Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования \"Национальный исследовательский университет \"Высшая школа экономики\" icon

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"



НазваниеПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Дата конвертации13.07.2012
Размер234,49 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
скачать >>>


Правительство Российской Федерации


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"



Факультет мировой экономики и мировой политики


Программа дисциплины


«Стратегии интернационализации бизнеса»


для направления 031900.68 «Международные отношения» подготовки магистра

для магистерской программы

«Международные отношения: европейские и азиатские исследования»


Автор программы: Кратко И.Г., к.э.н., доцент, igkratko@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры мировой экономики «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой Л.М. Григорьев

Рекомендована секцией УМС «Мировая экономика и мировая политика»

«___»____________ 20 г

Председатель

Утверждена УС факультета мировой экономики и мировой политики

«___»_____________20 г.

Ученый секретарь А.И. Суздальцев________________________


Москва, 2012 г.

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031900.68 «Международные отношения» для магистерской программы «Международные отношения: европейские и азиатские исследования».

Программа разработана в соответствии с:

  • стандарт НИУ ВШЭ;

  • Образовательной программой 031900 «Международные отношения»;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 031900.68 «Международные отношения» подготовки магистра, утвержденным в 2011г.



2Цели освоения дисциплины


  • познакомить студентов с теоретическими основами и особенностями различных стратегий интернационализации бизнеса и критериями выбора оптимальной стратегии;

  • дать студентам представление об основных решениях, принимаемых в процессе интернационализации бизнеса;

  • ознакомить студентов с конкретными методами реализации различных стратегий интернационализации бизнеса и существующей практикой на примере опыта хозяйствующих субъектов и системы мер государственного регулирования их международной деятельности.

Указанные цели продиктованы тем, что одной из задач специалистов в области международных отношений является обеспечение эффективного экспертного «внешнего сопровождения» компаниям, выходящим на международный рынок, защита их интересов «извне». Для успешной организации взаимодействия с соответствующими институтами и защиты интересов России, как на государственном уровне, так и на уровне хозяйствующих субъектов и некоммерческого сектора, специалисты должны иметь представление о том, как компании выходят на внешние рынки, что лежит в основе мотивации их международной деятельности и каким образом принимаются стратегические решения по интернационализации.

Главное внимание в курсе уделяется сравнительной характеристике и факторам выбора различных стратегий выхода компании на внешний рынок.

Особенностью данного курса является его практическая направленность и построение на основе синтеза теоретических, стратегических и тактических аспектов интернационализации, что позволяет соединить современные исследования в области теории интернационализации бизнеса с прикладными вопросами, связанными с рассмотрением конкретных методов реализации различных стратегий интернационализации.

Курс обеспечивает закрепление компетенций и практических навыков, необходимых для эффективной работы специалиста в международных компаниях, зарубежных службах предприятий и государственных учреждений, или в фирмах, предоставляющих консалтинговые услуги в международном масштабе.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:


  • Знать теории и практики интернационализации бизнеса, факторы внешней и внутренней среды международной компании; классификацию стратегий интернационализации; преимущества и недостатки отдельных стратегий; критерии и факторы принятия решений по выбору стратегии;



  • Иметь представление о специфике ведения бизнеса в политико-правовых и социо-культурных контекстах различных стран;



  • Уметь пользоваться методикой сканирования внешней и внутренней среды международной компании; обладать навыками экспертной оценки и сравнения стратегий интернационализации в зависимости от различных факторов;



  • Иметь навыки принятия решения по выбору оптимальной стратегии интернационализации компании и разработке плана по ее реализации.



В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен рефлек-сировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы и способы деятельности

СК-М1

Способен критически оценить выводы основных классичес-ких и современных теорий интернационализации и умеет их применить с учетом изменившихся условий глобализации.

Знает секвенцию стратегий интернационализации и может их оценить с точки зрения различных критериев и факторов.

Лекции. Эссе. Контрольная работа.

Способен использовать социальные и мультикультурные различия для решения проблем в профессиональной и социальной деятельности

СЛК-М2.1(Э)

Может оценить возможности реализации различных стратегий интернационализации в дифференцированной социо-культурной среде.

Использует кросс-культурные различия при обосновании и принятии решения о выборе оптимальной стратегии выхода на отдельные рынки.

Эссе. Контрольная работа.

Способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень, строить траекторию профессионального развития и карьеры


СК-М4

Использует теоретические и прикладные стратегические аспекты интернационализации бизнеса, комплексно оценивает возможности, выгоды и издержки регулирования на глобальном уровне в области экологии, природопользования, социального и культурного развития, демонстрирует знание важнейших идей и теорий глобализации

Сочетание лекций и семинаров в диалоговом режиме, основанных на изучении обязательной литературы и дополнительных источников;

подготовка презентаций и творческих заданий; обсуждение их результатов в группе


Способен порождать принципиально новые идеи и продукты, быть креативным и инициативным

СЛК–М8

Выступает публично на профессиональные темы. Ясно и аргументировано формулирует свою мысль.

Групповые обсуждения и ролевые игры

4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к блоку дисциплин, обеспечивающих магистерскую подготовку.

Для магистерской программы «Международные отношения: европейские и азиатские исследования» настоящая дисциплина является элективной.

Дисциплина читается на первом курсе магистратуры.


Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

- Основы экономического и статистического анализа мировой экономики

- Мировая политика и международная политическая экономия


5Тематический план учебной дисциплины






Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самосто-ятельная работа

Лек-ции

Семи-

нары

1

Теоретические аспекты интернационализации бизнеса

30

8

0

22

2

Классификация стратегий интернационализации бизнеса



26

6

0

20

3

Характеристика торговых моделей интернационализации бизнеса

26

6

0

20

4

Особенности кооперационных моделей интернационализации бизнеса

14

4

0

10

5

Характеристика инвестиционных моделей интернационализации бизнеса

26

6

0

20

6

Процесс интернационализации деятельности фирмы: основные решения


40

10

0

30

Итого:

162

40

0

122



6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **







3




Текущий


Контрольная работа







*







Итоговый

Зачет







*




Письменный тест 30 мин


6.1Критерии оценки знаний, навыков


Контрольная работа

В ходе контрольной работы студент должен правильно ответить на десять вопросов по теориям и стратегиям интернационализации в письменной форме в течение 20 минут. Успешное написание контрольной работы предполагает конкретные знания предмета дисциплины.

Зачет

Итоговый контроль проходит в форме зачета в виде письменного теста, на написание которого отводится 30 минут. Примерные вопросы теста содержатся в программе.

Наивысшая оценка 10 выставляется при исчерпывающем ответе на все вопросы теста.

При этом отсутствие отличных оценок за контрольную работу означает итоговую оценку не выше 8, наличие оценок 4-5 за контрольную работу означает итоговую оценку не выше 6-7.

7Содержание дисциплины


Лекционный курс состоит из трех частей. Первая часть посвящена обзору классических и современных теорий интернационализации бизнеса. Внимание уделяется классификации теорий интернационализации, значению, эволюции, постулатам и выводам теорий международной торговли, концепциям экономического развития, теориям прямых зарубежных инвестиций.

Во второй части речь идет о классификации стратегий интернационализации, типах стратегической ориентации бизнеса, уровнях интернационализации. Дается характеристика основных стратегических моделей интернационализации: торговых стратегий, стратегий кооперации, инвестиционных стратегий. Изучаются сравнительные особенности стратегий интернационализации бизнеса. Рассматривается секвенция методов интернационализации в зависимости от степени риска. Внимание уделяется организационным формам международного бизнеса и наиболее распространенным схемам организационных преобразований.

Третья часть посвящена основным решениям, принимаемым в процессе интернационализации бизнеса. К рассматриваемым вопросам относятся: критерии выбора стратегии интернационализации; факторы внешней среды, влияющие на выбор стратегии; выбор принимающей страны; методы поиска, оценки и выбора иностранного партнера.


Темы дисциплины

1. Теоретические аспекты интернационализации бизнеса

Понятие и сущность интернационализации бизнеса. Место и роль интернационализации в жизненном цикле фирмы.

Классификация классических и современных теорий интернационализации бизнеса. Постулаты и выводы теорий международной торговли, концепций экономического развития, теорий прямых иностранных инвестиций.

Тенденции, способствующие интернационализации бизнеса. Активная и реактивная мотивации интернационализации. Факторы интенсивного развития интернационализации бизнеса.


Обязательная литература:

  1. Daniels, J. D. (2001). International business. Prentice Hall. 339.9 D18

  2. Ball, D. A. (2008). International business. McGraw-Hill/Irwin339.9 I-69

  3. Dunning, J. H. (2008). Multinational enterprises and the global economy. Cheltenham; Northampton Edward Elgar. 339.9 D90

  4. Rarick, C.A. (2003). Cases and exercises in international business. Prentice Hall. 339.9 R23


Дополнительная литература:

  1. Czinkota M, Ronkainen I., Moffett M. (1999). International Business. The Dryden Press, USA.

  2. Journal of international business studies ISSN: 0047-2506 Online ISSN: 1478-6990
    Publisher: Palgrave Macmillan Ltd. ProQuest Legacy ABI/INFORM Global  1987 to present  (Embargo: 1 year)

  3. Кругман, П. Р. Международная экономика. СПб. Питер, 2004.

  4. Rugman, A. M. (2005). Analysis of multinational strategic management. Cheltenham; Northampton Edward Elgar.

  5. Rugman A.M., Hodgetts R.M. (1995). International Business. A Strategic Management Approach. USA.

  6. Czinkota M, Ronkainen I., Moffett M. (1999). International Business. The Dryden Press, USA.

  7. Khambata D., Ajami R. (1992). International Business. Theory and Practice. USA.

  8. Weidenbaum, M. L. (2004). Business and government in the global marketplace. Pearson Education.

  9. Ball Donald A., McCulloch Wendel H. (1999). International Business: The Challenge of Global Competition. Irwin/McGraw-Hill, USA.

  10. Porter M.E. (1998). The Competitive Advantage of Nations: With a New Introduction, London.

2. Классификация стратегий интернационализации бизнеса

Классификация международных стратегий. Типы стратегической ориентации бизнеса. Уровни интернационализации. Отличия многонациональной и глобальной стратегий. Виды международных компаний. Основные стратегические модели интернационализации.

Торговые стратегии. Стратегии кооперации. Инвестиционные стратегии. Стратегии собственности и контроля. Сравнительная характеристика стратегий интернационализации бизнеса. Секвенция методов интернационализации в зависимости от степени риска.

Организационные формы международного бизнеса. Наиболее распространенные схемы организационных преобразований.


Обязательная литература:

  1. The internationalization of the firm. London Thomson Learning, 2006. 339.9 I69

  2. Internalization, international diversification and the multinational enterprise. Amsterdam [etc.] Elsevier, 2005. 339.9 I-69

  3. Verbeke, A. International business strategy. Cambridge [etc.] Cambridge University Press, 2009. 339.9 V41

  4. Internationalization and international strategy. 2003. 658 I69

  5. Livingstone J.M. (1989). The Internationalization of Business. MacMillan, USA.


Дополнительная литература:

  1. Journal of international business studies ISSN: 0047-2506 Online ISSN: 1478-6990
    Publisher: Palgrave Macmillan Ltd. ProQuest Legacy ABI/INFORM Global  1987 to present  (Embargo: 1 year)

  2. Parmentola A. The Internationalization Strategy of New Chinese Multinationals: Determinants and Evolution. International Journal of Management Vol. 28 No. 1 Part 2 Mar 2011

  3. The internationalization process. London Paul Chapman Publishing Ltd, 1996.

  4. Harvey S. James, Murray Weidenbaum. (1993). When Business Cross International Borders: Strategic Alliances and Their Alternatives. Praeger, USA.

  5. Пивоваров, С. Э. Международный менеджмент. СПб. Питер, 2008. 339.9 П32

  6. http://www.emeraldinsight.com/search.htm?ct=cst

3. Характеристика торговых моделей интернационализации бизнеса

Основные формы и методы международной торговли товарами. Структура внешнеторгового контракта. Защита интересов сторон контракта купли-продажи. Целесообразность использования посредников на внешнем рынке. Виды посредников.

Процедуры импорта. Квотирование, лицензирование, стандартизация, сертификация импортируемых товаров. Таможенная оценка. Расчет совокупного импортного таможенного платежа.

Процедуры экспорта. Квотирование и лицензирование экспорта. Разновидности экспортных лицензий. Экспортные таможенные платежи. Сертификация экспортных товаров.

Международная торговля услугами. Сущность торговли результатами интеллектуальной собственности. Базовые типы лицензионных программ. Торговля товарными знаками. Кросс-лицензирование. Особенности франчайзинга. Мотивы, преимущества и недостатки лицензирования. Виды лицензий. Методы расчета лицензионных платежей.

Субподряд и аутсорсинг. Особенности управленческих контрактов и контрактов «под ключ». Специфика международных инжиниринговых и лизинговых услуг. Соглашения о передаче знаний и технологий.


Обязательная литература:

  1. Rarick, C.A. (2003). Cases and exercises in international business. Prentice Hall. 339.9 R23

  2. Internalization, international diversification and the multinational enterprise. Amsterdam [etc.] Elsevier, 2005. 339.9 I-69

  3. Verbeke, A. (2009). International business strategy. Cambridge [etc.] Cambridge University Press. 339.9 V41

  4. Internationalization and international strategy. 2003. 658 I69

Дополнительная литература:

  1. Journal of international business studies ISSN: 0047-2506 Online ISSN: 1478-6990
    Publisher: Palgrave Macmillan Ltd. ProQuest Legacy ABI/INFORM Global  1987 to present  (Embargo: 1 year)

  2. Кратко И.Г. Международное предпринимательство. М.: Инфра-М, 2001. 658 К786

  3. Стровский, Л. Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 658 В603

  4. Покровская, В. В. Внешнеэкономическая деятельность. М.: Экономистъ, 2009. 339.5 П487

  5. Закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 11.07.2011).

  6. Закон «О таможенном тарифе» от 21.05.93 5003-1 (ред. от 08.12.2010)

  7. Закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.10 311-ФЗ (ред. от 11.07.2011)

  8. Закон «О международном коммерческом арбитраже» от 07.07.93 № 5338-1 (ред. от 03.12.2008) (вместе с "Положением о Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации", "Положением о Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации")

  9. http://www.emeraldinsight.com/search.htm?ct=cst

4. Особенности кооперационных моделей интернационализации бизнеса

Формы коллективных контрактов. Концессионная форма сотрудничества.

Разновидности стратегических альянсов. Стратегические альянсы без долевого участия. Неформальные альянсы. Долевые стратегические альянсы. Формы инвестиционных альянсов. Критерии выбора формы кооперирования. Особенности совместных предприятий и их отличия от других альянсов.


Обязательная литература:

  1. Rarick, C.A. (2003). Cases and exercises in international business. Prentice Hall. 339.9 R23

  2. Internalization, international diversification and the multinational enterprise. Amsterdam [etc.] Elsevier, 2005. 339.9 I-69

  3. Verbeke, A. (2009). International business strategy. Cambridge [etc.] Cambridge University Press. 339.9 V41

  4. Internationalization and international strategy. 2003. 658 I69


Дополнительная литература:

    1. Journal of international business studies ISSN: 0047-2506 Online ISSN: 1478-6990
      Publisher: Palgrave Macmillan Ltd. ProQuest Legacy ABI/INFORM Global  1987 to present  (Embargo: 1 year)

    2. Harvey S. James, Murray Weidenbaum. (1993). When Business Cross International Borders: Strategic Alliances and Their Alternatives. Praeger, USA.

    3. Кратко И.Г. Международное предпринимательство. М., Инфра-М, 2001. 658 К786

    4. Krugman P. (1997). Pop Internationalism. London.

    5. Dunning J.H. (1997). Alliance Capitalism and Global Business. London.

5. Характеристика инвестиционных моделей интернационализации бизнеса

Варианты участия российского бизнеса в процессах, связанных с иностранным инвестированием в России. Правовая база иностранного инвестирования в России. Особенности создания, регистрации и деятельности коммерческих организаций с иностранными инвестициями в России. Специфика деятельности предприятий с иностранными инвестициями в зависимости от статуса их резидентности.

Способы создания зарубежной компании. Создание бизнеса с нуля. Слияния и поглощения. Покупка бизнеса за рубежом. Процедуры IPO.

Выбор формы и юрисдикции зарубежной компании. Законодательство о компаниях. Понятие резидентности предприятий. Определение национальности международной фирмы. Характеристика бизнес-форматов в различных странах. Особенности регулирования иностранных инвестиций за рубежом. Особенности налогового и трудового законодательства в зарубежных странах.

Процедуры создания зарубежного стартапа: разработка учредительных документов и проведение необходимых переговоров по подготовке к регистрации, формирование уставного капитала. Расходы, связанные с созданием зарубежных компаний.

Особенности создания и функционирования компаний в оффшорных зонах. Признаки, типы и особенности оффшорных компаний. Варианты использования оффшорного бизнеса.


Обязательная литература:

  1. Rarick, C.A. (2003). Cases and exercises in international business. Prentice Hall. 339.9 R23

  2. Internalization, international diversification and the multinational enterprise. Amsterdam [etc.] Elsevier, 2005. 339.9 I-69

  3. Verbeke, A. International business strategy. Cambridge [etc.] Cambridge University Press, 2009. 339.9 V41

  4. Internationalization and international strategy. 2003. 658 I69

  5. Dunning, J. H. Multinational enterprises and the global economy. Cheltenham; Northampton Edward Elgar, 2008. 339.9 D90


Дополнительная литература:

  1. Journal of international business studies ISSN: 0047-2506 Online ISSN: 1478-6990
    Publisher: Palgrave Macmillan Ltd. ProQuest Legacy ABI/INFORM Global  1987 to present  (Embargo: 1 year)

  2. Harvey S. James, Murray Weidenbaum. (1993). When Business Cross International Borders: Strategic Alliances and Their Alternatives. Praeger, USA.

  3. Кратко И.Г. Международное предпринимательство. М.: Инфра-М, 2001. 658 К786

  4. Krugman P. (1997). Pop Internationalism. London.

  5. Dunning J.H. (1997). Alliance Capitalism and Global Business. London.

  6. Brewer T.L., Young S. (1998). The Multinational Investment System and Multinational Enterprises. New York.

  7. Melton P. (1996). Going Global with Equities: Make Investment Gains Across Frontiers, London.

  8. Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.99 № 160-ФЗ (ред. от 29.04.2008).

  9. Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 09.10.92 № 3617-1 (ред. от 18.07.2011).

10. http://www.emeraldinsight.com/search.htm?ct=cst


6. Процесс интернационализации деятельности фирмы: основные решения

Критерии выбора стратегии интернационализации. Позитивные и негативные факторы, влияющие на выбор стратегии. Инструменты анализа возможностей и конкурентоспособности фирмы.

Выбор принимающей страны. Основные характеристики международной среды бизнеса. Влияние типа правовой системы на взаимоотношения партнеров. Сферы правового воздействия, участвующие в процессах интернационализации бизнеса. Классификация стран по видам экономической среды бизнеса. Налогообложение и инвестиционный климат. Учет особенностей национальных стилей деловых отношений при ведении переговоров и подготовке и заключении договоров.

Методы поиска, оценки и выбора иностранного партнера. Источники информации об иностранных фирмах. Каналы установления партнерских связей.


Обязательная литература:

  1. Rarick, C.A. (2003). Cases and exercises in international business. Prentice Hall. 339.9 R23

  2. The internationalization of the firm. London Thomson Learning, 2006. 339.9 I69

  3. Verbeke, A. (2009). International business strategy. Cambridge [etc.] Cambridge University Press. 339.9 V41

  4. Internationalization and international strategy. 2003. 658 I69

  5. Livingstone J.M. (1989). The Internationalization of Business. MacMillan, USA.


Дополнительная литература:

  1. Journal of international business studies ISSN: 0047-2506 Online ISSN: 1478-6990
    Publisher: Palgrave Macmillan Ltd. ProQuest Legacy ABI/INFORM Global  1987 to present  (Embargo: 1 year)

  2. The internationalization process. London Paul Chapman Publishing Ltd, 1996.

  3. Кратко И.Г. Международное предпринимательство. М.: Инфра-М, 2001. 658 К786

  4. The Internationalization Process: European Firms in Global Competition, London, 1996.

  5. http://www.emeraldinsight.com/search.htm?ct=cst



8Образовательные технологии


Используются:

  1. активные и интерактивные формы проведения занятий - деловые и ролевые игры, разбор практических задач и кейсов о деятельности международных компаний;

  2. групповой формат – обучение в группе. Мотивация познавательной деятельности реализуется через формирование у студентов познавательной активности, развитие логического мышления, творческих способностей, умения систематизировать информацию, умений работать с учебным и научным текстом, готовить обзоры и представлять их в группе;

  3. занятия, имеющие целью закрепить полученные знания и навыки решения практических задач, будут основаны на обсуждении материалов лекций, собственных наблюдений учащихся, прочитанной литературы и выполненных заданий. Во время занятий будут обсуждаться подготовленные студентами презентации, выполняться письменные промежуточные тесты.

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента


9.1 Примерные вопросы теста

1) Какая из перечисленных стратегий интернационализации отличается минимальным контролем:

а) аутсорсинг

б) экспорт

в) совместное предприятие


2) Ранжируйте методы интернационализации по степени риска от минимальной к максимальной путем простановки порядковых номеров:

) прямые инвестиции в зарубежное предприятие

) продажа иностранной лицензии

) импорт / экспорт товаров

) партнерство с зарубежной фирмой

) покупка иностранной лицензии


3) Дополните организационные формы стратегических альянсов:

а) взаимный обмен акциями

б) миноритарные долевые партнерства

в) зависимые компании

г) ____________________________________________________

д) ____________________________________________________



    1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

  1. Понятие и сущность интернационализации бизнеса.

  2. Место и роль интернационализации в жизненном цикле фирмы.

  3. Классификация классических и современных теорий интернационализации бизнеса.

  4. Постулаты и выводы теорий международной торговли.

  5. Постулаты и выводы концепций экономического развития и теорий прямых иностранных инвестиций.

  6. Основные стимулирующие факторы (мотивы) и барьеры интернационализации бизнеса.

  7. Активная и реактивная мотивации интернационализации.

  8. Классификация международных стратегий.

  9. Сравнительная характеристика стратегий интернационализации бизнеса.

  10. Типы стратегической ориентации бизнеса.

  11. Уровни интернационализации бизнеса.

  12. Типология стратегических моделей интернационализации бизнеса.

  13. Секвенция методов интернационализации в зависимости от степени риска.

  14. Разновидности международных компаний и их отличительные особенности.

  15. Разновидности организационных форм международного бизнеса.

  16. Наиболее распространенные схемы организационных преобразований в международном бизнесе.

  17. Виды и отличительные особенности стратегических альянсов.

  18. Признаки совместного предприятия и виды совместных акционерных компаний.

  19. Стадии интернационализации деятельности фирмы.

  20. Критерии и факторы выбора стратегии интернационализации бизнеса.

  21. Основные характеристики международной среды бизнеса, влияющие на выбор принимающей страны.

  22. Понятие, составляющие и факторы инвестиционного климата.

  23. Типы правовых систем и сферы правового воздействия, участвующие в процессах интернационализации бизнеса.

  24. Отличительные особенности бизнес-форматов в зарубежных странах.

  25. Понятие резидентности предприятий и определение национальности международной фирмы.

  26. Способы нахождения потенциального зарубежного партнера по бизнесу.

  27. Основные процедуры импорта товаров и услуг.

  28. Основные процедуры экспорта товаров и услуг.

  29. Формы участия в экспорте. Виды посредников и целесообразность их использования на внешнем рынке.

  30. Структура внешнеторгового контракта. Способы защиты интересов сторон внешнеторгового контракта.

  31. Сущность торговли результатами интеллектуальной собственности в международной деятельности. Виды международных лицензий и методы расчета лицензионных платежей.

  32. Факторы, влияющие на выбор способа прямого инвестирования.

  33. Виды коммерческих организаций с иностранными инвестициями и способы их создания.

  34. Сравнительная характеристика (преимущества и недостатки) коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

  35. Факторы, влияющие на определение величины уставного капитала коммерческой организации с иностранными инвестициями.

  36. Особенности функционирования резидентных и нерезидентных коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

  37. Основные этапы создания и регистрации зарубежного предприятия.

  38. Критерии выбора формы и страны регистрации.

  39. Влияние специализации предприятия на выбор страны регистрации.

  40. Особенности создания и деятельности предприятий в оффшорных зонах. Признаки оффшорных компаний. Основные варианты использования оффшорных компаний.



10Порядок формирования оценок по дисциплине


Итоговая оценка выставляется по методике, которую условно можно назвать накопительно - универсальной, на основе учета следующих показателей студента в процессе обучения:



  1. активность на занятиях и качество выступлений во время дискуссий (40%);

  2. выступления с докладами и презентациями (15%);

  3. результат контрольной работы (15%);

4) оценка за тест на зачете (30%).

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


11.1 Базовый учебник – отсутствует.

11.2 Основная литература

  1. The internationalization of the firm. London Thomson Learning, 2006. 339.9 I69

  2. Internalization, international diversification and the multinational enterprise. Amsterdam [etc.] Elsevier, 2005. 339.9 I-69

  3. Daniels, J. D. (2001). International business. Prentice Hall. 339.9 D18

  4. Ball, D. A. (2008). International business. McGraw-Hill/Irwin. 339.9 I-69

  5. Verbeke, A. (2009). International business strategy. Cambridge [etc.] Cambridge University Press. 339.9 V41

  6. Internationalization and international strategy. 2003. 658 I69

  7. Livingstone J.M. (1989). The Internationalization of Business. MacMillan, USA.

  8. Dunning, J. H. (2008). Multinational enterprises and the global economy. Cheltenham; Northampton Edward Elgar. 339.9 D90

  9. Rarick, C.A. (2003). Cases and exercises in international business. Prentice Hall. 339.9 R23



11.3 Дополнительная литература:

  1. Journal of international business studies ISSN: 0047-2506 Online ISSN: 1478-6990
    Publisher: Palgrave Macmillan Ltd. ProQuest Legacy ABI/INFORM Global  1987 to present  (Embargo: 1 year)

  2. Parmentola A. The Internationalization Strategy of New Chinese Multinationals: Determinants and Evolution. International Journal of Management Vol. 28 No. 1 Part 2 Mar 2011

  3. Кругман, П. Р. Международная экономика. СПб. Питер, 2004.

  4. Rugman, A. M. (2005). Analysis of multinational strategic management. Cheltenham; Northampton Edward Elgar.

  5. Rugman A.M., Hodgetts R.M. (1995). International Business. A Strategic Management Approach. USA.

  6. Czinkota M, Ronkainen I., Moffett M. (1999). International Business. The Dryden Press, USA.

  7. The internationalization process. London Paul Chapman Publishing Ltd, 1996.

  8. Khambata D., Ajami R. (1992). International Business. Theory and Practice. USA.

  9. Harvey S. James, Murray Weidenbaum. (1993). When Business Cross International Borders: Strategic Alliances and Their Alternatives. Praeger, USA.

  10. Weidenbaum, M. L. Business and government in the global marketplace. Pearson Education, 2004.

  11. Ball Donald A., McCulloch Wendel H. (1999). International Business: The Challenge of Global Competition. Irwin/McGraw-Hill, USA.

  12. Кратко И.Г. Международное предпринимательство. М.: Инфра-М, 2001. 658 К786

  13. Стровский, Л. Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 658 В603

  14. Покровская, В. В. Внешнеэкономическая деятельность. М.: Экономистъ, 2009. 339.5 П487

  15. Krugman P. (1997). Pop Internationalism. London.

  16. Dunning J.H. (1997). Alliance Capitalism and Global Business. London.

  17. Brewer T.L., Young S. (1998). The Multinational Investment System and Multinational Enterprises. New York.

  18. The Internationalization Process: European Firms in Global Competition, London, 1996.

  19. Melton P. (1996). Going Global with Equities: Make Investment Gains Across Frontiers, London.

  20. Пивоваров, С. Э. Международный менеджмент. СПб. Питер, 2008. 339.9 П32

  21. Porter M.E. (1998). The Competitive Advantage of Nations: With a New Introduction, London.

11.4 Нормативные материалы:

  1. Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.99 № 160-ФЗ (ред. от 29.04.2008).

  2. Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 09.10.92 № 3617-1 (ред. от 18.07.2011).

  3. Закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 11.07.2011).

  4. Закон «О таможенном тарифе» от 21.05.93 5003-1 (ред. от 08.12.2010)

  5. Закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.10 311-ФЗ (ред. от 11.07.2011)

  6. Закон «О международном коммерческом арбитраже» от 07.07.93 № 5338-1 (ред. от 03.12.2008) (вместе с "Положением о Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации", "Положением о Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации")


11.5 Кейсы

http://www.emeraldinsight.com/search.htm?ct=cst

12Материально-техническое обеспечение дисциплины


В работе используется компьютерная техника и проектор для демонстрации презентаций, видеоматериалов и информационных программ.

Для практических занятий используются оригинальные документы международных компаний, справочники и ежегодники, издаваемые международными аналитическими центрами по тематике дисциплины.





Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования \"Национальный исследовательский университет \"Высшая школа экономики\" iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский...
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования \"Национальный исследовательский университет \"Высшая школа экономики\" iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский...
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования \"Национальный исследовательский университет \"Высшая школа экономики\" iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский...
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования \"Национальный исследовательский университет \"Высшая школа экономики\" iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский...
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования \"Национальный исследовательский университет \"Высшая школа экономики\" iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования \"Национальный исследовательский университет \"Высшая школа экономики\" iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования \"Национальный исследовательский университет \"Высшая школа экономики\" iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования \"Национальный исследовательский университет \"Высшая школа экономики\" iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования \"Национальный исследовательский университет \"Высшая школа экономики\" iconПравительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский...
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования \"Национальный исследовательский университет \"Высшая школа экономики\" iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Санкт-Петербургский филиал
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования \"Национальный исследовательский университет \"Высшая школа экономики\" iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Санкт-Петербургский филиал
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы