Правовое положение иностранных инвестиций в России icon

Правовое положение иностранных инвестиций в России



НазваниеПравовое положение иностранных инвестиций в России
Дата конвертации14.07.2012
Размер374.71 Kb.
ТипРеферат
Правовое положение иностранных инвестиций в России


Московский Институт Предпринимательства и Права Дипломная работа по предмету «Международное право» по теме «Правовое положение иностранных инвестиций в России» Научный руководитель: кандидат юр. наук Лобанов С.А. студентки IV-го курса Юридического факультета группы 404 Евдокимовой Татьяны Москва 1998 г ПЛАН. Введение ( стр. 3-12) 1. Общая характеристика Закона "Об иностранных инвестициях в РФ" ( предмет регулирования закона, формы иностранных инвестиций, система допуска иностранного капитала ).(стр. 13-35) 2. Международные соглашения о защите иностранных инвестиций и арбитражная практика по рассмотрению споров предприятий с иностранными инвестициями. (стр. 36-50) 3. Проблемы страхования некоммерческих рисков иностранных инвесторов. (стр. 51-64) 4. Положение иностранных инвестиций в свободных экономических зонах. (стр. 65-71) Заключение. (стр. 72-76) ВВЕДЕНИЕ. Если суммировать представления о России, складывающиеся за рубежом,то можно придти к выводу, что главной причиной чрезмерной осторожностизарубежного капитала была и остаётся нестабильность в стране. Иностранныеинвесторы постоянно сетуют на то, что в России сохраняется опасностьнегативных перемен в политике, экономике и праве. Тревога за будущеевложенного капитала подпитывается экстремистскими лозунгами отдельныхполитических группировок и партий, требованиями национализацииприватизированной собственности. Имидж России также ухудшается вследствиероста преступности, отсутствия спокойных бытовых условий для семей лиц,занятых в сфере иностранных инвестиций. Негативное влияние оказывает запаздывание модернизации экономики,низкий уровень управления ею. Немало недовольства у иностранных инвестороввызывает и жёсткая налоговая политика, к тому же постоянно подвергающаясянепредсказуемым изменениям, высокий уровень инфляции, наличие правовыхпрепятствий в виде слабости и несовершенства действующих норм российскогозаконодательства об иностранных инвестициях. Улучшение же инвестиционного климата, по прогнозам Правительства,способно привести к тому, что объём зарубежных капиталовложений в экономикуРоссии уже в 1998 году составит более 8 миллиардов долларов США. Чтобыдобиться таких показателей важно осуществить пересмотр налоговой политики,рассмотреть возможность установления таможенных льгот, повысить уровеньуправления инвестиционными процессами и решить многие другие задачикомплексного характера. Речь идёт о большой и многосторонней работе помодернизации правового регулирования. Необходимо подготовить и принятьсерию новых законов и других правовых актов, отвечающих потребностямвремени. Опыт ряда стран показывает, что даже при сложностях в экономике иизвестной нестабильности путем правового регулирования и создания дляиностранного инвестора благоприятного правового режима им удаетсяпривлекать значительный иностранный капитал. Состояние правового регулирования в сфере иностранных инвестиций невызывает восторга и в России.
Российские предприниматели убеждены в том,что иностранные инвестиции в принципе не только не препятствуют развитиюотечественного бизнеса и экономики в целом, но и открывают перед ними новыеинтересные перспективы. Во взаимодействии с иностранными партнёрами нашипредприниматели могут быстрее модернизировать производство, получив дляэтого нужные средства, новые технологии; перестроить систему обработкиинформации и управления. Иностранные инвестиции в различных формах могутуспешно сочетаться с капиталовложениями российских предпринимателей,разумеется, когда дело с обоих сторон ведётся грамотно, напрофессиональной основе и с соблюдением интересов России. Становление законодательства об иностранных инвестициях - составнаячасть процесса формирования правового государства в России. Предстоитсделать ещё очень многое для того, чтобы наше государство сталодействительно правовым. Пока что такое его определение, закреплённое вКонституции, воспринимается больше как идея, чем как осязаемаяреальность. Таким образом, наступила пора нового поколениязаконодательных актов, регулирующих иностранные инвестиции. Для того,чтобы уровень правового регулирования не отставал от развития экономики ивсего российского общества в целом необходимо обновление действующегозаконодательства. Здесь можно говорить практически о формировании второгопоколения законодательства об иностранных инвестициях. Возможностидополнений и изменений существующих законов, в сущности, оказалисьисчерпанными, не случайно разработка проекта Закона о поправках к Закону"Об иностранных инвестициях в РФ" так затянулась. Последние проектыЗакона о поправках больше говорят в пользу принятия нового самостоятельногозакона.1 Многие вопросы, касающиеся иностранных инвестиций уже разрешеныболее общими законами. Это прежде всего Гражданский Кодекс РФ. Правила,установленные ГК применяются к отношениям с участием иностранных граждан ииностранных юридических лиц, если иное не установлено федеральным законом.Характерным для Гражданского Кодекса России является последовательноезакрепление в нём принципов частного права. Это, в первую очередь,равенство правового режима субъектов гражданских правоотношений,неприкосновенность частной собственности,недопустимость произвольного вмешательства государства в экономическуюжизнь общества, обеспечение беспрепятственного осуществления правасобственности и гарантии восстановления нарушенного права. ГК нацелен нато, чтобы развивать свободу предпринимательства, создавать благоприятныеусловия для его развития в России. Немаловажная роль в регулировании иностранных инвестиций отводится идругим общим законам. В новом Земельном Кодексе должен быть полностьюрешён вопрос о праве собственности на землю, что крайне важно длястановления рыночной экономики. Стимулирование зарубежных капиталовложений тесно связано и спринятием Налогового Кодекса. Многие проблемы деятельности иностранныхбанков в РФ уже сняты новым Законом "О банках и банковской деятельности".Этот перечень можно продолжить, поскольку он охватывает большую частьзаконов, в настоящее время находящихся на стадии разработки. Для понимания особенностей современного подхода российскогозаконодателя к регламентации иностранных инвестиций, следует иметь в виду,что он является результатом эволюции регулирования порядка создания идеятельности на территории бывшего СССР так называемых совместныхпредприятий. Главным источником регулирования статуса совместногопредприятия являлись постановления Совета министров СССР от 13.О1.87. "Опорядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий,международных объединений и организаций СССР и других стран-членов СЭВ" и"О порядке создания на территории СССР и деятельности совместныхпредприятий с участием советских организаций и фирм изкапиталистических и развивающихся стран".1 Согласно постановлениям Правительства, касающимся СП, подпоследними следует понимать правосубъектные организации, учреждённые наосновании договора, заключённого между советскими государственнымипредприятиями и иностранными партнерами, и действующие в соответствии суставом. Причем доля иностранного партнера вначале была ограничена 49%от общего капитала (в дальнейшем это ограничение было снято). Содержащееся в упомянутом постановлении Правительства определение совместногопредприятия в значительной степени предопределило характерзаконодательства об иностранных инвестициях как в бывшем СССР, так и всовременной России. Дальнейшей вехой в развитии советского законодательства обиностранных инвестициях стал Указ Президента СССР от 26.10.90 г. "Обиностранных инвестициях в СССР".1 Этот акт в силу своего характера несодержал детального регулирования, но давал определенные направления дляего развития. В основном Указ предусматривал: создание как совместныхпредприятий, так и предприятий со 100-процентным участием иностранногокапитала; возможность портфельных инвестиций; долгосрочную арендуимущества и земли иностранными инвесторами; предоставления иностранныминвестициям не менее благоприятного режима, чем для инвестиций советскихюридических и физических лиц. После принятия Указа Президента СССР последовала разработка ипринятие Основ законодательства об иностранных инвестициях в СССР,которые в значительной степени восприняли уже сложившийся подход врегулировании иностранных инвестиций, получивший отражение в УказеПрезидента СССР от 26.10.90 г. Основами было установлено, чтоправовой режим иностранных инвестиций на территории СССР не может бытьменее благоприятным, чем соответствующий режим для имущества иимущественных прав, а также инвестиционной деятельности советскихпредприятий и граждан за изъятиями, предусмотренными законодательнымиактами Союза ССР и республик об иностранных инвестициях. Российский "Закон об иностранных инвестициях", принятый 4 июля1991 года, разрабатывался параллельно с Основами и содержит значительноечисло заимствований из союзного законодательства, что отражает сложившуюсяв СССР систему законодательного регулирования. После распада СССРЗакон РФ "Об иностранных инвестициях" продолжает сохранять своёдействие, неизменной остаётся и концепция правового регулированияиностранных инвестиций в России. В частности, основной формойинвестирования капитала в российскую экономику на сегодняшний деньпродолжает оставаться учреждение предприятий с иностранными инвестициями,наделённых статусом юридического лица по российскому законодательству.Большая часть норм Закона об иностранных инвестициях ( из 42 статей - 23,т.е. больше половины ) касается порядка создания и деятельностипредприятий с иностранными инвестициями. В настоящее время в Государственной Думе рассматривается проектфедерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "Обиностранных инвестициях", в котором предусматривается обеспечениенеобходимых условий для привлечения иностранных инвестиций в экономикуРоссии. Законопроект учитывает рекомендации международной организации -Организации по экономическому сотрудничеству и развитию по составлениюзаконодательных актов об иностранных инвестициях, обобщившей опыт многихстран в этой области, и включает положения о национальном режиме и принципенедискриминации. Имеется в виду, что сам национальный режим (т.е. те равныеэкономические и правовые условия, в которых действуют российские ииностранные инвесторы ) должен быть радикально улучшен: кардинально должнобыть изменено налогообложение, когда собираемость налогов должнадостигаться не за счет непосильного для товаропроизводителей налоговогобремени, а за счет ускорения экономического оборота; целенаправленнойдолжна быть и политика государственной поддержки, стимулирования ифинансирования инвесторов. Ц е л ь ю этой работы является раскрытие понятия "иностранныеинвестиции" в правовом смысле (т.е. с точки зрения законодательства иположений соответствующих международных договоров); характеристика Закона"Об иностранных инвестициях", перспективы развития законодательства обиностранных инвестициях; определение системы допуска иностранногокапитала; проблемы страхования некоммерческих рисков и регламентациигосударственного управления в процессе привлечения иностранных инвестиций. В соответствии с этим определяется структура данной работы, котораясостоит из нижеследующих глав. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНА "ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РФ". Закон Российской Федерации "Об иностранных инвестициях" являетсяосновным источником права в рассматриваемой области отношений, это следуетиз названия самого закона, очерченного в нём круга регулируемых отношений,а также из того, что этот акт принят высшим органом законодательнойвласти. В то же время, следует отметить, что на практике роль упомянутогоакта не столь уж велика. Причиной тому являются недостатки самой концепциирегулирования, заложенной в Законе, а также недостатки в формулировкеотдельных его положений. Из недостатков действующего в РФ Закона "об иностранных инвестициях"необходимо отметить следующие: Во-первых - чрезвычайную декларативность многих его положений. Вчастности, раздел "Государственные гарантии защиты иностранных инвесторов"является скорее декларированием общих принципов, нежели собранием норм,чётко определяющих последствия принятия органами государства мер,нарушающих или ущемляющих права иностранных инвесторов. Во-вторых - многие положения Закона оказались устаревшими практическив момент его принятия. Так, Закон предписывает регистрацию предприятий вМинистерстве Финансов РФ, или в "ином, уполномоченном на тогосударственном органе". Ст 16. Сама идея правовой нормы, предписывающейрегистрацию "там, или в другом месте" исключает возможность еёиспользования в целях, предусмотренных в законе. Присутствие её можетсвидетельствовать лишь о том, что в момент принятия Закона законодатель непредставлял, или имел неправильное представление о возможных способахрегулирования данной области отношений. Эта формулировка привела впоследствии к некоторой неопределённости в процессе практическойрегистрации предприятий с иностранными инвестициями. Разрешить сложившуюсяпроблему было призвано постановление Правительства РФ "О регистрациипредприятий с иностранными инвестициями" от 28.11.91 г.,предписывающее осуществление регистрации предприятий с иностраннымиинвестициями сначала в местных органах власти, а затем и в уполномоченноморгане. Разумеется, что если бы на момент принятия Закона законодательчётко представлял себе, каким должно быть регулирование деятельностисовместных предприятий, и как это регулирование должно соотноситься срегламентацией предпринимательской деятельности на территории России, то,возможно указанного недостатка можно было бы избежать. В-третьих - Закон лишь только касается вопросов, связанных сучреждением и деятельностью филиалов и представительств иностранныхюридических лиц, приобретением ценных бумаг, заключением концессионныхдоговоров и т.д. В то же время, каждая из перечисленных форм организациипредпринимательской деятельности требует подробной регламентации, илихотя бы соответствия с ранее принятыми в этой сфере отношений нормативнымиактами. За пределами регулирования Закона "Об иностранных инвестициях"остаются некоторые весьма распространённые формы осуществления иностранныхинвестиций, такие, как договор целевого долгосрочного займа, вопросы,связанные с функционированием так называемых договорных форм совместныхпредприятий (contractual joint ventures), соглашений о разделе продукции(production sharing contracts) и т.д. Эти правовые формы нерассматриваются в Законе, хотя из перечня видов иностранных инвестиций,содержащегося в законе, можно сделать вывод о возможном подчинении ихдействию рассматриваемого закона. Кроме того, очевидно, что закон об иностранных инвестициях можетдействовать только в пакете с другими законами, прежде всего о частнойсобственности на землю, о приватизации, банкротстве, валютномрегулировании, налогообложении. Вместе они должны формировать единуюгосударственную инвестиционную политику. При работе над совершенствованием правового регулирования иностранныхинвестиций представляется целесообразным учитывать весь опыт развитиязаконодательства об иностранных инвестициях, начиная с периода, когдазаконы об иностранных инвестициях впервые появились в развивающихсястранах, чтобы избежать ошибок прошлого этапа развития нормативной базы. Основываясь на опыте правового регулирования иностранных инвестицийпромышленно-развитых стран в современных условиях, следует попытатьсярешить некоторые концептуальные проблемы в рассматриваемой области. Однойиз таких проблем в конспекте развития отечественного законодательства обиностранных инвестициях является вопрос о предмете регулированияинвестиционного права. Определение категории "иностранная инвестиция" является ключевымвопросом для законодателя, поскольку таким образом определяется кругправоотношений, попадающих под регулирование данного закона. Признавая тоили иное лицо иностранным инвестором, государство тем самым признаёт егоправо на льготы и гарантии, провозглашенные в законе. Статья 2 Закона РФ под иностранными инвестициями понимает "все видыимущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностраннымиинвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности вцелях получения прибыли (дохода)." Обобщая это определение можно сказать, что иностранные инвестицииявляются иностранным капиталом - собственностью в различных видах и формах, вывезенным из одного государства и вложенным в предприятие (или дело)на территории другого государства. Дающийся в законодательных актах и международных договорах переченьвидов (форм) иностранных инвестиций обычно является примерным, а неисчерпывающим, поскольку понятие инвестиций охватывает все видыимущественных ценностей, которые иностранный инвестор вкладывает натерритории принимающей страны. В этот перечень входят: недвижимое и движимое имущество (здания,сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующиеимущественные права, включая право залога; денежные средства; акции,вклады, облигации или любые другие формы участия в товариществах,предприятиях, в том числе и в совместных; право требования по денежнымсредствам, которые вкладываются для создания экономических ценностей,или услугам, имеющим экономическую ценность; права на осуществлениехозяйственной деятельности, предоставляемые на основе закона или договора,включая, в частности, права на разведку и эксплуатацию природных ресурсов;права на результаты интеллектуальной деятельности, часто определяемые какправа на интеллектуальную ( в том числе промышленную ) собственность. Под интеллектуальной собственностью следует понимать авторские права, правана изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки илизнаки обслуживания, а также "good will" (это понятие означаетрепутацию предприятия, состав, стоимость его деловых связей). В эту жегруппу включаются права на технологию, информацию и "ноу-хау". Международные соглашения распространяются как на капиталовложения,так и на доходы, получаемые в результате капиталовложений, в частности, вкачестве прибыли или доли прибыли, дивидендов, процентов, лицензионных ииных вознаграждений, платежей за техническую помощь и техническоеобслуживание, а также других вознаграждений. Точное определение понятия "иностранные инвестиции" имеет важноезначение не только в целях внутригосударственного регулирования, но также идля участия России в различных международных конвенциях по иностранныминвестициям. Это будет способствовать не только совершенствованиюнационального законодательства, но и положительно повлияет на процессинтеграции России в действующие механизмы международно-правовогорегулирования иностранных инвестиций. Рассматривая вопросы законодательного регулирования иностранныхинвестиций, нельзя не отметить, что в настоящий момент стала актуальнойнеобходимость принятия системы допуска иностранного капитала, котораяподтверждается успешной практикой регулирования этой сферы отношений встранах с развитой рыночной экономикой. Закон "Об иностранных инвестициях в РФ" предусматривает осуществлениеиностранных инвестиций "путём долевого участия в предприятиях, создаваемыхсовместно с юридическими лицами и гражданами РФ ...; создания предприятий,полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиаловиностранных юридических лиц; приобретения предприятий, имущественныхкомплексов, зданий и сооружений, долей участия в предприятиях, паёв, акций,облигаций и других ценных бумаг, а также иного имущества, которое всоответствии с действующим на территории РФ законодательством можетпринадлежать иностранным инвесторам; приобретения прав пользования землёй идругими природными ресурсами; приобретения других имущественных прав; инойдеятельности по осуществлению инвестиций, не запрещённой действующим натерритории РФ законодательством, включая предоставление займов, кредитов,имущества и имущественных прав".(ст.3). Законом предусмотрены различные формы сотрудничества с иностраннымипартнерами и привлечения иностранных ресурсов, но, в то же время, всерегулирование иностранных инвестиций было практически сведено кустановлению порядка регистрации СП. Это существенно сузило сферуприменения закона и, в конечном итоге, оттолкнуло значительное числопотенциальных инвесторов. Последующее появление отдельных правовых актов (Например, Распоряжение Совета Министров Правительства РФ от 7.10.93.,предусматривающее привлечение на основе кредитного соглашения с ДойчеБанком иностранных инвестиций для развития Тюменской области, УказПрезидента РФ от 22.12.93. "О вопросах соглашений о разделе продукции припользовании недрами" , практика государственных органов, осуществляющихрегистрацию предприятий с иностранными инвестициями, в частностиРоссийского Агентства международного сотрудничества и развития (РАМС),ранее осуществлявшего не только регистрацию вновь учреждаемых предприятийс иностранными инвестициями, но и случаи приобретения ими акций российскихакционерных обществ.) свидетельствует о том, что в России существуетобъективная потребность в законодательном регулировании не толькодеятельности совместных предприятий, но также и других правовых формосуществления иностранных инвестиций. Определенную роль в привлечении иностранных инвестиций играет созданиекоммерческих организаций со 100-процентным иностранным участием. Серьезныхзападных инвесторов в настоящее время интересует не столько партнерство сроссийскими организациями, сколько приобретение надежных элементов контроляза производством. Для российской экономики весьма полезны средние и мелкиепредприятия, принадлежащие иностранному капиталу, в отраслях , не имеющихстратегического значения. Но в ряде отраслей, имеющих ключевое значение длянародного хозяйства, создание таких организаций, тем более крупныхпредприятий, способных взять в свои руки большую часть российского рынка,следует лицензировать ( Постановлением Правительства РФ N 1418 от 24.12.94г. в ряде отраслей введена лицензионная система регулирования хозяйственнойдеятельности, которая распространяется и на иностранных инвесторов). Вусловиях увеличения объемов иностранных инвестиций в России возникаетнеобходимость усиления антимонопольного контроля в этой сфере, прежде всегоза характером слияний и поглощений. Закон РФ "О внесении изменений идополнений в закон "О конкуренции и ограничении монополистическойдеятельности на товарных рынках" от 25.05.95 г. распространяет своедействие на все хозяйствующие субъекты, следовательно и на операциииностранных фирм. Инвестиционное законодательство прямо предусматривает возможностьучастия иностранных инвесторов в приватизации (ст.37 Закона). Приобретаяпакеты акций приватизируемых предприятий, принадлежащих государству, наинвестиционных конкурсах (торгах), иностранные инвесторы заключают договорыкупли-продажи с соответствующими фондами имущества, в которые включаютсяопределенные гарантии инвесторов, в том числе по сохранению персонала этихпредприятий, но в большинстве не оговариваются санкции российской стороныпри невыполнении инвесторами данных обязательств. "Предоставление иностранным инвесторам прав на разработку и освоениеприродных ресурсов и проведение хозяйственной деятельности, связанной сиспользованием объектов, находящихся в государственной собственности, но непереданных предприятиям, учреждениям, организациям в полное хозяйственноеведение или оперативное управление, осуществляется на основе концессионныхдоговоров" (ст.40 Закона «Об иностранных инвестициях в РСФСР»).Концессионер получает исключительное право на разведку и добычу природногоресурса на свой риск и за свой счет на выделенной ему территории. Онвладеет продукцией и может свободно продавать ее после обязательныхпоставок на местный рынок, размер которых оговорен в соглашении. Всоответствии с российским Законом «О недрах» концессии должныпредоставляться на конкурсной основе, т.е. путем проведения тендеров.Тендеры в России получили большое распространение и также проводились входе реализации программы приватизации федеральными и региональными фондамиимущества, и через специально создаваемые тендерные комиссии при проведенииторгов по особо крупным проектам. Соглашения о разделе продукции во многом напоминают концессионныедоговоры. Различие состоит в том, что иностранная фирма, берущая на себяобязательства осваивать разработку определенного природного ресурса,расплачивается с принимающей стороной частью добытой продукции(осуществляется "раздел продукции"). В связи с этим используется особыйналоговый режим, предусматривающий замену налогов, пошлин и другихобязательных платежей распределением произведенной продукции междуинвестором и РФ, субъектами РФ. Рассмотренные отношения регулируютсяпринятым в декабре 1995 г. Закона РФ "О соглашениях о разделе продукции",который ,однако, не соответствует Закону "О недрах" по весьма существеннымвопросам:1) о природе возникающих прав (контракт или разрешение);2) платы за пользование недрами;3) прекращения действия соглашений и лицензий и многом другом. Международная практика сотрудничества с иностранными инвесторамизнает и такую форму, как создание контрактных совместных предприятий, приэтом российский и иностранный партнер не создают нового юридического лица. Как инвестирование капитала может рассматриваться и заключениедоговора о совместной деятельности (contractual joint ventures), ипредоставление целевых долгосрочных займов (international loan), изаключение таких внешнеторговых сделок как соглашения о передачетехнологии, ноу-хау, лицензионные, лизинговые соглашения и т.д. Вчастности, законодательство Европейского общего рынка применяет особыекритерии оценок внешнеторговых соглашений на передачу технологии,соглашений, связанных со специализацией и кооперированием производства,соглашений типа joint ventures. Применение к внешнеторговым операциямоценок, связанных с определением того, является ли целью заключениясоглашения переход права контроля за деятельностью лица - участника сделки, его контрагенту, означает использование критерия контроля с цельюпринятия решения о допуске иностранного капитала. (Такая процедурапредусмотрена, к примеру законом об иностранных инвестициях в Канаде). Механизм регулирования законодательства об иностранных инвестицияхдолжен быть нацелен на оценку вклада, вносимого иностранным инвестором, ивозможного влияния инвестиции на состояние рыночных отношений. Какпоказывает опыт принятия законов об иностранных инвестициях в промышленноразвитых странах, достижение этих целей и обеспечивается с помощью системыдопуска иностранного капитала. При реализации системы допуска иностранного капитала целесообразнымпредставляется установление порядка регистрации инвестиций, неюридического лица - иностранного инвестора, с его субъективными правами, анепосредственно самих инвестиций. Это может включать в себя регистрациюфакта внесения вклада в имущество вновь создаваемого или уже существующегопредприятия, регистрацию покупки акций, регистрацию внешнеторговой сделкипо импорту оборудования, предназначенного быть вкладом в предприятие синостранными инвестициями, лицензионного соглашения и т.д.. Регистрацияюридических фактов, свидетельствующих о поступлениях из-за рубежаматериальных ценностей, предназначенных стать капиталом, т.е. приноситьприбыль, является государственным регулированием инвестиций, а критерии,согласно которым соответствующий компетентный орган государства будетпринимать решения о допуске иностранного капитала должны быть чёткозакреплены в законодательстве об иностранных инвестициях. Одним из способов осуществления иностранных инвестицийсогласно ст.3 Закона "Об иностранных инвестициях в РФ" является "созданиепредприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а такжефилиалов иностранных юридических лиц". Закон РФ подчиняет порядок открытияфилиалов процедуре, установленной для случаев создания предприятий синостранными инвестициями. Определяющими, с точки зрения вопросов статуса филиалов иностранныхпредприятий, следует считать ст.12, 16, 17 и 24 Закона. Ст. 12 Закона "Обиностранных инвестициях в РФ", имеющая заголовок "Организационно-правовыеформы и виды предприятий с иностранными инвестициями", содержит два абзаца,первый из которых определяет организационно-правовые формы предприятий синостранными инвестициями, (в настоящий момент этот пункт следуеттрактовать исходя из положений Гражданского Кодекса РФ. Части первой.) а вовтором абзаце перечисляются виды предприятий с иностранными инвестициям.При этом, не называя напрямую перечень правовых категорий в главе "Видыпредприятий с иностранными инвестициями", законодатель в один ряд ставиткак "предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (СП),"предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам", так и ихфилиалы, включая филиалы иностранных юридических лиц. Касаясь вопросов регистрации филиалов совместных предприятий ифилиалов иностранных юридических лиц, ст.16 Закона устанавливает, что "Государственная регистрация предприятий с иностранными инвестициямиосуществляется ... для филиалов предприятий с иностранными инвестициями ифилиалов иностранных юридических лиц при наличии следующих документов...(перечень)." Согласно ст.17 Закона, предприятие с иностраннымиинвестициями "приобретает право юридического лица с момента регистрации".Здесь положения Закона вступают в противоречие с действующим гражданскимзаконодательством, наделяя филиалы правомочиями и статусом юридическоголица с обязательной регистрацией как основанием возникновенияправосубъектности этих образований. Указанный подход остался вправотворческой практике со времён регулирования деятельности СП в бывшемСССР, когда филиалы СП наделялись статусом юридического лица. Такимобразом, Закон "Об иностранных инвестициях в РФ", провозглашая национальныйрежим для предприятий с иностранными инвестициями, всё же сохраняет этотнедостаток. И если предположить, что филиалы предприятий с иностраннымиинвестициями наделяются правами юридического лица и учреждаются в формеакционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и т.д., то самсобой напрашивается вопрос о том, какая разница существует в правовомположении этих предприятий и их филиалов. Заставляет обратить на себя внимание и практический аспект открытияфилиалов и представительств предприятий с иностранными инвестициями. В РФпродолжает действовать Положение о порядке открытия и деятельности в СССРиностранных представительств Постановлением Совета Министров СССРN1074 (Собрание Постановлений Совмина СССР N1.1991 год.), котороепредусматривает, что инофирмы могут открывать свои представительства сособого разрешения уполномоченного органа. При этом указывается, чторазрешения могут выдаваться инофирмам, в сотрудничестве с которымизаинтересованы советские организации, в частности, "с известными у себя встране и на мировом рынке", "положительно зарекомендовавших себя в качествепартнёров советских организаций", с "заключившими с соответствующимисоветскими организациями крупномасштабные сделки", с "имеющими большойтоварооборот с советскими организациями". Приведённый перечень инофирм,которым, согласно Постановлению N1074, выдаётся разрешение на открытиепредставительства, является примером перечня критериев, которыми обычноруководствуется регулирующий орган государства при принятии решения одопуске иностранного капитала в страну, т.е. оцениваются возможностииностранной фирмы и потребности в иностранном капитале в данной сфере егоприложения. Если Закон "Об иностранных инвестициях в РФ" хотя бы касался процедурыоткрытия филиалов предприятий с иностранными инвестициями, то в отношениипредставительств такой нормативный акт отсутствует, и на практике местныеорганы власти сами стали осуществлять аккредитацию и регистрациюпредставительств иностранных юридических лиц в т.ч. и некоммерческихорганизаций. Требование регистрации открытия филиала или представительства вступаетв противоречие с действующим гражданским законодательством, согласнокоторому филиалы и представительства, в том числе и иностранных фирм, могутосуществлять свою деятельность в соответствии с полномочиями,предоставленными им юридическими лицами, структурными подразделениямикоторых они являются. Такой подход в принципе подтверждается действующимиведомственными нормативными актами в области налогообложения и валютногорегулирования, а также рядом двусторонних соглашений об избежании двойногоналогообложения. Примером может служить договор между Россией и США "Об избежаниидвойного налогообложения и предотвращения уклонения о налогообложения вотношении налогов на доходы и капитал" от 17.06.93г., ст 5. К числуведомственных нормативных актов, принятых в развитие Закона "Об основахналоговой системы РФ" относится инструкция ГНС N20 от 3 июня 1993 года "Оналогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" (Российские Вести 1993 год. N5.), которая признаёт в качестве плательщиковналогов на прибыль любые иностранные юридические лица, действующие натерритории РФ через постоянное представительство, при этом подпредставительством юридического лица понимается бюро, контора, агентство,любое другое постоянное место осуществления деятельности. Инструкцияразграничивает понятия представительства и предприятия с иностраннымиинвестициями. "Если иностранное юридическое лицо, являющееся участникомпредприятия с иностранными инвестициями ... осуществляет также другуюдеятельность в РФ от своего имени ...через постоянное место деятельности, оно также подлежит налогам на прибыль"п.10. Следует подчеркнуть, что в соответствии с этой инструкцией для целейналогообложения факт регистрации представительства инофирмы значения неимеет. Из вышеприведённых положений налоговой инструкции следует, чтопредставительства иностранных фирм могут выполнять свои функции необременяя себя заботами о регистрации, что соответствует требованиямсовременного делового оборота, интересам Бюджета России и соображениямздравого смысла. Открытие филиала или представительства иностранного юридического лицав принципе не может само по себе рассматриваться как инвестированиекапитала и не должно, таким образом, подпадать под действие Закона обиностранных инвестициях. Дело в том, что когда речь идёт обинвестировании, предполагается, что лицо - инвестор - предоставляетнекоторое имущество, которым он владеет на законном основании, с цельюпоследующего извлечения прибыли. Учреждение же филиала илипредставительства иностранной фирмы является одной из форм осуществлениявнешнеэкономической деятельности иностранных юридических лиц на территорииРоссийской Федерации и может быть не связано с капиталовложениями, а иметьцелью облегчение заключения внешнеторговых сделок с российскими партнёрами. Более современной с точки зрения делового оборота и созданияблагоприятного инвестиционного климата при сохранении государственногоконтроля является процедура аккредитации представительств иностранных фирм. Аккредитация не влечёт за собой создания нового юридического лица, идля осуществления внешнеэкономической деятельности фирме достаточноназначить своего представителя, который может быть избран из числароссийских граждан или юридических лиц. Для заключения сделок иосуществления других полномочий представителю выдаётся доверенность. На сегодняшний день аккредитацию представительств осуществляет Торгово-промышленная Палата РФ или Регистрационная Палата при МинистерствеЭкономики России. Для аккредитации представительства иностранной фирмынеобходимо предоставить следующие документы : устав компании, документ,подтверждающий факт регистрации компании, решение об открытиипредставительства, доверенность, выданная компанией своему представителю(физическому или юридическому лицу), справка из банка, подтверждающаяплатёжеспособность компании и рекомендации фирм - российских партнёровкомпании. Срок рассмотрения документов для принятия решения - не более двухмесяцев. В случае открытия филиала или представительства иностранногоюридического лица задача государства заключается в том, чтобы обеспечитьстабильность торгового оборота путём защиты интересов добросовестных егоучастников. С этой целью и должны быть приняты новые нормативные актырегламентирующие порядок открытия филиалов и представительств. Существование процедуры аккредитации представительств наибольшимобразом соответствует понятию допуска иностранных инвестиций в страну, онаслужит цели не допустить открытие филиала или представительства ужеобанкротившейся или несуществующей фирмы. Государство с помощью процедурыаккредитации как бы фиксирует положение вещей на определённый моментвремени, таким образом удостоверяя, что иностранное юридическое лицо в действительности существует, и его финансовое положение заслуживаетдоверия. Органы государства и после процедуры аккредитации, как правилопродолжают осуществлять контроль за деятельностью иностранногоюридического лица, ведь для российских участников торгового оборота могутпройти незамеченными изменения финансового состояния иностранногоконтрагента, и даже сам факт его ликвидации по тем или иным основаниям.Суммируя вышесказанное, ещё раз необходимо отметить, что процедуруаккредитации следует рассматривать как факт признания иностранной фирмы,заслуживающей доверия и рекомендуемой государством в лице уполномоченныхорганов российским организациям в качестве надёжного делового партнёра. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ. Совершенно очевидно, что в настоящий момент ситуация в сфереправового регулирования иностранных инвестиций такова, что невозможноигнорировать усиление внимания к международно-правовому аспекту этойпроблемы. Конституция РФ закрепила положение о том, что принципы и нормымеждународного права и международные договоры России являются неотъемлемойчастью её правовой системы, имеют прямое действие и подлежат применениюгосударственными органами. Закон "Об иностранных инвестициях в РСФСР"закрепляет приоритет международного права в РФ. В статье 5 говориться,что "если международным договором, действующим на территории РСФСР,установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательныхактах РСФСР, применяются правила международного договора". Многие недостатки российского Закона об иностранных инвестициях могутбыть компенсированы за счёт положений международных договоров,направленных на поощрение и защиту иностранных инвестиций. Россия участвуетболее чем в десяти таких соглашениях как правопреемник СССР . Специально вотношении соглашений о защите иностранных инвестиций МИД РФ в декабре 1991года подписал ноту, в соответствии с которой Россия принимает на себяправа и обязанности по международным договорам, заключённым СССР ( см.Приложение №1 ). В отношении инвесторов из стран, с которыми заключены двусторонниедоговоры о взаимной защите инвестиций, будут применяться положения о режимеинвестиций установленные этими соглашениями. Гарантируя предоставление иностранным инвесторам благоприятногорежима, государство обязуется обеспечивать в отношении их капиталовложенийи связанной с ними деятельности справедливый и равноправный режим. Всоответствующей норме соглашений выражается стремление государства поощрять иностранные инвестиции, а также благожелательно и недискриминационноотноситься к иностранным инвесторам в части их прав на владение,управление, распоряжение и ликвидацию капиталовложений. Данноеобязательство содержится в тех положениях соглашений, где речь идет опредоставлении иностранным инвесторам режима наибольшегоблагоприятствования или национального режима. О режиме наибольшего благоприятствования говориться в большинствесоглашений (с Великобританией, ФРГ, Швейцарией, Испанией, Канадой,Францией, Бельгией, Нидерландами, Италией, Австрией, Турцией, Кореей,Китаем, Финляндией). В то же время Советский Союз в ряде заключенных соглашений (сФранцией, Канадой, Испанией, Бельгией, Нидерландами и др.) обязался вдополнение к режиму наибольшего благоприятствования предоставлятьиностранным инвесторам "по мере возможности" и в соответствии сдействующим законодательством" также национальный режим. О национальном режиме прямо говорится в соглашениях с США иВеликобританией. В соглашении с республикой Кореей стороны взаимно предоставляютинвестору возможность выбора указанных выше двух режимов, оставляют в то жевремя "за собой право устанавливать или сохранять в соответствии со своимдействующим законодательством ограниченные изъятия из национального режима"(ст.3 Соглашения от 14 декабря 1990 г.) Сложнее формулировки по этому вопросу в Договоре с США. В нем поднациональным понимается режим, который по крайней мере является таким жеблагоприятным, как лучший из наиболее благоприятных режимов,предоставляемых стороной государственным предприятиям, другим компаниям илигражданам этой стороны в аналогичных обстоятельствах (ст.1). АнализируяДоговор, можно прийти к выводу, что национальный режим предоставляетсявзаимно с определенными изъятиями. Кроме того, предусмотрено, чтороссийским инвестициям будет предоставляться в любом штате США такой режим,который предоставляется капиталовложениям граждан США, проживающим в другихштатах. Возможность предоставления национального режима не исключает введенияограничений для иностранного инвестора заниматься определенными видамидеятельности. Кроме того для некоторых видов деятельности может бытьустановлен разрешительный порядок. Изъятия могут вводиться в целяхобеспечения национальной безопасности, общественного порядка. Всоответствии с международной практикой осуществление некоторых видовдеятельности может объявляться государственной монополией и тогдаиностранные инвесторы не вправе будут ими заниматься. В этой связи можнопривести пример из законодатель- ной практики России. Во исполнение УказаПрезидента РФ от 11 июня 1993 г. "О восстановлении государственноймонополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажуалкогольной продукции" Правительство РФ приняло 22 апреля 1994 г.соответствующее постановление. В нем было предусмотрено, чтогосударственная монополия будет осуществляться посредством системы мер,которые распространяются на предприятия, осуществляющие соответствующиевиды хозяйственной деятельности, независимо от форм собственности иведомственной принадлежности, включая созданные на территории РФпредприятия с иностранными инвестициями. В то же время национальный режим не исключает создание в определенныхслучаях льготного режима, установление отраслей и видов производства,приоритетных для привлечения иностранного капитала. В этих областяхиностранные инвесторы могут получать дополнительные льготы. Особенностью соглашений о защите иностранных инвестиций является то,что они обеспечивают регулирование не только отношений между государствами- участниками соглашения, но также и отношений с иностранным частныминвестором одного из государств - стороны в соглашении в рамкахнациональной системы права. Наличие такого неоднородного субъектногосостава может послужить основанием для того, чтобы при разрешении спорамежду государством и частным инвестором применялись общие принципы и нормымеждународного права. Эта позиция находит подтверждение в том, что отсылка к нормам ипринципам международного права, как правило, содержится в той частисоглашений, которая касается порядка разрешения инвестиционных споров.Здесь предусматривается рассмотрение дел в международном арбитраже,который принимает решения исходя как из положений двустороннего соглашения,так и руководствуясь нормами международного права. В настоящий моментпроблема применения норм международного права в рамках национальнойсистемы права является предметом дискуссий, и поэтому её изучение требуеттщательного анализа при участии специалистов международного права. Не менее значимым при рассмотрении вопроса об участии России вмеждународных соглашениях по иностранным инвестициям является определениепонятий "национализация" и "экспроприация", которые в таких соглашенияхносят собирательное значение, так как под этими мерами подразумевается нетолько сам акт национализации, но также и любые иные акты, результатомкоторых являются принудительное изъятие, отчуждение инвестиций, а такжедействия государства, которые могут рассматриваться как фактическиосуществлённая национализация или экспроприация.( Например, замораживаниесчетов, запрет перевода инвестиций в иностранной валюте за рубеж и т.д.).Международные соглашения запрещают совершение подобных действий. Всоответствии с ними национализация инвестиций признаётся сторонамизаконной, то есть не рассматривается как нарушение норм и принциповмеждународного права, только если она осуществляется в общественныхинтересах, в соответствии с установленным законодательством порядком и нанедискриминационной основе. Последнее означает, что в качестве основаниядля принятия меры к иностранному инвестору не рассматривается егонациональность или государственная принадлежность, если речь идёт оюридическом лице. При этом признание актов национализации законными можеткасаться как актов индивидуального действия национализация имуществаконкретного инвестора, так и актов, принятых в порядке реструктуризацииэкономики, - национализация целых отраслей экономики или категорийпредприятий, например, банков. Международные соглашения, в случае проведения такого роданационализации, обязывают договаривающееся государство выплатить суммукомпенсации, причем сделать это быстро и адекватно. В соглашениях такжепредусматривается порядок выплаты и порядок расчёта суммы компенсации. Однако, рассмотрев защиту иностранных инвестиций в нашей стране нагосударственном, глобальном уровне, нельзя не обратиться к обычной практикеразрешения споров, связанных с инвестированием иностранного капитала. На современном этапе развития и становления, как правовой системыновой России в целом, так и отраслевого законодательства, а в нашем случаеэто законодательство об иностранных инвестициях, огромное значение имеетизучение практики арбитражных судов, рассматривающих споры предприятийсвязанных с иностранными инвестициями. Лидирующую роль в России при разрешении подобного рода споров играетМеждународный коммерческий арбитражный суд (МКАС) при Торгово-промышленнойплате РФ, который по количеству дел, поступающих на его рассмотрение,прочно входит в ряд ведущих арбитражных центров в мире. Правовой основой деятельности МКАС служит Закон РФ о Международномкоммерческом арбитраже от 7 июля 1993 года, а 8 декабря 1994 года былутверждён новый Регламент МКАС ( с Приложением ), который вступил в силу с1 мая 1995 года. Особенностями нового Регламента явились гибкость арбитражнойпроцедуры и предоставление сторонам широких возможностей посамостоятельному выбору арбитров для разрешения спора. Стороны вправеизбирать арбитрами любых лиц, обладающих необходимой квалификацией, в томчисле и иностранных граждан. Все усилия арбитражного суда должны сводитьсяк повышению эффективности арбитражного разбирательства, недопущениюнеобоснованного затягивания дела и чёткости при защите прав сторон,участвующих в споре. Круг проблем, возникающих в ходе рассмотрения арбитражным судом тогоили иного дела, чрезвычайно многообразен, но попытаться рассмотретьсамые распространённые из них необходимо в целях дальнейшегосовершенствования правовой базы в сфере регулирования иностранныхкапиталовложений. Очень часто на рассмотрение арбитража попадают споры, касающиесяобъёма арбитражной оговорки. Показательным здесь можно считать дело N248/1991 г. Учредитель,вышедший из совместного предприятия, предъявил к последнему требования об уплате денежной компенсации за внесённый вклад, а также причитающейсядоли прибыли. В обоснование компетенции Арбитражного суда истец ссылался наположении учредительного договора о праве каждого из учредителей обратитьсяв данный орган по любым спорным вопросам, связанным с этим договором. Ответчик оспаривал компетенцию арбитража по мотиву отсутствия вучредительных или иных документах совместного предприятия предписаний,оговаривающих передачу на рассмотрение в Арбитражный суд споров междукаким-либо из учредителей и совместным предприятием. Истец, в свою очередь, полагал, что, поскольку его требование возниклов связи с передачей его доли участия в совместном предприятии третьемулицу, оно непосредственно относится к вопросам, связанным с учредительным договором, и попадает под компетенцию Арбитражного суда. В решении арбитраж, сославшись на свой Регламент, указал, что наличиеписьменного соглашения о передаче споров на разрешение Арбитражного судаможет рассматриваться как основание компетенции суда при том условии, чтоспор возник между сторонами, заключившими такое соглашение. Придя квыводу, что сторонами в данном споре являются один из учредителей и самосовместное предприятие, арбитры отметили, что приведённая выше арбитражнаяоговорка охватывает лишь споры учредителей совместного предприятия междусобой и не касается вопроса о разрешении споров между учредителями исовместным предприятием. Таким образом, арбитраж пришёл к выводу, чтоданный спор не попадает под его компетенцию. Решения арбитров по сходного рода делам показывают, что на практикекрайне важным является чёткое определение в арбитражном соглашении кругалиц, на которых оно распространяется, а также наличие согласия этих лицна передачу споров в коммерческий арбитраж, в частности согласия самого СПкак самостоятельного субъекта права на рассмотрение в арбитражном порядкесоответствующих споров между ним и его участниками. Вопрос о компетенции Арбитражного суда, хотя и в несколько иномракурсе, возникал в деле N177/1993 г. Иностранная фирма, считая себяучастником совместного предприятия, предъявила к последнему иск о возвратеденежной суммы, переведённой в качестве взноса в его уставной фонд. В ходе разбирательства было выяснено, что истец намеревался войти всовместное предприятие вместо другой иностранной фирмы. Однако,предусмотренные законом действия, необходимые для оформления заменыучастника совместного предприятия, в том числе внесение изменений вучредительные документы и их последующая регистрация в установленномзаконом порядке, не осуществлялись. Поскольку было установлено, что истец не является сторонойучредительного договора, по мнению арбитров, содержащаяся в этом договоре арбитражная оговорка, предусматривающая юрисдикцию Арбитражного судапри Торгово-промышленной палате СССР, на истца не распространяется. Витоге арбитраж признал себя некомпетентным рассматривать данный спор. В деле N364/1993 г. возник вопрос о действительности сделки,заключённой совместным предприятием до его регистрации. Арбитраж установил,что на момент заключения договора аренды, из-за которого возник спор,совместное предприятие (арендатор) зарегистрировано не было иправомочиями юридического лица не обладало. Арбитражный суд счёл, чтосделка была совершена с нарушением требований закона и являетсянедействительной. Действующее законодательство не допускает деятельностипредприятия до его регистрации, и данное дело служит наглядной иллюстрациейвозможных неблагоприятных последствий при несоблюдении запрета надеятельность незарегистрированных предприятий. В практике МКАС при ТПП РФ возникал вопрос о том, вправе ли выбывшийиз предприятия с иностранными инвестициями участник претендовать навозврат имущества, внесённого им в качестве вклада в уставный фонд, либоему полагается только соответствующая денежная компенсация за него. В деле №351/1993г. истец, вышедший из совместного предприятия,требовал от последнего, как ответчика, возврата здания, являвшегосявзносом истца в уставный фонд. В возражениях ответчика указывалось, чтоон стал собственником переданного имущества, как это установленороссийским законодательством и уставом совместного предприятия. Устав несодержал положений о возврате участнику имущества, внесённого в качестве его доли в уставный фонд в натуре, а оговаривалась обязанность выплатитьвыбывающему участнику балансовую стоимость имущества на момент выбытия. В решении единоличного арбитра отмечалось, что согласно действующемуроссийскому законодательству юридические лица в соответствии с ихуставами являются собственниками внесённого их участниками имущества. Итак как возврат имущества в натуре не предусмотрен, истцу было отказано виске. Также на рассмотрение арбитража довольно часто поступают дела,связанные с деятельностью филиалов и представительств иностранныхюридических лиц. Так, в делах NN 185/1992, 243/1992г.г. вставалвопрос об ответственности совместных предприятий (ответчиков) по сделкам,заключенным их филиалами и представительствами . В обоих случаях арбитражпризнал такую ответственность, поскольку речь шла о действиях,совершённых структурными подразделениями ответчиков. Последним не удалосьдоказать, что руководители этих подразделений вышли за пределыпредоставленных им полномочий, что самим предприятиям не было известно офакте подписания таких договоров и ходе их выполнения или что ими несовершались действия, свидетельствующие об одобрении указанных сделок. Разумеется в этом кратком обзоре арбитражной практики можно лишьприблизительно очертить круг возникающих при рассмотрении того илииного дела правовых проблем, но знакомство с деятельностью арбитража вобласти, затрагивающей деятельность предприятий, связанных с иностраннымиинвестициями, является одной из важнейших составляющих при изучении даннойтемы[1]. ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВАНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ РИСКОВ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ. Следствием недостатков российского национального законодательства обиностранных инвестициях стало то, что иностранные инвесторы, а такжероссийские предприниматели, заинтересованные в привлечении иностранногокапитала, пытаются создать систему дополнительных гарантий, защищающихинвесторов от так называемых некоммерческих рисков. Под этим понимаются,главным образом, риски политического характера, вытекающие изнестабильности политической обстановки, а также связанные с репрессивнымимерами органов государства по отношению к лицам, осуществляющим иностранныеинвестиции. В качестве одного из элементов дополнительных гарантий правиностранных инвесторов предлагается создать систему страхованиянекоммерческих рисков. Выступая с предложениями об учреждении этогоинститута в России, отечественные предприниматели вполне справедливомотивируют введение системы страхования инвестиций следующимисоображениями: высокой степенью такого рода рисков, удерживающихиностранных инвесторов от помещения капитала в экономику РФ; потребностямиРоссии в дополнительных источниках привлечения капитала. Во многих зарубежных странах страхование некоммерческих рисковиностранных инвесторов осуществляют различные организации. Организации,выступающие в роли страховщиков можно подразделить на следующие группы: а) негосударственные организации (например, английская страховаякомпания "Lloyd's"); б) государственные организации, осуществляющие страхованиеинвестиционных рисков национальных предпринимателей, выступающих в ролииностранных инвесторов за рубежом (напри-мер, Overseas Private Investment Corporation - OPIC (ОПИК) в США); в) Межгосударственная организация, осуществляющая страхованиеинвестиционных рисков. (Multinational Investment Gua- rantee Agensy - MIGA(МИГА). Участие в договоре страхования в качестве страховщика организаций,относящихся к различным из перечисленных выше групп, имеет различныеправовые последствия. Поэтому следует различать страхование,осуществляемое: негосударственными (частными) организациями,национальными государственными организациями и международной организацией,т.е. страхование в системе MIGA. При этом следует учитывать, что все триразновидности страхования, имея различия в правовых последствиях, могутосуществляться параллельно, взаимодействовать друг с другом и тем самымобеспечивать более высокую степень защиты интересов инвесторов. Применительно к России три вида страхования инвестиционных рисковможет подразумевать как создание негосударственной организации собособленным имуществом, принадлежащем ей на праве собственности (илигруппы таких организаций), так и учреждение российской государственнойорганизации по страхованию инвестиционных рисков. Наконец, при cозданиисистемы страхования некоммерческих рисков иностранных инвесторов одну изглавных ролей будет играть возможное вступление России в MIGа и решениеэтой проблемы на международном уровне. Чтобы яснее представлять себе перспективы создания такой системы вРоссии, необходимо более подробно рассмотреть различные вариантыорганизации страхования рисков инвесторов. 1) Страхование, осуществляемое негосударственной (частной) компанией. На сегодняшний день возникла острая потребность в учреждении частнойкоммерческой страховой организации, осуществляющей страхованиеинвестиционных рисков при хорошей поддержке со стороны государства.Безусловным преимуществом этой формы организации страхованияинвестиционных рисков является её гибкость и широкая возможность дляманёвра, присущая чисто коммерческому страхованию. К недостаткам,сдерживающим широкое применение услуг частных страховых компаний пристраховании иностранных инвестиций, следует отнести тот факт, что в рядеслучаев объём капиталовложений, осуществляемых иностранными инвесторами,может быть весьма значительным, а сумма страхового возмещения,выплачиваемого страхователю, оказывается слишком большой даже для крупныхстраховых компаний, что мешает иностранному инвестору сохранить уверенностьв способности страховщика покрыть его убытки при наступлении страховогослучая. Решением этой проблемы может стать объединение капиталов несколькихстраховых компаний и создание на этой основе страхового пула. Страховой пулрасполагает более широкими возможностями по страхованию рисков и сокращаетсроки выполнения обязательств страховщиком. Так как государство принимаетучастие в частичном финансировании эффективных инвестиционных проектов,победивших на инвестиционных конкурсах, оно могло бы также участвовать встраховом пуле и взять на себя обязательства по частичному возмещениюущерба. Помимо возможного участия государства в страховом пуле также нельзяисключать вариант с привлечением капитала крупнейших зарубежных страховыхкомпаний (таких, например, как "Lloyd's","GERMES" и т.д.). В настоящее время право страхователя и гаранта иностранных инвестиций в РФ предоставлено Указом Президента РФ N184 от 2 февраля 1993 годаГосударственной инвестиционной корпорации (Госинкор). Однако имущество,переданное Госинкору для выполнения им функций страховой организации иформирования уставного фонда, передано ему на праве полного хозяйственноговедения, и, согласно уставу, это имущество находится в федеральнойсобственности Российской федерации. Следовательно, Госинкор не являетсясобственником и не может реализовать права владения, пользования ираспоряжения без разрешения федеральных органов исполнительной власти РФ.Поэтому российские страховые компании могут принимать на себя обязательствапо страхованию иностранного капитала только в том случае, когда онинаделены правомочиями самостоятельного юридического лица и обладаютимуществом на праве собственности. Только тогда имущество может бытьсвободно отчуждено в случае уплаты страховой суммы. Исходя из значительных объёмов страховых обязательств по страхованиюинвестиционных проектов, реализуемых с участием государства, возникаетнеобходимость перестрахования части обязательств страхового пула. Ре




Похожие:

Правовое положение иностранных инвестиций в России iconДипломная работа по предмету «Международное право» по теме «Правовое положение иностранных инвестиций в России»
Общая характеристика Закона "Об иностранных инвестициях в рф" ( предмет регулирования закона, формы иностранных инвестиций, система...
Правовое положение иностранных инвестиций в России iconПравовое положение иностранных инвестиций в России
В условиях назревавшего в течение последних лет и разразившегося в августе 1998 года финансового кризиса в России тема портфельного...
Правовое положение иностранных инвестиций в России iconПравовое положение иностранных граждан в России

Правовое положение иностранных инвестиций в России iconРеферат по Мировой экономике Тема: Проблема привлечения иностранных инвестиций в экономику России
Охватывает все направления региональной инвестиционной политики и предусматривает конкретные меры, направленные на привлечение иностранных...
Правовое положение иностранных инвестиций в России iconПравовое регулирование деятельности совместных предприятий на территории Российской Федерации
Совместное предприятие или коммерческая организация с долевым участием иностранных инвестиций. 9
Правовое положение иностранных инвестиций в России iconПравовое положение иностранных граждан в РФ

Правовое положение иностранных инвестиций в России iconПравовое положение иностранных граждан в РФ

Правовое положение иностранных инвестиций в России iconПравовой статус иностранных инвестиций в России

Правовое положение иностранных инвестиций в России iconПравовая концепция иностранных инвестиций в России

Правовое положение иностранных инвестиций в России iconПроблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы