Тоталитаризм: сущность и проявления icon

Тоталитаризм: сущность и проявления



НазваниеТоталитаризм: сущность и проявления
Е.С. МОСКВА
Дата конвертации12.07.2012
Размер108.08 Kb.
ТипРеферат
Тоталитаризм: сущность и проявления


МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ кафедра политсоциологии КУРСОВАЯ РАБОТА ТОТАЛИТАРИЗМ: СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ. Выполнил: студент Крнеев Алексей, ИБ- 301. Преподователь: доц. Яхонтова Е.С. МОСКВА 1995 ПЛАН РАБОТЫ: 1. Возникновение понятия “тоталитаризм” 2. Основные признаки тоталитаризма 3. Особенности советского тоталитаризма 4. О возникновении тоталитаризма 5. Фашизм и коммунизм как формы тоталитаризма 6. Возникновение тоталитаризма в России 7. Что же такое тоталитаризм? 8. Основные черты тоталитарного общества 9. Заключение 1. Возникновение понятия "тоталитаризм". Понятие "тоталитаризм" впервые возникает в окружении Муссолини всередине двадцатых годов. В научной литературе Запада оно вошло в обиход вконце тридцатых годов. Статус же научной концепции за этим терминомутвердил собравшийся в 1952 году в США политологический симпозиум, гдетоталитаризм был определён как "закрытая и неподвижная социокультурная иполитическая структура, в которой всякое действие - от воспитания детей допроизводства и рспределения товаров - направляется и контролируется изединого центра". 2. Основные признаки тоталитаризма. З. Бжезинский на основе изучения мировых тоталитарных режимов выделилв качестве основных признаков тоталитаризма наличие единственной массовойпартии во главе с лидером-диктатором; официально господствующую в обществеидеологию; монополию на средства массовой информации, на вооружённые силы;систему террористического полицейского контроля; централизованную системуконтроля и упрвления экономикой. 3. Особенности советского тоталитаризма Российские политологи, опираясь на западные исследования, определяютследующие особенности советского тоталитаризма: абсолютная единоличнаявласть; индокринация общества (внушение единой доктрины); изначальнаяаморальность и полное презрение к человеку; ситез элементов азиатскогодеспотизма и радикальных идеологических доктрин; исключительная ориентацияна будущее; патетические аппеляции к массам; опора на внешнюю экспансию;великодержавные амбиции; всемогущая вера в мировой революционный процесс воглаве со страной-лидером. 4. О возникновении тоталитаризма. Необходимо отметить, что часть политологов считает, что тоталитаризмвсего лишь политическая метафора, в частности в американской "Энциклопедиисоциальных наук" 1968 года он назван "ненаучной концепцией". Также нет единого мнения среди политологов о том, когда вообще возниктоталитаризм. Одни считают его вечным атрибутом человеческой истории,другие - достоянием индустриальной эпохи, третьи - феноменом исключительнодвадцатого века. Историческим прототипом тоталитарных режимов считают восточныедеспотии. Однако между тоталитаризмом и ортодоксальными системами прошлого(и восточными и европейскими) есть ряд коренных различий. Одно из нихсостоит в том, что эти системы в отличие от тоталитарных не менялись, аесли и менялись, то достаточно медленно.
В средневековой Европе церковьуказывала во что веровать, но позволяла держаться одних и тех же верованийот рождения до смерти. Особенность же тоталитарного государства та, чтоконтролируя мысль оно не фиксирует её на чём-то одном. Выдвигаются догмы,не подлежащие обсуждению, однако изменяемые изо дня в день. Догмы нужны дляабсолютного повиновения подданных, однако невозможно обойтись безкорректив, диктуемых потребностями политики власть предержащих. Дж. Оруэлл в 1941 году в своей статье "Литература и тоталитаризм"приводит такой пример: "... до сентября 1939 года каждому немцу вменялось вобязанность испытывать к русскому большевизму отвращение и ужас, послесентября 1939 года - восторг и страстное сочувствие. Если между Россией иГерманией начнётся война, а это весьма вероятно в ближайшие несколько лет,с неизбежностью вновь произойдёт крутая перемена." 5. Фашизм и коммунизм как формы тоталитаризма. Большинство политологов сходится во мнении о единстве происхожденияфашизма и коммунизма. Даже такие противопоставления как теория классовойборьбы и национально-расовая идея, интернационализм и национализм выполнялиодинаковые функции. В марксизме национализм представляет собой побочный продукткапиталистического развития, которому противопостовляется идеяинтернационализма. Подавление национального начала входило интегральнойчастью в культуру тоталитаризма в СССР. Советские люди были объявленычленами "новой исторической общности" в лице интернационального советскогонарода. Эта идеология преобрела в своеобразно перевёрнутой форме функциинационализма и служила потребности сохранения целостности СССР в условияхсепаратистских устремлений отдельных национальных регионов. Что касается фашизма, то в нём произошло органическое слияниесоциадизма и национализма. Расизм и национализм в фашизме сыграли роль,аналогичную той, которую сыграли теория классовой борьбы и идеяинтернационализма в коммунизме. Фашизм отождествлял общество с нацией, анацию - с государством. Государство рассматривалось как юридическоевоплощение нации и стояло неизмеримо выше и отдельно взятыхиндивидов иорганизаций, из которых национальная община состоит. Таким образом, и интернационализм и национализм были поставлены наслужбу идентичным целям: обоснования и идеологического обслуживаниятоталитарных режимов фашистского и коммунистического толка. 6. Возникновение тоталитаризма в России. Существует довольно устойчивое мнение, согласно которому появлениесоветской коммунистической империи на Востоке и нацистского третьего рейхана Западе объясняется национально - историческими традициями России иГермании, и в сущности это лишь продолжение истории этих стран в новыхусловиях. Такое мнение верно лишь отчасти, татк как в России и Германиитрадиционно были сильны тенденции централизма и культ сильного государства,но для такого феномена, как тоталитаризм необходима особая социально-экономическая ситуация, которая стала бы благоприятной почвой для еговозникновения. К сожалению, подобная ситуация сложилась в России в начале ХХ-го века.Подаляющее большинство насаления страны было малограмотным, огромные массырабочих из разорившихся крестьян жили просто в нищете. Всё это привело ктому, что в обществе восторжествовали примитивные, простые и утопическиеидеи с одной стороны, а с другой - стремление к достижению реальныхценностей социального реванша. Ко времени возникновения тоталитарногорежима массы были слабо подготовлены политически, но жаждали социальныхблаг и выдвижения на общественную поверхность. Лозунг социальнойсправедливости был абстрактным призывом, более близкими были призывы ковсеобщему равенству, социальной уровниловке, что в результате переросло вдиктат социальной исключительности по принципу рабочего, бедняцкогопроисхождения. С этой точки зрения неверно такое разделение: Сталин и егоадминистративно-командный аппарат, манипулирующий народом, -это одно, астрадающий народ - совсем другое. Низы во многом определяли фигуры вождей иих мышление. Происходила как бы взаимная манипуляция. Авансцену покидалипредставители старой гвардии, а на передний план выходили руководители изнизов народа, малообразованные отчаянные, жестокие политики, прошедшиешколу каторги и ссылки. 7. Что же такое тоталитаризм? Слово "total" означает "целый, общий". Тоталитаризм - это явлениевсеобщее, затрагивающее все сферы жизни. В экономике он означает огусодарствление экономической жизни,экономическую несвободу личности. Личность не имеет собственных интересов впроизводстве. Происходит отчуждение человека от результатов его труда, и,как следствие, лишение его инициативы. Государством устанавливаетсяцентрализованное, плановое управление экономикой. Ф. Хайек в своей книге "Дорога к рабству", написанной в 1944 году,особый акцент делает именно на этом аспекте тоталитаризма. Он приходит квыводу о том, что свобода политическая - ничто без свободы экономической.Контроль над важнейшими ресурсами общества, как материальными, так инематериальными, будет находиться у тех, в чьих руках сосредоточен контрольнад экономической властью. Идея централизованного планирования заключаетсяв том, что не человек, но общество решает экономические проблемы, и,следовательно, общество (точнее отдельные его представители) судит оботносительной ценности тех или иных целей. Там, где единственныйработодатель - государство или подконтрольные режиму частные предприятия неможет быть и речи о свободном политическом, интеллектуальном или каком-либоином волеизъявлении людей. Ф. Хайек видел опасность возникновениятоталитаризма в возрастающем государственном регулировании экономикиВеликобритании. В политической сфере вся власть принадлежит особой группе людей,которую народ не может контролировать. Большевики, например, поставившиеперед собой цель свержения существующей системы, с самого начала быливынуждены действовать как конспиративная партия. Эта конспиративность,интеллектуальная, идеологическая и политическая закрытость остались еёсущественной характеристикой и после завоевания власти. Общество игосударство при тоталитаризме оказываются поглощёнными одной господствующейпартией, происходит слияние высших органов этой партии и высших органовгосударственной власти. Фактически происходит превращение партии в решающийстержневой элемент государственной структуры. Обязательным элементом такойструктуры является запрет на оппозиционные партии и движения. Характерной чертой всех тоталитарных режимов является также то, чтовласть не опирается на законы и конституцию. В сталинской конституции былигарантированы почти все права человека, которые на деле практически невыполнялись. Не случайно первые выступления диссидентов в СССР проходилипод лозунгами за соблюдение конституции. Симптоматичны также и насильственные методы избрания тех или иных лицв органы государственной власти. Достаточно вспомнить такой курьёзный факт:объявление по телевидению о результатах голосования утверждалось впрезидиуме ЦК КПСС за два дня до выборов. В духовной сфере господствует одна идеология и мировоззрение. Какправило - это утопические теории, реализующие извечную мечту людей о болеесовершенном и счастливом общественном порядке, в основе которых лежит идеядостижения фундаментальной гармонии между людьми. Тоталитарный режимиспользует мифологизированную версию одной такой идеологии в качествеединственно возможного мировоззрения, которое преврощается в некое подобиегосударственной религии. Эта монополия на идеологию пронизывает всюиерархию властных отношений сверху донизу - от главы государства и партиидо самых низших звеньев власти и ячеек общества. В СССР такой идеологиейстал марксизм, в Северной Корее - идеи "пучхе" и т.д. В тоталитарном режимевсе без исключения ресурсы (и материальные, и человеческие, иинтеллектуальные) направлены на достижение одной универсальной цели:тысячелетнего рейха, коммунистического царства всеобщего счастья и т.д. Эта превращённая в религию идеология породила ещё один феноментоталитаризма: культ личности. Как и всякие религии эти идеологии имеютсвои священные писания, своих пророков и бого-человеков (в лице вождей,фюреров, дуче и т.д.). Таким образом, получается чуть ли не теократическоеправление, где верховный жрец-идеолог одновременно является и верховнымправителем. Н. Бердяев называет подобную систему обратной теократией. 8. Основные черты тоталитарного общества. 1. Контроль за свободой мысли и подавление инакомыслия. Дж. Оруэлл по этому поводу писал: "тоталитаризм посягнул на свободуличности так, как никогда прежде не могли и вообразить. Важно отдавать себеотчёт в том, что его контроль над мыслью преследует цели не толькозапретительные, но и конструктивные. Не просто возбраняется выражать - дажедопускать - определённые, но диктуется, что именно надлежит думать.Личность изолируется, насколько возможно, от внешнего мира, чтобы замкнутьеё в искусственной среде, лишив возможности сопоставлений. Тоталитарноегосударство обязательно старается контролировать мысли и чувства по меньшеймере столь же действенно, сколь контролирует их поступки." 2. Разделение населения на "наших" и "ненаших". Людям свойственно - и это почти закон человеческой природы - быстрее илегче сходятся на негативной почве, на ненависти к врагам, зависти к тем,кому лучше живтся, чем на конструктивной задаче. Враг (и внутренний ивнешний) является неотъемлемой частью арсенала тоталитарного лидера. Втоталитарном государстве террор и страх используются не только какинструмент уничтожения и запугивания действительных и воображаемых врагов,но и как нормальный повседневно используемый инструмент упрвления массами.С этой целью постоянно культивируется и воспроизводится атмосферагражданской войны. Также тоталитаризм должен постоянно демонстрироватьгражданам свои успехи, доказывать реалистичность провозглашаемых планов илинаходить убедительные для населения доказательства, почему данные авансы нереализованы. И сюда очень хорошо вписывается поиск внутренних врагов.Здесь действует старый, давно известный принцип: "Разделяй и властвуй". Те,кто "не с нами, а значит, пртив нас" должны подвергнуться репрессиям.Террор развязывался без какой-либо видимой причины и предварительнойпровокации. В нацистской Германии он был развязан против евреев. ВСоветском Союзе террор не ограничивался расовыми признакми, и его объектоммог стать любой человек. 3. Тоталитаризм создаёт особый тип человека. Стремление тоталитаризма к переделке человеческой природы - одна изосновных отличительных особенностей его от всех других форм традиционногодеспотизма, абсолютизма и авторитаризма. С этой точки зрения тоталитаризмявляется феноменом исключительно двадцатого века. Он ставит задачу полнойпеределки и трансформации человека в соответствии с идеологическимиустановками, конструирования нового типа личности с особым психическимскладом, особыми ментальностью, мыслительными и поведенческимихарактеристиками, путём стандартизации, унификации индивидуального начала,его растворения в массе, сведения всех индивидов к какому-тосреднестатистическому знаменателю, подавлению личностного начала вчеловеке. Таким образом, конечная цель создания "нового человека" -формирование индивида, полностью лишённого всякой автономии. Такимчеловеком не нужно даже управлять, он будет самоуправляться, руководствуясьтеми догмами, которые на данный момент выдвигаются правящей верхушкой.Однако на практике проведение этой политики породило доносительство,писание анонимок и привело к моральному разложению общества. 4. Государство вмешивается даже в личную жизнь человека. В тоталитарном обществе всё: наука, искусство, экономика, политика,философия, мораль и отношения между полами направляются одной ключевойидеей. Одним из важнейших показателей проникновения тоталитарных начал вовсе сферы жизни является "newspeak" - новояз, который является средством,делающим трудным, если не невозможным выражение иных форм мысли. Ф. Хайекписал: "... легче всего убедить людей в подлинности ценностей, которым ихзаставляют служить, если объяснить им, что это те самые ценности, в которыеони всегда верили, просто раньше эти ценности понимались нерпавильно.Характерная особенность всей интеллектуальной атмосферы тоталитарных стран:полное извращение языка, подмена смысла слов, призванных выражать идеалынового строя." Однако в конечном итоге это оружие оборачивается против режима. Таккак люди вынуждены приспосабливаться к ирриционализму языка, они вынужденывести существование, прикотором следовать официальным предписаниямневозможно, но необходимо делать вид, что руководствуешься ими. Этопораждает как бы двойной стандарт в поведении тоалитарного человека.Появляются феномены, названные Дж. Оруэллом "doublethink" - двоемыслие и"thoughtcrime" - мыслепреступление. То есть жизнь и сознание человека какбы раздваиваются: в обществе он вполне лояльный гражданин, а в частнойжизни проявляет полное равнодушие и недоверие к режиму. Таким образом,нарушается один из основополагающих принципов "классического"тоталитаризма: тотального единства массы и партии, народа и вождя. 9. Заключение. Тоталитарный режим со временем разлагается изнутри. Особенно изполитической элиты выходят лица, которые становятся в оппозицию к режиму. Свозникновением инакомыслия от режима отчуждаются сначала узкие группировкидиссидентов, затем широкие слои населения. Дорушает разрушениетоталитаризма отход от жёсткого контроля в экономической сфере. Такимобразом на смену тоталитаризму приходит авторитаризм. Литература: 1. Гаднелев К.С. Тоталитаризм как феномен ХХ-го века. Вопросыфилософии, 1992, № 2. 2. Демократия и тоталитаризм. Свободная мысль, 1991, № 5. 3. Загладин Н.В. Тоталитаризм и демократия: конфликт века. Кентавр,1992, №№ 7-8. 4. Кларк К. Сталинский миф о “великой семье”. Вопросы литературы,1992, № 1. 5. Оруэлл Дж. “1984” и эссе разных лет. Москва, Прогресс, 1989. 6. Сахаров А.Н. Революционный тоталитаризм в нашей истории. Коммунист,1991, № 5. 7. Стариков Е. Перед выбором. Знания, 1991, № 5. 8. Тоталитаризм, авторитаризм и демократия в глобальном контексте.Латинская Америка, 1990, №№ 1-3. 9. Хайек Ф.А. Дорога к рабству. Новый мир, 1991, №№ 7-8.




Похожие:

Тоталитаризм: сущность и проявления iconТоталитаризм сущность и особенности
Сша политологический симпозиум, где тоталитаризм был определён как "закрытая и неподвижная социокультурная и политическая структура,...
Тоталитаризм: сущность и проявления iconТоталитаризм: сущность и особенности

Тоталитаризм: сущность и проявления iconТоталитаризм: происхождение и сущность

Тоталитаризм: сущность и проявления iconТоталитаризм сущность и особенности

Тоталитаризм: сущность и проявления iconТоталитаризм: сущность, форма, конкретные примеры

Тоталитаризм: сущность и проявления iconКонтрольная работа по дкб на тему: сущность инфляции, ее причины и методы регулирования (
Сущность инфляции, формы ее проявления и виды. Социально-экономические последствия инфляции
Тоталитаризм: сущность и проявления iconКонтрольная работа по теме №7 : «Сущность инфляции, ее причины и методы регулирования» Дисциплина: «Деньги, кредит, банки»
Сущность инфляции, формы ее проявления и виды. Социально-экономические последствия инфляции
Тоталитаризм: сущность и проявления iconКонтрольная работа по дисциплине «Деньги, кредит, банки» на тему «Сущность инфляции, ее причины и методы регулирования»
Сущность инфляции, формы ее проявления и виды. Социально экономические последствия инфляции
Тоталитаризм: сущность и проявления iconИнфляция: сущность и формы проявления

Тоталитаризм: сущность и проявления iconСущность инфляции, формы ее проявления и методы стабилизации денежного обращения

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы