Эпоха Возрождения, как социокультурный переход, переворот средневековых традиций в Европе 14-16 вв. Понятие, переодизация, основные черты ренессанской культуры icon

Эпоха Возрождения, как социокультурный переход, переворот средневековых традиций в Европе 14-16 вв. Понятие, переодизация, основные черты ренессанской культуры



НазваниеЭпоха Возрождения, как социокультурный переход, переворот средневековых традиций в Европе 14-16 вв. Понятие, переодизация, основные черты ренессанской культуры
Дата конвертации13.07.2012
Размер52,19 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

Эпоха Возрождения, как социокультурный переход, переворот средневековых традиций в Европе 14-16 вв. Понятие, переодизация, основные черты ренессанской культуры.


Культура Ренессанса зародилась во второй половине ХIVв. И продолжала развиваться на протяжении ХV и ХVI вв., постепенно охватывая одну за другой все страны Европы. Возникновение культуры Возрождения было подготовлено рядом общеевропейских и локальных исторических условий.

В XIV - XV вв. зарождались раннекапиталистические, товарно - денежные отношения. Одной из первых вступила на этот путь Италия , чему в немалой степени способствовали : высокий уровень урбанизации , подчинение деревни городу , широкий размах ремесленного производства , финансового дела , ориентированных не только на внутренний , но и на внешний рынок .

Складывание новой культуры было подготовлено и общественным сознанием, изменениями в настроениях различных социальных слоев ранней буржуазии . Аскетизм церковной морали в эпоху активного торгово-промышленного и финансового предпринимательства серьезно расходился с реальной жизненной практикой этих социальных слоев с их стремлением к мирским благам , накопительству , тягой богатству . В психологии купечества, ремесленной верхушки отчетливо проступали черты рационализма , расчетливости , смелости в деловых начинаниях , осознания личных способностей и широких возможностей. Складывалась мораль, оправдывающая “честное обогащение”, радости мирской жизни , венцом успеха которой считались престиж семьи , уважение сограждан , слава в памяти потомков .

Термин "Возрождение" (Ренессанс) появился в XVI веке. Это понятие возникло на основе широко распространенной в то время исторической концепции, согласно которой Эпоха Средневековья представляла собой период беспросветного варварства и невежества, историки того времени полагали, что искусство некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни. Термин "Возрождение" означал первоначально не столько название всей эпохи, сколько самый момент возникновения нового искусства, который приурочивался обычно к началу XVI века. Лишь позднее понятие это получило более широкий смысл и стало обозначать эпоху, когда в Италии, а затем и в других странах сформировалась и расцвела оппозиционная феодализму культура. Энгельс охарактеризовал Возрождение как "величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством".

XIII - XVI столетия были временем больших перемен в экономике, политической и культурной жизни европейских стран. Бурный рост городов и развитие ремесел, а позднее и зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли, вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные районы постепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к северу, завершившееся после падения Византии и великих географических открытий конца XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой Европы. Почти повсеместно теперь выдвигаются на первый план города. Некогда могущественнейшие силы средневекового мира - империя и папство - переживал глубокий кризис. В XVI столетии распадавшаяся Священная Римская империя германской нации стала ареной двух первых антифеодальных революций - Великой крестьянской войны в Германии и Нидерландского восстания. Переходный характер эпохи, происходящий во всех областях жизни процесс освобождения от средневековых пут и вместе с тем еще неразвитость становящихся капиталистических отношений не могли не сказаться на особенностях художественной культуры и эстетической мысли того времени.

Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры - расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особенности, изобразительного искусства. Зародившись в городах Италии это обновление захватило затем и другие европейские страны. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных произведений, а более регулярное и тесное общение между странами способствовало повсеместному проникновению новых художественных течений.

Огромную роль в этом прорыве сыграли Великие географические открытия. В 1456 году португальские корабли достигли Зеленого мыса, а в 1486 г. экспедиция Б. Диаса обогнула Африканский континент с юга, миновав мыс Доброй Надежды. Осваивая побережье Африки, португальцы одновременно посылали корабли в открытый океан, на запад и юго-запад. В результате на картах появились неизвестные раньше Азорские острова и острова Мадейра. В 1492 г. свершилось великое событие - Х. Колумб, итальянец, перебравшийся в Испанию, в поисках пути в Индию пересек Атлантический океан и высадился у Багамских островов, открыв новый континент - Америку. В 1498 г. испанский путешественник Васко да Гама, обогнув Африку, успешно привел свои корабли к берегам Индии. С XVI в. европейцы проникают в Китай и Японию, о которых раньше имели лишь самое смутное представление. С 1510 г. начинается завоевание Америки. В XVII в. была открыта Австралия. нализ памятников культуры Возрождения свидетельствует об отходе от многих важнейших принципов феодального мировоззрения. Средневековый аскетизм и презрение ко всему земному сменяются теперь жадным интересом к реальному миру, к человеку, к сознанию красоты и величия природы. Непререкаемое в средние века первенство богословия над наукой поколеблено верой в неограниченные возможности человеческого разума, который становится высшим мерилом истины. Подчеркивая интерес к человеческому в противовес божественному, представители новой светской интеллигенции называли себя гуманистами, производя это слово от восходящего к Цицерону понятия "studia humanitanis", означавшее изучение всего, что связано с природой человека и его духовным миром.


При всей сложности и неоднозначности эстетики возрождения в качестве ее одного из основных принципов можно выделить абсолютизации человеческой личности в ее целостности. Для эстетических трактатов и произведений искусства Возрождения характерно идеализированное представление о человеке как о единстве разумного и чувственного, как о свободном существе с беспредельными творческими возможностями. С антропоцентризмом связано в эстетике Возрождения и понимания прекрасного, возвышенного, героического. Принцип прекрасной артистически - творческой человеческой личности сочетался у теоретиков Возрождения с попыткой математического исчисления всякого рода пропорций симметрии перспективы. Эстетическое и художественное мышление этой эпохи впервые опирается на человеческое восприятие как таковое и на чувственно реальную картину мира. Здесь бросается в глаза также субъективистски -индивидуалистическая жажда жизненных ощущений, независимо от их религиозного и морального истолкования, хотя последнее, в принципе, не отрицается. Эстетика Возрождения ориентирует искусство на подражание природе. Однако на первом месте здесь не столько природа, сколько художник, который в своей творческой деятельности уподобляется Богу. В постепенно освобождающемся от церковной идеологии создателе произведения искусства больше всего ценится острый художественный взгляд на вещи, профессиональная самостоятельность, специальные навыки, а его создания приобретают уже самодовлеющий, а не священный характер. Одним из важнейших принципов восприятия произведений искусства становится наслаждение, что свидетельствует о значительной демократической тенденции в противовес морализаторству и схоластической "учености" предшествующих эстетических теорий. Эстетическая мысль Возрождения содержит не только идею абсолютизации человеческого индивида в противовес надмировой божественной личности в средние века, но и определенное осознание ограниченности такого индивидуализма, основанного на абсолютном самоутверждении личности. обенностей культуры Возрождения. Правдивое изображение мира и человека должно было опираться на их познание, поэтому познавательное начало играло в искусстве этой поры особенно важную роль. Естественно, что художники искали опору в науках, нередко стимулируя их развитие. Эпоха Возрождения отмечена появлением целой плеяды художников-ученых, среди которых первое место принадлежит Леонардо да Винчи.

Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из мировоззренческих задач возрожденцев. Мир влечет человека, поскольку он одухотворен Богом. Но в эпоху Возрождения существовала и другая тенденция – ощущение человеком трагичности своего существования.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Эпоха Возрождения, как социокультурный переход, переворот средневековых традиций в Европе 14-16 вв. Понятие, переодизация, основные черты ренессанской культуры iconЭпоха Возрождения, как социокультурный переход, переворот средневековых традиций в Европе 14-16 вв. Понятие, переодизация, основные черты ренессанской культуры
Культура Ренессанса зародилась во второй половине хivв. И продолжала развиваться на протяжении ХV и ХVI вв., постепенно охватывая...
Эпоха Возрождения, как социокультурный переход, переворот средневековых традиций в Европе 14-16 вв. Понятие, переодизация, основные черты ренессанской культуры iconViii. Эпоха Возрождения как начало новой европейской культуры
Эпоха Возрождения – социальный и культурный переворот средневековых традиций в Европе XIII-XVI вв
Эпоха Возрождения, как социокультурный переход, переворот средневековых традиций в Европе 14-16 вв. Понятие, переодизация, основные черты ренессанской культуры iconРеферат по истории Ученика 7 класса «А» Воробьева Алексея Эпоха возрождения
Эпоха Возрождения – один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры
Эпоха Возрождения, как социокультурный переход, переворот средневековых традиций в Европе 14-16 вв. Понятие, переодизация, основные черты ренессанской культуры icon17. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения
Европе в XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в...
Эпоха Возрождения, как социокультурный переход, переворот средневековых традиций в Европе 14-16 вв. Понятие, переодизация, основные черты ренессанской культуры iconВведение 2 Общая характеристика эпохи 3 Гуманистическая мысль эпохи Возрождения 5 Эпоха Возрождения и Реформация 8
Важным этапом развития философской мысли является философия эпохи Возрождения. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся раз­ных...
Эпоха Возрождения, как социокультурный переход, переворот средневековых традиций в Европе 14-16 вв. Понятие, переодизация, основные черты ренессанской культуры iconЭпоха Возрождения
В эпоху Возрождения возникло экспериментальное естествознание, произошло открытие и изучение памятников античной культуры, развивались...
Эпоха Возрождения, как социокультурный переход, переворот средневековых традиций в Европе 14-16 вв. Понятие, переодизация, основные черты ренессанской культуры iconДается общая характеристикаЭпохи Возрождения. Пособие может быть использовано студентами техническихвузов, изучающими курс “Россия в мировой истории” для подготовки ксеминарским занятиям, контрольным работам, зачетам и экзаменам. Эпоха Возрождения и ее роль в истории человечества
Эпоха возрождения и ее роль в истории человечества. Реформация о курсу Россия в мировой истории(Учебно-методическое пособие)
Эпоха Возрождения, как социокультурный переход, переворот средневековых традиций в Европе 14-16 вв. Понятие, переодизация, основные черты ренессанской культуры iconОбразование является составной частью культуры человека и общества. Поэтому, чтобы выявить основные черты образования, необхо­димо проанализировать особенности культуры, в рамках которой оно развивается
Годня понятие культуры охватывает все стороны деятельности человека и общества. Поэтому различают политическую, экономическую, правовую,...
Эпоха Возрождения, как социокультурный переход, переворот средневековых традиций в Европе 14-16 вв. Понятие, переодизация, основные черты ренессанской культуры icon1. Римский гражданский процесс: понятие, формы, основные черты, вещи в римском праве. Классификация вещей задание. Римский гражданский процесс: понятие, формы, основные черты. Понятие вещи в римском праве
Римский гражданский процесс: понятие, формы, основные черты, вещи в римском праве. Классификация вещей
Эпоха Возрождения, как социокультурный переход, переворот средневековых традиций в Европе 14-16 вв. Понятие, переодизация, основные черты ренессанской культуры iconПонятие и основные черты тоталитаризма

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы