Проблема демонополизации и приватизации предприятий icon

Проблема демонополизации и приватизации предприятий



НазваниеПроблема демонополизации и приватизации предприятий
Дата конвертации25.07.2012
Размер299,81 Kb.
ТипРеферат
Проблема демонополизации и приватизации предприятий


Министерство образования Украины Кафедра Экономики Курсовая работа по теме: Проблема демонополизации и приватизации предприятий ПланВведение1. Демонополизация её цели, способы и механизмы.1. 1. Порядок, способы и механизм де монополизации1. 2. Сущность, цели и задачи разгосударствления и приватизации 2.Демонополизационые условия государства с предпреятиямий2. І. Демонопольная в условиях рыночной экономики2. 2. Демонопольные условия государства3. Порядок, способы и механизм демонополизации в Украине по модели США3. 1.Анализ использования антимонополии в США и стран Европы и возможность их использования на УкраинеЗаключение ВВЕДЕНИЕВ РПС мысли долгое время господствовало представление, что собственность -это отношение человека к вещи, власть человека над вещью, его возможностьвладеть, распоряжаться, использовать материальные условия своегосуществования. При этом стремление человека к обладанию вещами выступалокак природный, неотъемлемый инстинкт.Однако по мере накопления и углубления знаний о законах развития обществапредставление о собственности стали меняться в сторону все большегопризнания не природной, а социальной ее основы.Поэтому для успешного развития собственности необходимо выполнение многихэкономических и социальных условий, в частности необходим пересмотр самогоотношения к собственности в новых условиях рынка.Достоинства и недостатки господства госсобственностиВ дальнейшем в СССР продолжался процесс наращивания общественных средствпроизводства за счет накоплений. В результате социальная структурасобственности на средства производства к началу 90-х гг.Приняла следующий вид: государственная 88.6 ,колхозная 8.7 , кооперативов по производству товаров и услуг (включаяжилищно-строительные) 1.5 , собственность граждан – 1. 2%. Эти цифры посуществу выражают высокий государственный монополизм на средствапроизводства.Установление господства государственной собственности,отождествлявшейся с общенародным достоянием, имело свои достоинства. Онообеспечивало единое централизо - ванное управление , огромную концентрациюресурсов и их использование для решения крупнейших хозяйственных задач. Наразвитии государственной собственности базировался процесс расширенноговоспроизводства. Централизация собственности являлась основойотносительного равенства в распределении материальных и духовных благмежду членами общества.Вместе с тем опыт СССР и других социалистических стран показал, чтоглобализация государственной собственности имеет и крупные минусы, которыесо временем становятся нетерпимыми. Государственные предприятия не былизаинтересованы в использовании новых достижений науки и техники. Этидостижения отторгались, так как существо - вавшая монополиягосударственной собственности делала более выгодным выпуск традиционнойпродукции по устоявшейся технологии. Отсутствие конкуренции лишилопредприятия экономических стимулов к повышению качества продукции иснижению издержек производства. Внутренние источники развития были замененывнешними побудительными мотивами, основанными на силе административнойвласти.В результате эффективность народного хозяйства, основанного нагосударственной собственности, оказалась невысокой, по многим показателямона уступает эффективности рыночнка . Замедлялись темпы ростапроизводительности труда, из года в год снижалась фондоотдача, росламатериалоемкость продукции.Аналогичные недостатки проявились и в колхозной собственности.Административные органы безраздельно командовали колхозами, определялинаправление их производства, формировали органы их управления.Колхозная демократия носила формальный характер. Колхоз был лишен правараспоряжаться своей продукцией, поскольку основная ее часть поступалагосударству по установленным им ценам. Отсутствие подлинно хозяйскогоотношения к производству так или иначе препятствует его нормальномуфункционированию. Конечно, директор и службы управления предприятийстремятся к тому, чтобы они работали эффективно. Но, как часто и не безоснования утверждают, хозяин всегда заинтересован в процветании фирмы, ауправляющий - в сохранении своей должности 1. Демонополизация её цели ,способы и механизмы. 1. 1. Порядок, способы и механизм де монополизацииРабота по приватизации предприятия начинается с изучениязаконодательной базы т.е. с анализа республиканской и местных программприватизации, который необходим прежде всего для того, чтобы убедиться, чтопредприятие не попадает под какие-либо ограничения. В этой связиреспубликанской программой определены предприятия по отдельным группам:объекты и предприятия, приватизация которых запрещена (объекты,деятельность которых связана с угрозой для жизни и здоровья людей, объекты,имеющие особый режим управления и являются монополией государства изатрагивают интересы его обороноспособности, безопасности и т.п.). Переченьтаких предприятий утверждается Верховным Советом Украины;объекты и предприятия, приватизация которых осуществляется по решениюправительства Украины;объекты и предприятия, приватизация которых осуществляется по решениюМинистерства по управлению государственным имуществом и приватизацииУкраины с учётом мнения отраслевых министерств и ведомств;объекты и предприятия, приватизация которых допускается в соответствии сместными программами приватизации.В системе лёгкой промышленности нет предприятий, запрещённых кприватизации. Если инициатором приватизации выступает трудовой коллектив,топодготовительная работа начинается с создания инициативной группы в составепредставителей планового, финансового отделов и бухгалтерии, а такжепредставителя профсоюзного комитета, способного активно защищать интересытрудового коллектива. Инициативная группа проводит опрос членов трудовогоколлектива напредмет выяваления числа работников, согласных на выкуп предприятия исколько личных средств (паевых взносов) может при этом внести каждыйработник. Результаты опроса дают общее представление о ситуации вколлективе и готовности к преобразованию предприятия.Для разработки проекта приватизации и ознакомления с ним трудовогоколлектива инициативная группа с привлечением специалистов готовитследующие основные данные:- отраслевая принадлежность предприятия;- место нахождения его;- численность работающих с разбивкой по категориям, стажу работы на данномпредприятии;- структурная характеристика предприятия;- среднемесячная заработная плата;- степень вредности и тяжести труда; (необходимо проанализировать, какуючисленность работников следует сохранить, какие нужны структурныепреобразования);- балансовая, восстановительная и остаточная стоимость основных фондов;- стоимость оборотных средств;- номенклатура выпускаемой продукции;- отчётная и прогнозируемая прибыль;- размеры фондов экономического стимулирования и других фондов, образуемыхна предприятии;- отчётная и прогнозируемая рентабельность;- экологическое состояние предприятия (после приватизации предприятие будетсамостоятельно нести всю ответственность за экологический вред, наносимыйего деятельностью). Анализ этих данных позволяет определить возможныеразмеры денежных средств предприятия, аккумулируемые для первоначальноговзноса;перспективы выплаты платежей при выкупе предприятия; необходимость заёмныхсредств и сроки погашения кредита, а также возможные размеры дивидендов.Вторым этапомподготовительной работы для приватизации являетсяпредварителтная оценка стоимости имущества и определение выкупных платежей.Подготовительная работа завершается проведением собраний или конференцийтрудовых коллективов для ознакомления с подготовленными документами иглавное с расчётами о том, что будет иметь каждый работник от приватизациипредприятия. Протоколом собрания (конференции), принявшего решение о подачезаявки на приватизацию предприятия (с изложением вопросов одобрения проектаприватизации, создания и персонального состава рабочей группы поприватизации и персонального состава представителей трудового коллектива,уполномоченных войти в комиссию по приватизации, создаваемуюреспубликанскими и местными органами приватизации; о размерах личныхсредств, вносимых членами трудового коллектива на приватизацию предприятия)завершается подготовительная работа на предприятии, и готовятся документы -предложения в соответствующие органы о приватизации предприятия. Вчастности, представляется выписка из протокола общего собрания иликонференции трудового коллектива. В предложении на приватизацию указываютсянаименование предприятия, сроки приватизации, предварительная оценкастоимости имущества, источники средств для выкупа, направленияиспользования объекта после приватизации.Предложение рассматривается органом приватизации лишь в тои случае, когдаза него проголосовало не менее 2/3 работников предприятия. К предложению наприватизацию прилагается чек-формат, являющийся коммерческим паспортомпредприятия. Чек-формат содержит:общие сведения о приватизируемом предприятии, такие, главным образом, какноменклатура и ассортимент производимой продукции;сведения об активах предприятия, определяюцих его количественную икачественную характеристику;территориальную характеристику предприятия (площадь занимаемой территории,характеристика строений);характеристику рынка сбыта продукции и рынка основных видов потребдяемогосырья и материалов;важнейшие экономические показатели (прибыль, рентабельность и т.д.);бухгалтерский баланс на момент подачи предложения на приватизацию и за двапредшествующих года.На основании заключения комиссии Мингосимущества о преобразованиигосударственного предприятия в акцирнерное общество орган приватизацииучреждает акционерное общество и утверждает его устав. Акционерноеобщество регистрируется в порядке, установленном законодательством истановится правопреемником преобразованного государственного предприятия.Кроме такого способа акционирования предусмотрены и такие способыприватизации как продажа предприятия на аукционе и продажа по конкурсу.Продажа на аукционе - это такой способ приватизации, при которомпредприятия государственной собственности продаются с аукционных торгов.Предприятие переходит в собственность того покупателя, который предложилсамую высокую цену.Этот способ приватизации используется в тех случаях, когда от покупателя нетребуется выполнения каких-либо условий по дальнейшему использованиюприватизированного предприятия.Продажа по конкурсу - это способ приватизации, при котором покупательприватизируемого предприятия определяется на основе конкурсного отбора.После оплаты стоимости объекта покупатель становится его новымсобственником. Этот способ приватизации применяется в тех случаях, когда отпокупателя требуется выполнение определённых условий по дальнейшемуиспользованию предприятия. Для проведения конкурса необходимо не менее двухпокупателей.Условия конкурса предусматривают:- сохранение на определённый срок профиля предприятия и обязательств попроизводству конкретных видов товаров;- проведение природоохранных мероприятий;- обеспечение безопасных условий труда;- сохранение или создание новых рабочих мест;- финансирование или порядок использования в течение определённого срокаобъектов социальной сферы, входящих в имущественный комплекс предприятия.Могут предъявляться и другие требования по усмотрению комиссии поприватизации. Выполнение условий конкурса обязательно. Право собственностина объект передаётся победителю конкурса, предложение которого отвечаетусловиям конкурса и наилучшим образом соответствует критериям,устанавливаемым органом приватизации. В качестве критерия конкурсаиспользуются показатели, определяющие перспективу развития предприятия. Приопределении критерия конкурса учитывается специфика приватизируемогопредприятия. Для трудового коллектива продажа на аукционе, по конкурсунаименеепредпочтительна, так как снижается вероятность приобретения объектов всобственность трудовым коллективом вследствие роста их цены. На аукционах ипо конкурсу, как правило продаются в первую очередьнебольшие убыточные и низкорентабельные предприятия. 1. 2. Сущность, цели и задачи розгосударствления и приватизацииРазгосударствление и приватизация государственной собственностиявляется одним из важнейших направлений перехода экономики Украины крыночным отношениям.Закон "О собственности в Украине" предусматривается триформы собственности :частную- имуществом владеет гражданин, как физическое лицо;коллективную- имуществом владеет группа лиц, коллектив. Коллективнаясобственность может выступать в форме арендных и народныхпредприятий,хозяйственных обществ и товариществ, других организаций иобъединений.государственную- имущество принадлежит государству, его народу и от именинарода управляется Кабинетом Министров и местными Советами депутатов.Государственная собственность разделяется на 2 вида : республиканскую икоммунальную. Закон допускает образование смешанных форм собственности наоснове объединения имущества физических и юридических лиц и государства(например, совместные предприятия).Кроме того, имущество может принадлежать на праве общей (долевой илисовместной) собственности нескольким лицам независимо от формсобственности. В республиканской собственности находятся природные ресурсы: земля, её недра, воздушное пространство над территорией республики. Вреспубликанской собственности находятся также предприятия и организации,имущество которых обеспечивает суверенитет, хозяйственную самостоятельностьреспублики, её экономическое и социальное развитие. В коммунальнойсобственности находятся объекты (имущество), принадлежащие административно-территориальным органам. Ими управляют соответствующие местные Советыдепутатов.Переход к рыночным отношениям и эффективное функционирование рыночногомеханизма самоуправления возможны только при условии, когда основная частьтоваропроизводителей-предприятий будет обладать свободой хозяйственнойдеятельности и предпринимательства. Когда они будут иметь право дляиспользования принадлежащего им арендного или переданного в пользованиеимущества, самостоятельно определять производственную программу, выбиратьпоставщиков и потребителей, назначать цены, распоряжаться прибылью,остающейся после уплаты налогов, решать другие вопросы, связанные схозяйственной деятельностью и развитием производства.Именно в условиях рыночной экономики и действуют положения,обеспечивающие формирование возможностей для свободного выбора формсобственности и хозяйствования путём разгосударствления и приватизации.Разгосударствление собственности - термин "отечественногопроизводства", родившийся в странах бывшего союза. Во всех другихгосударствах процесс преобразования государственной собственностиназывается приватизацией.Разгосударствление экономики в нашей республике - это процесс формированиямногоукладной, смешанной экономики, децинтрализация управления,освобождение государства от функций прямого хозяйственного управления.Разгосударствление собственности осуществляется путём как создания новыхчастных, коллективных предприятий, так и приватизации действующихгосударственных. Основными принципами разгосударствления являются :добровольность, экономическая заинтересованность трудовых коллективов иотдельных граждан, гласность, соблюдение интересов государства и населения.При этом очень важно, чтобы процесс разгосударствления способствовал роступроизводительности труда на основе улучшения его организации, управления иматериальной заинтересованности работников.Главные критерии реформы разгосударствления экономики: сокращениепринудительного госзаказа, расширение свободной продажи продукции на рынке,либерализация цен, конкуренция товаропроизводителей, и обеспечениеэкономической ответственности. За государством при этом сохраняются функциирегулирования общественного производства экономическими и юридическиминормами.Одним из основных направлений разгосударствления экономики являетсяприватизация. Этот процесс характеризуется передачей государством правасобственности на предприятия, имущественные комплексы и иное имуществогражданам и юридическим лицам, деятельность которых основана нанегосударственной собственности. В результате приватизации государствоутрачивает право владения, пользования и распоряжения объектамигосударственной собственности, а осударствен - ные органы - правоуправления ими. Необходимо обратить внимание на то, что разгосударствлениеможетпроводиться быстрее, чем приватизация. Приватизация - процесс болеедлительный. В литературе, например, приводится такой факт: в Англии - этойклассической капиталистической стране потребовалось 10 лет для приватизациивсего 10 крупных корпораций. Приватизация государственной собственности всоответствии сзаконодательством Украины осуществляется следующими способами:- выкупом арендного имущества арендным предприятием;- продажей объектов на аукционе и по конкурсу;-продажей государственной доли акций акционерных обществ, преобразованныхиз государственных и арендных предприятий, негосударственным юридическим ифизическим лицом.Сущность основных принципов приватизации заключатся в следующем:во-первых, в сочетании возмездного и безвозмездного способов приватизации,при которых часть государственного имущества, подлежащего приватизации,бесплатно передается в собственность граждан Украины, а другая продаётсячастным и негосударственным юридическим лицам;во-вторых, в праве каждого гражданина Украины на часть безвозмезднопередаваемой собственности. В связи с общенародным характеромгосударственной собственноти за каждым гражданином Украины закреплено правополучить часть приватизируемого государственного имущества бесплатно.Практически это право реализуется путём выдачи именных приватизационныхчеков на сумму, зависящую от возраста гражданина и его трудового стажа;в-третьих, в дифференциации методов, форм и процедур приватизации. То естьв связи с тем, что приватизируемые объекты различаются размерамипроизводства, значимостью и конкурентноспособностью продукции, уровнемтехнической оснащённости, финансовым положением, и т. д., данный принциппредполагает использование различных способов, методов и процедур припроведении приватизации. Так, небольшие предприятия могут быть проданы саукциона, а крупные преобразованы в акционерные общества; платежи в бюджетза приобретённое государственное имущество могут быть одноразовые и врассрочку;в-четвёртых, в предоставлении определённых социальных гарантий членамтрудовых коллективов приватизируемых предприятий. Государство обеспечиваетболее благоприятные условия для участия трудовых коллективов в приватизациисвоих предприятий. Трудовой коллектив может выступить инициаторомприватизации предприятия, т.е. подать предложение на приватизацию всоответствующие органы. Члены трудового коллектива имеют первоочередноеправо приобретать акции акционерных обществ, созданных путём преобразованиягосударственных и арендных предприятий,как за денежные средства, так и за приватизационные чеки. Трудовыеколлективы арендных предприятий имеют первоочередное право выкупаарендуемого имущества.Члены трудового коллектива имеют право на некоторые льготы при участии вприватизации своих предприятий.В частности юридические лица, образованныетрудовыми коллективами с целью приватизации своих предприятий, приобретаютих по цене на 20% меньше той суммы, которая подлежит оплате деньгами. Этальгота применяется и в том случае, если государственное или арендноепредприятие преобразуется в акционерное общество. Члены трудовогоколлектива приобретают акции за счёт денежных средств со скидкой в размереустановленной льготы, т.е. на 20% ниже номинальной стоимости. Кроме того,заработная плата и дивиденты, полученные по акциям и использованные на целиприватизации, не облагаются подоходным налогом. Эта льгота действует до техпор, пока гражданин владеет указанным имуществом или акциями. При ихпродажедоходы, ранее освобождённые от налогообложения, подлежат обложению налогомна общих основаниях.Пятыйпринцип приватизации - обеспечение широкой гласности процессаприватизации. Этот принцип предполагает освещение средствами массовойинформации условий и хода приватизации; регулярное ознакомление граждан сперечнем приватизируемых объектов; участие представителей администрации итрудового коллектива предприятия в работе комиссии по приватизации;предоставление возможности всем заинтересованным лицам в случае ущемленияих прав при приватизации обращаться в суд, арбитраж и другие органы.Правительство республики предусматривает путём приватизации достичь:- усиления стимулов к труду, повышение эффективности производства, деловойактивности предпринимательской деятельности;- устранения бесхозяйственности, уменьшения масштабов коррупции и теневойэкономики;- возрождения общечеловеческих ценностей. Учитывая важность проблемы,правительство республики осуществляет постоянный контроль за ходом процессаприватизации. 2. Демонополизационые условия государства с предпреятиямий 2. І. Демонопольная в условиях рыночной экономикиИстория развития монополий является одновременно и историей борьбы с ними.Негативные результаты монополизации проявляются сразу, и это особенноощущают широкие слои населения. Вокруг монополий формируется негативноеобщественное мнение, которое требует государственной защиты потребителей отдеятельности монополистов, ограничения деятельности других. Накопленныйопыт и научные обобщения помогли обществу понять все "плюсы" и "минусы"монополий, выработать по отношению к ним определенную политику, котораяполучила название монопольной. Первым ее результатом в Украине оказалосьантимонопольное законодательство. Оно заложено антимонопольными законами:Законом Украины "Об ограничениимонополизма и недопущении недобросовестной конкуренции впредпринимательской деятельности" и Законом Украины "Об антимонопольномкомитете", о которых уже говорилось выше. Антимонопольная политика иантимонопольное законодательство не имеют целью запрещение или ликвидациюмонопольных образований. В обществе сложилось понимание того, что монополиякак фактор роста прибыли не может быть уничтожена. Поэтому реальное заданиеантимонопольной политики заключается в том, чтобы поставить деятельностьмонополии на государственный контроль, исключить возможностьзлоупотребления монопольным положением. К. Маркс еще в середине прошлогостолетия пришел к выводу, что появление монополий требует государственноговмешательства. Главная цель этого вмешательства заключается в защите исохранении свободной конкуренции, которой угрожают монопольные тенденции.Конкретно можно сформулировать такие цели: ограничение монополий, поддержкаи содействие малому бизнесу, защита прав потребителя.Существуют две основные формы повышения демонополии:1) предупреждение создания монополий;2) ограничение использования монопольной власти.Для проведения антимонопольной политики государство создает антимонопольныеслужбы, основной задачей которых является контроль монополистическихтенденций в стране. Антимонопольные службы не являются частьюзаконодательной власти, но их компетенция позволяет им выполнятьсовещательную функцию. Подобные организации не имеют права действоватьавторитарными методами, например, закрывать предприятия. Но они могутзаставить предприятие, доминирующее на рынке, возобновить поставкупродукции тому получателю, которому в этих поставках было противозаконноотказано. Все их решения обязательны для исполнения. В противном случаенакладываются денежные штрафы, предусмотренные законодательством занарушение антимонопольного закона. При этом необходимо отметить, что всерешения антимонопольной службы должны подлежать проверке государственнымисудами. Кроме осуществления процесса демонополизации антимонопольная службапризвана бороться со злоупотреблениями. Такая борьба может быть эффективнойтолько при активном участии потребителей. Поэтому широкие массы населениядолжны понимать практическое значение антимонопольной политики вповседневной жизни. Помочь в этом должна прежде всего пресса и другиесредства массовой информации. Прессе должно предоставляться право насоответствующее сообщение, но лишь в объективной и честной форме, без какой-либо дискредитации. Каждая антимонопольная служба должна иметь сотрудникадля связи с прессой, который сообщает о деятельности службы и комментируетее. На Украине единственной монопольной службой государства, кроме самогогосударства, является Антимонопольный комитет Украины, о функциях и задачахкоторого уже было сказано выше. Может ли антимонопольная политикагосударства нанести вред экономике своей страны? Да, может, если она, безучета экономических взаимосвязей и без скурпулезной оценки той или инойпроблемы, запрещает укрупнение фирм, которое было бы полезно и предоставилобы лучшие шансы в конкурентной борьбе с отечественными или зарубежнымиконкурентами.Безусловно, от проведения антимонопольной политики в нынешних тяжелыхэкономических условиях Украины чудес ожидать не приходится. Но очень важно,чтобы проведение антимонопольной политики завоевало доверие и поддержкунаселения, чтобы люди знали, что они могут обратиться в антимонопольныеслужбы со своими проблемами. Необходимо убедить людей, что свободнаяконкуренция является добром для всех. 2. 2. Демонопольные условия государстваЗакон Украины "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестнойконкуренции в предпринимательской деятельности".Данный Закон определяет правовые основы ограничения и предупреждениямонополизма, недопущения недобросовестной конкуренции впредпринимательской деятельности и осуществления государственного контроляза соблюдением норм антимонопольного законодательства.Для целей настоящего Закона употребляются следующие термины:- рынок товара (товарный рынок) +сфера оборота товара одной потребительскойстоимости, в пределах которой определяется монопольное положение;- конкуренция +состязательность предпринимателей, когда их самостоятельныедействия ограничивают возможности каждого их них влиять на общие условияреализации товара на рынке и стимулируют производство тех товаров, вкоторых нуждается потребитель;- монопольное положение +доминирующее положение предпринимателя, дающее емувозможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателямиограничивать конкуренцию на рынке определенного товара. Монопольнымпризнается положение предпринимателя, доля которого на рынке определенноготовара превышает 35%. Решением Антимонопольного комитета Украины можетопределиться монопольным положение предпринимателя, доля которого на рынкеопределенного товара менее 35%.;- монопольная цена +цена, устанавливаемая предпринимателем, которыйзанимает монопольное положение на рынке и приводит к ограничениюконкуренции и нарушению прав потребителя;- монопольная деятельность +действия (бездеятельность) предпринимателя(предпринимателей) при условии монопольного положения на рынке одногопредпринимателя (группы предпринимателей) в производстве и реализациитоваров, а также действия (бездеятельность) органов власти и управления,направленные на недопущение, существенное ограничение или устранениеконкуренции;- монопольное образование +предприятие, объединение или хозяйственноеобщество и другое образование, занимающее монопольное положение на рынке.Злоупотреблениями монопольным положением считаются:- навязывание таких условий договора, которые ставят контрагентов внеравное положение, или дополнительных условий, не относящихся к предметудоговора, в том числе навязывание товара, не нужного контрагенту;- ограничение или приостановление производства, а также изъятие из оборотатоваров в целях создания или поддержки дефицита на рынке или установлениямонопольных цен;- частичный или полный отказ от реализации или закупки товара приотсутствии альтернативных источников снабжения или сбыта в целях созданияили поддержания дефицита на рынке или установления монопольных цен;- другие действия в целях создания препятствий доступа на рынок (выхода изрынка) других предпринимателей;- установление дискриминационных цен (тарифов, расценок) на свои товары,ограничивающих права отдельных потребителей.Дискриминацией предпринимателей органами власти и управления признается:-запрещение создания новых предприятий или других организационных формпредпринимательства в какой-либо сфере деятельности, а также установлениеограничений на осуществление отдельных видов деятельности, на производствоопределенных видов товаров в целях ограничения конкуренции;- принуждение предпринимателей к приоритетному заключению договоров,первоочередной поставке товаров определенному кругу потребителей;- принятие решений о централизованном распределении товаров, что приводит кмонопольному положению на рынке;- установление запрета на реализацию товаров из одного региона страны вдругой;- предоставление отдельным предпринимателям налоговых и других льгот,ставящих их в привилегированное положение по отношению к другимпредпринимателям;- ограничение прав предпринимателей по приобретению и реализации товаров;- установление запретов или ограничений относительно отдельныхпредпринимателей или групп предпринимателей.Недобросовестной конкуренцией признается:- неправомерное использование товарного знака, фирменного наименования илимаркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнегооформления, имитация, копирование, прямое воссоздание товара другогопредпринимателя, самовольное использование его имени;- умышленное распространение заведомо ложных или неточных сведений, которыемогут нанести ущерб деловой репутации или имущественным интересам другогопредпринимателя;- получение, использование, разглашение коммерческой тайны, а такжеконфиденциальной информации в целях нанесения ущерба деловой репутации илиимуществу другого предпринимателя. Государственной контроль за соблюдениемантимонопольного законодательства, защита интересов предпринимателей отзлоупотребления монопольным положением и недобросовестной конкуренцииосуществляется Антимонопольным комитетом Украины в соответствии с егокомпетенцией. Антимонопольный комитет Украины образуется Верховным СоветомУкраины. В свое деятельности Антимонопольный комитет Украины подчинен иподотчетен Верховному Совету Украины.Антимонопольный комитет Украины является юридическим лицом, имеет печать сизображением Государственного герба Украины и своим наименованием. В своейдеятельности Антимонопольный комитет Украины руководствуется настоящимЗаконом, другими законодательными актами Украины, а также положением обАнтимонопольном комитете Украины, утвержденным Верховным Советом Украины.Сведения, полученные Антимонопольным комитетом Украины и еготерриториальными управлениями и являющиеся коммерческой тайной, не подлежатразглашению. Убытки, причиненные разглашением сведений, являющихсякоммерческой тайной, подлежат возмещению в полном объеме Антимонопольнымкомитетом Украины в судебном порядке за счет государственного бюджета.В целях предотвращения монопольного положения отдельных предпринимателей нарынке Антимонопольный комитет Украины и его территориальные управленияосуществляют предварительные действия по государственному контролю зареорганизацией (слиянием и присоединением) предприятий, созданиемассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных и других объединенийпредприятий, превращения органов управления в указанные объединения, атакже за созданием, реорганизацией т ликвидацией хозяйственных обществ.Предприниматель может приобретать контрольный пакет акций акционерногообщества, занимающего монопольное положение на рынке, при условииуведомления в месячный срок Антимонопольного комитета Украины. Такие жеправила применяются и а тех случаях, если предприниматель доли (паи) вдругом хозяйственном обществе, которое занимает монопольное положение. Вслучаях, если предприниматели злоупотребляют монопольным положением нарынке, Антимонопольный комитет Украины и его территориальные управлениявыдают распоряжение о принудительном разделе монопольных образований.Принудительный раздел не применяется в случаях:- невозможности организационного или территориального отделенияпредприятий, структурных подразделений или структурных единиц;- наличия тесной технологической связи предприятий, структурныхподразделений или структурных единиц (если доля внутреннего оборота в общемобъеме валовой продукции предприятия составляет менее 30%).Штрафы на предпринимателей налагаются Антимонопольным комитетом за:- уклонение от выполнения или несвоевременное выполнение распоряженийАнтимонопольного комитета Украины о прекращении нарушений антимонопольногозаконодательства, восстановлении начального состояния или изменениисоглашений, противоречащих настоящему Закону;- непредставление, несвоевременное представление информации монопольномукомитету Украины и его территориальна монополия управлениям илипредставления заведомо недостоверных данных. Прибыль, незаконно полученнаясубъектами предпринимательскойдеятельности в результате нарушения данного Закона, взыскивается судом илиарбитражным судом в государственной бюджет. Убытки, причиненныезлоупотреблением монопольным положением инедобросовестной конкуренцией, подлежат возмещению по искамзаинтересованных лиц в порядке, предусмотренном гражданскимзаконодательством Украины._____________________________________________________________________________ТАЙМС____________________________По утверждению зарубежных наблюдателей, Антимонопольное законодательствоУкраины отвечает мировым стандартам. Однако создавалось оно, к сожалению,не в рамках реализации единой программы социально-экономическихпреобразований. Ее нет и по сей день. Не видя ориентиров, украинскоеправительство, как показала жизнь, уже начально избрало неправильный путь. Мировая практика свидетельствует о том, что только после запускадемонополизации основных сфер производства следует проводить либерализациюцен и финансово-денежное реформирование. Наше правительство поступилонаоборот и получило известные результаты.В суете повседневных забот, занятый собственными проблемами законодательпринял почти четыре года назад вышеизложенный Закон, не обеспечив при этомнеобходимую правовую среду для его функционирования.Жизненно важные принципы деятельности этого закона и модели корпоратизацииеще только обсуждались. Не было утверждено и специальное положение обАнтимонопольном комитете, что заведомо обрекало Закон на бездействие.Лишь 26 ноября 1993 года вступил в силу Закон"ОБ Антимонопольном комитете", который юридически определил полномочияпринципиально нового по своему правовому статусу и компетенции органа,объединяющего контрольно-наблюдательные и судебные функции. Именно об этомЗаконе положительно отзывались западные эксперты. Сейчас на неговозлагаются большие задачи в надежде, что и Закон, и государственнаяпрограмма демонополизации экономики могут создать необходимые условия дляразвития добросовестной конкуренции на рынке. Вновь созданнойгосударственной структуре предстоит противостоять самому государству+главному монополисту, поддерживающему свои министерства, ведомства, военно-промышленный комплекс. Ведь неуверенная антимонопольная политика продолжаетнегативно влиять на товарно-денежное обращение, а министерства-монополисты,воплощающие львиную долю государственного бюджета, просто препятствуютдемонополизации. Два года существования Антимонопольного комитета Украиныпоказали, как трудно продвигается работа. Но сегодня комитет уже выполняетпрограмму-минимум +рассматривает конкретные дела,совершенствуетзаконодательную базу, создает региональные организации.Впереди его ждет программа-максимум +устранение монопольных структур исоздание благоприятной среды для конкуренции на рынке Украины. 3. Порядок , способы и механизм демонополизации в Украине по модели США 3. 1.Анализ использования антимонополии в США и стран Европы и возможность их использования на УкраинеАнализ антимонопольного процеса зарубежных стран позволяет выделитьследующие антиконкурентные действия: горизонтальные ограниченияконкуренции, вертикальные ограничения конкуренции, злоупотреблениедоминирующим положением на рынке и др.Горизонтальные ограничения конкуренции определяются как договоры междусторонами, ведущими дела на одном и том же уровне производства илираспределения товаров (услуг). Они могут варьироваться от простыхдвухсторонних сделок до многосторонних соглашений. К типичнымгоризонтальным ограничениям можно отнести картельные договоры, которые, вчастности, регламентируют цены, разделяют рынки сбыта, устанавливаютсвоеобразные условия торговли, включая дисциплинарные санкции за нарушениедоговора его участниками. Горизонтальные ограничения конкуренции относятсяк наиболее серьезным нарушениям антимонопольного законодательства.При вертикальном ограничении конкуренции, как правило, ограничительныеусловия принимаются в одностороннем порядке, поскольку господствующий нарынке предприниматель в состоянии навязать свои условия более слабомуконтрагенту. К категории вертикальных ограничений конкуренции можно отнестипрежде всего договоры об исключительных торговых операциях (речь идет одоговорах продажи лишь определенным покупателямили о приобретении товаров только у определенных поставщиков), связывающиедоговоры (продажа с принудительным ассортиментом, когда продавецобусловливает продажу основного товара приобретением второстепенного,связанного с основным), установление или поддержание перепродажных цен,ограничительные условия в договорах о передаче прав на объекты промышленнойсобственности (договоры уступки и лицензионные договоры). Но несмотря навышесказанное, не всегда бывает легко отличить горизонтальные ограниченияконкуренции от вертикальных, например, в случае перекрестноголицензирования в отношении прав на промышленную собственность или когдаконкурирующие предприниматели назначают друг друга исключительнымидистрибьюторами своих товаров. Монополизация рынка в зарубежных странахпроходит в основном двумя путями: приобретением предприятий конкурентов(горизонтальная интеграция) или налаживанием своей собственной системыснабжения и быта товаров (вертикальная интеграция). Антиконкурентным можнотакже считать приобретение конкурирующихкомпаний: никакая корпорация, занимающаяся торговлей, не имеет праваприобретать, прямо или косвенно, весь или часть акционерного капитала (илиимущества другой корпорации). Подводя итоги, можно сказать, что в западныхстранах проведение антимонопольной политики и антимонопольноезаконодательство получили широкое развитие, а главное, что этот механизмконтроля за монополиями и ее отрицательными последствиями успешно действуетна протяжении многих лет. Здесь тоже есть свои негативные факторы,например, нарушение незыблемости общего запрета монополий путем исключенияиз этого запрета, распространяющееся как на отдельные компании, так и нацелые отрасли. Но в целом можно сказать, что антимонопольныезаконодательства США и стран Западной Европы, хоть и принципиальноотличаются друг от друга во многих отношениях, являются скурпулезнопродуманными и экономически обоснованными, что обусловливает возможность ихчастичного использования в антимонопольной политике Украины.Антимонопольное законодательство Украины, как уже говорилось выше, отвечаеттребованиям мировых стандартов. Но при этом было бы желательным и введениена примере антимонопольной практики зарубежных стран жесткого контроля завыполнением данного законодательства. Это одно из самых "больных" мест вгосударственно-правовой структуре Украины: принимаются в принципе неплохиезаконы, но введение их в жизньлибо постоянно получает отсрочку, либо вообще не происходит. Поэтому длянормального функционирования антимонопольного законодательства необходимосоздать еще одно его звено +комиссию по контролю за выполнениемраспоряжений антимонопольных органов, предоставив ей все полномочия поприменению санкций по отношению к нарушителям антимонопольногозаконодательства.Таким образом, в процессе совершенствования украинскогоантимонопольного законодательства могут быть использованы антимонопольноезаконодательство промышленно развитых стран и практика его применения, но сучетом особенностей нашего переходного периода. ЗаключениеПонятно, что демонополизация производства, основанного на государственнойсобственности, - это долгий и сложный процесс. Отчасти преодолениемонополизма может осуществляться путем разукрупнения предприятий,механического раздела их на части. Для строительства же новых предприятий-дублеров потребовалось бы слишком много средств, которыми наша страна внастоящее время не располагает. Можно предположить, что преодолениемонополизма пойдет за счет диверсификации производства на действующихпредприятиях, которым под силу использовать свободные мощности (илирасширять действующие) для выпуска дефицитных товаров.В преодолении монополизма может играть положительную роль использованиеопыта стран Запада. Во многих из них действуют антимонопольные законы. Вчастности, в США в 1890 г. был принят закон Шермана ("хартия экономическойсвободы"), в 1914г. - закон Клейтона, запрещавшийгоризонтальное слияние фирм, если оно могло уничтожить конкуренцию. ЗаконЦеллера-Кефовера (1950 г.) распространил это запрещение на вертикальныеслияния. За нарушение антимонопольных законовпредусмотрена уголовная ответсвенность (штраф до 100 тыс.долл. сдолжностного лица и тюремное заключение до 3 лет). Суд может заставитькомпенсировать убытки в тройном размере для фирмы, пострадавшей отмонополизма.В ряде стран Запада действуют административные запреты на высокую степеньмонополизма. В США при монополизации одной фирмой 90% рынка предусмотренпринудительный раздел этой фирмы, при 60% и выше монополист ставится подконтроль государства. В ФРГ один предприниматель может владеть не более чем30% рынка выпускаемой продукции, 2-3 фирмы - не более чем 50%, 4-5 - неболее 70%. Верхняя планка для одной фирмы в Великобритании установлена науровне 20%рынка,в Норвегии и Индии-25%. Общие переспективы развития организационно-правовыхформ собственности В процессе формирования рыночных отношений долягосударственной собственности постепенно сокращается, зато развиваютсяразличные формы индивидуальной и коллективной собственности: индивидуальныепредприятия, товарищества с полной и с ограниченной ответственностью,акционерные общества открытого и закрытого типов, кооперативы, ассоциации идр. Различные формы собственности, функционирующие в общей системеэкономических отношений, не могут быть изолированными друг от друга.Преодолевая свою специфику, они неизбежно переплетаются. На основе этогопереплетения могут возникать смешанные формы собственности. Объективнаяоснова этого переплетения - взаимное дополнение и использование техспецифических возможностей, которые заложены в каждой из конкретных формхозяйствования. Так, в российских АО сейчас сливается собственностьотдельных граждан, коллективов и государства.Создание и развитие АО является главным путем разгосударствлениясобственности.Фермерские хозяйства (это индивидуальные предприятия) во многих случаях нетеряют производственных связей с колхозами и совхозами, у которых они "унаследовали" землю и определенную часть средств производства. В настоящеевремя в нашей стране полным ходом идет переход на "рельсы",что начинаетдавать новые рабочие места , а это главное для успешного развития большихпроизводственных моделей труда . Список использованной литературы 1.Бушмарин И.В. Рынок труда в современной экономике. // Общество и экономика, № 1, 1994 2.Вот откуда может шарахнуть - то ! // Коммерсантъ, № 1, 1995 3.Гаузнер Н. Современная ситуация на российском рынке труда и политика занятости. // МЭИМО № 4, 1993 4.Краснова В., Матвеева А., Сюганов Ю. Работа есть работа, работа есть всегда... // Коммерсантъ, № 21, 1994 5.Маслова И.,Бараненкова Т.,Кубишин Е. Рынок труда, занятость и заработная плата.// Экономист № 11, 1993 6.Симонова И.Ф. Проблемы совершенствования государственного регулирования нефтяного комплекса России в условиях рынка.- М. 1995 г. 7.Фельдман Г.И. В лабиринтах рынка. М. "Транспорт" 1993 8.М. Сажина. Рынки ресурсов (материалы к лекции). Российский экономический журнал № 4, 1994 год. 9.Р. Нуриев, Н. Розанова. Поведение потребителя в рыночной экономике. запросы экономики № 1, 1994 год. 10.Р. Нуриев, С. Авдашева. Базовые экономические понятия. Вопросы экономики № 11, 1993 год. 11.Дж. Ф. Стенлейк. Экономикс для начинающих. Москва, издательство "Республика", 1994 год. 12.Основы рыночной экономики. Терминологический словарь. Москва, издательство МАИ, 1992 год. 13.Кэмпбэлл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: принципы, проблемы, политика. Москва, издательство "Республика", 1993 год. 14.Эдвин Дж. Долан. Микроэкономика. Издательство АО "Санкт-Петербург оркестр", 1994 год. 15.Микро- и макроэкономика, практикум. АО "Литера плюс", "Санкт-Петербург оркестр", 1994 год. 16.К.Макконнелл, С.Брю. "Экономикс: принципы, проблемы и политика". - М.:Республика, 1995. 17.С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи. "Экономикс". - М.:Дело, 1993. 18.П.Самуэльсон. "Экономика". - М.:Машиностроение, 1994. 20.А.С.Булатов. "Экономика". - М.:БЕК, 1995. 21.В.Д.Камаев. "Учебник по основам экономической теории". - М.:Владос, 1994. 22.А.Я.Лившиц. "Введение в рыночную экономику" . - М.:Высшая школа, 1994. 23.Дж.Сорос. "Срветская система: к открытому обществу". - М.:Политиздат, 1991. 24.Б.Э.Бейлина. "Экономическая политика партии и ее осуществление в промышленности СССР в условиях развитого социализма". - М.:Издательство МГУ, 1980. 25.К.К.Вавилов. "Развитой социализм и управление". - Л.:Лениздат, 1980. 26.С.С.Вечерский. "Эволюция "концепции командности" в советологических оценках экономики СССР". - Л.:Издательство ЛГУ, 1991. 27.Р.И.Хасбулатов. "Мировая экономика". - М.:ИНСАН, 1994. 28.Д.В.Валовой. "От застоя к развалу". - М.:Наука, 1991. 29.П.А.Игнатовский, В.И.Щегловский. "Советская экономика: опыт и перспективы". - М.:Политиздат, 1989. 30."Не сметь командовать!". Под ред. Н.Я.Петракова. - М.:Экономика, 1990. 31."Трудный поворот к рынку". Научн. ред. Л.И.Абалкин. - М.:Экономика, 1990.Приложения № 1 Словарь терминов.Акционерное общество - крупное предприятие, возникающее в результате объединения денежныхсредств (индивидуальных капиталов, государственных средств, личныхсбережений) путем реализации акций.Акция - ценная бумага, дающая ее владельцу право получать определенную долюдохода акционерного общества и участвовать в управлении ее делами.Аренда - предоставление средств производства их собственником во временноепользование другому пользователю за плату.Арендная плата - плата за пользование средствами производства, взятыми в аренду.Аукцион - продажа в заранее установленное время каких-либо товаров или имущества спубличных торгов по максимальной из предложенных покупателями цен.Банк - финансовое предприятие, сосредоточивающее временно свободные денежныесредства с целью их предоставления в долг за плату (под проценты).Бизнес - частнопредпринимательская деятельность с целью получения доходасредствами, не противоречащими закону.Инвестиция - долгосрочное вложение денег в какое-либо перспективное предприятие.Прибыль - превышение выручки от продажи товаров над издержками производства.Приватизация - переход части государственного имущества в собственность трудовыхколлективов либо частных лиц.Разгосударствление - предоставление реального права самоуправления трудовым коллективам ирегионам.Рынок - такая организация общественного производства, при которойпроизводители товаров сами решают: 1) когда, в каком количестве и какиетовары производить, 2) как эти товары произвести, 3) для какого потребителяпроизводятся товары. В узком смысле рынок - это сфера обращения товаров,купля-продажа.Собственность - форма присвоения участниками производства условий и результатовобщественного производства.Финансы - экономические отношения, регулирующие образование, распределение ииспользование специальных фондов денежных средств, которые предназначеныдля удовлетворения общих народнохозяйственных потребностей.Фондовая биржа - учреждение, где продаются и покупаются ценные бумаги.Цена - денежное выражение стоимости товара.Приложения № 2 Матерял взят из книги «Мировое РПС» Задание по курсовой работе с РПС Студента группы 1ФК1 Факультета економики Мартыновца Сергея по теме: Продлема демонополизаци и приватизации предприятий Выдано 13.09.1999-----------------------Норвегия 25%Индия 25% США 20%




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Проблема демонополизации и приватизации предприятий icon3. Программа массовой приватизации
Результативность, эффективность деятельности предприятий, компаний зависит от господствующей на них собственности. Отсюда возникает...
Проблема демонополизации и приватизации предприятий icon3. Программа массовой приватизации
Результативность, эффективность деятельности предприятий, компаний зависит от господствующей на них собственности. Отсюда возникает...
Проблема демонополизации и приватизации предприятий iconПриватизация в республике Казахстан
Результативность, эффективность деятельности предприятий, компаний зависит от господствующей на них собственности. Отсюда возникает...
Проблема демонополизации и приватизации предприятий iconОпыт приватизации в Чехии и Словакии Участники приватизации
Изъятие из процесса торгов фирм, спрос на акции которых существенно превышает предложение
Проблема демонополизации и приватизации предприятий iconБельтюкова Анастасия Аркадьевна Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» аспирант 1-го года обучения конституционно-правовые основы приватизации в российской федерации, республике казахстан и украине
Целью исследования является компаративный анализ действующих в Российской Федерации, Республике Казахстан и Украине конституционно-правовых...
Проблема демонополизации и приватизации предприятий icon«Особенности приватизации в странах Балтии: Эстонии, Латвии, Литве». Различные механизмы процесса приватизации в странах Балтии
Отсутствие государственной помощи предприятиям, оказавшимся на грани банкротства
Проблема демонополизации и приватизации предприятий iconЗаконодательное собрание вологодской области 160000, г. Вологда, ул. Пушкинская, 25
Основные направления приватизации федерального имущества на 2006 – 2008 годы. В перечень открытых акционерных обществ, находящихся...
Проблема демонополизации и приватизации предприятий iconДокументи
...
Проблема демонополизации и приватизации предприятий iconКурсовая работа по теме: Разгосударствление и приватизация: пути и формы. Опыт России и зарубежных стран
Не во всем благоприятный первоначальный опыт реформы собственности, когда ставилась задача предельно быстрого разгосударствления...
Проблема демонополизации и приватизации предприятий iconЧетыре основные модели рынка
Поэтому во второй части своей работы я постарался обсудить меры по демонополизации, без которых невозможно осуществить переход к...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы