Мифы и легенды о Гоголе icon

Мифы и легенды о Гоголе



НазваниеМифы и легенды о Гоголе
Дата конвертации13.07.2012
Размер234.16 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>


Студентка 2-го курса

факультета русской филологии

Кондратович Екатерина.


Мифы и легенды о Гоголе.


2008.

Николай Васильевич Гоголь – великий русский писатель. Он сделал неоценимый вклад в развитие русской литературы. Гоголь мастерски владел всеми жанрами литературы. В своих произведениях он изобличал, высмеивал пороки людей.

Творческий стиль Н.В. Гоголя отличают блистательное владение словом, высокая степень гармонии между содержанием и формой, сопряжение в творчестве светской и духовной сторон, наследование литературных традиций от античности до романтизма, а также новации, ставшие отправными точками для создания литературы нового времени. "Литература вовсе не есть следствие ума, а следствие чувства, - таким самым образом, как и музыка, как и живопись", - считал Н.В. Гоголь, утверждая необходимость использования в писательстве художественных средств, заимствованных из других видов искусства, что максимально воплотилось в литературном творчестве модернизма и авангарда.

До сих пор его труды привлекают внимание людей, а его герои и поныне живут среди народа, и никогда не исчезнут с лица Земли чичиковы, плюшкины и ноздрёвы.

Сегодня Н.В. Гоголь является одним из самых популярных писателей. Его творчество на 3-м месте в мире после Библии и произведений Ф.М. Достоевского.

Но не только творчество писателя вызывает живой интерес у публики. Имя Гоголя окутано ореолом тайны, мифы, связанные с ним напротяжении многих десятилетий и до наших дней будоражат умы поклонников Гоголя и его произведений, любителей тайн, а так же специалистов – историков, литературоведов, биографов, журналистов.

Под сомнение ставится крепкая дружба Гоголя с Пушкиным. А также сексуальная ориентация писателя. Что,конечно, имеет под собой некую основу, как например, то, что Николай Васильевич не был женат и не имел детей. Хотя наверняка говорить невозможно, к людям какого пола великий писатель чувствовал притяжение. Не менее интересно и то, что у Гоголя мало героев-женщин и почти все что ни есть – колдуньи.

Но больше всего внимания приковывает к себе смерть писателя. С ней связаны две поистине странные истории – то, что Гоголь был похоронен живым и то, что при перезахоронении, когда открыли гроб, то там не было черепа.

Я уверена, у большенства людей имя Гоголя ассоциируется с чем-то потусторонним, колдовским. а кто-то, может быть думает, что он водился с диаволом.

Мне кажется, наш много уважаемый Николай Васильевич ещё долго быдет предметом разговоров людей, мифы и тайны, связанные с ним, будут волновать очень и очень многих.


Дружба Гоголя и Пушкина.


Николай Васильевич Гоголь и Александр Сергеевич Пушкин жили и творили в одном веке, в одном городе. Они встречались и это легло в основу мифа об их крепкой дружбе. Интересно, что миф этот родился вообще с легкой руки Гоголя.


Пушкин был кумиром Гоголя и Николай Васильевич стремился с ним познакомиться, искал его расположения. В начале 1829 г. Гоголь делает неудачную попытку познакомиться с А. С. Пушкиным.

В феврале 1831 г. П. А. Плетнев рекомендует Гоголя в пись­ме А. С. Пушкину. И только в мае того же года Гоголь на вечере у П. А. Плетнева знако­мится с А. С. Пушкиным.

Современных исследователей эта проблема тоже интересует. Так, И.П.Золотусский пишет: «Существует легенда, что Пушкин давал Гоголю сюжеты, а потом сердился, что «этот малоросс обирает меня. Существует миф о необыкновенной дружбе Пушкина и Гоголя. Но ни того, ни другого на самом деле не было». Хотя здесь существует и иная опасность: впасть в противоположную крайность, когда демифологизация ведет к созданию новой мифологемы – о ссоре, о трагическом разрыве  двух гениев.

В своей статье «Н.В.Гоголь» Гипиус говорит: «Традиционное представление о дружбе Гоголя с Пушкиным не раз пытались опорочить; между тем его нужно только уточнить. Если это и не была дружба в обычном смысле слова, в смысле полного равенства, то не подлежит сомнению, что Гоголь нашел в Пушкине старшего товарища, литературного руководителя, проницательного критика и, вместе с тем, образец „взыскательного художника“, литературного деятеля, проникнутого сознанием своей исторической ответственности».

Было тесное литературное общение двух писателей в 1831-1836 годах. Существует множество примеров гоголевского «ученичества» у Пушкина в 30-е годы: начиная с журнальных замыслов и парафраз из пушкинских статей и кончая использованием пушкинских устных рассказов. Что не является отрицательной чертой Гоголя как писателя, скорее, это нормальное явление. Но об истинной дружбе и духовной близости тут речи не идет. «Гоголь никогда не был близким человеком к Пушкину. Пушкин, радостно и приветливо встречавший всякое молодое дарование, принимал к себе Гоголя, оказывал ему покровительство, заботился о внимании к нему публики, хлопотал лично о постановке на сцену «Ревизора», одним словом, выводил Гоголя в люди», - так записал воспоминания П.В.Нащокина на эту тему П.И.Бартенев. Не любивший Гоголя барон Е.Ф.Розен едва ли не сводил его роль рядом с Пушкиным к роли своеобразного шута: «…Он всегда желал иметь около себя человека милого, умного, с решительною наклонностью к фантастическому: «Скажешь ему: пожалуйста, соври что-нибудь! И он тот час соврет, чего никак не придумаешь, не вообразишь!»

Тщательное  изучение  большой литературы  на эту  тему, накопившейся за полтора   столетия  и  насчитывающей  несколько  десятков  серьезных  работ, обнаруживает непредвзятому  взгляду целый спектр оценок – до вражды  между двумя  писателями.  Действительные  же их  отношения  предстают  перед  нами неясными, неразгаданными и, уж во всяком случае, не такими примитивными, как доказывалось в идеологизированном  советском литературоведении.  Истина  все еще покрыта тайной, для существования которой наличествовали свои причины.

Разные взгляды на эту проблему имели место всегда. «По словам Нащокина, Гоголь никогда не был близким человеком  к Пушкину», - писал еще Бартенев. «Долгое время изучение отношений Гоголя  с Пушкиным не было критическим, - считал  В.Гиппиус. – Версия  о близкой  дружбе  двух  великих  писателей не пересматривалась, не уточнялась».

И  крайнее неприятие Гоголя  вообще,  а не только дружбы с ним Пушкина,
можно найти у части литературоведов  в  эмиграции. В.Ильин говорил, что свет
России отражается в Пушкине, а мрак концентрируется в Гоголе.

Благодаря невероятным стараниям, Гоголь видится с Пушкиным. Сначала Пушкин в Москве, Гоголь в  Петербурге. Затем  Пушкин  в Царском Селе на даче, Гоголь в Павловске, в каморке, по соседству с  прислугой. Для заработка он устроился репетитором к дебильному сыну А.И.Васильчиковой. Пушкин  с  красавицей-женой  гуляет в парке, беседуя с  императрицей. Гоголь ходит из Павловска в Царское Село пешком - это свыше  часу ходьбы через лес - и  так  же  возвращается назад.

Он  пишет матери: «Письма адресуйте ко  мне на  имя Пушкина, в  Царское Село, так:  Его Высокоблагородию Александру Сергеевичу  Пушкину. А вас прошу отдать Н.В.Гоголю».  В  следующем письме  Гоголь напоминает: «Помните  ли вы адрес? На имя Пушкина, в Царское Село».
    Для родственников  Гоголя  в  провинции  это сенсация. Задуман  трюк  с почтой  лихо.  Но назвать подобную  проделку бестактностью - значит сказать весьма мягко. Пушкин возмутился. Гоголю пришлось изворачиваться, извиняться, лгать. «Приношу  повинную голову...  Здесь  я  узнал большую глупость моего корреспондента. Может быть, и ругнете меня лихим словом, но где гнев, там и милость».

Пушкин часто посвящал стихотворения  друзьям и даже случайным знакомым,
однако ни  единой  стихотворной строки его,  упоминающей Гоголя, не имеется.

Обычно утверждается, что существует девять  писем Гоголя к Пушкину  и четыре - Пушкина к Гоголю. Письма Николая Васильевича обширны, полны подробностей его жизни и, конечно, лести Александру Сергеевичу. Гоголь  ругает  врагов  Пушкина,  доказывая, что  он, единомышленник, всецело разделяет его взгляды, что  враги Пушкина - его враги, что он свой, или, как он сам себя подписывает в письмах Пушкину, «вечно ваш Гоголь».

Ответные письма редки и скудны. Пушкин, отвечая,  обращается к Гоголю: «Любезный Николай Васильевич»  и на «вы». Обращение  к молодому  человеку старшего  «Любезный  Николай  Васильевич» подчеркивает  дистанцию.

2  ноября 1831  года Гоголь пишет своему однокласснику А.С.Данилевскому
письмо,   фрагмент  которого  является  главным   доказательством  дружбы  с Пушкиным: «Все лето  я прожил в  Павловске  и Царском  Селе...  Почти каждый вечер собирались мы: Жуковский, Пушкин и я». Заявление  Гоголя «почти каждый вечер» выдается многими исследователями за истину. Если так, Гоголь и Пушкин виделись в  этот  период множество раз, Гоголь  мог узнать о  Пушкине  массу подробностей, но никаких фактических деталей, кроме общеизвестных, нет в его текстах.
    Гоголь  говорит  неправду,  что живет  в  Царском  Селе:  он  только  в Павловске. И «все лето» - гипербола. Он называет повесть Пушкина «Кухарка», то  есть  «Домик  в Коломне»,  упоминает  сказку  Пушкина, и странно, что не упоминает более  значительных произведений, о  которых тогда  много говорили Жуковский с Пушкиным. О Жуковском, которого давно знала  вся читающая Россия не  меньше  Пушкина, Гоголь  делает  в  письме нелепое  открытие:  «Кажется, появился новый обширный поэт...».
    Участники тех встреч много написали потом друг о друге, но никто из них не  помянул Гоголя.  Общение на равных почти  каждый вечер больших  поэтов с недавним  гимназистом из провинции - результат гоголевской  фантазии. И для чего  Гоголю писать  Пушкину письма, если  он  видится с  ним  «почти каждый вечер»? Если  бы  Гоголь знал чуть больше о  Пушкине в то лето, лучше бы ему было соврать,  что  видятся они  в  Павловске, куда  Пушкин часто ходил один пешком к родителям, жившим там на даче, о чем сообщала мать поэта в письме к дочери  Ольге в Петербург. Нет доказательств, что Гоголь видел Пушкина  в то лето больше одного-двух раз. Утверждение Гоголя видетельствует  о  его  настойчивом  желании быть в кругу литературных знаменитостей.

Фактически  Пушкин   написал  Гоголю   не  четыре   письма,  как утверждается,  а  четыре записки.  Сжигая перед  смертью свой  архив, Гоголь отложил и оставил эти записки Пушкина. У Гоголя к Пушкину не девять писем, а четыре. Остальные пять - тоже  записки  в  несколько  строк с просьбами  и жалобами.

Известно, что Пушкин хвалил отдельные произведения Гоголя, но личные их отношения  не складывались, из  одного  не вытекало  другое. Попросту Пушкин вовсе не стремится  видеться с Гоголем.  Тот периодически просит прочитать и поправить  его тексты, охлопотать за  него,  замолвить слово. Гоголь заходит к Пушкину, того нет, просит передать, Мэтр  не реагирует,  жена даже не  считает  нужным передать  мужу. Равнодушие  Пушкина  и отстранение  его налицо.

Гоголь  выдавал желаемое за достигнутое, собственную выдумку за реально существующее. Мечтатель и фантазер, он придумывал человеческие отношения  не только  в прозе,  но  и в жизни.  Он рассказывал о своих интимных  связях  с женщинами,  с которыми у него ничего не  было. Так же  он  постоянно надувал фантазией и свою дружбу с Пушкиным.

Уникальность  описываемой ситуации в том, что  великий  прозаик  Гоголь
сам, с начала литературной карьеры до ее конца, творил фундаментальное  свое произведение - миф  о дружбе с  великим  поэтом России. Миф он поставил  во главу  своей биографии.  Это поистине блистательное сочинение  Гоголя  стало важной ступенью  литературной  истории,  но  так  и  не  стало  исторической реальностью.


Гоголь и гомосексуализм.

Женщины в жизни Гоголя.


Ещё один миф, связанный с Гоголем – его сексуальная ориентация. На мой взгляд, это наиболее щекотливая тема, которая не даёт покоя многим специалистам и учёным – психологам, историкам, филологам из глубины прошлого до наших времён.

На эту тему написано не мало статей и ни одна не похожа на другую. Нет точного ответа, был ли Николай Васильевич гомосексуалистом или нет. Хотя, судя по его биографии, письмам друзьям, общению с современниками, среди которых женщины и были, но близкой, крепкой связи не обнаруживается, можно сказать что некоторая симпатия к мужскому полу у него была.

Женщины в жизни Гоголя были. В письме матери, котором сообщает о своём скором отъезде за границу, в качестве причины упоминает о некоем существе, увлекающем его в странствия («...Между тем в письме ясно сказано, что влечет его в странствия некое существо; он просит мать: «Но ради Бога, не спрашивайте ея имени. Она слишком высока, высока!» И послана на жизненном пути, дабы «лишить меня покоя, расстроить шатко-созданный мир мой"»). Ведь это вполне естественно, что молодой провинциал-романтик влюбляется и в сердечном порыве мчится за предметом своих чувств за границу.

Некоторое время спустя, в Петербурге Гоголь знакомится с семьей Виельгорских. Это семья аристократическая, близкая ко двору. Мать, Луиза Карловна — подруга императрицы. Люди образованные и добрые, они сердечно приняли Гоголя. Особенно подружился Гоголь с младшей дочерью Виельгорских Анной Михайловной, прозванной в семье Нозинькой. Нозинька делится с ним своими стремлениями, сомнениями, надеждами, просит его советов по всем волнующим ее вопросам, во всех трудных или важных обстоятельствах.

Биограф Гоголя Шенрок высказывал мысль, что Николай Васильевич делал предложение А.М.Виельгорской. Может быть, Гоголь в самом деле был влюблен в Нозиньку и на свое предложение получил отказ. При всем либерализме и простоте обращения Виельгорские все же вряд ли могли согласиться на брак дочери с небогатым и «худородным» малороссом. Такое родство могло к тому же не понравиться и императрице. Впоследствии Анна Михайловна вышла за Шаховского — фамилия говорила сама за себя, не чета Гоголю-Яновскому.

Ещё одна женщина, скоторой Гоголь дружил – Александра Осиповна Смирнова-Россет. Когда-то одна из первых придворных красавиц, умница и очаровательница, Александра Осиповна была собеседницей и Жуковского, и Вяземского, и Пушкина. В последствии, ей пришлой уехать из Петербурга в Калугу, т.к. её муж был назначен туда губернатором. Николай Васильевич и Александра Осиповна переписывались. В «Выбранных местах из переписки с друзьями» Гоголь опубликовал в несколько переработанном виде некоторые свои письма к Александре Осиповне. Письма эти подвергались не раз осуждению и насмешкам.

После знакомства с Гоголем и прочтения его «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Александра Осиповна часто пела ему украинскую народную песню «Ой не ходи, Грицю, та й на вечорниці». Хотя в ее жилах текла кровь представителей разных национальностей, своей родиной она считала Малороссию и, называя Гоголя «хохликом», себя именовала «хохлачкой».

Н.Гоголь многие годы таил свои нежные чувства к ней. Уже будучи женой калужского губернатора, Александра Осиповна раскроет секрет автора «Ревизора»: «А вы, кажется, в меня влюблены!». Николай Васильевич растеряется и убежит... И все же в последующее десятилетие Гоголь ни перед кем не будет так обнажать душу, как перед Александрой. Сохранилось около семидесяти его писем к ней, но широкой аудитории известны лишь пять. Кроме того, именно «милой Александре» Гоголь посвятил много страниц своих бессмертных «Выбранных мест из переписки с друзьями». «Женщина в свете», «О помощи бедным», «Что такое губернаторша», — главы, которые были ранее письмами к Александре Осиповне.

Многие в этом не сомневались в том, что Гоголь влюблён в Смирнову-Россет, в частности Сергей Тимофеевич Аксаков. Он пишет: «Гоголь, несмотря на свою духовную высоту и чистоту, на свой строго монашеский образ жизни, сам того не ведая, был несколько неравнодушен к Смирновой, блестящий ум которой и живость были тогда еще очаровательны». Если и была любовь, то совершенно иного рода, чисто духовная. Недаром одно из писем к Александре Осиповне (29 ноября 1842 г.) Гоголь подписывает так: «Любящий без памяти Вашу душу».

Со временем Н.Гоголь признается близким друзьям, что А.Смирнова-Россет была для него истинным утешителем тогда, когда никто не мог его утешить. Самой же Александре Осиповне Гоголь сообщит: «Любовь, связавшая нас с вами, — высока и свята. Она основана на взаимной душевной помощи, которая в несколько раз существеннее всяких внешних помощей».

Есть сведения, что Гоголь был любим. Мария Николаевна Синельникова — единственная женщина, которая открыто призналась в своей любви писателю. Дочь родной сестры матери гения Катерины Ивановны Косяровской, она состояла в переписке с Гоголем с 1843 года. Свою кузину в письмах Николай Васильевич называет «Мариам», «Мария Николаевна», «мой любимый друг Мапе».

В 54 томе «Литературного наследства» опубликовано письмо Марии Синельниковой к другу Гоголя профессору Московского университета Степану Петровичу Шевыреву. В этом письме есть следующие строки: "В 1850 году я впервые увидела его, полюбила его, встретивши в нем настоящее братское сочувствие, и привязалась к нему всею силою души моей. Как много надеялась я иметь напутственных советов на разные случаи жизни... Я прожила все лето вместе с ним в кругу его родных, увлеклась его любовью к родным и заботой о них... Живя у них, я часто было вижу, как он сам заходил в крестьянские хаты, чтобы узнать, не терпит ли кто нужды, и часто присылал из Москвы денег для помощи бедным. Я часто удивлялась его необычайной деятельности: как среди своих литературных занятий он еще находил время проверять прибыль и трату в имении (он еще в юности отрекся от своей доли, уступив ее матери и сестрам); везде было видно его работу; сколько он посадил деревьев и, заметив, что я больше люблю цветы, сказал: «Оставьте их, деревья намного благодарнее — они переживут нас». Всегда после обеда учил сироту, которая жила у них, разъяснял ей уроки, и теперь она благодаря его стараниям устроена в институт. Когда не имел серьезного занятия, то в свободные минуты рисовал узоры для ковра. Везде и во всем он был неутомимым тружеником. В 1851 году приехал к нам в село, где я живу с тетей (со стороны отца), и прожил с нами 8 дней и все время был веселый и спокойный. Я радовалась в душе, глядя на него. Его сопровождали мать и меньшая сестра, и у нас он распрощался с нами и ними на долгую разлуку...». В первый год начала их переписки кузине было 33 года. Молодая, красивая, она искренне полюбила Гоголя и призналась ему в этом.

Наталья Сошальская, наследница кузины писателя, написала в 1920 году в своих воспоминаниях: «После последнего отъезда Николая Васильевича его комната стояла на замке. Туда заходила только она сама, чтобы вытереть пыль, поставить свежие цветы, поплакать и вспомнить прошлое. Комната оставалась такой, какой он ее покинул.

...Еще в детстве видела я у бабушки пачку пожелтевших писем, перевязанных выцветшей лентой. Письма были к Марии Синельниковой от Николая Васильевича. Почитать их мне бабушка не дала и сказала, что грех нарушать покой мертвых. Перед своей смертью она их, очевидно, уничтожила, потому что после я их уже не видела».

После смерти Николая Васильевича в 1852 году Мария Николаевна заказала золотое траурное кольцо, вставила в него хранившуюся у нее русую прядь волос возлюбленного, замкнула на бриллиант и до самой смерти не расставалась с ним. На внутренней стороне выгравирована надпись — «Сконч. Н. Гоголь. 1852 фев. 21». О том, что у гения были не черные, а русые волосы, пишут в своих воспоминаниях сестра Ольга Васильевна Гоголь-Головня, Сергей Аксаков и Иван Тургенев.

В своих мемуарах «Из семейной хроники Гоголей» (Киев, 1902 год) младшая сестра писателя Ольга Васильевна Головня вспоминала о своем пребывании с братом в мае 1851 года в гостях у Марии Синельниковой в ее имении Власовка. Каждый вечер Гоголь выходил на прогулку в сад со своей красивой молодой кузиной. Она о чем-то горячо шептала ему. «О чем вы говорите?2 — простодушно полюбопытствовала младшая сестра Ольга у брата. Гоголь смутился, покраснел и ответил: «Хорошо, что ты ничего не слышала!». Мария Ивановна объяснилась в любви своему гениальному кузену.

Можно сказать, что женщины в жизни Гоголя были лишь его покровительницами, просто подругами, но никак не предметами сильной любви.

В своём рассказе «Женщна», Гоголь вкладывает в уста героя вот такие слова о женщине: «Адское порождение! Зевс Олимпиец! О! ты неумолим в своей ярости! Ты захотел наслать бич на мир, ты извлек весь яд, незаметно разлитый в недрах прекрасной земли твоей, сжал его в одну каплю, гневно бросил ее светодарною десницей и отравил ею чудесное творение свое: ты создал женщину!». Так говорит юноша. Но учутель его совсем по-другому говорит о представительнице слабого пола: «Что женщина? — Язык богов! Мы дивимся кроткому, светлому челу мужа; но не подобие богов созерцаем в нем: мы видим в нем женщину, мы дивимся в нем женщине и в ней только уже дивимся богам. Она поэзия! она мысль, а мы только воплощение ее в действительности. На нас горят ее впечатления, и чем сильнее и чем в большем объеме они отразились, тем выше и прекраснее мы становимся».

Тем не менее, всё-таки есть некое сомнение среди учёных и исследователей. Многих привлекает психосексуальная биография Н.В.Гоголя. В письмах к друзьям Гоголь признавался, что никогда не знал женской любви и даже гордился этим, считая чувственность низменной и унизительной. На вопросы доктора Тарасенкова во время последней болезни Гоголя, писатель сказал, что не имел связей с женщинами (в юности однажды посетил с друзьями бордель, но не получил удовольствия), и никогда не мастурбировал (об эротическом воображении врач не спросил).

В статье И.С.Кона «Любовь небесного цвета. Был ли гомосексуализм на святой Руси?» упоминается тот факт, что Гоголь «...был исключительно закрытым человеком, его отношения с родителями были довольно далекими, отношения с товарищами по интернату в Нежине также оставляли желать лучшего. Сохранились очень нежные письма Гоголя друзьям юности - Герасиму Высотскому и Петру Поленову. Позже Гоголь пережил род влюбленности в Николая Языкова. В Италии писателя связала тесная дружба с художником Александром Ивановым, в жизни которого также не было женщин и который охотнее всего писал нагих мальчиков (первая большая картина Александра Иванова – «Аполлон, Гиацинт и Кипарис»)».

В своём исследовании американский учёный Саймон Карлинский, в котором этот вопрос рассмотрен исходя из переписки Гоголя, показаний его современников, трактовки в его творчестве таких сюжетов, как женщина, брак, дети, семья, дружба между мужчинами и женщинами и отношение религии и церкви к однополой любви. Будучи исключительно и полностью гомосексуальным, Гоголь всю свою жизнь -в первую очередь по религиозным мотивам - отрицал этот факт как для себя самого, так и для окружающих. Его повести и пьесы пронизаны страхом женитьбы и других форм сексуального контакта с мужчинами, однако эта тема окружена таким облаком символов и сюрреалистических фантазий, что его современники не смогли угадать ее присутствия. Затруднения в личной жизни Гоголя состояли в том, что он в основном влюблялся в натуральных мужчин, которые не могли ответить ему взаимностью. Психоаналитики находят в произведениях Гоголя проявления не только гомоэротизма, но и многое другое. Карлинский выводит уход Гоголя в религию, мистицизм и морализм из его неспособности принять свой гомоэротизм.

Удалось найти статью, в которой Николая Васильевича причисляют к рядам асексуалов1. По словам автора статьи «Существуют точные и подробные свидетельства асексуального поведения многих знаменитых людей. Однако в большинстве случаев сложно судить, отвечало ли это поведение их действительным склонностям или являлось результатом подавления тех или иных подлинных склонностей (гомосексуальности, педофилии и др.), подвергавшихся религиозному и моральному осуждению». В один ряд с Гоголем поставлены такие известные люди как Ганс Христиан Андерсен, Людвиг ван Бетховен, Исаак Ньютон, Франц Кафка и др.

Таким образом, этот миф (а может быть вовсе и не миф) остаётся не разгаданным. И точно никто не может сказать, как складывались отношения писателя с мужчинами и женщинами, отношениями какого характера были между ними.


Смерть Гоголя.


Как и всё необъяснимое, странное, окутанное тайной, смерть Гоголя во все времена привлекала к себе внимание. Об этом написано не мало работ и статей. Есть мнение, что великий писатель был похоронен заживо, а также, что череп его тайным образом исчез из гроба.

Н. В. Гоголь всю жизнь страдал маниакально-депрессивным психозом. В состоянии мании у великого писателя было много энергии, сил, творческих идей, которые он воплощал в своих ярких произведениях. В то время врачи не смогли поставить верный диагноз, а уж тем более назначить правильное лечение. Медики лечили Гоголя обертыванием в мокрую простыню, а духовный наставник — чрезвычайно строгим постом. Но данные методы не способны были облегчить душевные страдания больного. Свой первый приступ Гоголь пережил в Риме в 1840 году, когда Гоголю был 31 год. Свое состояние он описывает так: «Солнце, небо — все мне неприятно. Моя бедная душа: ей здесь нет приюта. Я теперь больше гожусь для монастыря, чем для жизни светской». Проходит какое то время и состояние его меняется на противоположное, что ясно видно по строчкам из его писем в 1841 году: «Да, друг мой, я глубоко счастлив, я знаю и слышу дивные минуты, создание чудное творится и совершается в душе моей»; «Труд мой велик, мой подвиг — спасителен»; «О, верь словам моим. Властью высшей облечено отныне мое слово».

В 1842 году во время нового приступа депрессии, в одном из писем он пишет: «Мною овладела моя обыкновенная периодическая болезнь, во время которой я остаюсь почти в недвижном состоянии в комнате иногда на протяжении 2-3 недель. Голова моя одеревенела. Разорваны последние узы, связывающие меня со светом. Нет выше звания монаха».

Со временем приступы учащаются и становятся тяжелее — в письме к Жуковскому он пишет: «Что это со мной? Старость или временное оцепенение сил? Или в самом деле 42 года для меня старость? От чего, зачем на меня напало такое оцепенение — этого я не могу понять. Если бы вы знали, какие со мной странные происходят перевороты, как сильно все растерзано внутри меня. Боже, сколько я пережил, сколько перестрадал».

Доцент Пермской медицинской академии М. И. Давидов подтверждает сведения о том, что у Гоголя был маниакально-депрессивный психозоз, которым писатель страдал последние 20 лет жизни. «При этом ни разу не осматривался психиатром, и о наличии у него психического заболевания врачи не догадывались, хотя близкие знакомые подозревали это. У писателя были периоды необычайно веселого настроения, так называемые гипомании. Они сменялись приступами жестокой тоски и апатии — депрессии. Психическое заболевание протекало, маскируясь под различные соматические (телесные) болезни. Больного осматривали ведущие медицинские светила России и Европы: Ф. И. Иноземцев, И. Е. Дядьковский, П. Круккенберг, И. Г. Копп, К. Г. Карус, И. Л. Шенлейн и другие. Выставлялись мифические диагнозы: «спастический колит», «катар кишок», «поражение нервов желудочной области», «нервическая болезнь» и так далее. Естественно, лечение этих мнимых болезней эффекта не давало». - говорит Михаил Иванович.

Современники говорят, что последние год-полтора жизни Гоголя мучил страх смерти. Этот страх умножился, когда 26 января 1852 года умерла Екатерина Хомякова, сестра поэта Н. М. Языкова, с которой Гоголь дружил. Умерла она от брюшного тифа, будучи при этом беременной. Доктор А.Т.Тарасенков говорит, что «смерть ее не столько поразила мужа и родных, как поразила Гоголя... Он, может быть, впервые здесь видел смерть лицом к лицу...» О том же пишет и А.П.Анненков: «...лицезрение смерти ему было невыносимо». Его поступки сделались страннее обыкновенного, и теперь подавно нельзя было угадать его сокровенных желаний и намерений.

В начале 1845 у Гоголя появляются признаки нового душевного кризиса. Писатель едет для отдыха и «восстановления сил» в Париж, но в марте возвращается во Франкфурт. Начинается полоса лечения и консультаций с различными медицинскими знаменитостями, переездов с одного курорта на другой — то в Галле, то в Берлин, то в Дрезден, то в Карлсбад. В конце июня или в начале июля 1845, в состоянии резкого обострения болезни, Гоголь сжигает рукопись 2-го тома. Впоследствии Гоголь объяснил этот шаг тем, что в книге недостаточно ясно были показаны «пути и дороги» к идеалу.

Тарасенков вспоминает: «На этой же неделе (с понедельника на вторник ночью) Николай Васильевич велел своему мальчику раскрыть печную трубу, вынул из шкапа большую кипу писанных тетрадей, положил в печь и зажег их. Мальчик заметил ему: «Зачем вы это делаете? может, они и пригодятся еще». Гоголь его не слушал; и когда почти все сгорело, он долго еще сидел, задумавшись, потом заплакал и велел пригласить к себе графа. Когда тот вошел, он показал ему догорающие листы бумаг и с горестью сказал: «Вот что я сделал! Хотел было сжечь некоторые вещи, давно на то приготовленные, а сжег все! Как лукавый силен - вот он к чему меня подвигнул! А я было там много дельного уяснил и изложил. Это был венец моей работы; из него могли бы все понять и то, что неясно у меня было в прежних сочинениях!».

Последние месяцы своей жизни Гоголь жил в доме Толстых. Когда весть о болезни разнеслась по всей Москве, Николая Васильевича навещали друзья, близкие ему люди. В своих воспоминаниях о последних длях жизни Гоголя, Тарасенков подробно описывает поэта в самые тяжёлые моменты его существования – «Часу в одиннадцатом он закричал громко: "Лестницу, поскорее, давай лестницу!.." Казалось, ему хотелось встать. Его подняли с постели, посадили на кресло. В это время он уже так ослабел, что голова его не могла держаться на шее и падала машинально, как у новорожденного ребенка. Тут привязали ему мушку на шею и надели рубашку (он лежал после ванны голый). Во все это время он не глядел и беспрерывно стонал. Когда его опять укладывали в постель, он потерял все чувства; пульс у него перестал биться; он захрипел, глаза его раскрылись, но представлялись безжизненными. Казалось, наступает смерть, но это был обморок, который длился несколько минут. Пульс возвратился вскоре, но сделался едва приметным.

В десятом часу утра в четверг 21 февраля 1852 года я спешу приехать ранее консультантов, которые назначили быть в десять (а Овер в 1 час), но уже нашел не Гоголя, а труп его.

Когда я пришел, уже успели осмотреть его шкафы, где не нашли ни им писанных тетрадей, ни денег; уже его одели в сюртук, в котором он ходил, уже положили на стол по обычному порядку и приготовились к панихиде. Москвичи еще раз собрались навестить своего любимого поэта, но увидели его уже мертвым. Тут же все узнали о сожжении его сочинений; я выслушал всю службу, поклонился, поцеловал лоб и руку и с сокрушенным сердцем отправился на службу, вздыхая и стараясь разуверить себя, что не наяву видел я невозвратную погибель великого художника вместе с его творениями!»

Причина его раннего ухода неизвестна и по сей день, хотя выдвигались разные предположения: от брюшного тифа до менингита.

Толстые были так огорчены, что вскоре после печального события уехали за границу, не в силах оставаться в этом доме.

До сих пор многие думают, что Гоголь умер воистину ужасно. У него якобы наступил летаргический сон, принятый окружающими за смерть. И он был похоронен заживо. А затем умер от недостатка кислорода в могиле. Но эта версия не имеет никакого подтверждения. На что М.И.Давидов отвечает: « Это не более, чем слухи, ничего общего не имеющие с действительностью. Но регулярно попадающие на страницы газет и журналов. В появлении этих слухов частично виноват сам Николай Васильевич. При жизни он страдал тафефобией — страхом погребения заживо, поскольку с 1839 года, после перенесенного малярийного энцефалита, был подвержен обморокам с последующим продолжительным сном. И патологически боялся, что во время подобного состояния его могут принять за умершего.

Более 10 лет он не ложился в постель. Ночами дремал, сидя или полулежа в кресле или на диване. Не случайно в «Выбранных местах из переписки с друзьями» он написал: «Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения».

Николай Зенькович, известный документалист и исследователь многих загадочных событий прошлого, изучил массу источников, в том числе и заключение врачей. И хотя медицинское заключение довольно неопределенное, он утверждает, что Гоголь не был похоронен в состоянии летаргического сна.

Тем не менее летаргического сна в момент смерти не было. Почему же тогда при перезахоронении в гробу обнаружили скелет с повернутым набок черепом? А как же было на самом деле? В мае 1931 года в связи с ликвидацией части некрополя у Данилова монастыря состоялось перезахоронение Николая Васильевича Гоголя. На церемонии присутствовали многие литераторы: Всеволод Иванов, Юрий Олеша, Михаил Светлов и другие. Когда вскрыли гроб, всех поразила необычная для покойника поза.
Но в этом нет ничего удивительного. Как объяснили специалисты, первыми обычно подгнивают боковые доски гроба. Они самые узкие и непрочные. Крышка под тяжестью грунта начинает опускаться, давит на голову погребенного, и та поворачивается набок на так называемом атланто-вом позвонке. Профессионалы по эксгумации утверждают, что такую позу покойников они встречают довольно часто. Но всем известная мнительность Николая Васильевича Гоголя, его вера в загробные таинства покрыла налетом загадочности не только его смерть, но и сожжение рукописи второго тома «Мертвых душ».

Есть ещё один нюанс. По слухам, череп Гоголя был украден из гроба покойного в 1909 году. Детали этого преступления долгое время были государственной тайной, даже при советской власти, которая к этому вандализму отношения не имела. Только в эпоху Горбачева архивы КГБ, куда была отправлена эта информация, были частично открыты и стали достоянием историков.

В 1931 году, в рамках кампании по борьбе с религией, было принято решение о закрытии Даниловского монастыря в Москве, а заодно и кладбища на его территории. Оставшихся монахов выселяли, монастырь перестраивали под нужды приемника для беспризорных детей, а наиболее выдающиеся могилы переносили на главное кладбище СССР — Новодевичье. Гроб классика находился в каменном склепе. На разрушение кладки и извлечение гроба ушла масса времени. Наконец гроб вытащили. Открыли крышку: вот так номер! Остов классика был одет в серый сюртук, который хорошо сохранился. Кости рук были сложены на груди, кости ног покоились в сапогах, а вот главной детали — черепа — не было!

Версии происходящего противоречат друг другу. По одной, пропажа черепа никак не сконфузила писателей. Катаев захватил с собой на кладбище ножницы, которыми вырезал из полы гоголевского сюртука кусок ткани для того, чтобы позже сделать переплет для своего первого издания "Мертвых душ". Лидин также получил кусок ткани на память.

Из допроса монахов монастыря выяснилось, что накануне столетия со дня рождения Гоголя в 1909 году, на кладбище проводилась реставрация могилы великого классика. Обновили ограду, укрепили свод подземного склепа: вот тут-то и появился на кладбище известный московский коллекционер, миллионер Бахрушин2. Ум, энергия, глубокая эрудиция сочетались в нем с цинизмом и безумным азартом собирателя. Он собирал театральные реликвии. Ради своей страсти он был готов буквально на все. Ему удалось скупить тысячи уникальных вещей.

Этот-то пленник страсти и решился на святотатство. За хорошие деньги кто-то из могильщиков украл для Бахрушина бесценный раритет.

По слухам, череп Гоголя хранился в кожаном медицинском саквояже, среди анатомических медицинских инструментов. Так Бахрушин хотел обезопасить череп Гоголя в случае случайной находки: мало ли что держит в саквояже патологоанатом.


Использованная литература и источники.



  1. http://www.domgogolya.ru/

  2. http://old.nikolay.gogol.ru/druzya-i-prosto-sovremenniki/mif-o-druzhbe.htm

  3. http://lib.misto.kiev.ua/PROZA/DRUZHNIKOV/GogolIPushkin.txt

  4. http://feb-web.ru/feb/gogol/texts/ps0/ps1/ps1-021-.htm

  5. http://sexology.narod.ru/chapt1109.html

  6. http://www.ngogol.ru/women/

  7. http://feb-web.ru/feb/gogol/texts/ps0/ps8/ps8-143-.htm

  8. http://www.c-cafe.ru/days/bio/23/gogol.php

  9. http://www.c-cafe.ru/days/bio/18/047_18.php

  10. http://www.souz.co.il/clubs/read.html?article=1252&Club_ID=18

  11. http://aseksual.info/print/aseksualy/aseksualnost.html

  12. http://www.ngogol.ru/depresii/

  13. http://www.ngogol.ru/death/

  14. http://www.c-cafe.ru/days/bio/10/074.php

  15. http://gogol.lit-info.ru/gogol/vospominaniya/tarasenkov.htm

  16. http://www.russianculture.ru/formb.asp?ID=149&full

  17. http://secrets.clan.su/publ/4-1-0-14

  18. http://www.ngogol.ru/taina/

  19. http://www.peoples.ru/art/theatre/producer/aleksey_bahrushn/




1 Асексуальность - определение или самоопределение людей, у которых отсутствует половое влечение. Существуют споры о том, относится ли асексуальность к половым расстройствам или считается видом сексуальной ориентации, более того, существуют разногласия по поводу точного значения этого слова. Относительно асексуальности было мало исследований, однако те из них, что были проведены, утверждают, что такой тип сексуальной ориентации является наименее распространённым.

2 БАХРУШИН Алексей Александрович (1865 — 1929), российский купец, меценат, создатель частного литературно-театрального музея, ныне Театральный музей им. А. А. Бахрушина.





Похожие:

Мифы и легенды о Гоголе iconСписок литературы для чтения летом ученикам 6 класса Легенды и мифы Древней Греции. Мифы о Геракле. Гомер. Одиссея. Иллиада. Пушкин А. С. «Повести Белкина»

Мифы и легенды о Гоголе iconМифы и легенды о созвездиях

Мифы и легенды о Гоголе icon1. Введение
Роль семьи в жизни Иосифа Виссарионовича Сталина. Легенды, мифы, факты, документы
Мифы и легенды о Гоголе iconOcr someBooks
Однако, будучи научно «расколдованы» мифы и предания вовсе не лишились для нас своего смысла – наоборот чтение специальных работ,...
Мифы и легенды о Гоголе iconHttp://www litrossia ru/archive/89/criticism/2088. php Воропаев Владимир Пошлости Набокова:[В. Набоков о Гоголе] // Литературная Россия. 2002.№ С. 14
Воропаев Владимир Пошлости Набокова:[В. Набоков о Гоголе] // Литературная Россия. 2002.№ С. 14
Мифы и легенды о Гоголе iconДжозеф Кэмпбелл тысячеликий герой bollingen series XVII princeton university press ваклер рефл - бук act 1997
Однако, будучи научно «расколдованы» мифы и предания вовсе не лишились для нас своего смысла  – наоборот чтение специальных работ,...
Мифы и легенды о Гоголе iconHttp://www day kiev ua/288504/283827 Оксана пахлевская, Римский университет «Ла Сапьенца», Институт литературы им. Т. Г. Шевченко нан украины Украинец на «Каиновой земле»: русская «антигоголевская» полемика и Евген Маланюк о Гоголе//День. – 2009. №212, 218
Русская «антигоголевская» полемика и Евген Маланюк о Гоголе//День. – 2009. №212, 218
Мифы и легенды о Гоголе iconМифы в астрономии

Мифы и легенды о Гоголе iconCлавянские мифы

Мифы и легенды о Гоголе iconМифы древних славян

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы