Религия и мифология Древней Месопотамии (Шумер, Вавилон) icon

Религия и мифология Древней Месопотамии (Шумер, Вавилон)



НазваниеРелигия и мифология Древней Месопотамии (Шумер, Вавилон)
Дата конвертации12.07.2012
Размер235,49 Kb.
ТипРеферат
Религия и мифология Древней Месопотамии (Шумер, Вавилон)


План. 1. Понятие мифа и религии………………………………………..……3 2. «Древний Восток»………………………………………………..……3 2.1. Древний Шумер………………………………………………4 2.2. Вавилон…………………………………………………….….5 3. Религия и мифология Древней Месопотамии…………………….6 4. Месопотамские мифологические существа и божества………….7 5. Жречество………………………………………………………….….12 6. Демоны…………………………………………………………….…..13 7. Магия и мантика……………………………………………………..13 8. Достижения народов Древней Месопотамии………………..……14 9. Заключение………………………………………………………..…..15 10. Список литературы………………………………………………....17 1. Понятие мифа и религии. Миф и религия — формы культуры, обнаруживающие в ходе историиглубинную взаимосвязь. Религия, как таковая, предполагает наличиеопределенного мировоззрения и мироощущения, центрированных на вере внепостижимое, божеств, источник существующего. Религиозный взгляд на мир исопутствующий ему тип мироощущения первоначально складываются в границахмифологического сознания. Разные типы религии сопровождаются несхожимимежду собой мифологическими системами. Миф — первая форма рационального постижения мира, его образно-символичного воспроизведения и объяснения, выливающихся в предписаниедействий. Миф превращает хаос в космос, создает возможность постижения миракак некоего организованного целого, выражает его в простой и доступнойсхеме, которая могла претворяться в магическое действие как средствопокорения непостижимого. Мифологические образы понимаются как реально существующие.Мифологические образы в высшей степени символичны, являясь продуктомсоединения чувственно-конкретного и понятийного моментов. Миф — средствоснятия социокультурных противоречий, их преодоления. Мифологическиепредставления получают статус религиозных не только через их ориентацию нанепостижимое, но и благодаря их связи с обрядами и индивидуальной жизньюверующих. Религия – одна из форм общественного сознания, одна из формидеологии. А всякая идеология есть, в конечном счете, отражениематериального бытия людей, экономической структуры общества. В этомотношении религия может быть поставлена в один ряд с такими идеологическимиформами, как философия, мораль, право, искусство и т.д. И в первобытной общине, и в классовом обществе имеются общиеусловия, поддерживающие веру в сверхъестественный мир. Это – бессилиечеловека: его беспомощность в борьбе с природой при первобытнообщинномстрое и бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами вклассовом обществе. Именно такого рода бессилие порождает неизбежнымобразом искаженные отражения в сознании человека общественной и природнойсреды в виде тех или иных форм религиозных верований. Т.о., религия есть не только отражение каких-либо реальных явленийжизни, но и восполнение недостающих у человека сил. 2. «Древний Восток». Термин "Древний Восток" состоит из двух слов, одно из которыхявляется исторической характеристикой, второе — географической. Историческитермин "древний" относится в данном случае к самым первым известнымчеловечеству цивилизациям (начиная с IV тысячелетия до н.э.). Термин"Восток" в данном случае восходит к античной традиции: так называют бывшиевосточные провинции Римской империи и прилегающие к ним территории, то естьто, что было на востоке от Рима. То, что мы называем Востоком сегодня:Центральная и Южная Азия, Дальний Восток и т.п. в понятие "Древний Восток"не входит. В целом под восточными понимаются культуры народов, имеющихнеантичные культурные корни. В древности на территории Ближнего Востока расцвели могучиецивилизации: Шумер, Египет, Вавилон, Финикия, Палестина. В социально-политическом плане общей отличительной чертой всех этих цивилизаций была ихпринадлежность к восточным деспотиям, которым в той или иной степениприсущи монополизация и централизация власти (черты тоталитаризма),персонификация власти в фигуре деспота (царя, фараона), сакрализация, тоесть абсолютное подчинение религиозным нормам всей жизни общества, наличиесистем перманентного физического и психологического террора, жестокогоугнетения масс. Огромную роль играло здесь государство. Эта роль выражаласьв осуществлении ирригации, престижного строительства (пирамиды, дворцы ит.п.), в контроле над всеми сторонами жизни подданных, проведении внешнихвойн. «Месопотамия» – значит «Земля между реками» (между Евфратом иТигром). Теперь под Месопотамией понимают в основном долину в нижнемтечении этих рек, причем присовокупляют к ней земли к востоку от Тигра и кзападу от Евфрата. В целом этот регион совпадает с территорией современногоИрака, за исключением горных районов вдоль границ этой страны с Ираном иТурцией. Месопотамия – страна, где возникла древнейшая в мире цивилизация,просуществовавшая около 25 веков, начиная со времени создания письменностии кончая завоеванием Вавилона персами в 539 г. до н.э. 2.1. Древний Шумер. На восток от Египта, в междуречье Тигра и Евфрата начиная с IVтысячелетия до н.э. возникают, сменяя друг друга, целый ряд государственныхобразований. Это Шумер, который считается ныне самой древней из известныхчеловечеству цивилизаций, Аккад, Вавилон, Ассирия. В отличие от египетскойкультуры, в Двуречье стремительно сменяли друг друга, воевали, смешивалисьи исчезали многочисленные народы, поэтому общая картина культуры предстаетчрезвычайно динамичной и сложной. На юге Месопотамии, где широко проводилось сельское хозяйство,развились древние города-государства: Ур, Урук (Эрех), Киш, Эриду, Ларса,Ниппур, Умма, Лагаш, Сиппар, Аккад и др. Расцвет этих городов называютзолотым веком древнего государства шумеров. Шумеры - первый из обитавших на территории Древней Месопотамиинародов, достигший уровня цивилизации. Вероятно, еще около 4000 лет до н.э.шумеры пришли на болотистую равнину (Древний Шумер) в верховьях Персидскогозалива с востока или спустились с гор Элама. Они осушили болота, научилисьрегулировать разливы рек и освоили земледелие. С развитием торговлишумерские поселения превратились в процветающие города-государства, которыек 3500 до н.э. создали зрелую цивилизацию урбанистического типа с развитымиметаллообработкой, текстильным ремеслом, монументальной архитектурой исистемой письма. Шумерские государства были теократиями, каждое из нихрассматривалось как достояние местного божества, представителем которого наземле являлся верховный жрец (patesi), наделенный религиозной иадминистративной властью. Города постоянно воевали между собой, и если какому-то городуудавалось захватить несколько соседних, то на короткий срок возникалогосударство, имевшее характер небольшой империи. Однако примерно в серединеIII тысячелетия до н.э. семитские племена с Аравийского полуострова,заселившие северные области Вавилонии и воспринявшие шумерскую культуру,настолько усилились, что начали составлять угрозу для независимостишумеров. Около 2550 до н.э. Саргон Аккадский завоевал их и создал державу,простиравшуюся от Персидского залива до Средиземного моря. Приблизительнопосле 2500 до н.э. аккадская держава пришла в упадок, и для шумеровнаступил новый период независимости и процветания, это эпоха третьейдинастии Ура и возвышения Лагаша. Она закончилась около 2000 до н.э. сусилением Аморейского царства – нового семитского государства со столицей вВавилоне; шумеры навсегда утратили независимость, а территория прежнихШумера и Аккада была поглощена державой правителя Хаммурапи. Хотя народ шумеров исчез с исторической сцены, и в Вавилонииперестали говорить на шумерском языке, шумерская система письма (клинопись)и многие элементы религии составили неотъемлемую часть вавилонской, а позжеассирийской культуры. Шумеры заложили основы цивилизации значительной частиБлижнего Востока, унаследованные от них способы организации хозяйства,технические навыки и научные сведения сыграли исключительно важную роль вжизни их преемников. В конце ІІ тыс. до н. э. шумеры ассимилировались с вавилонянами.Расцветало древнее рабовладельческое государство Вавилон, котороепросуществовало до VI в. до н. э. Вавилонская, халдейская и ассирийскаяцивилизации очень много взяли от культуры шумеров. 2. Вавилон. Вавилон на древнем семитском языке называли «Баб-илю», что означало«Врата бога», на древнееврейском это название трансформировалось в«Бабель», на греческом и латинском – в «Бабилон». Первоначальноенаименование города пережило века, и до сих пор самый северный из холмов наместе древнего Вавилона называется Бабиль. Древневавилонское царство объединило Шумер и Аккад, став наследникомкультуры древних шумеров. Город Вавилон достиг вершины величия, когда царьХаммурапи (правил в 1792-1750 гг.) сделал его столицей своего царства.Хаммурапи прославился как автор первого в мире свода законов, откуда до насдошли, например, выражение "око за око, зуб за зуб". Государственный строй Вавилона отличался от древнеегипетскогоменьшим значением жречества как аппарата управления государственныморошением и сельским хозяйством в целом. Вавилонский политический режимпредставлял собой образец теократии — единства светской и религиознойвласти, сосредоточенной в руках деспота. Эта иерархическая структураобщества находит отражение в вавилонских представлениях об устройстве мира. Ассиро-вавилонская культура стала наследницей культуры ДревнейВавилонии. Вавилон, входивший в состав могучей Ассирийской державы, былогромным (около одного миллиона жителей) восточным городом, горделивоименовавшим себя "пупом земли". Именно в Месопотамии появились первые в истории очаги цивилизации игосударственности. 3. Религия Древней Месопотамии. Религия Месопотамии во всех ее главных моментах была созданашумерами. С течением времени аккадские имена богов стали заменятьшумерские, а олицетворения стихий уступили место звездным божествам.Местные боги могли также возглавить пантеон того или иного региона, как этопроизошло с Мардуком в Вавилоне или Ашшуром в ассирийской столице. Норелигиозная система в целом, взгляд на мир и на происходившие в немизменения мало чем отличались от первоначальных представлений шумеров. Ни одно из месопотамских божеств не было исключительным источникомсилы, ни одно не имело верховной власти. Полнота власти принадлежаласобранию богов, по традиции избиравшему предводителя и утверждавшему всеважные решения. Ничто не было установлено навечно и не считалось само собойразумеющимся. Но неустойчивость космоса вела к интригам среди богов, азначит, сулила опасность и порождала тревогу у смертных. Культ правителя-символа, посредника между миром живых и умерших,людей и богов, был тесно связан не только с представлением о святостивласть имущего, обладавшего магической силой, но также с уверенностью втом, что именно молитвы и просьбы вождя скорее дойдут до божества и будутмаксимально результативны. Месопотамские правители не именовали себя (и их не именовали другие)сыновьями богов, а сакрализация их практически ограничилась предоставлениемим прерогатив первосвященника или признаваемым за ним правом нанепосредственный контакт с богом (например, сохранился обелиск сизображением бога Шамаша, вручающего Хаммурапи свиток с законами).Невысокая степень обожествления правителя и централизации политическойвласти способствовала тому, что в Двуречье достаточно легко, безожесточенного соперничества уживались друг с другом многие боги спосвященными им храмами и обслуживающими их жрецами. Шумерский пантеон существовал уже на ранних ступенях цивилизации игосударственности. Боги и богини вступали друг с другом в сложныевзаимоотношения, трактовка которых изменялась со временем и в зависимостиот смены династий и этносов (семитские племена аккадцев, смешавшиеся сдревними шумерами, принесли с собой новых богов, новые мифологическиесюжеты). Мир духовной культуры шумеров основан также и на мифологии. Мифология Двуречья включает в себя истории о создании земли и ееобитателей, в том числе вылепленных из глины людей, в которых запечатлелисьобразы богов. Боги вдохнули в человека жизнь, т.е. создали его для того,чтобы он служил им. Была разработана сложная космологическая система изнескольких небес, полусводом покрывающих землю, плавающую в мировом океане.Небеса были местожительством высших богов. В мифах рассказывается о началемира, о богах и их борьбе за мироустройство. Говорится о первобытном хаосе– Апсу. Это, может быть, мужское олицетворение подземной бездны и подземныхвод. Тиамат – женское олицетворение той же бездны или первобытного океана,соленой воды, изображавшееся в виде четвероногого чудовища с крыльями.Происходила борьба народившихся богов с силами хаоса. Во главе боговстановится бог Мардук, но с условием, что боги признают его первенствоперед всеми другими. После жестокой борьбы Мардук побеждает и убиваетчудовищную Тиамат, рассекает ее тело и создает из его частей небо и землю. Также существовал рассказ о великом потопе. Знаменитая легенда овеликом потопе, впоследствии столь широко распространившаяся среди разныхнародов, вошедшая в Библию и принятая христианским учением, не празднаявыдумка. Жители Двуречья не могли воспринимать катастрофические наводнения– разливы рек Тигра и Ефрата – иначе, как великий потоп. Некоторые деталишумерского рассказа о великом потопе (сообщение богов добродетельному царюо намерении устроить потоп и спасение его) напоминает библейскую легенду оНое. В шумерской мифологии уже существуют мифы о золотом векечеловечества и райской жизни, которые со временем вошли в религиозныепредставления народов Передней Азии, а позже - в библейские сюжеты. Большинство шумеро-аккадо-вавилонских богов имели антропоморфныйоблик, и лишь немногие, такие как Эа или Нергал, несли на себе зооморфныечерты, своеобразное воспоминание о тотемистических представлениях далекогопрошлого. К числу священных животных месопотамцы относили быка,олицетворявшего могущество, и змею – олицетворение женского начала. 4. Месопотамские божества и мифологические существа. Ану, аккадская форма имени шумерского бога Ана, - царь небес,верховное божество шумеро-аккадского пантеона. Он – «отец богов», еговладение – небо. Согласно вавилонскому гимну творения «Энума элиш», Анупроизошел от Апсу (первоначально пресной воды) и Тиамат (моря). Хотя Анупоклонялись во всей Месопотамии, его особенно почитали в Уруке и Дере. Энки или Эа, один из трех великих шумерских богов (два других – Ануи Энлиль). Энки тесно связан с Апсу, олицетворением пресных вод. Из-заважности пресной воды в религиозных ритуалах Месопотамии Энки считалсятакже богом магии и мудрости. Он не пробуждал страха в сердцах людей. Вмолитвах и мифах неизменно подчеркиваются его мудрость, доброжелательностьи справедливость. В «Энума элиш» он – создатель человека. Как бог мудростион упорядочил жизнь на земле. Культ Энки и его супруги Дамкины процветал вЭриду, Уре, Ларсе, Уруке и Шуруппаке. Энки получил от своего отца Анабожественные законы – «ме», чтобы передать их людям. «Ме» играли врелигиозно-этической системе взглядов шумеров огромную роль. Современныеисследователи называют «ме» «божественными правилами», «божественнымизаконами», «факторами, упорядочивающими организацию мира». «Ме» являлисьчем-то вроде установленных и контролируемых Энки закономерностей,предписанных каждому явлению природы или общества, касающихся как духовной,так и материальной стороны жизни. К ним относились самые разные понятия:правосудие, мудрость, героизм, доброта, справедливость, ложь, страх,усталость, различные ремесла и искусства, понятия связанные с культом ит.п. Энлиль, вместе с Ану и Энки, один из богов главной триады шумерскогопантеона. Первоначально он – бог бурь (шумерское «ен» – «господин»; «лиль»– «буря»). По-аккадски он назывался Белом («господин»). Как «господин бурь»он тесно связан с горами, а значит и с землей. Этого бога действительнобоялись. Может быть, даже больше боялись, чем чтили и уважали; его считалисвирепым и разрушительным божеством, а не добрым и милостивым богом. Вшумеро-вавилонской теологии Вселенная делилась на четыре главных части –небо, землю, воды и подземное царство. Боги, властвовавшие над ними, –соответственно Ану, Энлиль, Эа и Нергал. Энлиля и его супругу Нинлиль(«нин» – «госпожа») особенно почитали в религиозном центре Шумера Ниппуре.Энлиль являлся тем богом, который командовал «небесным воинством» икоторому особенно восторженно поклонялись. Ашшур, главный бог Ассирии, как Мардук – главный бог Вавилонии.Ашшур был божеством города, с древнейших времен носившего его имя, исчитался главным богом Ассирийской империи. Храмы Ашшура назывались, вчастности, Э-шара («Дом всемогущества») и Э-хурсаг-галь-куркура («Домвеликой горы земли»). «Великая гора» – один из эпитетов бога Энлиля,перешедший к Ашшуру, когда он превратился в главного бога Ассирии. Мардук - главный бог Вавилона. Храм Мардука назывался Э-саг-ил.Храмовая башня, зиккурат, послужила основой для создания библейской легендыо Вавилонской башне. В действительности она называлась Э-темен-ан-ки («Домоснования небес и земли»). Мардук был богом планеты Юпитер и главным богомВавилона, в связи с чем он вобрал в себя признаки и функции других боговшумеро-аккадского пантеона. Со времени возвышения Вавилона, с начала IIтыс. до н.э., Мардук выдвигается на первое место. Он ставится во главесонма богов. Жрецы вавилонских храмов сочиняют мифы о первенстве Мардуканад другими богами. Они пытаются создать нечто вроде монотеистическогоучения: существует только один бог Мардук, все другие боги – это лишь егоразные проявления. В этом тяготении к монотеизму отразилась политическаяцентрализация: вавилонские цари как раз прибрали к рукам все Двуречье истановились самыми могущественными правителями Передней Азии. Но попыткавведения монотеизма не удалась, вероятно, из-за сопротивления жрецовместных культов, и прежние боги продолжали почитаться. Даган по происхождению - немесопотамское божество. Вошел в пантеоныВавилонии и Ассирии во время массового проникновения западных семитов вМесопотамию около 2000 до н.э. Имена царей севера Вавилонии династии ИссинаИшме-Даган («Даган услышал») и Иддин-Даган («данный Даганом»)свидетельствуют о распространенности его культа в Вавилонии. Один изсыновей царя Ассирии Шамши-Адада (современника Хаммурапи) был назван Ишме-Даганом. Этот бог почитался филистимлянами под именем Дагон. Эрешкигаль, жестокая и мстительная богиня подземного царствамертвых. Усмирить ее мог только бог войны Нергал, ставший ее супругом. Страну умерших шумеры называли Кур. Это приют теней умерших,блуждающих без всякой надежды. Ад – не бездна, куда ввергаются одни лишь грешники, там встречаютсяхорошие и дурные люди, великие и ничтожные, благочестивые и нечестивцы.Покорность и пессимизм, которыми проникнуты картины ада, являютсяестественным итогом представлений о роли и месте человека в окружающеммире. Люди после смерти находили вечное пристанище в сумрачном царствеЭрешкигаль. Границей этого царства считалась река, через которую душипогребенных переправлял в царство мертвых специальный перевозчик (душинепогребенных оставались на земле и могли причинить немало бед людям). В«стране, откуда нет возврата», действуют непреложные законы, обязательныекак для людей, так и для богов. Жизнь и смерть, царство неба и земли и подземное царство мертвых –эти начала отчетливо противопоставлялись в религиозной системе Двуречья. В культуре шумеров впервые в истории человек сделал попытку моральнопреодолеть смерть, понять ее как момент перехода в вечность. Шумерский райне был предназначен для людей. Это было место, где могли пребывать толькобоги. Страх смерти, боязнь неизбежного перехода в страну Эрешкигаль, - всеэто рождало не только смирение и покорность, но и протест, тоску об иной,лучшей и более достойной человека участи. Шумеры понимали, что вечнаяжизнь, являющаяся уделом одних только богов, недостижима для простыхсмертных, и все же мечтали о бессмертии. Гильгамеш, мифический правитель города Урука и один из самыхпопулярных героев месопотамского фольклора, сын богини Нинсун и демона. Егоприключения описаны в длинном сказании на двенадцати табличках; некоторыеиз них, к сожалению, полностью не сохранились. Красавица Иштар, богиня любви и плодородия, самая значительнаябогиня шумеро-аккадского пантеона. Позднее ей также были присвоены функциибогини войны. Наиболее интересная фигура в сонме шумерских богинь. Еешумерское имя – Инанна («госпожа небес»), у аккадцев ее называли Эштар, уассирийцев - Истар. Она – сестра бога Солнца Шамаша и дочь бога Луны Сина.Отождествлялась с планетой Венера. Ее символ – звезда в круге. Как и другиеаналогичные женские божества плодородия, Иштар обнаруживала и чертыэротической богини. В качестве богини физической любви былапокровительницей храмовых блудниц. Ее считали также милосердной матерью,заступающейся за людей перед богами. В истории Месопотамии в различныхгородах ее почитали под разными именами. Одним из главных центров культаИштар был город Урук. Как богиня войны часто изображалась сидящей на льве. Бог Дамузи (также известный под именем Таммуз) был мужскимдополнением богини Иштар. Это шумеро-аккадский бог растительности. Его имяозначает «истинный сын Апсу». Культ Дамузи был широко распространен вСредиземноморье. Согласно сохранившимся мифам, Таммуз умер, сошел в Мирмертвых, был воскрешен и поднялся на землю, а затем вознесся на небо. Вовремя его отсутствия земля оставалась бесплодной, а стада пали. Из-заблизости этого бога с миром природы, полями и животными его называли также«Пастухом». Дамузи – земледельческое божество, смерть и воскресение его –олицетворение земледельческого процесса. Посвященные Дамузи обряды,несомненно, носят отпечаток очень древних церемоний, связанных соплакиванием всего умирающего в осеннее-зимний период и возрождающегося кжизни весной. Громовержец Ишкур – бог грозы и сильных ветров – первоначальнопредставлял те же силы, что и Нингирсу, Нинурта или Забаба. Все ониолицетворяли могущественные силы природы (гром, грозу, дождь) и вместе стем покровительствовали животноводству, охоте, земледелию, военным походам– в зависимости от того, чем занимались их почитатели. Как божество грозыобычно изображался с молнией в руке. Поскольку земледелие в Месопотамиибыло орошаемым, Ишкур, распоряжавшийся дождями и ежегодными разливами,занимал важное место в шумеро-аккадском пантеоне. Он и его супруга Шалаособенно почитались в Ассирии. Набу, бог планеты Меркурий, сын Мардука и божественный покровительписцов. Его символом был «стиль» - тростниковый стержень, использовавшийсядля нанесения клинописных значков на таблички из необожженной глины длянаписания текстов. В старовавилонское время он был известен под именемНабиум; его почитание достигло наивысшей точки в нововавилонской(халдейской) империи. Имена Набопаласар (Набу-апла-ушур), Навуходоносор(Набу-кудурри-ушур) и Набонид (Набу-наид) содержат имя бога Набу. Главнымгородом его культа была Борсиппа близ Вавилона, где находился его храм Э-зида («Дом твердости»). Его супругой была богиня Ташметум. Шамаш, шумеро-аккадский бог солнца, по-аккадски его имя означает«солнце». Шумерское имя бога – Уту. Ежедневно совершал свой путь свосточной горы в сторону западной горы, а на ночь удалялся во «внутренностинебес». Шамаш – источник света и жизни, а также и бог справедливости, чьилучи высвечивают в человеке все зло. Главными центрами культа Шамаша и егосупруги Айи были Ларса и Сиппар. Нергал, в шумеро-аккадском пантеоне бог планеты Марс и подземногомира. Его имя по-шумерски означает «Мощь великой обители». Нергал воспринялтакже функции Эрры, первоначально бога чумы. Согласно вавилонскоймифологии, Нергал сошел в Мир мертвых и отнял власть над ним у его царицыЭрешкигаль. Нингирсу, бог шумерского города Лагаша. Многие из его атрибутов – теже, что у общешумерского бога Нинурты. Он бог, не терпящийнесправедливости. Его супруга – богиня Баба (или Бау). Нинхурсаг, богиня-мать в шумерской мифологии, известная также какНинмах («Великая госпожа») и Нинту («Госпожа, дающая рождение»). Под именемКи («Земля») она первоначально была супругой Ана; от этой божественной четыродились все боги. Согласно одному мифу, Нинмах помогла Энки создать изглины первого человека. В другом мифе она прокляла Энки за то, что он съелсозданные ею растения, но затем раскаялась и вылечила его от болезней,явившихся следствием проклятия. Нинурта, шумерский бог урагана, а также войны и охоты. Его эмблема –скипетр, увенчанный двумя львиными головами. Супруга – богиня Гула. Как богвойны он весьма почитался в Ассирии. Его культ особенно процветал в городеКальху. Син, шумеро-аккадское божество Луны. Его символ – полумесяц.Поскольку Луна была связана с измерением времени, он был известен как«Господин месяца». Син считался отцом Шамаша - бога солнца и Иштар – богинилюбви. Популярность бога Сина на протяжении всей истории Месопотамиизасвидетельствована большим числом имен собственных, элементом которыхявляется его имя. Главным центром культа Сина был город Ур. Функции шумерских богинь были схожи еще больше, чем богов. Называясьпо-разному, богини, по сути дела, представляли одну идею – идею матери-земли. Каждая из них была матерью богов, богиней урожая и плодородия,советчицей своего мужа, соправительницей и покровительницей города,принадлежавшего богу-супругу. Все они олицетворяли женское начало,мифологическим символом которого являлась Ки или Нинхурсаг. Нинлиль, Нинту,Баба, Нинсун, Гештинанна, по существу, не особенно отличались от материбогов Ки. В некоторых городах культ богини-покровительницы был старшекульта бога-покровителя. Судьба, точнее, сущность или нечто «детерминирующее предначертание»у шумеров называли «намтар»; так же звучало имя демона смерти – Намтар.Возможно, это он выносил решение о смерти человека, которого не моглиотменить даже боги. За все, что происходило на земле, надо было благодарить богов. Надкаждым городом храмы «воздевали руки» к небесам, откуда боги следили засвоими слугами. Богов нужно было постоянно молить о помощи и содействии.Обращение к богам принимало самую различную форму: строительство храмов исети каналов, жертвоприношения и накопления храмовых богатств – «имуществабога», молитвы, заклинания, паломничества, участие в мистериях и многоедругое. Но даже самые могучие боги не могли избежать предначертанной имсудьбы. Подобно людям, они тоже терпели поражения. Шумеры объясняли этотем, что право выносить окончательное решение принадлежало совету богов,против которого не мог выступить ни один из его членов. 5. Жречество. Жрецы считались посредниками между людьми и сверхъестественнымисилами. Жрецы – прислужники храмов, происходили обычно из знатных фамилий,их звание было наследственным. Одним из ритуальных требований,предъявляемых к кандидатам в жрецы, было требование не иметь физическихнедостатков. Наряду со жрецами существовали и жрицы, а также храмовыеприслужницы. Многие из них были связаны с культом богини любви Иштар. Этойже богине служили и жрецы-евнухи, носившие женские одежды, исполнявшиеженские пляски. Культ вообще был строго регламентирован. Вавилонские храмы быливесьма внушительным зрелищем, они послужили поводом к созданию еврейскойлегенды о построении Вавилонской башни. Доступ в храмы – «жилища богов» - имели только жрецы. Внутри хрампредставлял собой лабиринт хозяйственных, жилых, культовых помещений,украшенных с необычайной пышностью, великолепием и богатством. Жрецы в то же время были учеными. Они монополизировали знания,которые были необходимы для ведения организованного ирригационно-земледельческого хозяйства. В Вавилонии очень рано развиласьастрономическая наука, не уступавшая египетской. Наблюдения велись жрецамис высоты их башен-храмов. Ориентировка знаний на небо, необходимостьнепрерывных наблюдений за светилами, а также сосредоточение этих наблюденийв руках жрецов – все это отразилось существенным образом на религии имифологии народов Месопотамии. Довольно рано начался процесс астрализациибожеств. Боги и богини стали ассоциироваться с небесными светилами. Бог Ура-Син был отождествлен с Луной, Набу – с Меркурием, Иштар – с Венерой, Нергал– с Марсом, Мардук – с Юпитером, Нинурта – с Сатурном. Именно из Вавилонииэтот обычай называть небесные светила, особенно планеты, именами боговперешел к грекам, от них к римлянам, и римские (латинские) имена боговсохранились в названиях этих планет вплоть до наших дней. Месяцы года тожепосвящались богам. Астральная ориентировка религии Вавилона повлияла и на созданиекалендаря, 12-ричной системы времяисчисления, унаследованной впоследствииевропейцами. Вавилонские жрецы приписывали числовым отношениям отрезковвремени и делениям пространства священное значение. С этим связанопоявление священных чисел – 3, 7, 12, 60 и др. эти священные числа тожебыли унаследованы европейскими и другими народами. 6. Демоны. В религии Месопотамии большую роль играли чрезвычайно древниеверования о многочисленных низших духах, по большей части злых,губительных. Это духи земли, воздуха, воды – Анунаки и Игиги, олицетворенияболезней и всяких несчастий, поражающих человека. Для борьбы с ними жрецысоставили множество заклинаний. В заклинаниях перечисляются их имена и«специальности». Для защиты от злых духов помимо многочисленныхзаклинательных формул широко употреблялись амулеты-апотропеи (обереги). Вкачестве оберегов применялось, например, изображение самого злого духа,настолько отвратительного вида, что, увидев его, дух должен в страхеубежать. Смерть и предшествующие ей болезни шумеры объясняли вмешательствомдемонов, которые, по их представлениям, были злыми и жестокими существами.Согласно верованиям шумеров, в иерархии сверхъестественных существ демоныстояли на ступеньку ниже самых незначительных божеств. Тем не менее, имудавалось терзать и мучить не только людей, но и могущественных богов.Были, правда, и добрые демоны, те, что охраняли врата храмов, частные дома,оберегали покой человека, но их было немного по сравнению со злыми. Демоны могли вызывать разные болезни. Чем труднее было вылечитьнедуг, т.е. чем могущественнее были демоны, которые вызывали болезнь, темсложнее была формула заклинания. К числу самых жестоких, непобедимых,приносящих людям особенно много вреда, принадлежали демоны Удуг. Этихмогущественных демонов было семь. Их называли «духами смерти», «скелетами»,«дыханием смерти», «преследователями людей». Одни только заклинанияпосвященных в тайны самых сложных заговоров жрецов, которые знали имяподходящего к случаю божества, могли отогнать Удуг. Демоны не ограничивались одним лишь разрушением здоровья людей. Поих вине путешественники сбивались с пути в пустыне, бури разрушали их дома,смерчи истребляли посевы. Демоны были созданы для того, чтобы приноситьнесчастья, создавать трудности, мучить людей, усложнять им жизнь. 7. Магия и мантика. На службу богам были поставлены достигшие немалых успехов магия имантика. Описания магических обрядов вместе с текстами заклинаний-заговоровдошли до нас в большом количестве. Среди них известны обряды лечебной ипредохранительной, вредоносной, военной магии. Лечебная магия былаперемешана, как это обычно бывает, с народной медициной, и в сохранившихсярецептах нелегко отделить одно от другого; но в некоторых магия выступаетвполне отчетливо. Чрезвычайно развита была система мантики – различных гаданий. Средижрецов были особые специалисты-гадатели (бару); к ним обращались запредсказаниями не только частные лица, но и цари. Бару толковали сны,гадали по животным, по полету птиц, по форме масляных пятен на воде и т.п.Но самым характерным приемом мантики было гадание по внутренностямжертвенных животных, особенно по печени. Техника этого способа(гепатоскопия) была разработана до виртуозности. Ритуал жертвоприношений был сложным: там было и воскурениеблаговоний, и возлияние жертвенной воды, масла, пива, вина; на жертвенныхстолах резали овец и других животных. Ведавшие этими обрядами жрецы знали,какие блюда и напитки приятны богам, что можно считать «чистым» и что«нечистым». Во время жертвоприношений возносились молитвы о благополучиижертвователя. Чем щедрее были дары, тем торжественнее церемониал.Специально обученные жрецы аккомпанировали молящимся игрой на лирах, арфах,цимбалах, бубнах, флейтах и других инструментах. 8. Достижения народов Древней Месопотамии. Шумерские жрецы занимались не только теологией, но и точныминауками, медициной, сельским хозяйством, административным управлением.Усилиями жрецов было многое сделано в области астрономии календаря,математики и письменности. При этом следует заметить, что, хотя все этипреднаучные знания имели вполне самостоятельную культурную ценность, связьих с религией (причем связь не только генетическая, но и функциональная)несомненна. Множество источников свидетельствуют о высоких математическихдостижениях шумеров, их строительном искусстве (именно шумеры построилипервую в мире ступенчатую пирамиду). 0ни авторы древнейшего календаря,рецептурного справочника, библиотечного каталога. Шумерам принадлежитважные открытия: они первыми научились изготовлять цветное стекло и бронзу,изобрели колесо и клинописное письмо, сформировали первую профессиональнуюармию, составили первые правовые кодексы, изобрели арифметику, в основекоторой была позиционная система обчисления (счеты). Они научились измерятьплощадь геометрических фигур. Жрецы вычислили протяжность года (365 дней, 6 часов, 15 минут, 41секунд). Это открытие держалось жрецами в тайне и использовалось дляукрепления власти над народом, составления религиозно-мистических ритуалови организации руководства государством. Они первыми разделили час на 60минут, а минуту на 60 секунд. Жрецы и маги использовали знания о движениизвезд, Луны, Солнца, о поведении зверей для гадания, предвидение событий вгосударстве. Они были тонкими психологами, умелыми экстрасенсами,гипнотизерами. Они научились отличать звезды от планет и посвятили каждыйдень ими же "изобретенной" семидневной недели отдельному божеству (следыэтой традиции сохранились в названиях дней недели в романских языках). Достаточно высоко развита художественная культура шумеров.Отличаются красотой и художественным совершенством их архитектура искульптура. В Уруке был построен комплекс священных сооружений-заккуратов,которые стали центром духовной культуры. В Шумере впервые золото былоиспользовано в комбинации с серебром, бронзой и костью. В словесном искусстве шумеры первыми применил способ беспрерывногорассказа о событиях. Это дало возможность создать первые эпическиесочинения, самое известное и привлекательное из которых - эпическая легенда"Гильгамеш". Персонажи мира животных и растений, фигурировавшие в баснях, былиочень любимы в народе, точно так же, как и пословицы. Иногда в литературепроскальзывает философская нота, особенно в произведениях, посвященных темебезвинного страдания, однако внимание авторов сосредоточивается не столькона страдании, сколько на чуде освобождения от него. Вавилоняне оставили потомкам и астрологию, науку о предполагаемойсвязи человеческих судеб с расположением небесных светил. 9. Заключение. Вавилонская религиозно-мифологическая система, связанная с обширнымизнаниями вавилонских жрецов, особенно в области астрономии,времяисчисления, метрологии, распространилась и за пределы страны. Онаповлияла на религиозные представления евреев, неоплатоников, ранниххристиан. В античную и раннесредневековую эпоху вавилонские жрецы считалисьхранителями какой-то небывалой, глубокой мудрости. Особенно много оставиладемология: вся средневековая европейская фантасмагория о злых духах,вдохновлявшая инквизиторов на их дикие преследования «ведьм», восходитпреимущественно к этому источнику. Древние евреи широко использовали шумерские легенды, представления омире и человеческой истории, космогонию, приспосабливая их к новымусловиям, к своим этическим принципам. Результаты подобной переработкишумерских представлений порой оказывались неожиданными и весьма далекими отпрототипа. Яркие свидетельства влияния Месопотамии обнаруживаются и в Библии.Еврейская и христианская религии неизменно противостояли духовномунаправлению, сформировавшемуся в Месопотамии, но законодательство и формыправления, о которых идет речь в Библии, обязаны влиянию месопотамскихпрототипов. Подобно многим своим соседям, евреи подчинялись законодательными общественным установкам, которые в целом были присущи странамПлодородного полумесяца и в значительной степени восходили к месопотамским. Необходимо отметить, что отнюдь не все стороны жизни, не вся системаидей и институтов древней Месопотамии обуславливались религиознымипредставлениями. В богатой вавилонской литературе можно найти некоторыепроблески критического взгляда на религиозные традиции. В одном философскомтексте – о «невинном страдальце» - автор его ставит вопрос онесправедливости порядка, при котором божество наказывает человека безвсякой его вины, и никакие религиозные ритуалы ему не помогают. Такжетексты законов Хаммурапи убеждают в том, что нормы права были практическисвободны от них. Этот весьма существенный момент свидетельствует о том, чторелигиозная система Двуречья, по образу и подобию которой впоследствииформировались аналогичные системы других ближневосточных государств, небыла тотальной, т.е. не монополизировала всю сферу духовной жизни. Неисключено, что это сыграло определенную роль в появлении свободомыслия вантичности. История культур Междуречья дает пример противоположного типакультурного процесса, а именно: интенсивного взаимовлияния, культурногонаследования, заимствований и преемственности. 10. Список литературы: 1. Авдиев В.И. История Древнего Востока. - М., 1970. 2. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н., Искусство Древнего Востока: Малая история искусств. - М., 1977. 3. Белицкий М. Забытый мир шумеров. – М., 1980. 4. Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1988. 5. История Древнего Востока. - М., 1979. 6. Культура народов Востока: Старовавилонская культура. - М., 1988. 7. Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира: Книга для чтения. - М., 1971. 8. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М., 1987.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Религия и мифология Древней Месопотамии (Шумер, Вавилон) iconДревний Вавилон
Вавилон – крупнейший город древней Месопотамии, столица Вавилонского царства в 19-6 вв до н э
Религия и мифология Древней Месопотамии (Шумер, Вавилон) iconВавилон крупнейший город древней Месопотамии, столица Вавилонского царства в 19-6 вв до н э
Вавилон – крупнейший город древней Месопотамии, столица Вавилонского царства в 19-6 вв до н э
Религия и мифология Древней Месопотамии (Шумер, Вавилон) iconРелигия и мифы древней Месопотамии

Религия и мифология Древней Месопотамии (Шумер, Вавилон) iconРелигия Месопотамии
В месопотамской религии не было изображений, повествующих о деяниях богов. В течении всей истории Месопотамии мифы относились лишь...
Религия и мифология Древней Месопотамии (Шумер, Вавилон) iconРелигия Месопотамии

Религия и мифология Древней Месопотамии (Шумер, Вавилон) iconОсобенности культуры древней Месопотамии

Религия и мифология Древней Месопотамии (Шумер, Вавилон) iconРелигия и мифология Китая

Религия и мифология Древней Месопотамии (Шумер, Вавилон) iconРелигия и мифология Древнего Китая

Религия и мифология Древней Месопотамии (Шумер, Вавилон) iconРоль кочевников в истории Древней Месопотамии по данным первоисточников

Религия и мифология Древней Месопотамии (Шумер, Вавилон) iconКонтрольная работа №1 по предмету «культурология» тема №2 «культура древнего востока»
Месопотамии), которая стала одной из древнейших очагов человеческой цивилизации. Здесь стремительно (по историческим меркам) сменяли...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы