«Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни среди учащихся Амгинской педагогической гимназии» студентка 5 курса заочного отделения сп(95-2) Слепцова Светлана Егоровна. Научный старший преподаватель кафедры социальной педагогики Спиридонова Галина Ивановна icon

«Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни среди учащихся Амгинской педагогической гимназии» студентка 5 курса заочного отделения сп(95-2) Слепцова Светлана Егоровна. Научный старший преподаватель кафедры социальной педагогики Спиридонова Галина Ивановна



Название«Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни среди учащихся Амгинской педагогической гимназии» студентка 5 курса заочного отделения сп(95-2) Слепцова Светлана Егоровна. Научный старший преподаватель кафедры социальной педагогики Спиридонова Галина Ивановна
Дата конвертации12.07.2012
Размер374.47 Kb.
ТипРеферат
Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни среди учащихся Амгинской педагогической гимназии


[pic] Министерство общего и профессионального образования РФ Якутский государственный университет им. М.К.Аммосова Педагогический институт Кафедра социальной педагогики Дипломная работа на тему: «Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни среди учащихся Амгинской педагогической гимназии» Выполнила: студентка 5 курса заочного отделения СП(95-2) Слепцова Светлана Егоровна. Научный руководитель: старший преподаватель кафедры социальной педагогики Спиридонова Галина Ивановна. Якутск - 2000СодержаниеВведение……………………………………………………………….Глава 1. Анализ научно-педагогическойлитературы о роли влияния образа жизнина здоровье детей……………………………………………………..1. Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление……………………………………………….2. Условия, необходимые для формированияздорового образа жизни детей………………………………………..3. Деятельность социального педагога поформированию здорового образа жизни…………………………….Глава 2.Социально-педагогическая деятельностьпо формированию здорового образа жизни средиучащихся Амгинской педагогической гимназии……………………2.1. Исследование о состоянии здоровья средистаршеклассников……………………………………………………..2.2. Совершенствование опытно-экспериментальной работы…………………………………………..2.3. Подведение итогов экспериментальнойработы………………………………………………………………….Заключение…………………………………………………………….Библиография………………………………………………………….Приложения…………………………………………………………… Введение Здоровье населения республики – высшая национальная ценность, ивозрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередьдетей. Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особуюактуальность. По данным Министерства образования Российской Федерации за1996 г., 87 % учащихся нуждаются в специальной поддержке. До 60 – 70 %учащихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30 % -хронические заболевания, 60 % - нарушенную осанку. Исходя из этого,становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах,большую помощь в этом вопросе может оказать валеологическая служба.Фундаментом валеологии – науки о здоровье является знание нормальнойфизиологии и прежде всего физиологии здорового ребенка, возрастнуюпсихологию, что позволяет формировать, сохранять, укреплять здоровьечеловека, гармонично развивать личность. Следовательно, в вопросах оздоровления детей рука об руку должны идтимедики, педагоги, психологи, валеологи, социальные педагоги и другиеспециалисты. При этом должна быть преемственность валеологической педагогики,начиная с родителей, далее учителей и.т.д. Основной задачей валеологическойслужбы должно стать воспитание у населения потребности быть здоровым,беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья. Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, нои нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но ивоспитывать в будущем здоровых детей. Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья это преждевсего процесс социализации – воспитания. Это сознание высокого уровнядушевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Дляформирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своегоорганизма, его взаимодействии с социальными факторами. Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализацииподрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данномэтапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так издоровье всего общества. В России, в нашей республике валеологии в последние годы уделяетсямного внимания, как в научной литературе, так и в работе различных съездов,конференций и форумов, посвященных оздоровлению населения; в школахвводится учебный предмет «Валеология», в ряде регионов страны в штатномрасписании школ предусмотрена должность «педагог-валеолог-организатор» Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, специалистовимеющих подготовку по основам валеологии формировать у детей понятиездорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, чтобудет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей. Противоречия между традиционной официальной системой проведениявалеологического воспитания в виде бесед о здоровом образе жизни,спортивном мероприятии, недостаточная осведомленность родителей вформировании здорового образа жизни детей побудило нас выбрать следующуюнедостаточно разработанную и мало изученную, актуальную тему дипломногоисследования: «Социально-педагогическая деятельность по формированиюздорового образа жизни среди учащихся Амгинской педагогической гимназии» Целью исследования является - выявить условия работы социальногопедагога по формированию здорового образа жизни среди учащихся. Объект исследования - процесс работы социального педагога с учащимися. Предмет исследования – работа социального педагога по формированиюздорового образа жизни среди детей. Нам предстоит решить следующие задачи исследования: 1. Изучить социально-педагогическую, философскую, психологическую литературу. 2. Выявить уровень диагностирования здоровья учащихся в гимназии. 3. Разработать внедрить программу о пропаганде здорового образа жизни среди учащихся. 4. Разработать методические рекомендации для практических работников. Гипотеза исследования: процесс формирования здорового образа жизнисреди детей будет эффективным при условии, если: 1. Учитывать возрастные особенности детей. 2. Создать условия для формирования здорового образа жизни. 3. Совершенствовать формы работы социального педагога по формированию здорового образа жизни. Методологическую основу дипломной работы составили трудыЛ.Г.Татарниковой, В.В.Колбанова, В.К.Зайцева. Теория и практика валеологического воспитания нашла свое отражение визучении работ В.В.Колбанова, Л.Г.Татарниковой, И.И.Брехмана и нашихисследователей Л.П.Ильиной, П.Г.Петровой. В данной дипломной работе применялись следующие методы педагогическогоисследования: - изучение педагогической, медицинской, валеологической литературы - анкетирование, беседы, опрос - изучение документации - тесты - непосредственная учебно-воспитательная работа с учащимися Научная новизна исследования заключается в попытке установить,разработать в условиях Амгинской педагогической гимназии положение оздоровье детей и составить методические рекомендации для учителей,педагогов, учащихся по формированию здорового образа жизни. Практической значимостью исследования является возможностьиспользования результатов данной работы учителями практиками, социальнымипедагогами, валеологами при работе в школах сельского социума поорганизации валеологической службы. База исследования: Амгинская педагогическая гимназия Республики Саха(Якутия). Структура исследования: работа состоит из введения, 2 глав, заключения,библиографии, приложения. Глава 1. Анализ научно – педагогической литературы о роли влияния образа жизни на здоровье детей. 1.1 Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление. Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит отздоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоническогоразвития детского организма. Ряд философов (Дж.Локк, А.Смит, К.Гельвеций, М.В.Ломоносов, К.Маркс идругие), психологов (Л.С.Выготский, В.М.Бехтерев и другие), ученых-медиков(Н.М.Амосов, В.П.Казначеев, Ю.П.Лисицын, М.М.Буянов, И.И.Брехман,Б.Н.Чумаков и другие), педагогов (Л.Г.Татарникова, В.В.Колбанов,В.К.Зайцев, С.В.Попов и другие) пытались решить проблему здоровья,формирование здорового образа жизни у детей. Они разработали и оставилимногочисленные труды о сохранении здоровья, продления жизненного потенциалаи долголетия. Интересно высказывание выдающегося английского философа Джона Локказаключенное в трактате «Мысли о воспитании»: «Здоровый дух в здоровом теле– вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Ктообладает и тем и другим, тому остается желать немногого, а кто лишен хотябы одного, тому в малой степени может компенсировать чтобы то ни было иное.Счастье или несчастье человека в основном является делом его собственныхрук. Тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состояниипродвигаться вперед по этому пути» (В.,с.54) Мы согласны с его мнением. По словам Адама Смита, шотландского мыслителя «…Жизнь и здоровьесоставляет главный предмет заботливости внушаемой каждому человекуприродой. Заботы о собственном здоровье, о собственном благосостоянии, обовсем, что касается нашей безопасности и нашего счастья, и составляютпредмет добродетели, называемой благоразумием» (В.,с.238) «Оно не допускаетнас рисковать нашим здоровьем, нашим благосостоянием, нашим добрым именем»(В.,с.239) «Одним словом, благоразумие, направленное для сохраненияздоровья считается качеством почтенным» (В., с.241) Мы считаем, что прав французкий философ Клод Гельвеций. В своих трудахписал о положительном влиянии физического воспитания на здоровье человека:«Задача этого рода воспитания заключается в том, чтобы сделать человекаболее сильным, более крепким, более здоровым, следовательно, болеесчастливым, более часто приносящим пользу своему отечеству» (1., с.29)«Совершенство физического воспитания зависит от совершенства правительства.При мудром государственном устройстве стремятся воспитать сильных и крепкихграждан. Такие люди и будут счастливы, и более способны выполнять различныефункции, к которым их призывает интерес государства» (1., с.43) Таким обоазом, великие философы – мыслители утверждали, что самчеловек главным образом должен думать, заботиться о свем здоровье, облагосостоянии и стремиться поддержать его. От этого зависит человеческоесчастье. Великий русский ученый М.В.Ломоносов, в 18 веке написал обращение “Осохранении и размножении российского народа”, в котором предлагал меры посохранению и увеличению населения для хозяйственной и политической жизнистраны, представил социально-экономическую программу. Он пишет: “Началосего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением народа, в чемсостоит величество, могущество и богатство всего государства” (Л., с.301-302) В обращении он поставил цель-улучшение быта народа, его благосостянияпутем распространения культуры, научных и медицинских знаний “Кроме сеговпадает великое множество людей в разные болезни, о излечении коих весьмаеще мало порядочных есть учреждений…” (Л., с.312) Ломоносов предлагает :“требуется по всем городам довольное число докторов, лекарей и аптек, дляизучения докторства послать российских студентов в иностранные университетыи внутри государства дать производить достойных в доктора” (Л., с.312) Большое значение Ломоносов придавал анализу факторов развития иформирования личности молодого человека. Он показал роль наследственности впоявлении многочисленного здорового поколения русских людей. Также раскрылвлияние среды, окружения на личность и обратился к проблеме нравственного,полового воспитания молодого и взрослого населения, на создание крепкой,счастливой семьи основанной на любви и уважении “Где любви нет, не надежнои плодородие”, включение молодых людей в трудовую деятельность. М.В.Ломоносов обратился к исследованию проблем человека с позициипсихологии, физиологии, педагогики в их совокупности. Именно такой подход,по его мнению позволял получать объективные данные о человеке, которыенеобходимо знать педагогам. Работа “О сохранении и размножении российскогонарода”, работы о проблемах воспитания юношества позволяют считатьМ.Ломоносова первым русским валеологом, изучавшим проблему человека вмедико-педагогической совокупности. (К.,с.13) Ученые С.П.Боткин, П.Ф.Лесгафт заложили основы современной намвалеологии. С.С.Боткин видел здоровье человека прежде всего как функциюприспособления и эволюции, функцию воспроизводства, продолжения рода игарантию здоровья потомства. Нарушение, недостаточность этой функции онрассматривает как важнейшую основу патологии. (К., с.13) В.М.Бехтерев много сил отдал в борьбе за оздоровление общества. Сохраной здоровья населения, улучшения условий его жизни, повышениемблагосостояния, ростом культуры он связал перспективы развития личности иобщества. Особое внимание он уделяет сохранению и укреплению детскогоздоровья. Статья “Охрана детского здоровья” отражает комплексную программурешения указанной задачи, включающую систему гигиенических, медико-биологических, социальных и психологических мероприятий. (Б., с.30)Проблемы физического и психического здоровья человека рассматривалисьБехтеревым в контексте осуществляемой им антиалкогольной компании. Он одиниз тех, кто активно боролся против “алкогольного змия” Пролема здоровья также интересовала многих педагогов. В.А.Сухомлинский утверждал, что “Забота о здоровье ребенка – этокомплекс санитарно-гигиенических норм и правил… не свод требований крежиму, питанию, труду и отдыху. Это прежде всего забота в гармоничнойполноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии являетсярадость творчества” (Тат., с.74) Рассмотрим, что такое здоровье. В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения определение понятияздоровье: “…состояние полного, физического, душевного и социальногоблагополучия, а не только отсутствие болезней и физическиз дефектов. По мнению С.В.Попова “Если вдуматься в это определение, то можносделать вывод, что абсолютное здоровье является абстракцией и кроме того,что это определение изначально исключает людей, имеющих какие-либо(врожденные или приобретенные) физические дефекты, даже в стадиикомпенсации”. (П., с.7) В 1968 году ВОЗ приняла следующую формулировку: “Здоровье - свойствочеловека выполнять свои биосоциальные функции в изменяющейся среде, сперегрузками и без потерь, при условии отсутствия болезней и дефектов.Здоровье бывает физическим, психическим и нравственным» (3., с.5) Г.Л.Билич, Л.В.Назарова взяв за основу определение ВсемирнойОрганизации Здравоохранения, считают необходимым и оправданным добавить двафактора. Итак, «здоровье – это состояние полного, физического, душевного исоциального благополучия и способность приспосабливаться к постоянноменяющимся условиям внешней и окружающей среды и естественному процессусохранения, а также отсутствие болезней и физических дефектов» (4., с.3) В Большой медицинской энциклопедии здоровье трактуется как состояниеорганизма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешенны свнешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. В то жевремя на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с условиямиокружающей среды, при этом меняется не столько среда, сколько сам организм.(5., с.6) Академик Н.М.Амосов полагает, что «здоровье организма определяетсяколичеством его, которое можно оценить максимальной продолжительностьюорганов при сохранении качественных пределов их функций» (5., с.7).В.П.Казначеев трактует здоровье как «процесс (динамическое состояние)сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальнойпродолжительности жизни» (Тат., с.25). Прав академик Ю.П.Лисицын, что «здоровье человека не может сводитьсялишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно –состояние, которое позволяет человеку вести неестественную в своей свободежизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всеготрудовые, вести здоровый образ жизни, то есть испытывать душевное,физическое и социальное благополучие»(Ч., с.20) И.И.Брехман, основоположник науки о здоровье – валеологии, определяетздоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрастуустойчивость в условиях резких изменений количественных и качественныхпараметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурнойинформации. Таким образом, из приведенных определений видно, что понятие здоровьяотражает качество приспособления организма к условиям внешней среды ипредставляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; самосостояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних(природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст)факторов. В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов)здоровья: 1. Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса. 2. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции. 3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, в также возможностями их удовлетворения. 4. Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты. Признаками здоровья являются: - специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов; - показатели роста и развития; - функциональное состояние и резервные возможности организма; - наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития; - уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок. Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100%,то состояние здоровья лишь на 10 % зависит от деятельности системыздравоохранения, на 20 % - от наследственных факторов, на 20 % - отсостояния окружающей среды. А остальные 50 % зависят от самого человека, оттого образа жизни, который он ведет. Образ жизни – тип жизнедеятельности людей обусловленный особенностямиобщественно-экономической формации. Основными параметрами образа жизниявляются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различныеповеденческие привычки и проявления. Если их организация и содержаниеспособствуют укреплению здоровья, то есть основание говорить о реализацииздорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видовдеятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие индивида сокружающей средой. По определению К.Маркса «Болезнь есть жизнь, стесненная в своейсвободе, тогда как здоровый образ жизни, направленный на предупреждениевозникновения какого-либо заболевания обеспечивает полноценное развитие иреализацию возможностей индивида, способствует формированию активнойжизненной позиции и является необходимым условием воспитания гармоническиразвитой личности» Мы считаем прав, говоря об образе жизни С.В.Попов, что следует помнитьо том, что хотя он в значительной степени обусловлен социально-экономическими условиями, в то же время во многом зависит от мотивовдеятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состоянияздоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности,объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей.Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизнии стиль жизни. Уровень жизни – это в первую очередь экономическая категория,представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурныхпотребностей человека. Под качеством жизни понимают степень комфорта вудовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальнаякатегория). Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизничеловека, то есть определенный стандарт под который подстраиваетсяпсихология и психофизиология личности (социально-психологическаякатегория). Здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни,который в большей степени носит персонифицированный характер и определяетсяисторическими и национальными традициями (менталитете) и личностныминаклонностями (образ). Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. Приболее или менее одинаковом уровне потребностей, характерном для данногообщества, каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом ихудовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первую очередьот воспитания. Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается впонятии здоровый образ жизни; это понятие положено в основу валеологии.Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человекомпрофессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровьяусловиях и выражает ориентированность деятельности личности в направленииформирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так иобщественного здоровья. Б.Н.Чумаков охарактеризует здоровый образ жизни, как «активнаядеятельность людей, направленная, в первую очередь, на сохранение иулучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизничеловека и семьи не складывается сам по себе в зависимости отобстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичнойпрофилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и укладажизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе свредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных сжизненными ситуациями» (Ч., с.23) Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичныеформы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляюти совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самымуспешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимоот политических, экономических и социально-психологических ситуаций. Ивыражает ориентированность деятельности личности в направленииформирования, сохранения и укрепления как и индивидуального, так иобщественного здоровья. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста,воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, пониманиетого, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человекуприродой. 1.2. Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни у детей. Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениямиобщества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своихсоциальных, психологических и физиологических воз можностей и способностей.От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознаниипринципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит впоследующем вся деятельность, препятятсвующая раскрытию потенциалаличности. По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входятследующие составляющие: - отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ); - оптимальный двигательный режим; - рациональное питание; - закаливание; - личная гигиена; - положительные эмоции. Как считает С.В.Попов сложившаяся система школьного образования неформирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно,большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно,но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Никто не спорит с таем,что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведутмалоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит кувеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающимипоследствиями. Трудности современной жизни оставляют весьма мало места дляположительных эмоций. Изложенное позволяет сделать вывод, о том, что “знания” взрослых людейо здоровом образе жизни не стали убеждениями, что нет мотивации к заботе особственном здоровье Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ отразрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков инаркотических веществ.О последствиях для здоровья, которые возникают врезультате этих пристастий существует обширная литература. Если говорить ошколе, то действия учителя должны быть направлены не на то, чтобы школьникбросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а нато, чтобы школьник не начал этого делать. Иначе говоря, главное –профилактика. Успешная борьба с тем или иным негативным явлением возможно в томслучае, когда известны причины этого явления. Что касается табакокурения,то подавляющее большинство школьников впервые знакомятся с сигаретой в 1-2классах, и движет ими прежде всего любовыпство. Убедившись в том, чтокурение сопровождается неприятными ощущениями (горечь во рту, обильноеслюнотечение, кашель, головная боль, тошнота), дети к табаку больше нетянуться, во 2-6 классах курят считанные единицы. А вот в более старшемвозрасте число курящих школьников начинает расти, и причины этого уже иные,нежели любопытство. Согласно исследованиям социологов, чаще всего этоподражание более старшим товарищам, особенно тем, на кого хотелось быпоходить (в том числе и родителям) , желание казаться взрослым,независимым, желание “быть как все” в курящей компании. Причиной куренияподростков в ряде случаев является и строгий запрет родителей, особенно втех случаях, когда сами родители курят. Также весомый вклад в то, чтоподростки начинают курить, вносит реклама табачных изделий в средствахмпссовой информации. Чрезвычайно важно исключить также табакокурение издействий героев кино- и телефильмов и театральных пьес. Очень важно вестиборьбу с курением среди родителей силами самих школьников. И, наконец, сампедагог ни в коем случае не должен быть курящим человеком (во всяком случаешкольники не должны его видеть курящим). Употребление школьниками спиртных напитков – вещь, к сожалению оченьраспространенная. Социологические опросы показывают, что средипервоклассников большее половины знакомы со вкусом вина или пива, и чащевсего это происходит с ведома и согласия родителей: «невинная рюмочка» вчесть дня рождения или другого торжества. Получается так, что приемалкоголя для ребенка практически всегда (за исключением, конечно, детейалкоголиков) связан с атмосферой праздника и на первый взгляд особойопасности здесь нет. Однако такое приобщение детей к вину представляетопределенную опасность, ибо снимает психологический барьер, и школьникчувствует себя вправе выпить с товарищами или даже один, если появляетсятакая возможность. Хотя причины употребления алкоголя, как известно, весьма различны,основной из них, пожалуй, является то, что алкоголь на сегодняшний день –единственный легализованный наркотик, вызывающий быструю эйфорию:субъективно приятное состояние, заключающееся в ощущении возбуждения,бодрости, прилива сил, неограниченных возможностей, хорошего настроения.Иногда эйфория проявляется в ощущении приятной расслабленности,безмятежности, благополучия. Будучи субъективно приятным ощущением,алкогольная эйфория объективно вредное состояние, так как при этом человеквсегда в той или иной степени отключается от реальности, чувствуя себя наверху блаженства без всяких объективных на то оснований. Наркотическая эйфория (алкогольная – как частный случай) вредна также итем, что требует постоянного повторения, у человека вырабатываетсяболезненная привычка испытывать это состояние вновь и вновь, возникаетпотребность во что бы то не стало достать то вещество, которое эту эйфориювызывает. Отсюда изменение всех ценностных ориентаций человека. Крометого, следует помнить, что вызывающие эйфорию вещества все без исключенияядовиты, они отравляют организм, усугубляя психическую деградациюрасстройством деятельности практически всех систем жизнеобеспечения. Все вышеизложенное достаточно хорошо известно, тем не менее миллионылюдей на земле употребляют те или иные алкогольные напитки в том или иномколичестве. И если для взрослых людей алкоголь в первую очередь являетсясредством снять стресс, повысить настроение, уйти хотя бы на время отрешения сложных житейских проблем, то для подростка, школьника основнаяпричина употребления алкоголя – неумение (а в ряде случаев и отсутствиевозможности) правильно, с пользой для себя и общества организовать свойдосуг. Воспитание потребности в правильной организации досуга, во всемерномразвитии своего физического и духовного потенциала – вот основная задачаантиалкогольной и антинаркотической работы среди молодежи. Довольно часто при беседах с подростками на тему борьбы с «зеленымзмием» отсутствует четкое разграничение понятий «пьянство» и «алкоголизм».Их следует различать: пьянство – это форма аморального, антисоциальногоповедения, алкоголизм – это уже болезнь. И в среде подростков необходимобороться именно с пьянством, чтобы не пришлось лечить от алкоголизма. Задача педагогов состоит, во-первых, довести до сведения подростковинформацию о том вреде, который наносит пьющий человек своему здоровью издоровью своих близких (в первую очередь - детей), а во-вторых, рассказатьучащимся о сути алкоголизма. Что касается употребления наркотических веществ, то в последние годы ихколичество растет и это имеет место практически во всех регионах мира.Проводя беседу со школьниками о наркомании и токсикомании, педагог долженвести их сведения следующее. Как известно, человек становится заядлымкурильщиком или алкоголиком не сразу, для этого должно пройти определенноевремя. А для того, чтобы стать наркоманом, то есть чтобы возниклафизическая и психическая зависимость от наркотика, достаточно 1-2 раза егопопробовать, что не происходит, что не происходит чаще всего, так какподростком движет любопытство. Попробовав действие наркотика, подросток ужене в силах от него избавиться. Это обстоятельство широко используютторговцы наркотиками, предлагая первую «дозу» практически бесплатно, хорошозная, что в дальнейшем подросток пойдет на все, чтобы достать наркотик полюбой цене. В заключении следует подчеркнуть, что практически все наркотики,включая табак и алкоголь, в большинстве случаев используются для снятиястресса, и надо знать, что значительно более успешно стресс снимается припомощи оптимальной физической активности и она может служить здоровойальтернативной курению, алкоголю и наркотикам. Следующий фактор здорового образа жизни – двигательный режим. Жизнь современного человека, особенно в городах, характеризуетсявысоким удельным весом гипонезии и гиподинамии, и это при том, чтопрактически никто не оспаривает то положение, что основная причина многихболезней цивилизации – недостаточная двигательная активность. Особенно страдают от гиподинамии школьники. Больше времени своегободрствования старшеклассники вынуждены проводить сидя за рабочим столом,просмотр телепередач, компьютерные игры усугубили обездвиженность детей иподростков. Два урока физкультуры в неделю не компенсируют недостаток двигательнойактивности. В тоже время нередки и случаи низкой эффективности занятийфизическими упражнениями. На уроках физкультуры в школе ученики разделены на три группы:основная, подготовительная и специальная. Последние две группы выделяютсяпо медицинским показаниям (различные заболевания в стадии компенсации,субкомпесации и прочее). В основную группу автоматически попадают учащиеся,не относящиеся к этим группам, и именно с ними проводятся занятия поутвержденным программам. Это так называемые «практически здоровые дети». Вто же время истинное их состояние здоровья практически не определяется, влучшем случае о нем судят по показателям физического развития детей, чтомалоинформативо. Говоря об оптимальном двигательном режиме, следует учитывать не толькоисходное состояние здоровья, но и частоту и систематичность применяемыхнагрузок. Занятия должны базироваться на принципах постепенности ипоследовательности, повторности и систематичности, индивидуализации ирегулярности. Доказано, что наилучший оздоровительный эффект (в планетренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем) дают циклическиеупражнения аэробного характера: ходьба, легкий бег, плавание, лыжные ивелосипедные прогулки. В комплекс ежедневных упражнений необходимовключить также упражнения на гибкость. В настоящее время имеется обширная литература, посвященнаятеоретическим и методическим вопросам оптимизации двигательной деятельностидетей и подростков, разработан и практически апробирован рядоздоровительных систем занятий физическими упражнениями, обладающихдоступностью, простотой реализации, объяснимой эффективностью. К сожалению, большинство оздоровительных систем (аэробика, шейпинг,ритмическая гимнастика и прочее) методически разработаны для взрослыхлюдей, но, безусловно, использование этих систем для оздоровления детей иподростков возможно с внесением элементов игры и соблюдением принципаиндивидуализации. Перейдем к следующему фактору здорового образа жизни, влияющему наздоровье человека, к проблеме питания. В последнее десятилетие возрос интерес к проблеме питания, так какправильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста иразвития организма, а также сохранение здоровья. Правильная организация питания имеет большое значение для развитиядетского организма. Нормальный рост и развитие ребенка зависят в первуюочередь от того, насколько его организм обеспечен необходимыми питательнымивеществами. Правильное питание является основным фактором в предупреждениии лечении многих заболеваний. При организации питания необходимо учитывать особенности развития ифункционирования пищеварительной системы и всего организма для конкретноговозрастного периода, а также потребность организма в питательных веществах,поскольку он особенно чувствителен ко всяким нарушениям как вколичественном, так и в качественном составе пищи. В основу правильной организации питания детей в различные возрастныепериоды должны быть положены следующие основные принципы: 1. Регулярный прием пищи через определенные промежутки времени - главное условие, с которого необходимо начинать организацию питания ребенка. 2. Питание детей должно соответствовать уровню развития и функциональным возможностям организма в конкретный возрастной период. 3. Питательные вещества (белки, жиры, углеводы), поступающие в организм вместе с пищей, должны находиться в определенном соотношении между собой. 4. Питание должно быть индивидуальным с учетом особенностей ребенка, состояния здоровья, реакции на пищу и другое. Существует много взглядов (порой противоположных) на питание: поП.Брэггу, Г.Шелтону (сторонник раздельного питания), по Г.П.Шаталовой,К.П.Бутейко; многие люди придерживаются вегетарианской ориентации питания,одни предпочитают сыроедение, другие – макробиотики, третьи являютсясторонниками энергетического питания. Сторонники натуропатического питания – проповедники ограниченностиприема калорийной пищи за счет отказа от продуктов живого происхождения,основных источников белка и жира. Основная идея натуропатичсекого питания исыроедения – очень ценна. Она обусловлена стремлением использоватьоздоравливающие силы естественного питания в сочетании со здоровым образомжизни, специальными дыхательными и физическими упражнениями, закаливаниеморганизма. Таким образом, в каждом доме, семье науке о питании должны следоватьпостоянно, ибо это один из главных факторов здоровья. Знание законовпитания должно приобретаться с детства. Правильное, полноценное ирациональное питание должно быть возведено в ранг культа - один из китовфундамента здорового человека. Следующий фактор здорового образа жизни – закаливание. Практически всемизвестно изречение «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Идействительно, использование этих естественных сил природы, использованиеразумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным,успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды – в первуюочередь переохлаждению и перегреву. Закаливание – эффективное средство укрепления здоровья человека.Особенно велика его роль в профилактике простудных заболеваний: закаленныелюди, как правило, не простужаются. Закаливание повышает такженеспецифическую устойчивость организма человека к инфекционнымзаболеваниям, усиливая иммунные реакции. Закаливание обеспечивает тренировку и успешное функционированиетерморегуляторных механизмов, приводит к повышению общей и специфическойустойчивости организма к неблагоприятным внешним воздействиям. Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюденииряда принципов, которыми являются: - постепенность (повышать силу закаливающего воздействия и продолжительность процедуры нужно постепенно); - систематичность (закаливание будет эффективным, когда осуществляется не от случая к случаю, а ежедневно и без перерывов); - комплексность – закаливание будет наиболее эффективным, если в комплексе используются все естественные силы природы: солнце, воздух и вода; - учет индивидуальных особенностей при закаливании необходимо принимать во внимание и рост, и пол, и состояние здоровья, а также местные климатические условия и привычные температурные режимы. При закаливании детей необходимо в первую очередь помнить, что у нихкаждая закаливающая процедура должна проходить на положительномэмоциональном фоне, должна доставлять радость и удовольствие. Положительныеэмоции полностью исключают негативные эффекты охлаждения. Наилучшимспособом достижения положительных эмоций при закаливании детей являетсявведение в закаливающую процедуру элементов веселой игры. Привлечение детейк закаливанию служит пример родителей, отсюда понятна важностьдейственность пропаганды закаливания среди слоев населения. Существуют закаливание воздухом (воздушные ванны); закаливание солнцем(воздушно-солнечные ванны); закаливание водой (обтирание, обливание, душ,купание, купание в проруби); хождение босиком является одним из древнейшихприемов закаливания, оно широко пропагандируется и практикуется во многихстранах. Следующий фактор здорового образа жизни – это личная гигиена.Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личнойгигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостьюрта, одеждой и обувью. Уход за кожей тела (мытье рук перед едой, после прогулок, при утреннеми вечернем туалете, ежедневный теплый душ перед сном или теплая ванна)должны стать естественной и неотъемлемой процедурой , посещение бани,должно стать как средство закаливания (парная) и как средство активногоотдыха. Там, где отсутствует централизованное горячее водоснабжение, желательноиспользовать перед сном местные обливания теплой водой и ежедневное мытьеног. Необходимо ежедневно менять носки, чулки, колготки. В руководстве по гигиене детей и подростков рекомендуется мыть голову 1-2 раза в 1-10 дней. К решению этого вопроса подходить нужно индивидуально имоющие средства для волос следует подбирать индивидуально, в зависимости отхарактера волос и личными вкусами. Уход за зубами является неотъемлемой частью поддержания хорошегоздоровья. Распространенный по всему миру кариес отрицательно сказывается надеятельность системы пищеварения, кариозные зубы являются местом скопленияразличных патогенных микроорганизмов. Большинство стоматологов рекомендуют чистить зубы 2 раза в сутки –утром и вечером (утром – после завтрака). После каждого приема пищижелательно прополоскать рот слегка теплой водой, один раз в полгода следуетосуществлять санацию полости рта. Гигиенические требования, предъявляемые к одежде, направлены в первуюочередь на обеспечение нормального тепло- и газообмена организма сокружающей средой, оптимального уровня температуры тела и кожи, влажностькожи, кожного дыхания. Достижение этих требований может быть обеспеченоиспользованием для одежды материалов с определенными физическимисвойствами, такими как, воздухопроницаемость, теплопроводность,влагопроводность, электроизуемость. Следует с самого раннего возраста воспитывать у детей гигиеническиенавыки ухода за своей одеждой. Подбирать обувь лучше всего точно по размеру: не слишком тесную, но ине на вырост. Тесная обувь причиняет боль, затрудняет походку, нарушаетрост и форму стоп. Необходимо воспитывать у детей бережное отношение кодежде и обуви. Положительные эмоции являются неотъемлемой составляющей здоровогообраза жизни. Для поддержания физического здоровья необходимо психическоезакаливание, суть которого – в радости к жизни. Известно, что основа работы по совершенствованию своей психикисамовнушение. Оно повышает эмоциональный тонус, укрепляет уверенность исилу воли. Психическая закалка стимулирует и физиологические защитныемеханизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез. Так мысли укрепляют тело инаоборот: безволие, снижение эмоционального настроя способствуют ухудшениюсамочувствия, расшатыванию психического и физического здоровья. Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогикепоощерение считается более эффективным рычагом возздействия на ребенка,чем наказание. Учитывая вышеизложенное, напрашивается вывод, что, поощеряяребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье, и наоборот. Рассмотрев условия, необходимые для формирования здорового образа жизнисделаем вывод, что молодое поколение наиболее восприимчиво различнымобучающим и формирующим возздействиям. Следовательно, здоровый образ жизниформировать необходимо начиная с детского возраста, тогда забота особственном здоровье как основной ценности станет естесственной формойповедения. 1.3. Деятельность социального педагога по формированию здорового образа жизни среди детей. В настоящее время в стране присходят резкие изменения в экономической,политической и социальной жизни. Эти изменения привели к появлению новыхсоциальных проблем, которые в первую очередь сказались на воспитании,развитии, социальном формировании детей, подростков и молодежи. В связи сэтим возникла острая необходимость в развитии социально-педагогическойслужбы по оказанию помощи детям и подросткам. Социально-педагогическая деятельность - это разновидностьпрофессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку впроцессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на созданиеусловий для его самореализации. Всю свою деятельность по формированию здорового образа жизни социальныйпедагог проводит с учетом возрастных и индивидуальных морфофизиологическихи психологических особенностей детей и взрослых. При этом особое вниманиеследует уделять таким возрастным этапам, как дошкольный, подростковый июношеский, когда имеет место особенно интенсивный рост и перестройскафункционального состояния всех систем жизнедеятельности развивающегосяорганизма. Обязательными также являются научно обоснованные представления остадиях полового развития девочек и мальчиков. Существенное значение имеети правильная оценка психологической ситуации в семье, группе детского сада,классе школы, неформальном объединении и клубе подростков. Анализ проведения комплексных мероприятий по формированию и реализацииздорового образа жизни в ряде стран (Финляндия, Япония, США, Щвейцарии,Скандинавских государств и других) позволяет выделить основные направленияв деятельности социальных педагогов или “сотрудников службы социальнойпомощи в школе”, работающих на районном уровне в тесном взаимодействии сдругими специалистами, прежде всего с медицинскими работниками иподготовленнвми непрофессионалами, пропагандирующими и воплощающимиздоровый образ жизни. В их программы направленные на формирование здорового образа жизни,входят следующие направления работы: рациональный режим труда (учебы) иотдыха, оптимальная и ситематическая физическая активность; эффективное,научно обоснованное закаливание; нормальное питание в соответствии сконцепцией адекватного питания; комплекс психологических ипсихопрофилактических воздействий; учет и коррекция влияния на здоровьеокружающей среды; вред и польза самолечения; пропаганда вредных дляздоровья факторов – алкоголизма, курения, наркомании, токсикомании;формирование правильных представлений у детей и подростков о половомсозревании, знание и мер профилактики СПИДа, обучение мерам попредупреждению уличного и бытового травматизма и правилам личной гигиены. Из других разделов здорового образа жизни большое внимание вдеятельности социальных педагогов следует уделить пропаганде необходимостизакаливания – эффективного средства профилактики респиратурных и другихзаболеваний. Большие и трудные задачи возникают при проведении с детьми иподростками по борьбе с вредными привычками. Рассмотрим содержание социально-педагогической деятельности с детьми,склонными к употреблению алкоголя. Можно выделить основные направления в деятельности социального педагогапри работе, склонным к употреблению спиртных напитков: 1) деятельность по повышению уровня социально й адаптации ребенка,склонного к употреблению спиртных напитков, посредством его личностногоразвития; 2) деятельность по профилактике алкоголизма, включающуюпротивоалкогольное обучение и воспитание детей с целью формирования у нихотрицательного отношения к употреблению алкоголя; 3) деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, еебыта и культуры взаимоотношений между ее членами; 4) деятельность по социальной реабилитации ребенка, имеющегоалкогольную психическую или физическую зависимость; 5) посредническую деятельность между ребенком и окружающим им социумомпо преодолению явлений дезадаптации. Социально-педагогическая деятельность предусматривает выполнениесоциальным педагогом следующих основных функций. Первая функция деятельности социального педагога – диагностическая,нацеленная на ликвидацию факторов риска приобщения детей к спиртному, -реализуется путем сбора информации о ребенке, склонном к употреблениюспиртных напитков; изучения и оценивания реальных особенностей еголичности; выявления информации о семье ребенка; изучения источниковнегативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому давлению;определения алкогольных лидеров; изучения негативных факторов,провоцирующих алкоголизацию ребенка; изучение влияния на ребенкамикросреды. Сбор информации происходит посредством опроса (устного или письменного)самого подростка, его родителей, классного руководителя, при необходимостидругих значимых для ребенка людей. Также применяется стандартизированноеинтервьюирование, наблюдение, изучение документации на семью и ребенка. Результатом реализации этой функции является постановка социальногодиагноза развития ребенка, вовлеченности его в процесс алкоголизации,определение конкретных задач, определение конкретных задач социально-педагогической деятельности. Ими могут: профилактика, коррекция,реабилитация или комплекс каких-то других мероприятий. Вторая функция – прогностическая. Сущность ее заключается в том, что наоснове поставленного диагноза разрабатывается конкретная социально-педагогическая программа деятельности с ребенком, склонным к алкоголизму,которая предусматривает этапные изменения и конечный результат социальнойадаптации, коррекции и реабилитации. Третья функция – образовательно-воспитательная, предусматривающая отбор содержания социально-педагогической деятельности, а также методов ееосуществления; определение тех социально значимых качеств, которые должныбыть воспитаны у ребенка в процессе его социальной реабилитации;обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение идеятельность детей и взрослых; восполнение пробелов воспитания иобразования ребенка, употребляющего спиртные напитки, формированиесоциальных умений и навыков, необходимых для преодоления проблемы. Четвертая функция деятельности социального педагога – правозащитная,обеспечивающаяся тем, что социально-педагогическая деятельность строится направовой основе, предусматривающей как соблюдение, так и защиту правребенка. Пятая функция – организаторская. Она обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность с ребенком, склонным к алкоголизму, требуетучастия и скоординированности действий разных специалистов в зависимости отглубины проблемы; создает условия для проведения свободного времени идосуга; организации социально значимой деятельности детей, взрослых,общественности в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки,воспитания и развития ребенка, склонного к алкоголизму. Шестая функция – коммуникативная. ЕЕ сущность заключается в том, что входе реализации социально-педагогической деятельности возникаетнеобходимость установления множественных контактов между ее участниками сцелью обмена информацией. Седьмая функция – предупредительно-профилактическая, котораяобеспечивает закрепление полученных положительных результатов ипредотвращает возможность появления рецидивов пьянства и алкоголизма, чтодостигается социальным патронажем подопечных и оперативным реагированием вэкстремальной ситуации. В своей деятельности социальный педагог выступает в трех основныхролях: - советника, информирующего семью о важности и возможности бесконфликтного взаимодействия родителей и детей в семье, рассказывающего о развитии ребенка, дающего социально-педагогические советы; - консультанта, разъясняющего вопросы семейного, трудового, административного и уголовного законодательства, а также вопросы, касающейся области психологии, педагогики, социальной педагогики; консультирует по вопросам разрешения проблем жизненных ситуаций, по вопросам воспитания детей в семье; - защитника, действующего в случаях нарушения прав ребенка со стороны родителей или ближайщего окружения. Центральное место в деятельности социального педагога с детьми,склонными к употреблению алкоголя, отводится антиалкогольному воспитанию,являющемуся частью нравственного и социального воспитания и нацеленному наформирование у детей с раннего возраста отрицательного отношения калкоголю. Целью антиалкогольного воспитания детей, подростков и молодежи сотклоняющимся поведением является возврат их к норме, Для социальной нормыхарактерна социальная приспособленность (адаптация) личности, еецелостность, гармоничность, способность критически оценивать свои поступки,а также и действия окружающих, последовательность в деятельности. Именноэти черты нарушаются при злоупотреблении алкоголем и алкогольнойзависимости. Именно эти нарушения должны быть в центре индивидуальнойвоспитательной работы. В процессе воспитания необходимо развить разумные потребности,нагружать детей полезными делами, организовывать их деятельность, чтобы уних практически не было ничем не занятого времени. В процессе социального воспитания необходимо раскрыть безнравственностьупотребления алкоголя, в том числе и в небольших дозах. Следует делатьакцент не только и не столько на раскрытии последствий алкоголизма, сколькона безнравственности самого факто употребления алкоголя. Необходимообращать внимание на моральный урон, который наносят пьяницы окружающимлюдям, родным, близким. Следует опровергнуть мнение, что употреблениеалкоголя – это признак взрослости и возмужания. Деятельность социального педагога должна быть нацелена на формированиездоровых социально-психологических установок путем просвещения родителей ивнушения мысли о личной ответственности родителей за каждый случайупотребления алкоголя детьми. Противоалкогольная работа с родителями должнастроиться в зависимости от возраста ребенка, но конечным результатом этойдеятельности должно служить привлечение родителей к антиалкогольномувоспитанию детей. В обязанности социального педагога может входить также совместная сродителями разработка разумного проведения досуга, семейных праздников иторжеств без употребления алкоголя. Основным методом работы социального педагога по формированию здоровогообраза жизни является семейная профилактика, проводимая в форме бесед,консультаций, тренингов, диспуты, деловая игра, экскурсии. Организация свободного времени подростков, поскольку бессодержательныйдосуг является ведущим фактором риска в развитии злоупотребления подростковалкоголем. Необходима своеобразная яркая реклама деятельности кружков,секций, клубов, детских и юношеских организаций, чтобы дети могли выбратьзанятие по душе. Социальный педагог должен знать интересы, склонности иувлечения детей и помочь организовать содержательный досуг. В силу психологических особенностей возраста важно развивать дляподростков коллективные групповые формы досуга. Следует учитывать, чтонаибольший интерес подростки, особенно с девиантным поведением, проявляютне к интеллектуальной деятельности, а к занятиям спортом. Поэтомунеобходимо всячески поощерять занятия в спортивных секциях, организовыватьпоходы, спортивные состязания, школы выживания и другое. Антиалкогольное просвещение педагогического коллектива школы тожеявляется функцией социального педагога. Ему необходимо стремиться к тому,чтобы все учителя следовали антиалкогольным установкам и были примеромтрезвого образа жизни, отрицательного отношения к алкоголю во всехситуациях школьной и внешкольной жизни. В заключении необходимо подчеркнуть, что проблема алкоголизма детей –проблема комплексная, поэтому и ее решение может дать положительныерезультаты только при условии, что ее реализация будет осуществляться нетолько усилиями социального педагога, но и всех субъектов деятельности. Таким образом, роль социального педагога в воспитании культуры здоровьятрудно переоценить. Однако, успешная реализация этой важнейшей социальнойзадачи можно осуществить при определенном уровне подготовленностипедагогов, включающей широкий круг знаний, навыков и умений. Глава 2. Социально – педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни, среди учащихся Амгинской педагогической гимназии. 2.1. Исследование о состоянии здоровья среди старшеклассников. Логика нашей дипломной работы обусловила проведение опытно-экспериментальной работы. В эксперименте участвовало 20 учащихся старшихклассов (табл. 1 “Список детей, участвующих в исследовании”) Амгинскойаедагогической гимназии Амгинского улуса. Гимназия открылась в 1993 году на базе Амгинской восьмилетней школы им.Ю.С.Широких-Полянского. По указу Президента РС(Я) М.Е.Николаева от 3 марта1997 года гимназия включена в сеть Президентских школ Республики Саха(Якутия). Гимназия участвует в формировании интеллектуального потенциала улуса,республики, ориентируя учащихся на получение престижных профессий,необходимых для развития улуса, республики; является творческойлабораторией, организующей поиск; разработку и внедрения нового содержанияразвивающего обучения, форм и методов ее реализации. Гимназия осуществляет профильное и углубленное обучение поестественному, физико-математическому, гуманитарному направлениям;ориентирует 15-20 % выпускников на получение педагогических специальностей,необходимых улусу. Всего в гимназии обучается 315 учащихся; учителей, руководителей студий– 52. Среди них: Заслуженный учитель РС(Я) – 3; Отличников народногообразования – 6; учителей высшей УПД - 11; стипендиатов фонда “Дети Саха-Азия” – 8. Соискателей на научную степень – 5; учатся в аспирантуре вгородах Москва и Санкт-Петербург – 2. На констатирующем этапе мы преследовали цель: выявить причины вотклонении состояния здоровья учащихся. Проводился с мая 1999 года по декабрь 1999 года. Нами ставились следующие задачи: 1. Изучить состояние здоровья старшеклассников. 2. Выявить уровень состояния здоровья. 3. Выявить отношение учащихся к своему здоровью. Исходя из этого, нами использовались следующие методы исследования: 1. Анкетные тесты по скрининг – программе 2. Анкета с целью выяснения отношения школьников к своему здоровью, его места среди других жизненных ценностей 3. Анкета выяснения отношения учащихся к курению, алкоголю 1. Нами проведено исследование состояния здоровья старшеклассников с использованием специальной скрининг-программы, разработанной НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Госкомнаэпиднадзора Российской Федерации. Вся скрининг-программа состоит из тестов и дифференцирована дляобследования детей и подростков разного возраста. Провели анкетный тест-опрос учащихся с помощью специальной анкеты(см.приложение). Опрос направлен на выявление отклонения со сторонынервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочевыделительной,эндокринной систем, аллергические заболевания и реакции. Анкета-опрос содержит 21 вопрос (с ответами “да”; “нет”) Цель: выявить отклонения в состоянии здоровья. В опросе участвовало 20 учащихся старших классов (10 девушек; 10юношей). По итогам анкетных данных у учащихся на первом месте отклонения состороны нервной системы (вопросы 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7) –50 %; у 80 %учащихся бывает слабость, утомляемость после занятий в школе; наблюдаютсяжалобы на головные боли беспричинные, после школы - 60%; бывает нарушениесна (плохое засыпание, чуткий сон, трудное вставание) – 55%; при волненииотмечается потливость, красные пятна – 35 %; бывает слезливость – 30 %.Отсюда следует, что, оклонения в состоянии нервной системы могут быть: - вследствие переутомления насыщенностью учебной программы; - учащиеся практически не дышат свежим воздухом, целый день находясь в плохо проветриваемом, закрытом помещении; - под влиянием длительно действующих отрицательных социально-бытовых факторов (конфликты в семье, развод родителей, алкоголизм родителей, существенные нарушения суточного режима дня, частая смена школ, школьного коллектива, учителей); - изменения связаны также с повышенной реакцией некоторых детей на гормоны в период полового созревания; - органические или функциональные нарушения центральной нервной системы могут возникнуть у детей, перенесших родовую травму В связи с этим, учащиеся с функциональными нарушениями нервной системыстрадают раздражительностью, головными болями, нарушенями сна, устаршеклассников возникают боли в области сердца, повышенная потливость. В сложных ситуациях школьной жизни проявляют невротические реакции,тяжело реагируют на получение плохой оценки. По мере уменьшения учебнойнагрузки невротическое состояние и повышенная утомляемость проходят. Учащиеся требуют очень внимательного врачебно-педагогического подходаи общения. Этим детям особенно важно выполнять правильный режим труда иотдыха. Им необходимы сон достаточной продолжительности и прогулки насвежем воздухе. Далее на втором месте у учащихся отмечаются отклонения со стороныпищеварительной системы (вопросы 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17) – 45 %, жалобына боли в животе у 45 %; бывают нарушения стула – 20 %; боли после приемапищи, до еды – 15%; бывает отрыжка, изжога, тошнота – 5 %. Нарушения состороны пищеварительной системы могут быть обусловлены: - нарушением режима питания (отсутствие 5 разового питания); - неправильное соотношение белков, жиров, углеводов; - однообразной, низкокалорийной пищей (дефицит достаточного количества употребления фруктов, овощей); - гиподинамией, так как дети большую часть времени проводят в школе, за рабочим столом; - стрессовые ситуации в школе и дома, которые ведут к нарушению нервной регуляции пищеварительного тракта, что приводит к недостаточному перевариванию, плохой усваиваемости пищи; - из-за психических перегрузок возникают боли в животе, тошнота, рвота. В связи с этим школьникам с отклонениями в пищеварительной системе необходимы: - оздоровительные мероприятия; - психотерапия; - прогулки; - плавание; - лечебная гимнастика; - частое питание малыми дозами в спокойной обстановке; - соблюдение рационального режима в школе и семье; - сон и прогулки на свежем воздухе достаточной продолжительности. На третьем месте отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы(вопросы 8; 9) - %; бывают боли, неприятные ощущения в области сердца,сердцебиение - 45% учащихся; отмечалось повышение артериального давления у30% детей. У школьников отмечается вегетососудистая дистония. Развитию сосудистойдистонии способствуют следующие неблагоприятные факторы: - наследственная отягощенность по гипертонической болез




Похожие:

«Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни среди учащихся Амгинской педагогической гимназии» студентка 5 курса заочного отделения сп(95-2) Слепцова Светлана Егоровна. Научный старший преподаватель кафедры социальной педагогики Спиридонова Галина Ивановна icon“Психолого-педагогическая характеристика детей школьного возраста с нарушением познавательной деятельности (с дебильностью)”. Исполнитель: студентка заочного отделения, 835 группы Комиссарова Светлана Александровна Научный к п. н., ст преподаватель Завёрткина Любовь Васильевна Ярославль 2004 оглавле
Психолого-педагогическая характеристика детей школьного возраста с нарушением познавательной деятельности (с дебильностью)
«Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни среди учащихся Амгинской педагогической гимназии» студентка 5 курса заочного отделения сп(95-2) Слепцова Светлана Егоровна. Научный старший преподаватель кафедры социальной педагогики Спиридонова Галина Ивановна iconПлан мероприятий по формированию здорового образа жизни в прогимназии
Министерства образования и науки Мурманской области от 15. 07. 2011 №1437 «О совершенствовании работы по формированию здорового образа...
«Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни среди учащихся Амгинской педагогической гимназии» студентка 5 курса заочного отделения сп(95-2) Слепцова Светлана Егоровна. Научный старший преподаватель кафедры социальной педагогики Спиридонова Галина Ивановна iconПоложение о проведении соревнований «Веселые старты» среди учащихся 5-6классов
Пропаганда и развитие массовой физической культуры, спорта и здорового образа жизни среди учащихся
«Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни среди учащихся Амгинской педагогической гимназии» студентка 5 курса заочного отделения сп(95-2) Слепцова Светлана Егоровна. Научный старший преподаватель кафедры социальной педагогики Спиридонова Галина Ивановна icon«вуз здорового образа жизни»
«тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева»
«Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни среди учащихся Амгинской педагогической гимназии» студентка 5 курса заочного отделения сп(95-2) Слепцова Светлана Егоровна. Научный старший преподаватель кафедры социальной педагогики Спиридонова Галина Ивановна iconПрограмма семинара для кураторов «Психолого-педагогические проблемы работы куратора вуза. Формирование здорового образа жизни и ценностей здоровья у студентов-первокурсников»
Цель семинара: повышение эффективности работы кураторов в системе деятельности университета по формированию здорового образа жизни,...
«Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни среди учащихся Амгинской педагогической гимназии» студентка 5 курса заочного отделения сп(95-2) Слепцова Светлана Егоровна. Научный старший преподаватель кафедры социальной педагогики Спиридонова Галина Ивановна icon«Борьба за выход России из Первой мировой войны. Брестский мир».|| || || || || || || || ||Выполнила студентка: 14 группы ||1-го курса заочного отделения ||Академии экономики и ||управления ||Тен Галина Геннадьевна || || || || || || || || || || || || || || ||Тамбов ||2001 |содержание:|№ п/п| | || | |

«Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни среди учащихся Амгинской педагогической гимназии» студентка 5 курса заочного отделения сп(95-2) Слепцова Светлана Егоровна. Научный старший преподаватель кафедры социальной педагогики Спиридонова Галина Ивановна iconО проведении недели физической культуры среди учащихся 1-11 классов в 2011 2012 учебном году
Повышение у учащихся интереса к учению, развитие их познавательных способностей, расширение кругозора, формирование здорового образа...
«Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни среди учащихся Амгинской педагогической гимназии» студентка 5 курса заочного отделения сп(95-2) Слепцова Светлана Егоровна. Научный старший преподаватель кафедры социальной педагогики Спиридонова Галина Ивановна iconРабочая группа оргкомитета
Меньшикова Галина Ивановна – лаборант кафедры педагогики тгспа им. Д. И. Менделеева
«Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни среди учащихся Амгинской педагогической гимназии» студентка 5 курса заочного отделения сп(95-2) Слепцова Светлана Егоровна. Научный старший преподаватель кафедры социальной педагогики Спиридонова Галина Ивановна icon2. Указанной рабочей группе подготовить и представить до 1 мая 2010 года предложения по внедрению механизмов экономической мотивации здорового образа жизни населения и профилактики социально значимых заболеваний
В целях разработки и внедрения механизмов экономической мотивации здорового образа жизни населения Республики Татарстан и профилактики...
«Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни среди учащихся Амгинской педагогической гимназии» студентка 5 курса заочного отделения сп(95-2) Слепцова Светлана Егоровна. Научный старший преподаватель кафедры социальной педагогики Спиридонова Галина Ивановна iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Анатомия Специальность: 020801. 65 Автор-составитель: Ольхова Ольга Валентиновна, старший преподаватель кафедры биологии содержание стр
Тематика контрольных работ и рефератов для студентов заочного отделения
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы