История возникновения и развития российской прокуратуры icon

История возникновения и развития российской прокуратуры



НазваниеИстория возникновения и развития российской прокуратуры
Дата конвертации12.07.2012
Размер152.54 Kb.
ТипРеферат
История возникновения и развития российской прокуратуры


При Петре I Россия окончательно превратилась в чиновничье-дворянскуюмонархию с неограниченной властью императора. Ломался привычный,устоявшийся веками образ жизни; претерпевали коренные изменения всеосновные государственные структуры — Петр Великий твердой и уверенной рукойнасаждал новые, необычные для Российского государства органы, которые деньото дня укреплялись и набирали силу. Боярскую думу сменил Правительствующийсенат; приказы сохранились лишь частично, уступив место так называемымколлегиям. С организацией Святейшего синода император добился полногоподчинения церкви своей власти. Создавались регулярная армия и полиция,преобразовывалось местное управление. Существенно обновлялось и российскоезаконодательство — в первой половине XVIII века в год в среднем издавалосьпо 160 указов. Выдающаяся заслуга Петра I заключается и в том, что он впервые в Россиисоздал органы, специально предназначенные для контроля и надзора засоблюдением законов. Вначале это был институт фискалов, а затем —прокуратура. 22 февраля 1711 года был издан указ о Правительствующем сенате:«Определили быть для отлучек наших Правительствующий сенат для управления».Сенат учреждался в качестве коллегиального органа. В него входилипервоначально десять высших сановников России — сподвижников Петра I: графИ.А. Мусин-Пушкин, князь П.Голицын, М.Долгорукий и др. Функции Сената тогдане были четко определены. Впоследствии он стал решать вопросы финансов,управления различными отраслями хозяйства, правосудия и т.п. Сенат сталвысшим управленческим и судебным органом. Сюда направляли со всей России наокончательное рассмотрение и решение многие дела. Только император могпересмотреть «приговор» или определение Сената.Указами от 2 и 5 марта 1711 года учреждалась должность фискалов. Обер-фискал состоял при Сенате, но назначался непосредственно государем. Фискалыобразовывались при всех центральных и местных органах: коллегиях,канцеляриях, судах и др. В их основную обязанность входило «тайнопроведывать, доносить и обличать» о всех нарушениях закона,злоупотреблениях и воровстве и всем прочем, что «во вред государственномуинтересу может быть». С этой целью они принимали «доносы» от частных лиц,имели право входить в присутственные места, требовать для просмотра дела идокументы, и объяснения чиновников. Довольно скоро оказалось, что в деятельности самой фискальной службымножество недостатков. Пользуясь весьма широкими полномочиями и не чувствуядолжной ответственности, многие фискалы не прочь были поживиться за счеттех мест, при которых они состояли, погрязнув в лихоимстве излоупотреблениях. Их стали почти открыто ненавидеть, так что само слово«фискал» люди относили к таким же бранным, как, например, «шпион»,«доноситель». Надежды, возлагаемые Петром I на фискалов, оправдались не полностью.Кроме того, оставался без контроля и присмотра высшей государственный орган— Правительствующий сенат.
Правда, иногда император поручал контролироватьсенатскую деятельность своим наиболее доверенным лицам, таким, как генерал-ревизор Зотов и обер-секретарь Сената Щукин, и даже отдельным офицерамгвардии. Но эти функции они выполняли временно, эпизодически, что неудовлетворяло Петра I. Император понимал, что нужно создать новое учреждение, стоящее как бы надСенатом и над всеми другими государственными учреждениями. Таким органомстала прокуратура. 12 января 1722 года оказалось знаменательной датой в истории Российскогогосударства. В тот день царь подписал указ, направленный на улучшениедеятельности всех органов государства. В нем определялись обязанностисенаторов, предписывалось присутствовать президентам некоторых коллегий вСенате, устанавливалась ревизион-коллегия и учреждались при Сенатедолжности генерал-прокурора, рекетмейстера, экзекутора и герольдмейстера.Петр предложил представить ему кандидатов на эти должности. В отношении прокуратуры в указе отмечалось: «Быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, которыедолжны будут рапортовать генерал-прокурору». Спустя несколько дней былиустановлены должности прокуроров при надворных судах. В этом же указе Петр писал: «Ныне ни в чем так надлежит трудиться, чтобывыбрать и мне представить кандидатов на вышеписанные чины, а буде закраткостью времени всех нельзя, то чтобы в президенты коллегий и в генерали обер-прокуроры выбрать; что необходимая есть нужда до наступающегокарнавала учинить, дабы потом исправиться в делах было можно; в сии чиныдается воля выбирать изо всяких чинов, а особливо в прокуроры, понеже делонужное есть». Из этого указа видно, какое важное значение Петр придавал новой должностипрокурора как блюстителя законов, хотя функции прокуроров тогда еще невполне сложились. Однако и того срока, который он установил, Петр не стал дожидаться —слишком большие надежды он возлагал на должность генерал-прокурора. Поэтомууже 18 января 1722 года он назначает на должность генерал-прокурора ПавлаИвановича Ягужинского. По отзывам современников, Ягужинский был видный мужчина, с лицомнеправильным, но выразительным и живым, со свободным обхождением, капризныйи самолюбивый. Он был очень умен и деятелен. За один день Ягужинский делалстолько, сколько другой не успевал за неделю. Мысли свои выражал без лестиперед самыми высокими сановниками и вельможами, порицал их смело исвободно. Талантливый и ловкий, он не робел ни перед кем. Не случайносветлейший князь Меншиков «от души ненавидел его». Ближайшим помощником Ягужинского, обер-прокурором Сената, этим же указомбыл определен Григорий Григорьевич Скорняков-Писарев, выдвинувшийся изсреды гвардейских офицеров. Он уже имел опыт в Тайной канцелярии, иособенно отличился при ведении следствия по ряду политических дел. Положение первого генерал-прокурора Сената было очень сложным. Царь,человек исключительно энергичный, нередко сам выполнял прокурорскиеобязанности: он постоянно ездил в Сенат и строго следил за принимаемыми тамрешениями. С первых же дней образования прокуратуры Петр I дал понять всемсенаторам, какое место он намерен отвести прокурору в государственныхделах. Представляя сенаторам первого генерал-прокурора, он сказал: «Вот моеоко, коим я буду все видеть. Он знает мои намерения и желания; что онзаблагорассудит, то вы делайте; а хотя бы вам показалось, что он поступаетпротивно моим и государственным выгодам, вы однако ж то выполняйте и,уведомив меня о том, ожидайте моего повеления». Эта же мысль Петра нашла отражение и в указе от 27 апреля 1722 года «Одолжности генерал-прокурора».Этот указ устанавливал основные обязанностипрокурора, его полномочия по надзору за Сенатом, руководству подчиненнымиорганами прокуратуры. Указ предписывал, что «генерал-прокурор повиненсидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил и вовсех делах, которые к сенатскому рассмотрению и решению подлежат, истинно,ревностно и порядочно, без потеряния времени, по регламентам и указамотправлял, разве какая законная причина ко отправлению ему помешает, чтовсе записывать повинен в свой юрнал». Прокурору вменялось в обязанностьнаблюдать также за тем, чтобы в Сенате «не на столе только дела вершились,но самым действом по указам исполнялись», а также «накрепко смотреть, дабыСенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал». Если генерал-прокурор обнаруживал, что Сенат нарушает законы, то он обязан былпредложить Сенату исправить ошибку, а если не послушает — «протестовать ионое дело остановить». В указе отмечено: «И понеже сей чин — яко око наше и стряпчий оделах государственных, того ради надлежит верно поступать, ибо перво на немвзыскано будет». По первоначальному замыслу Петра I, генерал-прокурор должен был выступатьв роли высшего должностного лица в государственном аппарате, в рукахкоторого сосредоточивался бы надзор за правильным и законным ходомуправления страной, и прежде всего ее центральными учреждениями.Предполагалось, что генерал-прокурор должен стоять на страже интересовгосударя, государства, церкви и всех граждан, которые не могут самизащитить свои интересы. Однако в ходе дальнейшей работы над указом о функциях прокуратуры Петротказался от таких всеобъемлющих обязанностей генерал-прокурорскойдолжности. Центр тяжести переносился исключительно на надзирающую рольгенерал-прокурора за деятельностью всех государственных органов, и преждевсего Сената. Основное внимание в своей прокурорской деятельности Ягужинскийсосредоточил на контроле за повседневной работой Сената, за правильностью изаконностью разрешения дел, их своевременным прохождением, порядком вСенате и т.п. Стремясь к возвышению над Сенатом, Ягужинский все своипредложения, даваемые им сенаторам, обычно прикрывал авторитетом Петра, ккоторому был очень близок.Первое время генерал-прокурор прилагал немало усилий, чтобы навести вСенате элементарный порядок. Коллегиальные решения были еще чужды сознаниюсамолюбивых сановников. Сенаторы не привыкли считаться с чужим мнением иуважать его, поэтому в сенатском собрании зачастую возникали ссоры, крики ибрань, а иногда и драки. В связи с этим 16 октября 1722 года Ягужинскийнаписал особое «предложение» Сенату, в котором просил сенатороввоздержаться от ссор и споров, «ибо прежде всего это неприлично для такогоучреждения, как Сенат». В то время в Сенате существовал следующий порядок рассмотрения дел. Повыслушивании сенаторами доклада по какому-либо вопросу им разрешалосьпереговорить между собой о том или ином деле, для чего давался срок отполучаса до трех часов. Для определения точного времени генерал-прокурорвсегда имел под рукой песочные часы. Как только доклад заканчивался, онтотчас ставил часы на стол. Когда весь песок высыпался, сенаторы обязаныбыли немедленно садиться на свои места и «подавать голоса», начиная смладших. Постепенно генерал-прокурор занимает ключевое положение в государственномуправлении. Русский историк В.0. Ключевский писал по этому поводу: «Генерал-прокурор, а не Сенат, становился маховым колесом всего управления; не входяв его состав, не имея сенаторского голоса, был, однако, настоящим егопрезидентом, смотрел за порядком его заседаний, возбуждал в немзаконодательные вопросы, судил, когда Сенат поступал право или неправо,посредством своих песочных часов руководил его рассуждениями и превращалего в политическое сооружение на песке». Наблюдательные иностранцы отмечали, что генерал-прокурор Ягужинский —второе после императора лицо в государстве по своей силе и значению. Однако давалось все это Ягужинскому с огромным трудом. Он ясно осознавал,что только поддержка Петра I обеспечивает ему возможность твердо отстаиватьинтересы закона. Особенно трудно ему приходилось потому, что отношения сосновным помощником — обер-прокурором Скорняковым-Писаревым у него несложились. С самого начала своей службы в прокуратуре Скорняков-Писарев частенькозабегал к императрице и жаловался на свое незавидное положение,нерасположение к нему генерал-прокурора Ягужинского. Намекал он об этом и вписьмах к Петру I. Так, осенью 1722 года обер-прокурор писал Петру: «А безВашего Величества жить нам, бедным, скучно». В письме же императрицеЕкатерине он был более откровенен: «А без вас нам, бедным, жить зелотрудно; о чем я Вашему Величеству в Коломне доносил, то уже с бедным, сомною и чинится: Павла Ивановича (т.е. Ягужинского, — Авт.) некоторые плутыпривели на меня на недоброходство». Вскоре после этого он снова пишет Петру I: «И ныне паче на меня ПавелИванович по наговору от него, Шафирова, озлобился и публично при Сенатекричал на меня и бить челом хотел». Вот в такой обстановке, при натянутых отношениях со своим ближайшимпомощником в Сенате, приходилось Ягужинскому создавать и укреплять органыпрокуратуры. А ведь ему надо было заботиться и о местной прокуратуре,которая только-только вставала на ноги. Не случайно в одном из писем Петру I Ягужинский отмечал:«Всемилостивейший Государь! Я совестью своею и всеми сенаторамизасвидетельствую, сколько в том верности моей и старания ни было, однако жс превеликою трудностью при таких страстях дела в порядке содержать быломожно, особливо будучи безо всякого надежного вспомощника». Наряду с руководством органами прокуратуры Ягужинский был начальникомвсей сенатской канцелярии: он определял порядок делопроизводства ипрохождения дел, следил за дисциплиной и т.п. Поток же дел в Сенате былчрезвычайно большой. Вскоре Ягужинский заметил, что один обер-секретарь несправляется с такой массой дел. К тому же он не всегда был беспристрастен.По этому поводу Ягужинский пишет предложение Сенату: «Понеже несказаемаябездна дел и к тому же не небезлодозрителен один и може партии иметь, акогда другой будет, то один за другим — глаза». Сенат согласился с предложением Ягужинского и установил еще однудолжность обер-секретаря. Вот так Прокуратура осуществляла от имени императорской власти и по еепоручению повсеместный и постоянный надзор и контроль за действиями ирешениями Правительствующего сената, других центральных и местныхучреждений. Функции прокуратуры были довольно широки, хотя ивидоизменялись, особенно после Судебной реформы 1864 года. В отдельныепериоды генерал-прокурор выступал не только как блюститель законов, но икак министр финансов, юстиции, внутренних дел. Особенно наглядно этопроявилось во времена царствований Екатерины II и Павла I. Начиная же с1802 года генерал-прокурор стал одновременно и министром юстиции. Должность генерал-прокурора, установленную Петром I в 1722 году, за всевремя ее существования, вплоть до октябрьских событий 1917 года, — почтидва столетия — занимали 33 человека. Первым в их ряду стоял как нам ужеизвестный сподвижник Петра I, один из «птенцов гнезда Петра Великого»генерал-аншеф, обер-шталмейстер, кабинет-министр и дипломат, кавалер всехвысших орденов Российской империи, граф Павел Иванович Ягужинский. В должности генерал-прокурора состояли различные лица, в подавляющембольшинстве незаурядные. Среди них были и выдающиеся государственныедеятели — Д.Н. Блудов, Д.П. Трощинский, и блестящие юристы — Д.Н. Замятнин,Д.Н. Набоков, Н.В. Муравьев, и боевые, проявившие незаурядную храбрость всражениях офицеры — А.Н. Самойлов и Д.И. Лобанов-Ростовский, и тонкийдипломат Д.В. Дашков, и выдающиеся русские поэты, гордость российскойлитературы — Г.Р. Державин и И.И. Дмитриев. О каждой личности можно сказасть очень многое. Например Князь АлексейАлексеевич Долгоруков 27 апреля 1827 года был назначен товарищем Министраюстиции, а через три дня, «по случаю тяжелой болезни» князя Д.И.Лобанова-Ростовского, временно «вступил в права и обязанности Министра юстиции». 18октября того же года, после выхода в отставку министра, за Долгоруковым«впредь до особого назначения» было оставлено управление министерством. Впоследствии император утвердил его в должности Министра Юстиции и Генерал-прокурора. По-разному складывались биографии и судьбы руководителей прокурорскойсистемы. Кто-то, подобно А.А.Вяземскому или Р.А.Руденко, отдал служениюпрокуратуре свыше четверти века, кто-то, как А.А.Хвостов и А.Ф.Керенскийили Н.С.Трубин и А.И.Казанник, были на высшем прокурорском постусравнительно недолгое время. Но каждый по-своему вошел в нашу историю. Среди них были люди большого ума и просто честные служаки. Но все былипатриотами своего Отечества и своего ведомства, мысля, однако, более очести Отечества, нежели мундира. Хотя честь мундира, в хорошем пониманииэтого слова, и забота о достоинстве профессии были их отличительнымичертами. Не приходится удивляться, что российская прокуратура на протяжении двухвеков считалась одной из лучших в Европе, отличаясь строгостью игуманностью. Сама этика этой институции предполагала верность долгу,преданность и лояльность государственным властным структурам, внимание кчеловеку. «Я ласкательства от вас не требую, — писала в «секретнейшемнаставлении генерал-прокурору Александру Вяземскому» Екатерина II, — ноединственно чистосердечное обхождение и твердость в делах». И требовалосьтогда от прокуроров «в донесениях Императорскому Величеству поступатьосторожно и рассмотрительно, дабы кому бесчестия не учинить». И в этом тоже было следование национальным традициям, родившимся задолгодо прокуратуры и сохранившимся в наши дни. Еще знаменитый московскиймитрополит Филарет в своей речи «О назидании ссыльных» учил относиться кпреступнику «с христианской любовью, с простотой и снисхождением,остерегаться всего, что унижает и оскорбляет: низко преступление, а человекдостоин сожаления». Россия за столетия своей истории то свято блюла православие, то яростноотбрасывала его от себя, но православный менталитет, складывавшийся годами,неизменно проявлялся в характере русского человека, вне зависимости от егопартийности и религиозности. Это удачно подметил еще выдающийся российскийюрист А.Ф.Кони в своей работе «Приемы и задачи прокуратуры» в 1911 г. Онтак прокомментировал знаменитое в русской юриспруденции изречение Филарета: «Если таковое должно быть отношение к осужденному преступнику,составляющее одну из прекрасных нравственных черт русского народа, то нетникакого основания иначе относиться к подсудимому». При этом А.Ф.Кони высказал очень важный для нас, будущих, и сегодняшнихработников прокуратуры, постулат: при всем гуманизме, прокуратура, какспецифическая надзорная государственная структура, не может быть милосерднав ущерб «правовой и фактической доказательности». Строгость и гуманность — вот два краеугольных камня, на которых стоялароссийская прокуратура на протяжении столетий. Защита интересов государстваи каждого гражданина — вот два основополагающих принципа, которыхпридерживались генерал-прокуроры дореволюционной России и которым должныследовать прокуроры наших дней. Недаром почти у всех российских прокуроров были незапятнанные репутации,превосходные послужные списки. Сохранились воспоминания о первом,петровских времен, генерал-прокуроре России Павле Ивановиче Ягужинскомодного из его современников: «Если он уже обещает что-нибудь принять насебя, то скорее умрет, нежели нарушит обещание... Если первый сановникимперии поступает несправедливо, то он порицает его с такою же свободою,как и низшего чиновника». Замечательное качество юриста-государственникабыть равным со всеми, ибо все равны перед Богом и Законом. Хочется особо подчеркнуть, что осуществление надзора за соблюдениемзаконов в государстве Российском всегда было прерогативой прокуратуры, аэто предполагало ее независимость от иных, особенно местных властныхструктур. И когда мы размышляем о делах и людях прокуратуры, важно помнить,что не только дела были праведны, но и люди, те дела вершившие, стремилиськ объективности, независимости от каких бы то ни было влияний и воздействийсо стороны. Весьма показательным в этой связи представляется «правление»князя Долгорукова на посту генерал-прокурора России. Алексей АлексеевичДолгоруков, по воспоминаниям современников, был человеком независимыхсуждений, неподкупным и справедливым. Время его «прокурорствования»ознаменовалось энергичной борьбой за независимость прокурорского надзора. Иранее генерал-прокурорам приходилось отстаивать независимость местныхпрокуроров и стряпчих от произвола губернского начальства. При Долгоруковев этой борьбе он побеждал чаще, может быть, чем его предшественники. Вборьбе с губернаторами за независимость местных прокуроров он выходил науровень Правительствующего Сената. В результате родился тогда историческийсенатский Указ от 28 сентября 1828 г. Его направили всем министрам,начальникам губерний, в Святейший Синод и департаменты самого Сената. ВУказе отмечалось, что «губернские прокуроры, на основании узаконении, вездесмотрят и бдение имеют, дабы в губерниях ничего противного закону и общейпользе не происходило, а в случае их упущений или преступления должности,они подвергаются ответственности пред министром юстиции, или суждениюПравительствующего Сената». И было в Указе чрезвычайно важное положение о независимости прокуроров отместного начальства. Специально подчеркивалось, что губернский прокурор неможет находиться в зависимости от губернского руководства, так как «вслучае каких-либо по делам службы несогласий его с начальниками губерний,или в случае представления начальству о неправильном действии губернатора,может навлечь к себе со стороны его нерасположение, а следовательно, еслибы аттестация таковых чиновников зависела от губернатора, они могли бы, привсей похвальности своей службы, лишиться справедливого по оной удостояния». В то же время закон, «определяющий должность и права генерал-прокуроров»,наделял тогда прокуроров полномочиями и в отношении Сената. «Ежели кто изСенаторов приговаривать будет неправо, генерал-прокурор предложит им, чтобыони исполняли свой долг». А ведь возымело действие! И когда, например, в бытность генерал-прокурором и министром юстиции Дмитрия Васильевича Дашкова некоторыегубернаторы были замечены прокурорами в совершении бесчинств, с них послевмешательства генерал-прокурора императором строго взыскано было. Давая оценку деятельности прокуроров в более позднее время, в серединеXIX века, А.Ф.Кони писал, что «губернский прокурор и стряпчие в уездах былиживым напоминанием закона и, во многих случаях, его обязательнымиистолкователями... История министерства юстиции с тридцатых до шестидесятыхгодов представляет немало примеров энергичной борьбы губернских прокуроровс местными злоупотреблениями». Отстаивая букву Закона, прокурорам приходилось не только противостоятьместничеству, но и против воли императора идти. В 1916 году генерал-прокурор Александр Александрович Макаров, несмотря на прямое указаниеНиколая II, отказался прекратить уголовное дело, возбужденное в отношениибывшего военного министра Сухомлинова. Не менее «несговорчивой» фигурой слыл и предшественник А.А.Макаровагенерал-прокурор Александр Алексеевич Хвостов. «Убежденный законник», какего называли современники, А.А.Хвостов, честный, правдивый и прямой, умелотстаивать свою точку зрения перед любым, в том числе и императором. Не шелон на поводу и у всесильных фаворитов и временщиков, не исключая иРаспутина. И сегодня, для того чтобы постичь психологию прокуроров, надо заглянуть висторию: в прокуратуру всегда шли люди, не согласные жить рядом со злом имириться с несправедливостью. Одни генерал-прокуроры удерживали свою должность в течение длительноговремени: например, как уже было выше сказано А.А. Вяземский — около 30 лет,В.Н. Панин — более 20 лет. Другие же, напротив, непродолжительное время —менее года: например, А.А. Хвостов, А.Ф. Керенский, А.С. Зарудный, П.Н.Малянтович (особенно это относится ко времени, предшествовавшемуФевральской революции, и к периоду Временного правительства). После Октябрьской революции органы прокуратуры, как известно, былиликвидированы. В Декрете о суде № 1 от 24 ноября 1917 года отмечалось:«Упразднить доныне существовавшие институты судебных следователей,прокурорского надзора, а равно институты присяжной и частной адвокатуры». Вроли обвинителей теперь могли выступать все «неопороченные граждане обоегопола, пользующиеся гражданскими правами». Надзор же и контроль зазаконностью входил в функции многих органов и учреждений, начиная с ВЦИКа иего президиума и кончая губернскими и уездными отделами юстиции. Такое положение, вполне приемлемое в условиях гражданской войны, сталонетерпимым во время мирного строительства. В 1921 году со всей остротойвстал вопрос о создании прокуратуры. Советская прокуратура была создана 28 мая 1922 года, когда М.И. Калининкак председатель ВЦИКа подписал принятое этим органом «Положение опрокурорском надзоре». В нем говорилось: «В целях осуществления надзора засоблюдением законов и в интересах правильной политики борьбы спреступностью ВЦИК постановляет: Учредить в составе Народного Комиссариата Юстиции Государственнуюпрокуратуру . Были определены и ее функции. Первым прокурором России сталД.И. Курский, а после образования Союза ССР первую должность прокурораВерховного суда СССР занял П.А. Красиков. В разные годы прокурорами(генеральными прокурорами) Союза ССР и РСФСР были И.А. Акулов, Н.В.Крыленко, В.А. Антонов-Овсеенко, М.И. Васильев-Южин, А.Я. Вышинский, К.Н.Сафонов, Р.А. Руденко, А.М. Рекунков, Б.В. Кравцов и др. Сменялись эпохи, менялись и продолжают меняться функции органовпрокуратуры России, но каждый раз во все времена на должности генерал-прокуроров, а затем и генеральных прокуроров России призывались Отечествомгосударственные мужи, чья жизнь и служебная деятельность не может остатьсянезамеченной. Ведь с их именами связаны многие значимые события нашейистории, которые непременно должны быть занесены в ее летопись. И Мы, какбудущие прокуроры должны крепко знать историю Российской прокуратуры,потому что опираясь на неё мы сможем работать в прокуратуре достойно какизвестные нам прокуроры.




Похожие:

История возникновения и развития российской прокуратуры iconИстория возникновения и развития российской прокуратуры
С организацией Святей­шего синода император добился полного подчинения церк­ви своей власти. Создавались регулярная армия и полиция,...
История возникновения и развития российской прокуратуры iconПрограмма дисциплины «Прокурорский надзор» Для специальности
Учреждение и исторические этапы в организации и деятельности прокуратуры в России. Концепция развития органов прокуратуры на современном...
История возникновения и развития российской прокуратуры iconИстория развития прокуратуры Украины

История возникновения и развития российской прокуратуры icon030501. 65-Юриспруденция подготовки специалиста (для специализации «судебная власть и организация правосудия»)
Учреждение и исторические этапы в организации и деятельности прокуратуры в России. Концепция развития органов прокуратуры на современном...
История возникновения и развития российской прокуратуры iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Прокурорский надзор»
Учреждение и исторические этапы организации и деятельности прокуратуры в России. Концепция развития органов прокуратуры на современном...
История возникновения и развития российской прокуратуры iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Прокурорский надзор» для специальности
Учреждение и исторические этапы организации и деятельности прокуратуры в России. Концепция развития органов прокуратуры на современном...
История возникновения и развития российской прокуратуры iconДокументи
1. /История Российской прокуратуры.doc
История возникновения и развития российской прокуратуры iconИнструкция по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации
Российской Федерации, прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуратурах, прокуратурах городов и районов,...
История возникновения и развития российской прокуратуры iconИстория возникновения и развития современного олимпийского движения

История возникновения и развития российской прокуратуры iconИстория возникновения, сущность и этапы развития аудита

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы