Метод, методика, способы и приемы экономического анализа icon

Метод, методика, способы и приемы экономического анализа



НазваниеМетод, методика, способы и приемы экономического анализа
Дата конвертации12.07.2012
Размер154,5 Kb.
ТипРеферат
Метод, методика, способы и приемы экономического анализа


СодержаниеВведение 3I. Метод, методика, способы и приемы экономического анализа 4 1. Экономическая сущность метода анализа хозяйственной деятельности 4 2. Классификация приемов экономического анализа 8 3. Традиционные способы и приемы экономического анализа и их сущность 10II. Раскрыть методы комплексной оценки хозяйственно-финансовой деятельности12Заключение 15Список использованной литературы 16Введение Анализом хозяйственной деятельности называется научно разработаннаясистема методов и приемов, посредством которых изучается экономикапредприятия, выявляются резервы производства на основе учетных и отчетныхданных, разрабатываются пути их наиболее эффективного использования. Анализ финансового состояния имеет свои источники, свою цель и своюметодику. Источниками информации являются формы квартальных и годовыхотчетов, включая приложения к ним, а также сведения, привлекаемые из самогоучета, когда такой анализ проводится внутри самого предприятия. Цель анализа финансового состояния - дать руководству предприятиякартину его действительного состояния, а лицам, непосредственно неработающим на данном предприятие, но заинтересованных в его финансовомсостоянии, - сведения, необходимые для беспристрастного суждения, например,о рациональности использования вложенных в предприятия дополнительныхинвестиций и тому подобное. Оценка финансового положения предприятия - это совокупность методов,позволяющих определить состояние дел предприятия в результате анализа егодеятельности на конечном интервале времени. В конечном результате анализ финансового положения предприятия должендать руководству предприятия картину его действительного состояния, алицам, непосредственно не работающим на данном предприятии, нозаинтересованным в его финансовом состоянии - сведения, необходимые длябеспристрастного суждения, например, о рациональности использованиявложенных в предприятие дополнительных инвестициях и т. п.I. Метод, методика, способы и приемы экономического анализа 1. Экономическая сущность метода анализа хозяйственной деятельности Формирование рыночной экономики в России ведет к появлению новыхпроблем в экономическом анализе. Только комплексный анализ рыночной ситуации, учет всехвзаимосвязанных факторов, влияющих на ее состояние и владение специальныманалитическим и математическим аппаратом для анализа и прогноза рынкаделает возможным успешное функционирование любого предприятия в современныхусловиях. В этих условиях старые, традиционные методы анализа могут оказатьсямалоэффективными из-за недостатка информации о состоянии рынка, и в полноймере проявляется необходимость адаптации к современным условиямтрадиционных способов анализа и прогнозирования поведения предприятиятаких, как экономико-математические модели, экспертные методы и системныеоценки, которые в настоящее время приобретают все большуюраспространенность. Рассмотрим особенности методики экономического анализа применительнок изучению спроса на товар. Прогнозирование спроса может осуществляться различными методами, вчастности можно выделить три основные группы: методы экономико-математического моделирования (экстрополяционные методы), нормативныеметоды, методы экспертных оценок[1]. Методы простой (формальной) экстраполяции заключаются в перенесениина будущий период прошлых и настоящих тенденций в развитии товарно-групповой структуры спроса на базе анализа динамического ряда. Для экстраполяции информацию о динамике рынка представляют в той илииной форме - графической, статистической, математической, логической. Влюбом случае считают, что экономическим процессам присуща «инерция» илиобязательное продолжение направления их течения в ближайшем будущем.Экстраполяции требуют от исследователя рынка крайней осмотрительности. Малоизучить прошлые тенденции рынка - необходимо принять в расчет новые условияи факторы, которые не были характерны для прошлого, но возможно появятся вбудущем. Одновременно необходимо избавляться от учета факторов иобстоятельств, которые потеряли свою актуальность и уже не оказываютвлияния на ход развития событий на данном рынке. Данный метод достаточно прост и доступен, однако использование егоцелесообразно только на такой период, в котором маловероятно изменениетенденций, то есть на краткосрочный, и для укрупненных товарных групп. К методам простой экстраполяции относятся и расчеты эластичностиспроса в зависимости от изменения какого-либо фактора. Экономико-математические методы основаны на использованиикорреляционного и регрессионного анализа, позволяющего устанавливатьтесноту связи и вид зависимости среднего значения какой-либо величины отнекоторой другой или от нескольких величин. В нашем случае - этоустановление зависимости развития спроса от влияния наиболее главныхфакторов. в практике прогнозирования товарно-групповой структуры спросачаще всего применяются трендовые и регрессионные модели: Трендовые модели прогнозирования спроса представляют собой уравнения,формализующие устойчивые процессы его развития. Они применяются дляпрогнозирования наиболее стабильных закономерностей по крупным товарнымподотраслям (например, соотношение спроса на продовольственные инепродовольственные товары). Основной параметр трендовых моделей -время, тоесть по существу речь также идет об экстраполяции на прогнозируемый периодтенденций и закономерностей базисного периода. Регрессионные (факторные) модели отражают количественную связь одногопоказателя с другим или с группой других (множественная регрессия). Вкачестве переменных выступают факторы, определяющие динамику спроса.Математическую основу построения моделей составляют важнейшие положениятеории вероятности, математической статистики и высшей математики. Процесспостроения подобных моделей состоит из нескольких последовательных этапов. Первым и важнейшим этапом моделирования развития товарно-групповойструктуры спроса населения является отбор факторов. Они должны отражатьобъективные процессы изучаемого явления, быть количественно измеримыми инезависимыми друг от друга. На втором этапе рассчитывается сила влияния или теснота связи междуфакторами и спросом в базисном периоде. Она определяется с помощьюкоэффициентов корреляции и критериев согласия. На третьем этапе выявляется математическая форма связи или видзависимости спроса от факторов, подбираются функции, наиболее точноописывается процесс развития спроса. Четвертый этап: расчет параметров уравнения. Параметры уравненийвыражают степень и направление воздействия каждого фактора на спрос ирассчитываются методом наименьших квадратов. Пятый этап: оценка прогностической ценности модели на основеретроспективных расчетов. Экономико-математические методы эффективно используется прикраткосрочном прогнозировании. Так как объективная реальность нашейэкономики состоит в том, что довольно трудно выявить и определитьколичественно более менее стабильные факторы, влияющие на прогнозируемыйпроцесс. Поэтому составление среднесрочных и, тем более, долгосрочныхпрогнозов представляется довольно затруднительным в современных условиях. Икак правило, преобладает прогнозирование на краткосрочные периоды.Экономико-математическое моделирование является основой экономическойпрогностики. Оно позволяет на строго количественной основе выявить характерсвязей между отдельными элементами рынка и теми факторами, которые влияютна его развитие. Что особенно важно - математические модели даютвозможность наблюдать, как станут развиваться события при тех или иныхначальных допущениях При экономико-математическом моделировании спроса может такжеиспользоваться группа методов - экспоненциальное сглаживание ипрогнозирование, основанные на использовании уже сделанных прогнозовтенденций развития спроса и самых последних данных о продаже товаров. Математические методы помогают вскрыть количественные явления ивзаимосвязи. Но они лишь продолжение экономического анализа, конечныйрезультат в первую очередь зависит от выбора базисного периода, отборафакторов, от того, правильно ли определена степень устойчивости явления. Нормативный метод основан на использовании показателей рекомендуемогоуровня потребления материальных благ и применяется как основной инструментсреднесрочного и долгосрочного прогнозирования товарно-групповой структурыспроса в целом по стране. С помощью данного метода рассчитывают либо срокидостижения норм рационального потребления (исходя из фактически сложившихсясреднегодовых темпов потребления этих товаров в базисном периоде), либотемпы роста производства и потребления, необходимых для достижения кнамеченному сроку нормативных показателей рационального потребления. Обычнорасчеты проводятся параллельно. Первый имеет большое значение длясреднесрочных, а второй для долгосрочных прогнозов, являясь целевойустановкой. Сложность заключается в разработке самих нормативных показателей.Рекомендуемые нормы потребления продуктов питания основаны нафизиологических потребностях организма в белках, жирах, углеводах,витаминах. Рекомендуемые уровни потребления непродовольственных товаров могутразрабатываться, например, на основе опросов представительных групппотребителей. При применений метода экспертных оценок ставится задача выяснитьмнение специалистов торговли, промышленности или покупателей о тех или иныхтоварах и на основе этого выявить тенденции развития спроса на товарынародного потребления. Использование метода экспертных оценок позволяетосуществить расчеты объемов и структуры спроса, потребностей в товарах поширокому кругу позиций ассортимента в условиях, когда другие методы немогут быть применены из-за отсутствия необходимой информации. С помощьюэкспертных оценок можно получать информацию о состоянии и перспективахразвития спроса в форме, наиболее удобной для коммерческих работников. Методы экспертных оценок - это комплекс логических и математи-ко-статистических методов и процедур, связанных с деятельностью экспертов попереработке необходимой для анализа и принятия решений информации. Впрактической деятельности по изучению и прогнозированию спроса методэкспертных оценок может быть использован для решения следующих задач: 1)Разработка средне- и долгосрочных прогнозов групповой структуры спроса натовары народного потребления. 2) Прогнозирование внутригрупповой (вразвернутом ассортименте) структуры спроса на предстоящий хозяйственныйгод. 3) Определение групп потенциальных потребителей. 4) Оценка величинынеудовлетворенного спроса по группам, видам и разновидностям товаров. 2. Классификация приемов экономического анализа Основными приёмами (методами) экономического анализа являются:сравнение отчётных показателей с плановыми (сметными), созданными запрошлые периоды (динамические ряды), с проектными и нормативнымипоказателями, с показателями работы других строительных организаций каксвоего, так и других экономических районов. Широко применяются при анализеэкономические группировки хозяйственных операций в разрезах, позволяющихрассмотрение показателей во взаимосвязи и взаимном влиянии, абсолютные иотносительные показатели (средние величины, проценты, коэффициенты, индексыи т. д.). Иногда в экономическом анализе применяются выборочные наблюдения,дополнительные экономические группировки и обобщающие показатели. Для наглядного изображения в аналитической работе используются схемы,диаграммы, плакаты. При детализации общих (синтетических) показателейсостав их рассматривается по отдельным частям строительной организации, повремени возникновения и т. д., т. е. анализ проводится в обратном порядкепо сравнению с учётом, при котором происходит образование анализируемыхпоказателей путём синтетических накопительных группировок хозяйственныхопераций с установлением их взаимосвязи (корреспонденция счетовбухгалтерского учёта). Данные анализа в свою очередь синтезируются впорядке их взаимосвязанных обобщений. На основе данных экономического анализа вносятся конкретныепредложения по устранению установленных недостатков и дальнейшему улучшениюработы анализируемых строительных организаций. Результаты анализаоформляются заключениями, объяснительными записками, постановлениями илирешениями. Классифицируем различные методы экономического анализа: Традиционные способы обработки информации: сравнение; расчет относит.и средних величин; графический; группировки; балансовый. Детерминированный факторный анализ: цепные подстановки; индексныйметод; абсолютные разницы; интегральный способ; пропорциональное деление. Стохастический факторный анализ: корреляционный; дисперсионный;компонентный; многомерный факторный. Способы оптимизации показателей: экономико-математический;программирования; теория массового обследования; теория игр; исследованияопераций. 3. Традиционные способы и приемы экономического анализа и их сущность Основной целью финансового анализа является получение небольшогочисла ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную иточную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков,изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами икредиторами. при этом аналитика и управляющего (менеджера) можетинтересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и егопроекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т. е. ожидаемыепараметры финансового состояния. Но не только временные границы определяют альтернативность целейфинансового анализа. Они зависят также от целей субъектов финансовогоанализа, т. е. конкретных пользователей финансовой информации. Цели анализа достигаются в результате решения определенноговзаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задачапредставляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных,информационных, технических и методических возможностей проведения анализа.Основным фактором в конечном счете является объем и качество исходнойинформации. При этом надо иметь в виду, что периодическая бухгалтерская илифинансовая отчетность предприятия -это лишь “сырая информация”,подготовленная в ходе выполнения на предприятии учетных процедур. Чтобы принимать решения по управлению в области производства, сбыта,финансов, инвестиций и нововведений руководству нужна постоянная деловаяосведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатомотбора, анализа, оценки и концентрации исходной сырой информации.необходимо аналитическое прочтение исходных данных исходя из целей анализаи управления. Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов- этодедуктивный метод, т. е. от общего к частному, Но он должен применятьсямногократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводится историческая илогическая последовательность хозяйственных фактов и событий,направленность и сила влияния их на результаты деятельности. Практика финансового анализа уже выработала основные правила чтения(методику анализа) финансовых отчетов. Среди них можно выделить 6 основныхметодов[2]:горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности спредыдущим периодом;вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговыхфинансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности нарезультат в целом;трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядомпредшествующих периодов и определение тренда, т. е основной тенденциидинамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальныхособенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможныезначения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективныйпрогнозный анализ;анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений междуотдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности,определение взаимосвязей показателей;сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственныйанализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы,дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализпоказателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми исредними хозяйственными данными;факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) нарезультативный показатель с помощью детерминированных или стохастическихприемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым(собственно анализ), когда дробят на составные части, так и обратным(синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативныйпоказатель.II. Раскрыть методы комплексной оценки хозяйственно-финансовой деятельности Экономический анализ - признанный во всем мире инструмент обоснованияхозяйственных решений - широко применяется для оценки финансовойдеятельности предприятия современных условиях. Экономическое поведение хозяйствующего субъекта при рыночныхотношениях основано на добровольно выбираемой на свой страх и рискреализуемой индивидуальной деловой программы в рамках тех возможностей,которые вытекают из законодательных актов. Каждый участник рыночных отношений изначально лишен заранееизвестных, однозначно заданных параметров, гарантий беспроигрышности всвоих действиях: кем-либо обеспеченной доли участия в рынке, доступности кпроизводственным ресурсам по фиксированным ценам, устойчивостипокупательной способности денежных единиц, неизменности норм илинормативов, лимитов и других инструментов жесткого экономическогоуправления. Действительность же такова, что в экономической борьбе с конкурентамиза покупателя предприятие вынуждено продавать свою продукцию в кредит (сриском не возврата денежных сумм в срок), при наличии временно свободныхденежных средств размещать их в виде депозитных вкладов или ценных бумаг (сриском получения недостаточного процента дохода в сравнении с темпамиинфляции или с новыми более высокодоходными сферами вложения денежныхсредств), при ведении коммерческих операций экспортно-импортного характерасталкивается необходимостью оперировать различными национальными валютами(с риском потерь от неблагоприятной конъюнктуры курсов валют) и т. д. Практически все совершаемые хозяйственные операции направлены на то,чтобы в будущем (ближайшем или отдаленном) извлечь определенную выгоду. Приэтом абсолютная сумма и время получения ожидаемого дохода в момент принятиярешения могут и не сбыться. Риск в бизнесе представляет собой образ действия в неяснойобстановке. Рисковать следует лишь в том случае, когда возможен успех иположительный результат риска носит закономерный характер. Анализ рискаможет включать множество подходов, связанных с проблемами, вызванныминеуверенностью, включая определение, оценку контроль и управление риском. Иными словами, этот анализ должен быть связан с пониманием того, чтоможет случиться и что должно случиться. Анализ риска помогает своевременно выбирать оптимальныйальтернативный вариант во всех сферах экономики. Разделив систему наотдельные системы и подсистемы, можно анализировать Данная оценка необходима для того, чтобы проследить тенденциюизменения неопределенность, связанную с каждым из них, а такжерассматривать степень зависимости между риском и подсистемами данногообъекта, оценивать совокупное влияние рисков на объект. Проблемы неопределенности в экономических рассуждениях решаются путемиспользования методов бизнес статистики. С ее помощью бухгалтер можетпредвидеть будущие экономические выигрыши хозяйственного субъекта, чтопозволит избежать сокращение капитала, непредвиденных затрат. На оценкахполучаемых с помощью бизнес – статистики, основываются при такихэкономических сделках: потребительский и коммерческий кредит, хеджирование,опционные и фьючерские контракты, операции по ценным бумагам,диверсификация в различные сферы производства, создание портфеля из активовразличных видов (денежные средства из разных валют, ценные бумаги различныхвидов и компаний, запасы средств производства) и прочее. Заинтересованный вуспешном исходе дела бухгалтер не может игнорировать прошлый опыт, которыйс определенной степенью точности позволяет перейти от состояниянеопределенности к вероятной оценки возможного будущего события. Именнотакого рода оценки позволяют предпринимателю формировать разнообразныеоценочные резервные фонды, планировать затраты капитала, совершать биржевыеоперации и т. д. Анализ финансового состояния начинается с изучения основных финансово– экономических показателей деятельности предприятия: обеспеченностьосновными фондами, производства и реализации продукции, оборачиваемостиматериальных ресурсов и задолженности, производительности труда,прибыльности и т. д. Изучение изменений данных показателей дает аналитикусведения о развитии предприятия в настоящем и позволяет сделать прогноз набудущее. После изучения основных финансово- экономических характеристик, какправило, проводится анализ имущественного положения: определяетсясоотношение структуры средств предприятия и источников формирования впроизводственном потенциале предприятия, его запасах, дебиторскойзадолженности и денежных средствах, с одной стороны, и долгосрочной икраткосрочной задолженности и капиталом с другой. Финансовое состояние предприятия оценивается как в краткосрочном, таки долгосрочном аспекте. В первом случае оно характеризуетсяплатежеспособностью, во – втором - финансовой устойчивостью. Комплексный анализ финансового состояния позволяет дать оценкутекущей платежеспособности предприятия и ее деятельности в долгосрочномаспекте. Это позволяет собственникам, кредиторам и инвесторам, а такжедругим пользователям бухгалтерской информации правильно оценить имеющийсяпотенциал предприятия. Информационной базой для проведения анализа служит бухгалтерскаяотчетность предприятия и данные внутрипроизводственного учета и анализа[3].Заключение Экономический анализ - глубокое исследование экономических явлений напредприятии, то есть выявление причин отклонения от плана и недостатков вработе, вскрытие резервов, их изучение, содействие комплексномуосуществлению экономической работы и управлению производством, активноевоздействие на ход производства, повышение его эффективности и улучшениекачества работы. Анализ финансового состояния показывает, по каким конкретнымнаправлениям надо вести эту работу, дает возможность выявления наиболееважных аспектов и наиболее слабых позиций в финансовом состоянии именно наданном предприятии. В соответствии с этим результаты анализа дают ответ навопрос, каковы важнейшие способы улучшения финансового состоянияконкретного предприятия в конкретный период его деятельности. Анализ финансовой деятельности предприятия проводится по различнымнаправлениям. К ним относится выявление финансовой устойчивостипредприятия, определение показателей кредитоспособности и инвестиционнойпривлекательности и др. В ходе финансового анализа определяется, насколькоэффективно –используются средства предприятия. Основой для проведения анализа служат бухгалтерские документы, в томчисле бухгалтерский баланс. Очевидно, что финансовый анализ является одним из основных методов,определяющих работу предприятия, поэтому его разработка особенно актуальна.Список использованной литературы1. А. К. Шишкин, С. С. Вартанян, В. А. Микрюков “Бухгалтерский учет и финансовый анализ на коммерческих предприятиях” “Инфра -м” - 1996.2. Баканов М. И., Шеремет А. Д. “Теория экономического анализа” М. -1993.3. Барингольц С. Б. «Анализ финансового состояния промышленных предприятий» Деньги и кредит, 1991, № 11.4. В. Ф. Палий, Л. П. Суздальцева “Технико - экономический анализ производственно - хозяйственной деятельности предприятий” - 1994.5. Е. П. Козлова, Н. В. Парашутин, Т. Н. Бабченко “Бухгалтерский учет в промышленности” Москва “Финансы и статистика” 1993.6. М. Н. Крейнина «Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве торговле», М., 1994.7. Финансовый анализ деятельности фирм, М., «Ист-Сервис», 1994.8. Шеремет А. Д. “Теория экономического анализа” 1992.9. Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. “Методика финансового анализа” Москва “Инфра-М” 1995.-----------------------[1] В. Ф. Палий, Л. П. Суздальцева “Технико - экономический анализпроизводственно - хозяйственной деятельности предприятий” - 1994. – С. 12-14.[2] Баканов М.И., Шеремет А.Д. “Теория экономического анализа” Москва“Финансы и статистика”, 1993 г. – С. 67-68.[3] М. Н. Крейнина «Анализ финансового состояния и инвестиционнойпривлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстветорговле», М., 1994. – С. 23.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Метод, методика, способы и приемы экономического анализа iconСодержание Введение 3 Формы финансово-экономического контроля 4 Приемы и способы документального финансово-экономического контроля 7 Приемы и способы фактического финансово-экономического контроля 13 Список литературы 18 Введение
Контроль – (от франц. – проверка) – это процесс, обеспечивающий достижение поставленных целей.[1]
Метод, методика, способы и приемы экономического анализа iconДокументи
1. /методика литературы/+XX век.doc
2. /методика...

Метод, методика, способы и приемы экономического анализа iconВопросы к экзамену по курсу «экономический анализ» для студентов специальности «статистика» Экономический анализ и его значение в условиях рыночной экономики. Анализ как метод познания
Классификация способов и приемов экономического анализа. Традиционные приемы обработки информации
Метод, методика, способы и приемы экономического анализа iconТема: «счастье это когда тебя понимают»: так ли это?
Основные методы и приемы: метод наблюдения, словесный метод, игровой метод, метод «вопроса в связи с обстоятельствами»
Метод, методика, способы и приемы экономического анализа iconКонтрольная работа по дисциплине «Теория экономического анализа» Вариант №4 Ярославль, 2008 Задача 1
Рассчитайте влияние трудовых факторов на изменение выручки от продаж, применив способ абсолютных разниц и интегральный метод факторного...
Метод, методика, способы и приемы экономического анализа iconСущность и принципы анализа Методы и приёмы анализа: сущность и область применения Метод цепных подстановок
Ак­тивно- составляющим здесь выступает человеческое мышление, ко­торое представляет собой наивысшую аналитико-синтетическую способность...
Метод, методика, способы и приемы экономического анализа iconКонтрольная работа по дисциплине «Теория экономического анализа» студент четвертого курса Факультета ус
Задача Рассчитайте влияние трудовых факторов на изменение выручки от прадаж, применив способ абсолютных разниц и интегральный метод...
Метод, методика, способы и приемы экономического анализа iconВ. П. Демин нравственный мир героя
Это обстоятельство понуж­дает художников отказаться от многих прежних приемов ху­дожественного анализа, не обладающих эффективностью...
Метод, методика, способы и приемы экономического анализа iconДокументи
1. /шпоры/литература/31. Некрасов.doc
2. /шпоры/литература/Воскресенье.doc
Метод, методика, способы и приемы экономического анализа iconТеоретическая часть Нормативный метод учета затрат
Нормативный метод учета затрат на производство представляет собой совокупность процедур по планированию, нормированию, отпуску материалов...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы