Живопись перед первой мировой войной icon

Живопись перед первой мировой войной



НазваниеЖивопись перед первой мировой войной
Дата конвертации14.07.2012
Размер89,79 Kb.
ТипРеферат
Живопись перед первой мировой войной


ЖИВОПИСЬ ПЕРЕД ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНОЙ В нашем обзоре искусства нового времени мы же последовательнорассмотрели целый ряд ••измов»: неоклассицизм, романтизм, реализм,импрессионизм, постимпрессионизм, дивизионизм, символизм. Еще больше таких«измов» в искусстве XX столетия. Они могут стать серьезным препятствием,создавая впечатление, будто современное искусство невозможно понять, непогрузившись в дебри эзотерических учении. На самом же деле всем этим«измам», кроме самых главных, не стоит придавать особого значения. Как итермины, которые использовались для обозначения стилей предыдущих эпох,—это всего лишь ярлыки, помогающие классифицировать художественные явления.Если «изм» оказывается бесполезным, его не стоит и держать в памяти. Этоотносится ко многим «измам» современного искусства. Обозначаемые имитечения либо не поддаются четкому определению как самостоятельные явления,либо настолько малозначительны, что могут интересовать только специалистов.Выдумывать новые ярлыки всегда было легче, чем создавать художественныеявления, которые действительно заслуживают новых названии. И все же совсем без «измов» обойтись нельзя. С самого началасовременной эпохи искусство Запада (и во все возрастающей степениостального мира) постоянно сталкивалось с одними и теми же главнымипроблемами, а местные художественные традиции все больше вытеснялисьинтернациональными тенденциями. В современном искусстве можно выделить триосновных направления, каждое из которых включает в себя несколько «измов»,возникших в период постимпрессионизма и получивших дальнейшее развитие вэтом столетни: экспрессионизм, абстракционизм и фантастическое искусство(«fantasy»). В экспрессионизме упор делается на эмоциональное отношениехудожника к себе и окружающему миру. Абстракционизм уделяет основноевнимание формальной стороне произведения искусства. Фантастическоеискусство исследует область воображения, прежде всего — спонтанное,иррациональное. Не следует, однако, забывать, что эмоции, упорядоченность ивоображение присутствуют в каждом произведении искусства. Без воображенияискусство стало бы безжизненным, скучным; без доли упорядоченности —хаотичным; а при отсутствии эмоций оставило бы нас равнодушным. Эти направления, таким образом, ни в коем случае не исключают другдруга. Они тесно взаимосвязаны, и творчество одного художника можетпринадлежать сразу к нескольким из них. Более того, внутри одногонаправления существует целый ряд самых разных подходов — от реалистическогодо абсолютно беспредметного. Таким образом, направления обозначают неконкретные стили, а общие художественные тенденции. Экспрессиониста большевсего волнует человеческое общество, абстракциониста — структурыреальности, а художника фантастического направления — лабиринтыиндивидуального человеческого сознания. Мы обнаружим также, что реализм сего обращенностью к внешней стороне действительности продолжаетсуществовать независимо от трех других направлений — особенно в США, гдеразвитие искусства часто шло своими, отличными от европейских путями. Вовзаимодействии этих направлений отражается вся сложность современной жизни.Понять эти процессы можно только в соответствующем историческом контексте.Прослеживать судьбу каждого из этих ответвлении после 1945 года раздельноне имеет особого смысла — искусство наших дней стало для этого слишкомсложным. Кроме того, мы встретимся здесь и с понятием «модернизм», котороецеликом относится к XX веку, хотя его истоки восходят к романтизму. Дляхудожника это понятие является своего рода «сигналом», который означает нетолько право на свободу новаторства в творчестве, но и предполагаетпостижение смысла своей эпохи и даже преобразование общества посредствомискусства. Для этой цели едва ли подходит спорный термин «авангард». Конечно,художники всегда откликаются на изменения в мире, однако они редко доходилидо такого категорического неприятия или горячего чувства личнойсопричастности, как в наши дни. Экспрессионизм В отношении живописи можно сказать, что XX век наступил на пять летпозже хронологического начала столетия. В 1901—1906 годах в Парижесостоялось несколько крупных выставок произведений Ван Гога, Гогена иСезанна. Впервые достижения этих мастеров стали доступными обычнымлюбителям живописи. Фовисты. Юные художники, выросшие в болезненной, «декадентской» среде1890-х годов (стр. 401), были глубоко поражены увиденным, и некоторые изних создали совершенно новый стиль живописи, отличающийся буйством красок исмелыми искажениями реальности. Когда их произведения были впервыевыставлены в 1905 году, критики были так изумлены, что «окрестили» этиххудожников «фовистами» (от французского слова «fauves», дикие звери), а теприняли это прозвище с гордостью. В сущности, их связывала не общность платформы, а свойственная им всем жажда свободы и творческого поиска.Фовизм как художественное течение включал в себя несколько лишь отчастивзаимосвязанных индивидуальных стилей, и группировка распалась уже черезнесколько лет. Матисс. Ведущим художником группировки фовистов был Анри Матисс(1869—1954) — патриарх основоположников живописи XX века. Его картина«Радость жизни» выражает суть фовизма нагляднее, чем любое другоепроизведение. Плоскости яркого локального цвета, тяжелые волнистые контурыи впечатление «примитивности» форм восходят к Гогену. Но уже скоро зрительначинает понимать, что фигуры Матисса — не благородные дикари, находящиесяиод чарами местного божества. Сюжетом является вакханалия — классическаяязыческая сцена, напоминающая картину Тициана. Даже позы фигур — в основномклассического происхождения, а за внешне небрежным рисунком кроетсяглубокое знание анатомии (Матисс прошел академическую школу). Новаторскийхарактер придает картине ее предельная упрощенность, присутствующий в ней«гений недосказанности». Убрано все, что только можно было убрать илипередать намеком, сохранив, однако, основу пластической формы ипространственную глубину. Живопись, как бы говорит Матисс,— это не только ритмическаяорганизация посредством линии и цвета на плоскости. До какой степени можноупрощать природный образ без разрушения его определяющих признаков, сводяего тем самым к простому, пространственному орнаменту? «Чего я добиваюсьпрежде всего,— объяснил однажды Матисс,— так это экспрессии... Ноэкспрессия — не страсть, отражающаяся на лице... Вся композиция моейкартины экспрессивна. Расположение фигур или предметов, незаполненногопространства вокруг них, пропорции — все это имеет свое значение». Что же,по нашему мнению, выражает «Радость жизни»? А именно то, о чем говоритназвание картины. Как бы ни было велико влияние Гогена, болезненноенедовольство упадком нашей цивилизации никогда не было движущей силойискусства Матисса. Он был прежде всего увлечен самим процессом живописи,ставшим для пего таким радостным переживанием, что ему захотелосьподелиться им со зрителем. «Гений недосказанности» Матисса присутствует и в его картине «Краснаямастерская». Набор красок в его палитре сведен до минимума, и цветстановится независимым элементом композиции. В итоге Матиссу удаетсядостичь совсем нового равновесия на стыке двухмерной, плоскостной, итрехмерной, объемной, живописи. Стена, скатерть и пол переданы плоскостямиодного и того же красного цвета, а горизонталь от вертикали художникотделяет лишь несколькими уверенными линиями. Не менее смело используетМатисс и узор. Повторяя несколько основных форм, топов и декоративныхмотивов и прибегая к внешне как бы случайному, а на самом деле тщательновыверенному расположению по краям холста, он добивается гармоническогослияния всех элементов в единое целое. Первым декоративность поверхностиначал использовать в качестве композиционного элемента Сезанн, но у Матиссаэтот прием становится преобладающим. Руо. Другой представитель группировки фовистов, Жорж Руо (1871—1958)вряд ли согласился бы с определением «экспрессии», данным Матиссом. Длянего выразительность все еще, как и в «старом» искусстве, была неотделимаот «страсти, отражающейся на лице». Руо действительно унаследовал глубокуюобеспокоенность Ван Юга и Гогена упадком цивилизации, деградацией мира.Однако он верил в возможность духовного обновления через возрождениекатолической веры, и своими картинами страстно утверждал эту надежду.Пройдя в юном возрасте школу витража, Руо лучше других фовистов былподготовлен к тому, чтобы разделить восторженное отношение Гогена ксредневековому искусству. Отличительными чертами зрелых работ Руо — таких,как «Старый король»,— являются ослепительная яркость красок и резкие,черные контуры форм, похожие на перегородки готических витражей. Неизменнооставаясь в пределах этой манеры, Руо сохранял ощущение творческой свободы,служившей ему для выражения глубокого сострадания человеческому горю. Так,на лице старого короля лежит печать боли и внутреннего страдания,напоминающая произведения Рембрандта и Домье. Группировка «Мост»; Нольде. Наибольшее влияние фовизм оказал нанемецких живописцев, особенно на мастеров объединения «Мост» («Die Brucke»)— группировки близких по взглядам художников, живших в 1905 году вДрездене. В их ранних работах можно проследить как упрощенную, ритмическуюлинейность и яркость цвета Матисса, так и очевидные следы воздействия ВанГога и Гогена. Среди художников объединения «Мост» несколько особнякомстоит Эмиль Нольде (1867—1956). Он был старше других и, подобно Руо,тяготел к религиозной тематике. Нарочито неуклюжий рисунок его «ТайнойВечери» показывает, что Нольде также предпочитал живописной отделкегогеновскую первобытную непосредственность выражения. Толстой«инкрустацией» поверхности его картина напоминает полотна Руо, а своейподспудной энергией — изображения крестьян из произведений Барлаха. Кандинский. Самый смелый и неожиданный шаг после фовизма сделалработавший в Германии русский художник Василий Кандинский (1866— 1944) —ведущий мастер объединения мюнхенских живописцев «Голубой всадник» («ОегВ1аиег Ке1-1ег»). Отход от фигуративности наметился у Кандинского уже в1910 году, а полностью посвятил он себя абстрактному искусству нескольколет спустя. Используя колористическую гамму радуги и свободную,динамическую манеру живописи парижских фовистов, он создал абсолютнобеспредметный стиль. Названия его произведений так же абстрактны, как и ихформы — например, одно из самых типичных называется «Эскиз I для"Композиции VII"» (илл. 420). Нам, видимо, следует воздерживаться от употребления здесь термина«абстракция», так как он часто используется для обозначения обобщения,упрощения художником форм видимой реальности (сравните с изречениемСезанна, что в основе всех природных форм лежат конус, сфера и цилиндр).Кандинский, однако, стремится наделить форму и цвет чисто духовнымсодержанием (как он выражался), устраняя какое бы то ни было сходство сматериальным миром. Уистлер также говорил об «отвлечении картины от всякоговнешнего интереса» и даже предвосхитил «музыкальные» названия Кандинского(см. илл. 380). Раскрепощающее влияние фовизма позволило Кандинскомувоплотить свою теорию в жизнь, ибо в фовизме такая возможность, бесспорно,присутствовала с самого начала. Насколько основательна аналогия между живописью и музыкой?Действительно ли художник, проводя ее последовательно и бескомромиссно, какКандинский, достигает новых высот? Или, быть может, декларируемая имнезависимость от фигуративной образности вынуждает его теперь «изображатьмузыку», что делает его еще более зависимым? Защитники Кандинского любятутверждать, что предметная живопись имеет «литературное» содержание, а их,дескать, эта зависимость от другого искусства не устраивает. Однако они необъясняют, почему «музыкальное» содержание беспредметной живописипредпочтительнее. Разве для живописи музыка менее чужда, чем литература?Похоже, они думают, будто музыка с присущей ей беспредметностью — болеевозвышенное искусство, чем литература или живопись. Подобная точка зрениясвязана с традицией, которая вос-ходйт к Платону и к которой примыкаютПлотин, Блаженный Августин и их средневековые последователи. Подходбеспредметников можно назвать «светским иконоборчеством» — они отрицаютобразность не как нечто дурное, неприемлемое, а как нечто, не имеющееотношения к искусству. С этим трудно спорить, и, собственно, не имеет особого значения,справедлива или нет такая теория: как говорится, правота пудинга не врецепте его изготовления, а в том, что он вкусен. Идеи любого художника неважны для нас до тех нор, пока мы не убедимся в значимости его творчества.Несомненно, Кандинский создал жизнеспособный стиль, хотя его творчество,следует признать, требует интуитивного отклика, что для кого-то из зрителейможет оказаться затруднительным. Воспроизводимая здесь работа производитвпечатление своей колористической насыщенностью, выразительностью, яркойсвежестью чувства, даже если мы и не совсем уверены в том, что именно хотелсказать художник. Хартли. Американские художники знакомились с фовистами на выставках,начиная с 1908 года. После приведшей к решительному повороту выставки«Армори Шоу» 1913 года, когда в Нью-Йорке было впервые широко представленоновое европейское искусство, возрос интерес и к немецким экспрессионистам.Развитию модернизма в США содействовал фотограф Альфред Стиглиц (см. стр.485—488), который почти в одиночку оказывал поддержку его первымсторонникам в Америке. При этом иод модернизмом сам он понималабстракционизм и близкие к нему направления. Среди наиболее значительныхдостижений группировки Стиглица — картины, написанные Мерсде-ном Хартли(1887—1943) в Мюнхене в начале Первой мировой войны под непосредственнымвлиянием Кандинского. Его «Портрет немецкого офицера» (илл. 421) —композиционный шедевр, созданный в 1915 году, когда Хартли получилприглашение участвовать в выставке «Голубого всадника». Он был уже знаком сфутуризмом и с некоторыми разновидностями кубизма (см. стр. 422— 425),находками которых воспользовался для придания живописной поверхности,перегруженной у Кандинского, большего единства. Обращение Хартли к«портретировацию» воинских регалий — свидетельство роста милитаризма, скоторым художник столкнулся в Германии. Па картине изображены знакивоинского различия, эполеты, мальтийский крест и другие детали офицерскойформы того времени.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Живопись перед первой мировой войной iconЯпоно-Советско-Германские отношения перед 2 мировой войной

Живопись перед первой мировой войной iconБалтийский флот Английский флот
Английский, но по опыту Русско-Японской войны, перед Первой Мировой войной было построено множество кораблей, при строительстве которых...
Живопись перед первой мировой войной iconСоветско-германские отношения перед Второй мировой войной
Цели и задачи данного исследования, хронологические рамки рассматриваемого периода
Живопись перед первой мировой войной iconТема урока: "Первая мировая война на море"
Цель урока: Познакомить учащихся с Первой мировой войной на море на примере Английского и Балтийского флота
Живопись перед первой мировой войной iconВосприятие идей Ницше в России: основные этапы, тенденции, значение
Первой мировой войной. Однако и поныне идеи немецкого философа, ставшие неотъемлемой частью отечественного культурного контекста,...
Живопись перед первой мировой войной iconПодготовка Германии ко второй мировой войне и ее начало
Первой мировой войне. Национал-социализм был так же укреплен тем, что страны, победившие в Первой мировой войне, в 1034 – 39 годах...
Живопись перед первой мировой войной iconСуществовала до первой мировой войны. Существовала до первой мировой войны
Дальнейшее развитие рыночной системы сопровождалось ограничением роли золота как денежного товара. В годы войны Центральные банки...
Живопись перед первой мировой войной iconЦель исследования – выяснить причины появления беспризорности, провести профилактическую работу по вопросам беспризорности среди учащихся начальных классов. Объектом исследования
России – беспризорность, которую породила крайняя бедность. Н. Крупская утверждала, что всему виной «разрушение общественных связей,...
Живопись перед первой мировой войной iconПо своей сути начавшаяся 150 лет назад крымская кампания была первой в истории мировой войной
Это стало началом нового этапа в Крымской (восточной) войне, а по сути — войны Запада (в лице его крупнейших держав) против России....
Живопись перед первой мировой войной iconРоссия в Первой мировой войне
Россия в Первой мировой войне потому что интересуюсь этим периодом, поскольку он сильно повлиял на дальнейшую судьбу России. Первая...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы