Понятие конкретной жизненной ситуации, ее роль в механизме преступного поведения icon

Понятие конкретной жизненной ситуации, ее роль в механизме преступного поведения



НазваниеПонятие конкретной жизненной ситуации, ее роль в механизме преступного поведения
Дата конвертации13.07.2012
Размер249.95 Kb.
ТипРеферат
Понятие конкретной жизненной ситуации, ее роль в механизме преступного поведения


Министерство образования Российской Федерации Кемеровский государственный университет Юридический факультет Кафедра уголовного права и криминологии КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине: «Криминология» Тема: «Понятие конкретной жизненной ситуации, ее роль в механизме преступного поведения» Студентки 4 курса ОЗО 2-го высшего образования группы Ю-42 Барабаш Екатерины Николаевны Преподаватель: Бунина С.В. Кемерово 2000г. План курсовой работы:1. Понятие конкретной жизненной ситуации.2. Виды конкретных жизненных ситуаций.3. Роль конкретной жизненной ситуации в механизме преступного поведения.4. Роль личности и ситуации в неосторожных преступлениях. 1. Понятие конкретной жизненной ситуации. Для криминологии наибольший интерес представляет выработанноепсихологической и юридической наукой понятие конкретной жизненной ситуациикак определенного сочетания обстоятельств жизни человека, непосредственновлияющих на его поведение в данный момент. В криминологическом смысле –это событие или состояние, вызвавшее решимость совершить общественноопасное деяние, способствующее или препятствующее ему. Ситуация обычно предшествует преступлению, но может и сопровождать егосовершение. Обстоятельства жизни человека, из которых складываетсяконкретная жизненная ситуация, весьма различны. Это может бытьсравнительно длительное состояние (например, тяжелая обстановка в семье)или кратковременное событие (например, конфликт с хулиганом на улице),различные поступки других людей или положение, сложившееся в обществе. Ситуация может охватывать огромные территории (например, припреступлениях против жизни и безопасности человечества) или ограничиватьсяквартирой (например, при бытовой ссоре). Продолжительность ситуации тожеразлична: от нескольких секунд (при дорожно-транспортном происшествии) донескольких лет (конфликты на почве ревности или мести). В каждой жизненной ситуации необходимо различать объективноесодержание, определяемое происшедшими в действительности событиями, исубъективное значение, которое придается ей субъектом в зависимости от еговзглядов, опыта, наклонностей, характера и пр. Объективное содержание исубъективное значение ситуации могут подчас сильно расходиться. Одно и тоже объективное событие, например невозможность удовлетворениякакой-либо потребности, может играть для одного и того же лица в разныемоменты (или в одно и тоже время для разных лиц) различную роль. Различиево взглядах с собеседником субъект может воспринять как личное оскорбление,временные материальные трудности некоторые люди расценивают как жизненныйкрах и пр. Важно то обстоятельство, что человек обычно поступает всоответствии не с ситуацией в ее объективном смысле, а со своимпредставлением о ней. Субъективное толкование ситуации тесно связано смотивационной сферой личности и определяемыми ею целями поведения. Ситуации могут не только вызывать временные изменения в поведении, но истимулировать перестройку личности.
«К таким ситуациям мы относимэмоционально насыщенные события, затрагивающие интересы или совестьличности. К ним мы относим ситуации общественного выражения гнева,презрения, восхищения, опасные для жизни ситуации, крушение надежд или,наоборот, порождающие веру в грядущее счастье и пр.»[1] Человек ведет себя по-разному в обыденной обстановке и экстремальных,необычных условиях. Поэтому, оценивая его действия, приведшие к преступномурезультату, следует выяснить, предвидел ли он заранее такое стечениеобстоятельств или оно явилось для него неожиданностью. Это необходимо,прежде всего для правильного понимания нравственного облика личности,выяснения ее моральной и эмоциональной устойчивости. Давая оценкунеправомерным поступкам, следует также учитывать, что поведение человекавообще, а тем более в сложной ситуации зависит не столько от особенностейнервной системы, сколько от нравственных качеств, убеждений, наклонностей,индивидуального опыта, тренированности в преодолении трудностей, влияниисоциальных установок и общественного мнения. Столкнувшись перед совершением преступления с уже знакомой емуситуацией, человек получает возможность не только физически продублироватьпрошлые поступки, но и воспроизвести их целевое содержание. Прошлыеситуации отражаются, закрепляются в чертах личности и уже через нее как бывходят в новую ситуацию, превращая ее в известную, «легко решаемую». Значение субъективного фактора сильно возрастает в нетипичныхситуациях. Это связано прежде всего с неопределенностью, неполнотойпервичной информации, поступающей к индивиду от окружающей его непривычнойобстановки. Ситуация не во всех случаях предоставляет человеку вариант решения,лежащий на поверхности. Эксперименты показали, что при решении сложнойпроблемы у человека вообще может не быть очевидного варианта решения. Втаких случаях он должен формировать новый. Конечно не каждая ситуация требует такого реагирования на нее, прикотором перед лицом стоит задача осмыслить ее и найти решение. Вбольшинстве случаев решения принимаются автоматически и настолько входят впривычку, что сознательный элемент, ассоциируемый с идеей выбора, исчезает.Только новая или редко встречающаяся ситуация наиболее очевидно заставляетдействовать волю человека и вынуждает его сопоставлять различные возможныереакции, вызываемые данной жизненной ситуацией, выбирая ту из них, котораяпредставляется в тот момент наиболее подходящей. Таким образом, в одном случае побуждение личности к определенномуповедению включает в себя сознательную оценку ситуации и выбор на этойоснове варианта поведения, в другом – побуждение функционирует безпредварительного мысленного анализа последствий и оценки поведения. Впоследнем случае поиск решения отсутствует и в качестве мотива поступкавыступает стереотипное поведение. Важным свойством любой ситуации является ее конкретность, выражающаясяв том, что она существует в определенных пространственно-временных рамках.Ситуации могут охватывать большие территории и сохраняться в течениидлительного времени либо, наоборот ограничиваться небольшими пространствамии длиться несколько мгновений. Пространственно-временные масштабы ситуацииво многом зависят от характера деятельности конкретных лиц, от ихвозможностей и направленности их умысла. Другим свойством ситуаций является их систематичность и известнаяповторяемость, что создает необходимые гносеологические и логическиеоснования для предвидения их появления в будущем. Большая часть ситуаций в жизни человека возникает под влияниемразличных социальных факторов, порождается конкретными общественнымисвязями и отношениями. Поэтому ситуации в общем можно рассматривать какодно из проявлений социальной среды, играющей решающую роль в формированииличности и ее поведения. Жизненные ситуации могут складываться на только под воздействиемсоциальных факторов, но и в результате воздействия сил природы, напримерстихийного бедствия или болезни. Некоторые ситуации обусловливаютсяпричинами, не зависящими не только от личности и ее микросреды, но даже иот более широких социальных общностей. Так, например, ситуации, связанные струдностями войны и послевоенного восстановления, а также с материальнымизатруднениями, обусловленными экономическими причинами. Конкретная ситуация, в которой находится данная личность передсовершением преступления, в значительной мере определяется ее социальнойролью, принадлежностью к социальной группе, образом жизни и т.д. Это даетвозможность в вероятностном аспекте предсказать некоторые события в жизничеловека и предположить определенный вариант его поведения. Например, одниситуации, связанные с профессиональной принадлежностью, возникают уводителя такси, другие – у продавца магазина, третьи – у врача и т.п. Ихповедение в наиболее типичных и важных ситуациях определяется как законамиили служебными инструкциями, так и неписаными нормами, выработанными вданной профессии, и, конечно, общепринятыми нормами поведения. Ситуацииопределенного типа постоянно складываются и в жизни лица, котороесистематически совершает преступления, скрывается от органов следствия,ведет паразитический образ жизни. Ситуации зависят и от направленности взглядов, интересов и наклонностейличности, от ее идеалов. Поэтому, например, лица с антиобщественнойориентацией нередко стремятся попасть в такие ситуации, в которых они могутрассчитывать на удовлетворение своих потребностей, либо сами создают этиситуации. В значительной степени ситуация определяется интеллектомчеловека, определяющим его социальную позицию, уровень и объем притязаний. 2. Виды конкретных жизненных ситуаций. Ситуация необязательно оказывает определяющее влияние на данноеповедение человека, в частности на совершение преступления: он можетпоступать даже вопреки складывающейся жизненной ситуации. Поэтому надоразличать ситуации мотивационно безразличные и мотивирующие. Ситуацияназывается мотивационно безразличной, если состояние и изменение элементов,ее составляющих, не влияет на деятельность субъекта. Ситуация являетсямотивирующей, если что-то в ее состоянии оказывает влияние на деятельностьданного лица. Жизненная ситуация – как повод к совершению преступления. Мотивирующая ситуация связана с преступлением через повод к егосовершению. На личность перед совершением преступления в течениедлительного времени могут влиять многие объективные и субъективные факторы,однако поводом к совершению преступления становятся лишь те из них, которыеиграют роль «спускового крючка» в общем механизме поведения. В этой ролиситуация выступает главным образом при ситуативных, непредумышленныхпреступлениях, например, когда ссора уже происходит и мотив (ревность,месть) имеется, но не хватает малой детали, которая разожгла бы пламявзаимной ненависти, превратила ее в трагедию. Повод может быть выдуман или спровоцирован самим преступником, чточасто встречается со стороны хулиганов и насильников. Повод возможен и вкорыстных преступлениях, когда вещь «плохо лежит» и тем «провоцирует»субъекта, уже имеющего намерение что-либо украсть. Близка к роли поводаситуация в неосторожных преступлениях, когда она дезориентирует иподталкивает субъекта к необдуманным действиям. Таковы сложные аварийныеситуации на автотранспорте, в частности неправильное поведение пешеходовили встречных водителей. Ситуация как источник мотивации преступления. Также ситуация может быть источником мотивации преступления. Этовстречается главным образом тогда, когда перед субъектом возникает труднаяпроблема. Проблемная ситуация - это такая ситуация, в рамках которой существуетпрепятствие на пути к поставленной субъектом цели. Разрешение проблемнойситуации заключается в нахождении способа преодоления преграды и достижениянамеченной цели. Каждая проблемная ситуация может быть решена лишьопределенными средствами. Проблемная ситуация – это совокупностьобстоятельств, требующих выхода, незамедлительного принятия решения.Ситуации такого рода обычно предшествуют умышленным преступлениям, которыев этом случае являются результатом преодоления содержащихся препятствий.Велика роль проблемной ситуации и в совершении неосторожных преступлений. Применительно к неосторожным преступлениям это, в частности,совокупность экстремальных, необычных условий выполнения действия. Такиеусловия часто связаны с резким повышением скорости выполнения действия иуменьшением времени для его обдумывания. Ситуации, порожденные такимиусловиями, предшествуют тем преступлениям, которые совершаются внезапно,без предварительной подготовки, когда у субъекта не хватает времени дляобдумывания всех своих действий. Это особенно характерно, например, дляпреступлений, связанных с превышением пределов необходимой обороны. Проблемные ситуации, связанные с экстремальными условиями, помимоизменения лимитов времени могут быть вызваны и целым рядом личностныхусловий деятельности, которые приводят к эмоциональной напряженности. Онимогут включать и условия человеческой коммуникации, и межличностныеотношения, возникающие в результате разделения функций между различнымилюдьми, выполняющими общую деятельность. Для правильного понимания механизма совершения конкретных преступлений,необходимо рассмотреть и такую важную разновидность проблемной ситуации,как конфликтная ситуация. С конфликта с окружающими начинаются очень многиенасильственные преступления. Ссора в семье, приводящая к оскорблениям инасилию над личностью, убийство на почве ревности или мести, сопротивлениепредставителю власти и т.п. – все это примеры различных конфликтов, илидействий ими порожденных. Многие из них складываются задолго допреступления, а в нем лишь проявляют себя в наиболее резкой форме. Под конфликтной ситуацией понимается такая ситуация, в которойпроисходит столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений;возникают серьезные разногласия сторон, ведущие к борьбе между ними. Вситуациях, связанных с нарушением моральных норм, обнаруживается резкоерасхождение ценностных ориентаций, и определяющую роль начинают игратьнравственные позиции сторон. Конфликтные ситуации могут быть двух видов: со строгим соперничеством,когда интересы участников диаметрально противоположны и выигрыш однойстороны означает проигрыш другой; и с нестрогим соперничеством, когдаскрещиваются интересы, не столь диаметрально противоположные друг другу. Конфликтные ситуации не всегда влекут за собой противоправное илиаморальное поведение, даже если они возникают для решения нравственныхпроблем. Некоторые конфликты могут выступать стимулятором социальнополезной активности человека и способствовать его воспитанию. Жизненная ситуация как возможность удовлетворения мотива поведения идостижения тех или иных целей. Жизненная ситуация может означать создание возможностей дляудовлетворения определенных потребностей личности. Представим себечеловека, испытывающего нормальные материальные потребности. Как он можетих удовлетворить? Это зависит от особенностей его личности (статус,способностей и т.п.) и от конкретной жизненной ситуации, в которой оннаходится. Эта ситуация может быть благоприятной для него илинеблагоприятной. Она открывает для человека законные возможности получениясредств или блокирует их. Возможно ситуация подсказывает ему и незаконныйпуть. Законные возможности могут быть недоступны человеку в связи собъективными причинами, например экономическим положением в стране и вданной отрасли народного хозяйства (закрытие предприятий, безработица), садминистративными препонами, особенностями политической обстановки и пр. Но могут быть препятствия субъективного характера: недостаток образования усубъекта, его безынициативность, сложное семейное положение и др. Законныхвозможностей может вообще не быть, например, потому, что субъект ставитперед собой цели, запрещаемые законом. В такой ситуации у него вполне может возникнуть мысль об использованиинезаконных возможностей достижения намеченной цели. Надо заметить, что такие возможности тоже могут быть доступными,ограниченными или вовсе недоступными. Далеко не всякий может законно статьпреуспевающим бизнесменом, но и незаконный путь к обогащению, особеннокрупному, доступен не каждому. В советское время такие пути были взначительной степени перекрыты запретом частной собственности, монополиейвнешней торговли, затрудненным выездом за рубеж и т.п. Временное использование незаконных возможностей свидетельствуетбольшей частью о ситуативном преступлении, которое может и не повториться.Систематическое же использование выгодных ситуаций способно превратиться вобраз жизни, что и происходит с преступниками-профессионалами, а такжедеятелями организованной преступности. Социальный баланс между ситуациями, предоставляющими людям законные инезаконные возможности достижения своих целей, зависит от общейполитической, социально-экономической, нравственной обстановки в стране. Вкризисное время поле законных возможностей обычно сужается, в то время какнезаконных растет. Бесконтрольность поступков людей и операций юридических лиц, коррупцияв государственном аппарате, слабость правоохранительных органов создаютподходящие условия для действий преступных элементов, а это в свою очередьведет к росту преступности и сокращения законных путей достиженияобщественно приемлемых целей. Конкретная жизненная ситуация может способствовать или препятствоватьдостижению преступного результата. Ситуация способствует этому, когда, например, налицо бесконтрольностьимущества, бесхозяйственность, отсутствует охрана и нет сигнализации.Ситуация препятствует преступлению, если совершение его физическиневозможно или чревато для преступника скорым разоблачением. Однако этотвопрос отдельно рассматривается другим разделом криминологии. 3. Роль конкретной жизненной ситуации в механизме преступного поведения. Ситуация – это влияющая на поведение человека в данный моментсовокупность обстоятельств, как способствующих, так и препятствующихпреступлению, либо нейтральных. Роль ситуации в механизме преступления взначительной мере зависит от того, какая группа факторов определяет «лицо»данной ситуации, превалирует в ней. В связи с этим ситуации можноклассифицировать на два основные вида – криминогенные и некриминогенные. Криминогенные ситуации – это те, которые в силу фактического содержанияположительно влияют на формирование преступного замысла, цели преступления,являются благоприятными для достижения преступного результата. Такиеситуации часто являются мотивирующими и содержат в себе «провоцирующие»моменты. По источнику формирования криминогенные ситуации можно разделитьна три группы: V Связанные с личностью субъекта и его деятельностью; V Складывающиеся независимо от субъекта и, связанные с предметом преступного посягательства; V Смешанные, т.е. возникшие в результате, как действий лица, так и других обстоятельств. Ситуации первой группы нередко складываются вследствие целеустремленныхпоступков субъекта, специально направленных на создание условий, наиболееблагоприятных для осуществления его преступных намерений. Они могут бытьсозданы и такими действиями лица, которые первоначально были направлены насовершение другого преступления либо на достижение совсем другой цели, атакже антиобщественным, аморальным, но не преступным поведением. Ситуации второй группы часто возникают из-за упущений и недостатков вдеятельности государственных органов, хозяйственных и общественныхорганизаций, отдельных должностных лиц. Они могут порождаться такжеаморальными, противоправными и неосторожными действиями потерпевших исвидетелей, возникать под влиянием предрассудков, отсталых взглядов,традиций и представлений, бытующих среди некоторых микрогрупп илиобщностей. Существование таких ситуаций может быть связано с несчастнымслучаем или с действием стихийных сил природы. Наиболее распространены ситуации третьей группы. В каждой конкретнойситуации может преобладать та или иная группа таких обстоятельств. Криминогенные ситуации не могут существовать в чистом виде, то естьсостоять только из криминогенных факторов. В каждой из них в том или иномвиде, в разных формах и долях действуют и антикриминогенные факторы. К некриминогенным ситуациям относятся такие, которые либо неблагоприятствуют совершению преступления, либо существенно препятствуютему, либо вообще исключают возможность совершения данного преступления. Дляобъекта, замыслившего преступление, такая ситуация в ряде случаев являетсяпроблемной, поскольку в ее рамках существуют препятствия для достиженияцелей. Препятствия могут выражаться в действиях других лиц, в том числе идолжностных, либо существовать в виде физических преград, а также в формеорганизационных препятствий, например, специальных правил, охраняющихобъект преступного посягательства. Препятствовать достижению цели можетнезнание субъектом путей преодоления преграды, неумение выбрать способдостижения цели, а также отсутствие достаточно полной информации о фактахили явлениях, связанных с объектом преступного посягательства. К числу некриминогенных относятся и ситуации, являющиеся нейтральными,то есть не препятствующие, но и не благоприятствующие совершениюпреступления. Криминологический анализ значения жизненной ситуации в механизмесовершения преступления должен включать в себя исследование не толькопсихологических, но и этических аспектов взаимодействия личности иситуации. Ситуация перед совершением преступления – это обычно ситуацияморального выбора, неразрывно связанная с мировоззренческой, моральнойопределенностью решения человека. Моральный выбор совершается благодаряиндивидуальному решению. В ситуации выбора объективные обстоятельства иличное решение взаимнообусловлены как элементы единой системы объективных исубъективных факторов. Все воздействия окружающей обстановки активно перерабатываютсяличностью в соответствии с накопленным индивидуальным опытом, культурнымитрадициями, личными склонностями, целями, которые перед собой ставитчеловек и т.д. Объективная действительность влияет на преступное поведениенепосредственно (влияние социальной среды в форме ситуации в настоящеевремя, перед совершением поступка и опосредовано (неблагоприятное влияниесоциальной среды на прошлое формирование личности). Ситуации постоянновлияют на личность, предлагая» ей те или иные варианты поведения. Однакопоступки людей являются не просто реакцией на воздействие ситуации,человек, в свою очередь также влияет на ситуацию, создает благоприятные длясебя обстоятельства ситуации, поступая так, как кажется ему правильным.Ситуация вызывает тот или иной поступок, лишь преломляясь через психикучеловека, взаимодействуя с его личностными качествами, порождая потребностии мотивы. Чем сложнее характер ситуации, тем сложнее механизм такоговзаимодействия. В тоже время разнообразие условий человеческой деятельностипредопределяет множество типов взаимодействия человека с окружающейсредой, в том числе и с ситуацией. Возможности, которые складывающаяся обстановка предоставляет лицу длявыбора образа действия, имеют определяющее значение при решении вопроса оего ответственности за свои поступки. Лицо не может подлежать уголовнойответственности, если оно действует против собственной воли, од влияниемфизического принуждения или непреодолимой силы. Деяние, совершенное лицомэтих условиях, не является его проступком, его действием или бездействием,таким образом, не является преступлением, потому что преступление – всегдаволевое действие или бездействие. Противоправное поведение является взаимодействием внешних факторов ивнутренних, личностных качеств человека. К внешним факторам,обуславливающим совершением преступления, относятся неблагоприятныеусловия нравственного формирования личности преступника, а также теособенности ситуации, которые способствуют возникновению преступногонамерения, заключая в себе объективные возможности для совершенияпреступления. К числу внутренних факторов относятся антиобщественныевзгляды, ориентации, потребности, проявленные в соответствующих мотивах. Если преступление – общественно опасное виновное поведение человека, тоникакая ситуация сама по себе не может не может служить причинойпреступления. Если человек действовал виновно, значит неблагоприятнаяситуация давала ему возможность выбора варианта поведения, но он в силусвоих социальных качеств выбрал преступный путь разрешения этой ситуации изчисла возможных. Конкретная жизненная ситуация может быть отнесена лишь кусловиям, которые способствовали преступлению. В разных случаях значения ситуации различно. Иногда можноконстатировать сильное влияние жизненной ситуации на преступное поведение,в других случаях она не имеет сколько-нибудь существенное значение. Многиепреступления совершаются без предварительной договоренности ираспределения ролей между соучастниками, с использованием случайных орудий,в том числе найденных на месте преступления. Иногда преступник, наоборот,использует неожиданно сложившуюся обстановку и совершает преступление, окотором до появления данной обстановки он и не думал. Также многиепреступления совершаются с предварительным детальным расчетом и подготовкойобстоятельств. Значение ситуации в механизме преступного поведения также зависит оттого, является ли преступление длительным поведением или отдельнымповеденческим актом. Последний обычно более ограничен во времени и можетбыть нехарактерен для данной личности. Длительное поведение, в том числепреступное, больше выражает внутренний мир человека, его ценностныеориентации и потребности, чем отдельный поступок. Конфликтные,экстремальные ситуации чаще бывают криминогенными именно в развитииотдельных актов поведения (поступков). 4. Характеристика причин и условий неосторожных преступлений. Неосторожным преступлениям присущи специфические особенности,отличающие их от умышленных преступлений, и прежде всего для них характеренспецифический механизм совершения общественно опасного деяния и причиненияобщественно опасного последствия. Специфика механизма неосторожных преступлений с объективной сторонызаключается : а). в особенностях криминогенной ситуации; б). в особенностях орудий и средств совершения преступления; в). в особенностях совершения действий и причинения преступныхпоследствий. Свою специфику имеет и психологическая субъективная сторона механизмасовершения преступления, которая заключается в следующем: а). в основе неосторожного преступления лежит виновная,«неизвинительная» ошибка субъекта; б). при неосторожном преступлении иным чем при предумышленном являетсясоотношение сознаваемых и несознаваемых факторов, а также факторов,находящихся под контролем воли; в). при совершении неосторожных преступлений мотив и цель имеют инуюсоциально-нравственную окраску, наблюдается разрыв между мотивом и целью ипричинением преступного результата. Неосторожное преступление начинается с нарушений правилпредосторожности и далее развивается линейно. Нарушение правилпредосторожности (помимо опасных свойств ситуации и орудия) создает лишьабстрактную возможность причинения преступного последствия; такое женарушение в условиях опасной ситуации или при использовании опасного орудия(средства) уже создает реальную возможность наступления преступногопоследствия, его наступление превращает возможность в действительность. Так, в ситуации, рассмотренной в примере превышение скорости вожденияавтомобиля в условиях сухой дороги и хорошей видимости при наличии большогоопыта вождения, создает возможность больше абстрактную, чем реальную длянаступления преступных последствий. Однако тоже небольшое превышениескорости в условиях мокрой дороги и ограниченной видимости создалоситуацию, в которой Тихов, не смог справиться с управлением автомобиля, таккак из-за высокой скорости и скользкой дороги машину занесло и выкинуло наобочину. При совершении неосторожных преступлений орудие (средство)представляет собой самостоятельный элемент взаимодействия, составляющегоконкретную причину неосторожного преступления. В этом, в частности,заключается одно из отличий неосторожных преступлений от умышленных, гдеорудие, сознательно используемое субъектом для причинения преступногопоследствия, является составной частью его деяния и не имеетсамостоятельного криминологического значения. При неосторожности, напротив, орудие приобретает известнуюсамостоятельность, так как выходит из под контроля управляющего субъекта.Это происходит потому, что субъект не сознает, либо недооценивает опасныесвойства орудия, либо не проявляет достаточных усилий для ихнейтрализации; в силу нарушения лицом правил безопасности при ихиспользовании эти свойства приобретают криминогенный характер. Опасные имогущие быть криминогенными свойства могут быть объективно присущи орудию(например, автомобиль – источник повышенной опасности), они могутвозникнуть в результате его неисправности; эти свойства могут статьопасными в определенной ситуации (спички в загазованном помещении), орудиеможет стать опасным также в результате неправильного использования егосубъектом. В большинстве случаев орудие неосторожного преступления само по себе является источником повышенной опасности, и для его безопасного использования общество создает правила предосторожности, которым придается юридическая сила. В рассмотренной ситуации, в соответствии с правилами дорожного движения скорость движения в населенном пункте не должна превышать 60 км/час. В принципе орудия умышленных и неосторожных преступлений могут быть одинаковыми. Отличие заключается в их роли в механизме преступления, прежде всего в их «подконтрольности» субъекту. Специфична для неосторожных преступлений и криминогенная роль ситуации. Если при совершении умышленных преступлений эта роль проявляется главным образом при принятии решения (создает стимулы преступного поведения), а также может быть условием достижения преступного результата, то в неосторожных преступлениях она проявляется по крайней мере в трех точках развития механизма преступления. Во-первых, ситуация воздействует на личность в процессе мотивации при выработке решения; Во-вторых, ситуация воздействует на личность и на орудие в процессе исполнения решения, вследствие чего орудие выходит из под контроля управляющего субъекта; В-третьих, ситуация участвует в непосредственном возникновении преступного поведения, во многом, наряду с характером орудия, определяя его тяжесть. Кроме того, необходимо обратить внимание, что для неосторожности специфично не столько объективное содержание, сколько субъективный смысл ситуации, характер ее восприятия субъектом. При умысле адекватное восприятие ситуации способствует причинению преступного результата; при неосторожности, напротив, к преступному результату приводит неадекватное восприятие ситуации. Как и орудие, в первом случае криминогенные свойства ситуации сознательно используются преступником, а во втором – сказываются помимо его сознания и воли. Опасный характер ситуации может быть различным на различных этапах развития механизма преступного поведения. Она может быть опасной уже во время принятия человеком решения действовать, однако это необязательно. Опасность в ситуацию может быть привнесена деянием субъекта, а точнее использованием им опасного орудия с нарушением правил безопасности. Наконец, ситуация может превратиться в опасную (криминогенную) в результате неправомерного поведения потерпевшего или третьих лиц во время непосредственного причинения общественно опасного последствия. Не всякая опасная ситуация является криминогенной (т.е. влияющей на совершение преступления). Она является таковой тогда, когда субъект виновно нарушает правила безопасного поведения в ней или же виновно привносит их в ситуацию. Однако, ситуацию нельзя рассматривать статично, она может меняться, иногда очень стремительно, причем в ходе этого изменения опасные факторы могут появляться или исчезать. Поэтому в различные моменты развития механизма неосторожного преступления ситуация не является одинаковой, меняется ее значение в механизме неосторожного преступления. В зависимости от вида неосторожности и сферы ее проявления опасные факторы могут быть очень разнообразны. Выделяют некоторые из них, типичные для многих преступлений: Грозящие неожиданным вредоносным воздействием неуправляемых сил природы (обвал, взрыв, шторм и пр.); Физически препятствующие целенаправленному управлению источником повышенной опасности (плохая видимость, гололед и т.д.); Отвлекающие внимание действующего лица или иным образом дезорганизующие его психическую деятельность; Способствующие незащищенности объектов причинения вреда в сфере действия источников повышенной опасности и поэтому требующие от субъекта особых мер предосторожности. Опасные факторы могут быть сами результатом умышленного или неосторожного поведения других лиц. Разновидностью опасной ситуации является экстремальная ситуация, которая характеризуется неожиданностью возникновения, тяжелым характером грозящей опасности, в том числе и самому субъекту, чрезвычайно высокой степенью вероятности этой опасности и быстротечностью, порождающей крайний дефицит времени на обдумывание и принятие решения. Экстремальные условия, чаще всего, встречаются в преступлениях, связанных с использованием техники, предъявляют к субъекту, его профессиональным навыкам повышенные требования. В рассматриваемом примете, на мой взгляд, ситуация вначале, начиная с момента превышения скорости и ограничения видимости, была опасной. Через какое-то время, в результате неправильных действий третьих лиц, в частности, водителя впереди идущей машины) ситуация переросла в экстремальную. В итоге к общественно опасному результату привело наличие трех опасных факторов: физические препятствия для управления средством повышенной опасности в виде плохой видимости и мокрой дороги, далее неправильное поведение на дороге третьего лица, создавшее экстремальную ситуацию, и фактор, способствующий незащищенности объектов причинения вреда (возможно, отсутствие тротуара, вследствие чего пешеход оказался на обочине с правой стороны дороги). Опасные факторы ситуации могут иметь постоянный характер, т.е. быть связанными с каким-либо видом деятельности, в то же время опасная ситуация может быть и временной и быстротечной, как в рассматриваемом нами случае. Опасные факторы внешней среды и орудия поведения взаимодействуют между собой и оказывают друг на друга взаимное влияние, ухудшающее общую криминогенную ситуацию. Неосторожные преступления имеют во многом ситуативный характер, и именно характером ситуации и применяемого орудия главным образом определяется тяжесть наступившего или возможного преступного последствия, тогда как при умысле эта тяжесть, равно как ситуация и орудие, зависит от воли субъекта. Из данных конкретно- социологических исследований следует, что неосторожные преступления значительно чаще, чем умышленные совершались под активным воздействием криминогенной ситуации. Из этого свойства механизма неосторожных преступлений следует, что профилактика в отношении этого вида преступлений может быть более успешной по сравнению с умышленными преступлениями, так как в общем легче воздействовать на объективные факторы, чем на личность. Опасные ситуации и орудие (средство) при всей их важности в механизме неосторожного преступления создают лишь возможность его совершения. Эта возможность превращается в действительность в результате действия личностного фактора – определенных дефектов личности субъекта и его поведения. Следует отметить, что, создавая опасность причинения вреда обществу, ситуация и орудие в тоже время оставляют субъекту возможность избежать этого вреда либо путем совершения правильных и соответствующих правилам безопасности и требованиям ситуации действий, либо путем отказа от совершения опасных действий. При преступной неосторожности личность не использует этой возможности в результате определенных дефектов сознания и воли: а). дефектов восприятия (субъект не воспринял информацию об опасных свойствах ситуации или орудия); б). дефектов сознания (субъект не дал правильной оценки воспринятой информации, в результате чего не предвидел возможные последствия, либо не предвидел недостаточность предпринимаемых им мер); в). дефектов решения; г). дефектов действия (субъект не смог найти и осуществить правильное решение, способное не допустить наступления преступного результата). Однако преступная неосторожность может быть констатирована лишь в том случае, если эти личностные дефекты могут быть «поставлены в вину» субъекту, т.е. были следствием его невнимательности, безответственного отношения к лежащим на нем обязанностям по соблюдению правил безопасности, и свидетельствует о его социально порицаемом отношении к общественным интересам. Вне этого социального и юридического условия нет и преступной неосторожности. Таким образом, в неосторожной вине, как и в умышленной, проявляется – только в иной форме – отрицательное (а именно недостаточно внимательное) отношение лица к нарушаемым им интересам общества. Это позволяет связать неосторожное преступление с социальными позициями личности, с наличием у неосторожных преступников антиобщественной установки, хотя бы временной, частичной и ситуативной. Дефекты правосознания, присущие неосторожным преступникам, заключаются либо в незнании правовых норм, закрепляющих правила предосторожности, либо в сознательном пренебрежении этими нормами, либо неумением руководствоваться ими в своей деятельности. Дефекты правосознания при этом тесно связаны с антиобщественной ориентацией, часто являются лишь формой последней. Нарушение правил безопасности свидетельствует о недисциплинированности человека. На поведение неосторожных преступников большое влияние оказывают психофизические особенности личности (например, особенности восприятия, быстроты и степени адекватности реакции), ее временные психофизические состояния (например, утомление, стресс, рассеянность) и такие признаки, как квалификация и опыт. По общей социально-нравственной характеристике личности неосторожные преступники отличаются от умышленных значительно меньшей степенью социальной деформации личности и нравственной испорченностью. Вместе с тем среди неосторожных преступников существуют различные по степени общественной опасности категории. К случайным неосторожным преступникам относятся лица, как правило, впервые совершившее неосторожное преступление, нарушившие правила безопасности неосознанно или под влиянием провоцирующей ситуации, либо особого психофизиологического состояния; они характеризуются общей положительной направленностью личности и ранее правонарушений не совершали; К неустойчивым неосторожным преступникам относятся лица, как правило, совершившие неосторожные преступления в нормальной ситуации, нарушившие правила безопасности сознательно и не вынужденно, ранее совершавшие правонарушения; их общая направленность личности неустойчивая или даже отрицательная; К злостным неосторожным преступникам относятся лица, как правило, ранее осуждавшиеся за совершение преступлений, нарушавшие правила безопасности по антиобщественным мотивам, причем нарушавшие их неоднократно и злостно, характеризующиеся отрицательно. В рассматриваемом примере, очевидно, что по степени общественной опасности Тихов является случайным неосторожным преступником, поскольку характеризуется положительной направленностью личности, является хорошим семьянином, большое влияние уделяет воспитанию детей, ответственно относится к работе. Кроме того, существенное значение имеет мотив, под влиянием которого Тихов на начальном этапе совершил правонарушение, превысив скорость – он спешил домой, так как пообещал, что вернется пораньше и проведет это время с детьми. Далее, когда ситуация после вмешательства третьего лица переросла в экстремальную, действия Тихова были продиктованы желанием избежать столкновения, то есть, возможно избежать нанесения вреда собственному здоровью. Преступная неосторожность в данном случае заключается в том, что, имея большой опыт вождения автомобиля, Тихов тем не менее, не смог предвидеть возможность заноса на скользкой дороге и оценил возможность столкновения как большую опасность, в результате чего наступили непредвиденные, неосторожные преступные последствия. Список литературы: 1. Криминология учебник под ред. Кудрявцева В.Н., М. 1999г.; 2. Механизм преступного поведения пособие под ред. Кудрявцева В.Н., М., 1981г.; 3. Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии, М. 1968г.-----------------------[1] Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. М., 1968г.




Похожие:

Понятие конкретной жизненной ситуации, ее роль в механизме преступного поведения iconКультура и духовная жизнь. Вариант Под культурой в наиболее общем смысле понимается
Исторически установившийся порядок поведения социаль­ной группы в конкретной ситуации называется
Понятие конкретной жизненной ситуации, ее роль в механизме преступного поведения iconМотивация преступного поведения (Контрольная)

Понятие конкретной жизненной ситуации, ее роль в механизме преступного поведения iconМотивация преступного поведения. Криминальная субкультура

Понятие конкретной жизненной ситуации, ее роль в механизме преступного поведения iconИнструкция сотрудникам и студентам для действий в условиях возникновения чрезвычайной ситуации
Каждое такое сообщение содержит информацию об угрозе чрезвычайной ситуации и рекомендации о порядке и способах действий в конкретной...
Понятие конкретной жизненной ситуации, ее роль в механизме преступного поведения icon1. Утвердить прилагаемый административный регламент предоставления государственной услуги «Оказание адресной материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации»
Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Оказание адресной материальной помощи гражданам,...
Понятие конкретной жизненной ситуации, ее роль в механизме преступного поведения iconПричины и условия жестокого поведения
Есть классические мотивы при совершении преступлений. И, наконец, есть классические предпосылки к тому, чтобы человек превратился...
Понятие конкретной жизненной ситуации, ее роль в механизме преступного поведения iconСвобода, наследственность, интересы, убеждения, сознание, ответственность
Верны ли следующие утверждения: а – Социальная роль определяет модель поведения в той или иной ситуации; б – Все социальные роли...
Понятие конкретной жизненной ситуации, ее роль в механизме преступного поведения iconЗадание Структура
Введение в проблему (наличие реально жизненной ситуации (проблемы)/лично-значимый познавательный вопрос)
Понятие конкретной жизненной ситуации, ее роль в механизме преступного поведения iconSheet 1: а общие сведения
Муниципальная услуга "Оказание адресной материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации"
Понятие конкретной жизненной ситуации, ее роль в механизме преступного поведения icon1. паспорт примерной программы профессионального модуля
Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы