Финансовая политика государства и механизм ее реализации icon

Финансовая политика государства и механизм ее реализации



НазваниеФинансовая политика государства и механизм ее реализации
Дата конвертации12.07.2012
Размер315,14 Kb.
ТипРеферат
Финансовая политика государства и механизм ее реализации


Поволжская Академия Государственной Службы Кафедра экономики Курсовая работапо курсу: Государственное регулирование экономикина тему: Финансовая политика государства и механизм ее реализации Выполнил: студент 4 курса группы 402 Ы П. А. Проверил: Саратов 1998 СодержаниеВведение 3I. Финансовая политика как инструмент регулирования экономики 4 1. Цели и сущность финансовой политики 4 2. Виды финансовой политики и механизм ее реализации 6II. Проведение бюджетной политики в России 14Заключение 21Список использованной литературы 22 Введение Россия переживает сегодня большие трудности не только в областигосударственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешноеосуществление экономической реформы во многом связано с достижениемфинансовой стабилизации. Прошедший год показал всю сложность развития экономических событий,хода бюджетного процесса в Российской Федерации. В связи с этимправительству необходимо разработать четкую финансовую стратегию, то естьдолговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу ипредусматривающий решение крупномасштабных задач, определенныхэкономической и социальной стратегией государства. Важно выделить основныетенденции развития финансов, сформировать основные концепции ихиспользования, наметить принципы организации финансовых отношений. Выбордолговременных концепций и целевых программ необходим для концентрациифинансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социальногоразвития, а не распыления их по второстепенным целям. Большое вниманиеследует уделить гибкой финансовой тактике, направленной на решениеконкретных развития общества путем своевременного изменения способоворганизации задач финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. Однако для правильного осуществления поставленных перед финансовойполитикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности,целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, еесоставляющих. Несомненно, только научный подход, знание и изучение всех факторов,определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительнаясамостоятельность не перерастет в независимость от объективныхэкономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики отэкономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежносдерживает реализацию возможностей, заложенных в последней. Научный подходк выработке финансовой политики предполагает ее соответствиязакономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовойтеории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям внародном хозяйстве. Целью этой курсовой работы является рассмотрение механизмовфинансовой политики государства, анализ проводимой в России бюджетнойполитики, выявление проблем современной российской финансовой политики иопределение возможных путей их решения. I. Финансовая политика как инструмент регулирования экономики 1. Сущность и цели финансовой политики В последние годы вопросам проведения государственной финансовойполитики и проблемам финансового регулирования экономики переходногопериода посвящается значительное количество публикаций. Однако единствамнений по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто. Так, крупные западные экономисты не дают четкого определенияфинансовой политики. Например, Стенли Фишер, Рудигер Дорнбуш и РичардШмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В тоже время они подходят к исследованию данной темы, расширяя определениефискальной политики. Они пишут, что фискальная политика представляет собойрешения, принимаемые государством относительно своих расходов и доходов1.Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другиепредставители зарубежных экономических школ. В частности Кэмпбелл Р.Макконнелл и Стэнли Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной ифискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством впорядок государственных расходов и налогообложения, направленные наобеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта.2Несомненно, такая трактовка вызывает ряд неопределенностей в осознаниисущности финансовой политики. Большой вклад в понимание сущности финансовой политики сделали работыотечественных экономистов. Профессор В. В. Лавров, раскрывая суть финансовой политики, отмечалее связь с учетом и контролем за производством, количеством труда ираспределением продуктов.3 Эти вопросы были базовыми для определенияочередных задач финансовой политики в области национальных банков,монополизации внешней торговли, государственного контроля за денежнымобращением, введения налогов. Финансовая политика рассматривалась тогда какодна из основных в области государственного регулирования экономики исвязывалась с обеспечением финансовой централизации, концентрации сил исредств для экономических преобразований. Другой экономист И. В. Левчук, подчеркивая большую роль финансовойполитики в повышении производства, отмечает что эта политика призванасоздать правильное сочетание централизованного и демократического вуправлении распределением и использованием финансовых ресурсов.4 Интересна трактовка финансовой политики, данная В. С. Павловым. Онисходит из неразрывности финансов и кредита в деле государственногоуправления и связывает финансово-кредитную политику с условиями реальногофинансово-экономического положения страны, направлениями и методамиперестройки финансово-кредитной системы, новыми подходами к решению проблемреформирования экономики. Весьма полное исследование настоящего вопроса дает М. К. Шереметьев всвоей работе “Финансы СССР”.[1] Автор дает два определения ее содержания:как основные направления деятельности государства в области использованияфинансов и как концентрированное выражение финансов, то есть во второмслучае финансовой политики является как бы результирующей финансовыхпроцессов, происходящих внутри экономики страны. Итак, советские экономисты определяли финансовую политику преждевсего как политику использования финансов в системе стоимостной, денежнойформы реализации экономических законов товарного производства,концентрированного выражения через финансы системы денежных отношений вэкономике. Финансовая политика трактовалась как искусство перераспределениячерез формирование и использование фондов финансовых ресурсов в интересахсоздания условий для увеличения натуральной и денежной базы народногохозяйства. Действительно, такие определения финансовой политики подтверждаютсяее основными целями, к которым можно отнести следующие: 1) Повышение объема и эффективности использования финансовыхресурсов. Последнее очень важно для проверки воздействия финансовойполитики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности использованияфинансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики можетпривести к распылению средств, сокращению источников удовлетворенияпостоянно растущих экономических и социальных потребностей общества. 2) Оздоровление и структурная перестройка экономики: повышение вобщем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат наВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановлениеконвертируемости рубля. 3) Достижение более высокого уровня жизни населения на основеразвития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальнаянаправленность финансовой стратегии проявляется не только в изысканиивозможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышениеблагосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономическойполитики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитиепроизводства, направление и структуру использования финансовых ресурсов. Некоторые экономисты выделяют также и другие цели проведенияфинансовой политики, такие как: снижение темпов инфляции (чему особенномного внимание уделяется в настоящее время, так как последняя сейчаспредставляет собой одно из тех зол, что наиболее угрожают благосостояниюграждан), сглаживание экономических циклов (при этом в первую очередьпонимается использование финансовой политики в качестве инструмента дляборьбы со спадами). Однако легко заметить, что указанные цели являются посвоей сути производными от задачи финансовой политики обеспечить высокоеблагосостояние всего населения. Итак, исходя из вышесказанного, мне представляется возможнымопределить финансовую политику как управление финансовыми ресурсамигосударства в целях регулирования экономических процессов, протекающих встране. 2. Виды финансовой политики и механизм ее реализации Потребность в разработке и систематическом проведении финансовойполитики возникла с развитием капитализма. Непосредственный толчок ксоставлению и осуществлению программ финансовой политики дал экономическийкризис 1929 — 1933, поставивший под сомнение способность рыночной системы ксаморегулированию без активного вмешательства государства в экономическуюжизнь. Свое теоретическое обоснование принципы финансовой политики получилив работах Джона Мейнарда Кейнса и его последователей. В 30 — 40-ые годызадачи финансовой политики преимущественно сводились к ослаблению влияниякризисов перепроизводства на экономику, поддержанию высокой хозяйственнойактивности и расширению платежного спроса. К 60-ым годам акцент сместился,и основной ее задачей становится достижение высокой занятости истимулирование увеличения темпов экономического роста. С 70-ых же годов,включая также современную финансовой политику, приоритетным направлениемстала борьба с инфляцией в совокупности с прежними задачами: обеспечениемвысокой занятости, стимулированием экономического роста, выравниваниемплатежного баланса и другими. Итак, исходя из задач, поставленных перед финансовой политикойведущие экономисты разделяют последнюю на три вида: политика экономическогороста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности. Под первой, то есть политикой экономического роста понимают системуфинансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валовогонационального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующаяфинансовая политика включает: — рост государственных расходов; — снижение налогового бремени. Другими словами, если в настоящее время имеется сбалансированныйбюджет, финансовая политика должна двигаться в направлении бюджетногодефицита в период спада или депрессии. Если же правительство использует меры фискальной политики и политикигосударственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на еготипичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен,то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этомбыло бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующуюи сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниваниюэкономической ситуации в государстве, так как между данными понятиямисуществуют серьезные различия. Например, политика экономического ростаможет проводиться государством и в период, когда свойственный стране объемпроизводства уже превышен и производство стремится к его потенциальномууровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследоватьне имеет права. В свою очередь политика ограничения деловой активности, напротивнаправлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с егопотенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема илибума с целью избежания кризиса перепроизводства, и инфляции возникающейвместе с избыточным спросом. Сдерживающая политика подразумевает: — уменьшение правительственных расходов; — увеличение налогов. Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться наположительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикойстоит задача контроля над инфляцией. Теперь, рассмотрев какие виды финансовой политики применяетправительство в той или иной ситуации, сложившейся в национальнойэкономике, следует подробнее остановиться на самом механизме воздействияфинансовой политики на хозяйство страны. Итак, реализация финансовой политики проводится в три этапа: 1. Выработка научно обоснованных концепций развития финансов,которая формируется на основе изучения требований экономических законов,всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и состоянияпотребностей населения. 2. Определение основных направлений использования финансов наперспективу и текущий период, то есть выработка стратегии и тактикифинансовой политики. Здесь, исходя из поставленных целей учитываютвозможности роста и падения финансовых ресурсов, а также внешние ивнутренние политико-экономические факторы. 3. Собственно осуществление практических действий, направленныхна достижение поставленных целей. Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономикуначинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двухпредыдущих ступеней. Однако такой механизм верен только частично, так какне учитывает все возможности финансового регулирования. Известно, что существуют два типа финансовой политики: а) дискреционная политика или политика, проводимаянепосредственно правительством; б) недискреционная финансовая политика, то есть встроенныестабилизаторы. Описанный выше способ реализации финансовой политики, несомненно,относится к первому ее типу. Для второго же он будет абсолютно неверен, чтообъясняется особенностями последнего. Под недискреционной финансовой политикой понимают ряд способностейналоговой системы к самостоятельной стабилизации, то есть некоторые ееособенности, позволяющие регулировать экономическую деятельность в странебез непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов. Рассмотрим следующую ситуацию. Для ослабления производственного буманеобходим бюджетный излишек, то есть превышение приходной частигосударственного бюджета над расходной. С другой стороны, чтобы поборотьспад, желателен дефицитный бюджет. Существуют два пути для достиженияпоставленных целей, один из которых достигается при помощи регулированияналоговых поступлений. Так, в первом случае выход в увеличении налогов, вовтором же, наоборот, в их снижении. Итак, допустим, что в стране наблюдается незначительный спадпроизводства, а правительство не успело еще принять ответные меры. Тогдасокращение доходов граждан, а также хозяйствующих субъектов неизменноприведет к снижению налоговых поступлений, однако это и требуется длястабилизации экономики. Таким образом, правильно функционирующая налоговаясистема в состоянии автоматически регулировать экономику. Действительно,ведь при подъеме с увеличением доходов граждан также возрастут и налоги. Кроме налогового существует еще ряд важных встроенных стабилизаторов,которые в своей совокупности уравновешивают экономическую систему страны.Среди них можно выделить следующие четыре, а именно: 1. Социальные выплаты, включая пособия по безработице. Действительно,налоги, за счет которых финансируются пособия по безработице резковозрастают, когда занятость высока. Поэтому резервный фонд растет в периодбума и оказывает давление на слишком большие расходы, сдерживая инфляцию.Наоборот, в период слабой занятости резервный фонд используется для выплатыдоходов, чем увеличивает платежеспособный спрос, поддерживая потребление,что ведет к снижению темпов падения производства, тем самым смягчая спад. Другие типы пособий — такие, как благотворительные выплаты вне рамоксистемы социального страхования, — по характеру своего автоматическогоантициклического регулирования также относятся к стабилизирующему типу. 2. Актуальные для развитых капиталистических стран программы помощифермерам: когда платежеспособный спрос сокращается и цены насельскохозяйственные продукты падают, федеральное правительство субсидируетфермеров, поглощая излишки продукции, когда же надвигается инфляция и ценырастут, государство выбрасывает на рынок закупленную ранее продукцию,поглощая излишние денежные средства, что ослабляет любую тенденцию вэкономике. К сожалению такой стабилизатор не характерен для отечественнойэкономики, так как российское сельское хозяйство не страдает кризисамиперепроизводства. 3. Эффект надежности компаний. Практика показывает, что с цельюсоздания иллюзии стабильного дохода корпорации, акционерные общества другиеподобные юридические лица сохраняют прежний уровень выплачиваемыхдивидендов, даже если их доходы меняются в течение короткого отрезкавремени. Это ведет к ослаблению спроса на товары и услуги, который иначебыл бы предъявлен вкладчиками, получившими, например повышенные прибыли сих ценных бумаг. В другом случае наблюдался бы обратный эффект, которыйтакже привел бы к стабилизации ситуации. 4. Инертность склонности к потреблению. Так, индивид, стремясьподдержать привычный жизненный уровень, медленно приспосабливается кповышению своего дохода. Несмотря на безусловно полезные способности налоговой системы кстабилизации, без целенаправленного воздействия правительства наэкономическую ситуацию все-таки нельзя обойтись. Этому есть две причины: 1) Саморегулирования недостаточно при сильном изменении экономическойситуации, так как, продолжая изымать часть каждого дополнительного дохода,налоги, однако, не смогут преодолеть влияние оставшихся денег, при этом неучитывается эффект мультипликации, который существенно ослабляет действиестабилизатора. 2) Политические и другие внеэкономические соображения, препятствующиепассивным действиям правительства. Таким образом, регулирование экономики нельзя осуществлятьисключительно при помощи встроенных стабилизаторов, поэтому проведениедискреционной политики, несмотря на возражения экономистов проповедующихневмешательство в экономику, представляется необходимым. Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулированиеналогами и правительственными расходами с целью изменения реального объеманационального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускоренияэкономического роста. Основными орудиями дискреционной финансовой политики являются: — общественные работы и другие программы, связанные срасходами; — социальные программы; — правительственные закупки; — государственные инвестиции; — изменение расходов трансфертного или перераспределительноготипа; — управление налоговым гнетом. Таким образом, можно найти два главных элемента, составляющихфинансовую политику: 1) Политика в области государственных расходов. 2) Фискальная политика. Проанализируем первый элемент. К нему можно отнести все программы,связанные с государственными расходами. Во-первых, это общественные работы, которые на заре финансовойполитики широко применялись, если экономике угрожала депрессия и как ееследствие — безработица. Такие программы имели своей целью увеличитьзанятость и зачастую являлись весьма поспешными и расточительными. Правда,есть и положительные примеры: в послевоенной Германии крупные средстваотводились на постройку новых дорог и автомобильных магистралей, что нетолько снизило уровень безработицы, но и положительно повлияло на развитиепроизводства, а также освободило государство от обременительных расходов вбудущем, обеспечив страну на тот момент одной из лучших в мире дорожнойсистемой. Однако теперь произошел отход от политики общественных работ, чтообъясняется фактором времени. Так, правительство обычно узнает, чтоэкономика вступила в стадию спада только после того, как последний ужепоразил хозяйство страны. Например, когда страны ОПЕК подняли цены на нефтьтолько немногие экономисты предвидели всю полноту последствий, которыеданное повышение повлечет за собой. Стабилизационная политика сталапроводится лишь через несколько месяцев после начала спада, когда снижениеделовой активности было заметно уже невооруженным глазом. Получив достоверную информацию о поразившем страну кризисе,государственные органы начинают вырабатывать общественные программы, но ктому времени, когда они будут представлены и начнут реализовыватьсяпотребность в них уже исчезнет, ибо время депрессии станет подходить кконцу. В общей сложности следует отметить, что общественные работы являютсянеэффективным инструментом дискреционной политики. Вторым инструментом дискреционной финансовой политики являютсягосударственные программы расходов на социальные нужды. Так, правительствоможет воздержаться от выработки дополнительных социальных пособий в периодыинфляции, чем достигнет снижения уровня потребительского спроса. Во времяже депрессии оно повышает ассигнования на социальные нужды. Однако недостатком материальной помощи для краткосрочных целейстабилизации является факт политического порядка, что такие чрезвычайныепрограммы сложно сократить, когда положение снова улучшится. Третий из основных рычагов, с помощью которых осуществляетсяуправление финансами, — правительственные закупки и инвестиции. Увеличениегосударственных инвестиций, как и рост частных расходов, стимулируетразвитие промышленности, получающей новые заказы. Наконец перейдем кфискальной политике как второму элементу политики финансовой. Сущность еезаключается в искусном изменении налогового бремени в течение всегоэкономического цикла. Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимаетсяобязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетныйфонд, осуществляемый плательщиками порядке и на условиях, определяемыхзаконодательными актами. Совокупность взимаемых в государстве налогов идругих платежей, а также форм и методов их построения образует налоговуюсистему фискальной политики. При этом объекты налогообложения весьмаразличны: среди них и доходы, и стоимость определенных товаров, отдельныевиды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами,пользование природными ресурсами, имуществом юридических и физических лиц,передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и прочиеобъекты, установленные законодательными актами. Налоги как инструмент фискальной политики бывают двух видов. Первыйвид — налоги на доходы и имущество: подоходный налог с граждан и налог наприбыль фирм; на социальное страхование, на фонд заработной платы и нарабочую силу (социальные взносы); поимущественные налоги, в том численалоги на собственность, включая землю и другую недвижимость, налог наперевод прибыли и капиталов за рубеж. Они взимаются с конкретногофизического или юридического лица, их называют прямыми налогами. Ко второму виду относятся налоги на товары и услуги; налог с оборотаили налог на добавленную стоимость; акцизы (прямо включаются в цену товарови услуг); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами идругие. Это косвенные налоги, так как они частично или полностьюпереносятся на цену товаров или услуг. Итак, основными налогами в Российской Федерации являются: 1. Индивидуальный подоходный налог, представляющий собой вычетиз годовых доходов налогоплательщика. 2. Налог на прибыль фирм и предприятий. Взимается с чистойприбыли юридических лиц (валовая выручка за вычетом всех расходов иубытков). 3. Социальные взносы, то есть выплаты, осуществляемые частичносамими рабочими и частично их работодателями, направляемые в различныевнебюджетные фонды: по безработице, пенсионный и так далее. 4. Поимущественные налоги, то есть налоги на имущество, дарениеи наследство. 5. Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины иакцизы, а также НДС. Исходя из описанной системы налогообложения представляется возможнымвыделить такие главные принципы фискальной политики: а) Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетомвозможностей налогоплательщика, то есть его уровня доходов. Посколькувозможности разных физических и юридических лиц неодинаковы, для них должныбыть установлены дифференцированные налоговые ставки, поэтому налог сдохода должен быть прогрессивным. б) Налогообложение должно носить однократный характер, иначецена товара, доходящего до потребителя будет неоправданно завышена, чтосделает его неконкурентоспособным, с другой стороны постоянный налоговыйгнет лишит предпринимателя стимулов к проявлению деловой активности. Здесьпримечательна замена налога с оборота подоходным налогом, в результате чегопроизводитель платит налог только на добавленную им стоимость, а не со всейвыручки от продажи. Однако данные проблемы еще не полностью устранены изроссийского законодательства, что подчас приводит к обложению товараналогом несколько раз подряд на каждом этапе его производства. в) Обязательная уплата налогов. Налоговая система не должнаоставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Системаштрафов и санкций должна быть такой, чтобы неуплата или несвоевременнаяуплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнениеобязательств перед налоговыми органами. г) Процедура выплаты налогов должна быть простой, понятной иудобной для налогоплательщиков и экономичной для учреждений, собирающихналоги. д) Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой кменяющимся общественно-политическим потребностям. е) Налоговая система должна обеспечивать эффективноеперераспределение создаваемого ВНП. Таким образом, фискальная политика, проводимая правительством,обязана отвечать основным принципам построения налоговой системыроссийского государства и регулировать экономические взаимоотношения внутрифедерации. Кроме того, реализация фискальной политики должна учитывать триважнейшие функции государственного управления налогообложением: 1. Обеспечение финансирования государственных расходов, то естьпрямая функция налогов; 2. Поддержание социального равновесия путем изменениясоотношения между доходами отдельных групп с целью сглаживания неравенствамежду ними, недопущения резкого расслоения общества (социальная функция); 3. Государственное антициклическое и противоинфляционное,секторальное, отраслевое и региональное регулирование экономики (собственнорегулирующая функция). Раскрывая содержание социальной функции, хотелось бы отметить, чтобольшинство граждан считают, что они платят слишком высокие налоги, тогдакак другие социальные группы платят слишком низкие, и что государстворасходует недостаточно средств для обеспечения их материальногоблагосостояния и чересчур много отдает другим. В связи с этим интересен принцип взимания налогов в зависимости отспособности налогоплательщика, породивший систему прогрессивногоналогообложения: чем выше доход (налоговая база), тем непропорциональнобольшая часть его изымается в виде налога. Принцип же пропорциональногоналогообложения предусматривает одинаковую долю налога в доходах,независимо от их величины. Регрессивные ставки налога означают ееуменьшение по мере возрастания налоговой базы (дохода). Анализируя налоги как средство государственного управления деловойактивностью, важно остановиться на регулирующих их функциях: — установление и изменение системы налогообложения; — определение налоговых ставок, их дифференциация; — предоставление налоговых льгот — освобождение от налоговчасти прибылей и капитала с условиями их целевого использования всоответствии с задачами общей экономической политики правительства. Важную регулирующую роль играют глобальные изменения ставок налогов.Так, глобальное понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей,усилению стимула хозяйственной деятельности, росту капиталовложений,спроса, занятости, и оживлению хозяйственной конъюнктуры. Увеличениеналогов — обычный способ борьбы с повышенной деловой активностью. Изменяя налоги на прибыль (прямые налоги), государство может создатьили уменьшить дополнительные стимулы для капиталовложений, а маневрируяуровнем косвенных налогов — воздействовать на фонд потребления в целом, нацены товаров и услуг. Избрав либеральную или протекционистскую внешнеторговую политику,государство изменяет таможенные пошлины, получая от торговых партнеров либовстречные уступки, либо ужесточение условий национального экспорта.Таможенные пошлины — вид косвенных налогов, повышение которых ведет кудорожанию импорта, а вслед за этим и отечественных товаров, к снижениювнешнеторгового оборота. Понижение или отмена пошлин влекут за собойобострение конкуренции на внутреннем рынке, замедление роста цен,активизацию внешней торговли. Однако дискреционная фискальная политика, как и политика, основаннаяна использовании встроенных стабилизаторов, также имеет ряд своихнедостатков. Помимо очевидных политических трудностей, связанных сдлительным обсуждением в Государственной Думе относительно принятия законаоб изменении ставок налогов, существует еще один недостаток: возражениепротив временного снижения налогов для борьбы со спадом проистекает из тогополитического факта, что в демократическом обществе может быть трудно сноваповысить налоги после преодоления спада. Подводя итог, хотелось бы особенно отметить, что в любом случаегосударство, имея возможность применять все элементы финансовой политики,обладает мощнейшим инструментом, позволяющим весьма эффективно бороться слюбыми трудностями, которые бы не постигли переходную российскую экономику.Важно лишь со знанием дела использовать имеющиеся средства, последовательнои правильно продвигаться по пути укрепления экономики и возрождения России. II. Проведение бюджетной политики в России Основная часть государственных доходов и расходов проходит черезгосударственный бюджет, включающий в себя бюджеты центральногоправительства и местных властей. В зависимости от административно-территориального устройства той или иной страны (двухступенчатого —центральное правительство и местные органы власти или трехступенчатого, какв Российской Федерации, — центральное правительство; правительствареспублик, краев, областей; местные органы власти) бюджеты соответственнобывают центральными, республиканскими, краевыми, областными и так далее. К бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды — денежные средствагосударства, имеющие целевое назначение и невключенные в федеральныйбюджет. Внебюджетные средства находятся в распоряжении центральных илиместных органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый изкоторых предназначен для определенных нужд. Примером может быть пенсионныйфонд РФ. Внебюджетные фонды создаются за счет специальных (целевых)налогов, займов, субсидий из бюджета. Государственный бюджет — это годовой план государственных расходов иисточников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается ипринимается парламентом Российской Федерации. По завершении финансовогогода полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своейдеятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствиис принятом в предыдущем году законом о бюджете. Бюджетная политика в России постоянно находится в центреобщественного внимания, что обусловлено как местом, занимаемым ею средиосновных инструментов экономической политики, так и весьма острой критикой,которой она регулярно подвергается со стороны различных органов власти,общественных сил, политических движений, независимых экспертов,международных организаций, средств массовой информации. Это инеудивительно, поскольку именно в бюджетной политике, как, пожалуй, ни вкакой другой, наиболее ярко проявляются и наиболее жестоко сталкиваютсяинтересы различных общественных групп. Наиболее важными направлениями бюджетной политики являются:1) сбор бюджетных доходов;2) выполнение бюджетных обязательств;3) управление бюджетным дефицитом и государственным долгом;4) динамика основных макроэкономических показателей. Рассмотрим основные тенденции российской бюджетной политики по вышеперечисленным направлениям за последние годы. Доходы федерального бюджета В течение 1994-1996 гг. доля налоговых доходов федерального бюджетав ВВП быстро снижалась с 12,0 % до 8,7 %. В сентябре 1996 – марте 1997произошло резкое (почти в 1,5 раза) увеличение сбора федеральных налогов до12,5 % ВВП. Секрет заключается в эмиссии денежных суррогатов (КО, КНО, зачеты) исоответственно сбора налогов в неденежной форме. Таким образом, ростдоходов федерального бюджета в сентябре 1996 – марте 1997 носил во многомфиктивный характер. Со сменой руководства финансового блока в марте 1997г.эмиссия денежных суррогатов была прекращена. Это привело к более чем 7-кратному совращению величины налогов, уплачиваемых в неденежной форме,способствовало существенному укреплению налоговой базы федеральногобюджета, началу постепенного оздоровления национальной платежной расчетнойсистемы. В апреле-ноябре 1997г. по сравнению с сентябрем1996-мартом 1997г.произошло заметное увеличение как налоговых (с 7,2 % до 7,9 % ВВП), так иненалоговых (с 0,6 % до 2,1 % ВВП) доходов федеральногобюджета в денежной форме. Этот перелом и стал одной из важнейших особенностей бюджетнойполитики проводившейся в течение апреля-ноября 1997г., когда наиболееотрицательные последствия политики предшествовавшего периода в основномудалось преодолеть. Выполнение бюджетных обязательств Бюджетная политика 1996г. отличалась высокой степеньюнеэффективности, поскольку на фоне роста общих бюджетных расходов онапривела к значительному увеличению просроченной задолженности по оплатетруда из-за отсутствие бюджетного финансирования и росту просроченнойзадолженности по государственным заказам. В отличие от этого бюджетная политика апреля-ноября 1997г.характеризовалась весьма высокой эффективностью, так как способствовалабыстрому сокращению просроченной задолженности по оплате труда и погосударственным заказам при значительном снижении общих государственныхрасходов. Управление бюджетным дефицитом и государственным долгом 1996г. сопровождался заметным увеличением бюджетного дефицита ирекордно быстрыми темпами прироста государственного долга, оформленногоценными бумагами (ГКО и ОФЗ). Еще более значительное увеличение бюджетного дефицитапредусматривалось законом « О федеральном бюджете на 1997г.» В случае его исполнения дефицит федерального бюджета в 1997г. возрос бы до12 % ВВП, а государственный долг как минимум – на 10 % пунктов ВВП. В течение апреля-ноября 1997г. такого развития событий удалосьизбежать. Несмотря на крупные дополнительные расходы по погашениюнакопленной ранее бюджетной задолженности, дефицит федерального бюджета былвновь сокращен до 5,3 % ВВП. Хотя государственный долг продолжалувеличиваться, темпы его прироста были снижены по сравнению с 1996г. болеечем в 4 раза. Более того, во второй половине 1997г. впервые за всю историюроссийского государственного оформленного ГКО-ОФЗ, его величина на тольконе возросла, но даже снизилась по отношению к ВВП с 13,2 % в июле до 12,8 %в ноябре и 12,6 % в декабре. Динамика основных макроэкономических показателей Сокращение бюджетных расходов с 26,8 % ВВП в 1994г. до 19,4 %ВВП в сентябре 1996г.- марте 1997г. (закрепленных в законе) заметноуменьшило темпы экономического спада, однако лишь сокращение бременигосударственных расходов до 16 % ВВП, снижение бюджетного дефицита,уменьшение правительственных заимствований на финансовом рынке,сопровождавшееся падением процентных ставок, обеспечили необходимые условиядля кредитования частного сектора коммерческими банками и началаэкономического подъема. В апреле-ноябре 1997г. ВВП стал увеличиваться со средней скоростью0,4 % в год.1 Таким образом, наиболее эффективной следует признать бюджетнуюполитику апреля-ноября 1997г. Она способствовала существенному оздоровлениюналогово-бюджетной и платежно-расчетной систем, возобновлению банковскогокредитования производственного сектора, началу экономического подъема,сокращению численности безработных. Эта политика нашла свое отражение взаконе «О секвестре расходов федерального бюджета на 1997год» (см.таблицу). Расходы федерального бюджета на 1997 год в условиях секвестра годовых бюджетных назначений (млн. руб.)2| |Расходы |Расходы |Отклонение |Удельный || |федеральног|федерально| |вес в || |о бюджета |го бюджета| |расходах, %|| |на 1997 год|на 1997 | | || |- закон |год - | | || | |секвестр | | || | | | |по |секве|| | | | |зако|стр || | | | |ну | ||Всего расходов |529765200,1|421649120,|-108116080,|100,|100,0|| | |0 |1 |0 | ||Государственное |11592990.1 |10224719,1|-1368271,0 |2,19|2,42 ||управление | | | | | ||Международная |10232854,6 |7840402,8 |-2392451,8 |1,93|1,86 ||деятельность | | | | | ||Национальная оборона |104317526,5|83177401,8|-21140124,7|19,6|19,73|| | | | |9 | ||Правоохранительная |49711123,6 |43381253,2|-6329870,4 |9,38|10,29||деятельность и | | | | | ||обеспечение | | | | | ||безопасности | | | | | ||государства | | | | | ||Фундаментальное |15257501,2 |12947994,7|-2309506,5 |2,88|3,07 ||исследование и | | | | | ||содействие | | | | | ||научно-техническому | | | | | ||прогрессу | | | | | ||Промышленность, |49636693,7 |29203937,9|-20432755,8|9,37|6,93 ||энергетика и | | | | | ||строительство | | | | | ||Сельское хозяйство и |16100382,5 |9802223,1 |-6298159,5 |3,04|2,32 ||рыболовство | | | | | ||Охрана окружающей |2710561,0 |2519269,1 |-191291,8 |0,51|0,60 ||среды и природных | | | | | ||ресурсов, | | | | | ||гидрометеология, | | | | | ||картография и геодезия| | | | | ||Транспорт, дорожное |3123052,0 |263355,1 |-489696,9 |0,59|0,62 ||хозяйство, связь и | | | | | ||информатика | | | | | ||Развитие рыночной |1084600,0 |816970,0 |-267630,0 |0,20|0,19 ||инфраструктуры | | | | | ||Предупреждение и |8490027,5 |7045179,3 |-144848,2 |1,60|1,67 ||ликвидация | | | | | ||чрезвычайных ситуаций | | | | | ||и после стихийных | | | | | ||бедствий | | | | | ||Образование |18470921,8 |16576363,6|-1894558,2 |3,49|3,93 ||Культура и искусство |3323656,6 |2530924,7 |-792731,9 |0,63|0,60 ||Средства массовой |2993728,1 |1715960,7 |-1277767,4 |0,57|0,41 ||информации | | | | | ||Здравоохранение и |11420259,2 |10003935,0|-1416324,3 |2,16|2,37 ||физическая культура | | | | | ||Социальная политика |18068545,7 |17245145,9|-823399,8 |3,41|4,09 ||Обслуживание |78323436,0 |81518061,0|3194625,0 |14,7|19,33||государственного долга| | | |8 | ||Пополнение |10746415,4 |10451410,6|-295004,8 |2,03|2,48 ||государственных | | | | | ||запасов и резервов | | | | | ||Мобилизационная |888051,9 |817613,8 |-70438,1 |0,17|0,19 ||подготовка экономики | | | | | ||Расходы целевых |41192500,0 |19159573,3|-22032926,7|7,78|4,54 ||бюджетных фондов | | | | | ||Прочие расходы |72080372,7 |52037425,5|-20042947,2|13,6|12,34|| | | | |1 | | Правительство, предлагая по сути дела новый бюджет, исходило изпредварительных итогов исполнения федерального бюджета за первый квартал1997г. и ожидаемой до конца 1997г. оценки по доходам, прогнозируемым в331,6 трлн. рублей (сокращено против закона – 102,8 трлн. рублей, или на23,7 %), источникам внутреннего и внешнего финансирования дефицитафедерального бюджета, прогнозируемым в объеме 90,0 трлн. рублей (сокращенопротив закона – 5,4 трлн. рублей, или на 5,7 %). Суть нового подхода к исполнению бюджета состоял в том, чтоПравительство практически полностью отказалось от неденежных формфинансирования расходов. При этом несколько статей бюджета не только небыли секвестированы, но и возросли по абсолютной величине расходов.Сохранение в бюджете значимых, более 10 трлн. рублей, расходов наобслуживание внутреннего долга свидетельствует лишь об одном –Правительство намеренно зажимало рынок ГКО-ОФЗ в надежде на дальнейшеепадение ставок. На 2 трлн. рублей возросли и расходы на обслуживаниевнешнего долга, что, несомненно, свидетельствовало о желании Правительстваограничить внешние заимствования. В целом же замысел бюджетной стратегиивыглядел следующим образом. Притормозить рост ГКО-ОФЗ и сделать его какможно менее доходным. Тем самым вынудить коммерческие банки постепеннопереориентироваться на промышленные секторы экономики. В свою очередь,лишив промышленность зачетов и правительственных гарантий, ставится задачазаставить производителей втягивать реальные средства в процесспроизводства. Бюджет 1998 года выглядел еще более оптимистично. Предполагалось,что введение Налогового Кодекса приведет к улучшению структуры источниковформирования налоговых доходов. Объем дефицита и источники егофинансирования определялись в 132 млрд. рублей (деноминированых) или 4,8 %от ВВП по сравнению с 5,3 % в 1997 году. Прирост ВВП прогнозировался науровне 2 %, прирост промышленного производства – 3 %, годовой уровеньинфляции – 5,7 %. Практические доходы, заложенные в проекте бюджета 1998года, примерно на том же уровне, на котором планировалось исполнениебюджета 1997 года. Так исполнение бюджета на 1997 год - 331,6 трлн.рублей. В проекте федерального бюджета 1998 года было заложено 367,5 млрд.в новых деньгах. Расходы – 499 млрд. рублей или 17,1 % от ВВП. Политика в области внутренних заимствований была направлена на: - снижение доходности по государственным ценным бумагам до 11-14 %; - реструктуризация и увеличение сроков заимствования с 260 дней в 1997 году до330 в 1998 году. Многие политики и экономисты отмечали такие черты бюджета 1998 года как реальность и нацеленность на рост экономических показателей.Но этому бюджету не суждено было реализоваться. Налоговый кодекс былотозван Президентом со второго чтения, Бюджетный кодекс не был принят,немалый ущерб России нанес мировой кризис конца 1997 года. В проекте федерального бюджета 1998 года расходы на обслуживаниегосударственного долга предусматривались в сумме 74,6 млрд. рублей, в томчисле по ГКО и ОФЗ в сумме 66,6 млрд. рублей. Указанная сумма расходов сложилась из уже размещенных ГКО и ОФЗ сдатами погашения в 1998 году. При этом динамика доходности принималасьположительная, т. е. в 4 квартале 1997 года предполагалась доходность от 14% до 17 % годовых, а в 1998 году – 10-14 % годовых.Финансовый кризис внес существенные корректировки в расчеты Минфина пообслуживанию внутреннего долга. По существу в течение всего 4 кварталаМинфин России был вынужден размещать бумаги с повышенной доходностью,которая в конце ноября начале декабря поднималась до 41 % годовых, а вдекабре устойчиво составляла 32-35 % годовых. В этой связи расчет эмиссии ГКО в 1998 году был произведен извыходной ставки на начало года на уровне 31 % годовых. Что увеличилопроцентные расходы по этому виду долга на сумму 18.9 млрд. рублей. В целом по всем видам государственных ценных бумаг расходыувеличились на 25,3 млрд. рублей.1 Причиной крушения бюджетной политики 1998 года сталанепродуманна, безответственная финансовая политика, проводимая в последниегоды. Ее итогом стал денежно-финансовый катаклизм: девальвация рубля,банкротство государства по внутреннему долгу, введение контроля задвижением капитала. К середине 1997 года основным результатом финансовойполитики последних лет стало сокращение ВВП России более чем на 30 %. Посамым скромным оценкам, за данный период государственный долг России выросна 120 млрд. долларов: на 40 млрд. – внешний долг и на 80 – внутренний. В настоящее время особенно остро проявились недостатки финансовойполитики, сдерживающие экономическое и социальное развитие РоссийскойФедерации. К ним относятся:догматический (нетворческий) характер финансовой политики, ее неспособностьбыстро реагировать на изменяющиеся условия развития нашего государства;отсутствие стратегических разработок;проведение частичных, малообоснованных тактических мероприятий,ориентированных на сиюминутную выгоду;отрыв финансовой политики от фактического состояния дел в экономике;нарушение сбалансированности государственного бюджета Российской Федерации;остаточный подход при определении финансовой базы удовлетворения социальныхпотребностей граждан;негативная тенденция низкого уровня прогнозирования важнейших показателей,формирующих бюджетную систему. В особую проблему выделяется недопоступление налоговых платежей.Налоги собираются на уровне 60-70 % от запланированных доходов. Это говорит о необходимости пересмотра фискальной политики:ужесточение налоговой дисциплины (по разным источникам, доходы теневойэкономики составили около 1/4 федеральных бюджетных доходов);упрощение налоговой системы (например, сокращение количества второстепенныхналогов, так как последних насчитывается уже 85);внедрение принципов налогового федерализма;ослабление налогового гнета;налоговое стимулирование торговли и производства конкурентоспособныхотечественных товаров (необходимо для естественной стабилизации нашейвалюты и расширения налогооблагаемой базы не за счет количества, аувеличения собираемости налогов). Среди других проблем, приходится констатировать, что местные бюджетыне обладают достаточными финансовыми ресурсами, что вызывает тенденциисепаратизма, нарушение налогового законодательства и недоплаты вфедеральный бюджет. Это обусловлено рядом обстоятельств, среди которых: — высокая степень концентрации финансовых ресурсов вфедеральном бюджете страны, что снижает значение региональных и местныхбюджетов; — действующая практика формирования территориальных бюджетов,при которой сохранен в своей основе механизм централизованноустанавливаемых нормативов отчислений в местные бюджеты; — тенденция переведения расходов вниз без соответствующегоподкрепления доходами, что приводит к дотации ранее сбалансированныхместных бюджетов; — принятие федеральными органами власти таких решений, которыеадресуются нижестоящим управленческим структурам, но не сопровождаютсядостаточными финансовыми ресурсами; — доминирующая роль регулирующих доходов в структурепоступлений средств в региональные и местные бюджеты и низкой долейзакрепленных за территориями налоговых платежей. Подводя итог, хотелось бы отметить необходимость проведения бюджетнойреформы в стране, за необходимость осуществление которой уже долгое времявыступают ведущие российские экономисты. Ими выделяются такие ее аспекты:1. Теоретическая разработка и обоснование принципов построения бюджетной системы Российской Федерации.1. Создание реального бюджетного механизма, позволяющего воплотить разработанные принципы на практике, принятие Бюджетного кодекса.1. Разработка и принятие нормативных актов по разграничению полномочий и функций между органами власти разного уровня, распределение расходов между звеньями бюджетной системы и видами бюджетов в соответствии с полномочиями и функциями органов власти разного уровня.1. Создание новой системы межбюджетного перераспределения финансовых ресурсов на основе использования различных форм оказания финансовой помощи субъектам Федерации и органам местного самоуправления.1. Разработка новых принципов составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета на каждом уровне управления. Поэтому предстоящая бюджетная реформа по своему содержанию — этовесьма емкий комплексный процесс, включающий глубинные изменения и коренныепреобразования существующих ныне бюджетных отношений. Для успешногоосуществления такой радикальной реформы необходимо разработать подробнуюпрограмму ее проведения с изложением последовательности этапов реформы ивременных рамок ее реализации. Заключение Анализ четырехлетнего опыта осуществления бюджетной политики впореформенной России позволяет также подтвердить действенность и вроссийских условиях важнейших составляющих успешной бюджетной политики,определенных на основе международного опыта. Это – базирующаяся нареалистичном уровне государственных обязательств политика жесткогоограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (илидаже полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая подержанию накредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансированиячастного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темповэкономического роста. Снижению безработицы, а следовательно, и повышениюуровня народного благосостояния. Сейчас Россия идет по сложному пути реформ. Несомненно, политика,проводимая правительством в области финансов, неоднозначна. Она содержиткак положительные стороны, так и много отрицательных моментов. Мешают адекватной оценке экономической ситуации также требованиясельскохозяйственного, промышленного и военного лобби. В свою очередьстремление различных партий выполнить наказы своих избирателей любой ценой,несмотря на всю сложность экономической ситуации, повышение расходов нагосударственный аппарат, бесперспективные решения правительства, которое,идя на поводу у мощных лоббистских группировок и почувствовавших свою силусубъектов федерации, пытается угодить каждому из них, пропорциональнораспределяя скудные бюджетные поступления и тем самым окончательнонейтрализуя скромную пользу, что они могли бы принести, будь онисконцентрированы на каком-либо одном приоритетном проекте, — все это,безусловно негативно сказывается на объективности финансово-бюджетнойполитики, общей ситуации в стране, а в конечном счете — уровне жизнинаселения. Однако, несмотря на трудности, всегда сопровождающие переходнуюэкономику, я хотел бы выразить надежду, что реформы в бюджетной сфереокажут свое позитивное влияние на общее экономическое положение в стране ивкупе с другими с другими государственными регулирующими мероприятиями,наконец, поставят на ноги отечественную экономику. Мне также видится, чтовесомый вклад в укрепление экономической базы российского народногохозяйства окажет развивающийся частный сектор экономики, которомуфинансовая политика должна предоставить максимальные возможности для роста.Кроме этого, я полагаю, что посильную помощь в реформировании механизмовэкономического регулирования экономики сможет внести новое поколениеэкономистов, не обремененное прошлыми стереотипами административно-командного управления государством. Список использованной литературыФедеральный закон «О федеральном бюджете 1997 года»//СЗ – 1997, - №9 – Ст.1701 2. Федеральный закон «О федеральном бюджете 1998 года»//СЗ –1998, - №13 – Ст. 1464, Ст. 2710 3. Булатова А. С. Экономика: учебник. - М.: Бек, 1994. 4. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономика. М.: Республика,1992.. 5. Родионова В. М. Финансы. - М.: Финансы и статистика.1993. 6. Самуэльсон П. Экономика. М.: Алфавит, 1993. 7. Фишер С. Дорнбуш Р. Шмальгези Р. Экономика: Пер. с англ.со 2-го изд. - М.:Дело, 1993. 8. Бюджет-98//Образование в документах. Информационныйбюллетень. – 1998. – №9. 9. Из сопроводительной записки Минфина России о проекте Федеральногозакона «О секвестре расходов федерального бюджета на 1997 год»//Российскаягазета, – 1997, - 17 мая. С. 710. Илларионов А. Эффективность бюджетной политики в России в 1994-1997гг.//Вопросы экономики. – 1998, - №2.11. Илларионов А. Финансовый кризис. Что дальше?//Власть в России. – 1998,- №35.12. Лившиц А. Новая бюджетная политика//Власть в России. – 1998, - №20.Петорв В.А. Бюджет – 98: приоритеты и финансовые механизмы экономическогороста//Финансы. – 1997. - №11.Петров Ю. Финансово-кредитная политика России в контексте мирового кризисаконца 1997 года//РЭЖ – 1998, - №2.15. Россель Э. Бюджет – 98//РФ – 1997, - №15.16. Смирнов И. Финансовая ситуация сегодня и завтра.//Аудитор. – 1998, -№5.17. Смирнов И. Бюджет 98: плюсы и минусы//Аудитор. – 1998, - №1.18. Тарасенко Н. Исполнение бюджета: уроки на завтра//Экономика и жизнь. –1997, - №46.-----------------------1 Фишер С., Дорнбуш Р., Шмальгези Р. Экономика. М.: 1993.2 Макконнели К. Р., Брю С. Л. Экономикс. - М.:Республика, 1993. С. 2063 Лавров В. В. Финансы и кредит СССР. М.: Финансы, 1977. С. 4-8.4 Левчук И. В. Денежное обращение и кредит в СССР. М.: Финансы истатистика, 1986. С.16.[1] Шереметьев М. К. Финансы СССР. М.: Финансы, 1977. С. 35,36.1 Илларионов А. Эффективность бюджетной политики в России в 1994-1997годах.//Вопросы экономики. – 1998г. - №2 – С. 22-36.2 Из сопроводительной записки Минфина России о проекте Федерального закона«О секвестре расходов федерального бюджета на 1997 год»//Российская газета– 1997, - 17 мая. С. 71 Пояснительная записка Министерства финансов России к расчету увеличениярасходов по обслуживанию внутреннего долга на 1998 год.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Финансовая политика государства и механизм ее реализации iconФинансовая политика государства и механизм ее реализации

Финансовая политика государства и механизм ее реализации iconФинансовая политика государства и механизм ее реализации

Финансовая политика государства и механизм ее реализации icon3 Глава Финансовая политика государства. 1
Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики
Финансовая политика государства и механизм ее реализации icon«Финансовая система и финансовая политика государства»
Из предложенных мне трех тем я выбрала «Финансовая система и финансовая политика государства». Она очень интересна, так как финансы...
Финансовая политика государства и механизм ее реализации iconФинансовая политика государства и механизм ее реализации
Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное...
Финансовая политика государства и механизм ее реализации iconКредитная политика государства и механизм ее реализации в условиях рынка

Финансовая политика государства и механизм ее реализации iconТема: "Экологическая политика государства в рыночной экономике и механизм ее реализации"
Тема: Экологическая политика государства в рыночной экономике и механизм ее реализации”
Финансовая политика государства и механизм ее реализации iconВопросы к экзамену кандидатского минимума по специальности 08. 00. 10
Финансовая политика государства и ее особенности в пореформенной России. Механизм влияния государственной финансовой политики на...
Финансовая политика государства и механизм ее реализации iconФинансовая система и финансовая политика государства
Они стимулируют снижение конкурентной способности на мировом рынке, формируют структуру производства, межотраслевые и территориальные...
Финансовая политика государства и механизм ее реализации iconФинансовая система и финансовая политика государства
Кроме того, все коммерческие и государственные организации, а также их работники втянуты в круг денежных отношений с государством...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы