Казни в древней Руси icon

Казни в древней Руси



НазваниеКазни в древней Руси
Дата конвертации13.07.2012
Размер88,48 Kb.
ТипРеферат
Казни в древней Руси


ВведениеПо-видимому, прообразом смертной казни в России, как и у других народов,являлся варварский обычай кровной мести, который представлял собою не чтоиное, как жестокую борьбу за существование. С возникновением государства онприобретает публичный характер и трансформируется в уголовное наказание -смертную казнь, применяемую от имени государственной власти. «Русская правда» - первый письменный источник русского права -смертной казни не знала. Как отмечал историк права профессор Н. П.Загоскин, «...Смертная казнь чужда правовому мировоззрению русского народа,как чуждо ему суровое отношение к преступнику вообще». После крещения Русиименно греческие епископы рекомендовали князю Владимиру заимствовать римско-византийскую карательную систему, широко применявшую смертную казнь. Но самкнязь отнесся к их совету неодобрительно. Эта традиция не угасла и вдальнейшем: «Не убивайте и не повелевайте убивать, даже если кто и будетповинен в чьей-то смерти». (Владимир Мономах) И хотя на практике казни, производимые властями, имели место,впервые в истории русского государства смертная казнь законодательнозакрепляется лишь в 1398 году в Двинской уставной грамоте. Впоследствииобласть применения смертной казни расширялась (Псковская судная грамота1467 года, судебники 1497 и 1550 гг.). Особое распространение смертнаяказнь получает при Иване Грозном, когда было казнено около 4 тысяч человек. В то же самое время в Европе смертная казнь имела несравненнобольший размах. Например, в Германии при Карле V было казнено около 100тысяч человек. Один лишь судья фон Карпцов вынес примерно 20 тысяч смертныхприговоров. В России дальнейшее расширение области применения смертной казниимело место при Петре I, когда она могла быть назначена за 123 составапреступлений, (а том числе за незаконную порубку леса, за драки на спорныхземлях и т. п.). Сенатским указом от 7 мая 1744 года в период двадцатилетнегоправления Елизаветы Петровны смертная казнь в России была отмененаполностью, а в последующем применялась по именным указам царей. (Например,казнь Екатериной П Пугачева и его товарищей). Удивительным образом, однако, созвучие в отношении к смертной казнинаблюдается у столь несовместимых фигур XVIII века: «Опыты свидетельствуют, что частое употребление казней не сделалолюдей лучшими». (Екатерина II) «Аксиомою поставить можно, что казнь смертная совсем не нужна (развеиз сожаления и по выбору преступника), что всякая жестокость и уродованиене достигают в наказании своей цели». (А. Н. Радищев) На протяжении человеческой истории отношение к смертной казнименялось, конечно, и в связи с общим развитием цивилизации и права. Так, вдревности тюремное заключение почти не практиковалось. Вся системанаказаний была совершенно иной: продажа в рабство, пытки, телесныенаказания. Смертная казнь могла быть изощренно жестокой(«квалифицированной»), применялась широко и нередко за незначительныепроступки. Даже принцип «око за око, зуб за зуб» воспринимался в древностисовсем по-иному. Он впервые прозвучал в эпоху, когда за зуб могли снять всюголову, а потому был (пусть и примитивным с нашей точки зрения) призывом кумеренности, быть может, даже к милосердию. С развитием тюремной системы лишение свободы становится одним изосновных видов уголовного наказания. В XIX веке практически во всей Европекак противники, так и сторонники смертной казни пришли к единодушномувыводу, что ее публичность воздействует на общественные нравы развращающе,что часто вспышки жестокостей случаются именно в тех местах, где только чтопроизведена публичная казнь. «Бесчисленное множество примеров показывает, что злодеяния случалисьи во время самой казни». (проф. К. Г. Лаигер) Казни стали совершать в пределах тюремной ограды или же ранним утромв безлюдных местах. В XIX веке повсеместно усиливается стремление к ограничению и дажеполному запрещению смертной казни в законодательном порядке. Например, вКолумбии смертная казнь отменена в 1863 г., в Венесуэле - в 1864, в Румынии- в 1864, а Коста-Рике - в 1880, в Голландии - в 1870 г. (Не всегда,правда, эти решения не отменялись впоследствии). Даже в Англии, гдежестокие средневековые законы продержались почти без изменений до 1830-хгодов, уже с конца XVIII века присяжные никогда не оценивали краденоеболее, чем в 39 шиллингов, поскольку за кражу в 40 шиллингов и болееполагалась смертная казнь. Эта тенденция не обошла и Россию. Так, за 80 лет (с 1826 по 1906гг.) к смертной казни русскими судами были приговорены 612 человек, вотношении многих из которых она приведена в исполнение не была. Начиная с1891 г. в русских гражданских судах не было вынесено ни одного смертногоприговора. А что касается периода с 1905-1907 годов, это была пресловутаявоенно-полевая юстиция, вызвавшая всеобщее возмущение и негодование.Первый же демократически избранный парламент России - I ГосударственнаяДума - одобрила в 1906 году законопроект об отмене смертной казни. Однакоон не был утвержден правительством. Казни в Древней Руси.В силу обычаев на Руси смертная казнь применялась и в случаях, непредусмотренных законами. Так, киевский князь Ростислав, прогневавшись наГригория Чудотворца, повелел связать ему руки, повесить на шею тяжелыйкамень и бросить в воду.В период татаро-монгольского ига ханы выдавали русскому православномудуховенству ярлыки, согласно которым священнослужители пользовались правомнаказания смертью. Ярлык, выданный татарским ханом Менчу Темиром, давалправо киевскому митрополиту Кириллу казнить за хулу православной церкви,как и за всякое нарушение предоставленных духовенству привилегий. В 1230году были сожжены за колдовство четыре волхва.Но среди представителей верховной власти были, и противники смертной казни.Хорошо известна заповедь Владимира Мономаха, вошедшая в пословицу: “Неубивайте, не повелевайте убивать, даже если кто и будет повинен в чьей-либосмерти”.И тем не менее к смертной казни прибегали многие правители Руси в XIII иXIV веках. Так, Дмитрий Донской в 1379 году повелел казнить бояринаВельяминова за измену, а в 1383 году был казнен суржский гость Некомат. Ещев 1069 году во времена “Русской Правды”, не предусматривавшей смертнойказни вообще, князь Гизослав, овладев Киевом, послал сына своего в Киев,который предал смертной казни 70 человек, участвовавших в изгнании Изяславаиз Киева.Вывод: смертная казнь применялась на Руси издавна, как в случаях,предусмотренных законом, так и тогда, когда закон о ней умалчивал. О способах.На Руси Уложение 1649 года предусматривало пять видов исполнения смертнойказни. Однако правосудие прибегало и к другим способам наказания.Способ казни зависел от вида преступления.Смертная казнь через повешение считалась унизительной и применялась квоенным, перебежавшим к неприятелю. Утопление применялось в тех случаях,когда экзекуция производилась в широких масштабах, сожжение заживоприменялось к осужденным за религиозные преступления.Истоки этого наказания следует искать в византийском праве.На Руси, особенно при Иване Грозном, применялось кипячение в масле, винеили воде. Иван Грозный казнил этим способом государственных изменников.Этот царь вообще отличался необычайной жестокостью, граничащей спатологией: достаточно сказать, что он собственноручно избил родного сынаИвана, после чего тот умер.Грозный был неистощим на выдумки, как казнить подданных. Одних (например,новгородского архиепископа Леонида) по его приказу зашивали в медвежьюшкуру и бросали на растерзание собакам, с других живьем сдирали кожу и такдалее.Залитие горла расплавленным свинцом применялось исключительно кфальшивомонетчикам. В 1672 году этот вид смертной казни был замененотсечением обоих ног и левой руки преступника.Четвертование применялось за оскорбление государя, за покушение на егожизнь, иногда за измену, а также за самозванство.Колесование получило широкое распространение с введением воинского уставаПетра I. По описанию русского ученого XIX века профессора А.Ф.Кистяковского, способ колесования состоял в следующем: “К эшафотупривязывали в горизонтальном положении андреевский крест, сделанный из двухбревен. На каждой из ветвей этого креста делали две выемки, расстояниемодна от другой на один фут. На этом кресте растягивали преступника так,чтобы лицом он был обращен к небу; каждая оконечность его лежала на однойиз ветвей креста, и в каждом месте каждого сочленения он был привязан ккресту. Затем палач, вооруженный железным четырехугольным ломом, наносилудары в часть члена между сочленением, которая как раз лежала над выемкой.Этим способом переламывали кости каждого члена в двух местах. Операцияоканчивалась двумя или тремя ударами по животу и переламыванием становогохребта. Разломанного таким образом преступника клали на горизонтальнопоставленное колесо так, чтобы пятки сходились с заднею частью головы, иоставляли его в таком положении умирать”.Закапывание, “окопание”, заживо в землю назначалось, как правило, женам заубийство мужа.Посажение на кол применялось, как и четвертование, преимущественно кбунтовщикам и “воровским изменникам”. В 1614 году на кол был посаженсообщник Марины Мнишек Заруцкий.Введение смертной казни за отдельные преступления обосновывалосьгосударственными интересами. Так, Петр I, начав строительство флота инуждавшийся в материале для кораблей, издал указ, запрещавший вопределенных местностях рубку леса. За порубку дубового леса виновныекарались смертной казнью.В эпоху Петра I также широко применялась казнь по жребию.Петр I ввел в список официальных казней аркебузирование, или расстрел.Расстрел не считался позорным наказанием и не покрывал бесчестием имярасстрелянного. Повешение во времена Петра представляло собой позорный видсмерти. Вешали при подавлении бунтов, восстаний и крестьянских волнений.К существовавшим ранее способам казни прибавилось подвешивание на крюк заребро: казненный должен был висеть боком, со свешенными вниз руками,головой и ногами.Во времена Елизаветы отмена смертной казни была лишь формальной. Онаприменялась в замаскированном виде — засечение кнутом, палками, батогами,розгами. Наиболее применимые: Распятие.Мы знаем, что в древние времена у разных народов мира отношение к смертибыло совершенно иным, чем сейчас. Соответственно по-другому смотрели и насмертную казнь. Почти все древние цивилизации (впрочем, средние века тоже вэтом смысле "не подкачали") стремились не облегчить казнь, а ужесточитьстрадания осужденного.Изобретателями распятия, вероятно, являются финикийцы.Осужденного на распятие палачи раздевали, оставляя лишь набедреннуюповязку, привязывали к деревянному кресту и били кожаными бичами илисвежесрезанными прутьями. Затем приговоренный должен был сам нести свойкрест к месту казни. Обычно это был холм вне города или просто обочинадороги. Крест врывали в землю, веревками поднимали осужденного наперекладину, привязывали к ней, а затем пригвождали руки. Ноги иногдатолько привязывали, иногда тоже пригвождали.Распятым давали время пострадать, а затем (обычно ближе к вечеру)перебивали голени, что приводило к быстрой смерти от удушья. Дыхание накресте возможно, только если приподнимать грудную клетку, опираясь на ноги.Перебивание голеней выполняло функции своеобразного ОТК и отменялонеобходимость охранять осужденных в ожидании их естественной смерти отобезвоживания организма или теплового удара. В Евангелии от Иоанна о казниИисуса Христа сказано: "Итак, пришли воины, и у первого перебили голени, иу другого, распятого с Ним; но, пришедши к Иисусу, как увидели Его ужеумершим, не перебили у Него голеней". СожжениеОно активно использовалось во многих странах. Например, персидский царьДарий II заживо сжег свою мать. Есть и другие свидетельства дохристианскойэры об этом виде казни. Но настоящий ее расцвет наступил в средние века.Пыталась не отстать от Европы и далёкая загадочная Россия. В 1227 году, какговорит летопись, в Новгороде "изъжогша волхвов четыре". Когда в 1411 г. вПскове началась эпидемия чумы, сразу же по обвинению в напущении болезнибыли сожжены 12 женщин. На другой год массовое сожжение людей произошло вНовгороде. У знаменитого тирана средневековой Руси Ивана Грозного сожжениебыло одним из любимых видов казни. Во второй половине XVIII века сожжениеособенно часто применялось по религиозным соображениям - как мера наказанияраскольникам за их приверженность "старой вере". При царе Алексее (XVII в.)"жгут живого за богохульство, за волховство, за чернокнижничество". При немже "старицу Олену сжигают в срубе, как еретицу, с чародейскими бумагами икореньями... В Тотьме в 1674 г. сожжена была в срубе и при многочисленныхсвидетелях женщина Феодосья по оговору в порче". Самое знаменитое в Россиисожжение - это сожжение протопопа Аввакума, подвижника раскольничества.Казнь на костре в России была более мучительной, чем в Европе, посколькупредставляла собой скорее не сожжение, а копчение заживо на медленном огне.“В 1701 году этот способ сожжения был применен к некоему Гришке Талицкому иего соучастнику Савину за распространение возмутительных "тетрадей"(листовок) о Петре I. Обоих осужденных в течение восьми часов окуривалиедким составом, от которого у них вылезли все волосы на голове и бороде ивсе тело медленно тлело, как воск. В конце концов их обезображенные телабыли сожжены вместе с эшафотом”. Случаи сжигания живьем отмечены и вцарствование Анны Иоанновны. Заключение.Как показывают различные исследования, идея казни людям привычна во всёммире. К тому же это одна из самых древних мер правосудия - тюрьмы появилисьпозже. В Киевской Руси казнили даже за то, что замахнулся на родителя (а,скажем, в Древнем Риме родитель сам мог за это казнить). Особеннорепрессивным российское государство было при Иване Грозном, уничтожившемчетыре тысячи подданных, и Петре Первом. Этот про европейский правительввёл смертные приговоры за 123 состава преступления. Осуждённым рубилиголовы, их вешали, сжигали или закапывали живьём. (Впрочем, и в Европетогда тоже мало думали о правах человека: в Австрии, например, в те жевремена с предводителями крестьянских восстаний расправлялись, усаживая нараскалённый трон или колесуя.) К XIX веку российское правосудие сталомилосерднее. За всё минувшее столетие произошло несколько сот экзекуций. Список литературы:1. «Экспресс хроника» Зоя Орехьялова. 1999 год.2. «Как казнили на Руси» Таганцев Н.С. Интернет.2000 год.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Казни в древней Руси iconКазни в древней Руси
С возникновением государства он приобретает публичный характер и трансформируется в уголовное наказание смертную казнь, применяемую...
Казни в древней Руси iconИмени О. В. Ключевского
Древней Руси", "От Закона Русского к Русской Правде", "Общественный строй Древней Руси в русской исторической науке XVIII-XX веков",...
Казни в древней Руси iconВопросы для экзамена по истории отечества
Возникновение государства. Правления киевских князей с Рюрика по Владимира Мономаха. Социально-экономические отношения на Руси. Внешняя...
Казни в древней Руси iconКультура древней Руси
История возникновения древней Руси (культура славянских и праславянских племён) 2
Казни в древней Руси iconКультура древней Руси
История возникновения древней Руси (культура славянских и праславянских племён) 2
Казни в древней Руси iconИстоки русской музыки восходят к творчеству восточно-славянских племен, населявших территорию Древней Руси до возникновения в IX в первого русского государства
Древней Руси до возникновения в IX в первого русского государства. О древнейших видах восточно-славянской музыки можно судить по...
Казни в древней Руси iconНаучная библиотека им. И. Г. Тюлина
Киевской Руси (09–xi в.), а также период феодальной раздробленности страны (xii–xiv в.). Представлены книги по истории, философии,...
Казни в древней Руси iconНаучная библиотека им. И. Г. Тюлина
Киевской Руси (09–xi в.), а также период феодальной раздробленности страны (xii–xiv в.). Представлены книги по истории, философии,...
Казни в древней Руси icon1. Введение Древнерусское государство – когда и как Духовная культура
Древней Руси можно считать IX век. Я решил описать культуру Киевской Руси до 1236 года начала татаро-моногольского ига. После этого,...
Казни в древней Руси iconХристианство на Руси
Христианство в Древней Руси существрвало еще задолго до придания ему статуса официальной религии, но оно было слабо распространенным...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы