I в творчестве А. С. Пушкина Реферат по литературе Образ Петра I в творчестве А. С. Пушкина Ученицы 9 «Б» класса ппк отделения гимназии Научный Псков 1998 г. Из предложенных тем реферат icon

I в творчестве А. С. Пушкина Реферат по литературе Образ Петра I в творчестве А. С. Пушкина Ученицы 9 «Б» класса ппк отделения гимназии Научный Псков 1998 г. Из предложенных тем реферат



НазваниеI в творчестве А. С. Пушкина Реферат по литературе Образ Петра I в творчестве А. С. Пушкина Ученицы 9 «Б» класса ппк отделения гимназии Научный Псков 1998 г. Из предложенных тем реферат
I в творчестве А.С. Пушкина Реферат по литературе Образ Петра
Дата конвертации12.07.2012
Размер103.99 Kb.
ТипРеферат
Образ Петра I в творчестве А.С. Пушкина


Реферат по литературе Образ Петра I в творчестве А. С. Пушкина Ученицы 9 «Б» класса ППК отделения гимназии Научный руководитель: Псков 1998 г.Из предложенных тем рефератов я выбрала именно эту. Может быть, потомучто я всегда интересовалась русской историей, может быть, потому чтонынешнее время чем-то похоже на время допетровской эпохи. Мне захотелосьработать над этой темой, узнать больше о человеке, который смог своимиреформами преобразовать Россию. Мне также не менее важно отношение к Петру Великому именно Пушкина.Русская философская мысль относилась различно к Петру I и его деятельности.« Различие взглядов происходило во-первых, от громадности дела,совершённого Петром, и продолжительности влияния этого дела:- чемзначительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мненийпорождает оно, и тем долее толкуют о нём: во-вторых, от того, что русскаяжизнь не остановилась после Петра, и при каждой новой обстановке еёмыслящий человек русский должен был обращаться к деятельности Петра,результаты которой оставались присущими при дальнейшем движении, иобсуждать её, применять к новым условиям, новой обстановке жизни: в-третьих, разность взглядов на деятельность Петра зависела от незрелости унас исторической науки[1].»Петр I - величайший исторический деятель, буквально перевернувший всюроссийскую жизнь – привлекал многих поэтов 18-19 веков. В то время онивоспевали монархов потому, что они олицетворяли государство, героев –потому что они служили государству, мир – потому что он способствовалпроцветанию государства.Пётр I был интересной, сложной личностью, что привлекательно для писателейи поэтов. Пушкин также не мог обойти стороной этого великого человека.И насколько Пётр I был великим реформатором, могущественным государственнымдеятелем, с размахом двинувшим Россию вперёд, настолько Пушкин был ПетромВеликим русской литературы. Тема Петра – “сквозная” тема в русскойлитературе вообще, в творчестве Пушкина в частности. Поэт видит в Петре непросто историческую личность, но и олицетворение преобразовательной мощичеловечества, насаждающего культуру и цивилизацию по среди нелюдимых ибесприютных пространств, он чувствует себя стеснённым в том, как емуназывать эту колоссальную личность, бросившую вызов природе, и говорит оПетре – «Он» (с большой буквы), как принято было говорить лишь обогочеловеке.Впервые Пушкин коснулся темы Петра в «Заметках по русской истории 18 века».Поэт видит в нём мудрого царя – реформатора, защитника просвещения.«Ничтожные наследники северного исполина, изумлённые блеском его величия, ссуеверной точностью подражали ему во всём, что только не требовало новоговдохновения. … Пётр I не страшился народной свободы, неминуемого следствияпросвещения, ибо доверял своему могуществу и презирал человечество, можетбыть, более, чем Наполеон».Работая над петровской темой, Пушкин использовал различные жанры. В 1826году он пишет о Петре I в «Стансах». Это стихотворение по стилю напоминаетоды 18 века, например: «Петра Великого» Ломоносова и «Вельможу» Державина.Идеалом их была просвещённая монархия, а идеальным героем – Пётр I: К тебе я вопию, премудрость бесконечна, Пролей свой луч ко мне, где искренность сердечна И полон ревности спешит в восторге дух Петра Великого гласит вселенной вслух И показать, как он превыше человека Понёс труды для нас неслыханны от века… («Пётр Первый», Ломоносов) Оставя, скипетр, трон, чертог, Быв странником, в пыли и в поте, Великий Пётр, как некий бог, Блистал величеством в работе: Почтен и в рубище герой! («Вельможа», Державин)В «Стансах» проводится параллель между Николаем I и Петром – такаяпараллель была лестной для любого русского монарха. Пушкин убеждал Николая:«Во всём будь пращуру подобен». Пётр I в «Стансах» – просвещённый монарх: Самодержавною рукой Он смело сеял просвещение, Не призирал страны родной: Он знал её предназначенье. То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник.Образ Петра – «вечного работника на троне» - Пушкин продолжал развивать и в«Арапе Петра Великого». Пётр I раскрыт в романе уже с разных сторон: Пётр вего отеческой заботливости об Ибрагиме, Пётр – вечный деятель с покоряющейпростотой и непринуждённостью обхождения, Пётр с его негативным отношениемк нарождавшейся на западный манер аристократии, пустой и мотовской.Наконец, в сюжетной линии Ржевских проступает деспотизм Петра: сосватав ихдочь за своего любимца Ибрагима, он разрушает счастье Наташи и Валериана.Европеизм Петра, его вражда к реакционной старине не мешают ему быть вполнерусским человеком. Как изображает Пушкин, Пётр любил те русские нравы иобычаи, которые не казались ему проявлением патриархальной дикости. Беседуяс Ибрагимом, Пётр обнаруживает такое добродушие и весёлость, «что никто, -пишет Пушкин, - в ласковом и гостеприимном хозяине не мог бы подозреватьгероя полтавского, могучего и грозного преобразователя России[2]».Пётр берёт на себя роль свата своего крестника, любит национальные кушанья,не прочь «по русскому обыкновению отдохнуть». Он искренне заботится обИбрагиме: «Послушай…, ты человек одинокий, без роду и племени, чужой длявсех, кроме одного меня. Умри я сегодня, что завтра с тобою будет, бедныймой араб? Надобно тебе пристроится, пока есть ещё время; найти опору вновых связях, вступить в союз с новым боярством». Склонность Петра кширокому и большому веселью, добродушное лукавство, гостеприимство – всёэто дополняет образ Петра, воплощающего в себе, по мысли Пушкина, чертынационального характера. Пушкин даёт глубокое освещение демократичностиПетра. Пётр судит о людях и выбирает себе помощников не по сословномупризнаку, а по умственным способностям, знаниям. Отнюдь не снижаявыдающихся личных качеств Петра, Пушкин помогает читателю понять ипочувствовать историческую закономерность петровских преобразований и ихнеобходимость. Роман остался незаконченным, но, несмотря на это,современники Пушкина высоко оценили «Арапа Петра Великого». В.Г.Белинскийписал: «Будь этот роман кончен так же хорошо, как начат, мы имели быпревосходный исторический русский роман»[3]. Художественный опыт «Арапа Петра Великого» как эпическое решение темыПетра I отразился и в поэме «Полтава». Поэма начинается как семейная драма, аразворачивается как народная трагедия. Кочубей, Мария, Мазепа связаны другс другом личными отношениями, которые находят настоящую оценку лишь вотношении к истории. Пётр поставлен вне круга личных отношений, он «свышевдохновленный»[4]. Мысль Пушкина о русской истории определила и названиепоэмы. Он назвал её не «Мазепа», не «Пётр Великий», а «Полтава», указываяна великий народный подвиг, совершённый в этой битве, которая была одним«из самых важных и счастливых проишествий царствования Петра Великого».[5]Пушкин сумел придать «Полтаве» черты глубокой народности в содержании и встиле. Пётр Великий, неотделимый от своих дружин, похожий на героевторжественной оды и эпической поэмы, нарисован в традициях литературы 18века. Основным средством выразительности является сравнение, оттенённое икак бы комментированное эпитетами: …Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как божия гроза… И он промчался пред полками, Могущ и радостен как бой.Возвеличивая подвиг и мужество Петра и его воинства, Пушкин отдаёт должноеи сильным противникам русских – шведам. Однако поэт даёт почувствовать, чтои сам Карл, и его армия не воодушевлены ничем высоким, тогда как Пётр и егодружины исполнены патриотизма, уверенности в победе.Пётр восхищается благородством Петра на пиру: При кликах войска своего, В шатре своём он угощает Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает,И за учителей своих заздравный кубок подымает.Благородство Петра Пушкин подчёркивает и в «Моей родословной», указываямилость царя к арапу – своему прадеду. Это стихотворение было своеобразнымответом на пасквиль Булгарина, в котором было затронуто достоинство предковПушкина. Возмущённый поэт писал тогда в незаконченной статье «Опроверженияна критики»: «В одной газете сказано было, что прадед мой…, крестник ивоспитанник Петра Великого, /…/ - был куплен шкипером за бутылку рому.Прадед мой, если был куплен, то вероятно дёшево, но достался он шкиперу,коего имя всякий русский произносит с уважением и не всуе».Пушкин ответил Булгарину стихами, «притом очень круто», как сам выражался,- в «Post scriptum’e» к «Моей родословной»: Сей шкипер был тот шкипер славный, Кем наша двинулаль земля, Кто придал мощно бег державный Рулю родного корабля.Но в первой части указано на жестокость Петра: Упрямства дух нам всем подгадил: В родню свою неукротим, С Петром мой пращур не поладил И был за то повешен им.В этом стихотворении мы видим двойственность характера Петра: «шкиперславный», «упрямства дух нам всем подгадил», «был …повешен им».Образ Петра в творчестве Пушкина находится в постоянном движении иразвитии. В 1833 г. написана поэма «Медный всадник».В «Полтаве» Пушкин говорил о Петре Первом: В гражданстве северной державы, В её воинственной судьбе, Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, Огромный памятник себе.Теперь поэт увидел перед собой Медного Всадника – воплощённый в металлепамятник Петру Великому, основателю «военной столицы». Пушкин в «Медномвсаднике» поднимает проблему взаимоотношений государства и личности. Пётр уПушкина – деятель, который угадывает потенциальные силы науки и направляетих на решение громадных задач в один из самых высоких и творческих моментовего жизни, когда рождался гениальный замысел создания города «на берегупустынных волн» Невы.В стилистике «Медного Всадника» отчётливо обозначены два разнородныхначала: торжественная ода и смиренная элегия. Это разноречие стиля,стилистическое противоречие вполне отвечало свободному и сложному замыслуПушкина. Он тяготеет к одической возвышенности там, где звучит тема Петра,и возвращается к элегической задушевности там, где касается темы Евгения.Для Пушкина были одинаково достоверны и деяния Петра Великого, и страданиябезвестного Евгения. Пушкину был близок мир Петра, была понятна и дорогамечта «ногою твёрдой стать при море». Он видел, как перед Петром, «мощнымвластелином судьбы», смирялась «побеждённая стихия». Но Пушкин сознавал,какая дорогая цена была заплачена за это торжество, какой ценой был купленстройный вид Петербурга. Поэтому в его поэме есть истинная глубина, высокаячеловечность и суровая правда.Пётр, воплощённый в Медного всадника, видится как «мощный властелин судьбы,а не игралище в её руках». Утверждая непреклонную волю, вселяя ужас, Медныйвсадник своим величием опровергает мысли о своём бессилии человека передлицом рока.Восторженное настроение поэта омрачается думой о «противоречияхсущественности» и скорбном уделе «малых сил»; возникает новый образ Петра: И, обращён к нему спиною В неколебимой тишине, Над возмущённою Невою Стоит с простёртою рукою Кумир на бронзовом коне.Пушкин показывает не только величие Петра, но и его недостатки. В грозныхсобытиях наводнения не хватает заботы о маленьком человеке. Пётр велик вгосударственных замыслах и жесток и жалок в отношении к личности. Евгенийжалок в своей бедности и велик в своей любви к Параше, принижен своимжизненным положением и возвышен своими мечтами о независимости и чести,жалок в своём безумии и высок в своей способности протестовать.В. Г. Белинский говорил, что «Медный всадник» вместе с «Полтавой» образуют«самую великую «Петриаду», какую только в состоянии создать гений великогонационального поэта[6]».Мысли Петра – историка определяли создание исторической прозы, становлениекоторой мы видим в незавершённой поэтом «Истории Петра», написанной впоследние годы его жизни.Действие переносится из Москвы в Голландию, где Пётр с топором в рукахработает на верфях и в Англию. Азовские берега и берега Балтики, городаПольши и поля Украины, степи Буджака, Париж и границы Персии – таковоогромное пространство действия, представленное нам в повествованияхПушкина. С первых страниц «История Петра» перед нами в живом изображенииявляется юный Пётр.Пушкин показывает его после усмирения одного из стрелецких бунтов,противопоставляя Петра царствовавшему с ним вместе брату Иоанну: «В товремя, как стрельцы стояли по обеим сторонам дороги, падая ниц передгосударями, - Иоанн оказывал тупое равнодушие, но Пётр быстро смотрел навсе стороны, оказывая живое любопытство. Изображая Петра, едва не ставшегожертвой нового заговора, когда он во время суда над заговорщиками «занемоггорячкою», Пушкин говорит: «Многочисленные друзья и родственникипреступников хотели воспользоваться положением государя для испрошения импомилования…но Пётр был непреклонен: слабым, умирающим голосом отказал онпросьбе и сказал: «Надеюсь более угодить Богу правосудием, нежелипотворством».Пушкин подчёркивает противоречие между целями, осуществляемыми Петром, исредствами, которые он применял для их достижения. «Когда народ встречалсяс царём, - читаем мы в «Истории Петра» – то по древнему обычаю падал передним на колена. Пётр Великий в Петербурге запретил коленопреклонение, таккак улицы были грязные и болотистые, а народ, его не слушался, то ПётрВеликий запретил уже под жестоким наказанием».Пушкин рисует черты великодушия Петра и в то же время пишет (в связи сделом первой, постриженной в монахини жены Петра, которая была высеченакнутом): «Пётр хвастал своей жестокостью».Пушкин намечает изображение Петра в действии, в противоречиях, в борьбе сврагами и препятствиями. Против Петра вели борьбу за власть бояре иправительница Софья. Эта борьба закончилась избранием на царство Петра.Царь уделял большое внимание просвещению. Он отправил боярских и дворянскихдетей за границу для изучения инженерству, корабельному искусству,архитектуре и другим наукам. Пётр сам намерен был учиться в чужих краяхвсему, чего недоставало ещё государству, погружённому в глубокоеневежество. Возвращающихся из чужих краёв молодых людей он сам экзаменовал.Пётр был не только реформатором внутреннего преобразования государства, но,как показано в «Истории Петра», и талантливым дипломатом в решении внешнихполитических вопросов.К сожалению, выполнить задачу, которую Пушкин поставил в освящении эпохиПетра, закончить не удалось. Надежды Пушкина не сбылись. Смерть оборвалаего работу, и великий труд остался незавершённым. Итак, в работе А. С.Пушкина над темой Петра очевидна эволюция эпического содержания петровскойэпохи, а также политических взглядов поэта. Эту эволюцию отражает движениеот стихотворения одического характера через поэмы с усложняющейся жанровойприродой к эпическим жанрам с возможностями изображения действительности вединстве её противоречивых сторон. Когда уходит из жизни незаурядный,великий человек, в его бывшем окружении многого не достаёт, исчезает тотцентр, вокруг которого всё собиралось, всё двигалось. Конечно, жизньпродолжалась, и вслед за Петром на престол выходили правители, которыхПушкин метко назвал «ничтожными наследниками северного исполина». Пушкин всвоих произведениях ставил в пример Николаю I Петра, но уже в дневнике 1834года он пишет: «В нём немножко от Петра Великого много от прапорщика».Этим Пушкин подчёркивает неповторимую личность царя-реформатора.Почему же Пушкин особо интересовался личностью Петра?1). Пётр – величайший исторический деятель, буквально перевернувший всюрусскую жизнь.2). Пётр был интересной, сложной личностью. Это привлекательно дляписателя.3). Пушкин, зная историю своего предка – арапа Ганнибала, чувствовал своюособую связь с Петром.Произведения, в которых Пушкин упоминает Петра: «Стансы», «Заметки порусской истории 18 века», «Моя родословная», «Медный всадник», «Полтава»,«Арап Петра Великого», «История Петра».Используя опыт А. С. Пушкина в работе над темой Пера, многие современникисоздали свои замечательные произведения, например: А. Толстой «ПётрВеликий» и т. д. Список литературы.1. А. С. Пушкин. Полное собрание сочинений в 16 томах. М., «Художественная литература»2. Проблемы современного пушкиноведения. Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени государственный педагогический институт имени А. И. Герцена, 1986 г.3. Г. П. Макогоненко. Творчество А. С. Пушкина в 30 – е годы. Л., «Художественная литература».4. Б. В. Томашевский. Пушкин. Работы разных лет. М., «Книга», 1990 г.5. И. Фейнберг. Незавершённые работы Пушкина. Москва, «Художественная литература», 1979 г.6. С. М. Петров. Исторический роман Пушкина. М., Издательство Академии Наук СССР 1953 г.7. Ю. М. Лотман. В школе поэтического слова. М., «Просвещение», 1988 г.-----------------------[1] С. М. Соловьёв, «Чтения и рассказы по истории России». Москва, 1989год, стр. 416.[2] А. С. Пушкин, Полное собрание сочинений в 6 –ти томах. Том 4, стр. 16.[3] В.Г.Белинский, Полное собрание сочинений. Том 12, стр. 213.[4] А.С.Пушкин, Полное собрание сочинений. Том 4, стр. 216.[5] А.С.Пушкин, Полн. собр. соч., т.4, стр. 386.[6] В. Г. Белинский. Полное собрание сочинений. Том 7, стр. 547.




Похожие:

I в творчестве А. С. Пушкина Реферат по литературе Образ Петра I в творчестве А. С. Пушкина Ученицы 9 «Б» класса ппк отделения гимназии Научный Псков 1998 г. Из предложенных тем реферат iconА. С. Пушкина реферат по литературе на тему "Вольнолюбивая лирика Пушкина" ученика 9 класса "А" увк №1837 г. Москвы Гусева Александра. 2000 г. План реферат

I в творчестве А. С. Пушкина Реферат по литературе Образ Петра I в творчестве А. С. Пушкина Ученицы 9 «Б» класса ппк отделения гимназии Научный Псков 1998 г. Из предложенных тем реферат iconРомантизм в творчестве А. С. Пушкина Романтизм в творчестве А. С. Пушкина
«. Ни в одной области литературоведения нет стольких противоречий, такой разногласицы, как в области понимания романтизма»[2]. Что...
I в творчестве А. С. Пушкина Реферат по литературе Образ Петра I в творчестве А. С. Пушкина Ученицы 9 «Б» класса ппк отделения гимназии Научный Псков 1998 г. Из предложенных тем реферат iconРеферат по проекту "Образ Евгения Онегина в литературе и музыке". Состав проектной группы
История создания романа А. С пушкина "Евгений Онегин"
I в творчестве А. С. Пушкина Реферат по литературе Образ Петра I в творчестве А. С. Пушкина Ученицы 9 «Б» класса ппк отделения гимназии Научный Псков 1998 г. Из предложенных тем реферат iconРомантизм в творчестве Пушкина

I в творчестве А. С. Пушкина Реферат по литературе Образ Петра I в творчестве А. С. Пушкина Ученицы 9 «Б» класса ппк отделения гимназии Научный Псков 1998 г. Из предложенных тем реферат iconГеография в жизни и творчестве А. С. Пушкина

I в творчестве А. С. Пушкина Реферат по литературе Образ Петра I в творчестве А. С. Пушкина Ученицы 9 «Б» класса ппк отделения гимназии Научный Псков 1998 г. Из предложенных тем реферат iconГеография в жизни и творчестве А. С. Пушкина

I в творчестве А. С. Пушкина Реферат по литературе Образ Петра I в творчестве А. С. Пушкина Ученицы 9 «Б» класса ппк отделения гимназии Научный Псков 1998 г. Из предложенных тем реферат iconВремена года в творчестве А. С. Пушкина
Изучение творчества Александра Сергеевича Пушкина началось еще при его жизни, и, наверное, не осталось ни одной темы, которая не...
I в творчестве А. С. Пушкина Реферат по литературе Образ Петра I в творчестве А. С. Пушкина Ученицы 9 «Б» класса ппк отделения гимназии Научный Псков 1998 г. Из предложенных тем реферат iconО назначении поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина

I в творчестве А. С. Пушкина Реферат по литературе Образ Петра I в творчестве А. С. Пушкина Ученицы 9 «Б» класса ппк отделения гимназии Научный Псков 1998 г. Из предложенных тем реферат iconПоэт и поэзия в обществе в творчестве Пушкина и Рылеева

I в творчестве А. С. Пушкина Реферат по литературе Образ Петра I в творчестве А. С. Пушкина Ученицы 9 «Б» класса ппк отделения гимназии Научный Псков 1998 г. Из предложенных тем реферат iconОбраз царевны в сказках А. С. Пушкина
На уроках литературного чтения мы знакомились со сказками А. С. Пушкина. Анализируя его произведения, меня заинтересовал образ царевны,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы