Военные реформы Александра 2 icon

Военные реформы Александра 2



НазваниеВоенные реформы Александра 2
Дата конвертации14.07.2012
Размер295.72 Kb.
ТипРеферат
Военные реформы Александра 2


Военные реформы. Военные преобразования Александра2, совершенноизменившие облик армии, явились лишьодной из составных частей всехреформ Царя – Освободителя. А.А. Керсновский. Введение В царствование Александра 2 коренной реорганизации подвергаласьвся Россия. Неудачи в Крымской войне были тяжелым оскорблением для народногосамолюбия и заставили глубже отнестись к их причинам. Стали очевидными многие слабые стороны как во внутреннейорганизации войска, так и несовершенство всей системы Военного и Морскогоминистерства. Подготовка офицерского состава была крайне низкой.Образованные офицеры в армии составляли исключение. 60 %, а в некоторыхчастях и до 80 % являлись недоучками среднеучебных заведений, имевшими заплечами уездные училища или кантонистскую школу, просто домашнееобразование или выслужившимися из низкого звания. Образованные офицерыслужили в основном в гвардии, которая после события 14 декабря 1825 г.находилась под особым надзором Николая 1. Значительная часть офицеровчванились своим мундиром, с утра до ночи играли в карты, проводила время впопойках и кутежах. Обучение солдат в большинстве случаев лежало нафельдфебелях и унтер – офицерах, применявших жестокие наказания иистязания. Офицеры на это явление смотрели снисходительно. Суровая военнаядисциплина грозила солдату ежедневно розгами, плетьми, а то и прогнаниемсквозь строй. Шпицрутены в 3000 ударов были обычным делом. Такая жизнь длячеловека, отданного в солдаты, тянулась по закону 25 лет. На службу рекрутов набирали по шести человек с тысячи. Причемможно было ставить за себя охотника – человека, нанятого для того заденьги. Заметим, что рекрутская повинность со второй половины 18 столетиялежала исключительно на мещанах и крестьянах. Они не только отбывали еенатурой, но обязаны были также нести с отправлением рекрутства расходы,составлявшие около 5 миллионов рублей в год. Помещики имели право отдаватьна военную службу крепостных в наказание за преступления и проступки. Также, как они ссылали своих крепостных в Сибирь, отправляли для наказания всъезжий дом (помещение при полиции для арестованных) или гноили в тюрьмах. Снаряжение солдат было тяжелым и неудобным. Вооружение никуда негодилось. Гладкоствольные оружия подходили только для рукопашных схваток, ав стрельбе бессильны против нарезного оружия, что и было одной из главныхпричин многих неудач в сражениях с «союзниками». Штыковой рукопашный бойрусских войск не имел себе равного. Но прежде чем атакующее подразделениедостигало противника, оно несло большие потери от его огня. Уже в июне 1855 г. на имя Александра 2 поступили две записки отодного из лучших боевых генералов времени Николая 1 графа Ф.В.Ридигера, в которых он подверг критике существенную военную систему, указалряд причин неудач русской армии и мероприятия для их устранения. Обе записки были одобрены императором и 20 июля 1855 г.
создаетсяспециальная «Комиссия для улучшения по военной части» под руководствомРидигера, а после его смерти – генерала Н.Ф. Плаутина. Однако всякого рода«новшества» воспринимались негативно со стороны военного министра князяВ.А. Долгорукова, человека бездарного и ограниченного. Вскоре после заключения Парижского мира на пост военного министравступил генерал-лейтенант Н.О. Сухозанет, о невежественности ибезграмотности которого сочиняли анекдоты. Тем не менее за 5 лет пребывания на посту министра он принял рядсущественных мер. По прежним законам взятый в солдаты молодой человекотрывался от семьи на 25 лет службы, а по выходе в отставку возвращался всемью «чужим и измученным стариком, ненужным и запоздалым гостем», зачастуюне имея не кола, ни двора, т. е. ни крова, ни средств к жизни. Солдатскиедети брались в военные кантонисты и потомственно предназначались длявоенной службы». Высочайшим указом 25 декабря 1856 г. все солдатские дети былиисключены из военного ведомства и обращены в свободные податные сословия.Этой мерой, как уже отмечалось, Александр 2 возвратил в семейства около 400тысяч солдатских детей, получивших при этом гражданские права свободныхлюдей. В 1857 г. Окончательно были отменены военные поселения, введенные с1810 г. В 1859 г. обязательный срок службы в сухопутных войсках былсокращен до 15, а во флоте до 14 лет. Численность армии вместе с ополчением, составлявшая на 1 января 1856г. 2275 тыс. человек, была сокращена в течении года до 850 тыс. Ополчениераспущено. На ј уменьшился призыв рекрутов, сократились тягостные длянарода квартирные и постойные повинности. Однако для проведения необходимыхкоренных преобразований Сухозанет был непригоден. Важные реформы начались в армии после назначения военным министром 9ноября 1861 г. генерал-адъютанта Дмитрия Алексеевича Милютина, видногообщественного и государственного деятеля, высокообразованного человека,примыкавшего к кругу либеральной бюрократии, близкого к великому князюКонстантину Николаевичу и великой княгине Елене Павловне. «Едва ли можнобыло найти для преобразования военной части лицо, - писал позже А.Ф. Кони,- к которому с большим правом можно было применить английскую поговорку о«настоящем человеке на настоящем месте». Подготовка и проведение военных реформ.Программа деятельности С первых шагов своейвысокой должности Д.А. Милютин показал себя решительным, убежденным истойким поборником обновления России в духе тех начал справедливости иравенства, которыми отмечена эпоха великих реформ второй половины 19 века. «С назначением меня военным министром, - писал Милютин, - я счелсвоей обязанностью немедленно же заняться составлением общей программыпредстоящей мне деятельности… Составление такой программы потребоваловсестороннего пересмотра и обсуждения всех частей нашего военногоустройства». К подготовке этой обширной программы фактически было привлечено всеминистерство. Непосредственными помощниками Милютина в этом деле стали профессораНиколаевской академии полковник В.М. Аничков и Н.Н. Обручев, дежурныйгенерал Главного штаба, а с 1866 г. его начальник Ф.Л. Гейден, директорканцелярии Военного министерства генерал К.П. Кауфман и другие. На регулярно проводимых совещаниях под руководством Милютина тщательнообсуждались различные вопросы намечавшихся преобразований. «Он один вРоссии, - говорит о нем Б.Н. Чичерин, - мог совершить то великое делокоторое тогда представляло: преобразовать русскую армию из крепостного всвободную, приноровить ее к отношениям и потребностям обновленногообщества; при радикально изменившихся условиях жизни, не лишая ее, однако,тех высоких качеств, которые отметили ее при прежнем устройстве». Дляразработки наиболее важных проблем создавались особые комиссии. Врезультате общая программа военных преобразований была готова менее чем вдва месяца и 15 января 1862 г. представлена Александру 2 в видевсеподданнейшего доклада, состоявшего из 10 разделов по основнымнаправлениям военного дела. Этот доклад, утвержденный императором в концеянваря стал программой практических действий Милютина. Он охватывалбуквально все области военного управления и организации армии, еекомплектование, вооружение, обучение и воспитание и др. Главным принципом новой организации вооруженных сил Милютин считал:«развивать в наибольшей соразмерности боевые силы в военное время принаибольшем числе наличных войск в мирное время». Именно такая потребность возникла в ходе Крымской войны. Для решенияпоставленной задачи в империи был создан так называемый запас людей,знакомых с военным делом, которых в любое время можно было призвать вармию. За счет сокращения сроков военной службы численность армии былауменьшена с 1132 тыс. человек в 1864 до 742 тыс. человек в 1867. Части былипереведены на сокращенные штаты мирного времени, значительно возрособученный запас.Реорганизация управления. Одной из первых реформявились реорганизация центрального военного управления и создания местныхорганов управления в виде военных округов. Военное министерство к началу реорганизации, по словам Милютина,представляло собой «орган неудобств, проволочек и пререканий». Оно включалов себя ряд департаментов. Так, Генеральный штаб занимался вопросамиразмещения войск, разработка дислокационных карт. Императорскийдепартамент ведал личным составом и внутренним устройством войск, исключаяартиллерийские и инженерные части, не подчинявшийся военному министру.Провиантский департамент осуществлял снабжение армии; комиссариатский ведалденежным и вещевым снабжением войск, организацией госпиталей и ихобеспечением. Медицинским и ветеринарным обслуживанием занимался медицинскийдепартамент. Военно-судебные дела находились в компетенции аудиторскогодепартамента. Артиллерийский и инженерный департаменты ведали лишь хозяйственнымивопросами. Общее же руководство артиллерийскими и инженерными войскамиосуществляли соответственно генерал-фельдцейхмейстер и генерал-инспекторинженерных войск. Эти должности традиционно предназначались великимкнязьям, которые не подчинялись военному министру и имели правонепосредственного доклада царю. Подготовка военных кадров была в руках главного начальника военно-учебных заведений, также независимо от военного министра. Д.А. Милютин стремился к тому, «чтобы привести все здания в стройныйвид и упростить весь сложный механизм его, а для этого признано былополезным слить вместе все части, однородные по кругу действий, иуничтожить лишние наросты, которые в течении времени образовались более илименее случайно, без всякого плана. В 1863 г. состоялась реорганизация департамента Генерального штаба,который стал называться Главным управлением Генерального штаба. Однако этопреобразование оказалось недостаточным, и приказом по военному ведомству 31декабря 1865 г. Главное управление Генерального штаба и инспекторскийдепартамент были объединены в одно управление - Главный штаб, которыйнаходился в составе министерства до 1905 г. В его компетенцию входиливопросы управления войсками в мирное и военное время, состава армии,комплектования, военной разведки, военно-научной работы и другие. НачальникГлавного штаба назначался императором, был первым помощником и заместителемвоенного министра и возглавлял Генштаб и Фельдъегерский корпус. 1 января 1869 г. Александр2 утвердил новое «Положение о Военномминистерстве», в котором верховное начальство над всеми сухопутными силамиимперии сосредоточивалось в особе государя-императора. Военное министерство по новой структуре состояло из ИмператорскойГлавной квартиры и Военно-походной канцелярии его величества, Военногосовета, Главного военного суда, Канцелярии Военного министерства, Главногоштаба, 7 главных управлений (вместо отдельных департаментов) –интендантского, артиллерийского, инженерного, военно-медицинского, военно-учебных заведений, и регулярных войск, военно-судного. В составминистерства вошли также Военно-ученый комитет, управления генералинспектора кавалерии, инспектора стрелковых батальонов и комитета ораненых. При военном совете было образовано 5 главных комитетов: военно-кодификационный, по устройству и образованию войск, военно-учебный, военно-госпитальный и военно-тюремный. К Военному министерству был причислентакже главный священник армии и флота. Реформы, начатые в 60-х гг., коснулись и Генерального штаба.Основная цель преобразования его состояло в том, чтобы Генеральный штабохватил все отрасли штабной службы. В 1864 г. был упразднен гвардейскийгенеральный штаб. Ранее служба офицеров, причисленных к Генеральному штабу, не давалаим преимуществ. Самое большее, на что могли рассчитывать генштабисты, - этодолжность обер-квартирмейстера корпуса. В большинстве же случаев ониназначались дивизионными квартирмейстерами (обер-офицерская должность, накоторую допускались сначала подполковники, а затем полковники). ОфицерыГенерального штаба были оторваны от войск и не могли претендовать навысшее должности в армии. Переход их в строевые части, где оклады быливыше, представлял определенные трудности. Ввиду этого желающих служить в Генеральном штабе становилось всеменьше. Необходимо было изменить ситуацию. В 1865 г. вышло «Положение для Генерального штаба», дававшее правопричисленным к нему офицерам занимать должности, не только относящиеся поштабу к Генеральному штабу. По положению устанавливалось правило: прежде чем получить назначенноекомандиром полка, необходимо не менее года командовать отдельными частями.Это, с одной стороны приближало к войскам, а с другой, - давало болееширокую возможность продвижения по службе. В свою очередь предъявляли повышенные требования к подготовкеофицеров Генерального штаба. Д.А. Милютин добился уравнения в чинах между гвардейскими иармейскими офицерами, причисленных к Генеральному штабу. После некоторого колебания Александр 2 утвердил представлениевоенного министра о том, чтобы все офицеры Генерального штаба, при каких бывойсках они не стояли, имели одну общую линию производства, одинаковуюгвардию чинов и носили одинаковый мундир. Такие меры подняли значение офицера Генерального штаба, увеличилоськоличество желающих служить в нем, а армия, в свою очередь, получилавысокообразованных офицеров в области военного дела. Одновременно с преобразованием в центральном военном управлениипроходила и реорганизация местного военного управления. В период 1862 – 1867 г.г. была осуществлена военно-окружнаяреформа. Целью ее было устранить главный недостаток существовавшей в товремя системы военного управления – чрезмерной централизации, сковывающейинициативу и самостоятельность руководства на местах в решении даже мелкихвопросов. Приказом военного министра Милютина от 6 июли 1862г. в видеопыта в августе того же года были созданы Варшавский, Виленский, Киевский,в декабре 1862 г. Одесский и в 1864 г. Рижский военные округа. Практически результаты создания этих первых четырех военныхокругов полностью предвидели целесообразность применения в Россиитерриториальной системы военного управления. 6 августа 1864 г. Александр 2утвердил «Положение о военно-окружных управлениях», наиболее активную рольв составлении которого играли граф Гейден, тайный советник Устрялов,полковник Обручев, Якимович и Аничков. «Этим пяти лицам, - писал Милютин всвоих «воспоминаниях», - считаю я себя наиболее обязанным удачнымосуществлением давнишней моей мысли о военных округах». В августе 1864 г. были образованы Казанский, Московский,Петербургский, Харьковский и Финляндский, в 1865 г. – Восточно – Сибирский,Западно – Сибирский, Кавказский и Оренбургский, в 1867 г. – Туркестанскийвоенные округа. Таким образом вся территория империи была разделена на 15военных округов (кроме Области войска Донского, которая находилась наособом положении). Во главе округа стоял командующий (он же генерал-губернатор). Каждый военный округ являлся одновременно органом строевогоуправления и органом военно-административного устройства, сосредотачивая всвоих руках все функции военного управления. Учреждение военных округов устранило многие неудобства, тянувшиесямногие годы. При существовавших ранее порядках по каждому отделу военногохозяйства – инженерному, артиллерийскому, комиссариатскому, провиантскому,и т.д. – имелись специальные округа, обладавшие на местах незначительнойвластью и утверждавшие всякие мелочи в столице. Полномочия командующего округом позволили устранить существовавшеюраньше волокиту, несогласованность и споры между строевыми начальниками ихозяйственными инстанциями. Вместе с задачами децентрализации военного управления и созданияусловий для оперативного развертывания частей во время войны накомандующих округов возлагалось содействие гражданским властям «длясохранения порядка в крае». В случае войны штаб округа становился штабом действующей армии. Между тем эти преобразования встретили яростное сопротивление состороны ряда военных деятелей. В частности, А.И. Барятинский, великий князьНиколай Николаевич (старший), А.Н. Лидерс, М.Н. и Н.Н. Муравьевы выступилапротив введения военно-окружной системы. Они считали, что такая системаприведет к подчинению «общих стратегических соображений» интересам военныхокругов, а в случае оборонительной войны – к кордонной стратегии. Тем не менее в результате проведенных преобразований в 1862-1869 гг.система управления значительно приблизилась к войскам. В ведении Воинскогоминистерства остались лишь те вопросы управления, которые имели значениедля всей армии. Аппарат Военного министерства сократился почти на тысячучеловек, а канцелярская переписка уменьшилась на 45%. Сроки мобилизации армии были сокращены на 6 месяцев в 1850г. до 9 –26 дней в 1877г. Вопросы, связанные с обороной страны, в целом решилисьвременно создаваемыми комитетами, которые согласовывали их между Военнымии морскими министерствами. В 1868 г. было утверждено новое «Положение ополевом управлении войск в военное время», позволившее устранить многиенедостатки прежней организации. Оно уточняло функции главнокомандующего,освобождало его от руководства второстепенными административными вопросами и более четко определяло обязанности начальников отдельных управлений.Вместе с тем недостаточно разработан был вопрос об устройстве тыла армии,что проявилось вскоре в ходе русско-турецкой войны 1877 – 1878гг. В начале 1873 г. Александр 2 учредил под своим личным руководствомОсобое совещание о стратегическом положении России и об организации армии. Военно-судебная реформа. Дляподготовки военно-судебной реформы в конце 1862 г. бала создана комиссияиз представителей военного и морского ведомств под представительствомгенерал-адъютанта Н.А. Крыжановского. Разработанный этой комиссией проект основных положений военно-уголовного судопроизводства в конце 1863 г. был рассмотрен в особомсовещании под представительством генерал-адмирала великого князяКонстантина Николаевича и в ноябре 1865 г. утвержден царем. В течении полутора лет до мая 1867 г. разрабатывался и обсуждалсявоенно-судебный устав. 15 мая 1867 г. устав был утвержден Александром 2 иполучил силу закона. В том же году введено «Положение о военно-исправительных ротах». Главный смысл военно-судебной реформы заключался в созданиипостоянных военно-судебных органов в соответствии с новой структурой армиии введении современных правил военного судопроизводства и судоустройства. Ее основы строились на началах судебной реформы 1864 г. и Военно-судебного устава 1867 г., на принципах гласности и состязательностивоенного суда, на отказе от порочной системы телесных наказаний.Устанавливались три судебные инстанции: полковой, военно-окружной и Главныйвоенный суды. Полковые суды назначались командирами частей и состояли изпредседателя и двух членов. В их ведении находились дела рядовых и унтер-офицеров. Предварительное следствие в этих судах не проводилось, азащитник не полагался. Приговор утверждался командиром полка. Военно-окружные суды рассматривали дела офицеров и особо важные дела рядовых иунтер-офицеров. В их состав входили председатель, постоянные и временныечлены. Председатель и постоянные члены суда назначались военным министром,а временные – командующим войсками военного округа сроком на 4 месяца.Аналогичным был состав и Главного военного суда (открыт 1868 г.) с той лишьразницей, что временные члены этого суда назначались лично императором изгенералов столичного гарнизона. На флоте, соответственно, вводилисьэкипажные, военно-морские суды (при главных портах) и Главный военно-морской суд. Определялся также порядок действия военно-полевых судов вусловиях военного времени. Согласно военно-судебной реформе суды признавались независимыми отадминистративных органов, учреждались должности следователя и военногопрокурора, формально отменялись сословные привилегии подсудимых,устанавливался порядок обжалования приговоров. Составной частью военно-судебной реформы стал воинский устав о наказаниях, утвержденный 5 мая 1868г. По этому уставу вводились два вида наказаний – уголовные иисправительные. Военно-полевому суду могли, были переданы не только военныеслужащие, но и гражданские лица, если они находились на территории,объявленной на военном положении. Это могло быть использовано и противреволюционного движения. В 1875 г. был утвержден новый воинский устав о наказаниях, а в 1879г. – новый дисциплинарный устав. Новые судебные учреждения вводилисьпостепенно с 1867 по 1889 г. Военно-судебная реформа встретила негативное отношение со стороныреакционной части генералитета и офицерства. Например, генерал-майор М. И.Черков в своей записке, написанной им за несколько до окончания утвержденияпроекта военно-судебного устава, указал, что «проводимые в проекте началаположительно опасны и могут потрясти дисциплину, субординацию и единство ввойске». Главным недостатком проекта он считал предоставление излишнейсамостоятельности военным судам. Для подготовки кадров военных юристов в 1867 г. в Петербурге быласоздана Военно-юридическая академия. Большую роль в организации идеятельности академии сыграл Д.А. Милютин, ставший ее почетным президентом.Аудиторские училища, готовившие гражданских чиновников-юристов для службы ввоенно-судебном ведомстве, было преобразовано в 1869 г. в Высшее военно-юридическое училище. Оно просуществовало до 1878 г. Военно-юридическаяакадемия была приказом по военному ведомству от 18 декабря 1917г. Объективный анализ свидетельствует, что военно-судебная реформа, нарядус целым рядов шагов вперед, введением принципов буржуазногосудопроизводства, содержала и черты феодального права. Военные суды вомногом еще сохраняли зависимость от военного начальства, что лишало ихдолжностной самостоятельности. Перестройка комплектования армии. Милютин сумел доказатьАлександру 2 всю несправедливость сословной воинской повинности инеобходимость отмены ее. Ведь воинскую повинность раньше несло толькоподданное сословие, т.е. крестьяне и мещане. Однако, чтобы убедить царяввести всеобщую воинскую повинность, потребовалось не мало времени. Сначалапо инициативе Милютина в 1862 г. была создана особая комиссия по пересмотру рекрутского устава под председательством Государственного совета Н. И.Бахтина. В состав этой комиссии вошел ряд представителей Военногоминистерства во главе с генералом Ф. Л. Гейденом. Работа комиссиипродвигалась крайне медленно. Идея равенства всех сословий для несения этой тягчайшей воинскойповинности нашла себе непримиримых противников среди тех слоев общества, накоторые она до сих пор не распространялась. Крепостники всеми силамисопротивлялись всесословной воинской повинности, которая заставила бы«благородное» дворянство отбывать ее наравне «с мужичьем». Особенно усердствовали фельдмаршал А. И. Баратинский, шеф жандармовП. А. Шувалов, «всесторонний консерватор» Д. А. Толстой, военный писатель ипублицист генерал Р. А. Фадеев. Прибегнув к поддержке М.И. Каткова иК.П.Победоносцева, они поощряли выступления в печати противников военныхреформ, превратно истолковывая и порицая готовящиеся нововведения. Наиболее сильным нападкам подвергалось намерение ликвидироватьустаревшую рекрутскую систему комплектования армии. Реакционные деятели и публицисты, ссылаясь на манифест о вольностидворянства, отстаивали свою сословную неприкосновенность. Шувалов,например, предлагал держать образованную молодежь в армии «отдельно отвойска». Даже купцы негодовали на то, что нельзя будет откупиться деньгами отрекрутчины. В результате этого реформа, задуманная в 1862 г. Милютиным,которого поддерживал великий князь Константин Николаевич, была проведенатолько в 1874 г. Сильным толчком к этому послужила франко-прусская война1870 г. Пруссия, имя большую воинскую повинность, лучше устроенную армию,более развитых солдат, разгромила Францию. 7 ноября 1870 г. военный министр представил записку «О главныхоснованиях личной воинской повинности», одобренную императором. Через 10дней для разработки предложенных мер «высочайшим повелением» были созданыдве комиссии: одна – по уставу о воинской повинности, другая по вопросу озапасных, местных, резервных войсках и государственном ополчении.Председателем обеих комиссий был назначен начальник Главного штаба генералГейден. Общее руководство их работой возглавил Д.А. Милютин. Комиссия овоинской повинности была подобрана из представителей различныхминистерств и ведомств. На ее заседания приглашались представители нетолько высшей бюрократии, но и разных сословий и отдельных групп населения. Для более квалифицированной подготовки различных глав устава комиссиябыла разделена на 4 отдела. Первый отдел разрабатывал вопрос о срокахслужбы и льготах по отбыванию воинской повинности, второй – о возвратепризываемых на службу, третий – о денежных расходах по призыву, четвертый –о вольноопределяющихся и о военной замене. Другая, так называемая Организационная комиссия, приступила к работев начале января 1871 г. Она состояла в основном из военных и подразделяласьна 9 отделов:1) об организации пехотных частей, служащих кадрами дляформирования в военное время резервных и запасных войск; 2) обартиллерийских и инженерных частях; 3) о кадрах гвардейских частей; 4) окадрах кавалерии; 5) о порядке счисления и призыва чинов запаса; 6) обинтендантских и артиллерийских запасах и обозах; 7)о казачьих войсках; 8)об иррегулярных милициях; 9) о государственном ополчении. В 1872 г.Организационная комиссия была значительно усилена за счет введения в еесостав нескольких командующих военными округами. Представляют определенный интерес обсуждавшиеся на заседании этойкомиссии проблемы, связанные с возможностью применения в Россиитерриториальной системы. Как правило справедливо отмечает в своемисследовании М. Н. Осипова, эти вопросы вновь приобретают актуальность всвязи с проводимыми в армии реформами. Напомним, территориальная система комплектования предусматриваетпополнение войск личным составом за счет призывных контингентов,прибывающих вблизи мест дислокации воинских частей. Такая система облегчает отправку призывников в свои части, сокращаетсопряженные с этим расходы, позволяет привлекать военнообязанных навоенные сборы с минимальным отрывом от производительного труда и проводитьотмобилизование войск в наиболее короткие сроки. Вместе с тем эта системапри недостатке численности призывников в районах дислокации воинскихчастей затрудняет их укомплектование необходимыми специалистами. Имеютсяи другие изъяны. Организационная комиссия, признав невозможность полного применения вРоссии территориальной системы, единодушно пришла к выводу: «В устройствеармии применить из начал территориальной системы только то, что по условиямнашего отечества может быть с пользою применено, сохраняя возможностьперемещения и сосредоточения войск, но допуская постоянное, из определенныхрайонов, комплектование каждой части армии в мирное время и пополнение еедо военного состава, при приведении на военное положение…» Исходя из этого, было решено по проекту Главного штаба разделить всюЕвропейскую Россию на участки комплектования (на территории одного илинескольких уездов). Каждый участок должен был обеспечить комплектование неменее одного пехотного полка, одного отдельного батальона, двух батарейартиллерии, одного эскадрона кавалерии. По завершении работы комиссии о воинской повинности Д. А. Милютина 19января 1873 г. представил в Государственный совет обширную записку,подобно освещавшую ход ее деятельности. В качестве приложения к запискебыли представлены проекты Устава о воинский повинности и Положения огосударственном ополчении. При обсуждении проекта всесословной воинскойповинности о Государственном совете развернулась ожесточенная инепримиримая борьба. Некоторые из членов совета считали эту реформупреждевременной, другие требовали привилегий для дворянства. Наконец 1 января 1874 г. закон о воинской повинности был утвержденАлександром 2. По принятому положению воинской повинности подлежали все безисключения лица мужского пола в возрасте 21 – 40 лет. В «общих основаниях» сказано, что «защита отечества составляетсвященную обязанность каждого русского гражданина». Нанимать за себя охотников или откупиться деньгами было запрещено.Все достигшие 20 лет обязаны приписаться к своему призывному участку ивынуть жребий. Лица, вынувшие номер, влекущий к зачислению на службу,поступал в ряды войск, а прочие освобождались раз и навсегда от обязанностипоступления на службу, но до 40 лет зачислялись в государственноеополчение. Установление обязательной воинской повинности, во-первых, возвысилозвание воина, а во-вторых, привлекло в ряды армии значительное число лиц,принадлежавшим к высшим сословиям и вообще получивших образование, тогдакак по действовавшим законам таковые лица прежде освобождались отрекрутской повинности. «Милютин обратил дело защиты родины, - писал А. Ф. Кони, - изсуровой тяготы для многих в высокий долг для всех и из единичногонесчастья в общую обязанность». Общий срок службы по новому закону устанавливался в 15 лет, из них 6лет на действительной службе и 9 лет в запасе, на флоте – 10 лет, изкоторых 7 приходилось на действительную службу и 3 года – в запасе. Лица,окончившие учебные заведения, могли поступать вольноопределяющимися насокращенные сроки службы. Для имеющих высшее образование срок службыустанавливался в 6 месяцев (14 лет в запасе), для призывников с начальнымобразованием – 4 года (в запасе 11 лет). Допускались отсрочки до окончанияобразования и сокращение срока действительной службы. В 1876 г. срок действительной службы был сокращен до 5 лет, позжеон неоднократно изменялся – то сокращался (до 3-4 лет), то увеличивался (до5 лет). От военной службы освобождались только лица, имеющие физическиенедостатки. Льготы устанавливались также и по семейному положению: непризывались единственные сыновья и единственные кормильцы семьи. По уставузапрещалась замена и найм. В принципе обучения солдат предусматривалось, что сила государстване в одной численности войск, но и в нравственных и умственных качествахэтого войска. В армии стали развивать солдат, обучать, возвышать нравственно.Были ограничены телесняе наказания и кулачная расправа. Новый закон имелбольшое значение и для повышения народного образования. В рескрипте Александра 2, оценивавшем заслуги Д.А. Милютина,говорилось: «Проникнутый горячей заботливостью о пользе армии и общемблаге государства, вы не смирились во внесенном вами в Государственныйсовет проекте к приумножению не только материальной, но преимущественнонравственной силы войска, а в то же время не упустил из виду необходимостиограждения других важных интересов: быта семейного, промышленности,торговле и искусстве, а в особенности просвещения во всех его степенях». Новый закон оказал влияние и на состав армии, сделав ее болеемолодою, вследствие сокращения действительной службы, и однородною, повозрасту нижних чинов. Введение всесословной воинской повинности позволило увеличитьчисленность армии, создать обученный резерв до 550 тыс. человек,необходимый для развертывания армии в военное время, а такжеспособствовало превращению вооруженных сил России в современную массовуюармию. В государственное ополчение должны были зачисляться лица, непроходившее вовсе военной службы, а также и выслужившие положенное числолеи (действительной службы и запаса). Предельный возраст пребывания вополчении устанавливался в 40 лет. Позже он был увеличен до 40 лет. Вместе с тем закон не был до конца последователен. Значительнаячасть «инородческого» населения устранялась от воинской повинности(уроженцы Средней Азии, Казахстана, некоторые народности Крайнего Севера).Освобождались от призыва лица духовного звания, менониты, отдельные группыколонистов, деятели науки и искусства. Данные, показатели призыва в течение первых семи лет после принятиязакона о всесословной воинской повинности, представлены в таблице. Из приведенных данных видно, что процент призываемых, получившихльготы по семейному положению, составлял в среднем 51,5%. Лица, освобожденные от службы по зачетным квитанциям, не насчитывалидаже 0,01%. Следует заметить, что зачетные квитанции продавалисьправительством по числу вступивших в ряды армии охотников, а такжевыдавались как отдельным семьям так и обществам:1) за ратников, которыеостались на военной службе или умерли, находясь в ополчении; 2) за сданныхв рекруты сверх набора и т.д. Характерно, что с каждым годом увеличивалось число лиц, которым былипредоставлены отсрочки по образованию.|Годы |Внесено в |Освобождено по|Освобождено|Предоставле|Предоставле|Призвано в || |призывные |семейному |по |на отсрочка|на отсрочка|ряды армии || |списки |положению |предъявлени|по |по | || | | |и зачетной |образованию|имущественн| || | | |квитанции | |ому | || | | | | |положению | ||1874 |724 648 |369 570 |935 |1752 |310 |150000 ||1875 |693 367 |353 990 |747 |1904 |276 |180000 ||1876 |677 096 |348 298 |842 |2239 |291 |196000 ||1877 |689 825 |349 975 |756 |2545 |277 |218000 ||1878 |758 750 |399 492 |750 |2616 |311 |218000 ||1879 |774 661 |401 962 |556 |2626 |214 |218000 ||1880 |808 683 |422 136 |516 |2780 |195 |235000 |Перевооружение армии. Перевооружение армиипроисходило в несколько этапов и окончательно завершилось в 70-х годах.Примерно до 1867 г. проводилась замена гладкоствольного оружия нарезным,заряжающимся с дула, затем вводилась нарезное оружие, заряжающееся сказенной части. По высочайшему повелению 15 марта 1869 г. на Военное министерствобыла возложена задача в кратчайший срок перевооружить армиюскорострельными ружьями. На смену нарезного, заряжающегося с дула ружья, пришло заряжающеесяс казенной части сначала системы Крынка (Кренке-Гогенбург – австрийскийоружейный мастер, изобретатель в области стрелкового оружия. ВинтовкаКрынка обладала наибольшем прицелом на 600 шагов и заряжалась с казеннойчасти), затем Карле (изобретатель в области стрелкового оружья, винтовкаего системы отличалась скорострельностью и прочностью устройства) и,наконец, берданка (однозарядная винтовка калибра 4,2 линии – 10,67мм).Разработана она командированным в США русскими инженерами полковником А. П.Горловым и капитаном К. И. Гуниусом при содействии американскогополковника Х. Бердана. Создана под патрон с металлической гильзой,заряжалась с казенной части, имела откидной затвор. В конце 60-х годов онабыла принята на вооружение русской армии под названием «малокалибернаястрелковая винтовка образца 1868 года системы Бердана №1». В США еесправедливо назвали «русской винтовкой». В 1970 г. на вооружение был принят усовершенствованный образецберданки со скользящим затвором. Имелись 3 типа этой винтовки (пехотная,драгунская и казачья), а также карабин, различавшиеся длинной, массой инезначительными изменениями конструкции. Пехотная берданка имела дальностьстрельбы 1100 метров и скорость до 8 выстрелов в минуту. В компанию 1877 – 1878 гг. все три типа ружья (Крынка, Карле иБердана) находились на вооружении русских войск. На 1 января 1877 г. наличие стрелкового оружия в русской армиивыражалось табл. Особенно интенсивно, как было распределено это стрелковое оружие.Из имевшихся 48 пехотных дивизий 27 были вооружены винтовками системыКрынка, 16 – новыми малокалиберными винтовками и 5 дивизий из числарасположенных на Кавказе – игольчатыми винтовками системы Карле. Стрелковые батальоны были оснащены скорострельнымималокалиберными винтовками образца 1868 г. (т.н. Бердана №1). Навооружении войск отдельных округов (Туркестанского и двух Сибирских)находились винтовки системы Карле. Драгунские полки обеспечивалисьвинтовками системы Крынка и только некоторые полки были вооруженымалокалиберными драгунскими винтовками. Гусарские и уланские полки с 1875г. снабжались малокалиберными кавалерийскими карабинами. Наконец, вказачьи полки поставлялись малокалиберные казачьи винтовки. Итак, к началу русско-турецкой войны в 1877 г. только третьячасть всей пехоты была вооружена малокалиберными винтовками, большая жечасть ее обеспечивалась ружьями системы Крынка. Пистолеты в войсках повсеместно заменялись револьверами системаСмита-Ватсона, образца 1871, 1874 и 1880 гг. Соответственно с новыми требованиями к вооружению преобразоваласьотечественная военная промышленность. В первую очередь была перестроенадеятельность Тульского, Ижевского и Сострорецкого оружейных заводов.Военные заводы подверглись коренной технологической реконструкции.Потребовалось создание новых промышленных предприятий и производств. Былопроложено несколько стратегических железных дорог к западным границам и наюг. В 1870 г. созданы специальные железнодорожные войска. Для перевооружение артиллерии чрезвычайно важное значение имелосоздание Обуховского и Пермского сталепушечных заводов, а также достижениерусских ученых и инженеров П. М. Обухова, Н.В. Калакуцкого, А.С. Лаврова,Н. В. Маиевского, и др. Так, благодаря открытию П.М. Обухова в России впервые в мире сталисоздаваться стволы орудий из литой стали. В результате в 60-х годах Россиянаряду с Германией превратилась в монополиста по производству стальныхорудий. Тем не менее в условиях общей экономической отсталости полностьюпреодолеть зависимость русской армии от зарубежных поставок не удалось. В полевой артиллерии в 1866 г. установлены, как образцы орудийстальные пушки 9-ти и 4-х фунтовые, а в 1970 г. введены скорострельныеорудия. В осадной артиллерии вместо гладкоствольных орудий учрежденынарезные, а вместо медных – стальные. Большая работы по перевооружению артиллерии проведена поднепосредственным руководством генерала А.А. Баранцова. Началась перестройка крепостей по плану, составленному генераломЭ.И. Тотлебеном. Однако она не была закончена из-за недостатка средств. Переход к новому вооружению поощрял развитие военной теории. В этовремя появились работы крупных военных теоретиков Д.А.Милютина, Г. А.Леера, М. И. Драгомирова и других. Труды их по вопросам стратегии, тактикии военной истории оказали большое влияние, как на ход самих военныхреформ, так и на развитие военного искусства во 2-й половине 19в| На 1 января 1877| На | В запасе ||г. |вооружении | ||Пехотных винтовок Карле | 150 868 |51 096 ||Пехотных винтовок Крынка | 372 700 |192 866 ||Драгунских винтовок (6 лин. сист. Крынка) | 40 597 |2658 ||Стрелковых винтовок образца 1858 г. (Бердана №1) | 17 810 |10 104 ||Малокалиберных пехотных винтовок (Бердана №2) | 253 152 |103 616 ||Малокалиберных карабинов | 12 102 |6 388 ||Малокалиберных драгунских винтовок | 2 352 |7 648 ||Малокалиберных казачьих винтовок | 60 000 |10 000 ||Револьверов Смита и Виссона | 70 275 |6 490 |.Изменение в боевой выучке.Перевооружение армии внесло существенные коррективы и в боевую подготовку.Ставилась задача учить войска лишь тому, что необходимо на войне. Был изданряд новых уставов, наставлений и учебных пособий. Например, в Воинском уставе о строевой и пехотной службе 1862 г.много внимания уделялось одиночному обучению. В 1863 г. был введенДисциплинарный устав и издан специальный приказ по обучению рекрутов, вкотором предписывалось обучать их обучению с ружьем, заряжению и стрельбе,правилам рассыпного и шереножного строя при непременном условиисознательного усвоения. Серьезно значение придавалось обучению стрельбе вцель, строевой и огневой подготовке, применению к местности, саперномуделу. С начала 70-х годов, как тактические учения, так и стрельбыартиллерии начинают проводиться в обстановке, приближенной к боевымусловиям. В целях доведения искусства «цельной» стрельбы полевой артиллерии«до возможной степени совершенства» вводилась новая программа практическихстрельб, увеличивались денежные поощрения – призы наводчикам за отличнуюстрельбу. При проведении боевых стрельб практиковалась смена прислуги илафетов у орудий, вызывались запасные наводчики, менялись лошади и упряжкии т.п. Для подготовки кавалерии к пробегам на большие расстояниясовершались ускоренные марш-маневры на дальние дистанции. Значительно было усилено физическое воспитание солдат. В войскахпреподавали гимнастику и фехтование, создавались гимнастические городки,сооружались различные укрепления, которые солдаты учились штормовать.Больше заботы проявлялось о повышении грамотности среди солдат. Издавалисьспециальные солдатские журналы, открывались ротные и полковые библиотеки. Ввоенных академиях, а также в крупных центрах дислокации войск вопределенные дни для всех желающих практиковались лекции по различнымвопросам военных знаний. Наряду с этим в тактической подготовке войсксохранялись отдельные старые принципы (сомкнутый строй, недостаточноеиспользование возможностей нового вооружения: скорострельности, стрельбы надальние дистанции, по закрытым целям). Отпуск снарядов для стрельбы былкрайне ограничен. По-прежнему игнорировалась стрельба с коны и действия впешем строю. Кавалерия была слабо подготовлена к нанесениюразведывательной службы.Перемены в подготовкевоенных кадров. Дляулучшения подготовки офицерского корпуса в середине 60-х годов былапроведена реформа военно-учебных заведений где после смерти генерал-адъютанта Ростовцева главным начальником в 1860 – 1862 гг. стал великийкнязь Михаил Николаевич. В соответствии с потребностями было уменьшеночисло этих заведений и улучшено качество обучения в них. Общее образование было отделено от специального, расширен доступлицам недворянского происхождения. В 1863 г. в составе Военногоминистерства создано Главное управление военно-учебных заведений, возглавилкоторое Н. В. Исаков, ставший непосредственным руководителем реформывоенного образования. Управление, заменившее Главный штаб егоимператорского величества по военно-учебным заведениям, ведало всемивоенно-учебными заведениями, кроме специальных, которые находились введении соответствующих управлений и Главного штаба. Для согласованиядеятельности всех военно-учебных заведений Военного министерства былучрежден Главный военно-учебный комитет. В 1862 г. офицерские классы Морского корпуса преобразовались вАкадемический корпус морских наук. В 1863 – 1866 гг. 12кадетских корпусовзаменили военными гимназиями (со временем ихчисло увеличилось). Военные гимназии являлись средними учебнымизаведениями военного ведомства типа реальных училищ. Они готовиливоспитанников к поступлению в военные училища. Курс обучения был 6-летний,с 1874 г. – 7-летний. В 1863 г. созданы новые военные училища. Дляподготовки пехотных, кавалерийских и казачьих офицеров с 1864 г. ввелиюнкерские училища со сроком обучения 2 года, в которые принимались юноши,окончившие средние учебные заведения. С 1876 г. в военные учебные заведения стали приниматься лица извсех сословий. Несмотря на это, большая часть юнкеров была из дворян. А внекоторых привилегированных училищах обучались почти исключительно дворяне. Вновь введенный порядок производства в офицеры предусматривалиобязательное окончание курса юнкерского училища или сдачу при немустановленного экзамена. В 1868 г. для обеспечения контингента юнкерских училищ 8 военно-начальных школ были реорганизованы в военные прогимназии. Реформа затронула и высшее учебные заведения – академии. В нихпересматривались учебные планы и программы. Помимо существовавших Николаевской академии Генерального штаба,Николаевской инженерной, Михайловской артиллерийской и Медико-хирургической академии, в 1867 г., как отмечалось выше, открыласьАлександровская военно-юридическая академия. Следует подчеркнуть, что в Артиллерийской академии работалиизвестные ученые – профессор баллистики Н. В. Маевский, профессортехнологий А.В. Гадолин, выдающий математик П.Л. Чебышев. Высокий научныйавторитет завоевала в 60 – 70-х годах Медико-хирургическая академия,ставшая центром передовой медицинской мысли в России. Серьезныепреобразования в ней были связаны с именами президента академии профессорахирургии П.А. Дубовицкого и ученого секретаря известного химика Н.Н.Зимина. При академии были организованы научные институты – анатомо-физиологический, естественно-истирический, а также крупный клиническийгоспиталь. В числе профессоров академии были выдающиеся ученые С.П. Боткини И.М. Сеченов. В 1872 г. при академии открывались первые в России женскиекурсы ученых акушерок, где слушательницы получали высшее медицинскоеобразование. В 1877 г. на базе Академического курса морских наук быласоздана Морская академия. Всего к 1880 г. в числе военно-учебных заведений значилось: 6военных академий, 6 военных училищ, 18 военных гимназий, 16 юнкерскихучилищ, 8 прогимназий, Пажеский и Финляндский корпуса со специальнымиклассами, приготовительный пансион Николаевского кавалерийского училища иМорской корпус. Реформа военно-учебных заведений позволила значительно уменьшитьнекомплект офицеров и поднять уровень их подготовки.Обновление иррегулярных войск. Весомые преобразования распространялись и на иррегулярные войска(войска, не имевшие единой и постоянной организации или отличавшиеся отрегулярных войск системой комплектования, прохождения службы и др. В России в 18 – начале 20 вв.- казачьи войска и др.). К началу 1871 г. в ведении Военного министерства состоялиследующие казачьи войска: Донское, Терское, Астраханское, Уральское,Оренбургское, Сибирское, Семиреченское, Забайкальское, Амурское; Енисейскийи Иркутский конные полки и три казачьи пешие команды. Изданы новые положения о воинской повинности и военной службеказаков. Казаки получили новое вооружение. Казачьи части, бывшие надействительной службе, поставлены в равные условия с регулярными войсками.В первую очередь преобразования проведены в шести казачьих войсках:Донском, Уральском, Оренбургском, Семиреченском, Забайкальском и Амурском.Новый устав о воинской повинности позже был введен в четырех казачьихвойсках: Кубанском, Терском, Астраханском и Сибирском. Некоторые преобразования коснулись и так называемых инородческихвойск. К началу 1871 г. на службе состояли следующие части: лейб-гвардииКавказский эскадрон Собственного Его Величества конвоя, Дагестанский иКутаисский конно-иррегулярные полки, милиция; Дагестанская, Терская,Андийская и Кубанская, Грузинская пешая дружина и Гурийская пешая сотня. Вовсех этих частях состояло на службе по спискам 131 офицер и 5612 нижнихчинов. Для новобранцев из крымских татар и башкир Оренбургской губерниибыли в 1874 г. образованы Крымский, Татарский и Башкирский эскадроны,вскоре переформированы и дивизионы. С декабря 1876 г. по распоряжениюглавнокомандующего Кавказкой армией началось формирование новыхинородческих частей на Кавказе.Заключение Военные реформы 1861 – 1874 годов имели большое прогрессивноезначение. Практически они затронули все области военного дела. Преобразование Военного министерства и образование военных округовне только создали единство управления и ликвидировали излишнююцентрализацию, но и обеспечивали более высокую оперативность руководства,самостоятельность частных начальников. Существенные изменения проведены ввооружении армии. Произведена замена гладкоствольного оружия нарезным искорострельным. Введены винтовки Бердана для пехоты, кавалерии и казачьихвойск. Артиллерийский парк заменялся новыми системами орудий, началосьстроительство парового военного флота. Серьезные перемены произошли в области боевой подготовки войск.Введен ряд новых уставов, наставлений и учебных пособий, где хотя и невсегда последовательно проводились новые тактические принципы. Изменения в обучении войск ставили задачей учить солдат лишь тому,что необходимо на войне. Новые формы ведения боя, связанные с изменениемвооружения войск, требовали развития личной инициативы и грамотностисолдата. Была перестроена система подготовки офицерских кадров. Кадетскиекорпуса преобразованы в военные гимназии, учреждены военные училища,пересмотрены программы и курсы военных академий. Создание юнкерских училищоткрывало доступ в офицерский корпус лицам недворянского происхождения. Военные реформы завершились введением военной повинности, чтозначительно повысило боевые и мобилизационные возможности армии. Военные реформы проводились под руководствам Д.А. Милютина принепосредственной поддержке Александра 2. Большую роль в подготовке иосуществлении реформ сыграли великий князь Константин Николаевич,ближайшие помощники Милютина: А. А. Баранов, Ф.Л. Гейден, Н.В. Исаков, Н.Н. Обручев, Э.И. Тотлебен. В результате реформ армия превратилась в массовую армиюсовременного типа. Окрепла и повысилась ее боеспособность, что сыграло своюроль в русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг. Некоторые мероприятия пореорганизации армии вышли за пределы военного ведомства. Они способствовалиразвитию отечественной железнодорожной сети, которая значительно подняламобилизационную готовность страны. Льготы по длительности службы в армииявились также дополнительным стимулом для распространения народногообразования. Вместе с тем «начатые реформы, - как отмечал сам Милютин, -остались недоконченными, они даже были парализованы, искажены последующимиправительственными мерами…». В армии сохранялись многие крепостническиепережитки: протекционизм, кастовость офицерского состава, бесправиесолдат.




Похожие:

Военные реформы Александра 2 iconВоенные реформы
Военные реформы вызываются новыми политическими задачами государства, появлением новых видов вооружения, экономическими соображениями,...
Военные реформы Александра 2 iconВоенные реформы
Военные реформы вызываются новыми политическими задачами государства, появлением новых видов вооружения, экономическими соображениями,...
Военные реформы Александра 2 iconКонтрольная работа по отечественной истории на тему: Реформы Александра II уфа 2007 тема: Реформы Александра II план
Россия подключалась к общеевропейскому процессу создания передовых, цивилизованных форм государственности, основанных на самодеятельности...
Военные реформы Александра 2 iconМедицинское освидетельствование
К ним относятся военные академии, высшие и средние военные училища, военные институты, военные факультеты и военные кафедры при гражданских...
Военные реформы Александра 2 iconВоенные реформы Петра I

Военные реформы Александра 2 iconТема: «Россия накануне отмены крепостного права». Содержание
Содержание: Биография и личность Александра II, причины крестьянской реформы, процесс подготовки реформы
Военные реформы Александра 2 iconБуржуазные реформы Александра II в контексте общемирового развития
Манифест от 3го марта 1861 г., Судебную реформу, множественные реформы местного самоуправления, реформы уставов учебных заведений,...
Военные реформы Александра 2 iconКонтрольная работа по отечественной истории Реформы Александра 2 введение
Реформы проведенные Александром II в ХIХ веке и по сей день актуальны. В своей работе я решила рассказать о реформах этого великого...
Военные реформы Александра 2 iconВоенные реформы 1862 1874 годов в России Техническое перевооружение армии и флота, всесословная воинская повинность Изменение системы военного управленияГруппа ас–513Студент Борзов Андрей НиколаевичПреподаватель Умников Александр АлександровичДата 14 декабря 1997 года Новосибирск 1997 Содержаниеввед
Военные реформы 1862-74 годов в России. Техническое перевооружение армии и флота, всесословная воинская повинность. Изменение системы...
Военные реформы Александра 2 iconРеформы Александра II

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы