Памятники победы русского народа в Отечественной войне 1812 года в Москве icon

Памятники победы русского народа в Отечественной войне 1812 года в Москве



НазваниеПамятники победы русского народа в Отечественной войне 1812 года в Москве
Дата конвертации13.07.2012
Размер351.76 Kb.
ТипРеферат
Памятники победы русского народа в Отечественной войне 1812 года в Москве


Московский Департамент Образования Школа 1222 с углублённым изучением немецкого языка Юго-Восточного Административного округа Реферат по москвоведению ТЕМА: «Памятники победы русского народа в Отечественной войне 1812 года в Москве.» Ученик : 11 «А» Учитель: Самаренко Лариса Павловна Москва, 2002 год План I. Москва - культурный и исторический центр России. II. Памятники подвигам русского народа в войне 1812 года. . Триумфальная арка. . Манеж. . Георгиевский зал. . Обелиск " Братская могила 300 воинов-героев Отечественной войны 1812 года". . Мемориальная доска на Хамовнических казармах. . Музей-панорама " Бородинская битва". . " Кутузовская изба". . Памятник " М.И. Кутузову, славным сынам русского народа, одержавшим победу в Отечественной войне 1812 года". . Мемориальная доска на доме, где жил герой-партизан Денис Давыдов. . Арсенал. . Бородинский мост-памятник и Киевский вокзал. III. Грандиозная победа русского народа в Отечественной войне 1812 года нашла отражение в не менее грандиозных памятниках. Ныне Москва-столица одного из самых больших государств, крупнейшийполитический , экономический и культурный центр. С именем Москвы неразрывносвязаны история героической борьбы народа против социального гнета, засвободу и независимость Родины. Растет и хорошеет Москва, меняется ееоблик, но, возводя вокруг старого ядра столицы новые жилые массивы,современные корпуса научных институтов, вузов, учреждений, ежедневноизменяя и украшая облик города, труженики Москвы никогда не забывают тех,кто вставал на ее защиту в грозные годы Отечественных войн, кто поднимал ееиз руин, кто не жалел сил ради ее величия и славы. Свидетельство тому -бережное отношение москвичей к историческим и художественным ценностям ипамятным местам, связанным с героическими событиями прошлого. В этом одноиз выражений неразрывной связи времен и поколений. Подвигов прошлого игероики настоящего. Пойдем по Москве, и мы увидим замечательныеархитектурные ансамбли, памятники и обелиски, из надписей которых узнаемимена, которые напомнят нам о подвигах русского народа в 1812 году. У Поклонной горы, где " напрасно ждал Наполеон, последним счастьемупоенный, Москвы коленопреклоненной с ключами старого кремля", выситсяТриумфальная арка - символ славы победителей первой Отечественной. Недалекоот нее музей - панорама " Бородинская битва", в котором находитсяграндиозная картина Ф.А. Рубо, воскрешающая героический подвиг народа наБородинском поле. Здесь же памятник павшим героям этой битвы и знаменитая "Кутузовская изба". А на новой площади Победы установлен памятник М.И.Кутузову и славным сынам народа, созданный Н.В. Томским. Эта группапамятников окружена сетью улиц, названия которых хранят память о событияхОтечественной войны. По Кутузовскому проспекту через Бородинский мост -памятник можно пройти к дому поэта-партизана Д.В.
Давыдова на Пречистенке,а оттуда - в Кремль, где у здания Арсенала сложены сотни трофейных орудий"великой" армии Наполеона. Возле Кремля - величественный Манеж, встречавшийгероев Двенадцатого года. Сохранилось в столице и здание Хамовническихказарм, где в 1812 году формировалось Московское ополчение. Памятники,связанные с Отечественной войной находятся и в других районах Москвы. Неразрывная патриотическая связь поколений рождает в сердцах живущихстремление быть достойными преемниками боевой славы отцов и прадедов. "Герой", служащий Отечеству, никогда не умирает и оживает в потомстве",- писал Я. П. Кульнев, один из участников войны 1812 года. И те, кто соружием в руках встал на защиту Родины в дни Отечественной войны, не могутбыть забыты, как и не могут изгладиться из народной памяти дела их.. Нас и сегодня волнует каждая судьба, каждое имя, связанное сДвенадцатым годом, ибо они дают почувствовать величие и огромностьисторического пути, пройденного нашим народом, формируют в нынешнемпоколении высокое гражданское и патриотическое самосознание. Триумфальная арка. В середине 1814 г., к торжественной встрече возвращавшихся из ЗападнойЕвропы победоносных русских войск, у Тверской заставы ( в конце улицыТверской ) была сооружена деревянная Триумфальная арка. Но памятник быстроветшал, и через 12 лет, в 1826 г., было решено заменить деревяннуюТриумфальную арку каменной. Составление проекта поручили крупнейшемурусскому архитектору О.И. Бове. В том же году он разработал ипервоначальный ее проект. Однако решение о новой планировке параднойплощади у главного въезда в Москву из Петербурга привело к необходимостипеределки проекта. Новый вариант, над которым Бове работал с!827 по 1828г.г., был принят в апреле 1829 г. Торжественная закладка арки состоялась 17 августа того же года. Воснование будущего памятника была вмурована бронзовая доска с надписью:"Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российскихвоинов в 1814 г. и возобновления сооружением великолепных памятников изданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 г. нашествиемгаллов ( французов ) и с ними двунадесяти языков" ( наполеоновская армия,состоявшая из представителей более 20 национальностей) .|Триумфальная арка (вид спереди) | Постройка Триумфальных ворот - первого и единственного в Москвепамятника арочного типа, сооруженного после войны 1812 года, - растянуласьна пять лет из-за недостатка денежных средств и безразличия со стороныгородских властей. Только 20 сентября 1834 года состоялось открытие этогозамечательного памятника, отражающего военную мощь, славу и величие России,героизм ее воинов победителей. Бове создал яркий, выразитель- ный образнепокоренной Москвы, восставшей " из пепла и развалин", как говорилось водной из надписей на арке. У Тверской заставы Триумфальные ворота простояли 102 года. В 1936 годуплощадь у Белорусского вокзала, на которой возвышалась арка, решилиперепланировать и расширить для разгрузки транспортной магистрали улицаГорького - Ленинградское шоссе. Триумфальная арка была разобрана послетщательного контрольного обмера и масштабного фотографирования. Ее богатоескульптурное убранство 32 года хранилось в филиале Музея архитектуры имениА.В. Щусева ( на территории Донского монастыря). В 1966 году началось восстановление Триумфальной арки на новом месте.Над восстановлением арки трудились тысячи специалистов: архитекторы,художники, инженеры, реставраторы, мастера художественного литья,чеканщики, бетонщики, облицовщики и т.д. Перед архитекторами стояла оченьважная задача. Проблема установки грандиозного памятника не ограничивалосьвыбором места на Кутузовском проспекте. Если Бове ставил арку на окраинестолицы, среди маленьких домов, где она являлась центром архитектурнойкомпозиции, то современным градостроителям предстояло установить монументсреди сложившегося городского пейзажа, среди высоких зданий, превосходящихсвоими размерами арку. Необходимо было поставить памятник так, чтобы его незакрывали многоэтажные дома, чтобы он не потерялся среди них и чтобы издалимодно было рассмотреть его великолепное декоративное убранство. Наиболее подходящим местом была признана нынешняя площадь Победы.Теперь Триумфальная арка ставилась не как проезжие ворота, а как монумент стаким расчетом, чтобы с обеих сторон обтекали оживленные транспортныепотоки, а она объединяла и украшала пространство между окружающими домами,в то же время не сливаясь с ними. 6 ноября 1968 года замечательное творение Бове обрело вторую жизнь.Трудом проектировщиков, реставраторов и строителей был воссоздан, пожалуй,самый грандиозный московский памятник в честь победы русского народа вОтечественной войне 1812 года.|Т р и у м ф а л ь н а я а р к а ( в и ||д с з а д и ) | Триумфальная арка теперь стоит на площади Победы, недалеко от Поклоннойгоры, образуя единый историко-мемориальныи комплекс вместе с музеем-панорамой " Бородинская битва", " Кутузовской избой" и расположенными рядомс ними памятниками. Лицевой стороной арка обращена к въезду в столицу. Размещая ее такимобразом, архитекторы соблюдали старую традицию, по которой триумфальныеворота и арки всегда были обращены главным фасадом к въезжающим в город.Основу памятника составляет однопролетная арка с шестью парами свободностоящих 12-метровых чугунных колонн пышного коринфского стиля,расположенных вокруг двух арочных опор-пилонов. Между каждой парой колонн,весом 16 тонн каждая, в образованных ими нишах, на высоких постаментахразмещены мощные литые фигуры воинов с сердцевидными щитами и длиннымикопьями, в древнерусских кольчугах и островерхих шлемах с наброшенными наплечи плащами в виде римских мантий. Бородатые лица витязей суровывыразительны. Ритмичные, несколько искусственные под воинов, их тесные,римского типа туники - дань господствующему в начале XIX века классическомуобразу. Над фигурами воинов, в верхней части пилонов, укреплены прекрасновыполненные, изящные, полные динамизма горельефы. На горельефе " Изгнаниефранцузов", названном создателями " Изгнание галлов из Москвы" или "Побитие двуна-десяти языков", изображен рукопашный бой на фоне зубчатойкремлевской стены. Неудержимо надвигающиеся справа плотными рядами русскиевоины в античных доспехах теснят врага, войско которого бежит, бросаяоружие. На переднем плане русский воин. Левой рукой он держит круглый шит сгербом России. Взмахом правой он занес меч над поверженным врагом. В словноожившей на рельефе фигуре русского воина воплощена мощь народов России,поднявшихся на борьбу с завоевателем. Ужасу и обреченности враговпротивопоставлены твердая уверенность и безграничная решимость русскихвоинов - освободителей Москвы. Выразительно исполнена и фигура убитогонеприятельского воина с обнаженной грудью.|Триумфальная арка (фрагмент) | Композиция построена мастерски. Впечатление движения усилено созданиемпространственной глубины. Фигуры на переднем плане и в глубине рельефаразличны по размерам. И несмотря на то, что ближайшие фигуры являются почтисамостоятельными скульптурами, горельеф удачно вписывается в плоскостьстены Триумфальной арки. Условность и реальность слиты здесь воедино.Рельеф исполнен с большим патриотическим чувством, страстностью и глубокойжизненностью рисунка. Другой горельеф - " Освобожденная Москва" - выполнен в более спокойнойманере. Полулежащая русская красавица, опирающаяся левой рукой на щит сдревним московским гербом. Ее фигура облачена в сарафан и мантию, головуукрашает небольшая корона . Правую руку она протягивает императоруАлександру I. На нем богатое платье римского цезаря. Эти центральные фигурыокружены изображениями Геракла с палицей на правом плече, Минервы,немощного старца, женщины и юноши. Фоном для них служит зубчатая стенаМосковского Кремля. В одежде персонажей заметно сочетание русскихнациональных черт с античными, как и в предыдущем рельефе. Бесспорно, этотгорельеф во многом уступает " Изгнанию французов", однако они близки другдругу по стилю, выходящему за традиционные рамки классицизма, ноприобретающему черты романтизма.|Триумфальная арка (фрагмент) | Традиционные фигуры трубящих о Славе парят в простенках над изгибамиарки. А по всему периметру сильно выступающего карниза помещены 48 гербовадминистративных районов России, население которых участвовало в борьбе сагрессором. Над карнизом застыли в спокойных позах аллегорические статуи Побед. Уног Побед сложены военные трофеи. В руках богинь венки и скипетры каксимволы властвующей победы. Арку венчает колесница Славы, словно летящая над аттиком. Шестеркаконей, выступая мерным -шагом, влечет колесницу. В колеснице гордо стоиткрылатая богиня Победы. Высоко поднят в правой руке лавровый венок, онавенчает им победителей. Взгляд древнегреческой богини обращен к въезжающимв столицу. Она словно стремится сообщить им радостную весть о победерусского оружия. Интересно заметить, что московский митрополит отказался освятитьТриумфальную арку при ее открытии в 1834 году из-за размещения на нейскульптурных изображений мифологических богов. В центре аттика, над проезжей частью, по обеим сторонам арки помещенымемориальные доски с надписями. Та из них, что смотрит на город, составленаиз слов М.И. Кутузова, обращенных в 1812 году к русским воинам. На главномфасаде повторен макет закладной доски. И, читая эти строки, мы словнотеряем ощущение времени и как бы встаем рядом с теми, кто сражался у стенМосквы, кто поднимал ее из руин, кто совершил свой ратный подвиг более 180лет назад. Стены арки облицованы белым камнем. Умелое сочетание в одноммонументальном сооружении разнообразных материалов, контрастных цветов -черного чугунного литья и белого камня -усиливает художественнуювыразительность памятника. Архитектурный и скульптурный замыслы в нем в полном единстве. Виртуознозадуманная и выполненная постановка скульптуры арки прекрасно учитывалаигру света и тени ее частей. В этом легко убедиться, если обойти арку привосходе или закате солнца. То есть при максимальной ее освещенности. Засчет того что колонны и стоящие между ними фигуры воинов не примыкают кстене арки, свет словно обтекает их и, отражаясь от белых стен,дополнительно подсвечивает черные фигуры сзади и с боков. Великолепно было найдено создателями и решения стройных архитектурныхпропорций всех элементов Архитектурной арки. Идею ясного и спокойного создания победы Бове помогли выразитьталантливые русские скульптуры И.П. Витали и И. Т. Тимофеев. Они выполнилибольшинство работ по рисункам архитектора. В работах Витали и Тимофеевачувствуется стремление к простоте и правдивости. Их произведения отличаютсясдержанностью и величавым спокойствием. Совершенная красота формы,жизненность лепки, твердость линии говорят о глубоком пониманиискульптурами сущности античного искусства и появлении в их работахреалистических мотивов. Заслуга Витали и Тимофеева является то, что вкомпозиции Триумфальной арки монументальная скульптура удачно сочетается смассивными архитектурными формами. Имена создателей, истории сооружения ивозобновлении Триумфальной арки записаны на памятной чугунной доске,установленной под сводом арки. Триумфальная арка - это прекрасный, проникнутый идеей торжестварусского народа символ победившей Москвы, это главный памятникОтечественной войны 1812 года в столице, это зримое воплощение глубокойпризнательности потомков героям-победителям. " Россия должна торжественновспоминать о великих событиях Двенадцатого года!" - писал В.Г. Белинский. Ивоссозданная Триумфальная арка на площади Победы - лучшее томуподтверждение . Свидетельствует Манеж. Осенью 1817 года Москва готовилась торжественно отметить 5-ую годовщинупобеды в Отечественной войне. Для смотра и парада войск было приказанопостроить " экзерциргауз" - манеж, в котором мог бы развернуться пехотныйполк, то есть почти две тысячи солдат. За разработку проекта манежа взялсяталантливый инженер-механик генерал А.А. Бетанкур. Строительство манежа он поручил генералу А.Л. Карбонье, который в зонепарадной застройке города для возведения здания выбрал Моховую площадь(ныне Манежная). 10 июня 1817 года проект был утвержден. Открытый 30 ноября 1817 года манеж стал чудом инженерного искусствасвоего времени. Замкнутое в нем пространство в 7424,67 м2 перекрывалосьобщей кровлей, лежавшей на деревянных стропилах, длиной 44,86 м каждая, ине имевшей каких-либо промежуточных опор. Такое удивительно смелое решениебыло применено впервые в мировой строительной практике и потребовало отБетанкура точных и тщательных расчетов конструкций потолочных перекрытий иих нагрузок. Прямоугольное в плане одноэтажное здание имеет и по нынешним временамзначительные размеры - длину 166,42 м, ширину -44,81 м, высоту - около 15метров. Величественный вид манежа подчеркивается и его внешним оформлением.Массивные, утолщенные к низу стены опираются на высокий рустованный цоколь.Боковые стены здания расчленены равномерно примыкающими к ним колоннамитосканского ордера. А между колонами в заглубленных арочных проемахпомещены сводчатые окна, отчего стены манежа кажутся еще выше. Мощнаяверхняя часть здания покоится на колоннаде стен. Ее архитектурноеоформление выполнено в дориче- ском стиле. На торцевых стенах манежа, подгладкими фронтонами, а также в средней части боковых стен в высоких нишах,прорезающих цоколь, расположены удлиненные тройные деревянные ворота .Благодаря тому, что окна составляют около трети всей площади стен, внутрипомещение хорошо освещено дневным светом. Одно из лучших созданий послепожарной Москвы, манеж являетсясвоеобразным памятником героям Отечественной войны 1812 года. В немсостоялись чествование и праздничный парад по случаю пятилетия победырусского оружия в этой войне. Из-за того, что с постройкой манежа очень спешили, через год послеоткрытия кровля дала осадку и была поправлена Карбо-нье. Однакопродолжающееся оседание стропил вынудило Бетанкура 1819 году выступить спредложением о серьезной перестройке кровли. Но осуществлена она былатолько четыре года спустя, в 1823-1824 годах, по проекту и под руководствомвоенного инженера полковника P.P. Баусса, при активном участии Кашперовакак основного исполнителя работ по сборке и установке заново сделанныхстропил. В это время к работам по украшению манежа был привлечензамечательный архитектор и градостроитель О.И. Бове. Глубоко прочувствовав и правильно поняв роль и значение манежа какздания-памятника в ансамбле народной застройки центра Москвы, Бовепредложил поместить на фасадах лепные украшения, прославляющие военную мощьРоссии. Бове настоял на простоте оформления торцевых фасадов, ограничившисьмелким рельефом под карнизом. Декоративные детали в виде военных атрибутовримских легионеров, выполненные по рисункам Бове, были укреплены снаружи ивнутри манежа летом 1825 года. Произведенные под руководством и по чертежам Бове штукатурные и лепныеработы еще более подчеркнули торжественный характер манежа в целом. Искусновкрапленный в архитектурный облик монументального здания декор из небольшихстрогих ритмических рельефов предал законченность всему сооружению - одномуиз лучших произведений классицизма в России. Здание манежа без особых внешних изменений сохранилось до наших дней.Во время празднеств в нем устраивались народные гулянья и концерты, нередкоразворачивались различные выставки. В послевоенные годы деревянные стропилабыли заменены металлическими, сохранившими внешний контур кровли, нопотребовавшими установки внутри промежуточных опор. Со стороны площадитройные въездные ворота были заменены трехарочным входом, к которому ведутгранитные ступени. В 1957 манеж стал Центральным выставочным залом. В 1976году в манеже проводились реставрационные работы, цель которых была "возвращение молодости" уникальному зданию. Манежу был возвращен егопервоначальный облик. О том, что это здание - один из достойных памятниковгероям 1812 года говорят слова на мемориальной доске из серого камня:" Здание манежа построено в 1817 году в ознаменование победы русскогонарода в Отечественной войне 1812 года".|Мемориальная доска | Георгиевский зал. Около 5 часов вечера в понедельник 2 сентября 1812 года отрядынаполеоновской армии заняли Кремль. В Кремлевском дворце, построенномизвестным архитектором В.В. Растрелли в 1749-1753 годах, Наполеон занялпарадные покои русских императоров, выходившие окнами на реку с видом наЗамоскворечье. Во дворце вполне хватало места и службам главного штабаармии. Через шесть недель враги вынуждены были поспешно уйти из Москвы.Однако при отступлении они разрушили в Кремле часть зданий, среди которыхбыл и Кремлевский дворец. К 1817 году он был наспех восстановлен и даженадстроен, но вскоре пришел в полное запустение. В 1838 году группа русскихархитекторов в составе Н. Чичагова, П. Герасимова, В. Бакарева, Ф. Рихтерапо проекту и под руководством профессора К.А. Тона приступила к сооружениюнового Большого Кремлевского дворца. Строительство продолжалось почти 11лет. Главный фасад двухэтажного здания дворца, сохранившегося до наших дней,обращен к Москве-реке. Главный вход, беломраморный вестибюль первого этажа,широкая парадная лестница и голубой аванзал 2-ого этажа ведут к параднымзалам дворца, посвященным высшим русским военным орденам. Благодаря этимзалам дворец стал не столько императорской резиденцией, сколько памятникомратным подвигам сынам России. Самый значимый по величине и самый роскошныйпо убранству - Георгиевский зал. Длина его 61 метр , ширина - 20,5 метра ивысота - 17,5 метра. Белизна стен и потолков, а также обилие света делают зал нарядным иторжественным. Продольные стены его прорезаны глубокими нишами с окнами,выходящими на Соборную площадь Кремля. На торцевых стенах зала, почти подсамым потолком, - изваяние конной фигуры Георгия Победоносца, поражающегокопьем дракона, выполненные известным скульптором П.К. Клодтом. Залперекрыт цилиндрическим сводом, обильно украшенным лепкой. Лепные знакиордена в форме креста помещены и на стенах. В простенках между оконныминишами попарно поставлены 18 витых колонн, отлитых из цинка Крумбюгелем иШенфельтом, украшенных лепниной, растительным орнаментом, пышнымикоринфскими капителями. Колонны венчают аллегорические статуи, в античныходеяниях с лавровыми венками в правой руке и со щитами в левой, на которыхизображены гербы земель, вошедших в состав России, и даты их присоединения.Статуи выполнены известным ваятелем И.П. Витали. Банкетки, скамьи итабуреты с золочеными ножками, стоящие вдоль стен, обтянуты шелковойтканью, повторяющей цвета георгиевской ленты. По углам зала на белых легкихдеревянных подставках установлены большие бронзовые ковчеги-ларцы дляхранения списков георгиевских кавалеров. Паркетный пол зала набран в 1845году более чем из 20 редких разноцветных пород дерева по проекту академикаживописи Ф.Г. Солнцева мастером Миллером. Оформление зала, посвященноепобедам России в XV-XIX в веках , удачно дополняют шесть многоярусныхзолоченых бронзовых люстр на тысячи ламп-свечек и настенные светильники.Вечером зал освещает более 3 тысяч ламп. Георгиевский зал - зал русскойвоинской славы - посвящен ордену Победоносца Георгия, учрежденному 26ноября 1769 года. Георгиевский крест, как часто называли его,предназначался для награждения офицеров, которые " во время военныхдействий отличили себя особливыми мужественными поступками для вящегопоощрения военных заслуг, оказанных на поле брани". " За службу ихрабрость" - таков был девиз этого ордена. 13 февраля 1807 года былутвержден причисленный к ордену святого Георгия Знак отличия военногоордена. Им награждали " нижних чинов" за боевые заслуги и проявленнуюхрабрость . Знаками отличия ордена - георгиевским крестом и лентой -награждались и воинские части. Гимном славы русскому оружию являются беломраморные мемориальные доскиГеоргиевского зала с начертанными на них золотом именами героев -георгиевских кавалеров и прославленных воинских частей, награжденныхзнаками отличия этого ордена. Памятные доски укреплены на стенах зала,между витыми колоннами. Среди многочисленных имен воинов и наименованийполков, экипажей, батарей есть немало имен участников Отечественной войны1812 года. М.И. Кутузов в декабре 1812 года был награжден высшей степеньюордена. М.Б. Барклай де Толли стал полным георгиевским кавалером в 1813году за отличие в сражении у Кульма. Л.Л. Беннигсен удостоился 1-й степениордена " за всю компанию" 1812-1814 годов. За наименованиями прославленных частей, выбитыми золотом намемориальных досках, стоят имена тысяч безвестных героев Отечественнойвойны. Это за их нелегкий ратный труд увековечены полки русской армии,награжденные георгиевскими знаменами и трубами. Среди награжденныхгеоргиевскими знаменами и трубами полков такие, как лейб-гвардии Литовскийполк, лейб-гвардии гренадерский, лейб-гвардии конный, Малороссийский, лейб-гвардии гусарский, лейб-гвардии кирасирский полки. Георгиевский зал ставший памятником героям-победителям, связан и сважнейшими политическими событиями современности. Он принимал и участниковпарада Победы в 1945 году, и покорителей космоса. В стенах Георгиевского зала вручаются правительственные наградыкрупнейшим деятелям науки и культуры. Здесь были подписаны важныемеждународные акты и соглашения, направленные на дальнейшую разрядкумеждународной напряженности. В последние годы в Большом Кремлевском дворце проведены значительныереставрационные работы. Восстановлены уникальные полы, обновлена лепка,бронза, мебель. Все во дворце и его залах сохраняется в первозданном виде. Обелиск "Братская могила".|«Братская могила» | Еще гремела артиллерийская канонада на Бородинском поле, по Смоленскойдороге потянулись к Москве обозы, увозившие раненых. Тяжелораненые солдатытряслись в крестьянских телегах, умоляя возниц не гнать на ухабах. Усталоплелись раненые и возле телег, заботясь, по возможности, о стонущих насоломе товарищах. Нередко стоны и слова молитвы застывали на устахраненого, и он затихал навсегда. Умерших хоронили на придорожных кладбищах.Много таких безымянных солдатских могил осталось вдоль Смоленской дороги вавгусте 1812 года, но слишком мало сохранило нам время. Над этими могиламине ставили памятников, не писали на деревянных крестах простых русскихимен… Приближаясь к Москве, останавливались обозы с ранеными недалеко отДорогомиловской заставы, там, где Можайский тракт ближе всего подходил кстарому Дорогомиловскому кладбищу. В молчании снимали с телег тех, кому ужене суждено больше кричать " ура" и идти в атаку на врага в едином строю стоварищами. Хоронили их в общей могиле под заунывное отпевание служителейкладбищенской церкви. Так появилась на Дорогомиловском кладбище братскаямогила 300 русских воинов, умерших от ран, полученных в Бородинскомсражении. Это к ним, героям Бородина, оставшимся в живых и погибшим в бою,обращены слова Кутузова: " Сей день пребудет вечным памятником мужества иотличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия иартиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и неуступить неприятелю. Французская армия под предводительством самогоНаполеона, будучи в превосходнейших силах, не превозмогла твердость, духароссийского солдата, жертвовавшего с бодростию жизнею за свое отечество". 128 лет только скромное надгробие указывало место захоронения воинов. В1940 году по решению Московского Совета депутатов трудящихся над братскоймогилой героев Бородина поднялся гранитный обелиск. Там, где серые граниего спускаются к черному полированному постаменту, золотом выведены слова:" Братская могила 300 воинов -героев Отечественной войны 1812 года, павшихсмертью храбрых в Бородинском сражении. Сооружен Мос-горисполкомом в 1940году". После Великой Отечественной войны началась коренная реконструкциярайона, и обелиск был перенесен к музею " Кутузовская избл". В 1962 году, всвязи с перепланировкой территории при постройке здания музея-панорамы "Бородинская битва", обелиск был передвинут ближе к его правому крылу. К тридцатому году своего существования памятник на единственнойсолдатской могиле героев Двенадцатого года заметно постарел: осел в землю,дал трещины. Специалисты и реставраторы разобрали обелиск до основания,укрепили фундамент, заменили разрушившиеся плиты, вставили для прочностисвинцовые прокладки, подновили надпись. Ни близость музея-панорамы "Бородинская битва", ни " Кутузовская изба", ни другие памятники не могутотвлечь вашего внимания от этого строгого монумента. И, подойдя к подножиюобелиска, вы невольно склоняете голову в знак глубокой признательностибезвестным героям. Московскому ополчению. В 1812 году на защиту отечества от завоевателей поднялся весь народ.Армия Наполеона натолкнулась на упорное сопротивление русских войск иведущих войну " не по правилам партизан" . Не ожидая официального указаниявластей о созыве ополчения крестьяне и ремесленники сами выступилиинициаторами создания " народной военной силы". Они подавали прошенияпомещикам и местному начальству с просьбой вооружить их и как можно быстреенаправить на врага, надеясь за свое участие в изгнании неприятеля с роднойземли получить освобождение от крепостной зависимости. Патриотическийподъем среди селян и горожан был так велик, что июльский манифестправительства являлся лишь правовой основой формирования ополчения. В июле1812 года началось формирование ополчения в Московской губернии.Начальником Московского ополчения был назначен боевой генерал И. И. Марков. Запись добровольцев в " Московскую военную силу" была обставленапразднично. В разных местах столицы - на Новинском бульваре, в Марьинойроще и др. - стояли большие красочные шатры. Внутри стены их были украшенырисунками на военные темы, оружием, атрибутами военного снаряжения. Вцентре шатра стоял покрытый ярким сукном стол, на котором лежала книга,обтянутая пунцовым бархатом. В нее вносились имена ополченцев. К середине августа сбор ратников был в основном закончен. В Московскоеополчение вступали и представители передовой интеллигенции. Ополченцамистали известные поэты В.А. Жуковских и П.А. Вяземский. В Москве центром формирования "военной силы" стали Хамов-ническиеказармы. Здесь размещался сборный пункт Московского народного ополчения. Обэтом рассказывает мемориальная доска из дымчатого ямцевского гранита работыархитектора К.В. Кудря-шова. Она была открыта 18 сентября 1962 года нацентральном здании казарм у бывшего парадного входа. Хамовнические казармыне только интересный архитектурный памятник (проект здания разработан сыномзамечательного русского зодчего архитектором М.М. Казаковым), но и памятникгероическому прошлому столицы и мужеству ее защитников. Московскоеополчение, насчитывающее 34000 человек, прошло славный боевой путь. ПолкиМосковского ополчения участвовали во всех основных сражениях Отечественнойвойны - Бородинском, под Тарутином, за Малоярославец и Вязьму, у Красного иБорисова. Активное участие народного ополчения в военных действиях русскойармии в значительной мере способствовало быстрейшему изгнанию захватчиковза пределы нашей Родины. История сохранила нам ничтожно малое количество имен этих доблестныхзащитников отечества. Об их подвигах напоминает лишь небольшая мемориальнаядоска на Хамовнических казармах. Им, солдатам, ополченцам, партизанам -рядовым титанической борьбы с полчищами Наполеона, Россия была обязанасвоей независимостью, как и Европа своим освобождением. Они сталиолицетворением поднявшегося на борьбу отечества, дав тем самым войне имяОтечественной. Музей-панорама "Бородинская битва". Это внушительного вида, необычной архитектуры здание из стекла, металлаи камня выросло возле уже сложившегося ансамбля памятников героямОтечественной войны 1812 года и стало одним из главных элементов его. Онобыло создано по проекту архитекторов А.Р. Корабельникова, С.И. Кучанова,А.А. Кузьмина и инженера-конструктора Ю.Е. Аврутина менее чем за 19месяцев.|Музей-панорама «Бородинская битва» | Здание музея, расположенного на площади Победы, было создано специальнодля экспонирования уникального произведения русского изобразительногоискусства - панорамы " Бородинская битва". Она была написана крупнейшиммастером панорамной живописи академиком Ф.А. Рубой является художественно-историческим памятником героическим событиям 1812 года. Над созданиемпанорамы Рубо трудился с 1909 по 1912 год. К этому времени он был известендалеко за пределами России как автор панорам " Штурм аула Ахульного" и "Оборона Севастополя", а также целого ряда замечательных картин. Рубоудалось создать высокохудожественное полотно, ставшее гимном славы русскомуоружию. Здание, в котором впервые демонстрировалась панорама, было построено наЧистопрудном бульваре по проекту военного инженера полковника П.А.Воронцова-Вельяминова и открыто к 100-летию Бородинской битвы. Ф.А. Рубосам присутствовал на открытии. За 5,5 лет существования панораму осмотрело143000 посетителей. В связи с началом 1-ой мировой войны демонстрацияпанорамы была прекращена, а деревянное, быстро ветшавшее здание снесено.Огромное полотно было навернуто на 16-метровый вал и пробыло в таком видене один десяток лет. В результате от подлинного полотна уцелела лишьбатальная часть без одного фрагмента. Полностью не сохранилась живописьнеба. В 1949 году началось восстановление полотна. Группа реставраторов,которую возглавили П.Д. Корин и Е.В. Кудрявцев полностью заменила основухолста. Академик живописи М.Н. Авилов занимался воссозданием макетапредметного плана. В 1961 году была создана группа художников во главе сИ.В. Евстигнеевым. Она заново написала утраченные участки батальнойживописи, на площади холста около 930 м2 было заново написано небо. Так,спустя 50 лет единственный в своем роде живописный памятник был полностьювосстановлен советскими художниками. Музей-панорама " Бородинская битва"открылся 18 октября 1962 года. С тех пор нескончаем поток посетителей. Задень в музей приходит несколько тысяч экскурсантов . И это лучшееподтверждение огромной популярности художественно-исторического памятникагероическим событиям 1812 года. Здание, в котором располагается музей, покоряет композиционнымединством всех своих частей. В центре его - сооружение цилиндрическойформы, напоминающее барабан, из стекла и алюминия высотой около 23 идиаметром 42 м.|Мозаичное панно на здании музея | Два невысоких прямоугольных крыла, примыкающих к центральной частиздания, украшены мозаичными панно " Народное ополчение и пожар Москвы" и "Победа русской армии и изгнание Наполеона" . Эти панно, площадью по 75 м2каждая, вводят зрителя в героические события великой битвы, рассказывают обессмертном подвиге народа. Автор их - московский художник Б. Тальберг. Героико-патриотическую тему мозаики словно продолжают уложенные накаменные ступени цоколя трофейные орудийные стволы. Все эти 68 орудийпринадлежали разным государствам Европы, чьи войска входили в состав армии" двунадесяти языков". К панораме они были перенесены от стен АрсеналаМосковского Кремля, смиренно превратившись в элемент ее декоративногоубранства.|Мозаичное панно на здании музея | Пятьдесят имен и фамилий героев Отечественной войны 1812 года,представители всех слоев населения России, вставших плечо к плечу в 1-ойшеренге мужественных борцов, украшают здание-памятник. Не все они былиучастниками Бородинской битвы, но все они храбро бились с врагом ради общейпобеды. И своей победой в Двенадцатом они победили время ... Через отделанный камнем вестибюль музея-панорамы мы попадаем в 2небольших прямоугольных зала, расположенных в боковых крыльях здания. Ихэкспонаты знакомят с событиями Отечественной войны до и после Бородинскогосражения. Широкие беломраморные ступени ведут в небольшой круглый зал,посвященный творчеству Ф.А. Рубо. С замиранием сердца поднимаемся по винтовой лестнице в центральнуючасть здания. И вот мы на смотровой площадке, в гуще Бородинского сражения.На необозримом пространстве раскинулись войска в непривычно яркой одежде.Необычная голубизна неба, чуть розоватого у горизонта, наполняет окружающеепространство обилием света. И зелень леса, и спокойная вода в ручье, изолотистое ржаное поле - все эти детали пейзажа рисуют родину, за которуюкипит бой. Художник делает нас очевидцами критического момента боя,наступившего в 12 ч. 30 мин. На командный пункт у деревни Семеновскойприбыл генерал Дохтуров, сменивший тяжело раненного Багратиона. Деревня горит, враг усилил обстрел, но Дохтуров спокойно руководит боемна своем участке. Мимо него проходят солдаты Московского и Астраханскогогренадерских полков. Напротив, за Семеновским оврагом, французские орудия,выстроившись в линию, ведут огонь по русским позициям. Переходя Семеновскийручей, гренадеры контратакуют врага. Бросая в бой резервы, Наполеонпытается прорвать оборону русских войск в центре. Здесь, на южных скатахКурганской высоты, завязался " бой во ржи". Саксонские кирасиры и польскиеуланы рубятся с русскими драгунами и кирасирами. На вершине высоты,застланной клубами дыма, идет ожесточенная схватка. Вдали, на Семеновскихвысотах, стоящие в плотном строю каре гвардейцы-измайловцы, литовцы ифинляндцы -отражают яростные атаки тяжелой конницы врага. Два полководца - Кутузов у деревни Горки и Наполеон от Ше-вардинскогоредута - наблюдают за ходом сражения. Мы видим их на заднем плане панорамыдруг против друга. Наполеон нервничает и спешит. Спокоен и полонуверенности Кутузов. Он стоит в шинели, накинутой на плечи. Взгляд егоустремлен в долину реки Колоча, где решается исход боя. И хотя в этотмомент еще атакуют наполеоновские солдаты, мы чувствуем, с какойнепоколебимой стойкостью, с каким героическим энтузиазмом сражаютсярусские, и они не могут не победить. Панорама написана с большойреалистической силой. Она прославляет героизм простого солдата,отстаивающего свободу своего отечества. " Кутузовская изба". На шестой день после Бородинского сражения русская армия по Можайскомутракту подошла к пригородам Москвы и расположилась лагерем вдоль еезападной границы. Правый фланг армии развернулся перед деревней Фили, центр- между селами Троицкое и Во-лынское, левый флаг - у села Воробьеве.Авангард остановился у деревни Сетунь. На бивуаках не слышно песен,обветренные лица солдат сумрачны. Что будет с Москвой? Много думал об этом и главнокомандующий русскими войсками М.И. Кутузов.А между тем с утра 1 сентября началось укрепление отдельных участковрусской позиции. В первой половине дня главнокомандующий сам осмотрелпозицию армии и нашел ее невыгодной для сражения, ибо позади вдоль всегорасположение русских войск тянулась Москва-река с крутыми берегами, афланги легко могли быть обойдены неприятелем. Вернувшись в главнуюквартиру, размещенную в деревне Фили, в 2 км от Дорогомиловской заставы,Кутузов распорядился созвать к 5 часам дня военный совет.|«Кутузовская изба» | В это время деревня Фили насчитывала только 7 изб. Здесь, в избекрестьянина Фролова, и расположилась штаб-квартира Кутузова. Рубленная избаФроловых, судя по сохранившимся рисункам с натуры, была просторной. Тремястворчатыми окнами по фасаду смотрела она на улицу и одним боковым окном -на двор. Маленькое обрешеченное крыльцо с навесом и 5 ступенями вело квходной двери, через которую можно было попасть в небольшие сени. В этойизбе воскресным днем 1 сентября 1812 года и принял Кутузов собравшихся навоенный совет генералов. На этом военном совете решалась судьба Москвы ивсей России. После долгих споров М.И. Кутузов решил оставить Москву иотступить. Еще несколько лет после Отечественной войны семья крестьянина Фроловажила в знаменитой избе. В 1850 году обветшавший дом починили, снаружиобшили досками, соломенную кровлю заменили тесовой и покрасили. Памятнуюизбу, получившую название " Кутузовская", окружили невысоким земляным валоми обсадили деревьями. С каждым годом росло число посетителей этогоисторического места. В той половине избы, где происходил военный совет, былобразован своеобразный музей. Здесь сохранились длинный дубовый стол илавки, за которыми сидели участники военного совета, иконы в красном углу искамейка, на которой в тот день, склонив в глубоком раздумье седуюизраненную голову, сидел полководец. Стены украшали портреты участниковсовета. Тут же лежали несколько изданных описаний военных событий 1812 годаи книга, в которую вписывались имена посетителей. В другой комнате избы жил отставной солдат-инвалид, выполнявшийобязанности сторожа, дворника и смотрителя за мизерную плату, получаемую отздешнего помещика Нарышкина. Но 1867 году старика-ветерана помещик лишилсодержания, и инвалид вынужден был искать пристанище в других краях. Избузаколотили и оставили без всякого присмотра. 7 июня 1868 года заброшенная изба внезапно загорелась. Прибежавшие напожар крестьяне успели вынести из огня лишь иконы и лавку, на которойсидели участники совета. 3 августа 1887 года, к 75-летней годовщиныОтечественной войны, была открыта новая "Кутузовская изба",построенная на собранные москвичами средствами по рисункам и поднаблюдением архитектора Н.Р. Струкова. На карнизе фасада была выведенанадпись: " Изба военного совета, бывшего 1-го сентября 1812 года". Изба, заново отстроенная на прежнем месте, состояла из двух комнат,разделенных сенями, и в плане повторяла старую избу Фроловых. В левойкомнате, выходящей окнами на улицу, разместился небольшой музей, в которомбыли собраны спасенные от пожара реликвии и другие предметы, напоминающие оКутузове, военном совете и его участниках, о героических событияхОтечественной войны. Место, где сидел фельдмаршал, было обозначеноспециальным указателем с надписью. В правой от сеней, или задней, комнате поселились четыре отставныхсолдата Псковского пехотного имени фельдмаршала Кутузова полка,"призреваемые за счет общества". К 100-летнему юбилею Отечественной войны1812 года существовавший в " Кутузовской избе" музей был реорганизован,пополнилась его экспозиция. Однако в конце 10-х годов он влачил довольножалкое существование. В 1928 году музей был закрыт. Большая часть собранных в нем экспонатовбыла безвозвратно утрачена. Только подлинная скамейка и походные дрожки, накоторых Кутузов в августе 1812 года прибыл в действующую армию и на которыхон разъезжал в походах 1812-1813 годах, сохранились и были переданы вБородинский военно-исторический музей-заповедник, где находятся и поныне. В 1938 году здание было реставрировано, и в нем открылся филиалГосударственного Бородинского военно-исторического музея. Была развернутановая экспозиция, повествующая о военном совете в Филях, о жизни идеятельности М.И. Кутузова и других славных полководцев и военачальников, огероической борьбе народов России и ее армии с иноземными захватчиками. Впередней комнате представлена обстановка крестьянской избы начала XIX века. В 1962 году был создан музей-панорама " Бородинская битва", и "Кутузовская изба", расположенная рядом, стала его филиалом. Она являетсянеотъемлемым элементом мемориального комплекса в память Отечественной войны1812 года у Поклонной горы. Перед " Кутузовской избой" стоит каменный обелиск, потемневший отвремени, покрытый сеткой мелких трещин. На гранях его прикреплены двемемориальные доски. На одной из них были выбиты слова, сказанные Кутузовымпри закрытии военного совета, а на другой рассказана история создания этогонеобычного памятника: " На месте этом находилась изба, принадлежавшаякрестьянину деревни Фили Фролову, где 1 сентября 1812 года был созданвоенный совет под председательством фельдмаршала князя Кутузова, решившийучасть Москвы и России. Изба сгорела в 1868 году. Офицеры Гренадерскогокорпуса, бывшие на полевой военной поездке в 1883 году в окрестностяхМосквы и проникнутые чувством благоговения к историческому месту, возымелижелание увековечить это место камнем и обнести оградою, что и исполненозаботами и усердием чинов Гренадерского корпуса, 8 сентября 1883 года". Так старый верстовой столб стал памятным обелиском. А через 4 годавозле него отстроилась новая " Кутузовская изба". В 1958 году, в 145-летнююгодовщину со дня кончины выдающегося полководца М.И. Кутузова, у "Кутузовской избы" был открыт бронзовый бюст работы скульптура Н.В.Томского. И не случайно первый памятник Кутузову в Москве был сооруженименно на этом месте. Здесь на военном совете в Филях, когда решалась участь Москвы и судьбаРоссии, со всей полнотой проявился полководческий талант этого подлиннонародного военачальника. " Славным сынам народа".|Памятник М.И. Кутузову, героям ||Отечественной войны 1812г. || | Почти 30 лет, начиная с 1944 года, работал скульпторН.В. Томский над памятником, в котором блестяще воплотил единениеполководца с народом в лице партизан, ополченцев и солдат. Памятникпроизводит большое впечатление внутренней силой, выразительностью,благородной человечностью. Открытие его состоялось в июле 1973 года, в год,когда вся страна отмечала 160-летие со дня кончины М.И. Кутузова. Памятникустановлен перед зданием музея-панорамы " Бородинская битва" и органическивошел в существующий мемориальный ансамбль героям 1812 года. Над монументальной группой из 26 фигур возвышается бронзовая коннаястатуя Кутузова. На постаменте из серого гранита надпись: " МихаилуИлларионовичу Кутузову, славным сынам русского народа, одержавшим победу вОтечественной войне 1812 года" . Поза Кутузова подчеркивает его спокойнуюуверенность в торжестве правого дела, на которое поднялся весь народ.Уверенность и спокойствие народного полководца как бы передаются окружающимего военачальникам, крестьянам, ратникам и солдатам, на титанические усилиякоторых опирался Кутузов. Каждая из фигур в монументальной группе воплощает образ конкретногоисторического лица, им приданы черты портретного сходства с героями 1812года. Здесь изображены талантливые полководцы: Багратион, Барклай де Толли,Дохтуров, Платов, Тучков, Раевский, Ермолов, Кутайсов, Неверовский,Лихачев, Ко-новницын; командиры партизанских отрядов Давыдов, Сеславин,Фигнер; крестьяне-партизаны Кожина, Курин; прапорщик Павлов; простыерусские солдаты Ручкин, Алексеев, Коренной; фельдфебель Золотев; Михайлов -герой-барабанщик.| || || | Фрагменты памятника героям Отечественной войны 1812 года.| | Конкретные образы русских солдат, включенные в ансамбль памятника, в тоже время являются безусловно собирательными, ибо тысячям русских воинов,самоотверженно боровшимся за независимость Родины, были свойственныбеззаветная любовь к Отечеству и беспримерная храбрость, готовность ксамопожертвованию ради общего дела и взаимовыручка в бою, жгучая ненавистьк поработителям и безграничная преданность героям-командирам. Создатель памятника славным сынам отечества Н.В. Томский подчеркивал,что это не только памятник одному из величайших российских полководцев, нои памятник пламенному патриотизму народа. Введение в него галереискульптурных портретов реальных героев двенадцатого года придает памятникуподлинную историчность . Среди героев и генералы, и солдаты, и ополченцы, ипартизаны. Здесь и лучшие представители дворянства, из среды которого вышлидекабристы. И крестьяне-патриоты. Все они - воплощение немеркнущей славынарода, воплощение подвига, совершенного им в то далекое время. Герою-партизану. 18 сентября 1962 года на фасаде дома № 17 по Кропоткинской улице (нынеПречистинка) была торжественно открыта мемориальная доска. С серого гранитасмотрит мужественное лицо с веселыми глазами и лихо закрученными усами,лицо отважного воина в гусарском мундире, известного писателя,оригинального поэта. Надпись над портретом гласит: " В этом доме в середине30 годов XIX века жил герой Отечественной войны 1812 года поэт-партизанДенис Давыдов". Желая подчеркнуть принадлежность героя " литературногоцеху", архитектор А Котырев, словно на листе бумаги, бросил под текстомгусиное перо. Дом, в котором Денис Давыдов поселился в 1836 году, былпостроен в конце XVIII - начале XIX века. В этом доме поэтом-партизаномДенисом Давыдовым были написаны критическая статья " Мороз ли истребилфранцузскую армию 1812 году?", автобиографический рассказ " Встреча свеликим Суворовым", эпиграмма " Современная песня" и полные боевого задорастихи. Мемориальная доска на доме № 17 по улице Пречистенке стала еще однимпамятником знаменитому москвичу. Денис Васильевич Давыдов родился в Москве 16 июля 1784 года. 28сентября 1801 года Давыдов начал военную службу эстан-дарт-юнкером. Ужечерез 11 лет Давыдов был произведен в подполковники и назначен командиром 1-го батальона Ахтырского гусарского полка. Во время Отечественной войны 1812 года будучи командиром гусарскогополка и партизанского отряда успешно действовал в тылу врага. Денис Давыдовбыл награжден за компанию 1812 года орденами 3-й степени и Георгия 4-гокласса. Отличный организатор, талантливый военачальник, решительный воин. ДенисДавыдов навечно врубил свое имя в историю партизанского движения. 22 апреля 1839 года генерал-лейтенант Дениса Давыдова не стало. Имя Дениса Давыдова было присвоено Ахтырскому гусарскому полку, скоторым связаны наиболее яркие страницы его боевой биографии. Горячий патриот, мужественный и непоколебимый воин, военный теоретик италантливый поэт, Давыдов навсегда сроднился с Москвой. Здесь он родился ижил. На территории Новодевичьего монастыря покоится его прах. В 1955 годунад могилой поэта-партизана был установлен бюст, выполненный скульпторомЕ.А. Рудаковым. На вечные времена. У стен кремлевского арсенала сгрудились наполеоновские орудия- свидетели былых побед и разгрома завоевателей. Выбитые на смертоносныхжерлах гербы, девизы, номера, клейма с указанием места и времени отливки,имени литейщика могут рассказать нам много интересного.|Здание Арсенала || | Отбитое орудие являлось дорогим трофеем, приравнивавшимся кзахваченному знамени, так как артиллерийские части в начале XIX века неимели своих знамен, в отличие от кавалерийских и пехотных частей. Не случайно это редчайшее собрание артиллерийских трофеев первойчетверти XIX века вот уже более 180 лет хранится в Московском Кремле. Еще в 1701 году Петр I распорядился построить вдоль стены, соединяющейНикольские и Троицкие ворота Кремля, здание Арсенала для хранения, ремонтаи изготовления различного оружия, военного снаряжения и боеприпасов. В этомже здании, получившим название " цейхаус", было решено организовать военныймузей. Специальным указом предписывалось собирать и свозить в "новопостроенный цейхаус для памяти на вечную славу" трофейные медные ижелезные пушки, а также различные иностранное оружие. Военное снаряжение изнамена, захваченные в боях. Несмотря на петровский указ, задуманный музейтрофейного вооружения так и не был создан. К 1812 году кремлевский Арсенал в Москве являлся одной из крупнейшихбаз, где хранились десятки тысяч различных образцов в основномотечественного оружия и боеприпасов. Во время нахождения наполеоновскойармии в Москве здание Арсенала было взорвано. В полуразрушенном состоянииАрсенал оставался еще 4 года после освобождения Москвы. Его восстановлениепродолжалось до 1828 года. К 100-летнему юбилею Отечественной войны в здании кремлевского Арсеналанамечалось открыть музей 1812 года. Но из-за недостатка средств и из-заначавшейся первой мировой войны музей открыт не был. До наших дней нафасаде здания частично сохранились лепные украшения в виде военныхатрибутов - следы начавшейся отделки кремлевского Арсенала под музей. Омузейном предназначении здания напоминают и стволы трофейных орудий армийвсех государств Европы, втянутых Наполеоном в нашествие на Россию. В 1812 году был издан императорский рескрипт, в котором говорилось осоздании столпа из вражеских орудий. Памятник этот вначале предполагалось установить у Тверских ворот (нынепушкинская площадь), но вскоре местом для него была избрана сенатскаяплощадь, напротив здания арсенала. Многие известные архитекторы началиработу над проектом памятника победы. Одним из первых был ведущийархитектор Москвы конца XVIII века М.Ф. Казаков. Однако ни один измногочисленных проектов так и не был осуществлен. К 1819 году у стен арсенала было собрано 875 трофейных орудийныхстволов. В 1830-х годах, когда первоначальная идея создания памятника былаоставлена, они были размещены на ступенчатых каменных постаментах вдольглавного фасада кремлевского Арсенала, от Троицких до Никольских ворот. Уюжной стены арсенала выросли пирамиды трофейных ядер из 207 зарядныхящиков, брошенных французами в Москве. В середине XX века в связи с начавшимися в Кремле строительнымиработами по сооружению Дворца съездов и сноса старого здания Оружейнойпалаты вдоль главного и южного фасадов Арсенала было помещено 40 старинныхорудий XVI-XVII веков на декоративных лафетах. Для этого пришлось убратьчасть трофейных орудий 1812 года и изменить их размещение. Еще раньше, в1936 году, около 40 трофейный стволов было передано бородинскому военно-историческому музею-заповеднику, 68 трофейных орудий в 1962 году былоперенесено к зданию музея-панорамы " Бородинская битва". В 1974 году была произведена расчистка этих исторических орудий,освобождение их от различных наслоений. У Дорогомиловской заставы. Известие о решении М.И. Кутузова оставить Москву без боя быстрораспространилось в войсках. Войска покидали Москву двумя колоннами, одна изкоторых шла через Дорогомиловскую заставу и Москву-реку. В ней находился иКутузов. Первыми в 3 часа ночи 2 сентября по Дорогомиловскому мосту и далеепо улицам Москвы потянулись Обозы. Следом за ними прошло ополчение, потомпехота и артиллерия. Замыкали колонну казаки. Мерно стучали солдатскиесапоги по деревянной мостовой на подъезде к Дорогомиловскому мосту. Вгорестном молчании полк за полком, рота за ротой проходила поДорогомиловскому мосту русская армия. В августе 1837 года Россия отмечала 25-летие бородинского сражения.Тогда же Дорогомиловский мост был переименован в Бородинский . В 1868 году деревянный Бородинский мост был заменен железным на двухвысоких каменных быках с ледорезами. Строительным чудом называли новый мостмосквичи. Проезжая часть его длиной 139 м и шириной 15 м была перекрытаверхними металлическими фермами. При въездах стояли каменные арки сдекоративными башенками на углах. Мост был сооружен по проекту инженераВ.К. Шлейера. В таком виде мост просуществовал до 1909 года, когда началось егоперестройка по проекту архитектора Р.И. Клейна и инженера Н.И. Оскалкова.Проезжая часть была расширена почти до 26 м при прежней длине и прежнемчисле мостовых опор. Открытие моста состоялось в 1913 году. Продуманным архитектурнымоформлением Клейн превратил Бородинский мост в своеобразный памятникрусским воинам, стоявшим насмерть на Бородинском поле. В 1938 году мост был частично реконструирован. Вторичной реконструкциион повергся в 1950-1952 годах. Бородинский мост был значительно расширен иудлинен. Под его съездами устроены арочные проезды, открывающие путь понабережной под мостом. Архитектурный облик моста-памятника сохранен. Состороны Большой Дорогомиловской улицы по обеим сторонам въезда на моствысятся серые гранитные обелиски. Своей формой они напоминают те старыекаменные столбы, которыми был когда-то обозначен въезд в Москву со стороныДорогомиловской заставы. Со стороны Смоленской площади по бокам въездапомещены свободно стоящие полукругом колоннады конического ордера. Общийкарниз связывает каждую шестерку колонн, а на нем установлены отлитые изчугуна декоративные пирамиды древних воинских доспехов и знамен. Береговыесооружения моста выполнены в форме бастионов. На чугунной решетке парапетаукреплены медальоны с изображениями различных военных атрибутов.Архитектуру удалось придать оформлению моста-памятника торжественно-триумфальный характер, подчеркивающий величие победы русского народа вОтечественной войне 1812 года.|Обелиск на Бородинском мосту-памятнике | К постаментам стройных четырехгранных обелисков прикреплены чугунныедоски с именами героев. На четырех памятных досках левого обелискаперечислены выдающиеся полководцы и военачальники. На трех досках правогообелиска, обрамленных рельефными изображениями военных доспехов. Начертаныимена прославленных партизан. Надпись на четвертой доске этого обелискаобращенной к Киевскому вокзалу, коротко повествуется об истории моста: "Бородинский мост сооружен в 1912 году в память Отечественной войны 1812года. Реконструирован в 1952 году." Простые русские имена и фамилии без титулов и званий. Все они в равнойстепени связаны неразрывно и навечно с Двенадцатым годом. В память об этихзамечательных людях высятся гранитные обелиски моста. Торжественные мотивы оформления Бородинского моста с его обелисками иколоннадами были подхвачены архитектором И. И. Рербергом при сооруженииБрянского, а ныне Киевского вокзала. Постройка его началась в 1914 году, азакончилась в 1920-м. Этот ансамбль является одним из самых замечательных для своего времени.Строится он не только на использовании классических форм, но и на единствеидейной направленности архитектуры входящих в него сооружений. Но если наоблике Бородинского моста сразу же угадывается монументальный памятниквыдающимся событиям Отечественной войны 1812 года, то в здании Киевскоговокзала героические мотивы представлены по-особому. Связь архитектурыБородинского моста и Киевского вокзала особенно ярко проявилась послерасширения Дорогомиловской площади в б0-х годах нынешнего столетия. Мощь и непобедимость России, сохранившей свою независимость в суровыедни Отечественной войны 1812 года, символизируют оба эти сооружения. Грандиозная победа, достигнутая в Двенадцатом году в результатетитанических усилий всех народов России требовала своего отражения в неменее грандиозных и разнообразных памятниках. И будь то название улицы,обелиск, триумфальная арка, мемориальная надпись на доме, напоминающая оподвигах героев Отечественной войны 1812 года, - это прекрасное воплощениепреемственности традиций поколений, это отражение признательности потомков.Это та нить, которая тянется от далекого прошлого к сегодняшним дням, кумам и сердцам нашего поколения, делая человека духовно богаче. В преемственности славных дел поколений - залог роста культуры ипатриотизма русского - человека. Это подтверждение того, что завтрашняяистория берет начало сегодня. Только человек, выросший в условиях нашейдействительности, человек с широким кругозором способен по-настоящемупонять и оценить великий подвиг своих предков, увековечив его в камне, вметалле, воздвигая все новые и новые свидетельства безграничного уважениялюдей к памяти героев, отдавших жизнь за Родину.Список литературы 1. А. С. Смирнов . «Москва – героям 1812 года.» Путеводитель, 1996 год 2. Сборник «Старая Москва» , изд. Дрофа, Москва 1998 год 3. История Москвы – учебные пособия , изд. «Международный дом Сотрудничества», 1996 год




Похожие:

Памятники победы русского народа в Отечественной войне 1812 года в Москве iconПоложение о проведении Брейн-ринга, посвященного Отечественной войне 1812 года
Музей, мемориалы, храмы, церкви, часовни, памятники, воздвигнутые в честь героев и сражений Отечественной войны 1812 года
Памятники победы русского народа в Отечественной войне 1812 года в Москве icon«Я поведу вас в свой музей…», посвящённый 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года
Уважаемые экскурсанты! Мы рады вас приветствовать в нашем музее, где вы познакомитесь с уникальными экспонатами времён Отечественной...
Памятники победы русского народа в Отечественной войне 1812 года в Москве iconМбоу «Средняя общеобразовательная школа№37» Мероприятия, посвященные празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года
Мероприятия, посвященные празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года
Памятники победы русского народа в Отечественной войне 1812 года в Москве iconПатриотизм русского народа в войне 1812 года

Памятники победы русского народа в Отечественной войне 1812 года в Москве icon«Я поведу вас в свой музей…», посвящённый 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года
Уважаемые экскурсанты! Я поведу вас в свой музей, в котором находится интересный экспонат – портрет героя Отечественной войны 1812...
Памятники победы русского народа в Отечественной войне 1812 года в Москве iconМосковские памятники победы в Великой Отечественной войне

Памятники победы русского народа в Отечественной войне 1812 года в Москве iconПатриотизм русского народа в Отечественной войне тысяча восемьсот двенадцатого года

Памятники победы русского народа в Отечественной войне 1812 года в Москве iconПатриотизм русского народа в Отечественной войне 1812 года
Сперанский, Ростопчин, Багратион и многие другие), показаны и все социальные слои России того времени: высший свет, дворянская аристократия,...
Памятники победы русского народа в Отечественной войне 1812 года в Москве iconВоенно-боевая деятельность М. И. Кутузова в Отечественной войне 1812 года по письмам и запискам проект по истории россии тема: «Военно-боевая деятельность М. И. Кутузова в Отечественной войне 1812 года по письмам и запискам»
Военно-боевая деятельность М. И. Кутузова в Отечественной войне 1812 года по письмам и запискам
Памятники победы русского народа в Отечественной войне 1812 года в Москве iconРеферат на тему: Осмысление подвига и трагедии народа в произведениях о Великой Отечественной войне (По произведениям К. Симонова и А. Твардовского)
Целью настоящего реферата является исследование того, как на страницах произведений Твардовского и Симонова воплощается великий подвиг...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы