Истоки и причины социального сиротства в современной России и пути его преодоления icon

Истоки и причины социального сиротства в современной России и пути его преодоления



НазваниеИстоки и причины социального сиротства в современной России и пути его преодоления
Дата конвертации13.07.2012
Размер116.92 Kb.
ТипРеферат
Истоки и причины социального сиротства в современной России и пути его преодоления


Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Липецкий Государственный Технический Университет Кафедра психологии Реферат на тему: Истоки и причины социального сиротства в современной России и пути его преодоления. Выполнил:ст.гр. ПХ- 98-1 Абдулов О.В. Приняла: Климова И.В. Липецк 2001Содержание: 1. Понятие социального сиротстваюю………………………3 2. Истоки социального сиротства сиротства в России…4 3. Литература………………………………………………………9 1.Понятие социального сиротстваВ любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сиротыи дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И вэтом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию ивоспитанию таких детей.Ребенок, потерявший родителей - это особый, по-настоящему трагический мир.Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших потребностейребенка.В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широкоиспользуются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота(социальное сиротство).Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба илиединственный родитель.Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, ноони по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся онем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Этои дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, нофактически не заботятся о своих детяхСоциальное сиротство - социальноеявление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попеченияродителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителейнедееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.Попечительство - это форма защиты личных и имущественных правнесовершеннолетних (и некоторых других категорий людей). Понятие, близкое копеке. Опека - это "форма охраны личных и имущественных прав недееспособныхлиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных" Под опекой также понимаютлица и учреждения, на которые возложено такое наблюдение. Лицо, которомупоручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством. Подпопечение, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкаякатегория детей. К ним относятся дети, родители которых:· умерли;· лишены родительских прав; · ограничены в родительских правах;· признаны безвестно отсутствующими;· недееспособны (ограниченно дееспособны); отбывают наказание висправительных колониях;· обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;· уклоняются от воспитания детей;- отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, кударебенок помещен временно.Согласно закону Российской Федерации "О дополнительных гарантиях посоциальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"опека и попечительство - норма устройства таких детей для содержания,воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливаютсянад детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливаетсянад этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет. В дальнейшем,употребляя слово "сирота", мы будем иметь в виду и ребенка, оставшегося безродителей, и социального сироту.2. Истоки социального сиротства в РоссииПроблема социального сиротства является сегодня проблемой, характерной длямногих развитых и развивающихся стран. Так, американские исследователиотмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведениязаполнены брошенными младенцами. В разных странах и разные специалисты ихназывают по-разному: "отказные дети", "казенные младенцы", "рожденные,чтобы быть покинутыми", вечные новорожденные" и др. По данным международныхэкспертов ООН, отмечается заметный рост числа брошенных детей в странахЗападной и Восточной Европы.Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловленокомплексом особых условий и процессов в обществе, характеризующих развитиеРоссии на протяжении XX века и связанных с революцией 1917 г., тремяразрушительными войнами (первая мировая, гражданская, ВеликаяОтечественная), террором 20-х-30-х годов, а также последствиями перестройкиконца 80-х - начала 90-х годов.В первые же десятилетия после революции большевиками был нанесен мощныйудар по вековому зданию русской культуры. Выражение "вековое зданиекультуры" было введено известным русским философом и культурологом Ю.М.Лотманом. Он писал, что это выражение не случайно, что "культура всегдаподразумевает сохранение опыта. Более того, одно из важнейших определенийкультуры характеризует ее как "негенетическую" память. Поэтому она всегдасвязана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной,интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества. Ипотому, когда мы говорим о культуре нашей, современной, мы, может быть самитого не подозревая, говорим и об огромном пути, который эта культурапрошла. Путь этот насчитывает тысячелетия, перешагивает границыисторических эпох, национальных культур и погружает нас в одну культуру -культуру человечества" Л.Н. Толстой считал, что зло, совершенное человеком,не только лишает его истинного блага, но умаляет его душу. В одном изиндусских источников ему понравилась мысль, которую он включил в свою книгуафоризмов "Круг чтения": "Зло в этом мире не тотчас дает плоды, но, какземля, понемногу и в свое время. И плоды эти ужасны"Начавшись с материальной культуры, зло разрушения, коснувшись русскиххрамов, усадеб, других исторических мест, стерло с лица земли не толькоархитектурные памятники, оно уничтожило огромный пласт духовной культуры,иссушило души и убило память нескольких поколений. Но без прошлого длячеловека нет будущего. О необходимости "любви к родному пепелищу" и к"отеческим гробам" когда-то писал А.С. Пушкин. Современник Л.Н. Толстогоизвестный философ-космист Н.Ф. Федоров, разрабатывая свою концепциювоскрешения отцов детьми, главным долгом последних считал долг памяти.С разрушением "векового здания русской культуры" оказалась нарушена ивзаимосвязь прошлого - настоящего - будущего, взаимосвязь поколений. Удар,нанесенный культуре, отразился и на состоянии российской семьи. Согласнокоммунистическим социальным концепциям того времени, роль семьи в обществедолжна постепенно уменьшаться, пока наконец, этот институт не исчезнетвообще. В 20-е-30-е годы в России регистрация брака и его расторжение былинастолько упрощены, что занимали несколько минут. При этом заключить илирасторгнуть брак мог один из супругов, даже не ставя другого в известность.Исчезло отношение к браку как к величайшему таинству и актуответственности, на смену ему пришло легкомыслие.В результате за десятилетие гражданской войны и первых лет строительствасоциализма был нанесен мощнейший удар по патриархальному укладу российскогообщества и связям между поколениями. При этом практически уничтоженнымиоказались дворянство, купечество, интеллигенция, духовенство, крестьянство,считавшие основами своего существования продолжение рода, семейные узы исвязи, уважение старших поколений. (Положение детей в России. С.11). Так, воснове взаимоотношений между поколениями в русской крестьянской семьевсегда лежало уважение к старшим - к родителям, к дедам и прадедам, кстарикам в общине. Крестьянская нравственность, все нормы поведениятребовали безусловного уважения родителей на протяжении всей их жизни. "Вкрестьянстве здешнем родители очень чадолюбивы, а дети послушны ипочтительны. Не видано еще примеров, чтобы дети оставляли в пренебреженииотца или мать устаревших", - писали из Тульской губернии на рубеже XVIII-XIX веков. Общественное мнение резко осуждало лиц, позволявших себенепочтительное отношение к старшимКрестьянская семья, прежде всего, представляла собой коллектив совместнохозяйствующих людей, и эта черта многое определяла в семейных отношениях.Но семья и община служили организующим началом во многих явлениях духовнойжизни крестьян. Семья не только воспитывала детей и вела совместноехозяйство, будучи первичным и основным производственным коллективом. Онабыла носителем глубоких традиций, связывающих человека с окружающим егомиром, хранительницей коллективного опыта. По православным понятиям, семьяявлялась "малой церковью", то есть призвана была блюсти основы христианскойжизни каждого своего членаС разрушением православной культуры и церкви (вспомним лозунг "Религия -опиум для народа") исчезла еще одна опора русской семьи. С изменением в 50-е годы политических ориентиров в стране произошли изменения и в семейнойполитике. Правительство предприняло ряд мер, направленных на укреплениеинститута семьи. Однако "зло разрушения" принесло свои плоды: в Россиивпервые за ее многовековую историю появились так называемые "отказные"дети, которых матери, не желая брать на себя ответственность за воспитание,передавали под расписку государству, навсегда отказываясь от прав наребенка. Такие дети пополняли Дома ребенка, а позже - детские дома и школы-интернаты.Прошли годы. Сегодня мир вступает в XXI век. Однако проблема детей-сиротприобретает еще большую остроту и актуальность, так как число их неуменьшается, а непрерывно растет. В сегодняшнем обществе происходят сложныеи неоднозначные процессы.Глобальные изменения, происходящие на мировой арене, позволили философам икультурологам назвать современную эпоху вторым "осевым временем". Известныйфилософ Карл Ясперс, введший это понятие в научный оборот, подразумевал подним эпоху резкого поворота в истории от мифологического сознания к научно-философскому осмыслению мира и места человека в нем, "одухотворениечеловеком смысла своего бытия"Сегодня термин Ясперса приобретает новый смысл. В развитии современнойцивилизации ясно просматриваются две тенденции. С одной стороны, происходитрелигиозное и философское осознание человечеством смысла бытия, становлениеличностного сознания, осмысление мировым сообществом наличия глобальныхобщечеловеческих проблем, от стратегии разрешения которых зависитдальнейшее существование современной цивилизации. На рубеже столетий ктаким глобальным проблемам специалисты относят: угрозу мировой термоядернойвойны, истощение природных ресурсов, загрязнение природной среды и др.С другой стороны, налицо явный кризис культуры, охвативший различные страныи слои общества и приведший к переоценке и перекомпоновке слагаемых духовно-смыслового ядра культуры, включая вековечные народные традиции; "крушениегуманизма", итогом которого стали разгул насилия, терроризма иобесценивание человеческой жизни; утверждение надиндивидуальных формкультуры - от диктата группы до тоталитаризма; обострение проблемодиночества и взаимопонимания в обществе.Политические и социально-экономические изменения, происходящие в последние10 лет в нашей стране, придали этим явлениям особый трагизм. ОсобенностямиРоссии стали: обострение противоречий между жизненными установкамипоколений, различных слоев общества, резкое падение уровня жизнибольшинства. населения, резкое и прогрессирующее ослабление этическихмотиваций в обществе, чему в немалой степени способствует и "расцвет" масскультуры, поддерживаемый средствами массовой информации. Проявлением общегодуховного кризиса стал и кризис воспитания - серьёзнейшая проблемасовременной педагогической науки. В одном из выступлений в ТГПУ им. Л.Н.Толстого президент РАО академик Н.Д. Никандров с горечью констатировал: "Сразрушением коммунистической системы воспитания было устранено воспитаниекак задача образования. Была разрушена привычная система ценностей, в томчисле система патриотического воспитания, воспитания любви к своей стране,что признается необходимым и практически осуществляется во всем мире.Главная причина этого состоит в утрате общей цели, в ценностном вакууме, втом, что в стране сегодня нет хотя бы некоторого согласия относительноготого, что мы строим, куда идем, по каким законам хотим жить"Начало реформ привело к фактической ликвидации централизованной экономики,а вместе с ней начала погибать и централизованная система социальнойзащиты, в том числе система поддержки семьи, материнства и детства.Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис,потрясший Россию, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнемсоциальной, психологической или структурной дезорганизации. Резкое падениежизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ отребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить. Кризисные явленияв российском обществе вызвали рост преступности, наркомании, алкоголизма,психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия.Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразилсяна состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства иувеличению числа таких специфических учреждений как детские дома и школы-интернаты. Впервые проблемой стало их переуплотнение.В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической,политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в особотрудные условия. Среди них - сироты, социально дезадаптированные дети июные преступники, дети-инвалиды, дети-беженцы и вынужденные переселенцы,дети, проживающие в неблагоприятных экологических условиях.Весьма широк спектр причин детского неблагополучия. В числе существенныхфакторов следует выделить кризисные явления в семье: нарушение ее структурыи функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальныйобраз жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условийсодержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослогонаселения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокогообращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при сниженииответственности за их судьбу.Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентацией,психологическая дезадаптация значительной части населения, снижениенравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей иподростков.Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируютразвитие аналогичных процессов и в детской среде.Наиболее существенным признаком последних лет стало значительное увеличениеразмеров социального сиротства, появление его новых характеристик.Обнаружилось качественно новое явление - так называемое "скрытое"социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшенияусловии жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи,следствием чего становятся изменение отношения к детям, вплоть до полноговытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей иподростков.Рост числа разводов является одним из факторов, неблагоприятно влияющих насудьбу детей. Все больше становится семей, где детей воспитывает один отец.Увеличивается количество детей, рожденных вне брака. Материальныетрудности, суженный круг внутрисемейного общения в неполной семье негативносказываются на детях. Они труднее налаживают контакты со сверстниками, уних чаще, особенно у мальчиков, встречаются невротические симптомы. Более50% несовершеннолетних нарушителей выросли в неполной семье, более 30%детей, имеющих психические отклонения, росли без отца.Дополнительным фактором риска для развития ребенка становится безработицародителей.Продолжает увеличиваться число детей, осиротевших в раннем возрасте.Растет число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей.Большинство из них передаются под опеку (попечительство) и на усыновление,около 30% от их числа устраиваются в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличениечисла детей, переданных в семью, количество детей, помещенных в интернатныеучреждения, не снижается.По данным специалистов, сегодня Россия переживает третью (после гражданскойи великой Отечественной войн) волну социального сиротства.Статистика свидетельствует: по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10тысяч детского населения (а по данным государственного комитета России постатистике сейчас в Российской Федерации проживает 40 миллионов детей),Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детского населения страны(около 18 млн.) находится в зоне социального риска. Сегодня в России 1 млн.беспризорных, 330 тыс. преступлений совершено подростками, 2 тыс. детей вгод заканчивают жизнь самоубийством. Только в Московские больницы ежегоднопопадает 1800 детей, совершивших попытку суицида. В нашей стране 573 тыс.детей-сирот, 422 дома ребенка для 35 тыс. детей; 745 детских домов для 84тыс. детей, 237 школ-интернатов для 71 тыс. детей. Ежегодно в Россиивыявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке.В числе непосредственных причин социального сиротства назовем следующие: ·добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнегоребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме. Сюридической точки зрения отказ от ребенка - правовой акт, которыйофициально подтверждается специальным юридическим документом. В течение 3-хмесяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может бытьвозвращен в семью. · принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целяхзащиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав.В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родителистрадают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни,недееспособны и т.д. Лишение родителей родительских прав - это такжеправовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляетсяспециальным юридическим документом. · смерть родителей. Сюда же могут бытьотнесены дети, потерянные в силу каких-либо природных или социальныхкатаклизмов, вынуждающих население страны к хаотической миграции.К сожалению, дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни,воспитывающиеся в государственных учреждениях, воспитательные системыкоторых далеки от совершенства, часто повторяют судьбу своих родителей, каки они впоследствии лишаясь родительских прав, тем самым расширяя полесоциального сиротства.Каковы же пути преодоления этого трагического, ставшего масштабным,социального явления? Назовем главные:1. Стабилизация социально-экономических и политических процессов вобществе.2. Возрождение духовной культуры нации.3. Экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнстваи детства.4. Возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций,основанных на гуманизме, любви и уважении к ребенку; возвращение"воспитания" в учебные заведения.5. Реорганизация жизнедеятельности системы учреждений для детей-сирот, втом числе воспитательных систем этих учреждений.6. Совершенствование системы устройства детей-сирот.Литература: 1. Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000. 2. Социальная педагогика. М.,1999. Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова.




Похожие:

Истоки и причины социального сиротства в современной России и пути его преодоления iconРеферат на тему: Истоки и причины социального сиротства в современной России и пути его преодоления

Истоки и причины социального сиротства в современной России и пути его преодоления iconДоклад: «табачная эпидемия в россии: причины, последствия, пути преодоления» Москва
Потребление табака – причина демографического кризиса и экономических потерь в России
Истоки и причины социального сиротства в современной России и пути его преодоления iconМалообеспеченность в современной России: причины и перспективы1
Н. Е. Тихонова. Малообеспеченность в современной России: причины и перспективы. – Социологические исследования (социс), 2009, №9...
Истоки и причины социального сиротства в современной России и пути его преодоления iconПрирода раннего социального сиротства и его профилактика

Истоки и причины социального сиротства в современной России и пути его преодоления iconПричины школьной неуспеваемости и пути её преодоления. Причины школьной неуспеваемости
Физиологические факторы (болезни верхних дыхательных путей, инфекционные болезни, болезни нервной системы, общая слабость здоровья,...
Истоки и причины социального сиротства в современной России и пути его преодоления iconТемы курсовых работ по дисциплине «Основы социального страхования»
Сущность государственного регулирования обязательного социального страхования и его формы в современной России
Истоки и причины социального сиротства в современной России и пути его преодоления iconПрофилактика социального сиротства и предотвращение жестокого обращения с детьми. Социальный педагог высшей категории
Профилактика социального сиротства и предотвращение жестокого обращения с детьми
Истоки и причины социального сиротства в современной России и пути его преодоления iconДевиантное поведение и пути его преодоления

Истоки и причины социального сиротства в современной России и пути его преодоления iconБюджетный дефицит и пути его преодоления

Истоки и причины социального сиротства в современной России и пути его преодоления iconПравовой нигилизм и пути его преодоления

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы