Сестринский процесс в работе участковых медсестер при язвенной болезни icon

Сестринский процесс в работе участковых медсестер при язвенной болезни



НазваниеСестринский процесс в работе участковых медсестер при язвенной болезни
Дата конвертации25.07.2012
Размер204.53 Kb.
ТипРеферат
Сестринский процесс в работе участковых медсестер при язвенной болезни


АННОТАЦИЯ В данной работе освещена тема «Сестринский процесс в работеучастковых медсестер при язвенной болезни». Работа состоит из трех глав и заключения. Во введении обоснована актуальность выбора темы, цели и задачи. В первой главе дается клиническая характеристика язвенной болезнижелудка и двенадцатиперстной кишки. Во второй главе рассматривается сестринский процесс, как новый виддеятельности сестринского персонала и о влиянии сестринского процесса накачество жизни пациентов. В третьей главе представлена характеристика обследуемых больных,описываются методы их исследования и выводы, полученные в результатеработы. Также рассматривается роль медицинских сестер в восстановлениинарушенных потребностей у больных язвенной болезнью. В заключении сформулированы практические рекомендации. ВВЕДЕНИЕ «В кругу жертв язвенной болезни все чаще оказываются люди молодые, и даже подростки. Результаты профилактики и лечения этого недуга не удовлетворяют ни врачей, ни больных. Социальная цена заболевания все еще слишком высока. Естественно поэтому изучение причин болезни и ее обострений, путей предупреждения, поиски методов лечения больных относятся к числу актуальных задач и не только медицинской науки.» Е.И.Зайцева. Актуальность темы заключается в том, что среди заболеваний органовпищеварения язвенная болезнь занимает ведущее место. В структурегоспитализированных гастроэнтерологических больных, а также частопользующихся листком нетрудоспособности, преобладают больные язвеннойболезнью. Это свидетельствует о том, что указанная патология становится нетолько медицинской, но и важнейшей социальной проблемой. Уменьшить число рецидивов, добиться длительной ремиссии – важнейшаязадача клинической медицины. Согласно данным различных авторов, частотарецидивов заболевания достигает 40-90%. Это, несомненно, связано также стем, что диагностике и рациональному лечению данной патологии в периодремиссии уделяется недостаточно внимания. Многие люди не знают факторов риска язвенной болезни, не могутраспознать у себя первые признаки заболевания, следовательно, не обращаютсявовремя за медицинской помощью, не могут избежать осложнений, не умеютоказать первую помощь при желудочно-кишечном кровотечении. Внедрение сестринского процесса в деятельность медицинских сестерамбулаторно-поликлинических учреждений диктуется необходимостью повышенияуровня обслуживания пациентов, приведения его в соответствие с современнымитребованиями. Язвенная болезнь – самое частое и распространенное заболевание, скоторым сталкиваются участковые врачи и медицинские сестры нашейполиклиники в повседневной работе. Язвенная болезнь занимает не последнее место по обращаемостипациентов в поликлинику.
Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки доставляетстрадания многим больным, поэтому считаю, что участковые медсестры подруководством участкового терапевта могут и должны проводить широкиепрофилактические мероприятия по предупреждению и снижению заболеваемости,диспансеризацию и оказывать квалифицированную медицинскую помощь. МППУ «Поликлиника №2» обслуживает население микрорайонов Поповка-Киселевка в количестве 62 830 человек. Территориально население поделено на 32 участка, в том числеприписной участок. Приписной участок, на котором я работаю, имеет численность населения1934 человека. Одним из аспектов моей работы, как участковой медицинскойсестры, являются профилактические мероприятия, целью которых являетсясохранение и укрепление здоровья населения. Работа по диспансеризации – один из видов профилактической работы.Ее цель – оздоровление населения, снижение заболеваемости, увеличениепродолжительности жизни. Всего диспансерная группа составляет 189 человек. Заболевания органов пищеварения – 74 человека, в том числе язвеннойболезнью – 29 человек. Из этого следует, что 39% заболеваний среди «Д»группы составляют заболевания системы пищеварения, и на долю язвеннойболезни приходится 39% от заболеваний системы пищеварения. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПО ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНИ на участке №30 поликлиники №2 Структура диспансерных групп участка №30 поликлиники №2. [pic] Структура заболеваемости органов пищеварения участка №30 поликлиники №2. [pic] Учитывая все вышеизложенное, считаю, что данная проблема имеетбольшое социальное и экономическое значение. Сестринский процесс, как универсальная технология сестринского дела,может и должен быть использован участковыми медицинскими сестрами в своейтрудовой деятельности для своевременного выявления и устраненияфактического риска язвенной болезни, что позволит снизить уровеньзаболеваемости и уменьшить количество осложнений, а, значит повыситькачество жизни пациентов. Настоящая работа имеет своей целью изучить проблемы пациента сязвенной болезнью и определить основные направления деятельностимедицинских сестер в амбулаторных условиях. Задачи: - изучить современную литературу по язвенной болезни; - исследовать статистические данные по язвенной болезни на участке; - обосновать необходимость профилактики язвенной болезни на амбулаторно-поликлиническом этапе; - выявит проблемы пациента посредством анкетирования; - разработать рекомендации для участковых медицинских сестер по профилактике язвенной болезни; - разработать для пациентов памятку по питанию при язвенной болезни.Работа проводилась на базе МЛПУ поликлиника №2. ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ О СУЩНОСТИ И РАСПРОСТРАНЕННОСТИ ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНИ Профилактика и лечение болезней в современном обществе представляетсобой комплекс социально-экономических и медицинских мероприятий,направленных на сохранение и укрепление здоровья людей путем повышениякомпенсаторно-адаптационных способностей организма, устранения причин иусловий, вызывающих возникновение рецидива заболевания. Интерес к проблемеязвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки обусловлен не толькошироким распространением данной патологии органов пищеварения, но иотсутствием достаточно надежных методов лечения, сводящих к минимумувозможного рецидива заболевания. Статистика свидетельствует, что язвенная болезнь - самоераспространенное заболевание органов пищеварения и среди взрослогонаселения составляет в среднем 7-10%. Язвы двенадцатиперстной кишкивстречаются в 4 раза чаще, чем язвы желудка. Среди больных с дуоденальнымиязвами мужчины значительно преобладают над женщинами, тогда как средипациентов с язвами желудка соотношение мужчин и женщин оказывается примерноодинаковым. Заболевают в основном люди трудоспособного возраста. По данным медицинской статистики половина взрослого населения страныстрадает гастритами и язвенной болезнью. Ежегодно от осложнений язвеннойболезни и неадекватной терапии умирает в России около 6000 человек. При неправильном поведении (курение, злоупотребление алкоголем,пренебрежительное отношение к режиму питания) язвенная болезнь протекаеттяжело, дает осложнения, а иногда приводит к инвалидности. Язвенная болезнь – хронически рецидивное заболевание, склонное кпрогрессированию с вовлечением в патологический процесс других органовсистемы пищеварения с развитием осложнений, угрожающих жизни больного. КЛАССИФИКАЦИЯ Общепринятой классификации язвенной болезни не существует. С точкизрения нозологической обособленности различают язвенную болезнь исимптоматические гастродуоденальные язвы, а также язвенную болезнь,ассоциированную и не ассоциированную с НР. В зависимости от локализации выделяют: . Язвы желудка; . Язвы двенадцатиперстной кишки; . Сочетание язвы желудка и двенадцатиперстной кишки. По числу язвенных поражений различают: . Одиночные язвы; . Множественные язвы. В зависимости от размеров язвенного дефекта: . Язвы малых размеров; . Язвы средних размеров; . Большие язвы; . Гигантские язвы. Способствуют развитию болезни и ее обострению: 1. длительное и часто повторяющееся нервно-эмоциональное перенапряжение (стресс); 2. генетическая предрасположенность, в том числе стойкое повышение кислотности желудочного сока конституционного характера; 3. предъязвенное состояние: наличие хронического гастрита, дуоденита, функциональных нарушений желудка и двенадцатиперстной кишки гиперстенического типа; 4. нарушение режима питания; 5. курение; 6. употребление крепких алкогольных напитков, некоторых медикаментозных средств (аспирин, бутадион, индометацин). За последние 10 лет произошли революционные изменения во взглядах наприроду язвенной болезни. Была открыта бактерия Helicobacter pylori (Н.Р.),которая в настоящее время считается возбудителем хронического гастрита ипринимает важнейшее участие в патогенезе язвенной болезни и рака желудка. Эпидемиологические данные свидетельствуют о том, что 100% язвдвенадцатиперстной кишки и более 80% язв желудка связаны с присутствиемН.Р. К местным механизмам язвообразования относят снижение защитногослизистого барьера, замедление и нерегулярность эвакуации содержимогожелудка. При этом заболевании больных часто беспокоят боли в животе, тошнотаи рвота. Как правило, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишкисопровождается нарушением работы печени, желчного пузыря и поджелудочнойжелезы, а также нарушением деятельности толстого кишечника, что выражаетсяучащением или задержкой стула. Наряду с этим, обострение язвенной болезни нередко сопровождаетсяпохуданием, изжогой, отрыжкой (иногда тухлым яйцом), чувством распирания ибыстрым насыщением сравнительно небольшим количеством пищи. Следует считаться также и с возможностью бессимптномного теченияязвенной болезни. По некоторым данным частота таких случаев может достигать30%. К осложнениям язвенной болезни относятся: . кровотечение; . перфорация и пенетрация язвы; . развитие перивисцерита (спаечного процесса); . формирование рубцово-язвенного стеноза привратника; . малигнизация язвы. ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ О СЕСТРИНСКОМ ПРОЦЕССЕ В связи с внедрением в здравоохранении России семейной и страховоймедицины, новой концепции развития здравоохранения, предусматривающей вчастности перераспределение части объемов помощи и дорогостоящегостационарного сектора в амбулаторный, первичная медико-санитарная помощьстановится основным звеном при оказании населению медицинской помощи.Особая роль сестринского персонала в оказании первичной медико-санитарнойпомощи с акцентом на профильную работу заключается в пользованиисовременных технологий профилактики, в том числе по формированиюмедицинской активности населения. Возрастает роль сестринского персонала в санитарном просвещениинаселения по таким его важнейшим направлениям, как формирование здоровогообраза жизни, профилактика заболеваний. Еще Ф.Найтингейл выделяла одну из сфер ухода – это уход за здоровымии важнейшей задачей медицинских сестер являлось «поддержание у человекатакого состояния, при которой болезнь не наступает», то есть впервые былсделан акцент на необходимость участия медицинских сестер в профилактикезаболеваний и сохранении общественного здоровья. В.Хендерсон отмечала, что «уникальная задача медицинских сестер впроцессе ухода за отдельными лицами, больными или здоровыми, заключается втом, чтобы оценить отношение пациента к состоянию своего здоровья и помочьему в осуществлении тех действий по укреплению и восстановлению здоровья,которое он мог бы выполнить сам, если бы имел для этого достаточно сил,воли и знаний». Следовательно, медицинская сестра должна хорошо знать и уметьприменять сестринский процесс, как научно-обоснованный метод решенияпроблем пациента. Для осуществления сестринского процесса медицинская сестра должнаобладать необходимым уровнем теоретических знаний, иметь навыкипрофессионального общения и обучения пациентов, выполнять сестринскиеманипуляции, используя современные технологии. Сестринский процесс – научный метод организации и исполнениясистемного ухода за пациентами, ориентированный на удовлетворениепотребностей человека, связанных со здоровьем. Сестринский процесс включает в себя обсуждение с пациентом и (или)его близкими всех возможных проблем (о наличии некоторых из них пациент ине подозревает), помощь в их решении в пределах сестринской компетенции. Цель сестринского процесса – предупредить, облегчить, уменьшить илисвети к минимуму те проблемы, которые возникли у пациента. Сестринский процесс состоит из 5 этапов: 1. сестринское обследование (сбор информации о пациенте); 2. сестринская диагностика (определение потребностей); 3. определение целей и планирование ухода; 4. реализация плана ухода; 5. оценка и коррекция ухода в случае необходимости. Все этапы в обязательном порядке регистрируются в документации косуществлению сестринского процесса. I этап – сестринское обследование. Сестра должна ясно представлятьсвоеобразие каждого своего пациента для того, чтобы реализовать такоетребование к профессиональному уходу, как индивидуальность предоставляемойсестринской помощи. Учитывая реалии российского практического здравоохранения,предлагается осуществлять сестринскую помощь в рамках 10 фундаментальныхпотребностей человека (см. приложение 1). Любое заболевание, в том числе язвенная болезнь, приводит кнарушению удовлетворения одной или нескольких потребностей, что вызывает упациента ощущение дискомфорта. Так как конечная цель работы медицинской сестры – это комфорт еепациентов, она обязана выяснить, пользуясь специальной методикойсестринского обследования, нарушение удовлетворения каких потребностейслужит причиной дискомфорта. Для этого она расспрашивает пациента, производит его физическоеобследование по органам и системам, изучает его образ жизни, выявляетфакторы риска по данному заболеванию, знакомится с историей болезни,беседует с врачами и родственниками, изучает медицинскую и специальнуюлитературу по профилактике заболевания и уходу за пациентом. Тщательно проанализировав всю собранную информацию, медицинскаясестра приступает ко II этапу – сестринской диагностике. Сестринскаядиагностика всегда отражает дефицит самоухода, имеющийся у пациента, инаправлен на его размещение и преодоление. Сестринская диагностика можетизменяться ежедневно и даже в течение дня по мере того, как изменяютсяреакции организма на болезнь. Сестринские диагнозы могут бытьфизиологические, психологические, духовные, социальные, а также настоящие ипотенциальные. В конце второго этапа медицинская сестра определяет приоритетныепроблемы, то есть те проблемы, решение которых наиболее важно в настоящиймомент. На III этапе сестра формирует цели и составляет индивидуальный плансестринских вмешательств. При составлении плана ухода сестра можетруководствоваться стандартами сестринской практики, в которых перечисленымероприятия, обеспечивающие качественную сестринскую помощь по даннойсестринской проблеме. В конце третьего этапа сестра в обязательном порядке согласовываетсвои действия с пациентом и его семьей и записывает в сестринскую историюболезни. Четвертый этап – реализация сестринских вмешательств. Не обязательносестра выполняет все сама, часть работы она поручает другим лицам –младшему медицинскому персоналу, родственникам, самому пациенту. Однако,ответственность за качество выполненных мероприятий она принимает на себя. Сестринские вмешательства бываю 3 видов: 1. Зависимое вмешательство – выполнение под наблюдением врача и по назначению врача; 2. Независимое вмешательство – действие медицинской сестры по собственному усмотрению, то есть помощь пациенту в самообслуживании, наблюдение за пациентом, советы по организации досуга и т.д. 3. Взаимозависимое вмешательство – сотрудничество с врачами и другими специалистами. Задача V этапа – определение результативности сестринскоговмешательства и его коррекция в случае необходимости. Оценка осуществляется сестрой непрерывно, индивидуально. Еслипроблема решена, сестра должна обоснованно удостоверить в сестринскойистории болезни. Если цели не удалось достигнуть, следует выяснить причинынеудачи и внести необходимую корректировку в план сестринской помощи. Впоисках ошибки необходимо еще раз поэтапно проанализировать все действиясестры. Таким образом, сестринский процесс – необычайно гибкий, живой идинамичный процесс, обеспечивающий постоянный поиск ошибок в уходе исистематическое своевременное внесение корректив в план сестринской помощи. Сестринский процесс применим в любой области сестринскойдеятельности, в том числе и в профилактической работе. ГЛАВА 3 СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС КАК МЕТОД РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПРИ ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНИ. Работа медицинских сестер на участке заключается в оказании помощиконкретным людям, семьям и группам людей в определении и достижении имифизического, умственного и социального здоровья в условиях окружающейсреды, в которой они живут и работают. Это требует от медицинских сестеропределенных функций, способствующих укреплению и сохранению здоровья, атакже профилактики его отклонений. Должность медицинской сестры включает всебя планирование и осуществление ухода в период болезни и в периодреабилитации, воздействуя не только на физические, но и на психологическиеи социальные аспекты жизни человека, составляющие его единое целое. Медицинская сестра привлекает пациента, членов его семьи ксамоуходу, помогая ему сохранить самостоятельность и независимость. Участиемедицинской сестры в профилактической, лечкбно-диагностической иреабилитационной помощи не только в условиях поликлиники, но и чточрезвычайно важно, на дому у пациентов, позволяют обеспечивать большуюдоступность медико-социальной помощи в пределах своей компетенции. Язвенная болезнь – это хроническое заболевание, которое длитсямесяцами, годами то, затихая, то, вспыхивая вновь. Чаще улучшение бываетзимой и летом, а ухудшение – весной и осенью. Эта болезнь поражает людей внаиболее активном, творческом возрасте, часто обусловливая временную, апорой и стойкую нетрудоспособность. Поэтому, грамотная систематическаяработа медицинских сестер – важное звено в профилактике и лечении язвеннойболезни. Сестре очень важно знать психологию пациента, его окружение –родственников, семью, так как медицинская сестра является гостем в домепациента и при оказании помощи может возникать масса этических моментов. Знание факторов риска язвенной болезни позволяет проводитьпрофилактику этого заболевания, сократить частоту обострений. У каждогочеловека свое представление о здоровье и болезни, и медицинская сестрадолжна быть готова взаимодействовать с любой личностью. Понимание пациентомвсех факторов, влияющих на развитие заболевания, изменение его отношения ксобственному здоровью может быть целью сестринского вмешательства впрофилактике язвенной болезни. Для исследования были взяты пациенты, состоящие на диспансерномучете по поводу язвенной болезни. Всем пациентам проводилосьобщеклиническое обследование, которое включало сбор анамнестических данныхи данных физического исследования. Для изучения «качества жизни» пациентов было проведено анкетированиес помощью опросника SF-36 общего здоровья и психологического теста Шмишека.Все тестовые вопросы анкет по «качеству жизни» разделяют на группысоответственно категориям, формирующим понятие «общее качество жизни». Вбольшинстве опросников таких категорий пять: - общее субъективное восприятие своего здоровья; - психическое состояние; - физическое состояние; - социальное функционирование; - ролевое функционирование. Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что убольных язвенной болезнью происходит снижение всех категорий «качестважизни», причем, в наибольшей степени – психологического состояния, ролевогофункционирования и особенно физического состояния. 1.Из физиологических проблем у пациентов наиболее часто имеют место: - боль (100%); - изжога (90%); - тошнота (50%); - рвота (20%); - запор (80%). 2.Из психологических проблем у пациентов наиболее часто встречаются: - дефицит знаний об особенностях питания и образа жизни при своем заболевании (80%); - угнетенность, апатия пациентов, связанная с дефицитом знаний о заболевании (65%); - беспокойство по поводу исхода заболевания (70%); - страх перед диагностическими исследованиями (50%). Таким образом, становится очевидным, что показатель «качества жизни»является объективным критерием в течение язвенного процесса, позволяющиминдивидуализировать лечение и уход. Чаще всего пациенты не имеют реального представления о состояниисобственного здоровья, и медицинская сестра может повлиять на пациента,убедить его вести здоровый образ жизни, избегать факторов риска, которыемогут привести к болезни. Медицинская сестра уже во время первой беседы с пациентом должнаочертить круг проблем, обсудить и наметить план дальнейшей работы. Задачамедицинской сестры – сделать пациента активным борцом за поддержание ивосстановление собственного здоровья. При этом действовать она должна так,чтобы цели ее деятельности были внутренне приняты пациентом. Медицинская сестра выступает в роли организатора условий поподдержанию и восстановлению здоровья пациента, его консультанта инепосредственного исполнителя всего, что нужно для достижения цели.Результат этой совместной деятельности медицинской сестры и пациента будетзависеть от уровня взаимопонимания во всем. Медицинская анализирует все полученные данные о пациенте, при этомучитывая замечания самого пациента по каждой проблеме, формирует совместнос пациентом его проблемы по факторам риска язвенной болезни, намечает целии сестринские вмешательства. Целью сестринского вмешательства являетсяулучшение самочувствие пациента. На I этапе сестринского процесса проводится сестринскоеобследование пациента. Для организации и осуществления качественногоиндивидуального ухода медицинская сестра собирает информацию о пациенте. При сборе информации необходимо использовать следующие источникиданных: - распрос пациента; - распрос членов семьи и окружающих; - ознакомление с амбулаторной картой пациента; - физическое обследование пациента. Суть этой информации заключается в том, как пациент удовлетворяет 10основных жизненно важных потребностей, так как цель ухода – созданиеусловий для удовлетворения этих потребностей. Чаще всего пациенты, страдающие язвенной болезнью, предъявляютследующие жалобы: - боль в животе, - тошнота, - рвота, - изжога, - отрыжка, - запоры спастического характера, - нарушение сна, - повышенная раздражительность. Медицинская сестра выясняет также следующую информацию: 1. Семейный анамнез (генетическая предрасположенность); 2. Наличие хронических заболеваний (хронический гастрит, дуоденит); 3. Данные об окружающей среде (стрессовые ситуации, характер работы пациента); 4. Наличие вредных привычек (курение, употребление крепких алкогольных напитков); 5. Употребление некоторых медикаментозных средств (ацетилсалициловая кислота, бутадион, индометацин); 6. Данные о питании пациента (неправильное питание). На втором этапе сестринского процесса осуществляется постановкасестринских диагнозов. Цель диагностики – уловить все настоящие ипотенциальные отклонения от комфортного состояния пациента. Анализируя полученную информацию о пациенте, медицинская сестравыявляет потребности, удовлетворение которых нарушено. У пациента с язвенной болезнью отмечаются нарушения удовлетворенияпотребностей: - в адекватном питании; - в физиологических отправлениях; - в нормальном сне; - в поддержании личной гигиены; - в безопасности. Затем медицинская сестра определяет проблемы пациента. Наиболеечастыми являются: - дефицит знаний об особенностях питания (злоупотребление соленой, острой пищей, нарушение режима питания); - неправильное чередование труда и отдыха; - чрезмерное употребление алкоголя; - курение (20 сигарет в день); - неумение преодолевать стресс; - незнание факторов риска язвенной болезни; - непонимание необходимости изменить образ жизни; - беспокойство по поводу исхода заболевания; - незнание осложнений язвенной болезни; - дефицит знаний о язвенной болезни; - непонимание необходимости регулярного приема назначенных лекарств. На III этапе сестра приступает к планированию сестринскойдеятельности. Медицинская сестра разрабатывает индивидуальный плансестринских вмешательств. Но обязательно, обсуждая с пациентом ситуации ивозможные способы ее исправления, медицинская сестра должна учитывать оченьважный момент: пациент имеет право согласиться или отказаться отпредлагаемого ухода после получения необходимой информации. Значит, ондолжен быть проинформирован обо всем, что с ним случилось, что с ним будутделать, о том, что он должен будет делать сам, а что его близкие, и дать наэто согласие. Желательно, чтобы согласие пациента было зафиксировано всестринском документе. Сестра решает все проблемы, которые ставит, и с которыми пациентсогласен, в порядке их значимости, начиная с самых важных и далее попорядку. Для каждой проблемы устанавливаются цели. 4 этап – реализация сестринских вмешательств. На данном этапе медицинская сестра обучает пациента, постоянновдохновляет, ободряет и успокаивает его. По мере того, как выполняютсясестринские вмешательства, все свои действия по решению данной проблемымедицинская сестра записывает в сестринскую историю болезни. На пятом этапе сестринского процесса медицинская сестра оцениваетэффективность сестринского вмешательства и степень достижения поставленнойцели и при необходимости производит корректировку. В завершении медицинская сестра сообщает пациенту результат оценки:он должен знать, насколько успешно справился с поставленной задачей. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Качество работы среднего медицинского персонала является индикаторомсостояния всего здравоохранения нашей страны в целом. В концепции развитиясестринского дела, безусловно, следовало бы предусмотреть реорганизациютруда медицинских сестер. Медицинские сестры должны пользоваться передовымитехнологиями в процессе предоставления медицинских услуг. В этой связи очевидны преимущества внедрения сестринского процессав сестринскую практику, так как сестринский процесс обеспечивает: - системный подход к организации сестринской профилактики заболеваний; - индивидуальный подход и учет всех личностных особенностей пациента; - активное участие пациента и его семьи в планировании и обеспечении профилактики заболеваний; - возможность использования стандартов в профессиональной деятельности медицинской сестры; - эффективное использование времени и ресурсов медицинской сестры, сосредотачиваемых на основной работе пациента; - повышение компетентности, независимости, творческой активности медицинской сестры; - универсальность метода. Именно сестринский процесс может обеспечить дальнейший рост иразвитие сестринского дела и позволить улучшить качество жизни пациентов. Изучив современную литературу по язвенной болезни и исследовавстатистические данные, можно сделать вывод, что у пациентов с язвеннойболезнью имеется масса физиологических и психологических проблем. Именно медицинская сестра должна помочь человеку в трудной для негоситуации, мобилизовать свою волю, найти правильный путь в решении проблем,должна дать людям успокоение и надежду. Я, как участковая медицинская сестра, сталкиваясь с данной проблемойв своей повседневной работе, разработала рекомендации для участковыхмедицинских сестер по организации сестринского процесса при язвеннойболезни и памятку для пациентов по лечебному питанию (см. приложения 2, 3 ,4). СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Справочное пособие «Клиника, классификация и этиопатогенетические принципы противорецидивного лечения больных язвенной болезнью», Смоленск, 1997г. 2. Журнал «Сестринское дело», №2, 2000г., стр.32-33 3. Журнал «Сестринское дело», №3, 1999г., стр.30 4. Газета «Аптека для вас», №21, стр.2-3 5. «Учебно-методическое пособие по основам сестринского дела» под общей редакцией А.И.Шпирна, Москва, 2003г. 6. Отчет по диспансеризации, участок №30 за 2003 год. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Фундаментальные потребности человека 1. Нормальное дыхание. 2. Адекватное питание и питье. 3. Физиологические отправления. 4. Движение. 5. Сон. 6. Личная гигиена и смена одежды. 7. Поддержание нормальной температуры тела. 8. Безопасность. 9. Общение. 10. Отдых и труд. Приложение 2. Пример планирования сестринской деятельности. Дефицит знаний о язвенной болезни и о влиянии вредных факторов на здоровье пациента.Цель: пациент узнает факторы риска заболевания и научится их избегать.План: 1.Медицинская сестра обеспечит достаточно времени для обсуждения проблемыс пациентом ежедневно.2.Медицинская сестра проведет беседу с родственниками о необходимостипсихологической поддержки.3.Медицинская сестра расскажет пациенту о вредном влиянии алкоголя,никотина и некоторых лекарственных препаратов (аспирин, анальгин).4.При наличии вредных привычек медицинская сестра продумает и обсудит спациентом пути избавления от них (например, посещение специальных групп).5.Медицинская сестра порекомендует специальную литературу по язвеннойболезни.6.Медицинская сестра проведет беседу с пациентом и родственниками охарактере питания:а) принимать пищу 5-6 раз в день, небольшими порциями, тщательнопережевывая;б) избегать употребление продуктов, обладающих выраженным раздражающимдействием на слизистую оболочку желудка и двенадцатиперстной кишки (острая,соленая, жирная);в) включить в рацион белковые продукты, продукты, богатые витаминами иминералами, продукты, содержащие пищевые волокна.7.Медицинская сестра объяснит пациенту необходимость диспансерногонаблюдения: 2 раза в год.8.Медицинская сестра познакомит пациента с человеком, адаптированным кфакторам риска язвенной болезни. Приложение 3. Пример планирования сестринской деятельности Пациент не знает об осложнениях язвенной болезниЦель: пациент продемонстрирует знания об осложнениях и их последствиях.План:1.Медицинская сестра обеспечит достаточно времени для обсуждения проблем спациентом.2.Медицинская сестра расскажет пациенту о признаках, свидетельствующих окровотечении (рвота, падение артериального давления, холодная и липкаякожа, дегтеобразный стул, беспокойность) и перфорации (внезапная резкаяболь в животе).3.Медицинская сестра убедит пациента в важности своевременного обращения кврачу.4.Медицинская сестра обучит пациента необходимым правилам поведения приязвенной болезни и будет убеждать в необходимости их соблюдения:а) правила лекарственной терапии;б) устранение вредных привычек (курение, алкоголь).5.Медицинская сестра проведет беседу с пациентом об опасности самолечения(употребление соды). Приложение 4. Памятка пациенту с язвенной болезнью по организации лечебного питанияРекомендуется готовить пищу на пару или варить.Режим питания: пищу принимать 5-6 раз в сутки небольшими порциями, в тепломвиде (t=40-50°С), тщательно пережевывая.Исключить: острое, соленое, консервированное, копченое, жирное, жареное.|Рекомендуемые продукты |Нерекомендуемые продукты ||Хлеб пшеничный из муки в/с и 1с |Ржаной хлеб, свежий, сдоба ||вчерашней выпечки, сухари | ||Мясо нежирное (на пару, вареное) |Жирные и жилистые сорта мяса || |(баранина, гусь, утка), в жареном, || |тушеном виде ||Рыба нежирная (окунь, хек, треска, |Жирная рыба (осетрина, лососина, ||лещ) в вареном и паровом виде |семга), соленые, копченые, жареные, || |тушеные консервы ||Яйца всмятку, паровые яичницы и омлет |Жареная яичница, омлет, яйца вкрутую, ||(2 яйца в день) |сырой яичный белок ||Молоко цельное, сливки, однодневный |Молочные продукты с высокой ||кефир, некислый творог, сметана, |кислотностью, острые, соленые сыры ||неострый сыр тертый | ||Сливочное несоленое масло, |Маргарин, жир, нерафинированное ||рафинированное растительное масло |растительное масло ||Крупы: манная, рис, гречневая, |Пшено, перловка, ячмень, бобовые, ||овсяная. Каши полувязкие, макароны |рассыпчатые каши, цельные макароны ||мелкорубленые отварные | ||Картофель, морковь, свекла, цветная |Белокочанная капуста, репа, щавель, ||капуста, сваренные и протертые |лук, огурцы соленые, квашеные и || |маринованные овощи, грибы ||Спелые и сладкие ягоды и фрукты, |Кислые, неспелые фрукты и ягоды, ||зефир, кисель |шоколад, халва, мороженое ||Некрепкий чай, кофе с молоком, соки из|Газированные напитки, квас, черный ||фруктов и ягод, отварной шиповник |кофе, соки кислых ягод и фруктов | ОГЛАВЛЕНИЕ:Аннотация………………………………………………………….2Введение……………………………………………………………3Глава 1. Понятие о сущности и распространенностиязвенной болезни………………………………………………….7Глава 2. Понятие о сестринском процессе……………………..10Глава 3. Сестринский процесс как метод решения проблемпри язвенной болезни……………………………………………14Заключение……………………………………………………….20Приложения………………………………………………………22Список литературы………………………………………………27




Похожие:

Сестринский процесс в работе участковых медсестер при язвенной болезни iconКурсовая работа Тема: Сестринский процесс при желчнокаменной болезни
В настоящее время повысилась потребность общества в высококвалифицированной медицинской помощи. Также в медицинских сестрах, владеющих...
Сестринский процесс в работе участковых медсестер при язвенной болезни iconЛечебная физкультура при язвенной болезни
Лечебная физкультура является составной частью общей физкультуры и одним из важнейших методов комплексного лечения больных язвенной...
Сестринский процесс в работе участковых медсестер при язвенной болезни iconРеферат тема: Лечебная физкультура при язвенной болезни Работу
Лечебная физкультура является составной частью общей физкультуры и одним из важнейших методов комплексного лечения больных язвенной...
Сестринский процесс в работе участковых медсестер при язвенной болезни iconТема: Сестринский процесс в неврологии
России. Через сестринский процесс медсестра должна обрести профессиональную независимость и самостоятельность, быть не просто исполнителем...
Сестринский процесс в работе участковых медсестер при язвенной болезни iconЛечебная физкультура при язвенной болезни

Сестринский процесс в работе участковых медсестер при язвенной болезни icon1 Основы организации подготовки медсестер в сестринском деле
Характеристика учебно-воспитательного процесса при подготовке медсестер
Сестринский процесс в работе участковых медсестер при язвенной болезни iconТематический план послевузовской профессиональной подготовки специалистов в клинической ординатуре по специальности №040126 "Хирургия". Темы семинарских занятий (864 часа)
Хирургическая анатомия желудка. Хирургические методы лечения язвенной болезни. Показания и обоснования к хирургическим методам лечения...
Сестринский процесс в работе участковых медсестер при язвенной болезни iconРабочая программа
«Осложнения гастродуоденальных язв» является овладение вопросами организации и оказания хирургической помощи пациента с язвенной...
Сестринский процесс в работе участковых медсестер при язвенной болезни iconПрограмма Осложнения гастродуоденальных язв
«Осложнения гастродуоденальных язв» является овладение вопросами организации и оказания хирургической помощи пациента с язвенной...
Сестринский процесс в работе участковых медсестер при язвенной болезни iconПричины возникновения язвенной болезни

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы