Налоговая проверка предприятия icon

Налоговая проверка предприятия



НазваниеНалоговая проверка предприятия
Дата конвертации13.07.2012
Размер360.87 Kb.
ТипРеферат
Налоговая проверка предприятия


Содержание|ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………. |3 ||ПОНЯТИЕ И ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ | ||ПРОВЕРОК, ВИДЫ ПРОВЕРОК…………….………………………………………. |4 ||Камеральная проверка…………………………………………………………. |4 ||ВЫЕЗДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА | ||Решение о проведении проверки………………………………….………… |6 ||Действия налоговых органов в процессе |8 ||проведения налоговой проверки…………………………….……………… | ||Сроки проведения и период проверки……………………………….……. |12 ||Оформление результатов | ||выездной налоговой проверки………………………………………….……. |13 ||Проведение проверки | ||предприятия налоговой полицией. | ||О праве органов налоговой полиции | ||осуществлять проверки………………………………………………..….…….. |17 ||Место и срок проведения проверки……………………………………..….. |19 ||Права и обязанности проверяющих…………………………………..……. |19 ||Что проверяют полицейские…………………………………………….……. |20 ||Результаты проверки……………………………………………………………… |21 ||ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….……. |22 ||Список используемой литературы……………………………………….. |24 |ВВЕДЕНИЕ Сегодня вопросы, касающиеся проведения налоговых проверок являютсяочень актуальными. Ни один налогоплательщик не застрахован от налоговой проверки. И хотяона является нелегким испытанием для руководства организаций и бухгалтеров,не стоить думать, что мы не в состоянии повлиять как на ход самой проверки,так и на ее результаты. Если в организации прошла проверка, в результате которой начислилибольшие суммы недоимки, пеней и штрафов, не следует сразу же впадать вотчаяние. Практика показывает, что большой процент вынесенных порезультатам проведения налоговых проверок решений можно оспорить. Настоящая судебная практика показывает, что суд при рассмотрении спорамежду налогоплательщиком и налоговым органом, в том числе и по вопросамотносительно результатов налоговых проверок, в большинстве случаев выноситрешение в пользу налогоплательщика. Любой налогоплательщик (организации, предприятия, учреждения), должензнать правила и порядок проведения проверок, оформления ее результатов,права и обязанности сторон (налогоплательщика и налогового (проверяющего)органа). Тогда ее проведение может и не оказаться таким неожиданным инепредвиденным, а результаты ее проведения такими «ужасающими» и совсем нетакими, какими их нужно представить налоговому органу. Порядок проведения налоговых проверок определяется нормами Налоговогокодекса Российской Федерации. Назначение выездных налоговых проверокрегулируется нормами статей 87 и 89 Налогового Кодекса. Во исполнение ст.89 Налогового Кодекса МНС РФ разработало Порядок назначение выездныхналоговых проверок, утвержденный Приказом МНС РФ от 08.10.99 № АП-3-16/318,который в настоящее время применяется с учетом Дополнения № 1 к указанномувыше Порядку (Дополнение № 1 утверждено Приказом МНС РФ от 07. 02.2000 № АП-3-16/34). Знание его норм позволяет налогоплательщикам не только видеть ошибкиинспекторов, но и эффективно защищать свои права, нарушенные вследствиетаких ошибок.
ПОНЯТИЕ И ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК, ВИДЫ ПРОВЕРОК Одним из условий функционирования налоговой системы являетсяэффективный налоговый контроль, осуществляемый, в том числе и путемпроведения налоговых проверок. Общие правила проведения налоговых проверок(камеральных и выездных) регламентируются ст. 87 Налогового кодексаРоссийской Федерации (НК РФ), в соответствии, с которой проверка может бытьпроведена у налогоплательщика (как юридического, так и физического лица, втом числе осуществляющего предпринимательскую деятельность без образованияюридического лица), плательщика сборов и налогового агента. К общим правилам проведения налоговых проверок относятся:. Проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности проверяемых, непосредственно предшествующих году проверки;. Запрещается проведение повторных выездных проверок (в течение календарного года) по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период;. В том случае, если организация-налогоплательщик реорганизуется или ликвидируется, правило об ограничении проверок не применяется. Повторная проверка может быть проведена также и в порядке контроля за деятельностью налогового органа его вышестоящим налоговым органом по мотивированному постановлению последнего и с соблюдением требований, предъявляемых к проведению проверки. Необходимо обратить внимание на то, что ограничение, касающеесяпроведения повторных выездных проверок, в соответствии со ст. 87 НК РФприменяется к налогоплательщикам (плательщикам сборов), но не к налоговымагентам. К налоговым агентам не применяется и положение этой статьи в частипроведения встречных проверок (т.е. проверок документов, относящихся кдеятельности проверяемых) у лиц, связанных с ними, например, у контрагентовпо гражданско-правовому договору. Налоговый кодекс РФ различает два вида налоговых проверок: . Камеральная налоговая проверка (ст. 88 НК РФ) и . Выездная налоговая проверка (ст. 89 НК РФ). Камеральная проверка. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахожденияналогового органа на основе налоговых деклараций и документов,представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления иуплата налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика,имеющихся у налогового органа. (ст. 87 НК РФ). Поверка проводится уполномоченным должностными лицами налоговогооргана в соответствии с их служебными обязанностями ( без специальногорешения руководителя налогового органа) в течение трех месяцев со дняфактической даты представления проверяемым соответствующих документов.Указанная дата является началом проверки. Проверяется правильность расчетов представленной отчетности(декларации), служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, полнотаи четкость заполнения всех реквизитов, а также соблюдение установленныхправил составления форм отчетности и сопоставимость их показателей. Принедостаточности информации налоговые органы имеют право потребовать уналогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) дополнительныесведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильностьисчисления и своевременность уплаты налогов. Лицо, которому адресованотребование о представлении документов, обязано направить или выдать ихналоговому органу в 5-ти дневный срок ( ст. 93 НК РФ). Отказналогоплательщика ( плательщика сбора, налогового агента) от представлениятребуемых документов или непредставление их в установленные срокипризнается налоговым правонарушением и влечет ответственность,предусмотренную ст. 126 НК РФ. В соответствии с указанной статьейнепредставление в установленный срок налогоплательщиком документов и (или)иных сведений влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждыйнепредставленный документ, а отказ организации представить требуемыедокументы влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей. В ходе проверки налоговые органы имеют право вызватьналогоплательщиков (плательщиков сборов или налоговых агентов) письменнымуведомлением в налоговые органы для дачи необходимых пояснений (ст. 31 НКРФ). Кроме того, если необходимо получить информацию о деятельностиналогоплательщика (плательщика сбора), связанную с иными лицами, налоговыйорган может потребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельностипроверяемого налогоплательщика или плательщика сбора (встречная проверка). Составление акта при камеральной проверке законодатель не требует.Если в ходе проверки выявляются ошибки в заполнении документов илипротиворечия между сведениями, содержащимися в представленных документах,то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внестисоответствующие исправления в установленный срок. На суммы доплат по налогам, выявленным в ходе камеральной проверки,налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммыналога и пени. При неисполнении требования в установленный срок в отношенииналогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) может бытьпринять решение о принудительном взыскании сумм налога и пени. Решение овзыскании сумм налога и пени в бесспорном порядке в соответствии со ст. 46НК РФ принимается не позднее 60 дней после истечения срока, установленногодля исполнения обязанности по уплате налога. Если решение о взысканиипринимается после истечения указанного срока, то оно считаетсянедействительным и исполнению не подлежит. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика(налогового агента) в срок не позднее 5 дней после вынесения решения овзыскании необходимых денежных средств. Таким образом, налогоплательщикам следует обратить внимание на рядсущественных моментов, касающихся камеральных налоговых проверок, которыевпервые нашли отражение в НК РФ: . Проверкой может быть охвачено не более трех лет деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки; . На проведение камеральной проверки отводится три месяца. По истечении данного срока налоговый орган не вправе требовать от налогоплательщика представления каких-либо документов; . Специального решения руководителя налогового органа на проведение камеральной проверки не требуется; . В ходе проверки налоговые органы могут требовать дополнительные документы и сведения от налогоплательщика, а также вызывать последнего для получения объяснений по возникающим вопросам; . Результатом камеральной проверки может быть внесение налогоплательщиком изменений в представленные налоговому органу документы; вынесение налоговым органом решения о взыскании недоимки по налогам, пени и штрафных санкций. В целях устранения возникших между налоговыми органами иналогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами)разногласий, а также в целях получения более объективной информации офинансово-хозяйственной деятельности последних налоговый орган вправепринять решение о проведении выездной налоговой проверки. ВЫЕЗДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА Решение о проведении проверки В отличие от камеральной проверки налоговый инспектор не может начатьвыездную проверку по собственной инициативе. Проверка проводится наосновании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговогооргана. Форма решения утверждена приказом МНС РФ от 08.10.99 г. № АП-3-16/318 «Об утверждении Порядка назначения выездных налоговых проверок» (вредакции Дополнения №1, утвержденного приказом МНС РФ от 07.02.2000 № АП-3-16/34). Решение должно содержать: . Наименование налогового органа; . Номер решения и дату его вынесения; . Наименование налогоплательщика или ФИО индивидуального предпринимателя, в отношении которого назначается проверка (в случае назначения налоговой проверки филиала или представительства налогоплательщика- организации помимо наименования организации указывается наименование филиала или представительства, у которого назначается проверка, а также код причины постановки на учет); . Идентификационный номер налогоплательщика; . Период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика либо его филиала или представительства, за который проводится проверка. В соответствии со ст. 87 НК РФ выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года (плательщика сбора, налогового агента), непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Не допускается назначение в течение одного календарного года двух и более проверок налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) либо его филиала по одним и тем же налогам и сборам и за тот же период. Однако при проведении тематической проверки налоговый орган имеет право, не дожидаясь годичного срока с даты проведения текущей налоговой проверки, назначить выездную налоговую проверку по другим налогам или за другой налоговый период. При комплексной проверке право на проведение очередной проверке у налогового органа возникает только по окончании одного года с момента проведения указанной проверки. . Вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка). Если в решении указано: «проверка правильности исчисления налога на добавленную стоимость и налога на пользователей автодорог» то проверка будет являться тематической, если – «проверка правильности соблюдения законодательства о налогах и сборах», то такая проверка будет являться комплексной и охватывать вопросы правильности исчисления и уплаты всех налогов со сборов предприятием или организацией; . Ф.И.О., должности и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников федеральных органов налоговой полиции, иных правоохранительных и контролирующих органов (в случае привлечения этих лиц к налоговым проверкам); . Подпись лица, вынесшего решение, с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина; Наличие решения – единственное основание для допуска лиц, проводящихпроверку, к проведению выездной налоговой проверки. Отсутствие хотя бы одного реквизита в тексте решения являетсяоснованием для недопуска проверяющих к проведению проверки. Необходимо учитывать, что не все проверки, проводимые налоговымиорганами с выездом к налогоплательщику, являются налоговыми в смысле,указанном в НК РФ. Например, проверка применения контрольно-кассовых машинпри расчетах с населением хоть и возложена на налоговые органы,регулируется не НК РФ, а Законом РФ от 18.06.93 № 5215-1 «О примененииконтрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением»и налоговой проверкой не является. Решение вручается проверяющим руководителю предприятия либо иномууполномоченному лицу налогоплательщика. Отсутствие в момент предъявлениярешения налогоплательщика (его должностных или уполномоченных лиц) неявляется основанием для отмены выездной налоговой проверки или ееперенесения на более поздний срок. Решение может быть вручено секретарю илииному уполномоченному лицу под расписку. Если налогоплательщик уклоняетсяот получения решения, оно высылается по почте заказным письмом. В этомслучае датой вручения решения будет считаться шестой день с моментаотправки письма. Фиксация даты вручения очень важна, так как дата вручения решения, вобщем случае, является датой начала проведения проверки. В случае если в период с момента вынесения решения о проведениивыездной налоговой проверки до момента ее окончания возникнутобстоятельства, вызывающие необходимость расширения (изменения) составапроверяющей группы, руководителем (заместителем руководителя) налоговогооргана, проводящего проверку, может быть вынесено решение о внесениисоответствующих дополнений (изменений) в решение о проведении выезднойналоговой проверки. Действия налоговых органов в процессе проведения налоговой проверки. Одновременно с вручением решения налогоплательщику вручаетсятребование о представлении документов в порядке, предусмотренном статьей93 НК РФ. В требовании обычно содержится общий перечень документов,необходимых для проведения проверки. Например, представить первичныедокументы, журналы-ордера и др. за период 1998-2000 гг. Указанные втребовании документы налогоплательщик обязан представить в течение пятидней с момента получения требования. Налогоплательщик вправе не предъявлятьдокументы, не указанные в требовании. В случае отказа налогоплательщика представить указанные в требованиидокументы он может быть привлечен к ответственности по статье 126 НК РФ[1].Также отказ в предоставлении документов может повлечь за собой выемкунепредставленных документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ.Количество требований, которые могут быть предъявлены налогоплательщику, неограничено. Все зависит от целей и задач проверки. В процессе проведения проверки проверяющие вправе потребовать отналогоплательщика любые документы, связанные с исчислением и (или) уплатойналогов. Законодателем в НК РФ сознательно не ограничен перечень документов,которые проверяющие могут затребовать для проведения проверки, хотя общийперечень документов, подлежащих проверке, имеется – это денежные документы,бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы, декларации и иные документы,связанные с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей вбюджет (ст. 7 Закона РФ «О Государственной налоговой службе РСФСР»). Припроведении проверки заранее предвидеть, какие документы потребуются дляподтверждения (опровержения) факта неуплаты (переплаты) налога, невозможно.В общем случае проверяются все документы, связанные с исчислением и уплатойналогов, в том числе: первичные документы – накладные, путевые листы ит.д., бухгалтерские документы – оборотные ведомости, ведомости начислениязарплаты и т.д., движение денежных средств по счетам предприятия и т.д.Причем существует презумпция правоты проверяющего, то есть считается, чтоинспектором затребованы документы, значит, они ему необходимы дляпроведения проверки. Если налогоплательщик считает, что затребованные проверяющим документыне связаны прямо или косвенно с исчислением или уплатой налогов, он имеетправо обжаловать требование о предоставлении документов в суде, так какданное требование попадает под определение «акт налогового органа»[2]. Следует отметить, что имеются прецеденты, когда налоговые органыпроиграли дела о взыскании налоговых санкций по ст. 126 НК РФ из-занечеткости сформулированных требований. Так, в деле № А42-4625/00-5 от 14.05.01, рассмотренном в ФАС Северо-Западного округа, отмечается, что «…требование ИМНС о предоставлениидокументов не содержит указания, какие именно подлежат представлениюобществом. Абстрактно сформулированная инспекцией обязанность представитьдокументы не только дезориентирует налогоплательщика при ее исполнении, нои не позволяет установить размер штрафа, подлежащего взысканию за данноеналоговое правонарушение, поскольку он определяется в зависимости отколичества затребованных, но не представленных документов. Ответственность, предусмотренная пунктом 1 статьи 126 НК РФ,установлена за отказ или непредставление налогоплательщиком документов,запрошенных налоговым органом. Между тем, ответственность по пункту 1 статьи 126 НК РФ может бытьприменена только в том случае, если запрошенные налоговым органом документыимелись у налогоплательщика, но не были им представлены…»[3]. Какие действия могут предпринимать проверяющие в ходе проведениявыездной налоговой проверки? В ходе выездной проверки для получения свидетельств о произведенныхправонарушениях налоговый орган вправе производить следующие действия: - вызывать и допрашивать свидетелей; - проводить осмотр помещений, документов и предметов; - производить выемку документов; - производить экспертизу с привлечением экспертов и специалистов. Показания свидетелей. На основании ст. 90 НК РФ свидетелями могут выступать любые лица,которым известны факты, имеющие отношение к финансовой деятельностипредприятия, кроме:- лиц, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;- лиц, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к их профессиональной тайне (например, адвокат, аудитор). Физическое лицо вправе на основании п.3 ст. 90 НК РФ отказаться отдачи свидетельских показаний только по основаниям, предусмотреннымзаконодательством РФ. В данном случае следует руководствоваться общимиположениями, изложенными в ст. 51 Конституции РФ, предусматривающей правогражданина не давать свидетельские показания против своих близкихродственников и самого себя. Список близких родственников приведен в ст. 34УПК РФ. В настоящее время ни НК РФ, ни другими нормативными налоговымидокументами не определено, каким образом вызывается свидетель: повесткой,телеграммой, телефонным звонком или каким-либо иным образом, не определеныполномочия органов налоговой инспекции по вопросам вызова одного или сразунескольких свидетелей, а также иные вопросы организационного плана. НК РФсодержит только одно описание процессуального действия, при котором допроссвидетеля может производиться у него на дому. Также показания свидетелямогут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни,старости, инвалидности не в состоянии явится в налоговый орган, а поусмотрению должностного лица налогового органа – и в других случаях. Не стоит пренебрегать посещением налогового инспектора илиотказываться от дачи показаний на дому, так как в данном случае к свидетелюможет быть применен штраф в размере 3000 руб. штраф в таком же размерегрозит свидетелю и в случае предоставления заведомо ложной информации, очем он должен быть предупрежден должностным лицом налогового органа переддачей показаний. Осмотр помещений. На основании статьи 92 НК РФ проверяющие вправе производить осмотртерриторий, помещений налогоплательщика, в отношении которых проводитсяналоговая проверка. К таким помещениям и территориям относятсяпроизводственные, складские торговые и иные площади, используемые дляизвлечения дохода либо связанные с содержанием объекта налогообложения. Осмотр производится в присутствии понятых и лица (его представителе),в отношении которого проводится проверка, а также специалистов. Необходимо помнить, что за незаконное воспрепятствование доступуналогового инспектора в помещение налагается штраф в размере 5 тысячрублей, а на должностных лиц организации-налогоплательщика налагаетсяадминистративный штраф в размере от 2,5 до 5 минимальных размеров оплатытруда. Кроме того, в этом случае налоговый орган вправе самостоятельноопределить суммы налогов, подлежащих уплате на основании оценки имеющихся унего данных о налогоплательщике или по аналогии, т. е. на основании данныхо деятельности подобной компании. Практика показывает, что определениесуммы налогов по аналогии не всегда выгодно налогоплательщику. Обычноналоговые органы берут компанию с таким же видом деятельности, но при этомне учитывают других факторов, оказывающих влияние на финансовый результат.Может получиться, что размер начисленных по аналогии сумм налогов окажетсянамного больше, чем у проверяемой фирмы. О производстве осмотра составляется протокол, в котором должны бытьуказаны в соответствии со ст. 99 НК РФ:1. место и дата производства конкретного действия2. время начала и окончания действия3. должность, Ф.И.О. лица, составившего протокол4. Ф.И.О. каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях – его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком.5. Содержание действия, последовательность его проведения6. Выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства. Протокол подписывается всеми лицами, участвующими в осмотре. К протоколуприлагаются фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи идругие материалы, выполненные при производстве действия. Выемка документов и предметов Выемка документов и предметов осуществляется на основании статьи 94 НКРФ. Выемка документов производится на основании мотивированногописьменного постановления должностного лица налогового органа, проводящегопроверку, которое должно быть предъявлено до начала выемки. Постановлениеподлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующегоналогового органа. При наличии у проверяющих лиц достаточных оснований полагать, чтодокументы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут бытьуничтожены, скрыты, изменены или заменены, проводится выемка подлинниковэтих документов. При этом при изъятии у налогоплательщика остаютсязаверенные должностным лицом налогового органа копии. Выемка документов производится в присутствии понятых и лиц (ихпредставителей), у которых она производится. Изъятые документыперечисляются в протоколе либо в прилагаемых к нему описях с их точнымуказанием. Копия протокола выемки должна вручаться проверяемому лицу. Выемка предметов производится в таком же порядке, как и выемкадокументов, - на основании мотивированного постановления, утвержденногоруководителем налогового органа, в присутствии понятых, с составлениемпротокола и подробным описанием каждого предмета (наименование, количество,индивидуальные признаки). По возможности следует указывать стоимостьпредметов. Это особенно пригодится , если такие предметы будут впоследствииутеряны или повреждены. НК РФ вводит следующие ограничения на процедуру выемки документов: - не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время; - изыматься могут только те предметы и документы, которые имеют непосредственное отношение к предмету проверки (п. 5 ст. 94 НК РФ) Инвентаризация имущества может осуществляться представителяминалоговых органов при необходимости. Порядок ее проведения регулируетсяПоложением о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиковпри налоговой проверке, утвержденным совместным приказом Минфина и МНС РФот 10.03.99 № 20н/ГБ-3-04/39. Все действия фиксируются в протоколе, который составляется в той жеформе, что и при осмотре помещения. Привлечение экспертов. Экспертиза назначается постановлением должностного лица налоговогооргана, осуществляющего проверку, если для разъяснения возникающих вопросовтребуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.Эксперт приглашается на договорной основе. Согласно п. 7 ст. 95 НК РФ проверяемое лицо вправе: - заявить отвод эксперту - просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц - представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта - присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту - знакомится с заключением эксперта. По результатам проверки эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В отличие от специалиста заключение эксперта является источником доказательства противоправных действий налогоплательщика или налогового агента. Закон предоставляет право проверяемому лицу требовать дополнительной проверки ( в случае недостаточной ясности или полноты заключения) или новой экспертизы ( в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в ее правильности). Сроки проведения и период проверки Проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельностиналогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведенияпроверки (например, в 2001 году налоговые органы вправе проверитьналогоплательщика за 1998-2000гг.) вопрос о проверке налогоплательщика затекущий год был дискуссионным. С точки зрения налоговых органов, в НК РФ(ст.87) определен только нижний предел срока проверки и нет препятствий дляпроверки налогоплательщика за период (квартал, полугодие, 9 месяцев)текущего года. Буквальное прочтение п. 1 ст. 87 НК РФ позволяет сделать вывод онеправомерности проверки налоговым органом текущего года, так как оборот«непосредственно предшествующие году проверки» исключает возможностьпроведения проверки текущего года. В настоящее время пунктом 27 постановления Пленума ВАС РФ №5разъяснено, что при толковании п. 1 ст. 87 НК РФ необходимо исходить изтого, что «она имеет своей целью установить давностные ограничения приопределении налоговым органом периода прошлой деятельностиналогоплательщика, который может быть охвачен проверкой, и не содержитзапрета на проведение проверок налоговых периодов текущего календарногогода». Запрещается проведение налоговыми органами повторных налоговыхпроверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченнымналогоплательщиком за уже проверенный налоговый период, за исключениемслучаев, когда такая проверка производится в связи с реорганизацией илиликвидацией организации-налогоплательщика или вышестоящим налоговым органомв порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившегопроверку. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного годадве выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один итот же период. Фактически законодатель снял запрет на проведение напроведение налоговой проверки один раз в календарном году. В предыдущейредакции ст.89 НК РФ четко было указано , что выездная налоговая проверкапроводится не чаще одного раз в год. Теперь, например, если уналогоплательщика уплата НДС производится ежемесячно, возможна ситуация,когда налоговый орган будет проверять налогоплательщика ежемесячно, а таккак срок проведения проверки два месяца и вопрос правомерности текущегогода не определен, то теоретически возможен случай, что на предприятии втечение текущего года одновременно будут работать три бригады проверяющих икаждая будет проверять уплату НДС по своему периоду (месяцу), периодическисменяясь в течение года. Итого 12 выездных проверок в год только по НДС. Проверка не может продолжаться более двух месяцев, если иное неустановлено законом. В исключительных случаях вышестоящий налоговый органможет увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трехмесяцев. При проведении выездных налоговых проверок организаций, имеющихфилиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на одинмесяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Налоговыеорганы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщиканезависимо от проведения проверки самого налогоплательщика. Срок проведенияпроверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих натерритории проверяемого налогоплательщика. В эти сроки не засчитываютсяпериоды между вручением налогоплательщику требования о предъявлениидокументов в соответствии со статьей 93 НК РФ и представлением имзапрашиваемых при проведении проверки документов. Срок два месяца, установленный для проведения проверки, не совпадает сдвумя календарными месяцами. По окончании проверки проверяющий составляет справку о проведеннойпроверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Оформление результатов выездной налоговой проверки. По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев (п. 1 ст. 100 НК РФ) после составления справки о проведенной проверкеуполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составленв установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами ируководителем проверяемой организации либо ее представителем. Об отказепредставителей организации подписать акт делается соответствующая запись вакте. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения акта налоговойпроверки, это должно быть отражено в акте налоговой проверки. Требования к оформлению акта выездной налоговой проверки установленыИнструкцией МНС РФ от 10.04.2000 № 60 «О порядке составления акта выезднойналоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства оналогах и сборах», утвержденной приказом МНС РФ от 10.04.2000 № АП-3-16/138 В акте налоговой проверки должны быть указаны документальноподтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки,или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих поустранению выявленных правонарушений и ссылки на статьи НК РФ,предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений. Акт налоговой проверки вручается руководителю организации-налогоплательщика либо представителем под расписку или передается инымспособом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком или егопредставителем. Многие налогоплательщики отказываются подписывать акт проверки,мотивируя это тем, что не согласны с выводами проверяющих, изложенными вакте, либо подписывают его с оговорками. Неподписание акта либо подписаниеего с оговорками не имеет практического значения. При неподписании акта оннаправляется налогоплательщику по почте заказным письмом. Датой врученияакта считается шестой день, начиная с даты его отправки. Причем актотправляется по адресу, указанному в учредительных документахналогоплательщика. Учитывая, что место фактического расположенияналогоплательщика не всегда совпадает с местонахождением, указанным вучредительных документах, налогоплательщик может вообще может не получитьакт проверки. Негативные последствия неполучения акта очевидны:налогоплательщик не сможет детально ознакомиться с актом и, соответственно,представить возражения по акту и повлиять на вынесение решения. Поэтому рекомендуется налогоплательщикам подписывать акт проверкинезависимо от наличия возражений. В акте обязательно собственноручноуказать дату получения акта, иначе датой вручения акта будет считатьсядата, проставленная на титульном листе акта, то есть фактически дата егосоставления. Налогоплательщику предоставлено право в случае несогласия с фактами,изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениямипроверяющих, в двухнедельный срок со дня получения акта проверкипредставить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивовотказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельнымположениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменномуобъяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органудокументы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возраженийили мотивы неподписания акта проверки. Следует обратить внимание на то, что с точки зрения исчисления сроковдве недели – это не 14 календарных дней, следующих подряд. В соответствии со ст.61 НК РФ срок, исчисляемый неделями, истекает впоследний день недели. При этом неделей признается период времени,состоящий из пяти рабочих дней, следующих подряд. Если акт вручается в любой день недели, кроме пятницы, то уналогоплательщика на представление возражений имеется текущая неделя плюсеще две недели при условии, что в этих двух неделях нет праздничных дней.Срок истекает в 24 часа в последний день (пятницу) последней недели срока. По истечении срока на представление возражений в течение не более 14дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органарассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы,представленные налогоплательщиком. О времени и месте рассмотренияматериалов проверки налоговый орган обязан известить налогоплательщиказаблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился,то материалы проверки, включая представленные налогоплательщикомвозражения, объяснения и другие документы рассматриваются в его отсутствие. Необходимо отметить, что налоговый орган обязан известитьналогоплательщика о времени и месте рассмотрения акта только в случаепредставления налогоплательщиком возражений. Если возражения непредставлены, то обязанности известить налогоплательщика о времени и местерассмотрения акта проверки у налоговых органов не возникает и,соответственно, возможно рассмотрение материалов проверки безналогоплательщика. Такая ситуация на практике встречается достаточно редко,так как рассмотрение акта проверки обычно совпадает с моментом вынесениярешения. Тогда встает вопрос о вручении решения и привлечении должностныхлиц организации-налогоплательщика к административной ответственности и т.д. Вместе с тем, рассмотрение акта проверки и вынесение решения – дверазличные процедуры. Все вопросы, возникшие при проведении и оформлении результатовпроверки, необходимо решать с налоговыми органами до дня рассмотренияматериалов проверки и вынесения решения. С возражениями необходимопредставить максимально возможное количество документов в обоснование своейпозиции и, по возможности, рассмотреть данные документы с проверяющими, таккак от их позиции во многом зависит признание правомерными возраженийналогоплательщика. Сама процедура вынесения решения достаточно формальна.Документы, в том числе проект решения, результаты рассмотрения возраженийпо акту, готовятся соответствующими службами налогового органа, и круководителю (заместителю руководителя) налогового органа попадает готовыйпакет. Возражения налогоплательщика, высказанные непосредственно припринятии решения, вряд ли будут приняты к сведению. Лицо, выносящеерешение, не будет вникать в нюансы расчета реализованного наложения илиформирования себестоимости, так как предполагается, что возражения по актупредварительно рассмотрены соответствующими специалистами и ими высказанырекомендации по всем позициям возражений. Основным и единственным критерием законности процедуры рассмотренияматериалов руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. Приэтом налогоплательщик фактически лишен права активно участвовать впроцедуре рассмотрения материалов проверки. К примеру, у налогоплательщиканет права предоставить новые материалы, дополнительные возражения, даватьпояснения и т.д. Решение приобщать или не приобщать документы иливозражения налогоплательщика в момент рассмотрения материалов проверкизависит от воли должностного лица налогового органа, рассматривающегоматериалы проверки, а не от установленной законом процедуры. Нарушение процедуры рассмотрения материалов проверки может послужитьоснованием для обращения налогоплательщика с иском в суд. В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 10.01.01 №Ф-04/6-943/А45-2000 рассматривается ситуация, когда налогоплательщик уведомил ИМНСоб изменении адреса. Однако извещение о рассмотрении дела было направленопо старому адресу. Нарушение процедуры извещения организации о времени иместе рассмотрения дела повлекло отмену решения суда первой инстанции овзыскании налоговых санкций, и дело направлено на новое рассмотрение. [4] По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель(заместитель руководителя) налогового органа выносит одно из перечисленныхниже решений: 1. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Это решение выносится в случае установления налоговым органом фактов нарушения налогового законодательства; 2. об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Это решение выносится в случае, если в акте содержаться сведения, формально содержащие признаки налоговых правонарушений, но в силу определенных причин налогоплательщик не подлежит привлечению к налоговой ответственности. Например, по основаниям, указанным в ст. 109 НК РФ. Если в акте указано на отсутствие выявленных в ходе проверки налоговых правонарушений, решение не выносится, за исключением случаев, когда руководителем (заместителем руководителя) налогового органа выносится решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. 3. о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Такое решение выносится при наличии обстоятельств, исключающих возможность вынесения правильного и обоснованного решения о привлечении или об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности на основании имеющихся материалов налоговой проверки. Законодателем не дан хотя бы примерный перечень процедур, из которыхмогут состоять мероприятия дополнительного контроля. Задачей дополнительныхмероприятий налогового контроля является устранение обстоятельств, которыеисключают возможность вынесения правильного и обоснованного решения. В силу ограничений, накладываемых НК РФ на проведение повторныхналоговых проверок, не может считаться дополнительным мероприятиемвынесение решения о проведении проверки за уже проверенный налоговый период(в том числе встречной проверки). Такое решение может быть обжалованоналогоплательщиком в суд как незаконное и подлежащее безусловной отмене. Копия решения налогового органа вручается налогоплательщику либо егопредставителю под расписку или передается иным способом, свидетельствующимо дате получения акта налогоплательщиком либо его представителем. Еслируководитель организации-налогоплательщика или его представитель уклоняютсяот получения копии решения, оно отправляется по почте заказным письмом исчитается полученным налогоплательщиком по истечении шести дней после егоотправки. В десятидневный срок с даты вынесения решения налоговый орган долженнаправить налогоплательщику требование об уплате недоимки по налогу и пени. Если требование не соответствует нормам действующего законодательства(глава 10 НК РФ, приказ МНС РФ от 07.09.98 № БФ-3-10/228 «Об утвержденииформы требования об уплате налогов и сборов» в редакции приказа МНС РФ от03.08.99 № АП-3-10/256), оно может быть обжаловано в суд. Обжаловатьрешение по формальным основаниям, в принципе, не имеет смысла. Даже еслирешение будет вынесено в пользу налогоплательщика и требование будетпризнано недействительным, от обязанности уплатить указанные в требованиисуммы налогов и пени такое решение налогоплательщика не освободит. Обжалование требования имеет смысл в тактическом плане. Например,обжалуя требование можно приостановить взыскание в бесспорном порядке суммналогов и пени, указанных в требовании, до момента вынесения решения судомпо существу. Данный ход дает налогоплательщику выигрыш во времени, котороеможно использовать для подготовки искового заявления о признаниинедействительным решения налогового органа. Вместе с тем, обжалованиетребования по существу, то есть по суммам налогов и пени, - фактическиединственная возможность обжалования налогоплательщиком опосредованно актавыездной налоговой проверки. Такая необходимость может возникнуть,например, в случае невынесения налоговым органом по каким-либо причинамрешения. [5] В случае если налогоплательщик отказался добровольно уплатить суммуналоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании,налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данногоналогоплательщика налоговой санкции. Налоговые органы могут обратиться с иском о взыскании налоговойсанкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налоговогоправонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взысканиясанкции). Дата составления акта – это дата, указанная на титульном листеакта, а не дата вручения его налогоплательщику. При обращении налоговогооргана в суд с иском о взыскании штрафных санкций по истечении данногосрока судом будет отказано в удовлетворении исковых требований. Если налогоплательщик не согласен с выводами налогового органа, онимеет право обжаловать решение. Решение может быть обжаловано в административном порядке в вышестоящийналоговый орган (вышестоящему должностному лицу) либо в суд. В административном порядке жалоба может быть подана в течение трехмесяцев с момента вынесения решения. Подача жалобы не лишаетналогоплательщика права на обращение в суд. Обращение в суд производится по правилам, установленным АПК РФ. Во избежание негативных последствий в виде списания денежных средств вбесспорном порядке налоговым органом в счет погашения образовавшейся пофакту проверки недоимки и пени затягивать с обращением в суд не стоит. Проведение проверки предприятия налоговой полицией. О праве органов налоговой полиции осуществлять проверки. Как известно, изначально налоговый кодекс не позволял налоговойполиции самостоятельно проводить проверки. Полицейские могли толькоучаствовать в проверках, которые проводят налоговые органы, да и то лишь поспециальному запросу налоговых органов. Однако 2 января 2000 года в статью 36 НК РФ были внесены изменения,касающиеся, в частности, и налоговой полиции. С этого момента полицейскиеполучили право проверять налогоплательщиков, если есть достаточныеоснования подозревать, что на предприятии совершено налоговоеправонарушение. В данном случае имеется в виду преступление,предусмотренное статьей 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов илистраховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации».Считается, что такое преступление совершено, если, например, вбухгалтерские документы включены искаженные данные о доходах или расходах. Налоговый кодекс РФ не расшифровывает понятие «достаточные основания».В принципе это ведет к произволу налоговой полиции, когда она решает, нужнали проверка. Тем не менее, безосновательно проверки не проводятся. Всоответствии с Инструкцией о порядке назначения и проведения проверокналогоплательщиков федеральными органами налоговой полиции, утвержденнойприказом ФСНП России от 25.06.2001 г. № 285: решив проверить какое-либопредприятие, начальник подразделения федерального органа налоговой полициив своем рапорте обязан перечислить нарушения, которые, возможно, былисовершены. Но в конечном итоге вывод о том, насколько достаточны основаниядля проверки, делает сама налоговая полиция. Практика показывает, что обычно проверки проводятся, когда: . Данные о прибыли предприятия, показанные в балансе не соответствуют отчету о финансовых результатах и их использовании; . Баланс и отчет о финансовых результатах не подтверждены данными учета; . Записи в учете и подтверждающие их первичные документы не соответствуют действительности; . Нет документальных оснований для записей в бухгалтерском учете и отчетности. Ссылаясь на Федеральный закон от 12.08.95 № 114-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», полицейские называют также следующие основания дляпроведения проверок: . Определения судов, постановления судей, письменные поручения прокуроров, следователей; . Сведения о подготавливаемом или совершенном преступлении, которые стали известны органам налоговой полиции; . Материалы государственных органов (например, МНС РФ, МВД РФ, ФСБ России) о выявленных нарушениях налогового законодательства; . Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов государств. Проверка, которую проводят налоговые полицейские, не являетсяналоговой. Ведь в соответствии со статьями 82 и 101 НК РФ налоговыйконтроль (одним из видов которого является налоговая проверка) находится вкомпетенции налоговых органов. Однако ФСНП не относится к налоговыморганам, а, следовательно, не имеет права проводить налоговые проверки. Не может она и наложить на организацию налоговые санкции. Послепроверки налоговая полиция только решает, возбуждать ли против руководстваорганизации уголовное дело. Так сказано в письме МНС РФ от 08.02.2000 № АС-6-16/113 «О разграничении полномочий налоговых органов и органов налоговойполиции в связи с принятием Федерального закона от 02.01.2000 № 13-ФЗ «Овнесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодексаРоссийской Федерации». Поэтому, проверяя налогоплательщиков, налоговая полицияруководствуется уголовно-процессуальным законодательством изаконодательством об оперативно-розыскной деятельности. Кроме того, порядоких деятельности установлен в Законе РФ «О федеральных органах налоговойполиции». Место и срок проведения проверки В Инструкции о проведении проверки отмечено, что налоговая полицияможет проверить как налогоплательщика, так и его филиалы ипредставительства. Начинается проверка в день, когда выноситсяпостановление о ее проведении. Продолжаться она может не более двухмесяцев. Но начальник федерального органа налоговой полиции или егозаместитель имеет право продлить этот срок до трех месяцев, еслипроверяющие попросят об этом в своем рапорте. Оканчивается проверка в день,когда акт проверки налогоплательщика подписали все проверяющие. Права и обязанности проверяющих. Права и обязанности проверяющих налоговых полицейских одинаковы справами и обязанностями представителей налоговых органов. Прежде всего полицейские обязаны проверить личность налогоплательщикаили его законного представителя. А представитель должен предъявить имдокументы, подтверждающие его полномочия, например, устав, доверенность,ордер юридической консультации. Обследование помещений. Полицейские вправе беспрепятственно обследовать любые помещения,здания, сооружения, участки и транспортные средства, которыеналогоплательщик использует, чтобы получать доходы. Проводя обследование, полицейские обязаны соблюдать определенныеправила. В противном случае полученные при обследовании материалы не будутиметь никакого значения, поскольку собрали их, нарушив закон. Каковы же этиправила? Во-первых, обследование могут проводить только те проверяющие, которыедопущены к оперативно-розыскной деятельности. Во-вторых, осматривать помещение можно лишь по распоряжению начальникаоперативного подразделения федерального органа налоговой полиции. В-третьих, обыск следует проводить в присутствии самогоналогоплательщика (его законного представителя) и двух понятых. При этомпонятые не должны быть заинтересованы в исходе проверки. Категорическизапрещается выступать в роли понятых должностным лицам налоговой полиции. О том, как велось обследование и какие оно дало результаты,обязательно должен быть составлен акт. Его подписывают лица, проводившиеосмотр, понятые и налогоплательщик. Если налогоплательщик отказываетсяподписывать акт, то об этом делается пометка в нем, которую заверяютпонятые. Истребование документов. Налоговые полицейские вправе потребовать у налогоплательщика любуюинформацию, которая необходима для проведения проверки, в том числедокументы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности. Чтобы получить их, полицейские обязаны составить требование. Оноподписывается проверяющими и вручается налогоплательщику под расписку, гдеуказано, в какой день предприятие получило требование. Еслиналогоплательщик отказался принимать требование, то об этом должен бытьсоставлен акт. Проводя проверку, ФСНП вправе изъять у налогоплательщика какие-либопредметы или документы – но только копии документов, заверенные подписью ипечатью. Оригиналы же вправе изымать в исключительных случаях, а именнокогда есть основания предполагать, что документы уничтожат или подменят.Забирая документы, с них изготавливают копии, которые передаютналогоплательщику. Привлечение специалистов и получение разъяснений. Налоговые полицейские. Проводящие проверки, имеют право привлекатьспециалистов и получать объяснения от налогоплательщика (его законногопредставителя), граждан РФ и иностранцев. Однако никто из них не обязандавать такие объяснения. Что проверяют полицейские. В первую очередь налоговые полицейские проверяют устав, учредительныедокументы и свидетельство о регистрации в налоговом органе. Налоговаяполиция вправе проверять результаты лишь той деятельности предприятия,которую оно вело в последние три года. Полицейские обязательно исследуют налоговые декларации, бухгалтерскуюотчетность, договоры, банковские и кассовые документы, накладные на отпускматериальных ценностей, акты выполненных работ и другие первичныедокументы. Пристальное внимание полицейские уделят движению материальныхценностей и денежных средств, формированию затрат, учету поступившейпродукции, фактическим объемам выполненных работ (оказанных услуг) и т. п. Во время проверки полицейские будут сравнивать данные, указанные вдекларациях, с тем, как налоги уплачивались в действительности. Обнаруженные нарушения налоговые полицейские должны заносить в актпроверки. Однако это касается лишь административных правонарушений,которыми занимается ФСНП России, и уголовных преступлений, предусмотренныхстатьями 198 и199 УК РФ. Особо выделяют налоговые правонарушения: ихобязательно отражают в акте проверки и в течение 10 дней материалы по нимпередают в налоговые органы. Все прочие нарушения, обнаруженные во времяпроверки, в акт не включают. Как правило, налоговая полиция сообщает о нихв соответствующие органы. Результаты проверки. После проверки налогоплательщика составляется акт. Это должно бытьсделано не позднее чем через два месяца после того, как было вынесенопостановление о проведении проверки. В акте проверки отражаются все выявленные нарушения законодательства оналогах и сборах. Даже если нарушений не обнаружено, акт все равно долженбыть составлен. Акт проверки налогоплательщиков состоит из трех частей: общей,описательной и заключения. В первой части приводятся общие сведения опроверке и о налогоплательщике. В описательной части должны быть указаны: . Вид правонарушения; . Период финансово-хозяйственной деятельности, к которому относится данное правонарушение; . Виновные; . Недостоверные первичные документы; . Размер ущерба. В заключении указывают сумму в МРОТ, которую предприятие не доплатилов бюджет. В нее включаются и налоги, и пени. На основании акта проверки начальник федерального органа налоговойполиции или его заместитель, курирующий оперативно-розыскную деятельность,должен принять одно из следующих решений: . Если обнаружен факт налогового преступления – возбудить уголовное дело; . Когда выявлено налоговое правонарушение, не являющееся преступлением, - отказать в возбуждении уголовного дела и направить материалы в налоговый орган; . Когда не совершалось налоговое правонарушение – отказать в возбуждении уголовного дела. Срок, в который следует принять решение, не может составлять болеетрех суток, а в исключительных случаях – более 10 суток со дня окончанияпроверки. Налогоплательщик может оспорить акт проверки. Для этого ему надообратиться в арбитражный суд по местонахождения подразделения ФСНП России.ЗАКЛЮЧЕНИЕ Любая проверка, а в особенности налоговая, вносит определеннуюдезорганизацию в работу предприятия, так как для обеспечения деятельностипроверяющих необходимо отвлекать от основной работы сотрудников бухгалтериии юридической службы, да и сам факт нахождения проверяющего на предприятиисоздает определенную нервозность, что не лучшим образом отражается наработоспособности. Однако даже, если результаты проверки оказались «отрицательными» дляорганизации-налогоплательщика – еще не все потеряно! Все действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов,проводящих проверку, могут быть обжалованы в суде, так же, как и решение опривлечении налогоплательщика к ответственности и иные акты налоговогооргана. Причем под актом налогового органа в данном случае понимаетсядокумент любого наименования (требование, решение, постановление, письмо идр.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налоговогооргана и касающийся конкретного налогоплательщика (п. 48 Постановленияпрезидиума ВАС РФ № 5). При проведении налоговой проверки налогоплательщику необходимовнимательно изучать документы, предъявленные налоговыми инспекторами:решение о проведении проверки, требования и т.д. Несоблюдение формыдокумента, его изъяны могут оказаться существенной аргументацией в суде состороны налогоплательщика при возникновении налогового спора. Повозможности необходимо налогоплательщику делать и оставлять при себе копииэтих документов. Нарушение формы акта налоговой проверки повлекло за собой отменурешений органов налоговых органов о взыскании санкций постановлением ФАССеверо-Западного округа от 19.03.01 № А05-6852/00-473/10. Оно содержитследующие выводы суда: «В нарушение пункта 3 статьи 101 НК РФ впостановлении о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственностиза совершение налогового правонарушения не изложены обстоятельствасовершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как ониустановлены проведенной проверкой , не указаны документы и иные сведения,которые подтверждают эти обстоятельства, доводы, приводимыеналогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов,решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности законкретные налоговые правонарушения с указанием статей Кодекса,предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности. В соответствии с пунктом 6 этой же статьи несоблюдение указанныхтребований может являться основанием для отмены решения налогового органа. В данном случае следует применить это правило, так как постановлениеналоговой инспекции основано на акте от 09.03.2000. Акты от 10.03.2000 и от16.03.2000 в постановлении не названы…»[6]. При проведении проверки проверяющим необходимо представлять только тедокументы, которые они затребовали. Показывая «лишние» документы, можноспровоцировать проверку тех областей своей финансово-хозяйственнойдеятельности, которые первоначально проверять не планировалось. При чтении акта проверки необходимо обращать внимание: на документы,которые были использованы в ходе проверки; что является источником ошибки,повлекшей доначисление сумм налога; необходимо проверять правильностьрасчетов, указанных в акте и приложения к нему. Бывают случаи, когдадоначисление налогов производится без учета переплат по налогам, выявленныхпри проверке. Проверяющие тоже люди, и иногда допускают арифметическиеошибки. Бывают просто опечатки. Знание налогоплательщиком прав и обязанностей как своих, так ипроверяющей стороны позволит активно участвовать в проведении проверки, входе определения ее результатов, вынесения решения по проведенной налоговойпроверке и привлечении или непривлечении к ответственности при выявлениикаких-либо нарушений законодательства. Список используемой литературы 1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) 2. Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №№ 3,5,7 - 2001 г 3. Валов М. А. Выездная налоговая проверка // Журнал «Налоги и платежи»/Арбитражная налоговая практика. № 2,2001 4. Мачин С. П. Налоговая полиция проводит проверку на предприятии // Журнал «Главбух»/Юридический практикум, № 22, ноябрь 2001 5. М.В. Киселев, к.э.н. Налоговая проверка предприятия // Журнал «Российский налоговый курьер» № 11, 2000 6. Т.Н. Мехова, советник налоговый службы РФ II ранга «Налоговые проверки – взгляд «изнутри»» // Журнал «Главная книга» № 9, апрель 2002 7. Тяжких Д.С. Налоговая проверка предприятия: методика проведения, 1 том. СПб.: изд. Михайлова, 1997-----------------------[1] Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговымагентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений,предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах,влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленныйдокумент. Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике,выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы,предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросуналогового органа , а равно иное уклонение от предоставления такихдокументов либо предоставление таких документов с заведомо недостовернымисведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушениязаконодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 НК РФ,влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.[2] П. 48 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторыхвопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»[3] Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 7/2001[4] Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 3/2001[5] Валов М. А. Выездная налоговая проверка // Журнал «Налоги иплатежи»/Арбитражная налоговая практика. № 2, 2001. С. 10[6] Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 5/2001




Похожие:

Налоговая проверка предприятия iconХарактеристика предприятия зао «агрокомбинат»
Аудиторская проверка, следовательно, должна проводиться по указанным направлениям
Налоговая проверка предприятия iconРабочая программа по курсу Налоговая культура Разработала: Преподаватель кафедры налогов и налогообложения Сорокина Ирина Алексеевна
Цель, задачи и место дисциплины «Налоговая культура» в образовательной программе
Налоговая проверка предприятия iconПроверка формирования и использования финансовых результатов
Предприятия, финансовым результатом деятельности которых является прибыль, приносят доход не только своим собственникам, но и вносят...
Налоговая проверка предприятия iconДокументи
1. /Тесты русский язык 3-4класс/1.doc
2. /Тесты...

Налоговая проверка предприятия iconУрок №2. Разнообразие растений. Классификация растений. Органы цветкового растения. Проверка д-з. Результаты теста. Заполнение таблицы. Проверка конспекта пар Вспоминаем понятие «Классификация»
Проверка д-з. Результаты теста. Заполнение таблицы. Проверка конспекта пар Вспоминаем понятие «Классификация». По каким признакам...
Налоговая проверка предприятия iconРеферат по дисциплине "Правоохранительные органы" на тему: "Налоговая полиция в системе субъектов
Для контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет...
Налоговая проверка предприятия iconКонтролер по качеству документации
Формальная проверка качества документации: поиск ошибок форматирования, проверка государственных стандартов написания технической...
Налоговая проверка предприятия icon9. Налоговая политика: сущность и инструменты ее реализации
В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения нд в целях изменения...
Налоговая проверка предприятия iconИталия. Налоговая система
Современная налоговая система Италии сформировалась в конце 1980-х годов. Она создала финансовые условия для включения итальянской...
Налоговая проверка предприятия iconИтоги внутривузовской проверки качества учебного процесса (2011-2012гг.)
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы