Концепты общества потребления во французской литературе 50-60-х годов 20 века на примере романов Э. Триоле Розы в кредит, Ж. Перек Вещи и С. де Бовуар Прелестные картинки icon

Концепты общества потребления во французской литературе 50-60-х годов 20 века на примере романов Э. Триоле Розы в кредит, Ж. Перек Вещи и С. де Бовуар Прелестные картинки



НазваниеКонцепты общества потребления во французской литературе 50-60-х годов 20 века на примере романов Э. Триоле Розы в кредит, Ж. Перек Вещи и С. де Бовуар Прелестные картинки
Дата конвертации12.07.2012
Размер393.71 Kb.
ТипРеферат
Концепты общества потребления во французской литературе 50-60-х годов 20 века на примере романов Э. Триоле Розы в кредит, Ж. Перек Вещи и С. де Бовуар Прелестные картинки


ПЛАНВведение…………………………………………………………………………………………….1Глава I - Социально-исторический контекст возникновения обществапотребления во Франции 60-х годов 20 века………………………………………………………………………………………9Глава II – Концепты общества потребления в романе Э. Триоле “Розы вкредит”……………15Глава III - Концепты общества потребления в романе С. де Бовуар “Прелестныекартинки”..20Глава IV - Концепты общества потребления в романе Ж. Перека“Вещи”…………………….29Заключение………………………………………………………………………………………….34 ВведениеВ работе рассматриваются 3 романа, принадлежащие перу 3-х французскихписателей, относящихся к разным поколениям, имеющие разную творческуюориентацию: Э. Триоле (1896-1970), С. де Бовуар (1908-1986) и Ж.Перек (1936-1982). Но это сочетание текстов оправдано не только тем, что произведенияэти появляются в одно и то же время, но и относятся к одному литературномутечению, которое появляется во Франции в конце 50-начале 60 годов 20 века иполучило название «шозизм». Степень изученности: произведения эти завоевали популярность не тольково Франции но и в других странах и поскольку речь в этих произведениях шлао кризисе буржуазного общества и авторы выступали на защиту гуманистическихценностей, то они были переведены и опубликованы и в нашей стране изавоевали широкую известность среди советских читателей. В настоящее время, когда не только на Западе но и в нашей страневозникло общество потребления, эти тексты обретают новое звучание. Что касается степени изученности, то эти произведения вызвали интересисследователей и критики в момент их появления, рецензии и вступительныестатьи. Затем интерес к этим произведениям угасает. Возможно этообъясняется двумя причинами: во-первых, рассматриваемые произведениясозданы так называемыми писателями «второго ряда», но можно заметить, чтоизучение такого рода литературных текстов, не относящихся к разрядушедевров, позволяет более полно воссоздать картину литературной жизни эпохии понять логику литературного развития. Во-вторых, в момент своегопоявления эти произведения оценивались преимущественно с позицийсоциологического метода, рассматривающего связи между процессами,происходившими в обществе и текстами художественной литературы. Известночто этот метод, который был долгое время ведущим в советскомлитературоведении, что вело неизбежно к вульгаризации или упрощению. Вработах 60-х годов рассматривалось в основном содержание и социальнаянаправленность этих произведений. Возможно это породило мнение о них как опроизведениях малоинтересных в художественном отношении, а потомуисчерпанных для исследователей, с чем трудно согласиться. Можно заметитьчто в последние десятилетия как в западном так и в отечественномлитературоведении вновь возрождается интерес к социологическому методу,освобожденному от вульгаризации.
* При этом рассматривается не толькоотношение реальность-текст, но учитывается также и преображение реальностив творческом сознании автора, который фиксирует в произведении собственноевидение мира. Такое понимание социологического метода позволяет осуществитьновый подход к рассматриваемым текстам. Более того, использованиесоциологического метода по отношению к названным произведениямпредставляется адекватным исследуемому материалу, поскольку можно сказатьчто целью этого произведения является отражение новых явлений вэкономической и общественной жизни, трансформации, которые происходят вобществе и сознании людей. Рассмотрение произведений, принадлежащий разнымавторам, позволяет увидеть различное восприятие одной и той же реальности исделать попытку выявить как общие черты так и различия, характерные длялитературы «шозизма»Однако, элементы социологического метода должны быть дополнены за счетдругих методов анализа. Новый аспект в исследовании этих романовоткрывается благодаря использованию данных теории концептов. Концептпроисходит от лат. «conceptum»- познавать, постигать.**Категория концепта органично вписывается в схему анализа названных текстов,где речь идет о тех изменениях, которые происходят в сознании людей, подвлиянием социальных трансформаций, и о процессе внедрения в их сознаниеновых понятий и представлений, т.е. о формировании и распространении новыхконцептов, для данной работы особенно значимыми оказались следующиеположения теории концептов: сложная природа концептов, включающая рядэлементов или ряд уровней: универсального или общенационального, групповогои индивидуального (включает несколько элементов или несколько уровней).Концепты могут иметь вербальную или невербальную форму, они подверженыисторическому развитию. В работе рассматривается изображение концептовобщества потребления, на примере**Никола М.И., Киреева И.В. Зусман В.Г. Межкультурная коммуникация”,Н.Новгород, Деком, 2001*Система литература и методы ее изучения /Зинченко В.Г., и др. Н.Новгород,1998, стр. 92-95, 102-11050х-60х годов 20 века.Три романа, по-разному, на разном художественном материале, сиспользованием различных художественных средств, исследуют одну и ту жепроблему, которая встала в XX веке перед человечеством: проблемусоотношения человека и общества в современном мире, особенности психологиии мироотношения человека в мире потребления, в мире вещей. Исследуемыепроизведения написаны писателями так называемого "второго ряда" и изученынедостаточно, несмотря на то, что эти книги были популярны в свое время.Существует большое количество статей и рецензий, но нет специализированныхисследований. Дополнительный интерес представляет обращение к текстам 3-хразличных авторов, чья творческая манера несхожа, совпадение темы ихроманов свидетельствует что она представляет интерес, отражаетдействительность, современную авторам. В настоящее время опасность сталаболее очевидна, но писатели отреагировали уже давно на кризис традиционныхценностей.В последние десятилетия возрождается интерес к социологическому методу.Этот подход используется и в отечественном литературоведении, нопринимается во внимание тот факт, что литературное произведение неявляется точной копией действительности, а рисует картину реальности, какее видит писатель.Использование социологического метода для изучения литературногопроизведения позволяет поэтому делать выводы и о творческой манереписателя. Можно заметить что в свое время советская критика используетсоциологический метод в его прежнем понимании, такой подход был в какой-томере оправдан. Авторы анализируемых произведений сознательно делают акцентна изображение социальной действительности и занимают критическую позицию кэтой изображаемой действительности. Но подчеркивая эту критическуюнаправленность, критика упрощала произведение, упуская исследованиеформы, принимая во внимание только содержание. Новое пониманиесоциологического подхода обеспечивает новизну исследования, элементысоциологического метода дополнены элементами текстового анализа.Оптимистическая концепция буржуазного прогресса, получившая своераспространение в XVIII-XIX веках, исходила из уверенности, что повышениеблагосостояния общества и, следовательно, каждого человека в нем приведет кулучшению материального и, как следствие, культурного уровня каждогочеловека в отдельности и тем самым приведет к расцвету человеческойличности. В послевоенной Европе и Америке стало очевидным, что повышениеблагополучия подчас оборачивается порабощением человека миром вещей, кобезличиванию личности, упадку ее духовных интересов. Этот феномен общественного, культурного, психологического и пр. развитияобщества стал объектом изображения во многих произведениях французскойлитературы 50-60х годов XX века и получил название «шозизм». Под влиянием потрясших Францию событий писатели мыслили такимимасштабными понятиями, как наука, народ, фашизм и антифашизм, кланы ипартии. Литература предельно социологизировалась, приковалась кзлободневному – не только проза но и так называемая поэзия обстоятельств.«Пережитое было столь значительным само по себе, что не нуждалось вобобщении, убеждали факты, и к точной передаче их в документах исвидетельствах, в дневниках и письмах стремились писатели»* В литературе «шозизма» остро ставится вопрос об обесчеловечиваниичеловека в эпоху материального благополучия. Эта проблема по-разномуосмыслялась французскими писателями, но общее из их концептов было-отрицание, критика «общества потребления», неприятие «вещизма», выросшего вдушах людей под влиянием удовлетворения их экономических интересов. Художники выражали свои творческие концепты при помощи различныххудожественных средств, однако общность цели заставляла использовать схожиехудожественные приемы, которые стали традиционными для литературы«шозизма».*Андреев Л.Г. Современная литература Франции. 60-е годы М. ИздательствоМГУ, 1977 В дипломной работе рассматриваются отношение художников к обществупотребления на материале одного из романов каждого из них: Э.Триоле «Розы вкредит», Ж. Перека «Вещи», Симоны де Бовуар «Прелестные картинки» и а такжесопоставляются концепты этих романов и творческие приемы, развернутые вних, с концептом литературы «шозизма», широко представленной в литературе60-х годов XX века. В настоящее время открывается новая возможность исследования этихпроизведений в связи с новой актуализацией в литературоведениисоциологического метода. С вышеуказанным связана актуальность избранной темы исследования:изучение концептов романов литературы так называемого "второго порядка" сиспользованием социологического метода в его современной интерпретации, атакже в связи с использованием данных теории концептов.Цель работы: рассмотреть изображение основных концептов обществапотребления в романах Э.Триале «Розы в кредит», Ж.Перека «Вещи», Симона деБовуар «Прелестные картинки» и их художественных особенностей. Изучение данной темы тем более значимо, что она пока еще недостаточноисследована литературоведческой наукой, и соотнесение их с ведущимлитературным движением во Франции 50-60 годов XX века- с шозизмом. Исходя из вышеобозначенной цели исследования, вытекают задачи работы: - изучить своеобразие художественного мира каждого из этих произведений; - соотнести концепты романов и способы их художественной реализации с концептами и эстетикой литературы шозизма; - исследовать концепт общества потребления в каждом из романов и показать, каким образом отразились в них тенденции эпохи; - соотнести концепты романов с тенденциями культурной жизни Франции 60-х годов XX века, а также показать отражение в этих концептах ведущих социально-экономических тенденций эпохи.Метод исследования: Данное исследование выполнено при использованиисоциологического метода.Социологический метод в литературоведении:Социологический метод связан с пониманием литературы как одной из формобщественного сознания. Во «взаимной соотнесенности» с другими подходами, ане как единственный и универсальный. Однако, элементы социологическогометода должны быть дополнены за счет других методов анализа, используяданные теории концептов.Употребление этого термина стало модным, что привело к многочисленнымтерминологическим неточностям, противоречиям, теоретическимнедоразумениям.****Попова З.Д., Стернин И.А. "Понятие "концепт" в лингвистическихисследованиях. Воронеж, 1999, стр.4-5*В.Г. Зинченко, В.Г. Зусман, З.И. Кирнозе «Система литература и методы ееизучения» Однако, общепризнанным является тот факт, чточеловек мыслит концептами, комбинируя их и формируя новые концепты в ходемышления. Мышление это оперирование концептами как единицами структурногознания.Как пишут представители Воронежской лингвистической школы возможнатипология концептов, разграничивающая концепты разных типов- понятия,общее представление, картинки, сценарии, фреймы, прототипы, штампы идр. Тип концепта отражает специфику явления объективной или субъективнойдействительности.Концепт понимается как глобальная мыслительная единица, представляющаясобой объект структурированного знания. Концепт- это идеальные сущности,которые формируются в сознании человека:1) из его непосредственного чувственного опыта- восприятие действительностиорганами чувств;2) из непосредственных операций человека с предметами, из его предметнойдеятельности;3) из мыслительных операций человека с другими, уже существующими всознании концептами- такие операции могут привести к образованию новыхконцептов;4) из языкового общения (концепт может быть сообщен, разъяснен человеку вязыковой форме, например, в процессе обучения, в образовательномпроцессе;5) из самостоятельного познания человеком реальности*В работе рассмотрены концепты общества потребления Франции, касающиесявозникших в 60-е годы 20 века новых идеологических ценностей "обществапотребления": приобретение вещей.Появление этих концептов связано с формированием в обществе новыхпотребностей, новых идеалов. Таким образом, оказывается, что концептыобщества потребления суть отражение объективно существующих в обществеценностей.В каждом из этих романов писатели неизменно критикуют "вещизм" современногоим французского общества, опираясь в своей критике на систему традиционныхценностей, на сочувствии к бедным, к страданиям и нищете, в которых живетбольшая часть человечества, и признание высокой роли человека в помощисвоим близким в перестройке мира в целях гуманности и сострадания кбедности и нищете и.т.д.Та система высоких гуманистических ценностей, которая движет писателями-авторами вышеуказанных романов, сближает их с гуманистической традициейевропейской, в частности французской литературы. В те же 60-е годы во Франции получает высокое развитие литератураэкзистенциализма, к которой относятся такие крупные художники как А.Жид,Сартр, Камю и др. Для литературы экзистенциализма в целом было характерно признание высшейценности - экзистенции, т.е. существование, перед которой меркли иныеценности. Литературе экзистенциализма была свойственна высокая духовность,тогда как героям романов "шозизма" - в высшей степени бездуховность, всеих стремления сводились только к приобретению вещей.Все вышесказанное определяет структуру работыРабота состоит из «Введения», пяти глав и «Заключения».ВведениеГлава I - Социально-исторический контекст возникновения обществапотребления во Франции 60-х годов 20 векаГлава II – Концепты общества потребления в романе Э. Триоле “Розы в кредит”Глава III - Концепты общества потребления в романе С. де Бовуар “Прелестныекартинки”Глава IV - Концепты общества потребления в романе Ж. Перека “Вещи”ЗаключениеДля исследования избраны три романа писателей 60-х годов, которыеобъединяет критика писателями идеалов "общества потребления", "вещизма".Это- роман Э.Триоле "Розы в кредит", являющийся первой частью трилогии"Нейлоновый век"; роман С. де Бовуар "Прелестные картинки"; Перека "Вещи".Все это писатели так называемого "второго ряда" французской литературы" 60-х годов, изучение творчества которых необходимо в целях полнозначногоосмысления литературного процесса, поскольку они входят в этот процесс,их творчество так или иначе представляет творческие и идейные исканияфранцузской литературы.Романы этих 3-х писателей вписываются в литературную традицию "шозизма",которая была широко представлена в 60-х годах в литературе Франции. В связис этим указанные романы привлекают интерес исследователей литературы досовременного момента, поскольку без них картина литературной жизни Францииостается неполной. Ранее эти романы не становились предметом специальногорассмотрения. ГЛАВА I Социально-исторический контекст возникновения общества потребления воФранции 60-х годов 20 века. 1. Особенности экономики Франции 60-х годов 20 века.Кризис 30-х годов и Вторая мировая война обескровили экономику Франции. В1945 г. инфраструктура была разрушена, производственные мощности устарели,финансовая система рухнула, внешняя торговля фактически свелась к нулю. Впериод с 1945 по 1974 г. Франция, как и другие промышленные страны,переживала процесс долговременного экономического роста. За этотридцатилетие Франции удалось восстановить экономику, преодолеть торговуюизоляцию, добиться активного экономического роста, вступить в периодпроцветания. С 1945 по 1958 г. в стране происходила реконструкция, в частности,модернизация средств производства. В этом процессе государство играловажную роль, прибегнув к планированию и расширению государственногосектора. Оно взяло под свой контроль крупные банки, добычу угля, электро игазоснабжение и часть промышленных предприятий, произведя их национализацию(таких как «Рено»). Наряду с этим государство использовало американскуюпомощь в рамках плана Маршалла. На первом этапе государственное влияние касается приоритетных областей:транспорта, энергетики, тяжелой промышленности. В 1948 г. был достигнут довоенный уровень производства, благодарярастущей потребности в рабочей силе в стране обеспечена полная занятость. «Страна начала превращаться в общество потребления, а мощныйдемографический рост поддерживает внутренний спрос»* Однако торговля Франции оставалась в рамках прежней колониальнойимперии. В 1958 г. доля экспорта составляла лишь 9% ВВП, а на бывшиеколонии приходится четверть французского импорта и около трети экспорта. С 1958 по 1973 г. темпы экономического роста ежегодно увеличивались всреднем на 5,5% по сравнению с 4,8% в ФРГ, 3,9% в США. ВВП за указанный срок в неизменных ценах, выраженных во франках,удваивается, а прирост промышленного производства составляет 5,7 в год.Инициатива в области инвестирования переходит от государства к частномусектору, в котором наблюдалась первая волна концентрации. Благоприятным для частного сектора являлась низкая стоимость энергии иминерального сырья, а девальвация национальной валюты позволялаподдерживать конкурентноспособность на внешних рынках, несмотря на то, чтоуровень инфляции во Франции выше, чем у многочисленных конкурентов.Вследствие деколонизации и благодаря вступлению в 1951 г. в Европейскоеобъединение угля и стали, а в 1957 г. в Европейское экономическоесообщество (ЕЭС) Франция стала страной, широко открытой для внешнейторговли. В сельском хозяйстве и промышленности происходит модернизация.Государство развивает транспортную инфраструктуру, в частности, строитавтострады и поддерживает крупномасштабные программы в области авиационнойпромышленности и ядерной энергетики. Кроме того, сокращается дисбаланс вэкономическом развитии между Парижем и провинцией, благодаря* Франция /Под ред. Ю.И. Робинского.- М. ЗАО «Интердиалект», 1999г.децентрализации и осуществлению политики благоустройства территорий. В области промышленности свободное передвижение товаров и капиталовстало стимулом для развития предприятий. В результате росли инвестиции,резко усиливалась концентрация капитала, рост числа филиалов за рубежом. Сфера обслуживания также выигрывала от общеевропейского процесса.Развитие свободной конкуренции способствовало модернизации различных видовтранспорта. Свобода передвижения способствовала развитию туризма воФранции, при этом 80% туристов является европейцами. Таким образом, в 60-е годы 20 века Франция достигла благосостояния истала обществом потребления. 2. Социально-политическая структура во Франции 60-х г. 20 века.Пятая республика, созданная в соответствии с Конституцией 1958 года. Если вначале левые силы выступали против конституции 1958 года, топозднее сложился широкий консенсус. Государственные институты работалиудовлетворительно потому, что голлизм, которым они руководствовались,являлся не только политической идеологией, но и методом действия,основанным на ясных принципах: величие Франции, центральная рольгосударства, преимущество интересов нации над идеологиями, необходимостьтого, чтобы глава государства стоял «над партиями». Именно этот последний принцип побудил Шарля де Голля выступить спредложением о внесении в текст Конституции 1958г. коренного изменения:президент республики должен избираться прямым голосованием, что и былозакреплено в Конституции в результате ее пересмотра в 1962 году. В 1965 году генерал де Голль был переизбран путем всеобщего голосования.Такой механизм принципиально отличается от режима Третьей и Четвертойреспублики, когда главенствующая роль отводилась избранному парламенту,которому и принадлежало право назначать президента. В то же времяконституционная практика под влиянием сильной личности генерала де Голлятакже также усиливала доминирующую роль исполнительной власти. 3. Общественная жизнь.Начиная с 50-х г. экономический рост и связанный с ним технический исоциальный прогресс вызвали во Франции глубокие перемены. Общество вступилов эпоху потребления и досуга. Несмотря на трудности, которые странапереживала после кризиса, уровень жизни французов стал одним из самыхвысоких в мире. В то же время экономическое и социальное развитие привело к некоторойстандартизации образа жизни и потребительских привычек, в частности,горожан и сельских жителей. Но, несмотря ни на что, региональныеособенности вовсе не исчезли и в значительной степени способствовалиформированию во Франции неповторимой географической и культурной мозаики,отражавшей европейское многообразие. Между 1955 и 1995 г. средняя покупательская способность французоввозросла в 4 раза. В этот период резко возросло их благосостояние. В этотже период население получило возможность воспользоваться социальнойзащитой. Лицам, не имеющим средств к существованию, выплачивалась сумма из такназываемого социального минимума: пособия по нетрудоспособности, пособиядля безработных и престарелых. В целом в долгосрочном плане социальноенеравенство уменьшилось, как и разница в доходах и размерах имущества. В целом заработная плата составляла половину доходов, социальные выплаты- треть. Остальное приходилось от деятельности не по найму, а также надоходы от капитала и от собственности. Уровень жизни французов определялся в зависимости не только от денежныхдоходов, но и от имеющегося у них имущества, больше половины среднейоценочной стоимости которого составляли недвижимость и земельные владения.Остальное приходилось на ценные бумаги, среди которых все большее местозанимали страховые полисы, акции и облигации, котирующиеся на бирже. Французы тратили в среднем 22% своего дохода на оплату жилья и связанныхс ним расходов. В 1960 г. общее повышение уровня жизни вызвало неуклонныйрост потребления в среднем на 3% в год. Значительно сократились расходы напитание и одежду, а также бытовые приборы и мебель. Существенно возрослирасходы на приобретение жилья и его содержание, медицину, транспорт исвязь. В 60-е годы наблюдается рост расходов французов на приобретение бытовыхприборов, на медицину, на организацию досуга – на путешествия. Эти показатели отразили глубокие изменения в образе жизни французов ибольшую ориентацию общества на потребление и досуг. Происходит процессстандартизации вкусов потребителей, отразившийся в увеличении выпускаготовой к употреблению продукции, будь то замороженные продукты питания илирестораны бытового обслуживания, организованные путешествия, отдых. В то же время менялись давно укоренившиеся привычки: потребление вина ихлеба резко снизилось и неуклонно падало потребление табака. Однако, как быв противовес тенденциям стандартизации, стало высоко цениться потреблениевысококачественных продуктов и деликатесов: шампанского, дорогих вин,предметов роскоши. Пристрастие к изысканной кухне стало не привилегиейотдельных состоятельных людей, а стало доступно среднему классу. В связи сростом уровня жизни, урбанизацией страны, исходом населения из сельскойместности в города произошли изменения в семье: разрушение традиционныхсемейных групп выразилось в том, что пожилые люди намного чаще чем раньше,стали жить отдельно от молодых. Росло число разводов. Шло постепенноенарушение семейной иерархии, где авторитет зависел от возраста истаршинства. Такие перемены сопровождались сокращением числа браков иростом числа разводов.Однако семья по-прежнему оставалась главным прибежищем, где можно укрытьсяот сложностей времени. Молодые начинали самостоятельную жизнь в 60-е годы в20-21 год. Оставался значительным тот поток материальных средств, которыеадресовали родители в помощь взрослым детям. 4. КультураЛишь в середине 20-го века была четко сформулирована, наряду с поощрениемтворческого труда и сохранением культурного достояния, третья задача:распространение культуры. Пионером в этом отношении был министр просвещенияи изобразительных искусств в правительстве Народного фронта. Его начинанияпосле освобождения от нацистской оккупации были развиты. Средства,выделяемые министерству культуры, из года в год увеличивались. Полномочияорганов власти территориальных коллективов и их финансовые возможности вэтой области были расширены благодаря принятию законов о децентрализации.Велика была роль ассоциаций и предприятий в развитии культуры. Вассоциациях работало около 20 000 человек. Ежегодно французы тратили около150 млрд. франков на приобретение техники, книг, журналов билетов наспектакли. В 1962 году особое внимание стало уделяться центрам городов.Согласно этому закону, в программу обустройства городской среды вносилисьпроведение реставрационных работ. Была поставлена задача сохраненияпромышленных и сельских ландшафтов. Во Франции активно развиваласьлитература. Несмотря на то, что основным жанром был роман, представленный восновном именами сюрреалистов (Камю, Сартр, Ануй и др), однако развиваласьи реалистическая литература и поэзия. Активно развивалось театральноеискусство, кинематография, музыка, живопись. Власти проводили активнуюполитику приобщения к культуре путем образования и обучения с раннегодетства. Каналы государственного телевидения отводили часть своих программпроблемам культуры и искусства. ГЛАВА II. Концепты общества потребления в романе Э. Триоле “Розы в кредит”На рубеже 50-60 г. Э. Триоле написала реалистическую трилогию «Нейлоновыйвек», состоящую из романов «Розы в кредит» (1959), «Луна-парк» (1959) и«Душа» (1963). «Это было, пожалуй, первое большое произведение французскойлитературы, попытавшееся воссоздать суть и облик новой стадии в жизниобщества, той социальной ситуации, когда капитализм относительностабилизировался. Триоле одна из первых подняла значительную тему, котораяв 60-е годы выдвигается в центр внимания французской литературы – тему«потребительского общества»*Центральный концепт – страсть к вещам. Кредит- новое отношение к деньгам,то что нельзя купить сразу, можно купить в кредит. Один из концептоввынесен в заглавие, что подчеркивает его значимость, новая реалия, которойраньше не было,столкновение ее с традиционной системой ценностей и идеалов. Концепт розытрадиционен, это воплощение красоты, но в романе этот концепт меняет своезначение. Это связано с противопоставлением систем ценностей: Мартина,которая с восторгом принимает общество потребления и те возможности,которые оно открывает, эти концепты обладают для нее притягательностью.Предел мечты для нее- искусственные розы, купленные в кредит. Ее мужДаниель занимается выращиванием роз, и для него это имеет совершенно иное,индивидуальное наполнение, этот концепт связан для него с творчеством иработой. Это столкновеное проходит через весь роман. Показано внедрениеновых концептов в сознание людей. Исследуется групповой концепт (семьяМартины). Подчеркивается высокая степень стандартизации.Триоле подчинила картину «нейлонового века» своей концепции человека,выдвинув в каждом из романов на первый план тему призвания, тему счастья. Два первых романа трилогии резко контрастируют между собой. Героиняромана «Розы в кредит» Мартина «удивительно красива», не лишена задатков,она легко осваивает любое дело, за которое берется, автор отмечаетмечтательность героини, ее любящее сердце, привязанность к приемной матери,давнюю глубокую ее любовь к Даниелю, ее возлюбленному и мужу. Но она формируется и реализуется в условиях «Нейлонового века», Парижа50-х годов. Кругозор Мартины ограничен картинками модных журналов, красотойпарижских парикмахерских, салонов красоты и винить Мартину за это довольнотрудно: автор в первых главах романа подробно описывает нищету и убогостьобстановки ее родного дома, ее родного деревенского жилья, грязь, грубость,омерзительность дома ее родной матери. И потому, попав в чистуюблагоустроенную парикмахерскую и в теплую человеческую обстановку салона –парикмахерской мадам Донзер, она быстро привязалась к ней и сталаненавидеть свой бывший дом и грубость своей родной семьи, стесняться своейматери. Вот как автор описывает нищету домашней обстановки Мартины: «Никогда вжизни мадам Донзер не видывала ничего похожего на лачугу Мари, мусорныйящик и тот мог показаться цветущим садом по сравнению с этой комнатой.Мартина, несчастный ребенок, стала теперь еще дороже мадам Донзер. А уждвор или, вернее, загон…»**После переезда в Париж, Мартина была очарована великолепием и внешнимизяществом парижанок, посещавших салон красоты, в котором она работала,богатством витрин, удобством и разнообразием красок внешней, бытовойстороны жизни Парижа и, не оглядываясь, с головой окунулась в стихиюприобретения вещей. Даниэль, любящий Лоранс, восхищающийся ее красотой, говоривший что«совершенство вредит ее красоте» Даниэль, выращивающий прекрасные розы иполностью поглощенный своим призванием, мечтой вырастить самую прекраснуюрозу на свете не разделяет увлечения Мартины приобретения вещей.Но героиню трудно винить за эту овладевшую ей страсть к приобретению.Выросшая в грязи и нищете, покоренная великолепием Парижа, героиняподдается вещизму потому, что она- жертва общества, навязывающего ей свои«потребительские» идеалы.**Э.Триоле «Нейлоновый век»Он ослепляет Мартину своими возможностями хотя бы в кредит приобрестиподдельные розы обывательского уюта.Хорошо сделанные вещи навязываются человеку «потребительским обществом», нетолько как воплощение красоты, реализация самой затаенной мечты человека.Так горизонты существования человеческой души оказываются закрытымимебельными гарнитурами.«Мартина сама превратилась в предмет стандартного гарнитура. У нее вквартире не сыщешь не одной книги. Нет даже газет. Только радио ителевизор. Желания у нее стали пластмассовые, а счастье нейлоновым»*Мартина в романе тщательно выписана, ее плотская красота, ее быт, в которомона вся отражается, ее мечты, воздействие на ее сознание парижской рекламы. В романе Э. Триоле, в одном из первых произведений французскойлитературы. Отразилось воздействие на психику человека новых явленийфранцузского потребительског общества: рекламы, средств массовойинформации. На всем пространстве романа автор постоянно описывает как в душе Мартиныистинное стремление к красоте, к счастью неизменно подменяется желаниемприобрести вещи. При этом автор не включает в повествование внутренниемысли Мартины, связанные с ее стремлением к красоте, к счастью, даже к чудупроводится на сюжетном уровне структуры романа. Не случайно Мартина полюбила очень крепко Даниеля: с детства и на всюжизнь. А Даниель увлечен разведением роз, ему глубоко, по его натуре, чуждостремление к поверхностной красоте. Он любит глубоко красоту и выращиваетистинную, уникальную природную красоту мира- розы. И потому, при описаниивстреч Мартины и Даниеля, их разговоров вдвоем, их любви авторвоспроизводит диалоги героев и сюжетные ситуации, включая описаниеочаровательных пейзажей.Тем самым он передает тот психологический механизм, который неизменносрабатывает в мыслях Мартины: глядя на пейзажи она наслаждается истиннойприродной красотой, с Даниелем- искренне любит его, но едва только ейпредставляется возможность высказать какое-то свое мнение -–как этонепременно становится мнение о вещах.Андреев Л.Г. «Современная литература Франции, 60-е годы»Таким способом автор мотивирует ту подмену понятий, которая произошла вдуше Мартины: слишком необразованная, чтобы знать что-то о духовной жизни,заботится об удовлетворении каких-то своих духовных возможностей, даже, всилу своей необразованности, не предполагающая, что у нее имеются духовныепотенции, она свойственное ей стремление к красоте, к чуду неизменнопереносит на вещи. Она подошла к Даниелю и, ни слова не говоря, сталасмотреть с ним как угасает необычайная окраска небес. Когда все подернулосьголубоватой дымкой Мартина вздохнула- «Ты знаешь, как Доминика называетнашу кухню? Приемная. До чего же это смешно! Ты угадал, она просто-напростодура, при всей своей таинственности!»*Закат еще не угас, сегодня небо было экстравагантнее чем обычно- багрово-красное, в просветах между темных облаков с желтыми краями, оно сохранялояркие краски, фосфорецировало. - Фосфорецирует,- сказала Мартина. –Как маленькая богоматерь, которую мама - Донзер привезла… Это не было чудом. Просто краски фосфорецировали… - А ты предпочла бы чудо? – Даниель замолчал. Потом продолжал:- Мне кажется что Доминика посмеялась над тобой, она достаточно умна, чтобы намекнуть на твою необразованность. Я никогда не слышал, чтобы она называла кухню «приемной». Боюсь что дурочкой оказалась ты. Сделана столь развернутая выписка из текста, поскольку представляется что здесь раскрыт психологический механизм «страсти к приобретению вещей», которая так сильно овладела душой Мартины. Весь диалог перемежается описаниями великолепного заката. Герои обмениваются репликами по поводу его красоты и- одновременно- по поводу приобретательской страсти Мартины, рисующей ее «необразованность», как определил Даниель. И далее, на всем пространстве романа, Мартина в самые неподходящие моменты высказывается о вещах: «Среди ночи, глядя с кровати на очистившиеся от облаков небо, где одна звезда горела ярче другой, Мартина завела с Даниелем разговор о спальне: она хочет приобрести спальню для их квартиры, которую мама Донзер, Жорж и Сесиль подарили им, купив ее в кредит. *Э. Триоле «Нейлоновый век» Сонный Даниель плохо слушал, но Мартина продолжала говорить, вертеться с боку на бок, задавать ему вопросы, и кончилось тем, что он совсем прослушал… Какая спальня? Зачем покупать спальню? У них ведь нет денег! Легко сказать – в кредит! Кредит облегчит покупку?**Триоле Э. «Нейлоновый век»ГЛАВА Ш. Концепты общества потребления в романе С. де Бовуар “Прелестныекартинки” Роман Симоны де Бовуар «Прелестные картинки» написан об этом «обществепотребления», экономических, социально-политических и культурныхособенностях которого в 60-е годы 20 века речь шла выше, в предшествующейглаве. Об этом обществе и месте человека в нем.Главный концепт этого романа- реклама, также один из концептов обществапотребления, даже название романа: «Прелестные картинки» связано с этим,героиня сама создает «Прелестные картинки». Цель рекламы- навязывание новыхконцептов людям- новых представлений о красоте, что также служитстандартизации. Сначала автор нам показывает уик-энд, затем- этомупротивопоставляется сознание главной героини, от имени которой и ведетсяповествование, она не утратила гуманистических ценностей, она критическиотносится к себе и окружающим. Центральной героиней романа является Лоранс, обеспеченная молодаяженщина (ей в романе 28-29 лет, хотя возраст точно не указан, его можноопределить по тексту) среднего круга – она занимается рекламным бизнесом.Муж-строитель. Благополучная обеспеченная семья, в которой двое детей. Бракзаключен по любви. Очевидно благополучие, которое проявляется во всем, вмежличностных отношениях между мужем и женой, хорошие дети, материальнаяобеспеченность, хорошие родители, главные герои романа вращаются в светскомкругу, путешествуют, знают и любят культуру, ценят друг друга. И в то же время – с первых строчек романа очевидно какое-тонеблагополучие, ощущение внутреннего духовного дискомфорта, которое точитдушу главной героини. Роман написан в форме 3-го лица («er-geschichte», по терминологииБ.Эйхенбаума, Томашевского, М.М. Бахтина) однако точка зрения автора-повествователя («автора художественного»- Б.О. Корман) сближена с точкойзрения героини Лоранс и потому автор передает все внутренние, потаенныемысли и ощущения Лоранс. И потому читатель видит все то, что видит героинязнает о прошлом то, что знает о нем героиня и всегда в курсе всехневысказываемых мнений, мыслей и оценок героини (совокупность точек зренияавтора- повествователя, изложенная в монографии Б.О. Кормана, лирика Н.А.Некрасова: пространственная, временная, аксиологическая точки зрения) А мнения Лоранс чаще всего саркастические или, как минимум, иронические.Роман открывается описанием светского раута, на котором присутствуетЛоранс. Она оценивает: «Все было безукоризненно: солнце и ветерок, жаровня-барбекью, сочные бифштексы, салаты, фрукты, вина. Жильбер рассказывал опутевых и охотничьих приключениях в Кении, а Лоранс предложила им тест спаромщиком, и они загорелись: они обожают удивляться самим себе и смеятьсядруг над другом»* Очевидно, что автор передает мысли и характервосприятия своей героини. Эта выписка из текста приведена, поскольку оназаинтересовала нас в следующих аспектах, которые представляются намопределяющими для характера художественного мира романа:1) Эти мысленные замечания Лоранс находятся в самом начале романа, а, как известно, начало и конец произведения М.М. Бахтин определяет как «кодирующие», т.е. определяющие характер художественного мира произведения в целом;2) Очевидна ироническая интонация, направленная на себя и окружающих: только человек, склонный видеть во всем смешное или, напротив, негатив, подмечает поведенческие детали, которые выставляют людей и самого себя в смешном, нелепом свете: «Они обожают удивляться самим себе и смеяться над другом». Так непринужденные светские отношения, сдобренные оттенком веселости и подчеркнутого доброжелательства друг к другу оборачиваются в глазах героини нелепой стороной, в них подмечается деланность, искусственность: «Они обожают…» И писатель приводит это замечание Лоранс, чтобы познакомить читателя с характером оценок в своем художественном мире;3) Фраза начинается с иронических слов «Все было безукоризненно». Такую ироническую оценку можно дать, увидев тщательность заботы хозяина о совершенстве своего приема, т.е. такая оценка может относиться к тому, как сервирован стол, к подбору гостей, к характеру светской беседы- т.е. усилиям хозяина в совершенстве светского раута. Но здесь описание начинается с обозначения явления природы: «солнце, ветерок», - т.е. того, что неподвластно человеку, что представляет собой субстанционально иные силы – силы Бога и что воплощает собой столь немало содержательное понятие (и – в первую очередь – для каждого произведения художественной литературы) как полнота жизни, ее первозданная прелесть. Потому что в отличие от форм жизни людей формы бытия мира, природы остаются вечно неизменными – как создал Бог (илипоявился мир), так явления природы и не изменялись.Далее на всем пространстве романа читателя автор знакомит только с однойточкой зрения- Лоранс. Остальные герои делятся своими мыслями ипредставлениями, но только в диалоге. Лоранс же принадлежит главная роль вромане в том смысле, что система временной, пространственной,оксиологической точки зрения автора художественного соотнесена ссоответствующими точками зрения Лоранс (Б.О. Корман). И в художественном мире романа все усиливается волна ироническихнегативных оценок лиц и событий, умения увидеть в них смешную сторону исоотнести с кукольностью, подменить механистический кукольный характерповедения, внешности, суждений, манер героев и себя самого. Таокй характер оценок героини автор мотивирует двойной мотивировкой. Во-первых, Лоранс свойственно видеть себя и событие как бы со стороны, сотдаленной точки зрения, подмечать неискренность, механистичность поведениялюдей и себя самой, видеть мир как бы в двойном измерении: вот этопроисходит здесь и я вижу это, но в это самое время точно то же происходитв другом мире, на иной планете: «В другом саду, совсем ином и в точноститаком же, кто-то говорит то же самое»*Такая особенность видения мира может проистекать от тайной мечтательности,глубокой поэтичности, о чем читатель смутно догадывается, поскольку смечтательностью и другими качествами героини автор читателя не знакомит.Перед читателем обычная заурядная дамочка из среднего круга, оченьнедовольная жизнью. Однако в сюжете романа неоднократно подчеркивается то,что из Лоранс мать и окружающая жизнь делали «прелестную картинку»*С. де Бовуар «Прелестные картинки»- т.е. хотели, чтобы девочка выглядела, вела себя как подобает, чтобы вцелом у ней была благополучная жизнь – и героиня ощущает себя подавленнойвлиянием извне на детскую ее сущность. Возможно, что она могла бы статьболее духовно зрелой, не будь этого давления, тяготения к благополучию. Во-вторых, ни героиня, ни автор художественный не видят и не отмечаютпрелести и красоты мира, хотя приметы этой красоты раскиданы по романущедро.Автор подробно перечисляет все вещи, окружющие героев: туалеты от Шанель,пеньюар Лоранс, туалеты Люсьена и Жан-Шарля, сад, в котором происходит раут(не описывая пейзаж сада), интерьеры, Грецию, куда совершают путешествиягерои. Однако все эти вещи вызывают у героини пресыщение, а автор описываетмир вещей как нечто, подавляющее людей, поскольку все, кроме Лоранс,второстепенные герои романа стремятся к деньгам, к карьере, и подчасприносят в жертву этому стремлению свою и чужую жизнь. Такова мать ЛорансДоминика, о которой автор говорит: «Она проникла на радио в сорок пятом ивсего добилась собственными силами- работала, как лошадь, топтала тех, ктоей мешал* В художественном мире рассказывается о том, как, в первую очередь,Доминика затоптала лучшие стремления в душе героини, одергивая ее в детствев своем стремлении к совершенству. Таким образом, оказалось, что все вещи,дорогие и красивые, окружающие Лоранс, вызывают у нее раздражение и сама ееприятная внешность ей неприятна, потому что она постоянно ощущает себя«прелестной картинкой». Так назван роман и в этом словосочетании содержится значение,определяющее концепт романа. В сюжете романа разворачиваются события, вкоторых все герои выступают как «прелестные картинки» – очевиднанеискренность, механистичность героев, их затаенное стремление ксобственной прагматичной выгоде, их схематизм и узость, а подчас пошлаяотвратительность (как у Жильбера) их поведение и мышление. И себя героиняощущает «прелестной картинкой». При этом автор постоянно приводит детали, говорящие о человеческихстраданиях и бедах: тысячах еврейских детей,*С. де Бовуар «Прелестные картинки» убитых фашистами во время войны, которая была так недавно, плакат «Дветрети детей голодают»; Лоранс вспоминает о своем ужасе, который онаиспытала два года назад, когда узнала о страшно замученной фашистамиеврейке. В романе изображена Катрин, дочь Лоранс, которая набралась где-то этихнедетских впечатлений об ужасах голода и войны. Оказалось что об этом ейрассказывает новая подружка Брижитт, живущая без матери, с отцом-хирургом ибратом, еврейка. Все хотят сберечь Катрин от тяжелых для девочкивпечатлений,помешать ее дружбе с Брижитт. Только Лоранс противится этому, потому чтодавление на ребенка ей кажется опасным, она не хочет подавить неокрепшуюпсихику ребенка, как подавили когда-то ее саму, сделав из нее «прелестнуюкартинку». Все герои романа «Прелестные картинки» живут благополучной, внешненаполненной событиями жизнью, но очевидна ограниченность, механистичностьих существования. Жильбер- один из богатейших людей Парижа, как о немговорят все. Однако весь интерес жизни этого 56-летнего мужчины сведен кженщинам. В сюжете романа он действует только в любовных историях: разрыв сДоминикой, вскользь говорится о его романе, закончившемся давно, сЛюсьеной, женится на молодой девушке. Доминика, которая борется за Жильбераи страдает от разрыва с ним не потому, что любит – о любви к Жильберу вромане нет ни слова – а потому, что ей нужны его деньги. Жан-Шарль, которыйна всем пространстве романа рассуждает и мечтает о будущем, и в то же времяпринимает жесткие решения относительно Катрин, жестко оценивает Лоранс. И олюбви Лоранс и Жана-Шарля в романе нет ни слова. Лоранс, у которой роман сЛюсьеном, вспоминает о давнем жаре их любви, но сейчас она к немуравнодушна. Люсьен, который, видимо, играет какую-то роль.Такими предстают герои в художественном мире романа. Очевидно, что их интересы, их духовные стремления подавлены материальнымблагополучием. Они самодовольны, они ни к чему ни стремятся и ничего нехотят- ведь их основные жизненные потребности удовлетворены. И в то же время автор показывает невыдуманные, страшные страданиячеловечества: голод, зверства фашизма, голодные дети. И перед маленькойКатрин встает вопрос: «Зачем мы живем?» Она задает этот вопрос матери, и татеряется, не зная что ответить, ведь она сама мучится, ощущая пустоту иникчемность и искусственность своей жизни, ежесекундно ощущая себяпрелестной картинкой. Таким образом, в романе Симоны де Бовуар мы видим людей, чьи стремленияи духовные порывы подавлены «обществом благополучия» некоторые из них-Лоранс ощущают свое несовершенство, свою кукольность и мучительно страдаютот этого. Так автор показывает кризис гуманистических ценностей вофранцузском обществе 60-х годов. Таким образом, как мы видим, в романе "Прелестные картинки" максимально актуализирован уровень структуры, связанный с оксиологической позицией "автора художественного" (Б.О. Корман). В художественном мире романа оксиологическая позиция повествователя не выявлена, однако она, очевидно, совпадает с оксиологической позицией Лоранс. Если автор приводит внутренний мир Лоранс, то с целью дискредитировать мир "вещизма", окружающий героиню. Структура романа в целом подтверждает такого рода вывод. 1. Как показали исследования М.М. Бахтина ("Проблемы поэтики Достоевского") Б.О. Кормана ("Лирика Н.А. Некрасова") в тех случаях, если автор художественный не высказывает собственную систему оценок событий и героев, обрисованных в художественном тексте, такого рода оценка переносится на более высокие уровни структуры художественного текста: на уровень сюжетно-композиционный. Как показал анализ поэтики романов Ф.М. Достоевского, предложенный М.М. Бахтиным ("Проблемы поэтики Достоевского"), отсутствие в тексте прямых оценок повествователя и "уравнивания в правах" систем точек зрения автора художественного со сферами представляющими систему идеологических воззрений каждого героя романа, компенсируется в художественном мире романа тем, что писатель столь существенно перестраивает сюжетно-композиционную структуру своих произведений, что это реализуется на самом жанре произведения: Достоевский создает "полифонический роман" (М.М. Бахтин), в котором правильность системы идеологических воззрений героев проверяется в рамках сюжетно-событийного действия. Роман С. де Бовуар, вне всякого сомнения никоим образом по своей жанровой структуре не может быть сопоставим с "полифоническим" романом Ф.М. Достоевского, мы исследуем концепцию М.М. Бахтина с тем, чтобы определить источник проведенного нами анализа: в своем исследовании художественного мира романа "Прелестные картинки" С. де Бовуар работа опирается на исследования, предложенные М.М. Бахтиным. Итак, в художественном мире романа на уровне повествования точка зрения автора художественного не выявлена. При этом сюжетно-композиционная структура романа построена так, что актуализирует систему точек зрения Лоранс: героиня неизменно оказывается права в своем отрицании мира потребления, идеологии "вещизма", как подтверждает сюжетно-событийная линия, развернутая в произведении. Лоранс резко негативно во внутренних монологах дает оценку системе ценностей окружающих ее парижан: их стремление к приобретению вещей, к внешней красоте жизни, карьере, к светской жизни и т.д. И действительно, в структуре романа в сюжетных эпизодах, в которых появляется подруга ее дочери Брижитт, такого рода потребительская оценка актуализируется. Брижитт - несчастный ребенок из еврейской интеллигентной семьи, которая растет без матери, которая постоянно напоминает дочери- Лоранс, Катрин о несчастьях и бедах мира, "униженных и оскорбленных", представляя тем самым гуманистические ценности, которые не так давно, во времена войны с ее страшными бедствиями, во времена сопротивления были столь значимыми. Введение образа Брижитт в структуру романа призвано актуализировать мотив страданий, бедствий человечества, голодных детей, разбросанных по всему миру (Брижитт своими высказываниями напоминает героям романа о плакате, на котором изображен голодный ребенок с глазами, полными слез, на котором значится: "Половина населения Земли голодает"), о бедствиях евреев, о гибели представителей этой нации в крематориях фашистов и застенках гестапо и др. Актуализация на уровне сюжетно-композиционной структуры романа, темы бедствий и страданий человечества, голодных детях, евреях, напоминающих о страшных временах фашизма дискредитирует "вещизм" героев романа, их сосредоточенность на поверхностной, материальной стороне бытия. И далее во всех сюжетных эпизодах романа, структурированных таким образом, чтобы подтвердить правильность и высокую гуманистичность позиций Лоранс, отвергающих мир Парижского вещизма. Точка зрения героини, раскрытая на уровне повествования ее внутрених монологов, проявляет себя как единственная верная оценка систем ценностей "общества потребления". 2. На уровне художественного времени сюжетное действие романа охватывает временной промежуток в полтора месяца: действие начинается на рауте у Доминики, матери Лоранс и завершается в конце августа, после возвращения Лоранс и Жан-шарля в Париж из путешествия по Греции. На уровне художественного времени отсутствуют какие-либо большие временные промежутки, разделяющие между собой сюжетные ситуации романа, перенесеня героев мыслью, на уровне ассоциаций в прошедшем- повествование о событиях течет спокойно, эпически медленно, без временных сбоев. Такое медленное эпическое течение художественного времени романа актуализирует специфику художественного пространства. Каждая сюжетная ситуация романа строго ограничена подчеркнуто суженными пространственными рамками. На протяжении всей событийной линии произведения сюжетные ситуации разворачиваются в бытовом пространстве, ограниченном стенами комнаты: это салон, гостиная, спальня, в которой протекает общение Лоранс с ее мужем Жаном-Шарлем, с любовником, где она общается с Катрин. В Парижских сценах романа действие никогда не выходит на широкий простор, на улицу, на природу, оно всегда ограничено рамками бытового пространства в котором таится душа Лоранс. Единственный раз в романе столь узко ограниченное художественное пространство сменяется широким, большим простором – в сценах путешествий героев в Грецию. В данном случае путешествие в Грецию выбрано не случайно. В сознании каждого культурного европейца понятие Греции тесно связано с античностью, с культом красоты и свободы, овевающим всю античную культуру, с античной философией и.т.д. В структуре греческих эпизодов автор максимально актуализирует семиотическую значимость античности, возникающую в сознании читателя, когда он встречает имена Афин, Акрополя, Дельф в тексте. В Греции протекает та же ограниченная узкими рамками духовного мира, лишенного каких-либо возвышенных интересов, жизнь героев. Однако само введение в текст романа подобных географических названий, о введении романтики античной истории, маркирует мир путешествия героев как несомненно прекрасный и тем самым противопоставляет его ограниченному узкому бытовому пространству, в котором протекает их жизнь и узким духовным горизонтам, которые характерны для каждого из них, не исключая и Лоранс. 3. Таким образом в структуре романа прослеживается динамика центрального конфликта произведения: противопоставление мира «вещизма», ограниченных духовных интересов, убогости душевного мира всему широкому пространству гуманистических общечеловеческих духовных ценостей, которые в романе представлены на фоне греческих городов и памятников, корреспондирующих с системой общегуманистических воззрений, провозглашающих сочувствие, что актуализирует тема введения, упоминания о бедствиях человеческих, связанная в структуре романа с образом Брижитт, а также общеэмоциональное принятие системы гуманистических ценностей в их противопоставлении психологии и образу жизни «вещизма»; свойственное Лоранс. Итак, как показывает проведенный анализ романа «Прелестные картинки» С. де Бовуар, это произведение по своему концепту выливается в литературное движение «шозизма»; характерное для французской литературы 60-х годов 20 века, эпохи торжества идеологических ценностей «общества потребления». ГЛАВА IV. Концепты общества потребления в романе Ж. Перека “Вещи” Жорж Перек (1936-1982) стал известен благодаря публикации романа «Вещи»(1965) «Потребительская цивилизация» увековечена в романе, поскольку егоистинными героями оказываются вещи, единственное содержание духовного мираперсонажей.В отличие от Триоле все вербально обозначено, главный концепт вынесен взаглавие романа. Страсть к вещам и их приобретению показана черезбесконечные описательные ряды. В отличие от других романов, персонажипрекрасно вписываются в общество потребления- видоизменение концептасчастья и красоты в соответствии с новыми реалиями общества потребления. Даже до имен героев нелегко добраться, все индивидуальное стерто,унифицировано, овеществлено, открытие мира отождествляется с открытиемпредметов потребления- «шерстяных изделий, шелковых блузок» и пр. и пр. Такописывают роман Ж.Перека «Вещи» авторы учебника «Зарубежная литература 20века»В связи с тем, что роман Ж. Перека относится к шозизму, характерному для 60-х годов французской литературы 20 века, рассмотрим концепт романа и егохудожественные особенности. В романе Ж.Перека обращает на себя вниманиенеобычность сюжета. В романе в целом повествуется о двух молодых людях,только что вступивших в брак. Однако история их любви, их взаимоотношенийдо брака и в первые годы совместной жизни, как правило, счастливых и обычнопривлекающих внимание писателей, не изображены в этом произведении.Отсутствует вообще какое-либо изображение человеческих взаимоотношениймежду молодыми людьми, также как отсутствует описание их взаимоотношений сдрузьями, о которых в романе говорится, что их много, взаимоотношений сколлегами по работе, с клиентами- одним словом, автор устраняет изображениехотя бы каких-то аспектов обычной человеческой жизни: любви, дружбы,привязанности, нет ни малейшего намека на какие-либо человеческиеотношения. Все многообразие чувственной, духовной, повседневной жизни подмененовещами. Это мотивировано в сюжете романа особенностями социального,экономического, семейного положения героев, и, как результат- особенностямиих психологии. Брак заключен по любви, личностные отношения бесконфликтны.Показана их социальная и материальная неустроенность: они поженилисьбедными студентами, находящимися на пороге крайней нищеты (автор подробноописывает отсутствие у них приличной одежды, квартиры, еды, развлечений идр. необходимых для каждого человека предметов жизненного обихода), у нихнет надежд после завершения учебы устроиться на высокооплачиваемую работу.Потому они бросают учебу и устраиваются на работу. На первые, толькопоявившиеся у них деньги, они начинают приобретать вещи. Естественно, что приобретение вещей после длительного полунищего,полуголодного существования приносит героям непередаваемую непосредственнуюрадость. Радость, которой они наслаждаются, которой делятся с друзьями,которую живут. И описание этой радости вызывает в душе читателя сопереживание,сочувствие, сострадание, поскольку каждому очевидно, что отсутствие денег-беда, покупки необходимого- благо. Это- на уровне здравого смысла, на самойповерхности сознания каждого, и потому описание духовного вещизма героеввызывает сочувствие. При этом художественный мир романа, так же как сознание самих героев,заполнено описанием вещей: вожделенных, таких желанных, таких жизненнонеобходимых для героев, потому что они лишены возможности их приобретения:денег мало, надежды на будущее смутны. А вещи- жизненные блага кругом. Ввитринах магазинов они видят ценные безделушки, дорогие, такие нужные импредметы обихода, в ресторанах- людно, дорогие машины на улицах,приглашения в заграничные путешествия – на рекламных щитах. Итак, экспозиция романа такова: вокруг героев множество жизненных благ,которыми они не могут воспользоваться в силу своего ущербного социально-экономического положения, но желание их иметь у героев крайне сильно. Этот намеченный в экспозиции конфликт с развитием сюжета не усиливаетсяи не ослабевает, он неизменен. Это сила, которая постоянно давит на душиюных героев, на их психику. Действительно, говоря объективно, положениегероев драматично в силу этого, обозначенного выше, конфликта. Сюжет романа состоит из описания множества попыток улучшения своегоматериального положения, их безрезультативности. Желание при этом неослабевает. Единственное, что изменяется в их судьбе- время. Время течет, как емуположено, из прошлого в будущее, обычное биографическое время. Героистареют, у них исчезает обычная, присущая юным, радость жизни, они всеболее устают от того прессинга, который неизменно давит на их сознание. И до конца романа положение и судьба героев не меняются. Романзаканчивается тем, с чего он начался: описанием страстного желания героевприобрести вещи. Сюжет движется так, как протекает жизнь героев: по кругу, еслипредставить его графически, это кольцевое движение, в конце которогоотсутствует результат, т.е. результат равен нулю. Структуру сюжета можноописать схематически так: нищета-тщетные попытки выйти из нее- вновь та женищета. Даже из такого краткого обозначения структуры сюжета очевидно, чтов романе, по сути, отсутствуют события. По определению Ю.М. Лотмана,«событием в сюжете произведения является такое действие, которое изменяетхарактер его художественного мира* В романе «Вещи» не происходит ни одной ситуации, которая изменила быположение героев и, следовательно, их психологию, их установки, ихотношение к миру. Они постоянно остаются в прежнем положении, и по-прежнемудавит на их сознание страстная жажда приобретать то, что им необходимо дляжизни, а это всего лишь вещи. Но без вещей человеческая жизнь невозможна.Вещи и создаются для того, чтобы облегчить человеку существование. В этомнет ничего необычного. А вот герои романа «Вещи» лишены этой необходимости. Автор романа резко осуждает вещизм своих героев, который выражается в ихконцепте: «они обожали вино и, собравшись вместе, часто и много пили»(…с.26)«они были влюблены в свободу. Им думалось, что в мире им все по зубам, онижили, подчиняясь ритму своих желаний, их жажда была неутолима,воодушевление не знало границ»***Лотман Ю.М. Структура художественного текста«Эта игра их сильно занимала, и они отдавали ей много драгоценного времени,которое могли бы с пользой употребить на что-то другое.Но такими уж они были, и кружок, который они образовали, невзирая навозникавшее иногда взаимное недовольство, поглощал их почти целиком. Внеэтого кружка для них не было настоящей жизни» *Таких оценочных замечаний автора, резко критикующих образ жизни своихгероевили иронически сниженно характеризующих их жизненное восприятие в романемножество. Как видно из приведенных цитат, роман написан в форме 3-го лица («er-geschichte», по терминологии М.М. Бахтина)При этом пространственная и временная точки зрения автора художественногосовпадают с аналогичными точками зрения его героев, о оценочная- резкопротивоположна оценочной точке зрения героев.Тем самым автор подчеркивает низкий, малозначимый характер того, чтоявляется предметом его изображения. Концепты героев низки, малозначительны, приземленны, но автор считаетсвоим художественным долгом, тем не менее, их описывать. И при этом изобъекта художественного изображения выпадает все, что обычно присутствует вхудожественном тексте и в душах, в жизни людей вообще: все человеческиеотношения, какие-либо события, романтика любого рода, эстетические идуховные ценности и многое, многое другое. Человеческие отношения подменены обозначением их знакового(семиотического- по терминологии Ю.М. Лотмана) характера: например, такописываются взаимоотношения с клиентами: приводится два-три постояннозадаваемых вопроса для внесения ответов на них в анкету, обозначение тоговпечатления, которое производит на клиентов хорошая одежда и внешний видгероев, многозначительность выработанных ими жестов и мимики – и все. т.е.любое описание человеческих отношений подменено маркировкой (обозначениемзнаков- см. Ю.М. Лотман, Структура художественного текста). В сюжетеотсутствуют события, отсутствует описание духовной, творческой,*Ж. Перек Вещипрофессиональной жизни героев, их увлечений, чтения книг, посещениятеатров, даже пейзаж и описание любования красотой мира отсутствует вромане. При этом художественный мир романа до предела насыщен описанием вещей,что мотивировано совпадением пространственно-временных точек зрения авторахудожественного с точками зрения героев: автор как бы объясняет читателю,что он вводит в роман такую схему описания вещей, т.к. интересом только квещам заполнена вся духовная жизнь героев. Свое сниженно-ироническое, подчеркнуто оценочное негативное отношение ксвоим героям автор художественный мотивирует очень просто: герои низки,потому что над ними тяготеет только желание иметь вещи, они «такие»-«ужтакими они были», все в мире им по зубам», «они влюблены в свободу»,«облегчало дело то, что они жили компанией», «безостановочно болтали»,и.т.д и.т.п. Введение сниженных оценочных слов в характеристики героев как быуничтожает их, призвано снижать их восприятие читателем. При этом такого рода снижающе -оценочное отношение к героям романа авторхудожественный нигде и никак не мотивирует. Видимо, он не считает этонеобходимым. Видимо, разница его концепта и концептов героев толькоутверждает автора художественного в его раз и навсегда избранной позиции:человек должен относиться к вещам с пренебрежением, должен иметь духовныеинтересы и посвящать им жизнь, а не думать о том, чему посвящают жизнь егогерои. Именно такого рода противопоставление концепта «вещизма» концептуистинно духовного отношения к миру и вынудило писателя работать надизбранной им темой. Это очевидно из анализа концепта романа Эльзы Триале«Розы в кредит» Ж.Перека «Вещи», Симоны де Бовуар «Прелестные картинки» ЗаключениеПо мнению многих критиков и исследователей французской литературы 50-60годов 20 века, в этот период одним из эстетических движений была литература«шозизма».«Шозизм» (вещизм) – это повышенное внимание к изображению вещей. К этомудвижению принадлежали такие художники, как А.Роб-Грийе, Бютор, Ж.Перек имногие другие – разноплановые писатели, которых объединял интерес к теме. В целом это литературное движение включало в себя творчество писателей«второго порядка», изучение которого очень значимо для истории национальнойлитературы. История литературы никогда не складывается из творчествакрупных художников, гениев. Она обязательно включает в себя множествопроизведений писателей так называемого «второго порядка» в художественныхисканиях которых отрабатываются концепты, творческие приемы, способы иметоды осмысления человека и его места в мире, приемов построенияхарактеров и.т.д. На ошибках и неудачах литературы «второго порядка»вырастают крупные художественные произведения.В связи с этим рассмотрим подробнее эстетику литературы «вещизма». Помнению писателей, относившихся к данному движению мир есть, как писал А.Роб-Грийе в статьях о «новом романе» («За новый роман», 1963), ссылаясь наХайдеггера, «мир есть… вокруг нас присутствие вещей». Для одних это-крайняя степень «дезангажированности», освобождения искусства от значенийцелей», кроме одной цели-«создавать новую форму». Для других это опасный симптом дегуманизации, утраты духовных ценностейв обществе потребления, сложившееся в период экономического роста Франции.К этой группе как раз и относятся произведения, на материале которыхнаписана данная дипломная работа. Однако произведения Симоны де Бовуар, Ж.Перека, Э.Триоле написаны в русле структурализма Как замечают авторы учебника «История зарубежной литературы 20 века», вещизм Перека отличен от «шозизма» Роб-Грийе, его вещи- принадлежность мира социально определенного (подзаголовок романа- «история шестидесятых годов») и …. осуждаемого писателем. В романах Симоны де Бовуар, Ж.Перека, Э.Триоле




Похожие:

Концепты общества потребления во французской литературе 50-60-х годов 20 века на примере романов Э. Триоле Розы в кредит, Ж. Перек Вещи и С. де Бовуар Прелестные картинки icon«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) Программа дисциплины дпд. В. 00 Дисциплины по выбору
Проблемы поэтики романов Ф. М. Достоевского. Рецепция творчества Ф. М. Достоевского в западноевропейской литературе XX века
Концепты общества потребления во французской литературе 50-60-х годов 20 века на примере романов Э. Триоле Розы в кредит, Ж. Перек Вещи и С. де Бовуар Прелестные картинки iconИсследование «Как хороши, как свежи были розы…»
Урок-исследование «Как хороши, как свежи были розы…» (Сопоставительный анализ стихотворений И. П. Мятлева «Розы», стихотворения в...
Концепты общества потребления во французской литературе 50-60-х годов 20 века на примере романов Э. Триоле Розы в кредит, Ж. Перек Вещи и С. де Бовуар Прелестные картинки iconИнформационные ресурсы общества
Информационный кризис начала 70-х годов ХХ века: предпосылки, содержание, симптомы в социальной практике, последствия
Концепты общества потребления во французской литературе 50-60-х годов 20 века на примере романов Э. Триоле Розы в кредит, Ж. Перек Вещи и С. де Бовуар Прелестные картинки iconКурсовая работа тема : конституционная реформа в россии (1989-1993г.)
В середине 80-х годов XX века Россия вступила в период реформ, которые, коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах изменились...
Концепты общества потребления во французской литературе 50-60-х годов 20 века на примере романов Э. Триоле Розы в кредит, Ж. Перек Вещи и С. де Бовуар Прелестные картинки iconНа примере архангельской губернии © 2012 А. Ю. Петров
«Попечительского общества о тюрьмах». На примере Архангельского общества показаны формы участия представителей региональной элиты...
Концепты общества потребления во французской литературе 50-60-х годов 20 века на примере романов Э. Триоле Розы в кредит, Ж. Перек Вещи и С. де Бовуар Прелестные картинки iconУрок чтения в 4 в классе Тема: Путешествие 13. Сатира и юмор в детской литературе на примере произведения Николая Носова «Федина задача» Цели
Познакомить с юмористическим и сатирическим направлением в литературе на примере рассказа Н. Носова «Федина задача»
Концепты общества потребления во французской литературе 50-60-х годов 20 века на примере романов Э. Триоле Розы в кредит, Ж. Перек Вещи и С. де Бовуар Прелестные картинки iconБилеты по литературе, 11 класс. Билет №23: А. П. Чехов обличитель мещанства и пошлости (на примере одного произведения) Рассказ о творчестве одного из поэтов серебряного века

Концепты общества потребления во французской литературе 50-60-х годов 20 века на примере романов Э. Триоле Розы в кредит, Ж. Перек Вещи и С. де Бовуар Прелестные картинки iconПрограмма дисциплины сдм. В. 02 Неклассическая драма в русской литературе ХХ века
Головчинер, В. Е. Эпическая драма в русской литературе ХХ века. Томск, 2007. – 318 с
Концепты общества потребления во французской литературе 50-60-х годов 20 века на примере романов Э. Триоле Розы в кредит, Ж. Перек Вещи и С. де Бовуар Прелестные картинки iconПоэтика реалистического искусства. Реализм во французской и английской литературе

Концепты общества потребления во французской литературе 50-60-х годов 20 века на примере романов Э. Триоле Розы в кредит, Ж. Перек Вещи и С. де Бовуар Прелестные картинки iconВременные границы романтизма
Романтизм это художественное направление, которое возникает в начале XIX в Европе и продолжается до 40-х годов XIX века. Романтизм...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы