Правовое положение иностранных граждан в РФ icon

Правовое положение иностранных граждан в РФ



НазваниеПравовое положение иностранных граждан в РФ
Дата конвертации12.07.2012
Размер336.08 Kb.
ТипРеферат
Правовое положение иностранных граждан в РФ


Иркутская Государственная Экономическая Академия Факультет конституционного и международного права Курсовая по конституционному праву РФ Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации Copyright: Антипина Юлия Валерьевна julianort@pisem.net Иркутск 2001 ОГЛАВЛЕНИЕВведение 2ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 3 Понятие «иностранный гражданин» 3 Случаи двойного и множественного гражданства 4 Проблема интернирования 5ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНОСТРАННЫХГРАЖДАН 6 Классификация иностранных граждан по времени пребывания в стране 6 Классификация иностранных граждан по иным основаниям 6 Беженцы и вынужденные переселенцы 8ГЛАВА 3. Анализ конституционно-правового статуса иностранных граждан10 Гражданство 10 Правоспособность 11 Права и обязанности иностранных граждан 12 Ограничения в правах 14 Дееспособность 15 Правовые режимы для иностранных граждан 16 1. Национальный режим 16 2. Специальный режим 17 3. Режим наибольшего благоприятствования 18 Границы применения национального режима 19ГЛАВА 4. СПЕЦИФИКА СИТУАЦИИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 21 Проблемы незаконной миграции 21ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26Список использованной литературы 27 Введение В связи с расширением международных связей Российской Федерации островстала проблема урегулирования отношений, участниками которых являютсяиностранные граждане и лица без гражданства. Таковые отношения имеют местов международном частном праве; а когда указанные лица прибывают натерриторию Российской Федерации, то становятся субъектами российскогоправа. Основу же их статуса определяет конституционное право,руководствующееся положениями Основного закона РФ. Иностранец подчиняется как бы двум правопорядкам: отечественному игосударства, в котором он находится. В этой двойственности — своеобразиеправового положения иностранца, чей конституционный статус будет далееподробно проанализирован. Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами РФ иимеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранногогосударства. В настоящей работе термин «иностранец» применяется какадекватный термину «иностранный гражданин». Положение иностранцев определяется прежде всего Конституцией РФ.Статья 62 Конституции устанавливает: «Лица, не являющиеся гражданамиРоссийской Федерации и законно находящиеся на ее территории, пользуютсяправами и свободами, а также несут обязанности, установленные Конституцией,законами и международными договорами Российской Федерации». Поскольку в России в течение определенного времени сохранялосьдействие Закона СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» от24 июня 1981 г., следует проанализировать некоторые его положения, а такжезаметить, что закон «О правовом положении иностранных граждан в РоссийскойФедерации» уже находится на заключительной стадии принятия.
Определение статуса иностранных граждан – весьма острая проблема,часто зависящая от политической ситуации в мире, от международной политики,проводимой Россией. Поэтому необходимо выделить положения, которые немогли бы быть поколеблены охлаждением отношений между странами; положений,которые незыблемо стояли бы на страже прав и свобод личности, находящейсяна территории РФ и считающейся иностранным гражданином. ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯПонятие «иностранный гражданин» Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан илиц без гражданства в Российской Федерации, закреплен в ст. 62 КонституцииРоссийской Федерации. В соответствии с ней указанные лица пользуютсяправами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации,кроме случаев, установленных федеральным законом или международнымдоговором Российской Федерации. Закона Российской Федерации, конкретизирующего правовой статусиностранных граждан и лиц без гражданства, пока еще нет. В бывшем Союзе ССРбыл принят закон от 24 июля 1981 г. «О правовом положении иностранныхграждан в СССР». В нем были закреплены общие принципы их правовогоположения, их основные права, свободы, обязанности и ответственность. Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданамиРоссийской Федерации и имеющие доказательства своей принадлежности кгражданству иностранного государства. Таким образом, иностраннымгражданином следует считать любое физическое лицо, которое, находясь вопределенной правовой связи с российским государством, не является егогражданином и состоит в гражданстве (подданстве[1]) иного государства. Однако зачастую в литературе применяется термин «иностранец» каксиноним термину «иностранный гражданин». Полагается, что иностранцамиследует считать как иностранных граждан, так и лиц без гражданства. ЗаконРФ «О гражданстве Российской Федерации» под иностранным гражданиномпонимает лицо, обладающее гражданством иностранного государства и неимеющее гражданства Российской Федерации, а под лицом без гражданства –лицо, не принадлежащее к гражданству РФ и не имеющее доказательствапринадлежности к гражданству другого государства.Случаи двойного и множественного гражданства В современных условиях имеющиеся несоответствия между законаминекоторых государств приводят к появлению лиц с двойным или дажемножественным гражданством. Например, если по российскому законодательствузаключение брака гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащимк гражданству Российской Федерации, не влечет за собой изменениягражданства, то по законодательству ряда латиноамериканских государств(Боливия, Бразилия, Перу) иностранка, вышедшая замуж за гражданина данногогосударства, автоматически приобретает гражданство своего мужа. Поэтому уместно специально рассмотреть подобные случаи и определитьстатус таких лиц в России. Если лицо является гражданином Российской Федерации и одновременноимеет доказательства принадлежности к гражданству иностранного государства,то, находясь в России, оно не может считаться иностранцем. Такое лицорассматривается как гражданин Российской Федерации, и на негораспространяется тот же правопорядок, который установлен для собственныхграждан. Ведь согласно ст. 11 Закона "О гражданстве" иностраннымгражданином признается лишь тот, кто обладает гражданством иностранногогосударства и не имеет гражданства Российской Федерации. Если же лицо сдвойным гражданством находится на территории России, в гражданстве которойоно не состоит, то его следует считать иностранцем. Но в этой связивозникает вполне логичный вопрос о том, какое из этих иностранныхгражданств необходимо считать определяющим. Как известно, в действующемзаконодательстве прямого ответа на этот вопрос нет. Вместе с тем в рядеслучаев это имеет важное практическое значение, прежде всего тогда, когдазаконодательство связывает определенные юридические последствия спринадлежностью лица к конкретному гражданству. В юридической литературе говорится, что третье государство можетрассматривать лицо с двойным гражданством как гражданина любого изгосударств, гражданином которого оно является. Полагается, что в вопросе отом, гражданству какой страны должен отдаваться "приоритет", необходимоисходить из того, в какой из этих стран в последнее время проживал человек(так называемый принцип наиболее тесной связи). Аналогичный подход мы можем встретить и в законодательстве рядазарубежных стран. Так, по Закону Австрии о международном частном праве,лицо, имеющее гражданство нескольких иностранных государств, считаетсягражданином того государства, с которым оно более тесно связано.[2]Проблема интернирования Мы считаем необходимым кратко затронуть данную проблему, так как,несмотря на множественные усилия со стороны миротворческих и гуманитарныхорганизация, политическая ситуация в мире (в некоторых его регионах) по-прежнему часто является нестабильной, и с началом вооруженного конфликтапривычный уклад жизни любого государства претерпевает значительныеизменения. Это касается практически всех жизненно важных сфер общества,которые начинают работать в особом, чрезвычайном режиме. Такой особыйрежим, связанный с войной, напрямую влияет на правовое положениеиностранных граждан и особенно граждан неприятельских государств, а такжеграждан государств, оказывающих различную поддержку неприятелю, находящихсяна территории воюющих сторон. Такие иностранные граждане могут бытьинтернированы. Под интернированием следует понимать санкционированное государствомвременное ограничение прав и свобод граждан враждебного государства, исходяиз интересов обеспечения государственной безопасности воюющей стороны[3]. Основанием для интернирования граждан враждебного государства можетслужить исходящая от них потенциальная угроза государству пребывания илижелание властей обеспечить их личную безопасность от последствий военныхдействий. ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАНКлассификация иностранных граждан по времени пребывания в стране Действующее законодательство России различает постоянно проживающих ивременно пребывающих в стране иностранных граждан. В статье 5 Закона СССРот 24 июня 1981 г. "О правовом положении иностранных граждан в СССР"говорится, что иностранные граждане могут постоянно проживать в стране,если они имеют на то разрешение и вид на жительство, выданные органамивнутренних дел. Иностранные граждане, находящиеся на ином законномосновании, считаются временно пребывающими. Они обязаны в установленномпорядке зарегистрировать свои паспорта и выехать из страны по истеченииопределенного срока пребывания. Принадлежность к той или иной категории имеет важное практическоезначение, поскольку объем прав и обязанностей иностранных граждан зависит отого, к какой категории они относятся. Правовой статус постояннопроживающих (домицилированных) иностранцев шире, чем иностранцев, лишьвременно находящихся на территории Российской Федерации. Это касается,например, таких важных вопросов, как трудовая деятельность, пользованиемедицинской помощью, предоставление социального обеспечения. Необходимо, однако, отметить и то, что прежнее законодательствоотносило иностранцев к той или иной категории в зависимости от временипребывания их в стране. Действующее законодательство проводит такоеразделение, руководствуясь не критерием длительности пребывания, аправовыми основаниями нахождения лица, степенью устойчивости правовой связиего с государством. Отмечая важную практическую роль деления иностранных граждан напостоянно проживающих и временно пребывающих, следует подчеркнуть, что ононе может быть признано достаточным, так как отражает не все особенности ихправового статуса.Классификация иностранных граждан по иным основаниям В работах по конституционному и международному праву уже предпринятыпопытки классификации иностранных граждан по самым различным основаниям.Анализ разнообразных точек зрения на вопрос о классификации иностранныхграждан позволяет сделать определенные выводы. Необходимо помнить, что обстоятельства, влияющие на конституционно-правовой статус иностранных граждан, нельзя рассматривать в отрыве друг отдруга. В связи с этим представляется возможным указать следующие группыиностранцев: — иностранные граждане, не обладающие иммунитетами и привилегиями; — иностранные граждане, наделенные определенными иммунитетами ипривилегиями; — иностранные граждане, получившие убежище.[4] К первой группе относятся постоянно проживающие и временно пребывающиев Российской Федерации иностранцы, которые подчинены юрисдикции России вполном объеме, наравне с ее собственными гражданами. Данная группаиностранцев является в Российской Федерации преобладающей, и с ней чащевсего сталкиваются в ходе своей профессиональной деятельности работникиорганов внутренних дел. Поскольку иностранцы могут находиться в России ссамыми различными целями, то перечислять все вряд ли представляетсявозможным. К ним относятся иностранные граждане, прибывшие в РоссийскуюФедерацию для работы на различных совместных предприятиях, иностранныестуденты, журналисты, спортсмены, бизнесмены, артисты и многие другие. К группе иностранных граждан, обладающих определенными иммунитетами ипривилегиями, относятся сотрудники дипломатических и консульскихпредставительств[5], члены правительственных и парламентских делегаций,работники межправительственных организаций и некоторые другие лица. В зависимости от характера и объема предоставляемых привилегий ииммунитетов обладающие ими иностранные граждане могут быть разделены наследующие подгруппы: — пользующиеся полным иммунитетом; — пользующиеся частичным иммунитетом. К иностранным гражданам, пользующимся полным иммунитетом от юрисдикцииРоссийской Федерации, относятся главы дипломатических представительств (вранге послов, посланников, поверенных в делах), члены дипломатическогоперсонала представительств (советники, торговые представители и ихзаместители, военные атташе и их помощники, первые, вторые и третьисекретари, атташе и секретари-архивисты), а также члены семей главдипломатических представительств и члены семей дипломатического персоналапредставительств, если они проживают вместе с указанными лицами и неявляются российскими гражданами. Кроме того, к ним относятся еще и представители иностранных государств(главы государств, правительств и т.д.), члены парламентских иправительственных делегаций, приезжающие для участия в межгосударственныхпереговорах и конференциях или с другими официальными поручениями, а такжепредставители иностранных государств, следующие для тех же целей транзитомчерез территорию нашей страны, и члены семей указанных лиц, сопровождающиеих (если они не являются гражданами Российской Федерации). К этой группепримыкают сотрудники некоторых международных организаций (ООН, СБСЕ ит.п.).Беженцы и вынужденные переселенцы Отдельную группу иностранных граждан составляют лица, получившие вРоссийской Федерации убежище. Причем речь может идти только о тех лицах(беженцах), в отношении которых их государство не приняло решения о лишениигражданства или подданства. Присоединение Российской Федерации к Конвенции о статусе беженцев(1951 г.) и Протоколу, касающемуся статуса беженцев (1966 г.), создалонеобходимость привести нормы российского права в соответствие свышеперечисленными актами, и российский закон от 19 февраля 1993 г. "Обеженцах" регламентирует вопросы предоставления убежища уже в соответствиис общепризнанными нормами международного права. Конституционно-правовой статус беженцев во многом сходен со статусоминостранных граждан, не обладающих иммунитетами и привилегиями. Между темон имеет и ряд существенных особенностей, которые позволяют выделитьбеженцев в отдельную группу со своим особым правовым статусом. Прежде всегобеженцы, в отличие от обычных иностранцев, не пользуются дипломатическойзащитой собственного государства и не связаны с ним какими-либообязательствами, хотя формально и считаются его гражданами (подданными). Ксказанному следует добавить, что в соответствии со сложившимися нормами иобычаями современного международного права беженцы не подлежат выдаче натерритории того государства, где они могут подвергаться преследованию,поскольку иначе теряется смысл самого права убежища. Беженец — прибывшее или желающее прибыть на территорию РоссийскойФедерации лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, которое быловынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительствана территории другого государства вследствие совершенного в отношении негонасилия или преследования в иных формах, либо реальной опасностиподвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой илинациональной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежностик определенной социальной группе или политических убеждений. В отличие от беженца понятие вынужденного переселенца относится, какправило, к гражданам Российской Федерации, которые были вынуждены или имеютнамерение покинуть место своего постоянного жительства на территориидругого государства либо на территории российской Федерации по тем жеоснованиям, что и беженец. Вынужденным переселенцем может быть признано также не имеющеегражданства Российской Федерации лицо, покинувшее место постоянногожительства на территории Российской Федерации, а также гражданин бывшегоСССР, проживавший на территории республики, входившей в состав CCCР,прибывший на территорию Российской Федерации по тем же основаниям. ГЛАВА 3. Анализ конституционно-правового статуса иностранных граждан Конституционно-правовой статус в самом общем виде можно определить каксистему основных прав и обязанностей, закрепленных государством вконституционных и иных правовых актах. Основу, определяющий исходный элемент любого статуса, его главноесодержание составляют соответствующие права и обязанности. Между тем такие явления правовой действительности, как гражданство,правоспособность и гарантии, не входя в известном смысле в число элементовконституционно-правового статуса иностранных граждан, имеют важное, а поройи решающее влияние на его регулирование и реализацию. Остальные элементы,упоминающиеся в юридической литературе (ответственность, законные интересыи т.д.), вряд ли целесообразно включать в данную структуру, так как они илиявляются производной, обобщающей характеристикой уже названных компонентов,или не оказывают заметного воздействия на конституционно-правовой статусиностранных граждан.Гражданство Если следовать этим путем, то необходимо прежде всего обратиться кгражданству, так как оно является объективным фактором, важной предпосылкойдля распространения на отдельное лицо всего комплекса прав и обязанностей,существующих в государстве. Надо иметь в виду, что иностранец — это лицо,которое состоит в гражданстве конкретного иностранного государства, что вряде случаев имеет непосредственное значение для установления того илииного объема прав и обязанностей иностранцев в РФ. В подтверждение сказанного можно сослаться на действующеезаконодательство. Так, в п. 3 ст. 2 Закона СССР "О правовом положениииностранных граждан в СССР" установлено, что правовое положение иностранныхграждан может определяться также на основании международных договоров, а п.3 ст. 3 этого же закона предусматривает возможность становления ответныхограничений (реторсий) в отношении граждан тех государств, в которыхимеются специальные ограничения прав и свобод наших граждан.[6]Правоспособность Что касается правоспособности, то она является, как известно, важнымюридическим свойством любого индивидуального субъекта конституционного(государственного) права. Стало быть, конституционно-правоваяправоспособность иностранцев предопределяет обладание основными правами иобязанностями данной категории лиц. Она является всеобщей, равной инеотъемлемой для любого иностранного гражданина. Вместе с темправоспособность собственных и иностранных граждан имеет естественныеразличия, обусловленные характером их правовой связи с государством. Этиразличия проявляются, например, в том, что конституционно-правоваяправоспособность иностранца возникает с того момента, когда он вступает вконкретные правоотношения с государством, гражданином которого он неявляется. По мнению многих авторов[7], наиболее разработанной и целесообразной стеоретической и практической точек зрения является классификация основныхправ и обязанностей по их социальному назначению. Дело в том, что при всеммногообразии классификаций все они с теми или иными поправками исходят вконечном счете из социального назначения прав и обязанностей. Довольношироко используется этот критерий и в международно-правовых документах(Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;Международный пакт о гражданских и политических правах; и др.). Таким образом, все основные права и обязанности иностранных гражданможно условно подразделить на: — личные (гражданские); — политические; — социально-экономические. Следует подчеркнуть, что права иностранных граждан в РФ не могут бытьограничены по мотивам расовой принадлежности, национальности, языка,социального происхождения, имущественного и должностного положения, местажительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественнымобъединениям, а также других обстоятельств. А всякого рода ограничения правиностранцев, установленные их национальным законодательством по указаннымпричинам, не признаются и не могут получить применение на территории нашегогосударства.Права и обязанности иностранных граждан Все иностранные граждане пользуются равной защитой со стороныРоссийского государства в отношении своих личных прав (неприкосновенностьличности и жилища, свобода совести и др.), а также экономических,социальных и культурных прав, если они предусмотрены для неграждан (правона экономическую деятельность и частную собственность, прудовуюдеятельность, отдых, охрану здоровья, социальной обеспечение, образование,участие в общественных организациях, пользование достижениями культуры идр.). Но они лишены тех прав, преимущественно из категории политических,которые согласно российской Конституции и законам предоставляются толькогражданам России (занятие некоторых государственных должностей, участие вполитических партиях, право избирать и быть избранными в органыгосударственной власти, участие в референдумах и др.). Иностранныйгражданин вправе защищать свои права всеми предусмотренными Конституцией РФсредствами, включая право на обращение в суд. Тот же принцип лежит в основе определения обязанностей иностранныхграждан. Эти граждане не несут военную службу в рядах Вооруженных Сил РФ(согласно Конституции РФ это обязанность только граждан России), но на нихраспространяется конституционная обязанность платить законно установленныеналоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться кприродным богатствам, беречь памятники истории и культуры. Иностранныеграждане обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать законы, действующие натерритории России, а иностранные граждане, совершившие преступления,административные или иные правонарушения на территории России, несутответственность на общих основаниях с российскими гражданами.[8] Иностранные граждане в Российской Федерации равны перед закономнезависимо от каких бы то ни было условий. Использование ими прав и свободне должно наносить ущерба интересам Российской Федерации, законныминтересам граждан Российской Федерации и других лиц. Иностранные гражданеобязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и ее законодательство. Иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации,могут работать в качестве рабочих и служащих или заниматься иной трудовойдеятельностью на общих основаниях с гражданами Российской Федерации.[9] Они имеют право на отдых, охрану здоровья, на пособия, пенсии и другиеформы социального обеспечения, на пользование жилым помещением, насобственность жилого дома и иного имущества, на образование, пользованиедостижениями культуры. Иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации,могут вступать в профсоюзы, кооперативные, акционерные, научные,культурные, спортивные и другие общественные объединения, если это непротиворечит их уставам. Наравне с гражданами Российской Федерации им гарантируется свободасовести, неприкосновенность личности и жилища. Они могут заключать и расторгать браки с гражданами РоссийскойФедерации и другими лицами. Иностранные граждане в Российской Федерации не могут избирать и бытьизбранными в выборные государственные органы, занимать государственныедолжности, а также участвовать во всенародных голосованиях (референдумах). Они не несут обязанности военной службы в рядах Вооруженных СилРоссийской Федерации. Допускается передвижение иностранных граждан по территории РоссийскойФедерации и выбор места жительства в порядке, установленномзаконодательством, а также соответствующими международными договорамиРоссийской Федерации. Однако в интересах обеспечения государственнойбезопасности, охраны общественного порядка могут устанавливатьсяограничения в передвижении и выборе ими места жительства. При соблюдении установленных законом правил иностранные граждане могутвъезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее. Иностранные граждане, совершившие преступления, административные илииные правонарушения на территории Российской Федерации, подлежатответственности на общих основаниях с гражданами Российской Федерации. Темиз них, которые нарушают законодательство о правовом положении иностранныхграждан, может быть сокращен срок пребывания в Российской Федерации.[10]Ограничения в правах Стоит отметить, что установленные в свое время в законодательствеизъятия из прав иностранных граждан были немногочисленны, и они могут бытьсведены к двум группам. К первой группе относятся изъятия в отношении возможности дляиностранцев занимать определенные должности или осуществлять занятия тойили иной деятельностью на равных началах с нашими гражданами. Согласно п. 7Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемахСССР от 15 сентября 1958 г., иностранным гражданам и юридическим лицамзапрещается заниматься промысловой добычей рыбы и других водных животных ирастений в водоемах СССР, за исключением случаев, предусмотренныхсоглашениями СССР с иностранными государствами. В соответствии со ст. 16 Закона СССР о государственной границе СССР от24 ноября 1982 г. запрещена промысловая, исследовательская и изыскательскаядеятельность иностранных судов в территориальных и внутренних водах СССР. Всоответствии с указом «Об экономической зоне СССР» Президиума ВерховногоСовета СССР от 28 февраля 1984 г. в экономической зоне СССР промысел рыбы идругих живых ресурсов может осуществляться иностранными юридическими ифизическими лицами только на основе международных договоров или инойдоговоренности между СССР и соответствующим иностранным государством.[11] Вторую группу изъятий составляют правила, устанавливающие особый режимправ иностранцев, определяемый характером охраняемых прав, особенностями ихюридической природы. Так, в силу территориального характера авторских прав(согласно ст. 5 Закона об авторском праве и смежных правах) национальныйрежим в отношении авторских прав иностранцев установлен применительно кпроизведениям, обнародованным на территории РФ либо необнародованным, нонаходящимся на территории РФ в какой-либо объективной форме. В отношениидругих произведений иностранцев авторские права признаются в соответствии смеждународными договорами РФ (см. гл. 12).Дееспособность Законодательство содержит также специальные правила, касающиесядееспособности физических лиц, под которой понимается способность совершатьопределенные действия, принимать на себя определенные обязательства.Коллизионные вопросы дееспособности физического лица возникают прежде всеговследствие того, что законы разных стран не всегда одинаково определяютвозраст, с наступлением которого человек достигает совершеннолетия и темсамым становится полностью дееспособным. Как и во многих странахконтинентальной Европы, наш закон исходит в вопросах дееспособности изпринципа lex patriae.[12] Согласно Основам гражданского законодательства, «гражданскаядееспособность иностранного гражданина определяется по праву страны,гражданином которой он является» (ч. 2 ст. 160). Таково общее правило вотношении дееспособности иностранцев. Наряду с этим закон предусматривает инекоторые специальные правила. Гражданская дееспособность лица без гражданства определяется по правустраны, в которой он имеет постоянное место жительства (ч. 3 ст. 160).Гражданская дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства вотношении сделок, совершаемых в РФ, и обязательств, возникающих вследствиепричинения вреда в РФ, определяется по российскому праву (ч. 4 ст. 160).Таким образом, ч. 3 и 4 ст. 160 Основ гражданского законодательствасодержат изъятия из действия принципа личного закона лица в пользутерриториального принципа. Постоянно проживающие в РФ иностранные граждане и лица без гражданствамогут быть признаны в РФ недееспособными или ограниченно дееспособными впорядке, установленном нашим законодательством. В договорах о правовой помощи, заключенных с другими странами,дееспособность физического лица обычно определяется по закону егогражданства. Согласно многосторонней Конвенции о правовой помощи стран СНГ от 22января 1993 г., дееспособность физических лиц определяетсязаконодательством договаривающейся стороны, гражданином которой являетсяэто лицо (ст. 23).Правовые режимы для иностранных граждан В рамках данного вопроса особое значение имеет тот факт, что основныеправа и обязанности иностранных граждан во многом обусловлены применениемтак называемых правовых режимов, установленных в государстве дляиностранцев. В этой связи существует необходимость более подробноразобраться в вопросах, связанных с сущностью и содержанием этих режимов. Здесь определяющее значение имеет само понятие правового режима.Правовой режим представляет собой не что иное, как установленный иконтролируемый государством порядок приобретения и реализации иностраннымигражданами определенных прав и обязанностей. В литературе по международному и государственному (конституционному)праву, как правило, выделяют в различных сочетаниях три вида правовыхрежимов: национальный, специальный и наибольшего благоприятствования.[13] Национальный режим Нормы о правах иностранцев содержатся в различных международныхдоговорах, заключенных РФ с другими странами (торговых договорах,консульских конвенциях, договорах о правовой помощи, по вопросамналогообложения, и т. д.). В этих договорах закрепляется уравнениеиностранцев в правах либо с отечественными гражданами (предоставлениенационального режима), либо с гражданами любого другого государства, скоторым заключен договор на аналогичных условиях (предоставление режиманаибольшего благоприятствования). Приведем некоторые примеры из договорнойпрактики. По соглашению между СССР и Францией о торговых взаимоотношениях от 3сентября 1951 г. французские граждане или юридические лица, образованныесогласно французскому закону, будут в отношении их личности и имуществапользоваться режимом столь же благоприятным, как граждане и юридическиелица наиболее благоприятствуемой нации, при осуществлении иминепосредственной или через избранных ими посредников хозяйственнойдеятельности на территории СССР в тех условиях, в каких эта деятельностьразрешается законодательством СССР (ст. 4). Закрепленный в законодательстве национальный режим в отношениигражданской правоспособности иностранцев носит безусловный характер, тоесть он предоставляется иностранцу в каждом конкретном случае безтребования взаимности[14]. Известно, что когда говорят о национальном режиме, то обычно соотносятправовой статус иностранных граждан со статусом собственных граждан.Однако иностранцы практически никогда полностью не уравниваются ссобственными гражданами в правах и обязанностях, т.е. объем их правовогостатуса в любом случае несколько меньше. В России имеется также некоторое количество лиц без гражданства. К нимотносятся проживающие на территории РФ лица, не являющиеся гражданами РФ ине имеющие доказательства своей принадлежности к иностранному гражданству.Согласно Основам гражданского законодательства (ст. 160), лица безгражданства пользуются в России гражданской правоспособностью наравне снашими гражданами. Отдельные изъятия могут быть установленызаконодательными актами. Таким образом, в отношении лиц без гражданства, независимо от того,проживают они в РФ или нет, действует принцип национального режима. Специальный режим Очевидно, что помимо национального существует иной режим, называемыйспециальным, которым предусмотрены особые правила обращения с иностранцами.При этом следует учесть, что сущность специального режима сводится кустановлению не только ограничений, но и определенных льгот,предоставленных государством иностранцам. Если подробнее остановиться на вопросе о льготах, которыеустанавливает государство для иностранных граждан, то можно отметить, чтограждане определенных государств могут на основе взаимности полностью иличастично освобождаться от уплаты подоходного налога[15]. Сегодняшнееположение дел в этом вопросе несколько изменилось. Связано это с тем, чтонаше государство по вполне понятным причинам стремится форсироватьпоступление в экономику страны иностранных инвестиций, опыта и современныхтехнологий. Поэтому для иностранных инвесторов устанавливаются различныельготы в области налогового и таможенного обложения, валютного контроля. Помимо этого, с целью максимального использования потенциала зарубежныхинвесторов предусмотрено создание свободных экономических зон (зонсвободного предпринимательства), в которых предоставляются дополнительныельготы. Режим наибольшего благоприятствования Как было отмечено, в юридической литературе упоминается и такназываемый режим наибольшего благоприятствования. Он означаетпредоставление иностранцам прав, которыми уже пользуются или будутпользоваться граждане любого третьего государства. Особо следует сказать ио том, что названные нами виды правового режима обычно не применяются киностранцам, пользующимся по роду служебной деятельности привилегиями ииммунитетами. В настоящее время национальный режим широко распространен, причем, егоприменение в России носит безусловный характер, т.е. он предоставляетсяиностранным гражданам независимо от того, имеют ли наши гражданеаналогичные права в их странах. Вместе с тем следует признать, чтодействующее законодательство все же предусматривает возможностьиспользования ответных ограничительных мер, так называемых реторсий. Но ихприменение возможно только в тех случаях, когда в иностранных государствахосуществляется явная дискриминация по отношению к российским гражданам.Впрочем, в современных условиях реторсионные меры носят редкий иисключительный характер. Пример из повседневной жизни – ситуация сПрибалтийским странами, где отношение к гражданам России не выдерживаетникакой критики с точки зрения уважения к правам человека. Однако,насколько мы знаем, никаких реторсионных мер по отношению к гражданамЭстонии, Литвы и Латвии, находящимся на территории РФ, не применяется.Стоит ли пересмотреть это вопрос?Границы применения национального режима Что касается границ применения национального режима, то они становятсяпочти прозрачными в области личных прав и обязанностей иностранных граждан.Поэтому не случайно иностранцы пользуются практически всеми правами наравнес российскими гражданами. Это — право на жизнь, право на свободу и личнуюнеприкосновенность и т.д. Они принадлежат человеку как члену гражданскогообщества, и в силу этого ими обладают собственные граждане и иностранцы.Отношения гражданские, трудовые, семейные и прочие, регулируемые частнымправом, практически не имеют ограничений.[16] Государство устанавливает в сфере личных прав для иностранцев лишьнекоторые ограничения на свободу передвижения и выбор места жительства, чтов принципе соответствует нормам международного права и международнойпрактике. В отношении социально-экономических и политических прав действиенационального режима не имеет столь широкого применения. Это обусловленотем, что в осуществлении некоторых из них предусмотрены более значительныеограничения для иностранных граждан. В сфере политических прав этиограничения, в частности, затрагивают систему избирательных прав и правочленства в политических партиях. Эти права связаны с участием вполитической жизни государства, в управлении государственными делами ипоэтому на обладание ими не могут претендовать иностранные граждане.Подобная практика характерна для большинства стран мира. В свою очередь, в сфере социально-экономических прав существуютограничения на определенные виды трудовой и коммерческой деятельностииностранных граждан. В литературе имеются различные объяснениянеобходимости таких ограничений (соображения государственной безопасности,особые экономические интересы государства, обеспечение суверенных правгосударства на национальные природные ресурсы (как было указано в примере о«Положении об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства вводоемах») и некоторые другие). Нельзя не признать, что в последнее время, во многом под давлениемвозрастающих экономических проблем и необходимости привлечения в экономикустраны иностранных инвестиций, технологий и опыта, имеются примерыуменьшения ограничений на некоторые виды трудовой деятельности иностранныхграждан. В то же время анализ действующего законодательства показывает, чтоэти ограничения все еще довольно широко распространены. Такое положениеможно объяснить и тем, что во многих случаях продолжают действоватьперестраховочные стереотипы. Видимо, определяющим в этой области долженстать критерий максимально возможного приближения к национальному режиму,но не исключающий установления в ряде случаев разрешительной(лицензированной) системы допуска. ГЛАВА 4. СПЕЦИФИКА СИТУАЦИИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ Приведем некоторые фактические данные: в области имеется 2 пунктапропуска через государственную границу РФ в аэропортах Иркутск и Братск,Иркутский пограничный ветеринарный пункт с участками по железной дороге наст. Иркутск-пассажирский и Иркутск-сортировочный. Основные миграционные потоки населения: с целью туризма – около 20тысяч иностранных граждан и 30 тысяч российских граждан, выезжающих зарубеж ежегодно, около 1000 человек в год вынужденных переселенцевприбывающих в неорганизованном порядке; иностранных студентов около 2000.Проблемы незаконной миграции Не так давно (в 1997 г.), например, представители правоохранительныхорганов Китая заявляли, что половина граждан Китая имеет фальшивыепаспорта, что является важным условием незаконной миграции. При этом своимисилами они не могут справиться с данным явлением и потому обращаются запомощью в Международную службу борьбы с нелегальной миграцией дляразрешения данной проблемы. С тех пор прошло уже около двух лет. Однакосудя по количеству выявляемых граждан Китая, незаконно находящихся натерритории Иркутской области, указанная проблема не нашла должногоразрешения. Если рассматривать различные аспекты незаконной миграции, то данноеявление, прежде всего, необходимо разделить на три составляющих: . во-первых, незаконное пересечение границы по поддельным документам (паспорта, визы), либо вообще без предъявления каких-либо документов вне определенных законами той или иной страны мест производства таможенного оформления; . во-вторых, внешне законный въезд на территорию той или иной страны и в последствии невыезд в установленные сроки; . в-третьих, внешне законное пересечение границы (например, по туристическим визам, для учебы), с последующим использованием своего статуса для незаконной трудовой деятельности; миграции в третью страну; ведения преступной деятельности, например, совершения корыстных преступлений против своих соотечественников. Применительно к России, и в частности, к Иркутской области, необходимовыделить следующие вопросы, требующие незамедлительного разрешения:–– незаконная миграция в Россию иностранных граждан из стран Азиатскогорегиона;–– незаконная миграция в Россию граждан бывших республик Союза ССР;–– незаконная миграция граждан России в зарубежные государства. В последнее время существенно увеличился объем незаконной миграции вРоссию граждан из стран Азиатского региона. В первую очередь это касаетсяКитая, Северной Кореи, Вьетнама, Монголии, во вторую - Афганистана,Иордании. Например, в порядке безвизового въезда на территорию Иркутскойобласти только через одну из туристических фирм (особенно в летнее время)проходит до 80 граждан Китая в неделю. Выезжает же обратно значительноменьше. За последние годы число "невозвращенцев" возросло более чем в 20раз и продолжает увеличиваться. За нарушение правил проживания на территории Иркутской области в 1998г. было оштрафовано 4 528 иностранных граждан и 4 679 граждан СНГ. Запервое полугодие 1999 г. соответственно 2 293 и 1 596. В 1998 г. изИркутской области принудительно возвращено на Родину 1504 гражданина Китая,за первое полугодие 1999 г. - 1652. По данным экспертов, население Приангарья ежегодно прирастает на 5-7тысяч человек. В 1996 г. в отделе внешней трудовой миграции Иркутскойобластной миграционной службы отметилось около 1 200 человек, в 1997 г. -807, в 1998 г. - 3014. По оценке специалистов, официальнозарегистрированные китайские рабочие и рабочие из стран СНГ составляют неболее 20-30 % от их реального числа, однако постоянным розыском незаконнонаходящихся на территории России иностранцев никто не занимается.[17] Основная проблема, связанная с пребыванием в РФ иностранных граждан,состоит в отсутствии современного федерального законодательства, которое быдетально регламентировало порядок такого пребывания. Действующиенормативные акты, принятые еще в советские времена, безнадежно устарели ине отвечают реалиям современной действительности. Поэтому фактически всебез исключения субъекты РФ, в настоящее время обладающие известнойсамостоятельностью, принимают различные временные положения и законы опорядке пребывания иностранных граждан на их территории, которые нередкопротиворечат действующему федеральному законодательству. Выявление иностранных граждан, незаконно пребывающих на территорииобласти, в большинстве случаев не приносит никаких результатов.Правоохранительные органы не могут задержать иностранного гражданина насрок более 48 часов (Постановление Конституционного суда РФ от 17 февраля1998 г. "По делу о проверке конституционности положения части 2 статьи 31Закона СССР от 24 июня 1981 г. "О правовом положении иностранных граждан вСССР" в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура"), даже если это требуется дляего дальнейшего выдворения. Задержанного обычно отпускают, налагая на негоштраф. Размеры штрафа, который оплачивает задержанный иностранный гражданинв несколько раз ниже суммы, которую берут туристические фирмы за продлениевизы. Таким образом, иностранному туристу выгоднее платить штрафы, чем вофициальном порядке заниматься продлением визы. Даже если принимается решение о выдворении иностранного гражданина,возникает вопрос: за чей счет это делать? Ни правоохранительные органы, нипринимающие юридические, а тем более физические лица, как правило, не всостоянии оплачивать данную процедуру, включающую стоимость билета изатраты паспортно-визовой службы, связанные с перемещением выдворяемого дож/д вокзала или аэропорта, хотя местным законом на них возложена этаобязанность. Пытаясь разрешить названную проблему, Законодательное СобраниеИркутской области, 9 октября 1998 г. внесло в закон "О временном пребываниииностранных граждан и лиц без гражданства на территории области" изменения,которые вызвали шок среди работников организаций, поддерживающих тесныемеждународные связи и некоторое замешательство у сотрудников паспортно-визовой службы области. Законодатели дополнили местный закон нормой о "гарантийном сборе",суть которого –– покрытие расходов по выдворению иностранных граждан вслучае необходимости. Сбор введен только в отношении иностранных граждан,въезжающих по служебным приглашениям, в то время как проблемы незаконногопребывания к этой категории граждан почти никакого отношения не имеют(примерно более 90 % нарушителей - "туристы"). Массовое появление китайцев в регионе было настолько неожиданным, чтосначала на эту проблему смотрели сквозь пальцы, но в 1993 году стало ясно,что необходимо поставить данный вопрос под контроль, и суть нового курсабыла сформулирована губернатором Ю. Ножиковым: "Что касается иностранцев...мы будем проводить политику ограничения их въезда в наш регион". Из недробластной администрации вышло несколько проектов соответствующихпостановлений, а когда стало ясно, что они противоречат общероссийскомузаконодательству, - обращение к министру иностранных дел А. Козыреву стребованием решительных мер на уровне правительства. Не дождавшисьнемедленной реакции, губернатор издал постановление "О пребываниииностранных граждан на территории области" (6 декабря 1994 г.), гдеопределялись меры по жесткому контролю над проживанием и экономическойдеятельностью иностранцев, система ответственности должностных лиц. Это стимулировало всплеск активности правоохранительных органов. Попримеру дальневосточных соседей с 1994 г. регулярно проводятся операции"Иностранец" с массовой проверкой мест проживания и экономическойдеятельности китайцев. Задерживаются десятки, иногда сотни нарушителей. Ихштрафуют (причем суммы штрафов смехотворно малы), иногда с трудом - так какнет средств - депортируют. Эффективность этих мер невелика - нарушителинаучились уклоняться от проверок, а места неудачников тут же занимали новыемигранты. Возможно, это смягчило жесткий курс, и сейчас систему въезда вИркутскую область можно охарактеризовать как контрольно-пропускную. Еще одна проблема борьбы с незаконной миграцией связана с отсутствиемединой общероссийской системы учета иностранцев, въезжающих в нашу страну.На сегодня никто не может сказать, сколько иностранцев выехало, сколькопроживает на территории РФ, в том числе нелегально. Приводимые в прессецифры являются лишь предполагаемыми. Необходимо упомянуть и том, что в последнее время во многих крупныхгородах Восточной Сибири значительно выросло число краж заграничныхпаспортов китайских туристов. Документы затем продаются тем же китайцам,нелегально находящимся на территории России с просроченными паспортами,которые хотят вернуться домой. С просроченным паспортом иностранногогражданина за пределы России не выпустят - требуется выездная виза. Чтобыее получить, необходимо обратиться в паспортно-визовую службу. Однаконелегалы предпочитают купить на рынке подлинный паспорт, срок действиякоторого еще не истек, цена которого не превышает 200 долларов США. Какправило, новая фотография в купленный паспорт не вклеивается, так как дляевропейцев «все китайцы на одно лицо». Те же, у кого документы украдены,также предпочитают приобрести чужие документы для выезда на Родину.Фактически китайские граждане таким образом поддерживают преступные группы,специализирующие на данных преступлениях. В итоге число китайских граждан,пытающихся пересечь границу подобным образом, возрастает в среднем вполтора раза каждый год. Проведенные исследования позволяют предположить, что причинынезаконной миграции в Россию граждан из стран Азиатского региона могут бытьобъединены в две группы. . внутренние: o отсутствие реальных механизмов борьбы с незаконной миграцией, в частности, несовершенство действующего федерального и местного законодательства; o отсутствие обязательного страхования и должной системы учета въезжающих на территорию России иностранных граждан; o незащищенность регистрационных документов для въезда на территорию России; o отсутствие должной координации действий российских и зарубежных правоохранительных органов; o снижение объемов Российского промышленного производства, способствовавшее возникновению свободных «ниш» в сфере предпринимательской деятельности; o благоприятная обстановка для ведения незаконного бизнеса отсутствие должного контроля, отсутствие финансов для проведения контроля и т.д. o неправильное развитие института платных образовательных услуг (как на государственном уровне, так и на частном), что служит легальным прикрытием для незаконной миграции; o коррупция органов власти (например, при проведении паспортно- визовой службой УВД Иркутской области в г. Иркутске проверок гостиниц, в которые проживают иностранные граждане (в основном граждане Китая, Монголии, Вьетнама), почти во всех случаях администрация этих гостиниц и проживающие в них иностранцы (как правило, нелегально) были заранее предупреждены о предстоящих проверках); . внешние: o –– низкий уровень жизни в отдельных странах Азиатского региона; o –– перенаселенность Китая; o –– безработица в отдельных странах Азиатского региона; o –– стимулирование незаконной миграции в Россию со стороны государственных органов ряда стран Азиатского региона; o –– безвизовый туристский въезд из Китая. Представляется, что органам государственной власти Иркутской областиперейти к более эффективным методам борьбы с незаконным пребываниеминостранных граждан на территории области, которые могут быть, например,выражены в: а) принятии дополнительных штрафных санкций; б) веденииобязательного страхования иностранных граждан. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Иностранцем считается любое физическое лицо, которое, находясь вопределенной правовой связи с российским государством, не является егогражданином и состоит в гражданстве (подданстве) иного государства. Всех постоянно проживающих и временно пребывающих иностранцев можноразделить на: — иностранцев, не обладающих иммунитетами и привилегиями. — иностранцев, наделенных определенными иммунитетами и привилегиями(пользующихся полным или частичным иммунитетом от юрисдикции РоссийскойФедерации). — иностранцев, получивших убежище (беженцев). Сущность конституционно-правового статуса иностранцев определяется,прежде всего, основными правами и обязанностями, которые взаимодействуют сиными правовыми компонентами (гражданство, правоспособность, гарантии) иобразуют в единстве содержание конституционно-правового статусаиностранцев. Таким образом, иностранцы имеют в РФ такие же имущественные и личныенеимущественные права, что и российские граждане. Эти права должныосуществляться ими таким же образом, как и российскими гражданами.Реализация указанных прав должна соответствовать их назначению в обществе. Иностранцы, как и граждане РФ, могут владеть, пользоваться ираспоряжаться принадлежащей им собственностью в пределах, установленныхнашим законом. В отношении права собственности иностранцев действует принципнационального режима. На иностранцев распространяются общие правила нашегозаконодательства о собственности граждан. Это касается круга предметов,которые вообще могут принадлежать иностранцам, и пределов осуществленияиностранцами их права собственности. Установленные в этом отношении правилазаконодательства должны соблюдаться на территории РФ всеми лицами, в томчисле иностранцами. Список использованной литературы1. Конституция Российской Федерации 12.12.1993 г. – ст. 2, 7, 15, 17, 62, 632. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая – ст. 2, 73. Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации» - ст. 3, 11, 174. Закон СССР от 24 июня 1981 г. «О правовом положении иностранных граждан в СССР»5. Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. «О беженцах» - ст.1-166. Положение о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 26 июля 1995 г. № 763 – ст. 1-177. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик – ст. 156- 169.1. Алешин В.В. Иностранные граждане: проблемы интернирования. //Юрист. – 2000. - №2. – С. 2 – 5.2. Богуславский М.М. Международное частное право. – М.: Междунар.отношения, 1994. – 416 с.3. Вы – наследник. – М.: «Олимп»; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 192 с.4. Брак. Развод. – М.: «Олимп»; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 192 с.5. Галенская Л.Н. Правовое положение иностранцев а СССР. — М.. 1982. - С. 7.6. Герасименко Ю.В. Иностранцы: понятие и содержание их конституционно- правового статуса: Лекция. — Омск: Юридический институт МВД России. — 1996. — 28 с.7. Глазырин В.В. Правовое регулирование труда иностранных граждан в России. // Юридический мир. – 1997. - №5. – С. 32 – 43.8. Ерпылеева Н.Ю. Международное частное право. – М.: Издательский дом “NOTаBENE”, 1999. – 368 с.9. Звеков В.П. Международное частное право. Курс лекций. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999. – 686 с.10. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской федерации. – М.: Юристъ, 1995. – 480 с.11. Конституционное право. Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Новый юрист, 1998. – 544 с.12. Куракин А.В. К вопросу об административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства как специальных субъектов административного права. // Юрист. – 1999. - №9. – С. 51 – 53.13. Правовое положение иностранных граждан в России. Сборник нормативных актов. – М.: Издательство БЕК, 1996. – 265 с.-----------------------[1] Иностранец при республиканской форме правления называется гражданином,а при монархической — подданным.[2] Герасименко Ю.В. Иностранцы: понятие и содержание их конституционно-правового статуса: Лекция. — Омск: Юридический институт МВД России. — 1996.— 28 с.[3] Алешин В.В. Иностранные граждане: проблемы интернирования. //Юрист. –2000. - №2. – С. 2 – 5.[4] Герасименко Ю.В. Иностранцы: понятие и содержание их конституционно-правового статуса: Лекция. — Омск: Юридический институт МВД России. — 1996.— 28 с.[5] В настоящее время в России находятся 140 дипломатических и более 200консульских представительств.[6] Ерпылеева Н.Ю. Международное частное право. – М.: Издательский дом“NOTаBENE”, 1999. – 368 с.[7] Звеков В.П. Международное частное право. Курс лекций. – М.:Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999. – 686 с.[8] Конституционное право. Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Новый юрист,1998. – 544 с.[9] Глазырин В.В. Правовое регулирование труда иностранных граждан вРоссии. // Юридический мир. – 1997. - №5. – С. 32 – 43.[10] Куракин А.В. К вопросу об административной ответственности иностранныхграждан и лиц без гражданства как специальных субъектов административногоправа. // Юрист. – 1999. - №9. – С. 51 – 53.[11] Галенская Л.Н. Правовое положение иностранцев а СССР. — М.. 1982. - С.7.[12] Богуславский М.М. Международное частное право. – М.:Междунар.отношения, 1994. – 416 с.[13] Герасименко Ю.В. Иностранцы: понятие и содержание их конституционно-правового статуса: Лекция. — Омск: Юридический институт МВД России. — 1996.— 28 с.[14] Богуславский М.М. Международное частное право. – М.:Междунар.отношения, 1994. – 416 с.[15] Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Конституционное право Российскойфедерации. – М.: Юристъ, 1995. – 480 с.[16] Анализ законодательства на эти темы см. в: Вы – наследник. – М.:«Олимп»; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 192 с. Брак. Развод. –М.: «Олимп»; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 192 с.[17] Статистические данные здесь и далее в главе взяты из статьи ВиктораДятлова «Китайцы в Сибири: отношение общества и политика властей»,http://pubs.carnegie.ru/workpapers/1999/02/16.aspИГ, а также из материаловТретьего парламентского международного круглого стола, доклад С. В.Склярова «Проблемы борьбы с незаконной миграцией».




Похожие:

Правовое положение иностранных граждан в РФ iconПравовое положение иностранных граждан в РФ

Правовое положение иностранных граждан в РФ iconПравовое положение иностранных граждан в России

Правовое положение иностранных граждан в РФ iconВ. В. Новицкий «27» февраля 2007 г. Положение о приеме иностранных граждан и делегаций в сибгму данное положение устанавливает единый порядок приглашения и приема иностранных граждан и делегаций для учебы, участия в семинар
Данное положение устанавливает единый порядок приглашения и приема иностранных граждан и делегаций для учебы, участия в семинарах,...
Правовое положение иностранных граждан в РФ iconДипломная работа по предмету «Международное право» по теме «Правовое положение иностранных инвестиций в России»
Общая характеристика Закона "Об иностранных инвестициях в рф" ( предмет регулирования закона, формы иностранных инвестиций, система...
Правовое положение иностранных граждан в РФ iconПравовое положение иностранных инвестиций в России

Правовое положение иностранных граждан в РФ icon5 курс. 2 семестр. Понятие семьи и её значение; 2
Правовое регулирование семейных отношений с участием иностранных граждан и их источники
Правовое положение иностранных граждан в РФ iconПрограмма дисциплины «Правовое регулирование труда иностранных граждан и работников международных организаций» Для специальности 030501. 65 Юриспруденция подготовки специалиста

Правовое положение иностранных граждан в РФ iconПрограмма дисциплины «Правовое регулирование труда иностранных граждан и работников международных организаций» Для специальности 030501. 65 Юриспруденция подготовки специалиста

Правовое положение иностранных граждан в РФ iconПравила пребывания в Удгу иностранных граждан и лиц без гражданства Общие положения
Федеральным законом РФ «О правовом положении иностранных граждан в рф» №115-фз от 25 июля 2002г
Правовое положение иностранных граждан в РФ iconАнкет а для иностранных граждан, поступающих на обучение в спбгасу
С правилами приема иностранных граждан в Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет ознакомлен и обязуюсь...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы