Экономика переходного периода в России icon

Экономика переходного периода в России



НазваниеЭкономика переходного периода в России
Дата конвертации25.07.2012
Размер364,56 Kb.
ТипРеферат
Экономика переходного периода в России


[pic] Кафедра социальной экономики Курсовая работа по теме: “Экономика переходного периода в России” Группа: ДИ 102 Студент: Шеломанов Р.Б. Руководитель: к.э.н., доц. Лобас Е.В. Москва 1997 План Введение 3 Глава 1- Переходная экономика как теоретическая категория экономической теории 3 Глава 2- Предпосылки для переходной экономики 7 Глава 3- Переходная экономика в России 12 Глава 4- Развитие малого предпринимательства в России переходного периода 20 Заключение 29 Список литературы 31 Рецензия 32 Введение Что такое переходная экономика? Какие закономерности ей присущи? Какимобразом переходная экономика проходит в современной России? На эти и ряддругих вопросов я постараюсь ответить в своей курсовой работе на тему“Экономика переходного периода в России”. Почему я выбрал именно эту тему?Во-первых, я прежде всего ставил своей целью самому разобраться вэкономической жизни Росси с 1985 г. (начало переходных процессов в России)по сегодняшний день - этот период времени можно назвать переходнымпериодом в экономике России. Во-вторых, я думаю, что мне как россиянинугораздо легче понять и изучить экономические процессы происходящие вРоссии, нежели чем происходящие в какой-либо другой стране. На сегодняшнийдень в России уже произошли радикальные изменения в экономике, в социальнойи политической сферах. Переходной экономикой в России можно назвать экономику функционирующуюв нашей стране с 1985 года по сегодняшний день. Сама экономика этогопериода очень многогранна. Это и аграрная реформа, и приватизация, иреформа цен, а также много других преобразований. Понятно, что о всехявлениях переходной российской экономики в рамках курсовой работы полностьюмне рассказать не удастся. Поэтому я постараюсь осветить все основныетенденции развития переходной экономики в России, но подробно остановлюсьтолько на развитии малого бизнеса в России периода 1985 г. - сегодняшнийдень. Глава 1 Переходная экономика по своей природе есть особое состояние в эволюцииэкономики, когда она функционирует именно в период перехода общества отодной исторической ступени к другой. Переходная экономика характеризует какбы “промежуточное” состояние общества, переломную эпоху, эпохуэкономических, политических и социальных преобразований. Отсюда и особыйхарактер переходной экономики, отличающей ее от “обычной” экономики той илидругой ступени. Переходной экономике характерны следующие черты. Первая черта - характерная неустойчивость переходной экономики. Делов том, что во всякой системе в процессе ее функционирования постояннопроисходят различные изменения. Но они выступают как своеобразноесредство реализации цели, свойственной данной экономике, средство приведения ее именно в устойчивое, равновесное состояние. Ярким примеромподобного механизма может служить картина циклического развитиякапиталистической экономики. Экономическая теория с первых своих шагов органично включает этот момент (устойчивости системы) в свой предмет.На это специально обращает внимание Н. Кондратьев (1892 - 1938).Характеризуя учение физиократов, классическую школу, в том числе школуМаркса, и др. он относит их к статическим теориям в том смысле, что ониисходят из концепции равновесия рассматриваемой ими системы. Чтокасается маржиналистского направления, то оно поставило проблемуравновесия в центр анализа. Переходная экономика характернаизменениями иного порядка. Они не просто временно нарушают устойчивостьсистемы, с тем чтобы через другие изменения система вернулась вравновесное устойчивое состояние. Изменения развития в переходнойэкономике, можно сказать, носят “безвозвратный” характер. Они призваныусиливать неустойчивость существующей системы, с тем чтобы в итоге онапостепенно уступила свое место другой экономической системе. Вторая черта, вытекающая из первой,- альтернативныйхарактер развития переходной экономики. Конечно, альтернативность этаимеет определенные границы, но означает, что итоги развитияпереходной экономики могут быть варианты. Это вытекает из природыпереходной экономики, в которой перемешаны элементы старого и новогосостояний, а также из многообразия факторов, воздействующих на процессразвития в этот период. По концепции А. Тойнби, в состояние неустойчивости экономика (общество) попадает вследствие “вызова”, который ставят передним или природные, или экономические и др. факторы. “Вызов” требует отобщества "ответа”, который может быть не только альтернативным, но иуспешным или безуспешным,- он может завершиться и гибелью даннойцивилизации. В последнем случае, правда, речь идет уже не о переходнойэкономике. Альтернативный характер перехода крайне важно иметь в виду, особенно в случаях, когда общество имеет возможностьоказать то или иное влияние на процесс перехода, с тем чтобыпопытаться обеспечить наиболее благоприятный для него вариант. Важно также помнить, что речь идет именно об альтернативах развития, т.е.переходная экономика со всеми своими изменениями обязательнодолжна перерасти в какое-то другое, новое состояние. Переходностьисключает простой возврат к прежнему состоянию - в этом случаепереходная экономика просто бы “не началась”. Если же “начало”состоялось, то, по выражению Н.Моисеева (1917), действует правило:“Система не помнит своего прошлого”. Третья черта -появление и функционирование особых переходных экономических форм. В этом также проявляется “смешанность” старого и нового в этотпериод. Переходная форма, неся в себе “смешанное” содержание, ужевыражает противоречие с традиционными системными формами, служитсвоеобразным сигналом о процессе умирания прежней системы. Такова,например, форма денежной феодальной ренты, которая и в качественном и вколичественном отношениях не отвечает содержанию феодальных отношенийличной зависимости. Такова форма индикативного планирования вусловиях рыночной экономики, не отвечающая ее классическому механизму. Роль переходных форм не ограничивается тем, что онисвидетельствуют о существовании переходной экономики. Эти формыуказывают также направленность этого перехода и являются признаком егонеобратимости. Четвертая черта - особый характер противоречий в переходнойэкономике. Это противоречия не функционирования, а развития, т.е.нового и старого, противоречия различных, стоящих за теми и другимисубъектами отношений, слоев общества. Изменения, на которыенаправлена переходная эпоха, в экономическом аспекте всегда носятреволюционный характер: речь идет о смене экономических систем. Но и в социально-политическом плане переходные эпохи частосопровождаются столь резким обострением противоречий, чтосвязаны с революциями и социально-политическими. Переходностъэпохи (ее неустойчивость, неопределенность), очевидное обострениесоциальных противоречий получают неоднозначное отражение вэкономической науке. Не всегда в эту эпоху удавалось разглядеть действительные перспективы развития. К примеру, физиократ В.Мирабо (1715-1789) позитивный выход из противоречий своей эпохи видел ввозврате к прошлому, кажущимся ему идеальными феодальнымотношениям. Критикуя пороки утверждающегося капитализма,призывал вернуться назад, к мелко-товарному производству С. Сисмонди(1773 - 1842). Пятая черта - историчность переходной экономики. Эта историчностьсвязана с двумя обстоятельствами. Во-первых, с историческим характеромусловий переходной экономики. Одно дело, когда общество переходит оттрадиционной к индустриальной экономике, другое - современныепереходные процессы. В этих случаях различны и исходные состояния, иконечные результаты, и противоречия в обществе, поскольку различны и егоэкономический строй, и его структура, и т.д. Во-вторых историчностьпереходной экономики зависит от конкретного региона и от страны. К примеру,неодинаково переходные процессы протекают в условиях восточной и западнойцивилизаций, зависят они и от конкретного уровня развития каждой страны.Все это означает, что даже известные, общие для переходной экономикизакономерности, должны получать разные формы проявления в разных условиях,что даже специальный анализ переходной экономики не дает конкретныхмоделей, которые можно было бы применить при любых обстоятельствах. Но все-таки наиболее распространенные модели можно выделить. Модель “рыночного социализма”. Она возникла как исторически первыйвариант реформирования “социалистического” строя. Отличительные черты этоймодели: доминирование инерционности, постепенности изменений над“революционными” методами; в области аллокации ресурсов ведущую рольпродолжает играть централизованный бюрократический контроль государства,доминирующий как над рыночным саморегулированием, так и над локальныммонополистическим контролем и регулированием, собственность остаетсяпреимущественно под государственно-корпоративным контролем при поддержкепрежде всего мелкой частной собственности; социальные ориентиры сводятся кумеренному консьюмеризму и патерналистической модели социальной защиты ит.п. В зависимости от социальной ситуации, качества институционально-политической системы и других не экономических факторов эта модель можетобеспечить быстрый рост (Китай) или стагнацию (СССР конца 80-х годов). “Государственно- корпоративная” модель буржуазной трансформациихарактеризуется во многом сходными чертами. При этом, однако, происходиткачественно более радикальное перераспределение экономической власти,контроля и собственности от центральных государственных структур котдельным получастным корпорациям. Для этой модели характерны абсолютноедоминирование локального монополистического контроля и регулирования вобласти аллокации ресурсов, корпоративно-капиталистической собственности ипредельной степени развития корпоративной конкуренции ( столкновениякланов, элит и т.п. ). При слабости институциональной системы и центральнойвласти эта модель неизбежно будет двигаться по пути инфляции и стагнации.Социальные идеи реализуются в этом случае только как минимальные подачкитрудящимся и населению с целью поддержания минимальной стабильности иобеспечения массовой поддержки того или иного из кланов. Модель “бархатной революции” отличается тем, что в странах сдоминированием этого сценария качественные и революционные по содержаниюизменения осуществлялись и осуществляются путем постепенныхтрансформационных сдвигов. В сфере аллокации ресурсов происходит более“спокойный “ (регулируемый и постепенный) переход от централизованногорегулирования к “свободному рынку” при относительно меньшей ( чем в рамкахвторой модели ) роли корпоративно-монополистического и “вегетативного”контроля; отношения собственности также преобразуются не тольковолюнтаристкими методами и с несколько большей ( чем во втором случае )дисперсией прав собственности среди населения ( ваучерная приватизации вЧехии, например, ) хотя доминирование корпоративно-капиталистическойсобственности является типичным и для этой модели; в области распределенияи целевых ориентиров эта модель относительно ближе к стандартам“социального рыночного хозяйства”. При относительной стабильностиинституционально-зполитической системы эта модель характеризуетсянеглубокой ( по сравнению с Россией, например, но катастрофической посравнению с “обычными” кризисами в Западной Европе ) стагфляцией; принеблагоприятных не экономических факторах она может приводить к такому жеобвалу, как и более жесткие модели. Типичные для переходной экономики закономерности в рамках этой моделигосподствуют, но как бы приглушены вследствие наличия рыночных традиций (довоенное прошлое и модель “рыночного социализма” 70-80х годов ), близостии влияния западноевропейской модели рыночного хозяйства и других факторов. Модель ”шоковой терапии” - наиболее “жесткий” вариант трансформации.Ее типичными чертами являются : стремление к одномоментому иадминистративному разрушению прежней системы бюрократическогоцентрализованного планирования и “внедрению” рынка; ускоренная радикальнаяпередача государственной собственности в руки частных лиц, обладающихдостаточными капиталами и или административной власти; ориентация надостижение “точки невозврата” как самоцели, за реализацию которой обществонеизбежно должно заплатить высокую экономическую и социальную цену. Именноэта модель, по моему мнению, в данный момент осуществляется в России. Истории известны различные типы переходной экономики, которыеразличаются по масштабу и характеру процессов. Локальная переходная экономика характеризует переходное состояние вкаком- либо регионе или отдельной стране. В основе ее лежит особенностьразвития каждой экономики под воздействием известных факторов, вытекающаяотсюда неравномерность развития разных регионов и стран. Так переход ототношений личной зависимости к рыночным отношениям, к примеру, даже встранах Западной Европы происходил в разное время в каждой стране по-своему, приводя в итоге к образованию неодинаковых форм (моделей) рыночнойэкономики в Англии, Франции, Германии и др. В локальной переходнойэкономике как бы воплощается единство общего и особенного в переходныхпроцессах. Локальная переходная экономика при классификации типовпереходной экономики по масштабам является ее исходным типом. Другой тип переходной экономики по масштабам - глобальная,характеризующая единый процесс изменений или в масштабах всего мировогохозяйства, или в рамках цивилизации (восточной или западной). Конечно, наразвитие глобальных переходных процессов определяющее воздействие оказываютизменения на локальных уровнях, вследствие которых складываются иопределенные глобальные тенденции. Однако возникнув, они начинают оказыватьактивное обратное воздействие на процессы в регионах и странных, независимоот уровня, на котором последние находятся. Глобальные процессы развиваютсяи под действием самостоятельных (глобальных) факторов, в частности,углубления общественного разделения труда, ведущего к интернализации обменаи производства. Глобальные переходные процессы характерны для всей историичеловечества. По характеру переходных процессов можно выделить также два типапереходной экономики. Первый тип характеризует процессы, развивавшиеся подвоздействием выше рассмотренных факторов. Он выражает ествственный ходисторической эволюции и условно может быть определен как естественно-эволюционный тип. Естественно-эволюционный тип особенно характерен дляглобальных переходных процессов, однако, и локальные переходные экономики воснове своей также имеют результаты, достигнутые в ходе объективногопроцесса эволюции. Поэтому данный тип переходной экономики являетсяосновным. Именно он лежит в основе переходов от одной ступени к другой врамках общественного прогресса в ходе исторической эволюции. Он являетсяосновным и потому, что составляет базу другого типа переходной экономики. Суть другого типа (по характеру процессов) переходной экономикисостоит в известном регулировании ее процессов в определенном направлениина основе сознательно разработанных программ реформирования общественнойжизни. Поэтому условно этот тип можно было бы назвать реформаторско -эволюцонным. Конечно, и при этом типе невозможно “обойти” действиеобъективных факторов прогресса, игнорировать закономерности общего ходаэволюции. Но эволюцию можно ускорить путем соответствующего воздействия напереходные процессы. Воздействие это и осуществляется той или другойпрограммой реформ. А теперь перейдем от теории к практике и рассмотрим как проходятпереходные процессы в России. Глава 2 Экономика переходного периода представляет собой экономическуюполитику государства в момент перехода от одной ступени развития к другой.В России это был переход от плановой экономики социалистического строя ктой экономике, которую мы имеем сейчас. В своей работе я описываюэкономику России в период с 1985 (начало “перестройки”) и по сегодняшнийдень (1997 г.). Мне думается, что работа будет неполной без некоторогоэкскурса в историю и краткого ознакомления с теми факторами, которыесделали неизбежными радикальные изменения в экономическом и политическомукладе огромнейшей страны. В этой главе я постараюсь осветить основныемоменты экономической жизни страны начиная с захвата власти в Россиибольшевиками в 1917 и кончая 1985 годом - ставшим переломным в русскойистории. Стержнем экономической политики первого индустриального рывка в СССР 1929 - 1934 гг. было снижение уровня крестьянского потребления,масштабное изъятие ресурсов из деревни. Обеспеченные массированным ресурсным потоком из аграрнойсферы капиталовложения позволяют добиться высоких темпов ростапромышленного производства. Официальные данные ЦСУ за этот период(16,8% в среднем в год за 1928-1940 гг.) и скорректированные с учетомреалистичных дефляторов цифры, полученные исследователямисоциалистической индустриализации (от 10 до 14% в среднем в год за1928-1940 гг.), отражают аномально высокие темпы роста. В 30-х годахв СССР ярко проявляется первая характерная черта социалистической моделироста: расходящиеся траектории развития промышленности и сельскогохозяйства, необычайно высокие темпы роста промышленного производства нафоне кризиса и стагнации продуктивности сельского хозяйства.Коллективизация сняла рыночные ограничения на мобилизацию ресурсовтрадиционного сектора и экспорт сельскохозяйственной продукции. И все жерост экспорта оказался крайне неустойчивым. Ему мешали торговыебарьеры, крайне неблагоприятная конъюнктура основных экспортныхрынков. Хронический дефицит валютных ресурсов приходилось покрывать масштабным экспортом золота, применять жесткие меры экономии,отказываться от услуг иностранных специалистов. Нет никакойинформации о том, что советское руководство в этот период сознательновело линию на ограничение внешней торговли. Напротив, первыйпятилетний план предполагал форсированное наращивание объема экспорта.Но реальное развитие событий толкало в другую сторону. Несмотря наактивные усилия по наращиванию экспортных поступлений, падает нетолько доля внешней торговли в ВВП, но и абсолютный обьемвнешнеторгового оборота. После второй мировой войны в СССР линия на максимальную мобилизациюресурсов из аграрного сектора была продолжена . Разница закупочных ирозничных цен на продовольствие достигла максимума. Теперь “ барщина ” быладополнена натуральным денежным “ оброком ” с приусадебных участков (обязательства по поставке сельскохозяйственной продукции и налогообложенииприусадебных хозяйств ) . Уже к началу 50-х годов становится ясно , что модель раннейиндустриализации за счет ресурсов аграрного сектора подходит к пределусвоих возможностей . Урожай зерна в 1948-1952 гг. были примерно равнысредним за 1928-1930 гг. ( соответственно 77,9 млн. и 76,1 млн.т. ) . Но сростом населения среднедушевая обеспеченность продуктами питания продолжалападать. В начале 60-х годов на смену быстро снижающемуся налогу с оборота насельхозпродукцию приходят дотации аграрному сектору. Роль традиционногосектора в мобилизации финансовых ресурсов для индустриализации исчерпана .В 1958 году объем импорта сельскохозяйственной продукции сравнивается собъемом ее экспорта . В начале 60-х годов СССР начинает в крупных масштабахзакупать зерно за границей . Состояние обескровленного социалистическойиндустриализацией сельского хозяйства становится долгосрочной проблемой ,сюда приходится направлять все новые ресурсы , используемые с заведомо ( учитывая предшествующую историю ) низкой эффективностью. Исчерпание возможностей мобилизации ресурсов из традиционного секторарадикально меняет экономическую ситуацию. Начало 60-х годов в СССР - время,когда вместо экономических преимуществ , получаемых за счет масштабногоизъятия ресурсов из аграрного сектора , рождается жесткая необходимостьрасплачиваться за подобные изъятия. Начинают сказываться болезненныедолгосрочные последствия реализации избранной социалистической моделииндустриализации . При сохранении той же политико-идеологической оболочки базовыехарактеристики социально-экономического развития претерпевают качественныеизменения . В это время формируется образ поздней социалистическойэкономики , для которой характерно падение темпов экономического роста нафоне устойчивости сформировавшихся на предшествующем этапе производственныхструктур . Но содержание устаревших неэффективных отраслей и производствобходится все дороже . Вновь начинает увеличиваться структурное отставаниеот развитых рыночных экономик в ключевых отраслях , определяющих научно-технический прогресс . Да и за саму стабильность , ставшую символом веры ,приходится платить все дороже . Характерными чертами развитого социализма являются : - постоянный рост бюджетной нагрузки , обусловленной дотированиемсельскохозяйственной продукции ( вместо масштабного изъятия ресурсов изаграрной сферы ) ; - устойчивый рост импорта продовольствия , пришедший на смену еговнушительному экспорту на этапе индустриализации ; - нарастающий дефицит продовольствия . Исчерпание возможностей традиционной модели социалистического ростасоставляет для коммунистической элиты две возможные линии : либо начатьперестройку механизмов экономического регулирования , попытаться вновьподключить рыночные регуляторы , позволяющие устранить внутренниеограничения на экономический рост в рамках социализма , создать предпосылкиснижения энергоемкости валового внутреннего продукта ( ВВП ) , повышениекачества и конкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности,ее доли в экспорте, либо принять как данность утрату экономическогодинамизма , сделать упор на стабильность и устойчивость сложившихсяструктур . Объективные трудности реформирования зрелой индустриальнойсоциалистической экономики , а также опыт Чехословакии , где такие реформыпроложили дорогу политической дестабилизации режима , - все это побудилоруководство ЦК КПСС к концу 60-х годов твердо отказаться от серьезныхрыночных экономических преобразований . В этой ситуации структурнаярегидность экономики , богатая ресурсная база и тоталитарный политическийконтроль , казалось , гарантировали СССР и его восточноевропейской империидолгосрочную устойчивость при низких или нулевых темпах экономическогороста . Потенциал социалистической индустриализации исчерпан , экономикавышла на предельный уровень продуктивности , определяемый базовымихарактеристиками избранной экономической модели , и может долгофункционировать вблизи этого рубежа . Однако особенности самого социалистического роста в 70-80е годыпредопределили исторически быстрый крах весьма прочной на первый взглядэкономической системы . Два близких по времени события сыграли определяющуюроль в развитии поздней социалистической экономики : открытиевысокоэффективных месторождений нефти и газа в Западной Сибири искачкообразное повышение цен на топливо на мировых рынках после 1973 года.” Нефтедоллары ” заменили ресурсы традиционного сектора . Появились новыеисточники финансирования развития , заменившие прежний налог с оборота насельскохозяйственную продукцию ( быстро растущие доходы отвнешнеэкономической деятельности ) , валюта для обеспечения комплектныхпоставок технологического оборудования и закупок сельхозпродукции ,энергоресурсы , позволяющие наращивать и дальше производство и повышатьдоходы на душу населения без роста показателей энергоотдачи . Вместо тогочтобы направить дополнительные свободные ресурсы на обеспечение “мягкого”выхода из социализма, запуска рыночных регуляторов, их используют дляподнятия душевого ВВП выше уровня, который может устойчиво поддерживаться врамках социалистической модели. С начала 70-х годов в СССР доля экспорта сырья быстро растет , а доляэкспорта продукции обрабатывающие отраслей падает. В структуре экспорта вразвитые капиталистические страны доля машин, оборудования и транспортныхсредств снижается с 5.8% ВВП в 1975 г. до 3.5% в 1985 г.( по даннымГоскомстата смотри таблицу 1) . Таблица 1 Структура внешней торговли СССР (доли в объеме экспорта, %)| |1979 г. |1975 г. |1980 г. |1985 г. ||Машины и оборудование |21,5 |18,7 |15,8 |13,9 ||Топливо и энергия | | | | || |15,6 |31,4 |46,9 |53,7 | Продолжает расти и так высокая доля оборонных расходов в ВВП. В силуспецифики учета военных расходов СССР и диспропорций в ценах точные оценкиэтого процесса затруднены. Но доступная информация об объемах выпускавооружений в натуре, общеизвестный факт достижения именно в это времявоенного паритета с США подтверждают оценки специалистов, отмечающих роствоенной нагрузки на экономику в 70 -х годах. Советское руководство в начале 70-х годов сделало ставку наиспользование оказавшихся в его руках крупных энергетических, финансовых ивалютных резервов для того, чтобы продолжить соревнование с Западом и ввоенной области, и в уровне жизни населения. Наиболее яркое воплощениетакой политики - резкий рост импорта продовольствия, который становитсяважнейшим фактором, определяющим рост потребления продуктов питания. Лишь в ограниченной мере удается поддерживать сложившиеся масштабыэнергопотребления. Сложность этой задачи связана со спецификой экономикинефтяной промышленности, от положения в которой в определяющей мерезависит устойчивость экономик СССР. Экономика, которая приспособилась кпотреблению масштабной нефтяной ренты, генерировавшейся на ранних этапахразработки масштабных месторождений, и использовала ее для наращиваниявоенных расходов и импорта продовольствия, сталкивается с неразрешимойзадачей взрывного роста капиталовложений в топливно-энергетическийкомплекс для того, чтобы хотя бы поддерживать сложившийся уровень добычинефти. Явные признаки исчерпания модели роста, основанной на нефтяныхдоходах, начинают проявляться уже в начале 80-х годов. Несмотря напродолжающийся быстрый рост капиталовложений в ТЭК (в 1985 г. они в двараза превысили уровень 1975 г.) и доли ТЭК в общем объеме капиталовложений,рост объема добычи нефти остановился: 1980 г. - 603 млн. т. , 1985 г. - 595млн. т.(по данным Госкомстата). Стабилизируется экспорт нефти: 1980 г.- 119млн. т., 1985 г. - 117 млн. т. В 1970 -1980 гг. физический объем экспортавырос лишь на 60%, а стоимостной объем в результате благоприятной динамикиэкспортных цен увеличился в 3,7 раза. В 1980 -1985 гг. физический объемэкспорта вырос лишь на 7.4%, а его стоимостной объем достигнув максимума в1983 г. (91.4 млрд. долл.) начинает сокращаться (в 1985 г.- 86.7 млрд.долл.). С этого момента включается механизм катастрофического разваласоциалистической системы, соответствующего резкого падения производства иуровня жизни. Лихорадочные попытки остановить падение добычи нефти 1986-1987 гг. привели лишь к перефорсированию месторождений и ускорению темповпоследующего снижения добычи. Экономика попадает а порочный круг:“недостаток средств для капиталовложений на поддержание добычи нефти -падение добычи нефти - углубление кризиса в энергоемком народного хозяйства- дальнейшее сокращение капиталовложений в нефтяную промышленность -ускорение падения производства”. Добыча топливных ресурсов в РСФСР падает с 542 млн. т. в 1985 г. до 462 млн. т. в 1991 г. и стабилизируется науровне 307 млн. т. в 1995 г. (1971 г. - 304 млн. т.)(по даннымГоскомстата). К началу 80 - х годов СССР утратил былую свободу финансового маневра.Активное привлечение товарных кредитов на финансирование многочисленныхстроек привело к тому , что в 1981 г. средства, поступающие от обслуживанияпредоставленных СССР кредитов ( 2 млрд. долл.) , покрыли менее 30 %платежей по предоставленным кредитам (6.4 млрд. долл.). Обслуживаниевзятых кредитов происходило за счет получения новых , причем их структурапостепенно ухудшалась, увеличивалась доля среднесрочных и краткосрочныхзаймов. Отражением этого стало постоянное увеличение расходов наобслуживание долга : в 1984 г. они составили 5.9 млрд. долл., а в 1986 г. -15.1 млрд. долл. К началу перестройки нарастание внешнего долгаприобрело лавинообразный характер. В 1985 г. , когда М.С. Горбачев пришел к руководству страной, ееэкономическое положение лишь на первый, поверхностный взгляд казалосьзастойно устойчивым. На деле возможности не только развития, но исохранения сложившегося уровня производства и потребления полностьюзависели от факторов , находящихся вне контроля - мировой конъюнктуры нанефтегазовых рынках , открытия новых месторождений с крайне высокимипараметрами нефтеотдачи , возможности беспрепятственного привлечениядолгосрочных кредитов на мировых финансовых рынках по низким процентнымставкам . Начавшееся падение цен на нефть на мировом рынке , снижениеабсолютного уровня экспортных поступлений ( 1983 г. - 91.4 млрд. долл. ,1985 г. - 86.7 млрд. долл. ) свидетельствовали о том , что чуда непроизойдет , “ мыльный пузырь ” , надутый в 70-80х , обречен лопнуть . Пройдя в ХХ в. драматичный путь экономического развития ,поэксперементировав с социалистической моделью , пережив ее крах , Россияна пороге ХХI в. оказалась примерно на той же дистанции от США , на которойбыла в начале столетия : в 1913 г. для европейской России ВВП на душунаселения составлял 21.8 % от уровня США , в 1994 г. - 17.8 % (по даннымГоскомстата). Глава 3 Перед российской экономикой встал вопрос выбора: с одной стороныневозможность существовать “по-старому”, с другой - неопределенное будущее.В это время появляется множество альтернатив экономического развитиястраны. Объявленный М.С.Горбачевым переход к конфедеративному принципуформирования Союза привел к тому что рамки союзного законодательствасузились до пределов устанавливаемых самими республикам. Законы принимаемыев ВС СССР стали носить общий характер. Их детализация - дело республик. Виюле завершили работу два очень важных законодательных собрания. Первое -сессия ВС РСФСР приняла декларацию о независимости России утвердившуюприоритет республиканских законов над союзными. Судя по экономическойпрограмме с которой выступил Б.Ельцин Россия собиралась проводить болеепоследовательную и либеральную экономическую политику. В тот политически очень сложный год было разработано две программы. Нафоне не прекращающейся борьбы за власть между правительством РСФСР исоюзным правительством появилась программа впоследствии получившая название'500 дней'. Эта программа была разработана несколькими прогрессивными иликак тогда говорили 'прозападно' настроенными экономистами, ратовавшими заскорейшее вхождение СССР в рыночную экономику и как следствие интеграцию еев общемировое хозяйство. Правительство СССР выдвинуло конкурирующуюпрограмму. В чем похожи и в чем отличались программы? “Основные направления стабилизации и перехода к рыночной экономике”были предложены союзным правительством. Финансовое оздоровлениепредложенное в нем было очень простым. Предлагалось увеличить розничныецены примерно на 200 млрд. рублей и выплатить компенсацию населению на 135млрд. руб таким образом изъяв из обращения 70 млрд. рублей. Предложенная же программа группы Шаталина-Явлинского стабилизацииосновывалась на принципиально другом предпосылке. Суть ее заключалась враспродаже гос. собственности малых и средних предприятий, производственныхзапасов, замороженных строек ( коих к примеру в 1990 году было около 305тысяч ) и высвободившихся стройматериалов, ценных бумаг, жилья и др. Посути дела '500 дней ' в 1990 году предлагала сделать то, что сделал Чубайсв 1994 году, а именно - широкомасштабную приватизацию гос. собственности.Одна из целей программы приватизации состояла в том, чтобы поглотитьизбыточные деньги в экономике. После этого предлагалось отменитьгосударственный контроль над ценами. Тем не менее уже тогда многиеполагали, что реализация плана '500 дней' в той ситуации была маловероятна.Отсутствие четкого разграничения между союзным и республиканскимизаконодательствами делало эту программу не реализуемой. Так как программаШаталина-Явлиннкого была де-факто программой РСФСР, то союзноеправительство сделало попытку взять под контроль ее реализацию. Быласоздана рабочая группа численностью 19 человек. В состав рабочей группывошли представители президентского совета, Совета Министров СССР а такжеэксперты из СМ СССР и независимые эксперты. Как было официально объявлено внее вошли: Николай Петраков ( помощник президента СССР ), Станислав Шаталин( член президентского совета ), Леонид Абалкин ( экономист ), ГригорийЯвлиннкий ( представитель от СМ РСФСР ) Борис Федоров ( министр финансовРСФСР ) и Николай Шмелев ( член плановой и бюджетно- финансовой комиссиипри СМ СССР ). Эта группа была создана благодаря переговорам между тогдаеще председателем Верховного Совета РСФСР Б.Ельциным, президентом СССРМ.Горбачевым и председателем Совета Министров СССР Николаем Рыжковым.Предполагалось за основу взять проект '500 дней' и создать некую общуюсхему действий для Союза и для отдельных республик. В результате ее работыбыл получен новый вариант программы, впоследствии получивший название“президенского”. У исходной формулировки программы и окончательного“президентского” варианта были следующие отличия. 1) Отсутствие в 'президентском' варианте принципа преобладанияреспубликанских законов над союзными. 2) Исключения раздела о ликвидации дотаций всем без исключенияпредприятиям агропромышленного комплекса. 3) Различие в способах формирования бюджета. В “президентской”программе союзный бюджет создается за счет отчислений с предприятий. УШаталина-Явлинского за счет отчисления из республиканских бюджетов, которыеформируются за счет налогов с предприятий. 4) Разные подходы к земельной реформе. Если в “500 днях”'предусматривалась не только частная собственность на землю но и создание встране цивилизованного рынка земли то в 'президентском' говорилось только опредоставлении земли в долгосрочную аренду. Но у обоих программ был один и тот же недостаток Они не давалиникакого ответа на вопрос о том что же делать с ВКП. СССР тогда был самоймилитаризованной державой в мире. По данным ООН в СССР доляпотребление/военные расходы составляла тогда приблизительно такоесоотношение 44/18% соответственно. Это очень много. Для примера в США этадоля была равна 67/7%. Увеличивающим этот дисбаланс фактором было то, чтоСССР была страной с очень закрытой экономикой. Огромное количествочеловеческих и других ресурсов было брошено на производствонепотребительской продукции. Этот сектор экономики ( если его вообще можновыделить в сектор, ведь около 20% всех предприятий принадлежали к ВПК ,аесли посчитать сколько предприятий косвенно были связаны с ВПК тополучалось что процентов 70% предприятий замкнуты в отдельныйпроизводственный цикл ) имел очень квалифицированные иузкоспециализированные кадры которые и определяли низкую приспособляемостьВПК к переменам. Ноябрь - продолжается процесс заключения межреспубликанских договоровРоссии с другими республиками СССР. В ноябре таких договоров основнымположением которых можно считать взаимное признание суверенитета былозаключено целых два с Украинской СССР и с Казахской СССР. 26 декабря Россия принимает бюджет в котором Финансирование Союзасокращено с 119 млрд. рублей до 23,4 млрд. 24 декабря ВС России принимает закон "О собственности в РФ". Попринятому документу владельцы имущества могут его использовать в какихугодно целях. В частности, собственник получает возможность создаватьпредприятия и передавать им оборудование, средства на правах полногоХозяйственного владения с получением оговоренного в договоре размераприбыли. Таким образом уже существующий в России бизнес получил возможностьвыйти из подполья, из под различных юридических уверток. Таких как вомножестве изобиловавших центров НТТМ, кооперативов и т.д. Предпринимательобретал статус частной фирмы и теперь мог не идти в различныегосударственные структуры которые за определенный процент от прибылипредоставляли "крышу". Вторым не менее принципиальным пунктом было то что количество истоимость имущества приобретаемого в частную собственность ничем неограничивалось. Это означало на практике любой необходимый масштаб дляпредпринимателя( разумеется в пределах его финансовых возможностей ). Законсоздавал не только частную собственность, но и частного собственника,предпринимателя из вчерашнего пролетария которому было нечего терять кромесобственных цепей. С чисто деловой точки зрения закон создавал предпосылки,необходимые для появления в республике большого числа частных фирм,российских, иностранных и со смешанным участием, которые быспециализировались на торгово - посреднической, финансовой, сервисной ипроизводственной деятельности. В конце июня российский парламент принял закон "Об инвестиционнойдеятельности в РФ". Вот основные положения этого закона. "Инвестиционной деятельностью на территории РФ могут заниматьсясоветские и иностранные граждане, а также юр. лица и иностранныегосударства. -Все инвесторы пользуются равными правами, защита этих правгарантируется государством вне зависимости от формы собственности. -Государственные органы или должностные лица не имеют прававмешиваться в договорные отношения между участниками инвестиционнойдеятельности это превышает их полномочия. -Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы илиреквизированы. Последующие месяцы не были отмечены чем либо примечательным. Медленнопродвигался процесс подписания нового союзного соглашения в Ново-Огареве.Россия продолжала заключать межреспубликанские договора. Перед подписаниемстоль важного для себя документа президент Горбачев отправился в отпуск. Вэто время в России произошел путч. В послепутчевое время и начинается новая история России. Вернувшемусяв Москву президенту СССР не на кого было опереться. Фактически он вернулсяиз отпуска в совершенно другую страну. Российская власть оставившаяперестроечную идеологию и вдохновленная "абсолютным" народным довериемуничтожила КПСС. Расставшись со своим союзным прошлым при всей сложности инеразберихе взаимоотношений республики получили возможность разобраться сосвоими проблемами своими силами. Какие изменения внес путч в деловуюактивность в России. В сентябре после путча объемы экспорта и импорта российскихпредприятий несколько увеличились по сравнению с августом. Правда падениеактивности иностранных инвесторов превзошло все ожидания. В период с началаавгуста по конец сентября объемы иностранных инвестиций уменьшились в двараза. С российской стороны наблюдалась совершенно противоположнаятенденция. Коммерческие структуры инвестировали в 3 раза больше средств чемв предыдущие месяцы. Причем наибольшее количество средств было вложено вфинансовый и торгово-финансовый сектор экономики. К концу годаинвестиционный кризис приобрел черты широкомасштабного спада практически повсем направлениям инвестиционной деятельности. 1) Объемами капитальных вложений. 2) Мерой их использования. 3) Размерами выпуска инвестиционных товаров. 4) Проведения жилищно- строительных работ. По данным Госкомстата объем капитальных вложений в 1991 годусократился на 5% против уровня 1990 года. На фоне масштабовобщеэкономического спада это покажется незначительным. Однакоинвестиционную сферу характеризуют не только финансовые но и натуральныепоказатели, а их значения выглядят гораздо хуже. Производство важнейшихинвестиционных товаров таких как цемент, лен, производственноеоборудование снизилось на 7-25% в зависимости от отрасли. В результатесрыва прямых договоров уровень капиталовложений стремительно упал. Кризисинвестиций приобрел стагфляционный характер. Стагфляция характеризуетсярезким сокращением объемов инвестиций, сопровождающимся ростом цен. В конце1991 года доля капитальных вложений предприятий уменьшилась на 20%, а долясредств идущих на компенсационные выплаты увеличилась на 16%. кроме тогосоздалась ситуация двойного налогообложения: налогом на добавленнуюстоимость и налогом на прибыль изымалось примерно 40% прибыли упредпринимателя, что никак не способствовало улучшению инвестиционнойобстановки. В связи с повышением цен предприятия производили работникам выплатысоциального характера 50% из которых составляла материальная помощь. В это время сокращение производства, отставание денежных доходов отроста цен привели к значительному сокращению уровня потребления посравнению с 1991 годом. Потребление мясных продуктов уменьшилось на 12%,молока и молочных продуктов на 18%, фруктов и яиц на 33%. Резко уменьшиласьдоля покупаемых товаров непродовольственного потребления. Если на потребительском рынке ощущался острый дефицит товаров то вфинансовой сфере экономики - острый переизбыток горячих денег. Вообще вдействиях правительства и Ц.Б. выделяется 2 периода. В течении первогопериода (январь-май 1992 года.) удерживание роста количества денег вобращении находилось в центре внимания правительства и Ц.Б. Жесткийконтроль над денежной массой являлся важнейшим условием не срыва экономикив гиперинфляцию после либерализации цен в январе. Эта попытка былареализована довольно успешно, и в целом темпы роста денежной массыудавалось сдерживать на уровне 9-17% в месяц. Объединенный бюджет был почтисбалансированным Вот статистика денежного обращения в 1992 году. Населениезаплатило различных налогов и взносов 318,3 млрд. рублей, внесло на счета,во вклады в различных банках 129,9 млрд. рублей, сдало в учрежденияСбербанка различных ценных бумаг стоимостью 2 млрд. руб. В объемах денежныхдоходов значительно увеличилась доля наличных денег. Оседание наличностипополнилось эмиссией, которая за 9 месяцев составила 804,4 млрд. руб.Наибольшей она была в 3 квартале-537,6 млрд. руб, что соответственно большечем в первом и во втором квартале в 6,8 и 2,7 раза. Преимущественно за счетэмиссии была ликвидирована задолженность по выплатам населению зарплаты,пенсий, пособий. К тому времени в промышленности сложилась следующая ситуация.Физический объем производства сократился на 17,8%.ect. Начало этогопроцесса было заложено в самой структуре российской экономики, просто сначалом реформ произошло резкое сокращение промышленного производства.Однако нельзя не признать что спад производства был очень неравномерным. Внаибольшей степени 15-32% он затронул пищевую, химическую и нефтехимическуюпромышленность, черную и цветную металлургию. В наименьшей степени спадпроисходит в электроэнергетики, металлообработки - на 0,7-1,1%. Длябольшинства предприятий важнейшим фактором приведшим к спаду являлся разрывхозяйственных связей с партнерами, перебои с поставками сырья, общаясоциально-экономическая нестабильность. Большинство отраслей не смоглосразу отреагировать на изменение внешней ситуации и снизить объемпроизводства т.к большое количество предприятий работало не на потребителя,а на другие предприятия в замкнутой экономической системе. Исключениемявлялось только пищевая промышленность. Но в течении 1992 года спад впромышленности не был равномерным. После первого удара вызванногогайдаровской реформой мы видим как во второй половине года интенсивнаякредитная эмиссия привела к замедлению спада производства в сентябре-октябре с 3.2% до 1.1% в месяц. Во-вторых спад производства начинаетприобретать структурный характер. В то время как значительней всегосокращается выпуск в легкой промышленности в машиностроении, спад вэлектроэнергетике, топливной, лесной, целлюлозно-бумажной промышленностиневелик, а в черной и цветной металлургии налицо тенденция к роступроизводства. Однако совершенно очевидно что это изменение в темпах спаданикак нельзя назвать глубоким структурным изменением. И тем болееуменьшение спада носит инфляционный характер. Серьезное ухудшение макроэкономической ситуации заставилиправительство приступить начиная с сентября к ужесточению бюджетнойполитики находящейся в его прямом ведении. Наряду с этим продолжающийсярост объема кредитования вкупе с принятием нового налоговогозаконодательства способствовали долговременному приросту денежной массы.Это означает, что важнейшей проблемой 1993 года становилось торможениеинфляции достигшей гиперинфляционного уровня. Кстати в 1992 году иправительство и средства массовой информации очень много стращали населениепризраком гиперинфляции который находился совсем рядом, ну вон за темуглом. Интересно отметить что когда все так много говорили о приходегиперинфляции она уже пришла, как же иначе можно трактовать 26% инфляции вмесяц. С этой макроэкономической ситуацией страна вступила в 1993 год.Экономическое положение в России в 1993 году оставалось сложным. ВВП посравнению с предыдущим 1992 годом сократился на 11%, промышленноепроизводство на 17%, капиталовложения на 12-15%. Высок уровень инфляциидостигавший в отдельные месяцы почти 30%. Все это усугублялосьпродолжающими функционировать неэффективными производствами. Сырье иматериалы продолжали потребляться в значительных количествах при сокращенииобъемов выпуска готовой продукции. Практически не снижается энергоемкостьпроизводства. Относительная стабилизация за счет смягчения кредитно-денежной политики, отсутствие резких изменений ценовых ориентиров принакопленном предприятиями опыте коллективной защиты ( в виде лоббирования )от проводимой государством политике, практическое бездействие Закона обанкротствах - все это никоим образом не способствовало структурным,прогрессивным преобразованиям в экономике. Спад производства несет характермедленного приспособления к структуре платежеспособного спроса. Сохраняются негативные тенденции в сфере гос. финансов. Расходыпродолжают увеличиваться, тогда как доходы продолжают сокращаться. Предприятия продолжают увеличивать доходность за счет увеличения цен,а не за счет модернизации производства. Как следствие к этому преобладаетинфляция издержек. Продолжает оставаться острой проблема сокрытия доходов.По НДС недоимка составила 593 млрд. рублей по налогу на прибыль 574 млрд. В 1993 году сохраняется рост оптовых цен предприятий производителей посравнению с потребительскими ценами. Однако это опережение носило не стольсущественный характер. Рост цен на основные потребительские товарыпроисходит меньшими темпами чем в 1992 году. При этом следует отметить чтоцены на продовольственные товары росли медленнее чем на непродовольственныетовары и услуги. На фоне продолжающегося снижения общего объемапроизводства товаров и услуг в меньшей степени сокращается производствотоваров народного потребления, растет их импорт из стран дальнего иближнего зарубежъя. Благодаря этому в целом уровень жизни в 1993 годуперестал падать. Увеличилось потребление основных продуктов питания,выросла покупательная способность населения. Возросшие в сравнении с 1992 годом финансовые возможности населениявсе в большей степени способствовали ориентации производителей и импортеровтовара на удовлетворение платежеспособного спроса. В течении 1993 годапродолжился рост насыщенности торговой сети товарами народного потребления.В целом процессы происходившие на потребительском рынке дали возможностьоптимистически смотреть на ситуацию в будущем году. Однако для 1993 годахарактерен и ряд негативных моментов. Сбалансированность рынкапотребительских товаров была достигнута за счет увеличения цен, а не засчет увеличения товарного предложения. В условиях высокой инфляциинаселение не заинтересовано в накоплении денежных средств и поэтому большаячасть активов расходуется на текущее потребление. Противоречивая ситуация сложилась на рынке труда. На фоне относительнонизкого уровня официально зарегистрированных безработных ( 0,85% в целом поРоссии ), происходило нарастание скрытой безработицы которая проявлялась ввиде неполной занятости, неоплачиваемых отпусков и т.п. Центромэкономической конъюнктуры размеры скрытой безработицы оцениваются в 7-9млн. человек т.е. 8-11% от всего трудоспособного населения России. В развитии внешнеэкономических связей в 1993 году сохраняется рядсерьезных проблем. Не удалось создать действующую систему валютногоконтроля. Продолжалась утечка капитала и вывоз сырья за границу подемпинговым ценам. Много проблем создает отсутствие таможни со странамиближнего зарубежья. Отсутствие таковой приводит дополнительной утечкематериальных ресурсов ( в том году, по моему, Эстония сама не производившаяни грамма меди вырвалась на первое место в Европе по ее экспорту). В условиях нестабильности денежно-финансовой и политической ситуациив стране средства в значительной мере использовались для трансферныхопераций в форме депозитов в иностранных банках. Таким образом несмотря назначительное положительное сальдо экспорта-импорта в 24,3 млрд. долларов вРоссии существовал определенный недостаток в валютных средствах дляподдержки необходимой инвестиционной перестройки, стабилизации курса рубляи погашения внутреннего долга. Вместе с тем предпринятые правительством и Ц.Б. шаги на достижениестабилизации в сфере денежного обращения создали более благоприятнуюэкономическую ситуацию в России по сравнению с 1992 годом. Отмена с 1октября льготных кредитов, сочетание мер по изменению системы обязательнойпродажи валюты ( только через биржу ) привели к резкому улучшению позицийроссийского рубля и стабилизации его курса. Настойчивые действияправительства и Ц.Б. привели к тому что в конце года инфляция снизилась до12% в месяц. Итак в 1993 году происходят такие позитивные изменения как: 1) Наметилась тенденция к восстановлению потребительского рынка.Расширилось товарное предложение. Физический объем предложения товаров иуслуг растет на 1% ежемесячно. 2) Номинальные доходы населения начали опережать рост потребительскихцен. В результате денежные доходы населения увеличились на 7%. 3) Выросло по сравнению с предыдущим годом потребление продуктовпитания. 4) Значительные изменения произошли во внешней торговле. При некоторомснижении объемов импорта, экспорт напротив несколько вырос что позволилодобиться прироста сальдо внешней торговли. Валютные счета предприятий в1993 году составили около 13 млрд. долларов. В том же году начало приватизации открыло доселе неизвестный бывшемусоветскому человеку фондовый рынок. Страна реально переходит к рыночнымотношениям. Формируются структуры новой экономики России. Одно из главных достижений в реформировании экономики России -приватизация гос. имущества. Но ее другое значение в коренном изменениивсей социально-экономической структуры народного хозяйства России. Действиюофициальных механизмов приватизации сопутствуют скрытые, глубинныепроцессы, в результате которых формируются новые общественные силы,разрешаются некоторые старые и появляются новые социальные противоречия. Рассмотрим для чего была нужна приватизация. Одной из главных задачкоторую власти пытались решить с помощью приватизации была создание встране собственника. Как следствие должен был сформироваться средний классна который впоследствии можно было опереться при проведении дальнейшихреформ. Также очень большие надежды возлагались на инвестиции которыедолжен был привести в экономику новый хозяин. Государство к тому моментуабсолютно не могло инвестировать из-за недостатка ресурсов. Инвестициидолжны были должным образом воздействовать на структурную перестройкуэкономику, на материальное перевооружение и увеличение эффективностипроизводства. К сожалению многие планы не сбылись. Последствия приватизации таковы: 1) Превращение руководителей предприятий из руководителей "де-факто" вхозяина "де-юре". При этом а) В большинстве коллективов происходит резкий скачок уровняустойчивости руководителя. б) В ряде случаев сторонний инвестор захватывает власть и убираетпрежнего руководителя. в) Уровень устойчивости руководителя не меняется. 2) Формирование фондового рынка в России, тем самым обеспечивающегоряд необходимых факторов для успешного проведения приватизации путемакционирования. Косвенное значение - формирование механизма переливаниякапитала. 3) Социально-экономическое расслоение и его закрепление. Первоначальносуществовавшая в России гипотеза о создании "среднего класса" в процессеприватизации себя не оправдала. Поляризация общества на богатых и бедныхпродолжается. 4) Но главное в процессе приватизации не это. Главное заключается втом что первоначальный раздел собственности именуемый приватизацией все-таки, ни смотря ни на что, произошел. Наиболее значимым событием 1994 года оказалось успешное завершение кконцу июня первого, чекового этапа приватизаци. Доля занятых напромышленных предприятиях негосударственного сектора экономики заметновозросла и по некоторым оценкам составила более 50%. Вместе с тем главнымдостижением ваучерной приватизации стала как ни странно именно ееосуществление в условиях России 1992-1994 года. Эффективноеперераспределение собственности, привлечение инвестиций, структурнаяперестройка производства, изменение характера менеджмента остаются главнымизадачами второго - денежного этапа приватизации. В развитии социально-экономической ситуации в 1994 году можночетко выделить 2 основных периода. Первый охватывает время с января поавгуст, когда основные черты макроэкономической ситуации определялисьтенденциями, сложившимися, в последнем квартале 1993 года. Наблюдалосьпостепенное снижение темпов инфляции, а падение валютного курса приобрелочерты стабильности и предсказуемости. Повышение процентных ставок дореально положительного уровня в конце 1993 года способствовало началу ростасбережений населения и предприятий. К концу лета было отмечено нарастаниеимпорта зарубежных портфельных инвестиций, появились первые признакистабилизации промышленного производства. В сентябре наступил перелом. Его начало было отмечено ускорениемтемпов инфляции, валютной паникой завершившейся крахом рубля в "черныйвторник" 11 сентября. Ускорение темпов инфляции вновь отбросило реальныепроцентные ставки к отрицательным величинам, что вновь снизило активностьнаселения к накоплениям и остановило процесс сбережения. История совершиласвой круг и новый 1995 год Россия встречает практически с теми-жепроблемами, что стояли перед ней за 2 года до этого - зимой 1993 года +война в Чечне которая тяжелейшим бременем легла на российскую экономику. Когда происходят такие радикальные политические и экономическиеизменения в обществе, движение к рынку ускоряется и становится необратимым.Командная экономика прекращает свое существование в одних странах сразу - вдругих постепенно. Бюрократическое распределение товаров и ресурсовзаменяется свободными коммерческими контрактами между производителями ипотребителями, продавцами и покупателями. Развивается конкуренция, ипоявляется новая форма хозяйственных отношений - малое и среднеепредпринимательство . Именно об этом наиболее ярком явлении переходнойэкономики России я бы и хотел поговорить. Глава 4 Согласно экономическому определению, к малым относятся фирмы,удовлетворяющие следующим трем условиям: -фирма владеет относительно небольшой долей рынка в рыночномпространстве ее сферы деятельности; -управление фирмой осуществляется ее владельцем (или соучредителями)лично, а не посредством формализованной управленческой структуры; -фирма является независимой ( не представляет собой часть крупногопредприятия). Границы между малым средним и крупным предпринимательством довольнораслывчаты (см таблицу ( 3) В российской экономике переходного периода еще со времен перестройкималые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой системыхозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор именно в сфере малогобизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальнымданным на долю частных субъектов малого предпринимательства в общемколичестве частных государственных и муниципальных, общественных МПприходится 84%. Малые предприятия располагая 3.4% стоимости основныхсредств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают 1/3всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеконе полностью раскрытых внутренних возможностях развития малогопредпринимательства. В 90-е годы стабильно росла доля МП в общем объеме ВВП. Это весомыйфакт, особенно на фоне продолжающегося спада практически во всех сферахроссийской экономики. По официальным статистическим данным Госкомстата РФна 1.01.1997 г. в России насчитывалось 877 тыс. малых предприятий, накоторых было занято 8.9 млн. человек , а с учетом вторичной занятости -13.8 млн. человек. В отраслевой структуре доминирует торгово-посреднеческаядеятельность, а в региональной структуре - Центральный экономический районс ядром в Москве. В развитии малого предпринимательства за последние 1-2 года наметилиськардинально новые тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенномзамедлении роста числа малых предприятий. Если в начале 90-х годов длядинамики развития МП был характерен рост как их числа, так и количествазанятых при среднегодовых значениях приростов на уровне около 80% , то 1994г. прирост числа МП составил лишь 4%, а в 1995г. произошло уже снижение ихчисла на 2.2%. Для углубленного понимания нынешней ситуации с развитием российскихМП, я считаю необходимым рассмотреть некоторые страницы их “новейшейистории”. Становление российского малого предпринимательства пришлось напереходный период как в экономической, так и политической истории России.За последние 10 лет оно уже прошло три этапа и находится накануне,вхождения в новый , четвертый, этап. Первый и наиболее яркий из нихнаблюдался еще в условиях бывшего СССР в конце 80-г. Огромные льготы всехвидов , в том числе и за счет средств госбюджета, в целом болееблагоприятное положение дел в экономике обусловили отношение ветеранов кданному периоду как к “ золотому веку” малого предпринимательства.Действительно происходило очень быстрое и легкое накопление капиталов,развивалось производство дефицитных товаров широкого потребления и сферавсевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли,общественного питания и пр. Изнанкой “золотого века” было , однако, то, что малые предприятиявыполняли роль канала перекачки ресурсов командно-управляемыхгоспредприятий в теневую экономику, в пользу полукриминального и простокриминального псевдорыночного предпринимательства. Самое печальноепоследствие такой перекачки заключалось и заключается в том, что средстванакапливаемые в малом предпринимательстве методом “доразграбления”госсектора, за небольшим исключением практически навсегда уходили из сферынакопления и не использовались для развития национального производства иего инфраструктуры. Конечно, в развитии МП имели место не только негативные процессы. Вгоды перестройки малый бизнес включился в общий , всячески поддерживаемыйправительством процесс бурного развития кооперативного движения. Иразгосударствление, и обучение широких масс населения основампредпринимательства происходили через развитие кооперации и малогобизнеса. Однако нельзя не заметить, что “золотой век” малого бизнеса ивменяемые ему функции ускорителя реформ во многом оказались в жесткомпротиворечии с другими направлениями экономических преобразований, аточнее - с неудачной попыткой проведения реформ сверху, в жестко- унитарныхтрадициях, с опорой исключительно на аппарат государственной власти иуправления. Попытки центрального правительства как-то ограничиватьвозможности получения дутых доходов от разницы между фиксированными ценамигоссектора и свободными ценами негосударственных предприятий ,реглам




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Экономика переходного периода в России iconПрограмма и контрольные задания по учебной дисциплине по выбору «экономика переходного периода» для студентов заочной формы обучения спец
Учебная дисциплина «Экономика переходного периода» является элективным курсом для студентов заочного обучения 5, 4 и 6 лет обучения...
Экономика переходного периода в России iconРоссийская экономика переходного периода
...
Экономика переходного периода в России iconКонцепции переходного периода

Экономика переходного периода в России iconИстория фермерства в России
Проблема сельхозпроизводителей в большей или меньшей степени заботит почти каждого гражданина нашей страны. Вопросы преодоления переходного...
Экономика переходного периода в России iconПроблемы налогооблажения в странах переходного периода

Экономика переходного периода в России iconПредприятие и предпринимательство в экономике переходного периода

Экономика переходного периода в России iconОсобенности влияния переходного периода на экономическое развитие стран Восточной Европы

Экономика переходного периода в России iconПроблемы управления трудовыми ресурсами в экономике переходного периода: анализ регионального рынка труда

Экономика переходного периода в России iconСоциально- политическое и экономической положение в России на рубеже веков. Идеология реформирования
Проблема реформирования Российского государства в большей или меньшей степени заботит почти каждого гражданина нашей страны. Вопросы...
Экономика переходного периода в России icon1. Социально- политическое и экономической положение в России на рубеже веков. Идеология реформирования
Проблема реформирования Российского государства в большей или меньшей степени заботит почти каждого гражданина нашей страны. Вопросы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы