Ситуация постмодерна в философии и культуре. Место и роль хиппи в становлении постмодернизма icon

Ситуация постмодерна в философии и культуре. Место и роль хиппи в становлении постмодернизма



НазваниеСитуация постмодерна в философии и культуре. Место и роль хиппи в становлении постмодернизма
Дата конвертации13.07.2012
Размер305,44 Kb.
ТипРеферат
Ситуация постмодерна в философии и культуре. Место и роль хиппи в становлении постмодернизма


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АСПИРАНТУРА КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ ТЕМА: СИТУАЦИЯ ПОСТМОДЕРНА В философии и КУЛЬТУРЕ. МЕСТО И РОЛЬ ХИППИ В СТАНОВЛЕНИИ ПОСТМОДЕРНИЗМА. Выполнил: аспирант НГПУ при кафедре психологии Титов Дмитрий Сергеевич Научный руководитель: профессор, д. п. н. Леонтьев В. Г. Специальность: 19.00.01 НОВОСИБИРСК 1998 СОДЕРЖАНИЕВведение. 31. Философские истоки постмодернизма. 42. Ситуация постмодерна в современной культуре. 73. Феномен молодежной субкультуры. 104. Место и роль хиппи в становлении постмодернизма. 17Заключение. 21Список использованных источников и литературы. 22Введение. Под постмодернизмом следует понимать совокупное обозначениенаметившихся в последние три десятилетия тенденции в культурномсамосознании стран Запада. Понятие «постмодернизма», как основной проблемысовременности, характеризующейся противоборством разнородных способовмышления и жизненных форм, впервые ввел в конце семидесятых годовфранцузский философ Жан-Франсуа Лиотар («La condition postmodern», 1979).Философии постмодернизма как таковой не существует, не только по причинеотсутствия единства взглядов между относимыми к постмодернизму мыслителями,но и по той причине, постмодернизм в философии возник из радикальногосомнения в возможности самой философии как некого мировоззренческо-теоретического и жанрового единства. Поэтому уместно говорить не о«философии постмодерна», а о «ситуации постмодерна» в философии и культуревообще[1]. «Ситуации постмодерна» в философии и культуре совпадает с началомперехода ряда западных стран к постиндустриальному (информационному)обществу принципиально новой стадии общественного развития, следующей заиндустриальным обществом. Ведущую роль в постиндустриальном обществе»приобретают сфера услуг, наука и образование, корпорации уступают главноеместо университетам, а бизнесмены – ученым и профессиональным специалистам.В жизни общества все большее значение приобретает производство,распределение и потребление информации. Если выделение молодежи в особуюсоциальную группу стало признаком вхождения человека в индустриальный век,Новое время, то наступления эпохи постмодернизма и постиндустриальногообщества ознаменовало появление молодежных субкультур. Возникновениесубкультуры хиппи является наиболее ярким примером изменений мировоззрениячеловека второй половины ХХ века. В данной работе мы попытаемся если нераскрыть, то хотя бы обозначить для дальнейшего осмысления сущностьпроцессов, происходящих в социальной, культурной и философской сферахсовременной цивилизации. 1. Философские истоки постмодернизма Для начала обозначим ряд явлений в различных областях науки икультуры, которые, несмотря на некоторую удаленность друг от друга вовремени, являются основополагающими для формирования «ситуации»постмодернизма, и на которых мы более не будем заострять внимание, ввидуограниченности данной работы определенными рамками. Начало современному типу мировосприятия положили: - в живописи – импрессионизм (ввел язык красок, размытость форм), абстракционизм (поставил во главу угла предмет, как самоценное произведение искусства; «Черный квадрат» Малевича, как начало и конец живописи), модерн (суть модерна - эклектика, начало цитирования; интерьерность стиля выражала его направленность на стирание граней между искусством и жизнью); - в архитектуре – модерн, конструктивизм (от концепции дома Ле Корбюзье, как среды обитания, способного изменить сознание человека, до современных футуристических проектов четырехмерных городов будущего); - в музыке – Вагнер (как «конец музыки»), джаз (как свободное творчество, импровизация, начало цитирования в музыке), цепочка - блюз, ритм-энд- блюз, рок-н-ролл, рок, панк (как анархия, высшее выражение свободы в музыке), поп-музыка и массовая культура; - в исторической науке – концепция локальных цивилизаций Шпенглера (осознание конечности цивилизации и культуры), «эйкуменизм» Тойнби; - в физике (как науке о первооснове всего сущего) – теория относительности Эйнштейна, квантовая механика Нильса Бора (логическим завершением прорыва в познании материи стал Манхэттенский проект и двести пятнадцать тысяч жертв Хиросимы и Нагасаки); - в биологии – «Происхождение видов» Дарвина, дарвинизм (концепция человека, как мыслящего животного), социал-дарвинизм (как перенос законов живой природы с ее «борьбой за существование» на человеческое общество); - в психологии Фрейд (либидо) и Юнг (архетип); - и, наконец, в философии Шопенгауэр, Ницше и Хайдеггер с одной стороны, и Маркс, с другой, - по сути явления одного порядка, отражающие общий кризис гуманистической философии Нового времени. Обычно в ряду теоретиков, положивших начало постмодернистскому типуфилософствования, первыми называются имена Шопенгауэра, Ницше,Хайдеггера[2]. «Теоретик вселенского пессимизма» Шопенгауэр исходил из того, чтоопыт, «мир явлений», дан человеку как его «представление», его априорныеформы – пространство, время, причинность. Субъект и объект – этосоотносительные моменты мира как «представление». Мир как «вещь в себе»предстает у Шопенгауэра как безосновная «воля», которая обнаруживается и вслепо действующей силе природы, и в обдуманной деятельности человека, разум– лишь инструмент этой «воли». В живой природе и обществе воля проявляется в качестве «воли к жизни»- источника животных инстинктов и бесконечного эгоизма человека. Всякий«осознает себя всей волей к жизни», тогда как все прочие индивидысуществуют в его представлении как нечто от него зависящее, что выражаетсяв непрерывной «войне всех против всех». Государство не уничтожает эгоизма,будучи лишь системой сбалансированных частных воль. Шопенгауэр говорит остадном человеке, как о массовом продукте производства природы. В противовес Лейбницу Шопенгауэр называл существующий мир «наихудшимиз возможных», а свое учение - «пессимизмом». Мировая история не имеетсмысла. Страдание - «наказание» за «первородный грех», вину обособленногосуществования. Преодоление эгоистических импульсов и обусловленного имистрадания происходит в сфере искусства и морали. В основе искусства -«незаинтересованное созерцание» идей, освобождающее субъект от властипространства и времени и служение «воли к жизни». Высшее из искусств –музыка, имеющая своей целью уже не воспроизведение идей, а непосредственноеотражение самой воли. Однако полное освобождение происходит только в сфереморали, на путях аскезы, умерщвления желаний и страстей (здесь Шопенгауэрблизок к буддизму и его концепции нирваны). В уникальном личном опытесострадания преодолевается иллюзорная граница между «я» и «не-я» и темсамым происходит «обращение» воли, переворот в самом бытии. Для Ницше в основе всего лежит не «воля к жизни», как у Шопенгауэра, а«воля к власти». В лице Ницше постмодернистская философия находитмыслителя, попытавшегося постигнуть истоки кризиса ренессансного гуманизмав иудео-христианской традиции, положившей начало тотальной рационализации иморализации универсума. Сам пример «танца на руинах» опровергаемых,казалось бы, незыблемых основоположений классической философии, привлекаетв философии Ницше современных постмодернистов[3]. Прародитель современноготеоретического антигуманизма, Ницше, противопоставляет максимальноприближенного к природе идеального «сверхчеловека», преодолевшегоусловности европейской культуры, слабовольным массам людей, которых тотдолжен вести за собой. Вся «подлинная», по выражению Шпенглера, философия XIX столетия естьвыражение концепции «воли к власти, как воли к жизни, как жизненной силы»,все остальное, говоря словами Шопенгауэра, «профессорская философияпрофессоров философии». Философия XIX века в смысле продуктивности – этотолько этика, только критика общественного уклада и ничего больше[4]. Мартин Хайдеггер, один из основоположников немецкого экзистенциализма,развил учение о бытии («фундаментальная онтология»), в основу которогоставил противопоставление подлинного существования (экзистенции) и мираповседневности, обыденности. Постижение смысла бытия связано, поХайдеггеру, с осознанием бренности человеческого существования. В лекциях,интерпретирующих понятия философии Ницше («воля к власти» и др.), Хайдеггерисследует явление «нигилизма» как упущение онтологической разницы междубытием и сущим, ведущее к бездумному покорению планеты в борьбе за мировоегосподство, в конечном счете, к опустошению земли, по плоскости которойактивно движется «работающий зверь» - забывший свою истину человек.Хайдеггер обращается к поэзии и искусству как «хранителям бытия» исобеседникам философии. Таким образом, постепенно под влиянием философии в общественномсознании (небезосновательно, так как уже философия XIX века объективноотражала существующий порядок вещей) сложился образ человека, как«думающего животного», «работающего зверя», наделенного «волей к власти»,подминающего под себя природу. Именно против такого видения современногочеловека стихийно выступили хиппи, противопоставив ему лозунг «назад кприроде», к пасторальной невинности, к любви и миру, вместо ненависти итотального разрушения. Отвергая общественные институты, хиппи отвергалиизобретшего их «ницшеанского» человека.2. Ситуация постмодерна в современной культуре. Постмодернистская ситуация в культуре сложилась к концу шестидесятыхгодов и является логическим финалом кризиса гуманистических традиций вфилософии Нового времени. Европейская философия Нового времени являетсянаследницей ренессансного гуманизма с присущей ему идеей самоценностиличности и верой в безграничные возможности человеческого разума,способного проникнуть во все тайны мироздания и построить царство гармониив мире человека. Глобальный историзм, приведший к появлению универсальныхсхем социального развития и вытекающими из них утопическими идеаламибудущего, является одной из основ новоевропейской культурфилософии. Постмодернизм в архитектуре и искусстве есть совокупность тенденций вхудожественной культуре второй половины ХХ века, связанных с радикальнойпереоценкой ценностей авангардизма. Под авангардизмом понимается совокупноенаименование определенных художественных тенденций, более радикальных,чем модернизм. Их ранний рубеж в искусстве 1910-х годов обозначен фовизмоми кубизмом. Соотношение авангардистского искусства с предшествовавшимистилями, с традиционализмом как таковым, было особенно резким и полемичным.Приведя к мощному обновлению всего художественного языка, авангардизмпридал особую масштабность утопическим надеждам на возможностьпереустройства общества посредством искусства, тем более что его расцветсовпал с волной войн и революций. Во второй половине двадцатого векаосновные принципы авангарда подверглись резкой критике в постмодернизме.Утопические устремления прежнего авангарда сменились более самокритичнымотношением искусства к самому себе, война с традицией – сосуществованием сней, принципиальным стилистическим плюрализмом. Постмодернизм, отвергаярационализм «интернационального стиля», обратился к наглядным цитатам изистории искусства, к неповторимым особенностям окружающего пейзажа, сочетаявсе это с новейшими достижениями техники и технологии. Творчествопостмодернизма (ранним рубежом которого стал поп-арт) провозгласило лозунг«открытого искусства», которое свободно взаимодействует со всеми старыми иновыми стилями. В этой ситуации прежнее противостояние традиции и авангардаутратило свой смысл. В культурно-эстетическом плане постмодернизм выступает как освоениеопыта художественного авангарда, однако, в отличие от авангардапостмодернизм полностью стирает грани между различными преждесамостоятельными сферами культуры и уровнями сознания – между «научным» и«обыденным» сознанием, «высоким искусством» и китчем. Постмодернизмокончательно закрепляет переход от произведения к конструкции, отискусства, как «деятельности по созданию произведений», к «деятельности поповоду этой деятельности»[5]. Творческий процесс становится самоцельюискусства, объект – его произведением. Эта «деятельность по поводудеятельности» выражается и в механических скульптурах разрушающихся(подобно тибетским мозаикам из цветного песка) сразу же после их создания,и в публичных политических акциях современных российских художников,имеющих цель привлечь к их деятельности общественное внимание. Постмодернизм в культуре по сути дела является реакцией на коренноеизменение взглядов на место культуры в жизни современного общества.Постмодернистская установка по отношению к культуре возникает как результатнарушения чистоты такого феномена как искусство. В основе искусства лежитнекое созидающее начало, оригинальное творческое деяние. В современномпостиндустриальном (или информационном) обществе с его бесконечнымивозможностями технического воспроизведения, тиражирования любыхпроизведений искусства невольно встает вопрос о существовании искусства,как уникального, неповторимого творения человеческого гения. Другойстороной изменения статуса культуры является то, что современный художникфактически не имеет дела с чистым материалом, последний всегда более илименее культурно освоен. Его произведение, в силу накопленногочеловечеством культурного опыта, никогда не будет первичным, существуя лишькак сеть аллюзий на другие произведения, а значит как совокупность цитат.Признавая эту конечность, освоенность культурного пространства,постмодернизм сознательно переориентирует современного художника створчества, как создания оригинального произведения, на компиляцию ицитирование. Подобное мы можем наблюдать в период поздней Римской империи,когда родился и приобрел популярность жанр центона, как произведениясобранного из фрагментов другого, обычно классического текста. Постмодернизм не противопоставляет деструкцию творчеству, цитирование– созиданию. Он как бы дистанцируется от самих оппозиций «разрушение –созидание», «серьезность – игра». Характерно, что стремление максимальноприблизить работу к игре было одним из основных положений философии хиппи.Сами коммуны хиппи создавались для того, чтобы работать играя. Отличительной приметой искусства нашего времени становятся кавычки.Эта ситуация особенно характерна для таких классических форм искусства, кактеатр и музыка. В двадцатом веке театр из авторского превращается врежиссерский. Пьесы, классический репертуар обретает новый смысл в каждойновой режиссерской трактовке. Не ходя далеко за примерами назову лишь«Гамлета» в постановке театра на Таганке и фильм 1997 года «Ромео иДжульетта» База Лурмана, получивший четыре высших приза Европейскойакадемии киноискусств. В наше время все большую популярность приобретаетцитирование элементов произведений классической музыки в рок-композициях,переосмысление классики и исполнение ее современными электроннымимузыкальными инструментами. Примером может служить популярность ВанессыМэй. Апофеозом дегуманизации современного общества является марксистскаяфилософия диалектического и исторического материализма, политическаяэкономия Маркса. Как ответ на социальную утопичность мироощущениянововременного человека, порожденную марксизмом, ХХ век породил особыйлитературно-философский жанр – антиутопию. Начиная от Замятина и Оруэлла изаканчивая современным «киберпанком», писатели-антиутописты отражаютапкалиптичность, характерную для сознания современного человека, прошедшегочерез две мировые войны, познавшем на себе утопический «рай» тоталитарныхрежимов и ужас близости ядерной катастрофы. То ли еще будет... К концу века как никогда ранее стало очевидно, что для решения проблемпланетарного масштаба необходимо вновь обратиться к общечеловеческимценностям. Только приняв в качестве универсальных ценностей жизни(сохранение человеческого рода и подержания мира, соблюдение прав и свободличности, демократию и мировую культуру), можно спасти цивилизацию отугрозы ядерной и экологической катастрофы. Для этого необходимо кореннымобразом изменить не только общественное мнение, но и всю системумировоззрения современного человека, схему мироустройства. Первымисовершить этот гигантский скачок в сознании попытались хиппи и другиемолодежные субкультуры второй половины ХХ века.3. Феномен молодежной субкультуры. Появление молодежных субкультур, как культурного феномена, обусловилаособая ситуация, сложившаяся в странах, переживших вторую мировую войну впервые послевоенные годы. Эта ситуация характеризуется прежде всего,высоким уровнем социального консенсуса при небывало низком уровне жизни,что обеспечило бескризисное развитие производства, необходимое дляпослевоенного развития экономики. Война, образ общего врага, сплотила нациинастолько, что на время были забыты даже классовые противоречия.Правительства делали все для создания новых рабочих мест и предотвращениябезработицы, которая могла бы вызвать социальную напряженность и снизитьэкономический потенциал населения. Служба в армии в военное времяпрактически уровняла представителей разных классов, а послевоенныйэкономический подъем вызвал повышение вертикальной мобильности общества.Чувство эйфории, вызванное осознанием, что с окончанием войны самоестрашное осталось позади и, хуже чем было, уже не будет, усилилосьощущением открытых перспектив, растущего благосостояния и общегоблагополучия. В такой ситуации наблюдалось практически полное отсутствие внешнихпризнаков классового конфликта. Фактор общей социальной напряженностипоявился в Западной Европе и США только к концу пятидесятых годов. Но втечение десяти послевоенных лет восстановление экономики имелопервостепенное значение, отодвигая на второй план классовые противоречия.Молодые люди в течение этого периода не имели ни «своей» музыки, ни «своей»одежды, ни «своих» форм проведения досуга, которые могли бы бытьсимволически противопоставлены культуре старшего поколения. Молодежь,познавшая на себе тяготы военного времени, рано повзрослела и в последнийраз являла собой просто более молодую версию своих родителей. В отличие отмолодежи последующих десятилетий, эти молодые люди не считали необходимымхоть в чем-то отличаться от представителей старшего поколения. Характерно,что именно рост благосостояния стал причиной возникновения первыхмолодежных субкультур в Великобритании («teddy-boys», «теды» – перваярабочая субкультура или «субкультура свободного времени», 1956 год), США(«битники» – первая субкультура среднего класса или «субкультура образажизни», 1956 год) и других странах запада. Если выделение молодежи в особуюсоциальную группу стало признаком вхождения человека в индустриальный век,Новое время, то появление молодежных субкультур ознаменовало наступленияэпохи постмодернизма и постиндустриального общества. Молодежь, как социальная группа, появилась примерно со времен началаИндустриальной революции и является продуктом увеличения переходногопериода от детства к взрослости, что в свою очередь связано с усложнениемразделения труда и производственных процессов. Вторым важным факторомпоявления молодежи оказалось обусловленное фабричной системой производстваразделение дома и работы, приведшее к тому, что в обстановке бурногоразвития промышленного производства переход в статус взрослого становитсясвязан для молодежи с оставлением дома и достижением независимой позиции нарынке труда, в также с возникновением специальной системы обучения,позволяющей приобрести формальные навыки и квалификации. Образовательныефункции, таким образом, переходят от их традиционного носителя – семьи кшколе. Итак, исторически и социологически, молодежь, как социальная группа,является продуктом коренных изменений взаимоотношений между семьей школой иработой[6]. В ранних обществах переход в статус взрослого чаще всего носилритуальный характер (обряд инициации), знания и навыки приобреталисьестественным образом в процессе взросления. Молодежи как таковой просто несуществовало. Напротив, в индустриальном (постиндустриальном) общественаблюдается значительный структурный разрыв между семьей, в которой детивоспитывались, и социально-экономической системой, где они должны занятьместо, став взрослыми. Переход к статусу взрослого является долгим исложным процессом и молодежь при этом занимает важную структурную позицию. В современном обществе растет подчинение гражданского обществатехнократическому государству, жизненный мир все более определяется логикойэффективности и инструментализма. Способ производства основывается натвердых научных знаниях, а власть – на владении информацией. Отдельныйчеловек постоянно испытывает на себе проявления репрессивной природыобщества. Культура, в том числе традиционные ценности, разрушаются отэкспансии административной рациональности и бюрократизма, так называемой«внутренней колонизации». Электронная техника создает «новую революцию»(научно-техническую и технико-технологическую), способствуя формированиюнового типа сознания, отличительными чертами которого становятсяединообразие, стандарт, унификация[7]. В наше время социальные движения, возникающие в гражданском обществе,вызваны целью не изменить государственный строй, а защитить общество отсамого технократического государства и развить альтернативные стили жизнивнутри общества. Источники конфликтов скорее культурные, нежелиэкономические и политические. Молодежь, изъятая обществом из семьи и неучаствующая в управлении обществом, а значит и в решении собственнойсудьбы, вступает в стихийную оппозицию к господствующей системе. Стремясьобрести и закрепить некий более или менее прочный статус в обществе,молодежь идет на создание собственной культуры, собственной системыценностей, альтернативной доминирующей культуре, то есть субкультуры[8]. Впервые понятие «субкультура», как научный термин, появилосьсравнительно недавно – примерно в тридцатых годах ХХ века. Термин объединилтакие ранее существовавшие понятия, как «люди одного круга», «золотаямолодежь», «богема»[9]. Выделение в теории культуры этого понятия имеетважное общеметодологическое значение, так как указывает на внутреннююдифференцированность культуры. В нем находит отражение потребность вкультурном разграничении и самоопределении людей, как членов определенныхсоциальных групп. Такая потребность выражается в специфичных для каждойгруппы культурных признаках, которые можно обобщить в категориях «образ» и«стиль» жизни, отличающих данную группу от других групп и общества вцелом[10]. Субкультура – мир «для себя», она содержит набор качеств, своеобразныечерты сознания и поведения, отличающие данную общность от общества. В то жевремя, субкультура подчеркивает внутреннее единство группы исоциокультурную идентичность включенных в нее членов. Субкультуру с полным правом можно отнести к типу социальных групп,возникших в результате естественного хода исторического процесса.Молодежная субкультура – устойчивая общность людей, выделившаяся навозрастной основе и имеющая собственные регуляторы социального поведения, аименно: нравы, традиции, обычаи. Субкультура имеет в наличии четкоотработанный механизм воспроизводства, а также сохранения историческисложившейся общественной практики, формирующей образ жизни группы. Подособым образом жизни субкультуры понимается наличие особых форм общения,особого рода контактов, личностных связей, механизмов социальногорегулирования, особой шкалы ценностей, сферы потребления и, что самоеважное, своего языка, знаковой системы и системы символов, ритуалов исобственной мифологии. Молодежь, включенная в субкультуру, оказываетсяотрезанной от общества, ее социальная жизнь проходит лишь внутри группы вобщении со сверстниками. Внутри этой группы молодой человек живетпрактически не имея каналов связи с остальным миром, не принадлежащем к егокультуре. В послевоенной западной социологии утвердилось мнение, чтонацеленность молодежи на самостоятельные творческие поиски новых культурныхценностей связаны с особыми психическими свойствами юности. Вследствиеэтого именно молодежь оказывается постоянно лидирующей группой в истории.Сталкиваясь с культурным наследием и жизненными ценностями «отцов»,молодежь во все эпохи стремилась сбросить с себя оковы прежних установок,что и обеспечивало культурную динамику. Развивая эту исходную посылку,западные исследователи пришли к выводу об историческом мессианствемолодежи. Впервые этот вывод был сформулирован К. Мангеймом, пытавшимся выявитьдвижущие силы исторического развития. К. Мангейм рассматривал молодежь вкачестве стимулятора изменений. Он полагал, что история движется рывками,пока одно поколение не примет эстафету другого. Чтобы общественная жизнь нестояла на месте, необходим кто-то, кто должен постоянно «щелкать бичом»,функцию которого и берет на себя молодежь[11]. К. Мангейм рассматривал проблему молодежной культуры в рамкахконцепции социализации. Предполагается, что приобщение к культурнымценностям, вхождение в мир господствующей культуры – процесс сложный ипротиворечивый, связанный с определенными психологическими и инымитрудностями. Это порождает особые жизненные устремления молодежи,присваивающей себе из культурного наследия «отцов» только то, что отвечаетее жизненным принципам. Так, по мнению К. Мангейма, рождаются определенныекультурные циклы, обусловленные в общем сменой поколений[12]. К. Мангейм идеализировал сознание и поведение молодежи, программадействий которой была, по его мнению, заложена в самой биологическойприроде поколений. Отсюда выходило, что любые действия, совершаемыемолодежью, носят заведомо позитивный характер в силу самого факта ихсуществования, так как, приходя на смену «отцам» молодые люди становятсятворцами жизни и общества. Главная задача молодежи по К. Мангейму состоит втом, чтобы раскрепостить инстинкты и, отвергнув заповеди старшегопоколения, выполнить свою «историческую миссию»[13]. В шестидесятые годы идеи К. Мангейма получили «подтверждение» вмолодежном движение, когда казалось, что юное поколение совершит тот«исторический скачок», который приведет к утверждению нового общества.Молодежная культура шестидесятых утверждала себя через комплекс идей, норми ценностей, выражающих самосознание молодого поколения в противовесдоминирующей в обществе культуре. Это противостояние получило в литературеназвание «контркультура» и понималось как новый жизненный стиль, новаясистема норм и ценностей, альтернативная традиционной западной культуре. Контркультура, употребляемое в литературе общее обозначениеразнородных по идейно-политической ориентации ценностей определенных группмолодежи, противопоставляемых официальным ценностям. Этот протест принимаетразличные формы, от пассивных до экстремистских. Общедемократические целинередко сочетаются с анархизмом, «левым» радикализмом;«неприобретательский» образ жизни проникнут культурным нигилизмом,технофобией, религиозными поисками. Контркультура и комплекс явлений, обозначаемый этим понятием, сталипредметом активного обсуждения на Западе на рубеже шестидесятых-семидесятыхгодов. Факт этот засвидетельствован появлением двух философско-художественных бестселлеров: книг Т. Розака «Создание контркультуры» 1969 иЧ. Рейча «Зеленеющая Америка» 1970 годов, где контркультура впервые былапредставлена как идеологически упорядоченное целое мировосприятия, стиляповедения и образа жизни[14]. Самоопределение контркультуры осуществляетсяздесь в форме ее противопоставления идеологии и политической практике«новых левых». Причины и характер молодежного бунта Т. Розак стремитсяподать как имеющие надполитический характер культурного феномена,неполитического движения. Богемность выделяется Т. Розаком как общая черта,объединяющая битников, хиппи и другие молодежные субкультуры.Контркультура, согласно Т. Розаку, объединяет в себе новую левую социологиюЧ. Милза, фрейдомарксизм Г. Маркузе, анархизм П. Гудмана, апокалиптическиймистицизм Н. Брауна, дзен-буддистскую психотерапию А. Уотса и оккультизмпророка ЛСД Т. Лири[15]. Если брать контркультуру в более узком смысле, тоей окажется нечто объединяющее все формы молодежного протеста второйполовины двадцатого века, - особый тип сознания, мироощущения и образажизни. Наиболее влиятельные деятели контркультуры не принадлежали к молодомупоколению. Так что сама контркультура была созданием людей среднего ипожилого возраста, которые внесли ее в среду молодежи, так как верили,подобно К. Мангейму, в мессианскую роль молодого поколения. Средоточиемконтркультуры, как культурного феномена, стали общины хиппи, воодушевленныхидеей о трансформации общества силой собственного примера[16]. В начале семидесятых годов американский публицист О. Тоффлер писал,что современное общество переживает эпоху «взрывообразного ростасубкультур, дробления общества на мини-культуры»[17]. Мини-культуры, по егомнению, способствуют духовной и социальной стратификации, усиливают влияниемоды и внешних символов, характерных для той или иной группы, обществу«предстоит приспосабливаться к череде стремительно меняющих друг другасубкультур»[18]. Как отмечают современные британские социологи, несмотря насорокалетнее исследование проблемы молодежной субкультуры, все еще остаетсянеясным, что является основополагающим фактором ее развития. Кроме того,само понятие субкультуры предполагает наличие легко распознаваемойдоминирующей культуры. Однако всплеск субкультурной активности вшестидесятых-семидесятых годах привел к фрагментации «приспособившейся»господствующей культуры, что делает проблематичным ее распознавание[19]. В восьмидесятые годы в западной культурологии происходитпереосмысление проблемы молодежной субкультуры. В трактовке этогосоциального и культурного феномена возникают принципиально новые позиции, асама проблема перестает восприниматься как периферийная, частная. Западныеисследователи приходят к выводу, что само исследование данного вопросапозволяет наконец приблизится к осмыслению самой культуры как явления.Проблема субкультуры, интересовавшая прежде главным образом социологов ипсихологов, становится предметом пристального изучения культурологов иисториков. Парадокс, который удерживает внимание западных культурологов кпроблеме молодежной субкультуры, состоит в том, что контркультурныеценности и идеалы, рожденные в конце пятидесятых – начале семидесятыхгодов, не исчезли, не растворились в общественном сознании последующихпоколений. Несмотря на то, что молодежные движения в начале восьмидесятыхпошли на убыль, жизненные ценности субкультур органично вплелись в контекстсовременной западной культуры[20]. Из этого следует, что молодежныесубкультуры обладают высоким культуротворческим потенциалом и таят в себевозможности преобразования культуры вообще. Например, контркультурашестидесятых изменила взгляде человечества на то, какую одежду можноносить, какую музыку слушать, каково место молодежи в современнойполитической жизни. Современный религиозный и культурный плюрализм такжеберут начало в шестидесятых. 4. Место и роль хиппи в становлении постмодернизма. Молодежная субкультура хиппи (англ. hippie) сформировалась вВеликобритании и США к середине шестидесятых годов. Членами этойсубкультуры была молодежь, происходившая преимущественно из среднегокласса: студенты-гуманитарии, богема. Термин «хиппи» относится к достаточноширокому спектру субкультур, основное ядро которых составляет молодежь,оставившая высшее образование и занятое поиском путей «исхода» изтехнократического, материалистического общества. К таким путям относились иуход в наркотические грезы, и попытки возрождения пасторальной невинности. К предтечам хиппи можно отнести «движение перелетных птиц», гаммлерили капелони, охватившее Германию в двадцатых – начале тридцатых годов.Современник описывает их так: «Удивительные люди пришли в наш город. Сдлинными, спадающими на плечи волосами парни одеты в короткие до коленштаны, в пестрый жакет… Девушки – в холщевых платьях с роскошными косами,закинутыми вперед или уложенными в виде венка. Распевая песни, молодежьшествовала по улицам, танцевала на площадках, в кружок, подобно малымдетям… Все было как в сказке. Казалось, что нет больше нужды, нет жестокойборьбы между людьми…»[21]. Характерно, что в движении гаммлер, как и вмолодежных субкультурах второй половины ХХ века участвовала молодежьпервого послевоенного поколения. Причины появления гаммлер также были схожис причинами появления хиппи и других субкультур, однако «движениеперелетных птиц» носило локальный характер и прекратило свое существованиес приходом Гитлера к власти в 1933 году. Непосредственными предшественниками хиппи являлись «битники» (от англ.beat generation – «разбитое поколение»), литературное и молодежноедвижение, появившееся в США в 1956 году, то есть одновременно с британскимитедами, но состоявшее преимущественно из представителей молодойамериканской интеллигенции. Битники провозглашали добровольную бедность,бродяжничество, эротическую свободу, анархический гедонизм, отрешенность отсоциальных проблем, увлекались дзен-буддизмом. Поколение битников пустило воборот идей пансексуализма и ввело в оборот марихуану, как «социальныйнаркотик» американской молодежи. «Разбитое поколение» дало Америке такихписателей, как Дж. Керуак, Л. Ферлингетти, А. Гинсберг, тяготевших в своемтворчестве к бессюжетности, свободному стиху, метафоричности языка,шокирующей лексике, натуралистичности описаний[22]. Отчасти литературныетрадиции «разбитого поколения» нашли продолжение в «Тарантуле» Боба Диланаи поэзии Джима Моррисона. В начале шестидесятых неоавангардистские инигилистические тенденции обусловили распад движения битников. Особой популярностью в среде хиппи пользовались такие города, как Нью-Йорк, Лос-Анджелес, отчасти Лондон, бывшие в то время (да и сегодня)генераторами музыкальных и художественных стилей. Как уже говорилось выше,подавляющее большинство хиппи принадлежало к среднему классу, три четвертипроисходило из семей с доходом свыше десяти тысяч долларов в год начеловека. Так в Нью-Йорке треть хиппи были школьниками или студентами, 40 %- служащими, 12 % работали ранее на предприятиях, принадлежавших ихродителям[23]. Движение хиппи оказалось более массовым, чем все предыдущие(да и последующие) формы молодежных субкультур. В США хипп-движениедостигло своего апогея в «лето любви» 1967 года, когда тысячи молодых людейпопрощались с домом, или просто сбежали, чтобы побыть хиппи. Тогда, пооценкам американских социологов, движение насчитывало около пятисот тысяччеловек[24]. Среди них было двести тысяч «настоящих, идейных хиппи»,ведущих соответствующий образ жизни в течение многих месяцев, двести тысячтак называемых «пластмассовых хиппи», то есть подростков, ставших хиппитолько на время каникул, и, наконец, сто тысяч «невидимых хиппи», лиц, такили иначе разделявших убеждения хиппи[25]. К последним в основномотносились люди более старшего возраста – университетские преподаватели,служащие, представители творческой интеллигенции. Одним из «невидимыххиппи» был физик-ядерщик Фритьов Капра, впоследствии соединивший в духепостмодернизма постулаты квантовой механики и индуистскую мифологию(популяризованную «детьми цветов» наряду с традициями восточного мистицизмавообще) в научно-философском труде «Танец Шивы». Позднее Капра отмечал, чтовел в эти годы почти «шизофренический» образ жизни[26]. Днем он –профессор, доктор философии, читающий лекции или ведущий научные изыскания.Ночью же, или в выходные дни, он – рядовой хиппи, путешествующийавтостопом, или с сигаретой марихуаны в руках отдыхающий в какой-нибудьдеревенской общине хиппи. Основные принципы субкультуры хиппи могут быть сформулированыследующим образом. Во-первых, – пассивное сопротивление технократическомуобществу потребления. Сопротивление происходит посредством ритуалов,представляющих символическую угрозу символическому порядку (игра вбунтарей, как способ социальной адаптации). Во-вторых, – движение,понимаемое хиппи, как в географическом, так и в мистическом смысле – этовнутренние «путешествия», связанные с приемом наркотиков, концепцией«расширения сознания». В-третьих, – экспрессия. Экспрессивность хипписвязана с острой неудовлетворенностью системой образования, направленной надегуманизацию общества. Со стороны хиппи это приводит к попыткам стиранияграней между работой и игрой с целью достижения радостного ощущения отработы. В-четвертых, – субъективность, интровертность хиппи (являющеесявыступлением против интеллектуализма), как вызов непомерно высокимстандартам объективного мира. И, наконец, в-пятых, – индивидуализм, какреакция на обезличенность массового общества. Хиппи занят своим делом,считая, что свобода находится у него в голове, и не обращает внимания насуществование репрессивных социальных структур с соответствующимиинститутами. Для субкультуры хиппи был характерен метафизический протест,выражавшийся в трансформации сознания (с помощью магии и оккультизма, йогии наркотиков), преобразовании чувственности (посредством сексуальнойреволюции и наркотиков), перестройке межличностных отношений (путем«обобществления» человеческих тел, чувств и переживаний, «классовой борьбы»против «я», «эго», индивидуально-личностного принципа как такового)[27]. Политизированность субкультуры хиппи, вылившаяся впоследствии вдвижение «новых левых», стала ответом на негативные явления общественнойжизни стран запада эпохи «холодной войны» (таких как: расовая дискриминацияи социальное неравенство, милитаризм и война во Вьетнаме, ограничениеуниверситетских свобод и манипуляция общественным мнением). Источникомбесчеловечности современной цивилизации хиппи считали технократическуюприроду буржуазного общества, питаемого нововременным рационализмом.Бесчеловечность современного общества – это бесчеловечность научно-технического прогресса, подминающего под себя современного человека,бездумно перекраивающего и уничтожающего среду обитания, манипулирующегочеловеческим сознанием. Решающую роль в борьбе хиппи против технократического общества игралитри составных элемента контркультуры: наркотическая культура (бегство всебя, приобретение запредельного опыта, познание бога), восточный мистицизм(вернее его синтез с христианством и индейским шаманизмом) и идея всеобщейлюбви (сексуальная революция, как способ достижения максимальной личнойсвободы от традиционных правил и норм). В культе наркотиков хиппи виделимощное оружие, способное, по их мнению, повернуть сознание людей квозможности создания альтернативного общества. Восточный мистицизм сталальтернативой католицизму (и христианству вообще), запятнавшему себясвязями с фашизмом в годы войны. Секс же фрейдистски настроенными хиппистал восприниматься как двигатель мировой истории, способный подтолкнутьчеловечество не только к революции в сознании, но и к мировой социальнойреволюции. Любопытно, что ситуация постмодернизма в философии не тождественнаситуации постмодернизма в культуре и существование хиппи является яркимтому примером. Выступая против технократического общества, сложившегося каклогическое завершение кризиса нововременного гуманистическогомировосприятия, то есть, являясь, по сути, возрождением «ренессансногочеловека», движение хиппи впитало все идеи постмодернистской культуры,выступив своего рода ретранслятором положений постмодернизма на культурупоследующих поколений.Заключение. Пережив пик в 1967-1968 годах, движение хиппи практически сошло ссубкультурной сцены к 1971 году. Отчасти это связано с гибелью трех столповконтркультуры, - Джэнис Джоплин, Джимми Хендрикса в 1970 и Джима Моррисонав 1971 годах. Всем им едва исполнилось 27 лет (мистическое дляконтркультуры число, так как в 27 ушли из жизни многие как западные, так иотечественные рок-музыканты). Косвенной причиной смерти всех троихпослужило злоупотребление алкоголем и наркотиками. Однако точку в историидвижения хиппи на Западе поставили выстрелы Марка Дэвида Чепмена 8 декабря1980 года у нью-йоркского отеля «Дакота». Со смертью Джона Леннона бывшиехиппи связывают окончание эпохи шестидесятых, как эры всеобщей любви инадежд на трансформацию окружающего мира силой собственного примера,возрождения гуманистических идеалов. Но, как уже отмечалось выше, ценности и идеалы шестидесятых неисчезли, не растворились в общественном сознании последующих поколений, аорганично вплелись в контекст современной западной культуры. Возрождениегуманистических идеалов, ярко выраженная экологичность движения хиппи,сейчас снова становятся, как никогда актуальны при решении проблемывыживания человека как биологического вида. Лозунги хиппи «назад кприроде», к пасторальной невинности, к любви и миру, вместо ненависти итотального разрушения стали основополагающими для экологических партий иантивоенных движений восьмидесятых.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:ИСТОЧНИКИ:1. Дэвис Х. Битлз. Авторизированная биография: Пер. с англ.; Послесловие А.В. Макаревича. – М.: Радуга, 1993. – 416 с.2. Дубровский Э. Краткая хроника рока./Парус, 1989. № 1 – 5.3. Капра Ф. Уроки мудрости. – Пер. с англ. В.И. Аршинова, М.П. Папуша, В.В. Самойлова и В.Н. Цапкина – М.: Изд-во Трансперсонального института, 1996. – 318 с.4. Кушнир А. Золотое подполье: Полная иллюстрированная энциклопедия рок- самиздата 1967 – 1994. – Нижний Новгород: Деком, 1994. – 400 с.5. Рубин Д. «Любой дурак может стать мэром»: Из опыта студенческих революций./Комсомольская правда, 1990. 26 июля. С. 2.6. 1976 Год любви./«Record Hunter» из журнала «VOX», октябрь 1992. Пер. с англ. А. Беликов.//Рок-газета ЭНск, № 12. 1992. С. 8,9.ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ:ЖУРНАЛЫ:1. Иностранная литература, 1972.2. Парус, 1989.3. Театр, 1970.ГАЗЕТЫ:1. Комсомольская правда, 1990, 1991.2. Рок-газета ЭНск, 1991 – 1994.ЛИТЕРАТУРА:1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь./Пер. с англ. под ред. С.А. Ерофеева. – Казань: Изд-во Казан. ун-та. 1997. – 420 с.2. Байчоров А.М. От разбитого поколения к контркультуре (парадоксы молодежного протеста в США). – М.: Наука, 1977. – 170 с.3. Винер Дж. Вместе! Джон Леннон и его время. Пер. с англ. – М.: А/О Издательство Радуга, 1994. – 304 с.4. Вульф В. Вокруг Вудстокского фестиваля./Театр, 1970. № 10. С. 147 – 156.5. Губман Б.Л. Западная философия культуры XX века. – Тверь: Издательство ЛЕАН, 1997. – 288 с.6. Гуревич П.С. Проблемы субкультуры в современной зарубежной культурологии.//Субкультурные объединения молодежи: Критический анализ: Препр. докл. Всесоюзной научной конференции «Культура и ее роль в активизации человеческого фактора». С. 24 – 31. – М.: 1987. – 160 с.7. Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры: Критический анализ: (Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь). – М.: Наука, 1980. – 264 с.8. Иконникова С.И. Критика буржуазных концепций молодежной культуры. – М.: Наука, 1976. – 150 с.9. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательская корпорация «Логос», Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Международная академическая издательская компания «Наука», 1997. – 352 с.10. Кёпеци Б. Идеология «новых левых». – М.: Наука, 1977. – 215 с.11. Критика буржуазных теорий молодежи./Введение, глава 1, глава 4 (4.1 – 4.6) – В. Фридрих; Глава 2 – В. Гайер; Глава 3, глава 4 (4.7) – П. Фос; Пер с нем. Г.С. Черновой; Общ. ред. и предисл. Б.К. Лисина. – М.: Прогресс, 1982. – 335 с. – (Критика буржуаз. идеологии и ревизионизма).12. Кукаркин А.В. По ту сторону расцвета. Буржуазное общество: культура и идеология. – 3-е изд., доработ. – М.: Политиздат, 1981. – 479 с., ил.13. Матвеева С.Я. Субкультуры в динамике культуры.//Субкультурные объединения молодежи: Критический анализ: Препр. докл. Всесоюзной научной конференции «Культура и ее роль в активизации человеческого фактора». С. 16 – 23. – М.: 1987. – 160 с.14. Оборонко В.И. Западные молодежные субкультуры 80-х годов: Научно- аналитический обзор. – М.: ИНИОН АН СССР, 1990. – 32 с.15. Орлова З.А. Субкультура в структуре современного общества.//Субкультурные объединения молодежи: Критический анализ: Препр. докл. Всесоюзной научной конференции «Культура и ее роль в активизации человеческого фактора». С. 8 – 15. – М.: 1987. – 160 с.16. Подзолка Л.П. Вудсток – 25 лет спустя: эволюция хиппи.//Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. – Научно-информационный сборник. – Вып. 2. – М.: РГБ, 1995. 108 с.17. Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений: Сб. науч. тр./Редкол.: Д.И. Фельдштейн, Л.А. Радзиховский (отв. Редакторы), А.И. Мазурова. – М.: изд. АПН СССР, 1988. – 160 с.18. Рылеева С.И. Ограниченность социолого-культурологических интерпретаций молодежных субкультур.//Субкультурные объединения молодежи: Критический анализ: Препр. докл. Всесоюзной научной конференции «Культура и ее роль в активизации человеческого фактора». С. 31 – 39. – М.: 1987. – 160 с.19. Современная западная философия: Словарь./Сост.: Малахов В.С., Филатов В.П. – М.: Политиздат, 1991. – 414 с.20. Субкультурные объединения молодежи: Критический анализ: Препр. докл. Всесоюзной научной конференции «Культура и ее роль в активизации человеческого фактора». – М.: 1987. – 160 с.21. Тофлер О. Столкновение с будущим.//Иностранная литература, 1972. № 3. С. 16 – 25.22. Философский словарь./Под ред. И.Т. Фролова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Политиздат, 1991. – 560 с.23. Хёбнер Т. Волны развития неформальных молодежных групп в западном мире.//Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений: Сб. науч. тр./Редкол.: Д.И. Фельдштейн, Л.А. Радзиховский (отв. Редакторы), А.И. Мазурова. С. 131 – 147. – М.: изд. АПН СССР, 1988. – 160 с.24. Шопенгауэр А. Избранные произведения./Сост., авт. вступ. ст. и примеч. И.С. Нарский. – М.: Просвещение, 1993. – 479 с.25. Шпенглер О. Закат Европы./Авт. вступит. статьи А.П. Дубнов, авт. комментариев Ю.П. Бубенков и А.П. Дубнов. – Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1993. – 592 с.----------------------- [1] Современная западная философия: Словарь./Сост.: Малахов В.С., Филатов В.П. – М.: Политиздат, 1991. С. 239. [2] Губман Б.Л. Западная философия культуры XX века. – Тверь: Издательство ЛЕАН, 1997. С. 7. [3] Губман Б.Л. Западная философия культуры XX века. – Тверь:Издательство ЛЕАН, 1997. С. 7. [4] Шпенглер О. Закат Европы./Авт. вступит. статьи А.П. Дубнов, авт. комментариев Ю.П. Бубенков и А.П. Дубнов. – Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1993. С. 493 [5] Современная западная философия: Словарь./Сост.: Малахов В.С., Филатов В.П. – М.: Политиздат, 1991. С. 239. [6] Оборонко В.И. Западные молодежные субкультуры 80-х годов: Научно- аналитический обзор. – М.: ИНИОН АН СССР, 1990. С. 7. [7] Иконникова С.И. Критика буржуазных концепций молодежной культуры. – М.: Наука, 1976. С. 19. [8] Оборонко В.И. Западные молодежные субкультуры 80-х годов: Научно- аналитический обзор. – М.: ИНИОН АН СССР, 1990. С. 7. [9] Орлова З.А. Субкультура в структуре современного общества.//Субкультурные объединения молодежи: Критический анализ: Препр. докл. Всесоюзной научной конференции «Культура и ее роль в активизации человеческого фактора». С. 8 – 15. – М.: 1987. С. 8. [10] Курбанова А.А. Организационные формы молодежной субкультуры.//Субкультурные объединения молодежи: Критический анализ: Препр. докл. Всесоюзной научной конференции «Культура и ее роль в активизации человеческого фактора». С. 39 – 47. – М.: 1987. С. 39. [11] Рылеева С.И. Ограниченность социолого-культурологических интерпретаций молодежных субкультур.//Субкультурные объединения молодежи: Критический анализ: Препр. докл. Всесоюзной научной конференции «Культура и ее роль в активизации человеческого фактора». С. 31 – 39. – М.: 1987. С. 32. [12] Гуревич П.С. Проблемы субкультуры в современной зарубежной культурологии.//Субкультурные объединения молодежи: Критический анализ: Препр. докл. Всесоюзной научной конференции «Культура и ее роль в активизации человеческого фактора». С. 24 – 31. – М.: 1987. С. 25. [13] Рылеева С.И. Ограниченность социолого-культурологических интерпретаций молодежных субкультур.//Субкультурные объединения молодежи: Критический анализ: Препр. докл. Всесоюзной научной конференции «Культура и ее роль в активизации человеческого фактора». С. 31 – 39. – М.: 1987. С. 32. [14] Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры: Критический анализ: (Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь). – М.: Наука, 1980. С. 5. [15] Там же. С. 37. [16] Там же. С. 59. [17] Тофлер О. Столкновение с будущим.//Иностранная литература, 1972. № 3. [18] Тофлер О. Столкновение с будущим.//Иностранная литература, 1972.№ 3. [19] Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь./Пер. с англ. под ред. С.А. Ерофеева. – Казань: Изд-во Казан. ун-та. 1997. С. 325. [20] Гуревич П.С. Проблемы субкультуры в современной зарубежной культурологии.//Субкультурные объединения молодежи: Критический анализ: Препр. докл. Всесоюзной научной конференции «Культура и ее роль в активизации человеческого фактора». С. 24 – 31. – М.: 1987. С. 24. [21] Цит. по Хёбнер Т. Волны развития неформальных молодежных групп в западном мире.//Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений: Сб. науч. тр./Редкол.: Д.И. Фельдштейн, Л.А. Радзиховский (отв. Редакторы), А.И. Мазурова. С. 131 – 147. – М.: изд. АПН СССР, 1988. С. 134 [22] Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры: Критический анализ: (Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь). – М.: Наука, 1980. С. 53. [23] Хёбнер Т. Волны развития неформальных молодежных групп в западном мире.//Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений: Сб. науч. тр./Редкол.: Д.И. Фельдштейн, Л.А. Радзиховский (отв. Редакторы), А.И. Мазурова. С. 131 – 147. – М.: изд. АПН СССР, 1988. С. 134. [24] 1976 Год любви./«Record Hunter» из журнала «VOX», октябрь 1992. Пер. с англ. А. Беликов.//Рок-газета ЭНск, № 12. 1992. С. 8. [25] Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры: Критический анализ: (Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь). – М.: Наука, 1980. С. 63. [26] Капра Ф. Уроки мудрости. – Пер. с англ. В.И. Аршинова, М.П. Папуша, В.В. Самойлова и В.Н. Цапкина – М.: Изд-во Трансперсонального института, 1996. [27] Там же. С. 6.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Ситуация постмодерна в философии и культуре. Место и роль хиппи в становлении постмодернизма iconРеферат по философии тема: ситуация постмодерна в философии и культуре. Место и роль хиппи в становлении постмодернизма
Ситуация постмодерна в философии и культуре. Место и роль хиппи в становлении постмодернизма
Ситуация постмодерна в философии и культуре. Место и роль хиппи в становлении постмодернизма iconДокументы
...
Ситуация постмодерна в философии и культуре. Место и роль хиппи в становлении постмодернизма iconОбразовательный стандарт томского политехнического университета по направлению подготовки
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического...
Ситуация постмодерна в философии и культуре. Место и роль хиппи в становлении постмодернизма iconРабочая программа учебной дисциплины «Философия»
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Цивилизационные особенности становления философии
Ситуация постмодерна в философии и культуре. Место и роль хиппи в становлении постмодернизма iconПредмет философии; место и роль философии в культуре; становление философии; основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития; структура философского знания; учение о бытии
Специальность: 240601. 65 – Химическая технология материалов современной энергетики
Ситуация постмодерна в философии и культуре. Место и роль хиппи в становлении постмодернизма iconРеферат по теме: философия и культура постмодерна
Социально-психологический портрет человека и проблема постмодерна в культуре XX века
Ситуация постмодерна в философии и культуре. Место и роль хиппи в становлении постмодернизма iconПредмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии
Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции...
Ситуация постмодерна в философии и культуре. Место и роль хиппи в становлении постмодернизма iconПредмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии
Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции...
Ситуация постмодерна в философии и культуре. Место и роль хиппи в становлении постмодернизма icon1. Место и роль философии в системе духовной культуры
Фил – касается всех этих сторон дух деятельности человека, учит мыслить и постигать человеческую духовность во всех ее проявлениях....
Ситуация постмодерна в философии и культуре. Место и роль хиппи в становлении постмодернизма iconМесто и роль философии в системе духовной культуры
Философия касается всех этих сторон духовной деятельности человека. Она учит мыслить и постигать человеческую духовность во всех...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы