Современная налоговая система РФ icon

Современная налоговая система РФ



НазваниеСовременная налоговая система РФ
Дата конвертации13.07.2012
Размер259,45 Kb.
ТипРеферат
Современная налоговая система РФ


Министерство Российской Федерации по налогам и сборам ВСЕРОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АКАДЕМИЯ Р Е Ф Е Р А Т по дисциплине «Налоги и налогообложение» на тему: «Современная налоговая система Российской Федерации» Выполнил студент 3-го курса Группа БВ-301 Чигир Андрей Николаевич Преподаватель: Иванюгин В.М. Москва 2002 Содержание: стр.Введение 4Глава 1. Налоговая система России на современном этапе 4 1.1. Налоговая система 90-х гг. 4 1.2. Предпосылки налоговой реформы 4 1.3. Налоговый Кодекс РФ 5Глава 2. Налоги в России 6 2.1.Функции налогов 6 2.2.Какие бывают налоги 7 2.3.Основные налоги, собираемые на территории России 9Глава 3. Проблемы налоговой системы РФ 12 3.1.Основные причины уклонения от уплаты налогов 12 3.2. Совершенствование деятельности налоговых инспекций 13Заключение. 14Приложение 15Список литературы 16 Введение Налоги в нашей жизни определяют многое, от того, сколько их будетсобрано, зависит благополучие страны, региона, конкретного города. Вистории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись безналогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворениюколлективных потребностей ему требуется определенная сумма денежныхсредств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя изэтого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходовгосударства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд,охрана порядка, чем больше функций возложено на государство, тем больше онодолжно собирать налогов. В сложное для нашей страны время налоги играют немалую роль в укрепленииэкономической позиции России. Налогам отводится важное место средиэкономических рычагов, при помощи которых государство воздействует нарыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношенияпредпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными иместными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. Припомощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включаяпривлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход иприбыль предприятия. В условиях перехода от административно-директивных методов управления кэкономическим резко возрастает роль и значение налогов как регуляторарыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народногохозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику вразвитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. В данной работе рассматривается действие современной налоговой системыРФ, ее проблемы и пути совершенствования, определяются налоги, собираемыена территории России, их сущность и функции. Глава 1. Налоговая система России на современном этапе 1.1. Налоговая система 90-х гг. Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1990г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговойсистеме. Среди них: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»,«О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленнуюстоимость» и другие (введён с 01.01.92). Этот закон установил переченьидущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей. Онопределяет плательщиков налогов, их права и обязанности, а также права иобязанности налоговых органов. Установление и отмена налогов, сборов,пошлин и других платежей, а также льгот их плательщиков осуществляетсявысшим органом законодательной власти и в соответствии с вышеуказаннымзаконом. В нем в частности говорится, что под налогами, сбором, пошлиной идругим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующегоуровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке ина условиях, определяемыми законодательными актами. Сущность налога составляет изъятие государством в пользу обществаопределённой части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательноговзноса, который осуществляют основные участники производства ВВП и.Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующихсубъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, поповоду формирования государственных финансов. Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физическихлиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственныхфинансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовойполитики государства в современных условиях. 1.2. Предпосылки налоговой реформы Сложившийся в конце 90-х гг. в России экономический и финансовый кризистребовал от Правительства РФ проведения реформ и разработкистабилизационной программы. При этом решающая роль в преодолении кризисапринадлежала налоговой службе, т.к. она обеспечивает более 92% поступленийсредств в федеральный бюджет. Экономисты и занимающиеся налоговой реформой специалисты считают, чтосостояние бюджета зависит, главным образом, от трех групп факторов. Во-первых, от уровня развития экономики, особенно отечественной промышленностии торговли. Во-вторых, от соответствия налогового законодательстваэкономической ситуации. И, в-третьих, от того, насколько сильна налоговаяслужба страны. Кризис выявил крупные недостатки в налоговом законодательстве России.Такие как: нестабильность, фискальная направленность, не позволяющаястимулировать отечественных производителей, противоречивость отдельныхположений законов и инструкций, применение слишком жестких финансовыхсанкций даже за неумышленные нарушения, наличие «лазеек» для уклонения отналогообложения. Вместе с тем, действующее налоговое законодательство России сыграло ипозитивную роль на начальной стадии перехода экономики к рыночнымотношениям. Объективно анализируя сложившуюся в то время ситуацию в стране, можносказать, что быстрое и реальное увеличение доходов в бюджет можетобеспечить только активная деятельность налоговой службы. Другие группыфакторов начнут работать лишь в более или менее отдаленном будущем.[1] Все это подчеркнуло необходимость осуществления налоговой реформы,которая должна была решать две главные задачи, причем противоречащие другдругу. С одной стороны, нужно ослабить налоговое давление на предприятия иорганизации, особенно на отечественных производителей. Необходимо создатьим предпосылки для восстановления утраченных оборотных фондов, дляповышения уровня выпуска продукции, чтобы впоследствии начать новый подъем.В перспективе же нужно добиться конкурентоспособности российских товаров навнутреннем и мировом рынках. С другой стороны, стоит проблемасбалансирования текущего бюджета по доходам и расходам, сокращения егодефицита, снижения внешнего долга, обеспечения финансирования федеральных,региональных и местных потребностей. Ее решение требует роста налоговыхпоступлений, включая и таможенные сборы, ибо других реальных источниковпросто нет. Основным курсом налоговой реформы было снижение федеральных налогов,перенос их центра тяжести с производителей на потребителей, упорядочениевзаимоотношений между налогоплательщиками и государством. 1.3. Налоговый Кодекс РФ Результатом первого этапа налоговой реформы явилось принятие НалоговогоКодекса Российской Федерации, первая часть которого вступила в силу с 1января 1999 года. Налоговый Кодекс РФ (НК РФ) – основной законодательныйакт, регулирующий налоговые отношения. В новом НК РФ, разграничились понятия налог и сбор, что немаловажно. Подналогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж,взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащихим на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативногоуправления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельностигосударства и (или) муниципальных образований. Сбор отличается от налогатем, что уплачивается за совершение в пользу плательщика определенныхюридически значимых действий. НК РФ определяет общие принципы и понятия налогообложения, права иобязанности налогоплательщиков, налоговых агентов и налоговых органов,состав налоговых правонарушений, процедуры рассмотрения дел по ним ипорядок взыскания сумм штрафов, пеней и недоимок. Круг налогоплательщиков и плательщиков сборов - «Налогоплательщиками иплательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых всоответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачиватьсоответственно налоги и (или) сборы». В дополнение ко всему необходимо выделить объекты налогообложения, льготыпо налогам согласно закону. Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров(работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров(выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную,количественную или физическую характеристики, с наличием которого уналогоплательщика законодательство о налогах и сборах связываетвозникновение обязанности по уплате налога. По налогам могут устанавливаться в порядке и на условиях, определяемыхзаконодательными актами, следующие льготы: . необлагаемый минимум объекта налога; . изъятие из обложения определенных элементов объекта налога; . освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категории плательщиков; . понижение налоговых ставок; . вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период); . целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов); . прочие налоговые льготы. Для более детального рассмотрения проблем налоговой системы Россиинеобходимо также рассмотреть понятие “налоговое бремя”. Налоговое бремя - это величина налоговой суммы, взимаемой сналогоплательщика. Оно зависит, прежде всего, от размеров прибылиналогоплательщика. 1 В НК РФ провозглашен ряд вполне разумных постулатов, например следующие:- законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения исходя из принципов справедливости;- налоги не могут иметь дискриминационный характер;- налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;- не допускается устанавливать налоги, нарушающие единое экономическое пространство России, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение товаров, работ, услуг или денежных средств в пределах территории РФ;- законодательные акты о налогах должны быть сформулированы так, чтобы каждый точно знал, какие налоги и в какой сумме он должен платить;- все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательных актов толкуются в пользу налогоплательщика. К положительным результатам первого этапа налоговой реформы можно отнести формирование разветвленной сети государственных органов, обеспечивающих организацию сбора налогов; внедрение системы налогового учета и контроля; образование относительно стабильной системы налогообложения. Глава 2. Налоги в России 2.1.Функции налогов Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки ифункции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение.Развитие налоговых систем исторически определили четыре основные егофункции - фискальную, стимулирующую, регулирующую и распределительную. Регулирующая Государственное регулирование осуществляется в двух основныхнаправлениях: - регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоитглавным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов,нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц,прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К нимотносятся законы, постановления, инструкции государственных органов,регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей,деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговыхдомов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правилаобращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственногорегулирования рынка непосредственно с налогами не связано; - регулирование развития народного хозяйства, общественногопроизводства в условиях, когда основным объективным экономическим законом,действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главнымобразом о финансово-экономических методах воздействия государства наинтересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности внужном, выгодном обществу направлении. Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системыналогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками,выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственныхзакупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральноеместо в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условияналогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создаетусловия для ускоренного развития определенных отраслей и производств,способствует решению актуальных для общества проблем. Стимулирующая С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует техническийпрогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширениепроизводства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налоговпроявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная натехническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаровнародного потребления, оборудование для производства продуктов питания иряда других освобождается от налогообложения. Распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредствомналогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемыезатем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так исоциальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевыхпрограмм – научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибылипредприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитиепроизводственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и вкапиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемостизатрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции идр. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженныйсоциальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая системапозволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как этосделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путемустановления прогрессивных ставок налогообложения, направлениязначительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полногоили частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальнойзащите. Фискальная - изъятие части доходов предприятий и граждан для содержаниягосударственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственнойсферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждениякультуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечениядолжного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многиеучебные заведения и т.п. Указанное разграничение функций налоговой системы носит условныйхарактер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно. 2.2.Какие бывают налоги За длительную историю становления и развития государства придумановеликое множество различных налогов. В старые времена, когда правители неочень заботились о своем политическом имидже, не было предела их фантазии впридумывании того, за что можно было бы содрать с подданных лишнюю денежку.Вводились, к примеру, налоги на скаковых лошадей и экипажи, бархат икружева, меха и драгоценности, на необычные виды построек, балконы, окна,печные трубы. Однако долго нам придется блуждать в хитросплетении множества налогов,если мы не выберем главные основания их деления. По этим основаниямнынешние налоги делятся на: . прямые и косвенные; . федеральные, региональные и местные; . налоги с физических и юридических лиц. Итак, прежде всего все налоги различаются по способам взимания как прямыеи косвенные. К прямым налогам относятся подоходные и поимущественные(налоги на доход и на имущество), а к косвенным – налоги на обращение ипотребление. Плательщиком прямого налога является владелец собственности иполучатель дохода; плательщиком косвенного налога оказывается потребительтовара, на которого перекладывается налог через прибавку к цене. Эффективность обложения прямыми налогами зависит от способности граждан ипредприятий вносить те или иные назначенные платежи в соответствии сразмерами доходов, наличествующего имущества и т.д. Этот способналогообложения всегда был связан с насильственными мерами (принуждением,штрафами, судебным разбирательством и пр.). Прямые налоги граждане платяточень неохотно, ведь они представляют собой непосредственные вычеты изтого, что они могли бы, не будь налогов, считать своим достоянием. Отсюда имножественные нарушения налогового законодательства - вплоть до уголовныхпреступлений. Иное дело, косвенные налоги. В этом случае деньги в казну изымаются унаселения тонким способом: налогом облагаются производители товаров иторговцы, этот налог включается в цену производимой и продаваемойпродукции, и таким образом налоговое бремя несут те, кто покупает данныетовары. При косвенном налогообложении величина платежа государству скрытаот глаз налогоплательщика, поэтому государство подчас безбожно увеличиваетименно эти налоги, попутно демонстративно снижая на несколько процентовпрямые налоги. И население легко «покупается» на такие трюки ловкихфинансистов, которые склонны затыкать бюджетные бреши, глубоко залезая вкарманы рядовых граждан. Прямые налоги зависят от личной работоспособности граждан и ориентируютсяна нее. Косвенные налоги же ориентируются на вещи, а не на лица. Онивзимаются с производителей, торговцев, владельцев транспорта, но, в концеконцов, эти налоги уплачиваются гражданами, покупающими товар ипользующимися услугами. Эти налоги менее справедливы, чем прямые, потомучто бедные и богатые платят одинаковую сумму такого налога: разумеется, втом случае, если у бедных вообще есть возможность покупать обложенныекосвенным налогом товары. Незаметность, «мягкость» косвенных налоговприводят к тому, что во многих современных государствах они находятся впривилегированном положении. По сравнению с прямыми налогами косвенные налоги примитивны и грубы, ноих легче получать. В античные времена сборщики косвенных налогов сторговцев и купцов, зачастую не умели даже читать и писать. Однако онипрекрасно знали счет. И этого было достаточно, чтобы собрать налог стовара: подсчитал количество мешков или кувшинов, взял за каждый с хозяинапо определенному количеству денег – вот и вся работа. Давно замечено, что тот или иной тип налога в странах преобладает взависимости от уровня их экономического развития. В развивающихся странахбольшинство налоговых поступлений приходится на косвенные налоги. Понятнопочему: население бедное, имуществом не обремененное, доходы у людеймаленькие. Больших поступлений в бюджет прямые налоги не дадут. А уплатитьнадбавку к цене товаров, компенсирующую косвенные налоги, даже беднякимогут. Ведь и им надо питаться, покупать скромную одежду и т.д. Прямые женалоги имеют большее значение в экономически развитых странах с зажиточнымнаселением, имеющим сравнительно высокий образовательный ценз. НК РФ подразделяет налоги на федеральные, региональные и местные. Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящимКодексом и обязательные к уплате на всей территории РФ. В настоящее время кфедеральным относятся следующие налоги:налог на добавленную стоимость;акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минеральногосырья;налог на прибыль (доход) организаций;налог на доходы от капитала;подоходный налог с физических лиц;взносы в социальные внебюджетные фонды;государственная пошлина;таможенная пошлина и таможенные сборы;налог на пользование недрами; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; сбор за право пользования объектами животного мира и воднымибиологическими ресурсами; лесной налог; водный налог; экологический налог; федеральные лицензионные сборы. Региональные налоги – налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законамисубъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующихсубъектов РФ. К этим налогам относятся:налог на имущество организаций;налог на недвижимость;дорожный налог;транспортный налог;налог с продаж;налог на игорный бизнес;региональные лицензионные сборы. Местными признаются налоги и сборы, установленные НК РФ и обязательные куплате на территориях соответствующих муниципальных образований. К нимотносятся следующие налоги:земельный налог;налог на имущество физических лиц;налог на рекламу;налог на наследование или дарение;местные лицензионные сборы.1 2.3.Основные налоги, собираемые на территории России Несмотря на довольно большое количество налогов, и иных обязательныхплатежей, наиболее весомую часть в доходах бюджетов всех уровней составляютналог на прибыль, НДС, акцизы, платежи за пользование природными ресурсамии подоходный налог с граждан. На их долю приходится свыше 4/5 всехналоговых доходов консолидированного бюджета. Рассмотрим поподробнее, что представляет собой каждый из этих налогов. Налог на добавленную стоимость. Добавленная стоимость включает в себя в основном оплату труда и прибыль ипрактически исчисляется как разница между стоимостью готовой продукции,товаров и стоимостью сырья, материалов, полуфабрикатов, используемых на ихизготовление. Кроме того, в добавленную стоимость включается амортизация инекоторые другие элементы. Таким образом, налог на добавленную стоимость,создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница междустоимостью реализованных товаров, работ, услуг производства и обращения истоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки. Налогоплательщиками НДС признаются:организации;индивидуальные предприниматели;лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещениемтоваров через таможенную границу Российской федерации, определяемые всоответствии с таможенным кодексом РФ. Налогооблагаемой базой для данного налога служит валовая стоимость накаждой стадии движения товара от производства до конечного потребителя,т.е. только часть стоимости товаров, новая, возрастающая на очереднойстадии прохождения товара. Отсюда объектами налогообложения являютсяобороты по реализации товаров на территории Российской Федерации, в томчисле производственно-технического назначения, как собственногопроизводства, так и приобретенных на стороне, а также выполненных работ иоказанных услуг. Объектами налогообложения являются также товары, ввозимые на территориюРоссии в соответствии с установленными таможенными режимами, исключаягуманитарную помощь. Законом определен перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых отналога. Этот перечень является единым на всей территории РоссийскойФедерации. Освобождаются от налога на добавленную стоимость:услуги в сфере народного образования, связанные с учебно-производственнымпроцессом, - плата за обучение детей и подростков в различных кружках и секциях,услуги по содержанию детей в детских садиках, яслях,услуги по уходу за больными и престарелыми,ритуальные услуги похоронных бюро, кладбищ и крематориев, а такжесоответствующих предприятий;услуги учреждений культуры и искусства, религиозных объединений, театрально-зрелищные, спортивные и другие развлекательные мероприятия. Освобождаются от платы налога на добавленную стоимость научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счетгосударственного бюджета, и хоздоговорные работы, выполняемые учрежденияминародного образования. Акцизы являются косвенным налогом, включенным в цену товара, иоплачивается покупателем. Акцизы, как налог на добавленную стоимость,введены в действие с 1 января 1992 года при одновременной отмене налога соборота и налога с продаж. Плательщиками акцизов являются все находящиеся на территории РоссийскойФедерации предприятия и организации, включая предприятия с иностраннымиинвестициями, колхозы, совхозы, а также различные филиалы, обособленныеподразделения, производящие и реализующие вышеназванные товары, независимоот форм собственности и ведомственной принадлежности. Объектом налогообложения является оборот (стоимость) подакцизных товаровсобственного производства, реализуемых по отпускным ценам, включающимакциз. К числу таких товаров, подлежащих обложению акцизами, относятся:винно-водочные изделия, этиловый спирт из пищевого сырья, пиво, табачныеизделия, легковые автомобили, грузовые автомобили емкостью до 25 т.,ювелирные изделия, бриллианты, изделия из хрусталя, ковры и ковровыеизделия, меховые изделия, а также одежда из натуральной кожи. Сумма акцизаучитывается в базе обложения налогом на добавленную стоимость. Отдельныетовары акцизами не облагаются. Ставки акцизов утверждаются ПравительствомРоссийской Федерации и являются едиными на всей территории России. Подоходный налог с физических лиц является одним из основных видов прямыхналогов и взимается с доходов трудящихся. С введением в действие с 1 января 2001 г. второй части Налогового кодексаРФ существенно изменилась система налогообложения доходов физических лиц.Новая концепция налогообложения ориентирована на снижение налоговогобремени за счет значительного расширения налоговых льгот для физическихлиц, введение минимальной налоговой ставки 13% к доходам, получаемым отвыполнения трудовых и приравненных к ним обязанностей, отказа отсовокупного доходов с применением прогрессивных налоговых ставок. Однако потакой ставке планируется облагать не все доходы. Так, денежные призы,выигрыши в лотерею и на тотализаторе, необычно высокие выплаты по депозитуи страховым случаям должны будут облагаться по ставке 35%. Т.е. доходы,получение которых не связано с выполнением физическим лицом каких-либотрудовых обязанностей, работ, оказанием услуг. Ставка в размере 30% устанавливается для доходов, полученных в видедивидендов, и для доходов, получаемых физическими лицами, нее являющимисяналоговыми резидентами России.1 Налогоплательщики налога на доходы физических лиц:1. Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ. Они платят налог с доходов получаемых как на территории РФ, так и за ее пределами.2. Физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Они платят налог с доходов, получаемых ими от источников, расположенных в РФ.Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщикамиот источников в РФ и/или от источников за пределами РФ – для физическихлиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, либо от источников в РФ – дляфизических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ. Планируется значительно увеличить размер вычетов из налогооблагаемогодохода. Помимо этого, нововведением является то, что будет разрешеноуменьшать налогооблагаемый доход на расходы на платное образование имедицинское обслуживание. При этом будут учитываться не только расходы пооплате получения образования самим налогоплательщиком, но и его детьми. Подмедицинскими расходами, помимо прочего, понимается и покупка лекарств. В тоже время законодатель установил ограничение на уменьшение налогооблагаемойбазы. Оно не может быть более 25 000 руб. на человека в год по каждому видурасходов. Единый социальный налог (взнос) (ЕСН) зачисляется в государственныевнебюджетные фонды – Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования,фонды обязательного медицинского страхования РФ – с целью мобилизациисредств для реализации права граждан на государственное пенсионное исоциальное обеспечение и медицинскую помощь. При этом контроль за правильностью исчисления, полнотой исвоевременностью внесения в фонды взносов, уплачиваемых в составе ЕСНосуществляется налоговыми органами Российской Федерации.Порядок расходования средств, уплачиваемых в фонды, а также иные условия,связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательствомРФ об обязательном социальном страховании. Особенно следует отметить, сто взносы на обязательное социальноестрахование от несчастных случаев на производстве и профессиональныхзаболеваний не включаются в состав ЕСН и уплачиваются в соответствии сфедеральными законами об этом виде социального страхования. Плательщиками налога согласно ст. 235 части второй НК РФ с 2001 г.признаются:- производящие выплаты наемным работникам, в том числе организации; индивидуальные предприниматели; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; физические лица;- не производящие выплаты наемным работникам, в том числе индивидуальные предприниматели; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, адвокаты. В случае если субъект налоговых отношений одновременно относится кнескольким категориям налогоплательщиков, он признается плательщиком налогапо каждому отдельно взятому основанию. 1 За 1998 г. в бюджетную систему страны поступило 526 млрд. руб., в томчисле в федеральный бюджет – 194 млрд. руб., налоговых платежей, в бюджетытерриторий – 332 млрд. руб. Задание, установленное Госналогслужбе России по сбору налогов вфедеральный бюджет на 1998 г. в размере 154,1 млрд. руб., выполнено на116,7% (за 1997 г. – на 91%). Уровень поступления налогов и сборов вбюджетную систему страны к ВВП в 1998 г. составил 19,6% и в федеральныйбюджет – 7,2%. Глава 3. Проблемы налоговой системы РФ 3.1.Основные причины уклонения от уплаты налогов Уплачиваемые налоги представляют собой особую форму инвестиций всоциальную среду и носят возвратный характер. Их нельзя рассматривать какакцию по конфискации части собственности, так как они должны вернутьсяпредпринимателю в форме расширения потребительского спроса, в виде новыхтехнологий, товаров, более развитой инфраструктуры услуг, болееблагоприятным условиям ведения бизнеса и, что немаловажно, возросшимдоверием граждан. Главной проблемой налоговой системы РФ является уклонениеналогоплательщиков от уплаты налогов. По оценкам специалистов, в хозяйственной практике присутствует четыреосновных мотива уклонения то уплаты: моральные, политические, экономическиеи технические. Одной из главных причин уклонения от уплаты налогов является нестабильноефинансовое положение налогоплательщика, и чем оно неустойчивее, тем сильнеенамерение скрыть налоги. Еще одна из причин уклонения от налогов – сложность и противоречивостьналогового законодательства. Результаты собираемости налогов напрямуюзависят от четкости изложения методик налогообложения, техническойоснащенности налоговых инспекций, профессиональной подготовленности ихработников, а также от уровня знаний граждан и организаций в областиналогового законодательства. Налоговая практика выработала два основных метода воздействия наповедение налогоплательщиков: предупреждение нарушений (превентивные меры)и наказание (репрессивные меры). В настоящее время, к сожалению, наиболеераспространены последние. Однако тезис, согласно которому соблюдениеналоговой дисциплины можно добиться только путем ее ужесточения,представляется, по меньшей мере, ошибочным, так как применение таких мервызывает в отношениях с налогоплательщиками враждебность и ведет кпротивоборству. А отношения противостояния крайне негативно отражаются нарезультатах собираемости налогов и требуют значительных усилий для ееповышения. Совершенствование налогового законодательства, безусловно,важная составляющая комплекса предупредительных мероприятий, но неединственная и не самая сложная. Гораздо более серьезной является задачасоздания конструктивной налоговой культуры, основы которой составляло быдобровольное соблюдение налоговых законов большинством налогоплательщиков.3.2. Совершенствование деятельности налоговых инспекций Основное внимание в решении этого вопроса должно быть уделено помощи,оказываемой налогоплательщикам специалистами налоговых служб, котораядолжна носить упреждающий, профилактический характер. Оказание помощиобходится казне значительно дешевле, чем принудительные меры. 1 От того, какой «урожай» соберет налоговая служба, во многом зависитжизненный тонус экономики в целом, поскольку 2/3 доходов федеральногобюджета – это налоговые поступления. Поэтому, особенно в настоящийпереходный период, гарантом достаточного формирования государственныхсредств, а, следовательно, и решения государственных задач являетсярационально организованная налоговая служба. Принимая во внимание, что слово «контроль» означает проверка, а также«наблюдение с целью проверки», основной составляющей работы налоговойинспекции является налоговая проверка юридических и физических лиц, которыхс каждым годом становится все больше и больше, вследствие проводимойгосударством политики по поддержке малого бизнеса. На государственные налоговые инспекции возложена огромная нагрузка поконтролю за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и ихпопытками уклониться от налогообложения, поэтому в настоящее времянеобходимо совершенствовать контрольную работу налоговой инспекции, аименно налоговую проверку. В Кодексе отсутствует определение выездной налоговой проверки. Однако изее описания следует, что это – проверка, проводимая по решению руководителяналоговой инспекции, в ходе которой сведения, указанные плательщиком вналоговых декларациях, проверяются путем анализа первичных бухгалтерскихдокументов предприятия, а также иной информации имеющейся у налоговыхорганов. Так, например, можно проанализировать результаты поступления налогов в1997 – 1999 гг. в г. Когалыме. В 1997 г. было проведено 116 проверок. Из них выявлено 61 нарушение.Доначислено всего 9728 тыс. руб. из них взыскано 3825 тыс. руб. В 1998 г. было проведено 289 проверок, из них выявлено 48 нарушений.Доначислено всего 13115 тыс. руб. из них взыскано 7646 тыс. руб. В 1999 г. проведено 289 проверок, из них выявлено 73 нарушения.Доначислено 20245 тыс. руб. из них взыскано 24206 тыс. руб. Увеличение поступлений произошло за счет того, что стала проводитьсяработа с налоговой полицией, арбитражным судом, прокуратурой по взысканиюранее начисленных, но не взысканных сумм. В целях совершенствования организации налоговых проверок нужно принять вовнимание следующие предложения:1. В связи с большим количеством изменений в налоговом законодательстве, основной упор налоговых служб должен быть направлен не только на фискальный характер их работы, но и на информационно-образовательный. Введение любого закона по налогообложению или внесению в него изменений должна предшествовать объемная разъяснительная работа о том, с какой целью и по каким причинам вызвана данная мера, с привлечением средств массовой информации; при этом информационная работа должна финансироваться из бюджета. Данная мера необходима для формирования у налогоплательщиков высокой налоговой культуры – люди должны осознавать, на какие государственные нужды направляются уплачиваемые ими налоги, какая часть их платежей возвращается им обратно в виде повышения уровня их жизнедеятельности.2. существующая в настоящее время достаточно широкая программа публикации официальных документов не решает полностью проблемы информирования налогоплательщиков, так как печатные издания не могут полностью удовлетворить спрос налогоплательщиков. Поэтому необходимо для эффективной работы с существующим объемом нормативных и правовых актов, как органов налоговых служб, так и налогоплательщиков использование современных компьютерных технологий. Для более успешной работы налоговые инспекции должны установить сналогоплательщиками партнерские взаимоотношения. Нужно добиться такогоположения, чтобы людям было выгоднее уплатить налоги, чем уклонятся от них,чтобы налоговая инспекция не искала плательщика. Только тогда можнорассчитывать на налоговую дисциплину. Тогда, возможно даже отпадет нужда вналоговых проверках. Заключение. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе смомента возникновения государства. Развитие и изменение формгосударственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговойсистемы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная формадоходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговыймеханизм используется для экономического воздействия государства наобщественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики.Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитиехозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. Всвязи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована кновым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту. Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количестваналогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно впериод перехода российской экономики к рыночным отношениям, а такжепрепятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблемареформы налогообложения. Новый, недавно принятый, составленный с учётом предыдущих ошибок инеудач, Налоговый кодекс, разработан Правительством РФ. Несомненно, онявляется прогрессивным законодательным актом, по сравнению с ранеедействовавшим налоговым законодательством, и создал более благоприятныйправовой режим для налогоплательщиков. Однако уже с первых дней действиянового Налогового кодекса встал вопрос о внесение в него дополнений иизменений. Можно надеяться, что с принятием так долго ожидаемого законодательногоакта налоговая система нашей страны все-таки выйдет на более высокийуровень и, наконец, можно будет решить многие проблемы российскойэкономики. Приложение Таб.1. Структура налоговых поступлений г. Когалым (т. р.) [pic]Таб.2. Структура налоговых проверок г. Когалым Структура налогообложения в группе ведущих стран, % от валового национального продукта.| |США |ФРГ |Англия |Япония |Франция ||Все налоги |29 |38 |39 |27 |45 ||В том числе: Подоходный налог |10 |11 |10 |7 |6 ||Налог на корпорации (АО) |2 |2 |4 |6 |2 ||Взносы на социальное страхование |8 |13 |7 |7 |19 ||Акцизы |2 |3 |5 |4 |4 ||Налоги на предметы потребления |2 |6 |6 |- |9 | Приложение 2|Федеральные || Налог на добавленную ||стоимость (НДС) ||Акцизы на отдельные ||группы и виды товаров ||Налог на прибыль ||организаций ||Налог на доходы ||от капитала ||Подоходный налог с ||физических лиц ||Взносы в государственные ||социальные внебюджетные ||фонды ||Государственная пошлина ||Платежи за пользование ||природными ресурсами ||Таможенная пошлина и ||таможенные сборы ||Налог на пользование ||недрами ||Лесной налог ||Водный сбор ||Экологический налог ||Налог на воспроизводство ||минерально-сырьевой базы ||Федеральные лицензионные ||сборы ||Налог на дополнительный ||доход от добычи ||углеводородов ||Республик, ||краев и областей. ||Налог на ||недвижимость ||Налог на имущество||организаций ||Дорожный налог ||Транспортный налог||Налог с продаж ||Налог на игорный ||бизнес ||Региональные ||лицензионные сборы||Местные ||Налог на ||имущество ||физических лиц ||Налог на рекламу ||Налог на ||наследование или ||дарение ||Земельный налог ||Местные ||лицензионные ||сборы | Список литературы1. Акимова В.М. Обзор изменений и дополнений, внесенных в инструкцию по подоходному налогу.// Российский налоговый курьер – №7 – 2000г. – с.36.2. Акимова В.М. Правовой комментарий. //Библиотечка «Российской газеты» - № 17. – 2000г. – с.194.3. Бахмуров А.С. Налоги и налоговая политика. // Российский налоговый курьер – №7 – 2000г. – с.7.4. Братчикова Н.В. Налоговый кодекс: порядок уплаты единого социального налога (взноса).//Право и экономика - № 12. – 2000 г. – с.7.5. Братчикова Н.В. Особенности начисления и уплаты подоходного налога в 2000 году. //Право и экономика - №9. – 2000г. – с.29.6. Налоги: Учебное пособие /под ред. Д.П. Черника. – 4-е изд.; перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000.7. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. //Библиотечка «Российской газеты» - № 17. – 2000г. – с.6.8. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. //Библиотечка «Российской газеты» - № 17. – 2000г. – с.99.9. Налоговый кодекс Российской Федерации. Комментарии специалиста. //Нормативные акты для бухгалтера - №16. – 1998 г. – с.7.10. Паскачев А.Б. Коллегия МНС России подводит итоги за 1998 год. // Российский налоговый курьер – №4 – 1999г. – с.6.11. Паскачев А.Б. О поступлении налогов и задачах, стоящих перед налоговыми органами России.// Российский налоговый курьер – №1 – 1998г. – с.6.12. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. - Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс» 1995.13. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. Со 2-го изд. – М.: «Дело ЛТД», 1993.14. Черник Д.Г. К вопросу о налоговой реформе. //Российский налоговый курьер – №4 – 1999г. – с.2.15. Черник Д.Г. О роли налоговой системы в стабилизации экономики// Российский налоговый курьер – №1 – 1998г. – с.12.16. Шаронова Е. Комментарий к главе 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Налогового кодекса РФ. //АКДИ «Экономика и жизнь» - №10. – 2000г. – с.1217. Шишкин А.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов – 2-е изд.: В 2кн. Кн.1. – М.: ГУМАНИСТ, изд. центр ВЛАДОС, 1996.-----------------------[1] Черник Д.Г. К вопросу о налоговой реформе. //Российский налоговыйкурьер – №4 – 1999г. – с.2.1 Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. //Библиотечка«Российской газеты» - № 17. – 2000г. – с.6.1 Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. //Библиотечка«Российской газеты» - № 17. – 2000г. – с.6.1 Шаронова Е. Комментарий к главе 23 «Налог на доходы физических лиц» частивторой Налогового кодекса РФ. //АКДИ «Экономика и жизнь» - №10. – 2000г. –с.121 Братчикова Н.В. Налоговый кодекс: порядок уплаты единого социальногоналога (взноса).//Право и экономика - № 12. – 2000 г. – с.7.1 Бахмуров А.С. Налоги и налоговая политика. // Российский налоговый курьер– №7 – 2000г. – с.7.-----------------------[pic]




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Современная налоговая система РФ iconИталия. Налоговая система
Современная налоговая система Италии сформировалась в конце 1980-х годов. Она создала финансовые условия для включения итальянской...
Современная налоговая система РФ iconСовременная налоговая система России

Современная налоговая система РФ iconДокументи
1. /Современная налоговая система России (Курсовая).doc
Современная налоговая система РФ iconКонтрольная работа по дисциплине: «Налоги и налогообложение» на тему: «Налоговая система Российской Федерации»
Налоговая система – совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительной властью, а также методы...
Современная налоговая система РФ iconНалоговая система и пути её совершенствованияроль в регулировании рынка
Российской Федерации. На его основе строится налоговая система Российской Федерации. Он установил перечень идущих в бюджетную систему...
Современная налоговая система РФ iconСовременная налоговая система Российской Федерации
Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций:...
Современная налоговая система РФ iconМихалева Г. В. Современная система медиаобразования в Великобритании // Педагогика. 2010. № С. 99-108. Современная система медиаобраз о ван ия в Великобритании
Михалева Г. В. Современная система медиаобразования в Великобритании // Педагогика. 2010. № С. 99-108
Современная налоговая система РФ iconНалоговая система
От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства
Современная налоговая система РФ iconПрограмма дисциплины «Налоговая система Российской Федерации» для направления 080100. 65 "Экономика"
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 65 "Экономика",...
Современная налоговая система РФ iconСистема ценообразования и налоговая система

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы