Культура Древней Руси icon

Культура Древней Руси



НазваниеКультура Древней Руси
Дата конвертации13.07.2012
Размер363,8 Kb.
ТипРеферат
Культура Древней Руси


Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Волгоградский Государственный Технический Университет Кафедра истории, культуры и социологии. Реферат по культурологии тема: "Культура Древней Руси". Выполнил: студент группы ИВТ- 162 Кудряшов Павел Проверил: Щеглов В.В. Волгоград 1998 План работы:|1.Введение. |3-4 ||2.Духовная культура: |4-18 ||2.1Солнечные боги славян. |4-7 ||2.2Славянская мифология: |7-12 ||2.2.1Вступление. |7-9 ||2.2.2Происхождение богов. |9-10 ||2.2.3Изображение богов. |10-11 ||2.2.4Храмы. |11-12 ||2.3Народные и языческие праздники Древней Руси: |12-18 ||2.3.1Возникновение религиозных праздников у славян. |12-13 ||2.3.2Земледельческий религиозный культ древних славян. | ||2.3.3Религиозный культ в славянском городе. |13-17 ||3.Материальная культура: |17-18 ||3.1Зодчество Древней Руси: |18-37 ||3.1.1Ах, дерево, дерево... |18-25 ||3.1.2Архитектурно-композиционные формы и их эволюция. |18-21 ||3.2Живопись Древней Руси. | ||3.3Прикладное искусство: |21-25 ||3.3.1Внутреннее убранство дома. |25-29 ||3.3.2Золотая хохлома. |29-37 ||3.3.3Русский народный костюм. |29-31 || |31-33 || |34-37 | Введение Прежде чем сесть за этот реферат, я долго думал, какую же тему мне взять. Я перебрал много тем, но тем не менее больше всех мне понравился реферат по культуру Древней Руси. Вы спросите у меня почему? Точно я и сам не знаю. Он понравился мне подсознательно и, возможно, это объясняется той памятью предков, теми исконно русским корнями, которые заложены во всех русских людях. Да и сознательно мне очень понравилась данная тема. На это есть две причины. Во-первых, этот реферат поможет (помог) мне лучше узнать историю моей страны, меня всегда интересовало узнать, как же жили наши предки. Но никак не находилось времени, что бы прочитать про это и вот попался случай совместить приятное с полезным. Во-вторых, я очень не люблю писать рефераты в библиотеке и делаю это в случае крайней необходимости. А про Древнюю Русь у меня очень много интересных и современных книг. Да и вообще у меня мать с отцом достаточно длительное время занимались, да и преподают теперь уроки МХК, с помощью их советов я смог выбрать лучшие книги и составить достаточно полный реферат. После выбора темы мне предстояло выяснить, а когда собственно была Древняя Русь, то есть с какого и до какого времени мне описывать ее. С датой начала я особо не беспокоился - за время появления Древней Руси можно считать IX век. Я решил описать культуру Древней Руси до 1236 года - начала татаро-моногольского ига. Просто после этого Русь начала платить дань, русских людей угоняли в рабство и.т.п. По оценкам различных историков Русь была откинута в своем развитии на несколько столетий. Таким образом, развитие Руси во время гнета ига нельзя было назвать исторически последовательным. Руси просто силой навязали другую историю. Итак, я возьму историю Руси до 1236 года. Теперь конкретно о содержании реферата. На мой взгляд, культура делится на материальную и духовную. В качестве духовной культуры я рассказал о мифологии, богах, их представлении, праздниках Древней Руси. Материальную культуру я разделил на зодчество живопись (иконы) и прикладное искусство (обустройство изб, золотая хохлома, русский народный костюм). Мне очень хотелось рассказать о традиционной русской матрешки. Но, к сожалению (раньше я этого не знал) оказалось, что русской матрешке чуть более 100 лет. Также я хотел отметить, что было две религии до 1236 года - христианская и языческая. Несмотря на то, что христианство сейчас воспринимается как должное, на самом деле исконно русским было язычество. Вследствие ограниченности объема реферата я решил рассказать о забытом (и потому более интересным), исконно русском язычестве. Однако вынужден заметить, что частично о христианстве я все же расскажу в разделе живопись в виду того, что до крещения Русь практически не имела своей собственной живописи. Теперь о книгах. Мой реферат почти полностью состоит из выдержек из книг, так как я считаю, что реферат должен быть кратким изложением темы, собранным из нескольких источников. К тому же я считаю глупым переписывать содержание книги без кавычек "изменив слова", ведь, во-первых, суть не изменится, а кое-где потеряется скрытый подтекст, к тому же на это нужно дополнительное время, которое лучше я использую на увеличение объема и глубины реферата. И последнее. Любая цитата, как обычно, берется в кавычки, причем в конце цитаты я указываю книгу, из которой я ее взял. Например "(Л.3)" - значит, что цитата из книги, обозначенной в списке литературы под цифрой 3. Итак, начну ....... Духовная культура Солнечные боги славян Слово "культура" происходит от слова "культ" – вера, обычаи и традициипредков. Тот, кто забывает это,– не имеет права считаться культурнымчеловеком. До христианства и другими монотеистических религий все народы былиязычниками. Культура землян насчитывает тысячелетия. У нас же отсчётотечественной культуры, в лучшем случае, ведётся от крещения Руси, вхудшем – с 1917 года. И в том, и в другом случае древнейшая историянародов, а, главное, – их воззрений на космос, природу и человека,исключаются из сферы знаний простых людей. В частности, о язычестве вшколах не говорят ни слова. О язычестве не имеют представления не толькоученики, но и учителя. А между тем школьную программу надо бы начинать сосказки, песни, мифов своих предков. "Делая вид, что у древних наших предков никаких воззрений, идеалов икультов не было, мы тем самым втискиваем понимание истории народа, и,особенно, его духовности, в прокрустово ложе дарвинизма, отрицающеговсякую духовность (Божественное происхождение духа) человека иисследующего лишь его отобезьянью физиологию. Язычество окружено, с одной стороны, тайнами забвения и многих утрат,словно древний затерянный и потому совершенно незнакомый мир. С другой –на него наложено негласное «табу». Это последнее – явление вытаптывания,стирания из сознания людей исконной их культуры началось у восточныхславян с введением христианства и не было отменено с пришествием на Русьбезбожников в 1917. Поэтому, если кто относится к язычеству и к атеизмукак к одинаково безбожным явлениям, – глубоко ошибается. Атеизм противостоит любой религия и духовности. Язычество – религия, иблизко любой другой религии уже по своей этой главной сути – веры в Бога.Именно поэтому язычество, одновременно сближаясь меж собой своими разнымируслами, сблизилось и с другими, более поздними, пришедшими эволюционнымпутём (усложнялся человек, усложнились его представления о Космосе, Боге)монотеистическими религиями, слилось с ними и во многом в них растворилось. Язычество – от «языки» (суть: народы, племена); эта слово объединяет всебе принцип веры разных народов. Сама же вера этих народов, даже в рамкахсоюза племен, могла быть меж собой весьма различной. Славянские язычество .развивалось по разным руслам: одни племена верилив силы космоса и природы; другие – в Рода и Рожаниц, третьи – в душиумерших предков и в духов (одухотворённые силы); четвёртые – в тотемныхживотных -пращуров и т. д. Одни хоронили (хранили) своих умерших предков в земле,считая, что те потом помогают живым с Того Света, оставляли им что-нибудьв пищу. Другие – сжигали умерших в ладьях (лодьях), отправляя их души внебесное плавание, полагали, что, если тело сжечь,– душа быстрее подниметсяна небо и там приставится каждая к своей звезде (отсюда – преставился). Для сжигания умерших и для приношения языческих жертв в древности уславян существовали определённые места – алтари под открытым небом в видетреугольника, квадрата ила круга, которые именовались крада (ср.санскритская священная жертва в честь мёртвых), крадой назывался такжегорящий жертвенный костёр. "Крады и требища идольские",– писал Нестор-летописец. Было и божество, охранявшее алтарь, вероятно, оно называлосьКрада (Кродо). Существовало поверье, что сожжённый уносится в рай-вырий (ирий, арий;отсюда древнее название арийцев) немедленно, на глазах любящих его близких. Душа ассоциировалась с дыханием и дымом (о том, у кого прекратиласьдыхание, говорили: отдал Богу душу). Далее душу подхватывали жаворонки,первые птицы, прилетавшие весной из вырия-рая. День прилёта жаворонков – 9марта – считался днем поминовения предков и назывался Радуница. В периодборьбы с языческими богами им приписывалась худшие демонические черты;говоря современным языкам, создавался образ врага, поэтому день поминовенияумерших по славянским обычаям вначале, в связи с насаждавшимся пасхальнымкалендарём, был перенесён па 1 мая н считался бесовским, нечистым днём,вернее – ночью (Вальнургиева ночь). Но позже, незаметно славянский деньпоминовения умерших и христианская Пасхе сблизились. Христианство, зародившееся вдали от славянских племён, воспринялославянское язычество как чуждую религию, и она жестоко уничтожалась сверху. Народ же несколько веков сопротивлялся этому и разными путями вносилязычество в христианство (путём иносказания, кодирования, намеков,переименования но созвучию или внутренней близкой сущности и т. д.), вконце концов народное (изначальное языческое) мировоззрение, этика,растворились в христианстве, создав уникальный сплав – РусскоеПравославие. Так или иначе, во сегодня древняя вера наших предков (разных племен)похожа на клочки старинных кружев, забытый узор которых надо восстановитьво обрывкам. Полной картины славянских языческих мифов ещё никто невосстановил, хотя существует немало серьёзных исследований. Сегодня можно дать лишь общее (собранное из того, что удалось сохранить)представление о славянском языческом мифе. Причем, если отдельных боговможно более или менее подробно охарактеризовать, то от других сохранилисьлишь имена. Наиболее древние неперсонифицированные боги славян – Род а Рожаницы. Родиногда отождествлялся с фалосом, иногда с зерном (в т. ч. солнечным идождевым зерном, оплодотворяющим землю). Рожаницы – женское рождающееначало, дающее жизнь всему живому: человеку, растительному в животномумиру. Позже Род и Рожаницы стали выполнять больше функций, унифицировалисьв верховных богов и в разных племенах славян персонифицировались –получили имена собственные: Яровит, Световид, Ригевит, Макошь, Златая Баба, Дидилия, Зная и т. д. К древнеславянским относятся поклонения упырям и берегиням. Берегини(наподобие греческих пенатов) хранили благополучие разных мест и видовприроды, а также дом. Домовых духов тоже было множество: домовой, кутныйбог, дед, спорыньи и спехи (духи, способствующие человеческим делам), дрема(домашнее мирное божество сна), баюнок (сказочник, песенник колыбельной),лень, отеть (крайняя степень лени), окоемы, прокураты, прокуды (плуты,неслухи, проказники), банник (дух бани), злыдни (украинское "бодай васзлыдни побылы!"), бесы, черти, шишиги (черти с торчащими шишом волосами),кикимора или шишимора (чертиха с торчащими шишом волосами, божествонеспокойных снов и ночных явлений)." Берегинь было много, они оберегали человека повсюду: дома, в лесу, вполе, на воде, оберегали посевы, скотные дворы и. т. д. Дед (прародитель,предок). Баба Яга (изначально древнее положительное божество славянскогопантеона, хранительница рода и традиций, детей. В период насажденияхристианства превращена в злобного демона). Семаргл (священная крылатаясобака, охраняющая семена и посевы) и др. (Л.1) Так же было великоемножество богов и богинь, что бы не тратить много времени я решил нерассказывать о каждом боге в отдельности. Я лишь укажу основные именабогов, а также их краткую характеристику в скобках (кто они такие, откудапошли их имена, богами чего они были). Стратим (мать всем птицам, старейшаяи большая). Сирин (сладкозвучная птица, возрождающаяся из пепла Феникса).Чур (божество границ, он освящает и защищает право собственности "чур-мое"). Стрибог (бог воздушных течений и стихий). Сварог (бог неба). Хорс(бог солнца).Ярило, Даждьбог, Световид (присущие богу солнца). Коло (солнце-младенец отсюда "коляда". Среча (ночная богиня). Белбог (хранитель,податель добра, удачи, справедливости, имя озачает бьлаго, то есть доброгобога). Перун (громовержец, бог западных славян). Велес и Тур (скотий бог,бог богатства). Триглава (богиня земли). Макошь (мать наполненных кошей,мать хорошего урожая (ее имя состоит из "ма" - мать и "кошь" - кошелка.)).Ладо (богиня красоты, любви, любовных удовольствий и очарования). Лелио(маленький бог любви, подобный римскому Купидону). Лешие (лесные божества,подобные греческим Сатирам). Марцана (богиня жатвы). Ния (бог преисподней).Услад (бог пиршеств и развлечений). Похвист (божество бури). Чернобог(властитель темного царства, представитель тьмы). Мара (Мор) (настоящаябогиня смерти в отличии от Кащея, власть которого недолговечна). Дидилия(богиня супружества и удачной беременности) и.т.д. Славянская мифология Вступление "Изустные предания, конечно, составляют драгоценный источник, но сами посебе они не могут никогда удовольствовать историка в полной мере. Сейтребует еще, кроме всего того, неизменных памятников, избегших отопустошения времени. В учении о богах могут служить такими памятниками;сочинения, изображения идолов, священные в древности сосуды, храмы, обычаи, сохранившиеся доселе, и тому подобные предметы. Но всего этого у славянили вовсе нет, или есть очень немного. Сочинений о идолопоклонстве, писанных или современниками, или жившимискоро после них писателями, находится у них весьма мало. Но они имелистихотворцев, и притом во времена мрачнейшей древности. Это доказала намнедавно в России найденная песнь из двенадцатого века. Песнопевецупоминает еще в стихотворении своем о Бояне, который жил гораздо прежде, иеще более прославился в стихотворном искусстве. Но где его сочинения? Гдесочинения, может быть, других еще многих писателей? И они равно поглощенывсепожирающим временем; а гордый южный европеец мог предков наших называтьварварами! Конечно, встречаются нам инде немногие и притом весьмарассеянные известия, которые однако ж сообщают то одни только имена, тонедостаточные и темные повествования. Тут нужен дух опытного критика, чтобыиз этого хаоса образовать нечто целое. Изображения богов находили иногда, но не везде. В Прильвице вырыливеликое множество; господин Маш подарил нам весьма важное описание их; нокуда девались самые изображения? Они верно в руках частных людей, где невсякий может пользоваться ими. И в Госларе нашли истукан, который однако ждавно уже без сомнения пропал. В Герлице, после многих поисков, увидели сдосадою, что не осталось никаких памятников древнего богослужения; нашлитолько на одном доме льва и почли его за Флинца. В России все совершенно пропало, или по крайней мере до сих пор необнаружилось. Может статься кое-что скрывается еще в углу какого-нибудьмонастыря; но кому до того нужда? Предки наши весьма ревностно принялисьза новую свою веру; они разбили, уничтожили все, и не хотели, чтобыпотомству их остались признаки заблуждения, которому они дотолепредавались. Когда б сего не случилось, то можно б было соорудить музей изодних наших древних истуканов. Утвари, предметы богослужения, во множестве найдены в Прильвице, но онипо большей части уже были испорчены. В Госларе и поныне еще можно видетьжертвенник Крадов. Верно есть еще несколько таких любопытных вещей в домекакого-нибудь невежи, или суеверного человека, а это все равно, как если бих и вовсе не было. Храмов не только у славянских народов совсем не осталось, но угерманских и других наций произошло то же самое, выключая одной Италии. Обычаев языческих славян сохранились еще некоторые остатки в России,Богемии, Польше и других местах. Без сомнения к тому, чтобы почитать ихтакими, потребно глубокое, основательное познание древностей. Кроме сих, хотя и недостаточных источников, есть у нас, россиян, еще двапосторонние источника, состоящие в наших песнях и так называемых народныхсказках. Невероятно, как в сих двух предметах находится сокровище нетолько для нашей мифологии, но и во многих других отношениях. Жаль только,что это сокровище долго пребывало в неизвестности не только у иноземцев,но даже и у соотечественников наших. Что касается до песней, то есть у насмногочисленные собрания их, которых число простирается до двенадцати книг.Но во всех сих изданиях, даже в самых новейших, нет ни одного критическогозамечания. Иностранная публика знает их только по немецкому переводу г.Доппельмейера. В русских песнях находится много характерического; намногих остался отпечаток седой древности; иные ж из них происходятвероятно из языческих времен, потому что в них упоминаются часто именанекоторых русских богов. Натурально, в них переменилось много от времени;но тем не менее остаются они драгоценны для россиянина, который из нихпознает характер и обычай добрых, мужественных своих предков. Другойисточник составляют простонародные сказки, из коих некоторые в самом делебасни, а другие – небольшие рыцарские романы. Тут с патриотическим жаромповествуются деяния героев древности и мрачными красками изображаетсянесчастие России под игом татар. Тем занимательнее для русской мифологиито, что в них нередко упоминается о древних божествах, чудесах, волшебницах и проч. Долго переходили они только из одних уст в другие; но в справедливости ихручается единогласие, с каким тысячи людей их рассказывают. Наконец собралих г. Новиков, которому российская история и словесность многим обязаны, ииздал их в шести частях под заглавием «Славянские сказки». Потом явилосьеще другое собрание их, под именем «Русских сказок». Из них перевелнекоторые г. Рихтер на немецкий язык в своих русских отрывках (Russischemigsellen), хотя и вкратце, и с некоторыми отступлениями. Сии и многие другие сокровища долго уже скрываются, будучинаписаны не a`la Voltaire, или a`la Sterne но а`la... Что ж из тогоследует? – Что у россиянина в девятнадцатом веке нет еще совсем российскойистории! Но он получит ее, получит под правлением кроткого Александра. Прежде нежели скажем что-нибудь о cудьбе славянской мифологии, заметимтеперь нечто о самом богоучении со всевозможною краткостью. Происхождение богов Верно не было у славянина с самого начала столько богов, сколько наконецу него явилось. История человечества показывает нам, что до того еще, какчеловек не знал искусства делать себе изображения богов, чтил он некоторыепредметы, предлагаемые ему природою. С удивлением взирал он на огненныйшар, катящийся над его головою, стоял у порывистого ручья, шумнониспадающего с горы в долину, чувствовал приятное дуновение воздуха,изумлялся, был вне себя от восторга; он не примечал, чтобы существо,подобное ему, всем этим управляло. Тут стал он в первый раз умствовать очудном мироздании: солнце, вода, ветер казались ему существами особенной ипритом высшей, нежели он сам, природы. Изумление его перешло в почтение ибоготворение. Не так ли думали персы и перуанцы? Не так ли и поныне ещедумают самоеды и многие другие народы? Так думал и славянин, и боготворилогонь и воду. Сам того не зная, познакомился он с чувствами зла и блага:иногда был он целый день несчастлив на охоте, а на другой день чувствовалон физическую боль. Он не усматривал тому причины, и думал, что есть какое-то злое существо, которое находит в том удовольствие, чтобы ему вредить. Вдругой раз поймал или убил он необыкновенно много дичи – душа его былаотверста для радости; он столь же мало примечал тому причины и создал себедоброе божество. Так произошли у него Белбог и Чернобог, без сомнениядревнейшие божества, какие знал славянин. Впоследствии ему не довольнобыло сего малого числа богов своих: он творил себе беспрестанно новых;каждая новая потребность приносила с собою новое божество, и таким образом произошло то множество, которое мы скоро увидим. Общежитие породило гениев, конечно гениев по тогдашнему вкусу. Храбростьи благоразумие были (при)влекательны; в людях, отличавшихся симидостоинствами, примечали какое-то сходство с вымышленными божествами; и таквообразили, что они им родственники. По тому самому в вышеупомянутой песневоинству Игореву и повествуется о внуках Дожбога. Таким же образом в этойпесне Боян, древнейший известный русский стихотворец, именуется внукомВелеса. Изображение богов Простая жизнь доставляла грубому славянину много праздных часов – емупришло на мысль испытать свои силы в образующих искусствах. Первое, в чемон здесь успел, было конечно не Медицейская Венера; но он может быть неменьше радовался своей работе, как Пракситель и Апеллис восхищались своимитворениями. Скоро потом одушевил он свои идеальные божества, и тут сталауже некоторая система царствовать в его баснословии. Хотя славянин вобразующих искусствах никогда не доходил так далеко, как греки и римляне,однако ж нельзя оспорить у него некоторую степень совершенства. Истуканы,вырытые из земли в Прильвице, доказывают, что наши предки довольно былиискусны, умев даже чертами лица изображать характер божества. О Световидеговорил нам Саксон Грамматик, что он имел вид глубокомысленный; Сива, поописанию господина Маша, отличалась приятною физиономиею, а Чернобогстрашною и т. д. Что касается до вещества, из какого составлялись сии изображения, то этобыло дерево и металл. Из дерева были вероятно деланы все русские истуканыбогов, так как и по большей части на острове Рюген. Для сего выбираливсегда самое крепкое дерево, потому что такие изображения долгое времябыли боготворимы на открытом воздухе. Что ноги Световидовы были сделаны из другого дерева, нежели самая статуя: то причина сему состоит вероятно впонятиях, какие имели люди о сем божестве. Из металла сделаны всеистуканы, вырытые в Прильвице. Большая часть их составлены из смесиметаллов и содержат много серебра,так что некоторые выдерживают пробу от двух до десяти лотов серебра.Впрочем сомневаюсь я, справедливо ли то, что истуканы Радегаста и ЗолотойБабы вылиты были из золота. На всех изображениях, описанных господиномМашем, находится везде имя божества, какое представляет изображение.Некоторые истуканы были вместе сделаны из дерева и из металла; так уПеруна, в Киеве, сделанного из дерева, были железные ноги. Вид истуканов был свойствен грубому народу, боготворившему сииизображения. Необыкновенною величиною старались всегда выражать силубожества; в Арконе большая часть богов были сплошь огромного виду, что унекоторых из них епископ Абсалон не мог жезлом своим достать до бороды. Унемногих была одна только голова; но щедрые славяне дарили им по три, почетыре, даже и по пяти голов. Может быть хотели они через то изобразитьвсеведение богов своих, но верно не думали они никогда о святой Троице приобразе Триглавы, хотя иные так и думали объяснить три главы сей богини. Что касается до драгоценности изображений, то конечно, иное слишкомувеличено, однако ж вероятно, что славяне не упустили возможность какможно лучше украсить богов своих, к чему подавала им случай приобретеннаяими на войне победа. А потому и не удивительно, если мы слышим, что уПеруна в Киеве был в руках луч молнии, украшенный драгоценными каменьями.При том же представим себе многочисленные войны, которые вели россияне нестоль славно против греков; а во вторых великий дух гонения, оказанныйВладимиром I против богов своих. Храмы Не вместе с происхождением истуканов произошли и храмы; давно ужеопределены были на то открытые поля и рощи. Обыкновение боготворить идоловв густоте лесов было так употребительно у славян, что даже когда боги ихполучили храмы, то они по большей части все еще воздвигаемы были в лесах.Может быть: думали жрецы уединением и мраком тем сильнее разгорячить умынарода; но как бы то ни было, по крайней мере известно, что славяне поздноуже начали строить свои храмы. Первые храмы были только места, окруженныекольями; потом четыре столба накрылись кровлею и со всех сторон окружилисьзавесами; наконец стали даже строить храмы из одного дерева. Сии храмы нетакт о худо были строены, как некоторые думают. Саксон говорит нам, чтохрам Световида в Арконе был отделан весьма хорошо (oper elegantisfimum),наружные стены украшались различными резными образами, хотя сия работа ипоказывала грубость народа. Внутри были стены обиты пурпуровыми коврами;там же находилось много рогов от разных зверей, покрытых резною работою ислуживших для украшений храма. Как этот храм, так вероятно и многие другиебыли украшены; а только недостает у нас известий, чтобы распространиться отом несколько подробнее. Мы знаем достоверно, что храмы были богаты утварями; многие из них былизолотые и серебряные, а другие из смешанного металла и притом высокойработы. Это видно в описанных господином Машем сосудах. В числе сих вещейможно заметить жертвенные чаши (paterae), тарелки, ножи, колокола ипроч."(Л.1) Народные и языческие праздники древней Руси "Верно, для каждого божества было назначено по одному или несколькодней для поклонения. Легко можно себе представить, что сии празднествапроисходили весьма странно, а доказательство сему увидим при описанииСветовида. Некоторые из сих празднеств, или лучше сказать, тень ихосталась почти у всех славянских народов. Они выдержали столько перемен,что только взор критика может приметить истинное значение их. Такнапример: кто поверил бы, что русский Семик, этот любимый день нашихкрестьянских девушек, был некогда языческим празднеством? Но этодействительно правда, что и доказывают песни, обыкновенно в этот деньприпеваемые, в которых встречаются имена некоторых богов." (Л.1) Возникновение религиозных праздников у славян "Научные знания о жизни и быте племен и народов, населявших древниеземли Руси, весьма невелики. Известно, что наши далекие предки жилиотдельными племенами вдоль берегов лесных и степных рек Восточной Европы.Основными источниками их существования были собирание естественныхдаров природы, охота, бортничество (собирание меда диких пчел) и какдополнительный источник существования – примитивное, мотыжное земледелие.Добывание пиши составляло в ту далекую пору главное содержание всей жизничеловека. Несмотря на это, пиши не хватало, короткие периодыотносительного изобилия в теплое время года сменялись длительнымнедоеданием, а часто и голодовками. Первобытные общины вынуждены былисовершать изнурительные переселения в поисках мест, богатых пищей. Когдасозревали дикие плоды, после удачного лова рыбы или охоты, родственныеплемена отмечали эти радостные события тем, что сходились вместе, съедалипринесенную с собой пищу, устраивали пляски вокруг костров, обменивалисьподарками и т. п. Поскольку такие события были неразрывно связаны ссоответствующим временем года, то и празднование их постепеннозакреплялось за этим временем года, превращаясь со временем в традицию.Суровая зима была самым тяжелым периодом в жизни древних славян, поэтомуони особенно радостно отмечали приход весны. Так сложился цикл весеннихпраздников. В эти праздники и праздничные обряды люди первоначально невкладывали никакого религиозного содержания. Традиционные народныеторжества естественно возникли из производственных и бытовых условий жизнидревних людей еще до возникновения религиозных верований. С развитием религиозных представлений у древних предков славянпраздничные обряды стали приобретать колдовской, магический смысл.Совершая, например, охотничий танец, люди подражали охоте на зверей илиптиц, воспроизводили их движения, повадки. Во время танца поражали копьямии стрелами фигурки или изображения животных, на которых предстояла охота.Люди были уверены, что, правильно совершив этот обряд, они обеспечатудачу в охоте. Древние славяне стали наделять сверхъестественнымисвойствами те силы и явления природы, от которых в ту пору в огромной мерезависело их существование. Люди начали приписывать магическую силу солнцу,грому, дождю, рекам, начали верить в различных духов, добрых и злых,стараясь почитанием и жертвоприношениями привлечь на свою сторону и тех идругих. С развитием земледелия и переходом к оседлому образу жизни произошлодальнейшее изменение быта древних славян, а отсюда и их религиозныхверований, обрядов и праздников. Начиная с периода IV – VI вв. до нас дошло значительное количествопамятников материальной культуры, которые помогли воссоздать достаточнополную и достоверную картину жизни наших предков. Эти памятники свидетельствуют о том, что к IV – VI вв. земледелие сталоосновой производства и достигло значительного развития, В этот период уславян уже господствовало пашенное земледелие и оседлое скотоводство. На смену разлагавшемуся первобытнообщинному строю формировались новыеотношения феодального общества. Рядом с деревнями, появились укрепленныежилища богатых землевладельцев, которые использовали труд попавших к ним вэкономическую зависимость неимущих землепашцев. В VI - VIII вв. на Руси возникли города, получили свое дальнейшееразвитие ремесла и торговля. Все это, вместе взятое, определило дальнейшееразвитие культуры, быта и религии восточных славян, в основе которой лежалкульт природы и культ предков. Земледельческий религиозный культ древних славянПрактика умилостивления духов и богов жертвоприношением и поклонениемпривела к созданию довольно сложного религиозного культа. Отметим, что длядохристианской религии древних славян характерным являлось преобладаниепрактики-магии и культа над мифологией. Эта практика имела богатоеоформление и подробно разработанный, освященный ритуал. Мифология же былаотносительно отрывочной и бессистемной. Совершенно очевидно, что народные праздники, игравшие весьма заметнуюроль в жизни древнеславянских народов, не могли оказаться в стороне отформирования магических и религиозных обрядов. С развитием религиозногокульта в первую очередь народные праздники все больше и больше наполнялисьрелигиозным содержанием, а обряды принимали религиозный характер. Главную роль в земледельческой религии славян играли обряды и праздники, связанные с различными периодами сельскохозяйственного производства. По своему характеру эти обряды носили преимущественно магический характер и составляли целостный календарный цикл. Цикл этих обрядов и праздников начинался зимой, в то ее время, когдадни становятся заметно длиннее, когда "солнце поворачивает на лето". Поверованиям земледельческих религий, это был момент рождения богасолнца. С этим периодом связывалось множество обрядов и праздников. Срединих были святки, праздники коляды с заключительным моментом этого цикла –масленицей, содержавшей такие обряды, как зазывание, или призывание весны,проводы зимы (сожжение ее соломенного чучела) и т. д. Цель зимних праздников и обрядов заключалась в стремлении земледельцевобеспечить себе благоприятный хозяйственный год. Поэтому в хату кпраздничному столу зазывали мороз, чтобы угостить его и таким образомобезопасить себя от прихода его весной, когда он может приморозить молодыепобеги посевов. Приглашались также "ржа" (ржавчина) и "бель", портящиеколос. Будущий урожай символизировался на празднике выставленным впереднем, "красном", челу снопом. Хозяин и хозяйка, садясь за праздничныйстол, перекликались между собой, делая вид, что не видят друг друга, иприговаривали: "Чтобы так же не видеть друг друга осенью за стогами ивозами хлеба, грудами овощей". В праздничных обрядовых песнях содержалисьзаклинания, якобы обеспечивавшие хороший урожай и большой приплод скота: Главным обрядовым кушаньем праздников этого цикла была кутья, род кашииз вареных зерен,– растительное блюдо, появившееся тогда, когда люди еще не умели размалывать зерна и печь хлеб. Главным блюдом масленицы были блины.Они несомненно более позднего происхождения и своим румяным желто-краснымцветом и круглой формой символизируют "нарождающееся" весной солнце. Со встречей весны и проводами зимы были связаны многие другиеочистительные обряды. Основаны они были на вере, что за темную, холоднуюзиму собралось множество разной нечисти, которую следовало обезвредить иизгнать из жилища и с полей. Для этого славяне мыли свои хаты и мылись сами. Собирали во дворе весьмусор и сжигали его на костре. Костер устраивали как можно более дымным исмрадным. Все это якобы отгоняло нечисть. Считалось, что магической силойотгонять злых духов обладала и верба – дерево, первым распускавшее веснойпочки. Глава дома запасался ветками вербы и стегал ими всех домочадцев,приговаривая: "Здоровье – в хате, хвороба – в лес!" Очистив таким образом себя, дом и двор, люди шли на поля и посыпали ихзолой от очистительных костров. По углам поля расставляли ветки вербы. Считалось, что после выполнения всех этих обрядов нечистая сила изгнанаи можно спокойно приступать к весенним работам. Чтобы не навлечь пи себягнев весны и полнее использовать ее милости, старались прежде всегонакормить весну. Поэтому в некоторых местностях, как только снег начиналтаять, женщины клали на проталинах куски пирога или хлеба, приговаривая:«Вот тебе, весна-матушка». Приход весны знаменуется общим оживлениемприроды, прилетом птиц. В связи с этим возник и сохранился до наших днейобычай выпускать весной из теста фигурки птиц – жаворонков, аистов. Этонесомненный пережиток тех далеких времен, когда «весну» в виде птицыловили и приносили в жертву, т. е. попросту съедали, веря, что лучшеесредство воспользоваться благодетельными силами весны – это съесть ее. С приходом весны люди получали возможность расстаться с темной и смраднойкурной избой, выйти на свежий воздух и вздохнуть полной грудью, понежиться в теплых лучах солнца. Человек переживал радостное, приподнятоенастроение. Не случайно весна всегда была периодом праздников. Одним изтаких весенних праздников на Руси был праздник «красная горка», получившийсвое название от «красной» весны, от «красных», т. е. красивых горок,холмов, возвышенностей, первыми покрывавшихся травой под лучами яркоговесеннего солнца. На этих горках собственно, и отмечался праздник; играли внародные игры, пели песни, плясали, водили хороводы. «Красная горка» – это также пора заключения брачных союзов. По твердоукоренившемуся в среде крестьянства обычаю свадьбу можно было сыграть илиранней весной, на «красную горку», или осенью, после окончания полевыхработ. Весна все больше вступала в свои права. Надвигались новыехозяйственные заботы. Надо было выгонять скот на пастбища, проводитьвесенние полевые работы, начинать сев, Все это также сопровождалосьмагическими обрядами. Перед выгоном скота на пастбище его окуривали дымом можжевельника.Погоняли скотину обязательно вербой, произнося заклинания и молитвы,обращенные к солнцу и месяцу, с просьбой охранить скот «от стрелывогненной, от зверя бегучего, от гада ползучего, от змеи попилухи», атакже от водяных и лесных духов, Озимые посевы обходили с яйцом и костной мукой. Муку сыпали в траву намеже, полагая, что это предохранит поля от града. Яйцо зарывали в землю,как магический символ плодородия. Вспашку поля и сев также производили скостной мукой, яйцом и заговорами. К магическим обрядам присоединяли и жертвоприношения. Считалось, чтоземле при пахоте, когда ее разворачивают сохой, причиняют боль (ведь длянаших древних предков земля была живым существом, божеством). Ее надо былозадобрить. Поэтому в борозды ставили хлеб и пироги, поле обходили с брагойи угощениями, а после посева устраивали жертвенный пир – праздникокончания сева. В то же время люди считали, что весной с оживлением растительностиоживают растительные духи, с вскрытием рек и озер появляются водяные духи,русалки, из-под земли выходят духи мертвых. В общем, духи были везде. И ихнабиралось множество. Одних надо было изгнать и обезвредить при помощиочистительных обрядов, других надо было привлечь на свою сторону,задобрить. Особенно нужно было задобрить духов предков. Для этогосовершались сложные обряды, отправление которых требовало уже участияволхвов, кудесников, «умевших» вступать в общение с богами и духамипосредством (вертимого плясания). Как только хлеба начинали колоситься, вновь наступал критический момент,требовавший помощи сверхъестественных сил. Для этого существовали вдревности особые обряды, носившие название «колосяница». Центральное местов этих обрядах занимала береза, русская красавица, покрытая нежнойлиствой, вся в сережках. Быстрый и пышный расцвет березки приписывался ееособой плодоносящей силе, и люди пытались перенести эту силу на поля. Дляэтого девушки гурьбой шли в лес, где под облюбованной березкой ставилипироги, яичницу и устраивали пиршество: пели песни, водили хороводы.Иногда березу срубали и ставили где-либо в поле на меже или возле селения,и здесь совершалось празднество. Когда хлеба начинали дозревать и приближалась пора их жатвы, начиналсяновый цикл земледельческих обрядов, заклинаний, празднеств, якобыспособствовавших успешному созреванию и уборке хлебов. Началом этого цикла были праздники, посвященные божествам Купале иЯриле. Купало был богом обилия и урожая, богом созревших плодов земных. Емуприносили жертвы в начале жатвы. Празднества в честь бога Купалы сзажиганием костров «живым огнем», т. е. огнем, добытым путем трения, былиочень широко распространены среди славянских народов. Поля в купальскуюночь обходили с произнесением нараспев специальных заговоров. Целью всехэтих обрядов было предохранение созревающих хлебов от злых духов.Пережитком еще более древних верований, восходящих к эпохе, когда люди незнали земледелия и только собирали дикорастущие плоды и злаки, были обрядысобирания в купальскую ночь волшебных трав, и в частности поискилегендарного цветка папоротника Бог Ярило, как и Купало, считался богомплодородия. Во многих местах праздник, посвященный Яриле, соединялся сярмарками и торжками. Во время праздника устраивались игры, пляски,кулачные бои. Жатва отмечалась специальными праздниками: зажинками – в начале жатвы идожинками – в конце сбора урожая. В центре празднеств были снопы: первый –о время зажинок, последний – во время дожинок. Эти снопы торжественноприносились в село. Из зажиночного снопа пекли первый хлеб нового урожая,дожиночный сноп ставили в избе, в переднем углу. Зерно с него при севесыпали в первую борозду или смешивали с семенным зерном. Прежде чем начатьжатву, приносили жертву полевому духу, особыми заклинаниями изгоняли изснопов якобы сидящих там злых духов. Примерно такие же обряды выполнялисьи по окончании жатвы, Таковы в самых общих чертах праздники и обряды той частидревнеславянского населения, которая занималась хлебопашеством, т.е., егобольшинства. Религиозный культ в славянском городеРелигиозные празднества жителей развивавшихся городов Древней Руси,купечества, воинских дружин, рыбаков, охотников имели некоторыеособенности. Эти особенности определялись прежде всего характеромэкономической жизни этих слоев населения. Город требовал постоянныхпокровителей, а воинские дружины и купцы – постоянных помощников-охранителей в походах. Жители городов, и прежде всего купцы, частосоприкасались с иноземными народами, знакомились с их верованиями,культами, праздниками. Это также накладывало некоторый отпечаток нарелигиозные воззрения горожан. У славян появились изображении богов в виде идолов. Эти идолы со временемприобрели значение сверхъестественных существ, обладающих собственнойчудесной силой и святостью богов. Поклонение идолам привело к появлению на Руси специальных мест для ихпочитания – святилищ. Арабский писатель-путешественник Ибн-Фацлану оставилнам описание такого святилища, принадлежавшего русским купцам. Святилищаустраивались обычно на месте торга днепровских купцов с другими народами,Это был огороженный частоколом участок, в центре которого стоял высокий столб с высеченным на его конце человеческим лицом. Вокруг или позадивысокого столба, изображавшего главного бога, стояли более мелкиеизображения его «жены и дочек». До начала торга каждый купец приносилглавному долу жертву – хлеб, мясо, молоко, хмельной напиток – и просилпослать богатого покупателя. Если торговля шла плохо, то жертвыповторялись, но приносились они уже родственникам главного идола с просьбойзаступиться за купца перед главным богом. В случае удачи приносиласьблагодарственная жертва. Такое распределение идолов в святилище на главных и второстепенных, атакже стремление внести какую-то систему во взаимоотношения междудревнеславянскими божествами (Даждьбог, Сварог, Сварожич – сын богаСварога, люди – дети солнца, или даждьбожьи внуки, и т. д.) свидетельствуюто зарождении самобытной славянской религиозной системы. Однако она неполучила развития, будучи вскоре вытеснена христианской религией. Итак, мы видели, что праздники славян, возникнув в глубокой древностикак народные праздники на базе экономических и социальных отношений,первоначально не были связаны с какими-либо, религиозными верованиями. Даи сложились они раньше, чем появились религиозные верования. В процесседальнейшего развития эти глубоко народные производственно-бытовые праздникиоказались пронизанными, наполненными магическим, религиозным содержанием.Русская православная церковь особенно много «потрудилась» над тем, чтобывытравить из древнеславянских праздников все народные бытовые черты иподчинить их своим целям."(Л.2) Материальная культура Зодчество Древней Руси Ах, дерево, дерево ... "Зодчество Древней Руси – яркая страница в истории мировой архитектуры.Развиваясь, оно прошло большой и сложный путь, отражая своеобразныесоциальные условия жизни народа. Древнерусское зодчество при наличии большой монументальностихарактеризуется чрезвычайной пластичностью форм, каким-то особым ощущениемих спокойствия и незыблемости, соизмеримостью с размерами человека, егомасштабами и потребностями. Все это относится так же в полной мере кинтерьерам светских и культовых сооружений. Древнерусское зодчество, развивавшееся на протяжении восьми веков, доконца ХVII столетия, дает целостную картину развития достаточно устойчивыхи постепенно эволюционизирующих стилистических черт и признаков.Параллельно развивались формы деревянной и каменной архитектуры. причемдеревянное строительство явно преобладало и оказывало значительное влияниена каменное. Основной строительный материал на Руси – дерево –использовался для строительства всех видов сооружений –жилых домов,городских укреплений, дворцовых зданий, церквей. Город Древней Руси вплотьдо ХVII пека оставался в основном деревянным. В деревянных постройкахобъемно-планировочная структура определялась бревенчатой конструкцией и ееестественными параметрами; однако при всей "жесткости" деревяннойстроительной системы народные мастера-зодчие умели композиционно ееразнообразить и пластически оживить. В результате возникает очень широкаякомпозиционная "амплитуда" от простейшей крестьянской избы-сруба досложнейших объемных решений, типа шатровых и ярусных храмов." (Л.4) "Дерево украшало Русь теремами и деревянными храмами, избами имельницами, колодцами, и, конечно, за долгие годы сложилось искусстворезьбы и росписи по дереву.И хотя из-за пожаров мало сохранилось старинных деревянных построек, но иони дают представление о прекрасных теремах и палатах. А вот описаниетерема из сборника "Древних российских стихотворений" Кирши Данилова:Три терема златоверхие,Да трои сени косящаты,Да трои сени решетчаты,Хорошо н теремах изукрашено,На небе солнце, в терему солнце,На небе месяц, в терему месяц,На небе звёзды, я терему звёзды,На небе заря, в терему заря –И вся красота поднебесная. Из дерева строились и избы – добротные, просторные, удобные и нарядные,с любовью и мастерством украшенные затейливой резьбой. Богаты иразнообразны традиции русского крестьянского зодчества. Они складывалисьвеками и имеют свой особенности в разных районах бескрайней России – насевере и в Поволжье, в Сибири и на Урале. Разной была и украшающая домарезьба. Опытом многих поколений был найден наиболее удобный для каждогорайона тип крестьянского дома. Северная изба высокая, часто двухэтажная, окна небольшие, но их много –пять или шесть – и все к солнцу тянутся, высоко от земли поднялись. Подбок к избе прижались сени, сарай, кладовые – всё под одной крышей. Труднопридумать жилище более удобное для сурового климата Русского Севера сдолгими студёными зимами. Наличники, крыльцо, скаты кровель северныхрусских изб украшает строгий, но изящный геометрический орнамент. Любимыймотив резьбы – солнечная розетка, древний символ жизни счастья,благополучия. Сибирские дом просторные, часто их рубили из пихты или кедра, во многихдомах было три-четыре горницы, а иногда несколько домов соединялисьпереходами (сенями), чтобы удобно было жить большой семьей. Не жалелибревен и труда на постройку – строили дом надежный, чтобы защищал отсуровой сибирской стужи, долго служил хозяевам. Особенно нарядны избы Нижегородского края, что на реке Волге. Они похожина сказочные терема, сплошь покрытые затейливой резьбой. Здесь на Волгелюбили растительные орнаменты. Среди роскошного узора из густых упругихветвей, листьев и цветов, гроздей винограда мастера помещали фантастическихптиц, львов, похожих на добродушных улыбающихся котов, русалок, которые покрестьянским поверьям охраняли живущих в доме от злых сил. Рельефнуюрезьбу по дереву называют корабельной. Ею исстари украшали не только дома,но и суда, которые плавали по Волге от древнего Ярославля до Астрахани,бороздили воды Каспия." (Л.5) Теперь я немного расскажу о "технологии" строительства деревянныхсооружений, а в частности русской избы... Как отмечено выше, ведущим видомстроительства на Руси являлись деревянные постройки. Помимо каменныхцерквей были широко распространены и деревянные. Кроме того из деревастроились самые разные сооружения - от жилых и хозяйственных зданий добольших дворцовых с разветвленной планировочной системой. "Основныммерилом, модулем деревянной архитектуры является бревно или брус нормальнойдлины. Четыре бревна, образующие по контуру прямоугольник и связанные вконцах посредством врубок, создают венец, укладываемый горизонтально.Бревна в венце связываются между собой в основном двумя способами врубок -"в обло" и "в лапу". Врубку "в обло" можно наблюдать только в очень старыхзданиях и деревенских избах. Второй тип врубки - "в лапу" - сложнеепервого, но прочнее конструктивно. Венцы накладываются один на другой, и врезультате образуется сруб. Вследствие того, что размеры сруба определяютсяпо горизонтали длиной бревна, то при строительстве зданий больших размеровнеобходимо соединять несколько срубов, располагающихся в том или иномпорядке. Квадратный сруб носит наименование четверика, сруб же восьмиугольной формы, образованный восемью бревнами - восьмерика. Деревянныйсруб, или же - что реже - срубы, присоединенные друг к другу, составлялиоснову традиционного русского крестьянского дома - избы. Перекрытиепроизводилось обычно на два ската. По этому же принципу иногда (главнымобразом на Севере) строились большие деревянные дома на подклетах или в дваэтажа. Примером может служить крестьянский дом в сельце Заозерье,перенесенный в настоящее время в заповедник на остров Кижи" (Л.4) "С ХI века постепенно начинает распространяться и каменноестроительство. Сначала этот процесс шел очень медленно, но в последующиестолетия он заметно ускорялся. В городах начинают строиться каменныецеркви, самые значительные дворцовые здания, и позже, с ХVII века – богатыежилые дома. С ХII - XIV века из камня возводятся и оборонительные стеныгородов. Самые. ранние монументальные сооружения относятся к эпохе КиевскойРуси, за ними следуют замечательные памятники архитектуры Владимира,Суздаля, Новгорода и Пскова и, наконец, величавые соборы и дворцовыекомплексы Москвы – собирательницы русских земель. В каменном светском строительстве, в жилых и дворцовых постройкахпреобладали асимметричные и очень живописные равнения. Сложные организмы,такие, как дворцы – Колымой Кремлевский Ивана III и другие складывались изряда простых объемов – палат, соединяемых переходами и галереями, в чемнельзя опять-таки не видеть воздействия деревянных построек. В культовом каменном строительстве на века утвердился тип кубическогохрама, внутреннее пространство которого определилось наличием параллельныхнефов с четырьмя, шестью и большим числом опорных крещатых столбов,поддерживающих своды и купола; число последних составляло от одного допяти. При наличии сходной объемной и конструктивной структуры, русскиекультовые сооружения дают картину чрезвычайного разнообразия размеров,объемных форм и средств декоративной обработки сооружений. Подавляющеебольшинство сооружений до ХIV века включительно отличается органичностью иединством объемной композиции и конструктивного решения, их внутренняяструктура четко и последовательно выражается во внешних формах. Архитектурно-композиционные формы их эволюция Первый значительный этап в развитии русской культуры, в том числе иархитектуры, нашел свое проявление в эпохе Киевской Руси. Период расцветаКиевского государства – конец Х – ХI века. В эти десятилетия в Киеве нарядус деревянными сооружениями появляются дворцы, храмы и крепостные башни,построенные из кирпича и камня, выложенных рядами на розоватого цветаизвестковом растворе и образующих "полосатую" кладку. Крупнейшимпамятником архитектуры Киева явился Софийский собор (начат в 1037 г. –окончен в конце ХI в.), первоначальный облик которого позже был искаженперестройками. Церкви на Руси имели не только культурное, но иобщественное назначение. Это усиливало то внимание, которое уделялось ихстроительству. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефныйкрестовокупольный храм с тринадцатью главами, из которых пять средних былиболот крупными, а центральная, осевая, самой большой. С севера, юга изапада собор окружался открытыми одноэтажными галереями на аркадах. Свосточной стороны каждый из пяти нефов завершался полукруглой в планеапсидой. Спустя несколько десятилетий наружные галереи были надстроенывторым этажом. Кроме того, возник еще один ряд одноэтажных галерей,появились башни, заключавшие лестницы для подъема на хоры. Значительнопозже – в ХVII - ХVIII веках надстроили и наружный ряд галерей, возниклипрямоугольные контрфорсы, основная кладка скрылась под слоем штукатурки, насеверной и южной сторонах возвели новые купола, были произведены и другиесущественные изменения в архитектурном облике храма. Меньше преобразований произошло внутри собора. Стены и своды былипокрыты монументальной фресковой живописью н мозаикой. Изображения, вкоторых ясно просматривается стилистическая общность со статуарными,статичными образами Византии, полны торжественности и парадности. Вглавной алтарной апсиде мозаики размещены в трех ярусах. В верхнем -Большая торжественная фигура Богоматери с поднятыми руками. Мозаики набраныиз кубиков смальты разного цвета. Яркие чистые краски с преобладанием сине-лиловых тонов декоративно выделяются на сверкающем золотом фоне.Монументальная живопись киевской Софии, сплошным ковром покрывающаяархитектурные формы и органически связанная сними, является высшимдостижением той эпохи. Большие масштабы, целостное композиционноепостроение и ряд других признаков позволяют провести грань между Софией вКиеве, первым крупным монументальным сооружением Древней Руси, исовременными ему византийскими храмовыми постройками. Следующая стадия развития архитектуры Древней Руси связана с ВеликимНовгородом. Здесь, в середине XI века (1045 -1050), был построен Софийскийсобор с пятинефным внутренним пространством, строгий, композиционнособранный и величавый. Несмотря на последующие перестройки, собор сохранилдо наших дней свои основные черты и прежде всего монументальность илаконичность облика. Новгородская София в основном построена из камня,кирпич использован лишь частично - в кладке арок, окон, порталов. Фасадысобора разделяются широкими пилястрами - лопатками, которые выражаютвнутреннее строение храма. Между ними так называемые закомары-завершения,соответствующие сводчатым покрытиям нефов. Собор увенчан пятью главами, надбашней, ведущей на хоры, находится еще одна - шестая глава. Внешний обликсобора не имел каких-либо декоративных деталей. В интерьере основную рольимеют мощные крещатые столбы, несущие своды. И стены, и столбы, и своды,так же как и в киевской Софии, были покрыты живописью, в данном случаеисключительно фресками. В XII веке в Новгороде устанавливается республиканская форма правления.Вместо больших храмов, возведение которых было связано с княжескимпериодом, строятся церкви однокупольного типа. Широко известна церковьСпаса-Нередицы близ Новгорода (конец XII века), в которой определиласьтипичная для последующего развития русского зодчества форма - необычайнопростая, призматическая, близкая к кубу. Фактически она возникла из большиххрамов, таких, как киевская и новгородская Софии, но там было пятьвнутренних нефов и пять куполов в основной части здания, здесь же этасистема еще более упрощается, вводятся лишь три продольных нефа и одинкупол. Выявление внутренней структуры сооружения снаружи - характернаячерта, проявившаяся уже в самых ранних сооружениях Древней Руси,обнаруживается и здесь, на фасадах Нередицы - трехчастное деление,внутренние своды определили появление внутренних арок-закомар, на восточнойстене трем нефам соответствуют три алтарные апсиды. Единственный куполподдерживается четырьмя внутренними столбами. Существующее в настоящеевремя луковичное покрытие купола появилось позже. Первоначально купол, каки во всех древнерусских храмах был шлемовидным. Типичны узкие, щелевидныеокна на фасадах и барабане купола. Церковь покрыта обмазкой и побелена. Лепные детали на фасадах почтиотсутствуют. Слегка неровные, "текучие" линии штукатурных поверхностейфасадов, углов здания, лопаток, закомар, придают сооружению мягкуюпластичность. Церковь Спаса-Нередицы была разрушена немецкими фашистами, нов настоящее время восстановлена. Первоначально она вся была расписанафресками - от пола до купола включительно. Фрески сохранились на уцелевшейчасти сооружения. Поверхности стен и сводов членились коричневато-краснымиполосами на отдельные большие поля нередко даже не совпадающие с границамиархитектурных членений. В границах этих полей были изображены святые иразличные религиозные сюжеты. Общий колорит фресок определяется типичнымдля других фресковых росписей голубоватым фоном, на котором выступалиохристые, коричневатые и белые пятна - лики святых, нимбы, детали одежды. Близка по своему типу к Нередице церковь в Старой Ладоге, относящаяся кXII веку, в которой сохранились остатки замечательных фресок того жевремени. Близок к Новгороду по характеру архитектуры город Псков. Здесь тожевозводились многочисленные одноглавые церкви, строившиеся из местного грубооколотого плитняка. По сравнению с новгородскими они более массивны иотличаются особой сочностью форм. Колоколен в Новгороде и Пскове не строили, они появились в Москве позже,в конце XV века. В Пскове существовали только звонницы - каменные стенки,завершавшиеся невысокими круглыми столбами, между которыми подвешивалиськолокола. Иногда колокола крепились просто к толстому деревянному брусу,укреплявшемуся на врытых в землю деревянных столбах. Крупным центром зодчества было Владимиро-Суздальское княжество. Здесь,во второй половине XII столетия был построен ряд первоклассных сооружений,возведенных из высококачественного белого камня - известняка. При князьяхАндрее Боголюбском и Всеволоде III во Владимире строятся храмы и дворец,которые должны были содействовать прославлению столицы княжества. Самоекрупное сооружение Владимира - Успенский собор, начатый строительством в1158 году и затем, после пожара, перестроенный. Первоначальное здание былоокружено галереями, добавлены четыре главы, внесены и другие изменения.Расширенный и переделанный собор получил необычайно гармоничное,композиционно четкое, превосходно проработанное во всех деталяхбелокаменное оформление. Фасады строения расчленены на отдельныевертикальные поля, разграниченные тонкими полуколонками и завершенныезакомарами. Посередине высоты здания проходит широкая лента - колончатыйпояс, состоящий из маленьких колонок, соединенных арочками. Главы завершенышлемовидными покрытиями. Медная крыша была первоначально позолочена. Внутрисобор был расписан и содержал драгоценную утварь. Другое ценнейшее произведение владимиро-суздальского зодчества -Дмитриевский собор (1194 -1197), служившим придворным храмом. Сооружениеимеет кубическую форму, внутри его - четыре опорных столба, поддерживающиеединственную главу. С восточной стороны - три апсиды. Это самый богатый поубранству храм. Система декоративного оформления в основе та же, что и вУспенском соборе, но роль скульптуры здесь несравненно большая. Примененасложная орнаментальная резьба - даны скульптурные изображения святых,маски, грифоны, животные, птицы, растительные и другие мотивы, высеченныеиз белого камня. Изображений так много, что они превращают верхнюю частьстены над широким горизонтальным поясом в сплошную орнаментальноразработанную "ткань". Орнаментация применена и между колонками основногопояса, в обработке барабана главы между колонками и в верхней части апсид.Рельефы Дмитриевского собора вдохновлены народным творчеством, но рядобразов в них связан с византийским и восточным влияниями, переработанныминародной фантазией. Сходная скульптурная декорация наблюдается и внекоторых других памятниках Владимира и Суздаля. Дмитриевский собор в своевремя, как и другие храмы, был целиком расписан фресками, сохранившимисялишь фрагментарно. В Боголюбове существовал дворец князя Андрея Боголюбского, находившийсяв пределах княжеского замка. Дворец непосредственно был связан с придворнымсобором. От этого комплекса до нашего времени дошел лишь небольшой фрагмент- двухэтажная лестничная башня с частью перехода из башни в собор.Характерно, что в лестничной башне применены те же мотивы, что и в почтиодновременно создававшихся храмах: аркатурный поясок с колонками нанебольших, вделанных в стену кронштейнов. Это доказывает, что светскиесооружения Древней Руси обладали общностью стиля с культовымисооружениями."(Л.4) Живопись Древней Руси Несмотря на то, что перебрал много книг по истории и культуры ДревнейРуси, практически во всех из них я не нашел ничего про настоящую исконнорусскую живопись, то есть живопись, которая сохранилась с дохристианскойэпохи развития Древней Руси. В некоторых книгах есть заметки, что живописьвсе же существовала до крещения, однако она представляла собой грубовыдолбленные на стенах сооружений (изб) рельефные картинки, которые затемраскрашивались подручными красками (охрой, белилами и.т.д). Короче говоря,хотя я хотел показать истинно древнерусскую культуру мне все же придетсярассмотреть христианскую русскую живопись, например, иконы. "Древнерусская живопись – одна из самых высоких вершин мировойкультуры, величайшему духовному достоянию нашего народа. Древнерусскаяживопись – живопись христианской Руси – играла в жизни общества оченьважную и совсем иную роль, чем живопись современная, и этой ролью былопределен ее характер. Неотделима от самого предназначения древнерусскойживописи и достигнутая ею высота. Русь приняла крещение от Византии ивместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи –«воплотить слово», воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому воснове древнерусской живописи лежит великое христианское «слово». Прежде всего это Священное Писание, Библия («Библия» по-гречески –книги) – книги, созданные, согласно христианскому вероучению, повдохновению Святого Духа. Священное Писание состоит из Нового Завета, кудавходят Евангелие и еще несколько произведений, написанных апостолами –учениками Христа, и Ветхого Завета , содержащего книги, созданныевдохновенными пророками еще в дохристианс




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Культура Древней Руси iconКультура древней Руси
История возникновения древней Руси (культура славянских и праславянских племён) 2
Культура Древней Руси iconКультура древней Руси
История возникновения древней Руси (культура славянских и праславянских племён) 2
Культура Древней Руси iconЦенности и функции культуры. Человек как творец и продукт культуры
«Культура Древней Руси», «современная культура», и т п. Культура характеризует также народы: культура готов, славянская культура...
Культура Древней Руси iconКультура древней Руси

Культура Древней Руси iconИмени О. В. Ключевского
Древней Руси", "От Закона Русского к Русской Правде", "Общественный строй Древней Руси в русской исторической науке XVIII-XX веков",...
Культура Древней Руси iconКультура Древней Руси часть1

Культура Древней Руси iconКультура Древней Руси часть2

Культура Древней Руси iconВопросы для экзамена по истории отечества
Возникновение государства. Правления киевских князей с Рюрика по Владимира Мономаха. Социально-экономические отношения на Руси. Внешняя...
Культура Древней Руси icon1. Введение Древнерусское государство – когда и как Духовная культура
Древней Руси можно считать IX век. Я решил описать культуру Киевской Руси до 1236 года начала татаро-моногольского ига. После этого,...
Культура Древней Руси iconКультура древней Руси и ее особенности. Реферат. Уникальная Работа

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы