Источники Экологического права icon

Источники Экологического права



НазваниеИсточники Экологического права
Дата конвертации13.07.2012
Размер132.54 Kb.
ТипРеферат
Источники Экологического права


План: Особенности российского экологического законодательств Классификация источников экологического права Система источников экологического права Законы (конституционные и федеральные). Указы и распоряжения Президента РФ. Конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ.|Источники экологического права это||- нормативно-правовые акты, ||содержащие нормы, регулирующие ||отношения в сфере взаимодействия ||общества и природы. |Экологическое право - представляет собой совокупность правовых принципов инорм, регулирующих общественные отношения:по охране окружающей среды от вредных воздействий в процессе хозяйственнойи иной деятельности;по рациональному использованию природных ресурсов;по охране экологических прав и законных интересов физических и юридическихлиц;по обеспечению экологической безопасности. Особенности российского экологического законодательства. Новейшее российское законодательство в этом плане опережаетзаконодательство других государств и международные документы, в которыхпонятие "экологическая безопасность" используется чрезвычайно редко(предметом регулирования последних, как правило, являются охрана окружающейсреды, использование природных ресурсов, защита экологических прав человекаи пр.). Такое состояние российского экологического законодательства иногдаквалифицируется как неоправданное забегая вперед по сравнению сзаконодательством других стран, своего рода увлечение правовой риторикой,манипулирование понятийно-терминологическим аппаратом. Более того, рядисследователей расценивает как некорректное само понятие "экологическаябезопасность", прибегая примерно к следующей аргументации: отношения пообеспечению соблюдения экологических прав и законных интересов физических июридических лиц, как деятельности по обеспечению их экологическойбезопасности, регулируются в рамках отношений по природопользованию иохране окружающей среды, и, соответственно, отсутствуют серьезные мотивыдля выделения отношений по обеспечению экологической безопасности вотдельную группу общественных отношений, регулируемых экологическим правом,наряду с отношениями по использованию природных ресурсов и охранеокружающей среды. Такой подход имел бы свой резон, а, следовательно, и право насуществование, если бы речь шла об "обычном" ухудшении качества окружающейсреды в нарушение установленных стандартов. Но нельзя отрицать логику и втаком подходе, который ориентирует охранительные нормы в данной сфере нанекий предел, порог допустимого загрязнения. И тогда предметом охраны (хотяи условно) становится "экологическая безопасность". Условность здесьприемлема в такой же мере, в какой мы говорим, допустим, о международнойбезопасности или о государственной безопасности, хотя объект охраны, встрогом смысле слова, и здесь можно было бы свести к состоянию защищенностижизненно важных интересов личности, общества и т.п. Негативное отношение ряда авторов к такому выделению вызывает особуюозабоченность в связи с тем, что его высказывают, порой, признанныеавторитеты в области экологического права. Например, М.М. Бринчук делаетвывод об отсутствии оснований для выделения обеспечения экологическойбезопасности в самостоятельное направление деятельности в сферевзаимодействия общества и природы и о некорректности выделения обеспеченияэкологической безопасности как предмета совместного ведения органовгосударственной власти РФ и органов государственной власти субъектовФедерации, наряду с природопользованием и охраной окружающей среды в ст. 72Конституции РФ2. При этом делается ссылка на чрезвычайно широкий спектрмнений, высказанных в отечественной юридической литературе, относительносодержания экологической безопасности: от обеспечения экологических прав иинтересов человека, исключения экологического вредаприродной среде и человечеству, защиты экологических интересов личности,общества и государства до обеспечения рационального использования,воспроизводства и повышения качества окружающей среды.В результате: одни авторы рассматривают экологическую безопасность каксоставную часть охраны окружающей среды; другие ставят между ними знакравенства;третьи включают в содержание экологической безопасности не только охрануокружающей среды, но и рациональное использование, воспроизводство иповышение качества окружающей среды; наконец, высказывается мнение о том,что обеспечение экологической безопасности - деятельность, осуществляемаянаряду с охраной окружающей природной среды. Источники экологического права могут быть классифицированы по следующим основаниям: 1. По юридической силе - на законы и подзаконные акты. > Законы - нормативно-правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти. > Подзаконные акты - все иные нормативные правовые акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации, министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления. 2. По предмету регулирования - на общие и специальные. > Общие - регулируют как экологические, так и иные общественные отношения (Конституция РФ). > Специальные - это акты, целиком, посвященные вопросам охраны окружающей среды или ее элементов (например, Закон "Об охране окружающей природной среды", Водный кодекс РФ, Федеральный закон "О животном мире" и др.). 3. По характеру правового регулирования - на материальные и процессуальные. > Материальные эколого-правовые нормы устанавливают права и обязанности, а также ответственность участников соответствующих отношений (Федеральные законы "Об экологической экспертизе", "Об особо охраняемых природных территориях" и др.). > Источники экологического права процессуального характера регулируют процессуальные отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Они касаются, к примеру, предоставления земель в пользование, процедуры разработки нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую среду, проведения государственной экологической экспертизы, экологического лицензирования, защиты экологических права и интересов и т.д. (Гражданский процессуальный кодекс РСФСР; Уголовно-процессуальный кодекс РФ; Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. и др.). 4. По своему характеру - на кодифицирующие и не являющиеся таковыми. К кодифицирующим актам можно отнести Закон "Об окружающей природной среде", Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Федеральный закон "О недрах" и др.Их отличительной особенностью является систематизация эколого-правовых нормна базе основополагающих правовых принципов путем их уточнения, ликвидациивнутренних противоречий и совершенствования, развития в процессенормотворчества. Систему источников экологического права образуют: V Конституция Российской Федерации; V Федеративные договоры; V Международные договоры РФ, общепризнанные принципы международного права; V Законы (конституционные и федеральные); V Указы и распоряжения Президента РФ; V Постановления и распоряжения Правительства РФ; V Конституции, уставы, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ; V Нормативные правовые акты министерств и ведомств; V Нормативные правовые акты органов местного самоуправления; V Локальные нормативные правовые акты; V Правовой обычай.При анализе Конституции РФ как источника экологического права можновыделить две группы норм: общего характера, важных с точки зренияпоследовательного обеспечения охраны окружающей среды, рациональногоприродопользования и экологической безопасности, и непосредственноэкологические. В соответствии со ст. 7 Конституции Российская Федерация - социальноегосударство, политика которого направлена на создание условий,обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эта нормаимеет непосредственное отношение к экологическому праву, прежде всего вчасти обеспечения, соблюдения и защиты, экологических прав каждого."Достойная жизнь человека", которая должна обеспечиваться в социальномгосударстве, включает в свое содержание, наряду с материальнойобеспеченностью, благополучием, также экологические аспекты. Конституция устанавливает, что земля и другие природные ресурсыиспользуются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни идеятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст.9). Это положение может оцениваться как конституционное закреплениеэкологической функции государства и субъектов – природопользователей. Оносодержит их обязанность обеспечить охрану окружающей среды и отдельныхприродных ресурсов. Объявляя человека, его права и свободы высшей ценностью (ст. 2),Конституция устанавливает, что каждый имеет право на благоприятнуюокружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещениеущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическимправонарушением (ст. 42). Одновременно с признанием субъективныхэкологических прав Конституция возлагает на каждого обязанность сохранятьприроду и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58). С учетом федеративного устройства России Конституция определяет, какиевопросы в сфере охраны окружающей среды должны быть решены исключительно нафедеральном уровне исовместно Федерацией и ее субъектами. В частности, в исключительном веденииРоссийской Федерации находятся: установление основ федеральной политики ифедеральные программы в области экологического развития; ядернаяэнергетика, расщепляющиеся материалы; производство ядовитых веществ ипорядок их использования (ст. 71). В основном вопросы природопользования,охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в томчисле развитие земельного, водного, лесного законодательства,законодательства о недрах и охране окружающей среды, находятся в совместномведении РФ и ее субъектов (ст. 72). Федеративные договоры. Источниками экологического права России являются следующие федеративные договоры: V Разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации; V Разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации; V Разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации.Договоры были подписаны 31 марта 1992 г. Они определяют предметы веденияРоссийской Федерации, предметы совместного ведения РФ и субъектов Федерациив области природопользования и охраны окружающей среды. Важным являетсяположение договоров о том, что законопроекты РФ по предметам совместноговедения, направляются субъектам РФ. При принятии федерального закона вГосударственной думе РФ учитываются позиции субъектов Федерации. Международные договоры РФ, общепризнанные принципы международного права.Конституция устанавливает, что общепризнанные принципы и нормымеждународного права и международные договоры РФ (а значит, и в сфереприродопользования и охраны окружающей среды) являются составной частью ееправовой системы. Одновременно закрепляется примат норм международного права наднациональными. Если международным договором РФ установлены иные правила,чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора(ч. 4 ст. 15). Законы (конституционные и федеральные).Закон является средством закрепления государственной экологической политикии принимается органом представительной ветви государственной власти поповоду определения политики государства в сфере взаимодействия общества иприроды. Головным законом экологического права России как отрасли являетсяпринятый 10 января 2002 г. Закон "Об охране окружающей природной среды",который пришел на смену утратившему силу Закону "Об охране окружающейприродной среды" 1991 г. Это означает, что в вопросах охраны окружающейсреды нормы других законов не должны противоречить данному законодательномуакту. Закон определил правовые основы государственной политики в областиохраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды,биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворенияпотребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка вобласти охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы,возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связаннойс воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающейсреды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РоссийскойФедерации, а также на континентальном шельфе и в исключительнойэкономической зоне Российской Федерации. Дальнейшее развитие в Законе 2002 г. получили такие новеллыроссийского экологического законодательства, как определение эколого-правового статуса граждан через регулирование их экологических прав иобязанностей, создание экономического механизма охраны окружающей среды,регулирование государственной экологической экспертизы, ответственности заэкологические правонарушения и возмещения вреда, причиненногоэкологическими правонарушениями. Для устранения имевших место противоречий между Законом 1991 г. ииными специальными законодательными актами, новый Закон 2002 г. прибегает вряде своих разделов к отсылочным нормам (например в разделе обэкологической экспертизе). В систему экологического законодательства входит ряд других законов, включая: V Закон РСФСР "Об охране атмосферного воздуха" от 14 июля 1982 г.; V Земельный кодекс РФ от 30 октября 2001 г.; V Федеральный закон "О недрах" от 8 февраля 1995 г.; V Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г.; V Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23 февраля 1995 г.; V Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 г.; V Федеральный закон " О животном мире" от 24 апреля 1995 г.; V Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г.; V Федеральный закон "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г.; Наряду с названными законами важную роль в охране окружающей среды играют законы, являющиеся источниками других отраслей российского законодательства: V Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" от 21 ноября 1995 г.; V Закон РФ "О защите прав потребителей" ( Федерального закона от 9 января 1996 г.); V Закон РФ "О стандартизации" от 10 июня 1993 г.; V Закон РФ "О сертификации продукции и услуг" от 10 июня 1993 г.; V Закон РФ "О градостроительстве в Российской Федерации" от 14 июля 1992 г.; V Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 г.; V Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 13 июля 2001 г. и др. Указы и распоряжения Президента РФ.Нормотворческая компетенция Президента России предусмотрена ст.90Конституции РФ, согласно которой Президент РФ принимает акты в форме указови распоряжений. Указы и распоряжения главы государства обязательны дляисполнения на всей территории России. Как подзаконные акты они не должныпротиворечить Конституции РФ и федеральным законам. К числу Указов и распоряжений Президента, регулирующих экологические правоотношения, относятся: V Указ от 4 февраля 1994 г. "О государственной стратегии РФ по охране окружающей природной среды и обеспечению устойчивого развития"; V Указ от 1 апреля 1996 г. "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию"; V Указ от 2 октября 1992 г. "Об особо охраняемых территориях Российской Федерации"; V Распоряжение от 26 июня 1995г. "Вопросы государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью" и др. V Постановления и распоряжения Правительства РФ.В соответствии со ст. 115 Конституции РФ Правительство издает постановленияи распоряжения на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральныхзаконов, нормативных указов Президента РФ. Это означает, что Правительствоможет создать норму права лишь в рамках делегированного нормотворчества,когда необходимость принятия правительственного постановления илираспоряжения вытекает из актов более высокого иерархического уровня.Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречияКонституции, федеральным законам и указам Президента могут быть отмененыПрезидентом РФ (ст. 115). Конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование,природопользование и охрану окружающей среды с учетом политических,социально-экономических, природно-климатических, экологических,исторических и иных особенностей региона. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданнымв Российской Федерации, действует федеральный закон. Нормативные правовые акты принимаются субъектами РФ в разных формах. Вреспубликах-субъектах РФ - это конституции. Законодательные актыпринимаются в форме уставов (например, Устав города Москвы), кодексов(Земельный кодекс Республики Карелия, Экологический кодекс Башкортостана),законов, уложений. Органы исполнительной власти принимают указы,постановления, распоряжения. В рамках достаточно широко распространенной практики заключениясоглашений о взаимной передаче своих полномочий (ст. 78 Конституции РФ)между Российской Федерацией и ее субъектами имеются многочисленные примерыдоговоров в сфере природопользования и охраны окружающей среды (междуПравительством РФ и правительствами Башкортостана, Свердловской области идр.). Нормативные правовые акты министерств и ведомств.В пределах своей компетенции министерства и ведомства вправе приниматьобязательные для исполнения акты. При этом акты специально уполномоченныхгосударственных органов в области природопользования и охраны окружающейприродной среды наделены неведомственной компетенцией, являютсяобязательными для других министерств и ведомств, юридических и физическихлиц, общественных учреждений. Акты министерств и ведомств, осуществляющихотраслевое управление, обязательны для исполнения в пределахсоответствующей области. Примером нормативного правового акта специальноуполномоченных государственных органов в области природопользования иохраны окружающей среды может служить Положение об оценке воздействия наокружающую среду в Российской Федерации, утвержденное приказом МинприродыРоссии от 18 июля 1994 г. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Согласност. 7 Закона "Об охране окружающей среды" 2002 г. полномочия органовместного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающейсреды, определяются в соответствии с федеральными законами. Федеральныйзакон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации"4 к ведению местного самоуправления отнес принятие и изменениеуставов муниципальных образований, обеспечение санитарного благополучиянаселения, регулирование планировки и застройки территорий муниципальныхобразований, благоустройство и озеленение территории, организациюутилизации и переработки отходов, участие в охране окружающей среды. Локальные нормативные правовые акты.Локальными называются нормативные акты, которые принимаются на предприятияхи становятся источниками экологического права при условии, что онисанкционированы государством. Локальные акты подразделяются на акты общегои специального характера. Локальные акты общего характера - уставы предприятий, коллективныйдоговор, правила внутреннего трудового распорядка. В уставах, например,содержатся нормы относительно правового режима имущества и земли,организации управления, включая сферу природопользования и охраныокружающей среды. Специальные локальные акты - планы организационно-техническихмероприятий по охране природы и рациональному использованию природныхресурсов, должностные инструкции и др. Действие эколого-правовых норм,содержащихся в локальных нормативных актах, ограничено рамками предприятия. Правовой обычай. Обычай имеет большое практическое значение врегулировании использования природных ресурсов в контексте традиционногоприродопользования. Так, Конституция РФ (ст.72) выделяет защиту исконнойсреды обитания малочисленных этнических общностей как самостоятельныйпредмет ведения. Регулирование отношений по использованию природныхресурсов с учетом традиционного природопользования предусматривается Воднымкодексом РФ (ст. 66), Лесным кодексом РФ (ст. 124), Федеральным законом "Оживотном мире" (ст.ст. 9, 48, 49). Таким образом, обычай как источник права применяется на практике. Схема Используемая литература > Безопасность России: Правовые, социально-экономические и научно- технические аспекты. - М.: Знание, 1998. > Бекяшев К.А. Принципы и источники международного экологического права. - В кн.: Международное публичное право. Издание второе, переработанное и дополненное./Под ред. Бекяшева К.А. -М.: Проспект, 1999. > Бринчук М.М. Экологическое право. М., 2000г. Копылов М.Н. Право на развитие и экологическая безопасность развивающихся стран (международно-правовые вопросы) - М.:Экон, 2000г.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Источники Экологического права iconПрограмма по предмету «Экологическое право» предназначена для подготовки студентов по специальности «Правоведение»
В общей части даются определение термину «Экология», понятие предмета метода, механизма действия экологического права. Изучаются...
Источники Экологического права iconПеречень вопросов по специализации
Источники экологического права: понятие, система, соотношение с источниками других отраслей права
Источники Экологического права iconИсточники экологического права

Источники Экологического права iconПрограмма дисциплины Экологическое право для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» подготовки специалиста
Тема Источники экологического права. Современное экологическое законодательство
Источники Экологического права iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»
Тема Источники экологического права. Современное экологическое законодательство
Источники Экологического права iconПроблемы построения современной функциональной организации государственного экологического контроля
Заславская Н. М., ассистент кафедры экологического и земельного права юридического факультета мгу им. М. В. Ломоносова
Источники Экологического права iconПравовое обеспечение профессиональной деятельности источники образовательного права
Источники образовательного права – нормативные акты и договоры, содержащие нормы, направленные на регулирование отношений в области...
Источники Экологического права iconПравовой статус должностных лиц органов государственного экологического контроля
Заславская Н. М., ассистент кафедры экологического и земельного права юридического факультета мгу им. М. В. Ломоносова, кандидат...
Источники Экологического права iconКафедра экологического, трудового права и гражданского процесса
Наименование – кафедра экологического, трудового права и гражданского процесса, электронный адрес кафедры – civil process@ksu ru
Источники Экологического права iconСеминар №1 Тема «Предмет, метод, система трудового права. Источники трудового права Принципы трудового права. Субъекты трудового права»
Соотношение трудового права со смежными отраслями права (гражданским, административным, уголовно-исполнительными др.)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы