Сюрреализм и Сальвадор Дали icon

Сюрреализм и Сальвадор Дали



НазваниеСюрреализм и Сальвадор Дали
Дата конвертации12.07.2012
Размер94.73 Kb.
ТипРеферат
Сюрреализм и Сальвадор Дали


Санкт-Петербургский Институт Современной Экономики и Технологий Сюрреализм и Сальвадор Дали. Реферат по культурологии студентки 1-го курса Арефьевой О. К. Преподаватель Лебедева В. Г. Санкт-Петербург 2000 г. План реферата.1. Понятие сюрреализм.2. Основные идеи сюрреализма.3. История и предыстория сюрреализма.4. Сюрреализм и фрейдизм.5. С. Дали как одна из ключевых фигур движения сюрреализма.Роль Галы в творчестве С. Дали."Сюрреализм-это я!"1.Понятие сюрреализм.Слово сюрреализм все прочнее входит в разговорный язык и звучит какопределение всего, что кажется странным, необычным, всего, что приводит взамешательство. Это нечто оторванное от действительности, удивительное, вобщем, все, что соответствует этимологии слова.Любой энциклопедический словарь вполне способен кратко напомнить идейныеосновы движения - мечта (существование за пределами реального, сон, греза),чудесное, "безумная любовь", свобода, революция. Основные техническиеприемы - автоматическое письмо, "сновидения", различные игры.2. Основные идеи сюрреализмаСюрреалисты вовсе не хотели создавать школу, еще одно из многихлитературных течений, которое явилось бы лишь продолжением романтизма,натурализма, футуризма… Сюрреализм отличали глобальные планы, непомерныеамбиции: осуществить универсальный революционный проект, относящийся ковсем областям деятельности и мышления.Главная и наиболее известная цель - перегруппировать, объединить, слить воедино лозунги, выдвинутые Марксом ("преобразовать мир") и Рембо ("изменитьжизнь"). Дело было не в творчестве, не в более или менее мелодичной поэзии- они намеревались предложить людям новый метод мышления, новый способукрепить связь человека со Вселенной. Проект грандиозный и без сомнения"тоталитарный" - ничто не должно было остаться незатронутым.Сюрреализм - не поэтическая форма. Это крик духа, который обращается к себесамому, в отчаянии решился он разорвать свои путы и при необходимостивоспользуется материальными молотками.2.История и предистория сюрреализма.В промежутке между 1910 и 1920 гг.- в исторически насыщенное, переломное итрагическое время - в искусстве происходят события, предсказавшие путиразвития сюрреализма. Дадаизм, как движение возникшее в обстановке ужаса иразочарования художников перед лицом катастрофы - мировой войны,европейских революций, предопределил появление в дальнейшем сюрреализма.Дадаизм - дерзкое, эпатирующее "антитворчество", богемный анархизм. Онотвергал всякую позитивную эстетическую программу и предлагалантиэстетику". К нему пришли художники разных направлений. Главным видомдеятельности дадаистов стало абсурдизированное зрелище - "перформанс". В1921 г. происходит итоговая экспозиция дадаистов в Париже, буквально впреддверии рождения группы Бретона. Бретон и его друзья участвовали в ней.С 1922 года вокруг писателя и теоретика искусства Андре Бретонагруппируется ряд единомышленников: художники Жан Арп, Макс Эрнст,литераторы и поэты Луи Арагон, Поль Элюар, Филипп Супо и некоторые другие.
Они не просто создавали новый стиль в искусстве и литературе, у них былиявно более масштабные замыслы.Луис Бунюэль, глубоко понимающий суть тех жизненных и творческих принципов,которым отдал дань, писал: "Сюрреалисты мало заботились о том, чтобы войтив историю литературы или живописи. Они в первую очередь стремились, и этобыло важнейшим и неосуществимым их желанием, переделать мир и изменитьжизнь".Они были уверены в том, что бессознательное и внеразумное началоолицетворяет ту высшую истину (во всех значениях этого слова), котораядолжна быть утверждена на земле. Серьезное, сложное и, разумеется, спорноедело осуществлялось методами, которые ничуть не похожи на ритуальныесвященнодействия. Свои собрания эти люди именовали не "вечерами" и уж темболее не "заседаниями", а "снами наяву".Собираясь для своих "снов наяву", сюрреалисты занимались вещами странными икак бы несерьезными: они играли. Но то были своего рода моделирующие игры,эффективность которых для выработки тех или иных социопсихических структурбыла оценена лишь позднее.Например, их интересовали те случайные и бессознательные смысловыесочетания, которые возникают в ходе игры типа "буриме": они по очередисоставляли фразу, не зная ничего о тех частях, которые пишут другие.Однажды в 1925 г. играющие получили фразу: "Изысканный труп будет питьмолодое вино". Этот результат настолько поразил их и запомнился, что самозанятие - игры абсурда - получило в их среде условное и, разумеется, такжеабсурдное наименование "Изысканный труп". Играть в такие игры означалотренировать себя таким образом, чтобы логические связи и уровни сознанияотключались бы или привыкали бы к своей необязательности. Глубинные,подсознательные, хаотические силы вызывались из бездны.В течение некоторого времени независимо от группы Бретона работал живописецАндре Массон, стремясь создавать картины и рисунки, освобожденные отконтроля сознания. Будучи человеком образованным, с теоретической иисследовательской жилкой, он разрабатывал оригинальные приемы психотехникипризванные черпать образы из сферы бессознательного. К Массону тяготелилитераторы Мишель Лерис, Жорж Лембур, Робер Десонс, а также художник ЖоанМиро.Весной 1924 г. Андре Бретон увидел первую выставку картин Массона в галерееСимон. Он отыскал художника и познакомился с ним. Взаимопонимание оказалосьнастолько большим, что они решили объединить усилия. Консолидировавшиесятаким образом художественные силы составили крупное явление в искусстве илитературе, которому было суждено стать эпохальным.В 1924 г. появился "Первый манифест сюрреализма", написанный АндреБретоном, основан журнал "Сюрреалистическая революция".Сюрреализм - первое действительно интернациональное движение общевидовогоохвата, проявившееся в живописи, скульптуре, театре, литературе,киноискусстве. Прежние авангардистские течения - кубизм, футуризм,экспрессионизм - были еще довольно тесно связаны со своими национальнымишколами, национальными традициями. В сюрреализме были предоставлены ссамого начала и Франция, и Германия, и Испания.В 1925 г. отмечена первая общая выставка сюрреалистов, объединившая группуБретона и группу Массона. В 1926 г. рождается специальная "Галереясюрреализма", занятая исключительно показом и пропагандой этого искусства.Выставки разного масштаба идут одна за одной в Европе и за океаном. В 1936г. в Лондоне "Интернациональная сюрреалистская выставка" и в Нью-Йорке"Фантастическое искусство, дада и сюрреализм". Сальвадор Дали участвует вэтом триумфальном шествии сюрреализма по мировым столицам, хотя егоотношения с единомышленниками далеко не безоблачны.На протяжении многих лет сюрреалисты выражали свои идеи посредствоммножества появлявшихся одного за другим изданий: 1924-1929 гг. "Революсьонсюрреалист», 1930-1933 гг. "Сюрреализм на службе революции", 1933-1939 гг."Минотавр", 1941-1946 гг. "VVV",1948-1949 гг. "Неон", 1961-1965 гг."Сюрреалисм, МЭМ", 1967-1969 гг. "Аршибра" и др.Последним или первым важным инструментом для утверждения движения и егостановления были манифесты. Их было несколько, и предназначались они дляознаменования начала или осуществления нового подъема сюрреализма наразличных этапах его пути.4. Сюрреализм и Фрейдизм.В своей книге 1928 года "сюрреализм и живопись" Андре Бретон подводитнекоторые итоги появившегося нового движения в искусстве. В ней онуказывает на значение детских игрушек для художника, рассматриваятворчество Пикассо, в то время сблизившегося с сюрреалистами, называет его"создателем трагических игрушек предназначенных для взрослых".Происхождение этих наблюдений вполне ясно. Фрейдизм придавал особоезначение детским фантазиям, играм, вообще ментальному миру детей,рассчитывая на то, что законы бессознательной психической жизни гораздояснее выражаются в жизни детей, еще не порабощенных понятиями и нормамимира взрослых, чем в жизни самих взрослых.Фрейдистские взгляды настолько были усвоены многими лидерами сюрреализма,что превратились в их способ мышления. Сальвадор Дали использовал чисто"фрейдистский" метод - писать картины в еще не проснувшемся состоянии,пребывая хотя бы частично во власти памяти о сновидениях. Доверие киррациональному, преклонение перед ним как перед источником творчества былоу Сальвадора Дали абсолютным, не допускающим никаких компромиссов.Считается, и не без основания, что именно Сальвадор Дали был чуть ли неглавным проповедником фрейдистских взглядов в искусстве хх века. Неслучайно он был единственным из современных художников, кто сумел увидетьсяс престарелым и больным Фрейдом в его лондонском доме в 1936 году. В то жевремя Дали удостоился одобрительного упоминания Фрейда в письме последнегок Стефану Цвейгу.По признанию Дали, для него мир идей Фрейда означал столько же, сколько мирПисания означал для средневековых художников или мир античной мифологии -для Ренессанса. Дали позволял себе быть непочтительным к кому угодно, ондоходил до пределов раскованности, апеллируя в своей живописи или в своейживописи или в свих словесных высказываниях к каким угодно "властителямдум". Среди великих людей он почитал безоговорочно одного только Фрейда.Мир идей венского психолога и мыслителя имел особый смысл для всехсюрреалистов, и был одним из главных факторов подъема и успеха ихдоктрины.Сами концепции сюрреалистов получали мощную поддержку со стороныпсихоанализа и других фрейдовских открытий. И перед собой и перед другимиони получали весомые подтверждения правильности своих устремлений. Они немогли не заметить, что "случайностные" методы раннего сюрреализмасоответствовали фрейдовской методике "свободных ассоциаций". Психоанализобращал первостепенное внимание именно на те состояния души, которые преждевсего интересовали и сюрреалистов (сон, детская ментальность, психическиерасстройства, психика первобытного типа).Апеллируя к Фрейду и его школе, сюрреализм получил возможность настаиватьна том, что он не беспочвенная фантазия, а новое слово в пониманиичеловека, искусства, истории, мысли. То была столь солидная и прочнаяопора, что уже не приходится удивляться влиятельности и распространенностисюрреализма, его всеохватности до середины хх века.5. С. Дали как одна из ключевых фигур движения сюрреализма.6. Для сюрреализма, в том виде, как его исповедовал Сальвадор Дали, нет ни политики, ни интимной жизни, ни техники и ничего другого. Есть только сюрреалистическое творчество, которое превращает в нечто новое все то, к чему оно прикасается.В 1929 г. молодой Дали попал на ту парижскую почву, к которой был ужеподготовлен. С картины 1929 г. "Великий мастурбатор" до таких произведений1936-1937 гг., как "Осенний каннибализм" и "Метамарфозы нарцисса"простирается первый (и, как говорят самый плодотворный) периодсамостоятельного и зрелого творчества. За несколько лет он станет одной изключевых фигур движения и займет важное место в его летописи. Яркаятеатральность и способность поражать в сочетании с техническойвиртуозностью сделали его противоречивой фигурой. Однако сегодня Далипризнан одним из крупнейших новаторов искусства двадцатогостолетия. Его энергия и изобретательность проявились в самых разных формах:он выполнял эскизы ювелирных украшений, оформлял витрины, принимал участиев театральных постановках и создании кинофильмов, проиллюстрировалпопулярную книгу "Песни Мальдорора" Лотреамона. Он написал двеавтобиографии "Тайная жизнь Сальвадора Дали" и "Дневник гения", новеллу"Скрытые лики", которые в переводах известны во всем мире. В это время исама биография Дали уже определяется как своего рода произведениеискусства. Он часто воплощает в жизнь свои приемы сюрреалистическогопарадокса, и его высказывания и общественные акции отталкивают от негокорифеев движения, в первую очередь Андре Бретона. Уверенность в себе, всвоем таланте проявляется в демонстративных формах вызывающей и явнофорсированной "мании величия". Он идет на разрывы связей с людьми, близостьк которым осеняла его "ученический" период. В 1934 году Дали изгоняют изгруппы сюрреалистов, которая продолжает "леветь" и сочувствует коммунистам.Он вызывающе отказывается занять столь определенную позицию и даженачинает опасную сюрреалистическую игру с шовинизмом и фашизмом. В 1941году практически все прежние друзья рвут с ним всякие личные отношения,после того как он провозглашает себя сторонником католицизма и монархии.6.Роль Галы в творчестве С. Дали. В 1929 году Дали уже был знаком со своей "музой", с "Галариной", как онее называл. За тридцать пять лет совместной жизни, художник впал внастоящую наркотическую зависимость от жены. Она была его ребенком иматерью, музой и менеджером. Он говорил: "Гала стала солью моей жизни,огнем, в котором закалилась моя личность, моим маяком, моим двойником, она- это я". Гала занималась практическими делами - устраивала выставки,заключала контракты, действуя как ловкий и умелый агент. Сюрреалисты еетерпеть не могли. Они звали ее "Гала - желчь". Она увела у сюрреалистов ихлучшего живописца, и простить ей этого они не могли. Но дали это было всеравно. Ему больше никто, кроме Галы, не был нужен. Близость с ней перерослау него почти в патологию. В начале 1930 годов он стал подписывать своикартины именем "Гала-Сальвадор Дали", как будто они были одним человеком; к1940-м такая практика стала обычной. Деньги были их главной страстью и ониудовлетворяли ее с яростной безоглядностью. В 1949 году Андре Бретонизобрел саркастическую анаграмму имени Дали: "Avida Dollars" - "жаждущийдолларов". Дали пришел в восторг от издевки учителя и использовал ее длязарабатывания еще больших денег.Дали боготворил Галарину и создавал ей памятник в своем творчестве. Бывшиедрузья подозревали, что она "испортила" его, развила в нем алчность иэгоизм, разорвала прежние связи. Кому дано решить, кто прав?7."Сюрреализм-это я!"7."Со времен Французской революции начало распространяться ошибочное суждениео том, что гений во всех отношениях (кроме его творчества) - более илименее обычный смертный. Это обман! И если это обман по отношению ко мне -высочайшему гению нашего времени, гению истинно современному, это тем болееобман по отношению к тем, кто, подобно божественному Рафаэлю, воплотилсамый гений Ренессанса."Гениальность свою Дали осознает с ясностью порой головокружительной.Пожалуй, это глубокое внутреннее ощущение собственной гениальности служитмощнейшим стимулом его творчества.Способ творчества Сальвадора Дали похож на рискованный эксперимент сосмыслами и ценностями европейской традиции. Дали словно испытывает их напрочность, сталкивая между собой и причудливо соединяя несоединимое. Далиопасен для тихого и уютного устройства человеческих дел, потому что ондискредитирует полярные смысл и ценности культуры. Эту технику философскоговопрошания Дали позаимствовал отчасти от сюрреализма, отчасти разработалсам с помощью чтения своих любимых мыслителей. Поэтому можно утверждать,что сюрреализм действительно, есть не течение в искусстве, а именно типмышления, система ментальности, способ взаимодействия с миром и,соответственно, стиль жизни.Не стоит придавать слишком большое значения просчитанной мании величия,наигранному нарциссизму "божественного " дали. То место, которое онзанимает в истории, окажется долговечнее этих шлаков и перегибов.Список литературы.Барашинский М., "Гала - концерт Сальвадора Дали", 1999 г., "Vocue".Вирмо О. И Вирмо А., "Мэтры сюрреализма", 1996 г., Санкт-Петербург,Академический проект.Дали С., "Дневник одного гения", 1991 г., Москва,Искусство.




Похожие:

Сюрреализм и Сальвадор Дали iconСюрреализм и Сальвадор Дали
Сюрреализм (от французского surrealisme буквально сверхреализм) модернистское направление в искусстве, появившееся после первой мировой...
Сюрреализм и Сальвадор Дали iconРеферат на тему: Сюрреализм и Сальвадор Дали
Сюрреализм (от французского surrealisme буквально сверхреализм) модернистское направление в искусстве, появившееся после первой мировой...
Сюрреализм и Сальвадор Дали iconСальвадор Дали и сюрреализм

Сюрреализм и Сальвадор Дали iconСюрреализм и Сальвадор Дали

Сюрреализм и Сальвадор Дали iconВведение "Сюрреализм не партия, не ярлык, а единственное в своём роде состояние духа, не скованное ни лозунгами, ни моралью. Сюрреализм-полная свобода человеческого существа и право его грезить. Я не сюрреалист, я сюрреализм." С. Дали
Отрывок из книги Сальвадора Дали ”Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим. О себе и обо всем прочем” 24
Сюрреализм и Сальвадор Дали iconСальвадор Дали

Сюрреализм и Сальвадор Дали iconСюрреализм в жизни и творчестве Сальвадора Дали

Сюрреализм и Сальвадор Дали iconСальвадор Дали король сюрреализма

Сюрреализм и Сальвадор Дали iconИз истории и предыстории сюрреализма
Сальвадор Дали "король сюрреализма" стал известен в нашей стране относительно недавно. В сентябре (1994) закончилась ретроспективная...
Сюрреализм и Сальвадор Дали iconВопрос №1 Сюрреализм. Аполлинер. Сюрреализм (от франц surrealisme букв. "сверхреализм")
Хх в. Сюрреализм зародился во Франции в начале 20-х годов, пережил несколько кризисов, пережил вторую мировую войну и постепенно,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы