ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА общеучебных (надпредметных) умений учащихся 1-4 классов Учебно-управленческие умения Понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности. Понимать последовательность действий, предъявляемую по индивидуальному и коллективному выполнению учебной задачи. Соблюдать последовательность действий по индивидуальному выполнению учебной задачи в отведённое время. Соблюдать последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи в отведённое время. Соблюдать основные правила выполнения домашней работы в определённых временных границах. Выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома. Пользоваться учебными принадлежностями в соответствии с принятыми нормами. Соблюдать правильную осанку за рабочим местом. Выполнять советы учителя по соблюдению основных правил гигиены учебного труда. Сравнивать полученные результаты с учебной задачей, с планом её реализации. Владеть основными средствами различных форм контроля (самоконтроль, взаимоконтроль). Оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников по заданному алгоритму. Алгоритм — это пошаговая последовательность действий, точное выполнение которой позволяет решать учебные задачи определённого типа. Вносить необходимые изменения в последовательность и время выполнения учебной задачи. Учебно-информационные умения Умения работать с письменными текстами Бегло, осознанно, правильно читать с соблюдением норм литературного произношения, логических ударений и пауз, тона, темпа, соответствующих содержанию текста. Бегло — в темпе свободной речи. Осознанно — с пониманием не только общего смысла текста, но и всех его элементов и языковых средств. Правильно — без ошибок и искажений. Темп чтения вслух соответствует норме, утверждённой МОН Украины. Пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным; по ролям; про себя; вслух. Самостоятельно подготовиться к выразительному чтению проанализированного на уроке художественного, публицистического, научно-популярного текста. Работать с основными компонентами текста учебника: оглавлением; учебным текстом; вопросами и заданиями; словарём; приложениями и образцами; иллюстрациями, схемами, таблицами и сносками. Находить в тексте подзаголовок, абзац, красную строку. Определять примерное содержание незнакомой книги по титульному листу, оглавлению, предисловию, послесловию, иллюстрациям, аннотации. Находить необходимую книгу или статью, пользуясь библиографическими списками, картотеками, каталогами, указателями, открытым доступом к книжным полкам. Пользоваться библиографической карточкой. Дать библиографическое описание книги. Различать научные, официально-деловые, публицистические и художественные тексты. Подбирать и группировать материал по определённой теме из научных, официально-деловых, публицистических и художественных текстов. Составлять простой план письменного текста. Простой план — это план, включающий название значительных частей текста. Графическая форма записи простого плана выглядит следующим образом: 1. 2. и т.д. Грамотно и каллиграфически правильно (т.е. разборчиво, связно, в соответствии с утверждёнными нормами МОН) списывать и писать под диктовку тексты. Темп письма и объём текста соответствует норме, утверждённой МОН Украины. Оформлять тетради и письменные работы в соответствии с принятыми нормами. Создавать письменные тексты различных типов: Повествование — тип текста, в котором отражено изменение объекта в движении и во времени. Компоненты повествования: завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Повествование отвечает на вопрос — что произошло? Описание — тип текста, в котором объект представлен в статике, одномоментно. Компоненты описания: общее представление объекта; подробная характеристика частей, его составляющих, или свойств. Описание отвечает на вопрос — какой? Рассуждение — тип текста, в котором представлены причинно-следственные связи объектов. В зависимости от способа мышления рассуждения делятся на индуктивные и дедуктивные. В рассуждении, построенном индуктивным путём, вначале излагаются мысли и факты, на основании рассмотрения которых затем делаются общий вывод, обобщение. В рассуждении, построенном методом дедукции, сначала высказывается какое-то общее положение, а затем — мысли и факты, подтверждающие справедливость общего положения, его истинность. Рассуждение отвечает на вопрос — почему? Объём сочинённого текста соответствует норме, утверждённой МОН Украины. Владеть различными видами изложения текста: по отношению к объёму исходного текста — подробное и сжатое, по отношению к содержанию исходного текста — полное и выборочное. Объём излагаемого текста соответствует норме, утверждённой МОН Украины. Б. Умения работать с устными текстами Понимать сказанное однократно в нормальном темпе. Задавать восполняющие (открытые) и уточняющие (закрытые) вопросы в случае непонимания устного текстам. Восполняющий (открытый) «опрос — это вопрос, связанный с выяснением новых знаний и включающие в свой состав вопросительные слова типа: «Где?, «Что?", «Когда?», «Почему?», «Какие?» и др. Уточняющий (закрытый) вопрос — это вопрос, направленный к тому, чтобы выяснить истинность или ложность, содержащиеся в суждениях («прямые» вопросы, вопросы «ли»). 3. Различать научные, официально-деловые, публицистические и художественные устные тексты. 4. Составить простой план устного текста. 5. Создавать устные тексты различных типов. 6. Выразительно говорить. 7. Владеть различными видами пересказа текста.
В. Умения работать с реальными объектами как источниками информации Наблюдать объект в соответствии с целями и способами, предложенными учителем. Наблюдение — это метод познания, состоящий в преднамеренном, целенаправленном восприятии реальных объектов. Использовать по рекомендации учителя различные виды наблюдения. Структурированное наблюдение — наблюдение, осуществляемое по плану, неструктурированное наблюдение — наблюдение, при котором определён только его объект; полевое наблюдение — наблюдение в естественной обстановке; лабораторное — наблюдение, при котором объект находится в искусственно созданных условиях. Качественно и количественно описывать наблюдаемый объект. Качественное описание наблюдаемого объекта — это фиксация свойств объекта. Количественное описание наблюдаемого объекта — это определение отношения величин свойств объекта к однородным величинам, принятым за единицу измерения. Формировать под руководством учителя простейшие модели. Модели — это материальные и мысленно представленные объекты, которые в процессе изучения замещают объект-оригинал, сохраняя некоторые важные для определённого исследования свойства.
Программа составлена на основе статьи Д.Татьяниченко и С. Воровщикова «Развитие общих учебных умений школьников» (См. журнал «Народное образование» №8/2003 год) |