Крещение Руси icon

Крещение Руси



НазваниеКрещение Руси
Дата конвертации12.07.2012
Размер339.99 Kb.
ТипРеферат
Крещение Руси


1.Зарождение культуры на Руси. Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующееразвитие тесно связано с теми же историческими факторами, которыевоздействуют на становление и развитие хозяйства страны, еегосударственности, политической и духовной жизни общества. В понятиекультуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделиемнарода, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу,человеческое бытие, на человеческие отношения. Культура Руси складывается в те же века, что и становление русскойгосударственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям —хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развиваласькак средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу изразличных племен; как государства, жизнь которого развертывалась наогромной территории. И весь оригинальный культурный опыт восточногославянства стал достоянием единой русской культуры. Она складывалась каккультура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональныечерты — одни для Поднепровья, другие — для Северо-Восточной Руси и т.д. На развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась какравнинное государство, открытое всем как внутриплеменным отечественным, таки иноплеменным международным влияниям. И шло это из глубины веков. В общейкультуре Руси отразились как традиции, скажем, полян, северян, радимичей,новгородских славян, других восточнославянских племен, так и влияниесоседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками,торговала, воевала, мирилась, — с угро-финскими племенами, балтами,иранскими племенами, другими славянскими народами и государствами. В пору уже своего государственного становления Русь испытывала сильноевлияние соседней Византии, которая для своего времени была одним изнаиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Русискладывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся подвлиянием различных культурных направлений, стилей, традиций. Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безогляднозаимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своемудошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира,своему представлению о прекрасном. Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно сталкиваемся не только свлияниями извне, но с их порой значительной духовной переработкой, ихпостоянным преломлением в абсолютно русском стиле. Если влияние иноземныхкультурных традиций было сильнее в городах, которые сами по себе являлисьцентрами культуры, ее наиболее передовых для своего времени черт, тосельское население было в основном хранителем старинных культурныхтрадиций, связанных с глубинами исторической памяти народа. В селах идеревнях жизнь текла в замедленном темпе, они были более консервативны,труднее поддавались различным культурным новшествам.
Долгие годы русская культура — устное народное творчество, искусство,архитектура, живопись, художественное ремесло — развивалась под влияниемязыческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианстваположение резко изменилось. Прежде всего новая религия претендовала на то,чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит ипредставлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии. Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру,особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развитияграмотности, школьного дела, библиотек — на те области, которые былитеснейшим образом связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смоглопреодолеть народных истоков русской культуры. Долгими годами на Русисохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах,и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленныхчастях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельскойместности. Развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовнойжизни общества, в народном быту. Языческие духовные традиции, народные всвоей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русскойкультуры раннего средневековья. Под влиянием народных традиций, устоев, привычек, под влиянием народногомировосприятия новым содержанием наполнялась и сама церковная культура,религиозная идеология. Суровое аскетическое христианство Византии нарусской языческой почве с ее культом природы, поклонением солнцу, свету,ветру, с ее жизнерадостностью, жизнелюбием, глубокой человечностьюсущественно преобразилось, что нашло отражение во всех тех областяхкультуры, где византийское, христианское в своей основе культурное влияниебыло особенно велико. Не случайно во многих церковных памятниках культуры(например, сочинениях церковных авторов) мы видим совершенно светские,мирские рассуждения и отражение чисто мирских страстей. И не случайно, чтовершина духовного достижения Древней Руси — гениальное «Слово о полкуИгореве» все пронизано языческими мотивами, о чем мы еще скажем ниже. Эта открытость и синтетичность древнерусской культуры, ее мощная опора нанародные истоки и народное восприятие, выработанные всей многострадальнойисторией восточного славянства, переплетение христианских и народно-языческих влияний привело к тому, что в мировой истории называют феноменомрусской культуры. Ее характерными чертами являются стремление кмонументальности, масштабности, образности в летописании; народность,цельность и простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое началов архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи; постоянное биениепульса исканий, сомнений, страсти в литературе. И над всем этимгосподствовала большая слитность творца культурных ценностей с природой,его ощущение сопричастности всему человечеству, переживания за людей, за ихболь и несчастья. Не случайно опять же одним из любимых образов русскойцеркви и культуры стал образ святых Бориса и Глеба, человеколюбцев,непротивленцев, пострадавших за единство страны, принявших муку ради людей.Эти особенности и характерные черты культуры Древней Руси проявились несразу. В своих основных обличьях они развивались в течение столетий. Нопотом, уже отлившись в более или менее устоявшиеся формы, долго иповсеместно сохраняли свою силу. И даже тогда, когда единая Русьполитически распалась, общие черты русской культуры проявлялись в культуреотдельных княжеств. Несмотря на политические трудности, на местныеособенности, это все равно была единая русская культура Х — начала XIII в.Монголо-татарское нашествие, последующий окончательный распад русскихземель, их подчинение соседним государствам надолго прервали это единство. Основой любой древней культуры является письменность. Одним из основныхисточников развития культуры в Киевской Руси явилась разработанная двумяболгарскими монахами — Кириллом (827 - 869) и Мефодием (815 - 885) —славянская азбука — кириллица. Это было историческое событие в областидуховной культуры многих народов. Славянская азбука позволила выразить изакрепить славянский язык как основу болгарского и будущих русского иукраинского, белорусского и ряда других языков. Христианизация Руси в формеправославия закрепила и славянский язык, явившийся формой развитиясредневековой русской культуры. Византийское православие, котороеутверждалось в Киевской Руси, имело в этом отношении существенноепреимущество перед римской католической церковью, которая придерживаласьжестких ограничений в употреблении языков для богослужений. Единственновозможными считались три языка: древнееврейский, греческий и латинский. Этоязыки, на которых были написаны Ветхий и Новый Завет, которыми владели ипапы римские, и такие классики богословия, как Августин Блаженный.Восточная же церковь, к которой относится и православие, разрешала молитьсяи на других языках. Это право отстаивал один из просветителей славянскихнародов — Кирилл, прозванный Философом. Когда Кирилл после создания (вместес братом Мефодием) славянской азбуки отправился в Италию, то его встретилитам упреками за отступление от традиций, от канонов, согласно которымбогослужение должно вестись только на языках апостолов и богословов, т. е.на одном из трех традиционных языков. Новая «собственная» письменность послужила основой бурного развитиякнижной культуры в Киевской Руси, которая до монгольского нашествия былаодним из самых цивилизованных государств средневековой Европы в XI -XIIIвеках. Рукописные книги светского содержания, наряду с греческимибогословскими трудами, становятся необходимым знаком приобщенности ккультуре. Книги в эту эпоху держат у себя не только князь и егоприближенные, но и купцы, и ремесленники. Один, живший еще в прошлом веке,историк русской культуры справедливо заметил, что «нам неизвестно ничего вXI и XII веках на западноевропейских языках, что превосходило былетописание Нестора... и „Песнь о полку Игореве»».В библиотеке Софийского собора насчитывалось 500 томов, а всего в КиевскойРуси в Х - XIII веках обращалось около 140 тысяч книг нескольких сотназваний. Высшего своего расцвета духовная культура Киевской Русидомонгольского периода достигла во времена Ярослава Мудрого. Основная же часть литературы — это ранние церковные песнопения,сочинения отцов византийского православия — Иоанна Дамаскина, ИоаннаЗлатоуста, Василия Великого, а также различные хроники, историческиесочинения, апокрифы — народные религиозные книги, оппозиционные официальнойцеркви. Особое место в библиотеке, собранной еще самим Ярославом Мудрым,занимали переведенные на славянский язык книги. Именно они и были размещеныв Софийском соборе. Книжная культура Киевской Руси являлась как бы материальной основой тойдуховной атмосферы, в которой развивалась философская мысль. Именно в этойатмосфере рождалась нетрадиционная мысль, свободная от жестких рамокцерковного канона, от заточения в тесную каморку инока, пещеру отшельника.Здесь формировались идеи не ухода от мира сего, а погружения в него, иславянский язык, обретший и свою азбуку, способствовал этой известнойнезависимости от греческих богослужебных книг, пришедших из Византии. Такобразовался на основе болгарской книжности сложный сплав православия иславянорусского язычества, который на несколько столетий определил характери философской мысли, и художественной культуры Киевской Руси. /- Все это позволяет решительно отвергнуть устаревшие представления об«отсталости» древнерусской культуры. Некоторые историки философии высказывали мнение, что разработкаКириллом и Мефодием новой славянской азбуки — кириллицы и перевод имиСвященного писания на славянский язык будто бы оказали неблагоприятноевоздействие на развитие русской духовной культуры, в том числе и философии,определили ее отрыв от греческого и латинского языков и тем самым от всехязыков античной культуры. Но такое суждение противоречит фактам. Наоборот,переводы на цер-ковно-славянский язык религиозных текстов стимулировалиразвитие этого языка, лежащего в основе языков различных славянских народов— русского, украинского, белорусского, болгарского. Формирование женациональных языков науки, философии, религии способствовало развитиюфилософской мысли и требовало обращения к ее истокам, т. е. к античнойфилософии. Болгарская книжность дала возможность мыслителям средневековой Руси,опираясь на общий славянский язык, хотя и разложившийся по диалектам, иобщую письменность, непосредственно воспринять сочинения болгарскихавторов. Это существенно сократило пути познания и приобщения Киевской Русик византийской и западноевропейской культуре. Болгарская книжностьспособствовала взлету культуры родственной ей Киевской Руси. Одним из основных источников развития культуры в Киевской Руси явиласьразработанная двумя болгарскими монахами — Кириллом (827 - 869) и Мефодием(815 - 885) — славянская азбука — кириллица. Это было историческое событиев области духовной культуры многих народов. Славянская азбука позволилавыразить и закрепить славянский язык как основу болгарского и будущихрусского и украинского, белорусского и ряда других языков. ХристианизацияРуси в форме православия закрепила и славянский язык, явившийся формойразвития средневековой русской культуры. Византийское православие, котороеутверждалось в Киевской Руси, имело в этом отношении существенноепреимущество перед римской католической церковью, которая придерживаласьжестких ограничений в употреблении языков для богослужений. Единственновозможными считались три языка: древнееврейский, греческий и латинский. Этоязыки, на которых были написаны Ветхий и Новый Завет, которыми владели ипапы римские, и такие классики богословия, как Августин Блаженный. Восточная же церковь, к которой относится и православие, разрешаламолиться и на других языках. Это право отстаивал один из просветителейславянских народов — Кирилл, прозванный Философом. Когда Кирилл послесоздания (вместе с братом Мефодием) славянской азбуки отправился в Италию,то его встретили там упреками за отступление от традиций, от канонов,согласно которым богослужение должно вестись только на языках апостолов ибогословов, т. е. на одном из трех традиционных языков. Новая «собственная» письменность послужила основой бурного развитиякнижной культуры в Киевской Руси, которая до монгольского нашествия былаодним из самых цивилизованных государств средневековой Европы в XI -XIIIвеках. Рукописные книги светского содержания, наряду с греческимибогословскими трудами, становятся необходимым знаком приобщенности ккультуре. Книги в эту эпоху держат у себя не только князь и егоприближенные, но и купцы, и ремесленники. Один, живший еще в прошлом веке,историк русской культуры справедливо заметил, что «нам неизвестно ничего вXI и XII веках на западноевропейских языках, что превосходило былетописание Нестора... и „Песнь о полку Игореве»».В библиотеке Софийского собора насчитывалось 500 томов, а всего в КиевскойРуси в Х - XIII веках обращалось около 140 тысяч книг нескольких сотназваний. Высшего своего расцвета духовная культура Киевской Русидомонгольского периода достигла во времена Ярослава Мудрого. Основная же часть литературы — это ранние церковные песнопения,сочинения отцов византийского православия — Иоанна Дамаскина, ИоаннаЗлатоуста, Василия Великого, а также различные хроники, историческиесочинения, апокрифы — народные религиозные книги, оппозиционные официальнойцеркви. Особое место в библиотеке, собранной еще самим Ярославом Мудрым,занимали переведенные на славянский язык книги. Именно они и были размещеныв Софийском соборе. Книжная культура Киевской Руси являлась как бы материальной основой тойдуховной атмосферы, в которой развивалась философская мысль. Именно в этойатмосфере рождалась нетрадиционная мысль, свободная от жестких рамокцерковного канона, от заточения в тесную каморку инока, пещеру отшельника.Здесь формировались идеи не ухода от мира сего, а погружения в него, иславянский язык, обретший и свою азбуку, способствовал этой известнойнезависимости от греческих богослужебных книг, пришедших из Византии. Такобразовался на основе болгарской книжности сложный сплав православия иславянорусского язычества, который на несколько столетий определил характери философской мысли, и художественной культуры Киевской Руси. Литература средневековой Руси несла в себе все содержание философскогознания, выработанного мыслью того времени. Переводная византийская иболгарская литература, при всем ее значении для ранних этапов культурыРуси, не могла выразить растущее чувство национального самосознания,необходимости единства огромного государства, охватывающего многиеразнородные княжества. Кроме того, культура Киевской Руси формировалась втесной связи с культурами Византии, южных и западных славян, скандинавскихи тюркских народов. Осознание этой связи и в то же время собственнойнеповторимости, своеобразия, определяло и характер воплощения мысли вдуховной культуре средневековой Руси — это были послания, моления,сказания, политическая публицистика, поучения — жанры нетрадиционные,свободные от слепого следования книжным канонам, потому связанные снародным сознанием, самосознанием, с языческими верованиями, сфольклором.Религиозная форма, обращение к религиозным сюжетам, опора наобразы Ветхого и Нового Завета, характерные для сочинений мыслителейсредневековой Руси, не должны скрывать для нас цельности поисков мысли,стремление понять и передать и сложные человеческие взаимоотношения, иоценку различных форм поведения, «деяния» человека, и его отношения кродной земле. На Русь со времени Владимира стали приезжать церковныеграмотеи, переводчики из Византии, Болгарии, Сербии. Появились, особенно впериод правления Ярослава Мудрого и его сыновей, многочисленные переводыгреческих и болгарских книг как церковного, так и светского содержания.Переводятся, в частности, византийские исторические сочинения,жизнеописания христианских святых. Эти переводы становились достояниемграмотных людей: их с удовольствием читали в княжеской, боярской,купеческой среде, в монастырях, церквах, где зародилось русскоелетописание. Кадры первых русских грамотеев, переписчиков, переводчиковформировались в школах, которые были открыты при церквах со времениВладимира I и Ярослава Мудрого, а позднее при монастырях. Есть немалосвидетельств о широком развитии грамотности на Руси в XI—XII вв. Однако онабыла распространена в основном лишь в городской среде, особенно в кругубогатых горожан, княжеско-боярской верхушки, купечества, зажиточныхремесленников. В сельской местности, в дальних, глухих местах населениебыло почти сплошь неграмотным. С XI в. в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но идевочек. Сестра Владимира Мономаха Янка, основательница женского монастыряв Киеве, создала в нем школу для обучения девочек. Ярким свидетельством широкого распространения грамотности в городах ипригородах являются так называемые берестяные грамоты. В Новгороде найденысотни берестяных грамот, говорящих о том, что в Новгороде, Пскове,Смоленске, других городах Руси люди любили и умели писать друг другу. Средиписем деловые документы, обмен информацией, приглашение в гости и дажелюбовная переписка. Некто Микита написал своей возлюбленной Ульяне набересте «От Микиты ко Улианици. Поиде за меня...».Осталось и еще одно любопытное свидетельство о развитии грамотности наРуси: так называемые надписи граффити. Их выцарапывали на стенах церквейлюбители излить свою душу. Среди этих надписей размышления о жизни, жалобы,молитвы. Знаменитый Владимир Мономах, будучи еще молодым человеком, вовремя церковной службы, затерявшись в толпе таких же молодых князей,нацарапал на стене Софийского собора в Киеве «Ох тяжко мне» и подписалсясвоим христианским именем «Василий» 2. Принятие христианства. В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии былопринято христианство. Началось это, согласно летописи, с прибытия в Киевпосольства волжских булгар, «веры бохмиче», т.е. мусульман, которое будтобы предложило князю стать почитателем Мухаммеда. В ответ на соблазны состороны мусульман узаконить многоженство Владимир, узнав, что их веразапрещает есть свинину и пить вино, заявил: «Руси есть веселие пить, неможем без того жити!» Затем в летописи приведен знаменитый рассказ об испытании вер Владимиром.Он, разумеется, дошел до нас в обрамлении разного рода легенд, но,возможно, имеет рациональное зерно. Последнее состоит прежде всего в том,что киевский князь действительно задумался над необходимостью принять какую-то монотеистическую религию, по своей сути укреплявшую власть единогогосударства. Это было тем более необходимо, что такие религии ужеисповедовали почти все окружавшие Русь государства. Еще в 962 г. крестился (от Рима) польский князь Мешко. Еще раньшехристианской стала Чехия. На востоке преобладал ислам, но в остаткахнекогда могущественной Хазарии доминировало иудейство, последователикоторого были и в Киеве: найдено письмо, происходящее из иудейской общины(кагала) Киева. К тому же, роль еврейских купцов в Восточной Европепродолжала сохраняться. Даже в Скандинавии тамошние языческие конунги всебольше склонялись к христианизации, и не за горами было время, когдашведские короли крестились. Разумеется, не следует преувеличивать влияниена Руси ислама, а тем более иудаизма. Русь была обречена на христианизацию,и христианская религия пробивала себе дорогу вопреки всем препятствиям ужеболее ста лет. Владимир был осторожным и умным политиком, который стремилсяпрозондировать все варианты и избрать из них лучший для своего народа. Наконец, рассказы летописи о зондаже великим князем в области исламскойрелигии могли бы быть также отброшены в сторону, если бы в нашемраспоряжении не существовало апокрифического рассказа, созданного в СреднейАзии и сохраненного одним источником начала XIII в. Этот источник (автор —некий Ауфи) повествует о посольстве русского князя Валдемара (здесь это имяфигурирует как титул) в Хорезм. Дата такого посольства у Ауфи, разумеется,неверна (она на пятьдесят лет старше Владимира), неверно и утверждение опринятии русами после этого ислама. Однако и в русской летописи естьупоминание о посольстве в Волжскую Булгарию, откуда киевские послы моглинаправиться и в Хорезм, с которым у Поволжья были давние и прочные связи.Поэтому вполне можно допустить, что Владимир направил и посольство вмусульманские страны, а таковыми могли быть именно Волжская Булгария иХорезм. Но что его послы могли там увидеть во второй половине 80-х годов Хв.? Государство Саманидов, еще недавно цветущее и сильное (а ему подчинялсяХорезм), быстро приходило в упадок и было на краю гибели. И если Владимирискал религию, способную подкрепить сильную государственную власть, то навостоке такой власти он в эти годы найти не мог — ее там, в мусульманскоммире, просто не было. А вот Византия являла пример не только внутреннейстабильности. Она была могущественной державой, ведшей успешную политикукак на востоке (против арабов), так и на западе, на Балканах. Власть императорабыла почти неограничена, и греческая церковь ее подкрепляла. К тому же, этацерковь, в отличие от римской, была, по сути дела, включена вобщегосударственную систему и полностью зависела от императора. Правда, отношения с Византией со времен Святослава оставались более чемпрохладными, а по утверждению некоторых источников — и просто враждебными.Однако здесь именно в эти годы появились обстоятельства, которые должныбыли такие отношения улучшить. В Малой Азии то и дело происходили восстания тех или иных мятежныхвоеначальников. В августе 987 г. один из таких мятежников, Варда Фока,провозгласил себя императором, а в начале 988 г. его отряды двинулись наКонстантинополь. В этой ситуации старший из двух официально правивших тогдабратьев-императоров Василий II обратился за помощью к Владимиру, ипоследний на этот призыв откликнулся, направив 6-тысячный отряд, с помощьюкоторого мятежники были разгромлены. Этот отряд скорее всего состоял изварягов, с помощью которых Владимир за несколько лет до этого одержалпобеду в борьбе с Ярополком. Русская летопись в связи с этим пишет, чтоВладимир отпустил этих варягов в Константинополь, одновременно сообщив обэтом императору. Князю был резон отделаться от буйных искателей военныхприключений, а император получил сильную военную поддержку. К местусказать, по-видимому, с этого времени такие пришедшие из Руси военныеотряды становятся постоянными в Византии, и мы знаем об их использовании,например, в войне империи с грузинами в начале XI в. Состояли они не толькоиз варягов как таковых, но, очевидно, и из славян. Кстати, как раз с этойпоры в Византии функционирует так называемая варяжская дружина, такжемногонациональная по своему составу (позже в ней служили и выходцы из странЗападной Европы). Помощь империи со стороны Руси была обговорена двумя важными условиями.Во-первых, императоры обязались отдать в жены князю свою сестру Анну. Во-вторых, Владимир обещал со своим народом принять христианство. Это былвесьма редкий случай, когда гордые ромейские императоры согласились выдатьвизантийскую принцессу за «варвара», каковым в их глазах был Владимир. Русская церковь изначально (по образцу греческой) зависела от великогокнязя, и церковные иерархи были самостоятельны лишь в чисто церковныхделах. Показательно, что по рассказам летописи (правда, поздних вариантов)Владимир обменивался посольствами с римским папой. Принятие христианства Древней Русью стало значительным шагом в развитиивосточнославянской цивилизации. Следствием его (равно как и иных факторов)стали существенные, хотя разновременные изменения в этническом, социально-экономическом, политическом и культурном развитии Руси. В плане этническом принятие христианства ускорило консолидациюдревнерусской народности, общего предка современных русских, украинцев ибелорусов. Процесс этот начался раньше, но тормозился существованиемместных политических объединений и локальных идеологических (языческих)центров. Еще для 80—90-х годов Х в. русская летопись оперирует старымиместными этнополитическими понятиями: радимичи, вятичи, хорваты и т.д. Их вту пору меньше, нежели, скажем, для первой половины Х в., но они еще есть.Очень рано исчезают поляне, вместо древлян как этноса почти столь же ранопоявляется территориальное понятие «дереве», «Древлянская земля», вместословен ильменских — Новгородская земля. Дольше всего в представлениикиевских летописцев сохраняются понятия вятичи, дреговичи, что, возможно,объясняется их относительной отсталостью, сравнительно с такими центрами,как Киев, Новгород, Полоцк. В целом же к рубежу XI в. местныеэтнополитические единицы почти полностью исчезают, покрываясь терминами«Русь», «Русская земля», а ее обитатели именуются русичи, русины, виностранных источниках — русы, росы, рутены. Этому, несомненно, способствовало создание и единой государственности иединой церковной организации, заменившей разнообразные местные культы. Нет сомнений, ускорилась и социальная дифференциация древнерусскогообщества, формирование господствующего слоя, группировавшегося вокругкиевского князя и его представителей на местах. Эта консолидирующаясядревнерусская знать отныне могла опираться и на многосотлетние церковныеканоны, пришедшие из Византии и получившие свои дубликаты на Руси(церковные уставы Владимира, Ярослава и т.д.). Следует отметить роль принятия христианства в возникновении и укрепленииземельной собственности на Руси. Первоначально церковь существовала за счет десятины княжеских доходов,как определил еще князь Владимир, церковная собственность на землю возниклараньше боярской и в определенной мере стимулировала появление последней.Перевод и распространение на Руси византийских сборников права должны былиускорить эти процессы. Яснее вырисовывается влияние принятия христиане на политическую структуруДревнерусского государства. именно здесь отчетливо проявились противоречиямежду киевскими князьями, пытавшихся с помощью но религии укрепитьцентральную власть, и, в конечном счете, реальным ходом социально-экономического развития, которое вело «державу Рюриковичей» к неизбежнойпобеде раздробленности уже на новой основе. Учение христианства о едином Боге, освящающем власть единого государя,несомненно, помогло Владимиру окончательно ликвидировать местные княжения.Но затем князь еще при жизни рассадил своих двенадцать сыновей по важнейшимвосточнославянским городам и землям, рассчитывая таким путем держать вповиновении недавно им же усмиренные области (вятичей, радимичей и т.д.).Однако некоторые основы местного сепаратизма сохранились, и опирал они наместную знать. В последние годы жизни Владимира против него составилзаговор Святополк, сидевший в Туре а буквально накануне кончины великогокнязя возмути правивший в Новгороде Ярослав, который через свою матьРогнеду был связан с убитым полоцким князем Рогволд Владимир началготовиться к походу на Новгород, но за всеми этими событиями стояламестная знать земель. Огромную роль сыграло принятие христианства в развитии и формированииединой древнерусской культуры. Прежде всего, речь идет о возникновении,точнее распространи письменности и литературы. То, что письменностьпоявилась на Руси еще раньше, ныне вряд ли кто будет оспаривать.Деятельность славянских просветителей Кирилла и Мелодия имела в ту порупрактически общеславянское значение, тем более, что македонское наречие, накотором творили солунские братья, в ту пору было понятно всем славянам, и,прежде всего южным и восточным. Известны единичные находки надписей на Русидохристианской поры, а арабский библиограф ан-Надим, писавший буквальнонакануне христианской реформы Владимира, упоминает о переписке русскогокнязя с каким-то кавказским владетелем, приводя даже образец этих письмен.(Кстати, выполненный, по-видимому, на бересте!) Однако письмо, пришедшее на Русь от южных славян, не получило вдохристианской Руси сколько-нибудь широкого распространения, и нет никакихоснований говорить о появлении на Руси до Владимира литературы. Так чтоширокое внедрение письменности и появление литературы, сначала переводной,затем оригинальной, следует отнести только к христианскому времени. Кстати,и «Повесть временных лет» отмечает, что на Руси «не слышали прежде учениякнижного». О том же говорят и все наши конкретные известия о древнерусскойсловесности. И в этом распространении славянского письма и появлениидревнерусской литературы несомненна ведущая роль христианства и раннихдеятелей русской церкви. Если переводная литература поступала в основном первоначально изБолгарии, то первые оригинальные произведения принадлежат перу русскихдуховных лиц. Это митрополит Иларион с его «Словом о законе и благодати» —проповедью, произнесенной им на гробнице Владимира в Десятинной церкви. Этоупомянутый Иаков Мних и другие. К сожалению, от ранней русской литературысохранилось немногое, но, несомненно, и возникновение древнерусскоголетописания связано с христианской средой. Если мы посмотрим на «Повестьвременных лет», то легко убедимся, что в росписи событий правленияВладимира видное место занимают упоминания дат, связанных с рождением иликончиной членов княжеской семьи. Это говорит о том, что летописцыиспользовали, скорее всего, церковные записи, обычные в связи с подобногорода событиями. Когда появилась ранняя русская летопись, сказать трудно, на сей счетсуществуют разные мнения. Скорее всего, однако, это следует отнести уже ковремени Ярослава Мудрого, когда изложение событий в «Повести временных лет»приобретает регулярный характер. Владимир еще при жизни рассадил своих многочисленных сыновей по разнымчастям державы, надеясь таким путем сохранить ее единство. Жизнь показала,однако, что это было сделать нелегко. Народная память прочно удержала образ просветителя Древней Руси — из всех ее властителе лишь Владимир сталгероем русских былин, где вместе с ни] действуют другие лица, также имеющиесвоих исторически прототипов (Добрыня Никитич, Путята и др.). Этопоказывает, пожалуй, лучше всех ученых рассуждений истину историческую рольвеликого князя, хакана земли Русской как его именовал Иларион, — ВладимираСвятого. Христианство на Руси проповедовал еще апостол Андрей Первозванный - одиниз учеников Христа. В начале нашей эры апостол Андрей - старший братапостола Петра отправился в Скифию. Как свидетельствует "Повесть временныхлет", апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил накиевских холмах крест и предсказал, что Киев будет "матерью городоврусских". Дальнейший путь апостола лежал через Новгород, где, по словамлетописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику и далее вокругЕвропы в Рим. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населенияРуси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.)показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусскогообщества. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни(Херсонесе) - центре византийских владений в Крыму (Херсонес располагаетсяв черте нынешнего Севастополя). Ему предшествовало участие киевской дружиныв борьбе византийского императора Василиям II с мятежом полководца ВардыФоки. Император победил, по не выполнил своего обязательства - отдать заВладимира свою дочь Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудилвизантийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение "варвара", которогодавно привлекала греческая вера. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ.Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения,почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. Наокраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киевеи Новгороде. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развитияРуси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земнаяжизнь предшествует вечному пребыванию в раю или аду души человека после егосмерти) утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путьв рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости отчестного исполнения ими своих обязанностей на земле. "Божий слуга" - государь был, по византийским традициям, и справедливымсудьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границдержавы. Принятие христианства укрепляло государственную власть итерриториальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международноезначение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув "примитивное" язычество,становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которымизначительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большуюроль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской,через нее и античной культуры. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит,назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Русивозглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви-"десятину" (термин происходит от размеров налога, составлявшего на первыхпорах десятую часть дохода населения). Впоследствии размер этого налогаизменился, а его название осталось прежним. Митрополичья кафедра, епископы,монастыри (первый из них Киево-Печерский, основанный в первой половине XIв., получил название от пещер - пе-чер, в которых первоначально селилисьмонахи) вскоре превратились в крупнейших земельных собственников, оказавшихогромное влияние на ход исторического развития страны. В домонгольскиевремена на Руси было до 80 монастырей. В руках церкви был суд, ведавшийделами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейныхнорм. Принятие христианства в православной традиции стало одним изопределяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. 3.Влияние христианства на архитектуру и искуство. Недаром говорят, что архитектура — это душа народа, воплощенная в камне.К Руси это относится лишь с некоторой поправкой. Русь долгие годы быластраной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема,избы строились из дерева. В дереве русский человек, прежде всего как инароды, жившие рядом с восточными славянами, выражал свое восприятиестроительной красоты, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений сокружающей природой. Если деревянная архитектура восходит в основном к Русиязыческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской.Подобного перехода не знала Западная Европа, издревле строившая и храмы, ижилища из камня. К сожалению, древние деревянные постройки не сохранилисьдо наших дней, но архитектурный стиль народа дошел до нас в позднейшихдеревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках. Для русскойдеревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчиваниеих башенками и теремами, наличие разного рода пристроек — клетей,переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву былатрадиционным украшением русских деревянных строений. Эта традиция живет внароде и до настоящей поры. Мир Византии, мир христианства, стран Кавказа привнес на Русь новыйстроительный опыт и традиции: Русь восприняла сооружение своих церквей пообразу крестово-купольного храма греков: квадрат, расчлененный четырьмястолбами, составляет его основу; примыкающие к подкупольному пространствупрямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Но этот образецгреческие мастера, прибывшие на Русь, начиная со времени Владимира, а такжеработающие с ними русские умельцы применяли к традициям русской деревяннойархитектуры, привычной для русского глаза и милой сердцу. Если первыерусские храмы, в том числе Десятинная церковь, в конце Х в. были выстроеныгреческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями, тоСофийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и византийскихтрадиций: на основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцатьвеселых глав нового храма. Эта ступенчатая пирамида Софийского соборавоскресила стиль русского деревянного зодчества. Софийский собор, созданный в пору утверждения и возвышения Руси приЯрославе Мудром, показал, что строительство — это тоже политика. Этимхрамом Русь бросила вызов Византии, ее признанной святыне — Константинепольскому Софийскому собору. В XI в. выросли Софийские соборы в другихкрупных центрах Руси — Новгороде Полоцке, и каждый из них претендовал насвой, независимый от Киева престиж, как и Чернигов, где был сооруженмонументальный Спасо-Преображенский собор. По всей Руси были построенымонументальные многокупольные храмы с толстыми стенами, маленькимиоконцами, свидетельства мощи и красоты. Большого расцвета архитектура достигла в годы правления АндреяБоголюбского во Владимире-на-Клязьме. С его именем связаны постройкаУспенского собора во Владимире красиво расположенного на крутом берегуКлязьмы, белокаменного дворца в селе Боголюбове, «Золотых ворот» воВладимире — мощного белокаменного куба, увенчанного златоглавой церковью.При нем же было создано чудо русской архитектуры — храм Покрова на Нерли.Князь построил эту церковь неподалеку от своих палат после кончины любимогосына Изяслава. Эта небольшая однокупольная церковь стала поэмой из камня, вкоторой гармонично сочетаются скромная красота природы, тихая грусть,просветленная созерцательность архитектурных линий. Древнерусское искусство — живопись, скульптура, музыка — с принятиемхристианства также пережило ощутимые перемены. Языческая Русь знала все этивиды искусства, но в чисто языческом, народном выражении. Древние резчикипо дереву, камнерезы создавали деревянные и каменные скульптуры языческихбогов, духов. Живописцы разрисовывали стены языческих капищ, делали эскизымагических масок, которые затем изготовлялись ремесленниками; музыканты,играя на струнных и духовых деревянных инструментах, увеселяли племенныхвождей, развлекали простой народ. Христианская церковь внесла в эти виды искусства совершенно иноесодержание. Церковное искусство подчинено высшей цели — воспетьхристианского Бога, подвиги апостолов, святых, деятелей церкви. Если вязыческом искусстве «плоть» торжествовала над «духом» и утверждалось всеземное, олицетворяющее природу, то церковное искусство воспевало победу«духа» над плотью, утверждало высокие подвиги человеческой души радинравственных принципов христианства. В византийском искусстве, считавшемсяв те времена самым совершенным в мире, это нашло выражение в том, что там иживопись, и музыка, и искусство ваяния создавались в основном по церковнымканонам, где отсекалось все, что противоречило высшим христианскимпринципам. Аскетизм и строгость в живописи (иконопись, мозаика, фреска),возвышенность, «божественность» греческих церковных молитв и песнопений,сам храм, становящийся местом молитвенного общения людей, — все это былосвойственно византийскому искусству. Если та или иная религиозная,богословская тема была в христианстве раз и навсегда строго установлена, тои ее выражение в искусстве, по мнению византийцев, должно было выражать этуидею лишь раз и навсегда установленным образом; художник становился лишьпослушным исполнителем канонов, которые диктовала церковь. И вот перенесенное на русскую почву каноническое по содержанию, блестящеепо своему исполнению искусство Византии столкнулось с языческиммировосприятием восточных славян, с их радостным культом природы — солнца,весны, света, с их вполне земными представлениями о добре и зле, о грехах идобродетелях. С первых же лет византийское церковное искусство на Русииспытало на себе всю мощь русской народной культуры и народных эстетическихпредставлений. Выше уже шла речь о том, что однокупольный византийский храм на Руси XIв. преобразовался в многокупольную пирамиду, основу которой составлялорусское деревянное зодчество. То же произошло и с живописью. Уже в XI в.строгая аскетическая манера византийской иконописи превращалась под кистьюрусских художников в портреты, близ кие к натуре, хотя русские иконы инесли в себе все черты условного иконописного лика. В это время прославилсяпечерский монах-живописец Алимпий. Про Алимпия рассказывали, чтоиконописание было главным средством его существования. Но заработанное онтратил весьма своеобразно: на одну часть покупал все, что было необходимодля его ремесла, другую отдавал беднякам, а третью жертвовал в Печерскиймонастырь. Наряду с иконописью развивалась фресковая живопись мозаика. ФрескиСофийского собора в Киеве показываю! манеру письма здешних греческих ирусских мастеров, и? приверженность человеческому теплу, цельности ипростоте На стенах собора мы видим и изображения святых, и семья ЯрославаМудрого, и изображение русских скоморохов, животных. Прекраснаяиконописная, фресковая, мозаична» живопись наполняла и другие храмы Киева.Известны своей большой художественной силой мозаики МихайловскогоЗлатоверхого монастыря с их изображением апостолов, святых, которыепотеряли свою византийскую суровость; лики их стали более мягкими,округлыми. Позднее складывалась новгородская школа живописи. Ее характерными чертамистали ясность идеи, реальность изображения, доступность. От XII в. до насдошли замечательные творения новгородских живописцев: икона «Ангел Златыевласы», где при всей византийской условности облика Ангела чувствуетсятрепетная и красивая человеческая душа. Или икона «Спас Нерукотворный»(также XII в.), на которой Христос со своим выразительным изломом бровейпредстает грозным, все понимающим судьей человеческого рода. В иконе«Успение Богородицы» в лицах апостолов запечатлена вся скорбь утраты. Итаких шедевров Новгородская земля дала немало. Достаточно вспомнить,например, знаменитые фрески церкви Спаса на Нередице близ Новгорода (конецXII в.). Широкое распространение иконописной, фресковой живописи было характерно идля Чернигова, Ростова, Суздаля, позднее Владимира-на-Клязьме, гдезамечательные фрески, изображающие «Страшный суд», украшали Дмитриевскийсобор. В начале XIII в. прославилась ярославская школа иконописи. В монастырях ицерквах Ярославля было написано немало превосходных иконописныхпроизведений. Особенно известна среди них так называемая «ЯрославскаяОранта», изображавшая Богородицу. Ее прообразом стало мозаичное изображениеБогородицы в Софийском соборе в Киеве работы греческих мастеров,запечатлевших суровую властную женщину, простирающую руки надчеловечеством. Ярославские же искусники сделали облик Богородицы теплее,человечнее. Это прежде всего мать-заступница, несущая людям помощь исострадание. Византийцы видели Богородицу по-своему, русские живописцы — по-своему. На протяжении долгих веков на Руси развивалось, совершенствовалосьискусство резьбы по дереву, позднее — по камню. Деревянные резные украшениявообще стали характерной чертой жилищ горожан и крестьян, деревянныххрамов. Белокаменная резьба Владимиро-Суздальской Руси, особенно времени АндреяБоголюбского и Всеволода Большое Гнездо, в украшениях дворцов, соборовстала примечательной чертой древнерусского искусства вообще. Прекрасной резьбой славились утварь и посуда. В искусстве резчиков снаибольшей полнотой проявлялись русские народные традиции, представлениярусичей о прекрасном и изящном. Знаменитый художественный критик второйполовины XIX — начала XX в. Стасов писал: «Есть еще пропасть людей, которыевоображают, что нужно быть изящным только в музеях, в картинах и статуях, вгромадных соборах, наконец, во всем исключительном, особенном, а чтокасается до остального, то можно расправляться как ни попало — дескать,дело пустое и вздорное... Нет, настоящее, цельное, здоровое в самом делеискусство существует лишь там, где потребность в изящных формах, впостоянной художественной внешности простерлась уже на сотни тысяч вещей,ежедневно окружающих нашу жизнь». Древние русичи, окружая свою жизньпостоянной скромной красотой, давно подтвердили справедливость этих слов. Это касалось не только резьбы по дереву и камню, но и многих видовхудожественных ремесел. Изящные украшения, подлинные шедевры создавалидревнерусские ювелиры — золотых и серебряных дел мастера. Они делалибраслеты, серьги, подвески, пряжки, диадемы, медальоны, отделывали золотом,серебром, эмалью, драгоценными камнями утварь, посуду, оружие, С особеннымистаранием и любовью мастера-искусники украшали оклады икон, а также книги.Примером может служить искусно отделанный кожей, ювелирными украшениямиоклад «Остромирова евангелия», созданного по заказу киевского посадникаОстромира во времена Ярослава Мудрого. До сих пор вызывают восхищение сделанные киевским ремесленником серьги(XI—XII вв.): кольца с полукруглыми щитами, к которым припаяны по шестьсеребряных конусов с шариками и 500 колечками диаметром 0,06 см изпроволоки диаметром 0,02 см. На колечках закреплены крошечные зернышкисеребра диаметром 0,04 см. Как делали это люди, не располагаяувеличительными приборами, представить себе трудно. Составной частью искусства Руси являлось музыкальное, певческоеискусство. В «Слове о полку Игореве» упоминается легендарный сказитель-певец Боян, который «напускал» свои пальцы на живые струны и они «самикнязьям славу рокотали». На фресках Софийского собора мы видим изображениемузыкантов, играющих на деревянных духовых и струнных инструментах — лютнеи гуслях. Из летописных сообщений известен талантливый певец Митус вГаличе. В некоторых церковных сочинениях, направленных против славянскогоязыческого искусства, упоминаются уличные скоморохи, певцы, танцоры;существовал и народный кукольный театр. Известно, что при дворе князяВладимира, при дворах других видных русских властелинов во время пировприсутствующих развлекали певцы, сказители, исполнители на струнныхинструментах. И, конечно, важным элементом всей древнерусской культуры являлся фольклор— песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, афоризмы. В свадебных,застольных, похоронных песнях отражались многие черты жизни людей тоговремени. Так, в древних свадебных песнях говорилось и о том времени, когданевест похищали, «умыкали» (конечно, с их согласия), в более поздних —когда их выкупали, а в песнях уже христианского времени шла речь о согласиии невесты, и родителей на брак. Целый мир русской жизни открывается в былинах. Их основной герой — этобогатырь, защитник народа. Богатыри обладали огромной физической силой.Так, о любимом русском богатыре Илье Муромце говорилось: «Куда не махнет,тут и улицы лежат, куда отвернет — с переулками». Одновременно это былочень миролюбивый герой, который брался за оружие лишь в случае крайнейнеобходимости. Как правило, носителем такой неуемной силы является выходециз народа, крестьянский сын. Народные богатыри обладали также огромнойчародейской силой, мудростью, хитростью. Так, богатырь Волхв Всеславич могобернуться сизым соколом, серым волком, мог стать и Туром-Золотые рога.Народная память сохранила образ богатырей, которые вышли не только изкрестьянской среды, — боярский сын Добрыня Никитич, представительдуховенства хитрый и изворотливый Алеша Попович. Каждый из них обладалсвоим характером, своими особенностями, но все они были как бы выразителяминародных чаяний, дум, надежд. И главной из них была защита от лютых врагов. В былинных обобщенных образах врагов угадываются и реальныевнешнеполитические противники Руси, борьба с которыми глубоко вошла всознание народа. Под именем Тугарина просматривается обобщенный образполовцев с их ханом Тугорканом, борьба с которым заняла целый период вистории Руси последней четверти XI в. Под именем «Жидовина» выводитсяХазария, государственной религией которой было иудейство. Русские былинныебогатыри верно служили былинному же князю Владимиру. Его просьбы о защитеОтечества они выполняли, к ним он обращался в решающие часы. Непростымибыли отношения богатырей и князя. Были здесь и обиды, и непонимание. Но всеони — и князь и герои в конце концов решали одно общее дело — дело народа. Ученые показали, что под именем князя Владимира необязательно имеется в виду Владимир I. В этом образе слился обобщенныйобраз и Владимира Святославича — воителя против печенегов, и ВладимираМономаха — защитника Руси от половцев, и облик других князей — смелых,мудрых, хитрых. А в более древних былинах отразились легендарные временаборьбы восточных славян с киммерийцами, сарматами, скифами, со всеми теми,кого степь столь щедро посылала на завоевание восточнославянских земель.Это были старые богатыри совсем древних времен, и былины, повествующие оних, сродни эпосу Гомера, древнему эпосу других европейских ииндоевропейских народов. Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью,как и быт народа, определяемый уровнем | развития хозяйства страны, тесносвязан с культурными процессами. Народ Древней Руси жил как в больших длясвоего времени городах, насчитывающих десятки тысяч человек, так и в селахв несколько десятков дворов и деревнях, особенно на северо-востоке страны,в которых группировалось по два-три двора. Все свидетельства современников говорят о том, что Киев был большим ибогатым городом. По своим масштабам, множеству каменных зданий-храмов,дворцов он соперничал с другими тогдашними европейскими столицами. Недаромдочь Ярослава Мудрого Анна Ярославна, вышедшая замуж во Францию иприехавшая в Париж XI в., была удивлена провинциальностью французскойстолицы по сравнению с блистающим на пути из «варяг в греки» Киевом. Здесьсияли своими куполами златоверхие храмы, поражали изяществом дворцыВладимира, Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославича, удивлялимонументальностью, замечательными фресками Софийский собор, Золотые ворота— символ побед русского оружия. А неподалеку от княжеского дворца стоялибронзовые кони, вывезенные Владимиром из Херсонеса; в старом городенаходились дворцы видных бояр, здесь же на горе располагались и домабогатых купцов, других видных горожан, духовенства. Дома украшалиськоврами, дорогими греческими тканями. С крепостных стен города можно быловидеть в зеленых кущах белокаменные церкви Печерского, Выдубицкого и другихкиевских монастырей. Во дворцах, богатых боярских хоромах шла своя жизнь — здесь располагалисьдружинники, слуги, толпилась бес- численная челядь. Отсюда шло управление княжествами, городами, селами,здесь судили и рядили, сюда свозились дани и подати. На сенях, в просторныхгридницах нередко проходили пиры, где рекой текло заморское вино и свойродной «мед», слуги разносили огромные блюда с мясом и дичью. Женщинысидели за столом на равных с мужчинами. Женщины вообще принимали активноеучастие в управлении, хозяйстве, других делах. Известно немало женщин —деятельниц такого рода: княгиня Ольга, сестра Мономаха Янка, мать ДаниилаГалицкого, жена Андрея Боголюбского и др. Гусляры услаждали слух именитыхгостей, пели им «славу», большие чаши, рога с вином ходили по кругу.Одновременно происходила раздача пищи, мелких денег от имени хозяинанеимущим. На всю Русь славились такие пиры и такие раздачи во временаВладимира I. Любимыми забавами богатых людей были соколиная, ястребиная, псовая охота.Для простого люда устраивались скачки, турниры, различные игрища.Неотъемлемой частью древнерусского быта, особенно на Севере, впрочем, как ив поздние времена, являлась баня. В княжеско-боярской среде в три года мальчика сажали на коня, затемотдавали его на попечение и выучку пестуну (от «пестовать» — воспитывать).В 12 лет молодых князей вместе с видными боярами-советниками отправляли науправление волостями и городами. Внизу, на берегах Днепра шумел веселый киевский торг, где, кажется,продавались изделия и продукты не только со всей Руси, но и со всеготогдашнего света, включая Индию и Багдад. По склонам гор к Подолу спускались разнообразные — от хороших деревянныхдомов до убогих землянок — жилища ремесленников, работных людей. У причаловДнепра и Почайны теснились сотни больших и малых судов. Были здесь иогромные княжеские многовесельные и многопарусные ладьи, и купеческиеусадистые насады, и бойкие, юркие лодочки. По улицам города сновала пестрая разноязыкая толпа. Проходили здесь бояреи дружинники в дорогих шелковых одеждах, в украшенных мехом и золотомплащах, в епанчах, в красивых кожаных сапогах. Пряжки их плащей былисделаны из золота и серебра. Появлялись и купцы в добротных льняных рубахахи шерстяных кафтанах, сновали и люди победнее, в холщовых домотканыхрубахах и портах. Богатые женщины украшали себя золотыми и серебрянымицепями, ожерельями из бисера, который очень любили на Руси, серьгами,другими ювелирными изделиями из золота и серебра, отделанными эмалью,чернью. Но были украшения и попроще, подешевле, сделанные из недорогихкамешков, простои металла — меди, бронзы. Их с удовольствием носилинебогатые люди. Известно, что женщины уже тогда носили традиционную русскуюодежду — сарафаны; голову накрывали убрусами (платками). Похожие храмы, дворцы, такие же деревянные дома I такие же полуземлянкина окраинах стояли и в других русских городах, так же шумели торги, а впраздники нарядны» жители заполняли узкие улицы. Своя жизнь, полная трудов, тревог, текла в скромны; русских селах и деревнях, в рубленых избах, в полуземлянках с печками-каменками в углу. Там люди упорно боролись за существование, распахивалиновые земли, разводил! скот, бортничали, охотились, оборонялись от «лихих»людей а на юге — от кочевников, вновь и вновь отстраивали со жженныеврагами жилища. Причем, нередко пахари выходи ли в поле вооруженныерогатинами, дубинами, луком и стрелами, чтобы отбиться от половецкогодозора. Долгим! зимними вечерами при свете лучин женщины пряли, мужчиныпили хмельные напитки, мед, вспоминали минувшие дни слагали и пели песни,слушали сказителей и сказительниц былин, ас деревянных полатей, из дальнихуглов за ними любопытством и интересом наблюдали глаза маленьких русичей,чья жизнь, полная таких же забот и тревог, была еще впереди. Список использованной литературы: История России с древнейших времен до нащих дней /А.Н. Сахаров,А.П.Новосельцев/ История Росии /А.С.Орлов В.А. Георгиев/ Философская антропология /Б.И. Марков/|Санкт-Петербургская государственная инженерно-экономическая академия | Санкт-Петербург 1999 год РЕФЕРАТ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ «КРЕЩЕНИЕ РУСИ» План: Зарождение культуры на Руси. Принятие христианства. Влияние христианства на архитектуру и искусство.




Похожие:

Крещение Руси iconОбъективные причины принятия христианства на Руси
Крещение Руси и мнения некоторых отечественных историков на причины принятия христианства на Руси
Крещение Руси iconКрещение Руси

Крещение Руси iconКрещение Руси

Крещение Руси iconКрещение на Руси

Крещение Руси iconКрещение Руси

Крещение Руси iconКрещение Руси Владимиром Красное Солнышко Любечский съезд князей Правление Владимира Мономаха На Любечском съезде князей было принято решение
Муж Рогнеды Полоцкой, до крещения многоженец, отец Ярослава Мудрого, креститель Руси
Крещение Руси iconСергей Родин       химера
Русь и русский. И обязательно нужно знать, помнить и не забывать, что было крещение Руси, а не крещение Украины. Киев это второй...
Крещение Руси iconЗарождение и развитие учётно-статистических работ до XVIII века
Учётно-статистические работы в России зародились прежде всего с фискальными целями. Принятие христианства крещение Руси в 988 г ускорило...
Крещение Руси iconКрещение Руси историческое событие не только отечественного, но и общеевропейского значения
Западе и Востоке. Особенности восточного и западного вариантов христианства выявляются в пределах его общего типа как мировой религии....
Крещение Руси iconКрещение Руси. Освещение его в древнерусских летописях Голос души автора сего… Нынче мы отмечаем круглую дату 2000-летие Христианства

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы