Классификация политических режимов icon

Классификация политических режимов



НазваниеКлассификация политических режимов
Дата конвертации14.07.2012
Размер377,38 Kb.
ТипРеферат
Классификация политических режимов


БАКИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет международного права и международных отношений КУРСОВАЯ РАБОТА по теории государства и права студента I-го курса Алиева Фарида на тему: «Классификация политических режимов» Баку – 2001 П л а н:|Введение ||Глава 1. Понятие «политический режим». ||Глава 2. Классификация политических режимов: ||Демократический режим ||Авторитарный режим ||Тоталитарный режим ||Либеральный режим ||Другие режимы ||Глава 3. Политический режим Азербайджана ||Заключение ||Список литературы | Введение. Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Форма государствастала одной из актуальных тем теории государства и права, следовательно иклассификация политических режимов на данный момент представляет большойинтерес. Актуальность данной темы определяется практическими потребностямигосударства, так как форма государства во многом влияет на его содержание ифункции. В различных странах государственные формы имеют свои особенности,характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняютсяновым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с темформа существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки,что позволяет дать определение каждому элементу формы государства. Четкого соотношения между типом и формой государства нет. Из-заэтого, с одной стороны в пределах государства одного и того же типамогут встречаться различные формы организации и деятельностигосударственной власти, а с другой стороны государства различного типамогут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формыгосударства любого исторического периода определяется прежде всего уровнемзрелости общества и государственной жизни, целями и задачами, которыеставит перед собой то, или иное государство. Другими словами, категорияформы государства непосредственно зависит от его содержания и определяетсяим. Кроме того, серьезное влияние на форму государства оказываеткультурный уровень народа, его традиции, религия, национальные особенности,географические и природные условия и многие другие факторы. Специфику формыгосударства определяет также характер взаимоотношений государства и егоорганов с негосударственными организациями и объединениями, партиями,общественными движениями и другими организациями. Для характеристики формы государства имеет важное значение политическийрежим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способовгосударственного руководства), так и в широком понимании (уровеньгарантированности демократических прав и политических свобод личности,степень соответствия официальных конституционных и правовых формполитическим реалиям, характер отношения властных структур к правовымосновам государственной и общественной жизни). В этой характеристике формы государства отражаются внеправовые илиправовые способы осуществления власти, методы использования тюрем, и другихкарательных учреждений, диктаторские или демократические приемы воздействияна население, идеологическое давление, обеспечение или, наоборот, нарушениесвободы личности, защиты прав граждан, участия народа или не участие народав политической жизни, мера экономической свободы, отношение к тем или инымформам собственности и т. д. Какие виды политических режимов существуют? Их очень много, посколькуна ту или иную разновидность политического режима оказывает влияниемножество факторов Можно сказать, что каждое государство в той или иноймере имеет свой особенный политический режим, который отличается от режимовдругих государств. Политические режимы, а также их классификация представляет большойинтерес и имеют большой значение для теории государства и права. Вопросклассификации политических режимов имеет большое значение прихарактеристике государства и определения его формы. В своей работе я использовал различную юридическую литературу для того,чтобы дать как можно более полный ответ на поставленные данной темойвопросы. В первой главе я рассматриваю различные определения термина«политический режим», его связь в другими элементами формы государства, аименно с формой правления и формой государственного устройства. Во второй главе я уделяю внимание основному вопросу моей работы, аименно классификации политических режимов. Единого мнения по поводуклассификаций политических режимов нет, но я разделил эту главу условно напять частей, в которых рассматриваю демократический, либеральный,авторитарный, тоталитарный режимы, а также режимы которые встречаются режеи являются менее значительными, но которые также необходимо учитывать приклассификации политических режимов. Кроме того в этой главе я рассматриваюособенности тех или иных политических режимов и возможные трансформацииодних режимов в другие. В последней главе я рассматриваю политический режим Азербайджана. Всвязи с тем, что Азербайджан сейчас находится в процессе перехода от одногополитического режима к другому, большое значение имеет вопрос – в сторонукакого политического режима пойдёт наша страна. Хотелось бы чтоб это былдемократический режим, где «обеспечение прав и свобод человека и гражданина– высшая цель государства».[1] Глава I. Понятие политический режим. Термин «политический режим» появился в 1960-1970 гг. В юридическойлитературе отсутствует единый подход к пониманию термина «политическийрежим». «Учение о различии государств или о государственных формах являетсястоль же шатким и неустановленным, как и определение понятиягосударства».[2] Некоторые авторы считают, что политический режим является одним изэлементов формы государства. «Под формой государства понимаются организацияполитической власти в государстве, взятая в единстве ее трех основныхэлементов (или сторон) – формы правления, формы государственного устройстваи политического режима».[3] В. С. Петров вводит термин политический режим втриаду формы государства. Понимая так форму государства, он дает определение её трех элементов:«Форма правления – это организация верховной власти в государстве,характеризующаяся ее источником и принципами взаимоотношения органов властимежду собой и с населением. Форма государственного устройства – этоадминистративно- территориальная и национально-государственная организациявласти, характеризующаяся принципами взаимосвязи составных частейгосударства и их органов между собой и с государством в целом.Политический режим – это конкретное проявление государственной организации,выражающаяся в состоянии и характере демократии и политической свободы вобществе»[4]. Другие авторы политический режим к одному из элементов формыгосударства не относят. «Под формой государства понимается в широком смыслеобраз правления и государственное устройство, а в узком смысле – толькоформа правления».[5] Первая точка зрения стала ведущей в теории государства и права. Необходимо заметить, что при характеристике формы того, или иногогосударства, полный ответ можно дать лишь тогда, и только тогда, когда мырассматриваем форму государства учитывая все три элемента вместе, т.е.форму правления (организацию верховной государственной власти, источники еёобразования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой инаселением), форму государственного устройства (территориальную организациюгосударственной власти, соотношение государства как целого с его составнымичастями) и политичекий режим (методы и способы осуществлениягосударственной власти). Из этого следует то, что без рассмотренияполитического режима, нельзя до конца понять, форму того или иногогосударственного образования. «С формой государства тесно связан политический режим, значениекоторого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико.Например, изменение политического режима (даже если форма правления и формагосударственного устройства отстаются прежними) обычно приводит к резкомуизменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, чтополитический режим связан не только с формой организации власти, но и с еёсодержанием».[6] По определению Юридического Словаря политическим режимом называют «внауке конституционного права понятие, обозначающее систему приёмов,методов, форм, способов осуществления политической власти. Не существуетединой типологии политических режимов. Характер политического режиманикогда прямо не указывается в Конституциях государств (не считая весьмараспространенных указаний на демократический характер государства), однакопочти всегда самым непосредственным образом отражается на ихсодержании».[7] Исторические типы государств, как правило, не совпадали с типамиполитических режимов. Так в рамках одного и того же типа государства иодной и той же формы правления могли существовать разные политическиережимы. Например, Афинское и Римское государства в Древнем мире былирабовладельческими республиками, но по характеру политических режимовсущественно отличались друг от друга. «В отличие от рабовладельческойдемократии в Афинах, в Римской республике сочетались аристократические идемократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавшихпривилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев».[8] Платон создал целое учение о динамике государственной жизни и смене, всилу «испорченности человеческой натуры», её форм. Идеальное государство иего аристократическая форма, согласно этому учению, не вечны. Государствоможет деградировать и соответственно в этом же направлении изменять своюформу». По учению Платона, появление частной собственности ведёт к тимократии,т.е. к господству сильных воинов. Тимократия представляет собой крито-спартанский тип государства. Этот тип государства, может постепенно,превратиться в олигархию. Олигархия, основанная на имущественном цензе ивласти богатых, со временем может превратиться в демократию. Да, именнодемократию Платон считал одной из «испорченных» (!!!) форм государства. Инаконец, «демократия как власть народа и для народа, в силу опьяненияпоследнего свободой сверх меры в «неразбавленном виде» может вырождаться всвою противоположность – тиранию»[9]. Тирания – самая худшая формагосударства, при которой безраздельно господствует произвол, безправиешироких масс и насилие. Глава государства, тиран захватывает власть отимени народа и выступает как «ставленик народа». Античный философ Аристотель – ученик Платона, имел свои взгляды. Онделил государства «по двум критериям: по числу правящих лиц (один,немногие, большинство) и по целям (правильные государства, где властьпреследует цели общего блага граждан, и неправильные – личные выгоды».[10]Т.е. по тому, в чьих руках власть и по тому, как эта власть используется. В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которыенезначительно отличаются друг от друга. «О характере режима, существующегов той или иной стране, могут свидетельствовать разнообразные факторы.Однако наиболее важны из них следующие: - способы и порядок формирования органов государственной власти, - порядок распределения между различными государственными органами компетенции и характер их взаимоотношений, - степень гарантированности прав и свобод граждан, - роль права в жизни общества и решении государственных дел, - место и роль в государственном механизме армии, полиции, контрразведки, разведки и других аналогичных им структур, степень реального участия граждан и их объединений в государственной и общественно-политической жизни, в управлении государством, - основные способы разрешения возникающих в обществе социальных и политичеких конфликтов».[11] Таким образом, подводя итог, можно сформулировать следующиеопределение: политический режим – это методы осуществления политическойвласти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается врезультате взаимодействия и противоборства различных политических сил,функционирования всех политических институтов и характеризуетсядемократизмом или антидемократизмом. Глава II. Классификация политичеких режимов. Классификация политичеких режимов представляет собой большой интерес иимеет большое значение для теории государства и права. Политических режимов очень много, поскольку на ту или инуюразновидность политического режима оказывает влияние множество факторов,можно сказать, что каждое государство в той или иной мере имеет свойособенный политический режим, который отличается от политических режимовдругих государств. «Одна из достаточно простых, широко распространенных,классификаций политических режимов – деление их на демократические инедемократические политические режимы».[12] В свою очередь, и те и другиеподразделяются на различные виды и разновидности по большей или меньшейстепени демократизма. Таким образом, наиболее значительные из политическихрежимов следующие четыре: - демократический, - авторитарный, - тоталитарный, - либеральный. Именно эти четыре политических режима необходимо выделить в отдельныегруппы, т.к. они являются важными и представляют собой большое значение длятеории государства и права. Хотя тоталитарный политический режим считают крайней формойавторитарного, необходимо рассмотреть его как отдельный политический режим.Тоталитаризм явление особенное и важное, а поэтому и рассматривать егонеобходимо тщательно и отдельно от других режимов. Все политичекие режимы,в той или иной мере зависят друг от друга, т.к. в всегда возможнытрансформации одних режимов в другие. Демократический политический режим. Демократия («democratia») с греческого – народовластие.«Демократическая политическая система – это организация легальной,опирающейся на законы и подконтрольной обществу власти. Она работает наоснове понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и способнасодействовать реализации общих интересов».[13] «Упрощенное понимание демократии как власти народа не отражаетсовременное содержание этого термина. Дело также не столько в том, чтопрямая, непосредственная демократия повсеместно уступила местопредставительной демократии. А она явление новой истории, она есть продуктформационного перехода от докапиталистических форм общественного устройствак капиталистическим».[14] Демократический режим - это режим, основанный на признании принципаравенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством.Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы демократическоегосударство не ограничивается только их провозглашением, т.е. формальнымравенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав исвобод. В результате - широкие права и свободы становятся реальными, а нетолько формальными. В демократическом государстве народ является источником власти. И этостановится не просто декларацией, а фактическим положением дел.Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве,как правило, избираются, но меняются критерии избрания. Критерием избраниятого или иного человека в представительный орган являются его политическиевзгляды, профессионализм. Профессионализация власти - отличительный признакгосударства, в котором существует демократический политический режим. Воснове деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала,гуманизм. «Демократическое общество характеризуется развитием ассоциативныхсвязей на всех уровнях общественной жизни. При демократии существуетинституциональный и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народныедвижения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки, секции,общества, клубы объединяют людей по различным интересам и склонностям.Интеграционные процессы способствуют развитию государственности и свободыличности».[15] Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения, демонстрации,митинги, собрания становятся необходимыми атрибутами общественной жизни.Объединения граждан участвуют в управлении делами государства. Наряду сисполнительной властью на местах создается параллельная система прямогопредставительства. Общественные органы участвуют в выработке решений,советов, рекомендаций, а также осуществляют контроль за исполнительнойвластью. Таким образом, участие народа в управлении делами обществастановится поистине массовым и идет по двум линиям: выборы управленцев -профессионалов и прямое участи в решении общественных дел (самоуправление,саморегуляция), а также контроль за исполнительной властью. Демократическоеобщество характеризуется как бы совпадением объекта и субъекта управления. Управление в демократическом государстве производится по волебольшинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решенийосуществляется как путем голосования, так и с использованием методасогласования при принятии решений. На новый уровень поднимается система разграничения полномочий междуцентральными и местными органами. Центральная государственная власть беретна себя только те вопросы, от решения которых зависит существованиеобщества в целом, его жизнеспособность: экология, разделение труда вмировом сообществе, предотвращение конфликтов и т.д. Остальные вопросырешаются децентрализовано. В результате этого снимается вопрос оконцентрации, монополизации власти и необходимости ее нейтрализации. Нормативное регулирование приобретает качественно новый характер. Видеале, поскольку демократическое общество характеризуется достаточновысоким уровнем сознания и, кроме того, граждане сами принимают прямое инепосредственное участие в выработке решений, снимается вопрос о массовомприменении принуждения при неисполнении решений. Люди, как правило,добровольно подчиняют свои действия решению большинства. Разумеется, и демократический режим имеет свои проблемы: чрезмерноесоциальное расслоение общества, временами своеобразную диктатуру демократии(авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических условияхэтот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скатыванию канархии, охлократии, порой создает условие для существованияразрушительных, экстремистских, сепаратистских сил. Но все же социальнаяценность демократического режима намного выше его некоторых негативныхконкретно-исторических форм. Следует также иметь в виду, что демократический режим появляетсязачастую в тех государствах, где социальная борьба достигает высокогонакала и правящая элита, господствующие слои общества вынуждены идти науступки народу, другим социальным силам, соглашаться на компромиссы ворганизации и осуществлении государственной власти. Кроме того, демократический режим в устройстве государств становитсянаиболее адекватным тем новым проблемам, которые ставит перед человечествомсовременное состояние цивилизации с его глобальными проблемами,противоречиями, возможными кризисами. «Государство не только провозглашает, но и фактически обеспечивает,гарантирует общедемократические права и свободы, равный статус различныхформ собственности, гибкую социальную политику, защиту личности от всехпроявлений беззаконья и т.д.».[16] Таким образом можно заключить, что демократический режим обладаетследующими чертами: 1. Источником власти в государстве является народ. Он избирает властьи наделяет ее правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение.Законы страны защищают народ от произвола власти и власть от произволаотдельных людей. 2. Политическая власть носит легитимный характер и осуществляет своифункции в соответствии с принятыми законами. Основной принцип политическойжизни демократического общества — "гражданам разрешено все, что незапрещено законом, а представителям власти — только та деятельность,которая предусмотрена соответствующими подзаконными актами". 3. Для демократического режима характерно разделение властей (отделениедруг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти). Парламентнаделен исключительным правом издавать законы. Высшая исполнительная власть(президент, правительство) имеет право законодательной, бюджетной, кадровойинициативы. Высший судебный орган наделен правом определять соответствиеиздаваемых законов конституции страны. В условиях демократии три ветвивласти уравновешивают друг друга. 4. Демократический режим характеризуется правом народа влиять навыработку политических решений (путем одобрения или критики в средствахмассовой информации, демонстраций или лоббистской деятельности, участия впредвыборных кампаниях). Политическое участие народа в выработкепринимаемых решений гарантируется конституцией страны, а такжемеждународными правовыми нормами. 5. Важной характеристикой демократического политического режимаявляется политический плюрализм, предполагающий возможность образованиядвух- или многопартийной системы, конкуренция политических партий и ихвлияние на народ, существование на законных основаниях политическойоппозиции как в парламенте и вне его. 6. Демократический политический режим характеризуется высокой степеньюреализации прав человека. К ним относятся нормы, правила и принципывзаимоотношений государства и граждан. «Эффективность участия граждан в управлении государственными деламипредполагает высокий образовательный и культурный уровень населения,сформировавшееся критическое мышление, самодисциплину, устоявшиесяморальные начала и т.п.».[17] Из этого, можно заключить, что демократия неможет появиться сразу, как говориться «на ровном месте». Это сложныйпроцесс преобразований общества и государства. «В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированиемдемократического государства, следует рассматривать развитие исовершенствование законодательства, формирование новой по существу правовойсистемы».[18] Это также сложный процесс, для которого необходимо время. Авторитарный политический режим (авторитаризм). Одним из наиболее распрастранённых в истории типов политических режимовявляется авторитаризм. «Авторитаризм (от лат. auctoritas – власть) – система власти,характерная для антидемократических политических режимов. В зависимости отсочетания методов правления может варьироваться от умеренно-авторитарногорежима с формальным сохранением атрибутов демократии до классическойфашистской диктатуры. Крайняя форма авторитаризма – тоталитаризм».[19] Посвоим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение междутоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычноавтократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией —наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер,особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданскогообщества. В целом же авторитарной политической системе присущи следующиечерты: Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могутбыть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта,олигархическая группа и т.д.) Неограниченность власти, её неподконтрольность гражданам. При этом властьможет править с помощью законов, но она их принимает по своему усмотрению.«Народ в таких режимах фактически отстраняется от формированиягосударственной власти и контроля за её деятельностью».[20] Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может неприбегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широкихслоёв населения. Однако он обладает достаточной силой чтобы в случаенеобходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан кповиновению. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции иконкуренции. Присущее этому режиму определённое политико-институциональноеоднообразие не всегда результат законодательных запретов и противодействиясо стороны властей. Нередко оно объясняется неготовностью общества ксозданию политических организаций, отсутствием у населения потребности кэтому, как это было, например, в течение многих веков в монархическихгосударствах. При авторитаризме возможно существование ограниченного числапартий, профсоюзов и других организаций близких по духу, но при условии ихподконтрольности властям. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство илиограниченное вмешательство во внеполитические сферы и прежде всего вэкономику. Власть занимается главным образом вопросами собственнойбезопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя онаможет влиять и на стратегию развития, проводить достаточно активнуюсоциальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночногосаморегулирования. Рекрутирование политической элиты путём кооптации, назначения сверху, а неконкурентной электоральной борьбы. Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно определить какнеограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающихполитическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества вовнеполитических сферах. При авторитарной политической системе запрещаютсялишь определённые, главным образом политические формы деятельности, востальном же граждане обычно свободны. Авторитаризм вполне совместим суважением всех других, кроме политических, прав личности. В то же время вусловиях авторитаризма граждане не имеют каких-либо институциональныхгарантий своей безопасности и автономии (независимый суд, оппозиционныепартии и т.д.) Оппозиция при авторитаризме не допускается. В политической жизни могутучаствовать и несколько партий, однако все эти партии должныориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случаеони запрещаются, разгоняются. Оппозиционеры, как организации, так играждане, жестоко наказываются. Власть применяет к инакомыслящим законные инезаконные методы расправы. Личность в авторитарном государстве фактическине может пользоваться конституционными правами и свободами, даже если они ипровозглашаются формально, так как отсутствует механизм их реализации,гарантии. Она лишена также гарантий своей безопасности в еевзаимоотношениях с властью, поскольку власть не стесняет себя в применениипринуждения. Провозглашается полный приоритет интересов государства надличностью, а права личности игнорируются. Авторитарная власть осознает, чтодоверие народа - великая сила, и поэтому она культивирует фанатизм в массахпо отношению к себе, используя демагогию и, превращая население в простойобъект манипуляций. В настоящее время авторитарные режимы отнюдь нередкость и встречаются во многих странах. Авторитарному режиму противостоитдемократический режим, прежде всего наиболее современная форма последнего -либерально-демократический режим. «Авторитарные режимы утверждаются в условиях кризисных ситуаций или наоснове не развитой политической и социальной структур общества. Возможностьвозникновения авторитарного режима в переходном периоде от тоталитаризма кдемократии заложена в психологической реакции людей на кризисную ситуацию,в стремлении к социальной упорядоченности, надежности, предсказуемости. Онимогут решать прогрессивные задачи, связанные с выходом страны из кризиса.Так, до второй мировой войны, во время кризиса в некоторых странах ЗападнойЕвропы парламентский демократический режим оказался неспособным решатьнапряженные социальные конфликты. В этих условиях возникли авторитарныесистемы, переросшие даже в фашизм. Авторитаризм был желаемым режимом ипосле второй мировой войны под влиянием существовавших острых экономическихи социальных противоречий».[21] Авторитарные политические системы очень разнообразны. Это монархии,деспотические диктаторские режимы, военные хунты, популистские системыправления и др. Авторитарные правительства могут добиваться признания нетолько силой, с помощью массового истребления но и более гуманнымисредствами. На протяжении тысячелетий они опирались главным образом натрадиционный и харизматический способы легитимации. В XX в. в целяхлегитимации широко используется националистическая идеология. Большинствоавторитарных режимов в Азии, Африке и Латинской Америке оправдывали своёсуществование необходимостью национального освобождения и возрождения. В последние десятилетия авторитарные политические системы очень частоиспользуют некоторые демократические институты — выборы, плебисциты и т.п.— для предания себе респектабельности в глазах международного сообщества исобственных граждан, уклонения от международных санкций. Так, например,неконкурентные или полуконкурентные выборы использовались авторитарными илиполуавторитарными режимами в Мексике, Бразилии, Южной Корее и Казахстане имногих других государствах. Отличительной чертой таких выборов являетсяограниченная или лишь видимая конкурентность (когда все кандидаты угоднывластям) конкурентность, полная или частичная контролируемость властями ихофициальных итогов. При этом у властей существует много способов обеспечитьсебе формальную победу: монополия на средства массовой информации,отсеивание неугодных лиц ещё на стадии выдвижения кандидатов, прямаяфальсификация бюллетеней или результатов голосования и т.п. Авторитаризм иногда определяют как способ правления с ограниченнымплюрализмом. Он вполне совместим с экономическим, социальным, культурным,религиозным, а частично и с идеологическим плюрализмом. Его воздействие наобщественное развитие имеет как слабые, так и сильные стороны. К числуслабых относится полная зависимость политики от позиции главы государстваили группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностейпредотвращения политических авантюр или произвола, ограниченностьинститутов артикуляции, политического выражения общественных интересов. В то же время авторитарная политическая система имеет и своидостоинства, которые особенно ощутимы в экстремальных ситуациях.Авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечиватьполитическую стабильность и общественный порядок, мобилизироватьобщественные ресурсы на решение определённых задач, преодолеватьсопротивление политических противников. Всё это делает её достаточноэффективным средством проведения радикальных общественных реформ. Демократически ориентирующиеся авторитарные режимы не долговечны. Ихреальной перспективой является более устойчивый в современных условиях типполитической системы — демократия. Таким образом, подводя итог хотелось бы ещё раз отметить, что дляавторитаризма характерно: - Автократизм. - Неограниченность власти. - Опора на силу. - Монополизация власти и политики. - Отказ от тотального контроля. - Рекрутирование политической элитыАвторитаризм имеет сильные и слабые стороны.К сильным относят: - сравнительно высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, - мобилизировать общественные ресурсы на решение определённых задач, - преодолевать сопротивление политических противников.Т.е. авторитаризм — эффективное средство проведения радикальныхобщественных реформ.К слабым относят: - ограниченность институтов политического выражения общественных интересов. - полную зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, - отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола. Тоталитарный политический режим (тоталитаризм). «Тоталитаризм (от лат. totalis – весь, целый, полный) – один из видовполитичесих режимов, характеризующийся полным (тотальным) контролемгосударства над всеми сферами жизни общества».[22] «Первые тоталитарные режимы были сформированы после первой мировойвойны в странах, относившихся ко «второму эшелону индустриальногоразвития». Крайне тоталитарными государствами были Италия и Германия.Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным наиндустриальной стадии развития человечества, когда технически сталивозможными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальноеуправление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономическихкризисов».[23] Не следует рассматривать данный термин лишь как негативно оценочный.Это научное понятие, требующее соответствующего теоретического определения.Первоначально понятие «тотальное государство» имело вполне позитивноезначение. Оно обозначало самоорганизующееся государство, тождественное снацией, государство, где ликвидируется разрыв между политическим иобщественно-политическим факторами. Нынешняя интерпретация понятия впервыепредложена для характеристики фашизма. Затем она была распространена насоветскую и родственные ей модели государства. В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайнимцентрализмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху,при котором инициатива фактически отнюдь не поощряется, а строгонаказывается. Местные органы власти и управления становятся простымипередатчиками команд. Особенности регионов (экономические, национальные,культурные, социально-бытовые, религиозные и др.), как правило, неучитываются. «Идейные истоки, отдельные черты тоталитаризма уходят своими корнями вдревность. Изначально его трактовали как принцип построения целостногоедино действующего общества. В VII-IV вв. до н. э. теоретикирационализации китайской политико-правовой мысли (легисты) Цзы Чань, ШанЯн, Хань Фэй и другие, отвергая конфуцианство, выступали с обоснованиемдоктрины сильного, централизованного государства, регулирующего все стороныобщественной и частной жизни. В том числе за наделение административногоаппарата экономическими функциями, установления круговой поруки срединаселения и чиновничества (наряду с принципом ответственности чиновника засвои дела), систематический контроль государства за поведением иумонастроением граждан и т.п. При этом государственный контроль имирассматривался в виде постоянной борьбы правителя с подданными. Центральноеместо в программе легистов занимало стремление к укреплению государствапутём развития земледелия, построения сильной армии, способной расширятьграници страны, и оглупления народа».[24] Близким к легистам Китая тип тоталитарного государственного режимапредложил Платон. «В диалоге «Государство» содержится знаменитый проект«идеального общественного строя», основанного на принципах коллективнойсобственности правящих сословий. В его более поздних диалогах («Полития»,«Законы») нарисована социально-экономическая характеристика второго, болеесовершенного и отличного от Афинского общества, изображенного в«Государстве». Свое второе по достоинству государство Платон наделил такимичертами: безусловное подчинение всех граждан и каждого индивидуума вотдельности государству; государственная собственность на землю, жилые домаи культурные строения, которыми пользовались граждане на правах владения, ане частной собственности; насаждения коллективистских начал и единомыслияв быту; государственное регламентирование законами воспитания детей; единаядля всех сограждан религия, политическое и правовое равноправие женщин смужчинами, исключая занятие должностей в высших органах власти».[25] Платоновский закон запрещал лицам до 40 лет выезжать по частнымвопросам за пределы государства и ограничивал въезд иностранцев;предусматривал очищение общества от неугодных лиц с помощью смертной казниили изгнания из страны. Платоновская модель государственного режима для большинства современныхстран неприемлема. Понятие тоталитарного режима было разработано в творчестве ряданемецких мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше некоторых другихавторов. И тем не менее как законченное, оформленное политическое явлениетоталитаризм вызрел в первой половине XX в. Таким образом, можно сказать, что тоталитарный режим являетсяпорождением ХХ в. Политическое значение ему впервые придали руководители идеологифашистского движения в Италии. В 1925 году Бенито Муссолини был первым, ктопустил в оборот термин «тоталитаризм» для характеристики итало-фашистскогорежима. «Западная концепция тоталитаризма, в том числе и направления егокритиков, складывалось на основе анализа и обобщения режимов фашистскойИталии, нацистской Германии, франкистской Испании и в СССР в годысталинизма. После первой мировой войны предметом дополнительного изученияполитических режимов стали Китай, страны Центральной и Юго-ВосточнойЕвропы».[26] Это далеко не полный перечень свидетельствует о том, что тоталитарныережимы могут возникать на различной социально-экономической базе и вмногообразных культурно-идеологических средах. Они могут быть следствиемвоенных поражений или революций, появляться в результате внутреннихпротиворечий или быть навязанными извне. Хотя тоталитаризм называют крайней формой авторитаризма, существуютпризнаки, которые характерны в особенности только тоталитаризму иотличающих все тоталитарные государственные режимы от авторитаризма идемократии. Я считаю наиболее важными следующие признаки: - всеобщая государственная идеология, - монополия государства на средства массовой информации, - монополия государства на все средства вооружения, - жестко централизованный контроль над экономикой, - одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером, то есть исключительно одаренным и наделенным особым даром, - особо организованная система насилия, как специфического средства контроля в обществе; Отдельные из приведенных признаков того или другого тоталитарногогосударственного режима сложились, как уже отмечалось, еще в глубокойдревности. Но большинство их не могло окончательно сформироваться вдоиндустриальном обществе. Лишь в XX в. они приобрели качества всеобщегохарактера и в совокупности давали возможность пришедшим к власти диктаторамв Италии 20-х годов, в Германии и Советском Союзе 30-х годов превращатьполитические режимы власти в тоталитарные. Существенные признаки тоталитаризма выявляются при сравнении его савторитарным режимом. Не может служить достаточным критериемоднопартийность, поскольку она встречается и при авторитаризме. Сутьразличий прежде всего – в отношениях государства с обществом. Если приавторитаризме сохраняется определенная автономность общества по отношению кгосударству, то в условиях тоталитаризма она игнорируется, отвергается.Государство стремится к глобальному господству над всеми сферамиобщественной жизни. Устраняется из социально-политической жизни плюрализм.Насильственно демонстрируются социально-классовые барьеры. Властьпретендует представлять некий всеобщий «сверхинтерес» населения, в которомисчезают, обезличиваются социально-групповые, классовые, этнические,профессиональные и региональные интересы. Утверждается тотальноеотчуждение индивида от власти. Следовательно, тоталитаризм принудительным образом снимает проблемы:гражданское общество – государство, народ – политическая власть.«Государство полностью идентифицирует себя с обществом, лишая его своихсоциальных функций саморегуляции и саморазвития»[27]. Отсюда особенностиорганизации тоталитарной системы государственной власти: - глобальная централизация публичной власти во главе с диктатором; - господство репрессивных аппаратов; - упразднение представительных органов власти; - монополия правящей партии и интеграция ее и всех других общественно-политических организаций непосредственно в систему государственной власти. «Легитимация власти основывается на прямом насилии, государственнойидеологии и личной приверженности граждан вождю, политическому лидеру(харизме). Правда и свобода личности фактически отсутствуют. Весьма важнымпризнаком тоталитаризма является его социальная база и обусловленная еюспецифика властвующих элит. По мнению многих исследователей марксистской ииных ориентаций тоталитарные режимы возникают на базе антагонизма среднихклассов и даже широких масс по отношению к господствующей ранееолигархии».[28] Центром тоталитарной системы является вождь. Его фактическое положениесакрализируется. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым,неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к немупресекается. Обычно на эту роль выдвигаются харизматические личности. В соответствии с установками тоталитарных режимов все граждане призваныбыли выражать поддержку официальной государственной идеологии, тратитьвремя на ее изучение. Инакомыслие и выход научной мысли официальнойидеологии преследовались. Особую роль при тоталитарном режиме играет его политическая партия.Только одна партия имеет пожизненный статус правящей, выступает либо вединственном числе, либо «возглавляет» блок партий или иных политическихсил, существование которых разрешено режимом. Такая партия, как правило,создается до возникновения самого режима и играет решающую роль в егоустановлении – тем, что однажды приходит к власти. При этом приход ее квласти происходит не обязательно насильственными мерами. Например, нацистыв Германии оказались у власти вполне парламентским путем, после назначенияих лидера А. Гитлера на пост рейхсканцлера. Придя к власти, такая партиястановится государственной партией. Правящая партия объявляется ведущейсилой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы.Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляютсяантинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжиганиесоциальной вражды. Правящая партия захватывает бразды государственногоуправления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов.В результате этого становится массовым явлением одновременное занятиепартийной и государственной должности, а там, где этого не происходит,государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц,занимающих партийные посты. Специфическими чертами тоталитарного режима является организованныйтеррор и тотальный контроль, применяемые для обеспечения приверженностимасс партийной идеологии. Аппарат тайной полиции и служб безопасности спомощью крайних методов воздействия вынуждает общество жить в состояниистраха. В таких государствах конституционные гарантии либо не существовали,либо нарушались, вследствие чего становились возможными тайные аресты,содержание людей под стражей без предъявления обвинения и применения пыток.Кроме того, тоталитарный режим поощряет и широко используетдоносительство, сдабривая его «великой идеей», например борьбой с врагаминарода. Поиск и мнимые происки врагов становятся условием существованиятоталитарного режима. Именно на «врагов», «вредителей» списываются ошибки,экономические беды, обнищание населения. Такими органами были НКВД в СССР,Гестапо в Германии. На такие органы не распространялись никакие правовые исудебные ограничения. Для достижения целей эти органы могли делать всё, чтоугодно. Действия их направлялись властью не только против отдельныхграждан, но и против целых народов и классов. Массовое истребление целыхгрупп населения во времена Гитлера и Сталина показывает огромную властьгосударства и беспомощность рядовых граждан. Кроме того, для тоталитарных режимов важным признаком являетсямонополия власти на информацию, полный контроль за СМИ. Жесткий централизованный контроль над экономикой – важная чертатоталитарного режима. Здесь контроль служит двоякой цели. Во-первых,возможность распоряжаться производительными силами общества создаетнеобходимую политическому режиму материальную базу и опору, без которойтоталитарный контроль в остальных сферах вряд ли возможен. Во-вторых,централизованная экономика служит в качестве средства политическогоуправления. Например, люди насильно могут быть перемещены для работы в теобласти народного хозяйства, где не хватает рабочей силы. Милитаризация - также одна из основных характеристик тоталитарногорежима. Идея о военной опасности, об “осажденной крепости” становитсянеобходимой, во-первых, для сплочения общества, для построения его попринципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути иагрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ от егобедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящейэлите, решить геополитические проблемы военным путем. Агрессия притоталитарном режиме может питаться и идеей мирового господства, мировойреволюции. Военно-промышленный комплекс, армия - основные опорытоталитаризма. Леворадикальные политические режимы для повышения производительноститруда в экономике использовали различные программы, побуждающие работниковк интенсивному труду. Советские пятилетки и экономические преобразования вКитае являются примерами мобилизации трудовых усилий народов этих стран, иих результаты нельзя отрицать. «Праворадикальные тоталитарные режимы в Италии и Германии решали задачитотального контроля над экономикой и другими сферами жизни разнымиметодами. В гитлеровской Германии и фашистской Италии не прибегали кнационализации всей экономики, но вводили свои действенные способы и формыпартийно-государственного контроля над частным и акционерным бизнесом,равно как и над профсоюзами и над духовной сферой производства».[29] Праворадикальные тоталитарные режимы с правым уклоном появились впервыев промышленно развитых странах, но с относительно неразвитымидемократическими традициями. Итальянский фашизм строил свою модель обществана корпоративно-государственной основе, а германский национал-социализм –на рассово-этнической. Праворадикальный тоталитаризм ставит своей целью укрепить в либеральномобществе существующий порядок без коренной его ломки, посредствомвозвеличивания роли государства, упразднения отдельных общественныхинститутов и элементов, подобно тому как Гитлер прилагал все усилия, чтобыуничтожить коммунистов, социал-демократов и проживавших на территорииГермании евреев, цыган; создать некое новое «чистое» общество. Разновидностью тоталитаризма являются режимы, где осуществляется “культличности”, культ вождя - непогрешимого, мудрого заботливого. На деле жеоказывается, что это лишь форма правления, в которой реализуютсявластолюбивые, порой патологические амбиции тех или иных политическихлидеров. Государство при тоталитаризме берет как бы на себя заботу о каждомчлене общества. Члены общества полагают, что обеспечивать их поддерживать,защищать во всех случаях должно государство, особенно в сферездравоохранения, образования, жилищной сфере. Однако социальная цена за такой способ осуществления власти со временемвсе возрастает (войны, разрушение мотивации к труду, принудительность,террор, демографические и экологические потери, а также другие проблемы),что приводит в конечном счете к сознанию вредности тоталитарного режима,необходимости его ликвидации. Тогда начинается эволюция тоталитарногорежима. Темпы и формы этой эволюции (вплоть до разрушения) зависят отсоциально-экономических сдвигов и соответствующего этому возрастания людей,политической борьбы, а также других факторов. Обстановка в мировом сообществе конца XX века свидетельствует, чтоантидемократические режимы исторически и политически изжили себя. Мирдолжен преходить к демократии, как к более необходимому политическомурежиму. В XX веке уже был пример, когда противоречия двух тоталитарныхрежимов привели к войне. Либеральный политический режим. Либеральный режим существует во многих странах. Его значение такого,что некоторые ученые полагают, что либеральный режим - это собственно нережим осуществления власти, а условие существования самой цивилизации наопределенном этапе ее развития, даже финальный итог, которым изаканчивается вся эволюция политической организации общества, наиболееэффективная форма такой организации. Но с последним утверждением трудносогласиться, так как в настоящее время идет эволюция политических режимов идаже такой ее формы, как либерально-демократический режим. Новые тенденциив развитии цивилизации, стремление человека уйти от экологических, ядерныхи иных катастроф порождают новые формы определения государственной власти,например, все возрастает роль ООН, появляются международные силы быстрогореагирования, растут противоречия между правами человека и наций, народов ит.п. В теории государства и права либеральными называются также политическиеметоды и способы осуществления власти, которые основаны на системе наиболеедемократических и гуманистических принципов. Эти принципы прежде всего характеризуют экономическую сферувзаимоотношений личности и государства. При либеральном режиме в этой сферечеловек обладает собственностью, правами и свободами, экономическисамостоятелен и на этой основе становится политически самостоятельным. Вотношении личности и государства приоритет сохраняется за личностью и т.п. «Либеральный режим отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляяего коллективистским началам в организации политической и экономическойжизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут в конечном счете ктоталитарным формам правления. Либеральный режим обусловливается, преждевсего, потребностями товарно-денежной, рыночной организации экономики.Рынок требует равноправных, свободных, независимых партнеров. Либеральноегосударство и провозглашает формальное равенство всех граждан. Влиберальном обществе провозглашается свобода слова, мнений, формсобственности, дается простор частной инициативе. Права и свободы личностине только закрепляются в конституции, но и становятся осуществимыми напрактике».[30] При либерализме государственная власть формируется путем выборов, исходкоторых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностейтех или иных партий, необходимых для проведения избирательных кампаний.Осуществление государственного управления производится на основе принципаразделения властей. Система “сдержек и противовесов” способствуетуменьшению возможностей для злоупотребления властью. Государственныерешения принимаются большинством голосом. В государственном управлении используется децентрализация: центральнаявласть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решитьместная власть. Разумеется, не следует апологизировать либеральный режим, так как и онимеет свои проблемы, главные среди них - социальная защита некоторыхкатегорий граждан, расслоение общества, фактическое неравенство стартовыхвозможностей и т.п. Использование этого режима наиболее эффективностановится возможным только в обществе, отличающимся высоким уровнемэкономического и социального развития. Население должно обладать достаточновысоким политическим, интеллектуальным и нравственным сознанием, правовойкультурой. Вместе с тем следует отметить, что либерализм на сегодняшнийдень является наиболее привлекательным и желанным политическим режимом длямногих государств. Либеральный режим может существовать только надемократической основе, он вырастает из собственно демократического режима. Кроме 4-х вышеперечисленных политических режимов (демократический,авторитарный, тоталитарный, либеральный), существует ещё много другихрежимов, которые являются разновидностями этих 4-х режимов. Например, с древности известны деспотические и тиранические режимы. Ихотносят к разновидностям авторитарного режима. Фашистский режимпредставляет одну из крайних форм тоталитаризма. Кроме того, существуютпереходные и чрезвычайные режимы, которые, как правило, носят временныйхарактер. . Деспотический режим (despotia - в переводе с греч. неограниченнаявласть). Этот режим характерен для монархической формы правления, а именнодля абсолютистской монархии, когда власть осуществляется исключительноодним лицом, становящимся деспотом. Деспотии возникли в древности ихарактеризовались крайним произволом в управлении (власть осуществляласьподчас болезненно властолюбивыми лицами), полным бесправием и подчинениемдеспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал вуправлении. Для многих государств азиатского способа производства с ихобщественной, государственной собственностью, принуждением к труду, жесткойрегламентацией труда, распределением его результатов, завоевательными,имперскими тенденциями деспотический режим становился типичной формойосуществления власти. В деспотическом государстве доминируют карательная,жесткая налоговая политика по отношению к народу. При деспотии осуществляется жесткое подавление любой самостоятельности,недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. Санкции,применяемые при этом, потрясают воображение своей суровостью, причем, какправило, они не соответствуют содеянному, а определяются произвольно.Жесткое подавление применяется весьма широко. Психологические основы деспотии также своеобразны: страх пронизываетвсе поры в государстве. Деспотия держится на страхе. Характеризуя деспотию,Монтескье пишет о том, что все должны чувствовать ежеминутно вечно поднятуюдлань государя. “Если государь хотя бы на мгновение опусти угрожающую руку,если он не может без промедления уничтожить лиц, занимающих первые места вгосударстве, то все пропало, так как страх - единственное начало этогообраза правления - исчез, и у народа нет более защитника”. Деспотический режим встречался в основном в странах Средиземноморья, наБлижнем Востоке, в странах Азии, Африки, Южной Америке, словом, вгосударствах азиатского способа производства, рабовладельческих обществах,некоторых феодальных странах. Он характерен для ранних этапов развитиячеловеческого общества, государственности. Однако этот режим возникал иможет возникать и в некоторых современных государствах в силу историческогосвоеобразия их развития, личностных характеристик их политических лидеров,монархов, способов борьбы за власть и ее осуществление или подавлениепротивников режима и т. д. Тиранический режим. Тиранический режим - также основан на единоличномправлении. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчасустанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещениемзаконной власти, с помощью государственного переворота. Она также лишенаправовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре игеноциде. Следует учесть, что понятие “тирания” имеет эмоциональную иполитико-правовую оценку. Когда речь идет о тирании как политическомрежиме, используется именно оценка тех жестких способов, с помощью которыхтиран осуществляет захватническую или государственную власть. В этомсмысле власть тирана, как правило, является жесткой. Стремясь подавитьсопротивление в зародыше, тиранический режим осуществляет казни не толькоза выраженное неповиновение, но часто за обнаруженный умысел на этот счет.Кроме того, захватчики широко используют и превентивное принуждение длятого, чтобы посеять страх среди населения. Овладение территорией инаселением другой страны обычно связано не только с физическим и моральнымнасилием над людьми, но и над теми обычаями, которые существуют у народа.Тиранические режимы можно наблюдать в полисах Древней Греции, в некоторыхсредневековых городах-государствах. «Тирания как и деспотия, основана на произволе. Однако если в деспотиипроизвол и самовластие обрушиваются прежде всего на высших должностныхлиц, то при тирании им подвержен каждый человек. Законы не действуют,поскольку тираническая власть в большинстве своем не стремится ихсоздать».[31] Фашизм (итал. fascismo, от fascio – пучок, объединение). «Фашистскийрежим представляет одну из крайних форм тоталитаризма, прежде всегохарактеризуемой националистической идеологией, представлениями опревосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы господ ит. д.), крайней агрессивностью».[32] Фашизм, как правило, основывается на националистической, расисткойдемагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии. Цельюфашистского государства объявляется охрана национальной общности, решениегеополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Главная посылкафашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью,судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальности расеони принадлежат. Одна нация, раса при этом объявляется высшей, основной,ведущей в государстве, в мировом сообществе, а посему достойной лучшихжизненных условий. Другие нации или расы, если и могут существовать, товсего лишь как неполноценные нации, расы, они в конечном счете должныуничтожаться. Поэтому фашистский политический режим - это, как правило,человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиямпрежде всего своего народа. Но фашистские режимы возникают в определенныхисторических условиях, при социальных расстройствах общества, обнищаниимасс. В их основе лежат определенные общественно-политические движения, вкоторые внедряются националистические идеи, популистские лозунги,геополитические интересы и т. п. Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность кразвязыванию войн и, наконец, военная экспансия определенным образомотличают фашизм от иных форм тоталитаризма Для фашистского режима характерны опора на шовинистические кругикрупного капитала, слияние государственного аппарата с монополиями, военно-бюрократический централизм, который ведет к упадку роли центральных иместных представительных учреждений, рост дискреционных полномочийисполнительных органов государственной власти, сращивание партий ипрофсоюзов с государственным аппаратом. При фашизме происходит разрушениеобщечеловеческих ценностей, растет произвол, упрощаются карательныепроцедуры, ожесточаются санкции и вводятся превентивные меры, разрушаютсяправа и свободы личности, увеличивается число деяний, признаваемыхпреступными. Государство при фашизме неимоверно расширяет свои функции иустанавливает контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни.Уничтожаются, либо сводятся на нет конституционные права и свободы граждан.В отношении других прав граждан часто допускаются нарушения со сторонывластей и открыто демонстрируется пренебрежение к правам личности, впротивовес им подчеркиваются государственные приоритеты, основанные на“великой”, “исторической” национальной идее. Противопоставление интересовгосударства и гражданина решается в пользу государственных интересов,зачастую ложно принятых и провозглашенных. Фашизм питаетсянационалистическими, шовинистическими предрассудками, заблуждениями. Ониспользует сохраняющиеся национальные структуры в обществе для достижениясвоих целей, для натравливания одних наций на другие. Фашистское право -это право неравенства людей прежде всего по критерию их национальнойпринадлежности. «В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует.Однако всплески фашистской идеологии можно увидеть во многих странах.Фашистские идеологи при поддержке шовинистических, люмпенизированных слоевнаселения активно борются за овладение государственным аппаратом либо, покрайней мере, за участие в его работе».[33] Переходные режимы. Переходные режимы формируются в результате победырадикальных оппозиционных сил, могут существовать десятилетиями иотличаются либо демократической, либо авторитарной направленностью. Срединих своей спецификой выделяются военные режимы, устанавливаемые врезультате военных переворотов. При этих режимах вся власть в центре и наместах принадлежит военным и назначаемым ими чиновникам. Чрезвычайные государственно-правовые режимы устанавливаются припопытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийныхбедствиях, экологических и иных катастрофах, угрожающих жизни ибезопасности граждан, нормальному функционированию государственныхинститутов. Они могут распространяться как на всю территорию государства,так и на его отдельные регионы.Введение режима чрезвычайного положения связано с запрещением митингов,шествий, демонстраций, ограничением свободы печати и других средствмассовой информации, приостановлением деятельности некоторых политическихпартий, передвижения транспортных средств, установлением комендантскогочаса и .т.д. «Решение о введении особого режима принимается высшимипредставительными органами государственной власти либо высшими должностнымилицами в немедленным уведомлением представительных органов».[34] Глава III. Политический режим Азербайджана. В этой главе будет рассмотрен политический режим АзербайджанскойРеспублики. Этот вопрос является актуальным и представляет собой большойинтерес. «Развитие общественных и политических систем на огромном постсоветскомпространстве сегодня привлекает внимание многих ученых и политологов. Новыенезависимые государства на евро-азиатском пространстве принято считатьпереходными системами «от тоталитаризма к демократии».[35] Необходимодобавить, что в некоторых странах: «через стадию авторитаризма». Как уже говорилос




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Классификация политических режимов iconСущность и классификация политических режимов

Классификация политических режимов iconХарактеристика политических режимов
Характерные черты тоталитарных режимов. Особенности авторитарных политических систем. Авторитаризм и демократия
Классификация политических режимов iconПрограмма дисциплины «Трансформации политических режимов в современном мире» Для направления 030200. 62 «Политология»
«Мировая политика и международные отношения». В особенности, курс «Трансформация политических режимов в современном мире» подкрепляется...
Классификация политических режимов iconПрограмма дисциплины «Трансформации политических режимов в современном мире» Для направления 030200. 68 «Политология»
«Мировая политика и международные отношения». В особенности, курс «Трансформация политических режимов в современном мире» подкрепляется...
Классификация политических режимов iconРеферат по дисциплине "Политология" "Сущность и классификация политических режимов"
Охватывают также принципы взаимоотношений государства и человека, гражданина
Классификация политических режимов iconПолитический режим. Типология политических режимов реферат по политологии политический режим. Типология политических режимов. Студента 2-го курса очного отделения олейника ильивалерьевича петрозаводск 1997 оглавление1

Классификация политических режимов iconИстории известно огромное множество политических систем и лежащих в их основе политических систем и лежащих в их основе политических режимов, выработанных различными эпохами, народами и культурами
Истории известно огромное множество политических систем и лежащих в их основе политических систем и лежащих в их основе политических...
Классификация политических режимов iconВиды политических режимов

Классификация политических режимов iconХарактеристика политических режимов

Классификация политических режимов iconТипология политических режимов

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы