История литья на Руси icon

История литья на Руси



НазваниеИстория литья на Руси
Дата конвертации12.07.2012
Размер127.49 Kb.
ТипРеферат
История литья на Руси


ОТЛИВКИ КАТАКОМБНОЙ, АНДРОНОВСКОЙ И СРУБНОЙ КУЛЬТУР Свой исторический путь развития многие народы нашей страны прошли также, как и другие народы планеты, — от камня к бронзе и железу. На берегахАмура пять тысячелетий назад жили племена, создавшие очаг культуры, неуступающий культуре других племен того времени. Высокой культуры достиглижившие на Востоке страны чжуржени (предки некоторых наших восточныхнародностей); их культуру уничтожили монголы. Но еще за полторы тысячи летдо чжурженей в долине Енисея существовал один из древнейших очаговцивилизации кыргызов. Кстати сказать, у древних кыргызов было очень развитолитейное ремесло: они, пожалуй, одни из первых в мире освоили технику литьяцепочки (цельнолитые удила и др.). Предки народов Советского Союза издревле славились высоким мастерствомлитья. Некоторые народы передавали литейное ремесло своим потомкам, и онопродолжало развиваться с развитием самих народов. Такова история развитиянародов Закавказья, южного Востока, предков славян и других народов нашейстраны. Иногда завоеватели уничтожали культуру целых народов, на веказатормаживали ее развитие или смешивались с покоренным народом и, обогащаядруг друга, создавали новые ценности материальной культуры. Дошедшие до наслитые изделия Урарту, Скифии и народов Других государств, занимавших вдревности обширные районы нашей страны, поражают своим совершенством. Единственными законными наследниками древних культур на нашейтерритории являются ныне живущие на ней народности. Народы, населявшие территорию нашей страны, очень давно умелиизготавливать изделия из меди. В холмах Анау, близ Ашхабада, обнаруженымедные изделия, относящиеся к концу IV — началу III тысячелетий до н. э.Особенно высокого уровня развития достигла металлургия на Северном Кавказев середине III тысячелетия до н. э., далеко обогнав по темпам развитиядругие районы материковой Европы. К тому же времени относится появлениемедных изделий на территории теперешней Армении, Азербайджана, Грузии, атакже Украины и Молдавии. На огромной территории от Волги до Днепра металлические изделияпоявились в III тысячелетии до н. э., о чем свидетельствуют находки вкатакомбных погребениях. Некоторые изделия этого времени, например булавки,представляют собой сложные отливки, для изготовления которых требовалосьдовольно развитое ремесло. Из этого можно заключить, что простые изделия измеди изготовляли значительно раньше. В начале II тысячелетия до н. э. бронза получила распространение наогромной территории теперешних многих областей Советского Союза. ТерриторияКазахстана, степной и лесостепной части Западной Сибири и Южного Приуральябыла занята племенами с весьма однородными для всех мест памятниками такназываемой андроновской культуры (по названию места первой находки у с.Андроново Красноярского края). Хотя андроновская культура и близка ккультуре катакомб по многим признакам, развитие ее литейных ремеселнаходилось на более низком уровне. На рис.
1, а представлены изделия избронзы андроновской культуры. Некоторые из литых находок представляют собойпростейшие отливки, в то время как отливки катакомбной культуры сложнее иболее качественно выполнены. Быть может это объясняется тем, что наиболеехарактерные отливки андроновской культуры пока не известны. [pic] Очень близкую андроновской — так называемую срубную культуру (названиепроисходит от способа погребения в срубных ямах под курганами) — создали вто же время племена, населявшие соседние районы — Поволжье и Причерноморье.Как и андроновская, срубная культура имеет много общего с катакомбной. Многие отрасли хозяйства андроновской культуры, например гончарноедело и другие ремесла, были развиты значительно выше, чем срубной. Однакопо изделиям из бронзы, дошедшим до нас, можно сделать обратный вывод.Племена срубной культуры имели высокоразвитое литейное ремесло. Об этомможно судить не только по отливкам, но и по найденным при раскопкахлитейным формам. На рис. 1, б приведены некоторые бронзовые изделия изсосново-мазенского клада Среднего Поволжья. Наряду с изделиями, простыми посвоей конструкции и технике исполнения, имеются также отливки, требовавшиесложных литейных форм (даже если эти формы и были каменными). Таким образом, можно сделать вывод, что многие племена на территориинашей страны уже к концу III — началу II тысячелетия до н. э. обладалиразвитыми литейными ремеслами и изготовляли сложные литые орудия труда иоружие. ТРУДНО ЛИ ОТЛИТЬ УДИЛА? Сейчас изготовление удил не представляет никакой трудности: их изстали может отковать любой кузнец даже в маленькой деревенской кузнице. Нов глубокой древности, когда железо только начало входить в жизнь человека,удила делали литыми. Каким бы простым изделием ни казались на первый взглядудила, для их литья требовалось незаурядное мастерство древних литейщиков.Сложность заключалась в том, что звенья удил должны быть влитыми друг вдруга так, чтобы они могли свободно вращаться, изгибаться с помощью колецна конце звена. Литье подобных деталей, например цепей, и для современныхлитейщиков связано с определенными трудностями. У древних же литейщиков ихбыло чрезвычайно много. Не будет преувеличением, если мы скажем, что встарину могли лить удила лишь там, где было хорошо развито ремесло литья,где литейщики проявляли истинное мастерство и выдумку. В разных районах нашей страны уже в I тысячелетии до в. э. былиизвестны совершенные способы литья удил. Интересно отметить, что почти водно и то же время у разных племен существовали особые, самобытные приемы:на Енисее удила отливали иначе, чем на Северном Кавказе или в Средней Азии.Но какой бы способ литья мы ни изучали, все они свидетельствуют о том, чтонароды, населявшие нашу страну 2500—3000 лет тому назад, владели техникойлитья, не уступавшей технике народов на Западе или Востоке, за пределамитеперешних границ СССР. Высокого для того времени уровня организации племени и культурыдостигли древние кыргызы на Енисее. Кыргызские литейщики владелимастерством изготовления сложных отливок, применяли в технике литьяоригинальные приемы. К тому времени многие народы владели секретом литья повосковым моделям. Владели этим искусством и кыргызы. Археологические находки на среднем течении Енисея и в других районахСибири свидетельствуют о том, что уже в VII в. до н. э. металлургия началаскладываться в особую отрасль производства. Особенно высокого уровняразвития достигли бронзолитейные ремесла тагарской культуры (названиеполучено по острову Тагарскому). Их изделия были распространены по всейСибири, а также встречались на Дальнем Востоке и в Европейской части СССР.Около V в. до н. э. здесь начала развиваться металлургия железа. Тагарскиебронзовые отливки (кинжалы, ножи, украшения, бытовые предметы, деталиконской сбруи) отличались большим разнообразием и художественнымисполнением. Многие из них украшены литыми художественными изображениямизвериного стиля. Большого мастерства достигли тагарские литейщики в литье конских удил.Форме их придавалась пластичность, своеобразная тонкость и чистотаисполнения (рис. 2, а—г). Подробное исследование тагарских удил, хранящихсяв Государственном историческом музее (г. Москва), позволяет точноустановить, что они отливались по восковым моделям. Одновременно лились обазвена. Современный литейщик отдает себе отчет в том, какое высокоемастерство для этого требовалось, так как даже сейчас литье по спареннымвосковым моделям представляет большие трудности. Раскопки у с. Кобан (отсюда название кобанская культура)свидетельствуют о том, что уже на грани II и I тысячелетий до н. э. жителиСеверного Кавказа умели отливать сложные отливки, часто прекрасноорнаментированные. Многие бронзовые отливки снабжены тонкой и художественноисполненной инкрустацией из железа. Племена этой культуры знали уже литье вметаллические формы (или, как теперь принято называть, кокильное литье). В период кобанской культуры впервые начинают использовать лошадь вдомашнем хозяйстве для верховой езды и как тягловую силу. Удила кобанскойкультуры — своеобразные произведения искусства. Это — сложные отливки,изготовление которых требовало хорошей техники литья. Здесь уже встречаютсячетырехзвенные удила (рис. 2, ж) с особым видом псалий (вертикальныестержни на концах удил), а также удила, звенья которых отлиты заодно спсалиями. Причем, последние представляют собой красивые художественныеотливки, например в виде двух лошадиных голов, с несколькими тонкими ушками-пронизями. Удила отливались не по спаренным моделям, а методом налива одногозвена на другое с использованием восковых моделей. Этот же метод применялсяи для ремонта других удил: на рис. 2, д представлены удила, в которых левоезвено налито на отломавшуюся псалию. Нет необходимости подчеркивать, что втворчестве мастеров кобанской культуры был особый «почерк». Для ниххарактерно стремление делать отливки дерзкой сложности и почти всегда каксамостоятельные художественные произведения. Примерно в то же время своеобразная техника литья удил существовала унекоторых народов Средней Азии. Здесь, очевидно, в V—IV вв. до н. э.преобладали каменные формы. В них отливали даже удила. Но сама техникалитья не становилась от этого примитивней. Напротив, древние мастераСредней Азии на примере техники литья удил демонстрируют перед нами большоеискусство. В Государственном историческом музее хранятся ничем не примечательныеудила этого периода, найденные близ озера Иссык-Куль. Неизвестно, по какойпричине удила не были использованы в работе и даже не были обработаны послелитья: на них сохранились литники, заливы и т. п. (рис. 2, е). Именно этопозволило с большой достоверностью восстановить очень сложную технологиюлитья, которая была применена почти 2500 лет тому назад. Отливались они вкаменных формах последовательно, то есть сначала отливалось одно звено, азатем к нему во второй форме приливалось второе. На стыке звеньев примененсложный глиняный разъемный стержень; он не только служил для выполненияотверстия в кольце второго звена, но в нем располагалось и кольцо ужеготового звена. Такой прием литья удил в те древние времена представляетсявесьма совершенным. Итак, можно отметить, что древние предки наших народов, жившие2500—3000 лет тому назад, располагали хорошо налаженными литейнымиремеслами и выявили разностороннее мастерство в сложном деле литья удил. БРОНЗОВОЕ ЛИТЬЕ ДРЕВНЕЙ ГРУЗИИ Особенность истории металлургии некоторых закавказских народовзаключается в строгом, последовательном чередовании основных эпох и этаповее развития (использование самородной меди, бронзовое литье, кованое железои др.), что не всегда можно обнаружить в истории других народов.Исследователи объясняют эту самобытность металлургии отсутствием такогофактора, как влияние завоевателей или пришлых народов. Такая особенностьярко выявлена у древних племен на территории теперешней Грузии. Племена древней Грузии познали литье еще в эпоху ранней бронзы.Исследователями установлено, что здесь первоначально бронза неиспользовалась для получения фасонных отливок. Первые бронзовые отливкибыли заготовками простейшей формы, из которых при помощи ковки или другихспособов обработки изготовляли нужное изделие. Лишь постепенно такие грубыеотливки стали заменяться фасонными литыми изделиями. Как и у другихнародов, первым материалом литейных форм в древней Грузии был камень. Какие первые фасонные отливки были у народов древней Грузии? Известно,что племена, заселявшие территорию теперешней Грузии и некоторых смежныхрайонов, вели непрерывные войны. Нашествия варваров мешали развитиюкартвельских племен. Однако высокогорная и пересеченная местность позволилаим самоотверженно защищать свою страну от завоевателей, часто располагавшихпревосходством военной мощи, развивать самобытную материальную культуру. В.А. Куфтин отмечает, что «цветущая культура Триалети, при тесном общении спередовой цивилизацией Древнего Востока, своими корнями уходит в местныйэнеолит, предвещающий своим своеобразным художественным развитиемдостигнутый в середине II тысячелетия до н. э. культурный подъем».Значительную часть изделий ранней бронзы составляют разного вида оружие,ножи и топоры, которые также можно отнести к оружию того времени. На многихизделиях, особенно таких массивных, как топоры, литое их происхождениеможно обнаружить не только тщательным микроструктурным анализом, но и последам литья — разного рода литым узорам. Топор из абхазского дольмена,крюк и другие находки, тщательно исследованные академиком Ф. Н. Тавадзе иего учениками, говорят о существовании у древних картвелов достаточноразвитого литейного производства; оно позволяло применять разные способылитья, шнуровой рисунок (выполненный с помощью воскового шнура) дляорнаментовки и пр. Эти находки свидетельствуют о большом скачке в техникелитья: от грубых заготовок до изделий с тонким рисунком. По-видимому, болееранние фасонные отливки переходного периода археологами пока не обнаружены. Особенно высокого развития достигло литейное ремесло на территориидревней Грузии в период средней: бронзы. Хотя по-прежнему основными литымиизделиями оставались топоры и разного вида оружие, но наряду с нимиизготовляется большое количество разнообразных украшений. Хорошо зарекомендовавшая себя ранее каменная литейная форма дляотливок простой конфигурации остается основной и в этот период, но мастераГрузии умело используют большие ее возможности. Разнообразные вариантыизготовления каменных форм относятся ко II тысячелетию до н. э. Применяютсяформы не только с горизонтальным, но и с вертикальным разъемами (рис. 3),что требовало уже тщательной и точной подгонки. Выбор положения формы призаливке, а также рациональное устройство литниковой системы (верхний подводв массивную часть формы через увеличенный литник) — свидетельство высокойтехники литья. Об этом также говорят отливки в сложных формах, полученныхпо выплавляемым моделям, и применение глиняных стержней в каменных формах. В период поздней бронзы (конец II тысячелетия—первые века Iтысячелетия до н. э.) в Грузии происходит дальнейший подъем металлургии илитейного дела. Появляются различные сплавы, совершенствуются литейныеформы: даже в каменных формах устраиваются газоотводные каналы, выпора п т.п. Получает дальнейшее развитие литье по восковым моделям. Ф. Н, Товадзеустановил оригинальную технологию литья рукоятки меча с применениемвосковой модели (рис. 4). Интересно и художественное литье первых веков I тысячелетия до н. э.Оно свидетельствует о высоком уровне литья по восковым моделям исамобытности грузинского художественного литья. Литой барс из Самтавро(рис. 5) — произведение мастеров-умельцев древней Грузии, не уступающееподобным произведениям в других частях света того времени. ЛИТОЙ ЛЕВ УРАРТУ В развитии литейных ремесел древних племен Закавказья и Скифиизначительную роль сыграла урартская техника литья, особенно техникахудожественного литья. Многие племена Армянского нагорья, теснимые завоевателями (главнымобразом Ассирией), стойко оборонялись, объединяясь в племенные союзы. Ихотя походы Ассирии в этот район с XI в. до н. э. прекратились, ноконсолидация сил племен продолжается и в XI—Х вв. до н. э. Она привела кобразованию государства Урарту. Раскопки на территории Закавказья и на Ближнем Востоке свидетельствуюто высокоразвитой материальной культуре государства Урарту. В этот периоднаблюдался особенно большой расцвет художественного бронзового литья.Очевидно, достаточное количество меди позволяло не только изготовлятьорудия труда и оружие из бронзы, но использовать ее и для других целей.Появляются великолепные художественные изделия: фигурная мебель,художественное оружие, всевозможные статуэтки. Урартские отливки,представляющие собой сложные и высокохудожественные изделия, изготовлялись,как правило, по восковым моделям. Многие другие дошедшие до нас литые изделия убедительносвидетельствуют о существовании в Урарту высокоразвитой техники литья. ЛИТЬЕ НАКОНЕЧНИКОВ СТРЕЛ Почти тысячу лет скифы населяли наше Северное Причерноморье. Ониобосновались на огромной территории от Дона до Дуная. Появились скифы там вVIII в. до н. э., вытеснив пришлых ранее киммерийцев, родственных иранскимплеменам. Вскоре скифы проникают в Переднюю Азию, а в 50-х годах VIII в. до н.э. — в Малую Азию, подчиняют себе многие племена, представляя угрозу дажедля сильных по тому времени народов. Скифы становятся огромной политическойсилой, их вождей называют царями. В IV в. до н. э. скифы переходят частично к оседлому образу жизни. ВIII в. до н. э. складывается Скифское государство, достигшее наибольшегорасцвета во II в. до н. э. при царе Скуларе. Получают большое развитиеразные ремесла и особенно металлургические. Скифы впитали в себя культурумногих народов Древнего Востока (прежде всего культуру Урарту) иПричерноморья (праславянских племен, эллинских колонистов и др.).Несомненно, скифы влияли и на культуру соседей, с которыми они зачастуюимели мирные торговые отношения. Скифы ввели в военном деле массовую конно-стрелковую тактику, началиприменять стрелы с граненым втулчатым наконечником из бронзы. Большаяпотребность в них вызвала необходимость создания особого способа ихизготовления. К тому времени во всем мире существовало два основных способаизготовления отливок: в каменных формах и по восковым моделям. Ни один изэтих способов не позволял решить задачу массового изготовления наконечниковстрел. И скифы пошли по совершенно новому пути — применили металлическиеформы. Литье в металлические формы связано с определенными трудностями итребует достаточно высокой культуры производства. Удивительным является то,что в Скифии около двух с половиной тысяч лет тому назад успешно применилиэтот способ. Самым сложным и для современного литья в кокиль является выполнениевнутренних отверстий в отливке. В наше время поступают таким образом:наружную поверхность отливки выполняют в металлической форме, а дляразличного рода сквозных и глухих отверстий применяют песчано-глинистыестержни. Только в редких случаях прибегают к стержням металлическим. Глиняные стержни были известны скифам, но они не применяли их дляполучения глубоких и узких отверстий в наконечниках стрел. Возможно,причиной было то, что глиняные стержни не позволяли получать отверстияболее или менее постоянных размеров. Для стрел же важное значение имеласвоеобразная взаимозаменяемость наконечников. Кроме того, если применятьглиняные стержни, в отливках возможны различного вида дефекты (раковины ит. п.), из-за которых могли снижаться боевые качества стрел. Очевидно,именно эти причины заставили скифских литейщиков прибегнуть к такомусмелому решению — к применению металлических стержней. Скифские литейные формы наконечников обычно состояли из двух или трехметаллических частей (рис. 6, а), формировавших наружную поверхностьотливки, и стержня (рис. 6, б), предназначенного для выполнения внутреннегоотверстия наконечника (рис. 6, в). Собранная форма скреплялась специальнымиобручами и устанавливалась вертикально. Для этого наружный конец стержнявставляли в землю или в соответствующее отверстие специальногоприспособления. Ряд таких форм заливали расплавленной бронзой через верхнееотверстие. Впоследствии верхнюю часть отливки (прибыль) отламывали, а местоизлома в наконечнике соответствующим образом затачивали. Чтобы применить такой способ литья стрел, скифским литейщикам надобыло обладать богатым опытом и хорошо развитым литейным ремеслом. Видимо,они использовали опыт других народов. Б. А. Шрамко, рассматривая вопрос о первооткрывателях кокильного литьянаконечников, указывает, что лесостепные племена Восточной Европы применяликокили для литья наконечников стрел еще в предскифское время. Такое мнениеосновывается на весьма важной археологической находке из Новочеркасскогоклада — четырехместном кокиле для литья наконечников (рис. 6, г). Так как сейчас нет сведений о заимствовании кокильного литья у народовдругих стран, то можно предположить, что кокильное литье впервые в Европебыло применено лесостепными племенами доскифского периода или скифами,населявшими наше Северное Причерноморье. Опыт скифского литья в кокильпозже был утрачен. Возник он вновь в России лишь в XVII в.----------------------- Рис. 1.Рис. 2. Литые удила:а — г — тагарской культуры;д, е — кобанской культуры;ж — Северного Кавказа (V—IV вв. до н. э.).Рис. 3. Каменные литейные формы (древняя Грузия):а — бердыша;б — топора.Рис. 4. Часть формы рукоятки меча (древняя Грузия).Рис. 5. Литой барс (древняя Грузия).Рис. 6. Часть литейной формы (а), стержень(б) скифского бронзового наконечника стрелы(в) и половинка предски-фского четырехместного кокиля (г).




Похожие:

История литья на Руси iconИстория художественного литья

История литья на Руси iconПолитическая история Полоцкого княжества в XII веке
Руси. Она первая выделилась из состава Киевской Руси, в ней, следовательно, впервые проявились те центробежные силы, которые через...
История литья на Руси iconДокументы
1. /История-история христианства на Руси.doc
История литья на Руси iconСухова Лилия Владимировна, преподаватель истории и обществознания. Тема: «История развития православия на Руси (от крещения до церковного раскола)»
Сухова Л. В., Свиридова Е. «История развития православия на Руси (от крещения до церковного раскола)»
История литья на Руси iconКультура древней Руси
История возникновения древней Руси (культура славянских и праславянских племён) 2
История литья на Руси iconКультура древней Руси
История возникновения древней Руси (культура славянских и праславянских племён) 2
История литья на Руси iconТематика курсовых работ 2011/2012 учебного года История отечественного государства и права Государственный строй Киевской Руси
«Русская Правда» – кодекс феодального права Киевской Руси (происхождение, основные редакции, общая характеристика)
История литья на Руси iconИстория Руси

История литья на Руси iconИстория Киевской Руси

История литья на Руси iconИстория христианства на Руси

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы