Краткая биография icon

Краткая биография



НазваниеКраткая биография
Дата конвертации12.07.2012
Размер92,28 Kb.
ТипБиография
скачать >>>



Введение


Принципы, сформулированные Гераклитом, Демокритом и Анаксагором, действительно создавали главный жизненный нерв будущей системы научного осмысления мира, в том числе и познания психических явлений. Какими бы извилистыми путями ни шло это познание в последующие века, оно подчинялось идеям закона, причинности и организации. Открытые две с половиной тысячи лет назад в Древней Греции объяснительные принципы стали на все времена основой познания душевных явлений.

Идеи Гераклита (конец VI – начало V века до н.э.) о неразрывной связи индивидуальной души с космосом, о процессуальном характере (течении, изменении) психических состояний, о различных, переходящих один в другой уровнях душевной жизни (зачатки генетического подхода), о подчиненности всех психических явлений непреложным законам материального мира навсегда вплелись в ткань научно-психологического знания.


Краткая биография


Гераклит Эфесский , родился приблизительно в середине 40-х годов 6 в. до н.э. (около 544 или 540 г.), умер в 483 г. до н.э.. Коренной житель Эфеса, сын Блосона, Гераклит принадлежал к древнему аристократическому роду, восходящему к основателю Эфеса Андроклу. Благодаря происхождению Гераклит обладал рядом "царских" привилегий и потомственным жреческим саном при храме Артемиды Эфесской. Однако он добровольно отказался от них в пользу своего брата, но остался жить при храме. Он вел довольно замкнутый, и даже отшельнический образ жизни. Последние свои годы он провел в горах в пещере, кормясь быльём и травами.

По некоторым свидетельствам, Гераклит был учеником Ксенофана и Гиппаса-пифагорейца, по другим же - не был ничьим учеником, но все "узнал от себя самого".

Традиция сохранила образ Гераклита-мудреца, высокоумного одиночки, презиравшего людей (и тех, кто славился в качестве мудрецов), за непонимание того, что они сами говорят и делают.Гераклит считал, что только ему открылось божественное знание о мире, только он постиг истинный смысл существования Вселенной, общества, человека. Он резко критиковал предшествующих и современных Гераклиту древнегреческих мудрецов - Гомера, Гесиода, Пифагора, Ксенофана, Архилоха. По его мнению все они недостойны высокого звания "мудрых", ибо не постигли того, что понял сам Гераклит. Эфесский мыслитель приписывал себе роль оракула, устами которого глаголет сама Мудрость и имеющего право порицать и общепризнанных в эллинском мире мыслителей, и уж тем более простых эллинов, заботящихся только о хлебе насущном и даже не помышляющих о необходимости приобщения к высшему знанию, о чём так красноречиво говорит его афоризм: "Лучшие люди одно предпочитают всему: вечную славу - бренным вещам, а большинство обжирается как скоты". И в данном случае Гераклит как бы символизирует собой древнегреческое понимание фигуры философа - отрешенного от земных бренных проблем, занятого лишь одним - поиском истины.

Главный труд Гераклита - книга "О природе" сохранилась в отрывках (около 130 фрагментов), но обширно цитируется в работах позднейших античных философов (Платона, Аристотеля и др.). Эта книга состоит из трех частей: о природе, о государстве и о боге, и отличается оригинальностью содержания, образностью и афористичностью языка. Вместе с тем книга трудна для понимания, за что уже в античные времена Гераклит получил прозвище Скутинос (Темный). В этом труде можно найти много пересечений с трудами древнекитайских философов - Лао Цзы и Конфуцием - они жили в тоже время , что и Гераклит. Можно предположить, что сведения о человеке, его телесном устройстве и психических свойствах, вполне могли быть почерпнуты гераклитом в учениях мыслителей древнего Востока.


Идея о Логосе


Гераклит считал, что становление и развитие мира, природы и человека осуществляется по непреложным законам, которые никто, ни люди, ни боги, не может изменить. Этот закон - Логос, выражающийся прежде всего в слове, и есть та сила, которую человек называет судьбой.(В древнегреческом языке в VI-V вв. до нашей эры это понятие имело более двадцати различных значений - от значений "слово", "рассказ", "повествование" до математического соотношения двух величин. )В понимании Гераклита, Логос существует вечно и все в мире происходит согласно Логосу. Это некий абстрактный всемирный закон, который управляет миром и людьми, царствует во Вселенной. Логос проявляется везде - в природе, в обществе, в умах и душах людей, - Он есть мера всех вещей.

По мнению Гераклита, большинство людей не понимают этой единой природы своего существования и потому достойны всяческого порицания. Тем не менее люди способны понять, но не могут или же не хотят и тем более заслуживают презрения.


Диалектика Гераклита


Суть Логоса раскрывается Гераклитом через несколько принципов. Первый и важнейший из них - это, если говорить современным языком, принцип борьбы и единства противоположностей. По мнению Гераклита, весь мир соткан из бесчисленного числа противоположностей, противоречий, противоборствующих сил и тенденций. "Война (Полемос), - говорит он, - отец всех и царь всех: одних она явила богами, других - людьми, одних сотворила рабами, других - свободными". "Должно знать, что война общепринята, что вражда - обычный порядок вещей, и что все возникает через вражду и заимообразно".

Борьба противоположностей, таким образом источник и условие всякого развития, всякого движения. При этом, отрицающие друг друга противоположности существуют в необходимом единстве, и только это единство противоположностей создает гармонию мира.

Второй принцип, присущий Логосу, - принцип постоянной изменчивости, текучести вещей, иначе говоря, принцип всеобщего развития. Сегодня почти каждому известно знаменитое выражение Гераклита "все течет". Наблюдение над самым обыденным явлением - течением реки - позволило Гераклиту сделать гениальный вывод о бесконечном развитии и изменчивости всего сущего: "На входящих в те же самые реки притекают в один раз одни, в другой раз другие воды". Ибо ничего в мире нет абсолютно покойного, абсолютно постоянного, может быть, кроме собственно самого развития. Принцип постоянного развития и изменения стал одним из самых важных положений для теорий сознания в психологии, например, для теории потока сознания Джемса.

С двумя предыдущими принципами необходимо связан и третий принцип Логоса, как всемирного закона, - принцип относительности. Все в мире относительно - эта популярная ныне мысль была выражена в виде афоризмов. "Море, - говорил он, - вода чистейшая и грязнейшая: рыбам - питьевая и спасительная, людям негодная для питья и губительная". "Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод - сытость, усталость - отдых". "Бессмертные смертны, смертные бессмертны, (одни) живут за счет смерти других, за счет жизни других умирают".

Иначе говоря, весь мир наполнен противоположностями и их переходом друг в друга; взаимоотношение противоположностей (борьба и единство) определяют собой всеобщее развитие, что, в свою очередь, необходимо ведет ко всеобщей относительности всего в мире. Таким образом можно определить суть гераклитовского Логоса.

По сути дела, в свойствах Логоса Гераклит впервые, пусть и метафорически, сформулировал идею о диалектической природе всего мира, в связи с чем, справедливо считается одним из крупнейших основоположников диалектики.

В античности его философия оказала влияние прежде всего на учения софистов, Платона и стоиков. Например, из идеи о всеобщей изменчивости и относительности вытекало, что не существует однозначной оценки для окружающих вещей, для мира в целом. Идея субъективности оценки впоследствии стала одной из причин отрицания возможности познания мира последующими психологами, например Демокритом.


Идея об огне, как первооснове мира


Гераклит был продолжателем гилозоизма – учения о всеобщей одушевленности материи. Истоки гилозоизма уходят корнями в особенности культуры Востока, где природа рассматривается как единый целостный живой организм. (Смыслообразы пуруши, праны, атмана-брах-мана в древнеиндийской философии; субстанции «ци», смыслообразы «Тянь» (Неба) – в древнекитайской и т.д.).

Гилозоизм VI-V вв. до н.э. необходимо требовал от Гераклита поиска некого природного объекта в качестве первоосновы мира. Исходя из своего понимания мира как постоянно изменчивой величины, Гераклит таковой первоосновой определил огонь - своего рода символ вечного движения. Огонь у Гераклита отождествляется с космосом: "Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий".

Как видим, огонь по Гераклиту вечен, но не абсолютен, он тоже существует в соответствии с великим Логосом - постоянно изменяется: то возгорает, то угасает. Угасание огня ведет к возникновению Вселенной, а затем, посредством нескольких обращений, земли и всего живого. Возгорание огня приводит к уничтожению мироздания. Процесс рождения Вселенной продолжается вновь и вновь. И недаром говорит Гераклит: "Всех и вся, нагрянув внезапно, будет Огонь судить и схватит". Человек - продукт этого бесконечного кругооборота огня.


Представление о душе


Наполненность человеческих душ Логосом и огнем, т.е. первоосновами мира, позволяет человеку познать этот мир. Главная цель познания, по Гераклиту, - познание Логоса, что может осуществить только "сухая душа". Душа толкуется Гераклитом как первооснова человеческой жизни и познания.

Душа человеческая - всего лишь фрагмент великого божественного Логоса и столь же великого огня. Под воздействием огня души человеческие "испаряются" из влаги. Только "сухая душа", т.е. наполненная всемирным огнем, - "мудрейшая и наилучшая ".

Проводя сравнение между душой и огнем, Гераклит подводил к тому, что можно исследовать закономерности жизни души, ее развития и угасания. Он измерял степень совершенства и зрелости души по степени ее огненности. Так, душа ребенка еще сырая, влажная, постепенно она высыхает, становится все более огненной, зрелой, способной к четкому и ясному мышлению. В старости душа опять постепенно пропитывается влагой, отсыревает, и человек начинает плохо и медленно соображать. Таким образом, Гераклит не только впервые сказал о развитии души, но и связал это развитие с мышлением, отождествляя психическое развитие с развитием интеллекта. Такой подход в дальнейшем был характерен для многих психологических теорий, в которых в качестве главной функции психического рассматривался интеллект, познание мира. Что позволило В. Вундту в XIX в. обвинить психологию в интеллектуализме.


Теория познания Гераклита


Гераклит отмечал, что мир познается чувствами и разумом, но чувственное познание - это как бы более низкое, более элементарное познание. Он выделял несколько ступеней в процессе познания окружающего мира. Отделив деятельность органов чувств (ощущения) от разума, он дал описание результатов познавательной активности человека, доказывая, что ощущения дают "темное", мало дифференцированное знание, в то время как результатом мыслительной деятельности является "светлое", отчетливое знание. Только разум способен по-настоящему открыть человеку великие истины.

Однако чувственное и разумное познание не противопоставляются, но гармонически дополняют друг друга, как "многознание" и "ум". Гераклит подчеркивал, что "многознание не научает уму", но в то же время ученый, философ должен знать многое, чтобы составить правильное представление об окружающем мире. Таким образом, разные стороны познания у Гераклита – это взаимно связанные гармонирующие противоположности, помогающие проникновению в глубину Логоса.


Этические принципы


Для того, чтобы воспитать в себе способности к пониманию Вечной Мудрости, для того, чтобы сохранить свою душу в "сухости", человек должен всячески избегать жизненных соблазнов. И здесь Гераклит раскрывает свое этическое учение, рекомендует некие нравственные нормы, соблюдение которых и приведет каждого человека к высшему знанию. Одна из главных таких норм – уход от телесных наслаждений. Недаром он сравнивает само понятие наслаждения с понятием смерти: "Для душ наслаждение или смерть стать влажными" или "Душам смерть - воде рожденье". В следствии чего Гераклит призывал людей к целомудрию: "Всем людям дано познавать самих себя и быть целомудренными". И еще: "Целомудрие (~ самоограничение) - величайшая добродетель, мудрость же в том, чтобы говорить истину и действовать согласно природе, осознавая".

Тех, кто не понимает своего предназначения на земле - а таких большинство - Гераклит презирал: "Рожденные жить, они обречены на смерть, да еще оставляют детей, чтобы родилась (новая) смерть". Гераклита называли "плачущим", так как будущее человечества он считал еще страшнее настоящего.

Тем же немногим "лучшим", кто осознает необходимость жить по законам Логоса Гераклит предрекает некое блаженство и после смерти: "Людей ожидает после смерти то, чего они не чают и не воображают". Более того, мудрецы, в итоге, и после смерти окажутся в более выгодном положении, нежели обычные люди: "(Мудрым суждено) будучи в Аиде восставать (от сна смерти) и становиться наяву стражами живых и мертвых". Учение о божественном Логосе с большим сочувствием было воспринято в христианской традиции.

***

 Таким образом, в работах Гераклита выдвинут целый ряд важных психологических идей: 1) материальность (огненность) души; 2) зависимость законов души от Логоса; 3) внешняя и телесная обусловленность психики; дифференциация уровней жизнедеятельности (сон, бодрствование); 4) соотношение познавательных и побудительных сил.


Список использованной литературы


- Богомолов А. С. Античная философия. - М., 1985.

- Ярошевский М. Г. История психологии. - М., 1996

- Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 544 с.

- Трубецкой С. Н. История древней философии. - М., 1997.









Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Краткая биография iconАдам Смит Исследования о природе и причинах богатства народов краткая биография
...
Краткая биография iconКраткая биография Брюсова

Краткая биография iconП л а н введение Краткая биография

Краткая биография iconКраткая биография В. А. Жуковского

Краткая биография iconП. А. Столыпина план краткая биография

Краткая биография iconВасилий Андреевич Жуковский краткая биография

Краткая биография iconВ. О. Ключевский план| |Стр. ||Введение |2 | Краткая биография

Краткая биография iconЖизнь, отданная науке краткая биография академика А. И. Коновалова
Александр Иванович Коновалов. – Казань: Изд-во Казанск ун-та, 2004. – ХХ с. Isbn
Краткая биография iconКраткая биография г-на Акира имамуры
Имеет публикации в журнале «Гайко Форум» «Об итогах визита Ельцина в Японию» (1993) и других
Краткая биография iconI краткая биография
Мальчик преуспевал в учебе, но средств не хватало, и 14-летнего Карла, не дав закончить гимназию, устраивают учеником аптекаря в...
Краткая биография iconПедагогическая деятельность и система взглядов на педагогику К. Д. Ушинского Содержание Краткая биография К. Д. Ушинского

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы