Франклин Делано Рузвельт icon

Франклин Делано Рузвельт



НазваниеФранклин Делано Рузвельт
Дата конвертации13.07.2012
Размер300.01 Kb.
ТипРеферат
Франклин Делано Рузвельт


ПЛАН ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. УГРОЗА ВОЙНЫ И ПОЛИТИКА ИЗОЛЯЦИОНИЗМА 1.1 «Новый курс» Ф. Рузвельта и его сущность 1.2 Новая международная ситуация - новые решения 3 "Новый курс" в канун войны. ГЛАВА 2. КРИЗИС В ЕВРОПЕ И ПОЛИТИКА «ИЗОЛЯЦИОНИЗМА» 2.1 Президент Рузвельт и его роль в формировании политики изоляционизма» 2.2 Устойчивость доктрины «невмешательства» во внешней политике США, еесущность и особенности в послемюнхенский период. ГЛАВА 3. НАЧАЛО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И ПОЛИТИКА США. ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы. Период, начавшийся мировым экономическим кризисом1929-1933гг. и завершившийся победой сил антигитлеровской коалиции занимаетособое место в судьбах человечества. Роль Рузвельта и его окружения вопределении принципов и реализации социальной и внешнеполитическойстратегии, направленной на сохранение и упрочение экономических ивнешнеполитических позиций США, исключительно велика. С его именем связанатакже одна из самых значительных страниц в истории внешней политики идипломатии США, и в частности установление дипломатических отношений сСоветским Союзом, участие США в антигитлеровской коалиции. Исключительно велика роль Рузвельта в формировании и претворении в жизньтак называемого "нового курса" внутри страны, курса демократическойнаправленности, сыгравшего выдающуюся роль в стабилизации экономической исоциальной ситуации в стране в период после глубокого экономическогокризиса 1929-1934гг, курса, позволившего избежать тяжких социально-политических потрясений. Рузвельт проявил себя как неординарный, гибкий политик, тонкочувствующий ситуацию, способный верно угадывать тенденции и своевременно иточно реагировать на изменение настроение всех слоев общества. Четыреждыпереизбирался на пост президента страны (что представляет собойсвоеобразный рекорд в истории США) и занимал его до самой смерти в 1945году. Рузвельт был человеком своего времени и своего класса. Поэтому не всеего действия, особенно во внешней политике вызывают одобрение потомков. Вчастности, во многом была ошибочной политика изоляционизма, проводимая СШАнакануне второй мировой войны. Это косвенно признавал позднее и самРузвельт. История даёт нам свои уроки, чтобы мы не повторяли ошибок вбудущем. Канун войны притягивает интерес учёных в течение уже долговоговремени, но от этого востребованность знаний о самой кровопролитной войне20 века не уменьшается. Таким образом, актуальность данной темы определяется её важностью изначимостью в становлении и развитии самостоятельной внешней политикисуверенного Казахстана, теми задачами, которые поставлены в выступлениях итрудах Президента РК. Источниковедческая база В качестве источников, в работе использованыдокументы внешней политики СССР и США, работы американских историков,изучавших этот период, материалы государственных архивов в Москве.
Проблематика Нас интересует вопрос, насколько обоснованной была политика«невмешательства» администрации США накануне войны, была ли альтернативаей? В силах ли американского президента было не допустить мировую войну? Новизна данной работы заключается в попытке свободного, отидеологических предрассудков, анализа основных составляющих внешнейполитике США накануне войны. В работе мы отошли от оценок данного периодасоветского времени. В свете открывшихся фактов, об определённой доли виныза развязывания войны лежащей и на советском руководстве, мы стараемсяболее объективно оценить роль политики «изоляционизма» в поощренииагрессивных устремлений Германии и её союзников. Цель курсовой работы: на основе анализа источников и научной литературыпоказать предпосылки, сущность и последствия политики невмешательства вевропейские дела, проводимую американским руководством. Основными задачами данной работы является: 1. Проанализироватьпредпосылки и этапы формирования политики «изоляционизма». 2. Раскрытьсущность и основные направления политики невмешательства. 3. На основеобъёктивного анализа, показать итоги и последствия внешней политики СШАнакануне войны. Методологической и теоретической основой работы послужили философские иисторические концепции, раскрывающие суть отношений США и европейскихдержав накануне второй мировой войны. При работе над данной темой использовался принцип конкретно-исторического подхода к явлениям прошлого, единства исторического илогического, анализа противоречий; метод сравнения. Историография проблемы и обзор литературы по теме. В данной работе неставится задача проследить внешнеполитическую деятельность США на всехэтапах развития европейского кризиса. Рассмотрим лишь вопрос об отношенииамериканского правительства к некоторым предвоенным событиям[1]. Характерно, что в историографии США до сих пор преобладает стремление коправданию политики «невмешательства», а фактически поощрения агрессоров,которую проводили США[2]. Но некоторые исследователи, обращаясь кпредыстории второй мировой войны, пытаются более объективно осветить рольСША в международных делах, хотя и замалчивают по- прежнему антисоветскуюнаправленность их политики. В 1933 – 1941 гг., как утверждает, например,профессор Бостонского университета А. Оффнер, американское правительствосделало «сравнительно мало» для того, чтобы приостановить агрессию Японии вАзии, а Германии в Европе[3]. В случае с Чехословакией и с подготовкойМюнхенской конференции, приходит он к выводу, американская дипломатияпроявила так же мало дальновидности, как и дипломатия других западныхгосударств. В Вашингтоне не осознали, что на карту была пост1авлена всясистема европейской безопасности; что речь шла о подчинении ВосточнойЕвропы экономическому и политическому господству Германии; что СоветскийСоюз вынуждался к изменению своей внешней политики[4]. Весьма своеобразнооценивается предвоенная политика США в трудах английского историка Д.Уатта. Он проводит параллель между американской политикой, с одной стороны,и англо-французской – с другой, и, оправдывая курс умиротворения,раскрывает в то же время подлинные цели администрации демократов. Д. Уаттпоказывает, что заместитель государственного секретаря С. Уэллесопределенно поддерживал усилия Н. Чемберлена, направленные на достижениесоглашения с европейскими странами «оси». Фактическое одобрение Вашингтонаполучили англо-итальянское соглашение 1938 г. и позиция Великобритании вовремя чехословацкого кризиса. Американская роль на первых стадиях этогокризиса, весной и летом 1938 г., мало чем отличалась от роли прямыхучастников переговоров с рейхом. Ко времени Мюнхенской конференции,заключает Д. Уатт, президент Ф. Рузвельт проводил ту же, что и англо -французские лидеры, политику умиротворения[5]. Едва ли можно говорить ополной аналогии в политике тогдашних руководителей США и Великобритании.Имя Н. Чемберлена по праву стоит первым в списке «умиротворителей». Оноассоциируется с политикой преступных уступок фашистским государствам и с еебесславным итогом, поставившим Англию на порог национальной катастрофы. Структура работы Работа состоит из введения, двух глав, заключения и спискаиспользованной литературы. Общий её объём – 28 страниц машинописноготекста. ГЛАВА 1. УГРОЗА ВОЙНЫ И ПОЛИТИКА ИЗОЛЯЦИОНИЗМА 1.1 «Новый курс» Ф. Рузвельта и его сущность Демократы (активным деятелем этой партии и был Ф. Рузвельт) так же, каки правящая партия республиканцев, отмежевывались от радикализма (под этимпонималась всякая революционная идеология и политика, направленная накоренную ломку общественно-политического и экономического строя) и обещая"окончательно" ликвидировать последние следы бедности, все же не позволялиослепить себя безрассудной верой во всесилие Америки, способной якобы водиночку, не связывая себя никакими обязательствами, опираясь на силу илиугрозу применения силы, не только реализовать свои имперские амбиции, но иповсюду обеспечить выгодный США баланс сил. Сохраняя верность лозунгу президента Вудро Вильсона о мессианской ролиСША и не изменяя притязаниям их на мировое лидерство, демократыпротивопоставили внешнеполитическому изоляционизму республиканцев концепциюактивного вторжения в международные дела, но опять таки в интересахутверждения влияния Вашингтона на ход мирового развития. В 1933 г Рузвельт установил дипломатические отношения с СоветскимСоюзом. Это важное решение было обусловлено острой потребностью деловыхкругов США в развитии экономических связей с СССР – государством,проходившим этап бурной индустриализации, и в отличие от капиталистическогомира избежавшим кризиса. Другой важной причиной признания СССР былонамерение использовать его как противовес усилению Германии и особенноЯпонии»[6]. Посла того как Япония упрочила свои позиции в Китае и начала нещадноэксплуатировать китайские источники сырья, Рузвельт в конце концовсогласился предоставить заем гоминьдановскому правительству. Задачасостояла в том, чтобы политически изолировать Японию, предотвратитьнарушение ею Вашингтонского договора (в соответствии с которым соотношениетоннажа линкоров и авианосцев определялось для США, Англии и Японии впропорции 5: 5: 3) и воспрепятствовать возобновлению англо-японского союза,своим острием обращенного против США. Возрастание угрозы фашизма в Европе и Азии, которое стало особенно явнымпосле образования антикоминтерновского пакта, вызвало раскол в правящемклассе США. Образовались две группировки. Хотя их позиции не былидиаметрально противоположны и они включали весьма различные, частовраждующие друг с другом силы, в целом раскол был достаточно глубоким.Часть представителей высших кругов и администрации считала, что создание«оси» и подготовка фашистами войны с целью передела мира представляла дляСША серьезную угрозу, что конфликт с агрессивными державами неизбежен. Изтакой оценки положения делался вывод о желательности сближения сбуржуазными государствами Западной Европы, в особенности с Великобританией,и о возможности установления взаимодействия с Советским Союзом. Сторонникиэтой концепции были убеждены в том, что Великобритания и другиезападноевропейские страны, объединившись с США в интересах достиженияпобеды над фашизмом, превратятся в младших партнеров американскогоимпериализма. Другое важное политическое течение отражало взгляды наиболее реакционныхкругов правящей элиты. Представители этого течения всячески подчеркивализначение старого лозунга «свободы рук» для США и отвергали возможностьвступления в политические и военные союзы с европейскими странами. Эти такназываемые «изоляционисты» заявляли, что расширяющийся империалистическийконфликт в Европе и Азии ослабит обе стороны, что США смогут вступить вборьбу на наиболее выгодном для них этапе и продиктовать свои условияурегулирования. Наиболее радикальные элементы этой группировки выражалиинтересы промышленных и финансовых кругов, тесно связанных с германскими ияпонскими монополиями. В основном она состояла из консервативных демократови правых республиканцев, считавших желательной победу фашизма, вособенности в войне против Советского Союза. Традиционные изоляционистыпризывали к соблюдению строгого нейтралитета в предстоящей вооруженнойсхватке между блоком демократических государств и фашистским блоком[7]. Следствием такой расстановки сил в стране явилось принятие конгрессомСША законов о нейтралитете 1935 и 1937 гг[8]. Когда Италия в 1935 г. напалана Эфиопию, США не откликнулись на призыв Советского Союза к коллективнымдействиям. В 1936 г. Соединенные Штаты выступили против коллективныхдействий, которые могли бы остановить фашистов Франко. Следуя политикеневмешательства и используя законодательство о нейтралитете, США лишилиИспанскую республику возможности приобретать оружие. Они явнопопустительствовали Гитлеру, который стоял за спиной рвавшихся к властифранкистских мятежников. Основой политического мышления руководителей СШАпо-прежнему было подозрительное отношение к советской политике. Этимобъясняется отказ правительства США поддержать предложения о введениижестких санкций против Японии, о совместных действиях против Германии,внесенные СССР на конференции девяти держав в Брюсселе[9]. В канун второй мировой войны правительство США во все большей мереначинало проявлять беспокойство за мировые позиции американскогоимпериализма и интересы западноевропейских стран, которым державыагрессивного блока шаг за шагом наносили новые удары. Ф. Рузвельт, выступаяв октябре 1937 г. в Чикаго, призвал ввести «карантин» против «эпидемиивсемирного беззакония». «Интернационалисты» все громче выступали заподдержку Англии и Франции. С конца 1938 г. администрация демократовпредприняла шаги к сближению с Англией и Францией. Эта линия встречалаодобрение со стороны тех групп американского капитала, которые были тесносвязаны с английскими и французскими монополиями (из суммы около 12 млрд.долл., которой исчислялись тогда заграничные инвестиции США, 42%приходились на страны Британской империи)[10]. Поставки Англии и Франции,рост вооружений в США, долларовые инъекции в американскую экономику,глубоко пораженную кризисами и депрессией вели к росту производства иобогащали монополии[11]. Однако принципиальных изменений во внешнеполитическом курсе США непроизошло. Реакция Вашингтона на акты фашистской агрессии в Европе (аншлюсАвстрии, расчленение и захват нацистами Чехословакии) мало чем отличаласьот реакции англо-французских правящих кругов, которые проводили позорнуюполитику соглашения с агрессором. На Мюнхенской конференции руководителизападноевропейских государств приняли все требования Гитлера. Вплоть донападения Германии на Польшу Англия и Франция, поддерживаемые СоединеннымиШтатами, своим отказом от решительной борьбы с агрессором и от принятиясоветских предложений о создании коллективной безопасности по существусодействовали развязыванию второй мировой войны. Во время «странной войны» в Европе правительство США также занялопозицию молчаливого согласия с беспринципной политикой маневрированияАнглии и Франции, правящие круги которых прилагали усилия к сколачиваниюантисоветского фронта с участием Германии и к подталкиванию фашистов кнападению на СССР. В США активизировали свою деятельность крайне правые,профашистские элементы, развернулась кампания преследования прогрессивныхорганизаций. Печально известная комиссия конгресса по расследованиюантиамериканской деятельности усилила нападки на коммунистов. Широкий фронт народов и государств, противостоявший фашистскимагрессорам, сформировался только после вступления во вторую мировую войнуСоветского Союза. Изучая сложные процессы, которые привели к развязыванию в сентябре 1939г. второй мировой войны, мы можем извлечь важные уроки. В развитии событиймежвоенных лет четко прослеживается стремление империализма к реакции повсем линиям, к аннексии и переделу мира. 1.2 Новая международная ситуация - новые решения В начале президентской карьеры Рузвельта его внешнеполитическая позициябыла изоляционистской. В Европе и на Дальнем Востоке уже существовали очагиновой мировой войны. Такая позиция президента была на руку гитлеровскойГермании и милитаристской Японии, строивших свою глобальную стратегию врасчете на нейтралитет США, на их отказ поддержать усилия миролюбивыхдержав в создании системы коллективной безопасности. В 1935 году в СШАпринят закон о нейтралитете к очевидной выгоде агрессоров. США вместе сАнглией и Францией разделили ответственность за содействие фашистскойагрессии. В 1937 году принят закон об эмбарго на поставки оружия в Испанию,где шла схватка республики с фашистскими мятежниками и германо-итальянскимиинтервентами. Внешняя политика проводимая президентом подчинена главнойзадаче - укреплению экономических и военно-стратегических позиций США намировой арене. Борьба за внешние рынки определяла заинтересованность монополистическихкругов США в политике "экономического национализма", предполагавшей"свободу рук", не связанность международными обязательствами, уклонение отколлективных усилий по урегулированию международных конфликтов. Держась в стране, как полагали в этих кругах, можно было с чувствомморального превосходства наблюдать за кровавыми драмами на Европейском иАзиатском континентах и извлекать немалые барыши. Но Рузвельт понимал, чтоизоляционизм в современных условиях невозможен и поэтому для созданияпривлекательного имиджа и учитывая ширящееся в стране антивоенноенастроение, принимал ограниченное участие в коллективных усилиях поукреплению мира. Рузвельт не отказывал себе в удовольствии продемонстрировать, что егоотрицательное отношение к попыткам взорвать мир остается неизменным и чтоего правительство готово содействовать усилиям Лиги Наций в деле сохранениямира, но... не выходя за пределы чисто морального выражения своих симпатийи антипатий. Президент обещал не чинить препятствий коллективным мерам, направленнымпротив страны, которую США и другие государства рассматривают какагрессора, однако его страна не будет участвовать в каких-либо коллективныхсанкциях против страны-агрессора. Платонические призывы к миру и указания на заинтересованность США видетьФранцию достаточно сильной перед лицом опасности со стороны Германии немогли обмануть Гитлера. Они не заставили его отказаться от ревизииВерсальского мирного договора. 14 октября 1933 года германскоеправительство заявило о выходе из Лиги наций обретя свободу рук в отношениивоенных статей Версальского договора, что привело к расшатываниюстабильности в Европе. На кануне второй мировой войны США широко использовали практикупредоставления "советов", публичного одобрения внешнеполитических актовдругих государств или, наоборот, позицию умалчивания и т. п. для оказанияпостоянного давления на политику других правительств в желаемом для Америкинаправлении. В тоже время подобный способ воздействия на другие государстваабсолютно не связывал и ни к чему не обязывал самих США, которые оставлялиза собой полную свободу действий в любой обстановке. Могущественные силы -крупные монополистические объединения, связанные тесными узами с германскойвоенной промышленностью, усиливали давление, добиваясь от Рузвельта пойтипо пути упрочения дипломатических связей с гитлеровской Германией. Однако,сближение с нацистским режимом, уже показавшим свои палаческиенаклонности, было невозможно в условиях общего демократического подъема встране и нарастания антифашистских настроений в стране. Американские фирмы продавали большие партии вооружения нацистскойГермании, в том числе и военные самолеты. Первого марта 1935 годаправительство Германии заявило, что оно считает себя свободным отобязательств Версальского договора, запрещавших ему создание военнойавиации. 16 марта в Германии опубликован декрет о всеобщей воинскойповинности. А это было нарушением сепаратного мирного договора США сГерманией, предусматривающего разоружение Германии. Трезвые политики вокружении Рузвельта указывали, что невозможно в современном неделимом ивзаимозависимом мире отсидеться за океаном и даже обогатиться за счетвоенных катастроф в Европе. 7 марта 1936 года германские войска вступили в Рейнскую область,демилитаризованную по Версальскому договору. Мятеж генерала Франко против законного правительства республиканскойИспании обнажил суть изоляционизма. Народу Испании было отказано в помощи,интервенты получили полную свободу рук. Видный политик, близкий Рузвельту человек - Додд высказался так: "Любойкто находился в Европе более или менее продолжительное время, признает фактогромного экономического и политического влияния США. Если мы положим нашемогущество на чашу весов, то некоторые здесь в Европе, рассматривающиесявойну в качестве средства завоевания новых территорий, будут болееосторожными и, может быть, даже станут сторонниками мира. Даже сейчасприсоединение США к демократическим государствам Европы могло бы положитьконец кровопролитию в Испании. Совместная мощь США, Англии и Франции,особенно если принять во внимание их огромные военно-воздушные силы, моглабы предотвратить интервенцию и установление диктаторского режима". Рузвельтвыдвинул бесплодную идею созыва "международной конференции мира". Но Италияи Германия, твердо следующие захватническим курсом и использующие методзапугивания соседей, не хотели такой конференции и не стали бы считаться сее решениями. Внешнеполитический курс Рузвельта в это время имел главнымсвоим содержанием вероломную и самоубийственную политику "умиротворения"агрессоров. Курс своекорыстный, высокомерно пренебрегающий интересамидругих стран. 3 "Новый курс" в канун войны. Выборы 1936 года принесли триумф демократической коалиции "Новогокурса", аморфному блоку лево центристских сил, опирающемся на движениерабочего класса, фермерства, средние городские слои, интеллигенцию,молодежь, национальные меньшинства. В стане оппозиции, тех, кто правее "нового курса" царило состояниеуныния и ожидания новой ломки. На страницах печати, отражавшей этинастроения, о реформах говорилось только как об орудии чужеземного влияния,о "ползучем социализме". Рузвельт, напротив, стремился сохранить "новому курсу" ореолнадпартийности, всенародности. Социальные и политические размежевания встране углублялись. Ожесточенные нападки на президента и его курс из станаправых усиливались. В окружении президента опасались покушения на егожизнь. Правые силы подняли голову. Однако и президент был сам убежден, что егореформаторство должно носить строго ограниченный характер, не затрагиваяоснов социально-экономической системы. К 1936 году "новый курс" выдохся,попытка подновить экономическую систему без фундаментальных перемендостигла своего предела. Как признавал в 1937 году сам президент: "Огромноечисло американцев оставались плохо одетыми, голодными, не имеющимидостойного человека жилища". Но Рузвельт не оставлял мысль о дальнейшихпреобразованиях, чтобы, как он однажды выразился: "Сделать США современнымгосударством где ни будь к концу сороковых годов". В преддверии новыхвыборов 1940 года Рузвельт вновь обратился к испытанному пропагандистскомуспособу - апелляции к "забытому человеку". Весной и летом 1937 года рабочее движение начинает решительную борьбу засвои права, против "открытого цеха". Стачки сотрясают промышленность.Высшей точки достигло движение безработных, активизировалась борьба черныхамериканцев. Реакция подняла крик о "провокационной роли" реформистской деятельностиадминистрации "нового курса". Между тем все острее вставал вопрос о том,"возможно ли в условиях нашего общественного уклада обеспечить каждой семьебезопасность и освободить ее от гнета нищеты и нужды". Пришлось признать,что безработица - вечный спутник современного капитализма. Мечта либералов- запустить на полный ход производственный механизм, пораженный кризисом -оказалась неосуществимой. Экономическая система ставит жесткие пределыспособности правительства управлять механизмом общественного производства.В 1937 году проявились признаки нового надвигающегося кризиса. В условиях постоянно высокой безработицы система общественных работпревращалась в постоянно действующий сектор экономики, то есть частичноеогосударствление рынка наемного труда. Этот сектор играл рольпредохранительного клапана для системы и не составлял конкуренции частномусектору, так как ставки заработной платы были в два - три раза ниже, чем начастных предприятиях. Наиболее последовательные апологеты "нового курса"считали, что спасение капитализма - в далеко идущем "приспособлении креальности жизни, на которое частный капитал должен решиться как в своейповседневной деятельности, так и в мировоззрении". Резкое обострение классовой борьбы и вновь обретенное буржуазией чувствоуверенности в прочности ее экономических и политических позиций создавалиблагоприятную среду для реакции и свертывания "нового курса". Рузвельт всегда был предрасположен к компромиссу и интриганству. Впреддверии президентских выборов 1940 года он стремился удержать левые ипрогрессистские силы под своим влиянием и укрепить в тоже время своипозиции на правом фланге социального спектра. Определилась новая линия насближение администрации "нового курса" с крупным капиталом. Было данопонять, что президент не будет больше тревожить капитал реформами. ГЛАВА 2. КРИЗИС В ЕВРОПЕ И ПОЛИТИКА «ИЗОЛЯЦИОНИЗМА» 2.1 Президент Рузвельт и его роль в формировании политики изоляционизма» Ф. Рузвельт вошел в историю как инициатор буржуазных реформ, которыеукрепили положение монополистического капитала США. Затем он выступил однимиз основателей антифашистской коалиции. Позиция Ф. Рузвельта вмеждународных кризисах 1938 – 1939 гг., следовательно, не можетисследоваться в отрыве от всего комплекса внутренних проблем «нового курса»и эволюции его внешнеполитической платформы в 1933 – 1945 гг[12]. Вместе с тем, обращаясь к периоду кануна второй мировой войны, нельзя невидеть противоречивости и непоследовательности политического курса США. Содной стороны, представляя на высшем государственном уровне«интернационалистское» крыло правящего класса США, Ф. Рузвельт сделал рядзаявлений, которые объективно служили интересам сплочения антифашистскихсил («карантинная» речь и т. д.). В вопросе об отношениях с СССР онпридерживался линии более реалистической, нежели линия большинствапрофессиональных американских дипломатов и советников (например, приопределении курса американской политики в связи с подготовкой иосуществлением агрессии Германии против СССР). Ф. Рузвельт бесспорно понимал, какую угрозу США представляют государства-агрессоры. Поэтому в узком кругу он осуждал уступки в их пользу, критиковалЧемберлена. 16 сентября 1938 г. например, когда британский премьер вылетелв Берхтесгаден на переговоры с Гитлером, президент говорил членам кабинета,что Чемберлен – за мир любой ценой, что Англия и Франция бросятЧехословакию на произвол судьбы[13]. В окружении Белого дома, в государственном департаменте имелисьпротивники соглашения с фашистскими странами. У. Додд (посол США в Германиив 1933 – 1937 гг.) настоятельно доказывал необходимость сопротивлениятребованиям Гитлера. Дж. Мессерсмит (помощник государственного секретаря с1937 г.) находился в числе тех, кто, видимо, понял тщетность иллюзий овозможности надежного соглашения с ним. Германия, предостерег он в феврале1938 г. Рузвельта и Хэлла, захватит Австрию, а спустя короткий срок иЧехословакию, не встретив серьезного сопротивления западных держав[14].Уступки Гитлеру Мессерсмит расценивал как поощрение планов германскойэкспансии, в том числе в Новом Свете[15]. Убежденным противником нацизмаявлялся Г. Гопкинс. На заседании кабинета 27 сентября 1938 г. он высказалсяпротив увещевания Гитлера с помощью президентских посланий, считал этотметод бесполезным и опасным[16]. К более активным мерам в отношении«третьего рейха» президента побуждали министры финансов (Г. Моргентау) ивнутренних дел (Г. Икес). На платформе решительного осуждения фашизма инемецко-фашистской агрессии стоял Дж. Дэвис, один из наиболеепоследовательных сторонников сближения с СССР. И после того как поинициативе госдепартамента Дэвис в июне 1938 г. был отозван с поста посла вСССР, он продолжал энергично отстаивать необходимость улучшения американо-советских отношений. Следует иметь в виду, однако, что взгляды этих государственных деятелейи дипломатов (не считая разве Додда и Дэвиса) замыкались стенами «малогокабинета» Рузвельта. «В важных вопросах каждый раз решающее словооставалось за силами или обстоятельствами, одобрявшими политикуумиротворения»[17]. Накануне и в дни Мюнхена американское правительство, формально неучаствуя в переговорах, фактически содействовало расчленению Чехословакии.Оно не проявило подлинного интереса к установлению сотрудничества с СССРдля противодействия немецко-фашистскому агрессору. Определенный параллелизмдействий Рузвельта и Чемберлена, таким образом, имел место. Президент США дважды, 26 и 27 сентября 1938 г., предпринималдипломатические демарши. 2.2 Устойчивость доктрины «невмешательства» во внешней политике США, ее сущность и особенности в послемюнхенский период. Важнейшей основой предвоенной американской политики являлосьзаконодательство о нейтралитете 1935 – 1937 гг. Оно сохранялось в силе ивесной и летом 1939 г. В Вашингтоне хотели либо вообще уклониться от прямойвоенной конфронтации с Германией, переложив борьбу с ней на другие страны,в частности направить фашистскую агрессию против СССР, либо максимальнооттянуть к выгоде США момент вступления в вооруженное противоборство. Акты о нейтралитете представляли своеобразную, американскуюразновидность политики попустительства агрессии. Правда, с начала 1939 г.администрация демократов, обеспокоенная явным усилением «третьего рейха»,предпринимала усилия с целью сдержать его экспансию в сторону западныхдержав. Президент испросил у конгресса и получил крупную сумму навооружения, он решил также атаковать закон о нейтралитете в интересахмиролюбивых народов и большей свободы действий для себя лично[18]. К мартув конгресс США было внесено 33 различных предложения об изменениях взаконодательстве о нейтралитете. Предпринимались меры к тому, чтобыобеспечить Англии и Франции в случае войны с Германией поставки вооруженияиз-за океана. Такое изменение законодательства, телеграфировал 10 мая 1939г. Буллит государственному секретарю, «лишило бы Риббентропа всякойвозможности убедить Гитлера пойти на риск немедленного развязываниявойны»[19]. Но из-за сопротивления изоляционистского блока в конгрессе,нежелания Белого дома вступать с ним в борьбу и сказать свое решительноеслово никаких изменений произведено не было. Правительство США, такимобразом, оказалось не в состоянии использовать весьма эффективное средстводля оказания давления на рейх и противодействия ему[20]. Это сыграло наруку фашистской Германии, которая – поглотила Чехословакию и готовилась кновым захватам в Восточной Европе, не ожидая контрмер со стороны западныхдержав. Некоторые историки склонны игнорировать то обстоятельство, что позицияконгресса США весной и летом 1939 г,–, имела поощрительный для фашистскогоагрессора смысл и объективно способствовала развязыванию войны. Р. Даллек ипрочие отрицают связь между американским законодательством о нейтралитете игитлеровскими планами войны против Польши. «Несмотря на всю уверенностьРузвельта, которую широко разделяли за рубежом, в том, что отмена эмбаргона оружие явится значительным шагом в пользу мира, статус закона онейтралитете не оказывал почти никакого влияния на непосредственный ходевропейских событий»[21]. Следует напомнить, что Рузвельт на пресс-конференции 7 марта 1939 г.расценил законодательство о нейтралитете как не содействовавшее делу мира,а в одном из последующих выступлений отметил, что «эмбарго на экспорторужия действительно содействовало ускорению возникновения войны, в Европев результате поощрения, которое оно давало агрессивным странам»[22]. Политика невмешательства Америки не означала ее отхода от европейских имеждународных дел, отказа от планов мировой гегемонии. Речь не шла одобровольных уступках державам «оси» в регионах, которые считались наиболееважными для системы экономического, политического и военного господстваСША. Американский автор Ф. Адамс, изучив операции Экспортно-импортногобанка США в 1934 – 1939 гг., делает вывод: «Усиление правительственногоучастия в международных делах... означало, что Соединенные Штаты непроводили политику изоляционизма, если под этим подразумевать устранение смировой арены»[23]. Североамериканские монополии не только готовились к будущей борьбе сглавными своими конкурентами (Германией, Японией), но и при поддержкегосударства оказывали им энергичное противодействие. ГЛАВА 3. НАЧАЛО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА США. Историки много пишут по поводу того, когда Рузвельт принял решение (одноиз самых трудных в его политической карьере) о выдвижении своей кандидатурына пост президента в третий раз. Все сходятся на том, что это случилось где-то после нападения Гитлера на Польшу т. е. после 1 сентября 1939 года.Есть все основания, однако, считать, что именно беседы в Уорм-Спрингсе вмарте - апреле 1939 года окончательно утвердили Рузвельта в мнении неоставлять поста президента в критический момент нарастания военной угрозы,с одной стороны, и внутренней нестабильности, активизации реакционныхэлементов - с другой. Какую роль в этом сыграл Гарри Гопкинс -несостоявшийся кандидат в президенты - так и остается неизвестным: онвсегда тщательно хранил молчание. Но именно Гопкинс возвестил о начале контрнаступления либералов,объявив, что у них есть лидер, способный, как никто другой, сплотить нациюи вернуть ей динамическое руководство, столь необходимое в условияхмирового кризиса. В прессе было много разговоров по поводу раскола влагере демократов и абсолютной невозможности для Рузвельта баллотироватьсяв третий раз. Тем внушительнее прозвучало заявление Гопкинса в поддержкуРузвельта. Он сделал его 17 июня 1939 года "Окончательно, безоговорочно ибесповоротно, - сказал он, - я сделал свой выбор в пользу Франклина Д.Рузвельта, и я верю, что огромное большинство нашего народа солидарно сомной". Это означало, что единственный претендент из старой плеяды"ньюдиллеров", теоретически способный сохранить Белый дом задемократической партией и оживить надежды идущих за ней избирателей навозвращение конструктивной политики, добровольно отказывается от борьбы.Оставался только Ф. Рузвельт: иного выбора у тех, кто опасался победыреакции со всеми вытекающими отсюда последствиями для внутренней и внешнейполитики страны, не было. Оценка общей ситуации в связи с провозглашением республиканцами болеегибкой линии приводила Рузвельта к выводу о необходимости строить всюкампанию на четком разграничении между достижениями либеральной реформы,либерализмом и реакцией, относится к ней и тех, кто нападал на "новыйкурс", исходя из каких-либо местных интересов. Точно такой же представлялась сложившаяся расстановка сил и Икесу. Онписал Робинсу в начале августа 1939 года: "Концентрированное богатствособирается нанести поражение Рузвельту, если оно сможет, конечно, несчитаясь с катастрофическими последствиями для страны в целом. Я полагаю,что концентрированное богатство всегда, во все времена было таким. Оноабсолютно лишено чувства здравого смысла и морали... Но, как Вы самизнаете, предприниматели, банкиры, угольные короли и строительные воротилы,и я могу в этот перечень включить многих других, сейчас объединились дляборьбы с Рузвельтом. Что случиться в будущем, я не знаю, но считаю, чтосамые трудные времена в впереди В лагере демократов, я думаю, их кандидатомможет быть только Рузвельт, и никто другой. Я твердо знаю, что есть многолюдей в демократической партии, которые скорее предпочтут республиканцевРузвельту, поскольку жаждут, чтобы именно так и было". Угроза организациинастоящего экономического саботажа со стороны многих представителейфинансово-промышленного капитала, сообщал Р. Робинс, была реальна. Нападение Германии на Польшу 1 сентября 1939 года и начало войны вЕвропе открыли новую фазу избирательной компании. Стало ясно, что демократыв большинстве своем не изменят лидеру, если он сам примет решение еще разсломать сложившуюся традицию и в третий раз согласится не выдвижение своейкандидатуры. Даже в монополистической верхушке, где с недоверием и безвсяких симпатий относились к Рузвельту, настроения начали меняться в егопользу. Джон Херц писал Рузвельту 11 июня 1940 года, за месяц до открытиясъезда демократической партии в Чикаго: "Недавно я беседовал с группойчикагских бизнесменов, которые политически враждебно относятся к Вам, носейчас они все до одного сошлись на том, что время для партийных раздоровосталось позади и что Вы заслуживаете и потому получите поддержку у всехнастоящих американцев. Дюди в Чикаго (он имел в виду деловые круги),которых я знаю, в конце концов пришли к выводу, что изоляционизм мертв ичто все мы должны сейчас смотреть на вещи реально". Рузвельт, не забываяобид, не дал спровоцировать себя на откровенность, попросив Гопкинсаподготовить ответное письмо - лаконичное, но внушительное. "Я убежден, -писал президент, - что подавляющее большинство американцев полно решимостизащитить демократию любыми способами, которые будут признаны необходимыми". Рузвельт остался верен себе; он говорил мало и больше намеками, всемпонятными. Может быть, только Джим Фарли, мечтавший стать кандидатомдемократов и рассчитывающий на поддержку антирузвельтовской фракции впартии, не соглашался признать за Рузвельтом права быть кандидатом в третийраз. Побывав летом 1940 года, накануне съезда демократов, в Гайд-парке, онпосоветовал Рузвельту в случае, если его выдвинут, поступить точно так же,как это сделал много лет назад Шерман, - выступить с заявлением об отказебаллотироваться и выполнять обязанности президента в случае избрания.Рузвельт сказал Фарли, что он в сложившихся условиях так поступить неможет; если народ того захочет, он не сможет уклониться от выполнениясвоего долга. К тому времени положение Гопкинса в "кухонном кабинете" Белого домаокончательно определилось - его место ближайшего помощника президента,генератора идей, исполнителя самых сложных поручений и соавтора речей никтоне мог бы оспорить. Все чаще Гопкинсу приходилось выступать и в новом длянего амплуа - советника по внешнеполитическим вопросам. Не будетпреувеличением сказать, что такой поворот не предвидел ни он сам, нипрезидент, потому что в конце августа 1939 года врачи, вновь уложившиеГопкинся в постель, сообщили президенту, что дни министра торговли сочтены.Пролежав в клинике пять месяцев, измученный лечением, Гопкинс вернулся вянваре 1940 года к политической деятельности. Однако прямого отношения кобязанностям министра торговли она уже не имела. В Европе в это время шла мировая война, развязанная фашизмом, пылалигорода и исчезали государства. 9 апреля 1940 года германские войскавторглись на территорию Дании и высадились в Норвегии. 10 мая 1940 годаокончательно рухнули надежды мюнхенцев в Лондоне и Париже удержать Гитлераот перехода к "настоящей войне" на Западе. Дуглас писал: "Я рассматриваю ситуацию следующим образом. Если Гитлер справится сАнглией (а его шансы на это по крайне мере благоприятны), он предложит"мир" нашей стране. Фактически пропаганда в пользу этого уже ведется. Онсделает ряд жестов, демонстрирующих его желание заключить с нами сделку. Онбудет изображать дело так, будто хочет привлечь нас к реконструкции Европы.Он пойдет на все возможные уловки, чтобы перетянуть на свою сторонупредпринимательские круги нашей страны, обещая им высокие прибыли и т. д.Многие в нашей стране уже говорят, что мы "можем иметь дело с Гитлером",если только нам позволят это. То, что случилось с Англией и Францией и другими странами, можетслучиться и с нами, ибо наши финансовые и промышленные тузы действовали быточно так же, как поступал Чемберлен в аналогичных обстоятельствах. Амежду тем в случае именно такого развития событий, пока бизнес будет занятсвоей игрой ради прибылей, Гитлер деморализует нашу страну пропагандой,подогревая разногласия, нерешительность, убаюкивания призывами кбездеятельности. Если мы встанем на этот путь, все погибло, потому чтоокажемся в зависимости от Гитлера на мировых рынках и в наших домашнихделах. Как государство, мы столкнемся с величайшей угрозой в нашей истории.Нацистская мечта к 1944 году поставит нас не колени будет близка косуществлению". Картина, нарисованная Дугласом, произвела глубокое впечатление наГопкинса, первым ознакомившегося с меморандумом судьи. С пометками Гопкинсядокумент лег на стол президента. Концовка документа была обращенанепосредственно к Рузвельту: "Я надеюсь, что в интересах нашей страны Выдадите согласие на выдвижение Вашей кандидатуры". Формально Рузвельт еще не дал согласия, но решение им было принятобесповоротно. Доказательство тому все, кто способен был трезво судить оходе предвыборной борьбы, увидели в назначении Рузвельтом 20 июня 1940года, в канун начала работы съезда республиканской партии, двух видныхреспубликанцев, Стимсона и Нокса, соответственно на посты военного и военно-морского министра. Боссы республиканской партии были взбешены, однакоРузвельт добился важного преимущества. Он ознаменовал начало своейизбирательной компании не словесной бравадой, а всем понятным призывом кизбирателям противопоставить национальное единство главному противнику вкомпании 1940 года - Гитлеру. Далее все шло так, как было смоделировано в ходе детального обсуждения вОвальном кабинете Белого дома, в беседах с глазу на глаз между президентоми его помощником, отправившимся с особым поручением в Чикаго наканунеоткрытия там съезда демократической партии. Задача, стоявшая передГопкинсом, была не из легких, ибо Рузвельт непременным условием выдвижениясвоей кандидатуры поставил одобрение ее подавляющим большинством ( неболее 150 голосов против). К тому же нужно было буквально на ходу занятьсяприведением в порядок расстроенных рядов демократов, а заодно инейтрализацией опасной группировки Фарли, все еще видевшего себя боссомпартийной машины демократов, ее фаворитом. Обосновавшийся со своимипомощниками в номере отеля "Блэкстоун", соединенным прямой телефоннойсвязью с Белым домом, Гопкинс в считанные часы доказал, что командныйпункт съезда находится там, где расположен его, Гопкинса, аппарат и узелсвязи. 15 июля 1940 года мэр Чикаго Эдвард Келли, босс чикагской партийноймашины демократов, выступил с речью: он сказал делегатам, что "спасениенации находится в руках одного человека". Когда вслед за тем сенатор А.Бакли начал читать послание Рузвельта, в котором президент заявлял о своемнежелании оставаться на посту президента третий раз, ему не дали закончить. Зал взорвался хором голосов: "Мы хотим только Рузвельта !", "Америкахочет Рузвельта !", "Все хотят Рузвельта !". Голосование, проведенноевечером на следующий день, было почти единодушным. Делегаты съездадемократической партии избрали своим кандидатом в президенты США ФранклинаРузвельта. Проблема третьего срока утонула в патриотическом порыве. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Вторая мировая война, завершившаяся победой сил антигитлеровскойкоалиции занимает особое место в судьбах человечества. Роль Рузвельта и егоокружения в определении принципов и реализации социальной ивнешнеполитической стратегии, направленной на сохранение и упрочениеэкономических и внешнеполитических позиций США, исключительно велика.В 1935 году в США принят закон о нейтралитете к очевидной выгодеагрессоров. В 1937 году принят закон об эмбарго на поставки оружия вИспанию, где шла схватка республики с фашистскими мятежниками и германо-итальянскими интервентами. Держась в стороне, как полагали в этих кругах,можно было с чувством морального превосходства наблюдать за кровавымидрамами на Европейском и Азиатском континентах и извлекать немалые барыши.Но Рузвельт понимал, что изоляционизм в современных условиях невозможен ипоэтому для создания привлекательного имиджа и учитывая ширящееся в странеантивоенное настроение, принимал ограниченное участие в коллективныхусилиях по укреплению мира.В тоже время подобный способ воздействия на другие государства абсолютно несвязывал и ни к чему не обязывал самих США, которые оставляли за собойполную свободу действий в любой обстановке. Однако, сближение с нацистскимрежимом, уже показавшим свои палаческие наклонности, было невозможно вусловиях общего демократического подъема в стране и нарастанияантифашистских настроений в стране.Ф. Рузвельт вошел в историю как инициатор буржуазных реформ, которыеукрепили положение монополистического капитала США. Позиция Ф. Рузвельта вмеждународных кризисах 1938 – 1939 гг., следовательно, не можетисследоваться в отрыве от всего комплекса внутренних проблем «нового курса»и эволюции его внешнеполитической платформы в 1933 – 1945 гг. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Документы и материалыДокументы внешней политики СССР. – М., 1973.Новые документы из истории Мюнхена. – М., 1958.Документы и материалы кануна второй мировой войны. – М., 1948.Внешняя политика СССР. Сборник документов. – М., 1946.Архив внешней политики СССР.Документы по истории мюнхенского сговора. – М., 1979.Ofdner А. А. Ашегiса and Огigins of World War II, 1933 – 1941. - Boston.1971. 2. Теоретические работыНазарбаев Н. А. В потоке истории. – А., 2000.Арутюнов Ю. В. Роль американской дипломатии в организации Мюнхенскойконференции 1938 года. //Вопросы истории, 1958, № 2;Всемирная история. – М., 1965, т. 10.Жилин И. Проблемы военной истории. – М., 1975.Иноземцев Н. Внешняя политика США в эпоху империализма. М., 1960.Мельников Ю. М. США и гитлеровская Германия, 1933 – 1939 гг. М., 1959;Попов В. Ж Соединенные Штаты Америки и англо – франко - советскиепереговоры 1939 года. //Вопр. истории, 1963, 1;Марушкин Б. Л. Борьба по вопросам внешней политики Рузвельта в буржуазнойисториографии США (1933 – 1945 гг.). //Новая и новейшая история, -1965;Очерки новой и новейшей истории США. М., 1960, т. 2;Попов В. Буржуазная историография Англии и США об англо-франко-советскихпереговорах 1939 года. //Против фальсификации истории второй мировой войны.М., 1964;Сивачев Н. В., Язьков Е. Ф. Новейшая история США, 1917 – 1972 гг. М., 1972;Причины возникновения второй мировой войны. – М., 1982.История второй мировой войны. – М., 1975, т. 1-3.Новейшая история зарубежных стран Европы и Америки. – М., 1989.История внешней политики СССР. – М., 1978.Кредер А.Д. Новейшая История ХХ века» М. 1996 г.Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира» М. 1996 г.Родин И.О., Пименова Т.М. «Вся история в одном томе» М.1998 г.Яковлев Н. Н. Год 1939-й: взгляд 40 лет спустя.//Вопросы истории, 1979, -8. 3. МонографииБатурин М. США и Мюнхен: (Из истории американской внешней политики, 1937 –1938 гг.). М., 1961;Сиполс В. Дипломатическая борьба накануне второй мировой войны. – М., 1979.Наджафов Д. Г. Народ США – против войны и фашизма, 1933 – 1939. М., 1969;Наджафов Д. Г. Критика концепции «изоляционизма» в американской буржуазнойисториографии второй мировой войны.– М., 1970.Ржешевский О. А. Война и история: (Буржуазная историография США о второймировой войне). М., 1976, с. 109 – 118;Государство и управление в США. М., 1985.Мальков В. Л. Франклин Рузвельт. - М., 1988.Кредер А. Американская буржуазия и «Новый курс» А., 1988.Прохоров А.М., Гиляров М.С. и др. «Советский Энциклопедический Сло варь» М.1980 г.Цветков Г. Н. Политика США в отношении СССР накануне второй мировой войны.Киев, 1973.Яковлев Н. Франклин Рузвельт – человек и политик. – М., 1965.-----------------------[1] Об анализе сущности, целей и характера политики США в Европе во второйполовине 30-х годов пишется, в частности, в следующих работах: Арутюнов Ю.В. Роль американской дипломатии в организации Мюнхенской конференции 1938года. //Вопросы истории, 1958, № 2; Мельников Ю. М. США и гитлеровскаяГермания, 1933 – 1939 гг. М., 1959; Иноземцев Н. Внешняя политика США вэпоху империализма. М., 1960. Очерки новой и новейшей истории США. М.,1960, т. 2; Батурин М. США и Мюнхен: (Из истории американской внешнейполитики, 1937 – 1938 гг.). М., 1961; Попов В. Ж Соединенные Штаты Америкии англо – франко - советские переговоры 1939 года. //Вопр. истории, 1963,1; Яковлев Н. Н. Франклин Рузвельт – человек и политик. М., 1965; НаджафовД. Г. Народ США – против войны и фашизма, 1933 – 1939. М., 1969; Сивачев Н.В., Язьков Е. Ф. Новейшая история США, 1917 – 1972 гг. М., 1972; Цветков Г.Н. Политика США в отношении СССР накануне второй мировой войны. Киев, 1973.[2] О критике официальной американской интерпретации внешне- политическогокурса США в канун войны см.: Марушкин Б. Л. Борьба по вопросам внешнейполитики Рузвельта в буржуазной историографии США (1933 – 1945 гг.).//Новая и новейшая история, -1965; Попов В. Буржуазная историографияАнглии и США об англо-франко-советских переговорах 1939 года. //Противфальсификации истории второй мировой войны. М., 1964; Наджафов Д. Г.Критика концепции «изоляционизма» в американской буржуазной историографиивторой мировой войны.– Там же, с. 34 – 108; Ржешевский О. А. Война иистория: (Буржуазная историография США о второй мировой войне). М., 1976,с. 109 – 118; Яковлев Н. Н. Год 1939-й: взгляд 40 лет спустя.//Вопросыистории, 1979, - 8. [3] Ofdner А. А. Ашегiса and Огigins of World War II, 1933 – 1941.Boston? 1971? P/ VII.[4] Ofdner А. А. Ашегiсаn Арреаsement/ US Foreign Policy and Germany,? 1933-1938. Саmbridge, 1969, р. 278 – 279.[5] Watt D. Roosevet and N. Chamberlain:Тwo Арреаsers. – InternationalJournal, 1973, vol/ 28? № 2, р. 185 – 186, 198.[6] Причины возникновения второй мировой войны. – М., 1982. С. 91.[7] Сивачев Н. В., Язьков Е. Ф. Новейшая история США, 1917 – 1972. М.,1972, с. 120 – 121.[8] Причины возникновения второй мировой войны. – М., 1982. С. 92.[9] Причины возникновения второй мировой войны. – М., 1982. С. 92.[10] Ibid., p. 376/[11] Watt D. Roosevet and N. Chamberlain:Тwo Арреаsers. – InternationalJournal, 1973, vol/ 28? № 2, р. 185 – 186, 198[12] Мальков В. Л. «Новый курс» в США: Социальные движения и социальнаяполитика. М., 1973; Мальков В. Л., Наджафов Д. Г. Америка на перепутье:Очерк социально-политической истории «нового курса» в США. М., 1967.[13] Dallek R. Roosevet and US Foreign Policy, 1932-1945. N.Y. 1979, р.163-164.[14] Dallek R. Roosevet and US Foreign Policy, 1932-1945. N.Y. 1979, р. 163-164[15] Ofdner А. А. Ашегiсаn Арреаsement/ US Foreign Policy and Germany. 1933-1938. Саmbridge, 1969, р. 278 – 279.[16] Мальков В. Л. Гарри Гопкинс: страницы политической биографии.//Новая иновейшая история, 1979, н 3, с. 109.[17] Ofdner А. А. Ашегiса and Огigins of World War II, 1933 – 1941.Boston. 1971. P. VII.[18] Меморандум Л. Рендерсона от 1 июля 1939 г. – Вашингтон, 1952. С. 773-775.[19] «Военные ассигнования Рузвельта укрепили национальную мощь –страны... но не международный мир» (Яковлев Н. Н. Франклин Рузвельт –человек и политик, с. 316 – 318).[20] СССР в борьбе за мир накануне второй мировой войны, с. 390[21] Dallek R. Roosevet and US Foreign Policy, 1932-1945. N.Y. 1979, р.192.[22] СССР в борьбе за мир накануне второй мировой войны, с. 662.[23] Адаms F. С. Еconomic Diрlomacy…1934 – 1939. University of MissouriPress. 1976, р. VII – VIII.




Похожие:

Франклин Делано Рузвельт iconФранклин Делано Рузвельт: Человек и политик
Франклин Делано Рузвельт или фдр, как по принятой в Америке манере сокращали его имя и фамилию – кто же он, человек четыре раза принимавший...
Франклин Делано Рузвельт iconФранклин Рузвельт как человек и политик

Франклин Делано Рузвельт iconФранклин Рузвельт как человек и политик
Это замечание писателя-антифашиста уди­ви­тель­но точно и ярко пере­дает сложный и про­тиво­ре­чивый внутренний облик 28го президента...
Франклин Делано Рузвельт iconТеодор Рузвельт

Франклин Делано Рузвельт iconТеодор Рузвельт

Франклин Делано Рузвельт iconУрок портрет «Бенджамин Франклин: физик или политик?»
Цель: на примере жизнедеятельности Франклина формировать деятельностное отношение к жизни
Франклин Делано Рузвельт iconБезграничность памяти Александр Македонский знал тысячи своих солдат по именам
Президент США т. Рузвельт помнил не только своих помощников, но и членов их семей
Франклин Делано Рузвельт iconДелай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть. Теодор Рузвельт
Сам бери, что можешь, а в руки не давайся; самому себе принадлежать в этом вся штука жизни! И. С. Тургенев
Франклин Делано Рузвельт iconПрофессор Кембриджского университета Франклин Саймон (Franklin Simon), 1953 года рождения, крупнейший зарубежный русист и византинист широкого профиля
Франклина С., как и выполненные им комментированные переводы памятников древнерусской литературы, играют большую роль в популяризации...
Франклин Делано Рузвельт iconЛекция №1 россия от 6 сентября 2007 года Мы изучаем период истории России с 1945 года по современные нам события
Обстановка с германским вопросом в корне изменилась в 1941 году, когда война приобрела мировой характер. Тогда и возникли предпосылки...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы