Демографическая ситуация и социальная политика Российской Федерации icon

Демографическая ситуация и социальная политика Российской Федерации



НазваниеДемографическая ситуация и социальная политика Российской Федерации
Дата конвертации12.07.2012
Размер176.01 Kb.
ТипРеферат
Демографическая ситуация и социальная политика Российской Федерации


Государственная Академия Сферы Быта и Услуг ______________________________________________ Кафедра Социологии и социальной работы КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: Демографическая ситуация и социальная политика Российской Федерации. Группа: СД 2-1 Научный руководитель: Чистякова Н.А. Москва 1999 Содержание:Введение 31. Данные о численности населения 4 1.1 Перепись населения как инструмент оценки демографической ситуации 4 1.2 Демографическая политика 62. Демографическая ситуация в Российской Федерации 7 2.1 Демографическая политика в России: успехи и поражения 93. Социальная политика Российской Федерации 12 3.1 Специфика современного российского государства как основного социального института общества 12 3.2 Социальная политика государства 13Заключение 22Список литературы 23 Введение Для своей курсовой работы я выбрала тему "Демографическая ситуация исоциальная политика в Российской Федерации". Эта тема интересна мне понескольким причинам: во-первых, сложность демографической ситуации в Россииочевидна для большинства населения России. Средства массовой информации,периодически поднимая эту тему, информируют людей, приводя страшные цифрыстатистики. Мы являемся наблюдателями "старения нации". Поэтому в своейработе я постаралась раскрыть само понятие "демография", показать в числахстатистических исследований тенденции демографических процессов в России,проанализировать ситуацию. Во-вторых, демографическая ситуация через демографическую политикутесно связана с социальной политикой государства. В главе, посвященнойсоциальной политике, я постаралась раскрыть основные принципы, аспекты иособенности социальной политики в Российской Федерации, тем более, что этатема затрагивает интересы всех проживающих на территории России. 1. Данные о численности населения Я считаю, что данная тема не будет раскрыта полностью без уточнениясамого понятия "демография". "Демография- это наука о законахвоспроизводства населения в их общественно-исторической обусловленности.Демография изучает закономерности явлений и процессов, из которых всовокупности складывается процесс воспроизводства населения (рождаемость,смертность, брачность), половозрастную и брачно-семейную структурынаселения, их зависимость от условий жизни, особенностей культуры, факторовприродной среды и др. На этой основе демография познает законы (причины)уровня и динамики демографических процессов, разрабатывает прогнозы будущейчисленности и состава населения, а также меры по управлениюдемографическими процессами. На сегодняшний момент в демографии все шире ичаще используются методы социологии и социальной психологии"[1]. 1.1 Перепись населения как инструмент оценки демографической ситуации Первая оценка численности населения мира была сделана в 1682 г.родоначальником классической политической экономии англичанином сэромУильямом Петти. Он считал, что к концу 17 в. численность проживающих наЗемле людей составила 320 млн.
человек (по современным демографическимоценкам, численность была в то время почти в 2 раза больше). Точные данные о численности населения страны дают переписи -одновременный сбор статистической информации обо всех жителях. Чтобыобеспечить качественное проведение переписи, необходимо обучить счетчиков,которые в один день должны заполнить опросные листы на всех граждан страныс информацией о возрасте, поле, количестве детей в семье, образовании,национальности и пр. Результаты переписей служат основой длягосударственной социально-экономической политики, планированияэкономического роста, доходных и расходных статей бюджета. Переписи населения - чрезвычайно дорогостоящее мероприятие, и поэтомупроводить их регулярно - раз в 10 лет, как рекомендует ООН, могут толькогосударства, имеющие достаточные финансовые ресурсы. Побудительным мотивом проведения первых переписей населения былоупорядочение налогообложения. К середине 17 в. состоялись переписи вСкандинавских странах, в Австро-Венгрии, в 1790 г. - в США. В течение 19 в. в большинстве европейских (в 1801 г. в Британии, в1897 г. в Российской империи) и в некоторых латиноамериканских странахвпервые были получены официальные данные о численности населения. В странах Азии впервые переписи были проведены только после второймировой войны, за исключением Индии(1867-1872гг.) и Японии (1920г.). Особенно остро стоит проблема учета населения в развивающихся странах,где нехватка финансовых ресурсов, плохая доступность внутренних районов инеграмотность населения не позволяют получить качественных результатов.Кроме того, при проведении переписей четко прослеживаются двепротивоположные тенденции: завышения численности населения, из-засоображений престижа и занижения численности населения - в основном дляснижения суммы подушевых налогов, приходящихся на одну семью. 1.2 Демографическая политика Необходимость проведения демографической политики, т. е. воздействиягосударства на процессы рождаемости, признана практически всеми странамимира, независимо от демографической ситуации и темпов роста населения.Целью демографической политики является изменение или поддержкасуществующих в данный период времени демографических тенденций. В зависимости от демографической ситуации существуют два основных типаполитики: 1) направленная на повышение рождаемости (типична дляэкономически развитых стран) и 2) направленная на снижение рождаемости(необходима для стран развивающихся). Часто практическое осуществлениедемографической политики сопряжено как с трудностями морально-этическогоплана, так и с нехваткой финансовых средств. 2. Демографическая ситуация в Российской Федерации Вся территория России, за исключением некоторых арктических районов,практически заселена, но заселена крайне неравномерно. Средняя плотностьнаселения - 8.5 человек на 1 кв. км. Средняя плотность населения поевропейской части России составляет 27 человек на кв. км, а в азиатской -около 2 человек на кв. км. Наибольшая плотность населения наблюдается вЦентральной России, которая уменьшается постепенно к северу, югу и востоку. Демографические показатели - наиболее верные (с точки зренияобъективности отражения) индикаторы жизни общества. Они отражают наиболееглубинные тенденции происходящих изменений в социальной сфере жизниобщества. Сложность в проведении экономической реформы отразилась визменении социальной структуры общества и демографической ситуации. Численность населения Российской Федерации (по данным ГоскомстатаРоссии[2]) на конец 1997 года составила 149,4 млн. человек, в том числе109,5 млн. горожан (73,2%) и 39,9 млн. жителей села (26,8%). В 1997 годустатус официально зарегистрированных безработных имели 1,6% трудоспособногонаселения (общие размеры скрытой безработицы оцениваются в 14-16%).Неблагоприятны тенденции развития демографической обстановки. Сокращениеобщего числа россиян за 1997 год превысило 350 тыс. человек (т.е.уменьшилось на 0.3%). В 1998 г. на 1000 человек населения приходилось:родившихся-13 и умерших-11.Уменьшение численности населения отмечается в 49регионах страны (из 89 субъектов РФ), где проживает 61% всего населениястраны. Наиболее заметно уменьшилось за последний год население Чукотки (на9%), Магаданской (на 6%), Камчатской (на 3.7%), Мурманской, Сахалинскойобластей. Естественный прирост населения сохраняется только в Калмыкии,Дагестане, Алтае, Туве, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Чечне,Тыве, Сахе, а также Тюменской области. Общий коэффициент естественногоприроста по России в среднем равен -0,3. Для современного этапа демографического развития России характерноповсеместное сокращение рождаемости, особенно интенсивное в большихгородах. Общий коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 населения)- 13. Столица-Москва не является исключением. Уровень рождаемостисоставляет 7.7 промилле (7.7 на 1000 жителей). Такая рождаемость необеспечивает даже простого воспроизводства населения. При этом растет общийкоэффициент смертности (13,3 человека на 1000 родившихся); в том числемладенческая смертность, наиболее наглядный индикатор уровня социально-экономического благополучия населения, качества жизни, уровня медицинскогообслуживания. Число детей, умерших в возрасте до одного года, на 1000родившихся, - 24,4. Общие коэффициенты брачности - 7,9, разводимости -3,7.Ожидаемая продолжительность жизни при рождении для мужчин - 57,7, дляженщин - 71,3 года. По приведенным цифрам видно, что государству необходимо принять изапустить в действие программы, способствующие повышению уровнярождаемости, повышению эффективности полового воспитания и оказывать помощьмолодым семьям. 2.1 Демографическая политика в России: успехи и поражения В 1995 году началась работа над глобальным проектом "Половоевоспитание российских школьников", который финансировал фонд ООН понародонаселению. 22 апреля 1997 года проект был приостановлен приказомМинистерства образования. Фонд ООН по народонаселению заморозилфинансирование; из обещанных 750 тысяч долларов не было израсходовано идвадцатой части... Вот еще некоторые тревожные цифры (по данным ООН[3]): в 1997 годупочти 240 тысяч девушек-подростков сделали аборт. Заболеваемость сифилисомвыросла среди подростков 15-17 лет - в 70 раз, до 14 лет - в 89 раз, от 18до 19 лет - в 56 раз. Легализовав в 1955 году аборты, Советская власть непозаботилась предложить своим гражданам какую-либо альтернативу. Клиникпланирования семьи в СССР не было. В 1972 году Минздрав СССР разослалспециальное письмо о вреде гормональных таблеток. В результате к 1990 годуменьше 19% женщин пользовались гормональными контрацептивами ивнутриматочными спиралями, а по сегодняшнюю пору из 34 миллионов россиянокфертильного возраста 5 миллионов бесплодны - в основном из-за последствийабортов. Для того, чтобы изменить что-то к лучшему в России, в 1991 годувозникла Российская ассоциация планирования семьи. Начала РАПС с обученияврачей современной гормональной контрацепции, а к середине 90-х РАПСприняла участие в разработке проекта закона "О репродуктивных правахграждан" и в реализации федеральной программы "Планирование семьи". Первый фактически должен был стать конституцией в областирепродуктивного здоровья: в нем впервые в истории России законодательнозакреплялись права на деторождение, планирование семьи, использованиеконтрацепции, информацию обо всех ее способах. Документ революционный длянашей страны: в нем впервые прозвучало понятие "репродуктивные права",которое ныне применяется во всем мире. Однако этот документ уже пять летлежит под сукном в Госдуме, и шансов на принятие у него никаких. Федеральной программе "Планирование семьи" повезло больше: с 1994 годаона шла в бюджете отдельной строкой. Упор в ней делался в соответствии сназванием на создание по всей стране сети центров планирования семьи, где ивзрослые, и подростки могли анонимно и бесплатно пройти медосмотр,поговорить с психологом, получить всю информацию о контрацептивах, аглавное - сами контрацептивы. Малообеспеченные, многодетные и студенческиесемьи бесплатно обеспечивали самыми современными гормональными таблетками,разумеется, только по желанию и после консультации с врачом. Результатыоказались потрясающими: за 4 года действия программы количество абортов вРоссии снизилось почти на 30% - как у взрослых, так и у подростков. Ведущиеспециалисты- медики признали "Планирование семьи" одной из самыхэффективных программ в области здравоохранения за все десятилетие. А 2 февраля 1998 года в Госдуме "Планирование семьи" была исключенаиз бюджета абсолютным большинством голосов. Некоторое время центры планирования семьи работали на старых запасах ивтайне надеялись, что депутаты одумаются и вернут программу на следующийгод. Потом грянул кризис и программу так и не вернули. Как видно из приведенных данных, демографическая ситуация в Россиикрайне неблагоприятная. Учитывая нынешнее состояние экономики,безрезультатную демографическую политику государства можно сделать вывод опродолжении неблагоприятных тенденций в демографической сфере. 3. Социальная политика Российской Федерации 3.1 Специфика современного российского государства как основного социального института общества Содержание социальной политики заключается в деятельности государстваи других политических институтов по управлению развитием социальной сферыобщества. Важно подчеркнуть, что социальная политика является своеобразнойконцентрацией всех иных видов политики, ибо она направлена на специфическийобъект - социальные отношения. Ясно, что социальная политика в современном мире осуществляется преждевсего государством. Государство является одним из политических социальныхинститутов как исторически сложившихся форм организации совместнойжизнедеятельности людей. Характеризуя социальную политику современного российского государства,надо иметь в виду и такой факт, как распад единого союзного государства исокращение территории российского государства, на которую распространяетсяего юрисдикция. Ситуация состоит в том, что на территориях ныне суверенных государств,образованных на пространствах разрушенного СССР, остались значительные почисленности родственные россиянам группы (в том числе более 25 миллионоврусских), которые не могут ныне пользоваться полной поддержкой российскихвластей. Их социальное положение усугубляется националистической политикойправящих кругов некоторых государств. Примерами этому может служить нетолько положение русских и других групп в Прибалтике. Иллюстрация этого -принятый парламентом Киргизии закон о земле, которая отныне являетсянациональным достоянием киргизского населения (напомним, что в республикекиргизы составляют только 52%). В других странах принят Закон о языке,ущемляющий права русскоязычного населения и т.д. Отсюда следует вывод, что социальная политика российского государствадолжна быть направлена не только внутрь страны, но и во вне. Российскоегосударство должно приложить максимум усилий для социальной защиты нетолько своих граждан (имеющих российские паспорта) но и всех русскоязычных,проживающих в ближнем зарубежье, добиваясь дипломатическими и инымисредствами соблюдения прав человека в этих государствах. Теперь коротко об основных направлениях социальной политикигосударства. 3.2 Социальная политика государства Если верно утверждение, что политика выступает концентрированнымвыражением всех сторон общественной жизни, то не менее верным может бытьтолкование социальной политики как специфической концентрации всех видовполитики, направленной на управление существованием, функционированием иразвитием социальной сферы. В социальной сфере можно выделить три важнейшихсоставляющих. Во-первых, это социальная структура общества какдифференциация людей по общественным и социальным группам и отношенияммежду ними. Во-вторых, это социальная инфраструктура как совокупностьотраслей, обслуживающих человека, способствующих воспроизводству егонепосредственной жизни. В-третьих, это возможности (для каждого конкретногочеловека, группы, слоя) доступа к ценностям, благам и услугам; гарантий иправ личностей, условия труда человека, быта, досуга, здоровья; возможностиопределения профессий и места жительства, участия в управлении, социальногои профессионального продвижения и перемещения. Именно концентрация на указанных направлениях должна стать основойсоциальной политики государства. Ориентацию социальной политики государства можно конкретизировать подвум линиям:1. Учет и эффективная реализация основных направлений социальной работы, социальной зашиты людей: социальное обеспечение, социальное страхование, социальная помощь, социальная опека, социальный контроль и т.д.2. Направленности на основные социальные объекты, нуждающиеся в социальной защите: пенсионеры, дети-сироты, беженцы, инвалиды, безработные и т.д. Учитывая структурные элементы социальной сферы необходимо особоевнимание обратить на такие аспекты социальной политики государства, которыесвязаны с функционированием социальной структуры общества. Реальносуществующая ныне в России социальная дифференциация далеко несоответствует формальному делению людей на рабочих, крестьян,интеллигенцию, предпринимателей и т.д. Объясняется это нарушениемнормального функционирования экономических отношений, реализацией законаразделения труда с учетом его качества и количества, квалификацией ипрофессиональной подготовки работников. Это возможно в кризисных условиях,на переходных этапах, что особенно характерно в переходные периоды жизниобщества, коренных изменений существующих общественно-политических исоциально-экономических отношений или их замены на противоположные посвоему характеру и содержанию. Именно такой период переживает ныне нашастрана. Нынешняя социальная структура России несовершенна, в определенномсмысле "бесструктурна", противоречива. Для нее характерно преобладаниезначительных маргинальных слоев (безработных, беженцев, нищих), несвязанных собственно с производством. Преобладают крайние группы вматериальном отношении: свехбогатые и сверхбедные, причем в соотношении поуровню доходов примерно 1:20-50 и более по данным разных источников.Сверхбедные включают в себя представителей классических общественныхклассов, слоев и групп, сельское и городское население, людей умственного(особенно) и физического труда, значительные массы социально-этническихгрупп, прежде всего в районах боевых, военных действий, включаярусскоязычное население в бывших союзных республиках, где формально боевыхдействий и не наблюдается. "В свое время английский социолог Чарльз Бут (1840-1916 г.) предложилновую классификацию населения Лондона, разделив его на три класса -"низший", "средний" и "высший", рассматривая в качестве критерия количествокомнат, занимаемых семьей, и число слуг, нанятых ею. Если предложенныекритерии и вызывают сомнения, то сам принцип деления населения на трикласса вполне приемлем и реально отражает существующую структуру, еслииметь в виду количество и качество материальных и духовных благ, доступныхтем или иным слоям населения. Не случайно поэтому данная классификацияшироко используется социологами Запада."[4] Следует отметить, что соотношение трех названных классов у нас и наЗападе является совершенно неизмеримым. Если на Западе (точнее сказать, ввысокоразвитых странах) самым многочисленным является средний класс,который постепенно поглощает крайние классы, то у нас в России самыммногочисленным является низший класс. Что касается среднего класса, то егоудельный вес может повышаться при условии нормализации экономических иполитических процессов, повышения производительности труда, стабилизацииобщества в целом. Представляется, что в современных условиях России социальная политикакак раз и должна быть направлена на создание "среднего класса", в том числес цель создания социальной базы управленческих государственных структур,как фактор стабильности в обществе. От этого выиграет и общество в целом, изначительные слои населения. Чем мощнее "средний класс", тем меньшемаргинальных слоев. Этот фактор также в значительной мере способствуетрешению проблемы социальной защиты, уже не говоря о повышенной социальнойстабильности в обществе. А в условиях стабильности легче решать проблемысоциального обеспечения, социальной защиты людей. Социальная политика государства может иметь различные измерения:экономическое, организационное, правовое, собственно социальное,культурологическое, экологическое, личностное. Поэтому возможнаколичественная и качественная характеристика проводимой государствомсоциальной политики. Среди этих характеристик объективных критериевнаиболее важное значение имеют: практическая реализация социальнойсправедливости в обществе; учет социальных интересов различных групп ислоев населения с точки зрения действительного удовлетворения ихрациональных потребностей; и, конечно же, социальная защищенность, как ужеотмечалось малоимущих слоев, детей, пенсионеров, безработных, беженцев,тяжело больных и т.д. Остановимся на одной из важнейших характеристик социальной политики -социальной справедливости. Социальная справедливость являетсядиалектическим понятием, означающим, с одной стороны, степень обоснованногоравенства, а с другой - сохраняющегося неравенства. Это проявляется, вчастности, в том, что в любом цивилизованном обществе власти стараютсяконтролировать реализацию "потребительской корзины", необходимостьобеспечения каждой семье, каждому человеку минимального дохода, дающеговозможность физиологического существования и обеспечения наиболее важныхматериальных и духовных потребностей людей. Неспособность их реализацииможет приводить к социальным катаклизмам, находящим свое выражение впревышении смертности над рождаемостью, уменьшением численности населения.Если это результат не только объективно действующих условий, а исознательной политики правящих кругов, то этот процесс получает названиегеноцида по отношению к собственному народу. Крайняя степень неравенства способна привести к нестабильности вобществе, социальным взрывам, разрушению производительных сил. Поэтому вцивилизованных обществах политические структуры ведут политику по смягчениюсоциального неравенства, созданию условий для удовлетворения хотя быминимальных материальных и духовных потребностей людей, что достигаетсяпутем налоговой политики, расширением и углублением социальной работы позащите наиболее ущемленных слоев населения. В условиях кризисного состояния российского общества ни теоретически,ни тем более практически нельзя ставить задачу ликвидации неравенства. Речьдолжна идти о предотвращении его крайностей, т.е. недопущений глобальнойполяризации социальных групп, слоев и классов с целью избежать социальноговзрыва и обеспечить стабильность в обществе. Политики понимают взрывоопасность такой ситуации. Предпринимаютсяопределенные шаги для ее предотвращения. Но эти шаги частонепоследовательны, а принимаемые меры являются далеко не полными и, самоеглавное, плохо реализуются. Нет сомнения в том, что сравнительный анализ содержания социальнойполитики разных государств позволяет значительно обогатить теорию ипрактику этой деятельности. В то же время при освоении зарубежного опыта всфере социальной поддержки населения необходимо в полной мере учитыватьисторические условия и национальные особенности России. Надо иметь в видууже сложившуюся в нашей стране (и имеющую место в прошлом) системусоциального обеспечения населения, а также, естественно, особенностикультуры, менталитета, образа жизни российского общества, разумно дополняяее нововведениями, исходя из новой общественно-политической ситуации. Напредстоящий обозримый период целесообразно сохранение преимущественногосударственной помощи в сфере здравоохранения, распределения жилья и т.д.в первую очередь для неиму4щих и обеспеченных слоев населения. Известно, что в разных странах, сложилась разная система оказаниясоциальной помощи "слабым" слоям населения. Если, к примеру, в США делаетсяакцент на частный сектор, общественные организации, благотворительность, тов большинстве европейских стран главную роль в решении этих проблем решаетгосударство. Что касается России, то здесь следует отдавать предпочтениегосударству не только потому, что частный сектор, коммерческие и другиенегосударственные структуры до последнего времени были слабы и не развиты(сейчас о них этого не скажешь), но и потому, что они в значительной своейчасти недостаточно цивилизованны, криминальны. Ныне в России в период кризиса экономики, нехватки средств очень важноорганизовать адресную помощь наиболее нуждающимся группам населения(престарелым, инвалидам, одиноким, многодетным семьям). В связи с этимнеобходимо разработать базовый показатель уровня бедности. Сегодня этапроблема, как известно, решается в угоду идеологической привязанности техили иных групп разработчиков. Пристальное внимание необходимо обратить на возможные последствиямассовой безработицы, чреватые социальным взрывом, особенно опасным вРоссии сегодня. Об этом говорят и пишут не только в стане оппозиции, но и встенах государственных структур наиболее дальновидные специалисты. Как показывает зарубежный, а теперь и отечественный опыт, одно изнаиболее перспективных направлений в решении проблем социальной защиты внынешних условиях России - сбалансированное сочетание денежных и неденежных видов помощи. Это предопределяется в том числе сегодняшнимсостоянием финансовой системы страны как следствие всеобщего, системногокризиса. Обычно социальную работу рассматривают как деятельность, направленнуюна оказание помощи, поддержки и т.д. социально уязвимым группам населения.Однако социальную работу можно и нужно рассматривать и как деятельность попредупреждению негативных последствий в поведении, в жизнедеятельностиотдельных личностей, групп, слоев, т.е. профилактическая работа должназанять в социальной работе в целом значительно большее место, чем этонаблюдается сейчас. На это должна быть нацелена социальная политика. Надоне только лечить социальные болезни, но и предотвращать их. Лучше и дляобщества в целом, и для людей не оказывать помощь, к примеру, безработным,а делать все возможное для предотвращения безработицы, обучения людей,развития производства, создания новых рабочих мест, перепрофилирования техили иных цехов, предприятий, учреждений и т.д. Именно в этом можно видетьсущность социальной политики как концентрированного выражения всех видовполитики. Именно в этом проявляется действительная забота о людях, обудовлетворении их насущных потребностей и интересов. Таким образом,социальная работа должна носить опережающий, упреждающий характер. Социальная политика и социальная работа тесно взаимосвязаны междусобой. Обе характеризуются двумя взаимообусловленными сторонами: научно-познавательной и практико-организационной. Социальная работа - этосвоеобразная форма, способ реализации социальной политики, а социальнаяполитика - стержень, ориентир социальной работы. В этом состоит их единствои различие. Последнее проявляется, в частности, в том, что социальнаяполитика - более широкое понятие, определяющая сторона социальной работы.Социальная политика - ориентир не только для социальной работы, но и дляразвития социальной сферы в целом. Социальная же работа более динамична,подвижна, богата по своему содержанию в сравнении с социальной политикой.Вместе с тем их единство нерасторжимо. Какова социальная политика, такова исоциальная работа. Реализация содержания, форм и методов последней целикоми полностью определяется социальной политикой. В то же время социальнаяработа - деятельность по социальной защите, поддержке и помощи социальноуязвимых слоев и групп, отдельных граждан, населения в целом не может несказаться, в конечном счете, на ориентирах социальной политики, еенаправлениях, целях и задачах. Заключение Итак, в работе мною были показаны и раскрыты демографические процессы,протекающие на территории Российской Федерации. По приведенным официальнымцифрам можно сделать вывод о крайне неблагоприятной сложившейся ситуации иподтвердить прогноз о "старении нации". Также, по приведенным документам истатистике, мною был сделан вывод о крайне неэффективной демографическойполитике. Эффективность социальной политики крайне ослаблена вследствиеэкономического августовского кризиса прошлого года и нестабильностьюэкономической сферы, хотя существуют и некоторые положительные моменты. Вчастности, попытка государства оказать помощь широким слоям населения, яотношу именно к таким моментам. Список литературы1. Мир в цифрах. СНГ Стат. - М., 1997.2. Основы социальной работы: Учебник /Отв. ред. Павленок П.Д. -М.: ИНФРА-М, 1998.3. Родионова И.А. Россия. Экономико-географическая характеристика. Учеб. пособие. - М.: Изд-во РУДН, 1997.4. Россия и страны мира. - М.: ВЦ Госкомстата России, 1997.5. Страны мира. Краткий политико-экономический справочник. - М.: Интеркнига, 1996.6. Теория и методика социальной работы. Вып.2. /Отв. ред. Павленок П.Д. - М., 1995.7. Холина В. Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика. - М.: Просвещение,1995.8. Энциклопедический социологический словарь /Общ. ред. Осипова Г.В. - М.: ИСПИ РАН, 1995.-----------------------[1] Энциклопедический социологический словарь /Общ. ред. Осипова Г.В. -М.: ИСПИ РАН, 1995, стр.167. [2] Россия и страны мира. - М.: ВЦ Госкомстата России, 1997. [3] Мир в цифрах. СНГ Стат. - М., 1997. [4] Теория и методика социальной работы. Вып.2. /Отв. ред. ПавленокП.Д. - М., 1995, стр. 9.




Похожие:

Демографическая ситуация и социальная политика Российской Федерации iconДемографическая ситуация в мире на современном этапе
Демографическая ситуация и социальная политика в Костромской области
Демографическая ситуация и социальная политика Российской Федерации iconДемографическая ситуация и социальная политика
Специфика современного украинского государства как основного социального института общества 11
Демографическая ситуация и социальная политика Российской Федерации iconДемографическая ситуация и социальная политика РФ
Специфика современного российского государства как основного социального института общества
Демографическая ситуация и социальная политика Российской Федерации iconСовременная демографическая ситуация в России и демографическая политика

Демографическая ситуация и социальная политика Российской Федерации iconПрограмма курса «демографическая политика»
Соотношение понятий «социальное управление демографической системой (воспроизводством населения)», «демографическая политика», «политика...
Демографическая ситуация и социальная политика Российской Федерации iconПрограмма курса «демографическая политика» Сущность демографической политики (6 часа = 4л+0с)
Соотношение понятий «социальное управление демографической системой (воспроизводством населения)», «демографическая политика», «политика...
Демографическая ситуация и социальная политика Российской Федерации iconПрограмма дисциплины Демографическая модернизация и демографическая политика для направления «Политология»
Демографическая модернизация и демографическая политика для направления «Политология» подготовки магистра
Демографическая ситуация и социальная политика Российской Федерации icon«Политология»
Демографическая модернизация и демографическая политика для направления «Политология» подготовки магистра
Демографическая ситуация и социальная политика Российской Федерации iconДемографическая ситуация России

Демографическая ситуация и социальная политика Российской Федерации iconСодержание дисциплины «Социальная политика» Тема Социальная политика как учебная
Социальная политика как учебная дисциплина: теоретические знания, методы работы с различными группами общества. Предмет курса. Цели,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы