Становление и развитие государственности Республики Адыгея icon

Становление и развитие государственности Республики Адыгея



НазваниеСтановление и развитие государственности Республики Адыгея
Дата конвертации13.07.2012
Размер348,96 Kb.
ТипРеферат
Становление и развитие государственности Республики Адыгея


АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Юридический факультет КАФЕДРА ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ: "ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ" На тему: "Становление и развитие государственности Республики Адыгея". выполнил студент 1 – го курса заочного отделения юридического факультета Гава Юрий Александрович Апшеронск 1999 г. ОГЛАВЛЕНИЕВведение. 3I. Самоопределение адыгской нации. 5 1. Национальное вырождение. 5 2. Адыгея в составе Краснодарского края. 8II. Провозглашение Республики. 11 1. Проблемы становления Республики Адыгея. 11III. Путь к преобразованиям обеспечения становления государственности.16 1. Выборы президента. 16 2. Первые законы республики Адыгея. 16IV. Адыгея в Политико-экономическом пространстве России. 19 1. Особенности проведения экономической реформы в республике. 19 2. Сотрудничество народов в условиях суверенитета. 21 3. Новые культурные и образовательные программы. 31 4. Проблемы войны и мира на Кавказе. 32Заключение. 34 Введение. Изучение комплекса проблем становления и совершенствования национально-государственных отношений на примере становления суверенной РеспубликеАдыгея, представляет для многих субъектов Российской Федерации не тольконаучный, но и практический интерес. Безусловно, что с учетом ещё несложившейся источниковой базы анализировать процессы новейшихпреобразований затруднительно, но осмыслить ход и наполнение этих процессоввполне возможно. Если проследить государственность адыгов имеет своюбогатую предысторию, наполненную противоречиями в развитии этносов. Адыги иих предки оставит неизгладимый след в борьбе за своё выживание на СеверномКавказе. В конце 18 начале 19 столетия царизм в отношении нерусских народовпроводил не только политику грубого угнетения, но и политику насильственнойрусификации и подавления национальной культуры. Экономический грабёж,зверская эксплуатация, политическое бесправие, военно-полицейский произвол,разжигание национальной вражды, культурно-экономическая отсталость, сделалиневыносимой жизнь угнетённых народов России. Создание национальнойгосударственности народов Северного Кавказа диктовалась всем ходомэкономического и культурного развитая края. Первоначально была созданаСеверо-Кавказская Республика просуществовавшая недолго. После изгнания сСеверного Кавказа белогвардейцев с 1920 года начался процесс образованиянационально-территориальной автономии. Автономия 1922 года должна билаискоренить основное зло, угнетавшее всю жизнь горцев, - невежество иотсталость. Известно, что только "широкое просвещение масс может спастигорцев от вымирания и приобщить их к высшей культуре".[1] Значение октября 1917 года для адыгов исключительно велико. Нонационально-государственное строительство в Адыгее активно развернулосьнепосредственно после окончания гражданской войны и протекало висключительно сложных условиях. Вопрос о желательности выделения адыгейцевв самостоятельную автономную область впервые был положительно решенпленумом горского исполкома 6 декабря 1921 года и внесён на рассмотрениеочередного III горского съезда (7 -12 декабря 1921 года). Выполняя волювсего адыгейского народа, съезд решил: "в срочном порядке разработатьвопрос о выделении горцев Кубани и Черноморья в автономную область. Послечего принять меры к возбуждению соответствующего ходатайства передцентром". 27 июля 1922 года произошло большое историческое событие в жизниадыгейского народа, была провозглашена Адыгейская автономная область. I. Самоопределение адыгской нации. 1. Национальное вырождение. В последнее время в печати и в общественной практике все чащеподнимаются проблемы национального возрождения и самосознания народов,рассматриваются отдельные теоретико-методические аспекты проблемы, идутпоиски истоков национальной напряженности. Смысл современной национальной политики создание благоприятныхвозможностей для свободного развития всех народов и этнических групп,удовлетворения специфических интересов граждан, связанных с ихпринадлежностью к тому или иному народу при обеспечении национальногоравноправия и прав граждан. Учитывая, что национальная идея в современных условиях сталапритягательной силой, и обращение к ней питает нередко полярные силы, чтоявляется источником дестабилизации экономической и политической жизнистраны, концепции национальной политики исходит из необходимости интеграциинациональной идеи с общечеловеческими интересами и общегражданскимидемократическими ориентирами. Важным элементом возрождения является становление и развитиенационального самосознания. Поскольку национальное самосознание отнюдь нечуждо общечеловеческим и интернациональным ценностям, естественнозадуматься над вопросом - будет ли усилившаяся социальная дифференциациятой или иной национальной общности способствовать утверждению такихценностей, как социальная справедливость, социальная защищенность,гуманизм, милосердие и т.д. Усилившееся остальное расслоение скорееспособно вызывать различные формы антагонизма, которые так или иначе, будутвлиять на все стороны национальной жизни. Можно предложить, что в этихусловиях усилится ставка на национализм, как идеологию, способную на какое-то время затушевать, приглушить, "переориентировать" социальныеантагонизмы. Главным принципом национального возрождения должен стать принципединства традиций и прогресса. Именно единство, а не противопоставлениеэтих двух начал, характеризующих любое нормальное развивающееся общество. Национальное возрождение предполагает постоянное обращение к массовомусознанию на уровне отдельных регионов и национальных (этнических)общностей. Во все это грандиозное дело должно быть с самого начала включенообщественное мнение. А чтобы это состоялось - нужно его готовить, постоянноинформировать общественность, делан назревшие проблемы предметомколлективных обсуждений, дискуссий, систематически проводить встречи,"круглые столы", конференции по обмену опытом в разных регионах России. Для разрешения всего спектра этих проблем национального возрождениянародов России должна быть создана система соответствующих государственныхи общественных организаций. В их числе могут быть специальные комиссии приСоветах, научно-исследовательские учреждения, общественные организации.Первое с чего следует начать - это осуществить социальный и социально-психологический диагноз внешней межнациональной ситуации, в которойнабирает силу провес национального возрождения народов России.Провозглашение автономии Адыгеи давало возможность адыгейскому народусоздавать свое национально-государственное образование, реализовать своеправо на национальное самоопределение, способствовало усилениюэкономических и политических связей с более экономически развитымиобластями страны, развивало хозяйственную и культурную жизнь народа. Оченьважным событием стало принятие флага, гимна и герба Республики. Многие историки Адыгеи, в том числе Беджанов М Б, считают, чтонациональное возрождение того или иного народа идет через растущее егосамосознание.[2] В свою очередь формирование национального самосознанияневозможно без осмысления прошлого, без изучения истории становленияэтноса, закономерностей развития межнациональных отношений. Вместе с тем,очевидно, что в разных регионах страны, в том числе и в республикахСеверного Кавказа, есть свои специфические особенности. Но есть проблемы,от правильного решения которых будет зависеть будущее нашего общества. Первая проблема. В нашей стране, начиная с конца 20-х годов, всяческипопирались права человека, достоинство личности, духовные ценностиОбщеизвестно нельзя жить без идеала, веры. Вторая проблема это честное признание того факта, что в стране не былоподлинной федерации. Трем проблема это возможная угроза ассимиляции культурной, языковой идаже географической, особенно для малых народов. Четвертая проблема это посягательство на достижения национальныхкультур уничтожение памятников культуры, пренебрежение к духовному наследиюпредков, к экологии и т. д. Пятая проблема поиск отличий одного народа от другого не долженпревращаться в самоцель. В то же время различия, если они есть, надо видетьи надо их учитывать в сфере межнациональных отношений, чтобы не усугублятьсложности проблемы. Процессы образования народов - это очень долгий и многообразный путьинфильтрации, консолидации, смешении, сложений. 2. Адыгея в составе Краснодарского края. Путь к национально-государственному оформлению Адыгеи - созданиюавтономии имел свои особенности. В 60-х годах XIX века, покорение адыговцарскими войсками, выселение за пределы Родины, оставили в сознаниикоренного народа национальные антипатии, ненависть, которые сотри тольковремя, когда установятся демократические отношения - соответствующие общемууровню цивилизованности XX века. Полугора вековая совместная жизнь адыгов и русских сформировалаинтернациональный союз. Чтобы территориально объединить адыгейское население, требовалосьвключить в состав будущей области села и хутора с русским населением. Врезультате опроса жителей русских населенных пунктов, расположенныхчересполосицей между адыгейскими аулами, населения 16 волостей выразилосвое желание войти в состав будущей автономной области. Вопрос о выделения черкесов (адыгов) в автономию рассматривался вНаркомнаце РСФСР трижды - 26 января, 17 мая, 22 мая 1922 года, 27 июля 1922года Президиум ВЦИК принял решение об образовании Черкеской (Адыгейской)автономной области. В декабре 1922 года в ауле Хакуринохабль состоялсяучредительный (первый) съезд Советов области, на котором присутствовал 151делегат, из них 98 адыгейцев и 53 русских Съезд обсудил важнейшие вопросыхозяйственного и культурного строительства в Адыгее и принялсоответствующие решения. Был избран областной исполнительный комитетПредседателем облисполкома стал Шахан -Гирей Умарович Хакурате.Впоследствии на посту первого секретаря Адыгейского обкома КПСС он внёсбольшой вклад в становление областной автономии. Адыгейская автономная область в связи с административно-территориальными изменениями на Северном Кавказе поочередно выходила до1924 года в Кубано-Черноморский край, до 1934 года - в Северо-Кавказский,до 1937 года - в Азово-Черноморский, а с 1937 по 1991 годы - в течение 54лет являлась составной частью Краснодарского края Создание Адыгейскойавтономной области обеспечило благоприятные условия для ликвидацииэкономической и культурной отсталости, способствовало укреплению дружбыадыгейского народа с русским и другими народами. Вхождение Адыгеи в мощныйв хозяйственно-экономическом, научном и техническом отношениях крайположительно сказалось на ее развитии, особенно на начальном этапе. Смомента образования облает ей оказывалась всесторонняя помощь и поддержка,выделялись крупные ассигнования строительные материалы, машины иобразование, товары народного потребления. В Адыгею направлялиськвалифицированные кадры специалистов и организаторов производства. Безпомощи Краснодарского «рая и других регионов страны невозможно было вкороткий срок создание промышленной индустрии. Благодаря обретению автономии, адыги сохранили свою национальнуюсамобытность, создали письменность, литературу, культуру и профессиональноеискусство. За короткий срок на территории области была открыта широкая сетьшкол, культурно -просветительных и медицинских учреждений. В результатечрезмерной централизации власти и органов управления, всеохватному развитоадминистративно-бюрократической системы, Адыгея испытывала на себеведомственное давление и мелочную опеку союзных, российских и краевыхорганов. Принятыий в 1981 году Верховным Советом области практически недействовал. Ведомственный натиск, отсутствие у автономной области правовойзащищенности: приводили к серьезным перекосам и извращениям. Республика не могла распоряжаться своими природными богатствами.Огромное количество деловой древесины вывозилось за пределы области,деревоперерабатывающие предприятия облает получали сырье с Севера и изСибири. Залежи полезных ископаемых, планы их использования, несогласовывались с руководством области, права области на богатства своихнедр не учитывались. К середине 60-х годов практически были упраздненынациональные школы. Жизнь показала, что область не может развиваться дальше, не имеясамостоятельных структур управления. Это особенно стало ощущаться и вусловиях перехода к рыночным отношениям. По многим параметрам, характеризующим социальное благополучиенаселения, область занимала 70-е место в списке республиканских регионов,то есть фактически в конце списка Майкоп, хотя и имел статус столицыавтономии, практически был лиши многого, чем обладали города краевогоподчинения. Автономия сдерживала рост и развили культуры не только кореннойнации, но русскоязычного населения. II. Провозглашение Республики. 1. Проблемы становления Республики Адыгея. После острых дебатов сессия областного Совета народных депутатов 5октября 1990 года приняла решение о повышении государственного правовогостатуса Адыгейской автономной области до уровня республики, признала еесамостоятельным субъектом Российской Федерации и провозгласила АдыгейскуюСоветскую Социалистическую Республику 28 июня 1991 года пятая сессияобластного Совета народных депутатов приняла "Декларацию о государственномсуверенитете Советской Социалистической Республики Адыгея. Эти будниеисторические события проходили в сложной для СССР и России время Продолжала углубляться кризисное состояние экономики, рвалисьхозяйственные связи между предприятиями, отраслями, территориями. Падалатрудовая, общественная дисциплина, порожденная политическойнестабильностью. Осложнились межнациональные отношения. В июне 1989 годабыло официально признано национальное движение адыгов "Адыгэ Хасэ",возглавляемое его председателем Схаляло А.А. Это движение сыгралостимулирующую роль в становлении государственности в Республике. Область не могла развиваться дальше, не имея самостоятельных структуруправления жизненно важными отраслями хозяйства, такими как материально-техническое снабжение, топливный и лесной комплекс, производствохлебопродуктов и система регулирования продовольственными ресурсами Рамкиобласти, к тому же находящейся в составе другого региона, становилисьжестким обручем, стачивающим энергию, предприимчивость, хозяйственнуюинициативу, все то, без чего здоровье и активный рынок просто немыслим. Повышение регионального статуса было необходимо, чтобы объективнооценить экономический потенциал всего народно-хозяйственного комплексаСерьезная материальная база во многих важных отраслях отсутствовала. 12 июня 1990 года была принята Декларация о государственномсуверенитете РСФСР, которая утвердила государственность в России, и открылапуть к самоопределению народов Автономные области России были выведены изсостава краев и стали самостоятельными субъектами Российской ФедерацииАдыгейская автономная область больше не входила в состав Краснодарскогокрая Адыгейский народ, пройдя через все испытания, выстоял. Повышениистатуса Адыгеи расценивается как объективная реальность, закономерныйрезультат демократических процессов, совершенствования национальнойполитики. Но выход Адыгеи из Краснодарского края не означал разрывадесятилетиями сложившихся хозяйственных и культурных связей. В августе 1992 года заключено соглашение "О социально-экономическихсвязях и культурном сотрудничестве". Автономия не означала отделения. Еще более прочным становится братскийсоюз самоуправляющихся горских народов с трудящимися России. Цельюсоветского национально - государственного строительства на Северном Кавказебыло раскрепощение угнетённых ранее народов. Национальная государственность- необходимое политическое условие ликвидации фактического неравенстванародов. Образование Адыгейской автономной области способствовало быстрейшемувосстановлению народного хозяйства, наилучшему использованию природных ихозяйственных ресурсов, победе колхозного строя, созданию промышленныхочагов и осуществлению культурной революции в Адыгее. Трудящиеся массы Адыгеи получили широкую возможность организовыватьдействующие на родном языке местные органы власти, суды, культурно-просветительные учреждения. Национально территориальная автономия была дана многострадальномуадыгскому народу ещё в 1922 году, через пять лет после победы Октябрьскойреволюции. И как бы ни относились к ней сегодня все, те, кто готовы водночасье переписать, прекратить историю, значение Октября 1917 года дляадыгов непреходяще. Народ не растворился в пестром колониальном безбрежьяРоссийской империи, а орел своё лицо. Именно тогда было положено робкоеначало возрождению адыгского этноса. Адыги впервые обрели пусть хрупкую,урезанную, но все-таки свою государственность, в виде автономии. На политической карте Российской Федерации появилась небольшаятерритория - Адыгейская автономная область, где бок о бок стали жить адыги,волею судьбы разделившие свои исконные земли с различными народами:русскими, украинцами, татарами, армянами и другими. Адыгейский народ, переживший величайшую из трагедий человечества иизгнание со своей земли в результате русско-турецкого соперничества наКавказе, народ, населявший когда-то обширную территорию Северо-западногоКавказа, хота и в небольшом количестве, но остался на своей историческойродине и стал центром притяжения всех адыгов, более чем свышетрехмиллионной диаспоры, разбросанной по всему свету. Но давала линационально-территориальная автономия исчерпывающие возможности длявсестороннего осуществления национальных интересов коренного народа? Нет! Вгосударстве утвердился тоталитарный режим. В национальной политике главноеместо заняло псевдотеория превращения всех наций и народностей тогдашнегоСССР в единую нацию - "советский народ". В середине 80-х городов в Советском Союзе начались демократическиепроцессы, которые вызвали бурный рост национального самосознания.Конкретным проявлением этих процессов стало преобразование бывшихавтономных областей в Республики. 3 июля 1991 года Верховный СоветРоссийской Федерации принял соответствующие Законы. Но до этого дняреспублика прошла трудный и тернистый путь. Адыгеи, выделявшись из Краснодарского края, вот уже семь лет живет иработает в условиях самостоятельного и полноправного субъекта РоссийскойФедерации. По историческому результату срок этот равен десятилетиям. Несмотря на кризис, охвативший все сферы жизни российского общества.Республика Адыгея состоялась как самостоятельный субъект Федерации.Четвертый год действуют избранные на демократических началах Президент,Парламент, сформированный Президентом кабинет Министров, другиереспубликанские органы управления, создана судебная система. Утвержденагосударственная символика Республики Адыгея -гимн, герб, флаг. На основе взаимоотношения и сотрудничества, поиска разумныхкомпромиссов, удалось снять многие проблемы и обеспечить политическуюстабильность, мир и межнациональное согласие в республике. Важнейшим этапом становления Адыгеи как самостоятельного субъектаРоссийской Федерации явилось принятие Декларации о государственномсуверенитете Республики Адыгея 28 июня 1991 года. Принятие Декларации имеетсудьбоносное значение дня адыгской нации, представителей всехнациональностей. Декларация определяла два основных источника, образующихреспублику. Первый - это неотъемлемое право адыгской нации на самоопределение. Второй - исторически сложившаяся общность людей, проживающих натерритории Адыгеи. В четвёртой статье определено, что граждане Республики Адыгея всехнациональностей составляют народ Адыгеи. Декларация гарантирует одинаковыеполитические, экономические, этнические, культурные права всем народам,проживающим в республике. Несмотря на труднейшие условия, вызванныежесточайшим социально-экономическим и политическим кризисам в стране,принята в марте 1995 года Конституция. Республики Адыгея. Первый съезд адыгского народа, открылся 19 октября 1991 года в городеМайкопе, проходил в два этапа. На съезде было много приглашенных избратских республик Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессия, а такжепредставители адыгейской диаспоры из многих стран. Впервые за многие годыадыгейский народ получил возможность свободно высказаться, определитьглавный принцип своего национального утверждения - паритетное, равноправноепредставительство в органах государственной власти. Сам народ проявил мудрость, интернационализм и доброжелательность кдругим нациям и народам, прожигающим в Республике, заявил о своей твердостив отставании коренных интересов. Осенью 1991 года набирала силу избирательная компания по выборампарламента Республики Адыгея. Она проходила в спокойной и деловойобстановке Параллельно проходила компания по выдвижению кандидатур на постпрезидента Республики Адыгея Центральной избирательной комиссией былизарегистрированы в качестве кандидатов на пост главы исполнительной власти(президента) Республики Адыгея 6 тесть кандидатов. III. Путь к преобразованиям обеспечения становления государственности. 1. Выборы президента. Выборы президента и Верховного Совета Республики Адыгея состоялись 22декабря 1991 года. Во втором туре первым президентом Республики Адыгея былизбран Джаримов Аслан Алиевич. Его заслуга в становлении государственностиРеспублики Адыгеи неоценима. После избрания Президентом он заявил "Я четкопредставляю ответственность, которая ложится на плечи главы исполнительнойвласти, но иначе жить не могу, когда решается судьба Адыгеи, еемногонационального народ"[3]. Избрано большинство членов парламента 17января 1992 года состоялся первый съезд народов Адыгеи, на нем состояласьинаугурация Президента Съезд приял обращение к народом Адыгеи, в которомпризвал людей всех национальностей и вероисповеданий, общественныедвижения, представителей всех поколений объединить свои усилия для выводареспублики из тяжелого экономического положения. Был сформирован составПравительства был одобрен Парламентом 2. Первые законы республики Адыгея. Первым Законом был Закон об изменении наименования республики.Президент подписал его 23 марта 1992 года С этого дня она именуется Республика Адыгея в составе РоссийскойФедерации. Началась новая знаменательная точка отсчета в реальном наступлениисоциального и экономического переустройства общества. В первую очередь Парламент принял Закон государственной атрибутикигерб, флаг, гимн Республики Адыгея. При принятии решения по поводугосударственного флага возникли разногласия в Парламенте. Спор был разрешенпри участи Российской геральдической комиссии Флагом Республики Адыгея сталФлаг предков - конфедеративных князей черкессии XIX века. Это зеленоеполотнище символ цветущей природы знак приверженности ислама, на нем 12шитых золотом звезд - символизирующих 12 адыгейских племён, и 3 золотыескрещенные стрелы в знак мира направленные наконечниками вверх. Герб и гимн Республики Адыгея - соответствует национальному духу иистории Адыгов. Для того чтобы обеспечить гарантии прав избежать анархии, соблюстизаконность Парламентом был принят Закон "О Президенте Республики Адыгея". В апреле 199З года Верховным Советом республики был принят Закон окабинете Министров который определил структуру, компетенцию, порядокформирования. Кабинет Министров действует на основе и во исполнениеКонституции Республики Адыгея. Обязан осуществлять управлениеэкономическими и социально-культурными процессами. Важным был Закон "О языках народов Республики Адыгея". Ведь сохранивязык, сохраняется народ. Закон предусматривает также равные права народовАдыгеи на сохранение и развитие всех языков, обеспечивает равноправноефункционирование русского и адыгейского языков как государственных языковреспублики, запрещает ограничивать права граждан Республики по причиненезнания одного из государственных языков. Конституция Адыгеи -надежная правовая база для развития экономики. Конституция Республики Адыгея - это твердая и стабильная основажизнедеятельности. Верховным Советом образована в марте 1992 годаКонституционная комиссия. Учитывая конкретно-исторические, социально-культурные и демократические условия в Адыгеи, руководствуясь действовавшейтогда Конституцией Российской Федерации, Декларацией о государственномсуверенитете Республики Адыгея, Конституционная комиссия уже к лету 1993года подготовила проект основного Закона. Но после трагических событийсентября - октября 1993 года изменилась сложившаяся политическая система.12 декабря 1992 года была принята новая Конституция Российской Федерации. 19 октября 1994 года был подготовлен членами Конституционной комиссии- проект новой Конституции-основного Закона Республики и вынесен нарассмотрение Хасэ Республики Адыгея. После конструктивного обсуждениясессия Законодательного собрания приняла проект и вынесла его навсенародное обсуждение жителей Адыгеи. 6 марта 1995 года, после 4,5 месячного всенародного обсуждения идвукратного рассмотрения в Парламенте и последующей тщательной доработки,проект Конституции был вынесен на окончательное рассмотрение и принятиеЗаконодательным собранием (Хасэ). - Парламентом Республики Адыгея,присутствующим в полном составе. В результате трехдневного- скрупулезногопостатейного обсуждения -10 марта 1995 года Конституция Республики Адыгеябыла принята - единогласно! А торжественное ее подписание Президентом Республики Адыгея состоялась14 марта на втором съезде народов Адыгеи. Конституция - документ высшейюридической сипы, единый для всех вне зависимости от должности, звания,национальности, возраста, религии или пола. IV. Адыгея в Политико-экономическом пространстве России. 1. Особенности проведения экономической реформы в республике. Становление государственности Адыгеи происходило на фоне тяжелейшегосоциально-экономического и общественно-политического кризиса. На этом фоненачалась ломка привычной системы, разрыв хозяйственных связей сталнеизбежным На этом фоне наблюдался спад производства, инфляция, рост цен,неплатежи, бюджетный дефицит. В этих условиях деятельность государственныхорганов власти и управления была направлена на смягчение последствийотрицательных явлений, поддержание жизнедеятельности людей, вагропромышленном комплексе взят курс на полное технологическоеперевооружение в целях резкого повышения количества и качества производимойпродукции. Осуществлялся жесткий контроль за деятельностью производственнойи финансовой дисциплины. Уровень промышленного и сельскохозяйственного производства началпадать, были нарушены научные, культурные, образовательные связи, появиласьбезработица, ухудшились условия жизни большинства людей. Продолжаетсяпадение производства. В 1994 году экономическая политика правительства Республики быланаправлена на стабилизацию экономики, на выполнение программ по сдерживаниюспада производства, поддержку жизненно важных отраслей народного хозяйства,мелкого и среднего предпринимательства, социальную защиту населения. Было рассмотрено более 30 программ по различным направлениямдеятельности. В Майкопе при поддержке Федерального правительства иМинистерства здравоохранения создается уникальное производство"отечественного суперчистого инсулина". Создано российско -адыгейско-американское акционерное общество "Интергаз ". На основе принятых программ и с учетом ситуации и новых требованийправительством разработан Комплексный прогноз" социально-экономическогоразвития Республики Адыгея, на период до 2000 - 2005 г.г.", в которомопределены основные направления и перспективы развития отраслей народногохозяйства. Для того чтобы установить тесную деловую и эффективную связьмежду Президентом, Парламентом и Правительством Адыгеи и Федеральнымиорганами власти в 1992 году в Москве было открыто постоянноепредставительство Республики Адыгея. Многие предприятия Республики целенаправленно работают и находятся впостоянном поиске выхода из сложившийся обстановки, приспосабливаются кновым условиям хозяйствования и требованиям рыночной экономики. Они активноведут реконструкцию основного производства для обновления и расширениявидов выпускаемой продукции и поиска новых деловых партеров. Спад всельском хозяйстве снимается путём внедрения новых форм хозяйствования.Многие трудоёмкие отрасли производства, в частности свекловодства иовощеводство переведено на западную технологию. Довольно эффективнымпризнан опыт приобретения техники на основе долгосрочной аренды -ящинга,через те же акционерные предприятия агросбыта. Особого внимания заслушиваетразвитие коневодства, плодоводства и чаеводста. В апреле 1995 года впрезидентском Послании Парламенту Президент Республики Адыгея провозгласиллозунг: "Меньше политики - больше экономики". Проведена приватизациякрупных промышленных предприятий. В республике указом Президента утвержденапрограмма после чековой приватизации. Создается на территории Адыгеисвободной экономической зоне с особым льготным режимом хозяйствованияпривлекательным для иностранных и отечественных предпринимателей. 2. Сотрудничество народов в условиях суверенитета. Многонациональный состав, неравномерность уровней экономического икультурного развитая народов, многоконфессиональность, наличиеобострившихся противоречий делают Северо-Кавказский регион внутренненестабильным, превращают его в очаг повышенной напряженности, способствуютвозникновению на его территории вооруженных конфликтов. Несомненно, чтосогласие, мир и стабильность в северокавказских республиках, включаяАдыгею, в этих условиях зависит во многом от позиции общественно-политических организаций, движений и партий, от их конструктивногосотрудничества со структурами власти. Существует мнение известных исследователей-историков в частности В.Вьюницкого, о том, что "единая политическая организация, претендующая напредставительство интересов народов адыгской группы "Адыгэ хасэ",фактически играет сегодня роль координатора общекавказских акций вреспубликах, населенных потомками адыгов. В числе их -организация поддержкиабхазов и вербовка добровольцев для частей Конфедерации народов Кавказа,мощная компания за пересмотр итогов Кавказской войны и возвращениерассеянных по свету современников на историческую прародину, превращение еёв большое и населенное государство, играющее важную роль в регионе.[4] Ноистинное положение дел в Северо-Кавказском регионе обстоит по другому: Во-первых, в республике Адыгее, Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской, т.е. с адыго-язычным населением, нет самостоятельныхнациональных партий, а функционируют республиканские организацииполитических партий Российской Федерации, придерживающиеся, как правило, ввопросах российского федерализма и национально-государственногообустройства официальной, федеральной точки зрения. Во-вторых, имеющиеся отдельные высказывания о создании наднациональной государственности "по принципу языкового родства" не получилиподдержки со стороны адыгского населения, в частности, адыгейцев,кабардинцев и черкесов. Развернувшаяся компания за пересмотр итогов Кавказской войны дляадыгов, рассеянных по многим континентам, сводились к достижениюобъективной оценки военных событий тех лет, освещению освободительнойборьбы, к признанию фата геноцида царизма по отношению к населению кнаселению названных регионов. 18 мая 1994 г. Президент России Б.Н. Ельцин выступил с Обращением кнародам Кавказа в связи со 130-летием окончания Кавказской войны, в которомбыла дана объективная оценка событиям тех лет. Документ является основой и для решения проблемы возвращениясоотечественников на историческую прародину. В первой половине 90-х годов вРеспублику Адыгея переселилось на постоянное жительство около 200 адыгов, авид на жительство получили 870 человек. Безусловно, что эти данные не могутявляться аргументом для утверждения о якобы существующем массовомпереселении в перспективе и в конечном счете создания большого государства.Население трёх братских республик активно и последовательно отстаиваетединое и целостность федеративного государства. Применительно к названным субъектам Северного Кавказа РоссийскойФедерации следует отметить, что заметная работа по стабилизации обстановкипроводится общественно-политическими организациями, что усиливает их роль вреформировании общеества, способствует ликвидации негативного в их работе. Наиболее влиятельно народный форум - Адыгэ Хасэ возник в январе 1989года одним из первых в республике и превратился в наиболее влиятельнуюорганизацию. В уставных и программных положениях республиканской общественно-политической организации Адыгэ Хасэ констатируется, что она основана напринципах "возрождения социально-экономического, политического иэтнокультурного потенциала адыгов, всех лучших нравственно -этнических нормуниверсального адыгского адата и института "адыгэ хабзэ". Примечательно, что согласно своему Уставу она объединяет граждан "безразличия расы, национальности, пола и религиозных убеждений" и ставит своейцелью способствовать самоопределению адыгского этноса через обретениеполитического, экономического суверенитета в составе России, возрождению иразвитию его истории, культуры, традиции и обычаев, содействоватьдемократическим процессам. Организация имеет структурные подразделения в плодах, районах, аулах.Хотя фиксированного членства в организации нет, в составе организациичислится примерно 10 % населения. Большое внимание уделяется в настоящее время и со стороны федеральныхорганов государственной власти проблеме казачества. На фоне этого в периодактивизации казачьего движения на Кубани в январе 1991 года создан Союзказаков города Майкопа, принят Устав организации, избрано ее правление. Оноразвивается как сугубо русское. Это объясняется тем, что казаки в своевремя сильно пострадали. И поэтому эмоциональность их массовых выступленийвполне понятно. В этих выступлениях нередко сквозит неприкрытая неприязнь иагрессивность по отношений к любому неславянскому, особенно мусульманскому,горскому населению. Стремление формировать этнополитические образования и развиватьнациональную культуру, традиции, обычаи явилось побудительным мотивом,который питает идеями национальные движения и тем самым определяетсовременную этнополитическую ситуацию В 1991 -1993 годах в Адыгее возниклинационально-культурные общества армян "Дружба", татар -"Дуслык", немцев-"Видергебурт" (Возрождение), греков -"Арго ". Кроме названных организацийи обществ в республике существуют и другие. В частности, благотворительныйфонд "Историческая родина", осуществляющий связи с адыгской диаспорой; Ныхасэ - Совет матерей, Союз женщин Адыгеи, Союзов молодёжи Адыгеи и другие. В 1995 г возникло общественное движение "Единство", пытающиесяобъединить различные движения и организации стать стабилизирующим фактором. На ряду с национально-культурными организациями, нашли свою нишу вреформировании общества общественные движения и партии Республики Процессформирования многопартийности в Республике не закончен, и продолжается каки в других субъектах федерации. Наиболее массовой является Адыгейскаяреспубликанская организация КПРФ, общественно-политическое движение "Нашдом - Россия", "Яблоко", право самоуправления трудящихся, "трудоваяАдыгея", "Честь и родина", (преобразованная в марте 1997 года в Российскуюнародную республиканскую партию), "Конгресс русских общин" и другие ".Деятельность партий и движений оказывает влияние на массовое сознаниянаселения, формирует определенное общественное мнение. Наиболее активно этопроявилась в период обсуждения проекта Конституция Республики Адыгея,выборных компаний. Вместе с тем, сегодня еще рано утверждать, что в Адыгееимеются влиятельные политические партии или движения, способные привлечь насвою сторону значительные массы. Путь к суверенному государству для каждого народа был не простым. Этапроблема возникла в первые же годы перестроечного процесса. Обстановкапотребовала диалектического подхода к вопросам возрождения наций и развитиянациональных отношений. В основе такого подхода брались ключевые принципыбезусловное соблюдение прав гражданина любой национальности на всетерритории страны, реальное наполнение суверенитета республик и новыйуровень самостоятельности всех видов национальной автономии, сохранениецелостности страны как федерации свободных и равноправных республик. Тот факт, что одни народы образовали союзные республики, другие -автономные республики, третьи - автономные области и округа, и многиевообще не имели своих национально-государственных или национально-территориальных образований, порождала многочисленные проявления ихфактического неравноправия, вызывало не довольствие. На первом съезденародных депутатов России вносились различные варианты и предложения,направленные на снятия напряженности между Федерациями и автономиями. В особой заботе нуждались народы, которые не имели своей национальнойгосударственности и в силу разных причин не проживали компактно Национально-культурная автономия не решает всех проблем. Требуется восстановитьутраченную и создать заново национально-территориальную автономию Советскихнемцев, крымских татар, турок-месхетинцев, корейцев, греков, курдов идругих. Нужно давать твёрдый отпор шовинистическим настроениям в отношениинациональных меньшинств, в полной мере оценить опасность поднимающегоголову пантюркизма. В повышении своего статуса крайне нуждались автономные областиПрименительно к Северному Кавказу - это Адыгейская и Карчаево-Черкесскаяавтономные области. На них следовало распространить основные положения,касающиеся автономных республик. Потому что между ними существовали, причемне всегда обоснованные, существенные различия. Об это говорит простоесравнение. Так, Кабардино-Балкарская, Северо-Осетинская, Абхазскаяавтономные республики по своему экономическому потенциалу особо неотличались от адыгейской и Карачаево-Черкесской областей. Некоторые из нихи по территории, и по численности населения даже уступали Адыгеи иКарачаево-Черкессии. Зато в каждой автономной республике свой университет,несколько ВУЗов, множество техникумов, культурно-просветительных учрежденийАдминистративно-управленческий аппарат автономной республики больше здесь иСовет Министров и Министерства, Верховный Совет другие атрибуты власти,через которые местное население получает дополнительные возможностиреализации общенародной собственности. Есть и другие аспекты. Гражданереспублики могут стать заслуженными артистами, художниками, экономистами,носить различные почётные звания и так далее и всего этого нет не только вавтономных областях, но и в краях, и административных областях. И речь идето том, что сложившаяся структура национально-государственного устройства вусловиях выравнивания уровня социально-экономического развития бывшихотсталых окраин и индустриальных центров вошла в противоречие с принципамипостроения Федерации. Было бы целесообразным принять специальный загон оправах национальных групп (национальных меньшинства) конкретизирующий иразвивающий конституционные положения о национальном равноправии,закрепляющий их политико-правовой статус. Надо иметь в виду, что в такой огромной многонациональной стране, какРоссия с ее разнообразием условий и уровней социально-экономического,политического, культурного развития, их исторических традиций, можноиспользовать дифференцированный подход, разнообразные гибкие формы связейцентра с республиками- с одними федеративные, а с другими –конфедеративные. При анализе причин усиления националистических,сепаратистских тенденций важно учитывать не только социально-экономическиефактом, но и феномены массового сознания социальной психологии, ихспецифику у различных общественных групп. В месте с тем важно обеспечитьавтономиям в составе суверенных республик действительно равные возможностидля развитая экономики, культуры, языка и т.д. Процесс национального возрождения потребовал повышения ответственностигосударственных и общественных организаций за преодоление трудностей внациональном строительстве. Тем более, что в этом деле были допущеныкрупные недостатки и просчеты. Это и неумение вовремя заметить ипредотвратить осложнение межнациональной cитуации, и пассивность,бездействие или запаздывание с приищем эффективных мер, тогда, когдамежнациональные конфликты уже выплеснулись наружу; и примиренчество, а то ифактическое попустительство по отношению к явным националистическим,экстремистским элементам, злоупотребляющим демократией и гласности. Основой обновления национальных и национально-государственныхотношений в стране явилось широкая демократизация общества, соблюдениепринципа самоопределения народов. В то же время это не означает ослабленияи тем более разрыва взаимных многообразных и взаимопроникающих связей, ибоэто повлекло бы за собой не предсказуемые негативные последствия для всехнародов, не говоря уже о судьбах отдельных людей. В вопросах радикальных преобразований федеративного устройства можновыделить основные проблемы по следующим направлениям. В области юридического регулирования межнациональных отношений, вполитической сфере и в социальной сфере. В сложном переплетении национальных взаимоотношений происходилосоздание национально-территориальной автономии малочисленных народовСеверного Кавказа, где каждый из них отличался своеобразием. В началевозникла Северо-Кавказская Республика, которая просуществовала не долго всвязи с временным падением здесь Советской власти. После изгнания отсюдабелогвардейцев с 1920 года начался процесс образования национально-территориальной автономии. Площадь Адыгеи - 7,6 тысячи квадратных километров. Коренные жителиадыгейцы. В области проживают русские, украинцы, армяне, татары, людидругих национальностей. Образование адыгейской автономной области открылоеё жителям широкие перспективы свободного развития, национальноговозрождения. Оно явилось важнейшей политической формой ликвидациифактического национального неравенства. Процесс обеспечения фактического равенства и создания национально-территориальной автономии протекал не сам по себе, не стихийно.Подготовительная работа завершилась съездом народов Терека, на котором былапровозглашена Горская Автономная Советская Социалистическая Республика. 20января 1926 года ВЦИК РСФСР принял постановление "06 Автономии ГорскойСоциалистической Республики", состав которой вошло шесть административныхокругов Чеченский, Ингушский, Осетинский, Кабардинский, Балкарский,Карачаевский. Надо сказать, что государственно-правовой термин "автономная область"возник не сразу. В декрете ВЦИК от 26 января 1925 года о введении вдействие "Положения" о "Северо-Кавказском крае" имелась глава, посвященнаясистеме организации, формам детальности органам власти и управленияавтономных областей, включенных в край. Автономным областям предоставлялосьполная возможность развивать свои национально-бытовые особенности.Сохранялось их непосредственное единство с РСФСР и даже с СССР вполитическом, военном, финансово хозяйственном отношениях". По вопросамвнутреннего управления, судоустройства, бюджета автономные области,включенные в состав края, имели свои представительства в Москве. И вот в 1991 году Адыгейская автономная область получила статусСоветской Социалистической Республики Адыгея. В соответствии с решениемСовета народных депутатов Адыгейской автономной области, руководствуясьдекларацией о государственном суверенитете РСФСР и Конституцией РСФСР,Верховный Совет РСФСР постановил: преобразовать Адыгейскую автономнуюобласть в существующих границах. Советскую Социалистическую Республику Адыгея в составе РСФСР иназначить выборы в Верховный Совет Адыгейской Республике в порядке и сроки,установленные Президиумом Верховного Совета РСФСР. Надо отметить, что эти процессы носят объективный характер и относятсяк ним следует с должным пониманием и уважением. К сожалению, этойнеобходимости уважительного уважения процессам национального возрождениянародов не понимают или не хотят понимать те, кто выступал с позициисохранения унитарного государства. Союзные республики еще могли постаять за себя при решении своихпроблем, но автономное образование встречались с такими трудностями изавалами, которые преодолеть без помощи республик, а иногда и Союза вцелом, практически было невозможно. В условиях административно-команднойсистемы республики испытывали противодействие двух сил - центра и ведомств;автономные же области ко всему этому несли бремя ограничений и от краевыхорганизаций. В крае практически решалось все: и проблемы кадров, и вопросиспользования трудовых ресурс, и проблема снабжения населения области.Автономия как способ выражения национальных интересов приобрела аморфныйфиктивный характер, по существу, просто использовалась для прикрытиявсевластия и произвола партийно-бюрократического аппарата края. В последнее время в этом деле произошли определённые положительныйсдвиги. Население края с пониманием отнеслось к суверенизации Адыгеи. Важнейшей задачей является сохранение многообразных экономических икультурных связей. В крае и области имелось не мало предприятий, тесносвязанных между собой технологией. Необходимо было сохранить имеющиесясвязи, и придать, новый импульс их развито, выполнить все совместнонамеченные программы. Ответственная роль интеллигенции, которая должнастать мощным объединяющим фактором. Нельзя допустить ни одного случаянарушения прав человека, к какой бы национальности он не относился. За соблюдением этих договоренностей следил и способствовал ихосуществлению координационной совет, избранный на совместном заседаниипрезидиумом и исполнительных комитетов краевого Совета народных депутатов иСовета народных депутатов Адыгейской автономной области. В ее состав вошлируководящие работники края и области. Было подписано совместное заявлениепрезидиумов и исполкомов край совета и Адыгоблсовета. Дружба наших народов уходят своими корнями в глубокое прошлое. За этигоды сложились добрые взаимоотношения между людьми разных национальностей.Мы все сделаем для того, чтобы обретение нового статуса областью впредьспособствовало укреплению и расширению братских взаимоотношений,благотворно сказалось на судьбах наших народов. Изменение государственно-правового статуса области не должно разрывать сложившиеся взаимовыгодныеэкономические, социально-политические, культурные и иные жизненно важныесвязи края и области. Предоставление самостоятельности области открывает новые возможностидля углубления горизонтальных равноправных и взаимовыгодных отношений. Считаем необходимым, как и раньше, соблюдать принципы равенства,братства и добрососедства, отвечающие коренным интересам всех народов. Крайи область многонациональны: адыги, русские, представители других нацийживут в Адыгеи, многие адыги живут, учатся и работают в Краснодарском крае.Сложились прочные интернациональные семьи и дружные коллективы.Экономические отношения края и области регулируются договорами спредоставлением режима наибольшего благоприятствования. Мы обязуемся неприменять в одностороннем порядке экономические меры, дестабилизирующие илинаносящие ущерб другой стороне. В целях реализации настоящего совместногозаявления считаем необходимым создавать координационный Совет, на которыйвозложить согласование всех вопросов, возникающих в период разделенияструктур народно-хозяйственного комплекса края и области… Адыгейская автономная область стала полноправным субъектом Федерации.Следует отметить, что суверенизация не означает самоизоляцию. Ведь в крае иобласти сложились единые социально-экономические программы, налажены прямыесвязи между предприятиями, районами, установились давние культурные связи.Дружба остается на веки- таково мнение большинства населения региона. "Нашапервая задача, - сказал представитель крайсовета, - сохранить нормальныемежнациональные отношения в крае, где проживают более сто наций инародностей. Наша дружба продиктована самой жизнью. И главное надосохранить экономические связи. Председатель Адыгейского облсоветаА.А.Джаримов выразил уверенность, что и впредь дружбы и согласия междуКубанью и Адыгеей будут главными факторами взаимодействий. Хотелось бы надеяться, что так прореагируют на суверенитет и в другихавтономных областях, объявивших себя суверенными Республиками. Но кудивлению и огорчению, кое где не обошлось без противодействий. С больюнаписал об этом в газете "Известия" президент. Все черкесской ассоциацииЮ.Калмыков. Он рассказал о нарушении прав автономии Карачаево-Черкессии,которая объявила себя республикой и вышла с состава Ставропольского края.Но по воле консервативных сил она оказалась в сложном положении. Никто не согласится с претензиями на земли, закрепленные за автономныеобразованьями, они веками принадлежали представителям коренных народностей.Это пока все, что у них осталось от всевластия административно-команднойсистемы. Никто не претендует на территории занятые казачьими станицами(такие слухи тоже с чей-то подачи активно распространяются). Анализ показывает, что дороги к суверенитету народов Северного Кавказаоказались не легкими. Результата исторического развития свидетельствуют отом, что у нас был реализован не принцип национальности, а принципизбранных наций. Сталинское определение нации - "нация есть историческисложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка,территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося вобщности культуры" - оказалась идеальным инструментом при реализации этогопринципа. Определения нации по существу никакого не было, поскольку в немне указывались признаки, по которым можно было бы отличить нацию от другихэтнических общностей. Поэтому было очень легко награждать одни народыстатусом нации, другие относить к народностям, третий - к национальнымгруппам. И все это считалось якобы соответствующим марксистско-ленинскойтеории нации. Принцип стал господствующим в наше время, когда суверенизация охватилавсе республики, автономные национально-государственные образования. Носуверенизация не должна вести к самоизоляции той или иной нации. Эволюцияот унитаризма до Федерации суверенных национальных государств быларезультатом признания определённого состояния настроения масс, объективнойреальностью, которую нельзя ни отменить, ни уничтожить силой. Об этомсвидетельствует нелёгкая практика суверенизации народов Северного Кавказа. 3. Новые культурные и образовательные программы. Адыгея сейчас переживает своего рода культурный ренессанс рассветтворчества и искусства. В 1995 году в период становления государственностиРеспублики, созданы симфонический оркестр Министерства культуры, камерныймузыкальный театр, профессиональный оркестр русских народных инструментов.Выставочный зал преобразован в картинную галерею Министерства культуры.Открыт национальный музей. Образовался союз композиторов. На фоне нехватки специалистов разного профиля в Республике создан фондразвития образования. В соответствии с потребностями народного хозяйства,Адыгейский Педагогический институт был преобразован в государственныйуниверситет с открытием новых факультетов: экономического, юридического,прикладной математики и вычислительной технике и лечебного, при активномсодействии Кубанской медицинской академии. Преобразование института вуниверситет позволила создать и солидную научную базу- открыты очная изаочная аспирантуры с правом защиты диссертаций. Солидная база среднего специального образования в Майкопе, позволилаобъединив учебные заведения этой системы создать Майкопский ГосударственныйТехнологический институт. 4. Проблемы войны и мира на Кавказе. На территории Адыгеи сохраняются гражданский мир и межнациональноесогласие, воины которые полыхают вокруг, губительно отражаются на состоянииэкономики, мироощущения и настроении людей. Высоко ценится роль Республики Адыгея в урегулировании всехмежнациональных и военных конфликтов в нашем общем северокавказском доме. Многонациональный состав, неравномерность уровней экономического икультурного развития народов, наличие обострившихся противоречий делаютСеверо-Кавказский регион внутренне нестабильным, превращают его в очагповышенной напряженности, способствуют возникновению на его территориивооруженных конфликтов. Применительно к субъектам Северного Кавказа Российской Федерацииследует отметить, что заметна» работа по стабилизации обстановки проводитсяобщественно-политическими организациями. Это относится к таким движениям,как организация ветеранов, женщин, молодежи, религиозных конфессий,творческой интеллигенции и другие. Таким образом в январе 1989 г. возникла влиятельная республиканскаяобщественно-политическая организация Адыге Хасэ, выступает за социальное иполитическое равноправие всех граждан республики. Взаимосвязь и взаимозависимость республик огромны. Они соединенымножеством экономических нитей в рамках единого народнохозяйственногокомплекса. Примером добрососедских, взаимовыгодных отношений могут служитьсвязи между Республикой Адыгея и Краснодарским краем, которые решают многиевопросы сообща, взвешенно, с предвидением возможных последствий. Мы живём в хрупком мире. Не нужно много усилий, чтобы его разрушить,но нужно кропотливая работа, чтобы сохранит его, научиться понимать другдруга, жить в мире и согласии, делить радость и горе. Известный фат, что государство и государственность формируются веками. Заключение. Из всего сказанного выше очевидна актуальность этой темы. В своейработе я старалась охватить все сферы государственных преобразований,способствующие обеспечению становления государственности в РеспубликеАдыгея. Народ Адыгеи - это народ переживший величайшую из трагедийчеловечества - геноцид и изгнание русско-турецкого соперничества наКавказе. В период русско-турецкого соперничества, при миграции ипереселения в пределы Османской империи, несмотря на холод и голодэпидемии, оказавшись на грани исчезновения сумели выжить. Это Кавказская война, в угоду которой были принесены огромныечеловеческие жертвы, болью отзываются в сердцах многих россиян. Пустьпамять об этих трагических событиях останется в ваших сердцах и служит всемнам предостережением от новых трагедий. Но несмотря на все трудности, в наши дни Республика Адыгея состояласькак самостоятельный субъект Федерации. Адыгея является оазисом спокойствияв океане бушующих страстей. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1 Закон Российской Советской Федеративной Социалистической Республики"Об Адыгейской автономной области". Принят на IV сессии Верховного СоветаРСФСР десятого созыва 2 декабря 1981 г.- Москва –1982 г. 2. Абудов Е.А. "Партия во главе национально- государственногостроительства народов Северного Кавказа 1917-1937 гг. -Ростов –1984 г. 3. Беджанов М.Б. "Проблемы национальных отношений на Северном Кавказеи пути их решения" - Майкоп –1997 г. 4. Беджанов М.Б. "Развитие межнациональных отношений на современномэтапе." -Майкоп –1993 г. 5 Беджанов М.Б. "На пути национального возрождения" – Майкоп. – 1992г. 6. Н.Ф. Бугай Национально-государственное строительство РоссийскойФедерации- Северный Кавказ (1917-1941 гг ) - Майкоп-1995 г. 7. А.А. Джаримов "Адыгея: от автономии к республике ". -Москва –1995г. 8. Мекулов Д.Х. "Адыгея: от автономии к суверенитету (1992-1992 гг.)"-Майкоп –1992 г. 9. Меретуков М.А., Малых С.Н., Аутлев М.Г. "Сборник статей по историиАдыгеи ". -Майкоп –1967 г. 10. Хаджебиеков Р.Г., "Республика Адыгея: Проблемы реформированияобщества ( 80-90-е годы) - Майкоп –1997 г. 11. Республика Адыгея - 6 лет., (Материалы к дню информации населенияреспублики Адыгея) –Майкоп. –1997 г.----------------------- [1] Абулов Е.А. "Партия во главе национально-государственногостроительства народов Северного Кавказа 1917-1937 гг.", - Ростов. - 1984 г.стр. 38 [2] Беджанов М Б "На пути национального возрождения " - Майкоп -1992 г–стр. 90[3] М. Б. Беджанов "Проблемы национальных отношений на Северном Кавказе ипути их решения " -Майкоп -1997г –стр. 198[4] Р.Г. Хаджебиеков "Проблемы реформирования общества". - Майкоп. - 1997год. - стр. 133




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Становление и развитие государственности Республики Адыгея iconСтановление и развитие государственности Республики Адыгея
Если проследить государственность адыгов имеет свою богатую предысторию, наполненную противоречиями в развитии этносов. Адыги и их...
Становление и развитие государственности Республики Адыгея iconПрограмма курса «Становление современной государственности»
Курс «Становление современной государственности» предназначен для студентов 3 курса факультета Политологии (отделение сравнительной...
Становление и развитие государственности Республики Адыгея iconТема. Становление российской государственности
О государственном суверенитете российской советской федеративной социалистической республики
Становление и развитие государственности Республики Адыгея iconСтановление и развитие Римской республики (история цивилизаций)

Становление и развитие государственности Республики Адыгея iconРазвитие исторической науки в республике Адыгея

Становление и развитие государственности Республики Адыгея iconСтановление государственности в странах Востока

Становление и развитие государственности Республики Адыгея iconСтановление и развитие конституционно-правовой системы исламской республики пакистан
Диссертация выполнена на кафедре Конституционного права Московского государственного института международных отношений (Университета)...
Становление и развитие государственности Республики Адыгея iconВопросы к экзамену по истории России Восточные славяне в древности. Становление государственности
Собирание русских земель вокруг Москвы в ХIV в. Деятельность Ивана Калиты и Дмитрия Донского
Становление и развитие государственности Республики Адыгея iconРаспад ссср: причины и последствия. Становление новой российской государственности
На 20 августа было намечено подписание союзного договора, что означало фактически создание нового государства
Становление и развитие государственности Республики Адыгея iconСтановление и развитие Римской республики
Рим возник в области Лациум (Лаций), на левом берегу реки Тибра. Постоянные поселения в Лациуме появились, по-видимому, только в...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы