История Руси icon

История Руси



НазваниеИстория Руси
Дата конвертации12.07.2012
Размер380.36 Kb.
ТипРеферат
История Руси


1 История как наука. Предмет и метод истор науки. Некоторые проблемы отечисториографии Кождая наука начинается с историографии. – это изучение самой историинауки. Наука появляется тогда, когда появляется анализ. История как наукапоявилась в начале XVIII в. П I Миллер и Шлецер (появление науки) впервыестали давать анализ. I история гос-ва вышла на нем языке. Миллер 4-х томник“История гос-ва Российского”. Ломоносов доказал, что мы славяне. Методология истор науки Методология истории – это система мировоззренческих и теоретическихположений, которые служат в качестве принципов процесса познания. Вметодологию входит целый комплекс задач: прежде всего – это пониманиепредмета истор науки, а истор наука – это то, что мы изучаем. Основойизучения историографии является истор факт. Именно на истор фактахбазируются все представления об истории. Большое значение играетдостоверность фактов. От достоверности истор факта зависит восприятие иобъяснение истор действительности. В Р истор науки факт рассматривался вдвух смыслах: как явление, имевшее место в истории; как его отражение вистор науке. Перед тем, как факт становится научным фактом происходитинтерпритация. Определение концепции каждого историка. Под концепцией понимается периодизация истории страны. Важное значение вистор науки (методологии) всегда отводилось характеристики кругаисточников, на которых базируется автор. Под истор источниками понимаютсявсе остатки прошлого, в которых отложились истор свидетельства, отражающиереальные явления общественной жизни и деятельности человека. Главный и вбольшенстве случаев единственным свидетельством о прошлом являетсяпамятник, по средствам которого мы получаем необходимую информацию,составляющую основу истор знаний. В истор науке все источникиподразделяются на 6 груп: 1. Письменные источники (наиболее многочисленные и достоверные): граффити(тексты, нацарапанные от руки); берестяные грамоты; рукописи на папирусе ипергаменте. 2. Вещественные памятники: орудия труда, ремеслянные изделия; посуда;украшения; монеты. 3. Этнографические памятники – сохраняющиеся до настоящего времени,остатки, пережитки древнего быта различных народов. 4. Фальклерные материалы – памятники устного народного творчества. 5. Лингвистические памятники – геораф названия, личные имена. 6. Кино-фото документы. Периодизация. Является начальной проблемой изучения истор науки. Р истор наука пережиланесколько периодизаций: до револ была периодизация царствования; послепобеды револ марксиского учения всю науку разделили на два периода до 1883г (домарксиский период) и с 1883 г. 1883 г вышла книга Плеханова “О чесоткеи русской армии”. После смерти Сталина (1956 г) появилась новая период-ияпо общ эконом формам: 1. историография периода феодализма до 1861 г; 2. пер-ия эпохи буржуазного общ-ва с 1861 г по 1917 г; 3. марксиская пер-ия с 1917 г. В 1991 г в Р произошла револ-ия и господствует современный период: 1. С X в по конец XVII в – до научный период, шло накопление истор знаний; 2.
С XVIII в по 80-ые голы XIX в – превращение истории в науку; 3. С 80-ые XIX в по 1917 г – период начала развития марксис историографии,начинается борьба с дворян истор. 4. С 1917 г по 1991 г период господства марксис историографии. 5. С 1991 г по наши дни – период восстановления разных направлений висториографии, период господства историографии. 2 Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) Историк, писатель, публицист. Родился в семье помещ в сибир деревне.Получил прекрас образование в одном из моск пансионов (1770-1783) 1786-1790путешествовал по странам зап европы. Заинтересовали лекции нем историков(задело то, что там не изучали историю Р). “Письма рус путешественника”впервые ставит вопрос о месте Р о вкладе Р в историю. Сделал вывод, что мыне хуже, что мы идем своим путем. 1791-93 гг издавал “Московский журнал”.1793 г журнал прикрыли. 1802-03 гг начал издавать лит журнал. I русфилософ. Начал расм истор человека, как восходящее развитие чел-го духа(связывал с развитием просвещения). Если чел-к перестает думать – ондеградирует. Обосновал особый путь Р. Исходя из этой концепции он пришел квыводу, что кр право благо для Р (в то время). Письмо к А I “государь, ни вкоем случае нельзя проводить реформы. Всякие реформы – движение назад.”Помещик – как отец. Не скрывал отсталость страны. С 1804 г придворныйстареограф. Вышло 12 томов “Истории гос-во Р-ого” (введена для изучения винститутах). Всю историю К связывал с самодержавием. с/д он рассматривалкак гос форму, подверженную развитию от полного самовластия до просвещенноймонархии, когда царь советуется с народом. Главный принцип К “Наша любимаяР прежде всего и главнее всего должна быть великою, сильною и грозною вевропе и только самодержавие может сделать ее таковой. В противном случаенам грозит празвал и уничтожение Европою”. Истор концепция К сталаофициальной, с другой стороны револ-ры К ненавидели. Тимофей Михайлович Грамовский (1813 – 1855). 1835 г окончил Питерский Универ историко-философский факультет. Затем 3года путешествовал по Европе. Посещал лекции нем ученых. Вернулся в Р. 1839г защитил маг дис “Посольство Ивана III к императору Гамбургу” основал ивозглавил кафедру всеобщей истории Моск Универ. Сумел поставить работукафедры на научный уровень. Являлся писателем, поэтом, публицистом,журналистом. Сцитался лучшим лектором Москвы. Г в отличие от К занималревол позиции. Был большим другом Герцена, Белинского, Огарева,Чернышевского. Никогда не разделял их взгляды. Являлся основателем в Рревол течения “Рус либерализм”. Был поборником просвещения, свободолюбия,яростным противником кр права. Придаржывался взглядов запада. Пологал, чтоистор опыт Европы – пример. Глубоко верил в воспитательные возможностиистор науки. Искал ключ к пониманию современных явлений. Лекции носилиисследовательский хар-тер. Впервые использовал материалы зап историков.Ввел метод “сравнительных параллелей”. Являлся основателем изучения историисредних веков. 1847 г вышел труд “история средних веков в Р” (выделилразвитие истор с XIV по конец XVI вв). Сергей Михайлович Соловьев (1820 –1879 гг) Родом из разночинников. Родился в семье священников. 1842 г с отличиемокончил истор-филолог отделение философ факультета. Огромное влияниеоказали лекции Г. Путешествовал по странам Европы. Владел 3 языками. В 1845г защитил маг дис “Об отношении Новгорода к великим князьям”. Научруководитель – Г. Начал преподовать.1847 г защитил док дис. 1864-70 ггдекан. Соловьев писал: “Три условия имеют особое влияние на жизнь всякогонарода: природа страны (где живет данный народ); природа племени, ккоторому он принадлежит; ход внешних событий, влияние соседей.” В 1851 гвыходит I том главного труда С знаменитого многотомника “История Р сдревних времен” в год выходит по тому, всего 29 томов. Начинает своюисторию С с IX в, а заканчивает событиями 1774 г. Особенностью этогоиздания была в том, что все приведенные в нем факты основывались наскрупулезном изучении архивных и других фундаментальных материалах. Василий Осипович Ключевский (1841 – 1911 гг) Родился в Пемзе, в семье священника. Родители готовили его к духовнойкарьере. С отличием закончил пензенскую дух семинарию (5 лет). В это времяв Пемзе оказался С и дал лекцию. К попал на эту лекцию и был влюбился висторию. От духовной карьеры он отказался. В 20 лет поехал в Москву ипоступил на истор-матем фак-т . еще в Пемзе его заметил С. В 1865 г Кокончил с отличием институт и поехал на три года в путешествие. Егоотметили западные профессора как начитанного. После приезда он устраиваетсяадъютантом в институт и помогает С. В 1871 г он защищает маг дис“Древнерусские жития святых, как истор источник”. В 1882 г защищает док дис“Боярская дума древней руси” и начинает работать профессором. Прекрассныйлектор. В 1902 г был удостоен звания академика изящной словестности. В 1900г был признан действительным членом академии по истории. До 1902 гзанимается лекциями, вся жизнь в разъездах, а после 1902 г К отошел от лекцдеятельности и вплотную приступил к написанию своих записок. В 1904 г началвыходить его IX томник “Курс русской истории”. Содержал концепцию исторразвития Р. самое главное , в своем курсе предпринял попытку проблемногоизложения курса Р истории. При жизни К вышли первые IV тома и после смертиеще V томов. Последний том вышел в 1917 г. Евгений Викторович Тарле (1876 – 1955 гг) Родился в Киеве, в семье чиновника. В 1896 г с отличием закончил истор-философ фак-т Киевского института и 3 года путешествовал по Европе. Послевозвращения в 1901 г в МГУ защитил маг дис под руководством К “НовгородскаяРусь при И III”. В 1909 г защитил док дис “Войны Петра Великого” и началпреподавать. Из МГУ ушел и к 1917 г профессор Юрьевского универа, а с 1917г являлся профессором Петро градского универа. Читал лекции по всемвопросам нового времени. Особый интерес проявлял к истории международныхотношений и к внешней политике Р. в 1937 г был арестован и провел 5 лет вконс лагерях, но там начал писать. Там написал 4 книги (2 из которыхутеряны). Вернувшись каждый год начали выходить книги. Наиболее известные:“Наполеон и Р”, “Нашествие Наполеона на Р”, “Крымская война”, “Талей иран”,“Куликовская битва”, и тд. 4 Быт, нравы, верования славян до образования Древ Рус гос-ва. До расселения Слав. Племён , по-видимому они жили в форме патриархальногоили родового быта. Родовые старейшины имели большую власть, они разбирали ирешали споры, столкновения между членами рода, в случаи внешней опасности,то они собирали совет и иногда выбирали общ. Предводителей, власть которыхпрекращалась после того , как опаснасть миновала.. Но потом патриарх.-род. Быт начал разлагаться, из-за расселения славян. Они занимались ловлейпушных зверей, лесным пчеловодством и хлебопашенством.. Типичной формойпоселений являлись небольшие деревни в 1,2,3 двора, а осн. Ячейкой обществ. Организации. Становятся сложные семьи во главе с домохозяеном, Несколькотаких посёлков объед. В союзы, но эти союзы не кровные, атерриториальные, соседские, связанные эконом. Интересами, а также взаимнойзащиты. О нравах и обычаях, можно сказать что у них были обычаи, кровавой мести.Употребления в пищу звериины и беспорядочность брачной жизни:много женство,похищение невест,, после чего жених уплачивал выкуп родным невесты. Религиозные верования древних славян представляли собой, с одной стороны,поклонение явлениям природы , с другой стороны- культ предков. Впрочим ,языческая мифология не представляла достаточно ясной и разработанной, и ихпредставления о богах, были по-видемому довольно смутными., у них небыло нихрамов ни особого сословия жрецов, хотя были отдельные волхвы, кудесники,которые почитались служителями богов и толкователями их воли.. Главныебоги:Херос(бог солнца), Перун( грома и молнии), Стрибог((ветра),Велес(покровитель скотоводства),Небо и Земля считалось тоже как некоебожество. В лесах жили Лешие, , в реках Водяные, души умершихпредставлялись ввиде , опасных для неосторожного человека, русалок.Др. кругверований относился к почетанию умерших предков-рода и рожаниц, которыепризнавались покровителями рода С ослаблением родовых связей, место родазанял семейный предок - ,дедушка домовой, который мог вредить или наоборотпомогать хоз. Благосостояния семьи, смотря по тому, как к нему будутотноситься. 6 Образование древн Рус гос-ва Образование государства у восточных славян - закономерный итог длительногопроцОесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу.Процесс имущественного и социального расслоения среди общины привел квыделению из их среды наиболее зажиточной части, Начальная форма государственности - восточнославянские союзы племен /УТ-УШ. века/, три крупных объединения славянских племен ~ Куяба /вокругКиева/, Славия /в районе озера Ильмень/ и Артания. Норманская теория. Летописное предание о призвании варяжские князей/ярлов/ братьев Рюрика, Синеуса и Тривора в Новгород. В год 862 отРождества Христова, как сообщается в "Повести временных лет'1, новгородокиестарейшины пригласили на княжение варягов, сказавшие им; "земля наша великаи обильна, только нет в ней порядка. Приходите и владейте Haми.Скандинавский ярл Рюрик., вероятно швед, откликнулся на этот призыв иприбыл. с дружиной в Новгород, посадив своих братьев Сине уса и Трувора вдругих славянских городах. Но всё конечно, складывалось так гладко, какповествует автор "Повести" Нестор. Было и народное •возмущение, и восстаниеновгородца Вадима Храброго, жестоко подавленное заморскими пришельцами;однако норманны прочно обосновались в Русской земле, начало русскойкняжеской династии Рюриковичей /потомков легендарного Рюрика/. По смерти Рюрика в 879. г. его приближенный /или родич/ Олег княжил вНовгороде /879-912 тт./. В 882 г. Олег собрал войско из варягов, чуди иславян, спустился с ними по Днепру, захватил Киев убил княжевших в немАскольда и Дира посадив на их место малолетнего сына Рюрика, Игоря.Объединение Олегом Северных и Южных земель в составе единого государства,названного впоследствии Древнерусским» или Киевской Русью /перенесениестолищ государства из Новгорода в Киев. Игорь (912-945) – воевал сдревлянами. Был убит при сборе дани. Ольга (945-957) отомстила древлянам засмерть мужа, упорядочила сбор дани: фиксировала размер, установив уроки.Определила место (погосты) и сроки ее сбора. Святослав (957-972)присоединил земли вятечей, нанес поражение Волжской Болгарии, покоряетмордовские племена, проводит успешные военные операции на Сев Кавказе иАзовском побережье. Разгромил Хазарский каганат. По возвращению основал наПрибалтики г Юрьев. Попал в засаду и был убит, а из его черепа Печенежскийхан сделал чащу, окованную золотом. 7 кн Владимир, крещение Руси и последствия. При Владимире I (980-1015) все земли восточных славян объединились всоставе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обестороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укреплениегосударственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получилив управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач тоговремени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленныхпеченежских племен. Для этого по рекам Десна, Осетр, Сула, Стугна былсооружен ряд крепостей. Видимо, здесь, на границе со степью, находились"заставы богатырские", защищавшие Русь от набегов, где стояли за роднуюземлю легендарный Илья Муромец и другие былинные богатыри. Принятие христианства. В 988 г. при Владимире I в качестве государственнойрелигии было принято христианство. Крещение Владимира и его приближенныхбыло совершено в г. Кор-суни (Херсонесе) - центре византийских владений вКрыму (Херсонес располагается в черте нынешнего Севастополя). Емупредшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императораВасилия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но невыполнил своего обязательства - отдать за Владимира свою дочь Анну. ТогдаВладимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обменна крещение "варвара", которого давно привлекала греческая вера. Владимиркрестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Некоторыесопротивлялись, из-за верования в др. богов. Хрестьянство утверждалосьмедлянно. Принятие христьянства имело большое значение для развития Руси. По новойрелигии путь в рай открыт, так и богатым, так и бедным.Государь былсправедливым судьёй и защитником. Оно укрепило Гос. Власть и территор.Единство Киевской руси, оно имело большое международное значени,заключавшееся в том, что Русь, отвергнув язычество, становится теперь,равной др. странам, связи с которыми значительно расширились, так жесыграло большую роль в развит. Рус. Культуры. Во главе церкви был поставленмитрополит, отдельные области возглавлялись епископы, которым подчинялисьсвященники в городах и сёлах. 8 Ярослав Мудрый. Расцвет Киевской Руси. Двенадцать сыновей Владимира I от нескольких браков управляли крупнейшимиволостями Руси. После его смерти киевский престол перешел к старшему в родуСвятополку (1015-1019). Во вспыхнувшей междоусобице по приказу новоговеликого князя безвинно были убиты братья - любимец Владимира и его дружиныБорис Ростовский и Глеб Муромский. Борис и Глеб были причислены русскойцерковью к лику святых. Святополк за свое преступление получил прозвищеОкаянный. Против Святополка Окаянного выступил его брат Ярослав, княжившийв Новгороде Великом. Незадолго до смерти отца Ярослав сделал попытку неподчиниться Киеву, что говорит о появлении тенденций к дроблениюгосударства. Опираясь на помощь новгородцев и варягов, Ярослав вжесточайшей усобице сумел изгнать "Святошку Окаянного" - зятя польскогокороля Болеслава Храброго - из Киева в Польшу, где Святополк пропал безвести. При Ярославе Мудром (1019-1054) Киевская Русь достфигла наивысшегомогущества. Ему, так же как и Владимиру I, удалось обезопасить Русь отпеченежских набегов. В 1030 г. после успешного похода на прибалтийскую чудьЯрослав основал неподалеку от Чудского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту вЭстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике. После смерти братаМстислава Тмутараканского в 1035 г., владевшего с 1024 г. землями к востокуот Днепра, Ярослав окончательно стал единодержавным князем Киевской Руси. При Ярославе Муром Киев превратился в один из крупнейших городов Европы,соперничавший с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, в городе былооколо четырехсот церквей и восемь рынков. По преданию, в 1037 г. на месте,где Ярослав ранее разбил печенегов, был возведен Софийский собор - храм,посвященный мудрости, божественному разуму, правящему миром. Тогда же, приЯрославе, в Киеве были сооружены Золотые ворота - парадный въезд в столипуДревней Руси. Широко велись работы по переписке и переводу книг на русскийязык, обучению грамоте. Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу впервые назначить киевскиммитрополитом государственного деятеля и писателя Иллариона - русского попроисхождению. Сам князь назывался, подобно византийским правителям, царем,о чем свидетельствует надпись XI в. на стене Софийского собора. Надсаркофагом, выполненным из целого куска мрамора, в котором похороненЯрослав, можно прочесть торжественную запись "об успении (смерти. - А




Похожие:

История Руси iconПолитическая история Полоцкого княжества в XII веке
Руси. Она первая выделилась из состава Киевской Руси, в ней, следовательно, впервые проявились те центробежные силы, которые через...
История Руси iconДокументы
1. /История-история христианства на Руси.doc
История Руси iconСухова Лилия Владимировна, преподаватель истории и обществознания. Тема: «История развития православия на Руси (от крещения до церковного раскола)»
Сухова Л. В., Свиридова Е. «История развития православия на Руси (от крещения до церковного раскола)»
История Руси iconКультура древней Руси
История возникновения древней Руси (культура славянских и праславянских племён) 2
История Руси iconКультура древней Руси
История возникновения древней Руси (культура славянских и праславянских племён) 2
История Руси iconТематика курсовых работ 2011/2012 учебного года История отечественного государства и права Государственный строй Киевской Руси
«Русская Правда» – кодекс феодального права Киевской Руси (происхождение, основные редакции, общая характеристика)
История Руси iconИстория древней Руси

История Руси iconИстория литья на Руси

История Руси iconИстория христианства на Руси

История Руси iconИстория Киевской Руси

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы