|
![]() учителей начальных классов. Исследователь Научно-методическая брошюра для учителей начальных классов ![]() ![]() Дневничок юного исследователя ![]() Шатрово 2011 Исследователь: материалы из опыта работы учителей начальных классов и дополнительный материал для организации учебно-исследовательской деятельности в начальных классах./ Авт.- сост. Е.И. Зюзина, О.А. Ларюшкина; РМО учителей начальных классов.- Шатрово, 2011.- с. Авторы-составители: Зюзина Е.И.., методист районного отдела образования Ларюшкина О.А., руководитель РМО начальных классов Данная брошюра содержит конспекты уроков исследований, фрагменты исследовательской деятельности на уроках опытных учителей Шатровского района, а также проектные работы младших школьников – победителей районной научно-практической конференции. В брошюре представлен дневник юного исследователя в помощь учителям для организации учебно-исследовательской деятельности. Содержание. Пояснительная записка ……………………………………… стр 3 От мысли к действию, от теории к практике. Киклеева Н.В. Конспект урока трудового обучения. Тема «Пенопласт и поролон: их свойства». 3 класс. УМК «Школа России»…………… стр. Котельникова Е.Г. Конспект урока окружающего мира. Тема «Животноводство». 3 класс. УМК «Школа России»…………………… стр_ Чемякина С.А. Конспект урока окружающего мира. Тема «Мир глазами астронома». 4 класс. УМК «Школа России»……………… стр. Чащина В.Н. Конспект урока литературы. Тема «Сказка-ложь, да в ней намёк…» Сказки о животных. 2 класс. Программа «Школа 2100».....................................................................................стр Сидорова О.М. Конспект внеклассного урока-исследования по русскому языку. Тема «Использование фразеологизмов». 3 класс. Программа «Школа2100»………………………………………… стр. Ларюшкина О.А. Конспект урока русского языка. Тема «Повторение правил правописания гласных и согласных в корне слова. 3 класс. УМК «Перспективная начальная школа»…………………………………… …………………………………………………..стр__ Чаплыгина М.А. Фрагмент исследовательской работы на уроке русского языка по теме «Части слова. Основа. Окончание» 3 класс. УМК «Школа России»………………………………………………………………… стр__ Котугина В.А. Фрагмент исследовательской работы на этапе уроке русского языка « Словарная работа». 4 класс. УМК «Школа России»………………………………………………………… стр.__ Мамонтова Л.И. Конспект урока русского языка. Тема «Склонение имён прилагательных. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода единственного числа». 4 класс. УМК «Школа России»… стр_ В библиотечку учителя-исследователя. Дневник юного исследователя…………………………………………………стр__ Учимся применять. ![]() Происшедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили в стороне ни одну из областей школьной жизни. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые: -формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию школьников в учении; -развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; -формировали бы не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; -были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; -реализовали бы принцип связи обучения с жизнью. Инновационный поиск новых средств обучения приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Огромную роль играет детская исследовательская деятельность в современных школьных программах. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системах развивающего обучения. Для развития умений исследовательской деятель-ности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели. Каждый предмет в начальной школе выполняет определённые функции, несёт в себе опреде-лённую нагрузку, служит пропедевтическим курсом к изучению предметов более глубоко. Учебная исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая дея-тельность учащихся, которая по своей структуре соответствует научной деятельности. Она характе-ризуется целенаправленностью, активностью, предметностью. Её результатом является формирова-ние познавательных мотивов, исследовательских умений, новых знаний для учащихся. В современ-ных школьных программах детская исследовательская деятельность играет огромную роль, т.к. ставит ученика в позицию исследователя. В начальной школе можно выделить следующие виды учебных исследований: -по количеству учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные; -по месту проведения: урочные, внеурочные; -по времени: кратковременные, долговременные; -по теме: предметные, свободные. Цель работы учителя – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения. Ведущее место среди методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня и методу проектов. В его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат-опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. На долю учителя остаётся трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни. Но хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому проектное и исследовательское обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей,- его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения. И, как показывает опыт работы, эти методы наряду с другими активными методами обучения могут эффективно применяться в начальных классах. НЕКЛАССНЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА О.М. Сидорова, учитель начальных классов первой кв. категории МОУ Шатровская начальная общеобразовательная школа Образовательная программа « Школа 2100» 3 класс Мультимедийный урок. Тема: Использование фразеологизмов. Цель: Применение полученных знаний и умений в речевой практике обучающихся. Задачи : Обучающая: Расширить знания учащихся по теме. Развивающая: Развитие речевой и мыслительной деятельности. Через элементы исследовательской работы обучать совместному решению грамматических задач. Обогащение активного словаря учащихся. Воспитательная: Создание условий для развития речевой культуры учащихся; правил речевого этикета. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе знакомства с теоретической информацией. Оборудование : Мультимедиопроектор, презентация, фразеологический словарь. Организационный момент. Приветствие, сообщение темы, настрой на работу. Ход мероприятия.
|