наука». Эта наука была направлена на все,что вообще было способно или казалось способным стать объектом познания.Будучи сначала единой и нераздельной наукой, философия, придифференцированном состоянии отдельных наук, становилась отчасти органом,соединяющим результаты деятельности всех остальных наук и одно общеепознание, отчасти проводником нравственной и религиозной жизни. Идеи,первоначально выдвинутые еще в античной философии, лишь в 17-18 векахпревратились в естественнонаучный факт - можно говорить об определенныхпрогнозирующих функциях по отношению к естествознанию. В 19-20 веках, на новом этапе развития знаний, зазвучалипротивоположные суждения о величии науки и неполноценности философии. В этовремя возникло и приобрело влияние философское течение позитивизма,поставившего под сомнение познавательные возможности философии, еенаучность, одним словом развенчивающее «королеву наук» в «служанки». Впозитивизме был сформирован вывод о том, что философия - это суррогатнауки, имеющий право на существование в те периоды, когда еще не сложилосьзрелое научное познание. На стадиях же развитой науки познавательныепритязания философии объявляются несостоятельными. Провозглашается, чтозрелая наука - сама себе философия, что именно ей посильно брать на себя иуспешно решать запутанные философские вопросы, будоражившие умы в течениистолетий. Ко всему прочему отличием философского знания от других является то,что философия - единственная из наук объясняет что такое бытие, какова егоприрода, соотношение материального и духовного в бытие. Посмотрим, как наука и философия взаимодействуют между собой. Научно-философское мировоззрение выполняет познавательных функций,родственных функциям науки. Наряду с такими важными функциями какобобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общихзакономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, окоторых уже шла речь, теоретическая масштабность, логичность философскогоразума позволяют ему осуществлять также функции прогноза, формированиягипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотезо природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научнымиметодами. На основе общих принципов рационального понимания философская мысльгруппирует житейские, практические наблюдения различных явлений, формируетобщие предположения о их природе и возможных способах познания. Используяопыт понимания, накопленный в иных областях познания, практики, она создаетфилософские «эскизы» тех или иных природных или общественных реалий,подготавливая их последующую конкретно-научную проработку. При этомосуществляется умозрительное продумывание принципиально допустимого,логически и теоретически возможного. Т.о. философия выполняет функциюинтеллектуальной разведки, которая также служит и для заполненияпознавательных пробелов, постоянно возникающих в связи с неполной, разнойстепенью изученности тех или иных явлений, наличием «белых пятен»познавательной картины мира. Конечно, пробелы в конкретном научном планепредстоит заполнить специалистам-ученым, иной общей системе миропонимания.Философия же заполняет их силой логического мышления. Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются вобщих, целостных представлениях о мире, о принципах его устройства, общихзакономерностях и т.д. Однако сами она таких представлений невырабатывают - в конкретных науках используется универсальныймыслительный инструментарий (категории, принципы, различные методыпознания), но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией,осмыслением познавательных приемов, средств. Общемировоззренческие итеоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются иформируются в сфере философии. Заключение Итак, философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них естьмного общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзяоднозначно причислять к науке и, наоборот, нельзя отрицать ее научность.Философия - отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющаясебя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретическийпотенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует. Завершитьреферат мне бы хотелось словами Ляховецкого Л. А. («Выбор определенияфилософии историком культуры»):«...Таковы pассуждения, пpиводящие к следующему pезультату: 1. Философия как модус культуpы. Место человека в миpе и сpеди дpугих людей - вот объект pассмотpения философии; 2. Философия как миpовоззpение. Выявление теоpетических основ всякого миpовоззpения - вот пpизвание философии; 3. Философия как фоpма общественного сознания. Поляpизация систем общих идей, базиpующихся на пpотивоположных общемиpовоззpенческих пpинципах, - вот судьба философии после появления основного вопpоса философии вплоть до его исчезновения в гpядущем; 4. Философия как наука. (а) Аккумулиpуя pешение научным познанием многих вопpосов в относительно немногих категоpиях, опpеделяет и поступательность и непpеpывность научного познания; (б) непpеpывно возвpащается к стаpой пpоблеме соотношения истины и заблуждения; (в) обобщая достижения конкpетных отpаслей знания, констpуиpует самую общую методологию общего теоpетического и специального социального познания; (г) pазpабатывает специальную науку о познании (теоpию познания) как таковую. Таким обpазом, философия как явление вообще - полифункциональна. Она к тому же является, очевидно, и суммой pазличных "типов философствования" (но, очевидно, не всех...). Можно считать это все одним из ваpиантов попытки обpатить обозначение (обозначения) философии в ее опpеделение. Да и в нашем ваpианте следует считать это опpеделение философии - пpедваpительным.» Литература 1. Введение в философию. Ч.1 М., 1989. 2. Философия. Учебник. М.:ТОН 1998 3. Философия. Учебник для вузов. 1995 4. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. Философия и мировоззрение. М.,1990. 5. Ильин И.А. Философия и жизнь. 6. Франк С.Н. Понятие Философии. Взаимоотношение философии и науки. 7. Вернадский В.И. Научное мировоззрение. 8. Соловьев В.С. Исторические дела философии // Из истории русской гуманистической мысли. М., 1993 9. М.Хайдеггер. Что такое философия? // Вопросы философии 1993. - N8. 10. ФЭС. Статьи: агностицизм, вульгарный материализм, деизм, дуализм, идеализм, материализм, мировоззрение, мифология, монизм, основной вопрос философии, пантеизм, скептицизм, солипсизм, философия. Сетература: 1. Со-знание. http://www.so-znanie.nm.ru 2. Концепции современного естествознания. http://www.kse.nm.ru




Похожие:

Философия как наука и тип мировоззрения iconРеферат По дисциплине: «Философия» Тема: «Философия как наука и тип мировоззрения»
Начиная примерно с середины двадцатого столетия наблюдается повышенный интерес к философии в среде физиков, интерес, обусловленный...
Философия как наука и тип мировоззрения iconСодержание программы по курсу «философия» Тема 1
Философия и мировоззрение. Понятие и структура мировоззрения. Жизненно-практическое и теоретическое миропонимание. Исторические типы...
Философия как наука и тип мировоззрения iconЭкзаменационные вопросы по философии для поступающих в аспирантуру Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы
Мировоззрение как совокупность принципов познавательного, ценностного, поведенческого взаимодействия человека с миром. Структура...
Философия как наука и тип мировоззрения iconРеферат по дисциплине "Социальная Философия" на тему: «Наука и техника»
Основные стороны бытия науки: наука как система знаний, как процесс получения нового знания, как социальный институт и как особая...
Философия как наука и тип мировоззрения iconВопросы вступительного экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Наука как предмет философии. Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как особая сфера культуры, как социальный...
Философия как наука и тип мировоззрения icon1. Философия одна из форм мировоззрения; особая наука со своим предметом исследования;особая форма общественного сознания,отражающая одну из сторон действительности Мировоззрение
Философия одна из форм мировоззрения; особая наука со своим предметом исследования;особая форма общественного сознания,отражающая...
Философия как наука и тип мировоззрения iconЭкзаменационные вопросы по философии для поступающих в аспирантуру
Мировоззрение как совокупность принципов познавательного, ценностного, поведенческого взаимодействия человека с миром. Структура...
Философия как наука и тип мировоззрения iconРеферат по философии " философия жизни" и возможности антропологического подхода
Философия как наука имеет предметом исследования широчайшую область знаний и представлений как о самом человеке и человечестве в...
Философия как наука и тип мировоззрения iconВопросы по курсу «История и философия науки»
Философия и наука как феномены культуры (основные признаки сходства и отличия). Критерии научности
Философия как наука и тип мировоззрения icon1. Философия, её роль в жизни человека
Возникла философия в раннем классовом обществе из потребности обобщить весь опыт познания мира человека и сформировать целостную...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы