Виды нормативно правовых актов и способы их публикации icon

Виды нормативно правовых актов и способы их публикации



НазваниеВиды нормативно правовых актов и способы их публикации
Дата конвертации13.07.2012
Размер122.92 Kb.
ТипРеферат
Виды нормативно правовых актов и способы их публикации


Западно-Уральский институт экономки и права Негосударственное образовательное учреждение Лицензия № 000514 от 23,03,2003 Свидетельство о государственной аккредитации № 000929 от 23,03,2003 Юридический факультет Контрольная работаПредмет: Информационная культура специалистаТема: «Виды нормативно- правовых актов и способы их публикации» Выполнил: студент 1 курса/ 6 лет обучения/ Миронов Евгений Павлович Проверил: к.п.н. Исаченкова Анна Ивановна Пермь 2003 г. Оглавление. 1. Нормативно – правовые акты, как источники права. Их отличия от других источников права. 2. Виды нормативно- правовых актов. 3. Способы опубликования. 1. Нормативно – правовые акты, как источники права. Их отличия от других источников права. Среди многочисленных форм (источников) права важное место занимаютнормативно – правовые акты государственных органов. Для краткости ихнередко называют нормативными актами. Под нормативно – правовыми актами понимаются выражения в письменнойформе решения компетентных государственных органов, в которых содержатсянормы права.Это – акты правотворчества, с помощью которых и благодаря которымустанавливаются или же отменяются правовые нормы. Все без исключения нормативно - правовые акты являютсягосударственными по своему характеру актами. Они издаются илисанкционируются только органами государства.Имеют волевой характер. В них содержится и через них преломляетсягосударственная воля. С нарушением велений, содержащихся в нормативно –правовых актах, связывается наступление уголовно – правовых, гражданско –правовых и иных юридических последствий. В числе нормативно - правовых актов, издаваемых государственнымиорганами, следует назвать законы, декреты, указы, постановленияправительства (кабинета), приказы министров, председателей государственныхкомитетов, решения и постановления, применяемые местными органамигосударственной власти и управления. Система нормативно – правовых актов вкаждой стране определятся конституцией, а так же изданными на её основеспециальными законами, положениями о тех или иных государственных органах,правительственными постановлениями. Законодательством определяется так жепорядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно – правовыхактов; указывается, какой орган в соответствии с какой процедурой издаёттот или иной нормативный акт. Нормативные акты обладают рядом характерных признаков, которымиотличаются от всех иных правовых актов, в частности правоприменительных,носящих индивидуально – определённый характер. Эти признаки заключаются вследующем :1. нормативные акты есть результат правотворческой деятельности компетентных органов государства и должностных лиц, а также уполномоченных на то общественных объединений и организаций;2. они содержат в себе общеобязательные правила поведения (нормы);3. содержащиеся в них предписания являются выражением государственной воли;4. применяются и реализуются в особом процессуальном порядке;5.
имеют строго определённую документальную форму (закон, указ, постановление и т. д.);6. направлены на регулирование наиболее типичных, массовых отношений, в то время, как акты применения норм права касаются в основном лишь конкретных жизненных случаев, ситуаций, обстоятельств.7. рассчитаны на постоянное либо длительное действие.8. нормативные акты не персонифицированы, адресуются либо ко всем, либо к неопределённо большому числу субъектов, а акт применения правовой нормы имеет конкретного адресата. В итоге нормативно – правовой акт можно определить, как изданныйв особом порядке официальный акт – документ компетентного правотворческогооргана, содержащий нормы права. 2. Виды нормативно – правовых актов. Классификация нормативно – правовых актов производится по различнымоснованиям : по юридической силе; по содержанию; по объёму и характерудействия; субъектам, их издающим. По юридической силе все нормативно – правовые акты подразделяются назаконы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно – правовых актовявляется наиболее существенным признаком их классификации. Она определяетих место и значимость в общей системе государственного нормативногорегулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества актывышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридическойсилой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются наоснове и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящимиправотворческими органами. Нормативно – правовые акты классифицируются также по содержанию.Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективнообъясняется тем, что не во всех нормативно - правовых актах содержатсянормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только однойотрасли прав(трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду сотраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексныйхарактер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающихопределённую сферу общественной жизни. Хозяйственная, торговая, военная,морское законодательство – примеры комплексных нормативно - правовых актов По объёму и характеру действия нормативно – правовые актыподразделяются : - на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определённого вида на данной территории; - на акты ограниченного действия – распространяются только на часть территории или на строго определённый контингент лиц, находящихся на данной территории; - на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий). По основным субъектам государственного правотворчестванормативно – правовые акты можно подразделить на акты законодательнойвласти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); актысудебной власти (юрисдикционные акты общего характера). Закон. Это главный и преимущественный нормативно правовой актсовременного государства. Он содержит правовые нормы, которыерегламентируют наиболее важные стороны общественной и государственнойжизни. Определение закона можно сформулировать следующим образом : этонормативно – правовой акт, принимаемый высшим представительным органомгосударства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридическойсилой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зренияинтересов и потребностей населения страны. Из данного определения вытекают признаки закона, как основногоисточника права, как нормативно – правового акта, обладающего высшейюридической силой : 1. законы принимаются высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума ; 2. законы принимаются по основным наиболее существенным вопросам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов личности; 3. законы принимаются в особом законодательном порядке, что не присуще подзаконным правовым актом. Принятие закона включает в себя четыре обязательные стадии: внесение законопроекта в законодательный орган; обсуждение законопроекта ; принятие закона ; его опубликование. Принятие закона в результате референдума также осуществляется в законодательном порядке, предусмотренном Законом о референдуме ; 4. законы не подлежат контролю или утверждению со стороны какого – либо другого органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью. Конституционный или другой аналогичный суд может признать закон, принятый парламентом, неконституционным, однако отменить его может только законодательный орган ; 5. Законы представляют собой ядро всей правовой системы государства, они обуславливают структуру всей совокупности нормативно – правовых актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно – правовых актов по отношению друг к другу. Ведущее и определяющее положение законов в системе нормативно –правовых актов государства выражает одно из основных требований законности– верховенство закона в регулировании общественных отношений. Ни одинподзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования.Он должен быть приведён в соответствии с законом или немедленно отменён. В свою очередь законы подразделяются на конституционные иобыкновенные. Конституционные законы определяют основные началагосударственного и общественного строя, правовое положение личности иорганизаций. На основе конституционных законов строится и детализируетсявся система нормативно – правовых актов. Конституция по отношении к другимнормативно – правовым актам, в том числе и законам, обладает высшейюридической силой. Подзаконные нормативно – правовые акты. Это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны назаконе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридическойсилой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могутпротивостоять им. Эффективные регулирования общественных отношений имеютместо тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами.Подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основныепринципиальные положения законов применительно к своеобразию различныхиндивидуальных интересов. По своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актамиразличных органов исполнительной власти. По субъектам издания и сферераспространения они подразделяются на общие, местные ведомственные ивнутриорганизационные акты. 1.Общие подзаконные акты. Это нормативно – правовые акты общейкомпетенции, действия которых распространяются на всех лиц в пределахтерритории страны. По своей юридической силе и значению в системе правовогорегулирования общие подзаконные акты следуют за законами. Посредствомподзаконным актов осуществляется государственное управление обществом,координируются экономические, социальные и другие вопросы общественнойжизни. К общим подзаконным актам относятся нормотворческие предписаниявысших органов исполнительной власти. В зависимости от формыгосударственного правления они находят выражения в двух разновидностяхподзаконных актов. Нормативные указы президента. В системе подзаконных актов ониобладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитиезаконов. Полномочия президента в правотворческой деятельности определяютсяконституцией страны или специальными конституционными законами. Онирегламентируют самые разнообразные стороны жизни, связанные сгосударственным управлением. Постановления правительства. Это подзаконные нормативные акты,принимаемые в контексте с указами президента и призванные в необходимыхслучаях урегулировать более дробные вопросы государственного управленияэкономикой, социальным строительством, здравоохранением и т.д. 2. Местные подзаконные акты. Это нормативно – правовые акты органовпредставительной и исполнительной власти на местах. Их издают местныеорганы представительной власти и органы местного самоуправления. Действиеэтих актов ограничены конкретной территорией власти и управления,обязательны для всех лиц, проживающих на данной территории. Это могут бытьнормативные решения или постановление совета, муниципалитета, мэрии,префекта по самым различным вопросам местного характера. 3. Ведомственные нормативно – правовые акты (приказы, инструкции).Это нормативно – правовые акты общего действия, однако они распространяютсялишь на ограниченную сферу общественных отношений ( таможенные, банковские,транспортные, государственно – кредитные, и другие ). 4. Внутриорганизационные подзаконные акты. Это такие нормативно -правовые акты, которые издаются различными организациями для регламентациисвоих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. Врамках, определённых актами высшей юридической силы, внутриорганизационные нормативные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие вконкретной деятельности государственных учреждений, предприятий, воинскихчастей и других организаций. Акты судебной власти. Решения судебных органов приобретают нормативный характер врезультате обобщения судебной практики, которая в своей основе носитиндивидуальный, правоприменительный характер. Судебная практика выступаетисточником права в тех случаях, когда в силу неясности, противоречивостиили неопределённости нормативных предписаний суд вынужден конкретизироватьили уточнять содержание правовых норм или создавать новые нормы вследствиеобнаруженных пробелов в праве. Правотворческие функции судов формируются самой судебной практикой,потребностями правового урегулирования тех общих жизненных случаев, которыене предусмотрены законом. Накопленный опыт правоприменительной практикипозволяет судам принимать такие решения, которые имеют общеобязательноезначение при рассмотрении той или иной группы юридических дел. Высшие органы судебной власти не только конкретизируют действующиенормы права, но и создают в пределах своей компетенции новые правовые нормыс целью руководящего разъяснения применения законодательства по вопросам,возникающим при практическом разрешении юридических дел. Однако необходимо иметь в виду, что обязательная сила судебнойпрактики состоит не в ней самой, а в велениях законодательной власти.Правотворческая деятельность судов в правовом государстве всецелоосновывается на своих законных полномочиях, в рамках законности и принциповданной системы права. 3. Способы опубликования. Опубликование (обнародование)— официальное доведение до всеобщегосведения в установленном порядке принятых парламентом и подписанных главойгосударства законов, а также иных нормативных актов, принимаемых органамигосударственной власти. Официальное опубликование имеет важное юридическоезначение. Только официально опубликованный текст закона считаетсяаутентичным, т. е. именно тем, который принят законодателем. Суд и иныеорганы, применяющие закон, должны ссылаться только на официальный источникиего опубликования. Официально опубликование — необходимая предпосылкавступления закона силу (действие). Этот важный принцип закреплен в ч. 3 ст.15 Конституции РФ: «Законы подлежат официальному опубликованиюНеопубликованные законы не применяются». Если бы законы и другиенормативные акты не публиковались, то известный правовой принцип «незнаниезакона не оправдывает» потерял бы смысл. Официальным считаетсяопубликование текста закона в печатных органах, наделенных статусом органаофициального опубликования закона. Все иные органы печати не имеют правапубликовать текст принятого закона до его официального опубликования. Онимогут давать информацию о новом законодательстве, излагать его содержание,но все это не считается официальным опубликованием. Датой опубликованиязакона считается день выхода в свет официального издания, в котором помещенего текст. В РФ порядок официального опубликования определен Федеральным законом«О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционныхзаконов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня1994 г. Как видно уже из названия, закон не регламентирует порядокопубликования и вступления в силу указов Президента РФ и постановленийПравительства РФ. Федеральные законы подлежат официальному опубликованию втечение семи дней после их подписания Президентом РФ, при этом вофициальном тексте указываются даты принятия закона Государственной Думой иСоветом Федерации и подписания его Президентом РФ. Постановления палатФедерального Собрания публикуются не позднее десяти дней со дня ихпринятия. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием,публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.Официальным опубликованием всех этих актов считается первая публикация ихполного текста в «Российской газете» или в «Собрании законодательстваРоссийской Федерации». Однако в законе может быть определен и иной порядокего официального опубликования, например доведение до всеобщего сведения потелевидению, радио, иным каналам связи. «Собрание законодательстваРоссийской Федерации» состоит из пяти разделов: в первом публикуютсяфедеральные законы, во втором — акты палат Федерального Собрания, втретьем— Указы и распоряжения Президента РФ, в четвертом — постановления ираспоряжения Правительства РФ, в пятом — постановления КонституционногоСуда РФ о толковании Конституции РФ и о соответствии ей законов и иныхнормативных актов, подведомственных Конституционному Суду РФ. Порядок опубликования актов (указов и распоряжений) Президента РФ,актов (Постановлений и распоряжений) Правительства РФ и нормативныхправовых актов федеральных органов исполнительной власти определен УказомПрезидента от 23 мая 1996 г. Указ исходит из принципа обязательностиофициального опубликования перечисленных выше актов, кроме актов (или ихотдельных положений), содержащих сведения, составляющие государственнуютайну, или сведения конфиденциального характера. Все остальные актыПрезидента РФ и Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в«Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» втечение десяти дней после дня их подписания. Официальными являются такжетексты актов Президента РФ и актов Правительства РФ, распространяемые вмашиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации«Система». Акты Президента РФ и акты Правительства РФ могут бытьопубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщегосведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органамместного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям,организациям, переданы по каналам связи. Нормативно- правовые актыфедеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы иобязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статусорганизаций или имеющие межведомственный характер — прошедшиегосударственною регистрацию в Министерстве юстиции РФ, подлежатобязательному официальному опубликованию в газете «Российские вести», атакже в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительнойвласти» (издательство «Юридическая литература»). Если эти акты не прошлирегистрацию или зарегистрированы, но не опубликованы, они не влекутправовых последствий и не могут служить основанием для регулированиясоответствующих правоотношений, на них нельзя ссылаться при разрешенииспоров. Нормативно- правовые акты законодательной и исполнительной властисубъектов федерации публикуются в газете, которая считается официальной дляданного региона. В Пермской области такой газетой является «Звезда». Другиеиздания могут только продублировать публикацию нормативно- правовых актовпосле их опубликования в «Звезде», либо комментируют содержание того илииного акта. Органы местного самоуправления публикуют свои акты в газете,которая является официальным органом для данной территории. В Сивинскомрайоне (где проживает автор данной работы) таким изданием является районнаягазета « На родной земле». Официальное опубликование— необходимое предварительное условиевступления в силу законов и других нормативных актов. Исходя из датыофициального опубликования, определяется момент их вступления в действие. Литература.1. «Общая теория государства и права» С.А. Комаров2. «Теория государства и права»под ред. Карельского3. «Теория государства и права»Марченко4. «Теория государства и права»В.Н. Хропанюк5. «Малая энциклопедия конституционного права»М.В. Баглай




Похожие:

Виды нормативно правовых актов и способы их публикации iconВиды правовых актов
РФ; 3 Подзаконные акты рф: Ведомственные нормативно-правовые акты, указы и распоряжения президента рф, международные соглашения,...
Виды нормативно правовых актов и способы их публикации iconПлан 1 Введение 2 Понятие нормативно правовых актов 3 Понятие и виды Законов РФ 4 Подзаконные юридические нормативные акты 5 Порядок вступления законов и подзаконных актов в силу Введение
На мой взгляд вопрос «Нормативно правовые акты в рф» является самым интересным из представленных на рассмотрение. Именно поэтому...
Виды нормативно правовых актов и способы их публикации iconРоссийская федерация федеральный закон об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов...
Виды нормативно правовых актов и способы их публикации iconПостановление От 26 февраля 2010 г. N 96 об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
В соответствии с Федеральным законом "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых...
Виды нормативно правовых актов и способы их публикации iconСовершенствование контроля за исполнением нормативно-правовых актов на уровне субъектов РФ

Виды нормативно правовых актов и способы их публикации iconДействие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц в РФ

Виды нормативно правовых актов и способы их публикации iconПеречень нормативно-правовых актов
Постановление Кабмина рт «Об организации работы стажировочных площадок рт»
Виды нормативно правовых актов и способы их публикации iconЗакон от 17 июля 2009 г. N 172-фз "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" Принят Государственной Думой 3 июля 2009 года Одобрен Советом Федерации 7 июля 2009 года
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов...
Виды нормативно правовых актов и способы их публикации iconПостановление От 24 декабря 2009 г. N 883 об утверждении порядка проведения антикоррупционной экспертизы отдельных нормативных правовых актов
Фз "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" и Законом Республики Татарстан...
Виды нормативно правовых актов и способы их публикации iconКурсовая работа
Основные положения нормативно-правовых актов при ведении расчетов с помощью расчетных и валютных счетов
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы