Профессиональное самоопределение российской молодёжи в 90-е годы icon

Профессиональное самоопределение российской молодёжи в 90-е годы



НазваниеПрофессиональное самоопределение российской молодёжи в 90-е годы
Дата конвертации12.07.2012
Размер365,59 Kb.
ТипРеферат
Профессиональное самоопределение российской молодёжи в 90-е годы


Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева. Институт проблем устойчивого развития общества Кафедра социологииПредмет: Социальная работаВид работы: Обзорная курсовая работаТема: Профессиональное самоопределение российской молодежи в 90ые годы. Выполнил: Студент группы ПР-13 Запольский А.Э. Проверил: Коршунова Н.Е. Москва 2001 г. Содержание:Вступление: Почему я выбрал эту тему?……………………………………...3Основная часть: Россия 90ых. Экономические реформы и проблемымолодежи……………………………………………………………….…………….3Проблемы молодежи России в эпоху реформ……………………………………4Основные ценности и принципы жизни, смысложизненные ориентации молодежиРоссии 90ых как основные факторы, влияющие на профессиональноесамоопределение……………………………………………..12Профессиональная ориентация и занятость молодежи………………………..23Заключение: Характеристика профессиональных ориентиров молодежи. Проблемысамоопределения и самоутверждения ……………………………....29Список использованной литературы…………………………………...…31Вводная часть: Почему я выбрал именно эту тему? Я являюсь представителем молодого поколения «новой России». Моясознательная жизнь и начало становления как личности началось в начале 90ыхгодов, когда уже не существовало СССР, не было пионерской организации,коммунистической партии и прочих атрибутов прошлого. Родившись в СоветскомСоюзе, к 7 годам я имел отдаленное и далеко не полное представление онедавнем прошлом своей Родины. Я, как и все мои ровесники, рос в новойстране с новыми условиями жизни, работы, учебы и пр. Я жил в условиях новойсоциальной реальности. Со страной произошли радикальные изменения, но мнебыло очень трудно как-то серьезно осмыслить происходящее. Сейчас, когда я достиг возраста когда я уже в какой-то степени могуанализировать общество, в котором я живу, его законы, обычаи, традиции,когда могу адекватно оценивать события, факты, процессы происходящие внашем обществе сегодня, мне захотелось сравнить свои собственные взглядыотносительно сегодняшней социальной реальности со взглядами таких же как ия молодых людей из разных возрастных и социальных групп. Мне хочетсяузнать, чем мои взгляды отличаются от большинства, какие тенденции вразвитии молодежного общества наблюдаются сейчас в России, какое будущееждет нашу страну, ведь молодое поколение и есть это будущее.Основная часть: Россия 90ых. Экономические реформы и проблемы молодежи. После развала СССР и провозглашения независимости Российской Федерациив стране начались реформы, затронувшие все сферы жизни общества. Произошларадикальная смена политического курса страны: из тоталитарного государствас доминирующей ролью коммунистической партии Россия превратилась вдемократическую президентскую республику. Была упразднена коммунистическаяидеология и были провозглашены принципы демократического государства:свобода выбора, идеологии, слова, вероисповедания, перемещения, былапровозглашена главенствующая роль частной собственности, равноправие всехграждан страны перед законом, права человека. Все эти принципы былизакреплены в новой Конституции РФ от 12 декабря 1993 года, гарантом которойстал Президент страны. От командно-плановой экономики страна перешла крыночной, основанной на свободе торговли и предпринимательской деятельностии неприкосновенности частной собственности. Были упразднены такиеобщественные организации как Комсомол, пионерская организация и пр. Былоразрешено частное образование. Все эти изменения повлекли за собой кардинальную ломку принципов,традиций, образа жизни, менталитета, мировоззрения и т.д. Подавляющеебольшинство населения оказалось не готово к этому: многие остались безработы, так как новый рынок труда не нуждался в их услугах (структурнаябезработица), многие люди не смогли или не захотели отказаться от старойидеологии и принять новые условия жизни. Экономический кризис, начавшийся в1992 году отбросил за черту бедности большинство населения страны. Самыминезащищенными слоями населения оказались люди старшего поколения,малообеспеченные, инвалиды и молодежь. О проблемах последней социальнойгруппы и частности о проблеме профессионального самоопределения молодежиРоссии и пойдет речь в данной работе.Проблемы молодежи России в эпоху реформ. «Судя о человеке, должно принимать во внимание обстоятельства жизни, в которые он поставлен судьбой» - В.Г. Белинский. Главной проблемой молодежи в начале 90ых годов стала неподготовленность к новым условиям жизни. Раньше проблемами молодежи: образованием, социализацией, профессиональным самоопределением занималось государство, специальные молодежные организации, этому делу служила и основная, обязательная идеология. Теперь же у государства появились гораздо более важные дела, в стране стало катастрофически не хватать денег, молодежные организации были упразднены, обязательная идеология исчезла, и молодое поколение было отправлено в «свободное плавание». В условиях экономического кризиса, когда все слои населения нуждались в социально-экономической помощи, молодежь сама себя образовывала и социализировала. В связи с этим мне представляется необходимым рассказать о некоторыхсоциологических исследованиях, проведенных в России в 90ые годы в разныхрегионах, которые наиболее полно освещают проблему исследования. В первуюочередь это исследования, проведенные Центром социологии молодежи ИСПИ РАНпод руководством проф. В.И. Чупрова. Далее будут приведены данные этихисследований с комментариями авторов учебного пособия «Социологиямолодежи». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001. (Волков Ю.Г., Добреньков В.И.,Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А.), в котором и были опубликованыэти данные: «… Данные свидетельствуют о сохранении современной молодежью высокоготрудового потенциала. ѕ занятых в народном хозяйстве молодых людей получилипрофессиональное образование. Однако в условиях спада производства этотпотенциал остается невостребованным. 51.5% работающих молодых людейтрудятся не в соответствии с их первоначальной специальностью (в 1990 ихбыло 38%), а каждый третий вообще не имеет профессии. Все это сказываетсяна профессиональной социализации молодежи. Подавляющее большинство (более80%) молодых людей достигают профессиональной зрелости и экономическойсостоятельности лишь к 30 годам, т.е. за пределами молодежного возраста. Вконце 1994 удельный все тех, кто отличался высоким профессиональнымстатусом, сократился более чем в 1,5 раза по сравнению с 1990. Не имеливозможности повысить квалификацию 31,2%, увеличить реальную, а неиндексированную заработную плату – 45,4%, продвинутся по службе – 48,2%респондентов. Хотя государственный сектор остается главным каналомсоциализации молодежи в сфере труда, в нем наблюдается устойчивая тенденциясокращения молодежной занятости. Если в 1990 г. в частном секторе работалименее 5% молодых людей, то теперь в нем занят каждый пятый, подрабатываеткаждый десятый… Материальное положение молодых людей мало зависит отрезультатов труда, уровня образования, квалификации. Определяющим являетсяформа собственности… Разбалансированность доходов и уровня потребленияведет к деформации интересов как в сфере потребления, так и в сфере труда.В одном случае это ведет к снижению общественной эффективности труда, вдругом - препятствует развитию личностного потенциала молодого поколения…Не менее опасным последствием подобной ситуации является уход молодежи изсферы материального производства в сферу распределения и обращения. Запоследние 5 лет численность молодых людей, вовлеченных в эту сферу,увеличилась многократно. Опасность видится не только в пагубныхпоследствиях ухода молодой рабочей силы из основных отраслей производства,но и в моральных издержках. Почти 40% молодых людей одобрительно относятсяк стремлению своих сверстников «делать деньги» любой ценой, даже в обходзакона… Также молодые люди отдают предпочтение и другому пути: досуговоевремяпрепровождение со случайным заработком или криминал… По сравнению с1990 годом, количество тех, кто не работает и не учится, возросло более чем в два раза и приблизилось к 2,5 млн. чел.( За эти годы все более ощутимымпрепятствием для интеграции молодежи в сферу труда становится безработица.Только в 1995 г. вдвое увеличилось число зарегистрированных на бирже трудамолодых людей в возрасте до 29 лет (833 тыс. чел.). На начало 1996г. 26%выпускников школ, ПТУ, техникумов и вузов не смогли найти работу. Особыйразмах приобрела «скрытая безработица», создающаяся за счет простоевпредприятий, вынужденных отпусков, сокращения рабочей недели. И все же материальное положение является главным показателем жизнимолодежи, индикатором ее настроений и источником удовлетворенности илинеудовлетворенности. Далее будут приведены данные различных опросов вразных регионах страны, которые имели целью выяснить материальное положениемолодежи и ее удовлетворенность им. По данным исследования опубликованногов учебном пособии «Социология молодежи» см. выше (выборка неизвестна)оценили свое материальное положение как удовлетворительное 54,6%опрошенных, плохое – 29,8%, благополучное – 11,3%. Как видно материальноеблагополучие далеко от запросов, но если смотреть в целом – оноудовлетворительное. Перспективы улучшения благосостояния оцениваютсямолодежью довольно пессимистично: вряд ли изменится – 64%, ухудшится – 9%,улучшится – 27%. Подавляющее большинство (73%) не видят перспектив егоулучшения. Интересно также исследование относительно ранжирования групппредставителей профессий, которые считают свое материальное состояниеплохим: (табл.1)Определенный интерес представляют данные табл.2. Налицо устойчивая Табл.2тенденция к спаду жизненного уровня молодежи, имущественной поляризациинаселения. Происходит значительное увеличение удельного веса низкостатусныхгрупп. По данным опроса студентов 3 курсов 8 ВУЗов Екатеринбурга и НижнегоТагила (N-994, выборка квотная, многоступенчатая), проведенного совместнокафедрами социологии УГТУ(Екатеринбург) и НГПИ(Нижний Тагил) иопубликованного в журнале «Социс» №12. 2000, материальное положениестудентов далеко от приемлемого: 1% - Благосостояние очень хорошее, 11% - хорошее, 62% - среднее, плохое– 23%, очень плохое – 3%. Отсюда следует, что очень бедных студентов в 3раза больше чем очень богатых, и, что просто бедных студентов более чем в 2раза больше чем просто богатых. Оценки данные респондентами зависят отразличных факторов: - Обучение в ВУЗе (да бесплатном) требует от семьи немалых затрат. - Сказывается меняющееся отношение молодежи к богатству и бедности – набирает силу ощущение: «бедным в наше время быть не удобно». Молодые зачастую приукрашивают свое благосостояние. - Но у молодежи сохраняется острое ощущение социальной несправедливости и неприятие социального расслоения общества. Отдельно нужно сказать о положении молодежи в семьях, об их отношении ксемейной и сексуальной жизни, о здоровье молодого поколения и егопопуляции. Стремительное проникновение в Россию западного образа жизни, западныхценностей, развитие капитализма с его индивидуалистскими принципами иценностями привело к обесцениванию у населения и, в особенности у молодежи,семейной жизни. Сейчас не считается признаком благополучия и успеха иметьмного детей или вообще иметь семью. Растет престиж эгоистического образажизни, когда люди живут только ради себя и не спешат заводить семью и темболее детей. Среди молодого поколения девушек является престижным походитьна западных женщин, беззаботных и независимых. В то же время из-за падениякультурного и нравственного уровня молодежи растет число внебрачныхрождений, растет заболеваемость венерическими заболеваниями и СПИДом. Далеебудут приведены некоторые статистические данные за последние 10 лет: В 1991 году семей с собиравшихся родить одного ребенка было 57,1%,двух – 28,7, троих и более – 1,9%.В 1994 году из женщин 18-24 лет, неимевших на тот момент детей собирались родить ребенка 41%, 31% - двоихдетей, 3,4% - троих и более, не собирались иметь детей вообще – 24%опрошенных девушек. Из числа имевших одного ребенка не собирались рожатьвторого 76%, среди имевших двух детей, не собирались иметь третьего 96%. По данным статистики в период с 1992 по 1999 население Россиисократилось на 2,8 млн. чел., естественная убыль составила 5 млн. чел.Согласно нейтральному прогнозу ООН к 2050 году население России составит121,3 млн. чел, по пессимистическому прогнозу – 102,5 млн.чел[1] Другие две острейшие проблемы это насилие детей в семьях и состояниездоровье молодежи. По данным статистики ежегодно около 2 млн. детей ввозрасте до 14 лет избиваются родителями. Для 10% это кончается смертью,для 2 тысяч – самоубийством. Более 50 тыс. детей ежегодно убегают из семей,спасаясь от родительского насилия, 25 тыс. детей находятся в розыске.Растет число случаев сексуального насилия – инцестов. Чаще всего в ролинасильника выступает отец, отчим или другой мужчина обладающий властью. Накаждую жертву мужского пола приходится 10 женского. Здоровье подрастающего поколения, предопределяющее одновременнофизическое состояние молодежи и являющееся важным составным компонентомсоциального потенциала населения, имеет устойчивую тенденцию к ухудшению.За первые 6 лет после 1991 года заболеваемость детей злокачественныминовообразованиями увеличилась на 18%, олигофренией – на 24%, туберкулезом –в 1,7 раза. Число случаев заболевания сифилисом выросло с 38 до 2626. Динамика заболеваемости подростков (на 100 тыс.)[2](Табл3)|1991 |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |Рост в % ||57,80 |60,90 |67,00 |66,80 |71,00 |70,00 |21,00 | Динамика возрастных коэффициентов смертности[3](Табл.4)|Возраст |Коэффициент смертности, промиллей |Рост в % || | | | | || |1990 |1995 |1996 | ||15-19 |1,1 |1,5 |1,6 |145 ||20-24 |1,7 |2,7 |2,6 |153 ||25-29 |2,1 |3,4 |3,2 |153 ||30-34 |2,7 |4,6 |4,1 |152 | Другая молодежная проблема лежит в нравственно-этической плоскости. Поданным статистики доля рождений стимулирующих брак от общего числа рожденийсоставила 34%(г. Москва). Наиболее высокая доля таких браков – до 50% -отмечается в самых молодых возрастах (15-19 лет). Общая доля внебрачныхрождений в городе приближается к этой же цифре в сельской местности,традиционно считавшейся первой по этому показателю. Очень сильнораспространены незарегестированные, так называемые «гражданские браки». Поданным российской микропереписи 1994 г. без регистрации жили 6,5% мужчин и6,7% женщин, считавших себя состоящими в браке.4 К возрасту 25 лет, когда взападных странах сегодня фактически только начинается брачно-репродуктивныйцикл, россиянки уже на 60% реализовали свои планы в отношении детей и 80%всех женщин уже состояли в браке. Среди браков, заключенных до 20 лет,невеста бывает беременной более чем в половине случаев. Для полноты раскрытия данной проблемы далее будут показаны данныеисследований, проведенных кафедрами социологии УГТУ (Екатеринбург) и НГПИ(Нижний Тагил) и опубликованных в журнале «Социс» №12. 2000: «… Наибольшие изменения в социальном статусе студенчества связаны ссемейным положением. Сократилось число студентов, состоящих в браке (с 11%до 6%; у мужчин – с 6% до 4%, у женщин – с15% до 8%) и имеющих детей (с 4%до 3%). На эти перемены существенно повлияли изменения в половой моралимолодежи и студенчества. Существенно изменилось отношение студентов кдобрачным, брачным и внебрачным сексуальным контактам. У 2/3 первокурсников(среди юношей у 85%) существует установка – не вступать в брак во времяучебы, к 4ому курсу она сохраняется у 60%. Включив в состав анкеты графу«разведен», мы получили тревожное соотношение зарегистрированных иразведенных – 4:1 (у студентов мужчин даже 3:1) Сказывается снижение возрастного рубежа начала интимной жизни – кмоменту поступления в ВУЗ не имеют интимного опыта лишь 10-20%первокурсников… 43% мужчин и 36% женщин считают возможным жить внезарегистрированном браке…» Анализ данных различных опросов показывает, культурный, нравственный иэтический уровень во всех социальных и возрастных группах упал одинаково,но в более привилегированном слое студентов ВУЗов процент внебрачныхрождений, ранних браков резко отличается от остальных групп. Это говорит отом, что у части молодежи еще сохранились нравственные устои, мало того,взгляды этой части молодежи становятся более рациональными ипрагматическими, что будет способствовать нормальному цивилизованномупроцессу воспроизводства населения. Анализ данных статистики показывает, что плохое материальное положениемолодежи, чувство апатии и безысходности, передающееся от родителей детям,слабая и неэффективная молодежная политика и система здравоохранения ведутк интенсивной депопуляции молодого поколения и его культурной инравственной деградации. «Социология молодежи» продолжение: «…Государство, не находя применениявысокому образовательному потенциалу молодых людей, не обеспечиваянормальные возможности им самим зарабатывать на достойную жизнь, поставилобольшинство из них на грань бедности, плодит маргиналов, что ведет кдезинтеграции общества. При этом, поощряя распространение самыхдорогостоящих в мире развлечений и делая недоступными для большинствамолодых людей учреждения высокой культуры, оно неизбежно толкает их вкриминальные структуры. К сожалению, вектор социализации молодежи всебольше направляется в эту сторону. Половину всех преступлений в странесовершают молодые люди от 14 до 30 лет. Наиболее криминальная часть этойвозрастной группы – подростки 16-17 лет. В 1995 г. органами МВД выявлено208,1 тыс. чел несовершеннолетних, совершивших преступления, из нихполовина не учится и не работает.» Целесообразно было бы показать статистику МВД РФ в более развернутомформате, а также показать точку зрения работников правоохранительныхорганов на эту проблему. Далее будет выборочно представлена статистика помолодежной преступности в Москве МВД РФ с комментариями к. ю. н.,полковника милиции Гладких В.И., опубликованная в журнале «Симптом»№11(47)1996: «…В условиях массовой миграции и низкой интегрированности в городскойжизни приводит к росту социальной напряженности. Последнее особенно остропроявляется в агрессивности поведения подростков и молодежи, в увеличениичисла молодежных групп, которые ориентированы на протест противсуществующего образа жизни. Эти группы в определенной мере создают своюсистему ценностей, в том числе противостоящих традициям семейной жизни. Анализ показывает, что почти половина всех лиц, привлеченных засовершение преступлений, - это молодежь в возрасте от18 до 30 лет. И ихдоля постоянно растет. Если в 1991 году она составляла в структуре всехлиц, привлеченных к уголовной ответственности в Москве, 42,5%, то в 1993 –48%. При этом доля лиц старше 30 лет увеличилась лишь на 1,2%. «Омоложение»преступности произошло за счет лиц в возрасте от 18 до 24 лет. Каждое 9-10 преступление совершается учащимся. Более половины учатся вПТУ, студенты ВУЗов – 1,1%. …Весьма значимым показателем неблагополучия общей криминологическойситуации в Москве надо признать опережающий рост преступностинесовершеннолетних (при относительно низком общем удельном весе). Числопреступлений, совершенных подростками, с 1988 по 1994 годы выросло на33,6%, а если сравнивать с 1981 годом, то более чем в 2 раза. … Поскольку рост преступности несовершеннолетних в Москве происходитпараллельно с общим ростом преступности, можно говорить об общем комплексепричинно-следственных обстоятельств данного явления, главным компонентомкоторого следует считать коренную реконструкцию всех политических исоциально-экономических отношений в обществе. Формирование нынешнего поколения 14-17-летних подростков пришлось навторую половину 80ых начало 90ых годов – годы перестройки, ознаменовавшиесяломкой не только политических и экономических основ общества «развитогосоциализма», но и разрушением ряда нравственных устоев, переоценкой многихосновополагающих принципов и критериев жизни, провозглашением большойсвободы в выборе мировоззрения и форм поведения. …Немалую роль в воспитании молодежи сыграл буквально хлынувший наэкраны кино и телевизоров, газет и журналов поток информации,пропагандирующей насилие, свободу половых связей, меркантилизм – все, что всознании подростков ассоциировалось с западным образом жизни. …На предупреждение правонарушений со стороны несовершеннолетних имолодежи большое воздействие оказывает организация свободного времени…Билеты на культурно-зрелищные мероприятия из-за их высокой цены сталинедоступными малоимущим. Помещения, где ранее располагались и бесплатноработали кружки и секции, отданы коммерческим структурам. А те кружки,которые еще функционируют стали платными и недоступны большинствуподростков и их родителям. Поэтому не случайно любимыми местамивремяпрепровождения стали чердаки, подвалы, где подростки предоставленысами себе.» Интересны данные микроисследования Жигалова А.Н. МГУЭСИ,проведенного им среди старшеклассников двух московских школ (предполагаемаявыборка - ~160-200 чел.). По этим данным 51,2% старшеклассников не удовлетворены тем, какорганизован их досуг. Для 30,9% - это нехватка свободного времени. Для 8,3%- денег. Для 5,9% - отсутствие учреждений культуры. Для 1,2% - влияниеродителей. Также были получены следующие результаты: 54,8% - проводят досуг на уличной «тусовке». 3,6% - в подвалах и чердаках 7% - употребляют наркотики 14% - нуждаются в приработке Более половины опрошенных респондентов не имеют достаточных средств для собственных нужд. Досуг имеет доминирующее значение для 10% опрошенных. Учеба является доминирующей для 39,3%, учебы и досуг равнозначны для 47,6%, затруднились с ответом 3,1% Продолжение: Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, Ф.Д. Кадария, И.П. Савченко,В.А. Шаповалов. Социология молодежи. «Феникс», Ростов-на-Дону, 2001 //Социализация молодежи: данные исследований.: «…Ослабление мотиваций трудапроисходит одновременно с усилением досуговых ценностей в молодежной среде…В условиях неразвитой экономики и кризиса производства противоположностьтрудовых и досуговых ценностей в сознании молодого поколения будетобостряться, принимая извращенные формы, поскольку не уравновешиваетсядругими составляющими мотивации, среди которых соответствующая этика трудаи приверженность закону. Нарушение связей между различными сферами жизни молодежи (трудом,потреблением, досугом) отразилось не только на ее социальном положении, нои в структуре сознания. Это привело к возникновению несколькихпараллельных, нередко противоположных друг другу систем ценностей. В сферетруда заметно усилилась инструментальная ориентация. Отношение к труду какк средству достижения других целей или вынужденной необходимости характернодля 51,2% молодых людей и является важным условием интеграции молодежи врыночные структуры… Лишь 13% респондентов отвечают, что стали бы работать,если бы имели достаточно средств для комфортного существования. В 1990 годутакое мнение высказывали 21,5% респондентов. Это значит, что и без тогоневысокий уровень этических ориентаций в труде молодых россиян продолжаетснижаться. Для сравнения отметим, что в США в 1998 году также ответили 85%опрошенных1… …Причины многих явлений и проблем в молодежной среде видятся впротиворечии, вызванном несоответствием мотивационных структур в сферахтруда и потребления. Высокая неудовлетворенность материальным положениемконфликтует в сознании молодежи с низким уровнем потребности в труде.Особенно рельефно это проявляется в гос. секторе… … Данные исследований указывают на существование в молодежном сознаниипротивоположных тенденций социализации. Первая (пока преобладающая) несет всебе все те позитивные жизненные ориентации, которые так важны для любогообщества и которых оно ждет от молодой смены. Среди этих ориентацийстремление продуктивно и честно трудиться, интерес к знаниям, ценностьбескорыстной дружбы. Но набирает силу другая тенденция, связанная спотребительством и развлечениями, где для их достижения годятся любыеметоды. Характеризуя поколение 80ых, мы говорили об инфантилизме, незрелости,полной зависимости молодежи от взрослых. За прошедшие годы молодежь заметно«повзрослела» в социальном плане. Изменилось представление молодых людей окритериях зрелости. Хотя оценки формальных признаков «взрослости» всамосознании молодежи (возраст, получение паспорта, окончание учебногозаведения) остались неизменными, сегодня юноши и девушки в качестве вехсоциальной зрелости стали в 3 раза чаще называть первую заработную плату ив 2 раза чаще – создание собственной семьи, т.е. современная молодежь своепредставление о «взрослости» больше связывает с социально-ролевымиизменениями, прежде всего с началом трудовой деятельности и обретениемэкономической самостоятельности… В условиях рынка ролевые системы, сопутствующие социализации молодежи,значительно усложнились. Молодые люди сегодня имеют более разветвленнуюролевую структуру, вынуждены выполнять одновременно несколько различных,часто противоположных по своему характеру ролей. Процесс социализацииускоряется, накапливается социальный опыт. Все это основные признакизрелости, которые являются основополагающими для определения характерамежпоколенных отношений.» Проанализировав статистические данные, данные социологическихисследований, мнения специалистов и общую социально-экономическую ситуациюв стране, можно сделать вывод, что молодежное общество находится в кризисе,как в духовном плане, так и в материальном. Причин столь неутешительнойситуации довольно много. Во-первых, это невостребованность в молодежнойрабочей силе, незаинтерисованность государства в подготовке кадров,неэффективная молодежная политика государства. Во-вторых, это отсутствиекаких-либо молодежных организаций общенационального масштаба, которые бызанимались проблемами молодежи, организацией досуга молодого поколения,просвещением и социализацией. Из-за невнимания общества к проблемаммолодежи постоянно растет молодежная преступность, в рамках молодежногообщества стираются нравственные и моральные границы, забываются традиции,развиваются псевдокультуры, девиантное поведение (наркомания, алкоголизм,беспорядочные половые связи, нарушение закона, суицид) постепенностановится нормой жизни. Налицо тенденция к деградации молодежногообщества. Но все это еще только тенденция. Далеко не большинство представителеймолодого поколения потеряны для общества или не приносят ему пользы.Сейчас, когда возросла личная ответственность за свою судьбу, личнаяинициатива приветствуется, существует свобода выбора, молодые люди болеесерьезно подходят к выбору будущего. Это стимулирует молодых людей кполучению наилучшего образования, сохранению здоровья, это развивает в нихчувство ответственности, как перед собой, так и перед обществом, этостимулирует нормальную социальную и политическую социализацию. Но какими быоптимистическими ни были прогнозы и какими бы положительными ни былитенденции проблем еще слишком много и они нуждаются в решении, причемзаинтересованность в их решении должна быть у государства, ведь молодежь –это наше будущее. Основные ценности и принципы жизни, смысложизненные ориентации молодежиРоссии 90ых как основные факторы, влияющие на профессиональноесамоопределение. В прошлой части были рассмотрены социальные, экономические, культурныеи политические условия, в которых живет и развивается молодежь в России в90ые годы, проблемы молодого поколения. Каким изменениям подверглось нашеобщество в последние годы и как это отразилось на молодежной жизни икультуре. В этой части будут рассмотрены некоторые основные принципы иценности, которых придерживается молодое поколение, прямо зависящие отсоциально-экономических условий, которые диктует им новое время. Этоявляется необходимым для полного раскрытия темы о профессиональномсамоопределении молодежи, так как выбор сферы, характера будущейдеятельности и профессии напрямую зависит от ценностных ориентациймолодежи. Наиболее полными данными, на мой взгляд, по теме определения ценностеймолодежи располагают результаты социологических исследований,Опубликованных в учебном пособии «Социология молодежи» в разделе«Ценностные ориентации молодежи». Далее буду приведены некоторые результатыэтих исследований с комментариями авторов учебного пособия: «…Первым основным вопросом исследования стал вопрос о том, как тот илииной представитель молодежи ощущает себя в обществе. 78,4% назвали себяпредставителями поколения надежд, 21,6% респондентов считают себяпредставителями потерянного поколения. С октября 1996 года по февраль 1997года в ВУЗах проводилось исследование, в результате которого былоустановлено, что 40,5% студентов смотрят в будущее оптимистично, 26,5%готовы к активным действиям. Неуверенность в будущем испытывают около 20%опрошенных, страх и безысходность – 2,4%, апатию и безразличие – 2,1%(… …Важно подчеркнуть, что у «благополучной» и «неблагополучной» молодежипредставления о своих достижениях и будущих возможностях существеннорасходятся. Достаточно сказать, что среди «благополучных» считают, что ониуже стали богатыми 11,7% и еще 63,2% считают, что добьются этого. В это жевремя среди «неблагополучных» число тех, кто рассчитывает разбогатеть,всего 25,7%, а большинство (52,3) уверено, что они никогда не смогут статьбогатыми, хотя и желают этого. Остальные 22,0% считают, что богатство им ненужно.2 Стоит также отметить наблюдение, которое сделали в результате анализарезультатов исследований ценностных ориентаций уральских студентовпрофессорами кафедр социологии УГТУ (Екатеринбург) и НГПИ (Нижний Тагил)Вишневским Ю.Р. и Шапко В.Т.: «… Наблюдается явное противоречие в жизненныхустановках студентов. Близость двух позиций (жизненный комфорт, успех,возможны, прежде всего, благодаря собственным усилиям, предприимчивости; ноодновременно подчеркивается важность знакомства с нужными людьми, помощивлиятельных лиц)… Сопоставление полученных данных с результатамианалогичных исследований последнего десятилетия позволяет зафиксироватьпреемственность старых ценностей, и параллельную новую, устойчивую иактивно реализующуюся тенденцию… На смену патерналистским и в какой-то меренастроениям 80ых – (прим. авт.) – «Я могу чего-то добиться только благодаряпомощи из вне» происходит осознание необходимости прежде всего личностныхусилий – «Мой успех зависит от меня, от моей предприимчивости». Серьезнаяроль в установках студентов отводится образованию, которое выступает вкачестве основы, фундамента для будущей успешной жизни. Все болееопределенно в студенческой среде проявляются ориентации на достижениеличного успеха. Установка на успех в 70ые годы была характерна для 10-15%студентов, в 90ые – для 60-70%…» Данные показывают нарастание индивидуалистических настроений вмолодежном обществе. Смена коммунистической идеологии повлекла за собойсмену ценностей в сторону ценностей капиталистического общества (см. стр.3). Тяжелая экономическая ситуация заставляет молодежь больше думать особственном благосостоянии и успехе. Малый спрос на молодую рабочую силу,общая безработица заставляет молодежь «вертеться», проявлять большуюинициативу и напористость (см. стр. 4-5). В то же время «приблатненность»,семейность в среде работодателей заставляют молодых так же и искать высокихпокровителей и друзей, что сильно колеблет моральные устои молодогопоколения. В то же время наблюдается положительная тенденция к возрастаниюсознательности и «повзрослению» молодежи, что способствует цивилизованнойсоциализации молодежи и подготовки ее к взрослой жизни. Табл.5 Для наиболее полного раскрытия данного аспекта темы стоит представитьнекоторую часть результатов опросов, проведенных в республике Башкортостанв течение 1993-1999 гг.. Его объектом была старшая подростковая группа –молодежь от 14 до 17 лет включительно. Исследование проводилось в нечетныегоды по единой методе и анкетам в школах, училищах техникумах, рабочеймолодежи по гнездовой пропорциональной квотной выборке, допускающейрепрезентацию свыше 90%. В разные годы в опросах участвовало от 600 до 1000чел… Итак, приведем результаты исследований относительно предпочтенийколлективистского и индивидуалистского типов общественного устройства. «Одна из важных для будущего общества проблем – соотношениепредпочтений, отдаваемых коллективистскому и индивидуалистскому типуобщественного устройства – раскрывалась на основе ряда вопросов. Так, в1997году на вопрос «как ты хотел бы работать – один, рассчитывая только насебя, или в хорошем коллективе» 81 % опрошенных ответили, что предпочли быработу в коллективе, а 10% ответили, что одни… …Другой вопрос: «Что бы ты выбрал: какое-то коллективное, общее дело (сдрузьями, родными, сверстниками всей страны) или собственное материальноеположение?». Это довольно сложная альтернатива для городских подростков,особенно в сегодняшней экономической ситуации. Наиболее приемлемойоказалась позиция «попытаюсь совместить и то, и другое», набравшая от 50%ответов респондентов 1993 года, до 42% в 1999,; вариант «общее дело, могудля этого пожертвовать собственным благосостоянием» привлекает 8% в опросе1993 года, до 12% - 1997, и 9% - в 1999 году. Позиция «всегда выберусобственное благосостояние» - в конечном итоге набирает от 13% в 1993 и до10% в 1999. Анализ ответов на эти вопросы позволяет сделать вывод, что, несмотря навозросший прагматизм современной жизни, жесткие условия социальнойдействительности принципиальных изменений в сторону индивидуализма поканет. Носителей индивидуалистских устремлений оказывается около однойдесятой опрошенных, столько же и коллективистов…» «Социология молодежи» продолжение: «…Следующий вопрос опроса исследовал тему главной цели в жизни молодых людей. У подавляющегобольшинства опрошенных (70%) есть главная цель. Нет ее только у 9,0%молодых людей и 21,0% над этим и не задумывались1. На поставленный вопрос,в чем именно заключается эта главная цель, мечта жизни, были полученыответы из Табл5(…» Как видно из данной таблицы желания молодого поколениядовольно противоречивы. Например, людей, которые хотят зарабатывать многоденег более чем в 6 раз больше чем тех, кто хочет иметь дорогие вещи!Вопрос: где они собираются доставать на них деньги? Наверное, много денегподразумевается. Примерно поровну молодых людей ставят главной мечтойматериальные блага и непреходящие человеческие ценности, с небольшимперевесом последних. Следующий вопрос анкеты звучал так: «К чему вы стремитесь и чего ужедобились в жизни». Были получены ответы представленные в Табл.6:( Полученные данные свидетельствуют о том, что нынешняя молодежь большевсего уверена в том, что создаст прочную и счастливую семью(59,9%). Оченьвелик процент тех, кто уже создал такую семью(27,7% - третье место). Этоговорит о том, что нынешняя молодежь, несмотря ни на что, дорожит и ценитсемьей и относится к ее созданию с большой серьезностью. Этим, наверное, иобъясняется нежелание рано вступать в брак, не имея достаточнойматериальной и моральной опоры. Видимо влияет и фактор неблагополучия и всобственной семье. Молодежь не хочет повторять ошибок взрослых и, испытавна себе жестокость в своих семьях, не желает данной участи своим детям. Примерно одинаков процент тех, кто считает, что ему по силам получитьхорошее образование, работу и потом заниматься любимым делом. Примернополовина опрошенных уверена в том, что им по силам побывать в разныхстранах. В то же время примерно равен процент тех, кто считает, что ему посилам и не по силам стать богатым человеком. Значительно по сравнению сначалом девяностых молодежь охладела к созданию собственного бизнеса. Около 6 % не хотят создавать собственную семью, в пределах этой цифрыпроцент тех у кого не входит в планы получение образования, профессии. Невходит в планы занятие любимым делом у 35% респондентов.Табл.6.|Сферы достижения |Уже |Пока не |Хотел |В моих |Итог||успехов |добилис|добился, |бы, но |жизненн|о || |ь |но считаю,|уже вряд|ых | || | |что мне |ли |планах | || | |это по |добьюсь |этого | || | |силам | |нет | || | | | | | || | | | | | ||Получить хорошее |33,40% |48,20% |11,40% |7,00% |100 ||образование | | | | | || | | | | | ||Получить хорошую |15,50% |59,50% |19,40% |5,60% |100 ||работу | | | | | || | | | | | ||Создать прочную |27,80% |59,90% |6,90% |5,40% |100 ||счастливую семью | | | | | || | | | | | ||Создать собственный |5,90% |28,30% |26,30% |39,50% |100 ||бизнес | | | | | || | | | | | ||Стать достаточно |2,00% |40,40% |37,80% |19,80% |100 ||богатым человеком | | | | | || | | | | | ||Стать знаменитым |1,60% |13,30% |11,40% |73,70% |100 ||человеком, чтобы | | | | | ||привлечь к себе | | | | | ||внимание общества | | | | | || | | | | | || | | | | | ||Заниматься любимым |27,70% |55,60% |13,20% |35,00% |100 ||делом | | | | | || | | | | | ||Побывать в разных |7,60% |49,40% |34,50% |8,50% |100 ||странах мира | | | | | || | | | | | | Это говорит о том, что достаточно велика прослойка тех, кому чуждыидеалы и ценности цивилизованного общества, и что самое печальное ещебольший процент молодежи смирилось с тем, что им не стать богатыми и незаниматься любимым делом. Однозначно негативно молодежь относится к перспективе стать знаменитымии привлечь внимание людей, что, впрочем, довольно нормально. Общий анализ показывает, что сформировался костяк молодежиоптимистически смотрящей в завтрашний день и уверенной в своих силах, длянее главной ценностью является семья и к вопросу создания ее они подходяточень серьезно. Несмотря на неопределенность и нелогичность в выбореосновной цели, молодежь четко определила общие очертания своей будущейжизни. Далее был задан главный развернутый вопрос анкеты о согласииреспондентов с основными ценностями и принципами жизни человека. Былиполучены результаты выведенные выше в табл.7.( Основным результатом анализа распределения ценностей по важности сталото, что около 2/3 опрошенных ставят на первые места ставят свободу,честность, личную ответственность за свою судьбу, собственнуюиндивидуальность и независимость. Табл.7 Можно говорить о том, что молодое поколение усвоило и приняло ценностисвободного, демократического государства с рыночной экономикой, которыезадекларированны в основном законе Российской федерации – Конституции РФ.(см. стр.3). Один из главных постулатов жизни – честность, одобренных 2/3опрошенных, является основой для утверждения других ценностей таких каксогласие с наличием бедных людей, тех, которые не захотели сами достигатьуспеха в жизни, неприятие поступления принципами, ради личной выгоды. Особняком стоит вопрос о допущении риска, для достижения цели. Здесьмнения разделились примерно поровну: 50,6% - не хотят рисковать, 49,4% -хотят. Как бы ни велико было число тех, кто согласен с общепризнаннымиценностями и нормами морали цивилизованного общества, все-таки велико числотех, кто готов поступиться принципами ради личной выгоды, кому большедороги материальные блага, чем свобода, для кого не важен способ получениядоходов. Для этой части опрошенных упорство, настойчивость, инициатива,опора на собственные силы в жизни для достижения цели замененаупадническими, пессимистическими настроениями и апатией. Они хотят достичьуспехов не прилагая к этому нужных усилий. Безусловно, экономическийкризис, разгул преступности и падение нравов не прошли незамеченными дляроссийской молодежи. Высокая структурная безработица (каждый третийбезработный – человек в возрасте до 30 лет), большая частота возникновенияциклической безработицы(стр. 4-5), криминализованность рыночных отношений(9-10), коррумпированность чиновников на всех уровнях(стр. 13 второй абзацсверху), отсутствие внимания к молодежи со стороны общества, низкаяматериальная(стр. 5-6) и социальная(стр. 6-9) поддержка молодежи со стороныгосударства, пропаганда аморального поведения и насилия в СМИ ипроникновение далеко не «идеального» западного взгляда на образ жизни(стр.7,8) – далеко не полный список проблем негативно повлиявших на российскуюмолодежь в 90ые годы. В то время как большинство молодых людей стремитьсяпереступить через возникшие трудности, принимая их как данность и не желаяс ними мириться, другая часть около 30-35% смирились с ними и не желаетпреодолевать их. Они встают на путь наименьшего сопротивления, используявсе имеющиеся средства, в основном нечестные. Такая молодежь потенциальноподвержена влиянию криминальных структур, многие из них вступают вэкстремистские организации и тоталитарные секты. Пытаясь достичь богатстваи успеха легкими, но сомнительными и опасными путями в большинстве своемони скатываются на дно общества, теряя все нажитое их родителями и т.д.Невнимание государства к проблемам молодежи: отсутствие институтовподдержки молодежи и программ содействия профессиональному и жизненномусамоопределению молодежи, неэффективная система трудоустройства – все этифакторы способствуют росту численности этой пассивной и асоциальной частимолодежи. Интересны также будут еще одни результаты исследований, проведенных вВУЗах уральского региона в разное время и опубликованных в журнале «Социс»№12. 2000г. в статье Ю.Р. Вишневского и В.Т. Шапко( 2000г.: «… Выявление целевых установок респондентов (терминальные ценности) иих инструментальных ценностей в многочисленных опросах молодежипроизводились нами, как правило, с помощью двух анкетных вопросов: «Чтотакое успех в жизни?» и «Какие средства возможны для достижения жизненногоуспеха?». В исследовании «Студент-95» индикаторами ценностных ориентацийстудентов были избраны их представления об успехе в жизни. В рядуприоритетных жизненных ценностных ориентаций студенты называлитрадиционные, связанные с работой и семейной жизнью: содержание работы,заработок, верные друзья, семья, удовлетворенность в интимной жизни.(Длясравнения см. табл5 и табл6) Наименее значимыми, по мнению студенчества,являлись ориентации на успех, трактуемый как спокойная жизнь, и на власть,возможность командовать людьми. По итогам исследования 1995 г. был сделанважный вывод: представления о кризисе идеалов и ценностей молодых нуждаютсяс серьезном уточнении. Да, во многом разрушились многие идеологемы,политизированные иллюзии и стереотипы. Но сфера нравственности, ориентацияна порядочность и искренность оказалась более устойчивой. И это – при всехиздержках – позитивный момент. Относительная устойчивость представлений об успехе позволила в 1999 г.скорректировать методику изучения ценностных ориентаций студентов (с учетомновых целей и задач исследования). Соответственно, характер и структураинструментальных ценностей выявилась по средством оценок наиболее важныхфакторов достижения успеха. Таковыми являются: для 33% респондентов –предприимчивость, для 30% - связи, знакомства, покровительство ((см. стр.13второй абзац сверху(), для 23% - образование, для 9% богатство, для 5% -власть. Наблюдается явное противоречие в жизненных установках студентов.Близость двух позиций (жизненный комфорт, успех возможен только благодарямоим собственным усилиям; но одновременно подчеркивается важностьзнакомства с нужными людьми, помощи влиятельных лиц) является отражением всознании студенчества специфики российской экономики, в которой… духпредприимчивости соседствует с бюрократическим «рынком связей»…» В качестве дополнения ниже будут приведены результаты опроса молодыхлюдей об их понимании жизненного успеха, проведенные в 1996 году1|% к числу опрошенных по данным ||1996 г. ||Хорошее образование |57,00% ||Предприимчивость |53,00% ||Деньги |45,00% ||Высокий профессионализм|42,00% ||Талант |32,00% ||Связи |28,00% ||Удачное супружество |13,00% ||Богатые родители |2,00% | Табл8. Исследования на тему ценностных предпочтений представителей молодогопоколения проводились и в республике Башкортостан в рамках продолжительногоисследования (1993-1999 гг..). Далее будут приведены данные двух таблиц. Смысложизненные предпочтения подростков, в % к числу ответивших.|Варианты ответов |1993 |1995 |1997 |1999 ||2. Иметь хорошую семью, детей|57,0% |63,0% |77,0% |78,0% ||1. Иметь хорошую профессию |48,0% |67,0% |84,0% |84,0% ||3. Иметь много друзей |39,0% |41,0% |63,0% |64,0% ||4. Встретить большую любовь |37,0% |35,0% |52,0% |54,0% ||5. Иметь много денег |21,0% |25,0% |40,0% |38,0% ||7. Иметь квартиру много |18,0% |24,0% |40,0% |35,0% ||вещей, авто | | | | ||6. Открыть свое дело, |14,0% |19,0% |30,0% |36,0% ||предприятие | | | | ||8. Стать сильным и |10,0% |18,0% |24,0% |19,0% ||независимым | | | | | Табл9. Ценностные ориентации подростков, в % к числу опрошенных|Варианты ответов |1993 |1995 |1997 |1999 ||1. Красота |62,0% |53,0% |46,0% |54,9% ||2. Доброта, терпение |50,0% |57,0% |58,0% |54,1% ||3. Умение дружить и |47,0% |55,0% |55,0% |53,0% ||жертвовать собой | | | | ||4. Духовная сила, сила |в. отс.|в. отс.|37,0% |40,0% ||характера | | | | ||5. Любовь к детям |35,0% |37,0% |37,0% |30,0% ||6. Интеллект, образование |23,0% |26,0% |33,0% |30,0% ||7. Самостоятельность, |в. отс.|в. отс.|32,0% |28,0% ||независимость | | | | ||8. Скромность совесть |29,0% |26,0% |21,0% |27,0% ||9. Вежливость, |21,0% |33,0% |34,0% |23,0% ||интеллигентность | | | | ||10. Честь, достоинство |в. отс.|в. отс.|в. отс |24,0% ||11. Физическая сила |45,0% |31,0% |26,0% |23,0% ||12 Аккуратность, точность |25,0% |30,0% |28,0% |21,0% ||13Утонченность, понимание |9,0% |12,0% |15,0% |16,0% ||прекрасного | | | | ||14. Умение жить роскошно |26,0% |23,0% |17,0% |13,0% ||15. Напористость, |9,0% |12,0% |9,0% |8,0% ||энергичность | | | | ||16. Свобода, раскрепощенность|15,0% |18,0% |3,0% |в.отс | Табл.10 Для полноты картины ценностных предпочтений молодежи, служащих наиболееполному раскрытию темы о профессиональном самоопределении молодежи,целесообразно было бы представить некоторые данные социологическихисследований на темы отношения молодежи к собственности, имущественномунеравенству, культурным ценностям, соблюдению закона. Собственность и проблема ее классификации и отношения к ней сейчас вРоссии одна из наиболее острых проблем. Единого мнения по вопросу оклассификации и статусе различных форм собственности сейчас нет ни угосударства (хотя де-юре в России превалирует частная ) ни у общества вцелом. Поэтому очень актуально на данный момент понять диспозицию молодежиотносительно собственности. Далее будут приведены результаты исследования, проведенного в мае 2000года среди студентов 1-4 курса экономического факультета УрГУ и финансовогофакультета УрГЭУ (уральский регион), объем квотной выборки составил 380человек (по 190 от каждого ВУЗа), результаты которого были опубликованы вжурнале «Социс» №2 2001. в статье доцента кафедры прикладной социологииУрГУ им. А.М. Горького Могильчак Е.Л.: «… Респондентам предлагалось выразить свое согласие с каждым из десятисуждений, отражающих отношение к собственности по пятичленной шкале,включая значения от «полностью согласен» до «полностью не согласен»…Отношение к собственности в качестве диспозиции испытывает влияние трехфакторов: идеологических, экономических и моральных. Идеологическийстереотип, противопоставляющий личную и частную собственность в отношениигосударственных обязательств, уступил место осознанию равенства двух формсобственности. Так подавляющее большинство студентов (ок. 90%) согласилисьс мнением, что государство должно защищать в равной степени личноеимущество и имущество частных фирм… …Влияние нравственных норм на отношение к экономическим явлениямоказалось довольно заметным во всех позициях. Три из десяти опрошенных несогласились с суждением «Нельзя лишать человека капитала, вложенного вдело, если даже он нажит неправедным путем». Противоречие междуэкономической целесообразностью и моральными требованиями выступает основойдифференциации мнений по данному вопросу. Количество согласившихся ссуждением примерно равно количеству несогласившихся. Такое соотношениеотражает раскол мнений в обществе, в частности, по вопросу о пересмотреитогов приватизации. Нарушение прав собственника жилья рассматривается какпосягательство на неприкосновенность жилища и на жизнь его владельцев: до40% студентов посчитали правильным лишить вора жизни. В сфере защиты интеллектуальной собственности нами зафиксированонесоответствие оценок негативных и позитивных санкций. С одной стороны,около 60% респондентов согласны с привлечением производителей пиратскихдисков к уголовной ответственности. С другой стороны, когда речь идет оматериальном вознаграждении автора за каждую трансляцию песни, то с этимсогласно всего 38-39%. На наш взгляд, данное несоответствие вызвано нетолько специфичностью санкций, выбранных для оценки, но и особенностямэкономического сознания российского населения… …Уровень осознания защиты корпоративной собственности среди студентовдовольно высок, половина опрошенных считает, что человек, постоянноприсваивающий что-либо на работе, пусть даже самую мелочь, немедленнодолжен быть уволен… Против уголовной ответственности за производствопиратских дисков выступило 15-22% респондентов. Полученные данныепоказывают, что по большинству суждений доля согласных колеблется от 30% до60%. Это свидетельствует о высокой степени дифференциации мненийопрошенных… …Подводя итоги можно заключить, что на ориентацию студентов оказываютвлияние, прежде всего уровень жизни семьи и успеваемость. С повышениемуровня жизни растет ориентация на насильственные методы защитысобственности… Зажиточные студенты учатся хуже, чем другие. Таким образом,имеющиеся у родителей экономические ресурсы не стимулируют, а скореесдерживают активность детей в учебной деятельности. Группа студентов снизким уровнем жизни сильнее ориентирована на укрепление интеллектуальнойсобственности… …С увеличением возраста студентов ориентация на укрепление статусасобственника усиливается. Хорошо успевающие респонденты достигли высокогостатуса в учебном заведении за счет своих трудовых усилий, поэтомуреализация прав на ресурсы, полученные принципиально иным путем, кажется имнесправедливой. Уровень образования родителей прямого влияния наисследуемые диспозиции не оказал. Имущественное неравенство является еще одной актуальной проблемоймолодежи. Резкий контраст между социальными слоями молодежи поматериальному признаку является причиной разъединения молодежи, как единогосоциального слоя. Иногда это даже приводит к прямой вражде междупредставителями различных материально обеспеченных групп молодежи. В этой связи интересно узнать, как молодежь относится к имущественномунеравенству. Далее в таблице №11 будут приведены результаты исследования,опубликованные в журнале «Социс» 1998 №11 в статье Осипова П.Н. Студентсредней профессиональной школы. Данное исследование проходило в ССУЗах(средние специальные учебные заведения). Именно в ССУЗах обучаютсяпредставители того слоя молодежи, которые оценивает свое материальноеположение как среднее и ниже среднего. В этой связи автору исследованияпоказалось необходимым узнать мнение именно этой части молодежиотносительно их отношения к имущественному неравенству. Были полученыследующие результаты: Соглашаются с возможностью существования неравенства в той иди инойформе около 26% опрошенных, причем тех, кто полностью соглашается ссуществованием неравенства еще меньше. Против имущественного неравенствавыступает куда более многочисленная группа опрошенных (ок. 60%). Даннойцифры в таблице нет, но к такому заключению можно прийти если вдуматься вответ «Неравенство оправдано тогда, когда соответствует понятиям о равныхвозможностях для всех, кто вступает в сознательную жизнь.» Табл11.|Мнения |Опрос || |1997 г ||Это вполне нормально |18,30% ||Государство должно смягчать |29,30% ||имущественное неравенство | ||Я за относительное |7,70% ||неравенство | ||Неравенство оправдано тогда, |31,90% ||когда соответствует понятиям | ||о равных возможностях для | ||всех, кто вступает в | ||сознательную жизнь. | ||Определенного отношения пока |12,80% ||не сложилось | | Ведь данное утверждение в нормальном демократическом обществе можетсуществовать только в теории, так как у каждого человека разнаяматериальная база в начале жизни, так как благосостояние родителей у всехразное, количество и надежность друзей и родственников тоже разное,интеллектуальный и профессиональный уровень разный и т.д. Поэтому данныйответ на вопрос является завуалированным отрицанием возможностиимущественного неравенства. Далее будут рассмотрены некоторые данные исследований молодежиотносительно изменения культурных ценностей в последние года: «… По данным Российского независимого института социальных инациональных проблем (РНИЧиНБ), изменения в системе культурныхпотребностей молодежи в период с 1987 по 1997 года происходили следующимобразом:|Культурные ценности |1987 |1995 |1997 ||1. Познавательные |98,0% |89,0% |88,0% ||(образование, чтение) | | | ||2. Художественно-эстетические |94,0% |31,0% |29,0% ||(повышение культурного уровня)| | | ||3. Потребление различного вида|92,0% |87,0% |85,0% ||художественной культуры | | | ||(театр, кино, музей) | | | ||4. Художественное творчество |74,0% |27,0% |27,0% ||5. Техническое творчество |68,0% |18,0% |18,0% ||Нравственные потребности |78,0% |34,0% |32,0% ||(справедливость, совесть, | | | ||милосердие, порядочность) | | | | Табл.12 Таким образом, с конца 80ых гг.. в российском обществе особенно средимолодежи, началось резкое снижение значимости духовно-нравственныхценностей. Для большей ее части неоправданно приниженным является значениенародного и духовного искусства, художественных произведений отечественнойклассики. В то же время незначительному спаду подвержены познавательные иобразовательные ценности, которые все же служат основой жизненного успеха.Не слишком упал престиж также и маскультуры и авангардистского искусства.Правда, для значительной своей части слово «культура» и «искусство» вряд липодходят т.к. из-за стирания нравственных, моральных и культурных норм играниц в молодежном обществе часто путаются понятия «культура» и«псевдокультура». Особое место в иерархии ценностей занимает отношение молодежи к закону,преступлению закона, криминальному миру. Один из вопросов опроса, опубликованного в журнале «Социс» №3 1998 встатье Лисовского В.Т., звучал так «Современная жизнь трудна и жестока. Апотому как вы относитесь к перспективе работы в криминальных структурах?»Ответили: для меня это неприемлемо – 66,5%, если жизнь прижмет, то можнозаняться и этим – 21,7%, сегодня это нормальный способ зарабатывать деньги– 10,4%. В общей сложности ~30% опрошенных так или иначе «легализовали» всвоем сознании возможность преступить закон (примерно такое же количествореспондентов отличаются беспринципностью, алчностью в определенииобщечеловеческих ценностей см. Табл.7, примерно столько же респондентовоценивают свое материальное положение) как бедственное или близкое ктакому). Что касается возможности заняться проституцией, опрошенные девушкизаявили: это для меня неприемлемо – 83,9%, если жизнь прижмет, можновременно заняться – 11,8%, это вполне нормальный способ зарабатывать деньги– 4,3%… …Отвечая на вопрос: «Если вы не совершаете правонарушения, то по какимпричинам?» (1997) указали собственные моральные устои – 73,3% и лишь 10%назвали страз перед последующим наказанием. Кроме того, 10,7% сослались навлияние общественного мнения и 6% назвали другие причины. Признали то, чтопреступали закон 42,8% респондентов. Налицо качественное обесценивание закона, как регулятора общественныхотношений, которое негативно сказывается на дальнейшем жизненном ипрофессиональном самоопределении молодежи. В заключение хотелось бы сказать, что несмотря на то, что, из-заэкономического кризиса 90ых, кардинальной ломки ценностей общества иобесценивания нравственных и культурных основ общества, в молодежномобществе сформировался довольно многочисленный асоциальный слой молодыхлюдей, все же подавляющее большинство молодежи руководствуется нормальнымиморально-нравственными принципами демократического общества, для него стоятна первом месте общечеловеческие ценности (семья, друзья, образование ит.п.). В то же время наблюдается резкое падение культурного уровня молодежи,подмена традиционной классической культуры» разновидностями субкультур ипоявлением псевдокультур, наносимых из западного образа жизни. Нонаметились и положительные тенденции в развитии общества. Так по сравнению с поколением 80ых молодежь 90ых стала болеесамостоятельной, независимой и прагматичной. Наблюдается процесс болееосознанного восприятия своей социальной значимости и роли (отношение кбраку, гражданским обязанностям). «Как отмечают исследователи… в нашей стране мир ценностей в том числемолодежи, чрезвычайно противоречив. «В социокультурном и ценностном планесложившуюся в России ситуацию можно было бы представить как единствопротивоположностей ценностей, находящихся на разных стадияхинституционализации». Это, в частности, означает, что молодые люди невсегда могут верно ориентироваться в социальной действительности…Существуютдве полярные ценностно-целевые установки в обществе – либеральная итрадиционная… Но лишь часть общества, причем с обеих сторон не оченьзначительная, агрессивно настроенная по отношению к альтернативной системеценностей. Остальная – подавляющая – соединяет в себе и те и другиеценности…»1 Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи. Рассмотрев социально-экономические условия жизни молодежи, актуальныепроблемы молодого поколения, проанализировав ценностные ориентациимолодежи, на основе этого материала перейдем к рассмотрению непосредственнопрофессиональных ориентаций молодежи. Выбор профессии, или профессиональное самоопределение, - основасамоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Выборпрофессии определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальнойгруппе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать. Существуют различные варианты определения понятия «выбор профессии»,однако все они содержат мысль, что профессиональное самоопределениепредставляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутреннихресурсов субъекта выбора профессии и соотнесения их с требованиямипрофессии. Процесс профессионального самоопределения начинается с достижениемчеловеком возраста, когда у него начинают формироваться первоначальныемировоззренческие ориентиры (5-7 лет). Тогда у ребенка только начинаетформироваться первоначальное представление о будущем роде деятельности,потом этот процесс проходит 3 этапа. Первый этап заключается впринципиальном самоопределении на счет будущей жизни. Обычно на этом этапечеловек принципиально выбирает свой жизненный путь. Он выбирает междузаконопослушной жизнью и асоциальной, противозаконной, выбирает работатьради денег или ради работы, долга, выбирать между личной выгодой или долгомперед обществом. В прошлом разделе мы говорили об отношении молодежи к нарушению закона.По результатам этого опроса можно заключить, что на данный моментсуществует довольно многочисленная, по меркам нормального общества, группамолодежи выбравшая работу в криминальных структурах(~5-10%). По опросамбашкирской молодежи с 1993 по 1999 годы профессию мошенника или воравыбрали соответственно по годам (1993,95,97,99) – 2-2-4-4% опрошенных. Работать ради денег или работы (интересность, долг) - другая дилемма,стоящая перед молодежью. Исходя из Табл7. Можно сделать вывод, что все жечестность и справедливость играют большую роль для молодежи при выборепрофессии. Так 56% опрошенных посчитали, что лучше не достигнут богатства,но никогда не переступят норм закона или морали, 67% выступают только зачестные доходы, 59% посчитали, что только на занятие интересной работойможно потратить жизнь. Но все же для большой части молодежи не важен путьполучения дохода и они спокойно поступиться нормами морали – 32% и 43%соответственно. Проблема выбора между материальным аспектом и долгом перед людьмиследующая проблема молодого поколения. Сейчас ни для кого не секрет, что внынешней России профессии в сфере образования, здравоохранения, науки,охраны государства не являются высокооплачиваемыми, более того ситуация сфинансированием некоторых сфер здравоохранения, ВС и науки простобедственная. Для примера старший научный сотрудник сейчас получает меньшечем рядовой дворник. Но это не мешает 17,6% одиннадцатиклассников выбратьпрофессию в сфере системы народного образования, 11,8% - профессию в сферездравоохранения, 2,3% - в научной сфере, 1,4% - в военной сфере.1(опроспроводился в 13 школах Красноярска, число респондентов ~975 чел.) 7%девушек выбрали профессию учителя, хотя престижность такой работы призналитолько 2%. Но все же самой многочисленной сферой по предпочтениям оказаласьсфера системы планирования и учета, финансовой сферы. (33%) После того, как человек уже определил как и ради чего он будет жить иработать, он выбирает сектор экономики, где он собирается работать.Существует два основных сектора экономики – частный и государственный. Но впоследние годы набрал силу также и теневой сектор экономики, соперничающийс частным по объемам денежного капитала. В основном это нелегальноепроизводство, контрабанда, рэкет. Хотя по сравнению с 1990 годом число молодых людей, занятых в частномсекторе, выросло на 15%, главным каналом интеграции молодежи являетсягосударственный сектор.1 Отмеченный в начале 90ых всплескпредпринимательской деятельности, с которой молодежь связывала воплощениемечты об экономической самостоятельности, постепенно пошло на убыль. Этомуесть много причин. С одной стороны это перегрузка рынка экономистами ифинансистами, с другой – непредсказуемость экономической ситуации в стране,с третьей – высокая интегрированность частного сектора в криминальныеструктуры. 67% попробовавших себя в частном секторе испытали разочарование.Именно поэтому 60% молодых людей предпочли надежность и спокойствие риску ин




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Профессиональное самоопределение российской молодёжи в 90-е годы iconИсследование «Влияние самооценки старшего школьника на его профессиональное самоопределение»
Рассмотрение проблемы влияния самооценки в старшем школьном возрасте на профессиональное самоопределение старшеклассника в психолого-педагогической...
Профессиональное самоопределение российской молодёжи в 90-е годы iconН. Л. Иванова (гу-вшэ) Самоопределение личности и проблемы подготовки специалистов для современного бизнеса
Работа выполнена при поддержке индивидуального исследовательского гранта гу-вшэ 2007 г. «Социальное и профессиональное самоопределение...
Профессиональное самоопределение российской молодёжи в 90-е годы iconПрофессиональное самоопределение старшеклассников

Профессиональное самоопределение российской молодёжи в 90-е годы iconПрофессиональное самоопределение старшеклассников

Профессиональное самоопределение российской молодёжи в 90-е годы iconТема: профессиональное самоопределение педагогов в свете новой парадигмы образования
В данном направлении профессиональное развитие рассматривается как динамический и непрерывный процесс, детерминируемый внутренней...
Профессиональное самоопределение российской молодёжи в 90-е годы iconПрофессиональное самоопределение учащихся средствами технологической подготовки
Современная ситуация требует поднятия качественного уровня профессионального и личностного самоопределения
Профессиональное самоопределение российской молодёжи в 90-е годы iconПрофессиональное самоопределение учащихся средствами технологической подготовки
Современная ситуация требует поднятия качественного уровня профессионального и личностного самоопределения
Профессиональное самоопределение российской молодёжи в 90-е годы iconПримерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Основы профориентологии»
Профессиональное самоопределение личности на разных стадиях становления личности
Профессиональное самоопределение российской молодёжи в 90-е годы iconМоу «Кривская средняя общеобразовательная школа» Обучается 145 учащихся из 16 населенных пунктов 4 сельских советов
Социально профессиональное самоопределение обучающихся старших классов сельской школы
Профессиональное самоопределение российской молодёжи в 90-е годы iconТ. П. Синько Элективные курсы
Одним из направлений современной образовательной парадигмы является профильное обучение, которое предполагает предпрофильную подготовку....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы