Информационное обеспечение управленческого решения icon

Информационное обеспечение управленческого решения



НазваниеИнформационное обеспечение управленческого решения
Дата конвертации13.07.2012
Размер336.79 Kb.
ТипРеферат
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ


Селезнев Юлиан Иванович, при использовании этого материала желательна ссылка на автора или, по крайней мере, информирование по тел. (7-095) 131-4237 или E-mail: seleznev001@land.ru ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ Акт управления - это выбор и реализация оптимального решения изразнообразия возможных вариантов. Решая управленческую задачу руководитель(управляющий) находится в психологически напряженной ситуациинеопределенности (поиска варианта действия), которая разрешается по меренакопления информации по существу исследуемого вопроса. Логическая цепь целенаправленного действия последовательно включаетпоиск, отбор, осмысление и систематизацию исходной информации и выработкуалгоритма поведения, обеспечивающего достижение поставленной цели.Руководителя, осуществляющего оперативное руководство аппаратом управления,нерационально отвлекать от прямых обязанностей на техническую работу посбору и обработке информации – эту работу должны выполнять эксперты(авторитетные знатоки соответствующих отраслей знаний) в порядкесоставления экспертизы исследуемой проблемы и выработки на ее основерекомендаций о путях и способах решения поставленной задачи. Эксперт, рекомендуя направление и характер действий, становитсяучастником акта управления и несет персональную ответственность за егорезультат наряду с руководителем аппарата. Такой уровень ответственностидает ему право иметь независимое мнение по вопросам, находящимся в ракахего компетенции, и отстаивать это мнение на всех ступенях управленческойиерархии. Поэтому в системе взаимодействия «руководитель – эксперт»исторически сложилась довольно парадоксальная ситуация: неактивный(подчиненный) член системы производит и передает информацию к действию, аактивный (руководитель) потребляет ее и действует в соответствии с ней. В этой системе распоряжение управляющего на проведение экспертизыявляется, по существу, просьбой к компетентному специалисту разобраться вконфликтной ситуации, найти и рекомендовать рациональный путь к ееразрешению. Такие взаимоотношения обязывают, и эксперт, сознавая, что успехдела непосредственно зависит от инициативы и активности управляющего, неможет допустить, чтобы из-под его пера вышел внешне солидный, нобессодержательный труд, заключенная в котором информация не стоитзатраченного на ее чтение времени. Проведение экспертизы подобно научному исследованию – и там и тутнужны глубокие знания в области изучаемой проблемы и смежных с нейвопросов, трезвость суждений и здравый смысл, чтобы суметь определить, какдалеко надо обратиться в прошлое для получения объективной картинынастоящего и вероятного будущего, в какой момент прекратить исследование ичем завершить разработку темы. Однако имеется и существенная разница.Научное исследование, в общем-то, не ограничено во времени – основное иединственное требование к нему: полезность с позиции расширения границчеловеческих знаний. Экспертиза же всегда нужна к строго определенномусроку и просрочка превращает затраченный труд в бросовую работу – решениеуже принято, и надобность в подготовленной информации отпала. Методики проведения экспертизы и научных исследований также примерноодинаковы – ознакомление с проблемой, формирование рабочей гипотезы и на ееоснове логических выводов с последующим изложением своих мыслей на бумаге вясной и доступной пониманию форме. Это возможно тогда, когда исследовательобладает способностью и волей концентрировать внимание в течениедлительного времени на основных аспектах изучаемого явления, что не такпросто, как кажется на первый взгляд. Дело в том, что, как утверждают психологи, человеческий мозг по своейприроде не способен последовательно мыслить. Мысль скачкообразно мечется вхаосе накопленных мозгом противоречивых представлений в поискахрациональных обобщений, но этот внешне сумбурный процесс имеет четкуюнаправленность в сторону непрерывного совершенствования и происходит безвидимых усилий для его носителя. Когда обнаруживается оптимальный ответ напоставленный вопрос, не имеющий явных возражений, в мозгу возникает очагсосредоточенного осмысления зафиксированного варианта, который превалируетдо тех пор, пока не появится твердое убеждение, что найденное решениеединственно верное. Если заставить себя постоянно думать об изучаемомпредмете, то можно обнаружить, что объект исследования стал вдругосмысленным и приобрел определенную динамичную форму, проливающую свет натенденции его развития в перспективе. Экспертиза, как и всякая другая целенаправленная деятельность,ограниченная во времени, должна начинаться с разработки общего планаработы, чтобы обезопасить исследователя от непроизводительных трат времении умственной энергии. При этом надо учитывать, что на начальной стадииисследования (определение источников информации, отбор и систематизацияфактуры, формирование рабочей гипотезы) расходуется непропорционально многовремени. В то же время очень распространенной является такая ошибка припланировании умственного труда, как жесткое ограничение временинепосредственно на исследование и щедрое его расходование на редактированиеи оформление итогового документа, которые ничего нового к материалуисследования не добавляют. В результате, если на начальном этапезапланированный объем работы окажется больше, чем можно фактическисделать, то начнется цепная реакция временных несоответствий по всемпоследующим этапам и качество материала может резко ухудшиться, так какспешка всегда чревата серьезными ошибками, но особенно опасна в работе,связанной с большим умственным напряжением. Кроме того, очень важноправильно определить оптимальный срок завершения работы, для чего бываетполезно разделить проблему на несколько относительно самостоятельныхразделов и каждый из них спланировать отдельно по всем этапам, включаячерновое изложение, тогда сумма найденных по разделам значений времени дастнаиболее вероятный срок завершения работы в целом. При этом необходимозарезервировать часть общего времени на непредвиденные обстоятельства,которые обязательно возникнут, так как на стадии составления плана всеоценки имеющихся сведений и фактора времени носят ориентировочный характер.В случае несовпадения расчетного оптимального времени с установленным позаданию (директивным) сроком (запланированный объем работы не укладываетсяв отведенный период) надо либо добиться пересмотра директивного срока, либооптимизировать план за счет уменьшения глубины проработки и сокращенияобъема итогового материала, о чем обязательно нужно поставить в известностьруководителя, давшего поручение. Примерное содержание основных разделов плана проведения экспертизы: 1. Общее ознакомление с проблемой (определение источников информации, фиксирование и механическое запоминание разрозненных фактов); 2. Осмысление накопленного банка данных о проблеме (устранение информационного шума, группировка и систематизация отобранной фактуры, умозаключения и выводы); 3. Формирование рабочей гипотезы (корректное логическое построение обобщений по аналогии со сходными явлениями); 4. Черновое изложение материала (фиксирование первоначальных впечатлений и ассоциаций в произвольной форме); 5. Предварительный вариант экспертизы (обработка чернового изложения материала с соблюдением всех требований, предъявляемых к итоговому документу); 6. Редактирование и окончательное оформление итогового документа. Деталировка основных разделов плана - частное дело специалиста взависимости от его индивидуальных особенностей, личных качеств и привычек. Цель общего ознакомления с проблемой – правильно определитьисточники информации и отобрать фактуру, на основе которой можно построитьумозрительную модель исследуемого объекта (рабочую гипотезу еговозникновения, функционирования и развития). Приступая к работе, исходят изобщепринятого в науке положения, что, при желании, можно найти массуфактов, относящихся к данной проблеме и задача состоит в том, чтобы избольшого количества малозначащих сведений извлечь максимально возможнуюпользу. Фактами называют познанные свойства предмета изучения – объективнуюреальность, скопировать которую невозможно. Став достоянием исследователя,факт неминуемо и немедленно деформируется под влиянием его интересов иличных особенностей. Такие искаженные факты называют сведениями и похарактеру отражаемой ими реальной действительности делят на: 1. Эмпирические (объективные), извлекаемые непосредственно из эксперимента. 2. Научные (субъективные), получаемые путем осмысления объективных данных. 3. Ведомственные (конъюнктурные), представляемые различными учреждениями вышестоящим инстанциям. Наиболее распространенными и ценными источниками объективных данныхявляются официальные (государственные) справочники и статистическиесборники. В этих документах влияние субъективного фактора сведено кминимуму, так как их составляют высококвалифицированные специалисты и надотолько грамотно использовать это богатство. Такие сведения незачемподвергать сомнению и перепроверять по первоисточникам. Внешне предпочтительней, по сравнению с сухим содержанием официальныхданных, выглядят хорошо сформулированные научные сведения, однакопользование ими требует известной осторожности. Объективная основа научныхданных, проходя через сознание субъекта (ученого), существенно искажается,так как на них сказываются индивидуальные особенности составителя,категоричность его суждений, вера в авторитеты, тяга к традициям(устоявшимся понятиям), собственный интерес (преследуемая цель) и прочее.Весьма активно влияние субъективного фактора сказывается на формальныхисточниках – научных журналах, сборниках статей и монографиях. Этуинформацию надо сверять с источниками, на которые в солидных трудахделаются ссылки. Наибольшую осторожность надо проявлять при пользовании справками иотчетами ведомственного характера, в которых иногда сознательно допускаютсяискажения реальной действительности из конъюнктурных соображений. В нихзачастую превалирует стремление подстроиться к концепциям вышестоящихинстанций или представить свою деятельность в выгодном свете путемнивелирования недостатков и преувеличения достижений. Такие сведенияобязательно нужно сверять с государственной отчетностью. Обязательно следует учитывать собственное негативное влияние наотбираемую фактуру. Психологический механизм усвоения информации,поступающей извне, имеет два уровня – низший (обыденное сознание), дающийпервое впечатление, и высший (теоретическое сознание), формирующийпродуманные умозаключения. Обыденное сознание выполняет роль фильтра«доверие - недоверие» и передает на теоретическую обработку только частьпервоначально полученной информации, которую признала позитивной, а это необязательно «истина в первой инстанции». Эксперт получает задание впределах своей компетенции, а значит, начинает работу не с нуля, а имеяопределенный задел и поэтому может отбирать сведения не отрывочно, асистемно – по всей совокупности типичных явлений, характерных для другиханалогичных исследуемому объектов. Под влиянием собственных склонностей иинтересов эксперт может негативно истолковать в действительности позитивныхданных и воспринять негативные сведения как позитивные. Кроме того,необходимо учитывать, что отдельно взятый факт можно интерпретировать какугодно «за» и «против», а тот же факт, исследуемый во взаимосвязи сдругими фактами подобного рода, интерпретируется практически однозначно,что гарантирует от грубых ошибок и экономит время. Поэтому нельзяподдаваться гипнозу первого впечатления от единичного факта (каким быпривлекательным он не казался) и постараться подвергнуть его критическомуанализу во взаимосвязи с другими событиями, прежде чем принятьокончательную оценку. Отобранная информация должна соответствовать теме, интересам и уровнюподготовки потребителя этих сведений. Близкие потребителю информации фактыимеют повышенную действенность, но их не следует приспосабливать для своихцелей. Они должны быть безусловно правдивыми и достоверными – это неэтическая норма, а объективная необходимость, так как подтасованныесведения неизбежно приведут к необоснованным обобщениям и выводам, чтодискредитирует материал в целом. Чтобы случайное и несущественное не затмило коренное и типичное, надо,не размениваясь по мелочам, извлекать из фактов основной смысл, выделяяглавное и отбрасывая второстепенное. Такое препарирование фактуры сдополнениями новыми сведениями продолжается на протяжении всей работы надматериалом и не исключено, что в итоговом документе часть фактов будетзаменена на более впечатляющие, но в основном отбор и группировка фактурызавершаются на этапе ознакомления с проблемой, после чего ее фильтруют отинформационного шума (избыточных и бесполезных сведений) селективнымотбором. Инструментом фильтрации является здравый смысл типа «может - не можетбыть» в сложившейся ситуации, «нужно - не нужно» в рамках поставленнойзадачи, «убедительно - неубедительно» для обоснования вывода и пр.Поскольку исследование - это попытка прогнозировать перспективу, тоотбираются преимущественно такие факты, в которых наряду с констатациейпрошлого и настоящего прогнозируются возможное развитие процесса в будущем.В целом, необходимо руководствоваться следующим правилом: к ценнымотносятся только те сведения, которые способствуют решению поставленнойзадачи. Бывает, что после фильтрации и группировки оказываются данные,достаточно противоречивые, хотя и явно относящиеся к изучаемой проблеме.Это означает, что поставленная задача объединяет под общим названиемнесколько частных явлений. В этом случае требуется заново перегруппироватьфактуру таким образом, чтобы сложное явление четко распалось насоставляющие и систематизировать полученную информацию заново по каждойсоставляющей отдельно. Вместе с тем, накопленная информация (фактура) не будет иметь никакойценности до тех пор, пока компетентный специалист не раскроет ее значениядля разрешения конкретной ситуации. Отфильтрованный материал группируется исистематизируется (приводится к корректному логическому построению). Наборпервоначальных, еще отрывочных и аморфных на этом этапе умозаключений(обобщений и выводов) критически осмысливается и на этой основе строитсяумозрительная (гипотетическая, теоретическая) модель предположительнойсистемы связей и отношений внутри объекта исследования. Другими словами,происходит формирование рабочей гипотезы, что является важнейшим элементомисследования, так как вся дальнейшая работа сводится к доказательству,уточнению или опровержению ее основных положений. Гипотетическая модель явления считается корректной, если из нее, какрезультат, вытекают все известные факты и предположения о наиболеевероятном дальнейшем развитии событий. И наоборот, гипотеза несостоятельна,если не доведена до уровня предсказания событий и оставляет право насуществование другим гипотезам, по-разному объясняющим одно и то жеявление. Наличие множества гипотез, как правило, является характернымпризнак тупиковой ситуации в исследовании. Поэтому необходимо бесповоротновыбраковать все варианты, у которых просматриваются слабые места, оставляядля детального рассмотрения только то, что не удалось забраковать. Здесьважно заставить себя не обольщаться собственной прозорливостью, чтоприводит к профессиональной слепоте – выдаче желаемого за действительное. Предвидение (предсказание) вероятного хода развития событий - это немистика, а результат детального изучения механизма функционированияизучаемого объекта. Анализируя его прошлое и настоящее, можно с известнойстепенью вероятности предположить (предсказать) направление изменений вбудущем. Существует ряд способов прогнозирования развития событий, но наэтапе формирования рабочей гипотезы преимущественно распространены два:метод аналогии и метод причинных связей. Метод аналогии непроизвольно и регулярно используется людьми вповседневной жизни и составляет их так называемый жизненный опыт.Обыденность этого метода делает его наиболее привлекательным – изучаемоеявление сопоставляется с другими внешне схожими, имевшими место при сходныхобстоятельствах. Зная, чем завершилась аналогичная ситуация в прошлом,можно предположить вероятный ход событий в будущем. Но при кажущейсяпростоте это способ малонадежен и пригоден только для укрупненногоанализа. Дело в том, что внешне схожие явления в действительностисущественно разнятся и, прежде чем сопоставлять имеющиеся сведения спараметрами других известных явлений, необходимо тщательно сопоставитьразличия и только после этого приступать к определению сходства. Сложившееся по аналогии представление о вероятном развитии событияуточняется выявлением характерных для данного события устойчивых тенденцийс помощью графиков и диаграмм для установления кривой развития (восходящая,нисходящая или цикличная). Анализ полученной траектории развитияпрогнозируемого события проводят, исходят из предположения, что приотсутствии данных, указывающих на обратное, существующая тенденция вобозримом будущем не изменится. В целом при исследовании относительнодлительных событий, поддающихся количественной оценке с помощью графиков идиаграмм, графический способ вполне гарантирует от грубых ошибок. Однакоследует помнить, что движущая сила любых интенсивных действий всегда имееттенденцию к затуханию активности и важно не упустить момента перелома,чтобы наметившийся спад не пришелся на прогнозируемый период. При анализе краткосрочных событий, когда графический способ применитьневозможно, вынужденно пользуются методом причинных связей – выявляют ианализируют причины возникновения и функционирования данного явления исопоставляют их с причинами, исключающими его существование и на этойоснове строят предположение о возможной перспективе развития событий. Несколько проще обстоит дело с экономическими проблемами, для которыххарактерны циклические изменения. В этих случаях, даже не имея аналогий,есть основания предположить, что цикличность развития сохранится набудущее, если она подтверждается достоверными данными, охватывающимипериод не менее двух полных циклов. Психологически трудно начать изложение накопленного материала набумаге. Полной уверенности в том, что работа завершена, никогда не бывает,но накопленный потенциал знаний и уходящее время заставляют приступить ксоставлению итогового документа. Убедив себя в этой необходимости,начинайте составлять черновой вариант и работайте над ним неостанавливаясь, пока пишется, не подвергая сомнению написанное и оставляяпропуски для недостающих данных и примеров. Это обеспечит фиксациюпервоначальных ассоциаций в том виде, в каком они возникли по ходу общегоознакомления с проблемой как основы для нестандартных (оригинальных)обобщений. В этом, прежде всего, ценность изложенного экспромтом черновоговарианта, фиксирующего преимущественно свободные от стереотипов (штамповмышления) авторские мысли.. По мере последующих рассуждений, направляемыхрамками рабочей гипотезы, сознание постепенно и необратимо стирает остротупервоначального восприятия и, если оно не было своевременно зафиксировано, восстановить его практически невозможно. В итоге, изложение потеряетсвежесть и превратится в сухой трудно воспринимаемый материал. Исписавшись,надо сразу приступить к составлению предварительного варианта итоговогодокумента с соблюдением всех требований, предъявляемых к материалам такоготипа. В целом комплекс требований к деловой информации укладывается вкороткую формулу – своевременность и полезность. Факультативно экспертиза -оперативный документ, по форме - способ доказательства авторских концепций,а по содержанию - подборка новейших сведений, изложенных так, что ясновидно их значение для решения поставленной задачи. Ее основная цель -убедить потребителя, от инициативы и активности которого зависитдейственность и дальнейшая судьба документа, в правильности авторскихобобщений и выводов и побудить его к действиям в указанном направлении.Феномен деловой информации в органической связи сознания с действием – нетимпульса к действию, нет полезной информации. Ценной считается только таинформация, которая обеспечивает ее потребителю выработку надежногоалгоритма поведения в сложившейся проблемной ситуации. Активное восприятие делового сообщения (проникновение в суть егосодержания) непосредственно зависит от личностных установок читателя(подготовленности, потребностей, интересов и настроения), определяющихформу реагирования на полученные сведения. Согласно закономерности храненияследов в памяти воспринимаемая извне информация немедленно перерабатываетсяв сторону обобщения. При этом отфильтровывается все несущественное иостается только логическая канва, совмещенная с системой взглядов иотношений (установкой личности) потребителя. Поэтому необходимо такизложить материал, чтобы адресат (конкретный субъект) воспринял авторскиеобобщения и выводы, как свои собственные. Активность позитивных реакций читателя на текст документанепосредственно зависит от умения автора нейтрализовать негативные барьеры,препятствующие восприятию содержания. 1. Тезаурусный (познавательный) барьер, зависящий от уровня специальных знаний читателя. Если эти знания недостаточны, то он не поймет содержания, если избыточны, то оно покажется ему насыщенным прописными истинами. И то, и другое раздражает потребителя и резко снижает действенность документа. Особенность экспертизы заключается в том, что она готовится для подготовленного читателя, которому не надо разжевывать ее положения на многочисленных примерах. В ней должен присутствовать необходимый минимум исходной информации и максимум авторских рассуждений. Мастерство здесь состоит в умении коротко, просто и доходчиво повествовать о серьезных вещах. Обычно хорошо воспринимается то, что известно и близко интересам адресата, тогда даже краткое сообщение предстанет ему в развернутом, образном виде. Также дают импульс к преодолению стереотипов мышления в сознании потребителя новизна и актуальность авторских рассуждений, поражающих воображение своей неожиданностью. 2. Суггестивный (доверительный) барьер, когда адресат сомневается в компетентности автора и не верит его концепциям. В быту каждый индивидуум охотно следует логике собственных рассуждений и проявляет антипатию к идеям со стороны. Эта врожденная склонность возражать чужим доводам рассеивает внимание на поиск возражений в пользу собственной ориентации, мобилизуя волю на подавление неудовлетворенных потребностей, что резко повышает затраты умственной энергии и снижает восприимчивость сознания к поступающей извне информации. В сфере управленческой деятельности руководитель, давший задание на экспертизу, заведомо ставит себя в положение ожидания информации. Такая направленная заинтересованность обеспечивает положительный настрой к ожидаемому материалу и, чтобы не растерять авансированного доверия, следует вести изложение в уважительной форме без менторства (поучения) и зазнайства (подчеркивания собственного превосходства). Главное надо стремиться обострить состояние ожидания, так излагая содержание, чтобы оно как можно лучше вписывалось в рамки жизненного опыта и профессиональной подготовки адресата, тогда он будет внимательно следить за своим понятийным аппаратом, сопоставляя собственные знания с содержанием изложения и воспринимая текст как приятную беседу с мудрым собеседником. 3. Есть еще ситуативный (конъюнктурный) барьер. Он возникает тогда, когда меняется ориентация вышестоящих инстанций по данной проблеме. Если это произошло на этапе чернового изложения, то можно еще попытаться переориентировать авторские концепции в новом направлении. Но если ориентация изменилась после составления предварительного варианта изложения итогового документа, то целевой подбор фактуры уже не обеспечит решения задачи, условия которой радикально изменились. Основная цель составления предварительного варианта - критическая оценкачернового изложения аналитического материала, его композиционноерасположение, заполнение пробелов, соблюдение делового стиля, смысловоеуточнение используемых терминов, особенно в заголовках, в разделе,формирующем задачу, в выводах и предложениях. Если автор и читатель будутпо разному толковать термины, то взаимопонимание исключено. Помогает овладеть вниманием и запечатлеть в памяти читателя компоновка(композиция) экспертизы. В деловой практике преимущественно распространеноделение материала на три композиционно – логические части: вступление,изложение и заключение. Такое построение деловой информации сразу вводитпотребителя в суть вопроса, последовательно разъясняет ему все положенияэкспертизы и в итоге дает четко сформулированные рекомендации для решенияпоставленной задачи. Оно наиболее соответствует основной цели документа –создать и логически разрешить проблемную ситуацию, установивнепосредственную связь между объяснением закономерностей функционирования иразвития явления и практическим разрешением проблемной ситуации. Вступление - это введение читателя в суть рассматриваемой проблемы сраскрытием ее значения для решения поставленной задачи. В последнее времяроль вступления повысилась. Ранее считалось, что начало и конец печатноготекста усваиваются одинаково хорошо, однако к настоящему времени однозначноустановлено, что лучше понимается и запоминается именно начало, а хужевсего конец. Поэтому надо уже в начале заручиться доверием адресата кдокументу, как к надежному источнику достоверной информации, изаинтриговать его, вызвав тем самым ощущение сопричастности кнеразрешенной пока ситуации. Это достигается изложением краткой, но емкой характеристики проблемы вцелом, составленной на основе впечатляющих фактов, цифр и ссылок наавторитетные источники - постановления, распоряжения, приказы и другиеруководящие документы директивного характера. Чувство большойответственности за практическое разрешение конфликтной ситуациипсихологически подготовит читателя к эффективному восприятию содержанияпоследующего изложения, в котором он будет искать выход из возникшего унего тревожного состояния неопределенности. Учитывая высокий авторитет руководящих документов, на которые делаютсяссылки, надо особенно тщательно фиксировать их названия, номера и датывыпуска, не допуская ни малейшего искажения содержания. Даже незначительныеотклонения или ошибки, в том числе грамматические, могут вызвать резконегативное отношение к документу и не исключено, что он будет возвращен надоработку не дочитанным. Вступление - это визитная карточка, которой специалист представляетподготовленный документ руководителю, давшему ответственное задание, икоторая представляет также и самого специалиста. Главная часть экспертизы – изложение деловой информации, котораядостаточно подробно, обстоятельно и всесторонне раскрывается сутьрассматриваемой проблемы. Деловая информация – документ смешанного состава, включающийповествование, описание и рассуждение. 1. Повествование - последовательный рассказ о событии в той хронологической последовательности, в какой они происходили в действительности; 2. Описание – характеристика события путем перечисления его признаков, свойств и особенностей; 3. Рассуждение - раскрытие внутренних причинно – следственных связей события. Первые два раздела строятся на фактическом материале, поддающемсяобъективной (количественной и качественной) оценке, независимо от позицииавтора. В повествовании, чтобы оно легче воспринималось и оценивалось читателем,необходимо строго придерживаться хронологического принципа, а еслихронология нарушается, то это должно быть логически оправданным иобязательно мотивированным в тексте. При составлении описания надо стремиться к тому, чтобы его элементыраскрывали действительно важные признаки и свойства и располагались постепени важности – сначала наиболее существенные для данного момента всложившейся ситуации и далее по убывающей. В рассуждении дается в логической последовательности ряд определений,суждений и умозаключений, доказывающих положения рабочей гипотезы. В целом деловая информация – документ целенаправленного действия, затекстом которого стоит автор, преследующий цель добиться согласия читателясо своим мнением и побудить его к действию в направлении, описанном вподготовленных им рекомендациях. Процесс воздействия деловой информации напотребителя состоит из трех последовательных стадий: 1. Информирование. Повествуя о предмете изложения, особенно в форме, возбуждающей интерес, автор стимулирует читателя к размышлению (включение сознания); 2. Убеждение. Убедительно рассуждая о структуре события, автор побуждает читателя к осмыслению информации и включению ее в систему собственных взглядов путем закрепления в памяти главного (обретение уверенности в правильности приводимых доводов); 3. Побуждение. Обретя уверенность в правильности приведенных автором рассуждений, читатель испытывает стремление к активным действиям (выработка алгоритма поведения). Иногда выделяют еще одну стадию (фазу) – внушение, но это частный случай побуждения, когда довод (факт, пример) настолько ошеломляет читателя своей неожиданной очевидностью, что воспринимается, минуя фазу осмысления, как бесспорное утверждение. Действенность изложения зависит от доступности представленных дляпонимания сведений и рассуждений, что определяется, с одной стороны,компетентностью читателя, а с другой - доходчивостью изложения. Поэтомуделовой текст - это функция двух составляющих: содержания (смысловой части)– первичная функция и оформления (языкового материала) – вторичная,ориентирующая функция. Содержание. Приступая к изложению автор должен иметь четко сформулированнуюопределенную цель и в соответствии с ней формировать деловое сообщение,наглядно иллюстрируя свои мысли впечатляющими (запоминающимися) фактами ипримерами для активизации внимания читателя и побуждения его к действию. Ночтобы достичь эффекта побуждения, кроме глубокого знания предмета изложениянадо еще уверенно владеть приемами и правилами убедительного рассуждения –обязательный компонент мастерства настоящего специалиста. Дело в том, чтоспособность мыслить логически – врожденное качество человека и каждыйрассуждающий стихийно следует законам логики, но в этой стихийности обычнопревалирует стремление выдать желаемое за действительное. Избежатьскоропалительных обобщений и выводов можно только сознательным следованиемпринципам формальной логики – науки об искусстве аргументированногорассуждения. Согласно этим принципам, мысль в рассуждении должна сохранятьнеизменное содержание (закон тождества), нельзя одновременно утверждать«да» и «нет» по одному и тому же поводу (закон противоречия), бесполезноискать компромисс «или-или» на конкретно поставленный вопрос – ответ долженбыть однозначным «да» или «нет» (закон исключения третьего) и ничто неутверждается голословно – правильная мысль должна обосновываться другимиуже доказанными (бесспорными) мыслями (закон достаточного основания). Наэтих принципах строится логический прием - доказательство, включающий тривзаимосвязанных элемента: тезис, аргумент и демонстрацию. Тезис (основная идея в рассуждении) это мысль, которую надо доказать.Она должна быть четко сформулированной и неизменной в течение всегодоказательства. Чтобы убеждать надо самому быть уверенным в своей правоте,а она приобретается доскональным знанием предмета рассуждения и четкосформулированной на этой основе мыслью. Продуманную до мелочей мысльпрактически невозможно подменить (исказить) в ходе рассуждения, и наоборот,расплывчатая мысль ведет, как правило, к путанице понятий (противоречию ссамим собой) и полной несостоятельности – потере нити рассуждения. Аргументы (доводы) в пользу тезиса - это основание доказательства, егофундамент. Они должны быть бесспорными, уже доказанными независимо оттезиса и достаточными в такой мере, чтобы из них как необходимое следствиевытекал тезис. Сомнительные доводы всегда ведут к несостоятельным выводам,разрушающим всю систему доказательства. Однако при аргументировании тезисанельзя терять чувства меры – недостаточное и чрезмерное доказательстваодинаково опасны. В первом случае делается попытка формировать далекоидущие выводы на основе недостаточных по объему и содержанию фактов,которые выглядят поспешными и потому недостаточно убедительными. Во втором– приведение все большего количества доводов в пользу очевидных положенийпревращается в бесполезное и скучное чтение прописных истин. И то, и другоевызывает раздражение. Умение отбирать наиболее убедительные обоснованиясвоей точки зрения, отбрасывая все несущественное – секрет мастерства. Демонстрация – это способ рассуждения, показывающий логическую связьтезиса с аргументами, то есть, что тезис логически необходимо вытекает издостоверно установленных фактов и доводов. Она не может быть произвольной,так как логика рассуждений в каждом конкретном случае диктуется спецификойтемы, характером и объемом информации к ней. Различают три способадемонстрации. 1. Аналогия – уподобление неизвестного известному, имевшему место в подобной ситуации. Она опирается на прошлый опыт и дает возможность сравнительно объективно судить о незнакомых событиях, не имея достаточной информации. Применяется как прикидка на этапе составления рабочей гипотезы или как яркий пример, рассчитанный на ассоциативное восприятие. Для доказательства используется в сочетании с более точными способами. 2. Дедукция – движение от общего к частному. Здесь фактура (частное) подводится под общепринятые (научные) положения, то есть роль логических оснований, на которые опираются оценки, обобщения и выводы, выполняют законы науки (эмпирические обобщения или аксиоматические положения). Дедукция обычно используется при научных исследованиях. 3. Индукция – движение от частного к общему, то есть вывод делается на основе анализа и обобщения фактуры. Это - основной метод экспертизы событий, явлений и ситуаций в экономике и технике. Индукция бывает двух видов: полная и неполная. Полная индукция - это частный случай индуктивного метода, когда налицоусловия для обобщения всех возможных случаев определенного рода,обеспечивающие достижение абсолютного результата – нового всеобщего закона,где гарантия убедительности достигается всеобщностью анализа. В своемапогее она смыкается с дедукцией, как метод научного синтеза. Для обычнойэкспертизы значения не имеет. Неполная индукция - это обобщение на основе анализа отдельных случаев,признаки которых принимаются за типичные для объектов данного рода. Она,разумеется, не дает безусловного вывода, но обеспечивает достаточнуювероятность, условием состоятельности которой является отсутствиепротиворечащих случаев в анализе. Здесь доказательное значение методаопределяется не количеством, а качеством отобранной фактуры. Она такжебывает двух видов: популярная (обывательская) индукция и индукция черезотбор. Обывательское обобщение - это простая констатация факта, не задаваясьвопросами: где?, когда?, почему? и в каких условиях? возник анализируемыйфакт. Такое обобщение не имеет доказательной силы и зачастую составляетпочву для суеверий и голословных утверждений. На деле внешне схожие факты могут быть вызваны совершенно различнымипричинами, поэтому обобщению обязательно должен предшествовать скрупулезныйанализ действительной природы фактов, взаимосвязей и реальных причинвозникновения. Таким рациональным обобщением является индукция через отбор,где фактура исследуется в различных условиях в зависимости от влияющих нанее обстоятельств. В случае устойчивого повторения одних и тех же свойств уоднородных объектов делается достаточно обоснованное допущение, чтослучайное совпадение исключено и найденное свойство типично. Главноедостоинство индуктивного метода – наглядный показ на конкретных примерах,несущих двойную нагрузку. С одной стороны, они иллюстрируют идею, даваязапоминающиеся сопоставления, с другой - обеспечивают доказательностьдоводов на типичных представителях множества фактов. Пример - это сильныйпо доходчивости прием доказательства, так как конкретное и образноедействует гораздо убедительнее, чем общие абстрактные (теоретические)рассуждения. Оформление. Процесс выработки решения на любом уровне управления требуетвысококвалифицированного управленческого труда – умения сосредоточитьвнимание на главном, не упуская из вида важных мелочей, в условиях частогопереключения с одного вида деятельности на другой (служебные и телефонныеразговоры, отдача распоряжений, записи для памяти и т.п.). Эти эмоциогенныепомехи создают атмосферу рваного ритма и вынуждают руководителя кскорочтению и торопливому восприятию содержания деловой информации. Процесс скорочтения состоит из быстрого выделения в отрезке текстаключевого слова, выявления для него смыслового ряда и определения на этойоснове смыслового значения текста в целом. Бегло просматривая документ,руководитель должен выбрать из него все основные смысловые моменты, оценитьих значение, сделать соответствующие выводы и выработать алгоритмсобственного поведения в процессе принятия и реализации решения. Прямаязависимость принятия своевременного и качественного решения от четкости иудобочитаемости деловой информации очевидна, и специалист обязан таксформировать текст, чтобы читатель мог без труда следовать за мысльюавтора. Сложность изложения мыслей на бумаге состоит в том, что слово(ключевая единица языка) само по себе ничего не выражает для человеческогосознания, которому свойственно образное мышление. Эта языковая абстракцияприобретает предметный смысл только в составе предложения – средствевыражения мысли, где в зависимости от контекста оно ассоциируется сконкретным понятием. При этом одно и то же слово в разных контекстах можетиметь различное значение. Задача существенно облегчается познанием особенностей литературнойписьменной речи. Литературный язык подчинен исторически сложившимся нормам,где лексика определяет выбор слов, а стилистика – состав предложений.Лексическая норма – наиболее уместные для специфики принятого стиляизложения слова и обороты, а стилистическая – мобилизация сознания и чувствна главном в предложении. Специфика письменной литературной речи –функциональный стиль языка. Различают четыре литературных стиля: деловой инаучный, апеллирующие к сознанию соответственно подготовленного читателя, ихудожественный и публицистический, воздействующие преимущественно начувства массового читателя. Деловому стилю свойственны логическая (стилистическая) и языковая(лексическая) стройность, внешне практически полностью лишенныеэмоционально – экспрессивной окраски (давления на чувства и психикучитателя). Основа делового стиля – книжно-письменная лексика, в которойширокое использование готовых языковых формул обеспечивает наибольшуюточность формулировок и до минимума сокращает время на подбор уместных слови словосочетаний для характеристики описываемой ситуации. Рассчитанный наподготовленного потребителя такой стиль несет в скупых формулировкахогромный объем ассоциативно воспринимаемой информации, намного повышаяинформативность и восприимчивость изложения по сравнению с другими стилями.Этот унифицированный (стилизованный) язык построен на наборе принятых вконкретных отраслях терминов (не допускающих разночтения) исловосочетаний. Отдельные слова и обороты в зависимости от их закрепления заопределенной сферой применения приобретают устойчивое стилистическоезначение и становятся общепринятыми языковыми формулами (терминами)несущими конкретную смысловую нагрузку. Терминологизация литературногоязыка возникла и развилась из просторечия – вульгарного и профессиональногожаргона. Жаргонизмы и профессионализмы в динамике своего развития проходяттри стадии. Сначала они становятся неологизмами, затем закрепляются наопределенное время в разряде книжно-письменных слов, а по мере вытесненияих новыми терминами превращаются в архаизмы. Специалист должен постоянноследить за динамикой терминологизации, так как использование в деловойлексике неустоявшейся или устаревшей терминологии расценивается какнедостаточный словарный запас и неумение излагать мысли в рамках деловогостиля. Общелитературные слова, без которых в изложении обойтись нельзя, надоиспользовать и избирательно. С учетом специфики делового стиля они обязанынести смысловую нагрузку и не содержать в себе неопределенности иэмоциональной окраски. Например, не имеют смысловой нагрузки ничего недобавляющие к смыслу высказывания слова-спутники типа «конкретные задачи»,«имеющиеся недостатки», воспринимаемые как надоедливый штамп;тавтологические сочетания, когда одно слово бессмысленно дублирует другое:«перспектива на будущее», «наиболее максимально», «первый дебют»;употребление рядом взаимоисключающих слов: «несомненно невероятно», «ужасновесело»; парафразы, когда конкретные названия предметов заменяются ихсущественными признаками: «кров над головой», «коронный номер», «царьзверей». Все это воспринимается как пустословие. Содержат в себе неопределенность слова в переносном смысле(метонимы), однокоренные слова, сходные по звучанию (паронимы);взаимозаменяемые слова (синонимы), особенно многозначные, синонимичныедругим словам только в одном из своих значений. Недопустима инверсия(продуманная перестановка слов в предложении) для давления на психику,употребление высокопарных слов, свойственных бульварной прессе. Эторасценивается как сбой на газетчину (публицистику), самый неряшливый ивредный для литературного языка стиль. Большой эмоциональный заряд несут всебе метафоры (сочные образные сравнения), в деловой информации следует изэтой категории слов употреблять только сухие метафоры и метафорическиеобороты со стертой от частого употребления образностью и превратившиеся вуниверсальные слова и речевые штампы, имеющие точное смысловое значениетипа «сильно», «слабо», «мало», «много» и т.п. Для простоты и четкости выражения мысли в деловом стиле широко используются речевые штампы («всоответствии с решением», «в связи с необходимостью», «в целяхукрепления»), канцеляризмы («заслушать», «ходатайствовать», «надлежащий»),нетипичные для других стилей словоизменения («закончить строительством",«передать по принадлежности»). Особое внимание в деловом документе уделяется цифровому материалу.Ссылки на точные цифровые данные намного убедительней универсальных слов,таких как «большинство», «слабо», «недостаточно» и т.д. Внешне сухой иотвлеченный статистический материал , не отнимая много времени и неперегружая внимания достаточно убедительно выражает сложные явления.Статистика опирается не на единичные события, а на множество фактов,показывая в динамике развития и взаимодействия наиболее объективныезакономерности, надо только суметь найти в обилии цифр действительно нужныеданные, из которых с неизбежностью следует определенный вывод. Но цифраминельзя злоупотреблять. Монотонное перечисление цифр (особенно чтениетаблиц) быстро утомляет, поэтому в тексте объемом 5-7 страниц нормальновоспринимается не более двух десятков цифр, при условии, что их восприятиеподготовлено предыдущим содержанием, что они сгруппированы не более чем всеми группах по 2-3 цифры и рассредоточены по тексту. Их надо отбирать ,анализировать и подавать в форме подведения итогов, средней арифметической,суммирования и т.п. Чтобы они лучше запоминались, их полезно сравнивать(или противопоставлять) с чем-либо наглядным и впечатляющим. При этомнеобходимо помнить, что числа лучше воспринимаются не в цифровом виде, анаписанные буквами. Не нужно злоупотреблять цитатами, так как цитатничество всегдаассоциируется с догматизмом и начетничеством, за которым теряется лицоавтора и доверие к нему. Для специалиста не существует плагиата, и дляпользы дела он должен не стесняясь заимствовать чужие мысли и излагать ихсвоими словами. Стилистически целесообразно пользоваться преимущественно короткимипростыми предложениями, которые легко читаются и запоминаются. Критериемкачества изложения должно быть примерное равновесие изобразительного (образ- это существительное) и повествовательного (действие - это глагол). Всеостальное на грани излишеств и его надо тщательно взвешивать, так как любоеслово или оборот органично, не вписывающиеся в тему изложения, вызовут употребителя побочные ассоциации и приведут к рассеиванию внимания. Большое значение для эффективного восприятия текста имеет ритмизложения (расположение смысловых единиц). Скорость умственной деятельностивчетверо выше зрительного восприятия, поэтому большая часть сознания причтении не загружена и готова реагировать на любые побочные раздражители,непроизвольно приводя к переключению внимания. Устойчивое восприятиезрительной информации длится не более трех минут, и, чтобы удерживатьчитателя в состоянии сосредоточенности на протяжении чтения всего документа(15-20 минут для текста 5-7 машинописных листов – предельно допустимыйобъем экспертизы), необходимо излагать содержание текста квантовымивыбросами сведений, объединенными единой мыслью, спрессованной в короткийабзац. Постоянное переключение сознания с одной мысли на другую раньше, чемчерез три минуты непрерывного чтения, способствует поддержаниюинтеллектуальной активности и подавлению импульса переключения внимания. Скорость чтения печатного текста определяется физическимивозможностями речедвигательного аппарата. При сосредоточенном чтениипотребитель как бы проговаривает текст про себя, усваивая 475-580 знаков вминуту (треть машинописного листа). Учитывая, что критический промежутоквремени составляет три минуты, надо излагать каждую законченную мысль врамках одной страницы, как бы сложна она не была, а лучше, когдамашинописный лист содержит две – три четко сформулированных мысли.Изложение должно быть экспрессивным (упругим), без нанизывания падежей идеепричастных оборотов в предложении, употребления неконкретных выражений идлинных слов. Одномоментно при чтении воспринимается в среднем 5-7однородных объектов, соответствующих одному длинному слову в 10-12 букв,двум коротким, не связанным словам, или четырем, объединенным одной фразой.Отклонение от этих норм резко снижает скорочтение, рассеивая вниманиечитателя. Весьма вредны длинные замысловатые предложения и не несущиесмысловой нагрузки выражения – читателю приходится сбиваться с ритма, чтобыубедиться, что это обычное пустословие, не имеющее скрытого смысла. Заключение. Информационный материал завершается выводами и рекомендациями, какответ на вопросы, поставленные во введении (поставлена задача – даетсяквалифицированный ответ). Обобщения и выводы - это домыслы знатока даннойотрасли знаний, сделанные на основе анализа минимума исходных данных идополненные его интуицией (опытом и здравым смыслом), которые ничем нельзязаменить при оценке событий с целью определения потенциальных возможностейисследуемой ситуации. Подготовленный читатель (руководитель, давшийпоручение) знает, что авторские догадки основаны на сведениях с различнойстепенью достоверности, в том числе и незначительной, поэтому авторунельзя претендовать на непогрешимость своих суждений – напротив,безапелляционность всегда настораживает и вызывает недоверие. В связи сэтим, по возможности, следует точно передать в формулировке своепредставление о вероятности прогнозируемых событий, используя оговоркитипа: «очевидно», «возможно», «по-видимому» и т.п. Корректный, убедительныйвывод - наиболее действенный инструмент воздействия на адресата с цельюприобретения в нем единомышленника. Заключение читается и перечитываетсяпотребителем несколько раз (многие руководители начинают читать с выводов ирекомендаций и только после этого знакомятся с содержанием), поэтомуформулировки выводов должны быть краткими до такой степени, чтобы краткостьне искажала смысла, но давала широкий простор ассоциативному мышлению,подготовленному усвоенным (осмысленным) изложением, а рекомендациинеобходимо составлять логичными, убедительными и реально достижимыми,чтобы внушить уверенность в успехе. Автор не может беспристрастно судить о качестве предварительноговарианта изложения, нужен объективный анализ со стороны коллег по работе,не знающих проблемы, но имеющих опыт составления подобных документов.Обсуждая с ними материал, надо терпеливо и благожелательно выслушивать всевысказывания, даже тогда, когда они кажутся нелепыми (по Вашему мнению).Если оппонент счел необходимым сделать замечание, значит здесь что то естьи следует обязательно самому докопаться до причины, побудившей его на это.Допускаются сдержанные возражения только логического порядка. Получиводобрение коллег, можно приступать к редактированию (приведению в порядок)итогового документа. Предварительно сформулированная деловая информациятщательно редактируется и на ее основе создается итоговый документ. Редактирование последовательно включает четыре этапа: 1. Правка – вычитка. При первом чтении поправки не вносятся, в случае надобности, делаются карандашные пометки на полях, а если потребуется зафиксировать неожиданно возникшую мысль, то это делается на отдельном листке. Чтобы осталось общее впечатление о документе, желательно первый раз прочесть материалы «на одном дыхании». Второе чтение - это языковая и стилистическая правка с последующей перепечаткой, чтобы пометки и помарки не отвлекали в последующей работе над текстом. 2. Правка – сокращение. Устраняются общие рассуждения (пустословие), длинноты, малосущественные места, однотипные примеры, сложные синтаксические конструкции и т.п. Допустимый объем текста итогового документа не должен превышать пяти машинописных листов (печать односторонняя). 3. Правка – переделка. Переложение заново неудачно сформулированных мыслей, в том числе и документа в целом, если это необходимо. 4. Оформление (окончательная обработка документа). Перепечатка набело через полтора интервала с абзацным отступом пять знаков от левого поля. Документы со сроком хранения не более трех лет допускается печатать на обеих сторонах листа. Предлагаемая последовательность редактирования деловой информациипроверена многолетней, и более того, многовековой практикой. Отредактированный итоговый документ направляется по инстанциируководству аппарата управления. ПРИЛОЖЕНИЯ Среди работников умственного труда психологи различают такие складыума: - парадоксальный, носители которого способны на озарение гениальной идеей, дающей начало новой теории; - собирательно – индуктивный, соответствующий творческой личности, способной к оригинальным обобщениям, ведущим к частным открытиям; - собирательно – описательный, свойственный талантливым популяризаторам науки, обладающим острой наблюдательностью и образностью мышления; - критически – аналитический, присущий ценным оппонентам, ничего не принимающим на веру, что способствует развитию основополагающих идей в рациональном направлении; - заурядный, относящийся к скрупулезным исследователям, не боящимся скрупулезной работы и способным многократно повторять один и тот же эксперимент, добиваясь позитивных результатов в казалось бы беспросветной ситуации, беззаветным служителям науки. Характер экспертной работы требует склада ума, близкого к трем последним категориям. Чтобы вызвать интерес читателя, мало грамотно изложить принципиальноверные положения, надо еще расположить адресата к сознательному усвоению.Человеческие возможности по восприятию и переработке текстовой информациисравнительно ограничены и определяются его индивидуальными психофизическимивозможностями: темпераментом, читательской квалификацией, объемом знаний,скоростью мыслительно – речевых процессов, способностью быстропереключаться с одной мысли на другую и т.п. Например, по темпераменту психологи делят всех людей на четыре типа: - сангвиник: жизнерадостный тип, легко переключающийся с одной мысли на другую, ему импонирует разнообразие в изложении; - холерик: энергичный и страстный тип, подвижный во внимании и предпочитающий темповую подачу материала в бодром тоне; - флегматик: тип ровный в поведении, предпочитающий ровную форму изложения с солидными обоснованиями выдвинутых в нем положений; - меланхолик: застенчивый тип, часто теряющийся в новой для него ситуации и склонный к сомнениям, поэтому, чем четче и решительней изложен материал, тем скорее рассеиваются его сомнения. Скорочтение. Это быстрое выявление ключевого слова в просматриваемомотрывке текста, выделение для него смыслового ряда и определение на этойоснове смыслового значения отрывка в целом – смыслового момента. Бегло просматривая текст в поисках ключевого слова, подчеркивают толькосущественное, не взирая на знаки препинания и промежуточные слова. Разрывымежду линиями подчеркивания показывают, что читать надо только поподчеркнутому, а не подряд, выхватывая значимые слова, образующие нужныедля дела утверждения и понятия. Ключевые слова фиксируются на полях, и ихпоследовательный набор составит оглавление документа – логику его изложенияи последовательность подачи смысловых моментов. Скорочтение без фиксации прочитанного – бессмыслица. Его основная цель -выборка привлекших внимание мест для последующего осмысления. Такиенаходки, равно как и возникающие по ходу просмотра текста собственныедогадки, нельзя доверять памяти, так как по прошествии времени их труднобудет восстановить. Поэтому фрагменты, вызвавшие позитивные реакции,немедленно отчеркиваются на полях, а возникшие догадки фиксируются навкладках. Если помечать в тексте нельзя, то пользуются обычной масштабнойлинейкой. Устанавливают ноль на первой строке страницы и отмеряют вмиллиметрах начало и конец фрагмента. Например, запись «40 – 140 – 180»означает: страница – 40, начало – 140, конец – 180.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Информационное обеспечение управленческого решения iconИнформационное обеспечение распределенных корпоративных систем на основе сетевой модели
Для решения этих задач предлагается использование формализма моделей данных сетевого типа
Информационное обеспечение управленческого решения iconМ. А. Сонькин 2011 г. Рабочая программа
Компьютерный анализ и интерпретация данных, Микропроцессорные системы, Информационное и программное обеспечение автоматизированных...
Информационное обеспечение управленческого решения iconИнформационное обеспечение инвестиционной деятельности содержание
Информационное обеспечение органами исполнительной власти инвестиционной деятельности 9
Информационное обеспечение управленческого решения iconРабочая программа дисциплины «профессиональный иностранный язык»
Компьютерный анализ и интерпретация данных, Микропроцессорные системы, Информационное и программное обеспечение автоматизированных...
Информационное обеспечение управленческого решения iconРабочая программа дисциплины теория принятия решений
Компьютерный анализ и интерпретация данных, Микропроцессорные системы, Информационное и программное обеспечение автоматизированных...
Информационное обеспечение управленческого решения iconРабочая программа дисциплины современные проблемы информатики и вычислительной техники
Компьютерный анализ и интерпретация данных, Микропроцессорные системы, Информационное и программное обеспечение автоматизированных...
Информационное обеспечение управленческого решения iconРабочая программа дисциплины информационная безопасность и защита информации в сетях ЭВМ
Компьютерный анализ и интерпретация данных, Микропроцессорные системы, Информационное и программное обеспечение автоматизированных...
Информационное обеспечение управленческого решения iconРабочая программа дисциплины интеллектуальные системы
Компьютерный анализ и интерпретация данных; Микропроцессорные системы; Информационное и программное обеспечение автоматизированных...
Информационное обеспечение управленческого решения iconРабочая программа модуля технология разработки программного обеспечения 1
Компьютерный анализ и интерпретация данных, Микропроцессорные системы, Информационное и программное обеспечение автоматизированных...
Информационное обеспечение управленческого решения iconКонтрольная работа по предмету : «Компьютерные информационные системы бухгалтерского учета» вариант №11
Особое значение имеет автоматизация управленческого учета, где циркулируют огромные потоки экономической информации, используемые...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы