Н. Бердяев. Новое средневековье рцго юридический факультет реферат по книге н. Бердяева \"новое средневековье\" Студента I курса иванова ивана москва 1996 г icon

Н. Бердяев. Новое средневековье рцго юридический факультет реферат по книге н. Бердяева "новое средневековье" Студента I курса иванова ивана москва 1996 г



НазваниеН. Бердяев. Новое средневековье рцго юридический факультет реферат по книге н. Бердяева "новое средневековье" Студента I курса иванова ивана москва 1996 г
Дата конвертации13.07.2012
Размер104.86 Kb.
ТипРеферат
Н. Бердяев. Новое средневековье


РЦГО ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ РЕФЕРАТ ПО КНИГЕ Н. БЕРДЯЕВА “НОВОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ” Студента I курса ИВАНОВА Ивана МОСКВА 1996 г. Три этюда, объединенные в книге “НОВОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ“, были написаныв 1923 году. Они внутренне едины, в них развиваются основные мысли Н.Бердяева в связи с событиями того времени. Два последних этюда являютсякритическими и имеют своей целью вскрытие отрицательных начал. Первый этюднаписан в положительной форме, и в нем автор ищет пути выхода из мировогокризиса. НОВОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ В истории, как и в природе, существуют ритм, ритмическая сменаэпох и периодов, смена типов культуры, приливы и отливы, подъемы и спуски.Ритмичность и периодичность свойственны всякой жизни. В данный моментпроисходит историческое время смены эпох. Старый мир новой историикончается и разлагается, и нарождается неведомый еще новый мир. Эпоху нашуя условно обозначаю как конец новой истории и начало нового средневековья .Рациональный день новой истории кончается, солнце его заходит, наступаютсумерки, мы приближаемся к ночи. Все категории пережитого уже солнечногодня непригодны для того, чтобы разобраться в событиях и явлениях нашеговечернего исторического часа. В этот час старая символика историческойплоти рушится, и человечество ищет новой символики, которая должна выразитьсовершающееся в духовной глубине. Средневековье можно назвать ночной эпохойвсемирной истории. Все привычные категории мысли и формы жизни самых“передовых” , “прогрессивных”, даже “революционных” людей XIX и XX вековбезнадежно устарели и потеряли всякое значение для настоящего и особеннодля будущего. В новое средневековье войдет опыт свободы, пережитый в новойистории, и все положительные завоевания совести и большая утонченностьдуши. Сейчас исторический мир переживает великую революцию, некоммунистическую революцию, которая в глубине своей совершенно реакционна иесть лишь гниение разложившихся элементов старого мира, а революцию духа.Призыв к новому средневековью в нашу эпоху и есть призыв к революции духа,к новому сознанию . Если нет бога, то нет и человека - вот что опытнообнаруживает наше время . Нейтральное гуманистическое царство, котороехотело устроиться в серединной сфере между небом и адом, разлагается, иобнаруживается верхняя и нижняя бездна. Богочеловеку противостоит нечеловек нейтрального и серединного царства, а человекобог, человек,поставивший себя на место Бога. Обнаруживаются противоположные полюса бытияи небытия. Переход к новому средневековью, как некогда переход к старомусредневековью, сопровождается приметным разложением старых обществ инеприметным сложением новых. На протяжении всей новой истории нарасталвнутренний распад обществ, восстание человека на человека, класса на класс.Борьба за противоположные интересы, конкуренция, глубокое уединение ипокинутость каждого человека характеризует тип обществ нового времени.
Вдуховной и идейной жизни этих обществ обнаруживалась все нарастающая утеряединого центра, единой верховной цели. Новая история поняла свободу какиндивидуализм, как формальное право каждого человека и каждой сферыкультуры на самоопределение. Самый процесс новой истории был понят какосвобождение. Но во имя чего освобождение? Во имя человека, во имягуманизма, во имя свободы и счастья человеческого. Но нельзя освободитьчеловека во имя свободы человека, такая свобода оказывается совершенноформальной и бессодержательной. Индивидуализм есть по существу своемуотрицательное исправление, он менее всего укрепляет личность, образчеловека, и в индивидуалистическую эпоху совсем не процветают яркиеиндивидуальности , сильные личности. Индивидуалистическая цивилизация XIXвека с ее демократией, с ее материализмом, с ее техникой, с общественныммнением, прессой, биржей и парламентом способствовала понижению и падениюличности, отцветению индивидуальности, нивелировке и всеобщему смешению.Личность была сильнее и ярче в средние века. Однако, личность есть лишь втом случае, если есть Бог и божественное. Индивидуализм изжил в новойистории все свои возможности, в нем уже нет энергии. Конец духаиндивидуализма есть конец новой истории. В час сумерек, в час закатачеловек становится лицом к лицу перед тайной жизни, перед Богом, онпогружается в универсалистическую, космическую атмосферу. Человек выходит кобщности. Рушатся основы миросозерцания XIX века, и потому рушатсяобоснованные на нем государства и культуры. Падение законного принципавласти, правового принципа монархий и демократий и замена его принципомсилы, жизненной энергии спонтанных общественных групп и соединений можноусловно назвать средневековьем. Машина, техника, та власть, которую она с собой приносит, табыстрота движения, которую она порождает, создают химеры и фантазмы,направляют жизнь человеческую к фикциям, которые производят впечатлениянаиреальнейших реалий. Капитализм и социализм одинаково сопровождаютсяупадком и угасанием духовного творчества, убылью духа в человеческомобществе. Они возникают на почве убыли как результат долгого историческогопути отпадения от духовного центра жизни, от Бога. Вся энергия направиласьво вне. Это и есть переход культуры в цивилизацию. Отмирает вся священнаясимволика культуры. Не церковь, а биржа стала господствующей и регулирующейсилой жизни. Люди считают себя свободными от священного безумия. Новая история создала формы национализма, которых не знал мирсредневековый. Реформация и гуманизм дали духовную почву лишь дляисключительного самоутверждения и самозамыкания, разрушили идеювселенности. Но с другой стороны, мы вступаем в эпоху, когда судьба всехнациональностей перестала быть замкнутой и изолированной, все от всехзависят. Культура перестает быть европейской, она становится всемирной.Россия, стоящая в центре Востока и Запада, получает все более ощутительноемировое значение, становится в центре мирового внимания. Русский народ извсех народов мира наиболее всечеловеческий, вселенский по своему духу. Ипризванием русского народа должно быть дело мирового объединения. В каких чертах рисуется новое средневековье? Это есть преждевсего конец гуманизма, индивидуализма и начало новой коллективнойрелигиозной эпохи. Гуманистическое царство разлагается и распадается напредельный, антигуманистический и атеистический коммунизм и надолженствующую собрать в себе всякое подлинное бытие Церковь Христову. Богдолжен вновь стать центром всей нашей жизни, нашей мысли, нашего чувства,единственной мечтой нашей, единственной нашей надеждой и упованием. Новоесредневековье преодолеет атомизм новой истории. Этот атомизм преодолеваетсяили ложно - коммунизмом, или истинно - Церковью, соборностью. Новоесредневековье, как и старое, иерархично по своему строению. Противаристократического, гуманистического самоутверждения всегда восстаетдемократическое гуманистическое самоутверждение, против абсолютнойчеловеческой монархии - абсолютная человеческая демократия. Царь илидворянство имеют не больше прав на власть, чем народ, чем крестьяне илирабочие. Потому, что вообще не существует человеческого права на власть,всякая похоть власти есть грех. Власть есть обязанность, а не право, ивласть тогда лишь правовая, когда она осуществляется не во имя свое и не воимя своих, а во имя Божье, во имя правды. Новое время конструировало властькак право и интересовалось разграничением прав на власть. Новоесредневековье должно конструировать власть как обязанность. Естественныйиерархизм жизни должен вступить в свои права, и личности с большимонтологическим весом, с большей одаренностью и годностью должны занятьподобающее место в жизни. РАЗМЫШЛЕНИЯ О РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ Русская революция есть великое несчастье, всякая революция - несчастье.Счастливых революций никогда не бывало. Революция есть рок и стихия, и еенельзя направить, как нельзя ее остановить. И большевики не направлялиреволюцию, а были лишь послушным ее орудием. Революцию нужно пережить, кактяжелое заболевание. Природа революции такова, что она должна дойти доконца, должна изжить свою яростную стихию, чтобы в конце концов претерпетьнеудачу и перейти в свою противоположность, чтобы из собственных недрпородить противоядие. В революции всегда погибают те, которые ее начали икоторые о ней мечтали. В стихии революции не могут господствовать какие -либо умеренные партии, жирондисты или кадеты. Большевизм был извращенным,вывернутым наизнанку осуществлением русской идеи, и потому он победил.Помогло то, что у русских очень слабо иерархическое чувство, но оченьсильна склонность к автократической власти. Ни о каком правовом,конституционном государстве русский народ и слышать не хотел. Гражданскиевойны во время революции являются роковой неизбежностью. Но никакиегражданские войны не могут положить конец революции, не могут быть выходомиз трагедии революции. Революции могут быть преодолены лишь силамипореволюционными, лишь началами, отличными и от тех, что господствовали дореволюции, и от тех, что господствуют в самой революции. Поистиневеличайшая задача, которая стоит перед Россией, это - задача выхода изкровавого круга революций и реакций, перехода в другое измерение. Русскийвопрос есть сейчас прежде всего духовный вопрос. Вне духовного перерожденияРоссия не может быть спасена. Большевизм нельзя ликвидировать хорошейорганизацией кавалерийских дивизий. Он должен быть прежде всего преодоленизнутри духовно, а затем уже политически. Должен быть найден новый духовныйпринцип организации власти и культуры. Россия переживает эпоху деморализации, погони за наслаждениями жизни.Предстоит страшное понижение уровня культуры, качества культуры. Стараяинтеллигентски-революционная психология теперь перешла к контрреволюционнымэмигрантским кругам. Те чувства, которые раньше были направлены насамодержавие, переносятся на большевиков. Революция нанесла тяжелые раныРоссии, но в одном отношении она будет иметь положительные результаты - онапослужит делу возрождения Церкви и религиозной жизни в России. Революциявсегда помогает проявить действительно религиозное состояние народа. Онадолжна сама себя изжить, истребить себе. Коммунистическая идея сама себяопозорила, она не может уже иметь никакого ореола. ДЕМОКРАТИЯ, СОЦИАЛИЗМ И ТЕОКРАТИЯ Предметом исследования в этой статье будут не многообразные формыполудемократии и полусоциализма, а предельные выражения этих типов, их“идеи”. Существуют разнообразные переходные формы между демократией исоциализмом, их сближения и сочетания, но демократия и социализмпринципиально противоположны. Демократия носит формальный характер, онасама не знает своего содержания и в пределах утверждаемого ею принципа неимеет никакого содержания, она остается равнодушной к добру и злу.Демократия не знает истины, и потому она предоставляет раскрытие истинырешению большинства голосов. Поклонение всеобщему голосованию возможно лишьпри неверии в истину, незнании истины. Демократия отрицает духовные основыобщества, лежащие глубже формального человеческого волеизъявления. Она какбудто бы не предусматривает того, что большинство может стоять за неправдуи ложь, а истина и правда могут оставаться достоянием небольшогоменьшинства. Демократии не означают свободы духа, свободы выбора, этойсвободы может быть больше в обществах не демократических. Демократиявозникает, когда распадается органическое единство народной воли, когдаатомизируется общество, когда гибнут народные верования, соединявшие народв единое целое. Она в силах только механически суммировать волю всех, нообщей воли, органической воли народа она получить не может. Воля народа этоне есть воля человеческого поколения очень краткого отрывка историческоговремени. Это есть воля всего исторического целого, воля всех историческихпоколений, не только живущих, но и умерших, в нее входят историческиепредания и традиции. Поэтому, в определении судьбы России должен бытьуслышан голос всего русского народа. Демократия не хочет этого знать, ипотому она не знает воли народа, а знает лишь механическое суммированиеволи ничтожной кучки современников. Разочарование в демократии связано с еебессодержательно- формальным характером. Социализм, в противоположность демократии, носит характер материально-содержательный, он знает чего хочет, имеет предмет устремления. Социализмпретендует быть новой верой для человечества, он выступает с религиознымипритязаниями, хочет дать целостное отношение к жизни, решить все вопросыжизни. Существует избранный класс - пролетариат, это и есть зачатокистинного человечества, в котором уже не будет эксплуатации. Переход властик этому классу будет означать прыжок в царство свободы, мировую катастрофу,после которой и начнется истинная история или сверхистория. Таковы упованияклассического революционного социализма. Но согласно этой теориисуверенитет принадлежит не пролетариату как факту, а пролетариату как“идее”, которой должно принадлежать господство в мире. Носителем “идеи“пролетариата, знающим истину, является избранное меньшинство, и именно емупринадлежит вся полнота власти. Право на свободное волеизъявлениепринадлежит лишь избранной части пролетариата, обладающей истинносоциалистической волей. Всех рабочих, которые не сознали “идеи“пролетариата, лишают права на изъявление воли. Отсюда тираническоегосподство меньшинства. Социализм принципиально нетерпим и эксклюзивен, онне может предоставить никаких свобод своим противникам, инакомыслящим. Онхочет решить судьбу человеческих обществ, отрицая свободу духа. Большевики считались утопистами, но жизнь показала совсем обратное. Ониоказались настоящими реалистами, осуществляли наиболее возможное, действуяв направлении наименьшего сопротивления. Большевики наиболееприспособлялись к интересам масс, к инстинктам масс, к русским традициямвластвования. Социализм хочет владеть всем человеком, он претендует на самуюинтимную и сокровенную глубину человеческой души. Эти притязания подобныпритязаниям Церкви. Он хочет механически выдрессировать человеческую душудля земного рая. Целью жизни может быть лишь духовная жизнь и содержаниемэтой жизни может быть лишь общественное сознание. Поэтому в основучеловеческих обществ должны положены религиозно-духовные начала, которыедолжны быть поставлены выше всякого самоутверждения человеческой воли. Носоциализм переходит уже к какому - то нечеловеческому содержанию, кнечеловеческой коллективности, во имя которой все человеческое приносится вжертву. Социализм есть реакция против новой истории и возврат ксредневековью, но во имя иного бога. “Идея“ пролетариата, во имя которойльется столько крови, оказывается совершенно бессодержательной идеей. Онаговорит об орудиях жизни, но ничего не говорит о самой жизни, до целейжизни социализм так и не доходит. В жизнь европейских обществ победно вошли сначала демократия, апотом социализм, потому что старые теократические общества разложились.Теократическое государство выродилось в симуляцию священного царства, всеболее и более теряя свое священное содержание. Средневековый теократическийзамысел - один из величайших замыслов истории. Но свобода человеческогодуха не была в нем принята во внимание. Царство Божье не может бытьосуществлено насильно. Искание свободы и толкнуло народы на путьдемократии. Человек пошел путем автономного самоопределения,самоопределение перешло в самоутверждение, самоутверждение привело ксамоистреблению человека. Символизм старой теократии имел все-таки довремени, до известного возраста человечества подлинно священное значение.Старые общества были полны священной символики. И это имело огромноезначение в воспитании и водительстве христианских народов. Но должен былнаступить момент в жизни народов, когда они пожелают перейти от символизмак реализму, к наиреальнейшей жизни. Мы переживаем мировой кризис всехсоциально-политических идеологий и форм. Старое теократическое государствовосстановить нельзя, к нему нет возврата, потому что оно не осуществлялоБожьей правды, лишь во внешних признаках делало вид, что осуществляет ее.Демократии провозгласили свободу выбора, но нельзя долго задерживаться наэтой свободе, нужно ею воспользоваться, нужно сделать выбор правды,подчиниться какой - то истине. Русский народ, согласно особенностям своего духа, отдал себя в жертвудля небывалого исторического эксперимента. Он показал предельные результатыизвестных идей. Русский народ не может осуществлять серединного гуманногоцарства, он может осуществлять или братство во Христе, или товарищество вантихристе. Если нет братства во Христе, то пусть будет товарищество вантихристе. Эту дилемму с необычайной остротой поставил русский народ передвсем миром.




Похожие:

Н. Бердяев. Новое средневековье рцго юридический факультет реферат по книге н. Бердяева \"новое средневековье\" Студента I курса иванова ивана москва 1996 г iconН. Бердяев Новое средневековье рцго юридический факультет реферат по книге н. Бердяева "новое средневековье" Студента I курса иванова ивана москва 1996 г

Н. Бердяев. Новое средневековье рцго юридический факультет реферат по книге н. Бердяева \"новое средневековье\" Студента I курса иванова ивана москва 1996 г iconРеферат по книге н. Бердяева " новое средневековье"
Они внутренне едины, в них развиваются основные мысли Н. Бердяева в связи с событиями того времени. Два последних этюда являются...
Н. Бердяев. Новое средневековье рцго юридический факультет реферат по книге н. Бердяева \"новое средневековье\" Студента I курса иванова ивана москва 1996 г icon«История России и мира. Древность. Средневековье. Новое время»
...
Н. Бердяев. Новое средневековье рцго юридический факультет реферат по книге н. Бердяева \"новое средневековье\" Студента I курса иванова ивана москва 1996 г iconПрограмма вступительных испытаний для абитуриентов, имеющих высшее образование и поступающих на бакалавриат по направлению «Реклама и связи с общественностью»
Исторический контекст возникновения прото-рекламы и прото-пр (Античность, Средневековье, Возрождение, Новое Время)
Н. Бердяев. Новое средневековье рцго юридический факультет реферат по книге н. Бердяева \"новое средневековье\" Студента I курса иванова ивана москва 1996 г iconБарокко в русской архитектуре
На рубеже XVII и XVIII вв в России закончилось Средневековье и началось Новое время. Если в западноевропейских странах этот исторический...
Н. Бердяев. Новое средневековье рцго юридический факультет реферат по книге н. Бердяева \"новое средневековье\" Студента I курса иванова ивана москва 1996 г iconСоциокультурная ситуация в Средневековье. Отличительные особенности западноевропейской средневековой культуры Термин «Средневековье»
Она представляет собой качественно новую ступень развития европейской культуры, следующую после античности, охватывающую более чем...
Н. Бердяев. Новое средневековье рцго юридический факультет реферат по книге н. Бердяева \"новое средневековье\" Студента I курса иванова ивана москва 1996 г iconРеферат по литературе ученика 11 "А" класса Степанова Ивана г. Москва, 1996 г
Летописи и иностранные хроники упоминают более 300 древнерусских городов и крепостей. Среди них Лавреньтьевской летописью под 1147...
Н. Бердяев. Новое средневековье рцго юридический факультет реферат по книге н. Бердяева \"новое средневековье\" Студента I курса иванова ивана москва 1996 г iconРеферат по книге Бердяева «Смысл истории». План Введение
Из собственно литературныхых работ Бердяева, кроме ранней статьи о Метерлинке в сб. "Sub specie aeternitatis" [1907], следует отметить...
Н. Бердяев. Новое средневековье рцго юридический факультет реферат по книге н. Бердяева \"новое средневековье\" Студента I курса иванова ивана москва 1996 г icon1. Что такое Новое время? Что отличает новое время от всех предшествующих эпох?
Впервые после распространения Нового завета европейское человечество осознало себя живущим в обстоятельствах новой культуры и приветствовало...
Н. Бердяев. Новое средневековье рцго юридический факультет реферат по книге н. Бердяева \"новое средневековье\" Студента I курса иванова ивана москва 1996 г iconКостромской государственный университет им. Н. А. Некрасова юридический факультет уважаемые коллеги!
Равовые основы противодействия коррупции в российской федерации: новое законодательство и проблемы его применения, в работе которой...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы