Экономическая роль и функции государства в современной и смешанной экономике icon

Экономическая роль и функции государства в современной и смешанной экономике



НазваниеЭкономическая роль и функции государства в современной и смешанной экономике
Дата конвертации14.07.2012
Размер100,45 Kb.
ТипРеферат
Экономическая роль и функции государства в современной и смешанной экономике


Государственный университет Высшая Школа Экономики Нижегородский филиал Кафедра финансы и кредит Контрольная работа по дисциплине Экономика РоссииВыполнил:Группа 01-2ВэкТема 2. Экономическая роль и функции государства в современной и смешаннойэкономике Нижний Новгород 2002 год Введение Рынок и Власть… - на этой комбинации небезразличный взгляд сразуспотыкается о противоречие. Рынок олицетворяет собой «свободу», власть –«принуждение». Всего лишь Закон единства и борьбы противоположенностейскажет критик. Ну, хорошо, а чего же достиг человеческий «гений –парадоксов друг» и чего продемонстрировала, мягко говоря, не всегдаотягощенная «социальным благополучием», политическая элита? А вот этотвопрос никогда не оставит равнодушным не только критика, но даже самогопоследнего циника. История государства и эволюции экономической мысли – неисчерпаемыйисточник материала для анализа всех «за» и «против» различных аспектоввзаимодействия государства и экономики, попытка чего и сделана в первойчасти настоящей работы. Но прекрасное знание истории целесообразнопостольку, поскольку, если и не мотивирует “homo ecoonomics” – гражданина кактивной социальной позиции, то хотя бы позволяет ему понимать происходящееи адекватно реагировать. Попытке распознать и истолковать некоторыеисторические закономерности в окружающей российской современности,посвящена вторая часть данной работы. Масштаб настоящей работы не позволяет автору претендовать более менееглубокое обоснование и полноту отражения всего многообразия экономическихаспектов государственных проявлений, но вполне достаточен для обозначениянекоторых современных направлений могущих впоследствии сыграть какположительную так и отрицательную роль и поэтому заслуживающих самогопристального внимания вдумчивой публики. 1. Историческая справка Что такое общество, экономика, государство, власть? Различныепроявления содержания этих понятий так неизбежно и навязчиво окружаетлюбого из нас, иногда заставляет заняться поиском одиночества. Именно экономические причины, а именно развитие техники и отношение ктруду, лежат в основе развития и происхождения общества. Власть же имеетпсихологические корни и представляется самым ярким социальным атрибутом,наиболее широко представленным в сфере политической тем, что мы называем«государство». Таким образом, очевидно, что государство организуя общество,не только не могло игнорировать экономические реалии, а именно самим своимзарождением нацеливалось на решение экономических задач – как одних изглавных. Какова же экономическая миссия государства? Без сомнения этоэкономическая и социальная СТАБИЛЬНОСТЬ. Только в условиях стабильностивозможны любые более менее обоснованные как экономический расчет, так иэкономическая интуиция. Именно стабильность порождает то социальноедоверие, которое придает смысл и содержание общественным экономическиминститутам. Какие же экономические задачи возлагались на государство? Имущество разного рода составляло и составляет фундамент, любогоэкономического потенциала. Начиная с древнейших времён, имущество служило ислужит как человеку, так и государству универсальным средством достижениявсевозможных собственных целей. Поэтому отношения, связанные ссобственностью, всегда нуждались в особенно сильной защите со стороныгосударства и права. Так, Н. Макиавелли, рассуждая как государю избежатьненависти и презрения, ограничение свободы считает делом незначительным, идаже допускает кровопролитие, подводя под это достаточные основания, “нобольше всего” - предостерегает этот мудрый политик, “надо воздерживаться отчужого имущества, потому что люди забудут скорее смерть отца, чем потерюимущества”. Кроме важнейшей, но пассивной задачи защиты (а также обращения)собственности, государство постепенно осваивало и другие уже активные(регулятивные) функции которые по замыслу экономистов и политиков служилиобщественной пользе. Очевидно, что именно организация эффективного обмена результатамитруда лежит в основе успеха любой экономической системы. Ведь именностепень эффективности обмена, отражая совершенство товарных рынков,предопределяет полноту занятости и оптимальность распределения ресурсов,возможности экономии за счет масштаба, стабильность экономики и, в конечномсчете, экономический рост и благосостояние общества в целом. Неизбежность и актуальность организации товарного обмена историческипредопределили появление такой категории как «деньги». Деньги, после ихпоявления «обросли» целым «веером» прочих функций и были взяты государством«на вооружение» основывая денежно-кредитную функцию. Государство постепенно обрастало прочими «активными» экономическимифункциями. Основными стали бюджетно-налоговая, антимонопольная,государственного предпринимательства, а также в сфере социальногострахования. Какова оптимальные степень и характер государственного регулирования вэкономике? Именно этот вопрос, отражая собой, противоречие свобода-принуждение пронизывал эволюция экономической мысли, сопровождавшейисторическое развитие. Меркантилисты 17 века - пионеры нормативной экономической теории -писали о том, что только детальное руководство со стороны правительстваспособно обеспечить порядок в хозяйственной сфере. Они видели вгосударственном руководстве средство, обеспечивающее социальнуюсправедливость. В 18 веке Рынок и Свобода отбросили заповеди меркантилистов. Следующейступенью развития представлений о роли государства стала работа А. Смита"Исследование о природе и причинах богатства народов", в которой онутверждал, что "свободная игра рыночных сил" (принцип "laissez faire")создает гармоничное устройство". В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечиватьбезопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, инымисловами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнитьсамостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системырыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремлениепредпринимателя к достижению своих частных интересов является главнойдвижущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итогеблагосостояние как его самого, так и общества в целом. Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственнойдеятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, аименно защищенное законом право частной собственности и самостоятельностьпринятия решений. Если в 18 - 19 веках экономическая роль государствасводилась, в основном, к охране этих первичных прав. 20 век был ознаменованпочти повсеместным укреплением активного экономического присутствиягосударства. Со второй половины 19 века национальное производство достиглоневиданных ранее масштабов. Конец века связан со взрывом, скачком в научно- техническом развитии и появлением ряда новых отраслей, углублениемобщественного разделения труда. Все эти обстоятельства порождалипотребность в координации, в поддержании пропорций на макроуровне, вантициклическом регулировании. Началось наступление на рынок со стороны монопольных структур:картелей, синдикатов, олигополий. В этих условиях для обеспеченияконкуренции стали жизненно необходимы выработка антимонопольногозаконодательства и его применение органами государства. Усиление государственного регулирования диктовалось целями подготовкик войнам, их ведения, поддержания обороноспособности. Разрабатывалась целаясистема мер, включавших принудительное картелирование (Германия),протекционизм (Япония). Формировались военно - промышленные комплексы,тесно связанные с правительством. В 30-е года нашего века, после глубочайшего спада экономики США, Дж.Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на рольгосударства. По существу теория Кейнса является "кризисной" так как онрассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государстводолжно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободногорынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики изкризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок вцелях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов -перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкаякредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и др. Гибкаякредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейшихбарьеров - неэластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс,путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массыреальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спроси рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовалгосударству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансироватьнерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и сниметсоциальную напряженность. Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются: - высокая доля национального дохода, перераспределяемая черезгосбюджет; - создание обширной зоны государственного предпринимательства наоснове образования государственных и смешанных предприятий; - широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовыхрегуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживанияциклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровнязанятости. Модель государственного регулирования, предложенная Кейнсом, позволилаослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенныхдесятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. стало проявлятьсянесоответствие между возможностями государственного регулирования иобъективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла бытьустойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы ростанационального дохода создавали возможность перераспределения без ущербанакоплению капитала. Однако в 70-е года условия воспроизводства резкоухудшились. Был опровергнут закон Филлипса, согласно которому безработица иинфляция не могут расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризисатолько раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризисапроизошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования исложилась новая, неоконсервативная модель регулирования. Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепциинеоклассического направления экономической мысли. Трансформация моделигосударственного регулирования заключалась в отказе от воздействия навоспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мервоздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считаютнеобходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободучастного предпринимательства. Экономический пост рассматривается какфункция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников:за счет собственных средств, т. е. капитализации части прибыли и за счетзаемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теориейгосударство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала иповышения производительности производства. Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокиеналоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит итем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтомунеоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий набазе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льготпредпринимателям. Сокращение налоговых ставок сократит, и доходы госбюджета и увеличитего дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующимшагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использованиябюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальныхпрограмм. Сюда можно отнести и политику приватизации государственнойсобственности. Таким образом, в неоконсервативной модели государство может лишькосвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономическогоразвития страны отводится рыночным силам. 2. Российские реалии Как было отмечено выше важнейшей экономической задачей является защитасобственности, а что имеем мы сейчас в России? Постприватизационныйсиндром. Зачастую собственник «от приватизации» не в состоянии допуститьнеобходимый менеджмент к управлению в страхе потерять саму собственность. Витоге не эффективное управление и неплатежеспособность и более конкретнопроцедура банкротства. Государство по теории должно обеспечить балансинтересов собственников и кредиторов, а что видим в реальности у нас вНижегородской области? Активная стимуляция замены не эффективногособственника на эффективного. Да есть такая формула и в теории, толькозамена происходит в результате легитимных процессов перетока капитала, а нев результате по существу «изъятия и передачи». Что имеем в результате?Вроде все хорошо, как правило, более эффективное использованиесобственности и в результате рост товарного предложение и заработной платы.Однако и проблема с важнейшей функцией защиты собственника налицо.Возможно, мотивирует принимающих такие решения политиков (не судей!)сомнения в легитимности собственников от приватизации вообще, но сможет лисистема остановится? И когда именно останавливаться и начинать защищатьсобственность? Именно этот показатель учитывается в первую очередьстратегическим инвестором. Налоговая политика. Согласно формуле «налоги исчисляются и уплачиваются налогоплательщикомсамостоятельно». Миссия стабильности требует высокой степени четкости иточности нормативной регламентации в купе с ее неизменностью. На самом делеимеем постоянные изменения и расплывчатые формулировки. Ну может быть тогда«толковать неточности в пользу налогоплательщика» как это уже записано в НКРФ? Ничего подобного суды не применяют подобные нормы. В результате имеемвысокого уровня нестабильность. А ведь экономическому субъекту дляправильности принимаемого им решения важно в первую очередь не сам размерпредполагаемых издержек, сколько их точность. Подоходный налог не уплачивается лично гражданином и его доля вбюджете ничтожна. Он не рассматривается гражданином как «вклад на общиецели», простой гражданин имеет ощущение безвозмездности государства и немотивирован, потребовать отчета у политиков. Понятно, что издержки наадминистрирование налогов с крупных организаций ниже, чем подоходногоналога с физических лиц, однако, что мы имеем? Социальную пассивностьграждан и широкие возможности политической безответственности. Заключение Таким образом, истории и научной мысли были известны различные степении формы государственного регулирования в экономике. Можно с достаточнойстепенью утверждать, что не универсальных и в тоже время оптимальныхстепеней и форм – они сильно варьируются в зависимости от ситуации. В ситуации чрезвычайной, в рамках антикризисного управления оптимальнацентрализация и более глубокие и прямые формы экономические воздействия. Всостоянии же эволюционного развития предпочтительней умеренная роль. Российские реалии полны искажений теоретических моделей ипренебрежения историческим опытом. Хотелось бы надеется на их краткосрочныйи антикризисный характер и последующее формирование полноценных социальныхэкономических институтов. Список использованной литературы1. Экономика России. В.В. Виноградов. – М: Юристъ, 20022. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. Под редакцией кандидата экономических наук, доцента А.С.Булатова. Издательство БЕК. Москва 19953. Дорога к рабству. Ф. Хайек. – М: Институт национальной модели экономики, 1996.4. Гражданский кодекс РФ5. Налоговый кодекс РФ6. Закон РФ №6-ФЗ от 08.01.98. «О несостоятельности (банкротстве)»




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Экономическая роль и функции государства в современной и смешанной экономике iconКонтрольная работа по дисциплине Экономика России Группа 01-2Вэк
Тема Экономическая роль и функции государства в современной и смешанной экономике
Экономическая роль и функции государства в современной и смешанной экономике iconРоль государства в экономике
История эволюции представлений о роли государства в экономике. Меркантелисты. Классическая теория. Кейнсианская теория. Неоклассическая...
Экономическая роль и функции государства в современной и смешанной экономике iconКонтрольная работа по курсу «Экономическая теория» на тему: «Роль и функции государства в рыночной экономике» Подготовил студент
«человек экономический». И тем не менее, экономическая деятельность людей – существенная характеристика реализации человеческой личности,...
Экономическая роль и функции государства в современной и смешанной экономике iconФункции и роль государства в рыночной экономике

Экономическая роль и функции государства в современной и смешанной экономике iconРоль государства в смешанной экономике
Государственное регулирование экономикиимеет долгую историю. Практика здесь опережает теорию. В период раннего капитализма в Европе...
Экономическая роль и функции государства в современной и смешанной экономике iconГосударственное регулирование финансовой и банковской деятельности содержание
Во всех экономических системах, без исключения, государство регулирует экономику. В современной рыночной экономике такое регулирование...
Экономическая роль и функции государства в современной и смешанной экономике iconРоль государства в рыночной экономике
Между этими крайними вариантами есть ряд промежуточных, например китайский вариант сочетания рыночных и государственных регуляторов,...
Экономическая роль и функции государства в современной и смешанной экономике iconТема 5 : «Государство и его роль в экономике. Фискальная и кредитно-денежная политика.»
В современной экономике государство активно участвует в деятельности рыночных механизмов, помогая компенсировать их слабости и уменьшить...
Экономическая роль и функции государства в современной и смешанной экономике iconКурсовая работа кафедра: теории права и государства по дисциплине: теория права и государства На тему: «Функции российского государства и роль органов внутренних дел в их осуществлении на современном этапе».
На тему: «Функции российского государства и роль органов внутренних дел в их осуществлении на современном этапе»
Экономическая роль и функции государства в современной и смешанной экономике iconФункции государства в экономике

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы