История советской космонавтики icon

История советской космонавтики



НазваниеИстория советской космонавтики
Дата конвертации12.07.2012
Размер334.69 Kb.
ТипРеферат
История советской космонавтики


Московский Государственный Технический Университет имени Бауманафакультет Фундаментальные науки.Реферат по истории отечества студента группы ИСТОРИЯ СОВЕТСКОЙ КОСМОНАВТИКИ пилотируемые полеты и исследования других планет[pic]Вступление Зачем люди устремились в космос? Зачем мы тратим столько сил исредств для достижения других планет , многомесячную работу людей вкосмосе , дорогостоящие аппараты и носители? Для людей ,которыеназывают себя мыслящими практически придуманы отговорки : мол , видите ,сколько пользы уже приносят нам спутники - спутниковое телевидение ,навигация , предсказание погоды , поиск полезных ископаемых и т. д. и т.п. . На самом деле тех людей , которые создавали и создают этутехнику вдохновляют в первую очередь не существующие и грядущие блага, которые несет человечеству освоение космоса и даже не решение многих наших земных проблем за счет этого , а простое человеческое любопытство. Желание взглянуть на обратную сторону Луны , заглянуть подоблачный слой Венеры , выяснить есть ли жизнь на Европе (спутникЮпитера). И еще одно , самое главное - желание удостоверится , что мыне одиноки во Вселенной . Есть много косвенных свидетельств , что этотак , но мы до сих пор не обнаружили в Космосе не только следы другихцивилизаций , но и вообще следы органической жизни , несмотря на все наши попытки . Поиски продолжаются. Наша страна была пионером в области исследования космоса .Космическая отрасль долгое время была у нас символом прогресса,предметом законной гордости нашей страны . Космонавтика была частьюполитики - наши космические достижения должны были "еще разпродемонстрировать преимущество социалистического строя" . Поэтому вофициальных отчетах и монографиях с большой помпой описывались нашидостижения и скромно умалчивалось о неудачах , а главное обуспехах наших главных оппонентов - американцев. Сейчас появились,наконец , публикации правдиво , без лишней помпезности и с изряднойдолей самокритики рассказывающие о том как проходило у насисследование межпланетного пространства и мы видим , что не все шлолегко и гладко. Это ничуть не умаляет достижений нашей космической отрасли - напротив свидетельствует о твердости и духе людей ,несмотря на неудачи шедших к цели.Первые шаги Основоположником современной космонавтики по праву считаетсявеликий русский ученый-самоучка К.Э.Циолковский ,который еще в конце XIX века выдвинул идею о возможности необходимости освоениячеловеком космического пространства . Первоначально эти мысли былиопубликованы им в виде научно - фантастических повестей , а затем ,в 1903 г. была опубликована знаменитая работа "Исследование мировыхпространств реактивными приборами" ,в которой он показалвозможность достижения космических скоростей и иных небесных тел спомощью ракеты на жидком топливе. Впоследствии Циолковскийопубликовал еще ряд работ посвященных ракетной технике и освоению космоса. У Циолковского появились последователи и популяризаторы как внашей стране , так и за рубежом.
В Америке - профессор Годдард ,который в 1926 г. - построил и испытал в полете первую в миреракету на жидком топливе. В Германии Оберт и Зенгер . В нашейстране популяризатором идей Циолковского стал в ,частности,Я.И.Перельман (автор "Занимательной физики" и др. книг занимательногожанра ).Некоторые инженеры и ученые взялись за дальнейшее развитееего идей. В 1918 г. в Новосибирске вышла книга Ю.В.Кондратюка "Тем ктобудет читать чтобы строить" , в которой автор дает оригинальныйвывод формулы Циолковского , предлагает схему трехступенчатойкислородно-водородной ракеты , орбитального космического корабля ,аэродинамическое торможение в атмосфере , гравитационный маневр ,схему полета на Луну (именно по этой схеме летели американцы т.к.она оказалась оптимальной). Жаль что этот талантливый инженер несмог принять участие в создании ракетной техники - в 30-ых егопосадили в тюрьму "за вредительство" (он занимался тогдастроительством элеваторов) затем выпустили , но он погиб во времявойны. В 1924 г. появилась работа другого инженера , увлеченного идееймежпланетных сообщений - Ф.А. Цандера "Перелеты на другие планеты" вкоторой он предложил комбинацию самолета с ракетой . В 1931 г. былиорганизованы две общественные группы изучения реактивного движения(ГИРД) - в Москве - под председательством Цандера и в Ленинграде подпредседательством В.В.Разумова . Первоначально они предназначалисьтолько для ведения пропагандистской и просветительской деятельности. Еще в 1929г. в составе Газодинамической лаборатории (ГДЛ)(финансировавшейся государством ) было образовано подразделение Глушкопо разработке электрических и жидкостных ракет (еще раньше Глушко предлагал проект "Гелиоракетоплана" - дископлана , снабженногоэлектроракетным двигателем питающимся от солнечных батарей -довольно смелый для 20-ых годов проект ) . В 1932 г. московскомуГИРДу государством была предоставлена экспериментальная база дляпостройки и испытания ракет , а его начальником назначается молодойвыпускник МВТУ, активный участник создания ГИРДа С.П.Королев. Вследующем году на базе этой группы и на базе ГДЛ был созданРеактивный научно - исследовательский институт (РНИИ). Государствоподдерживало ракетчиков отнюдь не из желания приблизить выходчеловечества в мировое пространство , а из "оборонных " соображений -уже тогда было ясно ,что ракета это грозное оружие , а другиестраны , особенно Германия , вели активные исследования в этомнаправлении . Вызывала интерес военных и возможность примененияракетных ускорителей на боевых самолетах , от которых недалекобыло и до реактивной авиации . Вновь созданный институт активно взялся за работу. В 1933г. былпроизведен запуск первой советской ракеты на гибридном топливе(твердое и жидкое) ГИРД-09 , конструкции М. К. Тихонраваова. В том жегоду состоялся пуск первой отечественной ракеты на жидком топливе ГИРД - Х , конструкции Цандера . В конце 30-ых годов подруководством Королева был построен и испытан ракетоплан РП-318-1с двигателем конструкции Глушко. Тогда же была испытана перваяавтоматическая крылатая ракета 212 конструкции Королева также сдвигателем Глушко. В 1939 -1941 г.г. в РНИИ были построены подруководством Ю.А.Победоносцева ракетные установки залпового огня -"катюши" . Как мы видим , РНИИ работал в основном на военных ,в других странах сложилась тогда похожая ситуация - реактивныеаппараты , которые вознесут позднее человека на небеса , изначальносоздавались для уничтожения себе подобных. Нельзя не упомянуть также о таком важном событии , каксоздание у нас в стране пожалуй первого учебного заведения , поподготовке специалистов для ракетно-космической отрасли - в 1932 г.в Москве по инициативе ГИРДа были организованы инженерно -конструкторские курсы. На курсах читали лекции видные советскиеученые , в частности , создатель теории воздушно-реактивныхдвигателей Б.С.Стечкин , один из основателей авиационной медициныН.М.Добротворский (уже тогда там читали курс физиологии высотногополета). Выпускником этих курсов был , в частности , И.А.Меркулов -создатель прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД). В 1939 г.была испытана первая в мире двухступенчатая ракета с ПВРД егоконструкции . Хотя ни в авиации , ни в космонавтике эти двигателиприменения не нашли , в последнее время интерес к ним возобновился в связи с созданием многоразовых транспортных космических систем , т.к. ПВРД ,черпающий кислород из окружающей среды , позволитрезко уменьшить необходимое количество горючего на борту.От ФАУ-2 до первого спутника Во время Второй мировой войны наиболее совершенная ракетнаятехника была создана в фашистской Германии - это прежде всегопостроенная к 1942 г. одноступенчатая баллистическая ракета с ЖРД Фау-2 , конструкции Вернера фон Брауна . С их помощью фашистыобстреливали Лондон , запуская ракеты с побережья оккупированнойФранции . В 1943 г. были проведены испытания истребителя с ЖРДМессершмитд-163В с двигателем Вальтера , однако в авиации болееперспективными представлялись ВРД , которые немецкие конструкторытак и не успели достаточно усовершенствовать до поражения Германиив войне. К 1943 г. вон Браун разработал проект двухступенчатоймежконтинентальной (!) баллистической ракеты А9/А10 (Фау-3) ,взлетной массой около 100 т. (!) . В этом году Фау-3 совершила 18 стартов , 16 из которых окончились взрывом . В следующем годубыло произведено около 30 стартов , сведений о которых пока ненайдено . Фау-3 предназначалась для обстрела Нью-Йорка . Наводить ее на цель должен был пилот - предполагалось что после наведения он покинет ракету на парашюте и его подберет подводная лодка. Дляэтого был набран первый в истории отряд космонавтов , однакоданными о том , были ли люди на борту стартовавших ракет мы нерасполагаем . Немецким конструкторам удалось сделать то , США и СССР смогут сделать более чем через 10 лет спустя - ведь такойракете вполне по силам вывести на орбиту искусственный спутник. Есть мнение , что на этой ракете немцы еще во время войнывывели человека в космос - я считаю это вымыслом т.к. , во-первых , для орбитального полета Фау-3 была все же слабовата (асуборбитальные полеты без выхода на орбиту могут быть отнесены ккосмическим с большой долей условности) , а во-вторых , в 1944 г. уГермании были уже другие проблемы , нежели космические полеты . Поражение Германии прекратило дальнейшее развитее этой ракетнойтехники (возможно к большому счастью для всего человечества) , а ее потенциал в этой области был буквально растащен союзниками .Основные трофеи достались американцам , наступавшим с запада изахватившим находившееся там заводы , полигоны и КБ. В плен к нимпопало и большинство немецких конструкторов во главе с фон Брауном ,которые впоследствии плодотворно работали над американской ракетнойтехникой. Нам трофеев почти не досталось , однако наши конструкторывсе же сумели добыть чертежи и основательно изучить немецкуютехнику. Таким образом ракетно-космическая техника в обоих"космических" державах начала развиваться на основе немецкогоопыта . Первые баллистические ракеты в СССР и США были по сутикопиями Фау-2. В 1946 г. (а фактически уже сразу после разгрома Германии)началось острое противоборство СССР и США во всех отрасляхэкономики , науки и техники , на грани вооруженного конфликта ,получившее с подачи У. Черчилля название "холодной войны", ивызванное стремлением обоих держав к мировому господству. В 1945 г. у США появилось атомное оружие и появляются планынанесения ядерных ударов по СССР. Однако в 1949 г. атомная бомба появилась и в Советском Союзе , а в 1953 у нас была взорванапервая термоядерная бомба. Теперь ядерное оружие имелось у каждой из противоборствующих сторон , и большое внимание стало уделятьсясредствам его доставки. Т. к. Бомбардировщик был слишком уязвим имедлителен , начинаются работы по созданию межконтинентальныхбаллистических ракет. В 1946 г. С.П.Королев был назначен главным конструктором ОКБ ,которое должно было проектировать многоступенчатые баллистическиеракеты. В 1948 г. состоялся полет первой отечественнойбаллистической ракеты Р-1 (бывшей , правда, почти точной копией Фау-2). В 1951 г. была принята на вооружение ракета Р-2 , с дальность полета600 км , а в 1956г. - ракета Р-5М , с дальность полета 1200км . В1954г. было образовано ОКБ М.К. Янгеля , которое занялось разработкойбоевых баллистических ракет долговременного хранения. Помимо боевых ракет в Советском Союзе с 1949г. регулярнозапускались научно исследовательские ракеты В-1Е , В-2А , В-1А(созданные на базе баллистических ракет) и др., с помощью которыхисследовались верхние слои атмосферы , космические лучи , а такжеповедение подопытных животных (собак) во время полета . Такимобразом закладывался фундамент для будущего полета в космосчеловека.. Одноступенчатые ракеты не могли удовлетворить военных - имтребовалась многоступенчатая межконтинентальная ракета , способнаядоставить "груз" в любую точку земного шара . Разработка такойракеты велась в ОКБ Королева , но для ее запуска старый полигонКапустин Яр уже не годился и в 1955г. в Казахской степи , недалекоот железнодорожной станции Тюра -Там началось строительство новогополигона , который до сих пор именуется космодромом Байконур , хотядо селения Байконур от космодрома довольно далеко. Такое названиевыбрали , видимо , из соображений запутывания "вражескихшпионов"."Вражеские диверсанты" наверное по ночам снились партийнымчиновникам , поскольку они отклонили первоначальный проект , гдестарт размещался на возвышенности , сочтя , что стартующая ракета вэтом случае будет слишком уязвима и перенесли пуск в другое место.Геологоразведку там произвести не успели , и когда начали рытькотлован , строителей поджидал "сюрприз" - в безводной степи ониобнаружили подземный резервуар с водой , сильно затруднившийстроительство. Если бы не изобретательность и героический трудстроителей ,то старт не успели бы закончить к сроку и тогда ещенеизвестно , чей спутник был бы первым. В 1957 г. строительство космодрома завершилось , и началисьлетные испытания новой двухступенчатой баллистической ракеты Р-7 .После трех неудачных попыток удалось наконец добиться устойчивого полета ракеты. Р-7 была сомой большой и мощной ракетой тоговремени - ее взлетная масса составляла около 300 т. а в длину онаимела около 30м. "Семерка " была построена в ОКБ Королева , двигатели создавались под руководством Глушко , а система управления - подруководством Пилюгина . Эта конструкция оказалась чемпионом долголетия в такой новой и быстро развивающейся отрасли , как космонавтика- ракета "Союз" , по сей день доставляющая космонавтов на орбиту, есть ни что иное , как усовершенствованная "семерка" сдобавленной третьей ступенью. Создание мощной ракеты-носителя позволило нашей стране выйти налидирующие позиции в исследовании космоса . 4 октября 1957г. Р-7вывела на орбиту первый искусственный спутник земли Это былалюминиевый шар диаметром 58 см, и массой 83 кг, снабженныйрадиопередатчиком . Впервые созданный человеком аппарат достиг первойкосмической скорости . Это событие принято считать началом космической эры - эры практической космонавтики. Связь с первым спутникомпродолжалась 20 суток (на столько хватило заряда батарей) , послечего он еще около двух с половиной месяцев кружил над землей ,пока не сгорел в плотных слоях атмосферы. В ходе этогоэксперимента изучалась ионосфера земли и возможность установлениясвязи с космическим аппаратом , а также (в ходе наблюдения задвижением спутника) верхние слои атмосферы. Вслед за первым спутником 3 ноября был отправлен второй (трехступенчатым вариантом ракеты ), массой 508кг. (!) , запущенный ктому же на довольно высокую орбиту . На этом спутнике находилсяпервый "космонавт" - собака Лайка. Исследовалась жизнедеятельностьживотного в космических условиях . Третий спутник имел массу 1327 кг.и был предназначен для исследования космического пространства игеофизических исследований . На спутнике впервые были установленысолнечные батареи. Запуски первых спутников преследовали не только научные цели ,но и призваны были продемонстрировать мощь наших баллистическихракет .Возможности американских ракет в то время оставляли желатьлучшего - запущенный ракетой "Юпитер-С" в феврале 1958 г. спутник"Эксплорер" имел массу всего лишь 14 кг. В январе ракета-носитель "Молния" (Р-7 , дополненная еще двумяступенями) впервые достигла второй космической скорости , и вывелав космос станцию "Луна-1" , массой 1472кг. "Луна-1" , пройдя в 6тыс. км. от поверхности нашего спутника вышла на орбиту вокругсолнца . Связь со станцией поддерживалась до расстояния 600 тыс. км.(рекорд для того времени). В сентябре того же года станция "Луна-2" достигла поверхности Луны (попросту упала на нее). Впервые созданный человеком аппарат достиг поверхности иного небесного тела . Кстати ,Годдард еще в 20-ых г.г. собирался "послать снаряд на Луну" , нотогда этот проект справедливо вызвал скептические замечания ученых. Оба эти запуска , как мы видим , не очень много дали науке иносили скорее "спортивный" и пропагандистский характер . Однако воктябре того же "лунного" года к нашей небесной соседке отправиласьстанция "Луна-3" , снабженная фотокамерой . Она совершила облет луныи передала на землю снимки лунной поверхности , в том числе ееобратной стороны , невидимой с Земли.Пилотируемые полеты Запуски первых спутников и "лунников" , безусловно , произвелигромадное впечатление на мировую общественность и продемонстрировали высокий уровень развития науки и техники в Советском Союзе. Нополет человека в космос был бы , безусловно , еще более эффектнымсобытием , и наши космические "фирмы " приступили к проектированиюпервого пилотируемого корабля. Тем более , что американцы тожеработали над подобным проектом , а Н.С.Хрущев твердо решилперегнать Америку во всем. Необходимо было в короткий срок (от первого спутника до первогокосмонавта прошло меньше четырех лет) построить аппарат , в которомчеловек мог несколько суток находится в космосе , а затемблагополучно вернутся на землю. При таких условиях приоритетотдавался скорости разработки и надежности , а не совершенствутехнических решений . Корабль "Восток " был устроен сравнительнопросто , но надежно (вспомним , не один пилотируемый "Восток" непотерпел аварии). Корабль представлял собой шар , покрытый толстым слоемтеплоизоляции (с большим запасом ) , к которому при помощи двухметаллических лент крепился приборный отсек с тормозным двигателем. В шаре находился космонавт и системы жизнеобеспечения . Форма шарабыла выбрана потому , что его поведение при входе в атмосферу было хорошо изучено , а на аэродинамические исследования других форм небыло времени . Система посадки была также довольно проста - сопло тормозного двигателя наводилось строго на Солнце , двигательвключался и аппарат устремлялся к Земле . Далее срабатывал одинединственный пиропатрон , разрывавший металлические ленты иотделявшие приборный отсек , и "шарик" совершал аэродинамическоеторможение в атмосфере. Системы мягкой посадки не было , и поэтомуна высоте нескольких километров пилот катапультировался. Чтобытормозной двигатель дал импульс в нужном направлении момент спуска выбирался так , чтобы солнце занимало в это время соответствующееположение относительно корабля. Запасного двигателя не было , ипоэтому корабль предполагали запускать на такую орбиту , чтобы через неделю - две он сам вошел бы в плотные слои атмосферы. Первые корабли этой серии были беспилотными . На нихотрабатывался сход с орбиты , а также изучалось поведениеподопытных собак. На одном из этих кораблей благополучно слеталиБелка и Стрелка . Два других "собачьих " экипажа , вследствиенеисправностей систем посадки , на землю вернуть не удалось.Корабли следующей серии предназначались уже для человека , но впервых двух полетах их пассажирами был манекен и подопытныесобаки. В ходе полета проверялась двусторонняя радиосвязь, для чегос орбиты передавали запись биений человеческого сердца. Этирадиосигналы были пойманы рядом радиолюбителей , что дало поводдля слухов о якобы неудачных попытках запуска человека в космос, предпринятых в СССР еще до полета Гагарина. В начале 1960г. был создан Центр подготовки космонавтов и излетчиков- истребителей набирается первый отряд космонавтов. Первыйполет человека должен был состоятся в декабре 1960г. но былотложен из-за страшной катастрофы на Байконуре - на стартовомстоле взорвалась баллистическая ракета Р-14 (ОКБ Янгеля) . Погиблидесятки человек , в том числе члены государственной комиссии воглаве с маршалом Неделиным (официально было объявлено , что онпогиб в автокатастрофе ) . Возникла опасность , что американцыобгонят нас - их полет был намечен на май 1961г. (хотя это былсуборбитальный полет , но первым человеком в космосе стал бы все же американец). Однако 12 апреля 1961г. на третьем в серии корабле "Восток" Ю.А.Гагарин совершил первый космический полет и благополучновернулся на Землю . Правда , полет проходил не так гладко , каксообщал ТАСС. Корабль был выведен на слишком высокую орбиту , иесли бы отказал тормозной двигатель упал бы на Землю не через10 дней , как предполагалось , а через 50 , на что ресурсы системыжизнеобеспечения рассчитаны не были. К счастью , тормозной двигательсработал нормально и корабль устремился к Земле , но один изразъемов , соединявших спускаемый аппарат с приборным отсеком неразошелся , и отсек волочился за спускаемым аппаратом показлосчастный провод не сгорел в атмосфере. На высоте примерно 7 км. космонавт катапультировался спокойноприземлился. Долгое время у нас как-то замалчивали тот факт , чтопилоты первых кораблей должны были катапультироваться . Так в одной работе сказано "космонавты ... могли ... либо оставаться доприземления в корабле , либо катапультироваться ". В случае , есликосмонавт остался бы в корабле , позавидовать ему было трудно - обэтом красноречиво говорят вмятины и трещины , оставшиеся наспускаемых аппаратах после жесткой посадки. Происходит эта полуправда от того , что по правилам Международной авиационной федерациирекорд фиксируется только в том случае ( а полет Гагарина был ,безусловно , рекордным), когда пилот в момент посадки находился влетательном аппарате. Поэтому в официальном отсчете было туманносказано что пилот приземлился вместе со спускаемым аппаратом. Цели своей мы достигли - полет Алана Шепарда состоялся спустяпочти месяц после Гагарина , а "настоящий " орбитальный полет Дж.Глена состоялся лишь в феврале следующего года. К тому времени вСоюзе был произведен уже второй орбитальный полет - полетГ.С.Титова , который продолжался более суток. В ходе этого полетавыяснялось влияние на человеческий организм длительного пребывания в космосе. Титову первым пришлось столкнутся со "спутниковойболезнью" - когда человека начинает "укачивать" в невесомости . Сейчас известно , что эти симптомы появляются в первые дни полета и вызваны адаптацией организма к невесомости , но тогда это вызвалобольшие опасения и были разработаны специальные методы тренировкивестибулярного аппарата космонавтов. В августе 1962г. над планетой оказалось сразу два корабля"Восток-3" , пилотируемый А.Г.Николаевым и стартовавший днем позже"Восток-4" пилотируемый П.А.Поповичем . Корабли летели на небольшомудалении так что космонавты могли видеть корабли друг друга и между ним была установлена двусторонняя связь. Впервые изображениекосмонавта в кабине во время полета было передано по центральномутелевидению. Космонавты провели в космосе четверо и трое сутоксоответственно. В следующем году мы решили доказать всему миру , что каждаякухарка у нас не только умеет управлять государством , но икосмическим кораблем . Еще в 1961г. в отряд космонавтов былинабраны женщины. А июне 1963г. на корабле "Восток -6" совершила полетбывшая работница текстильной промышленности и парашютист- любительВ.Н.Терешкова . Она совершила совместный полет с В.Ф.Быковским ,находившемся в выведенном в космос двумя днями ранее "Востоке-5".После трехдневного группового полета космонавты благополучноприземлились и Терешкова стала таким образом первой женщиной-космонавтом. В 1961г. сразу после полета Гагарина президент США Дж. Ф.Кеннеди объявил национальную программу , целью которой была высадка астронавтов на Луну. В первым шагом к осуществлению этой целидолжен был стать проект "Джеммини" , предусматривавший запусккораблей с экипажами из двух человек , и отработку ими такихмероприятий , как выход в открытый космос , стыковка и расстыковка ,14-суточное пребывание людей в космосе , необходимых для лунныхмиссий. Поскольку мы всеми силами старались сохранить лидирующиепозиции в освоении космоса ( или хотя бы видимость лидерства) ,необходимо было также разрабатывать принципиально новый многоместный корабль . Но полеты "Джеммини" предполагались уже в !965г . инаш новый корабль "Союз" явно не успевал к этому сроку. Тогдав полет решено было отправить модернизированный "Восток" ,рассчитанный на экипаж из трех человек. В октябре !964г. новая ракета носитель "Союз" (построенная на базе все той же Р-7) вывела на орбиту корабль "Восход" , накотором впервые в мире находилось сразу три космонавта : командир В.М.Комаров , космонавт-исследователь К.П.Феоктистов и врач Б.Б.Егоров.Впервые космонавты летели без скафандров (иначе , наверное , и непоместились бы в тесную кабину) , на корабле появился резервныйтормозной двигатель и система мягкой посадки (катапультировать троих было бы проблематично ) Пробыв в космосе сутки корабльблагополучно приземлился . Примечательно, что в тот год наблюдалосьнекое затишье - это был единственный пилотируемый полет (с обоихсторон ). В марте 1965г. стартовал "Восход -2 " с П.И.Беляевим иА.А.Леоновым на борту . На корабле была оборудована раздвижнаяшлюзовая камера для выхода в открытый космос , который и былуспешно осуществлен Леоновым. В свободном пространстве он пробыл 12мин. и при этом удалялся от корабля на расстояние до 5м. Привозвращении в корабль , правда , возникли проблемы - скафандрраздуло от внутреннего давления о он не пролезал в люк , ксчастью космонавт догадался сбросить давление и благополучновернулся в корабль. При возвращении на Землю также возникланепредвиденная ситуация - вышла из строя автоматическая системауправления посадкой и космонавты впервые на ручном управлении.Спуск прошел успешно , но корабль опустился не в заданном районе , и экипаж долго не могли найти . Таким образом с выходом воткрытый космос мы опередили амереканцев , но затем американцы в1965-1966 г.г. совершили весьма успешно 10 полетов по программе"Джеммини" и заняли лидирующие позиции в пилотируемой космонавтике(в 1966г. общий налет наших космонавтов составлял около 500 ч. ,в то время как амереканцев - около 2000 ч. и 12 ч. в открытомкосмосе , все эксперименты , планировавшиеся программой "Джеммини" были успешно выполнены ) . Наш ответ последовал лишь в !967г. - 23 апреля в космосотправился новый корабль "Союз", пилотируемый Комаровым . К сожалению , старта нового корабля не увидел Главный конструктор С.П.Королев -в январе 1966г. он скоропостижно скончался в возрасте 59 лет."Союз" был рассчитан на трех человек и состоял из трех отсеков: приборного , в котором находился двигатель и запас горючего дляманеврирования и посадки ; спускаемого аппарата , в котором экипажнаходился при старте , и в котором возвращался на землю ; иорбитального отсек , который был предназначен для поведенияразличных экспериментов в космосе и при необходимости мог служитьшлюзовой камерой для выхода в открытый космос. Корабль был снабженсистемой стыковки , которая позволяла составлять из двух "Союзов"орбитальную станцию. Следующим за полетом человека шагом в освоениикосмоса должно было стать создание долговременной пилотируемойорбитальной станции . Для исследований в этом направлении и былипредназначены корабли серии "Союз". Первый полет "Союза" завершился первой космической трагедией -во время спуска в атмосфере не сработала парашютная система испускаемый аппарат с космонавтом буквально расплющило ударом оземлю . Комаров стал первым космонавтом , погибшем в полете .Разбор причин аварии затянулся и второй полет "Союза" состоялсялишь полтора года спустя . Своеобразным утешение для нас моглослужить то , что у американцев дела с "Аполлоном" тоже неклеелись - в том же году во время наземных испытаний возник пожар на корабле и погибло трое астронавтов :В.Гриссом ,Э.Уайт , Р.Чаффи . После неудачи с первым "Союзом" в октябре 1968г. был запущенряд беспилотных кораблей , а затем беспилотный "Союз - 2" , а троесуток спустя "Союз-3", пилотируемый Г.Т.Береговым . (Следует отметить ,что с тех пор каждый новый корабль запускался у нас сначала вбеспилотном варианте.) . На орбите космонавт осуществлял сближение сбеспилотным кораблем и проверял работу бортовых систем. Через троесуток после старта спускаемый аппарат "Союза-2" приземлился , а двадня спустя благополучно сел и Береговой . В январе 1969г. произошло знаменательное событие - с космодромаБайконур с интервалом в сутки стартовали "Союз-4" (В.А.Шаталов) и"Союз-5"(Б.В.Волынов , А.С. Елисеев , Е.В. Хрунов). На орбите кораблисостыковались (!) и образовали первую орбитальную станцию - прообразбудущих орбитальных комплексов ( по которым наша страна до сих порудерживает первое место в мире ). Елисеев и Хрунов совершилипереход из корабля в корабль , правда довольно странным образом -через открытый космос . В официальных документах сказано , что так и планировалось , но у меня по этому поводу большие сомнения ,возможно такое решение было принято из-за того , что не былаобеспечена герметичность перехода . В октябре того же года была запущена целая эскадра из трехкораблей - с интервалом в сутки были выведены "Союз-6" , "Союз-7" и "Союз-8" , которые совершили совместный полет , взаимныеманеврирования и сближения. На "Союзе-6" впервые были проведеныэксперименты по сварке, резке и обработке материалов в космосе. Пока длительность полетов у нас не превышала пяти суток , а для серьезной работы на орбитальных станциях ( и , в перспективе , длямежпланетных полетов ), требовалось гораздо больше . Работы попродлению сроков полета уже велись , так , был запущен биоспутникс двумя собаками на борту , которые провели в космосе 22 дня ,проводилась серия наземных экспериментов по моделированиюневесомости . В июне 1970 г. состоялся первый долговременный полет -А.Г.Николаев и В.И.Севастьянов пробыли в космосе почти 18 суток иблагополучно вернулись на землю . Сейчас это звучит смешно , нотогда их называли "космическими долгожителями" , ведь влияниеневесомости на организм человека было еще плохо изучено и такойполет требовал изрядной доли мужества. Однако отвлечемся на время от успехов нашей пилотируемойкосмонавтики , приведших в скором времени к созданию первыхорбитальных станций ( о них позже) , а посмотрим на одинмалоизвестный ( до последнего времени ) , но интереснейший эпизоднашей космической истории.Лунная гонка Сразу после успешных полетов первых лунников в конце 50-ыхг.г. у нас началась подготовка к пилотируемым полетам к Селене.Сначала приступили к проектированию облетного корабля , котороевелось параллельно в двух КБ - Королеве и Челомея . Проект"королевцев" предусматривал вывод частей корабля на околоземнуюорбиту носителем на базе Р-7 с последующей их стыковкой иполетом вокруг Луны. Челомей предполагал прямой рейс , для чегонеобходимо было использовать проектируемый в его КБ носитель"Протон". После полета Гагарина за коллективом Челомея проектоблета Луны , а за КБ Королева - высадку на поверхность. Позднееруководство обеими программами сосредоточили в ОКБ Королева . Облет луны предполагались выполнить с помощью ракеты "Протон" и разгонного блока , которые выводили на облетную траекториюкорабль , сделанный на базе проектировавшегося "Союза" - Л1. Дляуменьшения массы с него сняли орбитальный отсек и системысближения и стыковки. Предполагалось , что космонавты неделю будутнаходится в спускаемом аппарате объемом 2,5 куб.м. все время всидячем положении - малоприятная перспектива для первых покорителейЛуны . Корабли предназначенные для высадки должны были выводится наорбиту новым сверхмощным носителем Н-1. Т.к. грузоподъемность нашейракеты составляла около 100 т. , экипаж корабля решили сделатьминимальным - 2 человека (американцам для доставки к Луне 3 человек понадобилась система , массой 135 т.).Это было довольно рискованнот.к. на Луну высаживался всего один космонавт , и в случаевозникновения "нештатаной ситуации" помочь ему было некому (тутсмертельно опасным могло стать даже случайное падение на спину - вгромоздком скафандре человек не мог подняться без постороннейпомощи ) . Лунный корабль , получивший обозначение Л3 , предполагалось построить на базе "Союза" . Пока наши "фирмы" раскачивались , и предлагали различныепроекты , американцы уже приступили к изготовлению и испытаниюопытных образцов машин (вспомним , что в 1961г. программа высадкина Луну была объявлена Дж. Ф. Кеннеди национальной). В результатемы сильно отстали и проектирование системы велось в расчете на максимальное использование уже существующих агрегатов , этоконечно ускоряло сроки постройки и испытаний , но и утежелялоноситель и корабль . Так , двигателей нужной мощности у нас тогдавыпускать не могли , а технологическое переоснащение производствазаняло бы слишком много времени . В результате в первой ступени Н-1 было помещено 30 двигателей , что не способствовало ни снижению массы системы . Из-за подобных издержек Н-1 , имел почти такую жестартовую массу , как американский "лунный" носитель "Сатурн-5"(2750и 2800 т. соответственно) , имея грузоподъемность 97 т. против 135 т. у "Сатурна". (Кстати , ракета "Сатурна-5" была построена подруководством ... Вернера фон Брауна - создателя Фау-2 ). Ситуация с двигателями осложнилась еще и из-за разногласий ,возникших между Королевым и Глушко , КБ которого было главным"поставщиком" мощных ракетных двигателей . Королев считалнеобходимым в качестве горючего использовать жидкие кислород иводород , дающие очень высокий удельный импульс. Глушко же считал ,что необходимо использовать фтор и азотную кислоту , т.к. водородимеет слишком маленькую плотность , и потребует слишком большихтопливных баков. Однако предложенные Глушко компоненты были крайне ядовиты , и такая система могла нанести огромный урон окружающейсреде. В результате всех этих споров Глушко отказался делатьдвигатели для Н-1 и ими занялось КБ Н.Д.Кузнецова ,разрабатывавшее до этого только авиационные двигатели . Врезультате двигатели были сделаны , но потеряно много времени (небудем забывать , что шла настоящая гонка) . В самый разгар работпо лунному носителю и кораблям умер С.П.Королев , что также немогло не сказаться на ходе работ. Проект облета Луны задерживался из-за трудностей в испытании"Протона" . В 1968 -69 г.г. были осуществлены облеты нашего спутникакораблями Л1 в беспилотном варианте , получившие наименование "Зонд 5-8". Но в декабре 1968г. "Апполон-8" вышел на орбиту спутника Луныи программу пилотируемого облета луны свернули т.к. приоритет былпотерян . Хотя уже тогда было ясно , что опередить амереканцев свысадкой скорее всего не удастся , работы по этому проекту несворачивали , надеясь на незапланированные неудачи соперников. Первые летные испытания носителя Н-1 прошли в феврале 1969г. ибыли неудачными - на борту возник пожар . Состоявшийся через 5месяцев повторный старт тоже не удался - произошло самопроизвольное выключение двигателей , поднявшаяся в воздух ракета рухнула настартовый стол и взорвалась , разрушив пусковую установку. На еевосстановление понадобилось много времени , и следующий стартсостоялся только в июле 1971г. - и снова неудача , в ноябре1972г. - запуск наконец состоялся но на 107 секунде из-занеисправности полет пришлось прекратить. К тому времени ,в июле 1969г. , уже состоялась успешная высадкана Луну экипажа "Апполона-11" - Нейла Армстронга и Едвина Олдренаи наши попытки первыми достичь Луны стали бессмысленными . Но после неудачного полета "Апполона-13" , чуть было не закончившегосякатастрофой , работы были возобновлены. Когда амереканцам удалосьоправится после аварии и с честью завершить лунную эпопею , работыбыли заморожены , а затем ,в 1974 г., совсем прекращены . Триготовые ракеты Н-1 были уничтожены , расформирован специальный отрядкосмонавтов , почти готовые лунные корабли расползлись по закрытыммузеям. Кому -то этого показалось мало , и была уничтожена основнаячасть техдокументации к проекту. Как мы видим , программа полета на Луну с обоих сторонрассматривалась прежде всего не как научно-исследовательскаяэкспедиция , а как своего рода спортивное мероприятие , призванноееще раз продемонстрировать высокий научно-технический потенциалдержавы. Почему нам не удалось отстоять приоритет? Сказалась инедооценка соперника : после наших громких достижений (первый спутник, первый человек в космосе , первая мягкая посадка на Луну ) наширакетно-космические "фирмы" позволили себе долго раскачиваться испорить друг с другом , тогда как американцы резко "пошли в отрыв"и опередили нас. К концу 60-ых г.г. попытка “встряхнуть" экономику- реформа Косыгина благополучно заглохла и экономика страныфактически уже тогда находилась в кризисе ( который ярко проявилсяво время перестройки) , и существовала в основном за счет продажиза границу нефти , газа , леса и других природных ресурсов. Экспедиция на Луну оказалась слишком дорогим удовольствием (американцыпотратили на свою программу более 25 млрд.$) ,которое наша странауже не могла потянуть ( если вспомнить проходившие в то времядорогостоящие "стройки века"). После высадки на Луну американцев официально было объявлено , что у нас другая программа исследования космоса - с помощьюавтоматических аппаратов. Посмотрим каких же успехов достигли нашиавтоматы в исследовании других планет.Автоматы исследуют планеты Луна После первых стартов к Луне в 1959г. в исследовании Луныкосмическими аппаратами наблюдается некоторое затишье - все силыбыли брошены на проведение пилотируемых полетов . Но в начале 60-ых годов начались работы по созданию аппарата , способного совершить мягкую посадку на Луну. В 1963 - 1965 г.г. к Луне отправились одназа другой пять станций , но осуществить посадку не удалось -аппараты разбивались. Мягкую посадку на Луну вообще довольно сложноосуществить т.к. у нее нет атмосферы и торможение осуществляетсяювелирной работой двигателя. В январе 1966г. мягкую посадку на Луну наконец осуществила станция"Луна-9". На землю была передана первая панорама Лунной поверхности. Вопреки ожиданиям ученых , считавших , что Луна покрыта пылью ,грунт оказался довольно твердым - станция не погрузилась в него , а на телевизионном изображении отчетливо видны камни."Луна-9" на пятьмесяцев опередила амереканский аппарат "Сервейер-2" - как видим ,гонки шли не только в области пилотируемых полетов , но и вобласти полетов автоматов. В том же году был запущен первыйискусственный спутник Луны - "Луна -10" и станции "Луна-11-13" , изкоторых "Луна -13" совершила мягкую посадку на Луну. В 1970г. станция "Луна-16" произвела бурение и взятие пробгрунта , которые были затем доставлены на землю . Таким образом , в руках наших ученых также оказались образцы лунного грунта (у ихамериканских коллег они появились после успешных полетовастронавтов). В 1972 и 1976 г.г. станции "Луна - 20" и "Луна-24"также доставили Землю образцы Лунного грунта из горного иморского района соответственно. В 1974г. были запущены также дваискусственных спутника Луны - "Луна -22" и "Луна-23" , которыепровели длительные исследования Луны и околоземного пространства. Наиболее интересной частью нашей программы исследований Луныбезусловно стало исследование ночного светила с помощью луноходов.В ноябре 1970г. станция "Луна-17" ( однотипная "Луне-16" , толькобез возвращаемой ступени) доставила на поверхность Лунышестиколесный "Луноход-1" , снабженный телекамерами и управляемыйоператором с земли. Самоходный аппарат прошел по Луне более 10 км .Он передал на землю отличные телеизображения и результатыизучения физических свойств грунта . В 1972г. на Луну станцией"Луна-21" был доставлен усовершенствованный "Луноход-2", которыйпровел аналогичные исследования в другом районе Луны . Луноходы и станции , доставившие лунный грунт на землю былисозданы в КБ , которым руководил талантливый конструктор иорганизатор Г.Н.Бабакин. Создание этих автоматов показывает , чтоможно отлично исследовать другие планеты с помощью машин , неподвергая риску космонавтов , не говоря уже о том , что беспилотные полеты обходятся значительнее дешевле пилотируемых..Марс Марс начал будоражить умы землян со второй половины ХIХ в.когда были открыты знаменитые каналы и впервые возникла мысль осуществовании на Марсе своей цивилизации. Позднее астрономы установили, что "каналы" были оптическим обманом . Но в 40-ых годах нашегостолетия появилась гипотеза об искусственном происхожденииспутников Марса , поскольку особенности их движения и расчетыпоказывали , что марсианские Луны должны быть полыми (эти расчеты ,как оказалось позднее , были ошибочными) . Первый запуск космического аппарата к Марсу состоялся уже в1962г. - это был аппарат "Марс-1" , прошедший на расстоянии 195тыс.км. от планеты.. (связь с ним прервалась за три месяца доэтого).Но планомерные исследования красной планеты начались только в 70-ые г.г. , когда появились достаточно мощные ракеты носители исовершенная автоматика. В 1971г. - в год великого противостояния ( когда полеты к Марсу требуют наименьших затрат энергии ) к Марсу отправились станции"Марс-2" и "Марс-3". Которые вышли на орбиту искусственныхспутников планеты . К этому моменту там уже кружился американскийаппарат "Маринер-9" , ставший первым искусственным спутником Марса .Дело в том что наш аппарат , который должен был статьискусственным спутником марса , и который "Маринер" не смог быобогнать из-за ошибки в бортовой ЭВМ не был выведен натраекторию полета к планете , и более легкий американский аппаратобогнал по дороге наши станции. "Марс-2" сбросил на планету вымпел нашей страны , а от "Марса-3" отделился спускаемый аппарат , совершивший первую в историипосадку на красную планету. Спускаемый аппарат начал передавать"картинку" с поверхности , но , по до сих пор невыясненнойпричине , сигнал с поверхности планеты пропал. Вообще , с Марсомнаших исследователей преследовало просто фатальное невезение . Орбитальные аппараты наших станций успешно функционировали ипередавали на Землю изображения поверхности планеты , но на нихничего нельзя было разглядеть - на Марсе бушевала пыльная буря . Ктому времени , когда она закончилась , наши камеры уже вышли изстроя , и изображение передавал только американский аппарат . Затонаши спутники провели исследования поверхности и атмосферы планетыв инфракрасном , ультрафиолетовом диапазонах спектра и в диапазонерадиоволн . Были определены температура и давление ( оно оказалось в200 раз меньше земного ) у поверхности планеты. В следующее стартовое окно (1973г.) условия полета к Марсубыли хуже , и вывести станцию , аналогичную "Марс-3" мы не моглииз-за ограничений по массе. Тогда было принято решениеиспользовать две станции вместо одной - "чистый" спутник истанцию , которая "сбрасывала" бы на Марс спускаемый аппарат илетела бы дальше не тормозясь у планеты . Для надежности таких пар следовало запустить две. Нашим инженерам и производственникам удалось сделать почтиневозможное - изготовить и испытать к очередному стартовому окнуцелых четыре станции. Незадолго до старта неожиданно выясняется ,что в микросхемах , которые использовались в аппаратуре станцийчрез год- полтора образуются раковины , и они выходят из строя.Да , подвела отечественная промышленность . Переделывать станции былонереально .В следующее стартовое окно должны были стартоватьамериканские "Викинги" , а нам очень хотелось первыми получитьизображения с поверхности Марса. Решено было станции запустить -ведь есть выйдут надежда , что они выйдут из строя не сразу , иуспеют передать на Землю ценную информацию. В августе 1973г. к Марсу ушли орбитальные аппараты "Марс-4" и"Марс-5" и посадочные аппараты "Марс-5" и "Марс-6" - целаякосмическая эскадра. На "Марсе-4" не сработал тормозной двигательи станция прошла мимо планеты. "Марсу-5" удалось выйти на орбиту искусственного спутника , но проработал он там гораздо меньшерасчетного срока . Спускаемый аппарат "Марса-6" вошел в атмосферупланеты и на этапе спуска провел зондирование атмосферы иопределил ее химический состав. Незадолго до посадки связь саппаратом прервалась. Спускаемый аппарат "Марса-7" отделился отстанции но в атмосферу "не попал " и прошел мимо планеты . Таким образом программа полета в основном выполнена не была. После этой неудачной экспедиции в наших полетах к Марсунаступил длительный перерыв . Связан он был прежде всего с тем ,что велась интенсивная разработка проекта доставки на землюмарсианского грунта.Было известно , что американцы тоже разрабатывают подобный проект , анам , как известно , во всем надо было быть первыми , поэтому наразработку этой темы были брошены почти все силы "межпланетных"КБ. Ради этого свертывались другие программы - "Луноход-3", задержка в работе над "Луной-24". В результате и мы , и американцы пришли к выводу , что осуществить этот проект при сегодняшнем уровнеразвития техники практически нереально , и его закрыли. В 1988г. состоялась , наконец новая экспедиция к Марсу -программа "Фобос". Аппараты должны были исследовать соколомарсианской орбиты планету и ее спутники. Впервые предполагалась доставка исследовательских зондов на поверхность Фобоса. Это былабы не просто первая высадка на спутник Марса , а первая высадкана астероид , каковым в сущности Фобос и является. К сожалению ,этот проект стал продолжением наших марсианских неудач. Еще по дороге к Марсу на "Фобос-1" была отправлена программа, которая должна была включить один научный прибор . Но всоставлявший ее оператор допустил ошибку (в одну букву) , и настанции была отключена система ориентации . Солнечные батареиотвернулись от Солнца , аккумуляторы разрядились и связь саппаратом была потеряна. Вторая станция успешно дошла до цели ивышла на орбиту спутника Марса . Путем хитроумных баллистическихманевров станция подошла к Фобосу и по его фотографиям началивыбирать район сближения . Неожиданно станция не вышла наочередной сеанс связи , после напряженной работы удалось пойматьсигнал со станции , но он вскоре исчез. Что послужило причинойпотери связи со станцией буквально "на ровном месте " , остается загадкой. Последней нашей марсианской неудачей стала неудачная попытказапуска станции "Марс-96" в прошлом году. Как известно , станция не вышла на траекторию полета к Марсу и сгорела в земной атмосфере.Венера При создании космических аппаратов конструкторы зачастую не могут приступить к проектированию следующей машины , пока не закончилсяполет предыдущей , т.к. условия , в которых она должна работать , еще неизвестны . Наиболее ярко это иллюстрирует история исследованияВенеры , сведения о которых до полетов космических станций вообщебыли очень скудны , т.к. эта планета покрыта толстым покрываломоблаков , под которое не могут заглянуть никакие телескопы. Первая станция "Венера-1" отправилась к утренней звезде еще вначале 1961г. и прошла в 100 тыс.км. от планеты. В задачу станциивходило в основном изучение межпланетного пространства. В 1965г.возле Венеры пролетела стация "Венера -2 " , сфотографировавшаяпланету , а станция "Венера-3" сбросила на планету спускаемыйаппарат , который разрушился в атмосфере планеты . В 1967г. "Венера-4" доставила к планете спускаемый аппарат , рассчитанный на давление в 10 атм.. Он спускался до высоты , где давление достигало 18 атм., а затем разрушился . Спускаемые аппараты станций "Венера 5" и"Венера 6" также не достигли поверхности планеты , будучираздавлены в атмосфере , хотя были рассчитаны на 25 атм. В 1970г. спускаемый аппарат станции "Венера-7" достиг наконецповерхности планеты и передавал оттуда информацию в течение 23мин. Давление в месте посадки оказалось более 90 атм. , атемпература - около 500С. Достичь Венеры легче чем Марса , мягкаяпосадка в плотной атмосфере также не вызывает больших затрудненийно трудности по обеспечению работы аппаратов в поистине адскихусловиях делают исследование Венеры крайне сложным . Говорят , чтоесли бы конструкторы с самого начала знали , с какими условиямиони столкнутся , то они не взялись бы за это дело. В 1972г. станция "Венера-7" также успешно села на поверхностьпланеты и 50мин. передавала оттуда информацию. На этом полетыстанций первого поколения закончились . Президент академии наук СССР М.В.Келдыш поставил перед конструкторами новую задачу - получитьизображение поверхности Венеры. С этой сложнейшей (если вспомнитьусловия на планете ) задачей конструкторы справились - в 1975г.спускаемые аппараты станций "Венера-9" и "Венера-10" передали наЗемлю через свои орбитальные блоки фотографии венерианскойповерхности .Успех ! Но Келдыш не унимался : следующая задача - получить цветныеизображения и взять пробы грунта .В 1978г. для этой цели кутренней звезде направились станции "Венера-11" и "Венера-12" ,спускаемые аппараты благополучно достигли поверхности , нопроизвести съемку не удалось - не сбросились защитные крышкифотокамер . Не удалось произвести и анализ грунта - не сработалгрунтозаборник . Конструкцию усовершенствовали и в 1981г. станции"Венера - 13" и "Венера -14" успешно выполнили программу - исследовали образцы грунта и передали на землю цветные фотографии Венеры. В 1983г. у Венеры появились первые картографы - станции "Венера-15" и "Венера -16" провели ее радиолокационное картографирование ,что позволило создать довольно подробные карты северного полушарияпланеты . В 1984г. началось осуществление проекта "Вега" , в которомприняли участие , помимо советских ученых , ученые из франции идругих стран . В следующем году посадочные аппараты станцийосуществили исследование атмосферы планеты и взяли пробы грунта.Помимо спускаемых аппаратов на Венеру были впервые доставленыаэростаты , которые дрейфовали в атмосфере на высоте около 50км иизучали атмосферу планеты . Изготовить эти воздушные шары былонепросто , если учесть , что облака Венеры состоят изконцентрированной серной кислоты ! После сброса спускаемых аппаратов на Венеру , станции "Вега-1"и "Вега-2" продолжили свой полет - их целью была встреча скометой Галлея , приближавшейся в тот год к земле . Станции прошлина расстоянии нескольких тысяч километров от ядра кометы ипередали на землю его цветное изображение - оно оказалосьбесформенным куском льда , и провели исследования в различныхдиопазонах длин волн. Как мы видим , с Венерой нам везло гораздо больше , чем сМарсом . Возможно , сказалось здесь и то , что американцы не оченьпреуспели в исследовании этой планеты - они ограничились в основном исследованиями с пролетных траекторий и с орбиты. Поэтомусоревнования у нас с ними здесь не было и политики невмешивались в осуществление программ , которые строились в основномследуя запросам ученых , желавших исследовать утреннюю звезду чтобылучше понять механизмы формирования и эволюции нашей Земли и всейСолнечной системы.Орбитальные станции Следующим после первых пилотируемых полетов шагом на путиосвоения космоса должно было стать создание на орбите большогоорбитального комплекса , на котором можно било бы проводитьразличные долговременные эксперименты , и ставшего бы базой дляполетов к Луне и планетам. Этот логичный путь развитиякосмонавтики был прерван лунной гонкой двух космических держав ,но после ее завершения (не в нашу пользу) обе они возвратилисьна этот путь. В 1971г. в Советском Союзе была запущена первая в миредолговременная орбитальная станция "Салют". Этот почти 20-ти тонныйаппарат был выведен на орбиту новым мощным носителем "Протон".Через несколько суток была произведена стыковка со станцийкорабля "Союз-10" , но космонавты работой на станции не занимались- этот полет был испытательным для проверки систем сближения истыковки и продлился всего сутки. Следом за ними стартовал "Союз-11" , также состыковавшийся состанцией "Салют" . Впервые космонавты Г.Т. Добровольский , В.Н.Волков иВ.И.Пацаев осуществили переход из корабля в станцию . Послерасконсервации оборудования они в течение 22 суток находились настанции и провели различные эксперименты ( в основном биологические).На станции находилась первая космическая оранжерея "Оазис-1" , гамма- телескоп "Анна" и астрофизическая система телескопов "Орион-1".Чтобы сохранить форму для возвращения на землю после долгогопребывания в невесомости космонавты каждый день занималисьфизическими упражнениями на специальных тренажерах . Одним словом ,первая экспедиция на "Салют" стала прообразом современных (ибудущих) долговременных полетов на орбитальном комплексе. К сожалению , эта экспедиция закончилась трагически .Как сказанов сообщении ТАСС: "группа поиска после вскрытия люка обнаружилаэкипаж .... на своих рабочих местах без признаков жизни ".Это быласамая крупная трагедия в истории нашей пилотируемой космонавтики. Причиной гибели экипажа стала разгерметизация спускаемогоаппарата - тогда корабль "Союз" считался абсолютно надежным икосмонавты летали в нем без скафандров. После этой катастрофыстарт , стыковка и расстыковка со станцией , посадка выполняютсякосмонавтами только в аварийных скафандрах . Полет корабля "Союз-12" состоялся только через два года. На его борту было только два космонавта .Полет продолжался всего два дня. В этом полете проводились эксперименты по съемкам земли изкосмоса . В том же году экипаж "Союза-13" продолжил астрофизические и биологические эксперименты , начатые на станции "Салют". В 1974г. возобновились исследования в области орбитальныханций -через 3 года после "Салюта" на орбиту была выведена станция"Салют-3". Спустя 8 дней после вывода станции к ней пристыковался"Союз-14" с космонавтами П.Р.Поповичем и Ю.П.Артюхиным на борту .Космонавты провели в течение 14 дней полета различные медико-биологические эксперименты , и съемку поверхности Земли в различныхдиапазонах длин волн. Станция "Салют-3" внешне почти не отличалась от "Салюта " , ноимела принципиальные отличия во внутреннем устройстве : в "Салюте "был один большой рабочий отсек , в котором космонавты проводилинаучные исследования , а также ели , спали и занималисьфизкультурой. На "Салюте-3" было сделано целых четыре отсека ,соединенных коридором . Такая схема , видимо , оказалась неудачной из-за малого объема каждого отсека , и к ней впоследствии невозвращались. Солнечные батареи "Салюта-3" , имели возможностьориентироваться на солнце самостоятельно , без поворота всегокомплекса . Это впоследствии также сочли излишним , но , учитываяпоследние события на станции "Мир", к этой идее возможно ещевернутся. Полет "Союза-15" проходил как-то странно - корабль осуществилсближение со станцией "Салют-3" но не состыковался с ней . Посадка через двое суток полета была произведена (впервые) ночью . Поофициальным сообщениям в этом полете отрабатывались аварийныеситуации , однако , возможно , в полете действительно возниклипроблемы , заставившие космонавтов срочно садится. , о чем ТАССскромно умолчал. Первые орбитальные станции и работа космонавтов на них должныбыли ответить на главный вопрос , от которого тогда зависело вседальнейшее развитее космонавтики - как долго может находится человек в космосе без вреда для себя , и какие могут быть последствиядолгого пребывания в невесомости . Различные медико-биологическиеэкс




Похожие:

История советской космонавтики icon12 апреля – День космонавтики
Цель: вспомнить, перечислить этапы развития космонавтики, конструкторские изобретения ставшие решающими факторами в деле “победы...
История советской космонавтики iconИстория пилотируемой космонавтики

История советской космонавтики iconИстория частушки. Частушка на этапах российской и советской истории Реферат по древнерусской литературе на тему «История частушки. Частушка на этапах российской и советской истории»

История советской космонавтики iconСценарий беседы «День космонавтики»
Образовательная: знакомить учащихся с фактами истории, касающимися развития космонавтики; провести экскурс по датам, именам и важнейшим...
История советской космонавтики iconXi молодёжные Циолковские Чтения 19 – 21 Октября 2011г. Информационноеписьм о
Октября 2011г в г. Кирове на базе огук «Музей К. Э. Циолковского, авиации и космонавтики» состоятся XI молодёжные Циолковские Чтения,...
История советской космонавтики iconТезисы беседы «День космонавтики»
Целью данного мероприятия является знакомство учащихся с фактами истории, касающимися развития космонавтики; экскурс по датам, именам...
История советской космонавтики iconИстория советской борьбы

История советской космонавтики icon«История практической космонавтики (скафандры)»
Космонавтика в Советском Союзе, а позже в рф, прошла долгий путь от короткого полёта
История советской космонавтики iconИстория Советского государства сложна, противоре­чива и поучительна. Она вобрала в себя веру народа в идеалы социализма, их извращение властями и траги­ческие последствия тоталитаризма
Слишком многое — и положительное, и отрицательное связано в истории России XX века имен­но с советской формой правления, советским...
История советской космонавтики iconПоложение о проведении мероприятий, посвященных Году космонавтики
Мероприятия, посвященные Году космонавтики проводятся в соответствии с утвержденным планом проведения мероприятий. На каждое мероприятие...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы