Реферат по истории icon

Реферат по истории



НазваниеРеферат по истории
В Уфалей 2000
Дата конвертации12.07.2012
Размер176,03 Kb.
ТипРеферат
Реферат по истории


Челябинский Государственный педагогический университет РИПОДО Реферат по истории. «История мировых цивилизаций» Проверил _________ / _______ / Выполнил ________/ ________/ В - Уфалей 2000. Введение На пороге XXI века перед человечеством все острее встают вопросы: кудамы идем, где мы сейчас и каковы вообще перспективы развития земнойцивилизации. Фантастические темпы развития новейших технологий иперспективы, открывающиеся благодаря им, прогрессирующая «вестернизация»экономических и политических аспектов жизни многих стран мира позволяютмногим делать предположения о стремительном приближении человечества кидеалам западной демократии. Звучат даже слова о конце историичеловечества. Вот, например, как отреагировал американский историк ФрэнсисФукуяма на реформы в бывшем Советском Союзе: «Возможно, что то, что мынаблюдаем, это не просто конец холодной войны или своеобразного периодапослевоенной истории, но конец истории как таковой: это означает конечныйпункт идеологической эволюции человека и превращение западной либеральнойдемократии в универсальную, в конечную форму государственного управлениячеловечества»[1]. Используя экономические показатели, политики и экономистыранжируют страны по степени их «прогрессивности», начисто отметая такиенеотъемлемые характеристики человеческого бытия как нравственность ,самобытность культуры, или обуславливая их экономическим и политическимразвитием. По сути все, что не вписывается в «прокрустово ложе» менталитетасреднего европейского (или американского) потребителя, объясняется«дикостью» народов 3-го мира, до которых, к сожалению, не дошел еще светзападной культуры. Но как можно всю неповторимость и многообразие различныхкультур сводить к двум-трем числовым показателям типа валовогонационального продукта на душу населения? И вообще, правомерно ли сравнениеразличных культур между собой, выстраивание их в какую бы то ни былоиерархическую структуру по степени приближения к единому для всех идеалу?Не слишком ли мы увлекаемся, принимая явления, присущие отдельным культурамза характеристики всех культур? Многие мыслители считают неправомерным описание истории как линейногопоступательного движения к единой цели, в котором все народы идут в одномнаправлении, обгоняя или отставая друг от друга. Напротив, история для них- это развитие отдельных общественных сущностей более или менеевзаимодействующих друг с другом, где смерть одних соседствует с рождениемдругих. «Вместо монотонной картины линейнообразной всемирной истории ... явижу феномен множества мощных культур, с первобытной силой вырастающих изнедр породившей их страны, ... и у каждой своя собственная идея,собственные страсти, собственная жизнь, желания и чувствования и, наконец,собственная смерть»[2]. Так писал немецкий философ начала XX века ОсвальдШпенглер. В теориях такого типа непрерывное поступательное движениечеловечества как целого заменяется на циклическое развитие отдельныхлокальных цивилизаций. К мыслителям, придерживающимся схожей точки зренияна предмет истории, относится и английский историк XX века Арнольд Тойнби.Его теория циклических цивилизаций и будет освещена в данном реферате. Циклический путь развития цивилизации Методика исследования - эмпирический анализ Перед тем как начать говорить о теории Тойнби, следует сказатьнесколько слов о его методике исследования. Как пишет сам Тойнби, описываянекоторые отличия его теории циклов от теории цивилизаций Шпенглера, «еслигерманский априорный метод потерпел неудачу, стоит попробовать, чего можнодобиться при помощи английского эмпиризма»[3]. На протяжении всегоосновного своего труда «Постижение Истории» Тойнби придерживается своейметодики. Любое понятие, вводимое им, не дается a priori, а возникает снеобходимостью из множества подобранных примеров. Многие сущности, вводимыеТойнби, не имеют четких формулировок, а становятся понятными лишь послеизучения большого количества исторических примеров. Так, например, одно изважнейших понятий теории Тойнби Вызов-Ответ не дается формально, а строитсяна большом числе конкретных примеров. Такой стиль изложения мыслей имееткак свои достоинства так и недостатки. С одной стороны, большой фактическийматериал является хорошим подкреплением постулатов теории Тойнби. С другойстороны, нечеткость формулировок допускает неоднозначность интерпретации изачастую затрудняет понимание некоторых положений его теории. Единица измерения - цивилизация Прежде чем говорить о теории циклов цивилизаций, необходимо понять,что же Тойнби подразумевает под понятием «цивилизация», или, другимисловами, что является «единицей измерения» исторического бытия. Исходя изтого, что любая страна, политический союз и т. д. Должны рассматриваться несами по себе, а исходя «исторического контекста», Тойнби приходит кследующим выводам об «атоме, на котором следует фокусировать свое вниманиеисторику»: a) Цивилизации «представляют собой ... общества с более широкой протяженностью как в пространстве, так и во времени, чем национальные государства, города-государства или любые другие политические союзы»[4]; b) Именно цивилизации должны рассматриваться историками; c) Цивилизации сопоставимы друг с другом; d) Ни одна из цивилизаций не охватывает всего человечества; e) Преемственность в развитии цивилизаций гораздо меньше, чем преемственность между фазами развития одной цивилизации. Проводя анализ истории, Тойнби выделяет двадцать одну цивилизацию,когда-либо существовавшую на Земле (данная цифра меняется по ходу книги).На данный момент их осталось пять (не считая две реликтовые): 1. Западная христианская 2. Православная христианская 3. Исламская 4. Дальневосточная 5. Индуистская Между некоторыми из этих цивилизаций существуют родственные отношения,например, западная христианская и православная христианская, находящиесядруг с другом в «сестринских» отношениях, происходят из эллинскойцивилизации. Цивилизации, кроме этого, взаимодействуют друг с другом имогут влиять друг на друга. Такая точка зрения в корне противоречит точкезрения Шпенглера, согласно которой цивилизации являются замкнутыми в себесущностями, не способными понять друг друга и не проистекающими одна издругой. Тем не менее Тойнби также глубоко не приемлет и концепцию «единствацивилизации», объясняя ее, как и Шпенглер, гипертрофированным чувствомевроцентризма современных историков: «Западные историки ... считают, что внастоящее время унификация мира на экономической основе Запада более илименее завершена, а значит, как они полагают, завершается унификация и подругим направлениям. Во-вторых, они путают унификацию с единством,преувеличивая таким образом роль ситуации, исторически сложившейся совсемнедавно и не позволяющей пока говорить о создании единой Цивилизации, темболее отождествлять ее с западным обществом»[5] Стадии цикла Каков же жизненный цикл цивилизаций в концепции Тойнби? Предопределеныли сроки их жизни или ничто не запрещает развиваться цивилизации скольугодно долго? Вот как отвечает Тойнби на эти вопросы. Каждая цивилизацияпроходит на своем жизненном пути следующие стадии: Стадия зарождения -генезис. Цивилизация может возникнуть либо в результате мутациипримитивного общества либо на развалинах «материнской» цивилизации. Застадией генезиса следует стадия роста, на которой цивилизация из зародышаразвивается в полноценную социальную структуру. Во время роста цивилизациюпостоянно подстерегает опасность перехода в стадию надлома, которая какправило (но не обязательно!) сменяется стадией распада. Распавшись,цивилизация либо исчезает с лица Земли (египетская цивилизация, цивилизацияИнков) либо дает жизнь новым цивилизациям (эллинская цивилизация,породившая через вселенскую церковь западное и православное христианство).Следует сразу отметить, что в этом жизненном цикле нет той фатальнойпредопределенности развития, которая присутствует в цикле цивилизацииШпенглера. Если у Шпенглера цивилизация - это живой организм, который снеобходимостью растет, созревает, увядает и, наконец, умирает, то Тойнбиотходит от трактования цивилизации, как некой неделимой сущности, считаячто «общество не является и не может быть ничем иным, кроме какпосредником, с помощью которого отдельные люди взаимодействуют между собой.Личности, а не общества создают человеческую историю»[6]. Такаяинтерпретация общества позволяет ответить на вопрос о предопределенностиразвития: если все индивидуумы, составляющие данное общество, смогутпреодолеть надлом в душе, то и общество в целом может выбраться из стадиинадлома. «Надломы цивилизаций не могут быть результатом повторяющихся илипоступательных действий сил, находящихся вне человеческого контроля»[7].Отсюда следует, что Тойнби отвергает судьбу в вопросах развитияцивилизации, считая, что последнее слово всегда остается за человеком. Выделив основные стадии развития цивилизации, необходимо ответить навопрос: что же является «мотором» цивилизации, что заставляет примитивноеобщество, жившее стационарно на протяжении многих тысяч лет, однаждыпроснуться и начать непрерывное поступательное движение; есть ли что-либоединое, стоящее за всеми стадиями развития цивилизаций? В поисках этогопервопринципа Тойнби приходит к концепции Вызова-и-Ответа. Не найдядетерминированных, «неодушевленных» причин зарождения и развитияцивилизаций, Тойнби вводит через миф об искушении твари Божьей Дьяволом ипоследующем преображении искушаемого через творение Господне противоречие вкачестве основного движущего механизма истории. На первом этапе Дьявол(Вызов) выводит систему из равновесного и пассивного состояния Инь ввозбужденное и активное состояние Ян. Ответом на вызов должен быть либорост - «переход в более высокое и более совершенное с точки зренияусложнения структуры»[8] состояние, либо смерть, проигрыш. Выйдя на новуюступень, система вновь выводится из равновесия и так далее до тех пор, покана очередной вызов не последует адекватного ответа. Вызовы могут быть каквнешними (стимулы, необходимые для генезиса цивилизации) так и внутренними(творческий порыв гения, развитие науки). Причем системе требуется лишьпервоначальное наличие внешних стимулов, которые затем по мере развитиясистемы превращаются во внутренние вызовы. Именно такое динамическое,прогрессирующее противоречие и является залогом развития цивилизации ииндивидуумов, ее составляющих. Как уже говорилось выше, некоторые из вызовов могут получать достойныеответы, в то время как другие могут остаться и без ответа. Если суровостьвызова будет усиливаться до бесконечности, гарантируется ли тем самымбесконечное увеличение энергии, вложенной в ответ на бросаемый вызов?Тойнби отвечает на этот вопрос вполне логично: наиболее стимулирующеевоздействие оказывает вызов средней силы. Слабый вызов не может заставитьсистему перейти на качественно новый уровень, в то время как чрезмерносильный вызов может просто-напросто ее разрушить. Как же выглядит концепция Вызова-и-Ответа в применении к цивилизации ик анализу ее развития? Кому предназначается вызов - обществу в целом, либокаждому человеку в отдельности? Как уже упоминалось, система Тойнбиантропоцентрична в том смысле, что в ней обществу отводится место полядействия, а не носителя созидательной силы. Поэтому и вызовыпредназначаются прежде всего людям. Здесь Тойнби стоит на позициифранцузского философа Анри Бергсона: «Мы не верим в «бессознательный»фактор Истории, так называемые «великие подземные течения мысли», накоторые так часто ссылаются, возможно лишь потому, что большие массы людейоказались увлеченными кем-то одним, личностью, выдвинутой из общего числа.Нет надобности повторять, что социальный прогресс обусловливается преждевсего духовной средой общества. Скачок совершается тогда, когда обществорешается на эксперимент; это означает, что общество или поддалосьубеждению, или было протрясено кем-то, но именно кем-то»[9]. Однакобольшинство членов общества инертно и пассивно и неспособно дать достойныйответ на удары судьбы. Чтобы общество смогло ответить на вызов, в немнеобходимо наличие Личностей, сверхлюдей. Именно они способны дать ответ,именно они способны повести за собой всех остальных. Кто они - этисверхлюди? Тойнби указывает, что ими могут быть как отдельные люди (Иисус,Мухаммед, Будда) так и социальные группы (английские нонконформисты). Влюбом случае общество раскалывается на две взаимодействующие части: натворческое, несущее в себе потенциал меньшинство и основную инертную массу.Каким же образом способность творческого меньшинства дать ответ на вызовпревращается в ответ всего общества? По утверждению Бергсона, «требуетсядвойное усилие. Прежде всего со стороны отдельных личностей, нацеленных нановаторский путь, и наряду с этим - всех остальных, готовых воспринять этуновацию и приспособиться к ней. Цивилизованным можно назвать лишь тообщество, в котором эти встречные усилия слились воедино. В сущности,второе условие более трудно для исполнения. Наличие в обществе творческойличности - фактор необходимый и достаточный для зарождения процесса...Однако для ответного движения нужны определенные условия, при которыхтворческая личность может увлечь за собой остальных»[10]. Каков механизмвзаимодействия творческого меньшинства и пассивного большинства? Тойнбиназвал этот механизм «мимесис» - социальное подражание. Мимесис появляетсяу человека задолго до вступления общества в фазу развития. Его можно видетьи в обществах с примитивным укладом и в развитых цивилизациях. Однакодействие мимесиса в этих двух случаях прямо противоположно: если впримитивных обществах мимесис, выражаясь в обычаях и подражаниистарейшинам, направлен в прошлое и является гарантом стабильности общества,то при вступлении общества на путь цивилизации мимесис в основном направленна творческое меньшинство, являясь таким образом связующим звеном междуактивными и пассивными его членами. Следовательно, для успешного ответа навызов необходимо наличие в обществе следующих факторов: 1. в обществе должны присутствовать люди, способные понять вызов и дать на него ответ; 2. большинство должно быть готово к принятию данного ответа, то есть, грубо говоря, «созреть» для ответа. В дальнейшем будет показано, как концепция Вызов-и-Ответ и взаимодействие Меньшинство-Большинство проявляют себя на каждой из стадий развития цивилизации. Генезис Как уже упоминалось, Тойнби выделяет два пути возникновенияцивилизаций: через мутацию примитивного общества и через отчуждениепролетариата от правящего меньшинства ранее существовавших цивилизаций. Каки следовало ожидать, в обоих случаях Тойнби объясняет генезис с помощьюконцепции Вызов-и-Ответ, отвергая при этом как расовые теории,постулирующие различную «государствообразующую» силу разных рас, так иблагоприятные природные условия, якобы являющиеся залогом возникновенияцивилизаций. Замечая, что природные условия могут влиять на характерцивилизации, он однако говорит, что для успешного зарождения необходимопоявление Вызова - стимула. Тойнби выделяет пять основных стимулов, которыемогут положительным образом повлиять на успешный генезис цивилизации. 1. Стимул природной среды a) Стимул бесплодной земли b) Стимул новой земли 2. Стимул окружения a) Стимул удара (реакция на нападение) b) Стимул давления («форпост») c) Стимул ущемления (бедность, рабство, национальная дискриминация) Как видно из приведенного выше списка, стимулы могут быть какприродными, так и социальными. Именно появление стимулирующего воздействиясо стороны природы или окружающих народов способно вывести примитивноеобщество из стационарного состояния и заставить его начать развиваться.Доказывая свое предположение, Тойнби анализирует большое количестворазличных цивилизаций и в каждом случае находит такой стимул. Среди всехстимулов хотелось бы выделить стимул новой земли, а точнее, егоразновидность - стимул заморской миграции. Он не только побуждает обществоначать развиваться, но и побуждает делать это на принципиально новойоснове: «Другой положительный эффект, возникающий в ходе испытаниязаморской миграцией, относится к области политической. Складываетсяпринципиально новый тип политической системы - республика, в которойсвязующий элемент - договор, а не родство»[11]. Что касается зарожденияцивилизации из недр материнской цивилизации, то здесь Тойнби такжеиспользует концепцию Вызов-и-Ответ. Правящее меньшинство, которое больше неявляется творческим меньшинством, не способно дать ответ на вызов, стоящийперед обществом и разрушающий его. Тогда в среде пролетариата возникаетновое творческое меньшинство, действительно способное дать ответ.Постепенно мимесис народных масс перенаправляется на новое творческоеменьшинство, что в дальнейшем приводит к зарождению новой цивилизации.Таким образом, образование цивилизаций данного типа происходит из-занеспособности старого меньшинства дать успешный ответ на вызов, стоящийперед ним. Рост Приступая к анализу стадии роста в цивилизации Тойнби, необходимопонять, что он считает критерием роста. Прежде всего, территориальнаяэкспансия ни в коей мере не является показателем развития цивилизации.Территориальное расширение обычно сопровождается кровопролитными войнами исвидетельствует скорее не о росте цивилизации, а о регрессе. Захватываниечужих территорий зачастую говорит о неспособности общества справиться свнутренним вызовом. «Общество, переживающее упадок, стремится отодвинутьдень и час своей кончины, направляя всю свою жизненную энергию наматериальные проекты гигантского размаха, что есть не что иное, какстремление обмануть агонизирующее сознание, обреченное собственнойнекомпетентностью и судьбой на гибель»[12]. Тойнби отказывается также вкачестве признака роста принимать и рост власти над природой. Прогресс втехнике и технологии зачастую вызван не общим развитием общества, а заказомвоенных, что свидетельствует опять же о надломе. Кроме того техническийпрогресс может приводить к идолизации его как единственного критерияразвития цивилизации и пренебрежению духовной сферой развития человека. Окаком прогрессе может идти речь, если последние достижения наукииспользуются для уничтожения себе подобных? «Влияние Человека на силы Добраи Зла возросло невероятно с освоением новых источников энергии, но это,увы, не прибавило Человеку мудрости или добродетели, не убедило его в том,что в царстве людей милосердие более ценно, чем часовой механизм»[13]. Сутьже прогресса, по Тойнби, заключается в законе прогрессирующего упрощения -этерификации. Смысл его заключается в том, что прогрессирующая системадолжна переходить к «энергиям все более и более элементарным, тонким ипостигаемым лишь при помощи абстрактных категорий». Закон этерификациипроявляет себя многозначно. Сюда попадает как часть и развитие техники, идвижение искусства от пластики к музыке. Однако для Тойнби, как человекаверующего, наиболее важна религиозная этерификация: «Постепенноевосхождение Религии к Богам со все более ясно очерченной личностью и болеечетко определенными отношениями между собой означает в конечном счетеабсорбцию в понятие некой единой божественной личности; и это в своюочередь вызывает переход от внешнего к внутреннему представлению о Боге,переход Религии от статики к динамике»[14]. Этерификация неизбежно ведет к«переносу поля действия» - переходу из макрокосма в микрокосм. ПротиворечиеЧеловек-Природа постепенно превращается в противоречие Человек-Человек,внешний вызов преобразуется во внутренний. Если вначале развитияцивилизации человеку приходится в основном отвечать на вызовы Природы, топо мере развития основными становятся социальные противоречия: борьба междуклассами, религиозные, национальные вопросы. На уровне человека ростозначает всю меньшую зависимость от физиологических потребностей и всепрогрессирующее влияние нравственных проблем. «Рост означает, что растущаяличность или цивилизация стремится создать свое собственное окружение,породить своего собственного возмутителя спокойствия и создать своесобственное поле действия. Иными словами, критерий роста - этопрогрессивное движение в направлении самоопределения»[15]. Как же происходит движение цивилизации по пути прогресса? Считаямикрокосм первичным фактором, Тойнби говорит, что рост цивилизацииобусловливается изменениями во внутреннем мире индивидуума. Но этиизменения могут произойти в душе не любого человека, а лишь у творческогоменьшинства. Ответом на вызов в данном случае является переход Личности наболее высокий уровень развития. Однако подавляющая часть общества остаетсятам же где и была. Таким образом возникает еще одно очень важноепротиворечие «меньшинство-большинство». Большинство может приблизиться кменьшинству путем механизма мимесиса. Однако нет никаких гарантий того, чтоэто произойдет. Отсюда возникает опасность отрыва одной социальной группыот другой. С ростом цивилизации эта пропасть становится все шире и шире,что в конце концов может привести к надлому цивилизации: вызову, на которыйменьшинство уже не способно дать адекватного ответа. В результате роста каждая цивилизация проходит свой уникальный путьразвития. При этом опыт, полученный каждой цивилизацией, также уникален.Этим Тойнби объясняет различие цивилизаций. Чем сильнее развита даннаяцивилизация, тем неповторимей пройденный ею жизненный путь и тем сильнеенепохожа она на другие. Таким образом по мере роста цивилизаций возникаетих дифференциация, что сказывается на мировоззрении индивидуумов, культуре,искусстве. В отличие от Шпенглера, объясняющего различие цивилизаций (уШпенглера - культур) различием прафеноменов - первичных символов, лежащих воснове каждой цивилизации, Тойнби усматривает изначальное внутреннееединство всех цивилизаций, различия которых вызваны неповторимостьюжизненного пути каждой цивилизации: «Многообразие, представленное вчеловеческой природе, человеческой жизни и социальных институтах - этоискусственный феномен и он лишь маскирует внутреннее единство»[16]. Надлом Одним из основных постулатов теории Освальда Шпенглера является то,что общества суть живые организмы. А раз так, то каждое общество проходитчерез стадии, обязательные для любого организма: рождения, роста, увяданияи смерти. Однако, как было показано, Тойнби отвергает эту точку зрения,рассматривая общество лишь как поле действия индивидуумов. Где же тогдаследует искать причину надломов цивилизаций? Как уже говорилось, процессроста цивилизации - это постоянная борьба. С одной стороны, этовзаимодействие между вызовами и творческим меньшинством, с другой стороныэто постоянное противоречие между меньшинством и косной массой. Надломможет произойти по различным причинам. Возможно, что на очередной вызовактивная часть просто не сможет дать адекватный ответ. Другая причина можеткрыться в природе мимесиса. Мимесис, направленный в будущее означает отказот обычаев. Таким образом система становится слабо сбалансированной иподверженной катаклизмам. Не имея достаточно четкого и однозначного ответана вопрос о причинах надлома, Тойнби приводит большое количество примеровнадломов, из которых можно вычленить несколько групп:Отказ большинства от мимесиса. Во время катаклизмов большинство можетпотерять веру в идеалы меньшинства и, не имея сдерживающих традиций,оказывается в «подвешенном» состоянии, что неизбежно ведет к хаосу.Ошибка меньшинства, выраженная в пассивности после ряда собственных побед.Общество с таким меньшинством существует до первого катаклизма, выводящегосистему из «спящего» равновесия.Изоляция правящего меньшинства от общества и, как следствие, вырождение.Идолопоклонство - «интеллектуальное и морально ущербное и слепоеобожествление части вместо целого, твари вместо Творца и времени вместоВечности»[17]. В эту категорию попадает очень широкий спектр надломов. Вчастности, сюда попадает современная техногенная западная цивилизация,спартанская цивилизация, положившая себя на алтарь бога Войны. Как видно, спектр опасностей, подстерегающих цивилизацию на пути ееразвития, весьма широк. Однако наступление надлома и гибели не являетсянеизбежным. Всегда есть шанс выхода из тупиковой ситуации. Распад Стадия распада, по Тойнби, является серией неудачных ответов на один итот же вызов, который привел к надлому цивилизации. В социальном плане настадии распада происходит расщепление общества на три составляющие: 1. Правящее меньшинство, больше не являющееся творческой силой общество, но усиленно цепляющееся за власть. С целью удержания власти оно создает универсальное государство. 2. Внутренний пролетариат, не доверяющий более правящему меньшинству. Его ответной реакцией является создание вселенской церкви. 3. Внешний пролетариат. Он проявляет себя в варварских набегах на ослабевшую цивилизацию. В духовной сфере распад общества приводит к расколу в душе. «Раскол вдушах людей проявляется в самых разнообразных формах. Он затрагиваетповедение, чувства, жизнь в целом. В период распада общества каждый вызоввстречает в душах людей прямо противоположный отклик - от абсолютнойпассивности до крайних форм активности... По мере нарастания социальногораспада альтернативные решения становятся все более косными, полярными иболее значимыми по своим последствиям»[18]. Разложение общества сопровождается полным распадом правящей верхушки ипоявлением нового творческого меньшинства, вышедшего из пролетариата.Именно это меньшинство способно образовать новую цивилизацию. Единственныйположительный выход - «преображение», то есть создание пролетариатом новойрелигии, опирающейся на принципиально иную систему ценностей, нежелиразлагающаяся цивилизация. Созданная пролетариатом вселенская церковьявляется той «куколкой», из которой и возникнет в будущем новаяцивилизация. Современная ситуация Какой видится современная ситуация английскому историку? Достижения втехнической и политической сферах отнюдь не сделали современное западноеобщество духовнее. По сути, оно попало в капкан идолопоклонства, где местоидола занимает все та же западная демократия. «В секуляризованном западноммире XX века симптомы духовного отставания очевидны. Возрождение поклоненияЛевиафану стало религией и каждый житель Запада внес в этот процесс своюлепту. Современный западный ренессанс племенной религии эллинистическогомира представляет собой чистое идолопоклонство»[19]. Подчинив церковьгосударству, общество стало по сути неоязыческим. Как религиозный человек,Тойнби ищет спасение в мировой церкви, в религии как средстве примирениявсех жителей Земли. «Душа, озаренная высшей религией, может достигнутьбольшего в благоустройстве земной жизни, чем душа языческая. Озарение душсветом высших религий определяет духовный прогресс человека»[20]. Заключение В данном реферате были представлены основные положения теориицивилизаций английского историка Арнольда Тойнби. Его теория являетсяциклической в том смысле, что она не рассматривает историю как единоепоступательное движение всех народов к одной общей цели. В то же время онаи не трактует историю как бесцельный круговорот различных культур ицивилизаций. В противоположность жизненному циклу культуры по Шпенглеруцикл цивилизации по Тойнби не является таковым в строгом смысле этогослова. Жизнь цивилизации - это скорее непрерывное поступательное движениепо пути духовного развития, на котором постоянно возникают ловушки,способные надломить и даже разрушить цивилизацию. Движение по этому пути –дело трудное, однако всегда есть шанс обойти все препятствия и не упуститьэтот шанс – задача индивидуумов, составляющих данное общество. Именночеловек ответственен за рост своего общества. «Пока есть жизнь, естьнадежда … что с божьей помощью человек – хозяин своей судьбы, хотя быотчасти, хотя бы в чем-то»[21]. Список литературы: 1. Арнольд Тойнби «Постижение Истории». Москва «Прогресс», 1990.2. Арнольд Тойнби «Цивилизация перед судом Истории». С-Пб. «Ювента», «Прогресс», «Культура», 1995.2. Освальд Шпенглер «Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. Образ и действительность». Минск «Попурри», 1998.----------------------- [1] «Конец истории?» Ф. Фукуяма «США: Экономика, политика, идеология»№5 1990. [2] 3, стр. 29. [3] 2, стр. 25. [4] 1, стр. 40. [5] 1, стр. 81. [6] 1, стр. 251. [7] 1, стр. 300. [8] 1, стр. 120. [9] 1, стр. 254. [10] 1, стр. 260. [11] 1, стр. 136. [12] 1, стр. 224. [13] 1, стр. 227. [14] 1, стр. 238. [15] 1, стр. 250. [16] 1, стр. 293. [17] 1, стр. 310. [18] 1, стр. 358. [19] 1, стр. 530. [20] 1, стр. 540. [21] 2, стр. 40.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Реферат по истории iconН. А. Бердяева Смысл истории министерство образования российской федерации кафедра Всеобщей истории Реферат

Реферат по истории iconРеферат по истории на тему: иван III
Рубеж ХV и ХVI столетий – новая страница отечественной истории, эпоха образования могучего Российского государства
Реферат по истории iconРеферат по истории на тему: иван III правитель и полководец
Рубеж ХV и ХVI столетий – новая страница отечественной истории, эпоха образования могучего Российского государства
Реферат по истории iconКурация и оформление гинекологической истории Курация и оформление акушерской истории Реферат или мультимедийная презентация «Контрацепция»
Ситуационные задачи «Экстренная помощь» 1, 2, 3, 6, 12, 14, 15, 17, 19, 22, 24, 25, 31, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 48, 50, 52,...
Реферат по истории iconРеферат по истории Ученика 7 класса «А» Воробьева Алексея Эпоха возрождения
Эпоха Возрождения – один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры
Реферат по истории iconРеферат состоит из
Российской Федерации в системе послевузовского профессионального образования» №189 от 05. 07 2005 г допуск к сдаче кандидатского...
Реферат по истории iconРеферат на одну из указанных ниже тем
Восток и Запад: общее и особенное \ на материале истории Древнего мира и Европейского средневековья \. Методические указания по теоретическому...
Реферат по истории iconРеферат по истории искусств по теме: андрей рублўВ и его школа Студентки ф-та
Творчество прославленного иконописца знаменует важную веху в истории русского искусства. С его именем связано возникновение художественного...
Реферат по истории iconФилософия истории становление философии истории
Автор «Истории» (в 8 кн.) труда, посвященного истории Пелопоннесской войны (до 411 до н э.)
Реферат по истории iconРеферат по Истории сми IV курса заочного отделения
Выдающийся русский репортер Владимир Алексеевич Гиляровский почти неизвестен обывателям, однако, в свое время, это был непревзойденный...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы