Семья как социальный институт. Социология семьи. План: Брак – основа семейных отношений. Функции семьи. Семейная роль. Задачи социологии семьи. Категории семейно-брачных отношений. Историческое направление в социологии семьи и брака. Теория социальных групп. Существуют две формы социальных институто icon

Семья как социальный институт. Социология семьи. План: Брак – основа семейных отношений. Функции семьи. Семейная роль. Задачи социологии семьи. Категории семейно-брачных отношений. Историческое направление в социологии семьи и брака. Теория социальных групп. Существуют две формы социальных институто



НазваниеСемья как социальный институт. Социология семьи. План: Брак – основа семейных отношений. Функции семьи. Семейная роль. Задачи социологии семьи. Категории семейно-брачных отношений. Историческое направление в социологии семьи и брака. Теория социальных групп. Существуют две формы социальных институто
Дата конвертации13.07.2012
Размер185.87 Kb.
ТипРеферат
Семья как социальный институт. Социология семьи


Тема: Семья как социальный институт. Социология семьи.План:Брак – основа семейных отношений.Функции семьи.Семейная роль.Задачи социологии семьи.Категории семейно-брачных отношений.Историческое направление в социологии семьи и брака.Теория социальных групп.Существуют две формы социальных институтов: простая и сложная. Простые социальные институты - организованные объединения людей,которые выполняют определенные социально значимые функции, обеспечивающиесовместное достижение целей на основе выполнения членами института своихсоциальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами.На этом уровне управляющая система не выделилась в самостоятельную систему.Социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивостьсуществования и функционирования социального института. Классическимпримером простого социального института является институт семьи. А.Г.Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родствеобъединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак – этоисторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной имужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует ихполовую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права иобязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную системуотношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, нои их детей, а также других родственников. Поэтому семью следуетрассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, тоесть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющихфункции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи,взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм,подтвержденных обширному социальному контролю через систему позитивных инегативных санкций. Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательностькоторых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи.Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главнымисреди них являются следующие: 1) вступление в брак – образование семьи; 2)начало деторождения – рождение первого ребенка; 3) окончание деторождения –рождение последнего ребенка; 4) «пустое гнездо» – вступление в брак ивыделение из семьи последнего ребенка; 5) прекращение существования семьи –смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическимисоциальными и экономическими характеристиками. В социологии семьи приняты такие общие принципы выделения типовсемейной организации. В зависимости от формы брака выделяются моногамная иполигамная семьи. Моногамная семья предусматривает существование брачнойпары – мужа и жены, полигамная – или муж, или жена имеет право иметьнесколько жен или мужей. В зависимости от структуры родственных связейвыделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи.
Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, несостоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, тообразуется расширенная, или сложная семья, включающая в себя два или болеепоколений. Семя как социальный институт возникла с формированием общества.Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачногопартнера, сексуальными стандатртами поведения, нормами, которымируководствуются жена и муж, родители и их дети и т.д., а также санкции заих невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятуюв данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной иженщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половуюжизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные праваи обязанности. На первых этапах развития общества отношения между мужчиной иженщиной, саршими и младшими поколениями регулировались племенными иродовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцыповедения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. Свозникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовойхарактер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности нетолько на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отнынесоциальные контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение,но и государственные органы. Основная, первая функция семьи, как следует из определения А.Г.Харчева, репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения вобщественном плане и удовлетворение потребности в детях – в личностномплане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд другихважных социальных функций: 1) воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества; 2) хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи; 3) экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества; 4) сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений; 5) духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение; 6) социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; 7) досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов; 8) эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия. Для понимания семьи как социального института большое значение имеетанализ ролевых отношений в семье. Семейная роль – один из видов социальныхролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциямииндивида в семейной группе и подразделяем ости в первую очередь насупружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь,брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший,младший) и т.д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения рядаусловий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивиддолжен четко представлять себе, что, значит, быть мужем или женой, старшимв семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормыждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Длятого чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точноопределить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например,может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или, в частности, главногораспорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажноезначение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя.Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семьеили даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к ролиглавы семьи в современных условиях. Для успешного формирования семьинемаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационнымтребованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения,которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из однойроли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тотили иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других еечленов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразуже требует изменения его роли. Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенныхфункций, могут характеризовываться ролевым согласием или ролевымконфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляетсякак: 1) конфликт ролевых образцов, что связано с неправильным ихформированием у одного или нескольких членов семьи; 2) межролевой конфликт,при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий,исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто вмногопоколенных семьях, где супруги второго поколения одновременно являютсяи детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположныероли; 3) внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себяпротиворечивые требования. В современной семье такого рода проблемы бываютчаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда рольженщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье(хозяйки, воспитательницы детей и т.д.) с современной ролью, предполагающейравное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами. Конфликт может углубиться, если жена занимает более высокий статус всоциальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своегостатуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень важнаспособность супругов к гибкому переключению ролей. Особое место средипредпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическимосвоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, какнедостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность кисполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей. Например,девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечи хозяйственныезаботы семьи или родить ребенка, пытается вести прежний образ жизни, неподчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери, и т.д. В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи каксоциального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейныхотношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов,в организации досуга и в других важнейших функциях. Традиционные роли, прикоторых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а мужбыл хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивалэкономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которыхподавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийскойкультурами стали участвовать в производственной, политической деятельности,экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущееучастие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характерфункционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных дляобщества последствий. С одной стороны, оно способствовало ростусамосознания женщины, равенство в супружеских отношениях, с другой стороны,усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическоеповедение, приводя к снижению рождаемости и увеличивало уровень смертности. Понятие социального института широко используется как у нас, так и зарубежом. Применительно к семье оно используется, прежде всего, как сложнаясистема действий и отношений, которая выполняет определенные социальныефункции. Или же понятие социального института рассматривается каквзаимосвязанная система социальных ролей и норм, которая создана идействует для удовлетворения важных социальных потребностей и функций.Социальные роли и нормы, включенные в социальный институт, определяютсоответствующее и ожидаемое поведение, которое ориентировано наудовлетворение специфических социальных потребностей. Семья анализируется как институт тогда, когда особенно важно выяснитьсоответствие (или несоответствие) образа жизни семьи, ее функцийсовременным общественным потребностям. Модель семьи как социальногоинститута очень важна для прогноза изменений семьи, тенденций ее развития.При анализе семьи как социального института исследователей, прежде всего,интересуют образцы семейного поведения, семейной роли, особенностиформальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных отношений. Как малая социальная группа семья рассматривается тогда, когдаизучаются отношения между индивидами, входящими в семью. При таком подходеуспешно исследуются мотивы вступления в брак, причины разводов, динамика ихарактер супружеских отношений и отношений между родителями и детьми. Хотяпри этом нужно учитывать, что групповое поведение подвержено влияниюсоциально-экономических и социально-культурных условий. В настоящее время имеются достаточные предпосылки для постановкивопроса об интеграции институционального и группового подхода длясоциологического изучения семьи как социальной системы (М.С. Мацковский).Правомерность такого подхода обусловлена тем, что к исследованию семьиможет быть применена логика системного подхода, т.е. выявление компонентоввнешних и внутренних связей, целей функционирования, функций. Теоретические и практические проблемы исследования семьи связаны сэффективностью ее функционирования как системы. Среди таких проблем: - несоответствие функционирования семьи общественным потребностям - противоречие между мужской и женской ролями в семье, между ролями профессиональными и семейными, низкая сплоченность семейной группы - падение престижа традиционного брака. Среди задач, которые стоят перед социологией семьи, по мнение А.Г.Харчева, следует, прежде всего, назвать следующие: 1) Выяснить, какие типы социальных отношений характерны для семьи; какие из них первичны, какие вторичны. Чем детерминированы численность и структура семей. Как связана семья с другими социальными общностями и сферами социальной жизни. 2) Анализировать общественные функции семьи и ее особенности как социального института и малой социальной группы, исследовать мотивацию браков и причины разводов, социальные психологические факторы, которые способствуют планированию семейной жизни, возникновению и преодолению внутрисемейных конфликтов. 3) Изучать исторические типы и формы брачно-семейных отношений, тенденции и перспективы их развития; раскрывать диалектику общего, особенного и индивидуального в деятельности семьи на каждом этапе ее истории. При этом не ограничиваться познанием исследуемых явлений лишь самих по себе, а через них изучать более широкие общественные структуры и закономерности. 4) Разрабатывать методологические и методические проблемы социологии брака и семьи. При этом учитывать, что общесоциологические методы в интересах точности и надежности выводов и рекомендаций должны быть адаптированы к объекту и целям исследования. Проблемы брачно-семейных отношений необходимо исследовать сиспользованием комплексного подхода, т.к. многие из них находятся на стыкесоциологии и психологии, социологии и педагогики. Для этого требуетсявторичный анализ уже накопленных данных. Успешное выполнение интеграционнойзадачи требует и преодоления ряда методических трудностей, что неизбежнопри изучении таких сложных явлений социальной жизни как брак и семья.Главная трудность – очень большое количество и многообразие объектов. Семьякак объект может быть классифицирована по разным основаниям: 1) по типампоселения – городская и сельская; 2) по составу – расширенная и нуклеарная;3) по наличию родителей – полная и неполная (монородительская) и т.д. Брактакже может быть классифицирован. Например, по таким основаниям, как: 1) постепени формализации – фактически и юридически; 2) по однородностисоциального положения супругов – гомогенный и гетерогенный. При этомматематически точно может быть выражена лишь очень ограниченное числохарактеристик каждого из выбранных объектов. Почти любой социальный объект доступен наблюдению и изучению изнутри.Брак и семья же являются наиболее интимной разновидностью социальных иличных отношений, которые большей своей частью скрыты от постороннегонаблюдателя. В связи с этим возникает ограниченность в методах изучениябрачно-семейных отношений. Наиболее надежным источником общесоциальныхтенденций в области брака и семьи является не изучение и описание отдельныхсемейных групп, а анализ статистических и документальных данныхотносительно положения женщины в обществе, уровня материального положения идуховной культуры, динамика рождений, браков, разводов. Выделим основные категории социологии семьи и брака. К их числу втеории брачно-семейных отношений принадлежат: Условия жизни семьи. Подразделяются на: 1) макро- и 2) микроусловия:а) социально-экономические условия; общественно-политические; социально-культурные и идеологические; условия, связанные с распределением населенияпо демографическим, этническим, социальным, профессиональным,образовательным признакам; экологические условия; б) социально-психологические условия, характеризующие общее состояние сознания людей, ихотношение к миру, непосредственному окружению (социальные установки,интересы, ценностные ориентации) Структура семьи – совокупность отношений между ее членами, котораявключает: - структуру родства; - структуру власти и лидерства; - структуру ролей; - структуру коммуникаций. Функции семьи – способ проявления активности, жизнедеятельности семьии ее членов. Функции семьи историчны и тесно связаны с социально-экономическими условиями общества. Это обуславливает их характер ииерархию. Современной семье присущи репродуктивная, воспитательная,хозяйственно-бытовая, экономическая, первичного социального контроля,духовного общения, социально-статусная, рекреационная, эмоциональная исексуальная функции. Образ жизни семьи – интегральная категория, помогающая изучать в целоминституциональные и групповые характеристики семьи, исследовать, как и радичего живут люди, чем они заняты, проследить взаимосвязь разных сторонжизни, а также соотношение одного и того же вида деятельности у разныхчленов семьи. Как отмечает советский социолог Э.К. Васильева, образ жизнисемьи – это специфическая форма проявления образа жизни общества. Длясистемации составляющих образа жизни семьи целесообразно исходить изклассификации функций и сфер жизнедеятельности семьи. Семейно-брачная идеология – совокупность ценностей, норм, установок вбрачно-семейной сфере. Успешность брачно-семейных отношений – интегральная характеристика,отражающая качество брачно-семейных отношений. В нее входит как объективнаяоценка деятельности семьи, характер выполнения ею функций с точки зренияобщественных потребностей, так и субъективные оценки удовлетворенностибраком и семьей. Эта категория позволяет проводить сравнения качествабрачно-семейных отношений в разных типах семей, в различных регионах и вразные периоды времени, а также конструировать нормативные моделиуправления брачно-семейными отношениями. Этапы жизненного цикла семьи – категория, которая характеризуетдинамику изменений семьи от ее формирования до распада. Классификацияэтапов жизненного цикла семьи может быть построена на разных основаниях. Научно-теоретические и прикладные исследования семьи ориентированы нена регламентацию жизни отдельных семей, а на изучение факторов, от которыхзависит состояние и прогресс в целом брачно-семейных отношений во всемобществе, а также разработку практических путей совершенствования истимуляции определенных социальных процессов. Это может быть связано сдостижением равенства мужчины и женщины в обществе, с улучшениемэкономической и политической ситуации, с совершенствованием быта, формдосуга и отдыха; улучшением законодательства, регулирующего отношения вбраке и семье. Становление и развитие социологии семьи было процессом длительным имногоаспектным, чему предшествовало накопление фактических данных иразнообразных взглядов на семью и брак и их переосмысление выдающимисямыслителями во все времена. В социологии семьи и брака различают два основных направления: - исследование истории семьи и брака; - анализ современной семьи и брака. В рамках исторического направления рассматривается происхождение семьии ее развитие в различных социально-экономических формациях.Систематическое исследование семьи, по данным американского социолога Х.Кристенсена, было начато в конце XIX века. До этого времени на взгляды насемью и брак сильное влияние оказывали религия, мифология, философия. Какизвестно, в социальной концепции Платона интересы общества (государства)доминируют над интересами личности. «Идеальное государство – общность жен идетей», «Каждый брак должен быть полезен для государства», - писал Платон.Аристотель предполагал, сто природа нормального человека определяется его«встроенностью» в политическую систему, а «всякая семья составляет частьгосударства». Английский философ Томас Гоббс (1588-1679), разрабатывая проблемыморальной и гражданской философии, опровергал точку зрения на брак какнечто нечистое, лишенное святости, желая возвращения земному институтубрака его духовной ценности. Французский просветитель XVIII века Жан Жак Руссо (1712-1778), которыйотличался особым демократизмом, отрицал правомерность общественногонеравенства между полами. Но вместе с тем Руссо обращал внимание и на ихприродные, функциональные и в какой-то мере социальные различия. Онпредполагал дифференцированный подход к особенностям женщины и мужчины. Большой интерес представляют воззрения на семью и брак классиковнемецкого идеализма И. Канта (1724-1804) и И. Фихте (1762-1814), которыерассматривали проблемы брака и семьи исходя из теории естественного права,неравенства мужчины и женщины. Они считали, что брак – это нравственно-правовой институт, что половое влечение облагорожено исключительностью идолжно регулироваться законами. Еще один классик немецкого идеализма Г.Гегель (1770-1831), обладая огромным историческим чутьем, увидел связьопределенной формы семьи и соответствующего социального и политическогостроя. Гегель пришел к выводу о том, что правовые отношения чужды семейномусоюзу самому по себе. В основе этого вывода лежит идея о противоречии междудуховно-нравственным единством в семье и внешним (юридическим)регулированием этих отношений. В течение длительного времени (примерно до середины XIX века) семьярассматривалась как изначальная и по самой своей природе моногамная ячейкаобщества. Поэтому философов и ученых античности, средневековья и отчастиНового времени интересовала не столько семья как специфический социальныйинститут, сколько ее отношение к общим социальным порядкам и, прежде всегок государству. Утверждение исторического взгляда на брак и семью происходило двумяпутями: 1) при помощи исследования прошлого семьи, в частности, брачно-семейного уклада так называемых примитивных народов; 2) путем изучениясемьи в различных социальных условиях. У истоков первого направления стоитшвейцарский ученый Иоганн Бахофен (1815-1887). Он положил начало изучениюистории семьи. В труде «Материнское право» (1861) он выдвинул тезис обуниверсально-историческом развитии первобытного человека от первоначальногобеспорядочного общения полов ("гетеризма") к материнскому, а затем котцовскому праву. Через анализ древних классических произведений ондоказал, что до единобрачия и у греков и у азиатов было такое состояние,когда не только мужчина вступал в половые отношения с несколькимиженщинами, но и женщина – с несколькими мужчинами. Особенно большое значение для обоснования эволюционных идей имел трудамериканского ученого Льюиса Генри Моргана (1818-1881), который впервые нанаучной основе рассмотрел историю первобытного общества. Свою книгу«Древнее общество» он писал около 40 лет и опубликовал в 1877 году. В нейизлагается теория единого пути развития человеческого общества,обосновывается универсальность материнского рода, опровергаетсяпатриархальная теория. На огромном фактическом материале Морганпроанализировал систему родства на разных континентах. По его схеме брачныеотношения прошли путь от промискуитета (беспорядочные половые связи) черезгрупповой брак к моногамии. Наиболее важным результатом всех его изысканийбыло установление многообразия исторических типов брачно-семейных отношенийи зависимости их от конкретных исторических условий. Книга Моргана «Древнееобщество», которую законспектировал и прокомментировал К. Маркс (1818-1883), послужила поводом для создания произведения Ф. Энгельса (1820-1895)«Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884). Выполняязавещание К. Маркса, Ф. Энгельс с использованием труда Моргана доказалглубокую органическую взаимосвязь производства средств жизни и производствосамого человека, развития, с одной стороны, труда, а с другой – семьи. Былавскрыта объективно-историческая закономерность изменений семьи, еепротиворечивый и вместе с тем прогрессивный характер. Энгельс уделяетособое внимание эволюции форм семьи, ее развитию от групповых форм брака кмоногамии. Определенное влияние на социологию семьи оказала теория «социальныхгрупп». Ее автором является американский социолог Чарльз Кули (1864-1929).Кули ввел различения первичных групп и вторичных общественных институтов.Первичные группы (семья, соседство, детские группы) являются основнымиобщественными ячейками. Они характеризуются интимными, личностными,неформальными связями, непосредственным общением, устойчивостью, малымразмером. В первичных группах происходит социализация личности. Вторичныеобщественные институты (классы, нации, партии), согласно теории Кули,образуют социальную структуру, где складываются безличные отношения и вкоторых индивид включается лишь как носитель определенной функции. В 1945 г. выходит книга Э. Берджесса и Х. Локка «семья – от институтак содружеству». В представители чикагской школы пытались доказать, чтоизменения в жизни семьи происходят потому, что осуществляется нормальныйпереход от института (традиционной модели семьи) к содружеству (современноймодели семьи). Прочность брака зависит главным образом от психологическихусилий супругов. Иными словами, семья изменяется, когда утрачивает всепризнаки социального института и превращается в свободную ассоциацию лиц,которые взаимодействуют ради своих личных желаний и потребностей, а именно– в содружество. Берджесса и Локк понимали изменения семьи не просто какутрату своих функций, не в ее дезорганизации, а в реорганизации, визменении всего облика семьи, ее структуры и функционирования. Лозунг «Отинститута к содружеству» был социологически наивным, но идея изменениясемьи как ее реорганизация была подхвачена и развита дальше. Уже на этой стадии, которую Х. Кристенсен назвал периодом«появляющейся науки», встретились важнейшие для теории семьи проблемы:формирование семьи, совместимость супругов, удовлетворенность браком и егоуспешность, стабильность брака. Ученые разработали теоретические концепции,которые по содержанию близки тем, которые использовались позже.С середины XX века в развитии социологии семьи начинается стадия, которуюназвали «периодом построения систематической теории». Именно с этоговремени началось накопление большого количества эмпирических данных помногочисленным аспектам брачно-семейных отношений. Быстрое развитиеэлектронно-вычислительной техники дало возможность более глубоко исерьезного анализа полученных данных.Проблематика семьи в этот период становится все более актуальной, чтосвязано с началом дестабилизации семьи и брака. Увеличивается числоисследовательских центров. Вначале в США, затем в Англии, Австрии, Канаде,Нидерландах, Финляндии, Франции, Швеции и т.д. Позже – в СССР и странахвосточной Европы.Существенным становится стремление откорректировать понятия, которыенеобходимы для анализа семейных процессов, выяснение зависимостей междуэтими понятиями. Следует отметить особую роль в этом процессе американскогосоциолога Толкотта Парсона (1902-1979). В пятидесятые годы он разработалтак называемую «систему социального действия», которая оказалась достаточнооткрытой для междисциплинарных взаимодействий и пригодной для решенияспециальных задач. Кроме этого, она способствовала понятийно-языковойинтерпретации социальной действительности. Формализм этой системы включал всебя априорную систему понятий, многие из которых колеблются между чистотеоретическим истолкованием и операционным применением в процессеисследования. Для анализа американской семьи Парсонс использовал методику,которая широко распространена в культурной антропологии и этнографии, аименно – изучение терминологии родства. Парсонс со своими коллегами впервыепровели исследования по определению роли супругов в обществе. Парсонсдопускал возможность процесса дезорганизации семьи вне всякой связи спроцессами функционирования и развития более широких общественных структур.Особенности брачно-семейных отношений в США Т. Парсонс объясняет процессомсоциальной дифференциации. В связи с изменением уровня структурнойдифференциации общества, пишет Парсонс, «уменьшается важность в нашемобществе всех единиц родства, кроме нуклеарной семьи». Происходитперемещение всех основных ее функций, (в частности, в сектор занятости),кроме двух: первичной социализации детей и эмоциональной стабилизацииличности взрослых. Парсонс считает, что это свидетельство не упадка семьи,а ее «специализации» и повышение роли в обществе, т.к. эти жизненныефункции выполняются исключительно в семье.В социологии семьи и брака сделано немало. Отмечается значительноепродвижение в разработке теории, ее понятийно-категориального аппарата,практических рекомендаций по совершенствованию социальной политики в сферебрачно-семейных отношений, имеются плодотворные подходы к исследованиюсемьи и брака, накоплен огромный эмпирический материал. При должнойсистематизации и дополнениях разработанные концепции, утверждения,полученные выводы могли бы придать фундаментальность и укрепить целостностьспециальной социологической теории семьи и брака.Литература:А.А. Радугин, К.А. Радугин «Социология. Курс лекций»- Москва: 1996А.Н. Елсуков, Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов и др. Под. ред. А.Н. Елсукова«Социология» - Мн.: НТООО, «ТетраСистемс», 1998.М.С. Мацковский «Социология семьи. Проблемы, теории, методологии иметодики» – М.: 1983




Похожие:

Семья как социальный институт. Социология семьи. План: Брак – основа семейных отношений. Функции семьи. Семейная роль. Задачи социологии семьи. Категории семейно-брачных отношений. Историческое направление в социологии семьи и брака. Теория социальных групп. Существуют две формы социальных институто iconКонтрольная работа по дисциплине «Социология» на тему: «Социолого-демографический анализ состояния и эволюции семьи»
С тех пор проблемы семьи и семейно-брачных отношений постоянно находятся в центре вни­мания социологии, поскольку семья представляет...
Семья как социальный институт. Социология семьи. План: Брак – основа семейных отношений. Функции семьи. Семейная роль. Задачи социологии семьи. Категории семейно-брачных отношений. Историческое направление в социологии семьи и брака. Теория социальных групп. Существуют две формы социальных институто iconКонтрольная работа по социологии на тему: Социальная сущность семьи (Вариант 17) План работы
Семья как социальный институт и как социальная группа
Семья как социальный институт. Социология семьи. План: Брак – основа семейных отношений. Функции семьи. Семейная роль. Задачи социологии семьи. Категории семейно-брачных отношений. Историческое направление в социологии семьи и брака. Теория социальных групп. Существуют две формы социальных институто iconКонтрольная работа по дисциплине «Прикладная социология» на тему «Семейная государственная политика как основа преодоления институционального кризиса семьи»
Охватывает необходимого комплекса практических мер. Семейная политика во многих своих аспектах отождествляется с социальной защитой...
Семья как социальный институт. Социология семьи. План: Брак – основа семейных отношений. Функции семьи. Семейная роль. Задачи социологии семьи. Категории семейно-брачных отношений. Историческое направление в социологии семьи и брака. Теория социальных групп. Существуют две формы социальных институто icon«Социальная сущность семьи»
Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат. Семья как социальный институт и как социальная группа...
Семья как социальный институт. Социология семьи. План: Брак – основа семейных отношений. Функции семьи. Семейная роль. Задачи социологии семьи. Категории семейно-брачных отношений. Историческое направление в социологии семьи и брака. Теория социальных групп. Существуют две формы социальных институто iconВведение Понятие семьи и брака как социальных институтов
России проходят процедуру реструктуризации (политические, экономические, образования, здравоохранения, социального развития, духовности,...
Семья как социальный институт. Социология семьи. План: Брак – основа семейных отношений. Функции семьи. Семейная роль. Задачи социологии семьи. Категории семейно-брачных отношений. Историческое направление в социологии семьи и брака. Теория социальных групп. Существуют две формы социальных институто iconРодительское собрание «Успех семейного воспитания. От чего он зависит?» Цель
Актуализировать проблему кризиса семьи, выявить факторы снижающие воспитательный потенциал семьи; рассмотреть признаки кризиса семьи;...
Семья как социальный институт. Социология семьи. План: Брак – основа семейных отношений. Функции семьи. Семейная роль. Задачи социологии семьи. Категории семейно-брачных отношений. Историческое направление в социологии семьи и брака. Теория социальных групп. Существуют две формы социальных институто iconКонтрольная работа по дисциплине " Социология " вариант 20 на тему: «Семейная государственная политика как основа преодоления институционального кризиса семьи»
«Семейная государственная политика как основа преодоления институционального кризиса семьи»
Семья как социальный институт. Социология семьи. План: Брак – основа семейных отношений. Функции семьи. Семейная роль. Задачи социологии семьи. Категории семейно-брачных отношений. Историческое направление в социологии семьи и брака. Теория социальных групп. Существуют две формы социальных институто iconЦель: Адаптация и самореализация учащихся в социальной сфере «Семья» Задачи
Знание генеалогического древа семьи. Занятия родителей и их социальная значимость. История семьи. Семейные традиции. Культура взаимоотношений...
Семья как социальный институт. Социология семьи. План: Брак – основа семейных отношений. Функции семьи. Семейная роль. Задачи социологии семьи. Категории семейно-брачных отношений. Историческое направление в социологии семьи и брака. Теория социальных групп. Существуют две формы социальных институто iconЭссе по социологии «семья как малая группа и социальный институт»
Переход к рыночным отношениям и связанные с этим апатия, обнищание немалой части населения резко отразились на самочувствии семьи,...
Семья как социальный институт. Социология семьи. План: Брак – основа семейных отношений. Функции семьи. Семейная роль. Задачи социологии семьи. Категории семейно-брачных отношений. Историческое направление в социологии семьи и брака. Теория социальных групп. Существуют две формы социальных институто icon«родительский дом – начало начал» сфера «семья» Цель
Знание генеалогического древа семьи. Занятия родителей и их социальная значимость. История семьи. Семейные традиции. Культура взаимоотношений...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы